Домой Сбербанк Валютный контроль и штрафы: чем грозит нарушение сроков сдачи документов и просрочка оплаты за товар. Валютное регулирование

Валютный контроль и штрафы: чем грозит нарушение сроков сдачи документов и просрочка оплаты за товар. Валютное регулирование

В соответствии с Конституцией России валютное регулирование и валютный контроль относятся к полномочиям федеральных властей. Правовую основу для этого создает одноименный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ .

Валютное регулирование и валютный контроль 2017 года

Основные цели валютного регулирования обозначены в 173-м законе . К ним относятся:

Для реализации этих целей государство принимает и реализует комплекс мер, которые могут быть более или менее жесткими в зависимости от экономической обстановки в стране. Так, в новейшей истории России начиная с 90-х годов, когда одним из приоритетов валютной политики было обозначено стремление к конвертируемости российской валюты, государство использует различные методы валютного регулирования. Условно эти методы можно разделить на 2 основные группы:

До принятия нового валютного закона в 2003 году валютное регулирование в РФ осуществлялось с применением большого количества валютных ограничений. В отношении многих валютных операций действовал разрешительный порядок их совершения, когда для того, чтобы осуществить операцию, необходимо было получать разрешение Банка России.

После принятия нового валютного закона меры валютного регулирования значительно изменились. Вместо ранее действовавшего разрешительного порядка осуществления валютных операций появились требования резервирования, осуществления операций с использованием специальных счетов. Таким образом, в целом произошла значительная либерализация валютного режима. В дальнейшем в 2006 году прекратили действовать и эти меры, также было отменено требование об обязательной продаже валютной выручки, а государство перешло преимущественно к экономическим методам валютного регулирования.

Вместе с тем ослабление валютного режима не означает, что оно будет иметь перманентный характер. В зависимости от политической и экономической обстановки, состояния валютного рынка государство может ввести валютные ограничения снова. Однако для этого потребуется внесение изменений в валютный закон. Сами же органы валютного регулирования, к которым относятся Правительство и Банк России, не могут выйти за рамки закона и установить какие-либо не предусмотренные им ограничения.

В 2017 году также продолжают действовать запреты и ограничения по совершению ряда операций. Закон запрещает операции с валютными ценностями между резидентами страны. При этом в законе приводится перечень исключений из этого правила (например, допускаются оплата в валюте в магазинах беспошлинной торговли, выплаты в валюте по внешним ценным бумагам, кредитные и заемные операции, переводы на счета за рубеж и т.д.). Установлены ограничения по суммам переводов в иностранной валюте. Валютно-обменные операции допускаются только через уполномоченные банки. Сохраняется требование репатриации (возврата) валютной выручки.

Реализацию этих и других требований и правил валютного законодательства обеспечивают органы и агенты валютного контроля, которые осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль. В 2017 году к таким органам относятся Банк России, ФТС и ФНС. Росфиннадзор, который также осуществлял полномочия по контролю в валютной сфере, в 2016 году был упразднен, а его полномочия перешли к ФНС и ФТС.

Регулирование операций с валютой осуществляется законом «О валютном регулировании и контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ. Контрольные функции возложены на Центробанк и Правительство РФ. Информация может поступать в контролирующие органы через агентов – банки. При выявлении неправомерных действий в сфере валютного обращения госорганы вправе инициировать назначение наказаний. Санкции могут применяться как к резидентам, так и к нерезидентам.

КоАП РФ: штрафы за нарушение валютного контроля

Ответственность за валютные правонарушения относят к сфере действия КоАП РФ и УК РФ. Выбор конкретных санкций зависит от степени тяжести проступка и суммы причиненного противоправными действиями ущерба. Систему административных взысканий регламентирует КоАП РФ в ст. 15.25.

Возможные штрафы по валютному контролю в соответствии с КоАП систематизированы в следующей таблице:


Форма наказания

Операции с иностранной валютой в обход специальных счетов в кредитных организациях

Штраф в размере от ¾ до полной суммы сделки (ИП и граждане), или 20 000-30 000 руб. (должностные лица) (п. 1 ст. 15.25 КоАП)

Нарушение срока уведомления об открытии или закрытии заграничных счетов (либо смене реквизитов по ним), или несоблюдение формы оповещения

    Если в роли правонарушителя выступает физическое лицо, взыскание будет равно 1000 – 1500 руб.;

    для должностных лиц – 5000-10 000 руб.;

    для юрлиц штрафная санкция может быть назначена в размере 50 000 – 100 000 руб. (п. 2 ст. 15.25 КоАП)

Непредставление контролирующему органу (ИФНС) информации об открытии или закрытии заграничных валютных счетов (или изменении их реквизитов)

    Физические лица должны заплатить в бюджет штраф в сумме 4000 – 5000руб.;

    для юридических лиц предусмотрено взыскание 800 000 – 1 000 000 руб.;

    если виновным в правонарушении признано отдельное должностное лицо, взыскание составит 40 000 – 50 000 руб. (п. 2.1 ст. 15.25 КоАП)

Неисполнение резидентом обязанности по получению в установленный срок на свои счета денег за переданные нерезидентам товары (выполненные работы и т.п.), несоблюдение правил возврата уплаченной нерезидентам валюты за не ввезенные в РФ ценности (не оказанные услуги и т.п.).

Штрафная санкция выводится за каждый день задержки возврата валютных средств в РФ. Величина взыскания для юрлиц и ИП за каждый день просрочки рассчитывается путем перемножения текущей ставки рефинансирования с коэффициентом 1/150 и суммой, возвращенной с опозданием.

Если возврат не был произведен, сумма штрафа равна ¾ или полной сумме невозвращенных средств.

На должностное лицо за допущение правонарушения будет наложен штраф в фиксированной сумме – от 20000 до 30000 руб. (п.п. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП)

Необеспечение резидентом условий для зачисления рублевой части поступлений (в размере, определяемом Правительством РФ) на его счета, в т.ч. заграничные, по внешнеторговым договорам, для которых необходимо составление паспорта сделки

Для ИП и юридических лиц штрафы по валютному контролю составят 40 000-50 000 руб.

Для должностных лиц действует штраф 20 000-30 000 руб. (п. 4.1 ст. 15.25 КоАП)

Повторное привлечение к ответственности за аналогичные проступки должностного лица (по п. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ)

Дисквалификация на период от 6 до 36 месяцев (п. 5.1 ст. 15.25 КоАП)

Несоблюдение сроков представления отчетов и подтверждающих документов по валютным операциям, движению валютных средств по заграничным счетам

    Если сроки подачи документации нарушены не более чем на 10 дней, физические лица платят штраф в размере 300-500 руб., юридические лица в сумме 5000-15 000 руб. (п. 6.1 ст. 15.25 КоАП);

    при нарушении сроков на 10-30 дней, штраф по физическим лицам возрастает до 1000-1500 руб., должностным лицам – 2000-3000 руб., по предприятиям – 20 000-30 000 руб. (п. 6.2 ст. 15.25 КоАП);

    при более длительных задержках взыскания гражданам назначаются в размере 2500-3000 руб., должностным лицам – 4000-5000 руб. юридическим лицам – 40 000-50 000 руб. (п. 6.3 ст. 15.25 КоАП)

Несоблюдение порядка подачи отчетности по операциям с валютой, порядка представления отчетности и подтверждающих документов по заграничным счетам, оформление паспортов сделок с нарушениями, несоблюдение сроков хранения отчетности, подтверждающих и учетных документов по валютным операциям, паспортов сделок

    Штраф для физлиц – 2000-3000 руб.; для компаний – 40000-50000 руб.; для должностных лиц 4000-5000 руб. (п. 6 ст. 15.25 КоАП);

    повторное совершение правонарушения влечет наложение штрафа на граждан 10000 руб.; на должностных лиц – 12000-15000 руб.; на юрлиц – от 120 000 до 150 000 руб. (п. 6.4 ст. 15.25 КоАП);

    повторное несоблюдение порядка отчетности о движении денег по заграничным счетам и подачи подтверждающих документов наказывается штрафом 20 000 руб. для физлиц; 30 000-40 000 руб. для должностных лиц; 400 000-600 000 руб. для юрлиц (п. 6.5 ст. 15.25 КоАП)

Штрафы за нарушение валютного контроля предусмотрены только КоАП РФ. Если подобные нарушения привели к крупному ущербу, к субъектам хозяйствования применяются нормы уголовного права. Они предусматривают принудительные работы и разные сроки лишения свободы в зависимости от степени тяжести проступка, количества вовлеченных в незаконную операцию лиц и т.д.

Изменения валютного законодательства коснулись и санкций за его несоблюдение.

Напомним, что закон № 325-ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 14.11.2017 г.). Поэтому новации начнут действовать с 14.05.2018 г.

Ужесточение административной ответственности

Законом №325-ФЗ введена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, а также за совершение правонарушений, связанных с репатриацией денежных средств, для должностных лиц организаций (выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководителей и других работников).

Напомним, что в настоящее время за правонарушения, предусмотренные п.1 ст.15.25 КоАП, устанавливается наказание в виде штрафа, налагаемого на граждан, должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции.

А за правонарушения, предусмотренные п.4 и п.5 ст.15.25 КоАП, также предусмотрена ответственность только в виде штрафа, налагаемого на должностных и юридических лиц. При этом административная ответственность в отношении должностных лиц применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Практика показывает, что указанная санкция малоэффективна, поскольку не препятствует недобросовестным лицам становиться учредителями новых юридических лиц, создаваемых для совершения противоправных действий.

Важно!

Законом №325-ФЗ расширено понятие должностного лица, что позволит привлечь к ответственности руководителей организаций.

За осуществление незаконных валютных операций, а также за совершение правонарушений, связанных с репатриацией денежных средств, законом №325-фз устанавливаются отдельные административные наказания:
  • на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции;
  • на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей (п.1 ст.15.25 КоАП РФ).
Таким образом, штраф в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции распространяется и на ИП.

А невыполнение резидентом по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории РФ, по внешнеторговым контрактам, для которых предусматривается оформление паспорта сделки, валюты РФ в доле, определяемой Правительством РФ, влечет наложение административного штрафа:

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей;
  • на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей (п.4.1 ст.15.25 КоАП РФ).

Судебная практика применения КОаП за нарушения в области валютного законодательства

В случае привлечения к административной ответственности следует учитывать сроки давности за соответствующие правонарушения.

Федеральным законом от 05.04.2016 г. №89-ФЗ «О внесении изменений в ст.4.5 КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования» (вступил в силу 16.04.2016 г.) срок давности привлечения увеличен с одного года до двух лет.

При этом сроки исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. А течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока (п.1 ст.4.8 КоАП РФ).

При рассмотрении споров необходимо разграничивать действие новой и старой редакции ст.4.5 КоАП РФ.

Пример №1

При исполнении условий договора на предоставление беспроцентного займа, заключенного с ZODIPOLJS LIMITED, компания не предоставила в уполномоченный банк заявление о переоформлении паспорта сделки, документы и информацию, которые необходимы для переоформления паспорта сделки, в срок, установленный п.8.4 Инструкции Банка РФ от 04.06.2012 г. №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», а именно не позднее 29.01.2016 г. (пятница).

Компания просрочила указанный срок и, соответственно, была привлечена административным органом к ответственности.

Однако действовавшая на момент правонарушения редакция п.1 ст.4.5 КоАП РФ, устанавливала, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, предельным сроком исполнения обязанности по представлению документов являлось 29.01.2016 г. (пятница), вследствие чего 30.01.2016 г. (суббота) являлся пропущенным сроком и именно в эту дату правонарушение являлось совершенным. Соответственно, с 30.01.2016 г. начал исчисляться годичный срок давности привлечения к ответственности, вследствие чего привлечение к ответственности 31.01.2017 г. уже считается незаконным (Определение ВС РФ от 26.12.2017 г. №305-АД17-13725).

Немало судебных баталий в части законности применения административной ответственности разгорается по поводу переоформления паспорта сделки (например, Определение ВС РФ от 11.12.2017 г. №305-АД17-11035).

Пример №2

Компания была зарегистрирована в форме ЗАО и открыла паспорт сделки в уполномоченном банке. Впоследствии компания изменила форму на Непубличное акционерное общество, о чем внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ЗАО в части изменения наименования.

При этом паспорт сделки компания не переоформляла.

По данным основаниям административным органом был сделан вывод, что компания нарушила установленный Инструкцией №138-И срок представления документов для переоформления паспорта сделки, то есть совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п.6 ст.15.25 КоАП РФ.

Суды трех инстанций поддержали решение об административном правонарушении. Однако Судебная коллегия отменила решение судов на основании следующего.

Изменение наименования компания в связи с приведением его в соответствие с нормами гл.4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. В рассматриваемой ситуации, изменение наименования общества с ЗАО на Непубличное акционерное общество в связи с приведением его в соответствие с нормами гл.4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование, в том числе в паспорт сделки.

Важно!

Приведенная судебная практика рассматривала действие Инструкции Банка РФ от 04.06.2012 г. №138-И, которая с 1 марта 2018 года утратит силу в связи с изданием (Указание Банка РФ от 29.11.2017 г. №4629-У).

Инструкцией №181-И не предусмотрена обязанность оформления паспорта сделки. Вместо этого банки должны вести учет экспортных контрактов.

О существовании валютного законодательства знает не каждый рядовой житель России. По большей части оно касается юридических лиц, ведущих деятельность с контрагентами из других стран. Чаще всегоответственность у них наступает из-за несвоевременной сдачи отчетности. Таможенным и административным кодексами предусмотрена ответственность за нарушения правил оборота валюты. Чаще всего за нарушение валютного законодательства взыскиваются штрафы. Разберемся, какую ответственность придется нести в разных случаях.

Основные моменты валютного законодательства

Предприятия, согласно действующим нормам законодательства об обороте иностранных денежных знаков, должны проводить валютные операции только через банки, имеющие соответствующие разрешения и лицензии. Такие финансовые организации должны иметь лицензию от ЦБ РФ. Если предписание органов валютного контроля не выполняются, то в первую очередь страдают банки. За проведение операций, которые запрещены действующими законами, банки, резидентов и нерезидентов могут:

  • лишить лицензии и разрешений на работу;
  • приостановить деятельность этих документов.

Чаще всего нарушения связаны с сокрытием доходов от продажи или экспорта выручки. По закону, она должна зачисляться на счета российских банков, имеющих лицензию на деятельность на территории страны.

Налоговая служба или инспекция, занимающаяся валютным контролем, за нарушение этой нормы может оштрафовать предприятия на сумму выручки или ее рублевого эквивалента. При этом от необходимости зачисления валютных доходов на счета в банках предприятия не освобождаются.

Ответственность по КоАП

Административный кодекс предусматривает целый ряд штрафов. Согласно его статьям 15.25, 19.4 и 19.7, караются следующие нарушения:

  1. Операции с дорожными чеками и валютой, в том числе произведение расчетов без участия банков, уполномоченных на работу с иностранными денежными знаками. К этому нарушению приравнено зачисление прибыли от сделок на счета в иностранных банках. По этому нарушению накладывается штраф на должностных и физических лиц, а также на предприятие в целом. Заплатить придется от ¾ до полной стоимости незаконной операции.
  2. Нарушение формы или сроков предоставления отчетности по действиям со вкладами в иностранных банках. Сюда входит изменение реквизитов счета, его открытие или закрытие. Граждане за это могут заплатить от 1 000 до 1 500 рублей, должностные лица 5-10 тысяч, предприятия от 50 до 100 тысяч.
  3. Полное непредставление отчетности по действиям со вкладами в иностранных банках карается большими штрафными санкциями, возлагаемые на физических лиц от 4 до 5 тысяч рублей, должностных лиц от 40 до 50 тысяч, предприятий от 800 до 1000 тысяч рублей.
  4. Несвоевременное зачисление на счета российского банка сумм от нерезидентов за переданные им товары или услуги. Штрафуют в этом случае предприятия, являющиеся резидентами РФ, и должностных лиц. За каждый день просрочки начисляется по 1/150 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ. В некоторых случаях отдать придется от ¾ до полной суммы, которая была не зачислена на банковский счет.
  5. Если товары или услуги передавались не на территории РФ, а расчеты велись в иностранном банке, то резидент обязан вернуть денежные средства в Россию. В этом случае взыскать могут от ¾ до целой суммы денежных средств, которые не были возвращены.
  6. Одним их частых нарушений является несоблюдение отчетности и ее форм. Необходимо фиксировать все операции, а также движения по вкладам в иностранных банках. Важно также правильно оформлять паспорта сделок. Государством регламентируется и срок хранения отчетных документов. За все нарушения в документообороте устанавливается штраф для граждан от 2 до 3 тысяч рублей, для должностных лиц от 4 до 5 тысяч, для предприятий от 5 до 15 тысяч.
  7. Если нарушены сроки предоставления в контролирующие органы отчетов или подтверждающих документов, то придется расстаться должностным лицам с суммой от 500 до 1 000 рублей, а юридическим – с 5-15 тысячами. Если просрочка превысит 10 дней, то придется отдать больший штраф. Должностным лицам придется внести от 2 до 3 тысяч рублей, а предприятиям придется заплатить 20-30 тысяч. Если по истечению 30 дней отчетность так и не представлена, то должностные лица согласно КоАП должны заплатить государству от 4 до 5 тысяч рублей, а предприятия от 40 до 50 тысяч.

За неповиновение органам, осуществляющим контроль за исполнением законодательства, граждане могут заплатить от 500 до 1 000 рублей, а должностные лица – 2-4 тысячи. При повторных нарушениях суммы штрафов возрастают в несколько раз, они исчисляются десятками тысяч рублей, а предприятия могут отдать сотни. Заранее нельзя сказать, сколько придется отдать за то или иное нарушение, ведь это зависит от тяжести правонарушения и сопутствующих факторов.

Какие изменения в валютном законодательстве будут приняты в 2019 году

В ближайшем будущем положения валютного законодательства могут измениться. В Госдуме рассматривается пакет поправок в действующие кодексы. Наиболее актуальные из них:

  1. Возможность зачисления средств от продажи физическими лицами ценных бумаг на зарубежные счета. По действующим законам, эта мера деофшоризации экономики начала действовать с начала 2018 года. Депутаты хотят легализовать такие сделки уже сейчас.
  2. Средства, предоставленные нерезиденту по договору займа, должны быть репатриированы в РФ. Это позволит противодействовать незаконному выводу средств при помощи займов в иностранные банки.
  3. На стадии разработки находится законопроект об установлении статуса валютного резидента зафизическими лицами, которые пребывают на территории РФ более 183 дней в году. Они должны будут отчитываться по наличию вкладов и движению средств на зарубежных счетах.

Последний законопроект отправлен на доработку, поэтому в ближайшее время он принят не будет. Хотя его называют одним из самых актуальных на данный момент, ведь большое количество граждан России теперь живет на две страны.

Можно ли оспорить выписанные штрафы

Если ФНС или Росфиннадзор выписал вам штраф, то можно попытаться через суд смягчить выписанное постановление или добиться его отмены. Для этого можно пойти двумя путями:

  • попытаться доказать, что нарушение малозначительно;
  • привести в качестве аргументов в свою пользу наличие смягчающих обстоятельств.

Критериев малозначительности нарушений нет, поэтому, рассматривая дело о штрафе в индивидуальном порядке, суд может принять ваши аргументы или посчитать их несущественными. Избавиться в судебном порядке легче всего от штрафов, которые назначены за технические ошибки в оформлении подтверждающих документов или справок о валютных операциях. Например, такими недочетами могут быть:

В отношении подобных недочетов можно заявить, что неправильное заполнение справок и отчетов нельзя посчитать за нарушение порядка отчетности. Часто суд соглашается, что действительно тут не за что штрафовать.

Для начала следует разобраться, что входит в валютное законодательство. В силу ст. 4 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — ФЗ 173) оно состоит из следующих элементов:

  • сам ФЗ 173 и иные законы федерального уровня, издаваемые в продолжение этого источника;
  • международные договоры;
  • правовые акты, опубликованные органами валютного регулирования;
  • нормы, изданные органами валютного контроля.

Однако помимо самого валютного законодательства в правовом поле функционирует большой пласт нормативных актов, имеющих косвенное отношение к рассматриваемой области:

  • это законы, определяющие деятельность органов валютного регулирования и контроля (например, закон «О Центральном банке…» от 10.07.2002 № 86-ФЗ);
  • правовые источники, содержащие информацию о нарушениях, правонарушениях и наказаниях за них (ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ);
  • документы, координирующие взаимодействие контрольных и надзорных структур между собой.

Органы контроля

В сфере валютного обращения действуют 2 системы:

  • система регулирования;
  • система контроля.

Поскольку в данной публикации мы разбираем тему нарушения валютного контроля, то далее пойдет речь только о последней структуре. В частности, мы рассмотрим, какие элементы составляют систему валютного контроля:

  1. Органы валютного контроля:
    • Центральный банк РФ осуществляет регулирование и одновременно надзор за валютной деятельностью кредитных организаций.
    • Правительство РФ контролирует операции остальных субъектов. Причем оно осуществляет свою деятельность не самостоятельно, а через определенные законодательством учреждения: Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу.
  2. Агенты валютного контроля, задача которых передавать информацию о проведенных через них операциях органам контроля. К агентам относятся:
    • уполномоченные банки, т. е. кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на валютные операции;
    • Внешэкономбанк.

Несмотря на достаточно разветвленную схему валютного контроля, каждое ее звено действует только в строго определенной сфере. Например, таможенный орган может наложить штраф за нарушение валютного законодательства при совершении таможенных операций.

Виды ответственности за незаконные валютные операции. Гражданско-правовые санкции

За противоправные деяния в области валютных отношений существует 3 вида ответственности:

  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Все они распространяются и на резидентов, и на нерезидентов. Важно, что понятия «налоговый» и «валютный» резидент в отношении физического лица отличаются. К последним относятся все граждане РФ, даже проживающие за рубежом, за исключением тех, кто не появляется в России более 1 года.

Гражданско-правовая ответственность предусмотрена ст. 167, 168, 169 ГК РФ. В силу данных статей она наступает, когда оспоримая сделка признается недействительной или если было подписано ничтожное соглашение.

При этом мерами ответственности будут:

Административные штрафы за нарушение валютного контроля 2018 ― 2019 года

Административная ответственность (ст. 15.25 КоАП РФ) наступает в виде штрафа за нарушение валютного контроля, размер которого зависит от статуса правонарушителя и конкретного нарушения:

  • Проведение валютных операций, прямо запрещенных законодательством, а также минуя специальные счета в уполномоченных кредитных организациях (ч. 1 ст. 15.25 КоАП) наказывается штрафом, который рассчитывается для всех категорий правонарушителей с общей суммы сделки: от 3/4 до полной цены договора.
  • Несвоевременное предоставление сведений об открытии, закрытии, изменении счетов заграницей, предоставление данных не по установленной форме (ч. 2 ст. 15.25) — для граждан до 1 500 руб., для организаций от 50 000 до 100 000 руб.
  • Непредоставление информации об открытии (закрытии или изменении) заграницей счета (ч. 2.1 ст. 15.25). Штрафы здесь гораздо выше: для граждан до 5 000 руб., для организаций от 800 000 до 1 млн руб.
  • Нарушение резидентом-организацией правил о репатриации (возвращении) валюты (ч. 4 ст. 15.25) — штраф 1/150 ставки рефинансирования за каждый день просрочки от суммы, впоследствии возвращенной, и ¾ или полная стоимость сделки, если репатриация так и не произошла.
  • Несоблюдение порядка отчета о валютных операциях, о передвижениях валюты, в том числе на заграничных счетах, нарушение порядка хранения соответствующей документации (ч. 6 ст. 15.25) — штраф для граждан до 3 000 руб., для предприятий — до 50 000 руб.

Уголовная ответственность

Составы уголовных деяний в области валютных операций и меры наказания за них обозначены в УК РФ следующими статьями:

  1. Изготовление поддельной валюты, а также ее хранение, распространение (ст. 186 УК РФ) наказываются лишением свободы до 8 лет, а при крупных размерах (от 2 250 000 руб.) — до 12 лет.
  2. Невозвращение (репатриация) валюты и российских денежных средств из-за границы, но в отличие от административного правонарушения в крупном (свыше 9 млн руб.) и особо крупном (более 45 млн руб.) размерах (ст. 193 УК РФ) влечет за собой лишение свободы до 5 лет.
  3. Перевод денежных средств за пределы РФ по подложным документам (ст. 193.1 УК РФ). Наступает ответственность в виде лишения свободы до 10 лет.

Итак, нарушение валютного законодательства может привести к возникновению гражданской, административной, уголовной ответственности. Первый вариант подразумевает передачу причитающегося по сделке либо обратно сторонам, либо в доход государства. Второй — наказание в виде штрафов. Третий — от штрафов до лишения свободы. В начале 2019 года никаких новелл по санкциям за нарушение валютного законодательства не ожидается.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего

Новое на сайте

>

Самое популярное