Домой Сбербанк На кого платят дополнительные взносы. Сложные ситуации при расчете взносов в ПФР по дополнительному тарифу (Фимина Н.)

На кого платят дополнительные взносы. Сложные ситуации при расчете взносов в ПФР по дополнительному тарифу (Фимина Н.)

Для определенных категорий работников, трудящихся на вредных и опасных работах, установлены дополнительные ставки страховых взносов, уплачиваемых в ПФР. То есть за таких работников работодатель отчисляется дополнительный процент страхового взноса, размер которого зависит от того, на каких именно работах занят сотрудник.

Категории работников, для которых установлены дополнительные тарифы, имеют право на досрочный выход на пенсию, именно поэтому работодатель должен отчислять дополнительный процент с их дохода в ПФР.

Дополнительные ставки введены не так давно, с 1 января 2013 года, с каждым годом отчисляемый процент увеличивается.

Ставки страховых взносов по дополнительному тарифу устанавливаются ст.58.3 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009.

Ниже указаны ставки дополнительных тарифов, которые применяются по отношению к работникам до тех пор, пока не будет проведена в отношении них .

Ставки дополнительных страховых взносов в ПФР до спецоценки

Для лиц, перечисленных в пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, установлена ставка дополнительного страхового взноса в размере 6% на 2014 год, в 2015 году произойдет плановой увеличение до 9%.

  • на подземных работах,
  • на работах с вредными условиями труда;
  • в горячих цехах.

Для лиц, перечисленных в пп.2-18 п.1 ст.27 закона №173-ФЗ, применяется ставка дополнительного тарифа в размере 4% для 2014 года, в 2015 году произойдет увеличение до 6%.

  • На работах с тяжелыми условиями труда;
  • В качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;
  • В текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью работы;
  • Рабочие локомотивных бригад и других работников железнодорожного транспорта и метрополитена, а также водителей грузового транспорта на шахтах, разрезах, в рудниках угля, сланца, руды, породы;
  • В экспедициях и прочих геолого-разведочных, геофизических и прочих изыскательных работах;
  • На лесозаготовке и лесосплаве;
  • В погрузо-разгрузочных работах в портах;
  • На различных морских судах (в том числе рыбной промышленности);
  • Водителями общественного транспорта;
  • В подземных и открытых горных работах (рудники, шахты и пр.);
  • На воздушных судах;
  • В аварийно-спасательных службах;
  • На работах с осужденными.

Ставки дополнительных страховых взносов в ПФР после спецоценки

Специальная оценка условий труда – эта процедура, которая в 2014 году заменила аттестацию рабочих мест.

Спецоценка может не проводиться в течение 5-ти лет с момента проведения последней аттестации, все это время работодатель должен уплачивать дополнительные страховые взносы в соответствии со ставками, указанными выше и утвержденными п.1 и 2 ст.58.3 Закона №212-ФЗ.

В результате проведения спецоценки для рабочих мест устанавливается класс условий труда, в зависимости от установленного класса меняется размера ставки дополнительного взноса в ПФР.

Различают 4 класса условий труда: оптимальный, допустимый, вредный и опасный.

Даже если условия труда по итогам аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года, признаны оптимальными или допустимыми (а не вредными или опасными), то в 2014 году страхователь должен уплачивать взносы по дополнительным тарифам в размере 6 и 4 процентов, которые ранее были установлены для «вредных» работ. Такие разъяснения содержатся в письме Пенсионного фонда от 12.02.14 № НП-30-26/1707 .

Напомним, с 1 января 2013 года для отдельных категорий работников, которые досрочно выходят на пенсию (в частности, тех, кто работает на производстве с вредными условиями труда), установлены дополнительные взносы в ПФР (см. « »). К основному тарифу добавляется дополнительный, и суммарная ставка получается выше, чем для обычных сотрудников. Дополнительные тарифы установлены частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (см. таблицу).

Дополнительные тарифы взносов в ПФР для отдельных категорий работников

Дополнительный тариф на страховую часть пенсии

Занятые на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда

Занятые на работах с тяжелыми условиями труда и другие категории, перечисленные в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ


В 2014 году аттестацию рабочих мест заменила специальная оценка условий труда. По ее итогам каждому рабочему месту присваивается определенный класс условий труда. Всего существует четыре класса: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени (подробнее см. «С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки применяются, в том числе, для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, которые утверждены частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ. Если по итогам такой оценки условия труда будут признаны вредными или опасными, то работодатели в отношении выплат работникам, имеющим право на досрочную пенсию, должны применять тарифы в размере от 2 до 8 процентов. Если условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми, работодатель освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам (см. таблицу).

Значения дополнительных тарифов пенсионных взносов

В Пенсионном фонде отмечают, что «новые» дополнительные тарифы страховых взносов используются также по результатам «старой» аттестации рабочих мест, проведенной до 2014 года. Ведь ее результаты действительны в течение пяти лет с момента ее завершения (но не более чем до 31 декабря 2018 года). Однако эти тарифы действуют только в том случае, если по итогам аттестации рабочих мест условия труда, перечисленные в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, были признаны вредными или опасными (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Если же условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то в отношении этих рабочих мест страховые взносы по доптарифам уплачиваются в размерах, установленных пунктами 1 и 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ (а не пунктом 2.1 этой же статьи), то есть в размерах 6% и 4%. А нулевой тариф дополнительных взносов при допустимых и оптимальных условиях труда может применяться только после проведения специальной оценки.

С 1 января 2014 года практически все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – закон о спецоценке). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест, и одной из ее целей является пополнение бюджета ПФР за счет установления дополнительных тарифов взносов в зависимости от результатов оценки (). На сегодняшний день достижение данной цели вызывает большое количество вопросов. Прежде всего это связано с тем, что для установления дополнительных тарифов могут использоваться результаты ранее проведенной аттестации ( , ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ " "; далее – Закон № 421-ФЗ). Здесь и начинаются все сложности.

Но Минтруд России не оставил страхователей (работодателей) в беде и разъяснил, как результаты спецоценки и аттестации влияют на размер страховых взносов по дополнительным тарифам ( Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113). Рассмотрим подробнее, что же посоветовало министерство.

Если работнику не положена досрочная пенсия, то взносы по дополнительному тарифу начислять не нужно

Как известно, взносы в ПФР по дополнительным тарифам уплачиваются в отношении некоторых работников, которым положена досрочная трудовая пенсия по старости (ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ " "; далее – закон о страховых взносах). К таким работникам относятся лица, перечисленные в пп.пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ " " (далее – закон о пенсиях). Согласно этим подпунктам досрочная пенсия назначается в зависимости от стажа и вида работы, на которой заняты сотрудники.

В свою очередь размер дополнительного тарифа, который применяется к выплатам соответствующим работникам, зависит от ( , ):

  • вида работы;
  • результатов спецоценки или аттестации на рабочих местах.

На основании этого Минтруд России делает логичный и очень значимый для многих вывод: если сотрудник не занят на соответствующих видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам не начисляются на его вознаграждение . При этом не имеет значения, какой класс условий труда установлен в отношении его рабочего места по результатам аттестации или специальной оценки.

Иными словами, если в отношении рабочих мест ваших сотрудников установлен вредный или опасный класс условий труда, но эти сотрудники не имеют права на досрочную пенсию, то вы не должны исчислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам в отношении выплат этим работникам.

Обратите внимание, что взносы в ПФР по дополнительным тарифам () не следует путать с "дополнительными" взносами в ПФР в размере 10% (). Последние исчисляются в отношении всех застрахованных лиц с выплат, превышающих предельную величину базы по страховым взносам.

Как определить, какой тариф нужно применить?

Как уже говорилось, размер дополнительного тарифа взносов в ПФР зависит от вида работы, на которой занят сотрудник, и результатов спецоценки (аттестации).

Так, в отношении выплат лицам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется дополнительный тариф 6% в 2014 году и 9% в 2015 и последующих годах ( , ). А в отношении вознаграждений сотрудникам, которые заняты на работах, перечисленных в , используется тариф 4% в 2014 году и 6% в 2015 и последующих годах.

Однако эти тарифы применяются, только если на рабочих местах не проведена специальная оценка. В противном случае используются тарифы, закрепленные в . Их размер варьируется от 0% до 8% в зависимости от класса (подкласса) условий труда, установленного на рабочем месте.

Как начисляются взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат совместителям?

Также стоит отметить, что заключить такое соглашение могут только работодатели, которые до сих пор не оформили результаты аттестации. Если же результаты уже оформлены, то придется заново оценивать условия труда на рабочих местах, но уже заключая новый договор о проведении спецоценки.

На предприятии имеются профессии, которые внесены Список 2 льготного пенсионного обеспечения: электрогазосварщик и маляр (маляр-подготовщик). Должно ли делать предприятие отчисления в Пенсионный фонд, если по результатам аттестации рабочих мест и проведенной спецоценке рабочих мест установлен 2 (допустимый) класс условий труда на этих рабочих местах? На рабочем месте маляра в 2009г. был установлен класс условий труда 3.1 (вредные), а в 2012 г. - 2 класс (допустимые). Отчислений мы не делали. Как нам поступить в этой ситуации, чтобы избежать штрафов?

Ответ

Ответ на вопрос:

По общему правилу, в отношении работников, которые занимают должности, включенные в Список 1 и Список 2, работодатель уплачивает страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам (п.1 ст.58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Если по результатам СОУТ условия труда на рабочих местах таких работников признаны допустимыми размер дополнительного тарифа составляет 0,0 %. То есть фактически работодатель не уплачивает дополнительные взносы в ПФР (п.2.1 ст.58.3 Закона № 212-ФЗ).

Дополнительный тариф страховых взносов введен только с 2013 года. До этого времени у организаций не было обязанности уплачивать дополнительные взносы в ПФР в отношении работников, должности которых включены в Список 1 и Список 2. Страховые взносы до 2013 года уплачивались в общем порядке.

С 2013 года организации должны были уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов в отношении работников, должности которых включены в Список 1 и Список 2, независимо от установленных условий труда. В отношении большинства работников доптариф составлял 2,0 % (п.2 ст.58 Закона № 212-ФЗ).

Важную информацию о дополнительных взносах в ПФР за вредные условия труда вы найдете в материале здесь.

С 2014 года, в отношении допустимых условий труда установлен дополнительный тариф в размере 0,0 %.

То есть в вашем случае необходимо было уплачивать взносы по дополнительному тарифу в течение 2013 года, в размере 2 %. Поэтому во избежание штрафа вам надо доплатить недоимку по страховым взносам за 2013 год и пени.

Между тем, п.1 ст.45 Закона № 212-ФЗ установлен срок давности привлечения к ответственности - 3 года со дня окончания периода, в котором было совершено правонарушение. То есть по окончании 2016 года организация уже не сможет быть привлечена к ответственности за неполную уплату сумм страховых взносов (на организацию не может быть наложен штраф, предусмотренный ст.47 Закона № 212-ФЗ).

Отметим также, что право на досрочную пенсию у работников, включенных в Список 1 и Список 2, возникает при уплате работодателем соответствующих взносов в ПФР.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация: Дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ: как их применять

По результатам специальной оценки условий труда работодатель может применять более низкий дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ или получить освобождение от уплаты страховых взносов по таким тарифам. Однако не все знают, как применять этот порядок в отношении разных категорий работников. Давайте разберемся.

На вопросы редакции отвечает

Людмила ЧИКМАЧЕВА,

директор Департамента развития социального страхования Минтруда России (Москва)

За кого из работников нужно платить страховые взносы по дополнительным тарифам?

Дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) применяют к выплатам в пользу работников, которые заняты на работах с особыми условиями труда . К таким видам работ относят:

  1. Подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах.
  2. Работы с тяжелыми условиями труда.
  3. Работу женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.
  4. Работы с повышенной интенсивностью и тяжестью в текстильной промышленности.
  5. Работы в составе локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы.
  6. Полевые, геолого-разведочные, поисковые, топографо-геодезические, геофизические, гидрографические, гидрологические, лесоустроительные и изыскательные работы.
  7. Работу на лесозаготовках и лесосплаве в качестве рабочих, мастеров, включая обслуживание механизмов и оборудования.
  8. Работу в качестве механизаторов в составе комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах.
  9. Работу в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
  10. Работу в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамвае на регулярных городских пассажирских маршрутах.
  11. Подземные и открытые горные работы по добыче угля, сланца и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников.
  12. Работу по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на судах морского флота рыбной промышленности, а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
  13. Работу в летном составе гражданской авиации.
  14. Работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации.
  15. Работу в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.
  16. Работу в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, в профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России.
  17. Работы с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
  18. Работу в Государственной противопожарной службе МЧС России.

Если работник не занят на перечисленных выше работах, то в его пользу страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР не начисляются.

Как быть работодателям, у которых есть актуальные результаты аттестации части рабочих мест?

Читайте подробнее о электрогазосварщике: вредные или тяжелые условия труда по этой ссылке.

Когда в организации имеются актуальные результаты аттестации части рабочих мест, страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР начисляются в следующем порядке. Если работник занят на работах с особыми условиями труда и его рабочее место по результатам аттестации признано вредным или опасным , то страховые взносы следует начислять по дополнительным тарифам из статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд российской федерации, фонд социального страхования российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ). Они указаны в таблице 1.

Таблица 1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в зависимости от класса условий труда

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса, %
Опасный 4 8
Вредный 3.4 7
3.3 6
3.2 4
3.1 2
Допустимый 2 0
Оптимальный 1 0

Если работник занят на работах с особыми условиями труда и его рабочее место по результатам аттестации признано оптимальным или допустимым , то страховые взносы начисляют по дополнительным тарифам, которые предусмотрены частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ. Это же правило применяется к рабочим местам с особыми условиями труда, которые не были аттестованы.

Таблица 2. Размер дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в отношении выплат в пользу работников, которые заняты на работах из подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Таблица 3. Размер дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в отношении выплат в пользу работников, которые заняты на работах, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

С какой даты работодатель может применять результаты специальной оценки условий труда?

Для работодателей, которые провели специальную оценку условий труда, установлены дифференцированные дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР (таблица 1).

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, после ее завершения составляет отчет о спецоценке. Его подписывают все члены комиссии и утверждает председатель комиссии. Таким образом, датой завершения спецоценки следует считать дату утверждения отчета . Соответственно, ее результаты могут использоваться с этой даты, в том числе в части применения дифференцированных дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР.

Дополнительные тарифы страховых взносов из таблицы 1 действуют с момента утверждения отчета о спецоценке. То есть работодатель выплачивает в ПФР по новому тарифу только с той части средств, которые перечислялись работнику уже после завершения спецоценки.

Подробнее о образце трудового договора с тарифной ставкой мы написали в материале по ссылке.

Как применять дополнительные тарифы страховых взносов к работникам, занятым на разных рабочих местах?

Если работники заняты на нескольких рабочих местах с особыми условиями труда, то работодатель перечисляет в ПФР страховые взносы со всех выплат, сделанных в пользу работника. Для каждого рабочего места сотрудника выбирают свой дополнительный тариф страховых взносов (таблица 1, 2 или 3 в зависимости от характеристик рабочего места). Выплаты начисляют пропорционально количеству дней (часов), отработанных на том или ином рабочем месте.

Что касается работы по совместительству , то работник может в свободное от основной работы время трудиться у того же работодателя (внутреннее совместительство) или другого работодателя (внешнее совместительство) (). Работа по совместительству выполняется на основании отдельного трудового договора. В этом случае дополнительные страховые взносы должны начисляться раздельно по основному и по дополнительному месту работы.

Если сотрудник занят по совместительству на работах, которые не указаны в пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, то на сделанные в его пользу выплаты страховые взносы по дополнительным тарифам не начисляют.

К ним относят работы, указанные в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Сложные ситуации при расчете взносов в ПФР по дополнительному тарифу (Фимина Н.)

    Дата размещения статьи: 24.09.2014

    Независимо от применяемой системы налогообложения организация должна начислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам на выплаты тем сотрудникам, которые заняты на работах, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Анализ существующей практики позволяет выделить вопросы, связанные с начислением взносов по дополнительному тарифу. Данные вопросы мы рассмотрим в настоящей публикации.

    "Вредник" без права на льготную пенсию

    Как указывалось выше, организация должна начислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам на выплаты тем сотрудникам, которые заняты на работах, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
    Довольно часто у практикующих специалистов возникает вопрос: нужно ли начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу, если по результатам специальной оценки (аттестации рабочих мест) условия труда сотрудника признаны вредными, но права на льготную пенсию у него нет, профессия сотрудника не поименована в списках N N 1 и 2 (в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ). Типичный пример - монтажник-верхолаз (промышленный альпинист), который занимается герметизацией межпанельных швов в сфере ЖКХ. Указанная работа осуществляется на высоте, является тяжелой, опасной, но в списках, дающих право на получение льготной пенсии, данной профессии нет.
    Важно понимать то, что необходимым условием для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам является занятость конкретного сотрудника:
    - либо на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, список N 1, утвержденный Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10);
    - либо на работах, которые перечислены в пп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ (список N 2, утвержденный Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10).
    Если же профессия, должность или вид работ, на которых занят сотрудник, не поименованы ни в одном из этих списков, то начислять взносы по дополнительным тарифам не требуется. Даже если по результатам специальной оценки или аттестации рабочих мест условия труда такого сотрудника признаны вредными (тяжелыми, опасными и т.п.).
    Это следует из положений ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

    Увольнение/прием после аттестации (спецоценки)

    Как известно, результаты аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда) влияют на размер дополнительного тарифа взносов в ПФР. По общему правилу применяются размеры дополнительных тарифов страховых взносов, установленные п. п. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ. Если сотрудники заняты на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, тариф страхового взноса в 2014 г. составляет 6%, со следующего года он будет равен 9% (п. 1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ). В остальных случаях тариф, согласно п. 2 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, равен 4% на 2014 г. и 6% - на последующие годы.
    Если рабочие места сотрудников по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 01.01.2014, или по результатам специальной оценки условий труда, проведенной после 1 января 2014 г., признаны вредными и (или) опасными, размер страхового взноса может оказаться другим. Это связано с тем, что в указанной ситуации подлежат применению ставки, предусмотренные п. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (см. таблицу 1). При этом результаты аттестации можно применять до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно.

    Таблица 1

    Дополнительный тариф взносов в ПФР

    Класс условий труда

    Подкласс условий труда

    Дополнительный тариф взносов в ПФР

    Комментарий

    Это максимальный тариф взносов

    В случае отсутствия у плательщика возможности документально подтвердить степень (подкласс) вредности условий труда аттестованного рабочего места в отношении такого рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, соответствующий подклассу условий труда 3.4, - 7,0 процента (Письмо Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579)

    Допустимый

    Дополнительные тарифы страховых взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, применяются в отношении тех рабочих мест, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, которым (при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда) по результатам оценки соответствия условий труда на этих рабочих местах гигиеническим нормативам присвоен вредный или опасный класс (подкласс) условий труда (Письмо Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579), а не допустимый или оптимальный

    Оптимальный

    Очень характерное заблуждение практикующих специалистов состоит в том, что после увольнения сотрудника с аттестованного рабочего места (рабочего места, в отношении которого проведена специальная оценка условий труда) и приема на это же рабочее место нового сотрудника возможности применять дифференцированный тариф взносов не будет. Это не так. Важно понимать, что факт увольнения (приема) новых людей значения не имеет, поскольку взносы по дополнительному тарифу уплачиваются по рабочим местам без привязки к личности конкретного сотрудника.

    Спецоценка проведена в середине года

    До 2014 г. все работодатели (в том числе те, которые привлекают сотрудников к работе только на "офисных" рабочих местах) должны были провести аттестацию рабочих мест. С начала 2014 г. у работодателей возникла обязанность провести специальную оценку условий труда. Конкретный порядок проведения спецоценки с начала года утвержден не был. Дело в том, что в 2014 г. все еще продолжали действовать результаты аттестации, поэтому у работодателей, выполнивших обязанность по проведению аттестации, вопрос о спецоценке не возник.
    Однако не все работодатели выполнили указанную обязанность в срок, поэтому им пришлось провести специальную оценку в середине 2014 г.
    Для таких работодателей актуальным является вопрос: в каком порядке следует рассчитать пенсионные взносы по дополнительным тарифам за месяц, в котором утвержден отчет, составленный по результатам специальной оценки условий труда?
    Дело в том, что взносы на обязательное пенсионное страхование рассчитываются по итогам месяца с учетом начислений, произведенных до даты последнего числа месяца включительно. По итогам специальной оценки условий труда проводившая ее организация составляет отчет, который подписывают все члены комиссии, принявшие участие в проведении спецоценки, и утверждает председатель комиссии (ч. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"). Отчет этот может быть утвержден и в середине месяца.
    Официальная позиция, выраженная Минтрудом России, заключается в том, что за месяц, в котором был утвержден отчет, составленный по результатам специальной оценки условий труда, работодатель должен применять дополнительные тарифы пенсионных взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, только к выплатам, начисленным за период с даты утверждения такого отчета до конца месяца. Об этом сказано в п. 6 Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113.
    К сожалению, в Письме не дается ответ на вопрос, по какой именно формуле производить распределение базы для начисления взносов в ПФР. А именно: следует ли производить расчет исходя из количества рабочих дней в соответствующем месяце по производственному календарю или исходя из количества календарных дней месяца.
    Такие выплаты, как зарплата, производственные премии, начисляются за рабочие дни месяца. Однако есть начисления, которые входят в расчетную базу по взносам в ПФР и начисляются за календарные дни месяца (например, отпускные). На наш взгляд, более обоснованной представляется точка зрения, предполагающая проведение расчета исходя из количества рабочих дней месяца. Объясним почему.
    В базу для исчисления взносов в ПФР те или иные выплаты попадают по дате начисления. Период, к которому они относятся, значения не имеет. Так, например, в случае ежегодного отпуска, переходящего с месяца на месяц, взносы с отпускных начисляются в том месяце, в котором были начислены отпускные. Оплата отпуска по законодательству должна быть произведена не позднее чем за три дня до его начала. При этом оплата производится единовременно, поэтому и начислены отпускные будут единовременно. В базу по расчету взносов войдет вся сумма отпускных, в том числе относящаяся к следующему месяцу.

    Пример 1. В ООО "Ремонт" работает маляр, имеющий право на льготную пенсию. Специальная оценка условий труда в организации была проведена в июне 2014 г. Отчет по результатам специальной оценки был утвержден 10 июня 2014 г. По результатам специальной оценки условия труда на рабочем месте работника отнесены к вредным условиям труда 1-й степени (подкласс 3.1).
    За июнь сотруднику начислена зарплата в сумме 20 000 руб. По производственному календарю в июне 2014 г. 19 рабочих дней. Должность маляра приведена в списке N 2. Поэтому до утверждения отчета по результатам специальной оценки применяется тариф 4%.
    20 000 руб. : 19 дн. x 6 дн. x 4% = 253 руб.
    После утверждения отчета применяется тариф 2%.
    20 000 руб. : 19 дн. x 13 дн. x 2% = 274 руб.
    Общая сумма взносов в ПФР, исчисляемых по дополнительному тарифу, составит:
    253 руб. + 274 руб. = 527 руб.

    Перевод на легкий труд

    Согласно ст. 254 ТК РФ беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Пока сотруднице не предоставят новое место, она освобождается от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.
    Довольно часто у практикующих специалистов возникает вопрос: если "вредник" переведен на легкий труд в связи с беременностью, облагаются ли выплаты, начисленные после перевода, взносами в ПФР по дополнительному тарифу.
    В данном случае необходимо учитывать следующее. Если период занятости работника в течение месяца на работах, не поименованных в списках N N 1 и 2, включается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии (например, в случае перевода работника на другую работу в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца, беременной женщины, в соответствии с медицинским заключением, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов), то исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от количества дней, фактически отработанных в этом месяце на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
    Такие разъяснения, в частности, дает Управление пенсионного фонда N 13 по г. г. Москве и Московской области. Их можно найти на сайте Администрации Ногинского района (http://www.noginsk-raion.ru/socialnaya_sfera/upravlenie_pensionnogo_fonda_13_po_g_moskve_i_moskovskoj_oblasti/).
    Хотелось бы обратить внимание читателей на следующее существенное обстоятельство. В Письме ПФР России от 30.12.2013 N НП-30-26/20622 приведен пример исчисления взносов в ПФР по дополнительному тарифу в такой ситуации: водитель троллейбуса (вид работ поименован в пп. 10 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ) по состоянию здоровья переведен на более легкую работу (диспетчером).
    В примере производится распределение базы для начисления взносов, и дополнительный тариф начисляется только на ту часть базы, которая соответствует периоду работы в качестве водителя. Это аналогичная ситуация, но полностью случаю перевода беременной женщины на легкий труд она не соответствует. Поэтому практикующих специалистов не должен смущать разный порядок регулирования в данном случае.

    Совмещение профессий (должностей)

    Обзор результатов проверок, проведенных специалистами ПФР, позволяет говорить о том, что довольно распространенной является следующая ситуация.
    В штате организации состоит "вредник", например: электрогазосварщик. Согласно данным аттестации рабочих мест, проведенной до 2014 г. (или специальной оценки условий труда, проведенной после 1 января 2014 г.), данная специальность отнесена к льготному списку по досрочному уходу на пенсию за работу во вредных условиях труда. Работник кроме заработка во вредных условиях труда получает доплату за совмещение профессий (слесарь) в размере 25%. В установленном действующим законодательством РФ порядке организация дополнительно перечисляет страховые взносы по дополнительному тарифу.
    При проверке от специалистов ПФР поступила просьба снизить процент доплаты до 20%, представить за предыдущие периоды корректирующие отчеты по персонифицированному учету с целью исключения льготного стажа из общего стажа.
    В данном случае бухгалтеру и кадровику организации стоит быть готовыми отстоять правомерность того порядка, который применяется страхователем.
    Установление совмещения указанному сотруднику произведено абсолютно правомерно. Запрет установлен только в отношении совместительства (в некоторых случаях). Так, в соответствии с ч. 5 ст. 282 ТК РФ не могут приниматься на работу по совместительству граждане, которые принимаются на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если их основная работа связана с такими же условиями.
    Предельного размера доплаты за совмещение законодательство не предусматривает. Из ст. 151 ТК РФ следует, что размер доплаты за совмещение профессий (должностей) может быть любым.
    На практике ПФР занимает следующую позицию: размер доплаты приравнивается ко времени работы в соответствующих условиях. То есть, скажем, если процент доплаты за совмещение составляет 25% - сотрудник работает по совмещаемой должности 25% рабочего времени. Таким образом минимизируются затраты по пенсиям, но законодательству такой подход не соответствует. Имеется довольно много судебных решений в пользу получателей пенсии. В качестве примера можно привести Решение Крапивинского районного суда Кемеровской области от 04.05.2012 N 2-60/12. Согласно материалам дела в приказе о совмещении профессий был указан размер доплаты - 25% от оклада. Суд однозначно указал, что этот размер нельзя расценивать как время работы, затрачиваемое на совмещение.
    То есть в рассматриваемой ситуации требования фонда связаны в большей степени с отношениями между ПФР и будущими пенсионерами. Однако заставить организацию уменьшить размер доплаты у ПФР полномочий нет. Поэтому речь идет не о требовании ПФР, а о просьбе. В сложившейся ситуации специалистам организации нужно самостоятельно принять решение, согласны ли они с позицией ПФР по этому вопросу.

    Часть месяца сотрудник не работал во вредных условиях

    В случае, когда часть месяца сотрудник не работал во вредных условиях, при начислении взносов в ПФР по дополнительному тарифу необходимо проанализировать, по какой причине это произошло и входит ли период, в течение которого сотрудник не был занят во вредных условиях, в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии. Если входит - обязанность начислить взносы по дополнительному тарифу сохраняется (см. таблицу 2).

    Таблица 2

    Сотрудник не работал во вредных условиях: типичные ситуации

    Ситуация

    Дополнительный комментарий

    Работник, занятый во вредных условиях, часть месяца болел

    Распределение начислений за месяц по видам работ (вредные/не вредные) не производится. Дни временной нетрудоспособности, приходящиеся по графику на рабочие дни, считаются днями, отработанными во вредных условиях труда

    Сумма пособия по временной нетрудоспособности в базу для исчисления взносов в ПФР по дополнительному тарифу не входит. От зарплатных взносов больничные освобождены

    Работник, занятый во вредных условиях, часть месяца был в отпуске

    Распределение начислений за месяц по видам работ (вредные/не вредные) не производится. Дни отпуска приравниваются к дням, отработанным во вредных условиях

    Сумму отпускных необходимо включить в базу для расчета взносов в ПФР по дополнительному тарифу

    Работник, занятый во вредных условиях, часть месяца работал в обычных условиях

    В подобных ситуациях страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются на все выплаты в пользу данного работника (включая премии, годовое вознаграждение, материальную помощь, единовременное вознаграждение к отпуску, отпускные и др.), но только пропорционально количеству фактически отработанных дней на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда

    Об этом сказано в Письме Минтруда России от 23.04.2013 N 17-3/10/2-2309

    Работник, который согласно трудовому договору должен быть занят во вредных условиях, в течение всего месяца был занят в обычных условиях. В данном месяце ему начислена премия за период, когда он работал во вредных условиях (например, за прошлый месяц)

    Премия, начисленная в месяце, когда работник не занят на работах с вредными условиями труда, не облагается дополнительными взносами в ПФР, даже если она относится к периоду, когда сотрудник работал в таких условиях

    Такой вывод следует из Письма Минтруда России от 29.04.2013 N 17-3/10/2-2415

    Сотрудник-пенсионер

    Нередко работники, выработавшие льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получающие пенсию, продолжают трудиться на работах, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
    Важно понимать, что основания для неначисления взносов по дополнительному тарифу в отношении доходов таких сотрудников нет. Дело в том, что условием для начисления взносов по доптарифу является занятость на соответствующих видах работ (ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ). Перечень выплат, освобожденных от взносов по доптарифу, содержится в ст. 9 Закона N 212-ФЗ и является закрытым. Выплаты в пользу сотрудников (получателей пенсии) в нем не поименованы (Письмо ПФР от 28.06.2013 N ТМ-30-26/9649).

    Выплаты уволенному работнику

    Довольно часто у практикующих специалистов возникает вопрос: каков порядок начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат, начисленных работнику после его увольнения? В данном случае необходимо применять такие общие правила.
    В случае полной занятости работника в течение месяца, в котором он был уволен, на работах, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам осуществляется со всех выплат, начисленных в пользу данного работника после увольнения, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (например, премии за прошлые периоды и др.).
    В случае частичной занятости работника в течение месяца, в котором он был уволен, как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах, исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам осуществляется со всех выплат, начисленных в пользу данного работника после увольнения, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда в месяце увольнения.
    Аналогичные разъяснения можно найти на сайтах региональных отделений ПФР (см., например, http://www.pfrf.ru/ot_tula/asv_count/27206.html).

    Пример 2. Работник ООО "Производство" - маляр - уволен 14 марта 2014 г. (последний день работы 14 марта 2014 г.). По результатам специальной оценки условия труда на рабочем месте этого работника отнесены к вредным условиям труда 1-й степени (подкласс 3.1).
    В месяце увольнения сотрудник отработал 10 дней, в том числе 6 дней на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда и 4 дня на работах, не поименованных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
    После увольнения - 31 марта - работнику начислено годовое вознаграждение за 2013 г. в размере 40 000 руб. Общая сумма выплат, начисленных работнику при увольнении и после увольнения, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, составляет 60 000 руб. (включая годовое вознаграждение за 2013 г.).
    Сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день данного месяца, составит:
    60 000 руб. : 10 дн. = 6000 руб.
    При этом сумма страховых взносов по дополнительным тарифам составляет:
    6000 руб. x 6 дн. x 2% = 720 руб.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное