Домой Банки Ндфл и налог на прибыль: нормативные отчисления в бюджет. Федеральные налоги и сборы

Ндфл и налог на прибыль: нормативные отчисления в бюджет. Федеральные налоги и сборы

– это федеральный налог. При этом субъект РФ вправе принимать закон, устанавливая единые нормы отчислений для местных бюджетов в субъект РФ, и определять, какой процент от определенного вида налога остается в местном бюджете.

Распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы регулируется Бюджетным кодексом РФ путем установления соответствующих нормативов.

Нормы отчислений НДФЛ

Рассмотрим порядок распределения налога на доходы физических лиц между бюджетами различного уровня. Об этом указано в статьях 56 и 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Так, в региональный бюджет поступают отчисления в размере 85% от суммы подлежащего уплате налога. Этот норматив по закону субъекта РФ может быть снижен. Оставшиеся 15% региональные власти могут направить:

  • в местный бюджет или бюджет муниципального района – в размере 5%. Этот норматив может быть увеличен по закону субъекта РФ или снижен по нормативному акту муниципального района;
  • в бюджет поселения – в размере 10%. Этот норматив может быть увеличен по закону субъекта РФ или снижен по нормативному акту муниципального района или в бюджет городского округа – в размере 15%. Этот норматив может быть увеличен по закону субъекта РФ.

Уплата НДФЛ

В платежных документах плательщики должны указывать код той территории, в чей бюджет должен быть перечислен налог. Для этого используют коды ОКТМО (общероссийского классификатора территорий муниципальных образований). Классификатор ОКТМО утвержден приказом Росстандарта от 14.06.2013 № 159-ст под номером ОК 033-2013.

Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Таким образом, сумма налога, исчисленная и удержанная организацией, являющейся налоговым агентом, у физического лица, уплачивается в бюджет по месту учета организации.

Напомним, перевод налога осуществляется организациями в установленные сроки по кодам бюджетной классификации в зависимости от категории доходов налогоплательщика.

Чиновники отметили, что увеличение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц и разработка соответствующего законопроекта не осуществляются.

О налоге на прибыль

Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций установлена в размере 20% (ст. 284 НК РФ). При этом:

  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2% (3% в 2017–2020 годах), зачисляется в федеральный бюджет;
  • сумма налога, исчисленная по ставке 18% (17% в 2017–2020 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5% (12,5 % в 2017–2020 годах).

Если в состав организации входят обособленные подразделения , то суммы налога на прибыль организаций, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, уплачиваются также по месту нахождения этих обособленных подразделений.

Таким образом, распределение налогов между бюджетами разных уровней создает для субъектов финансовую базу, за счет которой обеспечивается бесплатная медицинская помощь, выплачиваются субсидии и пособия, оказывается поддержка социально незащищенным категориям населения и т. д.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 49.2. Нормативы отчислений доходов от уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации. 1. Сумма налога на добавленную стоимость поступает в доход федерального бюджета в размере 100 процентов от суммы налога.

2. Суммы от уплаты таможенных пошлин поступают в доход федерального бюджета в размере 100 процентов от суммы пошлин.
3. Суммы акцизов на следующие подакцизные товары: спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, автомобили легковые и мотоциклы, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла; суммы акцизов на подакцизные товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; суммы акцизов на подакцизное минеральное сырье (природный газ, нефть и стабильный газовый конденсат) поступают в доход федерального бюджета в размере 100 процентов от суммы акциза.
Суммы акцизов на спирт из пищевого сырья, спиртосодержащие растворы, водку и ликеро - водочные изделия распределяются следующим образом:
50 процентов от суммы акциза - в доход федерального бюджета;
50 процентов от суммы акциза - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.
Суммы прочих акцизов, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, поступают в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 100 процентов от суммы акциза.
4. Суммы налога на прибыль (доход) организаций поступают в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета исходя из следующего распределения:
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 16 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты.
5. Сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащего уплате по итогу налогового периода, а также авансовые платежи по налогу поступают в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом:
40 процентов от суммы налога - в доход федерального бюджета;
60 процентов от суммы налога - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), добытым на территории автономного округа, входящего в состав края (области), распределяется в порядке, установленном соглашением между автономным округом и краем (областью).
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом:
80 процентов от суммы налога - в доход федерального бюджета;
20 процентов от суммы налога - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья на территории автономного округа, входящего в состав края или области, распределяется следующим образом:
74,5 процента от суммы налога - в доход федерального бюджета;
20 процентов от суммы налога - в доход бюджета округа;
5,5 процента от суммы налога - в доход бюджета края или области.
При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.
При добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, полная сумма налога зачисляется в федеральный бюджет.
6. Суммы земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков распределяются следующим образом:
50 процентов от суммы налога - в бюджеты субъектов Российской Федерации;
50 процентов от суммы налога - в бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований.
Доходы от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья распределяются между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными статьей 5 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю".
7. Сумма налога на доходы физических лиц поступает в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 100 процентов от суммы налога.
8. Сумма налога с владельцев транспортных средств поступает в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 100 процентов от суммы налога.
9. Сумма налога с продаж поступает в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 100 процентов от суммы налога.
10. Сумма налога на имущество предприятий поступает в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 100 процентов от суммы налога.
11. Сумма налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, поступает в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 100 процентов от суммы налога.
12. Сумма налога на рекламу поступает в соответствующий местный бюджет в размере 100 процентов от суммы налога.
13. Сумма единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в размере 100 процентов от суммы налога.
14. Сумма единого налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в размере 100 процентов от суммы налога.".
3. Абзац второй статьи 50 изложить в следующей редакции:
"федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а пропорции их распределения устанавливаются статьей 49.2 настоящего Кодекса и федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;".
4. Статью 52 исключить.
5. В абзаце третьем статьи 56 слова "в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год" заменить словами "в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным настоящим Кодексом, а также федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, если указанные нормативы не установлены настоящим Кодексом,".
6. В статье 69:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"трансфертов населению;";
абзац пятый исключить.
7. В статье 72:
в пункте 2 слова ", законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления" исключить;
пункты 4 и 5 изложить в следующей редакции:
"4. Государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета. Составной частью государственного или муниципального заказа является государственный или муниципальный заказ на оказание социальных услуг - совокупность государственных или муниципальных контрактов за счет средств соответствующего бюджета на оказание образовательных, культурных, медицинских и других социально значимых видов услуг населению на бесплатной или частично оплачиваемой для потребителей этих услуг основе.
5. Отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, регулируются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Особенности формирования и размещения государственного и муниципального заказа на оказание социальных услуг применительно к отдельным видам социально значимых услуг определяются федеральными законами.".
8. В статье 75 после слов "местного самоуправления" дополнить словами ", а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.".
9. В статье 142:
абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:
"доходы бюджета закрытого административно - территориального образования формируются в соответствии с нормативами отчислений сумм налогов и сборов, установленными настоящей статьей, а также федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в случае, если указанные нормативы настоящей статьей не установлены;";
дополнить новым пунктом 2 следующего содержания:
"2. Доходы бюджета закрытого административно - территориального образования формируются в соответствии со следующими нормативами отчислений сумм налогов и сборов:
доходы бюджета закрытого административно - территориального образования формируются за счет:
50 процентов от суммы акцизов на спирт из пищевого сырья, спиртосодержащих растворов, водку и ликеро - водочные изделия;
100 процентов от суммы акцизов на коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное, другие алкогольные напитки, табачные и ювелирные изделия;
суммы налога на прибыль (доход) организаций, исчисленной по налоговой ставке 18 процентов;
60 процентов от суммы налога, исчисленной налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых);
20 процентов от суммы налога, исчисленной налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья;
100 процентов от суммы налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых;
100 процентов от суммы налога на доходы физических лиц;
100 процентов от суммы налога с владельцев транспортных средств;
100 процентов от суммы налога с продаж;
100 процентов от суммы налога на имущество предприятий;
100 процентов от налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
100 процентов от суммы единого налога на вмененный доход от определенных видов деятельности;
100 процентов от суммы единого налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.".
10. Пункт 1 статьи 145 дополнить абзацем следующего содержания:
"Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов должны быть составлены в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.".
11. Статью 150 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Государственные внебюджетные фонды обязаны предоставлять отчетность об исполнении своих бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.".
12. Дополнить главой 17.1 следующего содержания:
"Глава 17.1. РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Налоговый кодекс РФ – главный правовой документ, в котором систематизированы данные обо всех налогах и сборах. Введение новых налогов или отмена действующих возможна только при условии внесения правок в нормы НК РФ федеральным законом. Классификация налогов приведена в главе 2 НК РФ.

Налоги федеральные, региональные и местные: таблица 2018

Статьей 12 НК РФ в России установлено действие следующих категорий налогов и сборов:

  1. Федеральные налоги – устанавливаются НК РФ и распространяют свое действие на все субъекты РФ. Обязательны к уплате на территории всей страны.
  2. Региональные налоги – эти налоги, обязательные к уплате на территории субъектов РФ, устанавливаются нормами НК РФ и вводятся в субъектах региональными законами. Детализация ставок и налоговых льгот осуществляется дифференцированно на уровне субъектов РФ, если иное не установлено Кодексом.
  3. Местные налоги – их перечень и основные параметры утверждается НК РФ, правила применения и уплаты на конкретных территориях прописываются в правовых актах, издаваемых органами власти муниципальных образований.

Федеральные, региональные и местные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом, устанавливаться не могут. Вносимые на уровне субъектов РФ и отдельных муниципальных образований корректировки по порядку налогообложения обязательны для исполнения только на территориях, относящихся по административному делению к этим регионам или населенным пунктам. Когда вводятся новые налоги (2018 год), изменения в их общем списке допустимы только в том случае, если законодатели своим нормативным актом обновили соответствующую информацию в Налоговом кодексе.

Налоговым кодексом в группу федеральных налогов и сборов включены 9 видов обязательств, перечисленных в ст. 13 НК РФ. Уплачиваемые по ним средства в полном объеме направляются в федеральный бюджет. Исключение – налог на прибыль . По нему сумма распределяется между федеральным и региональным бюджетами.

Региональные налоги в России в 2018 году подразделяются на 3 вида, они утверждены ст. 14 НК РФ. Применительно к этим видам налоговых обязательств Налоговый кодекс регулирует базовые положения. Власти субъектов РФ могут детализировать приведенные в НК правила или дополнять их специфическими требованиями. Кодекс может задавать жесткие ставки по этим налогам или предлагать региональным властям своими правовыми актами самостоятельно утверждать тарифы в рамках определенного диапазона. Все платежи аккумулируются в региональных бюджетах.

Местные налоги в 2018 году перечислены в ст. 15 НК РФ. В их составе 2 налога и один сбор. Базовые нормы по этой группе налогов регламентируются НК РФ, а конкретные ставки, льготы и т.п. раскрываются в правовых актах муниципальных властей. Все осуществляемые субъектами хозяйствования перечисления попадают в местные бюджеты.

Полный перечень налогов РФ и их распределение по классификационным категориям приведены в таблице:

№ п/п

Наименование налога

Федеральные налоги

Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ)

Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ)

Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ)

Акцизы (гл. 22 НК РФ)

Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ)

Водный налог (гл. 25.2 НК РФ)

Сбор за пользование объектами животного мира (гл. 25.1 НК РФ)

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ)

Госпошлина (гл. 25.3 НК РФ)

Региональные налоги

Налог на имущество предприятий (гл. 30 НК РФ)

Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ)

Транспортный налог (гл. 28 НК РФ)

Местные налоги

Земельный налог (гл. 31 НК РФ)

Торговый сбор (гл. 33 НК РФ)

Налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ)

Обособленной группой налогов выступают налоговые спецрежимы. Их применение гарантирует налогоплательщику освобождение от некоторых региональных и федеральных налогов. В числе специальных систем налогообложения значатся УСН (упрощенная система налогообложения), ЕНВД (единый налог на вмененный доход), ЕСХН (единый сельхозналог) и патент (гл. 26.2; 26.3; 26.1 и 26.5 НК РФ).

Другая категория обязательных платежей, включенных в гл. 34 НК РФ – страховые взносы (пенсионные, на медстрахование и на соцстрахование, кроме «травматизма») . Администрирование этого типа платежей с 2017 года перешло в сферу влияния налоговиков.

Повышение налогов в 2018 году: принятые и планируемые нововведения

Предложения по увеличению налогового бремени, возлагаемого на граждан и субъектов предпринимательской деятельности, звучат часто и нередко находят поддержку у законодателей. На текущий и следующий годы запланировано изменение некоторых ставок налогообложения, вносятся законопроекты по корректировке алгоритмов начислений налоговых обязательств.

Для будущего увеличения налогов в 2018 году планируется реализация масштабной налоговой реформы. Параллельно предполагается произвести отмену некоторых видов налогов, упростить механизм применения самых проблемных типов фискальных обязательств. Представители Правительства РФ в качестве главной задачи реформирования обозначают стимулирование экономического подъема в бизнес-среде.

Достичь желаемых результатов планируется за счет перекладывания части нагрузки на косвенные налоги. Так, в части НДС повышение налога в 2018 году не предусмотрено, но 24.07.2018 г. Госдумой в третьем чтении принят законопроект о будущем его изменении с 2019 г. Размер ставки по НДС будет увеличен на 2% (с 18% до уровня 20%). Ставки 0% и 10% сохранятся.

На обсуждении находится и несколько вариантов изменения схемы взимания подоходного налога (ни один из вариантов не нашел одобрения у Президента РФ):

Не прекращаются обсуждения транспортного налога и его взаимоувязки с акцизными платежами. Одно из предложений – отменить транспортный налог, а появившуюся вследствие этого шага брешь в бюджете покрыть за счет роста акцизных сборов. На данный момент, для уравновешивания на внутреннем рынке цен на бензин и дизтопливо, запланированное ранее повышение акцизов было отменено. Рост тарифов остался в силе применительно к акцизам на алкоголь и табачные изделия.

Увеличение налоговой нагрузки коснулось налога на игорный бизнес. Обновленные размеры ставок налогообложения введены Законом от 27.11.2017 г. № 354-ФЗ.

Уже начаты активные действия по реализации налогового маневра в нефтяной отрасли. Суть его заключается в подмене экспортных пошлин на нефтепродукты ростом ставок НДПИ. Также рассматривается законопроект о введении нового налога на дополнительный доход при добыче нефти, ставка которого может составлять 50%.

«Реальное время» анализирует налоговые отчисления регионов России в бюджет. Традиционно, некоторые регионы получают из федерального центра денег гораздо меньше, чем отчисляют. Другие же, напротив, получают в свой консолидированный бюджет больше, чем заработали. Однако многие стереотипы оказываются неоправданными. Например, Татарстан в сравнении с ХМАО платит налогов в четыре раза меньше, а обратно получает почти столько же, как и нефте-газовый «коллега». Москва перечисляет налогов больше всех (это к слову о том, что все деньги текут в Москву), но и процент возвращенных денег от нее выше, чем в среднем по России. Магадан, Чечня, Чукотка, Бурятия, Липецк и Тула сидят на дотациях.

Больше всего отдают Москва, Санкт-Петербург и «углеводородные» регионы, включая Татарстан

Суммарно российские регионы, по данным аналитической службы «Реального времени», на 1 января 2017 года, перечислили в бюджеты разных уровней сумму в 12,77 трлн рублей. Эта цифра касается федеральных налогов и сборов, часть из которых попадает и в консолидированные бюджеты субъектов (включая доходы местных бюджетов). Отметим, что, по информации официального сайта Федеральной налоговой службы, к федеральным налогам относятся налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, а также акцизы, налоги на добычу полезных ископаемых и водный налог.

Безоговорочным лидером по выплаченным федеральным налогам стала российская столица - Москва. На начало 2017 года она заплатила 2,42 трлн рублей, что составляет 19% от всех выплаченных российскими регионами федеральных налогов. Кроме того, эта цифра больше, чем показатель всего Приволжского федерального округа, который выплатил всего лишь 2,05 трлн рублей.

По объему выплаченных федеральных налогов между Москвой и Санкт-Петербургом на втором месте находится Ханты-Мансийский автономный округ. Фото strana.ru

Огромное количество налогов платит и второй по величине город России Санкт Петербург - 829 млрд рублей. Конечно, это в три раза меньше, чем платит Москва, но по-прежнему больше, чем некоторые федеральные округа, например, такие, как Южный, Дальневосточный и Северо-Кавказский.

По объему выплаченных федеральных налогов между Москвой и Санкт-Петербургом на втором месте находится Ханты-Мансийский автономный округ. Он заплатил 1,6 трлн рублей федеральных налогов. Это больше, чем весь Северо-Западный или Сибирский федеральные округа.

Следом за этими тремя регионами находятся Ямало-Ненецкий автономный округ с 753,8 млрд рублей отчисленных федеральных налогов, Московская область с 620 млрд рублей и Татарстан с 396,7 млрд рублей. Татарстан, таким образом, оказался регионом, отчислившим самое большое количество налогов, помимо двух столиц, двух главных «углеводородных» регионов России, а также Московской области.

Меньше всего федеральных налогов по данным на начало года заплатили некоторые регионы Кавказа и Дальнего Востока. В частности, самый низкий результат у Ингушетии - 3,2 млрд рублей. Примерно такой же показатель у Калмыкии - 3,4 млрд рублей. Также мало заплатили Тыва, Еврейская автономная область и республика Алтай (4-5 млрд рублей).

Татарстан получает в консолидированный бюджет региона 167 млрд рублей, или 42% от уплаченных федеральных налогов. Фото Романа Хасаева

Татарстан и хорошо отдает, и хорошо забирает, а национальные автономные округа кормят Россию

Интересно посмотреть на выплаченные федеральные налоги в контексте того, в бюджет какого уровня они идут. Среднероссийский показатель по этому параметру составляет 47%, то есть почти половина налогов, отчисленных в виде федеральных налогов, пошли в консолидированный бюджет региона.

Однако в зависимости от региона этот показатель очень сильно варьируется - от 12% до 119%. Любопытно, что меньше всего денег возвращается в консолидированный бюджет региона в случае одного из крупнейших регионов-налогоплательщиков России - Ханты-Мансийского автономного округа. Перечисляя в виде федеральных налогов сумму в 1,6 трлн рублей в консолидированный бюджет региона, он получает лишь 189 млрд рублей. Это лишь на 22 млрд рублей больше, чем получает в бюджет региона Татарстан, который платит федеральных налогов на сумму в четыре раза меньше, чем ХМАО. Есть, впрочем, и еще более яркие примеры - в Свердловской области собирают федеральных налогов почти в восемь раз меньше, чем в ХМАО, а в бюджет региона получают почти столько же - 147 млрд рублей.

Больше всего в региональный бюджет получает Москва - 1,35 трлн рублей, или 56% от уплаченных федеральных налогов. Это больше, чем получает любой из федеральных округов, кроме Центрального, в который, собственно, и входит Москва. На втором месте по отчислениям в консолидированный бюджет - Московская область с 374 млрд рублей, или 55% от уплаченных федеральных налогов. Замыкает тройку Санкт-Петербург с 337 млрд рублей, или 41% от уплаченных налогов. В пятерке, кроме того, Ханты-Мансийский округ и Татарстан (167 млрд рублей в консолидированный бюджет, 42% от уплаченных федеральных налогов).

Меньше всего из перечисленного в виде федеральных налогов получают обратно три сырьевых региона - ХМАО, Ямало-Ненецкий автономный округ (13%) и Ненецкий автономный округ (14%). Также большая часть денег достается федеральному центру из налогов Оренбургской и Калининградской области (26% и 28%, соответственно), Томской области и республики Удмуртия (31% и 34%).

Магаданская область перечислила в бюджет 16,8 млрд рублей налогов, в то время как получила в свой консолидированный бюджет 20 млрд. Фото webturizm.ru

На федеральной подкормке - Магадан, Чечня, Чукотка, Бурятия, Липецк и Тула

Помимо этого, есть в стране и обратная ситуация - шесть регионов получают в свой консолидированный бюджет вообще больше, чем перечисляют федеральных налогов. Лидер по этому показателю - Магаданская область. Она перечислила в бюджет 16,8 млрд рублей налогов, в то время как получила в свой консолидированный бюджет 20 млрд. Таким образом, получила она на 19% больше, чем перечислила.

На втором месте по этому показателю - Чечня. Она перечислила лишь 8,6 млрд рублей, а получила в консолидированный бюджет 9,6 млрд рублей - на 11% больше перечисленного. Еще один регион с похожей структурой бюджета - регион центральной части страны - Липецкая область. Перечислив 33 млрд рублей федеральных налогов, она получила в свой бюджет 34,3 млрд рублей - на 4% больше перечисленного. На четвертом месте регион, находящийся неподалеку от Магаданской области, – Чукотский автономный округ. Он перечислил федеральных налогов на 14,5 млрд рублей, а получил в бюджет на 1% больше - 14,7 млрд рублей. На тот же процент больше получила и республика Бурятия - 19,4 млрд рублей, при перечисленных 19,2 млрд рублей. Наконец, Тульская область перечислила федеральных налогов на 47,3 млрд рублей, а получила в свой бюджет 47,5 млрд рублей.

Поволжье: отдающий Оренбург и забирающий Нижний Новгород

Если подробнее взглянуть на ПФО, то всего регионы Приволжского федерального округа перечислили 2,05 трлн рублей федеральных налогов и сборов. В федеральный бюджет из них пошли 1,08 трлн рублей, а в консолидированные бюджеты регионов - около 968 млрд рублей. Доля полученных доходов в бюджеты регионов составила, таким образом, 47% - меньше половины.

Лидером среди регионов Поволжья по уплаченным федеральным налогам стал Татарстан. Он перечислил 396,7 млрд рублей. В бюджет самого региона было перечислено 42% из этой суммы - 167,3 млрд рублей. Татарстан является лидером как по налогам, отправленным в федеральный бюджет, так и по налогам, полученным в консолидированный бюджет региона.

Всего регионы Приволжского федерального округа перечислили 2,05 трлн рублей федеральных налогов и сборов. Фото delovoy-kirov.ru

Второе место в ПФО по перечисленным федеральным налогам и сборам у Самарской области - 304 млрд рублей. В бюджет региона было перечислено чуть больше, чем от Татарстана - 47%, или 144 млрд рублей.

На третьем месте расположился Башкортостан. Он перечислил 253,3 млрд рублей федеральных налогов и сборов. При этом здесь в консолидированный бюджет региона вернулся значительно больший процент, чем от Татарстана и Самарской области - 55%, или 139 млрд рублей.

Впрочем, и этот показатель не кажется очень большим на фоне Нижегородской области. Этот регион получил в свой бюджет 68% федеральных налогов и сборов - 137 млрд рублей из 201,6 млрд рублей. Высокий показатель также и у Ульяновской области - 66%, 33 млрд рублей и 50 млрд рублей федеральных налогов и сборов.

Меньше всего из поволжских регионов заплатили налогов республики Марий-Эл, Мордовия, Чувашия, а также Кировская и Пензенская области. Показатели их - от 16 до 39 млрд рублей. Любопытно, что во всех этих регионах доля федеральных налогов, полученных в консолидированный бюджет региона, довольно высока. В Марий Эл с самым меньшим объемом налогов, к примеру, 65%, в Пензенской области - 63%. Самые же меньшие доли полученных в консолидированный бюджет федеральных налогов и сборов у регионов с довольно средними экономическими показателями - Удмуртии и Оренбургской области. В свои консолидированные бюджеты они получили лишь 34% и 26% из перечисленных налогов, соответственно.

Федеральным округом, который перечислил больше всего региональных налогов, ожидаемо стал Центральный федеральный округ (260 млрд рублей) - в основном благодаря показателю Москвы. Фото evo-rus.com

Региональные налоги: половина результата ЦФО - заслуга Москвы

Все описанное выше, однако, касается лишь одной из категорий налогов - федеральных. Помимо этого, есть еще три уровня налогов - объем их в разы меньше, но и они заслуживают внимания. Суммарный объем их составляет 1,6 трлн рублей - лишь 12% от объема федеральных налогов.

Большую часть из этих 1,6 трлн рублей составляют региональные налоги - к началу года их было перечислено на сумму в 904,5 млрд рублей. К региональным налогам относятся всего три категории налогов, но довольно крупных: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Все эти налоги, соответственно, отправляются в региональные бюджеты дополнительно к федеральным налогам, перечисленным в консолидированные бюджеты регионов.

Федеральным округом, который перечислил больше всего региональных налогов, ожидаемо стал Центральный федеральный округ (260 млрд рублей) - в основном благодаря показателю Москвы (122 млрд рублей). Второе место среди федеральных округов занимает Уральский федеральный округ со 169 млрд рублей, а на третьем месте - Приволжский федеральный округ со 134 млрд рублей.

В лидерах по регионам, кроме Москвы, также Ханты-Мансийский автономный округ. Показатель этого региона составил около 60 млрд рублей. Также много региональных налогов перечислили Ямало-Ненецкий автономный округ (54,7 млрд рублей), Московская область (54 млрд рублей), Санкт-Петербург (40,4 млрд рублей), Краснодарский край (31,4 млрд рублей), Татарстан и Свердловская область (примерно по 26,5 млрд рублей).

Поступление федеральных и региональных налогов, сборов и других обязательных платежей в консолидированный бюджет России, на 1 января 2017, тыс.руб.

Федеральные налоги и сборы Региональные налоги
Всего в
федеральный
бюджет
в консолиди-
рованный
бюджет
субъекта РФ
из него -
в доходы
местных
бюджетов
Всего в
федеральный
бюджет
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 12 770 765 705 6 799 507 703 5 971 258 002 685 412 743 904 499 710
в том числе:
3 803 084 607 1 583 229 156 2 219 855 451 144 234 139 259 887 349
Белгородская область 53 497 532 16 262 446 37 235 086 8 420 004 8 021 133
Брянская область 42 147 536 23 557 154 18 590 382 3 883 632 3 452 814

Специальные налоговые режимы: Сахалин собрал налогов, как две столицы

Второе место по общему объему составляют налоги, собранные по специальным налоговым режимам. Их объем составил 490 млрд рублей. На данный момент к ним относятся четыре режима. Это - упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения.

Примерно 92% этих налогов оказывается в консолидированных бюджетах субъектов. Среди федеральных округов лидером здесь неожиданно оказался не Центральный, в который входит Москва, а Дальневосточный. Здесь было собрано таких налогов на сумму в 132 млрд рублей, причем 111 млрд рублей из них в Сахалинской области. Показатель Москвы, второго региона России по налогам от специальных налоговых режимов, составил лишь 64 млрд рублей, а всего Центрального федерального округа - 128 млрд рублей. В других федеральных округах эти показатели и того меньше - в Приволжском федеральном округе - лишь 57 млрд рублей, а в Северо-Западном - 49 млрд рублей.

По регионам после Сахалинской области и Москвы находится Московская область с 25 млрд рублей. За ними следует Санкт-Петербург с 21,7 млрд рублей, далее - Краснодарский край с 19,3 млрд рублей. Показатель Татарстана - 8,2 млрд рублей. Он самый высокий по Поволжью, но ниже, чем в Ростовской и Свердловской областях.

Второе место по общему объему составляют налоги, собранные по специальным налоговым режимам - их объем составил 490 млрд рублей. Фото nalog.ru

Местные налоги: Подмосковье впереди Москвы

220 млрд рублей, кроме того, регионы перечислили в счет местных налогов. К ним, согласно данным Федеральной налоговой службы, относятся всего три вида налогов - это земельный налог, налог на имущество физических лиц, а также торговый сбор.

Тут в списке лидеров среди федеральных округов - уже без неожиданностей. Первое место - 97 млрд рублей - у Центрального федерального округа. Однако при этом лидером по регионам внезапно стала не Москва, а Московская область с 34,4 млрд рублей. Столицей в счет местных налогов были перечислены лишь 33,7 млрд рублей.

Второе место и 34 млрд рублей у Приволжского федерального округа, в лидерах - Татарстан с 8,8 млрд рублей и Самарская область с 5,4 млрд рублей. Третье место у Южного федерального округа с 22 млрд рублей, здесь лидер - Краснодарский край с 8,7 млрд рублей, а также Ростовская область с 7,7 млрд рублей.

Поступление местных налогов и налогов, относящихся к специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет России, на 1 января 2017, тыс.руб.

Местные налоги Налоги, относящиеся к специальным налоговым режимам
Всего в консолиди-
рованный
бюджет
субъекта РФ
из него -
в доходы
местных
бюджетов
Всего в
федеральный
бюджет
в консолиди-
рованный
бюджет
субъекта РФ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 220 608 341 220 608 341 185 358 143 490 187 175 35 177 635
в том числе:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 97 197 116 97 197 116 67 714 388 128 323 383 284
Белгородская область 4 030 668 4 030 668 4 030 668 2 766 517 0
Брянская область 1 051 040 1 051 040 1 051 040 2 239 419 0

Максим Матвеев, аналитическая служба "Реального времени"

О делении налогов и сборов на федеральные, региональные и местные мы рассказывали в . В этом материале приведем общую характеристику федеральных налогов и сборов, а также приведем перечень федеральных налогов 2017 года.

Виды федеральных налогов

Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается и отменяется НК РФ (п.п. 2, 5 ст. 12 НК РФ). Федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ .

В соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся также специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать освобождение от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Приведем в таблице перечень федеральных налогов и сборов:

Федеральные налоги и сборы, в т.ч. специальные налоговые режимы Глава НК РФ
НДС
Акцизы
НДФЛ
Налог на прибыль организаций
Налог на добычу полезных ископаемых
Водный налог 25.2
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 25.1
Государственная пошлина 25.3
ЕСХН 26.1
УСН 26.2
ЕНВД 26.3
СРП 26.4
ПСН 26.5

Налоги федерального бюджета

Признак налогов и сборов «федеральный» характеризует скорее порядок установления и применения налога, а не зачисления его в бюджет. Ведь налоги, перечисляемые в федеральный бюджет, и федеральные налоги - это не одно и то же. Федеральные налоги - это налоги, установленные НК РФ, а система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, устанавливается Бюджетным кодексом РФ. Какие налоги идут в федеральный бюджет, указано в ст. 50 БК РФ . К примеру, налоги, перечисляемые в федеральный бюджет в размере 100%, — это НДС, водный налог, отдельные виды акцизов и налога на добычу полезных ископаемых. Однако для налогов в федеральный бюджет список включает в себя не все федеральные налоги, указанные в таблице. Кроме того, отдельные федеральные налоги и сборы зачисляются в региональный и даже местный бюджеты.

Новое на сайте

>

Самое популярное