Домой Полезные советы В целях обеспечения сохранности денежных средств. Кассовые операции

В целях обеспечения сохранности денежных средств. Кассовые операции

В соответствии с пунктом 1.11 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного центральным Банком Российской Федерации 12 октября 2011 г. N 373-П (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 ноября 2011 г., регистрационный N 22394), в целях обеспечения сохранности наличных денежных средств при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, а также определения порядка и сроков проведения проверок фактического наличия наличных денежных средств в центральном аппарате, территориальных органах и подведомственных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору учреждениях приказываю:

1. Утвердить прилагаемые по обеспечению сохранности наличных денежных средств в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

2. Руководителям территориальных органов и директорам подведомственных Ростехнадзору учреждений обеспечить выполнение по обеспечению сохранности наличных денежных средств в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденных настоящим приказом.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя В.Б. Кузьмичева.

Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денежных средств в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
(утв. Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 февраля 2012 г. N 99)

1. Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денежных средств при ведении кассовых операций и хранении

1.1. Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей устанавливаются следующие требования к помещению кассы:

быть изолированным от других служебных и подсобных помещений;

иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки;

закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, открывающуюся в сторону внутреннего расположения кассы;

оборудоваться специальным окошком для выдачи денег;

иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, который по окончании рабочего дня закрывается ключом и опечатывается печатью кассира. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассира;

располагать исправным огнетушителем.

1.2. Помещение кассы оборудуется охранной сигнализацией.

2. Мероприятия при транспортировке наличных денежных средств

2.1. Руководителем обеспечивается кассиру транспортное средство при транспортировке денежных средств из учреждений банков или сдаче в них.

2.2. При транспортировке денежных средств кассиру запрещается:

разглашать маршрут движения и размер суммы доставляемых денежных средств и ценностей;

следовать пешком, попутным или общественным транспортом;

посещать магазины, рынки и другие т.п. места;

выполнять какие-либо поручения и любым иным образом отвлекаться от доставления денег и ценностей по назначению.

3. Порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денежных средств

3.1. Проверка наличия денежных средств в кассе проводится по правилам, определенными Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49.

3.2. Проведение инвентаризации, плановых и внеплановых ревизий фактического наличия наличных денежных средств в кассе производится постоянно действующей инвентаризационной комиссией или иной комиссией, состав которой утверждается приказом руководителя.

3.3. Периодичность проведения проверки кассы утверждается приказом.

3.4. Отсутствие хотя бы одного члена такой комиссии при проведении проверки служит основанием для признания ее результатов недействительными.

3.5. По результатам инвентаризации, плановых и внеплановых ревизий комиссия составляет Акт инвентаризации наличных денежных средств (форма по ОКУД 0309014). В нем указывают выявленные недостачи или излишки ценностей в кассе и обстоятельства их возникновения.

3.6. Акт составляется не менее чем в двух экземплярах, каждый из которых подписывают все члены комиссии.

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 февраля 2012 г. N 99 "О мероприятиях по обеспечению сохранности наличных денежных средств в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"

Обзор документа

Определены мероприятия, которые позволят обеспечить сохранность наличных денег и ценностей в Ростехнадзоре.

Так, установлены требования к помещению кассы. В нем должны быть капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки. Оно изолируется от других служебных и подсобных помещений, оборудуется специальным окошком для выдачи денег, охранной сигнализацией. Необходим сейф (металлический шкаф). По окончании рабочего дня он закрывается ключом и опечатывается. В помещении должен быть исправный огнетушитель. Оно закрывается на 2 двери (одна открывается наружу, другая - внутрь).

Кассира должны обеспечить транспортом при перевозке денег из банка или сдаче в него.

При транспортировке денег кассиру запрещено разглашать маршрут движения и размер доставляемой суммы. Посещать магазины, рынки и другие подобные места. Следовать пешком, попутным или общественным транспортом. Выполнять какие-либо поручения и любым иным образом отвлекаться от доставления денег и ценностей по назначению.

Указано, как проверяется фактическое наличие денег.

2.3 Обеспечение контроля за сохранностью денежных средств в кассе

Под системой внутреннего контроля подразумевается существующая политика организации и все связанные с ней процедуры, направленные на выявление, исправление и предотвращение существенных ошибок и искажений информации, которые могут появиться в бухгалтерской отчетности. Такой контроль позволяет руководству организации осуществить правильное и эффективное ведение бизнеса, обеспечить соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, разработать методы защиты и сохранности активов, предотвратить и обнаружить мошенничество и ошибки, обеспечить точность, полноту и защиту учетных записей и своевременную подготовку достоверной бухгалтерской и финансовой отчетности.

Инвентаризация денежных средств кассы ООО «РЕМСТРОЙТЕК» проводится регулярно в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенного письмом Банка России от 4 октября 1993 года № 18.

Порядок ведения кассовых операций не устанавливает периодичность проведения инвентаризаций. Однако считается, что оптимальный период для проведения инвентаризаций кассы является один календарный месяц.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.). Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально - ответственным лицам.

Проведение инвентаризации может быть обязательным в следующих случаях:

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

При смене кассира;

Если были выявлены факты хищения наличных денег;

Если наличные деньги были частично или полностью уничтожены из-за стихийного бедствия, пожара, других чрезвычайных ситуаций.

Порядок и сроки проведения инвентаризации ООО «РЕМСТРОЙТЕК» определяет руководитель. Инвентаризацию проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя. В состав комиссии, как правило, включают представителей администрации предприятия, работников бухгалтерии и других специалистов (например, старших кассиров, специалистов по контрольно-кассовым машинам и т. д.).

При проведении инвентаризации комиссия проверяет достоверность данных бухгалтерского учета и фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов, находящихся в кассе, путем полного пересчета.

Одновременно с проверкой фактического наличия денежных средств и денежных документов в кассе организации проводится проверка:

Правильности оформления первичных расходных документов - наличие подписей получателей наличных денег, наличие подписи руководителя организации и главного бухгалтера на расчетно-платежных (платежных) ведомостях на выплату заработной платы и иных платежных документах, для которых наличие указанных подписей необходимо для осуществления расходования денежных средств;

Полнота и правильность оприходования денежных средств, полученных в учреждении банка. Наличные деньги должны быть оприходованы в кассе в день их получения в банке. Проверка осуществляется посредством проведения сплошной сверки данных выписок о состоянии расчетного счета организации в кредитной организации с данными кассовой книги;

Полнота и своевременность оприходования наличных денег, сданных по приходным кассовым ордерам;

Соблюдение лимита остатка наличных денег в кассе в течение отчетного года.

Отдельные проверки кассовых операций и наличия денежных средств могут производится:

Учредителями предприятий, вышестоящими организациями (в случае их наличия), а также аудиторами (аудиторскими фирмами) в соответствии с заключенными договорами. При производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях они производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины.

Учреждениями банков, которые обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций.

Органами внутренних дел в пределах своей компетенции, - проверки технической укрепленности касс и кассовых пунктов, обеспечения условий сохранности денег и ценностей на предприятиях.

Кроме того, при проведении инвентаризации наличных денежных средств проводится сплошная проверка состояния расчетов с материально ответственными лицами по выданным подотчетным суммам. Проверяется правомерность выдачи подотчетных сумм (лицам, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности, а также лицам, направляемым в служебные или производственные командировки), правильность определения сумм, выдаваемых под отчет (на хозяйственные нужды - в соответствии с нормами, установленными отдельным распорядительным документом руководителя организации, на приобретение имущества - в пределах действительной потребности, при служебных командировках - в соответствии с проведенным расчетом), своевременность погашения подотчетных сумм (представления авансового отчета и сдачи неиспользованного остатка).

Также целесообразно проверить соблюдение требований Правил ведения кассовых операций в части обеспечения сохранности денежных средств при их транспортировке и хранении.

Для оформления инвентаризации применяют формы первичной учетной документации, к ним относятся:

ИНВ – 15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств» (приложение 15);

ИНВ – 16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков до- кументов строгой отчетности» (приложение 16);

КМ – 9 «Акт о проверке наличных денежных средств кассы».

Результаты инвентаризации в ООО «РЕМСТРОЙТЕК» оформляются Актом инвентаризации наличных денежных средств. Эта же форма акта применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе организации.

Результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй - остается у материально ответственного лица. При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй - материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий - в бухгалтерию.

Во время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств, разных ценностей и документов не производятся.

В организации могут также проводиться внезапные ревизии кассы. Такая ревизия возможна:

По инициативе руководителя организации;

По требованию налоговой инспекции.

Ревизию также проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя. Если ревизию проводят по требованию налоговой инспекции, в состав комиссии включают ее сотрудника (проверяющего).

Ревизия проводятся в сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии, с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге.

При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.

Результаты ревизии отражаются в акте о проверке наличных денежных средств кассы (форма № КМ – 9).

Разновидностью инвентаризации кассы можно назвать ежедневную сверку данных фактического наличия денежных средств и данных учета, проводимую самим бухгалтером – кассиром. Сверку целесообразно осуществлять до выведения итогов по кассовой книге.

Отражение инвентаризации денежных средств оформляются следующими бухгалтерскими проводками:

1. Обнаружены излишки денежных средств:

Дебет 50 « Касса »

Кредит 91« Прочие доходы и расходы » - субсчет 1 «Прочие доходы»;

2. Обнаруженные в результате инвентаризации недостачи взыскиваются с кассиров:

Списание недостающих денег в кассе:

Дебет 94 « Недостачи и потери от порчи ценностей »

Кредит 50 «Касса»;

Предъявление иска кассиру:

Дебет счета 73 «Расчетов с персоналом по прочим операциям» - субсчет 2 «Расчетов по возмещению материального ущерба»

Кредит 94 « Недостач и потерь от порчи ценностей »;

3. По мере взноса кассира в возмещении недостач делаются записи:

Дебет 50 «Касса»

51 «Расчетный счет»

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 73 «Расчетов с персоналом по прочим операциям» - субсчет 2 «Расчетов по возмещению материального ущерба».

Последний раз инвентаризация кассы в ООО «РЕМСТРОЙТЕК» проводилась перед составлением годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 января 2008 года по инициативе руководителя. Инвентаризацию проводила комиссия, назначенная приказом руководителя № 22 от 18 декабря 2007 года.

В состав комиссии были включены представители администрации предприятия, работники бухгалтерии.

Перед началом инвентаризации кассир дал расписку в том, что все поступившие деньги и ценности оприходованы, выбывшие – списаны в расход. Расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию.

Во время ревизии никакие операции, связанные с приемом или выдачей ценностей из кассы, не проводились.

При проведении инвентаризации комиссия проверила достоверность бухгалтерского учета и фактическое наличие денежных средств, ценностей и документов, находящихся в кассе.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимались к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки). Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производилась по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам.

Остаток денежной наличности в кассе сверялся с данными учета по кассовой книге.

Результат инвентаризации был оформлен актом. Недостачи или излишка ценностей в кассе комиссией не обнаружено, что и отражено в акте.

Акт инвентаризации был составлен в 2-х экземплярах: один остался в делах бухгалтерии, другой – у кассира.

В акте комиссия указала, сколько наличных денег находилось в кассе в момент проверки. Акт подписали все члены комиссии и кассир.

Акт должен хранится в архиве организации 5 лет.


Краткосрочных финансовых вложений предприятия в ценные бумаги других предприятий, процентные облигации государственных и местных займов, предоставленных предприятиям другими предприятиями. Аудит кассовых операций Обращение денежных средств совершается непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях. Этот процесс непрерывен во времени. Поэтому важно, чтобы за денежными средствами...

С материалами проводимых инвентаризаций; - проверка соблюдения метода учета товаров методу, закрепленному в учетной политике. В заключении необходимо отметить, что бухгалтерский учет и аудит товарных операций направлен на систематизацию информации, полученной в процессе осуществления торговой деятельности, и является ключевым звеном управления и планирования работы торгового предприятия в целом...

В СМИ. В процессе аудиторской проверки аудиторская фирма рассматривает следующие направления: ü соблюдение действующего законодательства и нормативных актов Банка России по совершаемым операциям; ü состояние бухгалтерского учёта и отчётности по совершаемым операциям; ü выполнение обязательных экономических нормативов, установленных Банком России; ü качество управление...

Так как снижение цены приводит к расширению сферы деятельности и интенсифицирует приток денежных средств. Следующим этапом нашего исследования по вопросам организации бухгалтерского учета расчетных операций в ООО ТПК «Заволжье» является учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Таблица 2. – Корреспонденция счетов по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в ООО ТПК «Заволжье» ...

Приложение N 2

к Порядку ведения кассовых

Рекомендации
по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке

1. Руководителям предприятий при приеме на работу и назначении на должности, связанные с ведением кассовых операций, обслуживанием средств охранно-пожарной сигнализации, охраной и транспортировкой денежных средств, либо периодическому привлечению лиц к указанным выше работам рекомендуется обращаться в органы внутренних дел и медицинские учреждения для получения сведений об этих лицах, имея в виду, что к ведению кассовых операций, обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации, охране и транспортировке денежных средств не допускаются лица:

Ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за умышленные преступления, судимость у которых не погашена или не снята в установленном порядке;

Страдающие хроническими и психическими заболеваниями;

Систематически нарушающие общественный порядок;

Злоупотребляющие спиртными напитками либо употребляющие наркотические вещества без назначения врача.

2. Руководитель предприятия должен предоставить кассиру охрану при транспортировке денежных средств и ценностей из учреждений банков или сдаче в них и, в случае необходимости, - транспортное средство.

3. При транспортировке денежных средств кассиру, сопровождающим его лицам и водителю транспортного средства запрещается:

Разглашать маршрут движения и размер суммы доставляемых денежных средств и ценностей;

Допускать в салон транспортного средства лиц, не назначенных руководителем предприятия для их доставки;

Следовать пешком, попутным или общественным транспортом;

Посещать магазины, рынки и другие т.п. места;

Выполнять какие-либо поручения и любым иным образом отвлекаться от доставления денег и ценностей по назначению.

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Комментарий ГАРАНТа

См. Требования к помещениям для совершения операций с ценностями и программно-техническим средствам кредитных организаций, ВСП, утвержденные Положением ЦБР от 24 апреля 2008 г. N 318-П

Приложение N 3

к Порядку ведения кассовых

операций в Российской Федерации

Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий
(с изменениями от 26 февраля 1996 г.)

I. Общие положения

1. Банки и их филиалы, почтовые отделения и узлы связи, кассы предприятий, организаций, учреждений, головные кассы крупных торговых предприятий независимо от разрешенного остатка хранения денежных средств и размещения материальных ценностей в них относятся к объектам и помещениям группы "А", оборудуемых по высшей категории укрепленности.

2. Требования распространяются на все объекты (вновь проектируемые, реконструируемые и технически перевооружаемые) расположенные на территории Российской Федерации независимо от их ведомственной принадлежности. Устанавливают порядок и способы оснащения средствами механической защиты и охранной сигнализацией объектов различных форм собственности с целью противодействия преступным посягательствам на них.

3. Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям:

быть изолированным от других служебных и подсобных помещений;

располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями;

иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки;

закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы;

оборудоваться специальным окошком для выдачи денег;

иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами;

располагать исправным огнетушителем.

4. Подготовка и выполнение работ по оборудованию объектов средствами охранной сигнализации должны осуществляться в соответствии с:

Комментарий ГАРАНТа

РД 78.143-92 "Руководящий нормативный документ. Системы и комплексы охранной сигнализации. Элементы технической укрепленности объектов. Нормы проектирования";

Комментарий ГАРАНТа

Взамен РД 78.143-92 МВД РФ 6 ноября 2002 г. утвержден и введен в действие с 1 января 2003 г. РД 78.36.003-2002

нормами и типовыми материалами для проектирования;

технологическими картами и инструкциями по монтажу систем и приборов охранной сигнализации;

РД 78. 145-93 "Руководящий документ. Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации". Правила производства и приемки работ";

технической документацией на изделия;

требованиями ПУЭ, СНиП 2.04.09-84 и СНиП 3.05.06-85.

Комментарий ГАРАНТа

Взамен СНиП 2.04.09-84 приказом ГУГПС МВД РФ от 4 июня 2001 г. N 31 утверждены и введены в действие Нормы пожарной безопасности НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования"

II. Требования по технической укрепленности помещений касс предприятий

1. Стены, перекрытия, перегородки:

1.1. Капитальными наружными стенами, перекрытиями, перегородками считаются такие, которые выполнены из кирпичной или каменной кладки толщиной не менее 500 мм, бетонных стеновых блоков толщиной не менее 200 мм, бетонных камней толщиной 90 мм в два слоя, железобетонных панелей толщиной не менее 180 мм.

1.2. Капитальными внутренними стенами (перегородками) считаются такие, которые выполнены аналогично капитальным наружным стенам, либо выполненные из спаренных гипсобетонных панелей толщиной 80 мм каждая с проложенной между ними металлической решеткой из арматуры диаметром не менее 10 мм и размером ячейки не более 150x150 мм или из кирпичной кладки толщиной не менее 120 мм, армированной металлической решеткой.

1.3. Наружные стены, перекрытия, полы и перегородки, не отвечающие указанным выше требованиям, с внутренней стороны по всей площади должны быть укреплены металлическими решетками из арматуры диаметром не менее 10 мм и размером ячейки не более 150x150 мм, которые затем оштукатуриваются. Решетки привариваются к прочно заделанным в стену, перекрытие на глубину 80 мм стальным анкерам диаметром не менее 12 мм (к закладным деталям из стальной полосы 100x50x6 мм, пристреливаемым к бетонным поверхностям четырьмя дюбелями) с шагом не более 500x500 мм.

При невозможности установки решетки с внутренней стороны допускается, по согласованию с подразделениями охраны, установка решеток с наружной стороны.

1.4. В случае соседства помещений, предназначенных для хранения материальных ценностей, с помещениями других организаций (с котельными, бойлерными, техническими подвалами, подъездами жилых зданий, бесхозными строениями и т.п.) стены, перекрытия, полы и перегородки с внутренней стороны должны быть укреплены по всей граничащей площади, как указано в п. 1.3.

2.1. В зданиях и помещениях современной постройки двери должны соответствовать требованиям ГОСТ 6629-88, ГОСТ 24698-81, ГОСТ 24584-81, ГОСТ 14624-84 и быть такими прочными, чтобы оказывать достаточное сопротивление при физическом воздействии человека, а также при попытке открыть их при помощи простых инструментов, например: лома, топора, молотка, долота или отвертки.

2.2. Наружные (входные) двери должны быть исправными, хорошо подогнаны под дверную коробку, полнотелыми, толщиной не менее 40 мм, иметь не менее двух врезных несамозащелкивающихся замков, установленных на расстоянии не менее 300 мм друг от друга.

2.3. Входные двери помещений касс предприятий должны быть обиты с двух сторон листовой сталью толщиной не менее 0,6 мм с загибом листа на внутреннюю поверхность двери или на торец полотна внахлест. Листы крепятся по периметру и диагоналям полотна двери гвоздями диаметром 3 мм, длиной 40 мм и шагом не более 50 мм. Дверь должна иметь изнутри металлическую цепочку и смотровой глазок.

2.4. Прочность дверей может быть увеличена за счет использования предохранительных накладок, предохранительной уголковой замковой планки, массивных дверных петель, торцевых крюков со стороны петель, усиления дверного полотна и установки дополнительных замков.

При наличии расположенных снаружи дверных петель или одношарнирных стержневых петель, дверь со стороны их расположения должна быть защищена при помощи торцевых крюков.

2.5. Входные двери помещений касс предприятий должны быть дополнительно защищены изнутри решетчатыми металлическими дверями или раздвижными металлическими решетками, запирающимися на навесной замок с помощью ушек. Ушки для навесных замков должны изготавливаться из металлической полосы сечением 6x40 мм. Решетчатые металлические двери изготавливаются из стальных прутьев диаметром не менее 16 мм, образующих ячейку не более 150x150 мм и свариваемых в каждом пересечении. По периметру решетчатая дверь обрамляется стальным уголком 75x75x6 мм. Раздвижные металлические решетки изготавливаются из полосы сечением не менее 4x30 мм с ячейками не более 180x180 мм.

Допускается использование фигурных решеток с такими же прочностными характеристиками.

2.6. Обрамление дверного проема (дверная коробка) кассового помещения следует выполнять из стального профиля. Допускается использование деревянных дверных коробок, усиленных стальным уголком 30x40x5 мм, закрепленным в стену с помощью стальных ершей (костылей) диаметром не менее 10 мм, длиной не менее 120 мм.

3.1. Наружная дверь (стена) должна оборудоваться специальным окном с дверцей для операций с клиентами. Размер окна должен быть не более 200x300 мм. Если размеры окна превышают указанные выше, то снаружи его следует укреплять металлической решеткой типа "восходящее солнце". Требования к дверце и ее обрамлению аналогичны требованиям к дверям, обитым листовой сталью, с накладками для навесного замка и шпингалетом с внутренней стороны.

3.2. Все окна, фрамуги и форточки помещения кассы должны быть остеклены и иметь надежные и исправные запоры. Стекла должны быть надежно закреплены в пазах.

3.3. Оконные проемы помещения кассы, расположенного на первом этаже, оборудуются металлическими решетками. Решетки изготовляются из стальных прутьев диаметром не менее 16 мм, образующих ячейки 150x150 мм. В местах пересечения прутья необходимо сварить. Концы прутьев решетки должны заделываться в стену на глубину не менее 80 мм и заливаться цементным раствором или привариваться к металлическим конструкциям.

При невозможности выполнить это, решетка обрамляется уголком 75x75x6 мм и приваривается по периметру к прочно заделанным в стену на глубину 80 мм стальным анкерам диаметром не менее 12 мм и длиной не менее 120 мм (к закладным деталям из стальной полосы 100x50x6 мм, пристреливаемым к бетонным поверхностям четырьмя дюбелями) с шагом не более 500 мм на защищаемых поверхностях. Минимальное количество анкеров должно быть не менее двух на каждую сторону.

3.4. Допускается применение декоративных решеток или жалюзей, которые по прочности и по возможности проникновения через них, не должны уступать вышеуказанным решеткам. Форма декоративных решеток согласовывается с архитектором города, района.

3.5. В зависимости от применяемой конструкции оконных рам, решетки могут устанавливаться как с внутренней стороны помещения, так и между рамами.

3.5.1. При установке решеток с внутренней стороны, рамы и форточки должны открываться наружу.

3.5.2. При установке решеток между рамами форточка внешней рамы должна открываться наружу, а форточка внутренней рамы - во внутрь помещения.

3.5.3. В помещениях, где все окна оборудуются решетками, одна из них делается раздвижной с навесным замком.

3.6. Достаточно эффективным способом защиты оконных проемов является установка на них защитных щитов и ставень, которые могут устанавливаться как с внутренней стороны, так и с внешней стороны окна.

3.6.1. В помещениях, предназначенных для размещения и хранения материальных ценностей группы Б защитные щиты и ставни устанавливаются вместо решеток, а в помещениях группы А - дополнительно к решеткам.

3.6.2. В случае, если защита осуществляется с внешней стороны, то защитные щиты и ставни должны запираться на один или два засова (при наличии высоких окон - более 1,5 м) и навесной замок. Если защита осуществляется с внутренней стороны окна, то защитные щиты и ставни могут запираться только на засов.

3.6.3. Защитные щиты и ставни по конструкции должны быть аналогичны входным дверям и изготовляться из шпунтованных досок толщиной не менее 40 мм или из материалов равноценной прочности, причем в помещениях, предназначенных для размещения материальных ценностей группы А, щиты и ставни обиваются листовой сталью аналогично п. 2.3.

4. Вентиляционные шахты, короба и дымоходы:

4.1. Вентиляционные шахты, вентиляционные короба и дымоходы, имеющие выход на крышу или в смежные помещения и своим сечением входящие в помещения, где размещаются материальные ценности, должны быть оборудованы на входе в эти помещения металлическими решетками, выполненными из уголка сечением не менее 75x75x6 мм и арматуры диаметром не менее 16 мм и с ячейкой не более 150x150 мм.

Решетки в венткоробах со стороны охраняемого помещения должны отстоять от внутренней поверхности стены (перекрытия) не более, чем на 100 мм.

4.2. В случае прохождения вентиляционных коробов и дымоходов диаметром более 200 мм в стенах помещения кассы они должны быть с внутренней стороны укреплены по всей граничащей с коробом площади решетками, как указано в п. 1.3.

4.3. Вентиляционные короба и дымоходы диаметром более 200 мм, проходящие по помещению кассы, должны быть оборудованы на входе (выходе) в эти помещения металлическими решетками из прутка диаметром не менее 10 мм или прочной металлической сеткой с последующей обвивкой проводом для подключения к охранной сигнализации.

4.3.1. Допускается для защиты вентиляционных коробов и дымоходов использовать фальшрешетки из металлической трубки диаметром отверстия не менее 6 мм, с ячейкой 100x100 мм, для протяжки провода шлейфа сигнализации.

5. Запирающие устройства:

5.1. В качестве запирающих устройств, устанавливаемых на дверях, окнах, люках и т.п. применяются: врезные несамозащелкивающиеся замки, накладные, навесные (амбарные, контрольные) замки, внутренние крюки, задвижки, засовы, шпингалеты и др.

5.2. Для запирания входных дверей в помещение кассы необходимо использовать замки повышенной секретности типа "Аблой", сувальдные с двухбородочным ключом, цилиндровые штифтовые 2-х и более рядные.

5.3. Степень защиты от вскрытия или подбора ключей повышается, если замыкающий цилиндр замка с цилиндровым механизмом имеет более пяти стопорных штифтов (на ключе имеется более пяти выемок), причем ключ не должен иметь более трех одинаковых по глубине выемок и рядом друг с другом не должно располагаться более двух одинаковых по глубине выемок.

5.4. Сувальдные замки должны иметь не менее шести сувальд (симметричных или асимметричных). Количество сувальд соответствует числу ступенек бородки ключа, уменьшенному на одну ступеньку, предназначенную для перемещения засова замка.

5.5. Навесные замки должны применяться в основном для дополнительного запирания дверей, решеток, ставень. Эти замки достаточно эффективны с точки зрения защиты только в том случае, если имеют дужку из закаленной стали и массивный корпус (амбарный замок), а также если в местах их установки на запираемых конструкциях имеются защитные кожухи, пластины и другие устройства, предотвращающие возможность сворачивания и перепиливания ушек и дужек замков.

5.6. Часть цилиндра врезного замка, выступающая за дверное полотно с наружной стороны двери, должна быть защищена от обламывания или сбивания предохранительной накладкой, розеткой, щитком. Выступающая часть цилиндра после установки предохранительной накладки, розетки, щитка должна составлять не более 2 мм.

5.7. Показателем, существенно влияющим на охранные свойства замка, является способ крепления предохранительных накладок, розеток, щитков на полотне двери, т.е. крепление их с помощью винтов или шурупов. В замках, предназначенных для запирания входных дверей, крепление накладок, розеток, щитков должно осуществляться только с помощью винтов.

5.8. В помещении кассы, дополнительно, для запирания решетчатой двери, следует предусмотреть стальной засов. Величина выхода засова должна составлять не менее 22 мм. Этим требованиям отвечает большинство замков отечественного производства. Запорная планка должна быть прочной, толщиной не менее 3 мм и хорошо закрепленной при помощи шурупов на дверной коробке.

5.9. Высокими показателями надежности к взлому обладает запорная планка Г-образной формы, крепление которой производится не только к дверной коробке, но и к стене при помощи анкеров.

5.10. Дверные накладки должны изготавливаться из металлической полосы толщиной 4-6 мм и шириной не менее 70 мм.

5.11. Ушки для навесных замков должны изготавливаться из металлической полосы сечением 6x40 мм.

5.12. Надежность запирания дверей или ворот может быть повышена благодаря применению усиленных навесов. Усиленные навесы должны быть изготовлены из стали. При запирании на навесной замок запорная планка усиленного навеса надежно закрывает доступ к элементам его крепления (винтам).

5.13. Дверные крюки должны изготавливаться из металлического прутка диаметром не менее 12 мм.

5.14. Крепление крюков и накладок в стенах, дверных коробках и других местах должно производиться с помощью болтов или костылей (ершей) диаметром не менее 16 мм. Пропускаемые болты закрепляются с внутренней стороны помещения при помощи шайб и гаек с расклепкой конца болта.

6. Дверные петли:

6.1. Петли для дверей должны быть прочными и выполнены из стали. Крепление должно осуществляться с помощью шурупов.

6.2. При открывании дверей "наружу" на дверных петлях должны быть установлены торцевые крюки, препятствующие возможности проникновения в помещения в случае срывания петель или их механического повреждения. Торцевые крюки при закрытии двери входят в установленные в дверной коробке анкерные пластины или аналогичные элементы. Если двери металлические, то торцевые крюки привариваются, если же двери деревянные, то они устанавливаются при помощи шурупов.

III. Требования к оборудованию помещений касс средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации

1. Одним из основных факторов, определяющих уровень надежности охраны помещения кассы предприятия, оборудованного техническими средствами, является структура комплекса охранной сигнализации, которая определяется необходимым количеством рубежей охраны, охраняемых зон и шлейфов сигнализации в каждом рубеже.

2. Помещение кассы предприятия оборудуется, как правило, двумя рубежами охраны.

2.1. Первым рубежом охраны блокируются:

дверные проемы - на "открывание" и "пролом";

остекленные конструкции помещения - на "открывание" и разрушение стекла;

некапитальные стены, потолки, перегородки и места ввода коммуникаций - на "пролом";

капитальные стены, вентиляционные короба, дымоходы - на разрушение и ударное воздействие.

2.2. Вторым рубежом охраны рекомендуется блокировать материальные ценности, хранящиеся в металлических шкафах или сейфах. Для их блокировки рекомендуется использовать емкостные извещатели типа "Риф-М", "Пик" или аналогичные. Кроме того, для повышения надежности защиты возможна дополнительная блокировка сейфов и металлических шкафов простейшими датчиками и извещателями, контролирующими площадь (объем) помещений.

3. Блокировку строительных конструкций на "открывание" рекомендуется осуществлять извещателями типа СМК (двери, остекленные конструкции).

4. Для блокировки остекленных конструкций на разрушение стекла применяются фольга, извещатели типа "Окно-1" или аналогичные.

5. Для блокировки зарешеченных оконных проемов, окрашенные прутья решеток обвиваются проводом НВМ или аналогичным диаметром 0,18-0,25 мм, после чего провод и решетка окрашиваются вновь.

6. Блокировка дверей, некапитальных стен (перегородок) на "пролом" производится проводом НВМ или аналогичным диаметром 0,18-0,25 мм. Провод должен прокладываться по возможности скрытым способом в штробах. Глубина и ширина штроба должна быть не менее двух диаметров провода.

7. При одновременной блокировке дверей на "пролом" и "открывание" рекомендуется применять линейные оптико-электронные извещатели типа "Вектор-3" и пассивные оптико-электронные извещатели типа "Фотон-2", "Фотон-5" или им аналогичные.

8. В тех случаях, когда возникает необходимость блокировки капитальных стен и потолков помещения, рекомендуется использовать извещатель типа "Грань".

9. При отсутствии механической защиты элементов периметра помещения или ее недостаточности целесообразно использовать оптико-электронные извещатели типа "Фотон-2", "Фотон-5", формирующие зону обнаружения в виде вертикального барьера и контролирующие зону вдоль стены, оконного проема, перекрытия внутри помещения. Такой способ блокировки периметра обеспечивает достаточно высокую надежность охраны при сравнительно малых затратах на монтаж.

10. Для повышения надежности срабатывания охранной сигнализации при блокировке строительных конструкций рекомендуется использовать совместно извещатели различного принципа действия, например, оптико-электронные с ультразвуковыми или радиоволновыми, ультразвуковые с радиоволновыми.

11. Сигналы тревоги от всех рубежей охраны рекомендуется выводить на отдельные номера пульта централизованного наблюдения (ПЦН) через пост дежурного персонала или охраны, на котором должны устанавливаться приемно-контрольные приборы (ПКП) типа "Сигнал", УОТС и т.п.

11.1. Разрешается устанавливать вывод сигнала тревоги к сторожу, надомнику или иному лицу, заключившему договор в письменном виде об охране кассы. Места дежурства всех этих лиц должны быть обеспечены средствами радио- или телефонной связи с горрайорганами внутренних дел.

12. Клеммные крышки ПКП, извещателей, другой установленной на объекте аппаратуры охранной сигнализации и разветвительные коробки опломбируются (опечатываются) электромонтером ОПС или инженерно - техническими работниками с указанием фамилии и даты в технической документации по этому объекту.

13. Для защиты персонала касс предприятий от преступных посягательств, на рабочих местах кассиров, у администрации этих учреждений устанавливаются кнопки тревожной сигнализации, которые предназначаются для передачи сигналов тревоги в дежурные части органов внутренних дел для принятия своевременных мер в случае разбойного нападения на объект.

14. Электропитание каждого из рубежей охраны должно осуществляться от независимого источника, при этом необходимо предусматривать для каждого из рубежей охраны резервное (автономное) питание.

15. Система охранно-пожарной сигнализации должна соответствовать требованиям действующего СНиПа "Пожарная автоматика зданий и сооружений" и ведомственного перечня объектов, подлежащих оборудованию охранно-пожарной сигнализацией, и постоянно находиться в работоспособном состоянии.

16. Охранно-пожарная сигнализация и освещение кассы монтируются раздельно и получают электропитание от разных источников. Все виды проводки выполняются скрытыми. В исключительных случаях допускается прокладка шлейфов в металлических трубах внутри помещения по железобетонным или бетонным строительным конструкциям.

17. Пожарные извещатели должны включаться в самостоятельные шлейфы с целью обеспечения их круглосуточного функционирования.

18. Во всех видах касс осуществляется обесточивание освещения, розеток и других выводов электропитания с тем, чтобы не дать возможности преступникам использовать для взлома металлических хранилищ электродрели, углошлифовальные машинки и т.п. средства. Включение электропитания кассы с началом рабочего дня производится только с пульта вневедомственной охраны, поста сторожевой охраны, кабинета руководителя хозоргана и других изолированных от кассы помещений.

Министерство внутренних дел

Российской Федерации

  • индивидуальные предприниматели.

Упрощенный порядок заключается в следующем. Организации, которые относятся к малым предприятиям, и предприниматели вправе не устанавливать лимит остатка кассы. Ко всему прочему предприниматели могут не вести:

  • приходные ордера;
  • расходные ордера;
  • кассовую книгу.

Такие правила установлены в абзаце 10 пункта 2, абзаце 2 пункта 4.1, абзаце 9 пункта 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Совет: индивидуальным предпринимателям лучше не отказываться от ведения кассовой книги и кассовых документов. Ведь обеспечить сохранность и контролировать движение наличности в интересах самого предпринимателя. Например, в спорной ситуации подтвердить выдачу денег под отчет или зарплаты можно будет кассовыми документами.

Кассовые операции

Ведение кассовых операций и работа с денежной наличностью включает в себя:

  • прием и выдачу наличных денег (с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров);
  • хранение наличных денег в кассе;
  • соблюдение лимита расчетов наличными;
  • ведение кассовой книги;
  • сдачу наличности в банк.

Свободные денежные средства организации должны хранить на банковских счетах (абз. 7 п. 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У). Непосредственно в кассе можно хранить ограниченную сумму наличных - в пределах установленного руководителем организации лимита (абз. 1-9 п. 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У). Из данного правила есть исключение. Предприниматели и организации, отнесенные к субъектам малого предпринимательства, вправе не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе (абз. 10 п. 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

Расходование наличной выручки

Поступающую в кассу наличную выручку от реализации можно расходовать на следующее:

  • выдачу зарплаты;
  • социальные выплаты;
  • оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
  • выдачу сотрудникам под отчет (в т. ч. командировочных);
  • выплату денег при возврате товаров, отказе от выполнения работ или оказания услуг (при условии, что ранее они были оплачены наличными);
  • выплату страховых возмещений по договорам страхования граждан (при условии, что страховая премия была уплачена наличными);
  • выдачу денег в качестве банковского платежного агента (субагента);
  • использование денег на личные нужды предпринимателем, при условии, что выплата не связана с его предпринимательской деятельностью.

На эти цели можно расходовать только выручку от реализации собственных товаров (выполнения работ, оказания услуг). Наличные деньги, принятые от граждан в качестве платежей в пользу иных лиц (например, при посреднических договорах, оплате услуг мобильных операторов, комиссионной торговле), должны быть в полном объеме сданы в банк.

Внимание: ответственность за нецелевое расходование наличных денег законодательством не установлена. Вместе с тем, штрафные санкции могут быть предусмотрены в договоре на расчетно-кассовое обслуживание (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Поэтому во избежание санкций со стороны банка придерживайтесь целевого расходования денег по согласованным с ним направлениям.

Налоговые инспекции могут попытаться привлечь организацию к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение порядка работы с денежной наличностью. Однако эта статья предусматривает ответственность за такие нарушения:

  • расчеты наличными с другими организациями сверх установленных лимитов;
  • неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
  • несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
  • накопление в кассе денег сверх установленных лимитов.

При применении административных наказаний должны соблюдаться основания и порядок привлечения к ответственности (ч. 1 ст 1.6 КоАП РФ). Таким образом, нецелевое использование денежных средств по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушением не является. Есть примеры судебных решений, подтверждающих такую позицию (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 5 сентября 2007 г. № А56-4636/2007, от 4 июля 2007 г. № А56-36244/2006, от 14 мая 2007 г. № А56-51773/2006 и Центрального округа от 3 октября 2008 г. № А64-1887/08-24).

Ситуация: можно ли расходовать наличную выручку на предоставление займов?

Нет, нельзя.

Перечень операций, на проведение которых организация может расходовать наличную выручку, закрытый (п. 2 указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У). Выдача займов в этом перечне отсутствует. Следовательно, предоставлять за счет полученной выручки займы организации и предприниматели не вправе.

Если организации или предпринимателю надо выдать или вернуть заем и проценты по нему наличными, то необходимо поступить следующим образом. Сначала сдать выручку в банк, а затем снять ее со счета и использовать на указанные цели. Такой порядок следует из пункта 4 указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У.

Ситуация: можно ли расходовать наличные денежные средства, принятые от учредителя в виде беспроцентного займа, на выплату зарплаты, не внося их на расчетный счет?

Нет, нельзя.

Наличные денежные средства, поступившие в кассу, организация может расходовать на выплату зарплаты. Однако данная норма предусматривает ограничения относительно источника поступления денежных средств. А именно деньги на целевое расходование должны поступить в кассу организации от реализации собственных товаров (выполнения работ, оказания услуг). Иных источников поступления наличных денежных средств, которые разрешено расходовать из кассы, минуя банковский счет, не предусмотрено. Такой порядок следует из положений пункта 2 указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У.

Таким образом, если организация получила заем от учредителя наличными деньгами, то их нельзя использовать на выплату зарплаты сразу. Сначала организация обязана сдать эти деньги в банк.

Вместе с тем, какая-либо ответственность за данное нарушение Кодексом об административных правонарушениях не установлена.

Ситуация: можно ли в случае возврата товара выдать покупателю наличную выручку из кассы? Гражданин-покупатель оплатил товар банковской картой.

Нет, нельзя.

Перечень операций, на проведение которых организация может расходовать наличную выручку, закрытый (п. 2 указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У). Выплата денег за возвращенный товар, ранее оплаченный по банковской карте, в этот перечень не входит. Следовательно, выдать покупателю деньги за возвращенный товар из кассы нельзя.

Если товар оплачен банковской картой, то при его возврате деньги нужно также вернуть на банковский счет покупателя. Возврат денег из кассы не допускается. Такой позиции придерживается и налоговая служба (см., например, письмо УМНС России по г. Москве от 13 августа 2003 г. № 29-12/44313).

Это правило действует и в том случае, если покупка была частично оплачена наличными деньгами, а частично - с использованием банковской карты. Деньги возвращаются из кассы в той же пропорции, в какой они были внесены при покупке. Такой вывод, в частности, содержится в письме УМНС России по г. Москве от 2 апреля 2003 г. № 29-12/17931.

При этом, если покупатель вернул товар в день покупки, кассир отменяет операцию по покупке товара (п. 3.6, 4.8 приложения 5 к протоколу заседания ГМЭК от 19.12.2002 № 7/72-2002). Если покупатель возвращает товар не в день покупки, деньги перечисляются в соответствии с договором эквайринга (см., например, письмо УМНС России по г. Москве от 13 августа 2003 г. № 29-12/44313).

Однако ответственность за выплату наличных денег в случае возврата оплаченного банковской картой товара не установлена.

Сохранность наличных денег

Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, их хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения инвентаризации кассы организации и предприниматели разрабатывают самостоятельно (п. 7 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

За сохранность денег в кассе отвечает кассир или сотрудник, исполняющий его обязанности. Поэтому при приеме кассира на работу, помимо оформления обычных документов, нужно:

  • заключить договор о полной материальной ответственности;
  • взять с кассира расписку о том, что он ознакомлен со своими должностными правами и обязанностями.

Аналогично следует поступать и в том случае, если обязанности кассира исполняет другой сотрудник по внутреннему совместительству (например, бухгалтер).

Дополнительные требования к оформлению документов объясняются тем, что кассир является материально-ответственным лицом (перечень, утвержденный постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85). В частности, он обязан в полном размере возместить работодателю ущерб, нанесенный по его вине (ст. 242 и 244 ТК РФ).

Обособленные подразделения

Ситуация: можно ли обособленным подразделениям передавать друг другу наличные деньги, минуя кассу головной организации?

Нет, нельзя.

В указаниях о порядке ведения кассовых операций прямо не прописано, что уполномоченный представитель одного обособленного подразделения вправе вносить наличные деньги в кассу другого. Там лишь сказано, что организация самостоятельно определяет порядок ведения кассовых операций со своими обособленными подразделениями. И при этом уполномоченные представители обособленного подразделения могут только:

  • вносить наличные деньги в головную кассу организации или в банк для зачисления на расчетный счет организации;
  • получать из головной кассы наличные для совершения кассовых операций.

Получается, что обособленным подразделениям передавать друг другу наличные деньги, минуя кассу головной организации, нельзя.

Совет: можно разработать внутренний порядок движения денег между подразделениями без участия головной кассы. Но в этом случае будьте готовы к спорам с проверяющими.

В свою защиту можно привести следующий довод. Указание Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У не запрещает обособленным подразделениям организации передавать наличные деньги друг другу напрямую. Поэтому такую возможность предусмотрите во внутреннем порядке кассовых операций между структурными подразделениями, который организация разрабатывает самостоятельно (п. 7 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

Передавать наличные между подразделениями можно в следующем порядке. Выдав деньги из кассы одного обособленного подразделения в кассу другого, оформите расходный кассовый ордер.

Это следует из пункта 4.1 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У и указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

Порядок заполнения расходного кассового ордера установлен указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. Так, в соответствии с данным порядком по строке расходного кассового ордера «Основание» укажите содержание хозяйственной операции. Например, «Передача денег уполномоченному представителю обособленного подразделения № 2 по заявке от № 321 от 2 апреля 2014 г.».

На сумму поступивших денег составьте приходный кассовый ордер по форме № КО-1, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 (п. 4.1 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

В приходном ордере и квитанции к нему по строке «Основание» укажите содержание хозяйственной операции. Например, «Поступление денег из кассы обособленного подразделения № 1 по заявке от № 321 от 2 апреля 2014 г.».

Это следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

Поступление или выдачу наличных денег отражайте в отдельной кассовой книге обособленного подразделения. Такой порядок следует из положений абзаца 7 пункта 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У. Данное правило должны соблюдать все обособленные подразделения, которые ведут расчеты наличными. При этом не важно, есть у такого подразделения свой банковский счет или нет.

Аналитический учет по счету 50 ведите по каждому обособленному подразделению отдельно. К субсчету «Касса организации» счета 50 «Касса» откройте субсчета второго порядка, например:

  • «Главная касса организации»;
  • «Касса обособленного подразделения № 1»;
  • «Касса обособленного подразделения № 2».

Передавая деньги между кассами обособленных подразделений, сделайте проводки:

Дебет 57 «Переводы в пути» Кредит 50 субсчет второго порядка «Касса обособленного подразделения № 1»
- выданы деньги кассой обособленного подразделения № 1 представителю обособленного подразделения № 2;

Дебет 50 субсчет второго порядка «Касса обособленного подразделения № 2» Кредит 57 «Переводы в пути»
- поступили деньги в кассу обособленного подразделения № 2.

Такой порядок установлен в Инструкции к плану счетов (счета 50 и 57).

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

О мероприятиях по обеспечению сохранности наличных денежных средств в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору


Утратил силу на основании
приказа Ростехнадзора от 29 июля 2014 года N 334
____________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 1.11 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации , утвержденного центральным Банком Российской Федерации 12 октября 2011 года N 373-П (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 ноября 2011 года, регистрационный N 22394), в целях обеспечения сохранности наличных денежных средств при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, а также определения порядка и сроков проведения проверок фактического наличия наличных денежных средств в центральном аппарате, территориальных органах и подведомственных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору учреждениях

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денежных средств в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

2. Руководителям территориальных органов и директорам подведомственных Ростехнадзору учреждений обеспечить выполнение Мероприятий по обеспечению сохранности наличных денежных средств в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденных настоящим приказом.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя В.Б.Кузьмичева.

Руководитель
Н.Г.Кутьин

Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денежных средств в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 15 февраля 2012 года N 99

1. Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денежных средств при ведении кассовых операций и хранении

1.1. Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей устанавливаются следующие требования к помещению кассы:

быть изолированным от других служебных и подсобных помещений;

иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки;

закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, открывающуюся в сторону внутреннего расположения кассы;

оборудоваться специальным окошком для выдачи денег;

иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, который по окончании рабочего дня закрывается ключом и опечатывается печатью кассира. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассира;

располагать исправным огнетушителем.

1.2. Помещение кассы оборудуется охранной сигнализацией.

2. Мероприятия при транспортировке наличных денежных средств

2.1. Руководителем обеспечивается кассиру транспортное средство при транспортировке денежных средств из учреждений банков или сдаче в них.

2.2. При транспортировке денежных средств кассиру запрещается:

разглашать маршрут движения и размер суммы доставляемых денежных средств и ценностей;

следовать пешком, попутным или общественным транспортом;

посещать магазины, рынки и другие т.п. места;

выполнять какие-либо поручения и любым иным образом отвлекаться от доставления денег и ценностей по назначению.

3. Порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денежных средств

3.1. Проверка наличия денежных средств в кассе проводится по правилам, определенными Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств , утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года N 49 .

3.2. Проведение инвентаризации, плановых и внеплановых ревизий фактического наличия наличных денежных средств в кассе производится постоянно действующей инвентаризационной комиссией или иной комиссией, состав которой утверждается приказом руководителя.

3.3. Периодичность проведения проверки кассы утверждается приказом.

3.4. Отсутствие хотя бы одного члена такой комиссии при проведении проверки служит основанием для признания ее результатов недействительными.

3.5. По результатам инвентаризации, плановых и внеплановых ревизий комиссия составляет Акт инвентаризации наличных денежных средств (форма по ОКУД 0309014). В нем указывают выявленные недостачи или излишки ценностей в кассе и обстоятельства их возникновения.

3.6. Акт составляется не менее чем в двух экземплярах, каждый из которых подписывают все члены комиссии.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Новое на сайте

>

Самое популярное