Домой Россельхозбанк Что вы знаете о местных налогах. Какие налоги относятся к местным

Что вы знаете о местных налогах. Какие налоги относятся к местным

В настоящее время главным источником, наполняющим государственную экономику финансами, являются установленные налоги. При этом стоит отметить, что не только государственные центральные органы власти требуют финансовые средства, они нужны также и местным региональным властям. Для этой цели и служат местные налоги, которые наполняют региональную казну деньгами, для последующего их распределения по назначенным властями курсам.

Что такое местные налоги, кто их платит

Этот тип налогов подразумевает собой сбор платежей и средств, которые будут направленны после оплаты счетов налогоплательщиками в местную региональную казну. Кроме того, процентная ставка и размеры налогообложения будут также устанавливаться местными властями. Но при этом, поскольку местное налогообложение является частью государственной системы, то все расчеты и отчисления должны быть произведены в рамках действующего законодательства касающегося регулирования налоговых норм.

Важно отметить, что при создании и регулировании налоговой ставки, его обложения или же базового периода в формулах расчета необходимо четко придерживаться федерального налогового законодательства. В полномочия же региональных властей входит окончательное установление уровня налоговой ставки, срока на протяжении, которого он должен быть оплачен, сам порядок осуществления оплаты. Также местные власти могут самостоятельно добавлять список льготных категорий граждан или же предприятий, которые будут освобождены от уплаты всех сборов и муниципальных налогов.

Какие налоги относятся к местным

В настоящее время к местным налогам в российской федерации относятся нижеперечисленные категории:

  • Земельный налог (он взымается со всех владельцев участков земли);
  • Имущественный налог (для физических и юридических лиц);
  • Определенный региональным законодательством сбор с лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью подпадающую под облагаемый налогом перечень;
  • Туристический налог (должны оплатить лица, которые пребывают в данный регион через посредников. В их качестве могут выступать гостиничные компании, и организации, занимающиеся сдачей жилья в аренду);
  • Оплата сбора за установление платных парковочных участков.

В особенности необходимо отметить, что значительную роль в принятии местных налогов играет муниципальная власть.

Она на основании существующего положения дел в регионе определяет его нужду в поступлении дополнительных денежных средств для наполнения казны. Но, при этом стоит еще раз отметить что все расчеты введенных налогов должны четко соответствовать с принятым и актуальным федеральным налоговым законодательством.

Данный налог подразделяется на две категории: недвижимый (любая недвижимость, такая как квартиры, дачные строения и ряд прочих сооружений) и движимый (здесь облагается ряд транспортных средств кроме автомобиля и мотоцикла).

В соответствии с выше написанными основными плательщиками данного налога являются физические лица, которые имеют в своей собственности объекты, подпадающие под его обложение. При этом оплачивать данный налог будут обязаны как граждане российской федерации, так и иностранные лица, владеющие недвижимостью (может быть и резидент РФ). Основной базой для подсчета такого налога будет служить предварительно оцененная инвентарная стоимость, которая будет умножена на соответствующей установленный местным налоговым органами и муниципальной властью.

При этом также существует список физических лиц, которые будут освобождены от его уплаты:

Время, установленное для оплаты данного налога установлено на отметке в один календарный год. Здесь стоит отметить, что в случае если у данной недвижимости изменился хозяин, то налог обязан выплатить предыдущий владелец.

Земельный налог

Данный налог наиболее часто применяется местной властью для наполнения региональной казны денежными средствами. При этом также необходимо уточнить что размер отчислений данного налога никак не будет зависеть от уровня доходов и от деятельности физического или юридического лица. Данный налог берет в расчет оценку стоимости самого земельного участка (в расчет принимается показатели химического состава самой почвы, ее плодородность, а также расположению и ряду других параметров.

Облагаются данным налогом как юридические, так и физические лица. При этом ими могут выступать как прямые владельцы этих земельных наделов, так и их арендаторами, которые используют их для собственных производственных целей.

При этом вся ответственность за уплату налогов все равно остается на владельце земли, поэтому ему в свою очередь рекомендуется проверять своего арендатора на предмет уплаты им всех необходимых сборов.

При этом согласно законодательству некоторые участки земли, не будут считаться объектами налогообложения:

  • Земельные участки, которые находятся под распоряжением военного ведомства;
  • Земля на территории которой находятся культурные памятники или же исторически важные объекты;
  • Территориальные участки, находящиеся возле таможенной зоны;
  • Земля относящееся к лесничеству;
  • Территория возле водных объектов.

Налог на недвижимость

Муниципальная власть также может ввести и регулировать налог на недвижимость. При этом если в числе собственников такого объекта будут несколько физических лиц, то они будут оплатить налоговую ставку в соответствии с долями, принадлежащими им. При этом под данное налогообложение не попадают некоторые группы:

  • Общежития, которые не были приватизированы и до сих поря являются государственной собственностью;
  • Строения находящиеся на территории отчуждения;
  • Дома и помещения, которые используются для детских домов семейного типа (она может быть, как приобретенной, так и построенной для этих целей);
  • Маленькие по размеру дачные постройки;
  • Недвижимость, которая находится во владении многодетных семей (однако, в случае если их несколько, то налогом они облагаются).

Парковочный сбор

Также муниципальные власти могут устанавливать парковочные сборы с собственников платных парковок. При расчете такого сбора в первую очередь берутся данные о территории отведенной для осуществления деятельности такого собственника. При этом на законодательном уровне установлен коэффициент который и будет умножен на общий метраж парковки. При этом стоит отметить, что отчисления налоговых сборов производится каждый квартал.

Налог на предпринимательскую деятельность

Под данный вид налогового обложения подпадают несколько видов деятельности:

  • Деятельность по продаже различных товаров;
  • При предоставлении услуг бытового характера;
  • При совершении операций по обмене валютных денежных средств;
  • При осуществлении развлекательной деятельности.

Размер налогового отчисления, как правило, будет зависеть от вида осуществляемой предпринимателем деятельности, и его месторасположения. При этом каждая коммерческая организация должна согласно законодательным нормам приобрести торговый патент.

Ответственность за неуплату налогов

В настоящий момент согласно нынешнему налоговому законодательству за неуплату налоговых сборов и отчислений предусматривается административное наказание в виде штрафа. При этом размер штрафа будет варьироваться от суммы необходимых к оплате отчислений. Также кроме самого штрафа могут начисляться специальные пени, за каждый календарный месяц просрочки.

Вконтакте

Налоги и сборы, составляющие российскую систему налогообложения, классифицируются по различным признакам.

    В зависимости от уровня взимания:федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ.

При установлении региональных налогов законодательными органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а так же могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НКРФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательных к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Кодексом.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.

НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в Кодексе.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных

биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

5) патентная система налогообложения.

    В зависимости от метода взимания налогов :

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Косвенные налоги называют налогами на потребление. Эти налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. Примером косвенного налогообложения могут служить такие яркие представители, как НДС, акцизы и таможенные пошлины.

Среди прямых налогов выделяют реальные и личные.

Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К этим налогам относятся земельный налог, налог на имущество, налог на недвижимость и некоторые другие.

Л ичные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц или у источника дохода, или по декларации. Примером личного обложения могут служить налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Таможенные пошлины в большинстве стран устанавливаются только на импортные товары. В отличие от других стран в России установлены и экспортные пошлины.

    В зависимости от использования налогов: общие и специальные.

К общим относится большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

Специальные налоги , имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов (ЕСН).

4 В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются напропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Местные налоги и сборы – это неотъемлемая часть отечественной налоговой системы.

Их назначением является наполнение региональных и муниципальных бюджетов средствами, которые затем будут израсходованы на общезначимые нужды, такие как ремонт дорог, здравоохранение, образование, работу правоохранительных органов и многие другие.

В обязанность граждан и организаций входит и уплата установленных в законном порядке . Об этом сказано в Конституции – основном законе РФ, имеющем высшую юридическую силу. За нарушение предусмотрены различные наказания.

Кто и как устанавливает налоги и сборы

Налоговая система РФ имеет несколько уровней. В ст. 12 НК сказано, что устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы исключительно нормативными актами, которые принимают представительные (законодательные) органы власти соответствующего уровня.

Центральным из них является Налоговый кодекс , а все остальные принимаются в соответствии с ним и составляют налоговое законодательство. Никакие иные акты изменять существующую в РФ налоговую систему не могут.

Для того, чтобы налог или сбор считался установленным, законодателям предстоит проделать подготовительную работу и обязательно указать в нормативном акте:

  1. кто входит в число налогоплательщиков (на кого накладывается );
  2. что является поводом для взимания налога (объект налогообложения);
  3. какова налоговая база;
  4. чему равен налоговый период;
  5. размер налоговой ставки;
  6. как будет рассчитываться новый налог;
  7. когда и каким способом необходимо средства уплатить.

Каждому уровню соответствует определенный набор обязательных платежей. Все они поступают в бюджет соответствующего уровня. Налоги из федерального бюджета частично возвращаются в регионы в форме дотаций и субвенций.

А вот региональные и местные налоги попадают в бюджеты своего уровня напрямую, формируя их доходную часть. Распределением поступивших налогов занимается ФНС.

К местным налогам относятся:

  • земельный;
  • физлиц;
  • торговый сбор.

Уплачивается он в виде авансовых платежей, в том муниципальном образовании, где находится земля.

Что такое земельный налог

Этот местный налог представляет собой один из видов платы за землю. Целью введения платности землепользования являлось, по мысли законодателей, стимулирование у граждан и юридических лиц бережного отношения к данному ресурсу и рациональному его использованию.

Помимо Налогового кодекса , все нормы, касающиеся установления, прекращения и размеров этого налога, устанавливаются представительным органом муниципалитета, а также столицы, Санкт-Петербурга и Севастополя, имеющих особый статус.

Налогоплательщики

Платить земельный налог обязаны организации и граждане. Но для того, чтобы эта обязанность у них возникла, земля должна быть или в собственности, или в постоянном бессрочном пользовании. К полученным в аренду или временное бесплатное пользование участкам это не относится. За них налог будет вносить собственник.

Объект налогообложения

Объектом, в отношении которого устанавливается налог, будет только участок, находящийся в пределах определенного муниципального образования. Не подпадают под действие Налогового кодекса земли в госсобственности. Из частного имущества – земля под многоквартирными домами.

Важно: базой для расчета налога будет кадастровая стоимость участка. Ее определение производится в соответствии с нормами Земельного законодательства. На эту величину влияет довольно много факторов, от площади участка, до средней рыночной цены по региону. В результате получается индивидуально рассчитанная величина, не применимая к иным участкам.

Ставки по земельному налогу

Налоговый кодекс устанавливает только верхний предел ставки земельного налога. Его размер зависит от категории, под которую подпадает конкретный участок земной поверхности. Минимальным, равным 0,3% он будет для земель:

  • сельхозназначения;
  • жилого фонда;
  • предназначенных для ИЖС;
  • предоставленных для садоводства, огородничества или личного хозяйства;
  • ограниченных в обороте.

Они могут зависеть как от назначения конкретных участков, так и их местоположения, качества и т.д.

Рассмотрим на примере Москвы:

Расчет налога производится налогоплательщиками самостоятельно. Для этого требуются сведения из соответствующего кадастра – ГКН. В выписке из него содержится вся необходимая для произведения расчета информация: кадастровая стоимость и назначение участка. Формула проста:

Предположим, что у организации в собственности имеется участок, предназначенный для строительства жилого дома. Кадастровая стоимость его равна 4239744,82 р.

Налоговая ставка для такой категории земель в Москве равна 0,1%. Следовательно, ежегодно придется платить 4239,74 р. (4239744,82*0,1/100).

Если бы земля использовалась для нужд садоводства, то сумма была бы иной: 4239744,82*0,025/100 = 1059,94 р.

Льготы по земельному налогу

Ряд организаций земельный налог не платит. Все исключения перечислены в ст. 395 НК РФ . К ним, в частности, относятся:

  1. религиозные организации;
  2. объединения инвалидов , и группы;
  3. общины малочисленных народов и т.д.

Что же касается граждан, то муниципальные власти могут устанавливать для них льготы самостоятельно. Так, в Москве, база налога уменьшается на 10 000 р. следующим категориям плательщиков налога:

  1. Героям СССР и РФ;
  2. Кавалерам ордена Славы;
  3. инвалидам;
  4. ветеранам военных действий;
  5. ликвидаторам последствий ядерных аварий и испытаний.

Налог на имущество граждан

Граждане, имеющие в собственности недвижимость, также платят за это право налог. Но не земельный, а на имущество. В 2015 году именно по этому налогу вступили в действие поправки.

Налоговый кодекс был дополнен главой 32 . Соответственно утратил силу действующий до этого момента федеральный закон.

Объект налогообложения

К объектам по данному платежу относятся следующие виды недвижимости:

  • дома, квартиры и комнаты;
  • гаражи, машино-места;
  • единые недвижимые комплексы;
  • недостроенные жилые и нежилые объекты;
  • иные здания, сооружения или помещения.

Ставки по налогу на имущество

Максимальный размер ставки устанавливается в ст. 406 Налогового кодекса . Он может составлять от 0,1 до 2% в зависимости от объекта. Местные власти могут увеличить ее, но не более чем в три раза.

Важно: главные новшества, вступившие в силу с 2015 года, касаются базы налогообложения. Вместо инвентаризационной стоимости будет использоваться кадастровая, как наиболее близкая к рыночной цене недвижимости.

Переход на новую систему будет происходить постепенно, и завершиться к 2020 г.

Для тех регионов, где расчет будет производиться именно по кадастровой стоимости, размер ставки налога будет следующим:

При этом НК устанавливает размеры вычетов, которые используются при расчете базы налогообложения. Они составляют:

  1. 10 кв.м. – для отдельной комнаты;
  2. 20 кв.м – для квартиры;
  3. 50 кв. м. – для частного дома.

В тех же муниципальных образованиях, где пока используется расчет налога по инвентаризационной стоимости, используется коэффициент-дефлятор, с учетом которого определяется суммарная стоимость объектов. Налоговые ставки для них будут выглядеть следующим образом:

Рассмотрим, как рассчитывается налог по новой системе. Для этого нам потребуется информация о кадастровой стоимости объекта. Узнать ее можно, получив выписку из ГКН. Там же будет указана и общая площадь жилья. А если жилплощадь находится в общей собственности, то и размер доли.

Предположим, что имеется стандартная однокомнатная квартира, площадью 35 кв.м. Ее кадастровая стоимость составила 3,5 млн. рублей. То есть для 1 кв.м – 100000 р. Определим, какая площадь будет облагаться налогом, используя вычет: 35-20=15 кв.м.

Кадастровая стоимость такой площади, соответственно, будет 1500000. 0,1% от этой суммы составит 1500 р. Это в несколько раз больше, чем платят за такую квартиру ее владельцы сейчас. Вместе с тем, власти Москвы заявляют, что для жителей столицы размер налога увеличится примерно в пять раз.

Льготы по налогу

Налог на имущество физлиц, как и прочие местные налоги и сборы, которые платят граждане, предполагает предоставление различных налоговых льгот. С заявлением об этом в отделение ФНС должен обратиться сам налогоплательщик.

Автоматически они не предоставляются. Документы по налогу на недвижимость следует принести в тот отдел ФНС, где она расположена.

Набор налоговых льгот в каждом регионе может быть определен самостоятельно. Но есть ряд категорий, которым предоставляют налоговые послабления все без исключения субъекты РФ и органы местного самоуправления. Это:

  • нетрудоспособные инвалиды;
  • участники и ветераны ВОВ и других военных конфликтов, в том числе и в ;
  • члены семей военнослужащих погибших при исполнении долга;
  • пенсионеры;
  • ликвидаторы аварий на радиоактивных производствах.

Всем прочим гражданам, полагающим, что им можно не платить местные налоги и сборы, необходимо уточнить это вопрос в органах местного самоуправления. Точный перечень налоговых льгот содержится в тех же актах, что устанавливают данный вид обязательных платежей.

Торговый сбор

Торговый сбор не является налогом, но также относится к местным платежам. Его полагается вносить тем предпринимателям и юрлицам, кто использует для осуществления торговли недвижимое и движимое имущество.

К нему, согласно ст. 413 НК , относятся торговые точки, в том числе передвижные, отдельные помещения, здания, сооружения т.д.

Плательщики

Торговый сбор обязаны платить юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие торговую деятельность. Но среди них есть те, с кого такой платеж не взимается. Не платят торговый сбор предприниматели, выбравшие в качестве системы налогообложения патентную (ПСН) или ЕСХН. Плательщики сбора становятся на учет в налоговой службе.

Объект

Объектом обложения сборов в данном случае является использование для осуществления торговли движимого или недвижимого имущества. Минимальное количество использования – раз в квартал. Единицей может быть, как количество торговых точек, принадлежащих предпринимателю, так и размер помещения.

Размер сбора

Размер сбора устанавливают акты местного самоуправления. Но, согласно ст. 415 НК , он привязан к сумме налога, который должны уплачивать предприниматели, купившие патент на соответствующий вид деятельности.

Поскольку периодом уплаты торгового сбора является квартал, то и размер его не может быть больше налога по патенту, купленному на три месяца.

Налоговый кодекс дает городским властям возможность устанавливать различную ставку торгового сбора в зависимости от местоположения торговой точки и ее размеров. При этом возможно снижение ставки до нулевого значения.

Формула расчета довольно проста:

Для стационарных объектов ставка рассчитывается на 1 кв.м. При этом, если площадь зала превышает 50 кв.м., то верхний предел будет составлять 1/50 трехмесячного налога по патенту на розничную торговлю.

Разберем на примере:

Имеется магазин, площадь зала которого равна 120 кв.м. Стоимость патента на три месяца равна 30 000 рублей. Размер сбора в таком случае составит 120*30000/50 = 72000. Именно такую сумму потребуется вносить в местный бюджет ежеквартально владельцу торговой точки.

Льготы по торговому сбору

От уплаты торгового сбора избавлены любые учреждения и почтовая служба. Также Закон освобождает от уплаты торгового сбора не только тех, кто работает по ЕСНХ или ПСН, но предпринимателей, ведущих торговлю:

  1. с использованием автоматов (вендинг);
  2. на розничных рынках;
  3. на муниципальных ярмарках;
  4. разносную в организациях.

48 Региональные и местные налоги

Местные налоги в 2017 году – Полный экспертный анализ


Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;

Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей.

К прочим сборам относятся:

Сбор за право торговли;

Целевые сборы на содержание полиции, благоустройство, образование и другие цели (сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за парковку автотранспорта, сбор за право использования местной символики, сбор за участие в бегах на ипподромах, сбор за выигрыш на бегах, сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор со сделок, произведенных на биржах, сбор за право проведения кино и телесъемок, сбор за уборку территории населенных пунктов, сбор за открытие игорного бизнеса и др.).

На местном уровне приоритетными являются налоги на имущество и налог на землю, поскольку имущество и земля имеют определенную территориальную принадлежность.

Из числа местных налогов и сборов общеобязательными являются:

1) налог на имущество физических лиц;

3) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

4) сбор за право торговли.

Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. В частности, объект налогообложения, плательщики и порядок зачисления по налогу на имущество физических лиц определены Законом РФ № 20031 «О налогах на имущество физических лиц», порядок определения и зачисления земельного налога регламентирован Земельным кодексом и Законом РФ «О плате за землю», условия уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и сбора за право торговли, определяются местными органами власти.

Указами Президента РФ № 2268 и 2270 местным органом власти предоставлено право введения дополнительных местных налогов и сборов, не поименованных в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Впоследствии установил закрытый перечень налогов, взимаемых на местном уровне. Одновременно предусмотрено, что уплата таких налогов юридическими лицами должна производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты . Практика показала, что при разумном использовании всех рычагов налоговой политики местные источники существенно наполняют местные бюджеты.

Местные налоги и сборы оказывают регулирующее влияние на развитие социальной территории и более понятны налогоплательщику. Вместе с тем поступление местных налогов и сборов в доходную часть городов и районов неодинаково и зависит от специфики района, особенностей формирования доходной части бюджета. Доля средств, собираемых с помощью местных налогов и сборов, колеблется от 17 до 0,7%. Наиболее заселенные районы, имеющие развитую структуру производства, получают больше средств за счет местных налогов и сборов.

Однако реализация права дополнительного введения местных налогов и сборов привела к тому, что отдельные регионы ввели до нескольких десятков таких налогов и сборов. Многие из них практически не оказывают существенного влияния на пополнение бюджетов и вызывают недовольство налогоплательщиков.

Как отмечалось, в Налоговом кодексе РФ устанавливается закрытый перечень налогов и сборов. По каждому из таких налогов установлены принципы взимания, ограничения, а также предельный уровень ставок. Предусматривается сокращение количества местных налогов.

Местные налоги с физических лиц

К налогам, зачисляемым в местные бюджеты, относятся:

1) курортный сбор;

2) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

3) патентный сбор за право торговли и пр.

Плательщики курортного сбора — физические лица, прибывшие в расположенные на территории России местности, отнесенные к курортным в соответствии с решениями Правительства России, без путевок, курсовок и проживающие в гостиницах, домах колхозника, домах ведомственного жилого фонда, жилого фонда местных органов власти, жилого фонда и , в домах (квартирах), находящихся в частной собственности, а также в палатках, автомашинах и т. п.

Предельная ставка курортного сбора устанавливается в размере 5% от минимальной месячной оплаты труда в РФ. Конкретные ставки курортного сбора по территории устанавливаются местными органами государственной власти.

От уплаты курортного сбора освобождаются:

1) дети в возрасте до 16 лет;

2) инвалиды и сопровождающие их лица;

3) лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха;

4) лица, прибывшие в курортные местности в служебную командировку, на учебу, работу или постоянное местожительство;

5) туристы, следующие по плановым туристическим маршрутам туристско-экскурсионных организаций, а также совершающие самодеятельные путешествия (по маршрутным книжкам);

6) мужчины в возрасте от 60 лет и старше, женщины в возрасте от 55 лет и старше, а также дети, приезжающие к родителям указанного возраста, проживающим в курортной местности.

Лица, прибывшие на отдых в курортные местности без путевок и курсовок, уплачивают курортный сбор при регистрации при прописке по месту их временного проживания.

При перемене места жительства прибывшими на отдых в курортные местности лицами в пределах одного города или иного населенного пункта курортный сбор повторно не взимается.

Лица, прибывшие на временное проживание в курортные местности на срок до полутора месяцев, регистрируются по месту их проживания не позднее чем в трехдневный срок со дня прибытия, а в случаях, если они остановились в гостиницах, — в день прибытия.

Регистрация производится лицами, ответственными за соблюдение паспортного режима или уполномоченными вести паспортную работу, путем внесения необходимых сведений о прибывших лицах в домовые книги, карточки прописки, карточки (анкеты) или журналы (книги).

При регистрации лиц, прибывших на временное проживание в курортные местности, в домовые книги, карточки прописки вносятся следующие сведения о них: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия и номер паспорта, кем и когда выдан, адрес постоянного места жительства, а также когда и на какой срок прибыл гражданин.

Ответственными за соблюдение паспортного режима являются начальники жилищно-эксплуатационных органов, коменданты общежития, председатели жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов, директора (заведующие) гостиниц, собственники жилых домов (квартир) и другие лица, в которых находятся жилые дома (квартиры), а также лица, уполномоченные вести паспортную работу по месту временного проживания прибывших.

Лица, ответственные за соблюдение паспортного режима, допускающие проживание прибывших без регистрации или прописки, а также лица, допускающие проживание в принадлежащих им и (или) занимаемых ими жилых домах (квартирах) лиц без регистрации или прописки, привлекаются к в установленном порядке.

Администрация гостиниц взимает курортный сбор одновременно с регистрацией или пропиской прибывших. С лиц, проживающих в квартирах граждан (кроме туристов, прибывших по путевкам туристско-экскурсионных организаций), сбор взимается квартирно-посредническими организациями при выдаче направления на поселение. Лица, останавливающиеся в квартирах граждан без направления квартирно-посреднической организации, уплачивают курортный сбор в банковских учреждениях.

В гостиницах курортный сбор взимается по квитанциям, по которым принимается оплата за предоставляемое отдыхающим помещение, а в квартирно-посреднических организациях — по тем же квитанциям, по которым с прибывших взимается комиссионное вознаграждение за оказание им услуг по предоставлению помещения.

Исполнительными органами власти курортный сбор взимается по квитанциям установленного образца. Лица, проживающие в палатках, автомашинах и тому подобном (кроме туристов, совершающих самодеятельные путешествия по маршрутным книжкам), уплачивают курортный сбор в банковские учреждения или местные органы власти по месту их временного проживания. При регистрации или прописке лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора, в домовых книгах или карточках прописки должна быть сделана отметка о предъявлении ими документов, подтверждающих их право на получение льготы (свидетельств о рождении, паспортов, справок врачебно-трудовой экспертной комиссии, командировочных удостоверений, пенсионных книжек), с указанием организации, выдавшей документ, его номера и даты выдачи этого документа.

При регистрации или прописке этих лиц в гостиницах указанные отметки производятся в карточках (анкетах) или журналах (книгах). Курортный сбор зачисляется в местные бюджеты.

Регистрационный сбор уплачивают физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными актами, без образования юридического лица, за государственную регистрацию их в качестве предпринимателей.

Предельные ставки регистрационного сбора, а также категории плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются местными органами государственной власти. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Конкретный размер сбора в пределах установленного размера ставки для отдельных плательщиков определяет соответствующая местная администрация при рассмотрении заявления о регистрации. Сумма сбора зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации предпринимателя.

Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей местной администрацией по месту постоянного жительства. Для регистрации физические лица представляют заявления. Регистрация должна быть произведена не позднее чем в 15-дневный срок с момента подачи заявления физическим лицом. Физическому лицу выдается свидетельство на срок, указанный в заявлении этого лица, после представления им документа об уплате регистрационного сбора. Формы заявления и свидетельства утверждаются Министерством финансов РФ. Отказ в регистрации может быть вынесен только в случаях, когда физическое лицо изъявило желание заниматься запрещенной законом деятельностью, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами России.

Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается. Свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр свидетельства выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, осуществляющей регистрацию, а третий экземпляр направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя. При утере свидетельства о регистрации предпринимательской деятельности выдается дубликат, за выдачу которого взимается 20% от суммы ранее уплаченного сбора.

Предприниматель обязан предъявить свидетельство о государственной регистрации предпринимательской деятельности по требованию должностных лиц налоговых органов при осуществлении им своих функций.

С развитием рыночных отношений усиливается тенденция к росту поступлений в местные бюджеты от регистрационного сбора.

Патентные сборы за право торговли. Граждане, осуществляющие торговлю в постоянном месте, должны приобрести патент на право торговли, на определенный период, место торговли и группу товаров, которыми будут они торговать. На право торговли в местах массовой торговли физическим и юридическим лицам выдается разовый талон сроком на один день.

Местные органы власти вправе устанавливать льготы по уплате сбора для отдельных категорий плательщиков.

Физические лица, осуществляющие торговлю, должны вести учет доходов, полученных в результате торговой деятельности, и отражать их в декларации, представляемой в налоговые органы для целей налогообложения. Уклонение от уплаты сбора за право торговли влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Дополнительные налоги и сборы, взимаемые на местном уровне.

Решениями органов государственной власти на местном уровне могут вводиться дополнительные местные налоги и сборы:

Целевые сборы на содержание полиции, благоустройство, образование и др.;

Сбор с владельцев собак;

Сбор за выдачу ордера на квартиру;

Сбор за парковку автомобиля;

Сбор за право использования местной символики;

Сбор за участие в бегах;

Сбор за выигрыш на бегах;

Сбор с биржевых сделок;

Сбор за открытие игорного бизнеса;

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

По мере углубления экономических реформ усиливается акцент на налогообложении физических лиц и соответственно на пополнении доходной базы органов .

Зарубежная практика подтверждает, что именно налоги с физических лиц формируют доходную базу территориальных бюджетов. Поэтому с развитием рыночных отношений, предпринимательства ожидается перенос тяжести налогообложения с юридических лиц на физические лица, что в свою очередь не только укрепит доходную базу региональных и местных бюджетов, которые смогут в полной мере реализовывать мероприятия по социальной защите населения.

Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства

Одно из важнейших условий становления рыночных отношений в Российской Федерации — развитие малого предпринимательства. Его формирование определяется, прежде всего, общей финансово-экономической политикой, проводимой в стране Вместе с тем существуют особенности функционирования малых предприятий, обусловленные закономерностями и тенденциями социально-экономического развития и рыночного хозяйствования. Среди них — возможность гибкого реагирования на изменения конъюнктуры рынка, быстрый переход на новые виды товаров и услуг, эффективность использования сырья и трудовых ресурсов, отходов производства и т.д. Малые предприятия призваны содействовать ускорению внедрения научно-технических достижений. Они позволяют вовлечь в производство высвобождаемых при переходе к регулируемой рабочих, уменьшить .

Малые предприятия вносят значительный вклад в развитие экономики регионов, способствуют формированию стабильных налоговых поступлении в бюджет всех уровней.

Федеральный закон « О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88ФЗ дает определение субъектов малого предпринимательства.

К ним относятся:

1. Коммерческие организации, для которых установлены рамки по доле участия различных лиц в по численности работников.

Так, коммерческая организация является малым предприятием, если:

а) в ее уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

б) средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: в промышленности — 100 человек, строительстве — 100, транспорте — 100, сельском хозяйстве — 60, научно-технической сфере — 60, оптовой торговле — 50, розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

2. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, также являются субъектами малого предпринимательства.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

Установление упрощённого порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификации их продукции, представление государственной статистической и ;

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Финансовая поддержка малого предпринимательства со стороны на федеральном уровне осуществляется через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который является государственной некоммерческой организацией федерального уровня.

Основные источники формирования средств Фонда — ассигнования из федерального бюджета и средства от федеральной собственности.

Система поддержки малых предприятий основана на специальных программах развития и поддержки малого предпринимательства (федеральных программах, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных, которые соответственно разрабатывают правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления).

Например, в Москве, где сконцентрировано не менее четверти всех малых предприятий России, создана система поддержки малого предпринимательства. Постановление правительства Москвы №399 содержит Положение о порядке финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве за счет бюджетных ассигнований, средств фонда занятости, средств Московского фонда поддержки малого предпринимательства, других внебюджетных источников финансирования, а также за счет средств предпринимателей, добровольных взносов юридических и физических лиц и других, не запрещенных законом источников.

Такая классификация оффшорных зон обусловлена следующими признаками:

Полным или частичным освобождением от отдельных видов налогов, например, отсутствием корпоративного, подоходного налогов с физических лиц, налогов на имущество, продажу, прирост капитала (Багамские острова);

Налоговыми льготами, например низкими ставками по кредитам, субсидируемым правительством на развитие отдельных отраслей (Люксембург);

Особым правовым статусом субъектов предпринимательской деятельности (Лихтенштейн, штат Делавар, США);

Зависимостью методов налогообложения от типов компаний, получающих статус структур, освобожденных от налогообложения, например, коллективные инвестиционные фонды — холдинги (Гибралтар, острова Джерси и Гернси);

Преимуществами развития отдельных сфер деятельности (банковской, страховой — Люксембург, финансовой — Швейцария);

Широко развитой инфраструктурой бизнеса (Кипр);

Назад | |

Налоговая система РФ устроена по многоуровневой схеме. Есть сборы, которые взимаются в федеральный бюджет, есть те, что направляются в региональную казну, а есть те, за исчисление и взимание которых отвечает муниципалитет. Какие местные налоги и сборы установлены в РФ? Каков порядок их исчисления и распределения?

Определение

Местные налоги и сборы - это обязательные для отдельных субъектов правоотношений платежи, установленные НК РФ. Также источниками права в данной сфере могут быть локальные акты, принятые органами власти муниципалитетов.

К местным налогам относятся налоги на землю и имущество физических лиц. Вводятся соответствующие обязательства или же прекращают свое действие в соответствии с Налоговым кодексом, а также нормативными актами, принятыми в муниципалитетах.

Распределение полномочий

Рассмотрим то, как местные налоги и сборы взимаются на практике. Если речь идет о таком типе муниципалитета, как городской округ, то полномочия органов, связанных с установлением или прекращением соответствующих платежей, возлагаются на представительную ветвь местной власти или же аналогичные структуры в рамках районов, при условии, разумеется, что в регионе РФ приняты локальные акты о разграничении полномочий между этими органами.

Налоги в городах федерального значения

Если речь идет о городах федерального значения - Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, - то местные налоги и сборы регулируются НК и законами указанных субъектов РФ. Если говорить об установлении соответствующих платежей, то полномочия органов власти в городах федерального значения могут быть связаны с регулированием ставок, порядком, а также сроками уплаты сборов - но только в случае, если в НК РФ нет релевантных формулировок.

В свою очередь, законодательные собрания указанных городов могут определять то, как исчисляется налоговая база, устанавливать льготы.

Ключевые принципы

Налоги местного самоуправления в РФ взимаются в рамках следующих ключевых принципов.

Во-первых, конкретный перечень платежей определяется на уровне федерального законодательства, равно как и полномочия муниципалитетов, связанные с установлением, корректировкой или же отменой налогов и сборов.

Во-вторых, если в регионе предусмотрены такие административно-территориальные единицы, как городские округа, то в них могут устанавливаться полномочия, связанные с регулированием налогов и сборов, что приняты для поселений и районов.

В-третьих, соответствующие платежи призваны наполнять местные бюджеты. Налоги и сборы, таким образом, - в числе ключевых механизмов финансового обеспечения муниципалитетов. Ставки платежей устанавливаются законодательными органами власти локальных территориальных образований. Также НК РФ предусмотрены нормативы соответствующих зачислений налогов и сборов в бюджет муниципалитета.

В-четвертых, если речь идет о казне отдельного поселения, которое входит в состав района, то в нее могут зачисляться доходы от локальных налогов и сборов в рамках норм реализации бюджетной политики на соответствующем уровне, закрепленных в федеральном законодательстве.

Аспекты установления налогов и сборов

Рассмотрим некоторые ключевые аспекты, касающиеся установления рассматриваемого типа платежей. Как мы уже отметили выше, к числу местных относятся налоги на землю и имущество. Ключевые нюансы их установления на уровне округов, районов и городов федерального значения мы исследовали. Полезно вместе с тем отметить, какими нормативными актами регулируется установление местных налогов и сборов, связанных с имуществом и землей. Это прежде всего НК РФ, а также ФЗ, принятый 9 декабря 1991 г., "О налогах на имущество физических лиц". Устанавливает местные налоги и сборы НК РФ. Однако в данном аспекте могут применяться также и локальные нормативные акты муниципалитетов.

Кто платит местные налоги и сборы? Все зависит от конкретного типа соответствующих обязательств. Рассмотрим данный нюанс подробнее.

Кто платит в местный бюджет?

Если речь идет о земельном налоге, то обязательства по его уплате могут возлагаться как на физических лиц, так и на организации, которые владеют землей на праве собственности, бессрочного пользования или наследуемого владения. То есть можно отметить, что если человек или фирма арендуют землю, то обязательств по уплате соответствующих налогов они не несут.

Налог на прибыль бизнесов;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Государственные пошлины;

Сборы, взимаемые за пользование биологическими ресурсами и объектами животного мира.

Также на федеральном уровне могут взиматься платежи, отражающие специальные режимы. Каков размер нормативов, в рамках которых часть соответствующих налогов может зачисляться в казну муниципалитетов? Многое зависит от конкретной территориальной единицы. Например, если речь идет о поселениях, то в отношении них норматив от НДФЛ - 10%. В свою очередь, если речь идет о муниципальном районе, то от федерального НДФЛ им отчисляется 20%. Весьма приличен показатель, установленный для ЕНВД. От этого налога в казну районов подлежит перечислению 90% платежей. Можно отметить, что по нормативу 100% в бюджет городских поселений зачисляются пошлины за нотариальные услуги, а также выдачу разрешений на перевозку некоторых видов грузов.

На что могут рассчитывать городские округа в аспекте получения части федеральных налогов? В отношении данного типа муниципальных территорий законами также предусмотрен ряд привилегий. Так, от НДФЛ городские поселения могут получать 15%. В свою очередь норматив, установленный в отношении ЕНВД и сельскохозяйственного налога, - 100%. Также если предприниматель использует патентную систему налогообложения, то 100% от уплачиваемых им налогов идут в город. Данного типа муниципальные образования также могут получать в свой бюджет денежные средства в соответствии с дополнительными нормативами, в частности, это касается НДФЛ - если органы власти региона примут соответствующее решение.

Налоги многообразны

Таким образом, мы фиксируем то обстоятельство, что местные сборы - в достаточной мере многофакторное явление, которое, как считают некоторые эксперты, допустимо фиксировать в двух основных механизмах, работающих в налоговой системе РФ. Во-первых, это классифицированные на уровне федерального законодательства платежи - земельный налог и имущественный сбор для физических лиц. Во-вторых, это региональные и федеральные налоги, за счет которых местный бюджет так или иначе получает финансирование.

Новое на сайте

>

Самое популярное