Домой Кредитные карты Социальная система как совокупность общественных связей. Теоретический базис

Социальная система как совокупность общественных связей. Теоретический базис

Человек как «совокупность общественных отношений»

Габитус (Habitus) объединяет наиболее важные характеристики человека. А именно: 1) состояние и положение (в обществе, семье, на производстве и т.д.), 2) свойства характера и личности, 3) внешний облик и 4) «обыкновения», то есть «вредные» и «любимые» привычки. Habitusanimi означает душевный склад, включающий такие свойства, как интеллект, воля, аффективностъ, эмоциональность, сензитивность, направленность сознания. Вот это все, входящее в габитус человека, и составляет «совокупность общественных отношений», если понимать последние не как некую абстракцию, а как реалии человеческой жизнедеятельности и его уникального бытия.

Попробуем проиллюстрировать сказанное с довольно неожиданной, но весьма наглядной стороны. Так, А.Дюрер, разрабатывавший метод морфологического анализа при помощи моделирования рисунков, снабженных диаграммами наружных деталей (как и Леонардо да Винчи), всегда принимал во внимание, кого он рисует, то есть какими социальными качествами наделен человек, которого он так тщательно изображал. Леонардо да Винчи экспериментировал от обратного. В своих эскизах он пробовал: 1) рисовать анатомические особенности той или иной части тела по аналогии с таковыми у животного; 2) перенести на тело живого человека данные, полученные при анатомическом препарировании трупа. Но эти опыты его не увенчались успехом: в первом случае получалось какое-то подобие кентавра; во втором - из живого человека улетучивался дух. А вот античные торсы, создававшиеся на реальных психосоматических особенностях человека, могут служить морфологической моделью не только для современных анатомов, но и для психосоматиков.

Картина Г.Гольбейна (младшего) «Костюм женщин из Базеля. Мещанка» (1524 г.) для нас особенно интересна тем, что приводит к одному из аспектов социологии человека (в общей проблеме психосоматики), а именно - к активному формированию телесных форм разными народами и этносами. Для картины Гольбейну действительно позировала мещанка из Базеля, и мы видим, как сильно одежда стягивает талию натурщицы, поднимает и сдавливает ее груди. Одежда чрезвычайно усиливает контраст между развитием нижней части тела и развитием грудной клетки и подчеркивает другую особенность тела женщины - узость плеч. Если мещанки носили подобную одежду с раннего детства, то формирование скелета, а, следовательно, органов, шло под сильным воздействием «моды». Тело, в свою очередь, формировало характер женщин. Получалось, что психосоматика оказывалась заложницей моды и ее продуктом. Вспомним теперь, у многих народов применялись деревянные дощечки для сдавливания височных и теменных костей черепа новорожденному.Это делалось с целью формирования характера человека (и, в меньшей степени, других психических особенностей).

Хорошо известно, что китайцы надевали на стопу четырех-пятилетней девочки деревянную колодку-туфельку, останавливая развитие и увеличение стоп. Казалось бы, стопа не может оказать значительного влияния на психические и физиологические особенности человека, однако стоит вспомнить синдром астазии - абазии при тяжелых психических расстройствах. Именно стопа, ее тугоподвижность, определяет всю сложность психосоматического состояния человека, так что неестественно маленькая ножка воздействовала на весь организм китаянки, на всю его морфологию.

Таким образом,телесная конституция была не генетически унаследованной,а социально смоделированной. Вообще «мода» и другие способы активного воздействия на морфологию человека существовали во всех цивилизациях. «Природа» же человека закрепляла социальные программы, реализованные в одном поколении, и передавала их другим поколениям в причудливом переплетении при кровосмесительстве (имеется в виду неинцест, а соединение наследственных программ разных рас и этносов в одном человеке). Иногда это приводило к мутации рода и племени - вырождению.Лукас Кранах (1532 г.) нарисовал обнаженную Венеру. Формы тела этой женщины (он тоже писал с натуры) грубо изменены следами ношения костюма. Особо обращает на себя внимание контраст между толщиной бедер и тонкими голенями, что объясняется также влиянием одежды того времени. Можно находить бесконечные примерысоциализации самого природного в человеке - тела (сомы) не только у художников и скульпторов, но и у писателей. Европейская традиция осознаниясоциальной сущности человека в целом (а не только, так сказать, его духовной стороны) началась задолго доМаркса, категорически провозгласившего, что «сущность человека есть совокупность всех его общественных отношений».

Древний грек был не менее социален, чем современный житель Москвы или Афин. Вот, к примеру, античная статуэтка «Девушка в бане» (бронза, Мюнхен. Музей «Антиквариат»). Формы тела девушки соответствуют психосоматическому статусу, известному под названием «turgor tertius», совпадающему с периодом начала половой зрелости. Слабое развитие плеч и таза, отсутствие талии придает торсу квадратную форму. Такая же фигура могла быть и у мальчика в пубертатном периоде, если бы ни хорошо развитая подкожная жировая ткань, покрывающая формы девушки и придающая им женственность. Древние греки очень бы удивились, если бы им сказали, что возрастные периоды не только (и не столько) отражают природные особенности психосоматики, сколько социальные особенности своего времени.«Лолиты» не могли появиться в античном мире. Акселераты, (как и ретардаты) сугубо социальное явление середины-конца XX в.

Вся относительность разделения социального и физиологического в человеке наглядно видна при рассмотрении некоторых явлений современной жизни. Например, культуризм, распространенный во всем мире. Что в психосоматике культуриста природное, а что производное анаболиков и искусственных телодвижений (благодаря которым «выращиваются» мышцы)? Психосоматические реакции культуристов (по данным мировой медицинской прессы) стереотипны и однообразны. Анаболики разрывают генетические связи культуриста с его родом и племенем.Культуризм - крайняя степень извращения социобиопрограмм человека. Впереди них целые шеренги спортсменов, где психофармакология активно структурирует психосоматику.

Возьмем теперь фотомоделей и «королев красоты», воплощающих представления современного общества о женской красоте и здоровье.Их женские прелести отражают тягостную синдромологическую картину нарушения всех составляющих функции деторождения: зачатия ребенка, вынашивания, рождения и вскармливания грудью. Как от культуристов и спортсменовк этносу в целом тянутся «Гулливеровы нити», так и от «королев красоты» и «законодательниц мод» к женской половине современного общества протянуты индустрией моды зримые и незримые нити. А на «выходе» - низкая рождаемость, высокая смертность среди новорожденных и чрезвычайно высокий показатель врожденных уродств. Мода и спорт, конечно, только частности в общей картине социальных основ психосоматики. Для того, чтобы показать несостоятельность концепций морфологии человека, не учитывающих его социальной сущности, рассмотрим одну из таких концепций, достаточно известную.

Основоположник французской морфологической школы Клод Сиго (1862-1921 гг.) разработал типологию человека, основанную на преобладании одного из четырех главных аппаратов организма: бронхо-легочного, желудочно-кишечного, суставно-мышечного и цереброспинального. Сразу заметим, что выделение данных систем организма весьма условно и физиологически недостаточно обосновано. Например, непонятно, почему не выделены сердечно-сосудистая, мочеполовая и эндокринная системы (последней много внимания уделяли и Гиппократ, и Леонардо да Винчи, и Альбрехт Дюрер). Согласно выделенным Сиго системам (аппаратам) организма, он различает следующие морфологические (психосоматические) типы человека: респираторный, дигестивный, мышечный и церебральный - и подробно описывает анатомическое строение каждого типа.

Респираторный тип: туловище в форме трапезоида, с основанием, обращенным вверх. Туловище явно удлинено по сравнению с нижними конечностями, а грудная клетка доминирует над остальными отделами туловища. Голова имеет ромбическую форму - преобладает средний (респираторный) «этаж», здесь место и для выражения экспрессивности.

Дигестивный тип: характеризуется также длинным туловищем, но за счет большого живота. Общая форма туловища напоминает трапезоид с большим основанием, обращенным вниз. В отличие от респираторного типа у дигестивного типа отмечается высокое положение боков туловища, широко раскрыт угол мечевидного отростка (большая и развитая диафрагма живота). Плечи как бы сдвинуты по направлению к середине туловища. В строении черепа доминирует нижний этаж, что связано с большим развитием жевательного аппарата. Контуры головы напоминают трапецию, с основанием, расположенным внизу. Экспрессивные выражения лица осуществляются преимущественно за счет жевательной мускулатуры и сконцентрированы вокруг рта.

Церебральный тип: отличается небольшим ростом, призматическим, тонким туловищем, длинными и тонкими нижними конечностями. Верхние конечности могут быть короткими, с развитой мускулатурой, резко контрастировать с нижними. (Как у диспластичного типа). У церебральных типов сильно развиты кости черепа за счет как размеров всех костей, так и за счет их толщины. Контуры головы имеют форму трапеции, обращенной большим основанием вверх. Экспрессивность сосредоточена, главным образом, в области лба.

Мышечный тип: характеризуется коротким туловищем и длинными нижними конечностями. Грудная клетка и живот развиты в одинаковой мере. Голова имеет четырехугольные контуры с одинаковым развитием всех трех этажей. Экспрессивность охватывает все мышцы лица, как мимические, так и жевательные.

Ученики Сиго -Мак Аулайф и Огюст Шейю - развили концепцию своего учителя, придав ей качества психосоматической теории. (У Сиго она была скорее описательная, основанная на анатомических и физиологических особенностях выделенных им типов человека). Аулайф и Шейю прежде всего ввели понятиеиерархии функциональных аппаратов и психосоматический принцип. Согласно этому принципу, относительное развитие какого-либо органа указывает на степень энергии его функции. Но доминирование какого-либо аппарата не влияет на развитие и равновесие других аппаратов (систем организма) и не разрушает гармонию облика человека. Изображение, применяемое для сравнения форм, представляет собой так называемый развившийся или ясно выраженный тип с гармоническими пропорциями и некоторым преобладанием одного из вышеупомянутых главных аппаратов. Остальные формы человека, по сравнению с ясно выраженным типом, могут быть разделены на мало выраженные или же примитивные типы с нерегулярной морфологией.

Как Сиго, так и его ученики подчиняли координацию (архитектонику) разнородных признаков биологическим факторам. Поэтому психосоматические характеристики типов были крайне скудными и случайными. Эта концепция, если внимательно к ней приглядеться, несет в себе все следы классических греко-римских эстетических постулатов о строении человеческого тела.

Ясно выраженные типы Сиго являются, по сути дела, вариантамикрасивых типов античности: красивого мышечного типа, красивого респираторного типа, красивого дигестивного типа и красивого церебрального типа. Так, красивый мышечный тип представленДорифором Поликлета иАполлоном Бельведерским. Респираторный красивый тип представлен в античной скульптуреВенерой из Арля и Венерой Анадиомеда. Красивый дигестивный тип - этоАфродита Книдская, которая отличается от остальных Афродит своим широким и высоким тазом, узкими плечами, лицом с выраженной нижней челюстью, мясистыми губами при изящных других формах тела. Красивый церебральный тип представлен, прежде всего, скульптурамиЮлия Цезаря и Клавдия (неизвестные мастера).

Концепция Сиго имела и других последователей (например, французский морфолог А. Тоориз и русский физиолог школы Бехтерева Н.А. Белов) и развивалась в разных направлениях, все дальше от социальных и психосоматических характеристик в сторону анатомических и физиологических особенностей человеческого организма.

Методологический недостаток подобных концепций состоит в их крайней односторонности. Тип человека - это сложное психосоматическое понятие, которое не может определяться «частностями» - анатомией, физиологией, даже расовыми и генетическими признаками. Только совокупность всех «природных» свойств представляет человека, что, естественно, предполагаетсоциальную основу.

Здесь же рассмотрим важное для нашей темы понятие идиосинкразии . Это понятие не следует путать с понятием аллергии , которое имеет отношение только к клинической медицине. Аллергия - болезненное состояние организма, вызванное определенными объективными раздражителями, аллергенами, на которые человек реагирует избирательно. Идиосинкразия - реакция человека, как правило, негативная (хотя есть примеры и положительных идиосинкразий), на различные события. По поводу идиосинкразий Гегель заметил, «что некоторые люди чуют кошек на расстоянии». Кошка - домашнее животное, то есть вполне социальное явление. С ней у человека связан целый комплекс различных эмоций, представлений - от вполне бытовых до мифологических и суеверных.

Поэтому пример с кошкой весьма подходит для понимания неожиданных аспектов психосоматики человека, таких, как идиосинкразия. Последняя всегда является психосоматической реакцией человека. И, если при аллергии человек реагирует на раздражитель каким-то одним органом или системой организма, то при идиосинкразий - всем своим существом . Такие состояния часто вызывают различные психосоматические заболевания - соматозы. Многие телесные и душевные недуги человека, в действительности являющиеся соматозами, могут привести его к инвалидности. Соматозы очень трудно отличить от органических заболеваний. Например, почти все хронические неспецифические воспаления различных органов и систем организма и так называемые функциональные расстройства - этосоматозы. Соматозы могут проявляться, скажем, как хронические пневмонии с астматическим компонентом, как ишемическая болезнь сердца с приступами стенокардии, как бесплодие у молодых женщин или импотенция у молодых мужчин, как язвы различных органов, чаще всего желудка и кишечника, как колиты и гастриты. Соматозы могут обнаруживать себя и через один единственный симптом - боль , которая может локализоваться в любой части тела человека и не поддаваться никаким обезболивающим препаратам. Кстати, будучи социально обусловленными расстройствами функций человеческого организма, соматозы не лечатся традиционными лекарственными препаратами. Психотерапевтическое воздействие на пациентов с соматозами тоже может оказаться неэффективным, если оно не подкреплено социальными действиями врача, способного радикально изменить ситуацию, в которой находится пациент. Вот почему соматозы - прерогатива не клиницистов, а социальных медиков .

Соматозы, как ничто другое, обнаруживают социальные основы психосоматики (иными словами, биотипологии или морфологии) человека.Ни одно животное не страдает соматозами, как ни одно животное не умеет смеяться. Даже «очеловеченные» нами домашние любимцы - собаки и кошки (которые так часто бывают «похожи» на своих хозяев) - не могут просто улыбнуться и подмигнуть!

Социальная совокупность

Социальная совокупность (англ . social aggregates) - 1) совокупность социальных единиц (индивидов, семей, кланов и т. д.), которая возникает путем их пространственного сближения, причем единицы эти не изменяются вследствие образования агрегата, в противоположность общности (социальной группе), в которой единицы взаимосвязаны. 2) совокупность индивидов, разделяющих определенные социальные характеристики (например, демографические), но не являющихся социально организованными (например, социальная категория, номинальная группа).
Под социальными совокупностями, или социальными агрегатами понимаются различные агрегатные состояния человеческого множества как совокупности людей, семей, домохозяйств, объединенных общими часто внешними или случайными признаками.

Общие сведения

Так сложилось, что большинство понятий в русскояз. социологической литературе определяется через совокупность людей, в отличие от англояз., франкояз., германояз. и др. Нередко социальную группу, социальный институт, социальную общность, социальную организацию, да и само общество трактуют через эти «совокупности». Между тем, за словом «совокупность» и в повседной жизни, и в науке традиционно закрепилось совершенно иное значение. Так, например, современный словарь Business Dictionary определяет «совокупность» (aggregate) как общее количество, масса, сумма чего-либо, «не полагая, что в результате общая сумма целом содержит все, что должно быть в нём» .

Этимология слова

Русское слово «совокупность» производное от ст.-слав. коупъ - «куча, соединение» > - скопление каких-либо предметов или людей; близкое ему - устар . «копа» - груда, куча, ворох, гора вещей . Таким образом, совокупность - собранное в кучу (купу). По смыслу совпадает с англ. аggregate - совокупность < лат. aggregare - накоплять, собирать в кучу, в стадо - результат простого сложения, полученная сумма, общий итог чего-либо, собранное вместе множество, произведенная масса.

Слово «совокупность»(аggregate), ни по смыслу, ни этимологически не является родовым понятием по отношению к таким, как «группа» (от ит. groppo, gruppo - узел), институт (от лат . institutum - установление, учреждение), организация (от лат . organum - орудие, инструмент), общность (англ. community - общность, сообщество, объединение, единство, неразрывность). Поэтому их социологическое определение через «совокупность людей» является некорректным, а применимо лишь к «социальным совокупностям».

История термина

Понятие «социальная совокупность» («Samtschaft») впервые ввел в социологию немецкий социолог Ф. Тённис , под которой он понимал промежуточную форму между отношением и корпорацией. «Она мыслится как некое множество, включающее в себя, подобно корпорации, массу,- пишет Ф.Тённис, - … совокупность не способна на действительное воление, она не может принять никакого решения до тех пор, пока не „организуется“ в какое-нибудь объединение» /Тённис Ф. Общность и общество (1887)/.

Определение термина

Социальная совокупность - неорганизованное человеческое множество для которого характерны принадлежность составных её элементов к одному и тому же типу явления и сходство между элементами по общим для данного явления признакам.

Признаки социальных совокупностей

Основными свойствами социальных совокупностей являются:

  • анонимность. Индивид приобретает черты данной совокупности и ощущение непреодолимой силы, и это чувство по­зволяет ему поддаваться таким инстинктам, которых он обычно публично не проявляет. Индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязвимым в общей массе, не ощущает социального контроля и ответственности;
  • внушаемость. Члены данного человеческого множества более внушаемы, чем люди, находящиеся за её пределами;
  • социальная заражаемость. Она заключается в быстрой передаче эмоций, настроений, а также быстрой их перемене;
  • бессознательность. Индивиды как бы растворяются в общей массе и пропитываются коллективными бессознательны­ми инстинктами, их действия вытекают скорее из подсознания, чем из сознания, и носят иррациональный и непредсказуемый характер.

Типология и классификация

К социальным совокупностям можно отнести мнимые общности («квазигруппы») и контактные общности («диффузные группы»).

Мнимые общности - человеческие множества, в которых при отсутствии взаимных социальных действий имеются совпадающие цели, интересы и т. п., воплощается мнимая солидарность («квазигруппы»). К ним относятся:

  • Массы - множества людей со сходными, однотипными, но не солидарными действиями: люди, спасающиеся бегством от реальной или вымышленной угрозы (сходное действие - паника); люди, стремящиеся носить одинаковую одежду (сходное действие - следование моде) и т. д.
  • Агрегации - совокупности людей, пространственно находящихся в одном месте): пассажиры одного поезда, посетители одного супермаркета и т. д.
  • Социальные категории - статистические совокупности индивидов, выделенные по схожим социальным признакам: пожилые, холостяки, подростки, женщины, инвалиды и т. д. Поэтому у них есть второе название - «номинальные группы», в отличие от групп реальных.

Контактные общности - совокупности людей, в которых воплощается реальная, но как правило кратковременная, солидарность - это так называемые «диффузные группы». Могут быть как достаточно социально однородными (гомогенными), так и разнородные (гетерогенные).

Их разновидностями выступают следующие:

  • Толпы - скопления людей, объединенных сиюминутным настоящим (разновидности толп: случайная (зеваки на пожаре), обусловленная (очередь за билетами), действующая (демонстранты).
  • Социальные аудитории - одноразовые, достаточно кратковременные человеческие множества (от нескольких минут до нескольких часов) взаимодействия (лектора, певца, актера и т. п. с публикой , слушателями, зрителями и т. п.).

К социальным совокупностям все же не следует относить социальные круги - контактные общности людей одного социального положения, собравшихся вместе для удовлетворения своих социальных потребностей (в общении, заботе о других, признании, престиже и т. п.): встреча друзей, фан-группа, конференция ученых, школьный бал и т. д., а также различные групповые общности - социальные корпуса (например, профессиональный корпус юристов), серийные группы, группы интересов (партии), целевые группы и целевые общности (организации и организованные группы). В них воплощается экспрессивная (социальные круги - состоит в удовлетворении потребностей) либо институционализированная (групповые общности) долговременная, устойчивая, определяемая нормами, обычаями и т. п. взаимосвязь и солидарность.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная совокупность" в других словарях:

    Социальная группа объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. … Википедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА - СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА. В обычном в буржуазных странах понимании С. г. означает «учение о воздействиях общественных и экономических влияний на народное здоровье? (Вольф). Гротьян различает «дескриптивную» С. г.,… … Большая медицинская энциклопедия

    Социальная инженерия это совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним. На становление и… … Википедия

    Общества (от позднелат. organizio формирую, сообщаю стройный вид < лат. organum орудие, инструмент) установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему. Под… … Википедия

    Понятие, широко используемое в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее совокупность устойчивых элементов социальной системы (институтов, ролей, статусов), относительно независимых от незначит. колебаний в отношениях между… … Энциклопедия культурологии

    Социальная структура социалистического общества - совокупность дружественных классов, социальных слоев и групп, наций и народностей, взаимоотношения которых обусловлены общественной собственностью на средства производства, единством коренных интересов, общностью марксистско ленинской идеологии.… … Научный коммунизм: Словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики. Важнейшая отличительная особенность С.С. заключается в том, что она тождественна системным (эмерджентным) свойствам… … Социология: Энциклопедия

    Социальная реабилитация это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс… … Википедия

    Социальная система это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов … Википедия

    Наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия

Г.П. Щедровицкий

15.12.86.

лекция №5

Красноярск

Щедровицкий: Восстановить ситуацию, ту, которая у нас была при обсуждении темы «Производство и клуб».Сделаю я это не очень обычным приемом. Я получил после прошлой лекции очень интересные вопросы. Хотел он вам их прочесть и затем вернусь к этой ситуации. "Что же получается, - спрашивает автор, - человек – совокупность общественных отношений. Т.е. есть такое место, в которое вкладывается определенное содержание, я бы сказал в дополнение биоид. Согласно его, этого места, форме вкладывается согласно месту. Нет, тут не все просто. И место, и время определяются, вроде, одними и тем же: культурой и воспитанием. Но что происходит, когда в место попадает, не, занимает это место личность ее не устраивает это ее место. Тогда, если есть в этой личности нечто, только ей присущее, эта личность меняет и все связи, к нему приводящие. Хотя можно сделать иначе: личность выбирает новое место по себе".

Понятно, да, что спрашивает автор? И вот этот вопрос я бы выделили как второй. Который вытекает из обсуждавшейся нами группы вопросов. А дальше вот идет очень интересный текст, поднимающий ряд вопросов, которые я и попробую сегодня обсудить,

«Общество представляет нам много разных мест, и человек волен выбирать любое, а это означает, что у человека нет души, душа есть у общества. Ведь это оно определяет, сколько мест поставят в поле твоего зрения. Поставляет в поле твоего зрения. Но тогда человек должен, или может точно знать свое место и тут два варианта: может влезть в другое или функционировать в старом. А ведь можно взять и место, которое много больше твоего содержания, врастать в него постепенно, заполняя каналы. Значит, каждый человек, чтобы жить, должен уметь видеть места, свою траекторию впереди себя, через личностные отношения к этим местам. А здесь без рефлексии никуда.»

Вот на этих выдержках я бы и остановился, и стал бы обсуждать дальше тот контекст, который я задавал до этого с разделения производства и клуба и переходить к тем вопросам, которые для меня будут сегодня главные. Их несколько. Одно: как же живет реально человек в условиях производства и клуба. И два других. Какие же представления о развитии мы имеем сегодня. И третье, очень важное и, на мой взгляд, практически значимое для Красноярского Университета и может быть самое важное из всех, это как при этом мы будем относиться к культуре в процессах образования, т.е. в процессах воспитания и обучения. Это, как бы, первое вступление, описывающее то, что я сегодня предполагаю обсуждать и что для меня является важным и принципиальным.

Теперь, значит, начинаю с прошлой лекции. Постараюсь восстановить ее основные тезисы.

Итак, я рассказывал сначала об исторических условиях выделения производства как основы подсистемы или сферы внутри общества, главными процессами которого являются, утверждал я, процессы воспроизводства. Все что происходит в обществе, определяется отношение к этому процессу воспроизводства. То, что не соответствует процессу воспроизводства в нашем личном поведении, в поведении и действиях групп, обществе, даже целых государств, моментально отбрасывает их с основной линии развития, по сути дела выбрасывает из общества. Они вываливаются из культуры и, соответственно, вываливаются из истории и примеров таких знаем очень много.

После того, как мы выделили с вами систему производства в систему (), которая повышает производительность труда, потому что в условиях системы воспроизводства повышать производительность труда не нужно, нет надобности. Следовательно, был этот вопрос: «Зачем нам развиваться?», следовательно, там где действует чистый закон воспроизводства, простого воспроизводства, там развития нет, оно не нужно, и бежать вперед не нужно, даже бессмысленно и вредно. Надо ж разжевать отведенный процесс воспроизводства и поддерживать существование всякого общественного организма на том уровне, которого он достиг.

С повышением производительности труда появляется масса лишних людей. И проблема лишних людей становится, по сути дела, основной проблемой социальной жизни и истории. И Америку открывали именно эти линие люди, поскольку создавалось давление и крестовые походы в десятом веке начались в силу того, что в Европе скопилось большое количество лишних людей и надо было дать им какое-то направление, работу. Хитроумные монахи…..очень интересная история, вообще, да еще глазами Вас, Герман, посмотреть эту историю невероятно интересно. Тогда у Вас будут более, на мой взгляд, адекватные представления о соотношении между массовыми процессами и личными естественно-техническими планами. А то Вы все время пытаетесь рассматривать человеческую историю наподобие эволюции биологического животного мира с естественным отбором или что-то вроде.

Таким образом, общество представляет собой совокупность людей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.

Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.

Исходным пунктом философского анализа общества, построения его теоретической, идеальной модели является рассмотрение общества как особой, специфической подсистемы объективной реальности.

Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится и из материала которого строится общество. Сегодня ясно, что без природы как базиса у общества нет будущего. Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т.е. его движение, реализуется через деятельность. В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении, наряду с общими, особенным и специфическим законам.

Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т.д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно развитой форме, выявить законы его движения. Реальное общество индивидуализировано, в нем все предельно переплетено, взаимосвязано. В модели же, поскольку она вскрывает и представляет сущность реального общества, индивидуальное оставлено в стороне, связи и зависимости представлены в чистом, свободном от деталей и случайных наслоений виде и т.д. Основания выработки подобной модели в различных философских учениях неодинаковы. В основном можно говорить о трех главных позициях. Натурализм в своих построениях отождествляет общество с организмом и пытается объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями, подменяя конкретно-историческое изучение социальных явлений произвольными аналогиями (кровообращение – торговля, головной мозг – правительство). Идеализм в своих моделях общества исходит из духовного, идеального начала. Так, Н.А. Бердяев утверждает, что историческая действительность есть «...особая и высшая духовная действительность». Материалистическая модель имеет своим исходным моментом социальную форму материи.



Общество – это определенная целостность, особая подсистема объективной реальности. Но если это система, то ее основу как всякой системы составляют элементы, требования к которым должны, по-видимому, состоять в следующем: во-первых, их должна отличать простота, во-вторых, они должны присутствовать во всех срезах системы и, в-третьих, они должны выступать в качестве своеобразных первокирпичиков системы. Что же это за элементы?

Ключевым, решающим элементом является, очевидно, человек как субъект истории, выполняющий эту роль действительно на всех этажах общественного здания. Можно сказать, что человек – это главный, краеугольный устой общества. Но свою роль субъекта истории человек реализует в форме активного отношения к миру в виде деятельности, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность выступает в самых различных формах, причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все более разнообразными. Деятельность и предстает в качестве второго элемента общества как системы. Наконец, третий элемент социальной системы – общественные отношения, складывающиеся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности. Именно деятельность как способ существования социального объединяет социальные атомы, цементирует их, превращая через систему общественных отношений простую сумму индивидов в нечто большее – в некоторую органическую целостность, в общество.

Но что такое общественные отношения? Общественные отношения – это многообразные связи между членами общества, социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе материально-производственной, экономической, социальной, политической и духовной жизни и деятельности.

При этом общественные отношения не однородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. К первичному уровню принадлежат материальные, т.е. складывающиеся независимо от сознания общественные отношения. К их числу в первую очередь относятся производственные, экономические отношения (наряду с этим могут быть выделены и такие виды материальных отношений, как организационно-технические и социально-бытовые). Вторичный уровень образуют идеологические отношения, которые в отличие от отношений первого уровня складываются, возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Человек, деятельность, общественные отношения – такова триада определяющих элементов общества как системы.

ЭКОНОМИКА.
Экономик а – совокупность общественных отношений в сфере производства, потребления, распределения и обмена продукции.

Экономика - область в жизни общества, которая включает деятельность предприятий. отраслей, народное хозяйство в целом, торговлю, деньги, домашнее хозяйство.

Экономика – рационально организованная деятельность больших групп людей, вступающих между собой в отношения производства, потребления, распределения, обмена товаров и услуг.

Экономика – это наука о правилах ведения и управления хозяйством отдельными индивидами, предпринимателями, государством.

Экономика – наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления.

Экономическая наука изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.
Основные понятия экономической науки:


  1. Экономические потребности – то, что необходимо для жизнедеятельности и развития личности, предприятия, общества в целом.

  2. Экономические блага – средства удовлетворения потребностей (товары и услуги).

  3. Ресурсы (факторы производства).

  4. Экономический выбор – предпочтение наилучшего из вариантов использования ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей.

  5. Производственные возм ожности – возможности общества по производству экономических благ при эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и передовой технологии.

Экономика

Макроэкономика Микроэкономика

Макроэкономика – общеэкономические процессы, которые влияют на всю экономическую жизнь страны в целом (денежная система, инфляция, безработица, экономический рост и т.д.).

Микроэкономика – экономические процессы, связанные с деятельностью или хозяйствованием семьи, фирмы, региона, определенного рынка, отдельной отрасли промышленности.
Сферы экономики (структура экономической деятельности, экономические отношения):


  1. Производство - промышленные предприятия, фирмы.

  2. Потребление - население, организации.

  3. Распределение - органы государственной службы (налоговая служба), банки.

  4. Обмен - рынок.
(Все скреплены между собой денежными, информационными и трудовыми потоками).

Ресурсы (вспомогательное средство) – совокупность природных, материальных, социальных сил, применяемых в производстве (денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов) – факторы производства:


  1. Труд – физические и интеллектуальные усилия, затраченные людьми при создании товаров и услуг. Доход – зарплата, процент с капитала.

  2. Земля - природные ресурсы, естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг (земля, вода, воздух, леса, полезные ископаемые). Доход – рента.

  3. Капитал - инвестиционные ресурсы, средства производства, промышленное оборудование, инфраструктура (газопроводы, электропроводы и др). Доход – прибыль.

  4. Предпринимательские способности – управленческие и организаторские способности. Доход – прибыль

  5. Информация – знания и сведения, накопленные человечеством, которыми можно обмениваться, торговать. (Подчеркнуто – главные факторы).

Экономическая система

Экономическая система – совокупность институтов и механизмов для принятия и реализации решений, касающихся производства, распределения, и потребления созданного продукта в рамках определенной территории.
Критерии выделения экономической системы:


  1. Тип собственности (общественная или частная);

  2. Механизм связи производства и потребления (распределение или обмен);

  3. Способ принятия решений относительно задач что, как, и для кого производит экономика (на основе рыночной информации или централизованно).

Типы экономических систем (экономики):


  1. Традиционная – способ организации хозяйственной жизни, где ресурсы находятся в общем владении племени, общинам;
- присвоение готовых животных и растительных форм (собирательство, охота, рыболовство) преобладает над производством товаров и услуг.;

Ручной труд, примитивные орудия труда;

Замкнутая система организационно-экономических отношений (натуральное хозяйство). (Элементы традиционной экономики остались в России у народов Севера в странах Африки).


  1. Рыночная (капитализм) – основана на частной собственности, частной хозяйственной инициативе, рыночной организации распределения ограниченных ресурсов;
- нерегулируемый спрос, нерегулируемое предложение, нерегулируемая цена.

(Аргентина. Венесуэла, Бразилия).

3 . Командная - земля, капитал, средства производства являются собственностью государства;

Ограниченные ресурсы распределяются государством в соответствии с планом (идея планирования хороша, но сомнительно другое – возможность и способность все планировать правильно);

Главные вопросы экономики решает государство;

Ценообразование устанавливает государство;

Государство распределяет блага.


  1. Смешанная – земля, капитал находятся в частной собственности, но распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства;
- создание правовой основы для принятия решений участниками экономической деятельности;

Защита конкуренции (равные права для всех);

Стабилизация экономики (борьба с кризисами, безработицей, инфляцией и т.д.)

Социально-ориентированное распределение ресурсов;

Производство товаров и услуг, которыми невыгодно заниматься частному сектору;

Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;

Нерегулируемый спрос, нерегулируемое предложение, нерегулируемая цена (возможны фиксированные цены).
Собственность
Собственность общественная форма присвоения материальных и общественных благ.

Правовое обладание имуществом.

Принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам.
Право собственности предполагает:


  1. Право владения – фактического обладания собственностью.

  2. Право пользования – извлечение из имущества полезных свойств.

  3. Право распоряжения – дарить, продать (возможность определить юридическую судьбу имущества).

Формы собственности :

1. Общенародная (собственность на природные богатства, не вовлеченные в процесс производства и обладающие всеобщей доступностью). 2. Государственная (федеральная) – собственность вовлечена в общественное производство и не может принадлежать всем одинаково. 3. Частная (индивидуально-трудовая, семейная: личная, долевая, совместная).

4. Региональная государственная. 5. Местная, муниципальная.

6. Групповая (смешанная: признаки общей и частной) - акционерная, корпоративная.

7. Коллективная (предприятия, перешедшие в собственность трудового коллектива).

8. Кооперативная (пример – производственный коллектив: добровольное объединение, самоуправление).

9. Собственность общественных организаций.
Понятия:

Разгосударствление – процесс сужения государственного сектора и создание условий для иных форм собственности.

Приватизация – процесс передачи государственной собственности в частные.

Экономический интерес – осознанные потребности индивида как собственника или несобственника ограниченных ресурсов.

Экономическая свобода – самостоятельность собственника в принятии решения (Что? Как? Для кого производить?)

Экономический рост – изменение результатов функционирования экономики в виде прироста объема производства материальных благ и услуг.

Увеличение производства товаров и услуг, отражает эффективность всех процессов в экономике страны.

Важнейшие показатели результатов функционирования национальной экономики.
ВНП (валовый национальный доход) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

ВВП (валовый внутренний продукт) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями в течение года только внутри страны.

ЧНП (чистый национальный продукт) – часть валовой продукции, определяемой путем исключения из нее амортизации основных производственных фондов (износ основных средств) и материальных затрат (сырья, топлива, материалов и т.д.).

ЧНП = ВВП (ВНП) амортизация и издержки производства.

НД (национальный доход – обобщающий показатель экономического развития) – исчисленная в денежном выражении стоимость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства.

НД = ВНП амортизация и косвенные налоги.

НД = заработная плата и жалование служащих + дополнительные выплаты + рента + чистый % по потребительским доходам + прибыль корпораций.
Сфера производства.
Производство

(широкий смысл) (узкий смысл)
Процесс создания разных видов Процесс создания материальных благ

экономических продуктов (Материальное производство)
Промышленность

(важнейшая отрасль народного хозяйства)

Добывающая отрасль Обрабатывающая отрасль

Промышленность

Производство средств производства Производство средств потребления

(группа А) (группа Б)

(Пример: машиностроение) (Пример: легкая промышленность)

Уровень развития Уровень жизни

научно-технического прогресса населения

Народное хозяйство

(принцип матрешки: более мелкие хозяйственные единицы входят в более крупные,а те – в еще более крупные)
Отрасли

Предприятия

Отрасль – группа фирм, которые производят одинаковые продукты, используя одинаковые

технологии.

Фирма – организация, владеющая и ведущая хозяйственную деятельность на предприятии.

Предприятие – учреждение типа фабрики, завода, фермы, шахты или крупного магазина,

выполняющее одну или несколько специфических функций по производству и распределению

товаров.
Организационно – правовые формы фирм:

Хозяйственные товарищества.

Лично-доверительные отношения

Личный труд


  1. Полное товарищество : участники занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по обязательствам товарищества не только своим вкладом, но и личным имуществом.

  2. Товарищество на вере (коммандитные) : наряду с полными товарищами имеются один иои несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков только в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности.
Хозяйственные общества – объединение не столько личных усилий участников, сколько их имущества. Разновидности:

  1. Общество с ограниченной ответственностью – образованная одним или несколькими лицами организация, уставный капитал которой разделен на доли, в пределах которых участники несут ответственность.

  2. Общество с дополнительной ответственностью – особый характер имущественной ответственности по долгам: во-первых, эта ответственность является дополнительной т.е. требования к участникам могут быть предъявлены лишь при недостаточности имущества общества. Во-вторых, кредиторы в полном объеме или в любой части предъявляют требования к одному из участников, который обязан их удовлетворить. (Удобно для кредитора, больше возможностей для удовлетворения требований). В-третьих, общий объем отвественности всех участников определяется учредительными документами как величина кратная (двух, трех и т.п.) размеру уставного капитала.

  3. Акционерное общество – образованная одним или несколькими лицами организация, уставный капитал которой разделен на равные доли, удостоверяемые акциями, в пределах которых участники отвечают по долгам общества.
Производственный кооператив – определяющее значение имеет личная деятельность его членов, акцент – на трудовом участии. Прибыль и ликвидационный остаток распределяется между членами не пропорционально паевому взносу, а в соответствии с их трудовым участием.

Унитарное предприятие коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество находится в государственной или муниципальной собственности. Учредительный документ – решение собственника, устав – его же. Возглавляет генеральный директор, назначаемый или освобождаемый собственником.

Предпринимательство и бизнес.

Предпринимательство – создание хозяйственных организаций (фирм) за счет собственных или заемных денег ради производства товаров или оказания услуг и получения на этой основе прибыли.

Новое на сайте

>

Самое популярное