Домой Проценты по кредитам Хронологическая последовательность становления экономических научных школ очистить. Тесты по экономике

Хронологическая последовательность становления экономических научных школ очистить. Тесты по экономике

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и метод курса «История экономических учений».

2. Функции, структура и периодизация истории экономической мысли.

Контрольные вопросы:

1. Что является предметом изучения истории экономических учений?

2. На какие методы экономического анализа опирается история экономических учений как научная дисциплина?

3. Какова логика, структуризации разделов, этапов, теоретических направлений и школ курса «История экономических учений».

4. Какое объяснение можно дать тому факту, что экономическая теория, начавшись с греческих философов, дальнейшее развитие получила только в конце средневековой эпохи?

Практические задания

Задание 1. Развитие экономической теории идет путем взаимодействия двух процессов, с одной стороны, путем анализа новых фактов экономической жизни, а с другой стороны – путем критического осмысления того, что дали предшествен­ники. По мере развития объекта исследования (т.е. экономики), совершен­ствования методов усиливается процесс дифференциации экономической науки, возникают новые экономические направления и школы, нередко дающие различное истолкование одних и тех же экономических процессов.

Заполнить недостающие элементы в развитии экономической теории на рисунке 1.

Рисунок 1 – Развитие экономической теории

Тестовые задания:

1. Хронологический порядок возникновения экономических школ:

а) меркантилизм;

б) институционализм;

в) историческая школа;

г) австрийская школа;

д) школа физиократов.

2. На экономической теории как на междисциплинарной науке настаивают:

а) неоклассики;

б) неокейсианцы;

в) представители исторической школы;

г) институцианалисты;

д) монетаристы.

3. Историческая последовательность экономических школ:

а) меркантилизм;

б) маржинализм;

в) классическая школа;

г) физиократы;

д) институционализм.

4. Хронологическая последовательность экономических школ:



а) классическая школа;

б) кейнсианство;

в) «молодая» историческая школа;

г) институционализм;

д) «старая» историческая школа;

е) неолиберализм.

5. Богатство в соответствии с эволюцией экономической мысли выражалось в хронологическом порядке

а) в возрастании производимых материальных благ;

б) в накоплении драгоценных металлов;

в) в наращивании материальных и духовных благ;

г) в положительном сальдо внешнеторгового баланса;

д) в уровне развития с/х производства;

е) в полном и всестороннем развитии производительных сил.


ТЕМА 2. МЕРКАНТИЛИЗМ КАК ПЕРВАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПЕРИОДА ЗАРОЖДЕНИЯ РЫНОЧНЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и метод изучения меркантилистов.

2. Этапы развития меркантилизма.

3. Историческое значение меркантилизма.

4. Особенности развития меркантилизма в России.

Контрольные вопросы:

1. Какие этапы в своем развитии проходит меркантилизм, и чем они отличаются друг от друга? Причины перехода от денежного баланса к торговому. Что понимается под протекционизмом и имеет ли он место в современных условиях?

2. Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Что понимается под металлической и номиналистической теорией денег? В чем видели меркантилисты источник прибыли и богатства? Почему?

3. Выделить различия между ранним и поздним меркантилизмом, охарактеризовать вклад меркантилистов в обоснование методов государственной экономической политики.

4. Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.

5. В каких странах наиболее последовательно проводилась политика раннего и зрелого меркантилизма?

6. Отразить причины перехода от денежного баланса к торговому.

7. Что понимается под протекционизмом и имеет ли он место в современных условиях?

8. Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Какая роль отводилась промышленности?

9. В чем видели меркантилисты источник прибыли и богатства и почему?

10. Выделить недостатки экономических взглядов меркантилистов.

11. Каково значение теории и практики меркантилизма? Отошла ли политика стимулирования внутреннего рынка, ограничения конкуренции со стороны более дешевой импортной продукции в прошлое? Для какой группы стран особенно характерно проведение этой политики?

12. Изложить исторические особенности меркантилизма в Англии и во Франции.

13. Объясните причины более позднего развития меркантилизма в России по сравнению с Западной Европой.

14. В книге какого российского экономиста-теоретика обосновывалась необходимость проведения протекционизма в России?

Практические задания:

Задание 2. В развитии меркантилизма выделяются два этапа:

– ранний (XV-XVI вв.), называемый монетарной системой, теорией денежного баланса:

– развитой (поздний, зрелый) (XVII – XVIII вв.), называемый мануфактурной системой, теорией торгового баланса.

Охарактеризовать различия между ранним и развитым меркантилизмом, результаты анализа представить в таблице 2.

Таблица 1 – Характеристика различий между ранним и развитым

меркантилизмом


Продолжение таблицы 1.

Тестовые задания:

1. Согласно положениям меркантилистов источником денежного богатства является:

а) заграничные инвестиции;

б) внешняя торговля;

в) положительное сальдо торгового баланса;

г) превышение экспорта импортом.

2. Меркантилисты исследовали отношения в сфере:

а) торговли;

б) производства;

в) промышленности;

г) транспорта;

д) обращения.

3. Политику протекционизма, базирующуюся на поощрении вв.оза сырья и экспорта готовой продукции, отстаивали:

б) Ф. Кенэ;

в) Д. Рикардо.

4. Представители меркантилизма производительным трудом признавали труд:

б) в сельском хозяйстве;

в) в промышленности;

г) в торговле;

5. Основополагающим методом исследования у меркантилистов был:

а) функциональный;

б) причинно-следственный;

в) эмпирический;

г) эвристический.

6. Политику протекционизма, базирующуюся на поощрении вв.оза сырья и экспорта готовой продукции, отстаивали:

б) Ф. Кенэ;

в) А.Л. Ордын-Нащокин;

г) А. Монтекретьен;

д) У. Петти;

е) Д. Рикардо.

7. Представители меркантилизма производительным трудом признавали труд:

а) при добыче драгоценных металлов;

б) в сельском хозяйстве;

в) в промышленности;

г) в торговле;

д) в материальном производстве.

8. Ранние меркантилисты:

а) Фома Аквинский;

б) У. Стаффорд;

в) А. Монкретьен;

г) Ф. Кенэ;

д) Г. Скаруффи.

9. Представителями позднего меркантилизма являются:

а) Аквинский Фома и Блаженный Августин;

б) Мен Т. и Монкретьен А.;

в) Кенэ Ф.и Тюрго Ж.;

г) Петти У. и Буагильбер П.;

д) Локк Дж. и Ло Дж.

10. Богатство отождествлялось с деньгами в трудах:

а) У. Петти;

б) Т. Мена;

в) П. Буагильбера;

г) А. Монкретьена;

д) Ф. Кенэ.

11. Основоположниками количественной теории денег являются:

б) Р. Кантильон;

в) Ж. Тюрго;

д) А. Монкретьен.

12. Основополагающим методом исследования у меркантилистов был:

а) эмпирический;

б) причинно-следственный;

в) функциональный;

г) эвристический.


ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.


1. Кузнецова Л.И., Гельфанд С.Ю., Попов И.Г. и др. Пищевая ценность консервированных продуктов в тубах для питания летчиков и космонавтов / Космич. биол. и авиакосмич. мед. - 1985

2. Первые космические полеты человека / Под ред. М.Н. Сисакяна, В.И. Яздовского. - М.: АН СССР, 1963 - С. 37-39.

3. Попов И.Г. Питание и водоснабжение / Основы космической биологии и медицины: Совместное советско-американское издание. - М.: Наука, 1974 - С. 35-70.

4. Попов И.Г. Некоторые итоги изучения питания космонавтов в полете / Матер. XVI науч. сессии Ин-та питан. АМН СССР / Под ред. А.Л. Покровского. - М.: Медицина, 1969 - С. 138-140.

Основные экономические школы и их характеристики

Меркантилизм

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма - увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:

Томас Мен (1571-1641)

Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.

С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.

Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Основными представителями школы являлись:

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Классическая школа политэкономики

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируюмую из центра.

Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.

Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.

Марженализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:

Карл Менгер

Фридрих Визер

Леон Вальрас

Эйген-Бем-Баверк

Уильям Стэнли Джевонс

Основная идея - использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от егопредельной полезности для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.

Представители неоклассической школы:

Альфред Маршал

Артур Пигун

Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служитважнейшим теоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формированиенационального дохода.

Дж.Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Экономическая школа Институционализма

Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.

Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.

Главная идея современного институционализма - в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

Представители школы институционализма:

Дж.Коммонс

У.Митчелл

Дж.Гэлбрейт

Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма)

Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.

По его мнению микроэкономика изучает крупномаштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хоязйство, фирмы и экономические рынки.

Предмет и методы экономической теории. Экономические законы, функции и категории\

Современное определение предмета экономической науки исходит из ограниченности ресурсов и удовлетворения на этой основе человеческих потребностей. Сущность этого определения в том, что предметом экономической теории считается изучение поведения людей в условиях ограниченности средств для достижения поставленных целей в сфере экономической деятельности. Это наука о том, как люди выбирают способ использования дефицитных ресурсов, чтобы произвести разнообразные товары и разумно их распределить.

Оригинальным является определение предмета экономической теории, согласно которому он представляет собой совокупность знаний, дающих ответ на вопросы: “Что? Как? Для кого производить?”. Это определение объединяет понятие редкости ресурсов с проблемой выбора, который должны сделать люди в поисках наиболее эффективного варианта производства. Рациональное экономическое поведение людей связано с минимизацией затрат и максимизацией выгоды.

Свои предметы исследования имеют микроэкономика и макроэкономика. Этими понятиями с точки зрения объекта исследования условно обозначаются разделы экономической теории. Предмет микроэкономики - исследование поведения фирмы, домохозяйства в рыночной экономике с их правом осуществления выбора хозяйственных решений, исследование воздействия государства на фирмы, а также анализ интересов индивидов и конъюнктуры частных рынков. Макроэкономика исследует национальное хозяйство как единое целое, включая хозяйственные связи между отраслями и сферами экономики. Она анализирует национальный доход, динамику расходов и цен, безработицу и занятость и т.д.

Экономический закон - это прочная, устойчивая, существенная, необходимая, постоянно повторяющаяся связь, взаимозависимость явлений и процессов экономической жизни. Экономические законы возникают и действуют только в человеческом обществе. Они проявляются через деятельность людей на разных этапах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Экономические законы выражают количественные и качественные стороны экономических явлений и используются для их измерения. Они различаются по внутреннему содержанию, по срокам и сферам действия.

Экономические законы объективны, взаимосвязаны и комплексно выражают сущность явления в развитии. Одни экономические законы действуют во всех экономических системах, другие - только в некоторых. Так, закон повышения производительности труда действует во всех способах производства, а закон стоимости начинает действовать при зарождении рабовладельческого способа производства. Неуправляемое действие экономических законов может отрицательно сказаться на развитии общественного строя в целом.

Одним из методов экономической теории является логический метод изучения экономических процессов, т.е. исследование мысли со стороны ее структуры и формы. С помощью этого метода выявляются общие для экономических систем признаки и различия, осуществляется логический переход от простого к сложному.

Так, чтобы уменьшить действие стихийных сил в экономике или уменьшить их разрушительные последствия, люди стремятся познать логику хозяйственного развития как в масштабах микро-, так и в масштабах макроэкономики.

Метод научной абстракции состоит в освобождении исследуемого объекта от случайного, временного и поиске постоянных, характерных признаков, в отвлечении в процессе познания от несущественных сторон экономического явления. Результатом научной абстракции являются понятия и категории науки. Познание начинается с исследования конкретного эмпирического материала и на основе общих понятий объясняется его многообразие. Это путь восхождения от абстрактногокконкретному. Этот метод применяется тогда, когда нет возможности для экономического экспериментирования.

Исторический метод в экономической теории предполагает исследование экономических процессов и явлений во времени, то есть в процессе их возникновения, развития и гибели. Такой подход позволяет представить все особенности любой экономической системы, способа производства, но затрудняет анализ обилием описательного материала.

Диалектический метод исследования дает возможность выявлять внутренние противоречия в экономике как движущую силу ее развития. Экономических систем и методов ведения хозяйства, свободных от противоречий, человеческое общество еще не знало. С помощью диалектического метода определяются пути разрешения противоречий, способы их преодоления. Степень остроты этих противоречий дает возможность выяснить, когда экономическая система прогрессирует в своем развитии, а когда тормозит общественный прогресс.

Экономическая теория использует различные инструментынаучного познания, к которым относятся анализ и синтез,индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство.

Экономические системы представляют собой сложную совокупность различных составляющих, для всестороннего исследования которых необходимо сначала изучить эти составляющие, то есть разделить явление на части - осуществить анализ. Затем необходимо создать целостную картину экономического строя, для чего проводится его синтез - соединение частей исследуемого. Анализ и синтез делаются мысленно и имеют прямое отношение к логическому методу экономических исследований.

Сравнение позволяет определять сходство или различие экономических процессов и явлений. Здесь используется экономико-математическое моделирование, которое в формализованном виде дает возможность прогнозировать экономические явления, определять их причины, закономерности и последствия. Наибольшее значение в экономической науке имеет микро- имакромоделирование.

В экономических исследованиях нередко используется аналогия, то есть перенос одного или ряда свойств с уже известного экономического явления на неизвестное.

Практикуется также использование гипотезы, которая представляет собой научно-обоснованное предположение о причинах или связях явлений и процессов в экономике.

Обосновывает истинность одной мысли с помощью другой и такой инструмент научного познания в экономике какдоказательство.

Процесс обновления методов и инструментов научного познания экономики не знает предела.

Определение функций экономической науки связано с еепредметом и предполагает использование ее для решения нетолько теоретических, но и практических проблем.

Экономическая теория, прежде всего, служит познанию и изучению экономических основ человеческого общества, исследованию критериев функционирования его хозяйственной, производственной базы. В связи с этим большое значение имеетпознавательная функция экономической теории. Знание экономики - составной элемент высокого уровня образования, условие эффективной экономической политики. Сущность познавательной функции состоит в изучении закономерностей развития экономической системы, в анализе ее внутренней структуры, связей и взаимодействий, в выявлении тенденций экономического развития. Безграмотное обращение с экономикой чревато нежелательными для общества последствиями, так как цивилизованные экономические формы рассчитаны на подготовленных в экономическом плане людей. Познавательная функция предполагает глубокое изучение экономических явлений, причем особое внимание уделяется внутренним, недоступным для поверхностного наблюдения процессам.

Практическая (прагматическая) функция экономической науки заключается в реализации рекомендаций экономистов в сфере практики, в приложении их к производству. В свою очередь, экономическая практика - источник научных выводов и заключений. На практике непосредственно реализуется экономическая политика, осуществляется управление производством, разрабатываются и проверяются способы и методы рационального ведения хозяйства. С момента своего возникновения экономическая наука выражает потребности развития экономики и разрабатывает рекомендации для предпринимателей и государства. Проведение экономической реформы в России обусловливается отчасти умением использовать результаты мировой хозяйственной практики.

Методологическая функция представляет собой определение с помощью общей экономической науки фундаментальных, теоретических основ комплекса всех других экономических наук. Среди них выделяются отраслевые (экономика промышленности, сельского хозяйства, образования и др.), функциональные (экономика труда, финансов и др.), а также экономические дисциплины на стыке разных отраслей знаний (экономическая география, демография и др.). Экономическая наука - это методологическая основа для возникновения, например, экономики экологии, для менеджмента и маркетинга. Она предлагает средства, научный инструментарий для о существления научных исследований.

В современных условиях возрастает роль прогностической функции экономической науки. Экономическая теория дает научные основы для составления прогнозов, определения перспектив экономического развития. Эта функция предполагает разработку общих критериев и показателей развития экономической системы в целом. В мировом сообществе прогностическую функцию экономическая наука выполняет примерно с середины ХХ века.

Некоторые экономисты выделяют критическую функцию экономической науки. Сущность ее заключается в том, что выявляются не только достижения и недостатки различных экономических систем, но и определяются устаревающие факторы и элементы, тормозящие их развитие, (например, экономические связи в системах рабства и феодализма). Эта функция предполагает нахождение различий между прогрессивными и регрессивными экономическими структурами.

Регулирование - это действие, деятельность, направленная на получение заранее заданногорезультата, запрограммированных показателей. К определению проблемы регулирования как фундаментальной проблеме экономической теории имеются разные подходы, которые сходны концептуально, но различаются некоторыми нюансами.

Процесс регулирования характеризуется сложностью, о чем свидетельствует множественность экономической терминологии, обозначающей эту проблему: регулирование экономики, регулирование рынка, государственное регулирование, социальное регулирование, регулирование экономических связей и так далее. Исходя из этого, можно выделять отдельные объекты экономического регулирования: экономика, рынок, хозяйственные связи, оплата труда, налоги, денежное обращение и прочее. Целенаправленное воздействие на объект - это основная задача экономического регулирования.

Субъектами экономического регулирования выступают те, кто представляет, выражает и реализует экономические интересы. Государственное регулирование имеет целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения.

Целью экономического регулирования является приспособление функционирующей экономической системы к постоянно изменяющимся условиям существования. Экономическое регулирование может целым рядом признаков выявить слабость хозяйственного механизма перед лицом долговременной перспективы и тем самым обнаружить свою стратегическую несостоятельность. Разработка путей и методов регулирования - фундаментальная проблема, так как хозяйственный механизм в рыночной экономике подчиняется определенному порядку, правилам, устанавливается необходимое для экономики взаимодействие различных частей этого механизма.

Понятие производства и его значение в жизни общества. Понятие и виды ресурсов

Производство можно рассматривать и в более широком плане - как общественное производство, в котором материальное играет ведущую, определяющую роль. Понятием "общественное производство" фиксируется тот факт, что люди производят не только вещи и материальные блага, но и свою социальность: общественные отношения, социальные институты, духовные ценности.

Способ производства - представляет собой единство двух сторон - производительных сил и производственных отношений, выражающих два ряда отношений людей: отношения к природе и друг к другу.

Исторические этапы развития производства отражаются понятиями - первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический строй общества.

Общими и необходимыми компонентами процесса труда являются предмет труда, средства труда и сам труд, составляющие в своем единстве производительные силы. Предмет труда - это все то, к чему человек прилагает свои усилия. Предмет труда является пассивным элементом производства. Он подвергается различным изменениям и преобразуется в продукт, нужный для человека.

Вторым элементом производительных сил являются средства труда, т.е. вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат в качестве проводника его воздействий на этот предмет. Предмет труда и средства труда, взятые вместе, составляют средства производства. Таким образом, производительные силы - это созданные обществом средства производства (прежде всего, орудия труда), а также люди, обладающие навыками к труду, способные осуществлять процесс производства материальных благ. Функционирование средств производства зависит от умения, знаний и опыта людей. Здесь важное значение приобретают наука, образование, культура.

Производительные силы изменяются количественно и качественно. Показателем количественных изменений является уровень развития производительных сил, выражающийся в производительности труда, техники. Качественные изменения обнаруживаются в их характере, в том, какие силы природы используются человеком (например, сила животных или электричество) и как, каким способом они используются, - создаются и приводятся в действие индивидуальным или коллективным трудом.

Необходимой стороной производства являются собственно производственные отношения, представляющие совокупность материальных, экономических отношений между людьми. Они тоже обладают объективной реальностью и складываются независимо от воли и желания людей, но во многом зависят от уровня и характера производительных сил. Производственные отношения являются ведущими, определяющими все другие (частично и идеологические) отношения. И это не случайно, ибо производственные отношения связаны главным образом с собственностью. Складываясь в сфере производства, отношения собственности во многом определяют отношения обмена, распределения и потребления продуктов труда. Собственность - это не свойство вещей, а особый вид отношений к средствам производства.

Производительные силы и производственные отношения -это две стороны единого процесса производства. Отделить их друг от друга можно лишь в абстракции. Их взаимодействие подчиняется закону соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил. Сущность такого соответствия состоит в том, что изменения в производительных силах и в первую очередь в орудиях труда вызывают соответствующие изменения производственных отношений. Однако это вовсе не означает, что каждое изменение в производительных силах сразу находит свое отражение в производственных отношениях. Дело в том, что развитие производительных сил происходит непрерывно, в то время как изменение производственных отношений проявляется главным образом при замене одного способа производства другим.

Ресурсы - это имеющиеся возможности для создания благ и удовлетворения потребностей.

Ресурсы многообразны и могут быть классифицированы по-разному.

Природные ресурсы, т.е. имеющиеся у общества запасы полезных ископаемых, благоприятные условия для сельского хозяйства, выгодное географическое положение.

Ресурсы, созданные и накопленные предыдущими поколениями для производственной деятельности и потребления, т.е. имеющиеся предприятия, транспортные системы, жилые дома и т.д.

Людские ресурсы с.их опытом, квалификацией, уровнем образования, а также предпринимательскими способностями.

Денежные, золотовалютные и другие ресурсы.

Технология и научно-технические ресурсы, т.е. имеющиеся у общества накопления, заделы современного технологического прогресса и т.д.

Возможны и другие классификации ресурсов. Например, по альтернативности возможностей их использования, взаимозаменяемости, исчерпаемости и неисчерпаемости в данный период времени и т.д. Однако независимо от типа классификации все ресурсы имеют общее - они характеризуют исходную и основную предпосылку экономической деятельности: наличие ресурсов необходимого качества и многообразия является исходным условием для создания благ и, следовательно, удовлетворения потребностей.

В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы:

1. природные – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают « неисчерпаемые» и « исчерпаемые» (последние в последнюю очередь делятся на «возобновляемые» и « невозобновимые»);

2. материальные­ – все созданные человеком («рукотворные») средства производства, (которые, следовательно, сами являются результатом производства);

3. трудовые – население в трудоспособном возрасте, которое в «ресурсном» аспекте обычно оценивают по трём параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному;

4. финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

Классификация потребностей по пирамиде А.Маслоу

Американский психолог Абрахам Маслоу в течение всей своей жизни пытался доказать тот факт, что люди постоянно находятся в процессе самоактуализации. Под этим термином он имел ввиду стремление человека к саморазвитию и постоянной реализации внутреннего потенциала. Самоактуализация является высшей ступенью среди потребностей, которые составляют несколько уровней в человеческой психике. Эта иерархия, описанная Маслоу в 50-х годах 20 века, получила название «Теория мотивации» или, как принято называть её сейчас, пирамида потребностей. Теория Маслоу, то есть пирамида потребностей имеет ступенчатую структуру. Сам американский психолог объяснил такое возрастание нужд тем, что человек не сможет испытать потребности более высокого уровня, пока не удовлетворит основные и более примитивные. Рассмотрим подробнее, что представляет собой данная иерархия.

Классификация потребностей

Пирамида потребностей человека по Маслоу основана на тезисе о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и насущности их удовлетворения для человека. Рассмотрим их начиная с самой низшей.

Первая ступень - физиологические потребности. Человек не богатый и не имеющий многих благ цивилизации согласно теории Маслоу будет испытывать нужды, прежде всего, физиологического характера. Согласитесь если выбирать между нехваткой уважения и голодом, в первую очередь вы утолите голод. Также к физиологическим потребностям относятся жажда, потребность во сне и кислороде, а также половое влечение.

Вторая ступень – потребность в безопасности. Хорошим примером здесь служат грудные дети. Еще не имея психики, малыши на биологическом уровне после удовлетворения жажды и голода ищут защиты и успокаиваются, лишь чувствуя рядом тепло матери. Во взрослой жизни происходит то же самое. У здоровых людей потребность в безопасности проявляется в мягкой форме. Например, в желании иметь социальные гарантии при трудоустройстве.

Третья ступень - потребность в любви и принадлежности. В пирамиде человеческих потребностей Маслоу после удовлетворения нужд физиологического характера и обеспечения безопасности, человек жаждет тепла дружеских, семейных или любовных отношений. Цель найти такую социальную группу, которая удовлетворит этим потребностям, является у человека самой важной и значимой задачей. Стремление преодолеть чувство одиночества, по мнению Маслоу стало предпосылкой для появления всевозможных кружков и клубов по интересам. Одиночество способствует социальной дезадаптации человека, и возникновению серьезных болезней психики.

Четвертая ступень - потребность в признании. Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств. Потребность в признании у Маслоу разделятся на стремление человека к достижениям и репутации. Именно достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию, человек становится уверенным в себе и в своих силах. Неудовлетворение этой потребности, как правило, приводит к слабости, депрессии, чувству уныния, которые могут привести к необратимым последствиям.

Пятая ступень – потребность в самоактуализации (она же самореализация). Согласно теории Маслоу - эта потребность является высшей в иерархии. Человек чувствует нужду в совершенствовании только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

Факторы производства, стадии производства и их характеристики

Факторы производства - ресурсы, которые необходимо затратить, чтобы произвести товар. Такимифакторами производства являются труд и технология (человеческие ресурсы), земля и капитал (имущественные ресурсы). Приняты следующие определения факторов производства:
труд - физическая и умственная деятельность человека, направленная на достижение полезного результата;
технология - научные методы достижения практических целей, включая предпринимательские способности;
земля - все, что предоставила природа в распоряжение человека для его производственной деятельности (земля, полезные ископаемые, вода, воздух, леса и пр.);
капитал - накопленный запас средств в производительной, денежной и товарной формах, необходимых для создания материальных благ.

Иная трактовка факторов производства содержится с учебниках “Экономикс”. Она основывается на теории трех факторов производства, выдвинутой французским экономистом Ж.-Б. Сэем. В “Экономикс” ресурсы подразделяются на:
1) материальные - земля, или сырьевые ресурсы, и капитал;
2) людские - труд и предпринимательская способность. Таким образом, в неоклассической теории выделяются четыре фактора.
Земля. Сюда включаются все естественные ресурсы, так называемые “даровые блага природы”, применяемые в производственном процессе. К ним, например, относятся такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов, нефти, водные ресурсы, воздух.
Капитал. В него включаются все произведенные средства производства, т.е. все виды инструментов, машин, оборудования, фабрично-заводские, складские помещения, транспортные средства, сбытовая сеть, используемые в производстве и доставке товаров и услуг к конечному потребителю. Все эти элементы капитала называют инвестиционными товарами в отличие от потребительских товаров, непосредственно удовлетворяющих потребности людей. Следует отметить, что в данном случае под термином “капитал” не подразумеваются деньги, они выступают как финансовый капитал и не являются реальным капиталом и экономическим ресурсом.
Труд. Этот термин обозначает целенаправленную деятельность человека, применение совокупности его физических и умственных способностей для достижения какого-либо результата. Работы, выполняемые лесорубом, токарем, пекарем, педагогом, врачом, артистом, ученым и др., объединяются общим понятием “труд”.
Предпринимательская деятельность. Особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства. Этот фактор выделяется в учебниках “Экономикс” в качестве особого в силу специфики предпринимательской деятельности, которая заключается в том, что:
1) предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара и услуг. Он выступает как бы катализатором этого процесса;
2) предприниматель берет на себя трудную задачу принятия решений и ответственности за их выполнение;
3) предприниматель - это новатор;
4) предприниматель - человек, идущий на риск.
В эпоху НТР возникают так называемые специфические факторы производства. К ним относятся информация, наука, технология, производственная и социальная инфраструктура. Они имеют особое, всевозрастающее значение.

    Адвалорный – 3

    Специфический – 2

    Комбинированный - 4

    Альтернативный - 1

Определение:

    Применяется по решению таможенных органов

    Ставка таможенной пользы снимается с единицы веса, объёма, длинны.

    Пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товара.

    Одновременно взимаемы адвалорные и специфические ставки.

    Позитивная экономика занимается :

    Выявлением содержательных процессов и явлений.

    Поиском путей выхода из кризиса

    Использованием экономических законов при решении экономических задач

    Определением имеющихся ресурсов.

    Установить соответствия между правами собственниками и субъектами ОАО:

      1. Право пользования

        Право распоряжения

        Право владения

        Право на запрещение вредного использования

    1. Субъекты:

      1. Совет директоров – iii;

        Государство - iv

        Акционер - ii

        Общее собрание акционеров – i

    Каждому из определений дать соответствующее понятие:

    1. Анализ – мышление, направленное на выявление специальных свойств и явлений для заключения специальных свойств и явлений.

      Индукция – метод умозаключения, основанный на распространении тории по обобщению фактов

      Синтез – мышление, которое ориентировано на выявление того общего, что связывает отдельные явления.

      Дедукция – метод перехода от общего к частному

    Установить между названиями работ и их авторами.

      1. Исследование о природе и причинах богатства народов – (iiиз авторов).

        Общая теория занятости процента и денег – (ivиз авторов).

      1. Фридман Мильтон

        Маршалл Альфред

        Смит Адам

        Кейнс Джон Мейнод

  1. Учение меркантилистов в России разделяют:

    1. Мардвинов

      Посошков

      Ордин-Нащёкин

  2. Установить соответствия между теориями и фамилиями авторов этих теорий:

      1. Теория социального и рыночного хозяйства - (iiiиз авторов).

        Неоклассический синтез – (iиз атворов).

      1. Самоэльсон

    Установить хронологический порядок возникновения экономических школ:

    1. Классическая школа - 3 .

      Меркантилизм – 1 .

      Марксизм - 4 .

      Физиократия – 2 .

    Установить соответствия между теориями и распространителями/авторами

      1. Политическая английская экономика – (iиз распространителей/авторов)

        Институцианализм – (iiiиз распространителей/авторов)

      1. Риккардо

        Плеханов

      2. Бён-Баверк

    Доходы потребителей выросли от 6000 до 15000. При этом спрос на товар Х вырос от 50000 до 100000. Это позволяет охарактеризовать товар Х, как :

    1. Предмет роскоши

      Предмет первой необходимости

      Товар-заменитель

Расчёт коэффициента эластичности:

    Пример по расчёту эластичности :

E- ЭЛЛАСТИЧНОСТЬ

Самый высокий товар будет при коэффициенте эластичности 1.

    Более сложный пример по ра c чёту эластичности:

Найти коэффициент эластичности спроса (идёт с минусом).

Издержки.

    Таблица :

При сколько надо нанять рабочих, чтобы количество вырабатываемой продукции на одного рабочего было оптимально.

    Какое выражение представляет собой предельные издержки?

    1. TVC/∆Q

    Произведено 500 единиц продукции. Средние переменные издержи AVCравны 2. Средние постоянные издержкиAFC равны 0,5. Чем равны общие издержки. 2*500+0,5*500 = 1250.

    Объём выпуска фирмы в неделю – 30 штук. Затраты составляют: сырьё 200 у.е., аренда помещения – 100 у.е., зарплата рабочих – 900, амортизация – 100 (обозначают А). Оклад управляющего – 500. Чему равны средние общие издержки? (200+100+900+100+500)/30 = 60.

    Общие издержки представлены функцией: TC= 0.1*Q^3-4*Q^2+50*Q+100. Найти функцию средних переменных издержекf(AVC) =VC/Q= (TC-FC)/Q. ЗдесьFC= 100 (постоянна функцииTC). Тогдаf(AVC) = 0.1*Q^2-4*Q+50.

    Какая из данных кривых не принимает U-образной формы???

    1. MC – предельные издержки (в виде горизонтальное прямой)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

Экономический факультет

Основные экономические школы

Выполнила

студентка гр. ЭК- 526

Олейник Елизавета Орестовна

Введение

Для того, чтобы понять сложные процессы экономической жизни нужно уяснить основные закономерности функционирования экономики. Необходимо узнать, что представляет собой экономика как специфическая сфера жизнедеятельности человека, что и как изучает экономическая теория как наука, какими базовыми категориями она оперирует. А также необходим определенный багаж знаний, позволяющий понять основные модели, которые описывают экономическую жизнь человеческого общества. Важно четко представлять, что является объектом и предметом экономической теории, какие важнейшие теории возникли в ходе ее развития.

Экономическая теория - одна из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономической теории - реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире.

Значение экономической теории заключается не в том, что она является набором уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике и политике, а в том, что она, по словам Дж.Кейнса, служит методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам и заключениям. Знание основ экономической теории поможет каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях.

Экономическая теория выступает в качестве теоретической базы целой системы научных дисциплин, как отраслевых, так и функциональных. В то же время экономическая теория также и практическая наука, без нее невозможны теория и практика управления на различных уровнях, создание рациональной финансовой и кредитной систем, организация учета и контроля за производством, обеспечение слаженного развития всех отраслей хозяйства и достижение желаемых целей.

Экономическая мысль античности

В Древней Греции и Риме экономические воззрения углубляются и систематизируются, приобретают научный облик. Выдающиеся греческие философы Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.), Платон (427-347 гг. до н. э.), Аристотель (384-322 гг. до н. э.) уже по праву могут считаться первыми учеными-экономистами.

Ксенофонт, написавший такие работы, как «О доходах» и «Экономика» (учение о хозяйстве), дат старт научной экономике. В его исследованиях экономика делится на отрасли с выделением сельского хозяйства, ремесленничества, торговли, высказывается мысль о целесообразности разделения труда.

Платон развивает представления о разделении труда, высказывает ряд соображений о специализации труда и особенностях разных видов трудовой деятельности, анализирует круг основных профессий в хозяйстве и занятость профессиональным трудом.

Но подлинным титаном экономического учения античности надо считать Аристотеля. В своих знаменитых трактатах «Политика» и «Этика» Аристотель впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления абстрактно, т.е. с целью обнаружения в них общих закономерностей.

В аристотелевском подходе экономика рассматривалась как совокупность неких универсальных правил ведения хозяйства, следуя которым можно добиться приумножения богатства. Идеалом хозяйства, по Аристотелю, были натуральные замкнутые хозяйственные системы, на которых применялся труд рабов («говорящих орудий труда»). Богатство воспринималось как совокупность продуктов, изделий, произведенных в этих хозяйствах. При прочих равных условиях одно натуральное хозяйственное образование было богаче другого в зависимости от того, какое количество земли и рабов оно содержало. Поэтому оптимальным способом достижения богатства был прежде всего захват новых территорий и рабов с последующей рациональной организацией их труда. Таким образом, экономика, по Аристотелю, -- это наука о правилах рациональной организации труда рабов.

В то же время Аристотель понимал, что современное ему хозяйство носит не только натуральный характер, но и развивается за счет обмена, торговли, приобретает черты денежного хозяйства. Для описания этих специфических проблем, связанных с деньгами и торговлей, Аристотель предложил новое научное направление, которому сам же и дал название «хрематистика», т.е. искусство делать деньги. Именно в рамках хрсматистики, а не экономики Аристотель рассматривал такие явления, как деньги и их функции, цены товаров и ценообразование, капитал как деньги, приносящие дополнительные деньги.

Великий грек считал, что развитие обмена, торговля противоречат идеальному типу развития, а именно натуральному хозяйству. Поэтому, хотя он и достаточно глубоко для своего времени проанализировал денежные процессы и явления, Аристотель считал, что основным направлением хозяйственного развития должна стать натурализация хозяйственной жизни. Торговля же должна осуществляться лишь для получения немногих недостающих продуктов и вестись путем «справедливого обмена» с соседями. Третируя хрематистику и всячески подчеркивая значение экономики в его понимании, Аристотель выступил как консерватор, который к тому же был лишен дара предвидения исторической перспективы. Но история сыграла с Аристотелем забавную шутку. С течением времени термин «хрематистика» забылся, а под экономикой стали понимать науку, значительная часть которой рассматривает хрематистическую проблематику -- денежные, финансовые проблемы, а не только чисто хозяйственные процессы. Следовательно, имя Аристотеля вошло в историю экономической науки благодаря разработке той проблематики, которую сам автор считал тупиковым направлением хозяйственного развития. Несмотря на это, Аристотеля с полным правом относят к числу основателей экономической науки и именуют первым ученым-экономистом.

Ученые, писатели, политические деятели в Древнем Риме уделяли внимание экономическим проблемам ведения сельского хозяйства, организации труда рабов, земельной собственности. Ученый-энциклопедист Варрон (116-27 гг. до н. э.) написал работу «О сельском хозяйстве», а писатель и политический деятель Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.) известен своим трактатом «О земледелии», в котором содержится множество хозяйственных советов и высказываются мысли о роли отдельных видов экономической деятельности. Катон утверждает: «Купца я считаю человеком дельным и прилежащим к наживе, но, как я сказал выше, ему уготованы опасности и потери». Интересные мысли об экономике высказывали оратор и публицист Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) и ученый Плиний Старший (123-79 гг. до н.э.), автор энциклопедического труда «Естественная история». Двенадцатитомное сочинение римского писателя и агронома Колумеллы (1 в. н. э.) «О сельском хозяйстве» называют сельскохозяйственной энциклопедией древности.

Ксенофонг (430-354 гг. до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:

разделение труда на умственный и физический виды, а людей -- на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;

производительно может выполняться «наиболее простая работа»;

степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;

всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость);

деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Платон (428-347 гг. до н.э.). Этот философ, предвосхитивший ряд элементов возникшей впоследствии так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства, отстаивал прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства соответственно в его произведениях «Государство» и «Законы».

В первом сочинении речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, гак как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.

Во втором произведении философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. «гражданам» высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в 4 раза.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более важную роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.

Эта концепция носит как бы классификационный характер. Об этом свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он относит к одной из двух сфер -- естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой -- искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами».

В рамках своей концепции Аристотель, идеализируя рабовладельческое государственное устройство, как бы искусственно «упрощает» важнейшие элементы хозяйственной жизни. Например, по Аристотелю, «5 лож = 1 дому» потому, что их соизмеримость достигается якобы только благодаря деньгам. С позиций этой же концепции он тенденциозно анализирует этапы эволюции форм торговли и денежного обращения. В частности, такие ранние формы торговли, как прямой товарообмен и обмен посредством денег, относятся им к сфере экономики, а движение торгового капитала, т.е. когда товарообмен осуществляется с приращением первоначально авансированных на эти цели денег, -- к сфере хрематистики. Аналогично трактует философ и формы денежного обращения, относя функции денег по отображению меры стоимости и средства обращения к сфере экономики, а их применение как средство накопления прибыли, т.е. в качестве ростовщического капитала, -- к сфере хрематистики.

Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений (а это прежде всего обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что «в действительности веши столь различные не могут стать соизмеримыми», ибо возникшие в результате соглашения между людьми деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали «неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него «с полным основанием вызывает ненависть».

Экономические учения средневековья

Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен древнего мира, базируются в основном на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. Поданной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить грядущего утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства.

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в III-VIII вв. в ряде государств Востока и V-XI вв. -- в странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и неявно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.

В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн- Хальдун, а в Европе -- лидер так называемой поздней школы ка- нонизма Фома Аквинский. Об их творческом наследии и последует далее речь.

Ибн-Хальдун (1332-1406). Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе, как принято говорить, азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор, как в начале VII в. на землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский купец Мухаммед -- первый проповедник Корана -- возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы.

Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн-Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем последняя не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.

Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ позволит, по мнению Ибн-Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».

Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы:

с ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города;

малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ;

расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров начогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

Наконец, деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов -- золота и серебра. По его мысли, деньги отображают количественное содержание человеческого труда «во всем приобретаемом», ценность «всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения, накопления и сокровища». Он совершенно нетенденциозен при характеристике «стоимости труда», т.е. заработной платы, утверждая, что ее размер зависит, во-первых, «от количества груда человека», во-вторых, «его места среди других трудов» и, в-третьих, от «потребности людей в нем» (в труде. -- Я.Я.).

Фома Аквииский (Аквинат) (1225-1274). Этот итальянский монах доминиканского происхождения считается наиболее авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе ее развития. Его воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного (353-430). При этом на первый взгляд Аквинат, подобно Августину, опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.

На самом же деле Ф. Аквииский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня вдень масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов прогрессирующий рост городского ремесленного производства, крупных торговых и ростовщических операций Ф. Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.

С точки зрения методологических позиций внешне у автора «Суммы теологии» почти нет расхождений с ранними канонистами. Однако если последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных теоретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф. Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно использует и так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории.

Например, если ранние канонисты, подразделяя труд на умственный и физический виды, исходили из божественного (естественного) предназначения, но не отделяли эти виды друг от друга с учетом их влияния на достоинство человека в связи с занимаемым положением в обществе, то Ф. Аквинский «уточняет» это «доказательство» в пользу сословного деления общества. При этом он пишет: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили, то, что различные люди склонны к различным профессиям...» (курсив мой. -Я.Я.у.

Двойственную и компромиссную позицию в сравнении с ранними канонистами автор «Суммы теологии» занимает также по поводу трактовки таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги, торговая прибыль, ростовщический процент. Рассмотрим вкратце и эту позицию ученого применительно к каждой названной категории.

Богатство со времен Августина рассматривалось канонистами как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемым для этого трудом. В соответствии с этим постулатом бесчестное приумножение (накопление) золота и серебра, считавшихся по своей природе «искусственным богатством», не могло соответствовать нравственным и прочим нормам общества. Но, по Аквинскому, «справедливые цены» (о них речь пойдет ниже) могут быть неоспоримым источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является.

Обмен в древнем мире и в средние века воспринимался исследователями как акт волеизъявления людей, результат которого пропорционален и эквивалентен. Не отвергая данный принцип, Ф. Аквинский обращает внимание на многочисленные примеры, превращающие обмен в с убъективный процесс, обеспечивающий равенство извлекаемой пользы при неэквивалентном, казалось бы, обмене вещей. Иными словами, условия обмена лишь тогда нарушаются, когда вещь «поступает на пользу одному и в ущерб другому».

«Справедливая цена» -- это категория, которая в экономическом учении канонистов подменяла категории «стоимость» (ценность), «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние канонисты «объясняли», как правило, ссылками на трудовые и материальные затраты в процессе товарного производства. Однако Ф. Аквинский затратный подход назначения «справедливой цены» считает недостаточно исчерпывающей характеристикой. По его мысли, наряду с этим следует признать, чтопродавец может «по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе», и при этом она «не будет продана дороже, чем стоит владельцу», в противном случае ущерб будет нанесен и продавцу, который недополучит соответствующее его положению в обществе количество денег, и всей «общественной жизни».

Деньги (монеты) Ф. Аквинским трактуются подобно авторам древнего мира и раннего канонизма. Он указывает, что причиной их возникновения стало волеизъявление людей для обладания «вернейшей мерой» в «торговле и обороте». Выражая свою приверженность номиналистической концепции денег, автор «Суммы теологии» признает, что, хотя монеты имеют «внутреннюю ценность», государство, тем не менее, вправе допускать некоторое отклонение ценности монеты от ее «внутренней ценности». Здесь ученый вновь верен своему пристрастию к двойственности, с одной стороны, признавая, что порча монеты может сделать бессмысленным измерение достоинства денег на внешнем рынке, а с другой -- вверяя государству право устанавливать «номинальную ценность» подлежащих чеканке денег по своему усмотрению.

Торговая прибыль и ростовщический процент осуждались канонистами как небогоугодные, т.е. грешные, явления. С определенными оговорками и уточнениями «осуждал» их и Ф. Аквинский. Поэтому в результате, по его мысли, торговая прибыль и процент за ссуду все же должны присваиваться соответственно торговцем (купцом) и ростовщиком, если при этом очевидно, что они совершают вполне благопристойные деяния. Иначе говоря, необходимо, чтобы такого рода доходы являлись не самоцелью, а заслуженной платой и вознаграждением за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие материальные издержки и даже за риск.

Экономические теории и школы XVIII-XIX веков

экономический древний аристотелевский средневековье

1.Основа развития общества -- материальное производство

2. Теория прибавочной стоимости: ПС (производительные силы) = СП (средства производства =предмет труда + орудия труда)+РС (рабочая сила) +Д (деньги) ПРОИЗВОДСТВО = Т Д (новая стоимость, которая значительно выше стоимости рабочей силы, разница между ними -ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ)

Меркантилизм XV--XVIII вв

Антуан де Монкрентьен

Томас Ман

Трактат о политической экономии 1615 г

Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией

1.Общественное богатство производится только в торговле, поэтому правительство должно всячески поддерживать своих производителей -протекционизм; поощрение экспорта

2. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли, играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах.

3. Накопление благородных металлов, золота и серебра, меркантилисты рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства.

Физиократы

французская школа экономистов второй половины XVIII в, основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ.

Анн Тюрго, Визер

Франсуа Кенэ

Экономическая таблица

1.Общественное богатство производится в сельском хозяйстве.

2. Единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу

Классическая школа

XVIII века -- 30-х гг. XIX века.

Адам Смит (трудовая теория стоимости; меновая ипотребительская стоимость)

Давид Рикардо

Исследование о природе и причинах богатства народов

Начала политической экономии

1.Классики считали, что в экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании.

2.Рикардо считал "закон стоимости" фундаментом, на котором строится вся политэкономия. Труд - единственный источник богатства, труд лежит в основе стоимости (цены товара)

3.Экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов

Марксистская теория сер.XIX

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

3. При капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего

Мальтузианство

Томас Мальтус 1766-1834

Очерк о законе народонасе-

1.Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.

2.Народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования -- в арифметической.

3. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод)

Маржинализм -школа

предельной (marginalisme, от лат. margo (marginis) --край) полезности

70-е гг. XIX века

Карл Менгер

Евгений Бем-Баверк

Основания политической экономии

Капитал и прибыль

Теория политической экономии

Элементы чистой политической экономии

1.Дали объяснение стоимости с точки зренияпсихологии покупателя.

2. Они пришли к заключению, чтопотребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного потребителя, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства.

3. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей

4. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

Неоклассическая школа

Альфред Маршал

В 1890 году вышла книга Принципы политической экономии

1.Концепция равновесной цены,

«крест Маршала»

2. Обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.

Историческая школа (возникла в Германии, но выделяют английскую, французскую)

Фридрих Лист

Адам Мюллер

Национальная система политической экономии

Публицистические статьи

Протестантская этика и дух капитализма

Направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: 1.Изучение истории и специфики национальных хозяйств;

2. Выделение неэкономических факторов, влияющих на развитие экономики: географическое положение, климат; особенности менталитета; вера особенности исторического развития; особенности культуры; особенности психологии.

3. Анализконкретных экономических ситуаций в различных странах, а не разработка экономических теорий

Вебер: Погоня за благосостоянием считалась признаком не греховных жадности или честолюбия, но нравственности и праведности. Вебер называл это «духом капитализма»

Современные экономические школы

Кейнсианство

30-е годы XX в и до наших дней

Джон Кейнс

Общая теория занятости, процента и денег

1.Кейнс считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании.

2. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию истимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) = «накачка спроса» -воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.

3. Государство осуществляет увеличение денежной массы, снижение ставок процента; недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования

Институционалисты 70-е гг XXв

Джон Гелбрейт,

Людвиг Эрхард

1. «Общество изобилия»

2.«Экономическая теория и цели общества»

Благосостояние для всех

1.Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды.

2. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. 3.Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы

Монетаристы (монетаризм)

50-е гг XX и до наших дней

(Название дано Карлом Бруннером американский экономист)

Милтон Фридмен

1. «Роль монетарной (денежной) политики»

2. «Деньги и экономическое развитие»

1.Экономическая теория регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов (эмиссия, процентная ставка банка) Количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики

2. Монетаристское правило: денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции

3. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию.

4.Если имеют место диспропорции в экономике, то к этому приводит государственное вмешательство

Заключение

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? как они оплачиваются? сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Экономическая Теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого Экономическая Теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.

Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Литература

История экономических учений / Титова Н.Е. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.

История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. М.: Изд-во МГУ, 2008г.

История экономических учений: Учебное пособие / И. П. Павлова, Е.А. Владимирский, А.А. Оводенко и др. - СПб.: СПб. ГААП, 2012г.

Д. Г. Егоров. Практические следствия. / / Экономический анализ: теория и практика, 2008. - N 13. - С. 21-28.

Б. В. Салихов. Размышления о предмете экономической теории, или как повысить эффективность ее социальной функции? // Финансы и кредит, 2006. - N 35. - С. 43-50

В. В. Радаев. Важные условия развития экономической теории. // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика, 2004. - N 3. -С. 9-33.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экономические учения Древнего мира. Экономические учения феодального общества и эпохи капитализма. Экономические учения конца ХVII - начала XIX века. Основные направления экономической мысли в XX веке. Исихастская модель реальности.

    реферат , добавлен 28.07.2007

    Экономическая мысль Древней Греции, Древнего Рима и Средневековья, первые экономические школы. Истоки классической экономической теории, развитие классической политэкономии в трудах экономистов XIX века. Марксистская политэкономия, теория монетаризма.

    дипломная работа , добавлен 08.10.2010

    Экономические взгляды Ксенофонта. Разделение труда в учениях Ксенофонта. Главная отрасль хозяйства по Платону. Развитие экономической мысли Древней Греции. Аргументы Аристотель против учения Платона. Заслуга Аристотеля в развитии экономической мысли.

    контрольная работа , добавлен 08.11.2009

    Экономическая мысль средневековья: воззрения канонистов. Особенности раннего и позднего меркантилизма и физиократизма. Взгляды представителей классической школы политэкономии. Экономические учения XVII-XVIII вв. Современный монетаризм и институционализм.

    реферат , добавлен 19.01.2011

    Экономические учения Древнего мира. Экономические учения феодального общества. Экономические учения эпохи капитализма. Экономические учения конца XVII - начала XIX века. Экономическая мысль середины XIX - начала XX века. Экономическая мысль XX века.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2007

    Экономическая мысль Древнего Востока, Древней Греции. Экономические воззрения Ибн-Хальдуна, Фомы Аквинского. Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития меркантилизма. Общая характеристика классической политэкономии.

    шпаргалка , добавлен 23.02.2003

    Зарождение и основные этапы развитие экономической теории, основные экономические школы. Экономическая мысль Древней Греции – Платон и Аристотель. Теория стоимости и теория равновесия. Производственные отношения. Механизм функционирования рынка.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2009

    Вытеснение натурально-хозяйственных отношений рыночными экономическими отношениями на историческом отрезке "переходного времени". Предмет, метод, значение меркантилистской школы экономической мысли. Взгляды наиболее выдающихся европейских меркантилистов.

    реферат , добавлен 03.03.2010

    20-е годы как специфический период в истории советского общества, его главные достижения и значение в развитии молодого государства. Основные школы и направления экономической мысли, специфика государственного регулирования данной сферы деятельности.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2014

    Историческая школа Германии, ее возникновение в рамках замкнутой экономической науки. Теория экономических систем, австрийский вариант социальной школы. Социал-демократические воззрения Э. Бернштейна, основоположники реформизма, образование монополий.

Школы, на-правления и их представители Период форми-рования Основные идеи
Мерканти-лизм — первая школа экономики. Томас Мен (1571-1641), англичанин XVI-XVIII вв. 1. Главное богатство общества — это деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства — сфера обращения (торговля и денеж-ный оборот). 3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо толь-ко сферу обращения
Школа физиократов (природа и Власть). Франсуа Кснэ (1694- 1774), француз XVIII в. 1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведен-ный в сельском хозяйстве. 2. Первыми попытались вывес-ти прирост богатства из процес-са производства, а не обраще-ния
Английская классическая политэкономия . Уильям Нетти (1623 1687), Лдам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), англичане XVII-XIX вв. 1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере обращения. 2. Главный источник богат-ства — труд. 3. Политэкономика раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров. 4. Заложила основы трудовой теории стоимости
Марксизм . Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немцы С середины XIX в. 1. Разработаны теория стоимо-сти и теория прибавочной стои-мости. 2. Открыт закон стоимости как закон развития товарного произ- водства. 3. Разработана теория воспроиз- водства и экономических кризисов. 4. Открыты экономические зако-ны капиталистического способа производства

Продолжение табл. 1.

Окончание табл. 1.1

Неоклассическое на-правление. Альфред Маршалл (1842-1924), англичанин С конца XIX в. 1. Частнопредприниматель-ская рыночная система, спо-собная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. 2. Государство создает благо-приятные условия для функ-ционирования рыночной экономики
Кейнсианство . Джон Кейнс (1883-1946), англичанин С 1930-х гг. 1. Разработана теория спроса и предложения, а также рав-новесной цены. 2. Государство должно актив-но регулировать экономику, т.к. рынок не способен обес-печивать социально-экономи- ческую стабильность об-щества. 3. Государство должно через бюджет и кредит регулиро-вать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая пол-ную занятость и высокий рост производства. 4. Разработаны теория эффективного спроса и теория эф-фективного инвестирования
Неоклассический синтез . Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэлсон (1915), американцы С 1950-х гг. 1. В зависимости от развития экономики предлагается ис-пользовать либо кейнсианские рекомендации государственно-го регулирования, либо рецеп-ты экономистов, стоящих на позициях ограничения госу-дарственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор — де-нежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм спосо-бен сам устанавливать равно-весие между спросом и пред-ложением, производством и потреблением

Но ни одна теория не может претендовать на абсолютную и веч-ную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции и определенной социальной группы и определенного периода.

Краткие выводы

1. Экономика изучает деятельность людей, связанную С производством, распределением, обменом и потреблением экономических благ, т.е. деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресур-сов с целью удовлетворения безграничных и постоянно ме-няющихся потребностей людей в экономических благах.

2. Экономика и право тесно переплетены между собой. Правовые нормы создают необходимые предпосылки для нормаль-ною функционирования экономики. Сами нормы права, регу-лирующие хозяйственную жизнь общества, порождаются изменениями происходящими в экономике.

3. Основные методы познания экономических процессов и явлений — это научная абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез (исторический и логический), экономико-ма-тематическое моделирование.

4. Экономические явления и процессы изучаются на разных уровнях: микроэкономика — изучение деятельности отдель-ных экономических субъектов; макроэкономика — изучение экономики в целом.

5. Позитивная экономика устанавливает реально сложившие-ся экономические связи, не давая им оценки. Она имеет дело с тем, что есть или может быть. Нормативная экономика — это субъективные оценочные суждения относительно того, что должно быть, какими должны быть экономные связи, какие ре-шения необходимо принимать.

6. Экономические законы — это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся, типичные взаимоза-висимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Знание экономических законов необхо-димо для принятия эффективных экономических решений.

7. Исторический процесс развития экономической науки можно представить такими основными экономическими шко-лами и направлениями, как меркантилизм, физиократическая школа, классическая английская политэкономия, марксизм, неоклассическая школа, кейнсианство, монетаризм.

Новое на сайте

>

Самое популярное