Домой Полезные советы Социальное расслоение общества на богатых и бедных. Глубокое расслоение российского общества

Социальное расслоение общества на богатых и бедных. Глубокое расслоение российского общества

В традиционном отчете организации Oxfam , приуроченном к старту международного экономического форума в швейцарском Давосе, указывается, что состояние богатейших людей планеты за год выросло, и теперь всего 1% населения Земли владеет более чем половиной всех богатств. Состояние 3,7 млрд жителей планеты — бедной половины мирового населения — при этом осталось неизменным.

За последний доступный год (середина 2017 года к середине 2016-го) общее глобальное богатство выросло на $9,3 трлн, и 82% этого увеличения ($7,6 трлн) досталось богатейшему 1% мирового населения, следует из расчетов Oxfam, основанных на данных ежегодного доклада Credit Suisse — Global Wealth Databook. В результате доля мирового богатства, которая приходится на богатейший 1%, увеличилась до 50,1% (с 49% годом ранее). В 2000 году их доля составляла 45%.

Тогда как богатейший 1% населения владеет 50% мирового богатства, бедная половина населения Земли довольствуется менее 1% мирового богатства, или даже 0,5%, если вычесть их чистые долги.

Миллиардеры становятся еще богаче

Oxfam отдельно проанализировала динамику богатства мировых миллиардеров из списка Forbes. В прошлом году количество миллиардеров выросло на 233 (рекордный прирост), до 2043 человек. Почти 90% — мужчины, отмечает Oxfam.

Состояние миллиардеров, которые фигурировали и в рейтинге Forbes от марта 2017 года, и в рейтинге от марта 2016 года, увеличилось на $762,5 млрд (в долларах 2017 года), и этого хватило бы, чтобы в семикратном размере ликвидировать бедность на планете в 2017 году (846 млн людей, живущих за чертой бедности по всему миру, требовалось $107 млрд, чтобы подтянуть их доходы до разграничительной линии).

В Oxfam указывают, что общее богатство миллиардеров с 2010 года увеличивалось со скоростью 13% в год — в шесть раз быстрее, чем доходы обычных рабочих и служащих по всей планете.

Авторы доклада объясняют, что самые зажиточные жители планеты разбогатели в том числе за счет ухудшения условий труда для рабочих и служащих. Одновременно с урезанием прав трудящихся растет влияние крупного бизнеса на принятие государственных решений, а также увеличиваются выплаты основным акционерам.

«Увеличение числа миллиардеров означает не рост экономики, а​ наоборот, провал системы. Те, кто шьет одежду, собирает телефоны, выращивает еду, эксплуатируются ради создания непрерывного потока дешевых товаров и увеличения прибыли крупных корпораций», — заявил исполнительный директор Oxfam Винни Бьянима.


Видео: РБК

При этом Бьянима рассказал, что эксплуатации подвергаются как жители развивающихся стран, так и трудящиеся в США. Например, во Вьетнаме работающие на швейных фабриках женщины месяцами не видят своих детей, а женщины, которые трудятся на птицеводческих предприятиях Соединенных Штатов, вынуждены приходить на работу в памперсах, потому что во время смены им запрещают ходить в туалет.

В середине января 2017 года Oxfam , из которого следует, что капиталы восьми богатейших жителей планеты и 50% человечества сравнялись. Теперь организация пересмотрела этот расчет: в 2016 году 61 миллиардер владел стольким же богатством, сколько было у бедной половины человечества, в 2017 году этот показатель снизился до 42 миллиардеров.

Oxfam была создана в 1942 году и выступает в защиту людей, оказавшихся за чертой бедности и ставших жертвами гендерного неравенства. Ежегодно она публикует доклады с предложениями по улучшению жизни людей на всей планете.

Социальное неравенство появилось в первобытных племенах и усилилось на последующих этапах развития общества.

В современном обществе выделяют большие социальные группы, различающиеся по величине дохода (богатства), по уровню образования, по профессии и характеру труда. Их называют классы, социальные слои.

В обществе существует социальное деление на группы богатых (высший класс), зажиточных (средний класс), бедных (низший класс).

К богатым, высшему классу относят тех, кто владеет большим имуществом, деньгами. Они находятся на верхней ступеньке социальной «лестницы», получают большие доходы, имеют крупную собственность (нефтяные компании, коммерческие банки и т.д.). Богатым человек может стать благодаря таланту и трудолюбию, получению наследства, удачной карьере.

Между богатыми и бедными находится средний класс людей зажиточных, обеспеченных денежными средствами. Они поддерживают достойный уровень жизни, позволяющий удовлетворять все разумные потребности (приобретать качественные продукты питания, дорогую одежду, жильё).

Бедные - низший класс - получают минимальный доход в виде заработной платы, пенсии, стипендии, социальных пособий. На эти деньги можно приобрести только наименьшее количество жизненных средств, необходимых для поддержания здоровья и жизнедеятельности человека (продукты питания, одежду и т.д.).

Представим, что все люди социально равны. Всеобщее равенство лишает людей стимулов к продвижению вперёд, желания прилагать максимум усилий и способностей для выполнения обязанностей (люди будут считать, что получают за свою работу не больше того, что они получили бы, ничего не делая весь день).

Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне естественно и закономерно, если учесть, что люди различаются по своим способностям, интересам, жизненным предпочтениям, ценностным ориентациям и т.д.

В каждом обществе есть бедные и богатые, образованные и необразованные, предприимчивые и непредприимчивые, обладающие властью и лишенные ее.

В связи с этим проблема происхождения социального неравенства, отношения к нему и путей его устранения всегда вызывала повышенный интерес, причем не только у мыслителей и политиков, но и у обывателей, которые рассматривают социальное неравенство как несправедливость.

В истории общественной мысли неравенство людей объясняли по-разному: изначальным неравенством душ, божественным провидением, несовершенством человеческой природы, функциональной необходимостью по аналогии с организмом.

Немецкий экономист К. Маркс связывал социальное неравенство с появлением частной собственности и борьбой интересов различных классов и социальных групп.

Немецкий социолог Р. Дарендорф также считал, что экономическое и статусное неравенство, лежащее в основе непрекращающегося конфликта групп и классов и борьбы за перераспределение власти и статусов, формируется в результате действия рыночного механизма регуляции спроса и предложения.

Российско-американский социолог П. Сорокин объяснял неизбежность социального неравенства следующими факторами: внутренними биопсихическими различиями людей; окружающей средой (природной и социальной), объективно ставящей индивидов в неравное положение; совместной коллективной жизнью индивидов, которая требует организации отношений и поведения, что приводит к расслоению общества на управляемых и управляющих.

Американский социолог Т. Пирсоне объяснял существование социального неравенства в каждом обществе наличием иерархизированной системы ценностей. Например, в американском обществе главной социальной ценностью считается успех в бизнесе и карьере, поэтому более высоким статусом и доходами обладают ученые технологических специальностей, директора заводов и т.д., тогда как в Европе господствующей ценностью является «сохранение культурных образцов», в связи с чем общество наделяет особым престижем интеллектуалов-гуманитариев, священнослужителей, университетских профессоров.

Социальное неравенство, будучи неизбежным и необходимым, проявляется во всех обществах на всех этапах исторического развития; исторически меняются только формы и степень социального неравенства. В противном случае у индивидов пропал бы стимул заниматься сложными и трудоемкими, опасными или неинтересными видами деятельности, повышать свою квалификацию. С помощью неравенства в доходах и престиже общество побуждает индивидов к занятиям нужными, но трудными и неприятными профессиями, поощряет более образованных и талантливых и т.д.

Проблема социального неравенства - одна из самых острых и злободневных в современной России. Особенностью социальной структуры российского общества является сильная социальная поляризация - разделение населения на бедных и богатых при отсутствии значительного среднего слоя, выступающего основой экономически стабильного и развитого государства. Сильное социальное расслоение, характерное для современного российского общества, воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой возможности самостоятельной жизненной самореализации и повышения социального статуса ограниченны для достаточно большой части населения России.

После того, как Владимир Путин пришел к власти, уровень бедности в России снижался, однако в последнее время наблюдается обратная тенденция. На фоне кризиса российской экономики происходит расслоение между богатыми и бедными, в результате чего гнев бедных слоев населения обращается в сторону богатых. Российские СМИ, находящиеся под контролем властей, нередко обвиняют известных богачей, которые не входят в правительственные круги, делая из них козлов отпущения. Эксперты полагают, что цель состоит в том, чтобы отвести народный гнев от правительства и высокопоставленных чиновников.

В 1992 году, после развала СССР, процент людей, чьи доходы были ниже прожиточного минимума, определяемого правительством, и кого считали бедными, составлял 33,5%. В 1997 году, когда у власти находился Борис Ельцин, этот показатель снизился до 20,8%. Однако затем он опять вырос. В 2000 году, когда президентом стал Владимир Путин, процент бедных составлял 29%.

После этого количество малоимущего населения снизилось. В 2012 году оно составило 10,7%. Во-первых, российская экономика выросла благодаря увеличению мировых цен на энергоносители. Во-вторых, администрация Путина усилила контроль на олигархией, что отразилось на росте налоговых поступлений. Тем самым власть обеспечила источники дохода для выплаты пенсий и других социальных нужд.

Контекст

Путин - самый богатый человек планеты?

Expressen 13.04.2016

Россия: новый передел собственности?

Bloomberg 15.11.2015

Русские, «выбитые» из ЧЕ, пьют шампанское

Aftenposten 07.07.2016
Однако вместе с обвалом мировых цен на нефть этот банкет подошел к концу. Фонды, созданные за счет огромного дохода от экспорта энергоресурсов, помогли смягчить удар, который нанес экономический кризис, однако, скорее всего, ненадолго.

Более того, после аннексии Крыма Запад ввел против России экономические санкции, что способствовало ухудшению экономической ситуации. С 2013 года количество бедных начало увеличиваться. В 2015 году оно выросло на 2,6 пункта и составило 13,3%.

По данным социологических опросов, проведенных «Левада-Центром», 41% опрошенных «крайне недовольны расслоением между богатыми и бедными». Россиян, придерживающихся подобного мнения, за последние 20 лет стало больше на 18%.

Кроме того, количество респондентов, заявивших, что они «в определенной степени недовольны расслоением», достигло 35%. Если сложить эти результаты, то получается 76%, что составляет три четверти от общего количества опрошенных.

Более того, на вопрос «что в будущем может породить серьезные проблемы» 82% опрошенных ответили: «Расслоение между богатыми и бедными». 60% считают, что этим фактором станут «межнациональные проблемы», 51% — «конфронтация между сторонниками правящей партии и теми, кто поддерживает оппозиционные партии», 48% — «межконфессиональная конфронтация», 47% — «различия в уровне образования».

Почему же в центре внимания оказалось расслоение между богатыми и бедными? По мнению российских экспертов, это результат того, что правительство намеренно стало поднимать тему расслоения в СМИ и направлять народный гнев на богачей.

Экономическая ситуация ухудшилась; западные экономические санкции негативно отразились на жизни населения. Недовольство россиян выросло. В связи с этим правительство решило подогреть патриотические чувства, оправдать аннексию Крыма и развернуть пропаганду: «Запад заставляет Россию страдать; во всем виноваты именно западные страны». Кремль направил недовольство людей на Запад.

Однако для того, чтобы успокоить народ на фоне затянувшегося экономического кризиса, этого оказалось недостаточно. Именно поэтому стали травить часть обеспеченных людей: за счет их критики через СМИ народный гнев перенаправляется в их сторону.

Недавно российские СМИ раскритиковали футболистов национальной сборной, вылетевшей на групповой стадии из розыгрыша Чемпионата Европы по футболу во Франции, которые приняли участие в роскошной вечеринке в Монако. Когда сообщили, что футболисты заказали шампанское на сумму 250 тысяч евро, критика достигла своего апогея. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков опубликовал следующий комментарий: «Об эксцессе… безусловно, слышали все, включая президента. Это получило очень широкое медийное освещение, широкий общественный отклик».

Конечно же, футболистов не за что погладить по головке. Тем не менее, как и отметила радиостанция «Эхо Москвы», любой может потратить свою зарплату на дорогую выпивку. То есть они всего лишь пили алкоголь на заработанные деньги.

Вместе с тем российские СМИ никак не освещают проблему, которая заключается в том, что на важные посты в правительстве и государственных корпорациях люди назначаются по знакомству; что в стране цветет коррупция, а правительственные чиновники получают огромные вознаграждения.

Известный российский антиправительственный блогер Алексей Навальный в своем блоге сообщил, что вице-премьер правительства России Игорь Шувалов за последние два года приобрел большое количество элитной недвижимости. Тем не менее, обычные СМИ практически не освещали эту тему, поэтому она не вызвала критики со стороны россиян.

Из футболистов и известных обеспеченных людей, которые никак не связаны с властью, делают козлов отпущения. Цель Кремля состоит в том, чтобы направить народный гнев на этих людей и отвести его от правительства.

Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания говорить об их несхожести. Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого - силой, третьего - красотой, а кому-то уготовила судьбу немощного инвалида. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными . Естественные различия далеко не безобидны, они могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, хитрые одерживают победу над простаками. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства , в том или ином виде проявляющегося и у некоторых видов животных. Однако в человеческом обществе главным является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.

Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами:

Укладом жизни (городское и сельское население),

Разделением труда (работники умственного и физического труда),

Социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д.

Все это ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения социального статуса, престижа, образования.

Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства , возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).

Доход - сумма денежных поступлений, получаемых личностью за единицу времени. Это может быть труд, а может и владение собственностью, которая «работает».

Образование - комплекс знаний, полученных в учебных заведениях. Его уровень измеряется числом лет обучения. Скажем, неполная средняя школа - 9 лет. Профессор имеет за спиной более 20 лет образования.

Власть -возможность навязывать свою волю другим людям независимо от их желания. Измеряется количеством людей, на которое она распространяется.

Престиж - это оценка положения личности в обществе, сложившаяся в общественном мнении.

Причины социального неравенства

Может ли существовать общество без социального неравенства ? Видимо, чтобы ответить на поставленный вопрос, надо разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе. В социологии не существует единого универсального объяснения указанного явления. Различные научно-методологические школы и направления интерпретируют его по-разному. Выделим наиболее интересные, заслуживающие внимания подходы.

Функционализм объясняет неравенство исходя из дифференциации социальных функций , выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможны только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т. д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности . Некоторые из них являются более важными, другие - менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев , их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство общества, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Объяснение социального неравенства принципом функциональной полезности таит в себе серьезную опасность субъективистского толкования. Действительно, почему та или иная функция рассматривается как более значимая, если общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия. Этот подход не позволяет объяснить и такие реалии, как признание за индивидом его принадлежности к высшей страте при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему Т. Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них.

Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок к развитию статусного объяснения социального неравенства . Каждый человек, занимая определенное место в обществе, обретает свой статус.Социальное неравенство - это неравенство статусов , вытекающее как из способности индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т. д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).

Рассмотрим экономический взгляд на проблему. В соответствии с этой точкой зрения первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ . Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме . По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов . Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело Маркса и его последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.

Отсутствие единого подхода к объяснению истоков социального неравенства обусловлено тем, что оно всегда воспринимается по крайней мере на двух уровнях. Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов - это борьба за обладание большими социальными возможностями, преимуществами и привилегиями. Если неравенство - неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. Общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития.

Во-вторых , неравенство всегда воспринимается как неравные отношения между людьми, группами . Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов . Этот подход получил в настоящее время широкое распространение.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни . Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления труда на управленческий и подчиненно-исполнительский. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав .

Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства , видя в нем упорядочивающее начало , без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом .

Проблема бедности и богатства.

Бедность - это состояние, при котором реальные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе. Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:

Экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),

Социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),

Демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье),

Социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий),

Образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),

Политические (военные конфликты, вынужденная миграция),

Регионально-географические (неравномерное развитие регионов).

Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости оттого, насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает значительную или незначительную часть населения. Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Масштабом бедности социологи называют долю населения страны (обычно выраженную в процентах), проживающего у официальной черты, или порога бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины «уровень бедности», «границы бедности» и «коэффициент бедности». Порог бедности - это сумма денег официально установленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду и жилье. Его также называют «уровнем бедности».

В России он получил дополнительное название - прожиточный минимум. В социологии различают абсолютную и относительную бедность. Под относительной бедностью понимают невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Как правило, относительная бедность составляет менее половины среднего дохода семьи в данной стране. Относительная бедность является сравнительной характеристикой в двух смыслах. Во-первых, она показывает бедность относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считающиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключается в сравнении одной страты с другими стратами (слоями). Во-вторых, показывает бедность относительно некоторого стандарта. Нижней границей относит. бедности является прожиточный минимум или порог бедности, а верхней – приличествующий уровень жизни.

В конце XX века российские ученые стали различать два вида бедности: 1)традиционную бедность;

2)«новых бедных».

Примерами традиционной бедности могут быть одинокие матери, многодетные семьи, инвалиды и престарелые. В группу новых бедных вошли слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда ранее не относились к низшим слоям. Основную массу «новых бедных» составляют бюджетники - служащие и рабочие, занятые в государственном секторе (научные работники, преподаватели высшей школы, офицеры). Падение вниз обусловлено небольшой зарплатой на государственных предприятиях, полной безработицей и частичной занятостью.

Таким образом, если к традиционным бедным относятся те, кто и в советском обществе считался бедными, то к новым бедным - те, кто ранее принадлежал к благополучным средним слоям, а в постсоветском обществе обеднел. Различие между старыми и новыми бедными в российском обществе носит принципиальный характер. Старые бедные не имеют того, что составляет социальный, культурный и экономический фундамент новых бедных - интеллектуальный капитал, основой которого выступает высшее и среднее специальное образование. Хорошее образование в цивилизованном и стабильном обществе - это мощный социальный лифт, помогающий людям подняться по социальной лестнице и получать высокие и относительно высокие доходы. В переходном обществе, когда происходит коренное изменение эконом. и соц. структуры, смена политических режимов, образование не может оплачиваться достаточно высоко. Поскольку подавляющая часть образованного населения в России трудится в госсекторе, а тот финансируется по остаточному принципу.

Другая отличительная черта новых бедных в том, что субкультура бедности, нормы жизни на «социальном дне», психология отчаяния не передается по наследству. Они делают всё, чтобы дать своим детям наилучшее из доступного им образование, воспитывают у них достижительную мотивацию, передают традиции и ценности российской интеллигенции. Это характерная черта только российского общества. Ни в одной стране мира бедные, во-первых, не расколоты на старых и новых, во-вторых, старые новые неспособны, при изменении ситуации, совершить быструю восходящую мобильность и сроки занять место в среднем. Границы понятия бедности так варьируются, что определение, кто беден и кто нет, очень сложная операция - как с теоретической, так и с эмпирической точек зрения. В повседневной действительности бедность означает недостаток необходимых ресурсов, состояние крайних экономических трудностей, состояние, в котором имеющиеся в наличии ресурсы так малы, что они не позволяют удовлетворять первичные потребности для выживания, принимать участие в повседневной жизни общества. Бедность - это «намного больше чем деньги».


По статистике Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЗ) , уровень потребления всего российского населения можно разделить на четыре группы:

1) самая многочисленная - бедные . Уровень их денежных доходов ниже уровня прожиточного минимума, а бедность - абсолютная. Это значит, что денег не хватает даже на необходимую еду. К 2001 г. подавляющее большинство граждан страны составляло "бедное" население.

2) малообеспеченные. Их доходы приближаются к величине минимального потребительского бюджета, что позволяет "едва сводить концы с концами" и приобретать необходимый набор товаров и услуг.

3) обеспеченные , чьи доходы превышают минимальный потребительский бюджет, но не "доросли" до бюджета людей высокого достатка.

4) богатые и состоятельные .

В результате финансового кризиса 1998 г. в России бедных стало значительно больше . Если летом 1998 г. имели доход ниже прожиточного минимума 47% населения страны, то год спустя (летом 1999 г.) их стало 56% в основном за счет малообеспеченных" и "средних" слоев. Даже в Москве число "бедных" после августа 1998 г. выросло с 16 до 25%. Количество же "состоятельных" и "богатых" практически осталось на прежнем уровне, а в ряде регионов даже увеличилось.

Таким образом, возникла не только социальная, но и экономическая стратификация населения, то есть его расслоение по уровню доходов.

На 5% наиболее обеспеченных жителей России приходится около 70% всех сбережений, размещенных на ее территории. На средне - и высокообеспеченные слои населения приходится около 26% сбережений; бедные и малообеспеченные группы, насчитывающие 50% населения, имеют всего 1,2-1,4% общего объема сбережений.

В результате стратификации выделились новые социальные слои общества . Оформился новый социальный класс - класс собственников, который можно именовать современной российской буржуазией . Среди них крупные и средние предприниматели - собственники предприятий и фирм, как правило, профессионально занятые бизнесом. В предпринимательство ушла значительная часть и бывшей советско-партийной номенклатуры (партийные, комсомольские работники, ответственные сотрудники советских органов власти и т.д.).

Разница в соотношении доходов 10% наиболее богатых людей и 10% самых бедных перед началом реформ (в 1990 г.) составляла 4,4 раза. Но уже в 1994 г. - 15,1 раза. В 2000 г. эта разница достигла 32 раз (по официальным данным Госкомстата РФ ). По результатам социологических исследований различие еще больше. Подобный разрыв между богатством и бедностью в мире трудно найти. За этими цифрами - наглядная иллюстрация социальной поляризации, сосредоточение населения на полюсах бедности и богатства.

Другая особенность современной социальной структуры российского общества - возникновение многочисленной социальной группы безработных.

В конце февраля 1999 г. численность безработных достигла абсолютного максимума за весь период проведения реформ в 90-е годы: 10,4 млн. чел. К 2001 г. уровень безработицы в России в процентном отношении к экономически активному населению составил 11,5% (в 1999 г. - 12,9%), притом, что официально зарегистрированных безработных насчитывалось 1,5%. Особенность российской безработицы - её женское лицо. Доля женщин среди безработных составила в 2000 г. 68,2%, а в ряде северных регионов - 70-80%.

Актуальной остается проблема молодежной безработицы . Все эти факторы в своей совокупности, сделали социальные последствия безработицы в России значительно масштабнее, сложнее, чем в западных странах.

В стране образовался и расширяется люмпен-слой (деклассированные элементы - бродяги, нищие и т.д.). Это люди без определенного рода занятий, без собственности, постоянного места жительства и уровня доходов, лишившиеся профессионального статуса и отчужденные от трудовой деятельности, в большинстве случаев окончательно потерявшие трудовые ориентации.

Наряду с люмпенизацией усиливается и маргинализация российского общества. Явление маргинальности возникает при миграциях. Беженцы, мигранты, эмигранты, переселенцы - типичные представители маргинального слоя. Маргиналами являются также люди, вступившие в межэтнические и межрасовые браки.

Таким образом, можно видеть, что финансовый кризис августа 1998 г. весьма существенно и негативно повлиял на уровень жизни и социальный статус молодого "среднего класса" России. Исключение составляют, по данным социологов, лишь около 4% представителей "среднего класса", чьи "доходы в иностранной валюте, согласно их собственным оценкам, помогли им не ощутить на себе никаких негативных последствий кризиса".

В целом, как показала социальная практика, "средний класс" России к концу 1999 г. в известной мере адаптировался к новым кризисным условиям и в определенной мере - реанимировался. Возможно, при более продуманной государственной и взвешенной экономической политике возникший «средний класс" и сможет оказать положительное воздействие на социальную стабилизацию общества в целом. Но для этого потребуются годы.

Практические занятия:

Анализ законодательных актов РФ в области социальной политики. (1991-1999 гг.) и составление тезисного плана – конспекта.

Задания для самостоятельного выполнения - не предусмотрено.

Проверка плана-конспекта.

Устный опрос.

1. Полученные гражданами России в начале 1990 –х гг. ваучеры – это:

а) облигации государственного займа

б) акции владельцев предприятий

в) приватизационные чеки

г) кредитные карточки

2. Приватизация собственности - это:

а) передача её государству

б) передача её в частные руки

в) передача иностранным инвесторам

г) продажа на европейских аукционах

3. К политике Е. Гайдара относится:

а) либерализация цен

б) проведение демонетизации

в) создание Стабилизационного фонда

г) сохранение государственной монополии на внешнюю торговлю

4. После отставки Е. Гайдара Правительство возглавил:

а) Е.М. Примаков

б) В.В. Путин

в) С.В. Кириенко

г) В. С. Черномырдин

5. Понятия «либерализация цен», «шоковая терапия» связаны с периодом:

а) культа личности Сталина

б) перестройки

в) «оттепели»

г) начала 1990 – х гг.

6. Одна из причин отставки правительства Е. Гайдара в 1992 г.:

а) недовольство политикой Гайдара со стороны иностранных партнёров

б) выступление ГКЧП

в) конфликт правительства и президента в борьбе за власть

г) недовольство населения последствиями «шоковой терапии»

7. К началу 2000 – х гг. самая многочисленная группа населения в России:

а) малообеспеченные

б) бедные

в) состоятельные

г) обеспеченные

8. Люди без определенного рода занятий, без собственности, постоянного места жительства и уровня доходов – это:

а) маргиналы

г) люмпены

9. Начавшаяся в России в 1992 г. приватизация части государственной собственности проводилась в форме:

а) распределения денежной стоимости собственности между гражданами

б) организации аукционных продаж акций

в) распределение среди населения акций предприятий

г) выдачи приватизационных чеков гражданам России

10. В конце 1990 х -2000 –х гг. в России образовались классы:

а) собственников и средний класс

б) олигархов и наёмных рабочих

в) буржуазии и крестьянства

г) богатых и бедных

Тема 1.2. Политическое развитие современной России

: конституция, Федеральное Собрание, Совет Федерации, мажоритарная система, сепаратизм, национальные проекты.

План изучения темы

1. Общественно - политическое развитие России (1990 - е гг.). Конституция РФ 1993 г..

2. Политическое развитие современной России (1996 – 2000 – е гг.). Деятельность Б.Н. Ельцина, В.В. Путина, Д.А. Медведева.

1 . Трудности и издержки экономических реформ начального этапа суверенного развития России резко усилили политическую борьбу в стране во взаимоотношениях исполнительной (Правительство) и законодательной (народные депутаты РСФСР) ветвей власти. Центром оппозиции Правительству стал Верховный Совет РСФСР во главе с Р.И. Хасбулатовым. На VII Съезде народных депутатов в декабре 1992 г. Президент Б. Н. Ельцин был вынужден под влиянием мощной волны критики отправить в отставку Е. Гайдара и назначить вместо него В.С. Черномырдина.

Но противостояние продолжалось. Главный объект критики – Президент Б. Ельцин. Началась «холодная война» между Президентом России и Верховным Советом, в ходе которой на сторону последнего перешёл вице-президент А.В. Руцкой. Фактически это означало двоевластие. Борьба вокруг основ конституционного строя шла с переменным успехом до весны 1993 г. 25 апреля по настоянию Ельцина был проведён референдум о доверии Президенту. За доверие президенту высказалось 58% голосовавших. Тем не менее, борьба за отстранение Ельцина от власти продолжалась и после референдума. Конституционный кризис не был преодолён.

Длительное противостояние законодательной и исполнительной властей вылилось в вооружённый конфликт . Ельцин, чтобы прекратить затянувшееся политическое двоевластие, 21 сентября 1993 г. издал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе», в котором объявил о роспуске Съезда и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). Ельцин заявил, что единственный способ преодоления паралича государственной власти – её коренное обновление на основе принципов народовластия и конституционности. Верховный Совет (ВС) РСФСР и вице-президент А.В. Руцкой квалифицировали действия Ельцина как государственный переворот. Призывы общественности к мирному разрешению конфликта путём одновременных выборов Парламента и Президента страны власти не услышали. Лидеры «непримиримой оппозиции» вывели своих сторонников на баррикады. В ночь на 23 сентября 1993 г. чрезвычайный X Съезд народных депутатов принял постановление, в котором отстранял Ельцина от власти и квалифицировал его действия как государственный переворот. Исполняющим обязанности президента был избран А. Руцкой. После этого противостояние перешло в силовую плоскость. Получив полномочия, Руцкой создал вооружённые формирования, в Белый дом свозили оружие и боеприпасы.

Оппозиция организовала 3 октября 1993 г. в центре Москвы на Смоленской площади массовые беспорядки. К 10 часам вечера вооружённые боевики предприняли попытку его штурма. В этой ситуации Ельцин отдал приказ о вводе в Москву танковой дивизии и блокаде Белого дома. В результате с обеих сторон были жертвы, в числе которых ни депутатов, ни лидеров мятежа не было. Мятежников арестовали. «Чёрный октябрь» разрушил систему Советов и советской власти.

Победа президентской страны дала возможность провести реформы политической системы и принять новую Конституцию страны. 12 декабря 1993 г . происходило всенародное голосование по принятию новой Конституции. В результате она была одобрена большинством голосов и вступила в силу. Данная Конституция подвела черту под советским периодом истории. Она вводила в России президентскую республику , наделяла Президента широкими властными полномочиями с правом назначения главы правительства и роспуска Государственной Думы. Она закрепила федеративную форму государства , разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, разнообразие видов собственности, широкие права и свободы граждан.

Высшим органом законодательной власти становилось Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от исполнительной и представительной ветвей власти каждого из субъектов России. Государственная Дума избирается на основе мажоритарной системы (одномандатных избирательных округов) и представительства политических партий, движений и организаций, преодолевших 5% барьер голосов.

Одновременно 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в ГосударственнуюДуму и Совет Федерации. В них приняло участие 13 политических партий, движений. По итогам выборов было избрано 450 депутатов. В отличие от бывшего Верховного Совета Государственная Дума изначально создавалась как исключительно профессиональный парламент. Все избранные депутаты должны были работать на постоянной основе. К ведению нижней палаты согласно Конституции отнесено принятие законодательных актов, утверждение госбюджета и контроль за его исполнением, контроль за соблюдением прав человека, участие в формировании Правительства.

Совет Федерации – верхняя палата парламента представляет и защищает интересы всех субъектов Федерации. Его главная функция – рассмотрение федеральных законов, принимаемых нижней палатой. Состав депутатов Госдумы первого созыва отражал реальное соотношение сил и настроений в российском обществе. Российский парламент первого созыва выполнил свою главную функцию: узаконил новую политическую и государственную систему.

2. 17 декабря 1995 г . состоялись новые выборы в Государственную Думу. Выборы показали нарастающую роль в политической жизни оппозиции. За места боролись уже 43 политические партии и объединения. Выборы принесли новую расстановку сил: по результатам голосования на первое место вышла КПРФ, на 2 месте – ЛДПР, на 3 –е месте – блок «Наш дом – Россия» (во главе - В.С. Черномырдин). Выборы показали недовольство правительственной политикой.

Ключевым фактором политической и экономического развития России в 1996 г. стали президентские выборы . Предвыборная гонка была достаточно напряжённая. В конечном счёте, победу одержал Б.Н. Ельцин. Но после переизбрания Ельцин не смог ускорить рыночные реформы. Всё большую власть в стране стали приобретать олигархи. По-прежнему политические отношения в РФ оставались очень острыми. Продолжалась политическая борьба между разными политическими силами. Для периода 1995 – 1999 гг. была характерна частая смена правительств , которым приходилось решать сложные экономические и социальные проблемы. В 1997 – 1998 гг. большого размаха достигло забастовочное движение.

Усиливалась угроза распада РФ. К этому вёл рост сепаратизма среди руководителей национальных республик. Во многих республиках усиление сепаратизма сопровождалось ростом притеснения русских. Особенно опасное положение сложилось на Северном Кавказе. Чеченская республика превратилась в источник преступности во всей России. Попытка восстановить конституционную законность и правопорядок привела к войне в Чечне в 1995 – 1996 гг. Между Президентом Ельциным и Государственной Думой созыва 1995 - 1999 гг. вновь возникла конфронтация. В мае 1999 г. коммунисты пытались отстранить Ельцина от власти, но не набрали нужного количества голосов. Сам Президент провёл ряд отставок и назначений. 9 августа 1999 г. премьер-министром был назначен В.В. Путин . Он взял ответственность за вторую чеченскую кампанию. Успех и решительность боевых действий привели к росту его популярности. 31 декабря 1999 г. Ельцин добровольно ушёл в отставку, передав свои полномочия Председателю Правительства Путину. «Эпоха Ельцина» закончилась.

26 марта 2000 г. на президентских выборах Путин одержал победу в первом туре, получив 52,94% голосов. Итоги выборов 1999 – 2000 гг. во многом изменили ситуацию в России. В Думе сложилось пропрезидентское большинство. Правительство продолжило проведение реформ. Было признано, что залогом их успеха является наличие сильной государственной власти. Было создано 7 федеральных округов, в которые назначили полномочных представителей Президента. В.В. Путин следует линии укрепления «вертикали власти». Законодательство республик, краёв, областей приводится в соответствие с федеральными законами. Установлен новый порядок формирования Совета Федерации: он теперь состоит не из глав, а из представителей регионов. Принят закон о партиях. Утверждение Думой в декабре 2000 г. герба, гимна, флага России было призвано консолидировать общество. Население поддерживало политику Путина. На парламентских выборах 2003 г. победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия». В марте 2004 г . Путин второй раз был избран Президентом РФ. За него проголосовали 71,31% избирателей.

Осуществлялись налоговая, судебная, пенсионная, военная реформы. С 2004 г. началась административная реформа, продолжалось проведение политической реформы. По предложению Путина были отменены прямые выборы губернаторов населением. Их кандидатуры стали вноситься Президентом и утверждаться законодательным собранием регионов. Для обеспечения взаимодействия граждан с органами власти, защиты прав и свобод, с целью контроля за деятельностью органов власти была сформирована Общественная палата .

В начале XXI в. продолжался рост российской экономики. Успехи в экономике сделали возможным принятие в 2005-2006 гг. по инициативе Президента национальных проектов («Образование», «Здоровье» и т.д.). Второй президентский срок Путина (2004-2008 гг.) характеризовался продолжением экономического роста, укреплением стабильности в обществе, повышением авторитета России на международной арене. В очередном Послании Федеральному Собрании РФ в апреле 2005 г. Путин определил его в качестве главной политико-идеологической задачи России как свободного демократического государства. Для её достижения Президент предложил ряд мер по развитию государства, укреплению законности и повышению эффективности правосудия.

2 марта 2008 г . на очередных президентских выборах победил Д.А. Медведев (70,28% голосов избирателей), поддержанный В.В. Путиным и партией большинства «Единая Россия». Путин дал согласие Президенту РФ работать главой Правительства (с 8 мая 2008 г.). Это свидетельствует о преемственности политического курса, что важно в условиях экономического кризиса, затронувшего Россию и мировое сообщество.

Практические занятия:

Работа с текстовым, законодательным, видеоматериалом, раскрывающим национальную политику и межнациональные отношения в современной России, и оформление тезисного конспекта.

Подбор материала к диспуту, подготовка доклада «Современные проблемы межнациональных отношений в мире».

Форма контроля самостоятельной работы:

Устный опрос.

Проверка тезисного конспекта.

Защита доклада.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Действующая Конституция РФ была принята в:

2. Современная конституция была принята на:

а) референдуме

б) закрытом заседании ЦК партии

в) XXVIII съезде КПСС

г) X съезде народных депутатов

3. Появление этого государственного органа связано с принятием Конституции РФ:

а) Съезда народных депутатов

б) Всероссийского центрального исполнительного комитета

в) Верховного Совета

г) Совета Федерации

4. Пост Председателя Правительства РФ в 1990 – е гг. занимал:

а) Н.И. Рыжков

б) А.Н. Косыгин

в) Г.А. Явлинский

г) В.С. Черномырдин

5. Государственная Дума в 1993 г. избирается на основе:

а) смешанной системы

б) пропорциональной системы

в) мажоритарной системы

г) назначений Президента РФ

а) Государственной Думы

б) Совета Федерации

в) Государственного Совета

г) Верховного Совета

7. В.В. Путин впервые занял пост Президента РФ в:

8. К политической линии Путина, провозглашённой в начале его президентства, относится:

а) курс на ускорение

б) расширение полномочий местных законодательных органов

в) укрепление «вертикали власти»

г) развитие многопартийности в РФ

9. Второй президентский срок Путина пришёлся на период:

а) 2000 – 2004 гг.

б) 2008 – 2012 гг.

в) 2006 – 2010 гг.

г) 2004 – 2008 гг.

10. Государственные символы России были утверждены Государственной Думой в:

Тема 1.3. Культурное развитие современной России

Основные понятия и термины по теме : культура, вестернизация культуры, модернизация системы образования, ЕГЭ.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Культурное развитие современной России. Общая характеристика и тенденции развития.

2. Современная система образования в России и её перспективы. Дости- жения современной российской науки и НТР.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1 . Культурные процессы не исчезают с распадом государств и политических режимов. Распад СССР активизировал процессы, которые происходили в культуре и духовной жизни существования Советского государства. Начало 1990 – х гг. проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию социальной и культурной напряжённости, к возникновению конфликтов и вызвало в дальнейшем распад единого социокультурного пространства.

Изменились взаимоотношения власти и культуры. Не стало партийно-государственного диктата, исчезла единая система управления культурой, и многие процессы развиваются сейчас автономно. Вместе с тем государство в постсоветской России сохранило функции «регулятора» культурных процессов, поддержки системы образования и науки, а также обеспечения доступности образовательных и культурных учреждений. Но средств на это катастрофически не хватало, что приводит к коммерциализации и вестернизации культуры – проникновению чуждых компонентов массовой западной культуры.

Социальный распад и нравственная деградация непосредственно влияли на состояние духовной жизни. В ходе противоречивой модернизации общество изменяется настолько быстро, что культура не успевает за этими переменами. Более 80% населения проживает в городах, но часто это горожане первого поколения. Усиление маргинализации населения вело к тому, что маргинальная система ценностей распространялась на широкие круги.

Сделав ставку в управлении обществом на материальные инструменты, государство допустило ошибку. Моральные нормы и нравственные ценности всё меньше стали определять личные, деловые, политические отношения в обществе. Неограниченные права на власть получили деньги и сила, независимо от их происхождения. Но ни деньги, ни сила неэффективны в управлении обществом.

Современная культура общества – это культура полутрадиционная, полулюмпенская. Главная проблема, волнующая россиян – изменение характера взаимоотношений между людьми. Безнравственность обнаруживается в нецензурной лексике. Он получила, к сожалению, широчайшее распространение среди огромных масс населения и породила соответствующий взгляд на жизнь. В современной России сквернословие превратилось в настоящую беду. Резкое неприятие у многих вызывает использование ненормативной лексики в литературе, на телевидении, на эстраде и т.д.

В художественной культуре на смену единому принципу социалистического реализма пришло стилевое и жанровое многообразие, где ни один стиль не является господствующим. Художник оставляет за собой права выбора. Важный критерий успеха – признание широкой аудитории, способность привлечь её внимание и заслужить одобрение. Финансовый успех отождествляется с культурным, а это приводит к прагматизму и утилитаризму. Культурным объявляется то, что экономически выгодно. Происходит дегуманизация культуры, культура теряет право утверждения самоценности человека, личности, жизни. Создаётся упрощённый, примитивный культурный идеал.

2. В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании», закрепивший его гуманистические принципы. Разнообразной стала сеть учебных заведений, функционируют гимназии, лицеи, колледжи, частные школы. Но в связи с недостатком финансирования многие школы влачат жалкое существование. После распада СССР в стране резко увеличилась детская беспризорность.

С 2000 г. началась новая образовательная реформа , получившая название «модернизацией системы образования». Она предусматривает переход к 12-летнему обучению в средней школе, введение ЕГЭ для выпускников, по результатам которого производится зачисление в ВУЗы.

Система высшего образования в стране развивается, особенно его платные формы. В стране существуют негосударственные ВУЗы на коммерческой основе. Одна из главных проблем сейчас – качество образовательных услуг.

В сложном положении остаётся российская наука, т.к. государственное финансирование резко сократилось, заработные платы специалистов достаточно низкие. Многие талантливые учёные не востребованы на родине. Немного поддерживают науку гранты. Из выдающихся событий нужно отметить присуждение Нобелевской премии в области физики российским ученым Ж.И. Алфёрову (2000), А.А. Абрикосову и В.Л. Гинзбургу (2003).

Из всех сфер культуры удачно в рынок вписались печать и книжное дело .

Был ликвидирован дефицит бумаги, это дало возможность заполнить прилавки самой разнообразной книжной продукцией. Развитию СМИ способствует и отсутствие цензуры. Нельзя сказать, что это сказывается всегда положительно. СМИ используют рекламное пространство для своей деятельности. В 1994 г. начал работать первый негосударственный канал НТВ.

Для литературы характерно наличие разнообразных жанров. Но преобладал в основном постмодернизм . До 1990 – х гг. были написаны «Москва - Петушки» В. Ерофеева, «Школа дураков» С. Соколова. Из современных российских писателей можно назвать В. Пелевина, Ю. Буйда, В. Пьецуха и др. Успешно работали литераторы-реалисты В. Астафьев «Прокляты и убиты», Б. Васильев «Глухомань», Г. Бакланов «Свой человек». Крупными историко-документальными исследованиями были «Красное солнышко», «Двести лет вместе» А.И. Солженицын.

Тяжёлые времена переживало отечественное кино. Сокращение поддержки государства, недофинансирование почти уничтожило российский кинематограф. На отечественный кинорынок хлынула западная (в основном, США) низкопробная кинопродукция. Со второй половины 1990 – х гг. положение стало немного меняться. Налаживается производство отечественных художественных фильмов, проводятся различные фестивали, ежегодным стал Московский международный кинофестиваль. Заметные кинофестивали проводятся в Сочи и Выборге. Наибольший интерес зрители проявили к фильмам Н. Михалкова «Сибирский цирюльник» (1999), С. Дружининой «Тайны дворцовых переворотов» (2000 – 2003), А. Котта «Брестская крепость» (2010).

Развитие культурных процессов в современной России имеет противоречивый характер: с одной стороны, это наличие полной свободы самовыражения у творческой интеллигенции, с другой – трудные условия существования в рыночных условиях при недостаточной финансовой помощи государства.

Сфера образования и науки продолжает оставаться преимущественно депрессионной. Школьный учителя, преподаватели СУЗов, ВУЗов из уважаемой группы населения, какой они были в советское время, переходят в разряд нищих бюджетников. Это крайне опасная тенденция, т.к. именно эти люди растят интеллектуальный потенциал нашего государства. Процесс «утечки мозгов», активно начавшийся в горбачёвскую перестройку, приобретает катастрофические масштабы. Многие преподаватели, находящиеся в активном возрасте, оставляют работу в образовательной сфере, и вынуждены искать заработки на стороне. Подобная ситуация должна быть в центре внимания государства, т.к. требует срочного разрешения.

Практические занятия:

Работа с текстовым материалом, Интернет – ресурсами, раскрывающим содержание СМИ и их влияние на культурное развитие современной молодёжи, её проблемы, оформление опорного конспекта

Задания для самостоятельного выполнения:

Составление развёрнутого плана по теме «СМИ и культура молодёжи»

Форма контроля самостоятельной работы:

Устный опрос.

Проверка опорного конспекта, плана.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Культура – это:

а) исключительно уровень технического развития общества

б) совокупность всех достижений человечества

в) уровень образованности отдельных слоёв населения

г) уровень грамотности населения

2. В конце 1990 – х – начале 2000 – х гг. в рынок удачно вписались:

а) кинематограф и театр

б) печать и книжное дело

в) цирк и эстрада

г) балет и опера

3. В литературе 1990 – х гг. преобладал:

а) реализм

б) сентиментализм

в) постмодернизм

г) модернизм

4. Проникновение чуждых компонентов массовой западной культуры в отечественную называется:

а) интернационализация

б) глобализация

в) вестернизация

г) интеграция

5. Модернизация системы образования предусматривает:

а) возврат к 10 –летнему образованию и отмену устных экзаменов

б) переход к 11- летнему образованию, отмену ЕГЭ

в) переход к платному образованию в школе

г) переход к 12-летнему образованию в средней школе, введение ЕГЭ

6. На состояние духовной жизни в 1990 – х гг. в России повлияли:

а) экономический подъём страны

б) большая финансовая помощь Запада

в) новая государственная идеология

г) социальный распад и нравственная деградация

7. К особенностям развития науки на рубеже XX - XXI вв. можно отнести:

а) стремление к большему количеству открытий

б) применение микропроцессорных технологий в исследованиях

в) проведение виртуальных научных опытов

г) расширение знаний об окружающем мире

8. Первый негосударственный канал стал работать в РФ в:

9. Лауреатами Нобелевской премии в области физики в 2000 - х гг. стали:

а) М. Келдыш, Л. Канторович

б) П. Капица, С. Королёв

в) И. Бунин, И. Бродский

г) Ж. Алфёров, А. Абрикосов, В. Гинзбург

10. В современной России наблюдается процесс:

а) приток иностранных специалистов

б) дегуманизации науки

в) «утечки мозгов»

г) компьютеризации культуры

Тема 1.4. Внешнеполитическое развитие современной России

Основные понятия и термины по теме : геополитика, биполярная внешняя политика, многополярная внешняя политика, глобальные проблемы.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Внешнеполитическое развитие современной России. Расширение отношений с ключевыми регионами мира.

2. Россия и глобальные проблемы современности.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1 . Роль и место России в современном мире во многом определяется её геополитическим положением , т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Одна из важнейших составляющих геополитического положения – способность контролировать ключевые пространства и географические точки во всём мире. После распада СССР и создания СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация . РФ получила международное признание как преемница СССР во внешней политике. Страна подтвердила преемственность в отношении соглашений и договорённостей по контролю над вооружениями, решению глобальных проблем. Но государство столкнулось с серьёзными геополитическими сдвигами, временной дезорганизацией в определении главного противника на международной арене, перегруппировкой сил, сменой политических режимов, возникновением новых государств.

Главная задача внешней политики России - возрождение и укрепление её международных позиций. Были разработаны «Основные положения концепции внешней политики РФ». Приоритетными направлениями внешней политики стали:

§ создание новой системы взаимоотношений с бывшими социалистическими странами;

§ вхождение в европейское и мировое сообщество;

§ разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР;

§ активизация отношений с Китаем;

§ странами Юго-Восточной Азии;

§ равноправное развитие отношений с США;

§ участие в миротворческих акциях по предотвращению вооружённых конфликтов.

Внешняя политика РФ в постсоветский период характеризуется следующими особенностями:

1. смена парадигм в мировой политике в связи с окончанием «холодной войны», крушение СССР и социалистической системы;

2. переход от биполярной системы международных отношений к многополярной и многовекторной внешней политике;

3. появление нового направления во внешнеполитической деятельности – отношений со странами СНГ.

Главными направлениями внешней политики страны являются:

1. проблемы европейской безопасности (Россия и НАТО);

2. российско – американские отношения;

3. Россия и страны СНГ;

4. взаимоотношения с государствами Азии, Африки и Латинской Америке.

Безопасность на европейском континенте, приближении НАТО к российским государствам стала приоритетным направление во внешней политике России. В 1996 г . Россия вступила в Совет Европы. Были нормализованы отношения с НАТО. В 2002 г. была подписана Декларация «Отношения Россия – НАТО: новое качество».

В 1997 г. на встрече в Денвере (США) было одобрено вступление России в Парижский и Лондонский клубы кредиторов. Окончательно Россия вошла в «восьмёрку» в 1998 г.

Важное место занимали российско-американские отношения. В 1993 г. был заключён договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). Отношения с США продолжают динамично развиваться. Президент Путин один из первых выразил поддержку США в борьбе с международным терроризмом после атаки на американские города в сентябре 2001 г.

В 2000 г. в Москве Президентом В. Путиным была утверждена новая концепция внешней политики России , которая исходила из многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с многообразием его интересов. Место России определялось как великой евразийской державы , несущей ответственность за поддержание безопасности в мире, как на глобальном, так и региональном уровне.

В сентябре 2003 г. Президенты России, Украины, Белоруссии, Казахстана подписали рамочное соглашение о создании зоны единого экономического пространства. Россия продолжает играть ведущую роль на постсоветском пространстве. Взаимовыгодно развиваются отношения с азиатскими, африканскими, латиноамериканскими государствами.

Выступая с Посланием Федеральному Собранию 26 апреля 2007 г. Президент РФ В. Путин отметил, что «наша внешняя политика направлена на совместную, прагматичную и не идеологизированную работу по решению насущным для нас проблем».

Всё больше государств переносят акценты сотрудничества из военной сферы в финансовую и экономическую области. Россия прочно вписана в современный глобальный мир. Россия стремится к прочному миру, установлению партнёрских отношений со всеми странами, включению в орбиту мировых экономических связей на равноправной основе.

2 . Россия прочно вписана в современный глобальный мир. Конец XX – начало XXI вв. принесли новые вызовы и угрозы безопасности страны. С окончанием «холодной войны» на передний план стали выходить проблемы распространения ядерного оружия и международного терроризма. В условиях глубокого обострения международной обстановки Россия активно участвовала в выработке новой системы договорённостей, в создании нового баланса сил, чтобы обострение международной обстановки не привело к хаосу или войне против всех либо к гегемонии одной державы. Цели России на международной арене предельно просты: безопасность границ и создание внешних благоприятных условий для решения внутренних российских проблем.

Международный терроризм, заявивший о себе захватом 1 сентября 2004 г. школы в Беслане, в результате которого, по официальным данным, погибло 330 чел. и более 1300 пострадало, заставил мировые державы отвергнуть идею ядерного разоружения как «романтизм» времён «холодной войны».

После 11 сентября 2001 г. США активизировали свою политику на постсоветском пространстве. Главной целью США провозгласили борьбу с терроризмом. В Центральной Азии появились американские войска и базы. Реагируя на вновь возникшие обстоятельства, Россия попыталась выстраивать в 2003-2004 гг. со своими соседями по СНГ новую модель взаимоотношений, в т.ч. и в конфликтных зонах Юга – Центральной Азии и Закавказье. Россия прилагает большие усилия, чтобы снизить уровень международной напряжённости, помочь погасить очаги напряжённости на Кавказе. Наша страна стремиться играть активную роль в борьбе с международным терроризмом, в решении проблем, стоящих перед мировым сообществом. В феврале 2007 г. на международной конференции по проблемам безопасности, Президент РФ сделал акцент на ответственности России вместе с другими странами за построение нового мирового миропорядка на базе справедливости и соблюдении права как общепризнанных демократических стандартах мироустройства. Россия принимает участие в миротворческих акциях для решения глобальных проблем, в т.ч. экологических, демографических, образовательных и т.д.

В своей международной политике Россия стремится к прочному миру, установлению партнерских отношений со всеми странами, включению в орбиту мировых экономических связей на равноправной и недискриминационной основе.

Практические занятия:

Рассмотрение документов, доктрин, раскрывающих взаимодействие России с международным сообществом в решении глобальных проблем современности и оформление сравнительно-обобщающей таблицы «Международные организации и глобальные проблемы».

Задания для самостоятельного выполнения:

Составление таблицы «Внешняя политика России 1990 – 2000 – е гг.».

Форма контроля самостоятельной работы:

Устный опрос.

Проверка таблиц.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Главная задача внешней политики России после распада СССР:

а) наращивание военного потенциала

б) полное разоружение

в) увеличение финансирования армиии

г) возрождение и укрепление международных позиций РФ

2. Россия вступила в Совет Европы в:

3. Новая концепция внешней политики России исходит из:

а) биполярности мира

б) многополярности мира

в) монополярности мира

г) исключительной роли США

4. На первое место во внешней политике для России выходят:

а) проблемы европейской безопасности

б) взаимоотношения с Африкой

в) взаимоотношения с Латинской Америкой

г) взаимоотношения с Китаем

5. Концепция внешней политики 2000 г. определяла Россию как:

а) крупнейшую европейскую державу

б) великую европейскую державу

в) великую военную державу

г) крупнейшую информационную державу

6. Россия вошла в «восьмёрку» крупнейших держав в:

7. Монополярный мир в 1990 - х гг. предполагал господство:

а) России

8. На приостановку процесса разоружения США и России повлияли:

а) события на Ближнем Востоке

б) события в Персидском заливе

в) захват США Ирака

9. Главная цель США с 2001 г.:

а) полное разоружение

б) борьба с международным терроризмом

в) участие во всех гуманитарных акциях

г) создание новых военных баз в Латинской Америке

10. В настоящее время Россия во внешней политике опирается на:

а) ядерное оружие

б) политику устрашения

в) построение собственной системы безопасности

г) общепризнанные демократические стандарты мироустройства

Умения, сформированные у студента после изучения раздела 1:

1. Называет даты важнейших событий, поворотных событий современной российской истории.

2. Указывает последовательность событий в рамках того или иного периода.

3. Называет место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

4. Проводит поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с документами и другими историческими материалами).

5. Рассказывает (устно, письменно) об исторических событиях, их участниках.

6. Выявляет взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

7. Систематизирует исторический материал: составляет таблицы, оформляет конспекты.

8. Систематизирует исторический материал: составляет таблицы, оформляет конспекты.

9. Объясняет смысл, значение важнейших исторических понятий.

10. Приводит оценки исторических событий, изложенные в учебной и дополнительной литературе.

11. Высказывает и аргументирует (объясняет) своё отношение к событиям и личностям.

Раздел 2. Современный мир.

Тема 2.1. Экономическое развитие ведущих государств мира. Страны Европы и США.

Основные понятия и термины по теме : реконверсия, СЭВ, «план Маршалла», мировой экономический кризис, «бархатные революции», «шоковая терапия», теория декаплинга.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Экономическое развитие ведущих государств мира. Страны Западной и Восточной Европы, США.

2. Россия и мировой кризис. Глобальный финансовый кризис 2008 г. и поиски путей выхода из него.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1 . После окончания Второй Мировой войны, причинившей огромный ущерб странам, перед ведущими странами Западной Европы и США встала задача реконверсии – перевода экономики на мирные рельсы. Это была общая проблема для всех, но она имела национальную специфику. США - единственная из ведущих стран мира, которая смогла нажиться на войне. На территории этого государства находилось 75% мировых запасов золота. Доллар стал главной валютой западного мира. В Западной Европе ситуация была другой. Западноевропейские страны можно условно разбить на три группы: 1) Англия , на её территории не велись наземные бои; 2) Германия: временно утратила свой суверенитет, пострадала от боевых действий; 3) остальные государства – участники войны. Общие потери Англии превысили четверть всех национальных богатств. На мировом рынке Англии потеснили США. В Германии экономика была близка к краху: промышленное производство не достигало 30% от довоенного уровня. Население деморализовано. Серьёзно от оккупации пострадала Франция. В стране был недостаток топлива, сырья, продовольствия, финансовая система - в кризисе.

С такой исходной ситуации начался процесс послевоенного восстановления. Обозначились два подхода: 1) во Франции, Англии, Австрии сложилась модель государственного регулирования . Была проведена национализация ряда отраслей промышленности и банков. В собственность государства переведены газовая, электроэнергетические отрасли, транспорт, железные дороги, часть авиакомпаний. Крупный государственный сектор образовался в результате проведения национализации и во Франции. 2) В США проблема реконверсии решалась по-другому. Акцент делался на частнособственнические отношения . Государство вмешивалось в регулирование через налоги и кредит.

Первостепенное внимание в США и Западной Европе стали уделять трудовым отношениям. Но смотрели на эту проблему по-разному. В США приняли закон Тафта-Хартли: он вводил жесткий государственный контроль над профсоюзами. Государство пошло по пути расширения и укрепления социальной инфраструктуры. Ключевой стала программа «справедливого курса » 1948 г., выдвинутая Г. Трумэном. Она предусматривала повышение минимума заработной платы, введение медицинского страхования, строительство недорогого жилья и т.д. Сходные мероприятия проводило лейбористское правительство К. Эттли в Англии. Прогресс в социальной сфере был очевиден и в других западноевропейских странах. Результат – значительное увеличение государственных расходов на социальное страхование, науку, образование, профессиональную подготовку.

Практически все политические партии Западной Европы восприняли идеологию и практику реформизма. Это было закреплено в конституциях нового поколения Франции, Италии, отчасти ГДР. Государственное регулирование после войны – главный фактор в развитии западноевропейской экономики. Это позволило достаточно преодолеть те трудности, с которыми столкнулась западная цивилизация.

1960 – гг . – время бурных потрясений, пик либерального реформизма. Именно в это время происходит стремительное развитие научно-технической сферы, внедрение новейших технологий. Во всех развитых странах сокращается доля населения, занятая в аграрном секторе. Перемещение сельчан в города вызвала резкое расширение сферы обслуживания. Появлению новых форм организации производства способствовала НТР. Экономика западных стран находилась на фазе подъёма. Сильным толчком к этому был «план Маршалла» , по которому 16 европейских государств получили от правительства США в 1948-1951 гг. 13 млрд. дол. Важный показатель экономического прогресса – увеличение объёма производства. Но, несмотря на благоприятный экономический климат, интенсивное либеральное законодательство в социальной сфере, страны не смогли избежать социально-политических потрясений. СШа в 1960-е гг. столкнулись с широким спектром массовых демократических движений: негритянского, молодёжного. Немалое беспокойство у американского общества вызвал «бунт молодых». Молодёжь выступала под лозунгами отрицания традиционных ценностей.

Франция в 1950-1960-е гг. пережила ряд социально-политических потрясений. В 1958 г. – события в Алжире. Осенью 1959 г. была принята новая конституция; из парламентской республики страна превратилась в президентскую. Власть сосредотачивается в руках Ш. де Голля. В 1962 г. Алжир получил независимость. В годы правления де Голля большие средства выделялись на модернизацию и развитие промышленности, а также сельского хозяйства. Расширяется система социального страхования. Но, несмотря на это, в 1968 г. во Франции разразился острейший кризис, первопричиной стали выступления радикальных студентов. К 1969 г. произошел перелом в пользу власти.

Импульс «консервативной волне» дал кризис 1974 – 1975 гг. Он совпал с всплеском инфляции, энергетическим кризисом. Основные отрасли европейской промышленности пришли в упадок. В западном сообществе растёт недоверие к доллару. Экономические проблемы 1970-х гг. происходили на фоне НТР. Её основное проявление – массовая компьютеризация производства. Ускорились процессы интернационализации хозяйства.

Процесс преобразования экономики сопровождался рядом социальных трудностей: увеличением безработицы, ростом цен. В середине 1970-х гг. фронтальный характер приобретает критика кейнсианства. Постепенно складывается новая консервативная концепция регулирования экономики. Яркими её представителями были М. Тэтчер, Р. Рейган. Неоконсерваторы руководствовались идеями «свободного рынка» и «теорией предложения». В социальной сфере сделана ставка на сокращение государственных расходов. Все трудоспособные граждане должны были обеспечивать себя сами. Вторая составляющая экономического курса консерваторов – формула «государство для рынка». Рыночная система способна к саморегуляции посредством конкуренции при минимальном вмешательстве государства в процесс воспроизводства.

Неоконсервативные рецепты быстро завоевали широкую популярность среди правящей элиты ведущих стран Европы и США. Набор мероприятий выглядел следующим образом: снижение налогов на корпорации при росте косвенных налогов; свёртывание ряда социальных программ; широкая распродажа государственной собственности (реприватизация); закрытие нерентабельных предприятий.

В США пересмотр социально-экономической политики произошёл после прихода к власти республиканца Р. Рейгана. В его правление был принят закон об оздоровлении экономики. Вместо прогрессивной системы налогообложения вводилась новая шкала, близкая к пропорциональному обложению. Одновременно государство сокращало социальные расходы. Итоги «рейганомики» можно отразить в формулировке: «Богатые стали богаче, бедные - беднее».

В Англии решительное наступление неоконсерваторов связано с именем М. Тэтчер. Главной целью она объявила борьбу с инфляцией. Был отменён контроль над ценами, сняты ограничения на передвижение капитала. Резко сокращается субсидирование государственного сектора, а с 1980 г. начинается его распродажа. В социальной сфере Тэтчер повела жёсткую атаку на профсоюзы. Представители профсоюзов были отстранены от участия в деятельности консультативных правительственных комиссий по проблемам социально-экономической политики. Сложной для правительства была проблема Северной Ирландии. «Железная леди» была сторонницей силового варианта её решения. Комбинация этих факторов несколько ослабила позиции правящей партии, но в 1987 г. они опять одержали победу. Вторая половина 80 – х гг. была одной из самых благоприятных эпох в английской истории: экономика находилась на подъёме, повысился жизненный уровень населения. Осенью 1990 г. Тэтчер ушла из большой политики.

Аналогичные процессы происходили в 1980 – е гг. в большинстве стран Запада. Некоторым исключение была Франция, здесь ключевые позиции принадлежали социалистам во главе с Ф. Миттераном. Но влияние левых сокращалось. В 1995 г. президентом стал Ж. Ширак. В 2007 г. его сменил Н. Саркази.

К началу 1990 – х гг. «консервативная волна» постепенно пошла на спад. Происходило это в мягкой форме. Р. Рейгана сменил в 1989 г. Д. Буш - старший, в 1992 г. Белый дом занял Б. Клинтон, в 2001 г. к власти пришёл Д. Буш – младший. В Англии Тэтчер сменил консерватор Д. Мейджор, в 1997 г. - лидер лейбористов Э. Блэр. Но это не означало изменения внутриполитического курса Англии. Примерно также развивались события и в других западноевропейских странах. Последний представитель «неоконсервативной волны» канцлер ФРГ Г. Коль в сентябре 1998 г. уступает свой пост социал-демократу Г. Шредеру. Усиление проблем в экономике в начале XXI в. вызвало недовольство социал – демократами. На выборах 2006 г. христианские демократы получили небольшое большинство. Было сформировано правительство «большой коалиции» (ХДС и СДПГ) во главе с А. Меркель.

В целом 1990 – е гг. – время относительного затишья в социально-политическом развитии ведущих стран Запада.

Послевоенное развитие Восточной Европы отличалось от западноевропейского и американского. В годы Второй Мировой войны в странах Восточной Европы значительно возрос авторитет левых сил, прежде всего коммунистов. В ряде государств они возглавили антифашистские восстания (Болгария, Румыния). В 1945-1946 гг. приняли новые конституции, ликвидировали монархии, власть перешла к народным правительствам, были национализированы крупные предприятия. Коммунисты в парламентах заняли прочные позиции. Они призывали к радикальным переменам. Мощную поддержку коммунистам оказывало присутствие в восточноевропейских странах советских войск. В условиях «холодной войны» ставку сделали на ускорение преобразований. СССР оказывал этим странам огромную материальную помощь.

С образованием стран «народной демократии» начался процесс формирования мировой социалистической системы. Экономические связи между СССР и данными странами осуществлялся в форме двухстороннего внешнеторгового соглашения. При этом СССР жёстко контролировал деятельность правительств этих стран.

С 1947 г. контроль осуществляет наследник Коминтерна – Коминформ . В 1949 г. создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ ). В составе Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия, позже вступила Албания. СЭВ – своеобразный ответ на создание НАТО. Цели СЭВ – объединение и координация усилий в развитии экономики стран – членов Содружества.

В политической области большое значение играла Организация Варшавского договора (ОВД ), созданная в 1955 г. Его участники должны были в случае вооружённого нападения оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь.

К середине 1950 – гг. в результате ускоренной индустриализации в странах Центральной, Юго – Восточной Европы был создан значительный экономический потенциал. Смерть Сталина в 1953 г. дала надежду на политические перемены. Но СССР подавлял все попытки стран пойти своим путём. После XX съезда КПСС (1956 г.) новый курс осуществлялся далеко не везде. Были подавлены выступления в Венгрии. В середине 1960 – х гг. обострилась обстановка в Чехословакии. В 1968 г. была подавлена попытка Чехословакии пойти своим путём.

На рубеже 1970 – 1980 – х гг. кризисные явления обозначились в Польше. Политика перестройки в СССР вызвала сходные процессы в странах Восточной Европы. Советское руководство к концу 1980 – х гг. отказалось от политики сохранения существовавших режимов в этих странах. Но попытки реформ часто заканчивались неудачами. Массовый характер приобрело бегство населения на Запад. В 1990 г. произошло объединение ГДР и ФРГ.

В большинстве стран коммунисты были отстранены от власти. Вскоре прошли выборы, победу одержали бывшие оппозиционеры. Эти события получили название «бархатных революций». После политических перемен во всех восточноевропейских странах начались преобразования в экономике и других сферах. Они отказывались от плановой экономики, командно-административной системы, проводится приватизация. Первые преобразования получили название «шоковой терапии» . Усиливается социальное расслоение, росла преступность, коррупция.

К концу XX – началу XXI вв. положение в большинстве стран стабилизировалось. Большую роль в этом сыграли иностранные инвестиции. Постепенно восстанавливались связи с Россией и другими постсоветскими государствами. Во внешней политике все восточноевропейские страны ориентируются на Запад, большинство из них вступили в НАТО и ЕС. Для внутриполитической обстановки в этих странах характерна смена у власти правых и левых партий.

2. Главная характеристика 2008 г., которая гарантирует ему особое место в мировой и российской экономической истории, - быстрота развертывания экономического кризиса . Всего за несколько месяцев в России, а также ряде других ведущих стран с формирующимся рынком уверенность в экономическом чуде сменилась ожиданием экономического коллапса.

Финансовый кризис на Западе толкал процентные ставки вниз, и создавалось впечатление, что к устойчиво высоким ценам на энергоресурсы добавился еще один мощный долгосрочный фактор роста. Одним из любимых занятий российской политической элиты стало обсуждение вопроса о перспективах страны к 2020 г. и о том, какое место по размеру ВВП займет Россия к этому времени в мире - пятое или шестое? В связи с распространением кризиса на европейские страны при сохранении высоких темпов роста Китая, Индии и России в моду вошла теория декаплинга . В соответствии с ней развивающиеся рынки должны были выступить тем «мотором», который остановит кризис и выведет развитые страны из начинающейся рецессии. В августе-сентябре 2008 г. стало понятно, что финансовый кризис перерастает в экономический и глобальный, то есть охватывает все основные экономики мира - как развитые, так и развивающиеся.

Нельзя сказать, что кризис наступил неожиданно. В начале 2008 г. можно было наблюдать нестабильность двух главных факторов российского экономического роста: высоких цен на энергоресурсы и наличия дешевых денег на мировых финансовых рынках. Среди важнейших источников кризиса - начало глобальной рецессии, падение цен на нефть и другие товары российского экспорта, возникновение дефицита платежного баланса и усиление зависимости страны от притока иностранных инвестиций, быстро нарастающую внешнюю задолженность российских компаний и высокую вероятность не расплатиться по долгам без помощи государства. Немаловажно и то, что в России за восемь благополучных лет выросло поколение политиков, привыкших «управлять ростом благосостояния» и не имеющих опыта кризисного управления; среди граждан все шире распространялось ощущение уверенности в завтрашнем дне. В России осуществились пессимистичные прогнозы. Реализовался самый жесткий сценарий: одновременно были исчерпаны два главных источника роста российской экономики - упали цены на основные продукты российского экспорта и исчезли дешевые финансовые ресурсы на мировом рынке. Кризис наступил.

Разворачивающийся кризис выходит за рамки обычного циклического. Можно выделить три его важные особенности.

Первая. Начавшийся в условиях глобализации, кризис носит беспрецедентный по масштабам характер, охватывая практически все динамично развивавшиеся страны и регионы. Причем он сильнее сказывается на тех, кто был наиболее успешен в последнее десятилетие; напротив, застойные страны и регионы пострадали от него в меньшей степени..

Вторая. Современный кризис носит структурный характер, то есть предполагает серьезное обновление структуры мировой экономики и ее технологической базы.

Третья. Кризис носит инновационный характер. В последние годы много говорилось о важности инноваций, переводе экономики на инновационный путь развития; именно это и произошло в финансово-экономической сфере. Здесь возникли и быстро распространились финансовые инновации - новые инструменты финансового рынка, которые, как тогда казалось, смогут создать условия для бесконечного роста.

Новое на сайте

>

Самое популярное