Домой Полезные советы Кто согласовывает сту. Согласование специальных технических условий (СТУ)

Кто согласовывает сту. Согласование специальных технических условий (СТУ)

Сокращения, используемые в статье:

  • Порядок — Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденный приказом Минстроя России №248/ПР от 15.04.2016,
  • Старый порядок — Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденный приказом Минрегиона России №36 от 01.04.2008,
  • Положение — Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства РФ №87 от 16.02.2008,
  • 123-ФЗ — Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»,
  • 384-ФЗ — Федеральный закон №384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений,
  • Перечень 474 — Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований 123-ФЗ, утвержденный приказом Росстандарта №474 от 16.04.2014,
  • Перечень 1521 — Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ, утвержденный постановлением Правительства РФ №1521 от 26.12.2014,
  • Регламент — Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий … , утвержденный приказом МЧС России №710 от 28.11.2011.

Минстрой России подготовил и зарегистрировал в Минюсте свой новый приказ об утверждении порядка разработки и согласования СТУ.
«О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» зарегистрирован в Минюсте России 31.08.2016 №43505. Дата вступления данного документа в силу — 12.09.2016.
Ранее Минстрой предпринимал несколько попыток подготовить и зарегистрировать в Минюсте свой новый порядок разработки и согласования СТУ взамен старому порядку, утвержденному .

В данной статье мы отмечаем: чем новый порядок разработки и согласования СТУ (утвержденный приказом Минстроя №248/ПР) отличается от старого порядка (утвержденного приказом Минрегиона №36), и даём комментарии по новому документу.
В представленном ниже анализе мы упоминаем не обо всех изменениях Порядка разработки и согласования СТУ, а только о тех, которые показались нам наиболее интересными.

1. Сам факт подготовки и утверждения нового Порядка, установленного Минстроем России, наконец делает возможным соблюдение требования пункта 5 «Положения о составе разделов проектной документации … «, утвержденного Постановлением Правительства РФ №87 от 16.02.2008 (далее — Положение).

Пункт 5 Положения гласит:

5. В случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий.
Порядок разработки и согласования специальных технических условий устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.

Для соблюдения условий п.5 Положения важным критерием является то, что СТУ должны быть разработаны и утверждены (согласованы) в порядке, установленном именно Минстроем России , а не каким-либо другим министерством! Однако на протяжении последних трёх лет такого Порядка — установленного Минстроем России и имеющего статус нормативного правового акта (зарегистрированного в Минюсте), не существовало. Таким образом, соблюсти требования п.5 Положения, то есть разработать и утвердить специальные технические условия в рамках несуществующего Порядка, было невозможно.
Всё это время действовал порядок разработки и согласования СТУ, установленный другим министерством — Минрегионом России (было упразднено сразу после создания Минстроя).
На практике, все разрабатывали СТУ в порядке, установленном Приказом Минрегиона России №36 от 01.04.2008, т.к. это был единственный порядок, зарегистрированный в Минюсте и действующий на тот момент. Но надо понимать, что такая процедура не соответствовала требованиям п.5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №87.
Данное несоответствие можно считать устраненным только сейчас, когда появился Порядок разработки и согласования СТУ, установленный именно Минстроем.

2. Пункт 1. Порядка — о том, что вообще устанавливает настоящий Порядок:

Обращаем внимание на то, что в п.1 ничего не сказано о том устанавливает ли настоящий Порядок требования к разработке и согласованию СТУ в случае, установленном частью 2 стать 78 ФЗ N 123-ФЗ !
Однако, далее в п.3 Порядка упоминается такой вид СТУ со ссылкой на 123-ФЗ (подпункт г) ).
Выглядит это как некое противоречие и несогласованность между пунктами внутри одного документа.
Если попытаться объяснить это противоречие, то просматривается два основных варианта:

1) Возможно, что вид СТУ со ссылкой на 123-ФЗ (подпункт г) ) по ошибке был включен в п.3 Порядка (виды СТУ). Иначе зачем в список видов СТУ включать такой вид, к которому данный Порядок не устанавливает требования к разработке и согласованию? Из п.1 очевидно, что данный Порядок устанавливает требования только к СТУ, разработанным на основании 384-ФЗ.
Или же ошибка закралась в п.1, где надо было написать, что настоящий Порядок устанавливает требования к разработке и согласованию СТУ в случаях , установленных ч.8 ст.6 384-ФЗ и ч.2 ст.78 123-ФЗ . Но с другой стороны, если бы так был сформулирован п.1, то получилось бы, что в части процедуры согласования образовалось два порядка: этот, утвержденный приказом №248/ПР Минстроя, и Регламент согласования СТУ, утвержденный приказом №710 МЧС России. Ведь Регламент МЧС России – это по сути тоже порядок согласования СТУ, который предписывает согласовывать СТУ, разработанные на основании 123-ФЗ, в МЧС , а не в Минстрое. Двух разных порядков согласования для одного и того же вида СТУ существовать не должно (дублирование процедур запрещено законодательством РФ). Возможно, что во избежание такого формального дублирования «порядков согласования СТУ», в п.1 настоящего Порядка не стали указывать о том, что он распространяется на СТУ, разработанные на основании 123-ФЗ.

2) Возможно, никакой ошибки нет. Что если Минстрой России (автор документа) имеет ввиду, что все те случаи разработки СТУ, которые установлены 123-ФЗ, всегда подпадают и под случаи разработки СТУ, установленные 384-ФЗ? Но для того, чтобы в этом убедиться, надо было выполнить сравнение случаев (критериев) необходимости разработки СТУ, установленных этими двумя законами . А это не простой вопрос.
На данный момент существует две «системы документов», содержащих в себе требования пожарной безопасности для проектирования зданий и сооружений – это «123-ФЗ + перечень 474 » и «384-ФЗ + перечень 1521 ». Эти системы при желании можно считать понятными, сбалансированными и продуманными только если рассматривать каждую отдельно. Но применить эти две системы вместе практически невозможно, т.к. они противоречат друг другу, дублируют друг друга и просто не согласованы между собой. Причина — в их основе заложены абсолютно разные принципы и логика нормирования. В нашей мы писали о том, что это дублирование начинается с того, что у МЧС России и у Минстроя России накладываются (дублируются) функции по нормативно-правовому регулированию в области пожарной безопасности в строительстве. Соответственно, далее это дублирование перетекло в создание двух Федеральных законов и перечней нормативных документов к ним. Оба закона затрагивают область пожарной безопасности в строительстве, но принципы и подходы настолько разные, что мы называем их разными «системами документов».
Так вот, для того, чтобы утверждать, что все те случаи разработки СТУ, которые установлены 123-ФЗ, всегда подпадают и под случаи разработки СТУ, установленные 384-ФЗ, надо сравнивать не только две формулировки законов 123-ФЗ и 384-ФЗ (ч.2 ст.78 и ч.8 ст.6 соответственно), описывающие случаи (критерии) необходимости разработки СТУ, а в целом эти системы. Например, основная несогласованность касательно СТУ заключается в том, что критерии необходимости разработки СТУ сформулированы очень по-разному. По одному закону основанием для разработки СТУ может быть только отсутствие требований пожарной безопасности, по другому — отсутствие и отступление от требований. При этом, у каждого закона есть «свои» перечни нормативных документов. Критерии определения необходимости разработки СТУ (отсутствия норм и отступления от норм) логически привязаны к разным перечням. Таким образом, надо делать детальный сравнительный анализ требований пожарной безопасности, содержащихся в системе «123-ФЗ + перечень 474 » и в системе «384-ФЗ + перечень 1521 ». В общем, это предмет для отдельной большой работы.
Провел ли Минстрой такой анализ перед тем как утвердить новый Порядок в такой редакции? Это большой вопрос. Но сейчас всё это выглядит как неуклюжая попытка присвоить более высокий статус системе «384-ФЗ + перечень 1521 » в части определения критериев необходимости разработки СТУ.

В Старом порядке этот же пункт 1 был сформулирован совсем по-другому — в нём не было привязки к какому-либо закону:

3. Пункт 2 Порядка:

В Старом порядке было так:

Смысл не изменился. По факту СТУ — это документ, содержащий нормативные требования. И старая и новая формулировки подтверждают, что СТУ — это не проектная документация (не проектные решения), как многие считают, а это требования для проектирования . По смыслу содержания СТУ намного ближе к понятию «нормативный документ», чем к понятию «проектная документация». Подробнее об этом мы писали в . Кстати, почти все ГУ МЧС России по субъектам РФ так и пишут в своих письмах: «… согласовать данный нормативный документ».

4. Пункт 3 Порядка определяет виды специальных технических условий:

3. СТУ разрабатываются следующих видов:
а) технические требования, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ;
б) технические требования к промышленной безопасности опасных производственных объектов капитального строительства, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ;
в) технические требования к сейсмической безопасности объектов капитального строительства на территориях сейсмичностью более 9 баллов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ;
г) технические требования, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 123-ФЗ (далее — Регламент).

Ранее было 3 вида СТУ, сейчас — 4. Появился отдельный вид — «СТУ по промышленной безопасности» (б) (ранее его формально не было).
Также поменялись формулировки определений видов СТУ — в каждом виде появилась привязка к законам: 384-ФЗ или 123-ФЗ.
Первое, что хочется отметить: виды СТУ б), в) и г) определены по некоему единому признаку «вид безопасности»: б) — промышленная безопасность, в) — сейсмическая безопасность, г) — пожарная безопасность. Однако вид СТУ — а) сформулирован так, что включает в себя другие виды СТУ.
И не совсем понятно зачем нужен такой неопределенный и, в то же время, всеобъемлющий вид СТУ, как а). Или, зачем после вида а) перечислять ещё какие-то виды СТУ, которые являются частными случаями вида а) . С такой общей формулировкой подпункта а) теряется смысл разделения СТУ на виды. Очевидно же, что вид а) включает в себя и б), и в).

5. Пункт 4 Порядка также претерпел интересные изменения.

Старая формулировка:

Новая формулировка:

Во-первых, раньше разработка СТУ должна была выполняться по заданию заказчика (инвестора) . Заявление должно было направляться в Минстрой от него же — заказчика строительства (инвестора) . Сейчас из документа удалены термины «инвестор» и «заказчик строительства», и введены термины «заказчик», «технический заказчик» и «заинтересованное лицо». Исключение терминов «инвестор» и «заказчик строительства» означает, что теперь под термином «заказчик (заинтересованное лицо)» может подразумеваться просто «заказчик СТУ» (так как теперь не указано заказчик чего?). А заказчик СТУ — это далеко не всегда инвестор и заказчик строительства. Например, для разработчика СТУ, заказчиком СТУ часто являются проектные институты, выполняющие функции ген. проектировщика, технические заказчики, и т.д. Одним словом, заинтересованным лицом теперь может быть любая организация-заказчик, необязательно «заказчик строительства», может быть и «заказчик СТУ».
Хотя это всё теория. На практике Минстрой России, скорее всего, по-прежнему будет понимать под «Заказчиком» инвестора, а не Заказчика СТУ. Время покажет.

Во-вторых, как и ранее п.4 Порядка устанавливает — кем должны разрабатываться СТУ. Здесь существенных изменений мы не видим, однако хотим отметить, что разработка СТУ может проводиться (как и раньше) «… или другой организацией» , то есть любой организацией. Никаких ограничений или хотя бы намеков на необходимость иметь разработчику СТУ лицензии или допуски СРО нет! В очередной раз подтверждается, что на сегодняшний день «разработка СТУ» — это деятельность, не подлежащая лицензированию.

Также важно отметить, что, исходя из формулировки п.4, разработка СТУ проводится организациями . В российском законодательстве термин «организация» почти всегда тождественен понятию «юридическое лицо». Так, например, Налоговый кодекс четко определяет, что организации это — юридические лица, а индивидуальные предприниматели – это физические лица. Кроме того, в ГК РФ установлено, что юридическим лицом признается организация. То есть видно, что эти понятия («организация» и «юридическое лицо») в различных отраслях российского права определяются друг через друга.
Разработка СТУ кем-то, кто не является «организацией», будет являться нарушением п.4 Порядка. И если согласиться с тем, что понятие «организация» и «юридическое лицо» тождественны, то получается, что физические лица, индивидуальные предприниматели, (не упомянутые в п.4 Порядка), не имеют права на осуществление деятельности по разработке СТУ.

6. В новом Порядке удален п.6 Старого порядка:

7. Пункт 6 нового Порядка устанавливает требования к содержанию СТУ:

Особое недоумение вызывает необходимость включать в специальные технические условия основание для строительства и чертежи! То есть в СТУ нужно включать не реквизиты документа, являющегося основанием для строительства, а сам этот документ.
Что касается «чертежей архитектурно-планировочных решений», то здесь надо просто знать, что формально СТУ — это нормативные требования, разрабатываемые для проектирования. Сначала — разработка СТУ, потом — проектирование. Теоретически «чертежей архитектурно-планировочных решений» ещё может не существовать на стадии разработки СТУ: чертежи появятся потом, в процессе проектирования.
Как правило, эти требования никто из разработчиков СТУ не выполняет, никто не включает в текст СТУ документ, являющийся основанием для строительства. Обычно в СТУ указывают только реквизиты документа, а копию прикладывают к СТУ, и, как правило, никто не прикладывает чертежи архитектурно-планировочных решений. Но тем не менее, безусловное требование о необходимости включения в СТУ «правоустанавливающего документа» и чертежей есть в Порядке.

8. Добавлен новый пункт 13:

В принципе эта мысль и раньше была очевидна, так как и в Старом порядке в перечне направляемых в Минстрой документов значился подпункт: «- проект СТУ в двух экземплярах, подписанный должностными лицами разработчика . Это значит, что и раньше не требовалось утверждение СТУ заказчиком до согласования документа в Минстрое, достаточно было подписать СТУ разработчику. Сейчас этот момент просто дополнительно уточнен отдельным пунктом.

9. Пункт 14 устанавливает перечень документов, которые необходимо направить в Минстрой для согласования СТУ:

14. Для согласования проекта СТУ заинтересованное лицо направляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Министерство) следующие документы и материалы (далее — документация) :
а) сведения о заинтересованном лице (наименование организации; организационно-правовая форма; место нахождения; контактный телефон; индивидуальный номер налогоплательщика; фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) руководителя организации);
б) сведения об организации разработчике проекта СТУ (наименование организации; организационно-правовая форма; место нахождения; контактный телефон; индивидуальный номер налогоплательщика; фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) руководителя организации);
в) проект СТУ в двух оригинальных экземплярах, завизированный разработчиком (на титульном листе). Каждый экземпляр проекта СТУ должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью (при наличии) и подписью руководителя организации разработчика;
г) пояснительную записку к проекту СТУ, завизированную заинтересованным лицом , содержащую информацию о необходимости разработки СТУ, принятых технических решениях, компенсирующих мероприятиях (в случае принятия решений об отступлении от действующих технических норм), описание нормативных положений, содержащих новые технические требования (в случае разработки новых требований), информацию об обеспечении безопасности объекта капитального строительства.
д) копию технического задания на разработку проекта СТУ, заверенного печатью (при наличии) и подписью заинтересованного лица;
е) сканированные копии документации, указанной в подпунктах «а-д» настоящего пункта, на электронном носителе.

Основные изменения по сравнению со старым Порядком:

1) Удален пункт — «составленное в произвольной форме заявление заказчика строительства». Это вряд ли означает, что заявление теперь не нужно. В любом случае при обращении в орган исполнительной власти придётся подготовить письмо с просьбой рассмотреть СТУ. В этом плане ничего по сути не изменилось.

2) Добавлены пункты «сведения о заинтересованном лице … » и «сведения об организации разработчике проекта СТУ … ». Ранее аналогичные пункты содержались в п.7 старого Порядка, то есть эти сведения о заказчике и разработчике должны были включаться в текст СТУ. И это было логично. Сейчас же исходя из п.14 нового Порядка «сведения о заинтересованном лице» и «сведения об организации разработчике проекта СТУ» являются отдельными документами, так как они указаны в виде отдельных подпунктов в перечислении после слов «документы и материалы (далее — документация) ». Что это за два таких документа (а и б)? В каком виде и по какой форме нужно готовить документ — «сведения о заинтересованном лице », и документ — «сведения об организации разработчике проекта СТУ » не установлено! Но очевидно, что это должны быть два отдельных документа!

Кстати, в текст СТУ эти сведения тоже должны включаться, как и раньше, (пункт 6 подпункт д нового Порядка).

3) В подпункте в) добавлено новое требование о необходимости прошивать и пронумеровывать СТУ.

4) Пояснительная записка (ПЗ) к СТУ нужна была и раньше, но если раньше её достаточно было утвердить или завизировать разработчику СТУ, то сейчас в соответствии с подпунктом г) ПЗ должна быть завизирована заинтересованным лицом (заказчиком)! И это чистой воды инновация! Это реально то, чего нам всем (разработчикам СТУ) так не хватало.

5) Подпункт д) — о копии технического задания, никаких новшеств не принёс.

Но хотелось бы отметить, что в соответствии с этим подпунктом в Минстрой нужно направлять не заваренную копию технического задания, а копию заверенного технического задания . Это значит, что надо сначала заверить ТЗ (поставить подпись и печать Заказчика), а потом сделать копию заверенного ТЗ. После этого на саму копию никаких подписей и печатей дополнительно ставить не требуется! Кто-то может прочитать этот пункт так, что нужно заверять ещё и саму копию, хотя русским по белому написано: копию заверенного технического задания !
(Слово «заверенного» относится к «задания», а не к «копию»).

6) Подпункт е) о сканированных копиях всех документов на электронном носителе — вообще новый. Хотя такая практика (направлять в Минстрой копию документации на носителе) уже давно существует.

10. Пункт 15 — о необходимости предоставлять в Минстрой письмо-заключение МЧС для согласования пожарных СТУ, разработанных на основании 123-ФЗ:

В новом Порядке это положение вынесено в отдельный пункт 15. В старом Порядке аналогичная формулировка входила в пункт 14:

Основные изменения:
1) В соответствии с новым Порядком нужно прикладывать к основным документам (перечисленным в п.14) ещё и «документ по согласованию СТУ с МЧС России», оформленный в соответствии с законодательством РФ. Обратите внимание, нужно прикладывать сам документ (то есть оригинал), а не его копию. «Документ по согласованию СТУ » — формулировка странная, в Регламенте МЧС России (и в законодательстве вообще) такого термина нет. Под этим очевидно подразумевается письмо МЧС и/или заключение МЧС, выданные заказчику в результате предоставления гос. услуги по согласованию СТУ в МЧС России. Так вот теперь нужно будет оригинал письма (или заключения) МЧС направлять в Минстрой, и при этом, вряд ли этот документ будет возвращен Минстроем Заказчику после рассмотрения СТУ. Это очень неоднозначная формулировка, но слова «копия» перед словом «документ» увы в п.15 нет!
2) Раньше было написано, что пожарные СТУ направляются в Минстрой при наличии положительного заключения МЧС. Это означало, что СТУ надо согласовать в МЧС положительно (никак иначе).
Сейчас в новом Порядке под термином «Документ по согласованию СТУ с МЧС России, оформленный в соответствии с законодательством » можно подразумевать, как письмо МЧС о согласовании СТУ, так и письмо МЧС о необходимости доработки СТУ (по Регламенту МЧС результатом гос. услуги могут быть оба варианта). Ведь письмо о направлении СТУ на доработку — это тоже «документ по согласованию СТУ », так как он выдан в результате оказания гос. услуги по согласованию СТУ . В п.15 Порядка не указано должен быть «Документ по согласованию СТУ с МЧС России» положительным или отрицательным, главное для Минстроя, чтоб он был «оформлен в соответствии с законодательством Российской Федерации ».

11. Пункт 16:

Минстрой оставляет за собой право отказывать в рассмотрении СТУ в случае, если заинтересованное лицо не представило документ по согласованию СТУ с МЧС России, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации . Оформлен ли документ по согласованию СТУ с МЧС России в соответствии с законодательством — будет решать (проверять), очевидно, Минстрой. Таким образом, Минстрой косвенно контролирует деятельность МЧС России в части правильности оформления документа по согласованию СТУ (на соответствие Регламенту МЧС).
Если заинтересованное лицо в результате гос. услуги по согласованию СТУ получило от МЧС документ (заключение МЧС), оформленный не в соответствии с законодательством , и далее направило этот «некорректный» документ для согласования СТУ в Минстрой (в соответствии с п.15 Порядка), то Минстрой имеет право отказать в рассмотрении СТУ (на основании п.16 Порядка). Заинтересованное лицо в таком случае ни в чем не виновато (МЧС неправильно оформило свой документ, а Минстрой по этому поводу отказал), однако ему (заинтересованному лицу) придётся тратить уйму времени на то, чтобы после отказа в Минстрое разобраться в ситуации. Такую причину отказа заинтересованное лицо самостоятельно устранить никак не может, ему придётся писать запросы, вопросы, просьбы в МЧС, чтоб МЧС переоформило свой документ по согласованию СТУ (письмо-заключение). При этом, МЧС имеет полное право не признать своей ошибки и не согласиться «переоформлять» письмо и/или заключение, которое они выдали заявителю в результате предоставления гос. услуги. К тому же, какой-то ускоренной процедуры переоформления заключения МЧС не существует, любое официальное обращение в МЧС будет рассматриваться как новое (в течение 1-ого месяца).

В общем, всё это может затянуться на несколько месяцев только по той причине, что, либо МЧС некорректно оформило «документ по согласованию СТУ», либо Минстрой ошибся при оценке корректности оформления документа, подготовленного МЧС.

Кроме того, никаких особенных требований к оформлению заключения или письма МЧС России не установлено законодательством РФ. Регламент МЧС России устанавливает только требования к содержанию заключения нормативно-технического совета (п. 32.1), но требований к оформлению в Регламенте не содержится.

12. Пункт 17:

В Старом порядке сроки согласования СТУ были такие же, как и сейчас в новом: 30 календарных дней. Только если раньше Минрегион (а потом и Минстрой) мог продлевать рассмотрение СТУ до 3 месяцев без объяснения причин, то сейчас продление до 90 дней возможно только в случае направления Минстроем межведомственного запроса.

13. Пункт 20:

Этот пункт новый. В старом Порядке не были обозначены случаи (причины), при которых в согласовании СТУ может быть отказано. Здесь важно не путать термин «согласование СТУ» с «рассмотрение СТУ», т.к. причины отказа в рассмотрении СТУ были и в Старом порядке раньше — это непредставление комплекта документов. А вот причин отказа в согласовании СТУ не было.
Сейчас в согласовании СТУ может быть отказано только в случае «несоответствия проекта СТУ требованиям главы II настоящего Порядка». Этим пунктом впервые хотя бы в общих чертах определен предмет проверки в рамках процедуры согласования СТУ Минстроем (что конкретно проверяет, анализирует Минстрой при рассмотрении СТУ).
Допустим, если раньше Минстрой мог отказывать в согласовании СТУ на основании того, что требования в СТУ не соответствуют требованиям в заключении МЧС России, то сейчас уже не сможет (если будет действовать в рамках Порядка). Сейчас Минстрой может отказывать только в случае несоответствия проекта СТУ требованиям главы II Порядка , а в главе II нет никаких требований касательно того, что СТУ и заключение МЧС должны как-то соответствовать друг другу. То есть, если в заключении МЧС написаны какие-то требования отличные от требований СТУ, то теперь ничего страшного в этом нет (бывает, что сотрудники МЧС переносят в своё заключение основные решения из СТУ, перефразируя их на свой вкус – это абсолютно нормально).

Таким образом, во-первых, Минстрой теперь не проверяет заключение МЧС, а проверяет проект СТУ . А во-вторых, Минстрой не проверяет проект СТУ на соответствие заключению МЧС , а проверяет проект СТУ на соответствие требованиям главы II Порядка .

14. В пунктах 17, 21 и 22 установлено, что в трёх случаях:

  • продление срока рассмотрения СТУ,
  • принятие решения о согласовании СТУ,
  • принятие решения об отказе в согласовании СТУ,

заинтересованное лицо «письменно информируется » о таких решениях в течение 5 дней со дня их принятия!

«Письменно информируется в течение 5 дней» — это не значит, что эти 5 дней предназначены только для оформления и подписания письма Минстроем, а срок отправки этого письма почтой России не входит в эти 5 дней. «Письменно информируется в течение 5 дней» — это значит, что информация должна в течение 5 дней уже поступить заинтересованному лицу, хотя бы по электронной почте в виде сканированного письма Минстроя.
Для того, чтобы условие «в течение 5 дней» безусловно выполнялось, Минстрою видимо придётся направлять письменное уведомление заинтересованному лицу ну уж точно не почтой России, а либо экспресс доставкой (курьером), либо в сканированном виде на электронную почту заинтересованного лица. Если 5 дней Минстрой будет тратить только на оформление письма, а потом отправлять его почтой России (как это происходило всегда), то требования пунктов 17, 21 и 22 не будут выполняться Минстроем в части соблюдения срока информирования заказчика.

В данной статье мы хотим подробно осветить такие вопросы как:

    входят ли специальные технические условия (СТУ) на проектирование в части обеспечения пожарной безопасности в состав проектной документации?

    можно ли сказать, что «разработка СТУ» входит в понятие «разработка (подготовка) проектной документации»?

Итак, что такое СТУ (Специальные технические условия) и из чего состоит проектная документация (ПД)? Состав проектной документации утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 (ред. от 10.12.2014) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Всё содержимое Положения о составе разделов проектной документации, утвержденного Постановлением №87, это как раз и есть ответ на вопрос: из чего состоит ПД и что в себя включает?

Проектная документация для объектов капитального строительства состоит из нескольких разделов: Пояснительная записка, Архитектурные решения, Конструктивные и объёмно-планировочные решения и т.д. В том числе ПД содержит и раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (МОПБ), в который включаются описания и обоснования проектных решений в части обеспечения пожарной безопасности проектируемого объекта, включая графические материалы в виде структурных схем систем противопожарной защиты и схем эвакуации. СТУ по обеспечению пожарной безопасности не содержатся в составе какого-либо раздела проектной документации, а также не фигурируют в постановлении как самостоятельный раздел. О специальных технических условиях в Постановлении №87 упомянуто только однажды — в пункте 5:

«В случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий. …»

Разработка СТУ должна предшествовать разработке проектной документации! Даже, если не погружаться глубоко в нормативно-техническую взаимосвязь между СТУ и проектной документацией, с точки зрения логики русского языка, уже понятно, что наличие слова «предшествовать» в п.5 Постановления №87 отделяет понятия «разработка СТУ» и «разработка ПД» друг от друга, формально расставляя эти два события по разным местам на временной шкале. Уже нельзя сказать что СТУ и проектная документация — это одно и то же.

Что такое СТУ? Исходя из того же пункта 5 Постановления №87, специальные технические условия — это документ, который содержит вновь разработанные нормы — те самые, недостающие или отсутствующие в нормативной базе РФ нормативные требования для проектирования конкретного уникального объекта или объекта с нестандартными проектными решениями. Примерно такое же определение «Специальным техническим условиям» дают ч. 8 статьи 6 Федерального Закона №384-ФЗ от 30.12.2009 (ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ) и ч. 2 статьи 78 Федерального Закона №123-ФЗ от 22.07.2008 (ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ). Приказ Минрегиона России №36 от 01.04.2008 (пункт 2) прямо говорит о том, что «СТУ являются техническими нормами , содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта».

Таким образом, СТУ по обеспечению пожарной безопасности — документ, содержащий нормы, нормативные требования .

Получается, что по своему техническому смыслу любые СТУ — это индивидуальный нормативный документ , в соответствии с требованиями которого осуществляется проектирование конкретного объекта, для которого СТУ и были разработаны.

На графической схеме (ниже) просто, но наглядно, показано, что нормативные требования в части обеспечения пожарной безопасности, включенные в СТУ, стоят в одном ряду с требованиями, содержащимися в других документах: ФЗ №123-ФЗ и в нормативных документах (Сводах Правил). Проектная организация, имея на руках разработанные и согласованные в установленном порядке СТУ по пожарной безопасности, разрабатывает все разделы ПД (особенно это касается раздела МОПБ) для своего уникального (нестандартного) объекта в соответствии со следующими группами «пожарных норм»:

    нормативными требованиями Федерального Закона №123-ФЗ,

    нормативными требованиями нормативных документов (Сводов Правил),

    нормативными требованиями СТУ.

Специальные технические условия по пожарной безопасности, Федеральный Закон №123-ФЗ и нормативные документы по ПБ – вместе составляют комплекс документов, формирующих единый, полный набор нормативных требований в области пожарной безопасности (для уникального объекта).

В данной статье мы не затрагиваем вопрос значимости и юридического статуса Специальных технических условий как нормативного документа, равного по статусу Сводам Правил, например. Мы рассматриваем только назначение и роль документа «Специальные технические условия» с нормативно-технической точки зрения, основываясь на определениях этого документа, закрепленных в законодательстве.

Понятно, что если Специальные технические условия содержат обоснование отступлений от нормативных требований пожарной безопасности, то это не могут быть отступления от требований ФЗ, это могут быть только отступления от требований Сводов Правил. Поэтому разработчик проектной документации имеет право при проектировании объекта рассматривать и применять требования СТУ, как более приоритетные, в части противоречащей требованиям Сводов Правил. Для этого собственно законодательством и предусмотрена возможность обоснования в СТУ отступлений от требований нормативных документов, коими являются Своды Правил, но не является ФЗ.

И кстати говоря, сам факт того, что документ «Специальные технические условия» является инструментом, позволяющим обосновать отступления от требований нормативных документов (СП), — это ещё один веский аргумент в подтверждение того, что СТУ — это, по смыслу, нормативный документ. Получается, что нормы, содержащиеся в СТУ, фактически способны заменить в определённой части нормы Сводов Правил в случае отступления от СП. Кроме того, часть 9 статьи 6 Федерального Закона №384-ФЗ от 30.12.2009 говорит о том, что согласованные в установленном порядке специальные технические условия могут являться основанием для включения содержащихся в таких специальных технических условиях требований к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки в национальные стандарты и своды правил, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. То есть, СТУ — это нормы для конкретного объекта, но они имеют теоретическую возможность «перекочевать» в нац. стандарты и СП, в случае массового применения и схожести.

Надо отметить, что существует несколько факторов, из-за которых может ошибочно показаться, что СТУ – это всё-таки часть проектной документации. Во-первых, СТУ – это, как и проектная документация, адресный, индивидуальный документ, который, как и все разделы ПД, разрабатывается для одного конкретного объекта кап. строительства. При этом, СТУ и проектная документация вместе должны направляться в органы Экспертизы. И если не погружаться глубоко в суть вопроса, то можно принять СТУ за раздел проекта. Только надо понимать, что на самом деле СТУ направляются в Экспертизу не в качестве раздела ПД, а в качестве нормативного документа, в соответствии с которым были разработаны разделы ПД, содержащие уникальные проектные решения. Во-вторых, несмотря на то, что по логике и в теории разработка специальных технических условий (адресного нормативного документа) должна предшествовать разработке проектных решений, на практике очень часто получается наоборот. Зачастую только в процессе проектирования можно понять, что заказчик строительства или проектная организация планирует применить нестандартное проектное решение, которое выходит за рамки актуальной нормативной базы в области ПБ, и для которого недостаточно нормативных требований по пожарной безопасности. То есть только тогда, когда уже началась разработка ПД, становится понятно, что объект превращается в уникальный (нестандартный) в той или иной степени, и поэтому необходима разработка СТУ по пожарной безопасности на проектирование этого объекта. Это влечет за собой ввод нового этапа «разработка СТУ», который выполняется параллельно разработке ПД. Поэтому может показаться, что СТУ – это просто один из разделов проектной документации. Возникает ситуация, при которой СТУ фактически подгоняются максимально близко, насколько это возможно, под уже готовое уникальное проектное решение, которое заказчик предполагает, планирует применить на своём объекте. И в принципе, такой ход событий является нормальным, если говорить о практической стороне вопроса: по-другому просто невозможно иной раз, не начав проектировать, выявить недостаточность норм и, как следствие, необходимость в разработке СТУ. Как же понимать тогда Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 №87, в котором говорится о том, что разработке ПД должны предшествовать разработка и согласование специальных технических условий, если на практике всё получается вроде бы наоборот? Дело в том, что если говорить о взаимосвязи двух процессов: 1) разработка и согласование СТУ и 2) разработка и согласование ПД , в начале проектирования, то картина одна: как правило, действительно, первым начинается процесс разработки проектной документации. Однако слово «предшествовать» п.5 Постановления №87 несёт в себе более глубокий смысл. Если рассматривать как связаны оба эти процесса цельно, от начала и до конца каждого из них, на всём отрезке проектирования, то картина вырисовывается совсем другая. Сначала завершается процесс: разработка и согласование СТУ – то есть, официально появляются нормативные требования (после согласования СТУ в МЧС и в Минстрое). И только потом завершается процесс разработки и согласования (экспертизы) ПД – то есть официально появляется окончательный проект с положительным заключением Экспертизы. И даже если в самом начале проектирования заказчик строительства заложил в проект некое нестандартное проектное решение, то оно пока ещё является его планом ; заказчик может на этом начальном этапе только планировать и предполагать , что в будущем будут разработаны и согласованы СТУ, легализующие возможность использования этого уникального решения именно в том виде, в котором хочет заказчик. Полноценные основания для включения этого проектного решения в проект у заказчика появляются только после, того как официально получены нормы, по которым это проектное решение было (будет) спроектировано, то есть после разработки и согласования СТУ. Также надо понимать, что СТУ это далеко не всегда постоянный, неменяющийся документ, который от разработки 1-ой редакции и до окончания всех согласований не подвергается никаким корректировкам. Процедура согласования специальных технических условий заключается в том, что СТУ рассматриваются и обсуждаются на двух нормативно-технических советах МЧС России и Минстроя России по очереди, где члены советов (эксперты, учёные) могут посчитать необходимым откорректировать, доработать СТУ (имеют полное на это право). Поэтому специальные технические условия в процессе согласования могут преобразиться в такую редакцию, которая будет отличаться от планируемой в начале. Бывает, что корректировки, вносимые в СТУ на стадии согласования, носят принципиальный характер. Это бывает нечасто, но теоретически такое возможно в рамках действующей процедуры соглсасования СТУ. В этом случае, заказчику иногда приходится корректировать своё нестандартное проектное решение так, чтобы оно соответствовало требованиям окончательной редакции СТУ, учитывающей мнения членов НТС. Иначе проект не пройдёт Экспертизу, т.к. будет на лицо несоответствие проекта требованиям согласованных СТУ в части обоснования нестандартных решений. Именно в таких ситуациях и становится очевидным, что сначала должны всё-таки появится нормы в окончательном варианте (согласованные СТУ), полностью прошедшие те этапы создания, на которых были возможны какие-либо изменения, а уже потом появляется основание использовать в проекте планируемое ранее нестандартное проектное решение с учетом приведения проекта в точное соответствие с требованиями этих норм (полностью согласованных СТУ). И в конечном итоге проект разрабатывается в соответствии с СТУ, проект подгоняется под финальную редакцию СТУ (с учетом мнения членов НТС), а не наоборот.

СТУ по пожарной безопасности — это по сути нормативные требования, необходимые для проектирования нестандартного объекта, то есть это нормативный документ, который в идеале уже нужно иметь на руках к моменту разработки проектных решений (точно также как мы имеем на руках ФЗ №123-ФЗ и Своды Правил). И несмотря на то, что на практике почти всегда СТУ разрабатываются одновременно с ПД, — формально применять требования СТУ при проектировании можно только после разработки и согласования СТУ, когда этот документ приобретает свою финальную редакцию и официальный статус, пройдя через все необходимые нормативно-технические советы (МЧС России и Минстроя России).

Проектная документация — это по сути описание и обоснование (текстовое, графическое, расчетное) проектных решений. Как нельзя сказать, что фраза «описание проектных решений» по смыслу включает в себя «разработку нормативных требований», так и нельзя сказать, что термин «проектная документация» включает в себя «Специальные технические условия».

Специальные технические условия по своему определению в рамках действующего законодательства ни при каких обстоятельствах не могут входить в состав проектной документации, являться её составной частью или самостоятельным разделом проекта. СТУ — это нормы, которые необходимы проектировщику для разработки конкретных проектных решений (проектной документации).

Соответственно, такой вид деятельность как «разработка (подготовка) проектной документации» не может включать в себя по умолчанию такую работу как «разработка СТУ».

Необходимость написания данной статьи вызвана тем, что, на практике в рамках своей деятельности профессиональные разработчики СТУ постоянно сталкиваются со случаями полного непонимания и незнания со стороны заказчиков СТУ, генеральных проектных организаций, и даже экспертов государственной (или негосударственной) экспертизы простой истины: ни формально, ни технически, специальные технические условия (СТУ) по пожарной безопасности — это не проектная документация, а индивидуальный нормативный документ, имеющий свой (особый) статус.

Каким образом проявляется это непонимание, и к чему оно приводит, мы постараемся подробнее рассказать в следующих статьях на примере конкретных случаев из реальной деятельности в области разработки СТУ.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (СТУ)

Компания «OSK GROUP » выполняет работы по разработке СТУ и согласованию СТУ - Специальные технические условия , отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности согласно требований Федерального Закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий, сооружений, строений.

Cогласование специальных технических условий

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их
содержанию», в случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности,
установленных нормативно-техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и
утверждение в установленном порядке специальных технических условий (разработка СТУ ).

Разработка СТУ

Разработка СТУ в зависимости от степени обеспеченности планируемого к строительству объекта действующими нормативными положениями, по решению заказчика (инвестора) специальные технические условия (СТУ) могут разрабатываться трех видов:
  • нормы, содержащие специальные технические требования на проектирование , строительство и эксплуатацию объектов, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также иных объектов, для проектирования которых недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами;
  • нормы, содержащие специальные технические требования по обеспечению сейсмической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов на площадках сейсмичностью более 9 баллов для всех видов объектов;
  • нормы, содержащие специальные технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности.

Порядок согласования СТУ

Порядок, в котором должны разрабатываться и согласовываться специальные технические условия (разработка СТУ) в части обеспечения пожарной безопасности определяется Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.04.2008 г. № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» и предоставляются в Минрегион РФ при наличии положительного заключения МЧС России.

Порядок согласования СТУ в части обеспечения пожарной безопасности в МЧС России определяется Приказом № 141.

Специальные технические условия (СТУ) на проектирование противопожарной защиты объекта представляют собой документ, который устанавливает требования пожарной безопасности для конкретного объекта учитывая его особенности, включая, в том числе, комплекс дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий по защите.

Специальные технические условия (СТУ) на проектирование противопожарной защиты разрабатываются организациями, имеющими лицензию МЧС России на данный вид деятельности. Разработанные специальные технические условия согласуются Управлениями государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - УГПН ГУ МЧС России либо с департаментом надзорной деятельности МЧС России (далее - ДНД МЧС России). Согласованные органами ГПН технические условия утверждаются уполномоченными подразделениями (например, ФГУП ЦНС) Министерства регионального развития России.

Состав и содержание СТУ

Состав специальных технических условий определяется Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.04.2008 № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».

В основе специальных технический условий (СТУ) на проектирование противопожарной защиты объекта лежит анализ объемно-планировочных и конструктивных решений, систем активной и пассивной противопожарной защиты и других проектных решений объекта, действующей нормативной базы и разработка на их основе перечня требований, обеспечивающих защиту объекта на требуемом уровне.

  • обоснование необходимости разработки СТУ и недостающие нормативные требования для данного конкретного объекта, излагаемые в соответствии со структурой действующих технических норм в данной области;
  • перечень вынужденных отступлений от требований действующих технических нормативных документов, содержащий обоснование их необходимости и мероприятия, компенсирующие эти отступления.
  • основание для строительства;
  • данные, включающие наименование и место расположения объекта и условия строительства;
  • сведения об инвесторе (заказчике), генеральной проектной организации и разработчике СТУ;
  • описание объекта в целом и его важнейших элементов с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений с приложением схемы организации земельного участка и чертежей архитектурно-планировочных решений.
  • допускается включение в состав СТУ положений, содержащих отступления от действующих норм, при условии обоснования необходимости таких отступлений и разработки в составе СТУ нормативных положений, компенсирующих эти отступления.
  • аналогично должны быть обоснованы дополнительные требования по сравнению с требованиями, установленными в действующих технических нормативных документах.

При рассмотрении специальных технических условий анализируется:

  • пожарная опасность объекта;
  • эффективность и приоритетность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре;
  • возможность спасения людей;
  • эффективность мероприятий, направленных на предотвращение и ограничение распространения пожара;
  • возможность доступа пожарных подразделений к очагу пожара и подачи средств пожаротушения с учетом расположения и технического оснащения пожарных подразделений.

Краткий перечень работ, выполняемых специалистами компании OSK GROUP:

  • разработка специальных технических условий (разработка специальных технических условий сту, разработка специальных тех условий)
  • подготовка сту, подготовка к выдаче технических условий (порядок выдачи технических условий определяется нормативными документами)
  • технические условия по пожарной безопасности согласовываются с Заказчиком)
  • порядок согласования сту, согласование сту во всех инстанциях
  • сту по пожарной безопасности для любых сложных объектов
  • согласование специальных технических условий, включая согласование сту в минрегионе
  • сту на проектирование (специальные технические условия на проектирование)
  • разработка сту по пожарной безопасности
  • порядок согласования сту в соответствии требованиями нормативных и законодательных документов
  • подготовка основания для разработки сту
  • специальные технические условия пожарной безопасности и противопожарные мероприятия (разработка ППМ)

Порядок разработки и согласования специальных технических условий (СТУ) - это поэтапный процесс создания и координации технических норм для определенного объекта строительства, которые содержат дополнительные либо отсутствующие требования в сфере пожарной безопасности.
Специальные ТУ отражают особенности проектирования, инженерных решений, возведения, а также последующей эксплуатации и демонтажа (сноса) зданий.
В зависимости от степени защищенности объекта установленными нормативными нормами, по решению заявителя, СТУ могут разрабатываться нескольких видов:

Требования, которые содержат технические решения на планировку, возведение и эксплуатацию сооружений, а также других зданий, для проектирования которых положения по защите и надежности объекта отсутствуют;
Нормы, которые включают технические правила по обеспечению сейсмической защиты;
Положения, содержащие технические нормы на планировку и строительство сооружений в сфере обеспечения пожарной защиты.

Порядок разработки и согласования СТУ


Разработка СТУ осуществляется согласно техническому заданию заявителя научно-исследовательской, проектной либо другой организации, которая обладает научно-технической базой и стажем практической деятельности в данной области.
Перед разработкой СТУ проводится определение технических, конструктивных, планировочно-объемных решений сооружения, используемых изделий и материалов. Также анализируется нормативная база объекта, которая служит основанием для создания недостающих положений либо разработки отсутствующих требований. Технические решения могут подготавливаться к объекту в целом, его частям либо отдельным инженерным системам и конструкциям.

Специальные ТУ должны включать следующие сведения:

Детальное обоснование необходимости подготовки СТУ и недостающие нормативные положения для данного сооружения, которые излагаются согласно структуре действующих правил;
Перечень необходимых отклонений от правил действующей нормативной документации, который содержит обоснование их разработки и мероприятия, компенсирующие данные отступления;
Основания для возведения объекта;
Сведения о названии, месторасположении сооружения и условиях его строительства;
Данные о заказчике, проектном предприятии и создателе СТУ;
Описание здания в целом и его основных элементов с указанием планировочно-объемных и конструктивных решений, которые дополняются схемами земельного участка и чертежами планировочно-архитектурных решений.

Структура технических условий определяется на этапе составления задания на их подготовку. Как правило, она должна отвечать структуре действующих положений в данной сфере.
Положения, которые содержатся в установленной нормативной документации в специальные ТУ не включаются. Единицы величин и обозначения, которые используются в СТУ, должны соответствовать строительным требованиям и государственным стандартам.

Порядок согласования специальных ТУ


Процедура согласования СТУ проводится в органах Минстроя и МЧС.

Для координации технических условий заказчик строительства должен представить в соответствующие органы следующую документацию:
Заявление заказчика, которое составляется в произвольной форме, подписывается руководителем и заверяется печатью предприятия;
Пояснительная записка, которая содержит сведения о необходимости подготовки СТУ, принятых проектных решениях, компенсирующих мероприятиях. Кроме того, в записке указываются нормативные правила, которые содержат новые технические нормы, а также данные об обеспечении защиты объекта;
Проект технических условий в 2-х экземплярах;
Копия задания на подготовку СТУ, заверенная руководителем заявителя строительства.
Как правило, предоставленная заказчиком документация не подлежит возврату, за исключением случаев, утвержденных действующим законодательством.
Постановление о согласовании либо об отказе рассмотрения технических условий принимается Министром на протяжении месяца со дня подачи документов в Минрегион. В определенных ситуациях срок рассмотрения технических условий может быть увеличен до трех месяцев. Если документация предоставляется в органы с нарушением действующего перечня, она возвращается заказчику в течение десяти дней.

Рассмотрение документации специальных ТУ заключается в изучении структуры представленных материалов и документов, осуществлении научно-технической оценки, подготовке заключения по итогам экспертизы и принятии решения об утверждении либо об отказе в рассмотрении ТУ.
При принятии положительного решения, СТУ оформляется посредством проставления подписи Министра на титульном листе и подписей уполномоченного лица на каждом листе технических условий. После согласования ТУ подлежат утверждению у заявителя.

О принятом решении заказчик оповещается на протяжении 3-х рабочих дней Минрегионом путем направления письменного уведомления. При этом к СТУ прикрепляется один экземпляр технических условий, который оформляется согласно действующим нормам.
При отказе в согласовании к уведомлению прилагается один экземпляр СТУ и копия заключения. После устранения факторов, которые стали причиной отказа в согласовании, заказчик может повторно отправить документацию на рассмотрение.

Согласованные технические условия подлежат учету в специальном реестре и архивному хранению.

Заказчик строительства имеет право на любом этапе рассмотрения документов отозвать заявление, направив в Минрегион письменное уведомление. При этом согласование СТУ прекращается, после чего составляется соответствующее заключение, которое утверждается Министром либо доверенным лицом.

Компания ГОСТ-НОРМ предоставляет весь спектр услуг по разработке и координации СТУ для объектов различных форм собственности и функциональности. Подготовка и согласование СТУ осуществляется опытными, профессиональными специалистами. Эксперты компании обладают широкой научно-технической базой и многолетним стажем, что является залогом качества и оперативности выполненных услуг.

Министерство регионального развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

ПРИКАЗ

О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства


В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст.5) и пунктом 5.2.6 Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству , утвержденного (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 28, ст.3904),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству И.Е.Генкина.

Руководитель
В.И.Коган

Приложение. Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства

Приложение
к приказу Федерального агентства
по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству

1. Настоящий Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства устанавливает общие требования к разработке и согласованию специальных технических условий (далее - СТУ).

2. СТУ разрабатываются в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, включенными в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" , утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1047-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 28 июня 2010 года, N 26, статья 3405), недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, а также в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Включение в состав СТУ положений, содержащих отступления от действующих нормативных требований, допускается при одновременном включении в состав СТУ положений, компенсирующих эти отступления.

3. Нормативные требования, содержащиеся в документах, не включенных в перечни национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной и (или) добровольной основе обеспечивается соблюдение положений Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст.5) (ведомственные, территориальные, иные нормативные требования), могут быть включены в СТУ при условии обеспечения безопасности объекта капитального строительства с указанием источника таких нормативных требований.

4. Отдельные положения, содержащиеся в нормативных документах зарубежных стран, могут быть включены в СТУ при условии их соответствия законодательству Российской Федерации.

5. СТУ разрабатываются применительно к конкретному объекту капитального строительства и содержат положения, отражающие особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта капитального строительства.

Положения СТУ формулируются в виде конкретных нормативных требований к объекту капитального строительства, допускающих возможность контроля в установленном порядке, и не должны содержать предполагаемых проектных решений.

Не допускается формулировать положения СТУ в форме положений нормативного правового акта Российской Федерации.

6. Обозначения и единицы величин, использованные в СТУ, должны соответствовать обозначениям и единицам величин, принятым в документах в области стандартизации.

7. В СТУ не допускается:

отступление от требований федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

включение положений, содержащихся в действующих нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах, в том числе формулы расчета в другом построении.

СТУ не разрабатываются в отношении новых материалов, изделий, конструкций и технологий, требования к которым не регламентированы действующими документами в области стандартизации.

В состав СТУ не включаются чертежи, схемы, инструкции, методики, расчетные и иные обоснования нормативных требований.

8. Разработка СТУ осуществляется в соответствии с техническим заданием застройщика (технического заказчика).

В техническом задании приводится краткое обоснование необходимости разработки СТУ, данные об уровне ответственности объекта капитального строительства, а также другие требования и информация, необходимые для разработки СТУ.

9. В зависимости от степени обеспеченности планируемого к строительству объекта капитального строительства действующими нормативными положениями могут разрабатываться СТУ, содержащие требования, в том числе в части обеспечения механической, промышленной, сейсмической, пожарной и иной безопасности.

10. В СТУ должны содержаться следующие данные:

обоснование необходимости разработки СТУ с указанием недостающих нормативных требований и (или) вынужденных отступлений от действующих нормативных требований применительно к конкретному объекту капитального строительства;

основание для строительства;

данные, включающие наименование и место расположения объекта капитального строительства и условия строительства;

сведения о застройщике (техническом заказчике), генеральной проектной организации и разработчике СТУ;

краткое описание объекта капитального строительства с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений.

11. Структура СТУ должна соответствовать структуре действующих документов в области стандартизации (или их разделов) применительно к установленным дополнительным и (или) отсутствующим нормативным требованиям.

12. Согласование СТУ осуществляет Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Госстрой).

13. Организационно-технические мероприятия по подготовке согласования СТУ осуществляет уполномоченное структурное подразделение Госстроя (далее - Управление).

Рассмотрение СТУ, подготовка рекомендаций о согласовании либо отказе в согласовании СТУ, а также рекомендаций по оформлению СТУ осуществляются Нормативно-техническим советом Госстроя (далее - Совет). Положение о Совете и Состав Совета утверждается приказом Госстроя.

14. Для согласования СТУ застройщик (технический заказчик) представляет в Госстрой следующие документы:

заявление застройщика (технического заказчика) на имя руководителя Госстроя о рассмотрении СТУ, подписанное руководителем застройщика (технического заказчика) или лицом, исполняющим его обязанности. В случае если заявление подается юридическим лицом, указанное заявление заверяется печатью.

проект СТУ в двух экземплярах, подписанный представителем разработчика. В случае если СТУ разрабатывается юридическим лицом, указанное СТУ заверяется печатью;

пояснительную записку, содержащую обоснование предложенных в СТУ нормативных требований и включающую при необходимости расчеты, результаты проведенных испытаний и исследований, схемы, графики, протоколы совещаний и другую подобную информацию;

копию технического задания на разработку СТУ;

расчеты рисков (при необходимости);

документы, подтверждающие согласование СТУ или нормативных требований, содержащихся в СТУ, с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. СТУ, содержащие нормативные требования в части обеспечения пожарной безопасности, представляются с соответствующим согласованием Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. По рекомендации Совета Госстрой направляет СТУ в заинтересованный федеральный орган исполнительной власти для согласования или получения позиции такого органа о возможности применения дополнительных нормативных требований, а также соответствующих компенсирующих и дополнительных мероприятий, содержащихся в СТУ;

копию технического задания на разработку СТУ, заверенного руководителем застройщика (технического заказчика) или лицом, исполняющим его обязанности.

Представленные застройщиком (техническим заказчиком) документы возврату не подлежат, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком.

15. Документы для согласования СТУ, представленные с нарушением пункта 14 настоящего Порядка, в течение десяти рабочих дней с даты регистрации возвращаются отправителю без рассмотрения по существу с указанием причин возврата.

Документы для согласования СТУ, представленные в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка, выносятся Управлением на рассмотрение Совета.

16. По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, СТУ рекомендуются Советом к согласованию или отказу в согласовании. Рекомендации Совета указываются в протоколе заседания Совета.

Рассмотрение СТУ Советом осуществляется в течение месяца с даты регистрации в Госстрое документов, указанных в пункте 14 настоящего Порядка. В отношении объектов капитального строительства, перечисленных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 46, ст.5553; N 50, ст.6237; 2010, N 49, ст.6410; 2011, N 29, ст.4281; N 49, ст.7015), указанный срок может продлеваться на один месяц по решению руководителя Госстроя либо его уполномоченного заместителя, курирующего вопросы согласования СТУ.

В рассмотрении СТУ Советом не принимают участие члены Совета, участвовавшие в разработке СТУ или проектной документации на соответствующий объект капитального строительства.

17. Решение о согласовании СТУ либо об отказе в согласовании СТУ принимается руководителем Госстроя либо его заместителем, курирующим вопросы согласования СТУ, на основании рекомендаций Совета в течение десяти рабочих дней с даты соответствующего заседания Совета.

18. Решение о согласовании СТУ оформляется путем проставления на титульном листе двух экземпляров СТУ согласующей подписи лица, принявшего указанное решение, и проставления на каждом листе двух экземпляров СТУ визирующей подписи уполномоченного сотрудника Управления. О принятом решении застройщик (технический заказчик) извещается письмом Госстроя в течение трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения, к которому прикладывается один экземпляр согласованных СТУ.

19. Решение об отказе в согласовании СТУ оформляется письмом Госстроя в адрес застройщика (технического заказчика) за подписью лица, принявшего решение об отказе в согласовании СТУ, с приложением выписки из протокола заседания Совета, в которой указываются основания для рекомендации об отказе в согласовании.

20. После устранения причин, послуживших основанием для отказа в согласовании СТУ, они могут быть повторно направлены на согласование в установленном порядке.

21. В случае возникновения необходимости внесения изменений и дополнений в ранее согласованные СТУ застройщик (технический заказчик) представляет в Госстрой документы в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка. При этом проект СТУ представляется в полном объеме с учетом внесенных изменений и дополнений, а в пояснительной записке к СТУ приводится таблица внесенных изменений и (или) дополнений.

В случае согласования СТУ в новой редакции с учетом внесенных изменений и дополнений ранее согласованные СТУ утрачивают силу со дня принятия соответствующего решения.

22. Опечатки и описки в согласованных СТУ могут быть исправлены путем указания в письме Госстроя новой редакции соответствующих положений СТУ.

23. Согласованные СТУ подлежат хранению и учету Управлением.

24. Застройщик (технический заказчик) вправе на любой стадии рассмотрения отозвать свое заявление о согласовании СТУ путем направления соответствующего письма в Госстрой.

Сведения о расчетах, обоснованиях и прогнозах последствий реализации предлагаемых решений, имеющие значение для оценки регулирующего воздействия

Проект приказа Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству "О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства"

1. Краткое описание предлагаемого нового правового регулирования

Проект приказа устанавливает общие требования к разработке и согласованию специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства (далее - СТУ).

2. Проблема, на решение которой направлено новое правовое регулирование, оценка негативных эффектов, порождаемых наличием данной проблемы.

Установление нового порядка разработки и согласования СТУ с учётом изменения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на согласование СТУ.

3. Цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования, программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Проект приказа разработан в соответствии с пунктами 5.2.6 , 5.4.13 Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 670 , в целях приведения ведомственных актов в соответствие с вышестоящими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Новые полномочия, функции, обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления или изменение порядка их реализации.

В связи с передачей соответствующей функции Госстрою проект приказа устанавливает, что согласование СТУ осуществляет Госстрой.

5. Оценка расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на организацию исполнения и исполнение новых полномочий, функций, обязанностей и реализацию прав или на изменение порядка их реализации.

Издание проекта приказа не потребует дополнительных расходов за счёт средств бюджетной системы Российской Федерации.

6. Новые обязанности субъектов предпринимательской деятельности или изменение содержания существующих обязанностей.

Новые обязанности субъектов предпринимательской деятельности и изменение содержания существующих обязанностей не предусматриваются.

7. Основные группы субъектов предпринимательской деятельности, интересы которых будут затронуты новым правовым регулированием, их количественная оценка.

Застройщик (технический заказчик).

8. Оценка расходов субъектов, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность, связанных с необходимостью соблюдать закрепляемые за ними обязанности, либо с изменением содержания таких обязанностей.

За согласование СТУ плата с застройщика (технического заказчика) не взимается.

9. Риски невозможности решения проблемы предложенным способом, риски непредвиденных негативных последствий.

Риски невозможности решения проблемы предложенным способом, риски непредвиденных негативных последствий отсутствуют.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по.

Новое на сайте

>

Самое популярное