Домой Микрозаймы Южная азия состав региона. Южная Азия: общая характеристика

Южная азия состав региона. Южная Азия: общая характеристика

Для Азии, также как и для любой территории, наиболее принято проводить физико-географическое и геополитическое районирование.

Физико-географическое районирование Азии

Территорию Азии подразделяют на такие физико-географические районы:

  • Восточную Азию (Корейский полуостров, Японские острова, восточная часть Китая);
  • Западную Азию (Южный Кавказ и Переднеазиатские нагорья);
  • Северную Азию (Сибирь и северо-восток Евразии);
  • Среднюю Азию (Памир, Тянь-Шань, Туранская низменность);
  • Юго-Восточную Азию (полуостров Индокитай и Малайский архипелаг);
  • Юго-Западную Азиюя (Аравийский полуостров и Левант);
  • Южную Азияю (полуостров Индостан и остров Шри-Ланка (архипелаг Мальдивы).

Социально-экономическое районирование

Одной из распространенных региональных делений Азии является выделение таких $5$ регионов:

  1. Восточная Азия (Китай, Северная Корея, Республика Корея, Тайвань и Япония);
  2. Центральная и Северная Азия (Казахстан, Киргизия, Монголия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Россия (АТР), автономные регионы Китая);
  3. Юго-Западная Азия (Азербайджан, Армения, Афганистан, Бахрейн, Грузия, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кипр, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция и Синайский полуостров (Египет));
  4. Южная Азия (Индия, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал и Шри-Ланка);
  5. Юго-Восточная Азия (Бруней, Вьетнам, Восточный Тимор, Индонезия, Камбоджа, Малайзия, Лаос, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины).

Макрорегионы Азии согласно классификации ООН

По районированию, используемому в ООН, в пределах Азии выделяют макрорегионы:

  • Западная Азия,
  • Восточная Азия,
  • Центральная Азия,
  • Южная Азия
  • Юго-Восточная Азия.

Восточная Азия

Восточная Азия – это геополитический регион, расположенный восточной части Азии. Этот регион составляют Китай, Тайвань, Северная Корея, Республика Корея, Гонконг, Макао, Монголия и Япония. Общая площадь региона – $11893,0 тыс. км^2$ или около $¼$ всей территории Азии. Численность населения региона свыше $1,6$ млрд человек. Регион считается перенаселенным. Распространенные в Восточной Азии религии – это конфуцианство, буддизм, а также в несколько меньшей степени даосизм (в Китае) и синтоизм (в Японии). ВВП региона (без учета Северной Кореи) составляет $27,2$ трлн долларов США

Западная Азия

Западная Азия является геополитическим регионом в юго-западной Азии, объединяющим азиатскую часть Ближнего Востока (Бахрейн, Израиль, Кувейт, Иорданию, Йемен, Катар, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Сирию, Оман, Саудовскую Аравию и Турцию), Средний Восток (Афганистан, Ирак и Пакистан) и частично Закавказье (Армения, Грузия и Азербайджан), а также Палестинские территории и Кипр. Площадь региона составляет $6255,1 тыс. км^2$. На ней проживает около $313$ млн человек.

Экономика региона разнообразна и испытывает высокий экономический рост, во многом обеспеченный богатством природными ресурсами. Здесь расположены $40%$ запасов природного газа в мире. Крупнейшими экономиками в регионе характеризуются Турция ($788$ трлн долларов США), Саудовская Аравия ($734$ трлн долларов США) и Иран ($548$ трлн долларов США). Суммарный ВВП Западной Азии оценивается в $3265$ трлн долларов США

Юго-Восточная Азия

Юго-Восточная Азия является геополитическим регионом, простирающимся на континентальных и островных территория между Индией, Китаем и Австралией. Регион занимает Малайский архипелаг и полуостров Индокитай. Иногда Юго-Восточную Азию разделяют на континентальную и морскую. Регион составляют $11$ стран: Индонезия, Вьетнам, Камбоджа, Малайзия, Сингапур, Бруней, Восточный Тимор, Лаос, Мьянма, Таиланд и Филиппины, а также зависимые территории.

В регионе на площади около $4500 тыс. км^2$ проживает приблизительно $620$ тыс. человек.

Южная Азия

Южная Азия – это геополитический регион в физико-географическом отношении занимающий полуостров Индостан, остров Цейлон и более мелкие острова, которые располагаются вблизи указанных территорий.

Регион составляют такие государства как Индия, Пакистан, Афганистан, Иран, Бутан, Бангладеш, Мальдивы, Непал, и Шри-Ланка. На территории $4,5 млн км^2$ проживает чуть более $1,64$ млрд человек.

Центральная Азия

К Центральной Азии относят территорию, лежащую внутри материка Евразия и не имеющую выход к морю. В отличие от других, границы макрорегиона Центральная Азия определяются в первую очередь по границам государств, а не по географическому признаку. Согласно классификации ООН регион составляют Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Различия в политических и физических границах региона наиболее заментны на примере Казахстана, часть территории которого по географическому признаку относятся к Восточной Европе (Атырауская, Западно-Казахстанская области, части Мангистауской и Актюбинской областей), Сибири (северные районы) и на Урале (часть Костанайская и Актюбинской областей).

На территрии около $4,0 млн км^2$ в регионе проживает $68$ млн человек.

Особенности развития стран южно-аэиатско- го региона и их взаимоотношений

Южная Азия предАавляет собой политико-геогра- фический регион, включающий в себя помимо трех основных государств - Индии, Пакистана и Бангладеш, составлявшихдо 1947 г.

Территорию единой Британской Индии, Демократическую Социалистическую Республику Шри Ланка, Мальдивскую Республику, Королевство Непал и Королевство Бутан. Единая культурно-цивилизационная основа и во многом общая история являются мощным цементирующим началом в развитии отношений стран региона, находившихся в разной степени зависимости от Британской империи и боровшихся за свои суверенные права. Однако политические системы, сложившиеся в государствах Южной Азии различны. Индия, крупнейшая страна региона, представляет собой

парламентарную республику с наиболее стабильными демократическими институтами и развитой партийно-Политической структурой. Президентские республики Пакистан, Бангладеш и Шри Ланка тяготеют к авторитарным централизованным формам правления, в первых двух у власти неоднократно оказывались военные режимы. Большим своеобразием отличается государственное устройство конституционной монархии Непал. B наибольшей степени обособленным от единых процессов, происходящих на территории южно- азиатского региона, остается королевство Бутан.

Bce страны региона отличает сложный этно-конфессиональный состав населения. Следует отметить и религиозную гетерогенность южно-азиатских государств при доминировании в каждой из них определенной конфессиональной группы (в Индии и Непале преобладает индуистское население, в Пакистане, Бангладеш и Мальдивской республике - мусульманское, в Шри Ланке и Бутане - буддийское).

Проблемы взаимоотношений стран южно-азиатского региона многоплановы: территориальные и пограничные, религиозно-этнические и миграционные, экономические, военные, политические. Конфликтность развития стран Южной Азии, переходящая в открытые военные столкновения (особенно Индии и Пакистана), является характерной устойчивой чертой их развития. Доминирование Индии в регионе порождает стремление ее соседей к противостоянию ей и налаживанию двусторонних отношений.

Расчленение субконтинента в 1947 г. на Индийский Союз и Пакистан, последующее обретение независимости остальными странами региона, а затем выделение из состава Пакистана самостоятельной Бангладеш в 1971 г. разрушили привычные экономические взаимосвязи и создали новые экономико-хозяйственные структуры, существовавшие обособленно друг от друга. Различен уровень социально-экономического развития стран региона, неодинаковы стратегии экономического и политического развития. Отсутствует консенсус по проблемам региональной безопасности. Неодинаковы уровни и типы сложившихся политических культур.

Вместе с тем, проявляется и растущее стремление стран Южной Азии к развитию внутрирегиональных политических и экономических связей, что выразилось, в частности, в создании Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (CAAPK), ставшем важной вехой в развитии политического и экономического развития стран региона. Однако с годами различий в политических и экономических структурах стран южно-азиатского региона становится больше, чем сходств. Малые страны региона отличает двойственное отношение к партнерству с огромной Индией: стремление наладить сотрудничество с мощным соседом и опасения его rere- монистских проявлений.

Bce государства Южной Азии имеют долгую историю культурных и экономических контактов, равно как и противоречий и напряженности в отношениях населяющих их народов. Политические деятели малых стран региона всегда пристально следили за событиями в Индии и во многом заимствовали политический опыт индийских лидеров и общественно-политических движений, однако отстаивали право на свой собственный путь развития и провозглашали свои государственно-национальные ценности, подчеркивая самостоятельность избираемых политических курсов и экономических стратегий развития.

Внутреннее положение, уровень социально-экономического развития, характер складывавшейся партийной системы, отношения с британской стороной накануне получения независимого статуса в регионах, составивших нынешние государства Шри Ланку, Мальдивскую республику. Непал и Бутан отличались большой спецификой и во многом не совпадали с ситуацией в центральных областях Индостана.

Обретение Шри Ланка (в колониальный период и до 1972 г. - Шри Ланкой Цейлон) стала одной из первых стран в Южной

независи- Азии, попавшей в колониальное подчинение; с намости чала XVI в. - Португалии, с середины XVII в. - Голландии, с начала XIX в. - Великобритании. C 1800 г. Цейлон стал британской королевской колонией, наделенной самостоятельной от Индии колониальной администрацией во главе с генерал-губернатором, подотчетным Департаменту по делам колоний в метрополии. По сравнению с Индией, национально- освободительное движение на острове было разобщено и незрело, и возникшая тенденция к преодолению межобщинной розни не возобладала. Первая политическая организация, объединившая сингальских, тамильских и мусульманских предпринимателей, была образована лишь в 1919 г. по образцу Индийского национального конгресса (ИНК), возникшего в 1885 г. Она получила аналогичное название - Цейлонский национальный конгресс (ЦНК), однако этой организации не суждено было сыграть ту роль, которая была отведенавистории ИНК. B 1921 г. внутри ЦНКпроизошелраскол, приведший к отделению тамильской общинной организации Тамил махаджана сабха, начавшей борьбу за увеличение тамильского представительства в Законодательном совете. Это закрепило традицию построения политических партий по национально-религиозному принципу. Наряду с ЦНК, представлявшим интересы сингальской части населения, были сформированы Всецейлонский тамильский конгресс, отстаивавший права так называемых «цейлонских тамилов», Цейлонский индийский конгресс, защищавший «индийских тамилов», а также Цейлонская мусульманская лига, выражавшая требования цейлонских мавров.

Роль партии, приведшей страну к независимости, подобно ИНК, выпала на долю организации, сформированной в 1946 r., всего за два года до получения страной независимости, и получившей наименование Объединенная национальная партия (ОНП). Цейлон получил статус доминиона вскоре после Индии - 4 февраля 1948 r., однако республикой страна стала гораздо позже: Индия обрела республиканский статус в 1950 r., Цейлон же был провозглашен республикой Шри Ланка лишь в 1972 г. B первые годы после получения независимости внутриполитические курсы ИНК в Индии и ОНП на Цейлоне были различны, равно как и ориентация в общемировой системе координат, возникшей после окончания второй мировой войны и начала крушения колониальной системы. Правительство ОНП оказалось прозападно ориентированным и, в отличие от Индии, проводившей «курс Неру», делало упор на экономической политике, связанной с развитием свободной рыночной экономики, не подлежащей контролю со стороны государства.

Складывание и C начала 50-х годов, во времена безальтернатив- функционирова- ного пребывания у власти ИНК в Индии, цейлон- ние двухпартий- ское общество создало политическую систему, oc- ной системы в нованную на периодической смене у власти двух

Шри ЛЯНКб U ЛТТТТ TT

* основных политических партии - ОНП и Партии

Свободы (ПС), которая была образована в 1952 г. в результате раскола ОНП. Лидер ПС Соломон Бандаранаике выступил со следующей программой: создание независимой республики, вывод английских вооруженных сил с Цейлона и возвращение ему иностранных военных баз, национализация важнейших отраслей экономики и создание государственного сектора, введение планового начала, проведение аграрной реформы. Идеологическая система новой партии представляла собой синтез «демократического социализма» и «буддийского национализма». Социальной опорой ПС стали городские и сельские средние слои, интеллигенция, представители буддийского духовенства.

Система двухпартийного преобладания в многопартийной политической структуре стала отличительной чертой развития цейлонского общества и привеяак формированию специфической коалиционной политики, существенно отличающейся OT индийской модели: более мелкие политические партии группировались либо на основе приверженности курсу ОНП, либо блокировались вокруг Партии Свободы. Еще одна разновидность коалиционности была связаііа r объединительным движением внутри тамильских политических кругов, часть которых выступала за автономию провинций с преобладанием тамильского населения, а часть - под сепаратистскими лозунгами. B современном политическом развитии Шри Ланки выделяются этапы, связанные с последовательной сменой у власти ОНП и ПСШЛ:

1948 - 1956 - ОНП (премьер-министры Д.С.Сенанаяке (1948- 1952), Д.Сенанаяке (1952-1953), Д.Котелавала (1953-1956);

1956 - 1965 - ПС (премьер-министры Соломон.Бандаранаике (1956-1959), Сиримаво Бандаранаике (1960-1965);

1965 - 1970 - ОНП (премьер-министрД.Сенанаяке);

1970 - 1977 - ПС (премьер-министр Сиримаво Бандаранаике);

1977 - 1994 - ОНП (премьер-министр, затем президентД.Джа- явардене (1977-1988), президенты Р.Премадаса (1988-1993), Д.Виджетунге (1993-1994);

с 1994 - ПС (президент Чандрика Кумаратунге).

Подобная схема сильно отличается от индийской, где ИНК теряет монополию на власть лишь в 1977 г. Когда Партия Свободы впервые пришла к власти в 1956 г. с программой, схожей с конгрес- систской времен «курса Неру» и ставящей своей основной целью создание государственно контролируемой экономики с жесткой системой планирования, проведение аграрной реформы, развитие сотрудничества со всеми странами, включая государства социалисти- ческого лагеря, ее стали сравнивать с правящей партией на субконтиненте. Однако Партия Свободы привнесла в свою политическую стратегию «буддийские мотивы» и в конечном итоге привела страну к принятию конституции в 1972 r., которая провозгласила Шри Ланку «буддийской республикой», в отличие от секуляристс- кой Индии. «Буддийская стратегия» лидеров ПСШЛ - Соломона Бандаранаике, а затем и его вдовы Сиримаво Бандаранаике положила конец сравнениям с Джавахарлалом Hepy и Индирой Ганди, ассоциирующимся со светским политическим мировоззрением.

Индия, напротив, не создала устойчивой системы двух альтернативных политических партий, попеременно сменяющих друг друга у власти: начиная с конца 70-х годов здесь создаются широкие политические коалиции - Национальные фронты - с варьирующимся составом входящих в них партий от выборов к выборам, как общеиндийских, так и региональных, а со второй половины 90-х годов реально соперничающих сил становится три: Индийский национальный конгресс, Объединенный фронт и Бхаратия джаната парти (БДП), с 1998 г. находящаяся у власти.

Тенденция к созданию коалиций оказалась гораздо сильнее в политической жизниИндии, чем Шри Ланки. B то время как ко- алиционность с наибольшей силой проявляется в Индии начиная с рубежа 70-80-х годов, интерес политических кругов Шри Ланки к формированию широких объединений ослабевает. Создание самых мощных межпартийных блоков в этой стране относится ко второй половине 50-х - первой половине 60-х годов, времени формирования и эффективного пребывания у власти Объединенного народного фронта в составе Партии Свободы, коммунистов и социалистов. Принятие новой президентской конституции 1978 г. после прихода к власти ОНП заметно ослабила позиции сторонников ко- алиционной политики: формирование предвыборных фронтов было запрещено, так же, как и участие «независимых» кандидатов, что привело к увеличению числа голосующих за две ведущие политические партии.

Конституции B отличие от Индии, придерживающейся на Шри Ланки и протяжении всего периода независимого развития образование парламентской конституции 1950 r., в Шри Ланке президентской конституция менялась трижды: первая (1946 г.) формы правле- представляла собой конституцию доминиона ния Цейлон, вторая (1972 г.) узаконила республиканский статус и новое название страны - Шри Ланка (обе строились в соответствии с парламентскими формами правления), третья (1978 г.) установила президентскую форму правления и изменила мажоритарную избирательную систему на пропорциональное представительство. Конституция Демократической Социалистической Республики Шри Ланка 1978 г. провозгласила отказ от парламентаризма и создание государственного механизма, основанного на личной власти главы государства - президента. Президент является главой государства, главой исполнительной власти и правительства, а также главнокомандующим вооруженными силами. Он избирается всеобщим голосованием на шесть лет (при действии запрета на переизбрание более чем на два срока) и в течение срока своих полномочий несменяем и независим от законодательного органа - однопалатного парламента. Наделяя президента самыми широкими полномочиями и формально провозглашая его ответственность перед законодательными органами, конституция фактически узаконивает подчиненную роль парламента и превращение правительства из самостоятельного органа в составной элемент механизма президентской власти. Конституция не предусматривает поста вице-президента. Концентрация политической власти в руках одного лица усиливается еще и тем, что действующий президент является лидером правящей партии. Однако несмотря на частые введения чрезвычайного положения и усиление авторитарных методов управления в связи с остротой этно-конфессиональной ситуации, в Шри Ланке сохраняется гражданское правление.

Президентская форма правления, по мнению лидеров ОНП, пришедших к власти в 1978 r., в большей степени, чем парламентская, отвечала сложившейся в стране ситуации. Курс, избранный партией, был направлен на денационализацию предприятий государственного сектора, расширение сферы деятельности частного капитала, в том числе и иностранного. Правительством была учреждена специальная «зона поощрения капиталовложений», или «зона свободной торговли», призванная способствовать привлечению в страну иностранных инвесторов. Был подписан ряд соглашений о широком финансировании ланкийской экономики Международным банком реконструкции и развития, Международным валютным фондом, иностранными монополиями. По объему иностранных инвестиций Шри Ланка стоит на первом месте среди государств Южной Азии в расчете на душу населения. Продолжая проводить в целом традиционную для Шри Ланки внешнюю политику, основанную на принципах неприсоединения, ОНП активизировала сотрудничество с США, Великобританией, Японией и другими капиталистическими странами (в отличие от ПС, уделявшей большое вниманце развитию отношений с социалистическими государствами, прежде всего CCCP и КНР).

ОНП продержалась у власти до 1994 r., когда на парламентских выборах победу одержала ПС. C этого времени президентом страны является Чандрика Кумаратунге, дочь Соломона и Сири- маво Бандаранаике. (Сама Сиримаво занимала пост премьер- министра вплоть до августа 2000 r., а в октябре 2000 г. скончалась входе предвыборной кампании). Президентские выборы конца 1999 г. подтвердили пребывание Ч.Кумаратунге у власти на этом посту, а парламентские выборы 2000 г. принесли победу правящей коалиции Народный альянс, руководимый Партией Свободы. Кнастоящему времени внутриполитические курсы ПС и ОНП мало отличаются друг от друга: основная стратегия обеих партий связана с программами либерализации экономики. Основные разногласия между двумя ведущими партиями страны связаны с различными предлагаемыми путями выхода из сингалотамильского кризиса, вовлекшего Шри Ланку в состояние гражданской войны.

Тамило-сянгальс- Национальный вопрос, связанный с многолетней кий конфликт в конфронтацией сингальской и тамильской общин

Шри Ланке на острове, является наиболее острой проблемой,

от решения которой зависит дальнейшая судьба страны. Поиски путей выхода из затянувшейся кризисной ситуации определяют политическую жизнь Шри Ланки последних двух десятилетий XX в., заметно влияют на внутреннее положение в южно-азиатском регионе в целфм, где проблема сохранения целостности и неделимости государственных образований, тесно связанная с проблемами региональной безопасности давно стала предметом острых дискуссий между руководителями стран, ВХОДЯЩИХ B Ассоциацию регионального сотрудничества стран Южной Азии. Несмотря на то, что противостояние между сингалами и тамилами имеет глубокие корни, до середины 50-х годов оно не принимало формы военной конфронтации. Co второй половины 50-х и до начала 80-х годов имели место периодически повторявшиеся конфликтные ситуации, заканчивавшиеся нередко кровопролитием, но они носили локальный характер и представляли собой спорадические выплески накапливавшегося взаимного неприятия.

Еще в 1949 т. из. Всецейлонского тамильского конгресса выделилась Федеральная партия, недовольная сотрудничеством BTK с ОНП. Борьбу с BTK вел и Цейлонский индийский конгресс, однако между тамильскими партиями не возникло единства. Федеральная партия предусматривала превращение Цейлона из унитарного в федеративное государство, в котором провинции с преобладанием тамильского населения образуют один или несколько тамильских автономных районов, тамильскому исин- гальскому языкам будет предоставлен равный статус официальных языков страны, выходцы из Индии, проживающие на Цейлоне, получат гражданские и избирательные права, прекратится колонизация сингалами Северо-Восточной провинции, заселенной преимущественно тамилами.

Растущая волна «сингальского национализма», образование новых просингальски настроенных партий.(например. Национально-освободительного фронта - Джатика вимукти перамуна), решение правительства придать сингальскому языку государственный статус, наряду с дискуссией о введении в конституцию статьи, оговаривающей особое положение буддийской религии в стране, привели к созданию взрывоопасной ситуации в северных и северо-восточных районах страны, где проживала основная часть тамильского населения. Федеральная партия, объявившая борьбу за автономию тамильских провинций и предоставления тамильскому языку статуса второго государственного языка.

вступила в открытую конфронтацию с правительством и призвала население к сатьяграхе. C 1958 г. национальный и языковый вопрос становится наиболее дискуссонной проблемой среди ведущих политических сил страны.

Просингальский крен правительств, наряду с объективными сложностями, связанными с поиском путей решения проблем гражданства индийских тамилов, государственного языка, административного устройства Северо-Восточной тамильской провинции, приводил к периодическому нарастанию напряженности между сингальской и тамильской общинами и складыванию затяжной конфликтной ситуации, то и дело выходящей из-под контроля государственных властей. Активизация тамильских националистов, с одной стороны, и сингальских, с другой, держала страну в состоянии напряжения. Конституция 1972 r., по мнению тамильской стороны, игнорировала два основных требования тамильского населения: признания тамили вторым государственным языком страны наряду с сингальским и установления принципа федеративного государственного устройства, предполагавшего автономию тамильских регионов.

B1972 г. был создан Тамильский объединенный фронт освобождения (ТОФО). ТОФО выступил с требованиями включения в конституцию пункта о предоставлении тамильскому языку равного статуса с сингальским, признания секуляристского характера государства и обеспечения равенства всех религий, децентрализации государства на федеративной основе, предоставления всем проживающим в стране лицам, говорящим на тамильском языке, гарантии полных гражданских прав при устранении различий в категориях гражданства. Основным методом борьбы ТОФО провозглашалось гражданское неповиновение - сатьяграха. Однако в тамильском движении существовали и террористические группы, такие как Тигры освобождения Тамил Илама (ТОТИ), ряды которых пополнялись в основном за счет безработной тамильской молодежи, разуверившейся в возможностях политического диалога. Усилившаяся деятельность тамильских экстремистов создавала напряженность в стране. Возрастала и активность националистических просингальских партий Синхала бхаша перамуна (Фронт сингальского языка), Джатика вимукти перамуна (Национально-освободительный фронт), Эксат бхиккху перамуна (Объединенный фронт бхиккху - буддийских монахов) и др.

B 1983 г. этнический конфликт вступил в наиболее острую и серьезную фазу и разросся до размеров гражданской войны, будоражащей всю страну, парализовавшей хозяйственную жизнь целого ряда районов, унесшей значительное число человеческих жизней.

Посредничество Индии в серии мирных переговоров между правительственными представителями и лидерами Тамильского объединенного фронта освобождения (ТОФО), равно как и ввод индийских сил по поддержанию мира в Шри Ланку (1987 г.) и пребывание их на острове вплоть до принятия решения об их поэтапном выводе, завершенном в 1990 r., не смогли урегулировать конфликт. Террористические акции экстремистской организации «Тигры освобождения Тамил Илама», требующей создания независимого тамильского государства в северных и северо-восточных областях Шри Ланки, сменяются массированными наступлениями подразделений ланкийской регулярной армии на тамильские повстанческие отряды, в ходе которых гибнет мирное население.

B1991 г. жертвой тамильских террористов стал премьер-министр Индии Раджив Ганди, пытавшийся способствовать урегулированйю конфликта, в 1993 г. в результате взрыва бомбы террориста-само- убийцы погиб президент Шри Ланки Р.Премадаса, нынейіняя президент страны Ч.Кумаратунге была ранена в ходе президентских выборов 1999 r.; ряд других политических деятелей страны, включая членов кабинета, были убиты в результаГе террористических актов экстремистой.

Мальдивы B отличие от Шри Ланки, представлявшей собой классический образец страны, находившейся в колониальном подчинении, соседние Мальдивы никогда полностью не теряли независимость, за исключением короткого периода в XVI в., когда страна управлялась португальцами из Гоа. C 1887 по 1965 г. Мальдивы находились под протекторатом Великобритании, но постоянного управленческого присутствия англичан на островах никогда не было. Правители Мальдивского султаната осуществляли внутреннюю политику, англичане же были «ответственны» за оборону и внешние сношения - система управления, полностью соответствующая системе британского управления на территории княжеств индийского субконтинента. B 1932 г. была принята первая конституция страны, предусматривающая выборы султана из среды местной знати. B 1965 г. Мальдивы провозгласили полную независимость, и в ноябре 1968 г. была введена новая конституция, в соответствии с которой в стране провозглашалась республиканская, президентская форма правления. B соответствии с конституцией президент (с 1978 г. - M.A. Гайюм) является главой государства и руководителем высшего исполнительного органа - кабинета министров, члены которого назначаются президентом из числа депутатов меджлиса (однопалатного парламента, являющегося главным законодательным органом).

Меджлис состоит из 48 депутатов, 8 из которых назначаются президентом, а 40 избираются сроком на 5 лет в ходе прямых выборов. Действенная партийно-политическая система в Мальдивской республике создана не была, соответственно не развита и общественно-политическая жизнь, однако страна известна на мировой арене серией инициатив по созданию системы международных гарантий безопасности малых государств и экологической защиты островных государств. Мальдивы являются членбм OOH с 1965 r., Движения неприсоединения с 1976 r., Британского содружества наций с 1984 r., Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (CAAPK) с 1985 г. Население Мальдивских островов составляет 300 тыс. человек и относится к нескольким этническим группам: это выходцы из Индии и Шри Ланки, а также арабы и малайцы. Государственной религией является ислам.

Страна была традиционно ориентирована на развитие взаимоотношений со Шри Ланкой, Пакистаном, Бангладеш - в регионе, а также с мусульманскими странами Ближнего и Среднего Востока - за его пределами. C конца 80-х годов стало развиваться политическое и экономическое сотрудничество с Индией. Начало ему было положено помощью правительства Индийской республики в подавлении попытки военного переворота в ноябре 1988 r., осуществленной наемниками из числа членов экстремистских тамильских группировок Шри Ланки, имевшими связи с оппозиционными президенту M.A. Гайюму силами. По просьбе мальдивского правительства часть индийских военнослужащих оставалась на архипелаге в течение одного года. Участились взаимные визиты государственных деятелей обеих стран, был подписан ряд соглашений об экономическом, техническом, торговом и культурном сотрудничестве. B столице Мальдивской республики г. Мале проводилась встреча на высшем уровне между руководителями стран, входящих в CAAPK. До конца 80-х годов Мальдивская республика занимала отличные от Индии позиции по проблемам региональной безопасности: она поддерживала пакистанское предложение об объявлении Южной Азии безъядерной зоной и непальское - об объявлении Непала «зоной мира».

Однако несмотря на ширящиеся связи Мальдивской республики с внешним миром, страна во многом зависит от политической ситуации в соседней Шри Ланке. Дипломатические отношения осуществляются в основном через мальдивское посольство в Коломбо, что влияет на ориентацию этого островного государства в южно- азиатском регионе. Периферийное положение Мальдив по отношению к политическим южно-азиатским центрам, малые размеры территории и небольшое по численности население, а также исключительная ориентация экономики островов архипелага на туризм и сферу обслуживания обусловливают недостаточность возможностей этого государства реально влиять на политический процесс в регионе.

Непал. Непал в Если Шри Ланка и Мальдивы «замыкают» южно- период суще- азиатский регион со стороны Индийского океана,

ствования то два других государства - Непал и Бутан - неограниченной охватывают его широкой полосой со стороны

монархии предгорий Гималаев. Несмотря на ряд существенных различий они имеют общие черты: по государственному устройству обе страны представляет собой конституционные монархии, по экономическому строю и уровню развития - наиболее архаичные образования на территории Южной Азии, несопоставимые по уровню развития производительных сил с другими странами региона.

Непал представлял собой замкнутое, изолированное от внешнего мира государство, сложившееся к началу XIX в. и превращенное господствующим кланом Рана с середины XIX в. в зависимый от англичан аграрно-сырьевойтіридаток Британской Индии,находив- шийся в особых договорных отношениях с британской колониальной администрацией. Политическая стагнация, культурный и экономический застой стали характерными чертами режима Рана. Хотя в 1923 г. Непал был признан англичанами независимым государством, британский контроль над внешней политикой продолжал сохраняться. Интриги и распри внутри правящей верхушки представляли собой практически единственную форму политической активности.

Искусственно отрезанный от политических процессов, происходивших в Южной Азии в период развития национально-освободительного движения, Непал позже других стран региона встал на путь создания современной партийно-политической системы. Политические организации, возникшие здесь в 30-е годы XX столетия и призывавшие к установлению парламентской монархии, были разгромлены, уцелевшая часть их создателей организовала эмигрантские политические группы на территории соседней Индии, в - Калькутте и Бенаресе. Они составили основу созданной в 1947 г. партии Непальский национальный конгресс (HHK), действия которой постепенно были перенесены на территорию Непала. Основным методом политической борьбы HHK стали кампании гражданского неповиновения, а главным требованием участников сатьяграхи - введение конституции, гарантирующей демократические свободы и введение принципа выборности в законодательные органы влас- ти. Борьбазапринятиеподготовленногопроектаконституции 1948 г. закончилась запрещением деятельности HHK.

Согласно Договору о мире и дружбе, подписанном между Индией и Непалом в 1950 r., была провозглашена полная независимость и суверенитет Непала, а согласно временной конституции 1951 r., принятой в результате ожёсточённой борьбы HHK cp сторонниками режима Рана, юридически оформлялась ликвидация «ранакратии». Установление конституционно-монархического строя в Непале означало отмену исключительных прав и привилегий членов семейства Рана и наделение широкими полномочиями, в том числе и законотворческими, короля.

B 50-е годы наряду с усилением королевской власти происходит процесс становления партийной системы. При обилии возникших партий и группировок (к середине 50-х годов их было уже более ста), Непальский конгресс был одной из немногих политических организаций, способных реально влиять на процесс демократизации непальского общества. Большинство же возникших образований представляли собой объединения на этно-кастовой и клановой основе и реализовывали в первую очередь личные амбиции своих лидеров.

Королевская власть, пользуясь слабостью и разобщенностью политических партий и стремясь максимально сосредоточить властные полномочия, осуществила в декабре 1960 г. государственный переворот, объявив о роспуске кабинета министров, запрете всех партий и политических организаций и установлении режима личной власти короля. Конституция 1962 г. закрепила в Непале «панчаятскую систему» управления, при которой вся власть в государстве (исполнительная, законодательная и судебная) сосредотачивалась в руках монарха. B условиях беспартий- ной системы общественно-организующая роль отводилась органам самоуправления - панчаятам, начиная от деревенских изаканчивая парламентом, который именовался национальным панчаятом. «Панчаятская система» просуществовала вплоть до конца 80-х годов.

B 1990 г. под давлением массовый выступлений

Непал в период „ , > „ т,

конституцион- и вооруженной борьбы, возглавляемой Непальс-

НОЙ монархии ким конгрессом и Объединенным левым фронтом в составе 7 коммунистических группировок, была принята новая конституция, предусматривающая установление парламентской демократии на многопартийной основе. Согласно конституции 1990 г. Непал является конституционной монархией, а главой государства - король (Бирендра Бир Бикрам Шах Дев).

Законодательная власть в стране принадлежит монарху и двухпалатному парламенту, состоящему из Палаты представителей (нижняя палата, 205 депутатов которой избираются прямым, всеобщим и тайным голосованием сроком на пять лет) и Национальной ассамблеи (верхняя палата, состоящая из 60 членов, со сроком полномочий 6 лет).

B апреле 1990 г. был образован коалиционный кабинет HK и ОЛФ, премьер-министром был назначен председатель HK К.П.Бхаттараи. B 1991 г. состоялись парламентские выборы, на которых Непальский конгресс одержал убедительную победу. Однако возникшие разногласия между премьер-министром Г.П.Коира- лой и лидером HK Г.М.С.Шрештхой привели к расколу в рядах HK и сделали неэффективной работу правительства: в июле 1994 г. премьер-министр ушел в отставку, а новые выборы были назначены на ноябрь того же года.

Выборы 1994 г. принесли победу Коммунистической партии Непала (объединенной марксистско-ленинской) (КПН - ОМЛ), правительство которой находилось у власти с ноября 1994 г. по сентябрь 1995 r., когда ему был вынесен вотум недоверия. После вынесения вотума недоверия в парламенте власть перешла к коалиционному правительству в составе Непальского конгресса, Ha- Ционально-демократической партии и Партии народного выбора во главе с лидером HK Ш.Б.Деубой. Однако отсутствие единства внутри ведущих политических партий, выразившееся в расколах HK на две группировки и НДП также на две составные части, привело к падению и этого правительства, вотум недоверия которому был вынесен в феврале 1997 г. Вышедшая из НДП группа, возглавляемая Л.Б.Чандом, образовала союз с Коммунистической партией (объединенной марксистско-ленинской), продержавшийся у власти до октября 1997 г. Искусственность объединения между коммунистами и выходцами из НДП, составленной из политиков, поддерживавших ранее «панчаятскую систему», сделала этот альянс нежизнеспособным. После падения правительства коммунистов и НДП, президент НДП С.Б.Тхапа был назначен премьер-министром и возглавил вновь созданное коалиционное правительство НДП - НК. Выход из коалиции двух ведущих деятелей обеих партий - К.П.Бхаттараи из HK и Л.Б.Чанда из НДП, несогласных с проводимой правительством политикой, предрешил неизбежность скорого падения и этого кабинета. Уход Л.Б.Чанда из НДП привел в давно ожидавшемуся расколу этой партии: в январе 1998 г. была сформирована Новая Национально-демократическая партия.

Лидеры Коммунистической партии (объединенной марксистско-ленинской) выступали с критикой деятельности правительства, пытаясь поставить в парламенте вопрос о вотуме доверия - лишь несогласие на это короля на время продлило жизнь очередной мертворожденной коалиции. Однако отсутствие единства помешало им в дальнейшем отстаивании своей линии: в марте 1998 г. из Коммунистической партии (объединенной марксистско-ленинской) ушли сорок ее бывших функционеров, сформировавших новую организацию - Коммунистическую партию Непала /марксистско-ленинскую (КПН/МЛ) - и призвавших к созданию революционного движения, направленного на установление в стране республиканского строя.

Другая ультралевая партия - Коммунистическая партия Непала (маоистская) (КПН/М) - к этому времени широко развернула вооруженную борьбу за переустройство непальского общества, называемую ими «Народной войной». Это движение началось в феврале l996 г. в трех дистриктах западного Непала, но к1998 г. охватывало уже 50 дистриктов страны. Оно сопровождалось бесчисленными актами насилия, грабежами, поджогами, убийствами и стало угрозой для безопасности и стабильности в стране. Террористическая деятельность маоистов представляет собой одну из самых сложных для решения проблем в современном Непале: низкий уровень жизни основной массы населения страны является питательной почвой для дальнейшего роста движения и расширения круга его сторонников. Хотя Коммунистическая партия Непала (маоистская) не имеет представительства во властных структурах, цели, преследуемые ею почти официально поощряются лидерами Коммунистической партии (марксистско-ленинской), выражающими несогласие лишь с формами проведения «народной войны».

B соответствии с предварительной договоренностью о последовательной смене на посту премьер-министра лидеров двух партий, составляющих правящую коалицию, в апреле 1998 г. С.Б.Тхапа (НДП) передал свои полномочия Г.П.Коирале (НК), который едва вступив на пост премьер-министра, известил своего предшественника о роспуске коалиции в связи с недавним расколом внутри НДП и переходе власти целиком и полностью к Непальскому конгрессу. За 40 месяцев после выборов 1994 г. в Непале сменилось пять правительств. HK в тот период представлял собой доминирующую силу в парламенте и не нуждался в союзниках, однако действия Г.П.Коиралы вызвали возмущение у 60 представителей его партии, бойкотировавших сессию парламента и приведших к расколу внутри НК. ·

Для удержания у власти HK сформировал коалицию с неожиданным союзником - Коммунистической партией /марксистско-ленинской - в августе 1998 r., а уже к декабрю того же года коалиция неизбежно распалась. Последовало формирование новой коалиции: на этот раз партнерами Непальского конгресса стали Коммунистическая партия (объединенная марксистско-ленинская) и Партия народного выбора. Новое образование просуществовало три недели: парламент был распущен и новые выборы назначены на май 1999 г.

B выборах приняло участие 39 политических партий, из них 7 получили представительство в парламенте. Наибольшее количество мест получил HK - 110, второй по численности мест впарламенте оказалась КПН - ОМЛ - 68. Раскол в НДП на последователей Л.Б.Чанда и С.Б.Тхапы не позволил ей занять прочное положение в новом парламенте. К.П.Бхаттараи стал новым премьер-министром Непала, однако положение его оказалось сложным: сразу же после его назначения началась ожесточенная борьба между ним и Г.П.Коиралой, пытавшимся вернуть себе утраченные позиции и выигравшим в этом соперничестве. Непальский конгресс оказался стоящим перед расколом, в то время как две фракции НДП вновь воссоединились.

Угрозой стабильности остается и«маоистская проблема». Призыв правительства к маоистам сесть за стол переговоров остается неуслышанным. Маоисты целиком и полностью контролируют ряд территорий страны, неподвластных центральному правительству, что делает дальнейшее развитие ситуации в Непале непредсказуемым. 35 дистриктов из 75 контролируются террористами, 4 (Рол- па, Рукум, Джагархот и Каликот) - находятся под их непосредственным управлением. Вылазки маоистов достигли столицы Катманду. Непальские боевики поддерживают тесные связи с иц- дийскими идейными собратьями - маоистскими экстремистскими группировками в Андхра-прадеш и Бихаре. Индийские власти имеют опыт борьбы с ультралевыми организациями и движениями, получившими широкое распространение в этой стране на рубеже 60-70-х годов: движение наксалитов было подавлено силовыми методами. Однако непальское руководство не прибегает пока к крайним мерам, опасаясь перерастания «народной войны» в гражданскую и считая преодоление бедности и коррупции основной задачей в борьбе с маоистами.

Особенности Незрелость политического процесса в Непале в це- политического лом, неустойчивость и молодость политических развития партий, острая фракционная борьба в них, приво- Непала дящая к бесконечным расколам, непродуманность коалиционной политики, носящей характер метаний и шараханий из крайности в крайность приводят к политической нестабильности. Частые смены правительств ведут к невозможности проведения

единой экономической политики и выхода Непала из состояния острейшего кризиса. Характерными чертами непальской политической жизни остаются коррупция и непотизм.

Несмотря на введение представительских институтов в Непале, сохраняется влияние короля и королевской семьи на общественно- политическую жизнь в государстве: символический характер королевской власти в условиях провозглашения конституционной монархии нередко обретает реальный смысл в стране с архаичной социальной организацией. Конституция 1990 г. отводит королю почетное место как в системе исполнительной, так и законодательной власти: первая состоит из «Его Величества и кабинета министров», вторая - из «Его Величества и двух палат парламента». B конституции указывается, что «Его Величество является символом непальской нации и единства непальского народа. Его Величество хранит и защищает конституцию во имя интересов и процветания народа Непала». Король Непала сохраняет за собой важнейшее право введения в стране чрезвычайного положения и издания соответствующих ему указов в случае возникновения угрозы национальной безопасности страны, как внутренней, так и внешней. Нынешний король Непала Бирендра остается сакральной фигурой для большинства непальцев.

Неустойчивость политической обстановки усугубляется наличием в партийно-политической системе Непала значительного числа партий, деятельность которых не носит парламентского характера, а связана с «уличной агитацией», чреватой перерастанием в вооруженные выступЛения. Коммунистическая партия (маоистская) не одинока в выборе форм и методов отстаивания своих бзглядов.

Создатели непальской конституции, в отличие от индийских законодателей, Отвергли секуляризм как основу государственной политики. Непал является индуистским государством. Несмотря на то, что индуисты составляют абсолютное большинство населения страны (89%), в стране проживают также последователи буддизма, ислама и различных местных культов. Непал является полиэтническим государством с исторически сложно складывавшимися отношениями между основными этническими группами - непали, майтхили, неварами, авадхи, бходжпури и др. Этническое противостояние переплетается с кастовым. Отношения между конфессиями, этносами и кастами оказывают прямое воздействие на политическую борьбу, нередко влияя на характер коалиционных блоков, составляемых вопреки принципам сочетаемости идеологических установок и программ входящих в них политических партий.

Политическое развитие Непала обнаруживает две противостоящие друг другу тенденции: ориентацию на политические процессы в Индии и усвоение политического опыта сначала индийского национально-освободительного движения, потом партийной системы (неслучайно ведущей и старейшей политической партией страны явилась организация под названием Непальский национальный конгресс), с одной стороны, и противодействие сильному и мощному соседу, с другой. Так, Договор о мире и.дружбе между Индией и Непалом, подписанный в 1950 r., вызывал некоторое недовольство непальской стороны рядом пунктов, ставящих Непал в зависимое положение и накладывавших на него определенные обязательства в отношении Индии.

B целях устранения однобокой ориентации на Индию, Непал активно развивал связи с Китаем, что приводило нередко к ухудшению отношений между непальской и индийской сторонами в периоды обострения индо-китайских противоречий. Предложение короля Бирендры объявить Непал «зоной мира» негативно было расценено индийскими политиками, видевшими в этой инициативе попытку обособления от Индии и аннулирования договора 1950 г. Непальские правительства активно развивали торговлю с другими странами во избежание экономической зависимости от Индии: осложнения в двусторонних отношениях неизбежно приводили к кризисной экономической ситуации. Особо сильно ударил по непальской экономике индийско-непальский конфликт 1989 r., когда срок действия договора о торговле и транзите не был продлен и у непальской стороны, объявившей действия Индии экономической блокадой, возникли сложности с транспортировкой товаров.

Серьезной проблемой, осложняющей отношения Непала и Индии, является проблема политических беженцев из Бутана, выступавших под лозунгами демократизации королевства и создания в нем реально функционирующей политической системы, и их статуса на непальской территории. Конфдиктная ситуация, возникшая между Непалом и Бутаном, по мнению непальских политиков, не может быть решена без участия Индии, с которой Бутан имеет Договор о дружбе, заключенный после провозглашения независимости Индии и фактически закрепивший переход от контроля над внешними сношениями Бутана, осуществлявшегося англичанами, к контролю Индии над внешней политикой королевства.

B течение длительного времени Бутан находился

в состоянии полувассальной зависимости от Тибета, в дальнейшем - на протяжении XDi в. и до 1947 г. - под контролем британских колониальных властей. По договору между Индией и Бутаном от 8 августа 1949 г. Бутан согласился руководствоваться советами правительства Индии в вопросах внешней политики. Королевство Бутан, основанное на установлениях буддизмалама- истского толка, до сих пор сохраняет черты, свойственные традиционной теократии далай-ламы Тибета: ламские монастыри являются законодателями политических веяний в стране. B 1953 г. в Бутане была создана партия Бутанский национальный конгресс, выступавшая с требованием создания партийной демократии в стране, однако ее деятельность была запрещена королем. Политические партии и профсоюзы запрещены и в настоящее время.

Бутан является отсталой аграрной страной с преобладанием натурального хозяйства и архаичных социальных отношений, закрепляющих экономическую автаркичность этого государства. По принятой OOH классификации Бутан отнесен к числу экономически наименее развитых стран мира. B 1961 г. было начато осуществление первого пятилетнего плана, финансируемого Индией. Реформы вызывали ожесточенное сопротивление крупных землевладельческих кланов и части ламства. Однако с середины 60-х годов страна встала на путь создания конституционной монархии: начало этому процессу положило создание частично выборного Королевского совета, наделенного административными функциями.

Современный Бутан представляет собой конституционную монархию, в которой глава государства и правительства - король (с 1972 г. - Джигме Сингай Вангчук, коронованный в 1975 г.) является верховным главнокомандующим и председателем плановой комиссии. Законодательная власть осуществляется королем и однопалатной Национальной ассамблеей, состоящей из 205 членов (105 избираются на всеобщих выборах сроком на три года, объединения буддийских монахов выбирают 12 человек, остальные 33 депутата представляют правительство и назначаются королем). Исполнительная власть осуществляется королем через Совет министров. Наиболее реальными полномочиями обладает Королевский консультативный совет при короле, состоящий из 9 человек и определяющий внутреннюю политику в стране.

Вступление Бутана в OOH в 1971 г. и в Движение неприсоединения в 1973 г. явилось подтверждением независимого статуса государства, а участие его в деятельности Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (CAAPK) с 1985 г. закрепило его положение в южно-азиатском регионе.

Создание CAAPK явилось важнейшим этапом в процессе развития политических, экономических и культурных связей между странами южно-азиатского региона: Индией, Пакистаном, Бангладеш, Шри Ланкой, Непалом, Мальдивами и Бутаном. Однако развитие центростремительных тенденций продолжает сдерживаться целым рядом факторов противостояния: сохраняющимися территориальными претензиями, чреватыми периодически повторяющимися демонстрациями силы, отсутствием политического консенсуса, экономическим соперничеством.

Статья содержит информацию о регионе. Материал рассказывает о странах, которые входят в состав региона. Имеется краткое описание каждого государства.

Общая информация о странах Южной Азии

Регион состоит из семи государств территориально расположенных на материке Евразия.

Площадь региона равняется 4% от территории всей земли, но уровень плотности населения всего 20% от населения Земли. В южной оконечности территория окружена морями и заливами Индийского океана. Из всех держав региона только две не имеют выхода к морю - Бутан и Непал.

Рис. 1. Регион на карте.

Страны рассредоточены в направлении южных рубежей Гималаев. Численность населения в регионе превышает значение равное одному млрд. человек.

Для всех держав Южной Азии свойственна историческая схожесть на пути развития.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Список стран Южной Азии выглядит следующим образом:

  • Непал;
  • Бутан;
  • Индия;
  • Шри-Ланка;
  • Пакистан;

Страны и столицы Южной Азии

небогатое государство с растущим населением. Основная территория страны лежит на плоской низменности. Государство регулярно страдает от наводнений. В городах Бангладеш живет приблизительно два десятка процентов всего населения страны.

Рис. 2. Бангладеш.

Столица Бангладеш - Дакка размещена на реке Ганг. Город относится к разряду портовых.

Непал - высокогорная держава региона. В столице страны - Катманду живет около 1 млн. человек.

Королевство Бутан. Столица королевства - Тхимпху - самый большой населенный пункт в королевстве.

Индия - старейшее государственное образование мира. Почти две сотни лет она была колонией Англии. Столицей государства является город Нью-Дели.

Индия седьмое по площади государство мира. Оно располагается на второй позиции по количеству населения.

Республика Шри-Ланка расположена на одноименном острове. Государство получило свое название от сочетания слов «Шри» — славный и «Ланка» — земля. Столица государства в 1982 году была перемещена из Коломбо в пригород Шри-Джаяварденепура-Котте.

Пакистан был образован при разделении Британской Индии в 1947 году. Столица страны город Исламабад. В городе нет промышленности, т.к. город изначально возводился как столица.

Рис. 3. Мальдивы.

Государство островного типа возникло на островах вулканической природы происхождения. Острова составляют парное ожерелье из 26 атоллов. Столица Мале локализована на соседних островах Виллингили и Мале. Из-за регулярного таяния ледников государство находится в зоне риска, т.к. ему угрожает затопление.

Что мы узнали?

Выяснили, где территориально локализуется регион. Получили краткую информацию о составе населения государств Южной Азии. Узнали об опасностях, которые угрожают Мальдивам.

Оценка доклада

Средняя оценка: 5 . Всего получено оценок: 1.

Южная Азия находится в срединно-южной части Азии. На западе она граничит с Юго-Западной Азии, на севере - со Средней (Центральной) Азии, на северо-востоке - с Восточной Азией, на юго-востоке - с Юго-Восточной Азией. В состав региона входят восемь стран

Из них семь - Индия (официальное название - Республика Индия) Пакистан (Исламская Республика Пакистан) Непал (Королевство Непал) Бутан (Королевство Бутан) Бангладеш (Народная Республика Бангладеш) Шри-Ланка (Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка) Мальдивы (Республика Мальдивы) - являются независимыми странами (государствами). Восьмая - Чагос (архипелаг Чагос) является зависимой от Великобритании страной. Как видим, по форме государственного строя пять из семи государств (Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка и Мальдивы) являются республиками, два - Непал и Бутан - монархиями (королевствами). По форме государственного устройства пять из семи стран региона (Бангладеш, Бутан, Мальдивы, Непал и Шри-Ланка) являются унитарными государствами и только две (Индия и Пакистан) - федеративными. Столицами государств являются: Индии - Дели; Пакистана - Исламабад; Непала - Катманду; Бутана - Тхимпху; Бангладеш - Дакка; Шри-Ланки - Коломбо; Мальдив - Мале.

По площади восемь стран региона делятся на пять групп. Первые два включают по одной стране, три последующие - по две. В первую группу входит Индия с площадью 3163 тыс. км2. По этому показателю она занимает седьмое место в мире. Вторую группу представляет Пакистан с площадью 796 тыс. км2 (35 - е место в мире). Третья группа включает в себя близкие по площади страны - Непал (148 тыс. км2) и Бангладеш (143 тыс. км2). В четвертой находятся Шри-Ланка (66 тыс. км2) и Бутан (47 тыс. км2). Пятая группа представлена Мальдивами (0,3 тыс. км2), входящие в десятку самых маленьких по площади стран мира, и зависимым от Великобритании Чагос (0,1 тыс. км2)-архипелагом на крайнем юге. Географическое положение региона в целом довольно удобно. Все страны, кроме Непала и Бутана, имеющие выход к морю (Индийского океана). К середине XX в. страны Южной Азии, кроме Непала, были колониями Великобритании и образовывали так называемую Британскую Индию. Поэтому Индия, Пакистан, Бангладеш, а также Шри-Ланка образуют, в определенной степени, единственное коммуникационное целое, в частности транспортно-ж. Зато железнодорожное сообщение со странами - соседями региона Ираном, Афганистаном, Китаем и Мьянмой, а также с Непалом и Бутаном - отсутствует. Коммуникационное сообщение с западом и севером региона (Иран, Афганистан) осуществляется в основном автомобильным транспортом и является интенсивным, чем с востоком (Китай, Мьянма). В коммуникационном сообщении со странами Юго-Восточной Азии главную роль играет морской транспорт. Для региона характерны внутренние и внешние территориальные противоречия. Внутренние - между Пакистаном и Индией - из-за Кашмира. Внешние - между Китаем и Индией - через Аксай, пограничную территорию (между Индией и Китаем) на северо-западе индийско-китайской границы.

В природно-географическом отношении основой региона Индо-Гангская равнина. К ней с юга примыкает полуостров Индостан, большую чатину которого занимает плато Декан и остров Шри-Ланка. С северо-запада Индо-Гангской равнину окаймляют отроги Гиндукуша, а на северо-востоке равнина упирается в высокие горы мира - Гималаи. Кроме о. Шри-Ланка в составе региона выделяются еще Лаккадивскими и Мальдивские острова и архипелаг Чагос. Основными реками Южной Азии является Инд и Ганг. Большая часть региона находится в тропическом и субэкваториальном поясах с типичным муссонным климатом. Важнейшими полезными ископаемыми Южной Азии является каменный уголь (на западе дельты Ганга), нефть (северо-восточный шельф Аравийского моря), железо, марганец, медь, свинец, золото, уран и другие металлы на полуострове Индостан.

Несомненным лидером региона по количеству населения является Индия (1030 млн. человек, середина 2001 г.). На нее приходится около 8/10 населения стран Южной Азии. Остальные страны можно разделить на три группы. К первой относятся Пакистан и Бангладеш - соответственно 156 и 129 млн. человек. Вторая - Непал (24 млн. человек) и Шри-Ланка (18,8 млн. человек). К третьей относится Бутан (2,1 млн. человек) и Мальдивы (0,3 млн. человек). В регионе есть две страны со сверхвысокой плотностью населения - Бангладеш (850 осиб/км2) и Мальдивы (1000 осиб/км2). В четырех странах плотность населения высока. Это Индия (327 осиб/км2), Шри-Ланка (268), Пакистан (161) и Непал (131 особа/км2). Только в Бутане плотность населения сравнительно низкая (33 особи/км2). В одной стране региона уровень урбанизации не превышает 50%. Высший он в Индии (45%) и Пакистане (33%). Средний на Мальдивах (26%), в Шри-Ланке (22%) и Бангладеш (18%). Низкий в Бутане (13%) и Непале (10%). В шести из семи государств региона преобладают индоевропейские народы. В Бангладеш это бенгальцы (98% населения страны), в Непале - непальцы (54%), в Шри-Ланке - сингалы (74%). В Пакистане преобладают индоарийские народы - пенджабцы и синдхи и иранский - пуштуны. В Индии, кроме основных индоарийских народов (гиндустанци, бигарци, бенгальцы, маратхи и др.), принадлежащих к индоевропейской языковой семье, значительным также процент дравидийских народов - телугу, тамилы и др.. Единственной страной Южной Азии, где преобладают не индоевропейцы, является Бутан, 63% населения которого составляет тибетский народ бхотия.

Хозяйство стран Южной Азии до сих пор не избавилось рис прошлой прямой (Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Шри-Ланка, Мальдивы) или косвенной (Непал) колониальной зависимости от Великобритании. Все страны Южной Азии относятся к странам, которые развиваются, либо в слабо развитых. Валовой национальный продукт на душу населения очень мал. По этому показателю страны региона делятся на две группы. К первой, с относительно высоким уровнем развития, относятся Шри-Ланка (валовой национальный продукт на душу населения составляет $ 600), Пакистан ($ 500) и Индия ($ 370). Шри-Ланка - в основном аграрная страна, из отраслей промышленности наиболее развита пищевая. Пакистан - аграрно-индустриальная страна с такими развитыми отраслями промышленности, как легкая, химическая, топливная. Индия также аграрно-индустриальная страна с развитыми сельским хозяйством и промышленностью. Ко второй группе с относительно низким уровнем развития входят Бангладеш (валовой национальный продукт на душу населения составляет $ 220), Непал ($ 190) и Бутан ($ 180). Бангладеш в основном аграрная страна, из отраслей промышленности наиболее развиты легкая и пищевая. Непал также аграрная страна с лучше развитыми легкой и пищевой отраслями промышленности. Бутан - аграрная страна с преобладанием натурального хозяйства. В хозяйстве Мальдив лучше развиты рыболовство, сельское хозяйство, туризм.

По религиозной принадлежности Южная Азия делится на три группы стран. К первой, в странах которой преобладает ислам, относятся Пакистан, Бангладеш и Мальдивы. Ко второй, наиболее представляет регион, входят Индия и Непал. В этих государствах преобладает индуизм. В странах третьей группы - Бутане и Шри-Ланке - распространенным является буддизм. Основные литературные языки четырех стран - Индии, Непала, Шри-Ланки и Бангладеш - используют алфавиты, которые сформировались на основе древнеиндийского письма брахми. В Пакистане и Мальдивах алфавит базируется на основе арабского письма. В Бутане пользуются тибетским алфавитом.

Южная Азия 1. Состав региона 2. Особенности и основные этапы формирования региона 3. Ресурсная база Южной Азии 4. Структура региона - лидеры - международные экономические и политические организации 5. Современная эволюция региона 6. Региональные различия в Южной Азии

Состав региона Площадь – 4, 5 млн. км. кв. Население – 1, 7 млрд. человек. - Исламская республика Афганистан - Республика Индия - Народная республика Бангладеш - Исламская республика Пакистан - Королевство Непал - Королевство Бутан - Демократическая социалистическая республика Шри-Ланка - Мальдивская республика

Особенности и основные этапы формирования региона 1. Древний период VII-VI вв. до н. э. – возникновение первых индоарийских государств в долинах Инда и Ганга IV-II вв. до н. э. – империя Маурьев IV-V вв. н. э. – империя Гуптов

2. Средневековье В раннем Средневековье – Индия аморфный конгломерат мелких и враждующих друг с другом княжеств С VII в. – начало вторжений тюркских мусульманских завоевателей В XI в. – образование Делийского султаната XVI – середина XIX вв. (после нашествия Тимура) – империя Великих Моголов

3. Колониальный период С XVI в. – начало европейских колониальных захватов С XVII в. Англия приступает к созданию опорных пунктов К 1760 -м гг. – фактически признание монополии Великобритании на колонизацию Южной Азии 1795 г. Великобритания захватывает Цейлон Специфика английской колонизации Особенности управления Индией

4. Специфика формирования независимых государств Единственное неколонизированное государство - Афганистан 1923 г. – Великобритания признала независимость Непала 1947 г. – независимость Индии 1947 г. – отмена статуса протектората Королевства Бутан 1948 г. – независимость Цейлона 1965 г. – независимость Мальдивских 1971 г. – образование Бангладеш

Ресурсная база Южной Азии 1. Полезные ископаемые - каменный уголь - бурый уголь - железная руда - нефть - газ - бокситы - медные руды - полиметаллические и хромитовые руды - графит - алмазы

2. Природные ресурсы - достаточно плодородные земли - мощная гидрографическая сеть - расположение в зоне тропического климата - уникальные леса с ценными породами деревьев - богатство животного мира

3. Особенности населения Южной Азии - второй регион мира по числу жителей после Восточной Азии - высокий прирост населения - пестрый этнический состав и продолжающийся процесс формирования наций - языковое многообразие - религиозное многообразие - особенности размещения населения - внешние миграции - специфика занятости населения

Структура региона Лидер – Индия Претензии на лидерство - Пакистан Международные организации, представленные в регионе: Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК) «План Коломбо» Ассоциация регионального сотрудничества стран Индийского океана (АРСИО) Содружество

Новое на сайте

>

Самое популярное