Домой Полезные советы Видам налогообложения в различных организациях. Принадлежность к уровню управления и власти

Видам налогообложения в различных организациях. Принадлежность к уровню управления и власти

Российское законодательство создает все условия, чтобы предприниматели развивали свой бизнес с комфортом. Даже налогообложение ИП не предусматривает какой-то определенной ставки или единого для всех бизнесменов налога. Каждый вправе решать по какой системе облагаться, и выбирать есть из чего. В 2019 действует 5 налоговых режимов , кардинально отличающихся один от другого.

Виды налогообложения ИП

К выбору режима нужно относиться так серьезно, как будто это ваш будущий дом. Ведь по нему вы будете платить налоги далеко не один день. Ставка, период, база, сроки уплаты, порядок расчета - все это на каждом режиме разное. И если прогадать с выбором в самом начале пути, достичь вершин в бизнесе уже не удастся.

В РФ действуют следующие виды налогообложения для ИП:

  • ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог;
  • ОСНО - общая система налогообложения;
  • УСН - упрощенная система налогообложения;
  • ПСН - патентная система налогообложения;
  • ЕНВД - единый налог на вмененный доход.

1. ОСНО

ОСНО - самый сложный в техническом смысле налоговый режим. Индивидуальный предприниматель должен обладать бухгалтерскими знаниями либо иметь в штате собственного специалиста, чтобы справиться с отчетной документацией, в перечень которой входят:

Помимо этого, в отчетность на ОСНО входят:

  • Учетная книга покупок/продаж, предназначенная для расчета НДС;
  • Кадровая книга;
  • Отчетность по страховым взносам;
  • И отчетность за персонал.

Список налогов на ОСНО тоже велик. В него входят все платежи, которые предусмотрены законодательством для налогоплательщиков:

В зависимости от типа работ и особенностей бизнеса предприниматель может выплачивать еще и такие налоги:

  • Акцизы;
  • Водный;
  • За биоресурсы;
  • За добычу ископаемых;
  • Взносы за работников;
  • Транспортный.
Не смотря на многочисленные минусы, ОСНО нельзя назвать невыгодным. Есть у режима и положительные стороны. Это режим по умолчанию. То есть на него можно попасть не только по собственному желанию, но и «слететь» с другого режима. К примеру, на ПСН нельзя набирать в штат больше 15 человек, превысили норму - добро пожаловать на ОСНО. Этот режим никого ни в чем не ограничивает, можно пополнять штат на любое число сотрудников, получать десятизначную прибыль.

Еще одна причина, из-за которой многие ИП могут выбрать именно этот вид налогообложения - уплата НДС. Почему? Организации, выплачивающие НДС, предпочитают сотрудничать с такими же фирмами. Им куда приятнее получить от них счет-фактуру с обозначенным НДС и уменьшить на него свой налог, чем вести дела с ИП на УСН.

2. УСН

Большая часть ИП выбирают упрощенный режим налогообложения, на котором не нужно выплачивать НДС, НДФЛ, налог на имущество. Вся налоговая нагрузка сводится к одному налогу:

Базу для обложения выбирает сам налогоплательщик. Если у вас ограниченные расходы, идеальным будет первый вариант. А если затраты составляют 60% от прибыли и более, лучше выбрать вторую систему налогообложения, поскольку на ней ИП сможет отнять от дохода все расходы, предусмотренные статьей 346.16 НК РФ.

Индивидуальные предприниматели на общем налогообложении уплачивают единый налог раз в год, а ежеквартально вносятся авансовые платежи. Плюс на упрощенке 6% можно уменьшать авансовые платежи и итоговый налог на сумму страховых взносов. И неважно за какой промежуток времени вы их внесли, главное, что в том же квартале, по которому рассчитывается пошлина.

Работодатели и ИП-одиночки уменьшают налог УСН по-разному:

  • Первые могут учитывать взносы за себя и за работников, но не вправе уменьшать налог более, чем вдвое;
  • Вторые уменьшают пошлину на сумму всех внесенных за себя взносов, вплоть до 0.

При базе доходы минус расходы учитывать взносы тоже можно, но их вносят в графу затрат.

Перейти на УСН могут не все. Запрещено применять упрощенную систему налогообложения ИП :

  • Со штатом 100 человек;
  • С годовым доходом от 60 млн.;
  • Плательщикам ЕСХН;
  • С запрещенным видом работ, это лица, практикующие игорный бизнес, добычу полезных ископаемых, производство подакцизных товаров;
  • Лица, имеющие филиалы.

К другим минусам УСН относятся:

  • Невозможность продажи товаров с НДС;
  • Обязательное наличие ККМ.

3. ЕНВД

Если ИП решит выбрать такую систему налогообложения, как ЕНВД, он будет оплачивать налог по ставке 15% не по полученному доходу, а по вмененному государством. Это некая цифра, которая по мнению законодателей является оптимальной для конкретного вида деятельности.

Формула для расчета : БД (базовая доходность, присвоенная государством для каждого вида работ) х К1 (коэффициент, устанавливаемый Правительством) х ФП (физический показатель, к примеру, площадь торгового зала) х К2 (коэффициент, определяемый региональной властью) х 15% (ставка) .

ЕНВД освобождает налогоплательщика от НДС, НДФЛ, налога на имущество. И главное - от установки ККМ. Можно уменьшать пошлину на страховые взносы по аналогичным с УСН правилам.

Полный бухгалтерский учет вести не обязательно. Но некоторые документы все-таки нужно заполнять:

  • Налоговую декларацию;
  • Учет физ. показателей;
  • Отчетность за работников;
  • Дополнительную отчетность.

Среди недостатков этой формы налогообложения выделяют:

  • Ограничение по видам работ - не смогут применить вмененку лица, занимающиеся оптовой торговлей, производством, строительством.
  • Отсутствие системы в некоторых регионах, информацию следует уточнять в местных органах. В Москве в 2019 она не действует.
  • Нельзя нанимать свыше 100 человек.
  • Налог нужно выплачивать даже при убытке.

4. ПСН

ПСН - самая понятная система налогообложения для ИП, поскольку заключается в уплате стоимости за патент. Полное отсутствие отчетности, выбор любого удобного срока (от 30 дней до года), работа без ККМ - все эти плюсы дают право назвать ее самой выгодной.

Ставка для ИП на патентной системе налогообложения в 2019 году - 6%, а за базу принимается некий идеальный размер прибыли, установленный местными властями. Реальный доход предприятия не имеет значения .

Это лучший вариант для предпринимателей с сезонным или временным бизнесом. Но примкнуть к налогоплательщикам на ПСН могут не все, список подходящих видов деятельности строго регламентирован. Он схож со списком для ЕНВД, только дополнен мелким производством, к примеру, хлебобулочных изделий, колбасных, молочной продукции, ковров, очков, носков, визиток, галстуков.

К тому же, численность работников на патенте не может превышать отметку в 15 человек, а прибыль - 60 млн. Р.

5. ЕСХН

ЕСХН - выгодный режим со ставкой 6%, но не от дохода, а от разницы доходов и расходов. Оплата производится всего раз в полугодие, а декларация сдается раз в год.

Единственный минус формы налогообложения для ИП в том, что применяется она только по отношению к производителям сельхозпродукции и лицам, занимающимся рыбоводством.

Выбираем лучший режим

Чтобы определиться, какую систему налогообложения выбрать для ИП, необходимо сделать серию индивидуальных расчетов налоговой нагрузки для всех возможных режимов. Рассмотрим, как сравнить виды налогообложения, на конкретном примере.

Предприниматель Хадоркин планирует открыть парикмахерскую в Красноярской области. Прогнозируемая прибыль в месяц - 777 000 рублей, в штате - 5 сотрудников, прогнозируемые расходы в месяц - 266 000 рублей, размер страховых взносов за работников - 34 000 р.

Рассчитаем предполагаемый налог на самых доступных льготных системах:

  • ПСН . Базовая доходность для этого региона и вида работ равна 3 554 799 р. БД/12 месяцев х 6% = 3 554 799/12 х 6% = 17 770 р. в месяц. Уменьшать эту сумму нельзя.
  • ЕНВД . К2 для парикмахерских в Красноярске - 0,99. БД - 7 500, К1 - 1,798, ФП - 5 (число работников). Пошлина за месяц = 0,99 х 7 500 х 1,798 х 5 х 15% = 10 012 р. Эту сумму можно уменьшить на взносы за штат, но не более, чем вдвое: 10 012 - 34 000 = 0. Значит к уплате = 10 012/2 = 5 006 р.
  • УСН доходы . Расходы фирмы не учитываются, вся прибыль подлежит обложению по ставке 6%. 777 000 х 6% = 46 620 р. Сумму можно уменьшить на выплаты в счет страхования, но не более, чем вдвое. Поэтому к уплате 46 620/2 = 23 310 р.
  • УСН доходы-расходы . А вот здесь расходы учитываются, и взносы заносятся в них же: (777 000 - 266 000 - 34 000) х 15% = 71 550 .

Вывод: ИП Хадоркину лучше остановить выбор на вмененном режиме налогообложения, поскольку его бизнес приносит большую прибыль и незатратен. Если бы расходы составляли больше 60% от прибыли, возможно самой выгодной системой оказалась бы УСН доходы за вычетом расходов. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.

Кроме размера налоговых платежей выбор вида налогообложения зависит от таких нюансов:

  • Наличия ограничений: численность штата, размер прибыли, вид деятельности;
  • Региональных особенностей: размер К2, БД для вмененки и патента, ставки на упрощенке);
  • Типа системы, которую применяют партнеры;
  • Надобности в экспорте и импорте;
  • Площади торгового зала для розничной торговли;
  • Площади зала обслуживания для общепита;
  • Количества транспортных средств для грузоперевозок;
  • Других показателей, фигурирующих в расчетах.

Список золотых правил для новичков в сфере бизнеса, которые помогут выбрать оптимальное налогообложение:

  • Сфера услуг . Для работы с физлицами можно выбрать вмененку, поскольку на ней не обязательно использовать ККМ. А для сотрудничества с юрлицами лучше отдать предпочтение упрощенке. И с теми, и с другими лицами - можно совместить два налогообложения.
  • Оптовая и розничная торговля с большой площадью помещения/зала . Выгодно использование УСНО с вычетом затрат.
  • Развозная и розничная торговля с малой площадью . Актуальнее применение вмененного налога или патента.
  • Для крупного производства хорошо использовать ОСНО, а для мелкого - упрощенный налог.

Как перейти на режимы

Правила перехода с одного типа налога на другой несколько отличаются:

  • Если вы изначально желаете регистрировать ИП на УСН, вам следует подать в ИФНС ходатайство №26.2-1 в тридцатидневный срок со дня получение свидетельства об открытии ИП. Если перейти - до 31 декабря, поскольку переход возможен только с начала нового периода. Переход с УСН посреди года также недопустим.
  • Чтобы перейти на вмененку, достаточно направить в ИФНС заявление по форме ЕНВД-1 в пятидневный срок после того, как начнете его применять. Через сутки вас уведомят о том, что вы начали работать по ЕНВД со дня начала его фактического применения. Для регистрации ИП на вмененном налоге подают тот же тип ходатайства в тридцатидневный срок со дня фактической регистрации.
  • Регистрироваться как плательщик ОСНО не нужно, на общее налогообложение ставят по умолчанию, если ИП не изъявит желание перейти на иную форму.
  • Для оформления патента нужно заполнить заявление 26.5-1 и отнести его в налоговую в десятидневный срок до начала работы.
И не забывайте, что после перевода на иное налогообложение вас не снимут с учета по предыдущему на автомате. Нужно подать в налоговую ходатайство о снятии с учета, иначе вы начнете совмещать 2 системы одновременно.

Налоги – это собираемые государством с граждан (так называемых физических лиц) и организаций (так называемых юридических лиц) денежные средства. Налоги – это основа наполнения доходной части бюджетов страны.

Уровень установления

В зависимости от размера части государства, на которой установлен сбор отдельного налога, и от типа бюджета, в который налогоплательщики передают собираемые средства, все налоги разделены на несколько видов:

Способ изъятия

Прямые – налоги, которые собираются с поступлений физического или юридического лица. К прямым налогам могут быть отнесены следующие: налог на прибыль (НПО) организаций, налог на доход физических лиц. Оплачивает прямой налог тот «агент» экономики, который получил доход.

Самый наглядный пример – налог на прибыль организаций. Когда компания занимается коммерцией, у неё возникают доходы (сумма выручки от продаж товаров, работ и услуг своим клиентам) и расходы (затраты, которые организация несёт для получения доходов). Разницу между этими суммами составляет прибыль организации. Чем прибыльнее организация, тем большую величину составляет сумма уплачиваемого налога.

Косвенные налоги находятся «внутри» цены товаров и услуг. Организация-продавец при продаже подсчитывает нужную сумму налога и перечисляет. Таким образом, платит налог продавец, но за счёт покупателя, который будет пользоваться этим товаром или услугой (поскольку покупатель оплатил товар или услугу, включая соответствующие налоги). Это ключевое отличие косвенного налога от прямого. В качестве примера – приобретая в продовольственном магазине бутылку вина, покупатель оплачивает:

  • стоимость самой продукции;
  • акциз на алкогольную продукцию;

Сумму уплачиваемого покупателем НДС при розничной покупке часто можно увидеть в кассовом чеке.

Субъект налогообложения

В зависимости от того, с кого государство взимает налог, можно выделить следующие группы :

  1. Налоги с юридических лиц государство получает с организаций, зарегистрированных в РФ, в том числе российские компании и представители иностранного капитала, представленные в экономике РФ (имеющие представительства и филиалы). Вышеупомянутый налог на прибыль, достаточно редкий налог на игорный бизнес и многие другие налоги включаются в эту группу.
  2. Налоги с физических лиц взимаются с отдельных граждан-налогоплательщиков. Налог этой группы может взиматься как с граждан РФ, так и с граждан других государств, получивших доходы на территории РФ. С физических лиц собираются налоги на доходы и на имущество.
  3. Смешанные налоги могут быть собраны со всех категорий налогоплательщиков. Например, НДС должен быть уплачен всеми потребителями товаров и услуг.

Стоит отметить особую категорию физических лиц – ИП или индивидуальные предприниматели. Человек, будучи физическим лицом, платит все налоги, предусмотренные для физических лиц. Но если он при этом занимается коммерческой деятельностью и зарегистрирован в положенном порядке, он также платит и другие налоги.

В зависимости от выбранной предпринимателем системы налогообложения (общей, упрощённой или специальных видов) это могут быть НДС, налог на прибыль, налог, взимаемый при упрощённой или патентной системах, и так далее.

По назначению налоги делятся на общие и целевые (специальные). Общие налоги собираются в бюджетах «в общий котёл» и используются по усмотрению органа, который распоряжается бюджетом. Целевые налоги используются на конкретную цель. Например, транспортный и земельный налоги могут собираться в соответствующие местные фонды и расходоваться целевым образом на ремонт дорог или развитие территорий.

Источник уплаты

По источнику уплаты налоги делятся на:

  1. Включаемые в себестоимость (товаров, работ или услуг) – налоги, которые относятся к издержкам на производство продукции или услуг. Примерами могут быть транспортный налог автобусного парка, платежи нефтяной компании за пользование недрами, а также взносы, относящиеся к заработной плате работников организации. Сумма уплачиваемых налогов такого типа никак не зависит от величины доходов, но часто зависит от суммы отдельных видов затрат.
  2. Включаемые в выручку – такие налоги, как налог на прибыль коммерческих организаций и налог на «упрощёнке» в варианте «доходы — расходы». Здесь есть зависимость как от полученных доходов, так и от фактических расходов организации.
  3. Налог от величины дохода – налог, который определяется только доходом налогоплательщика и на который никак не влияет величина расходов. В качестве примера – налог на доходы индивидуального предпринимателя на «упрощёнке» при объекте налогообложения «доходы».

Объект налогообложения


Методы исчисления

Налоги могут быть прогрессивные (если ставка налога растёт в процентах, когда растёт в рублях объект налогообложения) и регрессивные (ставка налога падает). Регрессивный налог является стимулирующим.

На сегодня пока нет в налоговой системе РФ примеров налогов первого типа, хотя регулярно обсуждается возможность введения прогрессивного метода и сложной шкалы для НДФЛ.

Практически все налоги в РФ являются пропорциональными (это означает, что ставка остаётся неизменной при изменении величины налогооблагаемого объекта), например:

  • для большинства товаров и услуг ставка НДС – 18% от суммы проданных товаров или оказанных услуг;
  • от прибыли организации государство возьмёт 20%;
  • практически любой доход физических лиц обложен по ставке 13%.

Также по методу исчисления выделяют твёрдые и ступенчатые налоги:

  1. Величина твёрдых налогов вообще не зависит от стоимости налогооблагаемого объекта или фактического дохода. Например, ставка такого налога, как транспортный, определяется мощностью (в лошадиных силах или киловаттах) транспортного средства и никак не зависит от его стоимости. К твёрдым налогам относятся также водный налог и многие виды акцизов.
  2. Ступенчатые налоги : ставка изменяется в зависимости от величины дохода. Примером ступенчатого налога может быть взнос в ФСС (Фонд социального страхования), уплачиваемый организацией и рассчитываемый от дохода работника организации (хотя это не совсем налог). Ставка взноса равна 2,9%, если общая сумма дохода работника не превысит определённой базы (на сегодняшний день – 718 тысяч рублей), при превышении базы налог не взимается. Таким образом, взнос в ФСС является регрессивным (при повышении дохода свыше указанной базы общий процент взимаемого взноса уменьшается). Введением максимальной базы налога государство стимулирует «обеление» зарплат – выплачивать большую заработную плату для организации становится выгоднее.

Кто считает взимаемую сумму

По способу обложения предметы данной статьи делятся на кадастровые (они же безналичные) и декларационные (налично-денежные). Кадастровые налоги рассчитываются самими налоговиками исходя из доступной информации о стоимости облагаемого объекта. Например, для физических лиц все налоги, связанные с имуществом, являются кадастровыми. В том числе:

  1. Транспортный налог (информацию о наличии у физических лиц в собственности автотранспорта налоговые инспекторы получают из ГИБДД).
  2. Налог на имущество , а также земельный налог (кадастровую стоимость недвижимости налоговая служба получает из базы данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и географии — Росреестра).

Налоговая служба ежегодно рассчитывает сумму налога и рассылает налогоплательщикам уведомления о необходимости уплатить кадастровые налоги. Напротив, декларационные налоги рассчитываются на основе данных, которые предоставлены самим налогоплательщиком. Например, если гражданин перепродаёт недавно купленную квартиру, то он обязан самостоятельно составить декларацию о доходах, выслать её налоговикам и уплатить соответствующую сумму налога.

По порядку зачисления в бюджет

Законодательством может быть предписан порядок уплаты одного и того же налога в бюджеты разных уровней (федеральный, местный, региональный – бывает, что налоги платятся во все три). Если такой порядок сохраняется надолго, то налог является закреплённым .

Если порядок регулярно пересматривается, то это регулирующий налог. Пример последнего – налог на фактическую прибыль компаний, порядок разнесения которого менялся неоднократно.

На сегодняшний день основная ставка составляет 20%, из которых 18% перечисляется в местные бюджеты и всего 2% — в федеральный. Пример закреплённого налога – транспортный, который перечисляемый всегда в местные бюджеты.

По порядку ведения

По порядку ведения налоги делятся на общеобязательные (собираемые по всей стране – акцизы, НПО и т.д.) и факультативные (вводимые отдельными регионами, в качестве примера — ЕНВД).

Кроме того, каждый регион вправе факультативно вводить льготы по некоторым налогам (например, по налогам для «упрощенцев»). Нельзя не упомянуть «Сколково» — на территории этого технопарка действует множество льгот для резидентов.

Штрафы и пенни за нарушение налогового законодательства

Важным условием жизнеспособности государственной экономики является обязательная и своевременная оплата всеми налогоплательщиками начисленных налогов. При просрочке оплаты и тем более при уклонении от оплаты налоговая служба может предъявлять недобросовестным налогоплательщикам штрафы и пени.

Например, пеня за просрочку уплаты НДС организацией составляет 1/300 от ставки ЦБ за каждый календарный день просрочки (это порядка 12% годовых). Если налогоплательщик уклоняется от уплаты налога, налоговая инспекция может выставить штраф от 20 до 40% от суммы не уплаченного вовремя налога.

При создании бизнеса или развитии существующего дела важным моментом, который касается собственников, считается выбор системы налогообложения. Цель любой коммерческой деятельности – извлечение прибыли в максимальном размере и уплата налогов не должна препятствовать этому. Сегодня в России используется пять режимов налогообложения, поэтому перед выбором оптимального для себя важно ознакомиться с каждым из них.

Что такое вид налогообложения

Согласно законодательству физические и юридические лица обязаны уплачивать налоги. Если говорить о налоговой системе, то это совокупность сборов, пошлин и налогов, которые взимаются на территории определенного государства в соответствии с действующим Налоговым кодексом. Сюда также относят правила и нормы, которые определяют права и ответственность сторон, являющихся участниками налоговых правоотношений. Состав налогов и сборов российской системы налогообложения состоит из двух взаимосвязанных подсистем: прямое и косвенное.

Назначается налог исключительно в случае, когда обозначены налогоплательщики и элементы налогообложения. Об этом говориться в ст. 17 НК РФ. К последним причисляют:

  • Объект налогообложения. Сюда относят доход, прибыль, имущество, капитал, собственность – одним словом все, с чего уплачивается налог.
  • Налоговая база. Устанавливается для каждого налога в соответствие с НК РФ. Является характеристикой (стоимостной, физической и пр.) объекта налогообложения.
  • Налоговый период. Временной период, по истечении которого определяется налоговая база и рассчитывается сумма налога для уплаты.
  • Налоговая ставка. Размер налоговых начислений с единицы обложения (налоговой базы).
  • Порядок исчисления налога. Согласно НК РФ налогоплательщик исчисляет подлежащую уплате сумму самостоятельно. Для этого учитывается налоговая база, ставки и льготы. В некоторых ситуациях, которые определены законодательно, начислением занимается налоговый орган либо агент.
  • Сроки и порядок уплаты налога. В зависимости от норм, установленных НК РФ, уплата взносов происходит разово или частями безналичным путем или наличными денежными средствами в определенные для этого сроки.

Согласно отечественному законодательству все налоги подразделяют на федеральные, региональные и местные. Вне зависимости от того к какому виду деятельности относится бизнес, его руководство или основатель должны определиться с налоговым режимом. В настоящее время используются следующие виды налогообложения в России:

  • ОСН – общая система налогообложения.
  • УСН – упрощенная система налогообложения.
  • ЕНВД – вмененная система налогообложения или единый налог на вмененный доход.
  • ПАТЕНТ – патентная система налогообложения.
  • ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог.

Общая система

Используется режим на территории России как основной и к нему не применяются никакие ограничения по видам деятельности. Это означает, что если собственник не заявил о желании работать по льготной системе, он автоматически использует ОСН или ОСНО – так сокращенно называют данную систему. Этот вид применяется, когда налогоплательщик перестал удовлетворять требованиям льготных режимов. Организации вправе совмещать такие виды налогообложения, как ОСНО с ЕНВД, а индивидуальные предприниматели вправе работать одновременно в трех режимах – ОСН, ПСН, ЕНВД.

Система используется большинством крупных и средних организаций и предприятий, поэтому считается самой распространенной. Для представителей малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей режим выгоден лишь в тех случаях, когда большинство контрагентов являются плательщиками НДС или бизнес связан с импортом товаров. При ОСНО уплачиваются все виды налоговых сборов:

  • на прибыль – 20% (исключение составляют лишь некоторые льготные категории налогоплательщиков);
  • НДС, который в зависимости от сферы деятельности организации составляет 0%, 10% или 18%;
  • на имущество – до 2,2%.

Для частных предпринимателей ОСНО считается самым невыгодным видом, поскольку при его использовании необходимо вести бухгалтерский учет, сдавать отчетность и уплачивать все налоги. Перейти на любой из льготных режимов с ОСНО ИП может, написав заявление в Налоговую инспекцию до 31 декабря. Новый режим будет действовать с 1 января. При использовании ОСНО частниками уплачиваются такие налоги:

  • на доходы физлиц – 13–30% (исходя из того, является резидентом РФ или нет);
  • НДС – 0%, 10% или 18 %;
  • имущественный – до 2%.

В зависимости от уплачиваемого предприятием или индивидуальным предпринимателем налога объектом налогообложения по ОСНО будет считаться:

  • прибыль – разница между доходами и расходами (для налога на прибыль);
  • доход, полученный при реализации товаров, работ или услуг (для НДС);
  • доход, полученный физическим лицом (для НДФЛ);
  • недвижимое имущество (для налога на имущество физических и юридических лиц);
  • движимое имущество (для юрлиц на объекты, поставленные на баланс до 2013 года).

Если говорить о налоговом периоде, то он равняется календарному году, за исключением НДС, который уплачивается ежеквартально. Что касается налоговой базы, то здесь тоже все зависит от вида налогообложения:

Упрощенная система

Для большинства предпринимателей, которые только начинают собственное дело, рекомендуется использование упрощенной системы налогообложения (далее – УСН). Она отлично подойдет для ИП, а перейти на льготный режим можно сразу после регистрации бизнеса. УСН состоит из двух разных вариантов, отличающихся между собой налоговой ставкой, базой и порядком расчета налогов:

Вариант налогообложения

УСН доходы

Денежное выражение доходов

УСН доходы минус расходы

Денежное выражение доходов за минусом расходов

Доходы за минусом расходов

Отличительная особенность УСН – небольшая налоговая нагрузка и простота ведения учета, для которого применяется «Книга учета доходов и расходов» (далее – КУДиР). Для юридических лиц необходимо вести дополнительно бухгалтерский учет. Отчетность по упрощенному режиму налогообложения заключается в подаче декларации. Юридические лица делают это до 31 марта, а ИП – до 30 апреля.

По упрощенке налоговый период равен одному календарному году, но в дополнение к этому существуют отчетные периоды. Это первый квартал, полугодие, 9 месяцев. По его итогам сдавать Декларацию нет необходимости, но вот существует потребность в расчете и уплате авансовых платежей, которые основываются на данных из КУДиР. Все произведенные выплаты впоследствии будут учтены при уплате ежегодного единого налога.

Единый налог

Плательщиками вмененки – такое название единого налога на вмененный доход прижилось в народе – могут являться те организации и частные предприниматели, работа которых связана с определенными видами деятельности. Полный перечень приведен в статье 346.26 НК РФ, но среди основных стоит выделить розничную торговлю, бытовые услуги, грузовые и пассажироперевозки. Власти на местах самостоятельно определяют, какие виды деятельности подпадают под льготный режим.

ЕНВД является добровольным, но перейти на него могут не все. Ограничениями выступают:

  • владелец имеет долю участия в других организациях более 25%;
  • численность сотрудников в предыдущем календарном году превысило 100 человек включительно;
  • налогоплательщик согласно уведомлению числится в муниципальном образовании крупнейшим;
  • деятельность осуществляется в рамках договора доверительного управления имуществом или договора простого товарищества;
  • площадь залов, отданных под розничную торговлю, превышает 150 кв. м;
  • количество транспортных средств свыше 20 при осуществлении деятельности, связанной с перевозками;
  • налогоплательщик уплачивает единый сельскохозяйственный налог.

Вмененка имеет отличительные особенности от других режимов:

  • ставка, по которой уплачивается налог, фиксированная и составляет 15%;
  • период – квартал;
  • база – денежная величина вмененного дохода;
  • объект – вмененный доход налогоплательщика.

Единый сельскохозяйственный налог

Перейти на уплату ЕСХН можно как с момента образования предприятия, так и непосредственно с другого режима, подав соответствующее заявление в Налоговую инспекцию. Применять этот вид вправе только производители, переработчики и реализаторы собственной сельскохозяйственной продукции, если доля от этой деятельности в общем доходе не опускается ниже 70%. Сюда относят и некоторые рыбохозяйства. Не вправе использовать ЕСХН производители подакцизных товаров, например, табака.

При несоблюдении пропорций предприятию придется уйти со льготного режима, но сделать это можно только по итогам календарного года – налогового периода, действующего в отношении ЕСХН. Льготный режим привлекает производителей сельхозпродукции тем, что в отношении их применяется пониженная ставка – всего 6%, причем рассчитывается она от налоговой базы, которой являются денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Патентная система

Основная суть системы заключается в получении специального документа. Им является патент, выдаваемый сроком от 1 месяца до года. Режим не имеет процедуры ведения учета и предоставления отчетности. Связано это с тем, что расчет ПСН и его уплата производится непосредственно при получении патента. Размер налога составляет 6% от объекта налогообложения, которым принято считать потенциально возможный к получению доход (далее – ПВПД).

Преимуществом такого способа уплаты является то, что можно выбрать период, необходимый для апробации прибыльности ведения бизнеса в конкретном регионе. Не возбраняется получение одновременно нескольких патентов по разным видам деятельности в любых регионах. Воспользоваться возможностью выбора могут только индивидуальные предприниматели. На юрлиц ПСН не распространяется.

Особенности льготных видов налогообложения

Российское налоговое законодательство – сложная система, но основной ее целью является гибкость, т. е. предоставление возможности каждому налогоплательщику определить для себя оптимальные виды и порядок налогообложения. У каждого режима есть как свои плюсы, так и минусы, а перед тем как остановить свой выбор на одном из них (или нескольких), необходимо обратить внимание на ряд критериев:

  • вид деятельности, которой планируется заниматься;
  • организационно-правовая форма – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
  • штатное количество работников;
  • величина дохода;
  • стоимость основных средств, находящихся на балансе предприятия;
  • региональные особенности ведения бизнеса и налогообложения;
  • регулярность получения прибыли;
  • порядок уплаты страховых взносов;
  • направление деятельности (экспорт или импорт);
  • возможность применения льготной налоговой ставки;
  • кто будет являться основным потребителем (клиентом);
  • возможность правильного подтверждения понесенных расходов в документальном виде.

Виды деятельности ООО или ИП

Если бизнес устойчиво стоит на ногах, приносит прибыль, а на предприятии трудится большое количество человек, можно спокойно работать по ОСНО. Для начинающих и небольших предприятий или индивидуальных предпринимателей лучше начать с какого-нибудь льготного режима. Виды налогообложения для ООО и ИП имеют ограничения:

  • УСН. Использовать режим не могут (точный перечень содержит ст. 346.12 (3) НК РФ):
  1. банковские и микрофинансовые организации;
  2. инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды;
  3. организации, занимающиеся страховой деятельностью;
  4. ломбарды;
  5. оценочные организации;
  6. при производстве подакцизных товаров;
  7. при добыче и реализации полезных ископаемых (за исключением общераспространенных – песок, щебень и т. д.);
  8. иностранные организации;
  9. казенные и бюджетные учреждения;
  10. организации игрового бизнеса;
  11. применяющие ЕСХН;
  12. при численности работников от 100 человек.
  • ЕСХН. Применять льготный режим налогообложения имеют право лишь некоторые категории налогоплательщиков:
    1. индивидуальные предприниматели и организации, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, но при условии, что доля от реализации произведенной ими с/х продукции в общем объеме поступлений составляет не менее 70%;
    2. сбытовые, перерабатывающие, огороднические, садоводческие, животноводческие сельхозкооперативы, где размер дохода от реализации сельхозпродукции собственного производства или от выполнения работ либо услуг для членов таких кооперативов составляет не менее 70% от общего объема дохода;
    3. некоторые рыбохозяйственные организации и ИП.
  • ЕНВД. В п.2 346.26 НК РФ указан полный список видов деятельности для использования ЕНВД, но власти на местах вправе сокращать этот перечень. Из основных здесь числятся:
  1. розничная торговля;
  2. услуги автостоянок;
  3. ветеринария;
  4. автомобильные перевозки;
  5. бытовые услуги;
  6. общепит;
  7. ремонт и техобслуживание транспортных средств и пр.
  • ПСН. Сюда относят несколько десятков видов деятельности, среди которых присутствуют: парикмахерские и косметические услуги, ремонт и пошив одежды, фотоуслуги, ремонт жилья и пр. Власти на местах могут дополнять список другими видами, которые есть в ОКУН.

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных .

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены и . В России действует трехуровневая налоговая система , состоящая из , и , что соответствует мировому опыту федеративных государств.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи , сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения :

  • принцип справедливости , который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I , третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Критерии качества налоговой системы:
  • сбалансированность . Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.
Основные тенденции развития налоговой системы:
  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков;
  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
  • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств . Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

  • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
  • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Принципы налогообложения в РФ

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги подразделяются на следующие виды:

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также , определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый федерализм

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:
  • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
  • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
  • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
  • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

  • Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная — устанавливаются в пределах лимита (например, налог на прибыль: на федеральном уровне — 2%, на региональном — до 18%, но не ниже 13,5%).
  • Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).
  • Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.
  • Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма. Способы разграничения и распределения налогов различны.
Распределение налогов между уровнями бюджетной системы Таблица 3

Вид налога

Определение

управление

Комментарии

Налоговой базы

Налоговой ставки

Налог на прибыль

Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент

Налог на доход физических лиц

Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база

Многоуровневый налог с продаж (НДС)

Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах

Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов

Налог на недвижимость

Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод

Распределение налогов между уровнями бюджетной системы в РФ в 2008 году Таблица 4

По объекту налогообложения налоги делятся на:

  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • налоги на потребление;
  • налоги на капитал.

По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

  • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
  • налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).
Следующая классификация налогов — по способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:
  • по способу уплаты;
  • по способу взимания;
  • по экономическому признаку.

Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.

Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.

Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:
  • Э — коэффициент эластичности;
  • X начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • X 1 — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.);
  • Y 1 — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

Основные термины налогообложения

Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
  • налоговая база (ст. 53 НК РФ);
  • налоговый период (ст. 55 НК РФ);
  • налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
  • порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
  • порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:

  • пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;
  • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
  • предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
  • в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;
  • другие права.

Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • вести бухгалтерский учет;
  • составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;
  • предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
  • известить о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • предупредить об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
  • выполнять другие обязанности.

Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)

Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).

Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в или . Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

    Преобладание прямых налогов

    Незначительная доля косвенных налогов

    Преобладание налогооблажения физ.лиц

    Евроконтинентальная(Германия,Нидерланды,Франция,Австрия,Бельгия)

    Высокая доля отчислений на соц.страхование

    Преобладание косвенных налогов

    Незначит. доля прямых налогов

    Латиноамериканская(Чили,Боливия,Перу)

    Обеспечивает сбор налогов в условиях инфляционной экономики

    Преобладание косвенного налогооблажения

    Незначит. уровень прямых налогов

    Смешанная(Россия и многие др.страны)

    Сочетает черты разных моделей

    Позволяет избежать зависимости бюджета от отд. вида или группы налогов

    Вводится для диверсификации структуры доходов

24. Элементы налогообложения.

Существенные - элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными

Факультативные - их отсутствие не влияет на степень определенности налогового обязательства(например: налоговые льготы)

Существенные:

    субъект налога -лицо,на кот. лежит обязанность по уплате налога

    объект -действия/события,кот. обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.

    нал.база -стоимостная,физ. или иная характеристика объекта налогооблажения.

    Нал.ставка – размер налога,установленный на единицу измерения нал.базы

    Нал.период – календ. год или иной период времени применительно к отд.налогам, по окончании кот. опред-ся нал.база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате

    порядок исчисления - определяет лицо, обязанное исчислить налог(налогоплательщик, нал. агент, нал. органы), а также метод исчисления налога(некумулятивный/кумулятивный, т.е нарастающим итогом)

    срок уплаты - календ.дата, истечение времени со дня события или конкретное событие, кот. обуславливает обязанность уплаты налога

    порядок уплаты - приемы и способы внесения налогоплательщиком/нал.агентом суммы налога в бюджет

25. Классификации налогов.

    Субъект налога

    Налоги физ.лиц

  • Налоги с физ. и юр.лиц

    Вид ставки

    Твердые/специфические (устанавливаются в фиксированном размере на кажд.ед.налогооблажения)

    %/адвалорные (устан. в % к единице налогооблаж.)

    Комбинированные (сочетают твердую и % ставки)

    Объекты

    Реализация товаров,работ,усоуг

  • Имущество

    Метод обложения-порядок изменения ставки налога в зависимости от роста нал.базы

    Равные (для каждого налогоплат. устан.= суммы налога)

    Пропорциональные

    Прогрессивные (с ростом нал.базы растет ставка налога)

    Регрессивные (с ростом нал.базы уменьшается ставка)

    Периодичность

    Разовые (уплата связана с бессистемным случ. событием)-покупка недвижимости

    Регулярные (взимаются с опред. периодичностью в течение всего времени владения им-ом)

    Бюджетное назначение

    Общие (непредназначены для финансир. конкр. расхода)

    Целевые (для финансир. конкр. расхода бюджета)

    Возможность переложения

    Косвенные - кот. вкл. в цену тов(работ,услуг) в виде надбавки, увеличивающей её и уплачиваются потребителем тов(работ,услуг) в их цене

    Прямые – взимаются непосредственно из доходов налогоплательщика

    Личные - учитывают платежеспособность налогоплательщика

    Доходы физ.лиц

    Реальные -не уч. фин. положение налогоплат., уровень доходности объекта налогооблаж.

    По способу уплаты

    Удержания - обязанность по исчислению налога возложена на 3-е лицо,кот. в силу Закона обязано выступить нал.агентом

    Начисления – уплата налога на основе нал. декларации-офиц.заявления о своих нал.обязательствах

    Кадастровый – налогооблаж. им-ва производится на основе внешних признаков, его предполагаемой доходности, а момент уплаты налога не связан с моментом получения дохода

    Принадлежность к уровню управления и власти

    Региональные

    Транспортный

    Налог на им-во орг

    На игорный бизнес

    Федеральные

  • На доходы физ.лиц

    На прибыль орг

    На добычу пол.иск

  • Сбор за прво пользования объектами животного мира и водными биолог.ресурсами

    Гос.пошлина

    Земельный

    На им-во физ.лиц

    Торговый сбор

Новое на сайте

>

Самое популярное