Домой Виды займов Генеральные планы поселений населенных пунктов. Генеральный план населенного пункта

Генеральные планы поселений населенных пунктов. Генеральный план населенного пункта

Пресса активно обсуждает грядущее утверждение генпланов подмосковных территорий. Что из себя представляет генплан и каковы последствия его принятия для поселения, граждан и застройщиков?

На необходимость утверждения генеральных планов территорий в каждом поселении указал действующий Градостроительный кодекс, а принят он был еще в 2004 г. Однако и сегодня, через 10 лет с момента его принятия, не во всех городах и сельских округах имеется генеральный план.

И причины этого лежат на поверхности.

Во-первых, генеральный план - весьма объемный документ. В нем масса картографических материалов, по поселению в целом и его частям, положение о территориальном планировании. Не у каждого муниципального образования найдутся средства, чтобы подготовить и согласовать такой серьезный нормативный акт (а это именно нормативный акт, хотя частично и представленный в виде карт).


Во-вторых, нельзя исключать и коррупционную составляющую. В отсутствие генплана лишь собственная совесть мешает муниципальным служащим согласовывать и разрешать строительство объектов, не подходящих данной территории по назначению, нарушающих архитектурное единство и концепцию развития поселения.

Сегодня Правительство Московской области в очередной раз требует от городов и сел утвердить генеральные планы поселений - в 2015 г.

Зачем нужен генеральный план?

Этот документ позволяет спланировать развитие поселения или его территориального округа намного лет вперед:

  • установить градостроительное зонирование (выделить зоны различного назначения - рекреационные и жилые, деловые и промышленные и т.п.);
  • разместить инвестиционные площадки;
  • рассмотреть и оценить воздействие планируемых объектов на окружающую среду;
  • установить действительное и планируемое расположение дорог;
  • учесть риски чрезвычайных ситуаций;
  • «скомпоновать» на площадях поселения объекты местного, регионального и федерального значения, используя материалы территориального планирования на уровне РФ и Московской области.

После принятия генерального плана уже не получится построить мусоросжигательный завод по соседству (или в месте, неподходящем по направлению ветра) с жилыми кварталами или колбасным цехом.


Конечно, есть и другие нормативы - санитарно-гигиенические, строительные, которые по идее запрещают подобное «хулиганство» застройщикам и местным властям. Но практика показала, что нарушителям проще справиться с десятком технических норм (где-то допуски в своих документах «подтянем», где-то предусмотрим установку фильтров, а потом про них забудем), чем с документом, однозначно запрещающим строить конкретный объект на конкретном участке.

Более того, генеральный план, конечно, как любой нормативный акт теоретически можно обжаловать в суде по основанию его незаконности. Фактически же отменить его сложнее, чем любой другой закон или постановление.

Дело в том, что в процессе принятия проект генерального плана проходит через общественные слушания. И каждое лицо, в том числе и недовольный застройщик, может высказать свое мнение об этом документе и его законности. А в суде обязательным условием для принятия заявления о признании незаконным нормативного акта является нарушение прав заявителя этим актом. Поэтому первый вопрос, возникающий у судьи при обжаловании генерального плана: подавались ли заявителем возражения во время общественных слушаний.

Но и сама по себе подача таких возражений не решает дела в пользу застройщика: ведь генплан защищает общественные интересы, которые в глобальном смысле важнее интересов отдельного лица.
Отменить или изменить данный документ в административном порядке или с помощью законодательного органа нельзя - только после прохождения всей процедуры согласования и слушаний заново.

Итак, генеральный план - однозначно нужный для поселения документ. Он предусматривает правила застройки и долгосрочное территориальное планирование, которое изучается муниципальными специалистами различных сфер и рассматривается на общественных слушаниях, утверждается законодательным органом местного самоуправления. Благодаря этому, генеральный план очень сложно отменить или изменить в угоду частным интересам застройщиков.

Стратегия развития Московской области

Областная администрация обратила особое внимание на самые «запущенные» в архитектурном смысле города (например, Балашиха), а также города с особым статусом (Зарайск, Звенигород, Можайск).

Совместно с архитектурным бюро «Проект Меганом» была разработана концепция развития области. Предполагается классифицировать города по их назначению:

  • город-аттракцион,
  • город-памятник,
  • город-ярмарка,
  • город-фабрика.

Автор идеи Юрий Григорян считает, что очень важно соблюсти баланс между сохранением исторического облика подмосковных городов и их инвестиционной привлекательностью. Так, в городах-памятниках будут стараться максимально сохранить их исторический облик. Города аттракционы рассчитаны на максимальное привлечение туристов.

В качестве примера последнего можно привести Зарайск, известный своими сувенирами, в котором собираются развивать гостиничный и рекламный бизнес и общественное питание, транспорт, экскурсионные бюро и, само собой, предприятия по производству сувениров.

Что ожидает граждан и застройщиков?

После массового и продуманного в масштабе Московской области утверждения генеральных планов застройщики не смогут действовать по принципу «урвать кусок земли подешевле и построить на нем то, что лучше продается».

Выбирать землю под инвестпроекты придется с умом, учитывая требования генерального плана.

Будет сложно на землях ИЖС вести гибкую политику, которой пользуются многие девелоперы сегодня. Начав возводить «клубный поселок » из просторных коттеджей они, в погоне за ситуацией на рынке меняют вид разрешенного использования земельных участков (с ИЖС на «для строительства многоквартирного дома). Затем меняют формат поселка, застраивая свободные площади таунхаусами или трех-пятиэтажными многоквартирками. Если продажи идут хорошо, в крупных многоквартирных жилых комплексах начинают, как грибы, хаотично расти дополнительные многоэтажки (и сбоку парочка таунхаусов - якобы VIP-жилье). Страдают от такой политики жители, собиравшиеся жить в месте с определенной концепцией, с достаточной инфраструктурой. В итоге от концепции мало что остается, а инфраструктуры не хватает на всех.

Теперь панические меры застройщиков будут связаны генеральным планом, который может ограничить застройку в количественном плане, ее этажность и т.п. Уже не получится изменить вид разрешенного использования участка, если это пойдет в разрез с генпланом.

А вот для дачных и садовых участков за пределами поселений (и не входящих в планируемые границы их расширения) мало что изменится. Генеральные планы сел и городов их затронут лишь опосредованно. Например, возле крупной инвестплощадки, на которой строится завод, вряд ли можно возводить коттеджи без соблюдения санитарной зоны.

Граждане же, разумеется, выигрывают. Намного удобнее станет выбирать загородное жилье: кто-то предпочтет поселок, расположенный рядом с городом-аттракционом, где множество развлечений и, заодно отличная транспортная инфраструктура; а кому-то ближе тихое место рядом с городом-памятником, экологически чистое благодаря ограничениям на производство и строительство.

Подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов.

Подготовка генплана поселения, генплана городского округа может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящих в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территории поселения, округа.

Строительство новых и реконструкция существующих поселений, городских округов осуществляется в соответствии с генеральными планами , которые разрабатываются на 20 лет.

При этом необходимо предусмотреть резервы территории, обеспечивающие возможность дальнейшего развития поселения, городского округа за пределами указанного срока.

Генплан должен обеспечивать создание четкой планировочной структуры поселения, городского округа и его функциональное зонирование по видам использования:

Для размещения жилой и общественной застройки

Промышленности

Производственных, коммунальных и складских объектов

Сооружений внешнего транспорта

Мест отдыха населения

В генплане должна быть обеспечена высокая экономическая эффективность использования земель, создание производственно – селитебных комплексов, применение рациональной этажности застройки, взаимосвязанное размещение и организация транспортных и инженерных объектов (транспортно – инженерная инфраструктура).

В генплане предусматриваются мероприятия:

По охране воздушного бассейна

По охране источников водоснабжения

Снижению уровня шума, вибрации и электромагнитных излучений

По сохранению памятников архитектуры и культуры, градостроительных ансамблей, памятников садово-паркого искусства и органическому их включению в новую планировку и застройку.

Процесс выполнения работ состоит из 3 х основных этапов:

1. аналитического (изучение современного состояния и предшествующей истории объекта)

2. прогностического (оценка достигнутого уровня и разработка общей концепции развития)

3. синтетического или конструктивного (разработка конкретных проектных предложений)


Разработка генплана включает основные этапы:

1. изучение исходных данных об экономических, природных, демографических и других условиях.

2. подготовку топографической и геологической подосновы.

3. рекогносцировочное обследование.

4. разработку и сравнение вариантов проектного решения.

5. оформление графических и текстовых материалов.

6. согласование проектов с заинтересованными ведомствами.

7. общественное обсуждение проекта.

8. утверждение проекта.



Генеральный план – важнейший градостроительный документ , определяющий общую концепцию территориально – пространственного развития поселения или городского округа.

Он служит основой для всех последующих стадий градостроительного и архитектурного проектирования.

Генеральные планы поселений выполняются, как правило, в масштабе М 1:2000 – М 1:10000;

Генеральный план муниципального округа выполняется, как правило, в масштабе М 1:5000 – М 1:25000, иногда М 1:50000.

Лекция подготовлена доцентом

Кафедры градостроительства РГААИ

Шапошниковой Ю. А.

Литература:

1. Градостроительный кодекс РФ.

2. Федеральный закон № 131 РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

3. Яргина З. Н. и др. «Основы теории грдостроительства».

4. В. В. Владимиров, И. А. Фомин «Основы районной планировки».

5. Гутнов А. Э. «Эволюция градостроительства».

Строительство и реконструкция населенных пунктов (городов, поселков, сел) и промышленных предприятий осуществляются по проектам планировки и застройки. Их целью является организация застраиваемой территории по экономическим, архитектурным, гигиеническим и техническим требованиям. Проект - комплекс технических документов, содержащих технико-экономическое обоснование, расчеты, чертежи, пояснительные записки и другие материалы, необходимые для строительства или реконструкции объекта. Проект состоит из трех основных частей: экономической части; строительной части; технологической части.

Проекты гражданских зданий технологической части не имеют. Основным документом экономической части проекта является смета, которая служит основанием для финансирования строительства и контролем за правильным расходованием средств. Смета включает в себя полную стоимость строительства сооружения со всеми затратами, необходимыми для подготовки и осуществления строительства и пуска его в эксплуатацию. В строительную часть входит: Генеральный план - это крупномасштабный топографический план с проектом размещения основных элементов сооружений; проект организации строительства ПОС; строительный генеральный план; план вертикальной планировки; проектные продольные и поперечные профили трасс; размера отдельных элементов сооружений. Технологическая часть (только для промышленных сооружений) определяет технологию и организацию производства, вид предназначаемого и использованию оборудования, степень автоматизации. По каждому объекту назначается главный инженер проекта (ГИП). Проектирование ведется по отдельным этапам, которые называются стадиями строительства.

Инженерно-геодезическое проектирование входит в комплекс работ по разработке генеральных планов населенных пунктов, проектов сооружений и состоит из составления топографической основы в виде планов и профилей в необходимых масштабах; разработки генеральных планов; проектирования границ объектов недвижимости, геодезической подготовки проекта для выноса его в натуру, решения задач горизонтальной и вертикальной планировки, подсчета площадей, объемов земляных работ.

При промышленном и гражданском строительстве и реконструкции населенных пунктов осуществляется планировка и проектирование их территории. Для этого составляются генеральные планы развития населенного пункта.

При планировке населенных пунктов выделяют планировочную структуру территории. Планировочная структура территории населенного пункта формируется из функциональных зон. При этом для города выделяются следующие функциональные зоны:

Селитебная место размещения жилых районов, административных, учебных, научных, спортивных, медицинских, торговых (комплексов) центров, зеленых насаждений общего пользования (парковая);

Промышленная для размещения электростанций, заводов, фабрик, других производств и связанных с ними объектов;

Коммунально- складская - для размещения предприятий коммунального хозяйства, складов, баз, гаражей, трамвайных и троллейбусных депо, автотранспортных предприятий и.т.п.;

Внешнего транспорта- для размещения пассажирских и грузовых железнодорожных станций, портов, пристаней, железнодорожных и автомобильных магистралей, трубопроводного транспорта и его инфраструктуры и др.Особенностью зонирования сельских населенных пунктов является то, что выделяют только селитебную и производственную зоны.

Планировочная структура состоит из планировочных элементов, ограниченных красными линиями. Так для селитебной зоны Основным планировочным элементом является микрорайон. Микрорайон - часть жилой застройки, ограниченная красными линиями магистральных и жилых улиц.

Красными линиями называют границы между всеми видами улиц, а также между основными градообразующими элементами, такими как зоны жилой застройки и промышленной, зеленой, технической зонами и водными бассейнами. Параллельно красной линии размещаются линии застройки, которые, отступает от неё вглубь территории микрорайона на шесть метров на магистральных улицах и на три метра в жилых зонах. По линии застройки размещаются здания.

Структура генерального плана населенного пункта

Планировка и застройка населенных пунктов осуществляется на основе генерального плана. Генеральный план является основным градостроительным документом, он составляется на перспективу развития населенного пункта в течение двух- трех десятилетий. На генеральном плане города отражается комплексное решение всех его функциональных элементов, развитие жилой и промышленной застройки, сетей общественного питания, медицинского обслуживания, благоустройства и городского транспорта.

Структурно генеральный план содержит следующие графические и текстовые документы:

Чертеж генерального плана;

Опорный план существующего города (отражающий ситуацию на год выпуска генерального плана);

Проект размещения первоочередного строительства;

Архитектурные материалы - эскизы, характеризующие идею архитектурно-пространственной композиции;

Схемы развития внутреннего и внешнего транспорта;

Схемы, отображающие инженерное оборудование и инженерную

подготовку территории;

Схемы размещения социальной сферы- предприятий и учреждений медицинского и культурно- бытового обслуживания;

Пояснительную записку.

Масштаб топографических планов, используемых для создания генерального плана, зависит от размера населенного пункта. Например, для города с населением более 500 тыс. человек - 1:10000, для остальных населенных пунктов - в масштабах 1:5000- 1:2000.

Генеральный план города является основой для комплексного развития населенного пункта. На его основе разрабатываются проекты:

Планировки селитебных и промышленных зон;

Детальной планировки и эскизы застройки;

Инженерного оборудования территории;

Городского транспорта;

Благоустройства, озеленения и других мероприятий.

Состав: документы,текст Содержание: цели вопросы

1. Генеральный план городского и сельского поселения - основной документ, определяющий в интересах населения и с учетом государственных задач направления и границы территориального развития этих поселений, функциональное назначение и строительное зонирование территории, принципиальные решения по размещению объектов общегородского или общепоселкового значения, транспортному обслуживанию, инженерному оборудованию и благоустройству, защите территории от опасных природных и техногенных процессов, охране природного и историко-культурного наследия, распределение земель по видам собственности, очередности освоения территории.

2. Генеральные планы развития городов и иных поселений с численностью населения менее 100 тысяч человек разрабатываются в один этап . При этом генеральные планы городов, иных поселений с численностью населения менее 50 тысяч человек могут быть совмещены с проектами планировки.

3. Генеральные планы городов областного значения , правила землепользования и застройки городов областного значения утверждаются органами государственной власти области, а прочих городов и поселений - органами самоуправления соответствующих муниципальных образований в пределах их компетенции после согласования со всеми заинтересованными государственными органами и с учетом мнения населения.

Строительство новых и рекон­струкция существующих городов и дру­гих населенных мест осуществляется в соответствии с генеральными планами, которые разрабатываются на расчетный срок 20 лет. При этом необходи­мо предусматривать резервы террито­рии, обеспечивающие возможность дальнейшего развития городов за преде­лами указанного срока.

Генеральный план должен обеспечи­вать создание четкой планировочной структуры города или другого населен­ного места и функциональное зонирова­ние его территории по видам использо­вания: для размещения жилой и общественной застройки, промышленности, агропромышленных комплексов, дру­гих производственных, коммунальных и складских объектов, сооружений внеш­него транспорта, мест отдыха населения. В генеральном плане города должна быть обеспечена высокая экономическая эффективность использования земель, объединение промышленных предприя­тий в группы (промышленные ком­плексы), применение рациональной этажности застройки, взаимосвязанное размещение и организация транс­портных и инженерных объектов (транспортно-инженерной инфраструктуры). В генеральном плане предусматривают мероприятия по охране воздушного бас­сейна от вредных веществ, выделяемых промышленностью и транспортом, ох­ране источников водоснабжения, водое­мов и почвы от загрязнения промыш­ленными, бытовыми сточными водами и отходами; снижению уровня шума, ви­брации и электромагнитных излучений.

Генеральный план - основной документ, определяющий планировочную структуру города, его функциональное зонирование.размещение центров обслуживания, организацию транспортных связей и инженерного оборудования.

Статья 23 ГК РФ.

1. Подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов (далее также - генеральные планы) осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов.

2. Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта могут также осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

3. Генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского окрута;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

4. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:

1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

5. На указанных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:

1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:

а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;

б) автомобильные дороги местного значения;

в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;

г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;

2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

6. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

7. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат:

1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения поселения, городского округа;

2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования;

3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий;

4) утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования

5) утвержденные документом территориального планирования муниципального района сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории поселения, входящего в состав муниципального района, объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанного документа территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;

6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

7) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

8. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают:

1) границы поселения, городского округа;

2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа

3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;

4) особые экономические зоны;

5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

6) территории объектов культурного наследия;

7) зоны с особыми условиями использования территорий;

8) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

9) иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.

    Архитектурно-планировочная организация жилых зон города. Структурная единица жилых зон.

1. Селитебная зона должна располагаться с наветренной стороны по отношению к промышленной зоне. Для размещения данной зоны отводят участки с наиболее благоприятными природными и санитарными условиями, по возможности вблизи поверхностных водных объектов, массивов зелени. Селитебная зона предназначена для жилых районов, общественных центров, зеленых насаждений.

Структура селитебной территории зависит от величины города, его функциональной характеристики (промышленный, курортный, город науки и т.д.), природных условий..

В состав селитебных территорий входят жилые районы или их группы численностью до 150 и более тыс. чел., имеющие общую архитектурно-планировочную организацию. Жилые районы, состоящие из микрорайонов (объединенных общественным центром), размещаются в пределах селитебной территории малых и средних городов, а в больших, крупных и крупнейших - в пределах планировочных (городских) районов.Численность населения жилого района принимается в крупнейших и крупных городах от 40 до 80 тыс. чел., в больших и средних - от 25 до 40 тыс. чел. Границами их являются естественные и искусственные рубежи: реки, каналы, водоемы, массивы зеленых насаждений, улицы, дороги и т.п.

Наилучшая организация жилого района предполагает членение его намр-ны . Районы сложившейся застройки допускается формировать из кварталов.Мр представляет собой основную структурную единицу жил.застройки.

В современном микрорайоне могут проживать 10-20 тыс. чел. и более в зависимости от величины города. Территория микрорайона определяется в границах межмагистральных территорий, отмеченных красными линиями, при обеспечении доступности для населения основных объектов обслуживания микрорайонного значения на расстоянии 500 м.

Микрорайон представляет собой структурную единицу селитьбы, связанную с повседневным обслуживанием. Численность населения микрорайона составляет 7 тысяч жителей, площадь 55 га. В микрорайоне размещаются детские учреждения,школа и обществ.-торговый центр повседневного обслуживания с радиусом обслуживания не более 500м.

Условная линия, разделяющая территорию жилой застройки и территорию улиц, проездов и площадей называется красной линией. Расположение зданий на жилой территории по отношению к красной линии может быть различным. Жилые дома в микрорайоне для защиты от неблагоприятного влияния городского транспорта рекомендуется располагать с отступом от красной линии на 3 - 6 м и использовать полосу между красной линией и линией регулирования застройки для посадки зеленых насаждений.

Выбор типа застройки зависит от многих факторов: рельефа местности, ветрового режима территории, наличия зеленых насаждений, автодорог, условий инсоляции, проветривания застройки.

Системы жилой застройки микрорайона:

а) периметральная (вдоль улиц по четырем сторонам квартала, образуя замкнутый квадрат) - это сплошная застройка квартала без отступов от тротуаров внутрь квартала. Отрицательной стороной периметральной застройки при небольшой ширине улицы является сложность обеспечения хороших условий инсоляции жилищ и проветривания территории микрорайона;

б) строчная (здания располагаются параллельно друг другу). Использование строчной застройки позволяет успешно решить вышеназванные вопросы, однако возникают трудности с организацией внутренней территории микрорайона;

в) группами домов. Групповая застройка применяется при строительстве крупных микрорайонов с многоэтажной застройкой;

г) свободная застройка ..

Квартал является основной структурной единицей функционально-планировочной и архитектурно-пространственной организации исторически сложившихся районов жилой застройки. Различают кварталы преимущественно жилые, смешанного назначения, преимущественно нежилые. Они включают в себя жилые участки, промышленные предприятия, коммунально-транспортные, торговые, административно-общественные учреждения.

При комплексной реконструкции внутреннее пространство квартала приобретает новое функциональное значение, так как меняется качество жилой среды, функционирование нежилых объектов. Важно распределить зонирование жилой и нежилой общественных зон, которое может быть достигнуто как по горизонтали, так и по вертикали, с размещением в нижнем уровне и подвальных этажах общественных объектов (рестораны, зрительные залы, гаражи, временные стоянки, пешеходные проходы, торговые пассажи). На крыше этих сооружений, в уровне земли и нижних этажей организуют жилую зону отдыха с площадками, благоустройством и озеленением. Разделяя жилую и общественную зоны, четко фиксируют изолированные в них входы. Различают 6 видов застройки квартала:

    Сплошная

    Замкнутая (периметральная);

  • Групповая

    Строчная

    Смешанная

Сплошная застройка Характеристика: вся территория квартала застраивается почти сплошь как по линии улиц, так и внутри. Минусы: дворы-колодцы, что обуславливает недостаточную аэрацию и естественную освещенность.

Периметральная застройка Характеристика: по периметру идет сплошная застройка зданиями, а внутри квартала располагаются дворы. Плюсы: 1)внутри домов создаются площадки, где располагаются детские учреждения - защищены от уличного шума. 2) половина окон - на тихую сторону 3) во дворах создается некое городское общество Минусы: 1) половина окон на шумной стороне улиц 2) не всегда ориентация окон располагается в нужную сторону 3) ухудшаются условия проветривания

Рядовая застройка Характеристика: здания строятся сплошь по двум противоположным сторонам квартала.

Групповая застройка Характеристика: здания строятся группами, между которыми имеются разрывы. Считается наиболее выгодной с гигиенической точки зрения. Плюсы: 1)город становится более красивым 2) много места для озеленения 3) легко выбрать правильную ориентацию.

Строчная застройка Характеристика: здания располагаются по оси меридиана при соблюдении необходимых разрывов. Плюсы: 1) городской шум не мешает горожанам 2) лучшие условия аэрации 3) солнечного облучения достаточно с обеих сторон здания.

Смешанная застройка Характеристика: комбинированная застройка, сочетание нескольких видов застройки в квартале. Перспектива за смешанной застройкой.

На селитебной территории с целью создания наилучших условий для проживания населения предусматриваются:

Размещение повторяющихся структурных элементов городской застройки - жилых районов и микрорайонов;

Четкая дифференциация трасс для го­родского транспорта и для пешеходов, обеспечивающая безопасность передвижения населения, необходимую скорость движения транспортад оптимальные расстояния от квартиры до остановок общественного транспорта и до мест парирования автомобилей индивидуального пользования;

Размещение системы общественных центров.с учетом последующего ее развития на расчетный срок и на более далекую перспективу;

Создание системы озелененных бульваров и аллей, изолированных от трасс городского транспорта (или развязанных с ними в разных уровнях) в направлении от жилых "зданий к общественным центрам и отдель­ным общественным зданиям, озелененным территориям и спортивным устройствам по­вседневного и периодического пользования;

Размещение защитных зон между жилыми зданиями, территориями для отдыха и промышленными и складскими территориями, городскими дорогами, магистральными улицами, предприятиям коммунально-хозяйственного назначения (котельные, гаражи).

В зависимости от конкретной градостроительной ситуации (размер микрорайона, конфигурация его плана, этажность жилых домов, принцип группировки и размещения обслуживающих учреждений, рельеф местности, наличие водоемов и зеленых насаждений) архитектурно-пространственная организация микрорайонов различна. В наиболее общем виде планировка микрорайонов может быть осуществлена на основе как единой, так и расчлененной на группы жилых зданий архитектурно-пространственной организации территории.

По условиям размещения в отношении сторон света жилые здания проектируются трех типов:

Для меридиональной ориентации (часть секционных и все здания гостиничного типа и типа общежитий);

Для широтной ограниченной ориентации (часть секционных зданий и все здания галерейного типа);

Для неограниченной ориентации (часть секционных зданий и блокированные здания) .

Планировочная структура. Органичное единство всех элементов селитебной территории, а также взаимосвязь всех функциональных зон города обеспечивает проект планировки, планировочную структуру. Планировочная структура селитебной территории устанавливает целесообразное и рациональное взаиморасположение составляющих ее элементов: жилой застройки, общественных центров, территорий отдыха населения. Планировочная структура определяется размещением основных функциональных узлов и сетью транспортных магистралей и дорог, соединяющих эти узлы, а также все функциональные территории города. Размещение предприятий и общественных центров предпочтительно на участках, прилегающих к основным транспортным узлам и магистралям, что обеспечи­вает удобство транспортной доступности для жителей. Планировка селитебной территории должна обеспечивать параметры окружающей среды, удовлетворяющие санитарно-гигиеническим требованиям, а также способствовать эстетизации среды обитания жителей, созданию архитектурного своеобразия данного города (поселения).Планировочная структура селитебной территории строится в зависимости от ряда факторов: масштабов города (поселения), его экономической ориентации, предполагаемых темпов роста и имеющейся строительной базы, природных факторов района строительства и др.

Основным принципом в разработке планировочной структуры селитебной территории является создание максимально комфортных условий для жителей в осуществлении ими всего комплекса жизненных процессов. При этом должны быть обеспечены удобная связь общественным транспортом мест проживания людей с местами приложе­ния труда, отдыха, спорта, а также нормируемая пешеходная доступность объектов общест.назначения, размещенных в жилых комплексах.

Планировочные схемы застройки селитебной территории. Городская застройка должна быть комплексной, наряду с жилыми домами одновременно должны возводиться объекты общественного назначения. Сеть учреждений общественного обслуживания строится, как правило, по ступенчатой системе на базе двух основных принципов: максимального приближения объектов повседневного обслуживания к жилым комплексам (а также учреждениям и предприятиям, размещенным в селитьбе) и сосредоточения объектов обслуживания периодического и эпизодического посещения в крупных центрах районного и городского значения (рис. 2.1, 2.2). В це­лях наиболее полного удовлетворения запросов населения в общественных центрах воз­можно кооперирование объектов обслуживания различных отраслей.

Исходя из функций объекта обслуживания и местонахождения людей, на город­ской территории выделяют:

A. Объекты, сопутствующие месту жительства (объекты ежедневного пользования) - детские сады - ясли, школы, спортивные залы и др,

Б. Объекты, находящиеся в пределах пешеходной доступности от различных мест нахождения людей, но не связанные с их местом жительства - кафе, столовые, ап­теки, отделения связи, магазины продовольственных товаров и др.

B. Объекты периодического и эпизодического пользования.

Г. Уникальные, специализированные объекты и комплексы.

Принципы комплексности застройки и архитектурно-пространственного формирования города с включением объектов общественного назначения лежат в основе мирового градостроительства.


    ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОР ЦЕНТРА. Общественно деловые зоны

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общ питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, администр, научно-исследовательских учреждений, культовых зд, стоянок авто транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

В перечень объектов недвижимости, разрешенных к размещению в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

В исторических городах в состав обществ-деловых зон могут включаться памятники истории и культуры.

Структура общ центров города зависит от его величины, административного значения, места в системе расселения, народнохозяйственного профиля. С ростом города пространственно развивается и усложняется структура общ центров.

Малый город обычно имеет компактный общегородской центр, выполняющий одновременно функции периодического и повседневного обслуживания.

В больших и крупных городах система центров получает пространственное развитие: формируются центры жилых и планировочных районов, центры в зонах труда и отдыха. В крупнейшем городе - развитая пространственная система центров, главным элементом которой является центральный район - обширная по территории зона города, в пределах которой выделяется ядро центра с преобладающим удельным весом административно-общ функций. Центральный район крупнейшего города, помимообщ зданий, включает значительный удельный вес жилой застройки, к организации которой предъявляются специальные требования.

По функциональному содержанию общественные центры могут быть многофункциональными и специализированными. Наиболее многофункционален общегородской центр. Наряду с этим в городах формируются лечебно-оздоровительные, спортивные, учебные и другие специализированные центры. Как правило, специализированные центры вместе с основной функцией выполняют ряд дополнительных и обслуживающих функций например, функции торговли и общ питания, спортивных и зрелищных центров.

Функциональный профиль города отражается на содержании и структуре его общ центров. Так, в городах-админ центрах формируется развитая зона административных учреждений. Как правило, она пространственно сочетается с общ функциями центра и образует многообразные по назначению администр-обществ комплексы. В городах-курортах и туристических центрах развиваются функции лечебно-оздоровительные, культурно-просветительные. В городах - научных и образовательных центрах комплекс гор центра включает в ряде случаев научные учреждения и учебные заведения.

Общ центр города осуществляет обслуживание гор населения, а также населения, тяготеющего к городу района. Межгородское значение могут иметь центры не только крупных, но и малых или средних городов. Особенно велика доля сопряженного населения в городах, являющихся администр центрами района, области, края, республики.

В крупнейшем городе общ центр формируется как обширная по территории зона и помимо общ функций выполняет и жилые - необитаемая вечером зона дневной активности имеет ряд недостатков.Возможны и целесообразны в центре, по крайней мере, три вида жилой застройки: временные жилища - гостиницы, общежития, пансионаты, квартиры, рассчитанные на короткие сроки проживания, и т.п., потребители которых не нуждаются в школах и детских учреждениях, внешних жилых зонах; служебные квартиры администр и технического персонала, пребывание которого на территории гор центра должно быть постоянным; жилища, совмещенные с местом приложения труда представителей некоторых профессий - например, мастерские, студии и т. п.

Планировочная структура гор центра.

Территорию гор центра формируют участки общ зданий, озелененные территории, площади, пешеходные пути, проезды и стоянки. Размеры территории центра значительно различаются в зависимости от состава объектов, характера планировки и застройки до 50% территории центра занимают трансп и пешеходные пути, озелененные территории. В целом территория обще-гор центра для условий средних, больших и крупных городов составит укрупнено на одного жителя 3-5 кв.м.

Общие требования к планировочному решению центра: удобная связь его с селитебной зоной города, размещение основных объектов в доступности до 200м от остановок общ транспорта, изоляция от транзитного движения, организация пешеходных путей, связывающих все функциональные зоны и элементы центра.

Планировочная структура гор центров обуславливается их функциональным содержанием, общей вместимостью учреждений и открытых пространств, местом в плане города, характером природного ландшафта. Можно различить компактные, линейные и расчленённые схемы центров.

Компактность и внутренняя пешеходная доступность характерны для центров малых городов, а также для центров районов и микрорайонов в селитебной зоне. Простейший тип компактного центра - пешеходная площадь, застроенная по периметру. Развитие этого типа ведёт к островной застройке и расчленению территории площади на функц зоны.

Общей чертой компактных пешеходных центров малых и средних городов является объемно-пространственное единство, несложная планировочная конфигурация и возможность единовременного зрительного восприятия как изнутри, так и снаружи.

В простейшем виде линейный центр может представлять собой главную улицу города или района с магазинами, культурно-зрелищными и администр учреждениями. Здесь пешеходные пространства могут быть представлены расширенными тротуарами или бульварами вдоль проезжей части улицы.

Линейный центр может располагаться между двумя дорогами одностороннего движения, если расстояние между ними не превышает 100-150 м. Такой островной прием позволяет обеспечивать удобное трансп обслуживание и близкую пешеходную доступность остановочных пунктов.

В протяженных центрах-эспланадах и обширных по территории узловых центрах предусматривается обслуживание транспортом.

С ростом города структура общ центра усложняется, включая ряд взаимосвязанных общ комплексов, площадей, улиц, озелененных участков. Система центра крупнейшего города представлена ядром центра и развитой сетью различных по функциям административно- общ комплексов. В ряде случаев возникает задача вынесения элементов гор центра торговых.зрелищных, спортивных, медицинских и др. на границу города для обеспечения функций межселенного обслуживания.

Планировочная структура центрального района крупнейшего города и ядра центра представляет собой сложное пространственное сочетание и наложение общегородских административно-общ функций.функций жилища и повседневного обслуживания. Важной задачей организации центра является: упорядочение и дифференциация пространственной организации общегородских функций центра и сохраняемых на его территории функций жилища; интенсификация освоения территории центра; упорядочение трансп и пешеходных систем; сохранение и рациональное использование исторически сложившейся городской среды.

    РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЕ ГОРОДА.

Производственную зону города составляют городские промышленные районы, которые формируются на основе кооперирования предприятий, вспомогательных и обслуживающих объектов, инженерных сооружений, а также связанных с ними общественных и научно-исследовательских центров. Планировочная структура промышленного района должна быть взаимосвязана со структурой всего города.

В основе промышленных районов выделяются промышленные узлы, формирующиеся на основе объединения и кооперирования предприятий, однородных по отраслевым и технологическим характеристикам, по комплексному использованию транспортной и инженерной инфраструктуры.

Промышленные предприятия размещают в основном на специально выделяемых в городе производственных территориях. Размеры производственных терри­торий зависят, главным образом, от профиля производства. В процессе роста и развития городов формируются крупные промышленные зоны, занимающие территорию до 5000 - 6000 га с численностью работающих до 150 - 200 тыс. чел.

Предприятия располагают не разрозненно, а объединяют в группы с кооперацией энергетических, вспомогательных и обслуживающих объектов. Эти группы предприятий с их общей территорией образуют промышленные районы. На территории промышленного района могут располагаться одна или несколько групп предприятий (промышленных узлов). В современных индустриальных городах промышленные районы занимают в среднем 25 - 35% территории.


Планировочная организация промышленных районов основывается на зонировании территории по характеру ее использования с выделением зон производственной, подсобных объектов (объекты энергетического и водооборотного хозяйства, очистные сооружения и др.), складской, транспортной и предзаводской. Кроме того, для промышленных районов, расположенных на границе с селитьбой может быть выделена зона общественных центров.

Территория промышленного района выбирается с учетом природно-климатических, инженерно-геологических и топографических условий местности. Для удаления обеззараженных сточных вод территория должна иметь уклон в пределах 0,003 - 0,03. Во избежание возможного затопления промышленных площадок паводковыми водами, отметки поверхности площадок должны превышать расчетный горизонт паводковых вод не менее, чем на 0,5 м. Чтобы исключить возможность затопления подземных сооружений среднее превышение поверхности промышленной территории над отметкой наивысшего уровня фунтовых вод должно быть не менее 7 м.

Определяющими при размещении промышленных предприятий являются санитарно-гигиенические характеристики производства, которые в значительной степени влияют на условия формирования промышленных районов и всей структуры города. Промышленные районы, в зависимости от класса санитарной вредности и грузооборота предприятий, действующими нормами подразделяются на три типа

Крупные металлургические, химические, нефтеперерабатывающие заводы , а также предприятия, связанные с разработкой полезных ископаемых создают большие концентрации производственных вредностей и оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье и санитарно-гигиенические условия жизни населения. Расстояние от таких районов до селитебной территории устанавливается в каждом отдельном случае в зависимости от технологии, эффектив­ности улавливания производственных вредностей, взрыво- и пожароопасное производства.

К предприятиям, выделяющим незначительные производственные вредности и не требующим полной изоляции от селитебных зон, но связанным со значительным грузооборотом и необходимостью устройства подъездных железнодорожных путей, относятся машиностроительные, текстильные, пищевые предприятия. Санитарно-защитная зона между ними и селитебной территорией может быть 50-1000 м. Из-за необходимости обслуживания железнодорожным транспортом такие районы целесообразно размещать на границе селитебной зоны.

К предприятиям, не оказывающим вредного влияния на условия жизни населения и имеющим незначительный грузооборот, относятся заводы точной механики, приборостроения, оптики. Такие предприятия не требуют изоляции от селитебной зоны и могут располагаться в ее пределах. Роль санитарно -защитной зоны может выполнять озелененная транспортная магистраль.

Планировка промышленных районов, располагаемых в удалении от селитебной зоны, в малой степени связана со структурой города. Их связь формируется только транспортными магистралями. Промышленные районы, непосредственно примыкающие к границам селитебной зоны, включаются в систему городских магистралей. Их структура должна решаться с учетом планировки и застройки прилегающих к ним районов города. Архитектурно-планировочная структура промышленных территорий, расположенных внутри города, определяется пространственной характеристикой окружающих жилых районов и формируется в тесной взаимосвязи с ними.

При размещении промышленных предприятий следует учитывать также масштабы потребления ими электроэнергии, воды, напряженность грузооборота, наличие железнодорожного внутреннего транспорта. Например, предприятия по производству алюминия, электрометаллургии стального литья располагают вблизи ГЭС, ГРЭС, высоковольтных линий электропередачи; целлюлозно-бумажные комбинаты, ТЭЦ и т.п. размещают вблизи крупных водоемов(при этом необходимы эффективные очистные соору­жения).

Большую роль в определении места производственной территории в плане города играет направление господствующих ветров, определяемое в соответствии с розой ветров. Промышленные районы с вредными предприятиями следует располагать с подветренной стороны по отношению к ближайшей жилой застройке, продольную ось территории предприятия рекомендуется располагать параллельно или под углом не более 450 к направлению господствующих ветров.

Одним из главных критериев определения границ и размеров промышленно-селитебного района являются затраты времени на передвижение основной массы работающих (75 - 80%) от мест приложения труда до мест их проживания. Это время не должно превышать 30 мин (в один конец).

На территории промышленных рай­онов размещают производственные предприятия (промышленные, энергетические, транспортные), проектные, научные и учебные центры, транспортные и инженерные устройства, Дороги, учреждения обслуживания работающих в промышленном районе. Размеры промышленных районов зависят от характера производств и их территориальной группировки, условий транспортного обслуживания производства и обеспечения трудовых связей населения. В малых и средних городах целесообразно формирование единого промышленного комплекса. В больших, и тем более в крупных городах обычно формируется два или несколько промышленных комплексов.

Основными функциональными зонами промышленного района являются: производственная зона, в которую включаются площади промышленных предприятий и связанных с ними объектов; зона складского и энергетического хозяйства; транспортная зона - территории подъездных путей сортировочных станций, погрузочно-разгрузочных сооружений; зона общественных и обслуживающих центров, в которой размещаются учреждения культурно-бытового обслуживания, научно-исследовательских и административно-хозяйственных учреждений, объекты технического обслуживания общерайонного значения С целью защиты от производственных вредностей между промышленным районом и селитебными территориями формируется санитарно -защитная зона, планировочная организация которой основывается на зонировании ее территории с выделением зон припромышленного озеленения, приселитебного защитного озеленения и зоны, в пределах которой прокладывают транспортные и инженерные коммуникации, располагают коммунальные, административно-хозяйственные, инженерные объекты и сооружения, связанные с промышленным районом.

7.Функциональное зонирование и планировочная структура города. Понятие, примеры. Основные типы планировочной структуры городов

При всём многообразии городов существуют некоторые понятия, общие для любого типа поселений, с помощью которых принято описывать их строение, функционирование и развитие. Одной из основных моделей территориальной организации города является его функциональное зонирование.

Функциональное зонирование - это дифференциация территории по характеру использования, т.е. по типу функционального назначения.

Выделение функциональных зон позволяет создать наилучшие условия для основных форм жизнедеятельности городского населения - труда, быта, отдыха, поскольку каждый из этих видов деятельности предъявляет специфические требования к размещению и организации городского пространства.

Чёткое разделение города на зоны труда, селитьбы и отдыха не всегда было характерным для организации городских поселений. Промышленная революция и концентрация производства определили новые принципы зонирования городов. Впервые они были сформулированы в проекте индустриального города Тони Гарнье. Новизна планировочных идей Гарнье состояла в том, что он предложил ясные разграничения между функциями города жильё, труд, отдых, обучение, движение и как следствие этого - организацию транспортного и пешеходного движения; планировку жилых районов без замкнутых дворов, пронизанных непрерывными зелёными пространствами со свободными от транзита пешеходными путями и площадями, со школами на открытых участках и многочисленными спортивными площадками.

Большой вклад в теоретическую и практическую разработку принципов комплексной функциональной организации городов внесли интернациональные конгрессы новой архитектуры CIAM, объединившие многих ведущих архитекторов стран Западной Европы во главе с Ле Корбюзье. В 1928г. первая декларация CIAM так определила программу функционального зонирования города: Градостроительство - это организация функций коллективной жизни, применима в равной степени, как к сельским местам, так и к городским агломерациям. Оно не может быть обусловлено установленными эстетическими претензиями - сущность градостроительства в его функциональной природе.

В 1933 г. в Афинах состоялся 4 конгресс CIAM, который сформулировал принцип функционального зонирования, как одно из главных положений современного градостроительства. Итоговый документ конгресса, получивший название Афинской хартии, стал по выражению одного из его создателей азбукой современного градостроительства.

Принцип функционального зонирования в большей мере сохраняет своё значение в практике развития современных городов. В современном городе можно выделить следующие основные функциональные зоны : селитебная, промышленная, коммунальная, складская, внешнего транспорта и отдыха. Каждая из этих зон характеризуется определёнными количественными параметрами, условиями взаимного расположения по отношению друг к другу.

Селитебная зона, т.е. зона жилой застройки, составляет примерно половину всей территории города.

Территория промышленной зоны в зависимости от характера производства и его вредности требует санитарно-защитных разрывов 50-3000 м, озеленённых не менее чем на 40%. При больших разрывах территория относится к пригородной зоне.

Складская зона проектируется из расчета 3-5 м кв. на одного жителя.

Коммунальная зона включает территорию водозаборов, очистные сооружения канализации, теплоцентрали, кладбища и др. размещаемые с разрывом от селитебных зон.

Зона внешнего транспорта может занимать до 10% территории города.

Лесопарковые зоны отдыха входят в пригородные зоны.

Общегородской центр - как правило, являет собой полифункциональную зону.

Интеграция городских функций является одним из наиболее характерных признаков современного градостроительного развития.

Планировочная структура города .

Если функциональное зонирование отражает прежде всего различия в характере использования и пространственной организации различных частей города, то планировочная структура характеризует городской организм в единстве взаимосвязи различных его частей элементов.

Характеристики планировочной структуры получают наиболее наглядное выражение в размещении основных функциональных узлов и конфигурации транспортных связей между функциональными зонами города. Транспортная инфраструктура не только фиксирует планировочную структуру, но и во многом предопределяет её последующее развитие. Причина этого не только в том, что объекты транспортного строительства - городские магистрали, путепроводы, линии общественного транспорта особенно метрополитен в городах-миллионерах - дорогостоящие и поэтому одни из наиболее стабильных элементов городской планировки. Помимо этого территории, прилегающие к главным узлам и осям транспортной инфраструктуры, наиболее выгодные, комфортные с точки зрения транспортной доступности. Это делает их предпочтительными для размещения важнейших объектов городского строительства - мест приложения труда, уникальных учреждений обслуживания. Таким образом, конфигурация транспортной инфраструктуры закрепляется в планировке города тяготеющими к ней участками с наиболее высокой интенсивностью освоения городского пространства. Вместе они составляют относительно неизменяемую, устойчивую во времени основу пространственно-планировочной организации города, для обозначения которой в современной градостроительной литературе используют термин каркас.

Каркас - воплощение многих важнейших свойств планировочной структуры . В обобщённом виде он фиксирует геометрию плана и тем самым предопределяет тенденции дальнейшего территориального развития города. Одновременно каркас фиксирует наиболее значимые с точки зрения социальных коммуникаций зоны высокой концентрации городских функций и населения. Благодаря этому выделение каркаса существенно дополняет функциональное зонирование, схемы которого фиксируют наличие различных функциональных зон безотносительно к интенсивности освоения пространства. Каркас, напротив, выделяет городские пространства по интенсивности их освоения и удобству транспортной доступности, безотносительно к типу функционального использования территории.

Выявление каркаса становится важнейшей задачей градостроительного исследования, имеющей практическое значение для эффективного управления развитием города.

Дифференциация территории города по интенсивности её освоения не ограничивается выделением структурного каркаса. Комфортность среды обитания определяется не только условиями хорошей доступности, функциональной насыщенности территории, но и такими экологическими характеристиками, как санитарно-гигиенические, эстетические, историко-культурные. Благоприятные экологические показатели часто несовместимы с высокими показателями интенсивности освоения территории. Всесторонний учёт природно-ландшафтных факторов, продуманное включение в систему планировки и бережное сохранение имеющихся зелёных массивов и акваторий, рекультивация пришедших в упадок городских ландшафтов, борьба с загрязнением воздушного и водного бассейнов за счёт рационального взаиморазмещения объектов и зон - таковы основы современной экологической политики города.

Отражением такой политики является требование учёта экологической инфраструктуры - единой системы культивированных природных ландшафтов, при формировании планировочной структуры города и выделении каркаса.

Развитие города.

Реальное многообразие развития планировочных структур городов безгранично. Однако существуют некоторые стереотипные приёмы и общие закономерности. Для их выявления целесообразно использовать различия между городами по взаимосвязанным характеристикам территориального развития городской структуры и организации внутригородских коммуникаций.

Пространственное развитие города, в зависимости от исторических условий и эволюции его функций, можно свести к трём основным архитектурно-планировочным формам :

Уплотнение городской застройки, интенсификация использования территории

Расширение границ города и освоение прилегающих территорий

Отпочкование от города новых пригородных самостоятельных районов или городов спутников, территориально не соприкасающихся один с другим.

В различные исторические периоды градообразования прослеживаются все указанные выше формы во взаимодействии.

Фундаментальные стереотипы освоения пространства:

1. Компактная центрическая структура - наиболее распространённый тип города в допромышленную эпоху. Её главные достоинства - компактная форма плана, хорошая доступность центра, наименьшая степень нарушения природного окружения при точечной концентрации расселения. С древнейших времён и вплоть до 20 века мечты об идеальном городе связывались с компактной формой моноцентрического плана. Однако преимущества этой системы могут быть реализованы в полной мере лишь при ограниченных размерах поселения. При увеличении же этих размеров преимущества быстро переходят в свою противоположность. Периферийные районы оказываются отрезанными от центра, а центральные - отрезанными от природного окружения.

2. Линейная структура . Древнейшим прототипом линейного плана может служить распространённая разновидность сельского поселения - ряд домов, вытянувшихся вдоль дороги. Линейную структуру издавна получали города, расположенные на затеснённых участках прибрежной полосы морей и больших рек, горных долин и т.п.

3. Решётчатая сетевая структура . Предполагает относительно равномерное освоение территории, что объективно необходимо применительно к крупномасштабным территориальным системам.

4.8 При планировке и застройке городов и других поселений необходимо зонировать их территорию с установлением видов преимущественного функционального использования, а также других ограничений на использование территории для осуществления градостроительной деятельности.

Перечень функциональных зон документов территориального планирования может включать зоны преимущественно жилой застройки, смешанной и общественно-деловой застройки, общественно-деловой застройки, производственной застройки, смешанной застройки, инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные зоны, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, в том числе зоны размещения военных и иных режимных объектов, зоны кладбищ, прочие зоны специального назначения.

Схема функционального зонирования города

1- центр города; 2- селитебная зона; 3- промышленная зона; 4- коммунально-складская зона; 5- зона внешнего транспорта; 6- санитарно-защитная зона; 7- городской парк; 8- спорткомплекс; 9- граница города

К основным планировочным элементам города относят:

1. Жилые здания, объединенные в жилые микрорайоны и кварталы.

2. Здания административно-общественных учреждений и учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания населения.

3. Внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования.

4. Улицы и площади, набережные, мосты и туннели.

5. Промышленные предприятия.

6. Устройства внешнего транспорта: железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного.

7. Коммунальные предприятия и сооружения: устройства внутригородского транспорта, городского водопровода и канализации, электростанции и теплоэлектроцентрали, газовые заводы.

8. Кладбища и крематории.

9. Водоемы естественные и искусственные.

10. Санитарно-защитные зоны.

1 - общественный центр; 2 - жилая территория; 3 - озелененная территория; 4 - промышленная зона.

Основной градостроительный документ, определяющий в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий поселений, городских округов, установление и изменение границ населенных пунктов в составе поселений и городских округов, функциональное зонирование территорий, планируемое размещение объектов местного значения городских округов (поселений), развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.

Генеральный план ‑ гарант соблюдения прав физических и юридических лиц при принятии органами местного самоуправления городских округов (поселений) решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую.

Главная задача современного генерального плана – определить путь последовательного преобразования территории. Любое градостроительное действие должно быть увязано с решениями ранее утвержденных документов территориального планирования, учитывать все факторы, связанные с современным состоянием и использованием территории.

Объекты административно-территориального деления;

Объекты планировочной организации территории;

Функциональные зоны;

Зоны размещения объектов капитального строительства местного, регионального, федерального значения.

  1. Экономическая и юридическая основа проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований /проекта ппзз/ Правила землепользования и застройки:

это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.(применительно ко всем территориям поселений)

Цели разработки правил землепользования и застройки:

Создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

Создание условий для планировки территорий муниципальных образований;

Обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

Создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Главная задача правил землепользования и застройки - разрешение противоречий между населением, бизнесом и властью.

Включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:

1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;

2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;

3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;

4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;

5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;

6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Новое на сайте

>

Самое популярное