Домой Полезные советы Что значит финансовое оздоровление банка. Санация банка: что это для вкладчика

Что значит финансовое оздоровление банка. Санация банка: что это для вкладчика

Дата: 30.08.2010

Финансовое оздоровление банков

В последнее время в СМИ нередко появляются сообщения о ликвидации того или иного банка. Однако далеко не все знают о том, что занимающееся ей Агентство по страхованию вкладов призвано выполнять и другую функцию - проводить финансовое оздоровление кредитных организаций, которые еще можно спасти. Особенно актуально это в тех случаях, когда банк играет системообразующую роль в экономике страны в целом и какого-либо региона в частности. О том, какие кредитные организации могут претендовать на проведение в их отношении процедуры санации, об ее особенностях, ходе и результатах «Долговому Эксперту» рассказал Георгий Агапцев, директор департамента реструктуризации банков Агентства по страхованию вкладов.

Долговой Эксперт: Санация – одна из функций АСВ. В чем суть финансового оздоровления банков? Каковы мотивы возникновения санации?

Георгий Агапцев: Этой функцией Агентство было наделено Федеральным законом от 27.10.2008 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года». Необходимость законодательного закрепления вопросов, связанных с санацией, вызвана мировым финансовым кризисом и начавшимся во второй половине 2008 года кризисом ликвидности банковской системы России, что потребовало решительных действий по предотвращению цепной реакции и паники среди кредиторов. Действие закона распространяется только на банки, входящие в систему страхования вкладов.

До его принятия меры по финансовому оздоровлению ряда банков с использованием государственных средств уже предпринимались. Так, Внешэкономбанк принял участие в предупреждении банкротства банков «ГЛОБЭКС» и Связь-Банк, а Национальный резервный банк (с привлечением средств Банка России) – банка «Российский капитал». Закон систематизировал подходы к финансовому оздоровлению банков с участием Агентства, установил перечень мер, которые могут применяться в целях санации кредитных организаций.

Суть финансового оздоровления банка заключается в проведении комплекса мероприятий, направленных на восстановление его ликвидности, возобновление прибыльной деятельности при условии выполнения всех требований банковского законодательства и обязательных нормативов деятельности банков, установленных Банком России.

ДЭ: Существуют ли какие-то варианты проведения процедуры санации или она осуществляется по одной и той же схеме во всех банках? Чем обусловлен выбор той или иной формы санации?

ГА: Общий порядок проведения процедуры санации установлен законом и выглядит следующим образом.

В случае утраты банком финансовой устойчивости Банк России вправе направить Агентству предложение об участии в предупреждении банкротства этой кредитной организации. Работники Центробанка и АСВ могут провести совместную оценку финансового положения банка, на основании данных которой Агентство принимает решение об участии в санации либо отказывается от нее.

Ключевые мероприятия по финансовому оздоровлению проблемного банка фиксируются в плане участия Агентства в предупреждении его банкротства, который утверждается Агентством и Банком России, а его выполнение в дальнейшем постоянно контролируется. Кроме того, АСВ проводит непрерывный мониторинг финансового положения банка и его инвесторов.

После того как санируемая кредитная организация восстанавливает финансовую устойчивость, АСВ направляет в Банк России отчет о завершении проведения мер по предупреждению ее банкротства. В случае если Центробанк рассматривает и принимает его, мероприятия по финансовому оздоровлению банка завершаются, а сама кредитная организация продолжает осуществлять свою деятельность на общих условиях.

По сути в законе перечислены два основных механизма реструктуризации банков:

· санация кредитной организации с привлечением частного инвестора или, в случае отсутствия такового на первоначальном этапе, с приобретением Агентством ее акций (долей в уставном каптале);

· так называемая частичная санация, предполагающая передачу обязательств и активов на эквивалентную сумму из проблемного банка в финансово устойчивый.

. Частичная санация применяется в том случае, если банк не может рассчитывать на ее продолжение в связи с низким качеством активов и отсутствием инвесторов. В таком случае представляется логичным сохранение части бизнеса путем ее передачи банку-приобретателю, выбранному на конкурсной основе. Преимущества данного метода заключаются:

· в предотвращении массового оттока средств, находящихся во вкладах, поскольку при передаче обязательств сохраняются все условия обслуживания кредиторов;

· в обеспечении сохранности филиальной сети проблемных банков, которая передается банкам-приобретателям по рыночной стоимости;

· в возможности избежать массового сокращения персонала банков;

· в экономии средств фонда обязательного страхования вкладов.

, готовых вложить средства, необходимые для восстановления деятельности проблемной кредитной организации и ее дальнейшего развития. Также Агентство на условиях возвратности, срочности и платности может предоставлять финансовую помощь инвестору или проблемному банку на цели его финансового оздоровления. К этой группе также относятся те кредитные организации, акции которых приобрело Агентство, но по мере улучшения их финансового положения реализовало их путем публичной продажи. В результате данные банки возвращаются в рыночную среду.

ДЭ: Чем санация отличается от ликвидации?

ГА: Основные отличия санации банков от их ликвидации заключаются в цели каждой процедуры и результате ее проведения. По своей сути они противоположны.

В первом случае цель – восстановление финансовой устойчивости банка, а результат – нормально функционирующая кредитная организация, соблюдающая требования законодательства и исполняющая обязательные нормативы банковской деятельности, установленные Банком России (исключение составляет частичная санация).

Целью ликвидации банка является максимально полное удовлетворение требований его кредиторов, а результатом – внесение в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ликвидации банка.

ДЭ: В каких случаях Агентство принимает предложение Банка России о начале санации того или иного банка? На каких основаниях АСВ может отказаться от проведения этой процедуры?

ГА: Законом установлено, что Агентство осуществляет меры по предупреждению банкротства банков с целью поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов при наличии признаков неустойчивого финансового положения банков, выявлении ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов банков. Исходя из этого Агентство призвано взять на себя решение проблем тех банков, банкротство которых оказало бы сильное негативное влияние на ситуацию в России в целом либо в отдельных регионах страны.

Агентство направляет отрицательные ответы на предложения Банка России об участии в предупреждении банкротства банков в тех случаях, когда выделение государственных средств на восстановление их устойчивого финансового положения является экономически нецелесообразным. Это может произойти в связи с крайне низким качеством активов кредитной организации, отсутствием инвесторов, заинтересованных в развитии банка, или серьезных негативных последствий его ликвидации. По указанным основаниям Агентство отказалось от участия в предупреждении банкротства банков «Сочи», Сибконтакт, Курганпромбанк, Тюменьэнергобанк, «Сетевой нефтяной банк».

ДЭ: Как отбираются санаторы?

ГА: Нашим Агентством сформирован реестр потенциальных инвесторов, из числа которых выделены банки-приобретатели, готовые приобрести обязательства и активы проблемных кредитных организаций на определенную сумму. Как правило, они самостоятельно обращаются в АСВ с предложением об участии в мероприятиях по финансовому оздоровлению банков. Перед принятием решения об участии инвестора в проекте по финансовому оздоровлению АСВ осуществляет проверку его финансового положения и согласовывает его кандидатуру с Банком России.

Как правило, уже на этапе принятия Агентством решения об участии в санации банка в АСВ обращаются потенциальные инвесторы, выражающие заинтересованность в финансовом оздоровлении кредитной организации, зачастую совместно с собственниками проблемного банка, вместе с которыми они нередко заранее готовят проекты конкретных антикризисных мер.

, поскольку их непосредственное участие в восстановлении финансового положения кредитной организации позволяет в кратчайшие сроки решить имеющиеся у нее проблемы.

ДЭ: Какие меры принимаются в отношении банков, подвергаемых санации? Сколько может длиться эта процедура? Имеются ли какие-то четко установленные сроки?

ГА: Агентство в соответствии с законом может осуществлять следующие меры по предупреждению банкротства банков:

· оказание финансовой помощи инвесторам, банкам-приобретателям обязательств проблемного банка и активов на эквивалентную сумму, санируемым банкам;

· приобретение Агентством акций (долей в уставном капитале) санируемых банков;

· исполнение Агентством функций временной администрации банка.

. Фактически за период санации он должен восстановить доходную деятельность и заработать достаточное количество средств для рекапитализации, создания необходимого уровня резервов на возможные потери и возврата кредиторам (в числе которых может быть и Агентство) средств, предоставленных на цели финансового оздоровления.

ДЭ: Чем обычно заканчивается санация? Есть ли уже какие-то примеры ее удачного проведения?

ГА: Цель санации – полное восстановление финансовой устойчивости банка, доведение его резервов на возможные потери до уровня, адекватного принятым на себя рискам, выполнение обязательных нормативов банковской деятельности, получение кредитной организацией прибыли.

31 декабря 2009 года успешно завершен проект финансового оздоровления Нижегородпромстройбанка. Основным антикризисным мероприятием стало приобретение Агентством части его кредитного портфеля балансовой стоимостью 5,3 млрд рублей с дисконтом от 5 до 7%. Полученные средства позволили банку закрыть разрыв ликвидности, возникший в связи с оттоком средств клиентов, и в кратчайшие сроки произвести расчеты с кредиторами, чьи требования были помещены в картотеку неоплаченных документов. В результате сейчас Нижегородпромстройбанк работает прибыльно, качественно и своевременно предоставляет все банковские услуги, востребованные рынком.

Успешность данного проекта во многом связана с оперативным выкупом Агентством части активов банка, что позволило кредитной организации избавиться от проблемных активов, не начислять резервы на возможные потери по ссудам и направить полученные средства в том числе на развитие банка.

По состоянию на 1 апреля 2010 года от заемщиков Нижегородпромстройбанка, права требования по которым приобретены Агентством, поступило 2,06 млрд рублей, в том числе в счет погашения основного долга – 1,85 млрд, выплаты процентов за пользование заемными средствами – 0,21 млрд рублей. Кроме того, обязательства заемщиков в части задолженности по правам требования по кредитам, приобретенным у Нижегородпромстройбанка, прекращены путем предоставления Агентству отступного в виде векселя ООО «ФК «ОТКРЫТИЕ» на сумму 0,4 млрд рублей.

Учитывая, что заемщиками по данным кредитам являются работающие предприятия и организации, представляющие сельское хозяйство и промышленность Нижегородской области, нет оснований полагать, что в дальнейшем обслуживание кредитов ухудшится.

В июне 2010 года были завершены мероприятий по финансовому оздоровлению банка «Нижний Новгород», который был присоединен к банку-инвестору ОАО «Промсвязьбанк». В данном проекте существенная роль отводилась инвестору, которому за время реализации антикризисных мер удалось устранить разрыв ликвидности, вернуть доверие клиентов к банку, оптимизировать его организационную структуру, унифицировать бизнес-процессы, подготовив кредитную организацию к интеграции.


ЦИТАТЫ

Суть финансового оздоровления банка заключается в проведении мероприятий, направленных на восстановление его ликвидности, возобновление прибыльной деятельности

Выбор механизма санации зависит от перспектив восстановления банком нормальной деятельности

Наиболее предпочтительной формой финансового оздоровления банка является привлечение заинтересованных инвесторов

Агентство берет на себя решение проблем тех банков, банкротство которых оказало бы негативное влияние на ситуацию в России в целом или в отдельных регионах

АСВ приветствует добровольную передачу акций проблемного банка бывшими собственниками новому инвестору

Сроки реализации антикризисных мероприятий зависят от финансового положения банка на момент начала санации

На современном этапе процесс санирования кредитных организаций российском банковском секторе считается обыденным явлением. Санация (от латинского sanatio - лечение) является совокупностью мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций. Фактически санация происходит через выделение на льготных условиях под низкую процентную ставку санатору (лицу, которое осуществляет санацию) долгосрочных кредитных ресурсов в целях экономического оздоровления санируемого банка. Центральный банк Российской Федерации разрабатывает альтернативу выделению долгосрочных кредитов, однако на данный момент эта реформа находится на стадии переговоров.

Банк России занимается расчисткой банковского сектора от проблемных игроков с 2013 года. С тех пор регулятор отозвал лицензии у более 350 банков, среди которых не только мелкие банки, но и средние и даже крупные кредитные учреждения. По словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, порядка 70 % случаев отзыва лицензий у банков РФ связано с нарушением закона о борьбе с отмыванием преступных доходов.

Рисунок 1. Динамика признания банков банкротами за 2010-2018 гг.

На рисунке 1 прослеживается неоднозначная динамика признания банков банкротами, пик отзывов лицензий пришёлся на 2016 год (103 банка были признаны банкротами). К сожалению, ни один банк не застрахован от неприятностей. Даже самые успешные на сегодняшний день кредитные организации не могут быть уверены в том, что им не грозят проблемы в ближайшие 4-5 лет. Проблема банкротства банков остро встала во время кризиса 2008 -2016 годов, и остаётся нерешённой до настоящего времени.

По состоянию на конец 2017 г. Центральный Банк отозвал 51 лицензию на осуществление банковской деятельности: у банков – 47; у НКО – 4. Из них 41 участник страхования вкладов, 10 банков не принимали участия в страховании вкладов. По состоянию на 21.03.2018 г. Центральный Банк отозвал 11 лицензий на осуществление банковской деятельности .

В соответствии с данными Банка РФ по состоянию на 01.01.2018 года количество коммерческих банков и не банковских организаций в России составляет – 561, из которых 230 (41 %) можно отнести к крупным банкам. А на 01.01.2017 года количество коммерческих банков и не банковских организаций в России составляло – 623, из них - 246 (39,5 %) можно твёрдо отнести к крупным и соответствующим требованиям по величине уставного капитала.

Из общего количества банков и не банковских кредитных организаций на начало 2018 года - 277, или 49,4 % зарегистрированы и имеют головной офис в Москве. При таком количестве банков в Москве и при ориентировочной численности населения Москвы за 2016 год - 12 300 000 человек получается, что на каждые 44,4 тысячи населения столицы приходится один банк .

Рисунок 2. Динамика количества санируемых кредитных организаций в России за 2010-2017 гг.

Рассмотрев данные, отражённые на рисунке 2 можно сказать, что за рассматриваемый период, было просанировано 33 кредитные организации, наибольшее число санаций произошло в 2014 и 2015 гг. (12 и 15 банков соответственно).

В настоящее время Агентство осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) в 320 кредитных организациях. Из них зарегистрировано в Москве и Московской области - 201, в других регионах - 119. В данных кредитных организациях 401 237 (данные на 23 марта 2018 г.) кредиторов, объем требований которых составляет 2 685 779,09 млн. руб. (данные на 23 марта 2018 г.). Количество ликвидационных процедур банков, которые осуществляло АСВ с начала своей деятельности в ноябре 2004 г. - 621. Количество завершённых ликвидационных процедур - 301 .

Таким образом, санация предприятий является финансовой и экономической процедурой улучшения состояния предприятия, предотвращения банкротства.

Основными методами санации могут выступать:

Сокращение (уменьшение) величины акционерного капитала с помощью сокращения объёма выпускающихся акций или при обмене акций на большинство из старых акций;

Предоставление субсидий правительством, льготных займов, льгот по ряду налогов от государства;

Проведение национализации предприятия;

Использование антимонопольных законов и прочее.

При проведении санации проводятся финансовые, экономические, производственные, технические, организационные и правовые мероприятий, которые направлены на то, чтобы достичь или восстановить платёжеспособность, прибыльность и конкурентоспособность банка-должника на длительное время. Особым пунктом в процедуре проведения санирования являются мероприятия, имеющие финансовый или экономический характер. Финансово-экономические мероприятиям отражают характер финансовых отношений, которые возникают на протяжении процесса мобилизации и использования внутренних и внешних источников санации банков. Ими могут выступать средства, которые были получены с условиями займов и собственности, на основании возвратном или безвозвратном. Главная цель финансовой санации в оптимизации финансового потока банков, заключается в следующем.

Финансовая санация должна: покрыть текущие убытки и устранить (ликвидировать) их причины; восстановить или сохранить ликвидность и платёжеспособность банков; улучшить структуру оборотного капитала; сформировать фонды финансовых ресурсов, которые необходимы для того, чтобы провести мероприятия производственного, технического и организационного характеров. Санационные мероприятия, обладающие организационным или правовым характером имеют направленность на улучшение организационных структур банков, организационных или правовых форм ведения бизнеса, улучшение качества менеджмента, а также на то, чтобы освободить банк от производственных структур, не являющихся продуктивными, улучшить отношения между членами трудового коллектива.

Новый механизм санации через фонд консолидации банковского сектора эффективнее, в отличие от старого механизма. Старый механизм требовал больших затрат и длительных сроков оздоровления.

По мнению ЦБ, кредитная схема спасения банков, когда средства выделяются инвестору, а уже через него санируемому банку – неэффективна. Эта схема включает выдачу инвестору 10-летнего кредита по льготной ставке 0,51 % для закрытия проблемных зон в капитале санируемого банка. Раньше эти средства можно было вкладывать в рыночные инструменты под 10-12 % годовых, что позволяло инвесторам закрывать проблемные зоны в капитале банка. Сейчас, по мере снижения инфляции и вслед за ней процентных ставок, ЦБ необходимо увеличивать суммы кредита на санацию, чтобы покрыть отрицательный капитал банка. Другая негативная сторона применения старой схемы санации банков – санируемый банк мог нарушать нормативы в процессе финансирования, не боясь применения наказания со стороны ЦБ. Кроме того, в случае утверждения Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства Банк России будет вправе принять решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств, а если данная величина имеет отрицательное значение – до 1 рубля. Управляющая компания может также приобрести не менее 75 % акций банка.

Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС) - государственный надзорный орган, проводящий политику Центрального банка РФ в области санации коммерческих банков. Фонд создан 2 мая 2017 года на основании Федерального закона от 01.05.2017 № 84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Курировать работу фонда будет специализированная управляющая компания (УК), являющаяся автономным подразделением ЦБ РФ. До принятия поправок в законодательство санацией коммерческих банков занималось АСВ. Благодаря созданию ФКБС Банк России намерен перейти с кредитного механизма финансового оздоровления на капитальный, когда вместо льготного кредита проблемный банк напрямую докапитализируется Банком России.

Один из факторов почему ЦБ РФ ввёл данный механизм в работу – это состояние рубля в экономике. Сейчас снижаются темпы инфляции и процентные ставки, соответственно. Чтобы закрыть отрицательный баланс капитала в размере 10 млрд. руб. санируемому банку раньше нужно было выдать около 15 млрд. руб., при новой ситуации на рынке процентных ставок за 10 лет нужно выдавать сумму не менее 20 млрд. руб. Исходя из сложившейся ситуации, наиболее безопасным способом выступает докапитализация проблемных банков нежели выдача им кредитов.

Другой причиной введения нового механизма является не соответствующее распределение денежных средств, выдаваемых на санацию банков. Банки распоряжаются ими не по целевому назначению. Они инвестируют денежные средства в свои проекты, покупают ценные бумаги или выдают кредиты другим банком. В конце складывается связь взаимосвязанных элементов, в которой если на одно звено повлияет какой-то негативный фактор, то он повлияет на всех, что в свою очередь может привести к негативному влиянию на систему в целом .

Одним из вариантов финансирования собственных проблем банков, который можем дополнить набор инструментов антикризисного управления – это механизм bail-in. Данный механизм рассматривается Министерство финансов, как вариант работы со слабыми, близкими к банкротству, коммерческими банками. Идея bail-in заключается в том, что он даёт право физическими и юридическим лицам, владеющими депозитами в проблемно банке, на сумму более 1,4 млн. руб., становиться акционерами данного банка, при условии, что он продолжит свою деятельность после оздоровления. Разница между суммой вклада и страховой суммой должна идти на санацию этого банка. Это интересный механизм, так как он вроде бы не выпускает деньги вне банка, и не даёт абсолютной гарантии, что банк продолжит работать. По сути, эти люди могут стать держателями пустых бумажек .

Механизм санации в любом случае нужен. Этот механизм помогает развиваться банковской системе, помогает минимизировать риск, уменьшая шанс появления «черных лебедей» или нестабильных ситуаций в стране. ЦБ в свою очередь предложила взять функцию «оздоровления» на себя, создав специальную управляющую компании – Фонд консолидации банковского сектора. Фонд консолидации банковского сектора поможет увеличить стабильность в банковском секторе РФ, улучшит контроль за финансовым состоянием кредитных организаций и поможет эффективно решать проблемы банков. Впрочем, эффективность санации неправильно оценивать только по скорости оздоровления банка и отсутствию негативного влияния на рынок - конечным результатом должен быть возврат вложенных в спасение средств, указывают аналитики. Так как, при использовании нового механизма санации возврат вложенных денег произойдёт после продажи доли ЦБ в санируемом банке в рынок, но сделать это будет не так просто. Но, возможно, ЦБ как-то решит этот вопрос, например, реструктуризирует этот долг по более низкой ставке.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О несостоятельности (банкротстве)"
  2. Официальный сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru (дата обращения: 28.03.2018).
  3. Агентство по страхованию вкладов/Оздоровление банков. - [Электронный ресурс]. - http://www.asv.org.ru/sanation/banks/ (дата обращения: 28.03.2018).
  4. ЦБ проанализировал ликвидацию кредитных организаций за десять лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=9083502 (дата обращения: 28.03.2018).
  5. Волкова А. В. Практика санации кредитных организаций в РФ и ее эффективность // Молодой учёный. - 2016. - № 9. - С. 516-520.
  6. Вишневер В. Я. Некоторые проблемы санации проблемных банков в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1356–1360.
  7. Морозова М.П. Предпосылки создания интегрированных распределительных центров в России/ Журнал «Экономика и предпринимательство» - 2016 – №3 (ч.1)
  8. Огородникова Е.П. Налоги – основной источник доходной части бюджета государства / Современная экономика: обеспечение продовольственной безопасности – Самара, 2017г. – С.140-144.

Нестабильность экономической ситуации в стране, вкладывание средств в рискованные отрасли либо оформление непродуманных контрактов приводит к уменьшению ликвидности банка этой финансовой организации. При несвоевременном принятии мер, происходит ликвидация банка. Лучшее решение — это санация, то есть осуществление мероприятий, для восстановления платежеспособного состояния банковского учреждения.

Комплекс организационных и денежных операций, с целью возвращения платежеспособности финансовой организации, называется санирование.

Эта процедура заключается в комплексе мер, сокращающих издержки, устраняющих рисковые операции и другие.

Полный перечень проводимых мероприятий во время санации описан в правоустанавливающих документах и нормативных актах:

  • проведение реструктуризации существующей кредитной задолженности банка;
  • сокращение количества отделений банков;
  • увольнение части персонала, работающего в финансовой организации;
  • рационализацию структуры банка.

Зачастую она осуществляется вместе с реорганизацией учреждения и назначением в неё временного управляющего.

По действующему законодательству процедура оздоровления, для восстановления корректной работы банка, осуществляется страховым агентом, с которым у банка заключено соглашение о страховании вкладов.

Кто принимает решение о санации банка

Проводят санирование банка также по его самостоятельному решению либо на основании полученного от ЦБ РФ предписания, на основании обращения агентства страхования вкладов.

Что такое мораторий и для чего его вводят в банке? Читайте по .

Процедура актуальна, когда по прогнозам проведение таких мероприятий позволит не допустить банкротства финансовой организации и сохранить её «наплаву».

Как происходит санация проблемных банков? Каков ее механизм? Ответы в этом видео:

Эту процедуру назначают тем банкам, деятельность которым оказывает существенное влияние на экономику всего государства либо отдельного региона.

По завершению «оздоровления», такая организация продолжает функционировать, однако с другим названием и новым собственником.

Обычно санируемые банки являются финансовыми компаниями, которые продолжительный период времени исправно работали, но по причине определенных обстоятельств были вынуждены нарушить свои обязательства, когда на их счету осталось недостаточности денежных средств, для совершения операций.

Это становится причиной снижения их ликвидности. Успешной считается проведенная санация, когда в результате было предотвращено банкротство учреждения, а также характеристики были восстановлены до корректного уровня.

Основания для санации

Главные причины инициализации проведения восстановительных процедур, для нормализации работы банка – это:

  • Если в течение полугода при неоднократном обращении заемщика в банк, последний не выполнял его требования, в плане погашения задолженности;
  • Неоднократное игнорирование требований и обращений кредитора;
  • Не проведение финансовых операций по обязательным платежам более 3 дней, спустя дату, установленную по графику платежей, если причиной этого является отсутствие денежных средств;
  • Снижение уровня банковского капитала за год на 20% и более;
  • Уменьшение размера остатка средств до уровня, ниже уставного капитала;
  • Нарушение действующих нормативных требований, касательно размера капитала, находящегося в собственности банковской организации;
  • Не соблюдение нормативных показателей уровня платежеспособности.

Что делать представителям банка при выявлении нарушений

В случаях, когда руководством банка было самостоятельно выявлено одно или несколько признаков, указывающих на нестабильность финансовой организации, они должны своим решением инициировать процедуру санации.


Схема санации банков. Фото: kredituysa.ru

Алгоритм их действий состоит в следующем:

  1. Своевременное выявление причины, которая снижает ликвидность;
  2. В течение десяти дней с момента обнаружения проблемы, руководство банка направляет владельцам материалы, по поводу способов и конкретных мероприятий, которые предполагается применять для санации;
  3. За пять дней с момента написания ходатайства, требуется уведомить об этом ЦБ РФ;
  4. Собственники принимают решение о санации;
  5. Дальше происходит разработка плана «оздоровления», реализуя который устранятся проблемные моменты (при положительном решении);
  6. При отказе собственников инициировать необходимые мероприятия «оздоровления», руководитель учреждения должен подать ходатайство непосредственно в Центральный Банк для инициации процедуры с их стороны.

Что могут контролирующие органы

Главные инстанции, которые контролируют деятельность кредитных организаций – это:

  • Центральный Банк (ЦБ);
  • Агентство (АСВ).

Полномочия данных организаций заключаются в контроле порядка осуществления всех финансовых и кредитных операций и определение уровня ликвидности банка.

До начала процедуры санации обычно проводятся мероприятия, направленные на выявление возможных признаков нестабильности. Инициировать их может сам банк либо контролирующие органы.

Проведение процедуры санации

Проводятся они в следующей последовательности:

  1. Сначала банк должен подать отчеты о своей деятельности регулятору;
  2. Происходит выявление проблем либо нарушений функционирования учреждения в ключевых сферах его деятельности;
  3. На имя руководства банка отправляются предписания, для повышения уровня наличных средств на счетах выше уровня уставного капитала.
    Все возникающие несоответствия должны устраняться в срок, указанный в предписании;
  4. Чиновники из ЦБ отправляют в АСВ всю информацию о деятельности и финансовом состоянии банка, чтобы выявить потребность осуществить санацию;
  5. Агентство проводит оценку необходимости мероприятий «оздоровления» банка;
  6. Принимается положительное решение либо обосновывается отказ от участия в «оздоровлении» финансового учреждения.
    Основаниями для последнего является необходимость вкладывать в санируемое финансовое учреждение денег в чрезмерно крупном количестве;
  7. На основании вывода обоих контролирующих органов принимается решение по поводу проводимых мероприятий.
    Таковыми является либо , либо его санирование;
  8. Если было решено «оздоравливать» банковское учреждение, контролирующие органы разрабатывают общий план действий, для вывода банка из кризисной ситуации;
  9. Проводится информирование посредством СМИ о снижении ликвидности финансовой организации для поиска инвесторов;
  10. Чтобы было осуществлено погашение существующей задолженности проблемному банку даются кредиты со стороны государственных регуляторов и других инвесторов, впоследствии претендующих на обладание данной организацией.

Диаграмма результатов санации некоторых проблемных банков. Фото: static2.banki.ru

Принимаемые меры

Для предотвращения кризиса, старое руководство банка, в случае обнаружения каких-либо признаков нестабильности финансовой организации,принимает все необходимые меры, чтобы не допустить падения ликвидности:

  • Проводится изменение нормативных актов, относящихся к организационной структуре учреждения, а дальше строго контролирует их реализацию в реальной деятельности;
  • Сообщается учредителям и возможным инвесторам о необходимости финансовых вливаний в учреждение для поддержания его платежеспособности;

Как и куда выгодно инвестировать свои деньги? Читайте .

  • Исполняются предписания, которые были получены от контролирующих органов, по поводу необходимости устранения существующих несоответствий: размеров различных категорий капиталов, включая уставный фонд финансовой организации.

Особенности управления во время санации

Центральный Банк на время санации своим указом назначает в проблемном учреждении временную администрацию.

Новый руководитель получает полномочия признавать недействительными совершенные банковские сделки до момента его назначения на этот пост.

Порядок финансирования оздоровления

Все осуществляемые мероприятия финансируются:

  • Государством;
  • На средства учредителей;
  • Инвесторами со стороны.

По действующему законодательству возможно предоставление Центральным Банком кредитных средств по заявлению агентства страхования вкладов, для санирования организации.

В чем суть новой схемы санации банков? Смотрите видео:

Деньги выдаются на срок до 5 лет, без какого-либо залога либо поручительства.

Последствия санации для инвесторов и вкладчиков

Основная задача «оздоровления» банка – это восстановление его платежеспособности.

Корректное её проведение предотвращает наступление банкротства. Поэтому процедура является выгодной для всех типов вкладчиков не только физических, но и любых юридических лиц.

Благодаря санации инвесторы сохраняют все свои средства. Также им нет необходимости оформлять страховое возмещение по закону, сумма которого может оказаться меньше, нежели вложенные в учреждение средства.

Важно! Санация – это процедура, которая восстанавливает обеспечение организацией всех гарантий, которые предоставляются вкладчикам и позволяет им при необходимости беспрепятственно снять свои средства.

Во время проведения санации в полном объеме сохраняются все вложенными инвесторами средства.

После удачного проведения процедуры восстанавливается ликвидность финансовой организации, что позволяет снять вложенные ранее средства на прежних основаниях.

В этом случае также учитываются не только тело , но и все , начисленные за время проведения «оздоровления».

Стоит знать! Когда санация не принесла необходимого результата, регулятор инициирует начало банкротства банка, после чего проводится уже процедура ликвидации.

Плюсы санации

Положительными сторонами санации является:

  • Возможность сохранения всех инвестированных клиентами в банк средств;
  • Сохранение работникам финансовой организации их рабочих мест;
  • Вне зависимости от смены руководства, продолжаются выполняться прежние финансовые обязательства.

Заключение

Когда банковское учреждение своевременно не выполнило полученные от ЦБ предписания, систематически нарушал нормативные требования, касательно своей деятельности либо в адрес его руководителей выдвинуты уголовные обвинения, связанные с мошенническими схемами (особенно отмывание денег) – такие учреждения лишаются лицензий, а после проводят процедуру их банкротства.

Итог пруденциального надзора – выявление проблемных банков, разработка и реализация мер по их оздоровлению. В этой работе участвуют специалисты дистанционного надзора и банковские инспекторы. В процессе анализа отчетности и инспектирования банков основное внимание уделяется оценке банковских рисков и выявлению причин изменения финансового состояния банков. При этом используются разработанные Банком России стандартные методики анализа и соответствующие программные комплексы.

Действующий в настоящее время программный комплекс "Анализ финансового состояния банка" основывается на передовом международном опыте, он включает компоненты системы "CAMELS", используемой ФРС США для определения рейтинга банков. Аналитический комплекс предусматривает проведение анализа банков по следующим направлениям:

  • структурный анализ балансового отчета;
  • анализ рентабельности деятельности банка и его отдельных операций;
  • анализ достаточности капитала;
  • анализ кредитного риска;
  • анализ рыночного риска;
  • анализ риска ликвидности.

Анализ финансового состояния с использованием аналитического комплекса проводится регулярно по каждому банку. При его проведении специалисты дистанционного надзора используют не только данные отчетности банков, но и материалы инспекционных проверок и заключения аудиторов, а также информацию, содержащуюся в Банке России и его территориальных учреждениях. В последние годы особое значение придается достоверности учета и отчетности, прозрачности структуры собственности на капитал, полноте формирования резервов, качеству управления рисками, которые оцениваются в процессе проведения инспекционных проверок банков.

В настоящее время оценка экономического положения банков осуществляется в соответствии с Указанием Банка России от 30 апреля 2008 г. № 2005-У "Об оценке экономического положения банков". В соответствии с данным нормативным документом экономическое положение банков определяется по результатам оценок: капитала; активов; доходности; ликвидности; соблюдения обязательных нормативов; качества управления; прозрачности структуры собственности банка.

При оценке экономического положения банков учитывается наличие мер воздействия, а также оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций в соответствии с Законом о банках и для осуществления мер по предупреждению несостоятельности согласно Закону о банкротстве кредитных организаций.

Оценка осуществляется территориальными учреждениями Банка России путем отнесения банка к одной из пяти классификационных групп.

К группе 1 относятся банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности, а именно банки, по которым капитал, активы, доходность, ликвидность и качество управления оцениваются как "хорошие", а структура собственности признается прозрачной либо достаточно прозрачной. К этой группе не могут быть отнесены банки при наличии хотя бы одного основания для отнесения к иной классификационной группе.

К группе 2 относятся банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их неустранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев.

В состав группы 2 включаются подгруппы 2.1 и 2.2.

К подгруппе 2.1 относятся банки, по которым имеется хотя бы одно из следующих оснований:

  • 1) капитал, активы, ликвидность или качество управления оцениваются как "удовлетворительные", а структура собственности признается прозрачной либо достаточно прозрачной;
  • 2) доходность оценивается как "удовлетворительная";
  • 3) не соблюдается хотя бы один из обязательных нормативов (за исключением норматива Н1) по совокупности за шесть и более операционных дней в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала.

К подгруппе 2.2 относятся банки, имеющие хотя бы одно из оснований, перечисленных в п. 1, 3, и их доходность оценивается как "сомнительная" или "удовлетворительная".

К этой группе не могут быть отнесены банки, имеющие хотя бы одно основание для отнесения в группы 3–5.

К группе 3 относятся банки, имеющие недостатки в деятельности, неустранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей законным интересам их вкладчиков и кредиторов, а именно банки, по которым имеется хотя бы одно из следующих оснований:

  • 1) капитал, активы или ликвидность оцениваются как "сомнительные" либо доходность как "сомнительная" или "неудовлетворительная";
  • 2) структура собственности оценивается как непрозрачная;
  • 3) качество управления признается "сомнительным";
  • 4) не соблюдается четыре и более месяцев в течение последних шести месяцев хотя бы один из обязательных нормативов по совокупности за шесть и более операционных дней в течение каждого месяца (за исключением норматива Н1);
  • 5) действуют ограничения и (или) запреты на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных лицензией, и (или) запрет на открытие филиалов.

К данной группе не могут быть отнесены банки, имеющие хотя бы одно основание для отнесения в группы 4-5.

К группе 4 относятся банки, нарушения в деятельности которых создают реальную угрозу законным интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и акционеров (участников) банка, а именно банки, по которым имеется хотя бы одно из следующих оснований:

  • 1) капитал, активы или ликвидность оцениваются как "неудовлетворительные";
  • 2) качество управления признается "неудовлетворительным";
  • 3) не соблюдается норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) по совокупности не более чем за пять операционных дней в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала.

К группе 4 не могут быть отнесены банки, имеющие хотя бы одно основание для отнесения в группу 5.

К группе 5 относятся банки, состояние которых при непринятии мер со стороны органов управления и (или) акционеров (участников) банка приведет к прекращению их деятельности на рынке банковских услуг, а именно банки, по которым имеется хотя бы одно из следующих оснований:

  • 1) основание для осуществления мер по предупреждению несостоятельности, предусмотренных Законом о банкротстве кредитных организаций, независимо от того, приняты ли в отношении банка меры воздействия по данным основаниям;
  • 2) основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Классификация банков производится территориальными учреждениями Банка России не реже одного раза в квартал по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом. При этом осуществляется постоянный мониторинг экономического положения банков, и изменение оценок внутри квартала может повлечь решение об отнесении банка к другой классификационной группе. Информация об отнесении банка к классификационной группе и о недостатках в его деятельности направляется территориальным учреждением Банка России единоличному исполнительному органу банка.

Отнесение Банком России кредитных организаций к одной из классификационных групп является конфиденциальной информацией, используемой территориальными учреждениями для определения дифференцированного режима взаимоотношений между Банком России и кредитными организациями. Кредитные организации, отнесенные к 1–2 группам, могут получать кредиты Банка России в порядке рефинансирования.

К проблемным кредитным организациям применяются различные меры принудительного характера в целях предупреждения возможности банкротств и восстановления платежеспособности кредитной организации: штрафы; ограничения на осуществление кредитными организациями отдельных операций; запрет на осуществление отдельных операций (преимущественно на привлечение денежных средств физических лиц во вклады); требования о замене руководителей; запрет па открытие филиалов. Отзыв лицензии считается крайней мерой, принимаемой после проведения комплексной профилактической работы.

В 2011 г. Банком России отозваны лицензии на осуществление банковских операций у 18 кредитных организаций (в 2010 г. – у 27, в 2009 г. – у 44). У каждой из 18 кредитных организаций, в отношении которых Банком России применена крайняя мера воздействия в виде отзыва лицензии, основания для такого решения включали неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России. В отношении 8 кредитных организаций основанием для отзыва лицензии явилась неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по обязательным платежам. В связи с неоднократным нарушением в течение одного года требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Закона о противодействии легализации доходов в 2011 г. лицензии были отозваны всего у 3 кредитных организаций (в 2010 г. – также у 3, в 2009 г. – у 10, а, например, в 2006 г. – у 51 кредитной организации). Шесть кредитных организаций лишились банковских лицензий в связи с представлением в Банк России существенно недостоверной отчетности, в 2010 г. таких кредитных организаций было 8, а в 2009 г. – 17.

Банк России, реализуя свои функции в области банковского регулирования и надзора, принимает активное участие в процессах финансового оздоровления банков. Приоритетным направлением деятельности Банка России является организация работы по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

В соответствии Законом о банкротстве кредитных организаций к мерам по предупреждению банкротства кредитных организаций относятся:

  • 1) финансовое оздоровление кредитной организации;
  • 2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций );
  • 3) реорганизация кредитной организации.

Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства возникают, когда кредитная организация:

  • не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  • не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  • допускает абсолютное снижение величины собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
  • нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;
  • нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%;
  • допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России .

При возникновении перечисленных ситуаций кредитная организация, ее учредители (участники) обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации, а Банк России вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер но ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию. Все меры по предупреждению банкротства кредитных организаций реализуются до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

В условиях стабилизации банковской системы Банк России стремится к тому, чтобы кредитные организации устраняли возникшие у них основания для осуществления мер по предупреждению банкротства собственными силами, без предъявления соответствующих требований Банком России как надзорным органом. С этой целью территориальные учреждения Банка России предварительно оценивают возможности устранения причин возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства силами кредитной организации или с участием акционеров (участников), кредиторов или иных лиц. По результатам проведения оценки определяется целесообразность предъявления к кредитной организации требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или мероприятий по реорганизации.

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:

  • оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
  • изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
  • изменение организационной структуры кредитной организации;
  • приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);
  • иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.

Финансовая помощь кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами может быть оказана в форме размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования Банка России; предоставления поручительств и банковских гарантий по кредитам для кредитной организации; предоставления отсрочки или рассрочки платежа; перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов; отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации; дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации; прощения долга кредитной организации; новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Изменение структуры активов кредитной организации может предусматривать улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными активами; приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение; сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной организации, и расходов на ее управление; продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией, и иные меры.

Изменение структуры пассивов кредитной организации может предусматривать увеличение собственного капитала; снижение размера и удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов; увеличение удельного веса средне- и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов и иные меры.

Приведение в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств кредитной организации должно происходить в том случае, если величина собственных средств кредитной организации по итогам отчетного месяца оказывается меньше размера ее уставного капитала. Кредитная организация обязана принять решение о ликвидации, если величина ее собственных средств по окончании второго и каждого последующего финансового года становится меньше минимального размера уставного капитала, установленного Законом об акционерных обществах или Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". В случае непринятия кредитной организацией в течение трех месяцев со дня окончания финансового года решения о своей ликвидации Банк России обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации данной кредитной организации.

Изменение организационной структуры кредитной организации может осуществляться: изменением состава и численности сотрудников кредитной организации; изменением структуры, сокращением и ликвидацией обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации, а также иными способами, способствующими устранению причин, вызвавших необходимость осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

В 2011 г. 24 кредитные организации самостоятельно, без предъявления соответствующих требований со стороны Банка России, устранили причины возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), что составляет около 43% от общего числа кредитных организаций, имевших основания для осуществления мер по предупреждению банкротства в соответствии со ст. 4 Закона о банкротстве кредитных организаций.

К тем кредитным организациям, которые не в состоянии самостоятельно преодолеть финансовые проблемы, Банк России предъявляет требование осуществить меры по финансовому оздоровлению. Такое требование должно содержать указание причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. В течение пяти дней со дня получения требования Банка России руководитель кредитной организации обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или ходатайством о ее реорганизации. При этом Банк России вправе потребовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мероприятий по финансовому оздоровлению, который должен в обязательном порядке содержать:

  • оценку финансового состояния кредитной организации;
  • указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении;
  • меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации;
  • меры по получению дополнительных доходов;
  • меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;
  • меры по изменению организационной структуры кредитной организации;
  • срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации.

В дальнейшем Банк России контролирует их выполнение планов финансового оздоровления. Например, в 2011 г. три кредитные организации осуществляли свою деятельность в рамках плановых мер по финансовому оздоровлению, две из которых улучшили финансовое состояние и успешно завершили меры по финансовому оздоровлению, у одной – отозвана лицензия на осуществление банковских операций. В 2010 г. свою деятельность в рамках плана мер по финансовому оздоровлению осуществляли пять кредитных организаций, из них две улучшили финансовое состояние и успешно завершили меры по финансовому оздоровлению, две продолжают проводить такие мероприятия, у одной – отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, она назначается Банком России в те кредитные организации, в которых возникла реальная угроза интересам кредиторов и вкладчиков. Банк России вправе назначить временную администрацию, если:

  • 1) кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения или исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  • 2) кредитная организация допускает снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
  • 3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%;
  • 4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;
  • 5) в соответствии с Законом о банках имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. В этом случае Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Временная администрация назначается Банком России на срок не более шести месяцев. Состав временной администрации определяется приказом Банка России. Руководителем временной администрации назначается служащий Банка России. Он распределяет обязанности между членами временной администрации и несет ответственность за ее деятельность. В состав временной администрации по согласованию с государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" могут включаться ее служащие. В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России могут быть либо ограничены, либо приостановлены. В этом случае руководитель временной администрации осуществляет деятельность от имени кредитной организации без доверенности.

При приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более трех месяцев. Действие моратория распространяется на денежные обязательства и обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли до момента назначения временной администрации. В течение срока действия моратория:

  • нс начисляются предусмотренные законом или договором неустойки (штрафы, пени), проценты, иные финансовые санкции и не применяются другие меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей;
  • не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов;
  • запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) кредитной организации о выделении ему доли (вклада) в уставном капитале кредитной организации в связи с его выходом из состава ее учредителей (участников).

При этом действие моратория не распространяется:

  • на требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
  • требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • требования по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности кредитной организации;
  • исполнение исполнительных документов, выданных до дня введения моратория па основании решений о взыскании задолженности кредитной организации по заключенным с физическими лицами договорам банковского вклада и договорам банковского счета.

В случае устранения причин, послуживших основанием для назначения временной администрации, Банк России принимает решение о прекращении ее деятельности. Он принимает решение о прекращении ее деятельности также после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или вступления в силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора.

В течение 2011 г. в соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций было назначено 18 временных администраций. Отметим, что в состав 16 временных администраций в качестве ее членов были включены служащие Агентства по страхованию вкладов. По состоянию на 1 января 2012 г. действовало 5 временных администраций, которые назначены в связи с отзывом у банков лицензий.

В 2010 г. было назначено 27 временных администраций, в течение года деятельность 21 временной администрации была прекращена, в том числе четырех временных администраций – в связи с решением арбитражного суда о принудительной ликвидации и назначением ликвидатора, 17 временных администраций – в связи с признанием арбитражным судом кредитной организации несостоятельной (банкротом) и назначением конкурсного управляющего . Служащие Агентства по страхованию вкладов были включены в состав 22 временных администраций.

В случае признания кредитной организации банкротом или принятия решения о принудительной ликвидации временная администрация не позднее чем через три дня после дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора обязана передать ему печати и штампы кредитной организации, а в срок, не превышающий 10 дней, – бухгалтерскую и иную документацию, включая реестр требований кредиторов кредитной организации, материальные и иные ценности кредитной организации, принятые от исполнительных органов кредитной организации.

К кредитной организации, имеющей признаки несостоятельности, Банк России может предъявить требование о реорганизации, которая может осуществляться в форме слияния или присоединения. В случае получения требования Банка России о реорганизации руководитель кредитной организации обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в совет (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством о необходимости реорганизации. Совет (наблюдательный совет), в свою очередь, обязан в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации известить последний о принятом решении.

Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора участвует в деле о банкротстве кредитной организации, которое рассматривается арбитражным судом. Помимо Банка России в этом деле участвуют сама кредитная организация, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы.

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом возникает у конкурсного кредитора или уполномоченного органа по денежным обязательствам после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если требования по денежным обязательствам подтверждены вступившим в законную силу решением или иным актом суда, арбитражного суда, определением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда независимо от направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа. Обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом могут также сама кредитная организация и Банк России, в том числе в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации.

При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется конкурсное производство. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Законом о банкротстве, в отношении кредитных организаций не применяются.

В случае если кредитная организация имела лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, конкурсным управляющим является Агентство по страхованию вкладов. Утверждение конкурсного управляющего при банкротстве кредитной организации, не имевшей лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, осуществляется в порядке, установленном ст. 45 Закона о банкротстве кредитных организаций, из числа арбитражных управляющих, аккредитованных при Банке России. По состоянию на 1 января 2012 г. аккредитация при Банке России имелась у 33 арбитражных управляющих. В 2011 г. аккредитованы 13 арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций и продлена аккредитация 20 арбитражным управляющим. Двум арбитражным управляющим отказано в аккредитации и одному отказано в продлении срока действия аккредитации в связи с их несоответствием условиям аккредитации, кроме того у одного арбитражного управляющего аккредитация аннулирована.

Конкурсный управляющий приступает к осуществлению своих функций со дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) и действует до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации. Банк России проводит проверки деятельности конкурсных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций, по результатам которых предъявляет требования об устранении выявленных нарушений. Информация о результатах проверок направляется Банком России в арбитражные суды, комитеты кредиторов, Федеральную регистрационную службу (Росрегистрацию), саморегулируемые организации арбитражных управляющих, членами которых являются конкурсные управляющие.

На 1 января 2012 г. подлежали ликвидации 134 кредитные организации, из них ликвидационные процедуры осуществлялись в 117. По оставшимся 4 кредитным организациям по состоянию на начало 2012 г. не были приняты соответствующие судебные решения после отзыва у них лицензии на осуществление банковских операций. Большинство ликвидируемых кредитных организаций (117) признаны несостоятельными (банкротами) и в них открыто конкурсное производство, в том числе в 2011 г. банкротом признаны 28 кредитных организаций. В большинстве ликвидируемых кредитных организаций ликвидационные процедуры осуществлялись корпоративным ликвидатором – Агентством по страхованию вкладов, при этом в 112 кредитных организациях Агентство осуществляло функции конкурсного управляющего и в шести – ликвидатора.

В течение 2011 г. Банком России было проведено 16 проверок деятельности конкурсных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций. При этом в 15 случаях объектом проверки была деятельность Агентства и в одном случае – арбитражного управляющего – физического лица. По результатам проверок в адрес Агентства направлено 8 рекомендательных писем, и в одном случае о результатах проверки проинформирована саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой являлся арбитражный управляющий – физическое лицо.

В конце 2008 г. в условиях ухудшения экономической ситуации предпринимались меры, направленные на обеспечение стабильности финансовой системы РФ. В частности, был принят Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года" (далее – Закон № 175-ФЗ), направленный на поддержание стабильности банковского сектора и защиту интересов вкладчиков и кредиторов.

В соответствии с данным законом Банк России и Агентство по страхованию вкладов вправе осуществлять меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ.

Меры но предупреждению банкротства банков могут осуществляться Агентством путем:

  • 1) оказания финансовой помощи лицам, приобретающим акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);
  • 2) оказания финансовой помощи банкам, приобретающим имущество и обязательства банка или их часть;
  • 3) приобретения акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);
  • 4) оказания финансовой помощи банку при условии приобретения Агентством и (или) инвесторами акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);
  • 5) организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России;
  • 6) исполнения функций временной администрации на основании решения Банка России.

План участия Агентства в предупреждении банкротства банка, включающий перечень осуществляемых Агентством мер, их формы и объемы оказания финансовой помощи, подлежит согласованию (утверждению) в Банке России.

Банк России вправе предложить Агентству принять участие в предупреждении банкротства банка (на основании решения Комитета банковского надзора).

В рамках Закона № 175-ФЗ Банк России и Агентство в течение 2011 г. осуществили меры по предупреждению банкротства 12 банков. Из них в 5 банках, предусмотренные планами мероприятия были завершены в 2011 г.: 3 банка реорганизовались путем присоединения к другим банкам или инвесторам, 2 банка в полном объеме завершили меры по финансовому оздоровлению и действуют в общеустановленном порядке. На 1 января 2012 г. остальные 7 банков продолжали выполнять запланированные мероприятия по предупреждению банкротства.

Все ключевые аспекты утвержденных Банком России планов участия Агентства в предупреждении банкротства банков раскрываются публично путем размещения соответствующей информации в прессе.

В период со дня согласования (утверждения) плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка и до дня окончания срока его реализации Агентство ежемесячно отчитывается перед Банком России о ходе его выполнения.

  • В случае возникновения указанного основания в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства.
  • Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2011 году. М.: Изд. Банка России, 2012. С. 75.

Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s полагает, что банковский сектор остается уязвимым, поскольку российские банки по-прежнему испытывают значительное давление на показатели качества активов, прибыльности и капитализации. Мы также прогнозируем продолжение сделок по слияниям и поглощениям как среди небольших, так и среди более крупных банков, которые ищут новые механизмы, позволяющие им сохранить рыночную долю, повысить капитализацию и эффективность в текущих неблагоприятных операционных условиях.

Мы полагаем, что в целях поддержания доверия клиентов к банковскому сектору в этот сложный период Банк России АСВ по-прежнему будет широко использовать механизмы финансового оздоровления проблемных банков - главным образом путем предоставления фондирования более сильным банкам для приобретения проблемных финансовых организаций и их дальнейшего оздоровления. В связи с этим мы ожидаем, что объем государственной поддержки, используемой в целях финансового оздоровления (с начала применения этого механизма в конце 2008 года), может достичь 1 трлн рублей до конца 2015 года.

Резюме

Мы ожидаем, что в 2015–2016 годах механизм финансового оздоровления проблемных банков в России будет использоваться в значительно большей степени, чем в предыдущие годы, вследствие недавнего роста числа и масштаба банкротств российских финансовых организаций.

Мы ожидаем, что общий объем средств, предоставленных АСВ российским банкам в целях финансового оздоровления, достигнет 1 трлн рублей к концу 2015 года (по состоянию на 1 июля 2015 года эти средства составляли 822 млрд рублей).

С нашей точки зрения, несмотря на прирост капитала в краткосрочной перспективе, банки-санаторы, оказывающие помощь проблемным финансовым организациям, обычно испытывают давление на кредитоспособность, и, как следствие, это негативно влияет на их кредитные рейтинги. Мы пока не понизили рейтинги банков-санаторов в связи с их участием в процессе финансового оздоровления, однако пересмотрели прогнозы по рейтингам нескольких таких банков на «Негативный» или поместили их в список CreditWatch («рейтинги на пересмотре»).

Давление становится особенно сильным, если объем активов проблемного банка оценивается как значительный по сравнению с балансом банка-санатора и если такой банк-санатор не может провести достаточно полный анализ due diligence, прежде чем начнет процесс финансового оздоровления.

Несмотря на то, что в краткосрочной перспективе банки-санаторы получают очевидную выгоду от финансового оздоровления (прежде всего прибыль от получения государственного финансирования по ставкам ниже рыночных), мы отмечаем ряд существенных рисков. По нашему мнению, наибольший риск связан с тем, что у банков-санаторов, как правило, очень немного времени (до начала участия в процессе финансового оздоровления) для того, чтобы проанализировать реальное финансовое положение проблемных банков и их активов. Это, в свою очередь, создает риск занижения (и, может быть, значительного) оценки «скрытых» проблем, связанных с балансами проблемных банков. Этот фактор уже обусловил пересмотр прогнозов по рейтингам нескольких банков-санаторов на «Негативный» или помещение их рейтингов в список CreditWatch. По нашему мнению, риски участия в процессе финансового оздоровления могут в конечном счете перевесить выгоды и привести к понижению рейтингов банков-санаторов.

Эффективность процедур финансового оздоровления российских банков в долгосрочной перспективе пока неясна

Используемый в России механизм финансового оздоровления обеспечивает ряд преимуществ в краткосрочной перспективе как для банков-санаторов, получающих прирост капитала вследствие доступа к дешевому финансированию, так и для регулирующих органов, которые обеспечивают сохранение доверия участников рынка к банковскому сектору. Однако применение этого механизма сопряжено с целым рядом рисков, связанных с его недостаточной прозрачностью и тем фактом, что он используется сравнительно недавно, в связи с чем сложно оценить его эффективность в долгосрочной перспективе. Российский регулятор впервые использовал механизм финансового оздоровления в период финансового кризиса 2008-2009 годов. Этот механизм предполагает передачу проблемного банка под управление АСВ, если регулятор принимает решение о целесообразности продолжения его деятельности. На следующем этапе АСВ находит инвестора (чаще всего другую финансовую организацию) для восстановления деятельности и платежеспособности банка. Кроме того, АСВ предоставляет инвестору и проблемному банку средства для финансового оздоровления. Такие операции могут проходить в различных формах, но обычно АСВ предоставляет банку-санатору и банку, которому оказывается помощь в рамках процедуры финансового оздоровления, средства в форме долгосрочных кредитов по ставкам ниже среднерыночных, что позволяет отразить в отчетности прибыль от получения финансирования на льготных условиях и, таким образом, увеличить капитал 1-го уровня.Мы позитивно оцениваем тот факт, что российский регулятор в большинстве случаев поручал проведение процедур финансового оздоровления участникам рынка, имеющим отраслевые знания и опыт, причем в каждом конкретном случае предусматривалась разработка планов финансового оздоровления, что обеспечивало повышение ответственности банков-санаторов. В отличие от России в некоторых других странах с развивающейся рыночной экономикой (в частности, в Нигерии и Казахстане) управление проблемными активами осуществлялось государственными структурами. В результате процесс урегулирования проблемных кредитов в этих странах оказался очень длительным и характеризовался недостаточной прозрачностью и неопределенными перспективами в отношении восстановления активов. Стремясь ускорить этот процесс, правительство Казахстана недавно приняло решение о выходе из капитала банков, которым оказало помощь после финансового кризиса 2008 ггода, и передаче управления проблемными активами частным инвесторам. За шесть лет, в течение которых проблемные банки находились под контролем государства, успехи в восстановлении проблемных активов были незначительными, объем проблемных кредитов, накопленных в период кризиса, даже увеличился, поскольку банки продолжали признавать проблемными новые кредиты, выданные в период кризиса.

Вместе с тем мы отмечаем недостаточную прозрачность различных аспектов механизма финансового оздоровления в России (как и в других странах), в частности, процедур принятия решения о целесообразности финансового оздоровления банка, оказавшегося в стрессовой ситуации, или о его банкротстве, а также критериев выбора банка-санатора. Кроме того, несмотря на успешное завершение процедур санации нескольких российских банков после 2008 года, ряд санаций крупных банков, начавшихся в течение последних нескольких лет, все еще далеки от завершения, поэтому их результаты еще предстоит оценить.

Участие в процессе финансового оздоровления дает ряд преимуществ

На первый взгляд участие в процессе финансового оздоровления представляется привлекательным для инвесторов, поскольку позволяет им получить значительный объем активов с использованием государственных средств, а также ряд других преимуществ. Первым из таких преимуществ является прирост капитала. Самый крупный кредит, полученный инвестором от АСВ после 2008 года, составляет 295 млрд рублей (9,2 млрд долларов по состоянию на 30 сентября 2011 года - даты выдачи кредита). Он был выделен на оздоровление Банк Москвы и позволил инвестору - ВТБ - не только отразить прирост капитала в размере 152 млрд рублей в 2011 году, когда он получил кредит, но и получить прирост капитала в размере 100 млрд рублей в 2014 году, когда срок погашения кредита был продлен на пять лет. В 2014 году четыре банка-санатора (ВТБ, Альфа-Банк, СМП Банк и БИНБАНК) и соответствующие санируемые банки отразили в отчетности прирост капитала общим объемом около 118 млрд руб. (диаграмма 2). Мы ожидаем, что они признают дополнительный прирост капитала и в 2015 году, когда банки-санаторы получат операционный контроль над санируемыми банками и их консолидированная отчетность отразит весь объем прибыли от получения дешевого фондирования от АСВ. Кроме того, общая сумма отраженной в отчетности прибыли пока не включает второй по величине случай финансового оздоровления после 2008 года - санацию Открытие Холдинг розничного банка НБ «ТРАСТ» в 2014 году, на которую АСВ уже предоставило кредит в размере 129 млрд рублей НБ «ТРАСТ».

Участие в процедуре финансового оздоровления обусловило значительное увеличение базы активов банков-санаторов после того, как этот механизм был введен в действие АСВ в 2008 году. Активы санируемых банков варьировались от 5,6% до 50,9% собственных активов инвесторов в период с 2011 года до конца 1-го полугодия 2015 года. Эта доля существенно возросла в 2014 году и продолжает увеличиваться (диаграмма 3). Наиболее значительный объем проблемных активов по сравнению с собственными активами получил БИНБАНК после приобретения ЗАО МКБ «Москомприватбанк» в 2014 году (в настоящее время - БИНБАНК кредитные карты) и пяти банков, входящих в структуру банковской группы «РОСТ». В случае успешной интеграции активы приобретенных банков могут обусловить укрепление рыночных позиций банков-санаторов в некоторых регионах и сегментах бизнеса.

Однако потенциальные риски могут перевесить преимущества

Мы полагаем, что риски, которым подвергаются банки-санаторы в связи с интеграцией активов санируемых банков, могут быть очень высокими и в конечном итоге перевесить соответствующие выгоды, оказав, таким образом, негативное влияние на кредитоспособность банков-санаторов. Кроме того, учитывая краткосрочный характер получаемых преимуществ, мы полагаем, что участие инвесторов в таких сделках зачастую может носить оппортунистический характер и рассматриваться как достаточно недальновидное решение.

Недостаточно полный анализ due diligence может обусловить недооценку кредитных рисков

По нашему мнению, основные риски обусловлены тем, что у инвесторов, приобретающих проблемный банк, обычно есть лишь очень немного времени для проведения первичного анализа due diligence соответствующего банка. Поэтому процесс финансового оздоровления, который начинают инвесторы, как правило, характеризуется высоким уровнем неопределенности, которая впоследствии может обусловить значительные дополнительные расходы. Недостаток времени на проведение надлежащего анализа due diligence в отношении санируемых банков затрудняет оценку реального масштаба их проблем, особенно в тех случаях, когда предыдущее руководство приняло меры для их сокрытия. Как следствие, после того как банки-санаторы уже приступят к выполнению своих обязанностей, могут возникнуть дополнительные проблемы в отношении качества активов. В 2014 году у ряда инвесторов возникли вопросы в связи с заниженной оценкой проблемных активов в восстанавливаемых банках. В некоторых случаях АСВ согласилось предоставить дополнительные средства или продлить срок уже предоставленных средств для решения возникших проблем с качеством активов.

Операционные и интеграционные риски могут оказаться крайне высокими

Финансовое оздоровление может обусловить возникновение высоких интеграционных и операционных рисков. Объединение даже достаточно сильных банков требует значительных управленческих усилий для обеспечения того, чтобы разные части группы дополняли друг друга и консолидация финансовых организаций привела к укреплению рыночной позиции объединенного банка и его способности устойчиво генерировать прибыль. В случае интеграции банков, находящихся в стрессовой финансовой ситуации, процесс становится еще более сложным, поэтому большое значение имеет внедрение эффективных систем управления рисками и внутреннего контроля. Бизнес-модели банка-санатора и восстанавливаемого банка могут существенно различаться, что еще больше осложняет процесс интеграции. В частности, в прошлом году БИНБАНК, который до 2014 года ориентировался на обслуживание корпоративных клиентов, присоединил Москомприватбанк, специализировавшийся на кредитовании розничных клиентов. Эта сделка обеспечила банку быстрое развитие деятельности в новом сегменте. В то же время мы считаем, что такие приобретения, как правило, сопряжены с высоким уровнем риска и требуют больших усилий, поскольку отсутствие опыта работы в новой области может привести к нарастанию операционных проблем как в приобретаемом банке, так и в самом банке-санаторе. Кроме того, способность банка-санатора получать выгоду от расширения клиентской базы за счет клиентов восстанавливаемых банков в значительной степени зависит от способности руководства удержать клиентов и развивать построенные на доверии долгосрочные отношения. В некоторых случаях после изменения структуры собственности проблемных банков мы отмечали обусловленный паническими настроениями отток клиентских средств.

Риски интеграции оцениваются нами как особенно высокие, принимая во внимание значительный объем активов санируемых банков, контроль над которыми был передан банкам-санаторам в последние годы. В среднем активы банков, которые все еще находятся в процессе финансового оздоровления, составляют примерно 25% собственных активов банков-санаторов.

Процедуры финансового оздоровления приводят к дополнительному давлению на управленческие ресурсы банков-санаторов

Мы отмечаем, что процесс финансового оздоровления обычно занимает больше времени, чем изначально ожидают банк-санатор и АСВ. При этом даже достаточно сильным финансовым организациям обычно требуется много внимания и усилий для урегулирования проблем банков, которые оказались в стрессовой финансовой ситуации. Интеграция восстанавливаемого банка часто требует самого активного участия высшего руководства банка-санатора. В этой ситуации сильные финансовые организации оказываются вынуждены тратить существенные ресурсы на урегулирование проблемных активов вместо того, чтобы заниматься развитием нового здорового бизнеса.

Банки-санаторы могут использовать регуляторные послабления в отношении санируемых банков для осуществления рискованных инвестиций

Банки, находящиеся в процессе финансового оздоровления, обычно получают разрешение регулятора не выполнять некоторые требования, в том числе в отношении норматива достаточности капитала, ликвидности и концентрации на отдельных заемщиках. Это обстоятельство подвергает инвесторов конфликту интересов, поскольку дает возможность для учета высокорисковых и капиталоемких операций на балансе санируемого банка. В то же время Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s проводит анализ кредитных рисков на уровне группы в целом, отмечая тот факт, что наращивание кредитных рисков на балансе одной из структур может оказать значительное давление на консолидированные показатели капитализации группы в целом.

Влияние на кредитный рейтинг банков-санаторов, как правило, негативное

Принимая во внимание все риски, связанные с участием в процессе финансового оздоровления, мы считаем, что обычно оно оказывает негативное влияние на финансовый профиль банка-санатора и может привести к ухудшению кредитоспособности. Это обстоятельство обусловило помещение рейтингов нескольких банков-санаторов, которые имеют рейтинги Standard & Poor’s, в список CreditWatch или пересмотр прогнозов по рейтингам этих организаций на «Негативный». Вместе с тем пока участие в процедурах финансового оздоровления не привело к понижению рейтингов банков-санаторов (табл. 1). К числу факторов, которые могут нейтрализовать риски банков-санаторов, относятся:

Дополнительные вливания капитала со стороны акционеров банка-санатора;

Дополнительная поддержка со стороны государства;

Получение гарантий по проблемным кредитам от бывших акционеров санируемого банка;

Небольшие размеры баланса проблемного банка по сравнению с балансом банка-санатора;

Проведение детального анализа due diligence заблаговременно, перед вовлечением в процедуру санации (однако такие случаи редки).

Мы будем продолжать наблюдение за кредитоспособностью банков-санаторов, чтобы определить, имеются ли основания для понижения их кредитных рейтингов по мере реализации процедур финансового оздоровления.

Санатор Восстанавливаемые банки Период финансового оздоровления Рейтинг банка-санатора до начала процесса финансового оздоровления Рейтинг банка-санатора спустя три месяца после начала процесса финансового оздоровления

ВТБ

Банк Москвы

2011-2026

ВВВ/Стабильный

ВВВ/Watch Негативный

Бинбанк

Бинбанк кредитные карты

2014-2018

В/Стабильный

В/Негативный

Группа «РОСТ»

2014-2020

В/Развивающийся

В/Негативный

Татфондбанк

Тимер Банк (прежнее название - БТА-Казань)

2014-2024

В/Стабильный

В/Стабильный

Альфа-Банк

Балтийский Банк

2014-2024

ВВ+/Стабильный

ВВ+/Стабильный

ФК «Открытие»

НБ Траст

2014-2024

ВВ-/Стабильный

ВВ-/ Watch Негативный

В соответствии с политикой Standard & Poor"s только Рейтинговый комитет может принимать решение о том или ином рейтинговом действии (в том числе изменении, подтверждении или отзыве кредитного рейтинга, изменении прогноза по рейтингу, помещении рейтинга в список CreditWatch). Настоящая статья-комментарий и ее предмет не являются результатами решения Рейтингового комитета и не могут интерпретироваться как изменение или подтверждение кредитного рейтинга либо рейтингового прогноза.

Новое на сайте

>

Самое популярное