Домой Банки Особенности экономического развития стран юго-восточной азии. Население и природные ресурсы

Особенности экономического развития стран юго-восточной азии. Население и природные ресурсы

Азиатский регион является самым динамичным в мире. Наибо­лее впечатляющие показатели роста отмечены в Восточной Азии. Если в последние пять лет среднегодовые темпы роста ВВП в мире составляли 2,8 %, то в этом регионе - 8,4 %. В итоге, доля Азии, в ВВП мира увеличилась с 16 % в 1950 г. до 25,7 % в 2005 году.

В современной Азии представлены все оттенки уровней соци­ально-экономического развития стран мира. Из 42 государств регио­на к группе развитых принадлежат 6: Япония, Израиль, Южная Ко­рея, Тайвань, Сингапур, а также Гонконг, вошедший в 1999 г. в состав КНР. Эти страны отличаются высоким уровнем доходов на душу населения (в Японии -39 тыс. долл. в год, в остальных - около 25 тыс. долл.), низкой социальной дифференциацией и высокими показателями человеческого развития. В этих странах достигнута практически 100 - процентная грамотность, до 40 % населения име­ют высшее и среднее специальное образование. О качестве жизни и уровне развития здравоохранения свидетельствует средняя продол­жительность жизни. В Японии она самая высокая в мире - 81 год (85 лет - у женщин и 79 лет - у мужчин), в остальных странах этой группы - 77-78 лет. По индексу развития человеческого потенциала все эти страны входят в число 30 лучших на планете.

Остальные страны региона относятся к числу развивающихся. Однако эти страны тоже очень неоднородна по уровню экономичес­кого развития. Их условно можно разделить на 3 группы. Во-пер­вых, это верхняя группа, к которой относятся самые богатые из развивающихся стран Азии: страны-экспортеры нефти (Объединен­ные Арабские Эмираты, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия), так на­зываемые новые индустриальные страны (НИС) Юго-Восточной Азии - Таиланд и Малайзия. Доходы на душу населения в этих стра­нах приближаются или такие же, как в группе развитых (выше 10 тыс. долл., а в странах ОПЕК - 20-24 тыс. долл. в год). Однако в структуре производства и экспорта стран ОПЕК, например, преобладает 1 про­дукт - нефть. В структуре ВВП НИС промышленность хотя и зани­мает около 40 %, это, в основном, материалоемкие и трудоемкие от­расли - металлургия, химия, машиностроение, электроника, легкая, текстильная промышленность. Сфера услуг развита недостаточна (до 40 % ВВП). На долю сельского хозяйства приходится около 10 % ВВП, а доля занятого в нем населения достигает в НИС 30 %. Все это не позволяет отнести страны этой группы к числу развитых, хотя по индексу развития человеческого потенциала они находятся в пер­вой половине рейтинговой таблицы ООН.

Вторая группа-промежуточная, которая объединяет развивающи­еся страны со средним уровнем развития. В эту группу входят, в част­ности, Китай, Индонезия и Филиппины, Иран, Турция и др. Средне­душевой уровень доходов в этой группе - от 3 до 10 тыс долл. в год. Здесь приоритет получило промышленное развитие, а основу эко­номики большинства государств составляют добывающие и экспор-тоориентированные отрасли национального хозяйства.

Наконец, третью - нижнюю группу развивающихся стран Азии образуют достаточно слаборазвитые и наименее развитые страны с ве­личиной ВВП на душу населения ниже 1 тыс. долл. в год. Данные государства можно назвать «классическими» развивающимися стра­нами со всеми отсюда вытекающими последствиями низкого соци­ально-экономического уровня развития. Эта группа - самая много­численная, насчитывает 25 стран. Сюда относятся, в частности, стра­ны Южной Азии (Мьянма, Непал, Бангладеш, Афганистан), Бутан,

Йемен. Наименее развитые страны бедны полезными ископаемыми, у некоторых из них нет выхода к морю, отсутствует транспортная, фи­нансовая и социальная инфраструктура. Здесь наблюдается неконтро­лируемая демографическая ситуация, происходит чрезвычайно быст­рый прирост населения. Основой экономики данных государств явля­ется отсталый аграрный сектор, на долю которого приходится до 40 % ВВП. Наименее развитые страны очень слабо интегрированы в систе­му мирохозяйственных связей, отличаются политической нестабиль­ностью и периодически возникающими здесь гражданскими войнами.

К странам нижней группы по формальным критериям относят­ся и такие государства, как Индия и Пакистан, хотя обе страны обла­дают высоким научным потенциалом, полезными ископаемыми, имеют развитую промышленную базу и уже в состоянии сами про­изводить ядерное оружие и его носители. Однако низкий уровень грамотности подавляющего большинства населения, высокий при­рост населения при низких среднедушевых показателях ВВП пока не позволяют данным странам выйти за пределы низшей группы развивающихся стран.

Главная особенность социально-экономической структуры стран современной зарубежной Азии заключается в их многоукладное™. Наряду с сохранившимися здесь родоплеменными и феодальными отношениями развиваются рыночные отношения.

В регионе быстрыми темпами растет промышленное произ­водство. Среди развивающихся регионов Азия доминирует в облас­ти производства готовой продукции. На долю региона приходится свыше 55 % промышленного производства мира, почти половина мировой торговли. Здесь производится 67 % автомобилей, 77 % те­левизоров и радиоприемников, 50 % алюминия, 54 % стали, 66 % судов и синтетических волокон. В регионе сосредоточено более 40 % мировой торговли текстилем и готовой одеждой.

Масштабами экономики, быстрым ростом промышленного про­изводства выделяются такие страны как Япония, КНР, Индия, Рес­публика Корея, Тайвань, Сингапур, НИС Юго-Восточной Азии.

Япония является второй (после США) экономикой мира. Стра­на вступила в фазу «постиндустриального развития», решающую роль здесь играют новые и новейшие отрасли промышленности, базирующиеся на передовых технологиях: 1) производство средств связи и информатики; 2) производство новых композитных материа­лов; 3) биотехнология. Япония занимает первое место в мире по про­изводству металлорежущих станков, промышленных роботов (около 70 % мирового), автомобилей, фотоаппаратуры и другой продукции, по вьгплавке стали уступает лишь КНР, В течение более полувека за­нимала первое место по производству судов, лишь в 2000 г. уступила Республике Корее и занимает теперь вторую позицию по их выпуску.

Экономика Китая стала одной из самых быстро развивающихся в мире. КНР является единственной страной, которой удается удержи­вать на протяжении 15 лет темпы роста ВВП на уровне 8-9 % в год. По многим объемным, количественным показателям Китай вышел на пер­вое место в мире (выплавка чугуна и стали, производство электроэнер­гии, общий объем промышленного и сельскохозяйственного производ­ства, производство зерна, риса, мяса и др.). Здесь созданы и быстро развиваются новейшие отрасли - электроника, аэрокосмическая, ин­формационная. Страна претендует на роль второй супердержавы мира.

Промышленный потенциал Индии уступает японскому или китайскому примерно в 10 раз. Доли индустрии и сельского хозяй­ства в ВВП Индии одинаковы (по 30 %), а по занятости сельское хозяйство и сейчас доминирует (70 %). Среднегодовые темпы эко­номического роста в последнее десятилетие превышают 6 %. Ин­дия входит в первую десятку стран по добыче угля, железной руды. Страна обладает высоким научным потенциалом, производит ядер­ное оружие, имеет развитую промышленную базу. Она находится среди первых десяти стран по производству электроэнергии, выплав­ке стали, развитию основных отраслей машиностроения. Однако по производству ВВП надушу населения (720 долл. в год, или 3 400 долл. по ППС), а также качеству жизни (102 место по ИРЧП) Индия отно­сится к числу наименее развитых стран на планете (продолжитель­ность жизни - 63 года). Основные причины - социально-экономичес­кая отсталость (касты), огромная численность населения (1,1 млрд чел.), которое ежегодно прирастает на 20 млн чел. (рост 2 % в год), низкий уровень грамотности (41 % населения - неграмотны).

К числу одной из самых динамичных экономик мира принадле­жит Южная Корея. По объему ВВП (немного меньше 1 трлн долл. по ППС) республика занимает 11 место в мире. При этом динамизм (5 % в год) и качественные характеристики южнокорейской эконо­мики (4 % ВВП страны производит сельское хозяйство, 41 %-промышленность, 55 %- услуги) позволяют отнести ее к числу стран, оказывающих заметное влияние не только на региональные, но и гло­бальные процессы. Южная Корея занимает заметное место среди ведущих мировых производителей электроники, информационных технологий, телекоммуникаций, автомобилей, морских судов. Из 500 крупнейших ТНК - 12 южнокорейских. Республика Корея за пол­века прошла путь от слаборазвитой, аграрной страны через статус новой индустриальной экономики (одна из стран-драконов) к при­знанию ее развитой страной (официально оформлено вступлением Кореи в ОЭСР в 1996 г.).

Растущая экономическая роль стран Азии выражается не только в показателях роста промышленного производства и активного учас­тия в международной торговле, но также в прямых иностранных капи­таловложениях в совместные предприятия, которые стали для большин­ства стран Азии важным источником капиталовложений, механизмом организации производства, передачи технологии, решения финансовых вопросов и др. Это ускорило процесс индустриализации и повышения конкурентоспособности экономик стран Азии на мировом рынке.

Для многих стран Азии, по-прежнему, ведущей отраслью эко­номики является сельское хозяйство, в котором занято подавляю­щее большинство населения. В 2003 г. азиатские страны (без СНГ) произвели более 53 % мировой сельскохозяйственной продукции, в том числе Китай 24 % (1-е место в мире), Индия - 11 %, Индонезия -около 4 %. Кроме перечисленных выше стран высока роль сельс­кого хозяйства в экономике Багладеш, Турции, Сирии, Шри-Лан­ки, Филиппин, Афганистана и др.

Отправить другу

В последние годы проявлялся огромный интерес к социально-экономическому развитию стран Восточной Азии. Экономические успехи этих стран во второй половине прошлого века не имели аналогов в истории. Успехи поствоенной Японии, затем «четырех тигров», Гонконга, Сингапура, Южной Кореи и Тайваня, а также таких стран как Индонезия, Малайзия и Таиланд превратили Восточную Азию в один из главных локомотивов глобального экономического роста.

Экономические достижения стран открыли дорогу к успехам в других областях развития, прежде всего, в сфере социального обеспечения. Сфера социальной политики стран Восточной Азии начала привлекать внимание мирового сообщества начиная с 80-х годов прошлого века. Несомненным преимуществом во внутреннем развитии стран региона было социальное единство, повлекшее за собой бурное экономическое развитие, которое, в свою очередь, заложило благоприятную почву для проведения рациональной социальной политики. Наряду с достижением высоких темпов экономического роста, страны Восточной Азии поддерживали сравнительно низкий уровень налогообложения и государственных расходов. Кроме этого, странам региона удавалось сохранять внутреннюю социально-политическую стабильность.

Благодаря этим факторам так называемые «восточные тигры» смогли добиться ощутимых результатов в сфере социального развития. Однако интерес к опыту Восточной Азии был обусловлен не только его успешностью, но и конкретными глобальными трендами того времени. Напомним, что уже в 70-х годах прошлого столетия социальная политика во многих западных странах «всеобщего благосостояния» начала подвергаться критике в связи со своей несостоятельностью. Фискальный кризис во многих западных странах, последовавший после глобального нефтяного шока 1970-х, открыл дорогу тем, кто выступал против государственного патернализма в социальной сфере и призывал к возврату к свободной конкуренции. Подобные голоса зазвучали впервые в Великобритании и США и перекинулись на остальной западный мир. И именно в этот момент многие на Западе открыли для себя Восточную Азию, которая могла бы служить образцом политики «laissez faire». С другой стороны, многих интересовал культурный или же цивилизационный аспект социальной политики стран региона. Так, в центре внимания оказались азиатские ценности, прежде всего, конфуцианство.

Несмотря на огромный интерес к опыту стран Восточной Азии в сфере социальной политики, на концептуально-теоретическом уровне по сей день не завершена работа по формированию единой модели социальной политики стран региона. Многие эксперты в этой области согласны в том, что опыт стран Восточной Азии представляет собой единую концептуальную категорию, в рамках которой интегрированы схожие элементы. Исходя из этой предпосылки, можно отследить общие характеристики и особенности восточноазиатской модели. Вместе с тем необходимо отметить, что по сей день не существует консенсуса по таким вопросам, как: что именно представляет собой восточноазиатская модель, или же какие основные атрибуты обусловливают ee особенность.

Первые попытки концептуализации восточноазиатской модели были сделаны с опорой на уже отмеченный культурный фактор. В рамках данного направления конфуцианство рассматривалось в качестве ведущей интегрирующей основы. Предполагалось, что конфуцианство представляет собой специфическую идеологию развития, под влиянием которой формируются принципы социальной политики в странах региона.

Другим направлением является так называемый «эволюционный подход», который исходил из анализа общей политэкономии стран Восточной . По мнению данной группы ученых, социальная политика стран региона была подчинена задачам общего экономического развития. То есть социальная политика, по сути, являлась инструментом в поддержании высоких темпов экономического роста. К примеру, низкий уровень налогообложения и зарплаты, относительно длинные рабочие дни должны были гарантировать низкие издержки производства, что, в свою очередь, стимулировало быстрое развитие экспортно-ориентированных экономик стран региона. Исходя из этого, в отношении социальной политики стран региона была предложена концепция «неохотного социального обеспечения».

Руководство стран региона сформировало свое представление о социальной политике в период начала индустриализации региона. Для поддержания высоких темпов экономического роста элиты стран Восточной Азии неохотно, но шли на развитие социальной сферы. На начальном этапе задача обеспечения «социальных прав» граждан рассматривалась в контексте стимуляции их экономического участия и увеличения государственных расходов в таких сферах, как образование, здравоохранение и жилье. С другой стороны, правительства стран региона, в особенности тех, которые стали на демократический путь развития: Япония, Южная Корея, Тайвань стремились успокоить профсоюзы и ограничить их влияние на внутреннее развитие стран посредством расширения социального обеспечения.

Все это должно было гарантировать социальную стабильность, которая являлась гарантом поступательного экономического развития. Таким образом, приоритет экономического развития и индустриализации обусловил необходимость инвестирования в социальную сферу, которая должна была поддерживать экономические начинания правительств стран региона. Именно этот фактор стал объединяющим и интегрирующим элементом восточноазиатской модели социальной политики. Исходя из этих соображений были предложены следующие моменты в качестве общих характеристик социальных политик стран Восточной Азии: минимальный уровень госрасходов, относительно гибкий рынок труда, точечное развитие социального обеспечения с прицелом на определенные группы социума.

Иан Холлидэй, известный эксперт в сфере анализа социальной политики Восточной Азии, также предложил модель «продуктивистских» стран всеобщего благосостояния, где социальная политика подчинена экономической политике. Основной посыл модели схож с «эволюционным подходом» и предполагает, что социальная политика осуществляется исходя из задач стимуляции экономического роста, поддержания социальной стабильности, развития человеческого капитала. Именно этому ученому приписывают разработку полноценной аналитической модели, которая концептуально обобщает опыт стран Восточной Азии. Уникальность модели заключается в том, что она основывалась не на анализе институционального режима стран, в рамках которого осуществлялась социальная политика, а на анализе ее задач и позитивных результатов.

Следующий подход был также основан на анализе общего политического развития стран региона. Кристиан Аспалтер, другой известный эксперт в этой сфере, предложил гипотезу, согласно которой доминирование консервативных партий в странах региона являлось основной причиной формирования уникальной восточноазиатской модели. В Японии, Южной Корее, Тайване, Сингапуре и в Гонконге консервативные партии, которые на протяжении долгих лет находились у власти, осуществляли схожую социальную политику. В этом контексте анализируется другой важный фактор: демократическая конкуренция между партиями. Для завоевания поддержки электората и растущего количества общественных организаций руководящим партиям было необходимо расширять социальное обеспечение населения.

Однако основной вызов в формировании общей восточноазиатской модели заключается в высокой гетерогенности региона. Несмотря на то что зачастую страны приписываются к одной культурно-цивилизационной единице, они разделены по многим линиям: культурным, религиозным, уровню развития и т.д. К примеру, некоторые ученые предлагают поделить Восточную Азию на южную - страны АСЕАН и северную - Япония, Южная Корея, Тайвань, КНР и исходя уже из этого обобщать опыт стран региона в развитии социальной политики.

В связи с этими трудностями представляется необходимым проведение более углубленного анализа основных моментов социальных политик стран региона, с фокусом на объединяющие и разъединяющие факторы общей модели Восточной Азии.

На момент начала «экономического чуда» в Восточной Азии страны региона, за исключением Японии поддерживали низкий уровень зарплаты и налогообложения во внутреннем развитии, а также не имели сформировавшихся демократических институтов. Несмотря на это в регионе сохранялась социальная стабильность, даже в период разгара Азиатского кризиса в 1997 году. С середины 80-х годов прошлого века страны региона начали активно развивать свою социальную сферу.

Исторически истоки социальной политики стран региона уходит корнями в начало прошлого столетия, но ее основные элементы были заложены во второй половине XX века, в период получения независимости многими странами Восточной Азии. Восточноазиатская модель социальной политики прошла несколько этапов развития. Если не брать в учет Японию, которая является пионерном в сфере внедрения социального обеспечения в регионе, развитие социальной политики в Восточной Азии можно поделить на следующие этапы: исходная стадия развития, начавшаяся в 1960-х гг. и растянувшаяся на двадцать лет. Данный этап развития характеризуется в основном минимальным социальным обеспечением и медленным развитием социальной сферы в странах региона; этап расширения социального обеспечения и активизации социальной политики, начиная с 1980-х годов. Данный этап развития социальной политики в регионе связан, в первую очередь, с имплементацией демократического правления во многих странах Восточной Азии. Одним из важных рубежей на этом этапе был азиатский финансовый кризис, после которого продолжилась реструктуризация и расширение социального обеспечения.

Системы социального обеспечения в регионе на начальном этапе развития имели много общих характеристик. К примеру, авторитарные режимы, которые находились у власти во многих странах региона, придавали определенную специфику социальной политике. Так, военные и госслужащие пользовались обширными благами социального обеспечения, в особенности это касается пенсионного обеспечения, которое выплачивалось без предварительных взносов работников. Основной акцент в развитии социальной политики уделялся сфере массового образования, и именно этот фактор сближал системы социального обеспечения стран Восточной Азии как в южной, так и в северной ее части. С другой стороны, правительства стран региона уделяли минимальное внимание другим сферам соцобеспечения. К примеру, в сфере здравоохранения государственные расходы были на относительно низком уровне почти во всех странах региона. За исключением Японии, разницу в социальных правах населения смягчали путем трансфертных платежей. В странах региона не предусматривались какие-либо формы пенсий, гарантированные государством, пособия по безработице или же льготы на содержание ребенка. Таким образом, на начальном этапе социальная сфера во многих странах Восточной Азии находилась на минимальном уровне и носила, скорее всего, выборочный характер.

Однако, несмотря на вышеотмеченные сходства, также существовало множество факторов, которое рознили системы соцобеспечения стран региона. К примеру, системы соцобеспечения «экономических тигров» разделяли элементы уже отмеченной «продуктивистской» модели. Но даже и «тигры» отличались во многом. Южная Корея и Тайвань, следовавшие опыту Японии которая, в свою очередь, использовала опыт Германии, построили систему соцобеспечения на принципах социального страхования, ограниченную в плане масштабов покрытия и государственных затрат. Гонконг построил «остаточную» систему соцобеспечения, которая основывалась на идее обширной господдержки. Сингапур же развивал социальную политику, которая делала акцент на строительстве бюджетного жилья за счет образования Центрального накопительного фонда.

Что касается южной части Восточной Азии, то Малайзия, Филиппины и Таиланд были обременены такими внутренними проблемами, как различия в доходах между сельским и городским населением, межэтнические различия в уровне социального развития. В этой связи правительства в этих странах было сосредоточено на расширении соцобеспечения сельского населения, составляющего большинство в этих странах. В качестве основных моментов социальной политики можно привести такие шаги, как земельная реформа, различные программы развития в сельской местности, развитие сельской инфраструктуры, ценовая политика, льготное кредитование, то есть те направления, которые не входили в сферу традиционной социальной политики.

В некоторых странах региона расширение границ соцобеспечения, к примеру, в сферах образования и здравоохранения, достигалось за счет зарубежной помощи. Так, Таиланд и Филиппины получали существенную материальную и иную помощь от США в развитии своих систем социального страхования.

Другой уникальный для региона случай представляет Малайзия, которая в начале 1970 года, начала осуществлять «Новую экономическую политику», нацеленную на выравнивание разницы в уровне жизни между различными этносами. До начала политической либерализации в 1980 году социальное обеспечение Таиланда находилось на минимальном уровне, за исключением системы пенсионного гарантирования госслужащим.

Второй этап развития системы соцобеспечения в регионе начался в середине 1980-х. На данном этапе наблюдается значительное качественное и количественное расширение системы соцобеспечения в странах как Южной, так и Северной Восточной Азии. Однако снова следует оговориться: при детальном анализе можно обнаружить определенные различия в опыте осуществления социальной политики. Так, прослеживаются две подгруппы среди первых «тигров»: демократические Южная Корея и Тайвань, а также авторитарные Гонконг и Сингапур. Если первая группа сделала акцент на осуществлении прогрессивных реформ в целях создания более инклюзивной и обширной системы соцобеспечения, то вторая группа стран не имела подобных успехов в этом направлении.

В Южной Корее правительство достигло существенных успехов в обеспечении социальной сети безопасности, инициировало ряд реформ по социальному контрактированию, расширив многие программы социального страхования: пенсия, здравоохранение, пособие по безработице. Кроме этого, в Корее было многое сделано для демократизации социальной политики и привлечения масс в ее формирование.

После начала периода демократизации на Тайване в 80-х годах прошлого столетия консервативная партия Гоминьдан выигрывала подряд выборы на всех уровнях вплоть до 2000 года. Для эффективного реагирования на выпады со стороны оппозиции в сфере социальной политики Гоминьдан инициировал реформирование системы соцобеспечения, которая в те годы полностью была сконцентрирована на госслужащих. Так называемое «золотое время» развития социальной сферы на Тайване в 90-х прошлого века правительство острова предприняло ряд реформ в сфере соцобеспечения. Так, в этот период на Тайване была введена универсальная система медицинского обслуживания, распространившаяся абсолютно на все слои населения. Другой важный шаг в сфере соцобеспечения - введение льгот и пособий для безработных посредством страхования рабочих, для пенсионеров посредством новой национальной системы пенсионного страхования; пенсии, основывающейся на фиксированном взносе рабочего, и возрастной пенсии основывающейся на нефиксированном взносе и для инвалидов посредством пособий, финансируемых за счет налоговых поступлений. Также правительство Тайваня предприняло ряд усилий для обеспечения равных прав мужчин и женщин при трудоустройстве, развития льготных программ по ухаживанию за детьми и т.д.

В связи с политикой по сокращению государственных расходов в Гонконге, вызванной бюджетным дефицитом, наметился пересмотр многих программ в социальной сфере, таких как здравоохранение, образование, гарантирование заработка и т.д. В Сингапуре социальная политика также строилась на принципе сокращении госрасходов. Так, Сингапур пошел по пути разделения финансового бремени поддержания социальных программ со своими гражданами. Для примера можно привести медицинскую страховку для населения, финансирование которой осуществлялось за счет государственных выделений и выплат со стороны граждан.

Таким образом, на начальном этапе различия в системе соцобеспечения между представителями первого поколения «экономических тигров» были почти незаметными: все страны уделяли минимальное внимание социальному обеспечению и игнорировали права населения на социальную помощь со стороны государства. Идеология социальной политики в странах региона в отмеченный период строилась на принципах самопомощи граждан и опоры на семью. Различия между двумя группами стали более очевидными в период демократизации стран региона.

В южной части Восточной Азии начало процесса демократизации стран также обусловило основные направления развития сферы соцобеспечения. Правительства стран Таиланда и Филиппин были вынуждены уделять внимание решению вопросов в сфере социальной защиты для сохранения своей легитимности. После осуществления демократического транзита власти Таиланда реформировали свою политику в сфере борьбы с бедностью, а также расширили социальное страхование для населения, занятого в частном секторе. В 1990 году в Таиланде был принят закон о социальной защите, который значительно расширил государственное участие в сфере социальной политики.

На Филиппинах смена политического режима привела к принятию таких инициатив, как расширение основ соцобеспечения, внедрение обязательного образования и универсального медицинского страхования, строительство бюджетного жилья и т.д.

Таким образом, существует множество различий в контексте исторической эволюции социальных политик стран Восточной Азии, которые очевидны и на сегодняшний день. Одной из основных причин является разница в экономическом потенциале стран региона. К примеру, существенно различается уровень государственных затрат на социальную сферу. Госрасходы на развитие сферы образования, здравоохранения и социальной защиты достигают 3% ВВП в Индонезии, 7-8% в Малайзии, Филиппинах и Таиланде, 11% в Южной Корее, а также 15% на Тайване. Однако, несмотря на различия в уровне госрасходов на социальную сферу между странами региона, по этому показателю страны Восточной Азии уступают развитым странам Запада, к примеру, только уровень госрасходов Франции на выплату пенсии занимает около 14% ВВП страны. По мнению многих аналитиков, основная причина сложившейся ситуации заключается в том, что системы соцобеспечения стран Восточной Азии еще находятся на этапе формирования и не исчерпали свой потенциал дальнейшего развития.

Несмотря на некоторые различия между странами региона, существует еще большее количество факторов, объединяющих опыт стран Восточной Азии в сфере социальной политики в рамках единой концептуальной модели.

Как уже нами отмечалось, приоритет на выстраивание гармоничных отношений между экономическим и социальным развитием является общим знаменателем, который объединяет опыт стран Восточной Азии в сфере соцобеспечения. Согласно доминирующей идеологии в этой сфере, социальная политика должна была стать не преградой, а наоборот, стимулирующим фактором в экономическом развитии стран региона.

Другим признаком восточноазиатской модели является акцентирование внимания на развитии человеческого капитала, что проявлялось, прежде всего, в относительно высоких государственных затратах в сфере образования.

Восточноазиатская модель социальной политики также отличается повышенным вниманием, которое уделяется рынку и семье, в обеспечении социальной защиты населения. Однако, несмотря на то что государство делегировало рынку и семье ряд функций в сфере соцобеспечения, оно остается главным регулирующим актором. По сути, режим соцобеспечения в рамках восточноазиатской модели является регулятивным, что означает, что основные результаты в сфере социальной политики достигаются благодаря регулированию со стороны государства, а не благодаря его расходам.

Особенности развития стран Азии и Африки

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Особенности развития стран Азии и Африки
Рубрика (тематическая категория) Политика

Алматы 2013

Выполнил: Сагынбек Б. А.

Влияние. войны и революций в России. 3а годы Пер­вой мировой войны в странах Азии и Африки произошли важные перемены. В зоне военных действий оказались страны Ближнего Востока, африканские колонии. В ар­миях Антанты сражались выходцы из колоний. Народы колоний надеялись, что послевоенное мирное урегулиро­вание будет сопровождаться предоставлением им свободы и независимости.

Парижская мирная конференция обманула эти ожида­ния. Прибывшие в Париж представители ряда колоний вернулись домой ни с чем. Колониальные державы не со­бирались предоставлять независимость своим колониям.

Более того, судьба колоний решалась традиционным пу­тем ~ путем узаконенного раздела колониальных владе­ний Германии и Османской империи между великими державами (получение мандатов Лиги Наций). Но ситуация по сравнению с началом века всœе же изме­нилась. Приходилось считаться и с новой расстановкой сил на международной арене- появлением Советской России и ее позицией в отношении стран Востока, и с внут­ренней обстановкой в колониальных и зависимых стра­нах освободительным движением и революциями. Большое влияние на активность антиколониального осво­бодительного движения, оказали российская революция 1905 ᴦ., Февральская и Октябрьская революции 1917 ᴦ. Обращение Советской России с призывом К народам Вос­тока подняться на борьбу за независимость было услыша­но во многих уголках Азии и Африки. В колониях росли силы национального освобождения. Создавались условия для перехода стихийного национально-освободительного движения в организованную сознательную борьбу. Одна­ко в период между двумя мировыми войнами только немногим странам Востока удалось укрепить свою незави­симость или добиться заметных успехов на пути к освобо­ждению от зависимости.

Для крушения колониальной системы еще не сложи­лись благоприятные международные обстоятельства, а внутри самих колониальных стран шло формирование сил, способных противостоять колонизаторам.

Между тем в 20-30-е гᴦ. в странах Азии, и особенно в трех важнейших цивилизационно-культурных зонах, произошли важные перемены, без учета которых трудно понять революционную ломку колониальной системы, которая совершилась после Второй мировой войны. Эти три зоны - исламский мир на Ближнем и Среднем Вос­токе, конфуцианский Китай и самобытная цивилиза­ция Индии.

Рассмотрим различие культурно-цивилизационных про­цессов в крупнейших странах Востока. Кемалистская ре­волюция 1918-1923 гᴦ. превратил а Турцию в светское го­сударство. Революции, гражданские войны и объединœение Китая ускорили его капиталистическое развитие. Индия демонстрировала своеобразие теории и практики ненасильственного сопротивления колониальному режиму.

Ближний и Средний Восток. Нерешенность демокра­тических задач революции 1908 ᴦ. породила новую нацио­нальную антиимпериалистическую революцию в Турции

1918-1923 гᴦ. под руководством Мустафы Кемаля. Рево­люция, в немалой степени вызванная и поражением в вой­не, и империалистической политикой европейских держав, покончила с навязанным Турции режимом капитуляции и контроля над финансами, ликвидировала султанат и ха­лифат (1924). Турция стала светской республикой, что открывало перед страной путь к модернизации. Советская Россия заключила с Турцией в 1921 ᴦ. договор о дружбе и оказала финансовую помощь в размере 10 млн золотых рублей. Аналогичный договор в 1921 ᴦ. Советская Россия заключила с Персией (с 1934 ᴦ. Иран) Во время Граждан­ской войны и интервенции в России Иран использовался Великобританией в качестве базы и был оккупирован анг­лийскими войсками. Англо-персидское соглашение 1919 ᴦ. фактически ставило правительство страны под контроль Англии. Опираясь на поддержку Советской России, Иран отверг англо-персидский договор и добился вывода анг­лийских войск из страны. Советско-иранский договор 1921 ᴦ. фиксировал добровольный отказ от привилегий и концессий России. В Афганистане национально-освобо­дительное движение завершилось завоеванием независи­мости в 1919 ᴦ. и подрывом влияния Англии. В феврале 1921 ᴦ. в Москве был подписан советско-афганский дого­вор о дружбе. Советская Россия оказала в это время суще­ственную финансовую помощь Ирану и Афганистану. В 1918-1921 гᴦ. с помощью Советской России Народ­ная армия Монголии отбила нападение китайских мили­таристов и отстояла независимость страны.

Восстание 1919 ᴦ. в Корее, Восстания и забастовки в Ин­донезии, Малайе и других странах Юго-Восточной Азии, своеобразный подъем движения ненасильственного сопротивлению в Индии свидетельствовали о брожении в Колониальных и зависимых странах Азии и Африки. Развитие дружественных отношений с сосœедними вос­точными странами Турцией, Ираном, .Афганистаном, Мон­голией, а также с китайской провинцией Синьцзян и под­держка в них национально-освободительных движений и правительств объяснялись не только целями упрочения безопасности южных границ. Это рассматривалось совет­ским руководством и Коминтерном как часть мировой ре­волюции, как курс на подрыв ʼʼтылов. империализма.

В арабских странах Средиземноморья в 20-е гᴦ. продол­жалась борьба за независимость. В бывших владениях Ос­манской империи - в Сирии и Ливане, а также в Египте, Марокко и Иране имели место крупные выступления пат­риотических сил за независимость. И всœе же в меж военный период империалистическим, колониальным державам удалось в целом сохранить коло­ниальные империи.

По взаимному договору на Вашингтонской конферен­ции империалистические державы условились о непри­косновенности Колониальных владений. Это шаткое рав­новесие вскоре нарушилось на Дальнем Востоке Японией, начавшей с захвата Маньчжурии в 1931 ᴦ. СБОЮ колони­альную экспансию в Юго-Восточной Азии, затем Италией, развязавшей войну против Эфиопии.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Каковы особенности национально-освободитель­ного движения в странах Ближнего, Среднего Востока и Юго-Восточной Азии

в 20-30-е гᴦ.?

2. Почему в межвоенный период колониальным державам

3. Расскажите о по­литике Советской России в отношении стран Востока.

Экономический колледж КазЭУ имени Турара Рыскулова

Дисциплина: ʼʼВсемирная историяʼʼ

Тема № 11: ʼʼЯпония и Китай между двумя мировыми войнамиʼʼ

Особенности развития стран Азии и Африки - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности развития стран Азии и Африки" 2017, 2018.

Большинство народов стран Азии и Африки ко времени их превращения в колонии и полуколонии индустриальных держав жили в условиях феодального или родоплеменного строя. Результаты их покорения промышленными странами были крайне неоднозначны.

Особенно разрушительным был колониализм, использовавший при эксплуатации колоний методы докапиталистической эпохи. Они включили ограбление колоний, вывоз в метрополии золота, серебра, памятников культуры, создание системы работорговли, от которой особенно пострадало население Экваториальной Африки в XVI--XIX веках.

Причины подъема антиколониальных движений. Метрополии конца XIX--начала XX века, заинтересованные в расширении внешних рынков, использовании ресурсов колоний, в том числе и дешевой рабочей силы, пытались создать систему упорядоченного управления своими владениями. Колониальная администрация, как правило, старалась опереться на поддержку местной знати (особенно это было свойственно Великобритании в Индии), сохраняя ее власть и привилегии. Ограничивалась лишь возможность разжигания феодальных усобиц, проведения самостоятельной внешней и военной политики. Разрушение традиционного жизненного уклада не было целью колонизаторов (так, в Индии англичане оставили в неприкосновенности кастовую систему), тем не менее, образ жизни народов колониальных стран претерпевал изменения.

Натиск европейских товаров разорил многих местных ремесленников. Крестьянство, оказавшееся вынужденным платить налоги не только местным князьям, но и колониальным властям, разорялось, лишалось земли. Это разрушало систему общинного земледелия и натурального хозяйства, то есть уклады крайне консервативные, косные, не менявшиеся столетиями, несовместимые с любым развитием. Высвобождавшаяся дешевая рабочая сила использовалась во вновь создающихся отраслях, обслуживавших экономику метрополий. Это, в свою очередь, расширяло сферу распространения товарно-денежных отношений, ускоряло распад традиционных укладов.

Такое же влияние оказывала политика индустриальных государств на зависимые от них страны, ставшие объектом торгово-экономической экспансии. Так, Китай еще в XIX веке, потерпев поражение в войне с Великобританией, вынужден был согласиться открыть для свободной торговли пять крупнейших портов, принять обязательство установления низких таможенных пошлин (не более 5%) на английские товары. В открытых портах англичане получили право создавать сеттльменты -- поселения со своей администрацией, войсками и полицией. Английские подданные получили право экстерриториальности, то есть неподсудности китайским властям. Вслед за Великобританией подробных уступок, ставших типичными для зависимых стран, добились от Китая Франция и США. Затем начался раздел Китая на экономические сферы влияния, захват опорных пунктов на его территории.

Германия в 1898 г. оккупировала бухту Киао-Чао, навязав правительству Китая договор об ее аренде на 99 лет. Россия тогда же взяла "в аренду" Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур. Великобритания получила на тех же условиях полуостров Цзюлун и примыкающие к нему острова, где находилась с 1842 г. колония Гонконг. Усиливавшаяся Япония в результате войны с Китаем 1894--1895 гг. заставила его отказаться от контроля над Кореей, ставшей формально независимой, а фактически -- сферой влияния Японии. США в 1899 г. выступили с доктриной "открытых дверей" в Китае. Согласно этой доктрине, вызвавшей возражения только у России, ни одной из великих держав не следует иметь больших экономических льгот, чем другие. Это также предполагало, что любые Дополнительные уступки Китая одной из них сопровождались уступками остальным державам.

Сопротивление господству индустриальных держав над странами, оказавшимися в положении колоний и полуколоний, не прекращалось с момента возникновения колониальной системы. Оно стало важнейшей чертой исторического развития XX века.

Страны Азии в начале XX века. В XIX--XX веках не редкостью был подъем массовых антиколониальных движений. Общей их чертой стала нацеленность на восстановление традиционного жизненного уклада, изгнание иностранцев. Например, во время так называемого "боксерского" восстания в Китае в 1900 г. (другое название -- восстание ихэтуаней, "желтых повязок"), инициаторами которого были крестьяне и городская беднота, восставшие разрушали железные дороги, линии связи, убивали иностранцев и китайцев, носивших иностранную одежду.

Ни одно из антиколониальных выступлений под традиционалистскими лозунгами не закончилось успехом. Слишком велико было военно-техническое превосходство колонизаторов. Кроме того, идея возврата к порядкам доколониальных времен была близка лишь беднейшим, необразованным слоям населения, религиозным лидерам, которых раздражала деятельность христианских миссионеров. Местная феодальная знать раскололась на сторонников и противников новых порядков.

В колониях и зависимых странах существовала влиятельная прослойка правящей элиты, чиновничества, представителей торгово-промышленного капитала, сотрудничавшей с капиталом и властями метрополий. В этой прослойке, которую называли "компрадорской" (продажной), так же как и в других слоях населения, существовало стремление к освобождению. В то же время насильственные методы борьбы за освобождение рассматривались ею как вредные и бессмысленные. Образованной части населения было понятно, что в ответ на восстания войска колонизаторов и их местных союзников разорят обширные территории, а одержав победу, ужесточат режим управления, что ослабит шансы на освобождение.

Местные чиновники, предприниматели, сотрудничающие с колонизаторами, старались избежать насильственные методы борьбы за освобождение. Альтернативой им выступал курс на постепенное, поэтапное ослабление власти метрополий мирными средствами. Этот курс предполагал проведение реформ, овладение индустриальным производством в сотрудничестве с капиталом метрополий.

По сути дела, сама идея перемен, развития была для большинства народов Азии продуктом европейского завоевания. Метрополии не ставили себе цели содействия развитию экономки колоний и зависимых стран. Тем не менее, определенные предпосылки будущей модернизации ими были созданы. В колониальных странах сложился новый слой правящей элиты, получившей образование в развитых странах и стремящейся к модернизации своих обществ. Для доставки товаров, вывоза сырья и продукции плантаций, а также в военно-стратегических целях в большинстве колоний была создана сеть железных дорог, получили развитие отдельные отрасли горнодобывающей промышленности, плантационное хозяйство ориентировалось на внешние рынки. Народы колоний получили доступ, хотя и ограниченный, к достижениям европейской медицины. В годы первой, а особенно второй мировой войны во многих заморских владениях, слаборазвитых странах возникли предприятия по ремонту и сборке военной техники, увеличилось производство электроэнергии.

Показательно, что в XX веке наименее развитыми оказались те страны Азии, которым удалось отстоять свою независимость, или те владения, где власть колонизаторов была чисто номинальной, ограниченной. Так, Афганистан, неоднократно подвергавшийся английским нашествиям с территории Британской Индии и сохранивший свою независимость, и к концу XX века остается одним из немногих государств мира без железных дорог, с родоплеменной структурой общества, преобладанием натурального хозяйства, охваченным религиозной и межплеменной войнами.

Стремление к ускоренному развитию, к тому, чтобы догнать державы, пережившие промышленный переворот, создать современную индустрию, военную технику, проявлялось во многих колониальных и зависимых странах. Однако добиться быстрых результатов на этом пути удалось лишь Японии. Источником ее успехов стал компромисс между сторонниками традиционализма и модернизации. Первые поняли, что сохранить традиционный облик японского общества, самобытность его культуры невозможно без модернизации, изучения и освоения европейской и американской науки и техники, создания европейского типа системы образования. Были найдены такие формы осуществления процесса модернизации, которые лишь при крайней необходимости меняли Привычные формы жизни и быта основной массы населения, сложилась самобытная и неповторимая японская культура начала XX века, сочетавшая многие черты, присущие феодальному обществу (особая роль императора и знати, патерналистские отношения нанимателей и наемных работников), с высокоразвитой индустрией.

Другие колониальные и зависимые страны также пытались вступить на путь модернизации. Однако интересы ее осуществления вступали в противоречие со стихийным традиционализмом масс, разделявшимся многими религиозными лидерами, а также выходцами из среды клановой и феодальной знати. Модернизацию можно было осуществить лишь с привлечением иностранного капитала и технологий. Она предполагала развитие по капиталистическому пути, требовала эффективной центральной государственной власти, способной проводить реформы, поддерживать промышленность. Все это трудно совмещалось с популярными в массах идеями уравнительного распределения земли или общинного землепользования, стремлениями военно-феодальной, бюрократической элиты к укреплению своей власти.

В большинстве стран Азии сближение приверженцев традиционализма и сторонников развития по европейскому пути оказывалось возможным лишь на непродолжительное время. В Китае недовольство маньчжурской династией, идущей на постоянные уступки иностранным державам, ничего не предпринимавшей для модернизации страны, было повсеместным. В 1911--1912 гг. в результате революции Китай был провозглашен республикой. Однако приверженцы свершившей революцию партии гоминдан в 1913 г. были изгнаны из парламента, лидер гоминдана Сунь Ятсен эмигрировал. Со смертью в 1916 г. генерала Юань Шикая, узурпировавшего президентскую власть, Китай стал ареной противоборства феодально-милитаристских клик, контролировавших власть в провинциях.

В Турции в 1908 г. так называемая младотурецкая революция, возглавленная военными, стремившимися к модернизации, привела к крушению абсолютизма и замене его конституционной монархией. Был создан парламент, большинство в котором завоевали сторонники модернизации. Но итоги их правления оказались ограниченными. Расширилось железнодорожное строительство с участием германского капитала, была проведена модернизация армии с привлечением германских офицеров.

В начале XX века в странах Востока, за исключением Японии, формировались лишь предпосылки модернизации. В Китае и Турции сложились отдельные очаги индустриального производства. Доля рабочего класса, наемных работников, занятых в промышленности, строительстве и транспорте, не превышала 1% самодеятельного населения.

Особенности развития стран Латинской Америки. Более серьезные предпосылки модернизации существовали в странах Латинской Америки. Колониальная зависимость от Испании и Португалии была ликвидирована там еще в начале XIX века. После войны за независимость (1816), освободилась Аргентина, в 1821 г. -- Мексика, в 1824 г. -- Перу, независимость в 1822 г. получила и Бразилия, хотя до 1889 г. она оставалась монархией под властью сына, а затем внука короля Португалии.

В 1823 г. США приняли "Доктрину Монро", провозглашавшую недопустимость вмешательства европейских держав в дела американских государств. Благодаря этому опасность повторного колониального завоевания Латинской Америки исчезла. США, располагавшие обширной и еще не полностью освоенной территорией, ограничились аннексией части территории Мексики и установлением контроля над зоной Панамского канала, которая ранее принадлежала Колумбии.

К началу XX века, благодаря притоку капиталов из США, отчасти из Англии, во многих латиноамериканских странах была создана развитая сеть железных дорог. Только на Кубе ее протяженность оказалась большей, чем во всем Китае. Быстро росла добыча нефти в Мексике и Венесуэле. Горнодобывающая промышленность развивалась в Чили, Перу и Боливии, хотя в целом преобладала аграрная ориентация экономики.

Характерной чертой Латинской Америки было существование крупных помещичьих хозяйств -- латифундий, производивших для рынков развитых стран кофе, сахар, каучук, кожи и т.д. Местная промышленность была развита слабо, основные потребности в промышленных товарах удовлетворялись за счет их ввоза из индустриальных стран. Тем не менее, в начале XX века в ряде латиноамериканских государств (Аргентине, Чили) уже получило развитие профсоюзное движение, сложились политические партии.

Традиционализм в Латинской Америке носил специфический характер. Историческая память о традициях в государствах доколумбовой цивилизации, уничтоженных европейскими колонизаторами еще в XVI веке, сохранялась лишь в отдельных труднодоступных районах. Большую часть населения составляли исповедующие католическую религию потомки детей от смешанных браков коренного населения, индейцев, переселенцев из стран Европы, рабов, вывезенных из Африки (метисы, мулаты, креолы). Лишь в Аргентине численно преобладали выходцы из стран Европы.

Устойчивой традицией, сложившейся со времени войн за независимость, была особая роль армии в политической жизни. Существование диктаторских режимов, опиравшихся на армию, отвечало интересам прежде всего помещиков-латифундистов. Они сталкивались с протестом работников плантаций против низкой оплаты труда и тяжелых его условий, использования латифундистами внеэкономических, феодальных методов принуждения к труду.

Плантаторы и военные чаще всего проявляли незаинтересованность в каких-либо переменах. Неудовлетворенность аграрно-сырьевой ориентацией латиноамериканских стран на мировом рынке проявляла в первую очередь укрепляющая позиции национальная торговая и промышленная буржуазия.

Символом грядущих перемен в Латинской Америке стала мексиканская революция 1910--1917 гг., в которой войну безземельного крестьянства против латифундистов поддержала буржуазия с ее стремлением к утверждению демократии. Несмотря на военное вмешательство США в события в Мексике, итогом революции стало принятие компромиссной демократической конституции 1917 г., установившей в Мексике республиканский строй. Он сохранялся, в отличие от других латиноамериканских стран, неизменным на протяжении всего XX века.

Документы и материалы

Из ноты правительства США правительству Великобритании по поводу политики "открытых дверей" в Китае, 22 сентября 1899 г.:

"Искреннее желание моего правительства заключается в том, чтобы интересам его граждан в пределах соответствующих сфер интересов в Китае не было причинено ущерба исключительными мерами любой из контролирующих держав. Мое правительство надеется сохранить в них открытый рынок для торговли всего мира, устранить опасные источники международного раздражения и тем самым ускорить объединенные действия держав в Пекине, чтобы провести административные реформы, столь настоятельно необходимые для усиления императорского правительства и сохранения целостности Китая, в чем, по его мнению, весь западный мир одинаково заинтересован. Оно полагает, что достижение этого результата может быть в значительной степени продвинуто и обеспечено декларациями различных держав, претендующих на сферы интересов в Китае <...> следующего по существу содержания:

  • 1) что она не будет никоим образом затрагивать прав договорных портов или узаконенных интересов в пределах так называемой сферы интересов или арендованной территории, которые она может иметь в Китае;
  • 2) что действующий китайский договорный тариф будет одинаково применяться во всех портах, находящихся в пределах упомянутой сферы интересов (за исключением свободных портов), ко всем товарам, независимо от национальной принадлежности. Что взимаемые таким образом пошлины должны взыскиваться китайским правительством;
  • 3) что в портах, находящихся в пределах этой сферы, она будет взимать не более высокие портовые сборы с судов иной национальности, чем с судов своей собственной, и что на железных дорогах, построенных, контролируемых или эксплуатируемых в пределах ее сферы, не будут установлены более высокие тарифные ставки на товары, принадлежащие подданным или гражданам других национальностей, чем те, которые взимаются на подобные же товары, принадлежащие собственным гражданам данной державы и перевозимые на равные расстояния".

Из революционной листовки ихэтуаней во время восстания в Северном Китае (1900):

"Иностранные дьяволы явились со своим учением, и число обращенных в христианство, римско-католиков и протестантов с каждым днем все увеличивается. Эти церкви не имеют родственных связей с нашим учением, но, благодаря своей хитрости, они привлекли на свою сторону всех алчных и корыстолюбивых и в необычайных размерах совершали притеснения, пока всякий честный чиновник не был подкуплен и не сделался их рабом в надежде на иностранное богатство. Так-то были основаны телеграфы и железные дороги, стали фабриковаться иностранные ружья и пушки, и различные мастерские служили усладой для их испорченной натуры. Иностранные дьяволы находят превосходными локомотивы, воздушные шары и электрические лампы. Хотя они и ездят на носилках, не соответствующих их рангу, все же Китай считает их варварами, которых Бог осуждает и посылает на землю духов и гениев для их истребления".

Из заключительного протокола между Китаем и иностранными державами в связи с подавлением восстания ихэтуаней, 7 сентября 1901 г.:

"Статья 5. Китай согласился запретить ввоз в свои владения оружия и боевых припасов, а равно и материала, предназначенного исключительно для производства оружия и боевых припасов. Императорским указом от 25 августа 1901 г. было постановлено запретить такой ввоз в течение двух лет. Новые указы могут быть изданы впоследствии, чтобы продолжить этот срок через каждые два года, в случае если державы найдут это необходимым. Статья 6. Императорским указом от 22 мая 1901 г. его величество император Китая обязался уплатить державам вознаграждение в четыреста пятьдесят миллионов хайгуанских лан (таэлей) <...> Эта сумма будет приносить 4% годовых, а капитал будет уплачен Китаем в 39 лет <...>

Статья 7. Китайское правительство согласилось считать квартал, занимаемый миссиями, специально предназначенным для их пользования и поставленным под охрану их собственной полиции; в этом квартале китайцы не будут иметь права селиться <...> Статья 8. Китайское правительство согласилось срыть форты в Таку, а равно те, кои могут помешать свободному сообщению между Пекином и морем. Во исполнение сего были приняты меры. Статья 10. Китайское правительство взяло на себя напечатание и обнародование в течение двух лет во всех городах провинций следующих императорских указов:

  • а) указ от 1 февраля 1901 года, запрещающий под страхом смертной казни принадлежать к антиевропейской партии;
  • б) указы от 13 и 21 февраля, 29 апреля и 19 августа 1901 года, содержащие перечень наказаний, к которым присуждены виновные <...>
  • д) указ от 1 февраля 1901 года, коим объявляется, что все генерал-губернаторы, губернаторы и провинциальные или местные должностные лица отвечают за порядок в их округах и что в случае новых антиеевропейских беспорядков или других нарушений трактатов, которые не будут немедленно подавлены и за которые виновные не понесли наказания, эти должностные лица будут немедленно отставлены без права занять новые должности и получать новые почести".

Из работы Д. Неру "Взгляд на всемирную историю". 1981. Т. 1. С.472,475,476:

"Одной из целей, к которой последовательно стремилась английская политика в Индии, было создание имущего класса, который, будучи креатурой англичан, зависел бы от них и служил бы им опорой в Индии. Англичане поэтому укрепили позиции феодальных князей и создали класс крупных заминдаров и талукдаров и даже поощряли социальный консерватизм под предлогом невмешательства в дела религий. Все эти имущие классы были сами заинтересованы в эксплуатации страны и вообще могли существовать только благодаря такой эксплуатации <...> В Индии постепенно сложился средний класс, накопивший некоторый капитал, чтобы вложить его в дело <...> Единственным классом, чей голос был слышен, являлся новый средний класс; детище, родившееся фактически от связи с Англией, начинало ее критиковать. Этот класс рос, и вместе с ним росло национальное движение".

Вопросы и задания

  • 1. Объясните, как вы понимаете термин "традиционализм".
  • 2. Охарактеризуйте изменения, происшедшие в колониях и зависимых странах в результате создания колониальных империй.
  • 3. Существует утверждение, что колониализм принес странам Азии и Африки больше позитивных изменений, чем негативных. Обдумайте и обоснуйте свою точку зрения на данное утверждение.
  • 4. Приведите примеры массовых антиколониальных выступлений: что было общей их чертой, что их отличало по целям, направленности, средствам борьбы?
  • 5. Раскройте на примерах истории Японии, Китая, Индии и других стран особенности и последствия попыток модернизации в колониальных и зависимых странах. Объясните свое понимание слов "стихийный традиционализм масс ".
  • 6. Назовите характерные черты модернизации стран Латинской Америки.

В этот регион входят островные ( , ), (Индия, Малайзия) и континентальные ( , ) государства.

Страны Зарубежной Азии крайне различны как по природным условиям, так и по государственному устройству, уровню социально–экономического развития.

В настоящее время более чем 40 суверенных государств, образующих регион, можно разделить:

  • по формам правления - на республики (Турции, Китай, Индонезия) и ( , Япония);
  • по административно–территориальному устройству
  • федеративные (Малайзия, Индия, )
  • унитарные (Китай, ) государства.
  • (области Персидского залива и Месопотамского прогиба (Иран, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, ), а также Индонезия, Майями, шельфовая зона окраинных морей Восточной и Юго-);
  • (Китай, Индия);
  • и марганцевые руды (Индия);
  • хромовые руды (Турция, Индия, Филиппины);
  • оловянные руды (Майями, Малайзия);
  • медные и руды ().

Велики ресурсы внутренних вод. Однако размещены они крайне неравномерно. Наиболее густая речная сеть в Южной и Юго-Восточной Азии. Огромные пространства Центральной и Юго-Западной Азии - засушливы.

Почвы не отличаются высоким плодородием, исключение составляют аллювиальные почвы речных долин.

Лесные ресурсы представлены влажно-тропическими Юго-Восточной Азии. Здесь сохранились ценные деревьев: красное, железное, сандаловое, камфорное.

Многие страны обладают значительными как природными, так и антропогенными.

Население стран Зарубежной Азии характеризуется тремя главными особенностями:

  • быстрыми темпами роста численности;
  • сложным этническим составом;
  • неравномерностью размещения.

Характеризуется высоким , составляющим более 20 человек на 1000 чел. В год. Такой прирост населения называется «демографическим взрывом». Исключение составляют Япония и Китай, которым с помощью радикальных мер удалось сократить естественный прирост населения. В настоящее время наибольший прирост наблюдается в арабских странах.

Этнический состав население стран Азии очень сложен. Здесь проживает более 1000 народов, говорящих почти на 600 языках, принадлежащих к 9 языковым семьям. Наиболее многочисленны китайцы, хиндустани, бенгальцы, бухарцы, японцы. Есть и малочисленные народы, проживающие рассеянно в горных местностях.

Большинство стран - многонациональны. Например, в Индии и Индонезии проживает по 150 народов, на Филиппинах - 100, во Вьетнаме - более 50.

Сложен также и . Зарубежная Азия - родина трех : христианство, ислама и буддизма. При этом в странах Азии распространено множество разнообразных религиозных верований.

На этнических и религиозных противоречий возникает не мало конфликтов.

Размещение населения характеризуется крайней неравномерностью, что обусловлено природными причинами. Наиболее заселены приморские территории, долины и , здесь плотность населения превышает тысячу человек на 1 км2. Крайне низкая плотность населения - до 1 человека на 1 км2 - и высокогорных районах.

Наибольшая плотность населения среди стран региона в - более 800 человек на 1 км2. Большое влияние на размещение населения в настоящее время оказывает . Растет число городов миллионеров. В Токио, Сеуле, Шанхае, Бомбее число жителей превышает 10 млн.чел. На юге Японии сформировался мегаполис Токайдо, объединивший агломерации Токио, Нагоя, Осака, с населением около 60 млн. чел.

Сельское население в основном живет в деревнях, для жителей пустынь Монголии, Афганистана характерен кочевой образ жизни.

По уровню развития хозяйства, его отраслевой и территориальной структуре страны Азии существенно отличаются друг друга. Особенно ярко эти различия проявляются в промышленности, по уровню развития которой можно выделить шесть групп стран:

Япония - один из центров . Промышленность специализируется на выпуске стали, легковых автомобилей, морских судов, электроники, радиотехники, промышленных роботов.

Китай и Индия.

Новые индустриальные страны: Республика Корея,

Новое на сайте

>

Самое популярное