Домой Микрозаймы Выпиши перечисленные блага в соответствующие графы. Свободные и экономические блага

Выпиши перечисленные блага в соответствующие графы. Свободные и экономические блага

Вопрос 1. В чём состоят потребности человека? Каковы основные участники экономики? Из чего складываются ресурсы семьи? Что такое семейный бюджет?

Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу, современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.

Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:

Физиологические (голод, жажда);

Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха);

Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);

Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);

Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

Эту классификацию можно дополнить также потребностями рациональными и иррациональными, духовными и материальными, осознанными и неосознанными, прямыми и косвенными и др.

Субъектами экономики являются лица, которые самостоятельно принимают основные экономические решения. Это могут быть домохозяйки, фирмы, банки, органы государственной власти и др. Их также именуют основными участниками экономики. К объектам экономики относится все то, по поводу чего принимаются основные экономические решения.

Субъекты экономики в условиях рыночной экономики делятся на следующие виды: домашние хозяйства, фирмы (предприятия) и государство.

Ресурсы семьи – это деньги, материалы и производственные ценности, всевозможные запасы и источники доходов. Ресурсами семьи являются:

Трудовые – возможность каждого члена трудиться;

Материальные – недвижимость: квартира, дом, земельный участок, сарай, гараж, автомобиль, велосипед, бытовая техника;

Финансовые – наличные деньги, банковские счета, ценные бумаги, страховые полисы;

Технологические – технология приготовления пищи, одежды, ремонтные работы, производство товаров и услуг.

Семейный бюджет – это совокупность денежных и материальных активов всех членов семьи, соединение личных бюджетов мужа и жены в один общий.

Вопрос 2. Почему не все наши желания исполняются? Можем ли мы всегда купить то, что хотим? В чём смысл утверждения «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»?

Мы не всегда можем купить то, что хотим, потому что у нас не всегда бывают деньги. Редко что-либо бесплатное не имеет скрытого подвоха, ловушки.

Вопрос 3. Каким образом экономика зависит от объёма и направленности наших потребностей?

Потребности человека неограниченны, а экономические ресурсы ограничены, поэтому экономика и решает задачу как использовать ограниченные ресурсы для неограниченных наших потребностей.

Сложность экономического выбора заключается в том, что сколько бы человек не хотел потребить или приобрести, ему всегда будет не хватать средств на реализацию своих потребностей. Экономика развивается больше в тех сферах, в которых мы видим желаемые нами товары и услуги. Это и является направленностью и количеством потребляемого нами товара. К примеру если нам больше нужны булочки, нежели компьютеры, то пищевая промышленность будет преобладать над технической.

Вопрос 4. Откуда люди получают жизненные блага?

Жизненные блага – это всё то, что должно обеспечивать нормальную жизнь человека, его жизнедеятельность. Именно своей деятельностью человек зарабатывает свои блага – все или в основном. Это значит, что он должен заработать деньги, которые позволят ему иметь все, что он захочет, и пользоваться всеми благами. А как можно заработать деньги, какие источники финансов? В основном, наверное, такие: работая и получая зарплату; подрабатывая дополнительно еще где-то; выигрывая в лотерею; делая ставки у букмекеров; получив богатое наследство; занимаясь рукоделием и продавая свои изделия; выращивая на своем участке овощи и фрукты, а также птицу и животных, и продавая эту продукцию; выгодно вкладывая деньги и получая высокие дивиденды.

Как видим, основной источник – это, конечно, собственный труд. И по идее, чем выше потребности, тем больше нужно зарабатывать, а, значит, трудиться.

Вопрос 5. Почему природные ресурсы планеты нельзя считать неисчерпаемыми?

С проблемой ограниченности ресурсов люди сталкиваются при организации различной деятельности и на разных уровнях: от индивидуального и семейного до государственного. Об ограниченности денежных ресурсов многие из вас, вероятно, вспоминают, когда отправляются в школьную столовую. Отдельное предприятие вынуждено планировать своё производство, исходя из возможности произвести лишь ограниченное количество затрат имеющихся ресурсов, чтобы избежать убытков и получить прибыль.

Итак, человеческие потребности постоянно растут и практически безграничны, а ресурсов для их удовлетворения всегда недостаточно, и они ограниченны.

Ограниченность ресурсов - недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества. Это одна из главных экономических проблем, определяющая во многом жизнь общества.

Вопрос 6. В чём сложность экономического выбора?

Итак, мы знаем, что человек живёт в мире ограниченных возможностей, когда его потребности превосходят имеющиеся ресурсы. Это противоречие рождает сложную проблему выбора: на что истратить ограниченные средства? Какие потребности удовлетворить в первую очередь? Как распорядиться тем, что имеем, наилучшим образом? В экономике этот выбор приходится делать практически на каждом шагу и всем участникам экономических отношений: отдельному производителю и потребителю, каждой семье, предприятию, государству. В чём заключается этот выбор?

В основе выбора чаще всего лежит желание как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности. Однако выбирающему всегда приходится от чего-то отказываться.

Каждой семье приходится выбирать, как распределить имеющиеся доходы (например, сколько потратить на питание, чтобы иметь возможность отложить средства для проведения отпуска на море), как распределить домашние обязанности, чтобы освободить время для досуга, отдыха. Перед трудным выбором оказываются и фирмы: что из благ и в каком количестве производить с помощью ограниченных ресурсов. Предприниматель, имея ограниченный бюджет, решает, увеличить объём производства путём найма дополнительных работников или повысить производительность труда, внедрив новую технологию. Государство, планируя свои доходы и расходы, вынуждено делать выбор, например, между необходимым объёмом социальной помощи населению и требуемым уровнем обеспечения национальной обороны; следует ли отдать предпочтение производству предметов потребления (производить больше утюгов, холодильников, одежды) или средств производства (станков, машин, оборудования), ведь увеличение производства товаров производственного назначения потребует перемещения части ресурсов с производства предметов потребления и наоборот.

Вопрос 7. Что такое альтернативная стоимость?

Сложность проблемы выбора заключается в том, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других, а выбирая вариант использования ограниченных ресурсов, мы теряем возможность использовать их по иному назначению. Значит, за принятое решение мы вынуждены платить и любой выбор имеет свою цену, которую экономисты называют альтернативной стоимостью. Её основу составляют отвергнутые блага или варианты использования ресурсов, которые невозможно реализовать из-за того, что ресурсы уже затрачены на удовлетворение выбранного варианта. Альтернативной стоимостью является польза или выгода, которую мы могли бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов.

Вопрос 8. Как определить альтернативную стоимость выбора?

Допустим, у вас есть несколько вариантов проведения последнего месяца летних каникул: смена в спортивном лагере, поездка с родителями на теплоходе, отдых на даче у друга. Варианты указаны по степени их предпочтительности для вас. Выбрав наиболее желаемый вариант (спортивный лагерь), вы заплатите за свой выбор отказом от поездки с родителями на теплоходе. Это и будет являться альтернативной стоимостью вашего выбора. Альтернативная стоимость - это оценка упущенной выгоды, плата за принятое решение.

Таким образом, экономические действия людей - это результат, как правило, осознанного выбора. Рациональный выбор предполагает оценку принятого решения, т. е. сравнение затрат и выгод, связанных с имеющимися вариантами решения.

Вопрос 9. Ограниченность ресурсов испытывают все страны, но одни называются бедными, а другие - богатыми. От чего зависит уровень благосостояния общества? Бедность и ограниченность ресурсов - это одно и то же? Объясни свой ответ.

Уровень жизни (уровень благосостояния) - уровень материального благополучия, зависящий от объемов реальных доходов человека.

В действительности понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объемом реальных доходов в расчете на душу населения, но и рядом неденежных факторов. Опросы среди населения могут наглядно доказать, что значительное количество индивидов в оценке собственного уровня жизни учитывает такие факторы как степень здоровья, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и деятельностью и др.

Ограниченные ресурсы могут быть в большом количестве, но они когда-то закончатся, отсюда и название, бедность ресурсов - это когда либо их в количестве мало либо их в разнообразии мало.

Вопрос 10. Заполни в своей тетради таблицу «Жизненные блага».

Свободные блага: вода из родника, энергия ветра, дожди.

Экономические блага: пошив одежды в ателье, мороженое, занятия в театральном кружке, ремонт квартиры, проезд в автобусе, освещение улиц.

Вопрос 11. Можно ли назвать предоставляемую государством бесплатную медицинскую помощь гражданам свободным благом, а лесные грибы и чернику - экономическим благом? Почему?

Лесные грибы и чернику нельзя назвать экономическим благом. Так как мы не платим за них, а собираем сами. Если бы мы купили, то можно было бы. Скорее всего потому, что от медицинской помощи, бесплатной вы помощи не получите, от черники, помощь очевидна. Но кто-то, решил, что дары леса это природные ресурсы и их нужно облагать налогом поэтому и разница в названии блага.

Вопрос 12. Объясни, как ты понимаешь следующее высказывание английского драматурга Бернарда Шоу: «Экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».

Это прямое указание на главную проблему экономики – ограниченность факторов производства и порождаемая этим проблема выбора.

Суть проблемы выбора состоит в том, что необходимо определиться, как можно использовать имеющиеся ограниченные ресурсы для того, чтобы максимально удовлетворить потребности людей, то есть «наилучшим образом» организовать жизнь людей. И эти проблемы призвана решать экономика, и как процесс производства. И как наука. Для того чтобы сложить свою жизнь «наилучшим образом», нельзя игнорировать законы экономики. Перефразируя классика, получим основной принцип сегодняшнего менеджмента во всем мире: "максимальный результат при минимальных затратах". Именно этого и стремится достичь теория принятия и реализации управленческих решений. Это и есть создание благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей. И делать это, по мнению Б. Шоу, необходимо «наилучшим образом», то есть максимально эффективно.

Подумай: Почему не все наши и желания исполняются?

Можем ли мы всегда купить то, что хотим? В чем смысл утверждения "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке"?

Человек практически ежедневно сталкивается с множеством проблем: тепло или холодно в квартире, есть ли еда в холодильнике, сколько денег в кошельке и на что их потратить, можно ли купить новый телевизор или выписать любимый журнал, работает ли библиотека и т. п.? Нас интересуют вопросы, связанные с удовлетворением наших многообразных потребностей.

Потребности и ресурсы . Потребности это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.

Потребности людей разнообразны, но попробуем выделить наиболее значимые для человека. Прежде всего это материальные потребности (в еде, одежде, жилище) и духовные потребности (в чтении книг, журналов, в посещении театров, выставок, н путешествии). Существуют потребности в труде, образовании, охране здоровья. И наконец! У людей развиваются социальные потребности (в дружбе, любви, лидерстве, самоуважении).

Цель удовлетворения этих потребностей - создание условий для жизни и деятельности людей. Теперь попробуем вместе разобраться, каким образом экономика принимает участие в этом.

Набор и характер потребностей могут зависеть от климатических условий, обычаев и уровня жизни в конкретной стране, степени развития науки и производства. Однако наши потребности имеют общие закономерности: они изменяются со временем (например, сегодня никто не ходит в лаптях и не использует керосиновую лампу для освещения); потребности, как правили, всегда растут быстрее, чем возможности для их удовлетворения.

Общество, как известно, постоянно развивается, и развиваются потребности людей. Потребность в какой-то конкретной вещи удовлетворить относительно легко - достаточно получить новый велосипед вместо разбитого старого. Но по мере удовлетворения одних потребностей неизбежно возникают все новые (велосипед хочется заменить мотоциклом, машиной). В век «информационной революции» появляются дополнительные возможности влияния на потребности и их качественные изменения. (Подумай, какие новые потребности создает, например, телевизионная реклама или информация о новых товарах и услугах в Интернете.) Процесс этот бесконечен, что позволяет сделать вывод: потребности людей безграничны.

О сказочной скатерти-самобранке или возможности иметь золотую рыбку «на посылках», чтобы постоянно удовлетворять наши потребности, мы можем только мечтать. Но в реал иной жизни в каждый данный момент времени общество располагает лишь ограниченным количеством ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей. Потребности человека направлены на предметы, способные удовлетворить его желания. Чтобы сшить костюм, нужна ткань. Чтобы построить дом, нужны материалы и оборудование: дерево, цемент, инструменты. Чтобы произвести бензин для машины, нужна нефть. Все это называется ресурсами (от франц. ressourse - вспомогательное средство). По отношению к «изобилию" человеческих потребностей ресурсы, имеющиеся в экономике в каждый данный момент времени, ограниченны и их никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей. Например, если в с гране произведено 4 млн. стиральных машин, а желающих их купить оказалось, бы 6 млн. человек, то не нее смогли бы удовлетворить свои потребности. Для того чтобы увеличить выпуск достаточного количества машин, потребуется произвести больше металла, электродвигателей и др. Но в данный момент имеющиеся ресурсы и производственные возможности ограниченны.

Ограниченность экономических благ и необходимость производства все большего их объема для улучшения жизни людей заставляют общество решать проблему разумного использования п рационального распределения благ. Проблема распределения ограниченных ресурсов - одна из основных проблем экономики.

Экономический выбор и альтернативная стоимость . Итак, мы знаем, что человек живет в мире ограниченных возможностей, когда его потребности превосходят имеющиеся ресурсы. У то противоречие рождает сложную проблему выбора: на что истратить ограниченные средства? Какие потребности удовлетворить н первую очередь? Как распорядиться тем, что имеем, наилучшим образом? В экономике этот выбор приходится делать практически на каждом шагу и всем участникам экономических отношений: Отдельному производителю и потребителю, каждой семье, предприятию, государству, В чем заключается этот выбор?

Отправляясь в магазин за покупками, вы, конечно, помните об ограниченности денежных ресурсов, которыми располагаете. Вы хотели бы купить и новый магнитофон, и новую куртку, но можете позволить себе приобрести что-то одно. Возможно, пройдясь по магазинам, вы сможете купить менее модную куртку и более дешевый магнитофон, но в этом случае вы жертвуете своим личным временем и качеством товара в обмен па возможность приобрести обе вещи.

В основе выбора чаще всего лежит желание как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности, Однако выбирающему всегда приходится от чего-то отказываться.

Каждой семье приходится выбирать, как распределить имеющиеся доходы (например, сколько потратить на питание, чтобы иметь возможность отложить средства для проведения отпуска на море), как распределить домашние обязанности, чтобы освободить время для досуга, отдыха. Перед трудным выбором оказываются и фирмы: что из благ и в каком количестве производить с помощью ограниченных ресурсов. Предприниматель, имея ограниченный бюджет, решает, увеличить объем производства путем найма дополнительных работников или повысить производительность труда, внедрив новую технологию.

Государство, планируя свои доходы и расходы, вынуждено делать выбор, например, между необходимым объемом социальной помощи населению и требуемым уровнем обеспечения национальной обороны: следует ли отдать предпочтение производству предметов потребления (производить больше утюгов, холодильников, одежды) или средств производства (станков, машин, оборудования), ведь увеличение производства товаров производственного назначения потребует перемещения части ресурсом с производства предметов потребления, и наоборот.

Документ. Фрагмент из работы американских и российских ученых:

«Большинство ситуации таковы, что нужно выбрать лучшую альтернативу из возможных... Если вам предстоит построить мост и есть несколько вариантов места для его строительства, то никак невозможно выбрать два варианта, ибо нужен только один мост.

По принципу «все или ничего» может быть принято совеем немного решений... Бизнесмен может сочетать ограниченный бюджет на газетную рекламу с широко развернутой кампанией рекламы по почте, а правительство может отложить постройку некоторых школ с целью отремонтировать дороги с интенсивным движением. Каждое из этих решений представляет собой компромиссны и выбор частично отказаться от чего-либо, чтобы получить что-то другое в более полной мере.

Одними из наиболее ясных примеров проблемы выбора являются решении, принимаемые в связи с проблемами защиты окружающей среды. Например, больно и астмой, инженеры, политики и экологи могут спорить о допустимых нормах загрязнения атмосферы, однако стоимость полного устранения атмосферного загрязнения очень высока, В результате принятые Правительством допустимые нормы являются компромиссными с учетом противоположных интересов данных групп людей».

Как документ помогает понять проблему ограниченности ресурсов и выбора в экономике? Приведи собственные примеры принятия решений; тобой или другими на основе экономического выбора.

Каждому участнику экономики приходится проводить своеобразное ранжирование своих потребностей по степени их важности и неотложности. При этом каждый решает проблему выбора по-своему, но, как правило, стремится поступать рационально (от лат. ratio - разум: rationis - мера, расчет), т. е. разумно, расчетливо. В экономике это предполагает выбор варианта, который кажется людям наилучшим; приносит им больше выгоды по сравнению с затратами.

Таким образом, сложность проблемы выбора заключается в том, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других, а выбирая вариант использования ограниченных ресурсов, мы теряем возможность использовать их по иному назначению. Значит, за принятое решение мы вынуждены платить, и любой выбор имеет свою пену, которую экономисты называют альтернативной стоимостью. Ее основу составляют отвергнутые блага или варианты использования ресурсов, которые невозможно реализовать из-за того, что ресурсы уже затрачены на удовлетворение выбранного варианта. Альтернативной стоимостью является польза или выгода, которую мы могли бы получить от самого лучшего из не выбран пых вариантов. Чтобы лучше понять, как определяется стоимость выбора, обратимся к примерам.

Допустим, у вас есть несколько вариантов проведения последнего месяца летних каникул: смена в спортивном лагере, поездка с родителями на теплоходе, отдых на даче у друга. Варианты указаны по степени их предпочтительности для вас. Выбран наиболее желаемый вариант (спортивный лагерь), вы заплатите за свой выбор отказом от поездки с родителями на теплоходе. Это и будет являться альтернативной стоимостью вашего выбора. Альтернативная стоимость - это оценка упущенной выгоды, плата за принятое решение.

Ситуация . Выпускница школы мечтала стать детским врачом, После окончания школы она могла бы работать санитаркой в больнице, получая зарплату 2 тыс. р. в месяц, регистратором в детской поликлинике с окладом в 3 тыс. р. или ночной няней в детском санатории, имея доход 4 тыс. р. в месяц. Однако, оценив перспективы будущей профессии, она поступила на конкурсной основе в Медицинскую академию. Альтернативная стоимость ее выбора составила 4 тыс. р.

Таким образом, экономические действия людей - это результат, как правило, осознанного выбора. Рациональный выбор предполагает оценку принятого решения, т. е. сравнение затрат и выгод, связанных с имеющимися вариантами решения.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что экономика показывает, как общество осуществляет рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

Проверь себя

1. Каким образом экономика зависит от объема и направленности наших потребностей?

2. Откуда люди по луча рот жизненные блага?

3. Почему природные ресурсы планеты нельзя считать неисчерпаемыми?

4. В чем сложность экономического выбора?

5. Что такое альтернативная стоимость?

6. Как ё преде лита альтернативную стоимость выбора?

В классе и дома

1. Ограниченность ресурсов испытывают все страны, но одни называются бедными, а другие богатыми. От чего зависит уровень благосостояния общества? Бедность и ограниченность ресурсов - это одно и то же? Объясни свой ответ.

2. Заполни в своей тетради таблицу «Жизненные блага».

Впиши перечисленые примеры в соответствующую графу таблицы: пошив одежды в ателье, вода из родника, мороженое, занятия в театральном кружке, энергия ветра, ремонт квартиры, дожди, проезд в автобусе, освещение улиц.

3. Можно ли назвать предоставляемую государством бесплатную медицинскую помощь гражданам свободным благом, а лесные грибы и чернику экономическим благом? Почему?

4. Объясни, как ты понимаешь следующее высказывание английского драматурга Бернарда Шоу: «Экономика - это умение пользоваться жизнью наилучший образом».

Говорят мудрые

« Богатство - вещь, без которой можно жить счастливо, но благосостояние - вещь, необходимая для счастья».

Н. Г. Чернышевский (1828-1889), российский мыслитель, литератор

БЛАГА

Итак, Каждый человек обладает некоторым набором потребностей, или желаний (в экономической теории это синонимы). Существенная часть желаний людей заключается в получении некоторых "вещей" и использовании их в своих целях. Давайте рассмотрим, какими могут быть эти "вещи".

Экономические потребности удовлетворяются посредством благ. Под благом понимают любое средство, приносящее пользу, т.е. способное удовлетворить какую-либо потребность.

Благом называется все, что человек использует для удовлетворения своих желаний и получения удовольствия.

Так, например, благом может являться предмет, который человек съедает (яблоко, бутерброд, конфета), или носит (шапка, галстук, очки), или использует для каких-либо целей (вилка, телевизор, стол).

Благом может быть состояние окружающей среды, если оно доставляет человеку удовольствие (например, чистое небо, красивый закат или свежий воздух).

Благом может быть информация (например, смешная история, музыка или свежие новости).

СВОБОДНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА

Все блага, которые может потреблять население нашей воображаемой страны, делятся на две группы в зависимости от ограниченности их потребления.

Свободное благо находится в избытке по отношению к потребностям и не является предметом экономической деятельности. Свободные блага не требуют отказа от других благ, и, следовательно, могут потребляться в неограниченном количестве. Например, свободным благом является воздух = человек свободно вдыхает его, даже не задумываясь об этом. Или солнечный свет в безоблачный день. Или вода на берегу моря.

Например, дневное освещение. Однако освещение ночью является относительно редким – его не много относительно потребности в нем, – поэтому данное благо производят, а производство сопряжено с затратами. Вот почему оно имеет цену. Это уже пример экономического блага .Произведённые, или созданные с определёнными затратами человеком блага, называются экономическими благами. Только они имеют экономическое значение, потому что являются предметом экономической дея­тельности. Экономические блага для потребления требуют отказа от некоторого количества других благ и поэтому не могут потребляться в неограниченном количестве.

Во-первых, это просто редкие блага, которые могут использоваться различным способами. Например, найденная жемчужина может быть использована как украшение и как подарок. Если вы ее подарите, вы не сможете носить ее сами.

Во-вторых, это блага, для производства которых требуются ограниченные ресурсы. Например, чтобы произвести булочку, нужно затратить природные ресурсы и труд, которые могли бы быть израсходованы на производство яблока. Следовательно, вам приходится жертвовать яблоком для приобретения булочки.



Блага могут быть свободными или экономическими = в зависимости от условий местности и времени, в которых находится человек. Например, вода будет являться свободным благом на берегу реки и экономическим благом в пустыне. Благо "пение птиц" является свободным в весеннем лесу и экономическим в центре большого города. Свет будет свободным благом днем, но экономическим благом ночью.

Большинство известных вам благ являются экономическими по одной простой причине эти блага человек придумал сам и нигде в природе их обнаружить нельзя. Эти блага требуют производства, для которого и существует хозяйство.

Причем развитие хозяйства самым прямым образом зависит от величины желаний населения потреблять различные блага. Если желания населения будут ограничены, то хозяйство будет развиваться только до того момента, пока все эти желания не будут удовлетворены, а после достижения этого момента развитие хозяйства остановится.

Но если желания людей будут неограниченны, все будет иначе. Когда окажется, что люди могут обеспечить себя всем, к чему стремились, им сразу или через некоторое время захочется чего-то большего. Людям захочется увеличить объем потребляемых благ, или же они просто будут придумывать новые блага. Таким образом, хозяйство будет постоянно развиваться в сторону все большего увеличения производства благ.

Экономические блага бывают: материальными и нематериальными

Обычно под материальными благами понимают товары, а под нематериальными - услуги. В действительности же услуги могут быть и материальными (например, транспортные услуги). Значит, между товарами и услугами существует другое отличие, а именно: от товаров услуги отличаются тем, что их производство и потребление происходит одновременно, их невозможно хранить. Например, массаж: эта услуга потребляется в тот самый момент, когда ее оказывают. Врач не может сделать массаж впрок, чтобы им воспользовались на следующий день. Т.е потребительскими и инвестиционными



Потребительские блага непосредственно удовлетворяют потребности, например, джинсы, чайники. Инвестиционные блага используются для производства других благ, как, например, экскаватор, товарный состав. е взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми

Взаимозаменяемые товары и услуги удовлетворяют одну и ту же потребность. Совместное потребление взаимодополняемых благ необходимо для удовлетворения одной потребности.

Итак, для удовлетворения экономических потребностей необходимо произвести товары или услуги, а для того, чтобы их произвести, нужны ресурсы.

Использование человеком всех благ в своих целях называется в экономической теории потреблением . Когда человек ест яблоко, говорят, что он потребляет благо "яблоко". Когда он наслаждается пением птиц за окном, говорят, что он потребляет благо "пение птиц".

Среди всего множества благ можно условно выделить так называемые блага первой необходимости, которые нужны для поддержания жизни человека. Этими благами всегда являются воздух, вода и продукты питания, а в большинстве случаев также одежда и жилище.

Без потребления многих других благ человек, в принципе, может обойтись. Зачем же он их будет потреблять? Потому что он получает от их потребления удовольствие. Например, ему нравится есть вкусное мороженое, сидеть в удобном кресле, читать интересную книгу и т. д.

Граница между благами первой необходимости и "просто приятными" благами достаточно условна. Например, потребность в пище можно удовлетворить как куском хлеба, так и пирожным. Но значит ли это, что пирожное нужно считать благом первой необходимости? Традиционно к этим благам причисляются самые простые и необходимые для здоровья продукты питания. Выделение необходимых благ нам еще пригодится в дальнейшем в ходе изучения экономической теории.

Антиблага (зло)

Но существуют также и антиблага - предметы и состояния окружающей среды, которые человек не хочет потреблять, так как они доставляют ему неприятные ощущения. Например, антиблагом может быть громкий шум, дождь, комары и т. д.

Более того, некоторые антиблага для человека являются смертельными - человек может упасть в пропасть, стать жертвой хищных зверей, съесть или выпить что-нибудь ядовитое. При потреблении этих "благ" жизнь может стать невозможной, и поэтому можно сказать, что отсутствие таких антиблаг является благом первой необходимости.

Свободные и экономические блага

Средства, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, называют благами. Благо - это то, что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей.

Жизненные блага люди получают от природы или производят в процессе экономической деятельности. Поэтому экономисты делят все жизненные блага на две группы: свободные и экономические блага.

Свободные блага (преимущественно природные) доступны для всех нуждающихся в них. К ним относятся, например, морская вода, солнечный свет, лесной воздух. Объём этих благ больше, чем величина потребности в них. Эти блага не требуют производственных затрат, и люди могут потреблять их бесплатно. Однако свободных благ в природе мало, и с ростом потребностей общества некоторые из них можно отнести к свободным лишь условно. Так, жителям перенаселённого, с большим потоком машин Токио автомат на улице может предложить очищенный воздух за плату. Ограниченными могут стать для желающих возможности строительства дачи на участке земли вблизи крупного города.

Большинство благ не существует в природе в готовом виде, и люди не могут получить их в желаемом объёме для удовлетворения своих потребностей в полной мере. Они вынуждены заниматься их производством. Средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве, принято называть экономическими благами . К ним относятся производимые людьми различные предметы (мебель, бытовая техника, книги) и услуги (труд врача, учителя, повара, продавца), приносящие ту или иную пользу человеку и приобретаемые им за плату. Производство экономических благ - основа жизни человеческого общества. Экономические блага, предназначенные для удовлетворения личных потребностей, являются предметами потребления (продукты питания, жильё, одежда). Блага, используемые для производства других экономических благ, - средства производства (производственное оборудование, производственные здания, сырьё, транспорт, энергоресурсы, информационные ресурсы). Прогресс в обеспечении более высокого уровня жизни людей достигается благодаря увеличению объёма и улучшению свойств именно экономических благ.

Как обеспечить рост благосостояния общества в условиях ограниченности экономических благ?

Один из источников этого роста - способность людей объединять свои усилия ради достижения этой общей задачи. В значительной степени благодаря многообразным способам сотрудничества человечество смогло пройти путь от каменного топора и ветряной мельницы до использования энергии мирного атома, от древних папирусов до современного компьютера. (Вспомни, как влияют на результаты экономической деятельности такие способы сотрудничества людей, как разделение труда, торговля.)

Ограниченность экономических благ и необходимость производства всё большего их объёма для улучшения жизни людей заставляют общество решать проблему разумного использования и рационального распределения благ. Проблема распределения ограниченных ресурсов - одна из основных проблем экономики.

Экономический выбор и альтернативная стоимость

Итак, мы знаем, что человек живёт в мире ограниченных возможностей, когда его потребности превосходят имеющиеся ресурсы. Это противоречие рождает сложную проблему выбора: на что истратить ограниченные средства? Какие потребности удовлетворить в первую очередь? Как распорядиться тем, что имеем, наилучшим образом? В экономике этот выбор приходится делать практически на каждом шагу и всем участникам экономических отношений: отдельному производителю и потребителю, каждой семье, предприятию, государству. В чём заключается этот выбор?

Отправляясь в магазин за покупками, вы, конечно, помните об ограниченности денежных ресурсов, которыми располагаете. Вы хотели бы купить и новый плеер, и новую куртку, но можете позволить себе приобрести что-то одно. Возможно, пройдясь по магазинам, вы сможете купить менее модную куртку и более дешёвый плеер, но в этом случае вы жертвуете своим личным временем и качеством товара в обмен на возможность приобрести обе вещи.

В основе выбора чаще всего лежит желание как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности. Однако выбирающему всегда приходится от чего-то отказываться.

Каждой семье приходится выбирать, как распределить имеющиеся доходы (например, сколько потратить на питание, чтобы иметь возможность отложить средства для проведения отпуска на море), как распределить домашние обязанности, чтобы освободить время для досуга, отдыха. Перед трудным выбором оказываются и фирмы: что из благ и в каком количестве производить с помощью ограниченных ресурсов. Предприниматель, имея ограниченный бюджет, решает, увеличить объём производства путём найма дополнительных работников или повысить производительность труда, внедрив новую технологию.

Государство, планируя свои доходы и расходы, вынуждено делать выбор, например, между необходимым объёмом социальной помощи населению и требуемым уровнем обеспечения национальной обороны; следует ли отдать предпочтение производству предметов потребления (производить больше утюгов, холодильников, одежды) или средств производства (станков, машин, оборудования), ведь увеличение производства товаров производственного назначения потребует перемещения части ресурсов с производства предметов потребления и наоборот.

ДОКУМЕНТ

Фрагмент из работы американских и российских учёных:

«Большинство ситуаций таковы, что нужно выбрать лучшую альтернативу из возможных... Если вам предстоит построить мост и есть несколько вариантов места для его строительства, то никак невозможно выбрать два варианта, ибо нужен только один мост.

По принципу «всё или ничего» может быть принято совсем немного решений... Бизнесмен может сочетать ограниченный бюджет на газетную рекламу с широко развёрнутой кампанией рекламы по почте, а правительство может отложить постройку некоторых школ с целью отремонтировать дороги с интенсивным движением. Каждое из этих решений представляет собой компромиссный выбор - частично отказаться от чего-либо, чтобы получить что-то другое в более полной мере.

Одними из наиболее ясных примеров проблемы выбора являются решения, принимаемые в связи с проблемами защиты окружающей среды. Например, больные астмой, инженеры, политики и экологи могут спорить о допустимых нормах загрязнения атмосферы, однако стоимость полного устранения атмосферного загрязнения очень высока. В результате принятые правительством допустимые нормы являются компромиссными с учётом противоположных интересов данных групп людей».

«Таблица диаграмма» - Задания для выполнения. Графическое представление данных. Задание 3. Введите фамилии и рост учеников класса. Круговая диаграмма. Поданным таблицы постройте диаграмму, используя столбцы «Наименование» и «Сумма». Процедура построения графиков и диаграмм отличается широкими возможностями. Графики придают наглядность числовым зависимостям.

«Таблицы в Word» - Результат выравнивания ячеек. А.Г. Гейн. Завершение выбора фиксируется щелчком по кнопкам ОК в диалоговых окнах. Кликни меня. Информатика и информационные технологии. Григорюк в.п. Результат объединения ячеек. Практическая работа. Материал – Презентация «Word и таблицы». Научить составлять красивый, гармонично оформленный документ.

«Мода и стили одежды» - Что такое индивидуальный стиль? Основные стили одежды современности. Мода – непродолжительное господство определенного вкуса в формах и образцах одежды. Экстравагантный стиль- полная противоположность классическому. Из истории моды. Мода и основные стили одежды. Молодежный стиль. Костюм во все времена оставался социальным знаком, показателем ранга человека.

«Таблицы Excel» - Сортировка и фильтрация данных. Таким образом, А1, CZ31 и НР65000 - допустимые номера ячеек. Максимальное число строк, которое может иметь таблица - 65536. Если теперь щелкнуть на любой ячейке, выделение отменяется. Абсолютные и относительные адреса ячеек. Команда Данные? Фильтр? Отобразить все позволяет отобразить все записи.

«Русская одежда» - Охабень. Зипун (исподняя одежда). У знатных и богатых – шелковые. Опашень, охабень, однорядка, шуба (никидная одежда). Шуба. Тегиляй. Рубахи. Обувь. Обувь простого народа была – лапти из древесной коры. По подолу и по краям рубахи окаймлялись тесьмами, расшитыми золотом и шелками. У простонародья были холщевые.

Новое на сайте

>

Самое популярное