Домой Микрозаймы Современное социально-экономическое положение россии. Общественно-политическая и социально-экономическая обстановка в Российской Федерации»

Современное социально-экономическое положение россии. Общественно-политическая и социально-экономическая обстановка в Российской Федерации»

2.1 Общее социально-экономическое положение России

В последние пять лет, с 2000 года, в России идет достаточно быстрый экономический рост. Он начался в 1999 году, однако рост социальных показателей начался на год позже. До этого был глубокий социально-экономический кризис. Причин долговременного российского кризиса, длившегося 10 лет, несколько:

первый фактор: Кризис разразился из-за неспособности планового хозяйства эффективно управлять экономикой

второй фактор: кризис был усугублен распадом Советского Союза. Его республики составляли единый народнохозяйственный комплекс, потеря тесных связей между этими республиками естественно сказалась на падении производства.

третий фактор: Наша страна была довольно милитаризированной, доля оборонных отраслей была огромна. В период кризиса выпуск военной техники обвально сократилась – в 11 раз. Кризис задел также и смежные отрасли, которые обеспечивали оборонные.

четвертый фактор: Собственно переход к рынку. Это крайне болезненная вещь, связанная с огромным сокращением производства.

Кризис был исключительно тяжелым, развивался очень не равномерно. По отношению к предкризисному 1989 году валовой внутренний продукт снизился почти вдвое, промышленность больше чем вдвое, инвестиции в 5 раз. Безработица составила 13% численности населения Наихудшим показателем стала депопуляция – смертность в России в 1,8 раз превышала рождаемость. И, наконец, в 1998 году на общий социально-экономический кризис наложился финансовый. Промышленное производство упало еще на 5%.

На сегодняшний день мы все еще находимся на стадии выхода из кризиса, до полного выхода еще далеко. Однако, после пятилетнего рывка вперед, сегодня показатели выглядят несколько лучше. В целом за пять лет валовой внутренний продукт вырос примерно на 30%, реальные денежные доходы на 45%, инвестиции на 40%, реальная зарплата, за последние четыре года увеличилась на 75%. Развитие в течение этих пяти лет главным образом шло за счет фактора позитивного влияния девальвации рубля, а следовательно за счет экспорта. Также сказалась так называемая «обратная реакция» против экономического падения, то есть восстановительный рост.

Итак, подробней рассмотрим отдельные показатели уровня жизни населения России.

2.2 Валовой внутренний продукт (ВВП)

Показатель статистики национального дохода в системе национальных счетов; выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, в рыночных ценах. По своей натурально-вещественной форме ВВП - совокупность предметов и услуг, используемых в течение данного года на потребление и накопление.

Таблица 1.1 Объем и динамика Валового внутреннего продукта 2000-2005гг.:

Год Валовой внутренний продукт(млрд.руб.) Абсолютный прирост (за год) Темп роста (%) Темп прироста (%) Абсолютное значение 1% прироста
2000 7306 2483 151,48 51,48 48,23
2001 8944 1638 122,42 22,42 73,06
2002 10831 1887 121,10 21,10 89,44
2003 13243 2412 122,27 22,27 108,31
2004 16752 3509 126,50 26,50 132,43
2005 13134,42 1072 106,40 6,40 167,52

ВВП характеризует конечный результат производственной деятельности всех резидентных производственных единиц. Он рассматривается в качестве наиболее общего индикатора экономической активности и благосостояния страны. Как видно из данной таблицы, благосостояние России в период с 2000 года по 2005 стремительно улучшалось. Особенно нужно отметить 2000й год, в этот момент прирост ВВП составил 51,48%, то есть он увеличился вдвое. Это колоссальный прорыв, ведь в то время Россия находилась в самом начале своего пути выхода из кризиса. Такой высокий уровень был достигнут за счет большого увеличения экспорта и появления множества товаров, способных заместить импортные.

График 2.1

Однако после 2000го года прирост ослабевал, что наглядно видно на графике, к 2002 году спад достиг уровня менее 22%. Это связано с тем, что ранее невероятно выгодный фактор девальвации с каждым годом стал утрачивать свое значение. Доллар перестал расти, и к 2004 году он вырос на 20%, а цены увеличились в 2,5 раза. Эффект от девальвации исчез.

На сегодняшний день министерство экономического развития России прогнозирует рост данного показателя в среднем на 6% в последующих двух годах, кроме того главной задачей на ближайшее десятилетие является удвоение ВВП России. При этом для выполнения этой задачи необходима консолидация политических сил общества. Удвоение ВВП - это масштабная задача, которая потребует глубокого анализа и уточнения существующих подходов к экономической политике. Однако эксперты уверены, что для решения этой задачи в стране есть все условия. Россия вполне способна увеличить свой экономический потенциал за 10 лет в 2 раза, если среднегодовые темпы роста будут удержаны на уровне первого квартала 2004 г.


3. Перспективы и задачи социально-экономического развития России

Основа для постоянного, качественного и безопасного экономического роста как условия социально-экономического развития создается в сферах, способствующих развитию человеческого потенциала: образовании, науке, культуре, здравоохранении, социальной защите, поэтому обеспечение их нормального функционирования является основной социальной функцией государства.

В настоящее время отсутствует сбалансированность между социальными обязательствами государства и его возможностями мобилизации социальных ресурсов.

Политику государства по развитию социального страхования следует рассматривать в едином контексте с его экономической и финансовой политикой. Требуются скоординированные и целенаправленные действия по повышению общего прожиточного уровня. Это предполагает сочетание ускорения экономического роста с эффективно действующей системой мер по налогообложению доходов, с контролем над ценами на товары, входящие в «корзину физиологического минимума». Эти меры входят в круг важнейших стратегических задач обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе. Надо также подчеркнуть их взаимосвязанность. Ведь даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки для расширения базы налогов и взносов в фонды социального страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет доступ к системам социальной помощи. В то же время социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками и работодателями, достигаемые в существенной мере с помощью системы социального страхования, правомерно, наряду с трудом и капиталом, рассматривать в качестве еще одного, третьего, производственного фактора. Развитые системы социального страхования способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положение трудящихся посредством рационального перераспределения доходов, активного стимулирования сбережений населения, увеличения его покупательной способности.

В среднесрочной перспективе необходимо предотвратит дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной – восстановить и упрочить позицию России как одной из стран – лидеров мирового развития. Важнейшим условием лидерства в постиндустриальном обществе является развитие человеческого потенциала, улучшение качества жизни населения.

В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу предполагается к 2010 году обеспечить «выход России на качественно-новый уровень развития, характеризующийся растущей экономикой, эффективным государством, наличием самостоятельного среднего класса, стабильными социальными и политическими отношениями».


Заключение

На мой взгляд, я выполнил поставленные передо мной задачи, я охватил большой объем материала, выделив при этом основные моменты и проблемы тем рыночной экономики и социально-экономического положения России.

Я определил основные причины, условия, принципы перехода к рыночной экономике. Также дал объективную оценку результатов рыночных преобразований, поставил основные задачи экономики на будущее.

Проанализировав, на мой взгляд, наиболее важные и репрезентативные статистические показатели, я дал общую характеристику социально-экономическому положению страны. В работе так же отражены основные цели и перспективы развития страны в будущем, поставлены задачи для дальнейшего развития.

Россия является правовым социальным государством, идея которого, сформулированная международным сообществом для современного типа рыночного хозяйства, заключается в политическом и правовом упорядочении жизни общества на принципах гуманизма, выполнении комплекса социально-защитных функций, создании условий для развития гражданского общества.


Список использованной литературы

1. Аукуционек С.П “Теория перехода к рынку” - Издательство SvR – Аргус, Москва, 1995г.

2. Брю С.Л., Макконелл К.Р. “Экономикс” 13-е издание – Издательство Инфра-М, Москва, 1999г.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается тенденция к снижению экономической активности. Так, с января по ноябрь 2015 г. ВВП страны снизился на 3,8% . Реальные располагаемые денежные доходы населения, по сравнению с 2014 г., сократились на 3,5%, а реальная заработная плата работников организаций на 9,2%. Реальные доходы населения, зарплаты и пенсии снизились в 73 регионах страны.

В промышленном производстве наблюдается стагнация, исключение составляет лишь добыча полезных ископаемых (снижение всего на 0,1%, г/г). По состоянию на ноябрь 2015 г. продажи промышленной продукции остаются «в минусе». Однако спрос продолжает снижаться уже не так интенсивно, как в предыдущие месяцы (Божечкова, Бурдяк, Гришина, 2015). Промышленное производство сокращается в связи с ростом издержек, недостатком инвестиций и низким уровнем спроса, вызванным сокращением реальных доходов населения.

Анализ социально-экономического положения населения показывает, что примерно его половина отмечает ухудшение экономического положения в стране, причем треть опрошенных считает, что данная ситуация будет продолжаться один-два или более лет. В связи с ростом цен население страны сокращает свое потребление. Индекс потребительских цен за 2015 г. увеличился на 12,1%, что говорит о повышении стоимости базовой корзины товаров и услуг и, как следствие, переход домашних хозяйств на избирательно-сберегательную модель потребления .

По состоянию на ноябрь 2015 г. численность безработных в России составляет 4,4 млн. человек (5,8% экономически активного населения) . При этом численность работающих неполный трудовой день, находящихся в простое по инициативе администрации и в отпусках, составляет 258,5 тыс. человек. Фактором увеличения уровня безработицы выступает уменьшение потребности работодателей в сотрудниках, например, за ноябрь 2015 г. количество вакансий сократилось на 81 тысячу . Численность работников в организациях также снижается в среднем на 1% в год по всей стране. В последние месяцы 2015 г. произошел рост задолженностей по заработной плате, которые по состоянию на 1 декабря составляли 3,9 млрд. рублей. Задолженность по выплате заработной платы существенно возросла на производстве и распределении электроэнергии, в строительстве и транспорте .

По итогам января-ноября 2015 г. оборот розничной торговли снизился на 9,3%. Причем стабильно растет доля оборота розничной торговли пищевыми продуктами. При этом уровень товарных запасов в розничной торговле остается стабильным и в ноябре составляет 38 дней .

Объем платных услуг населению сохраняет отрицательную динамику. Влияние на спад в данной сфере оказывает сокращение потребления группы «обязательных» услуг населению, таких как услуги связи, транспорта и жилищно-коммунальные услуги, которые занимают 60% в структуре платных услуг населения. В таких сегментах, как услуги физической культуры и спорта, учреждений культуры, гостиниц и аналогичных мест размещения, а также санитарно-оздоровительные и медицинские услуги наблюдается увеличения объема . Следовательно, в связи с ситуацией на валютном рынке и ослаблением курса рубля часть населения страны не может позволить себе отдых за границей, предпочитая внутренний туризм.

Выдача кредитов населению в 2015 г. сократилась вследствие ужесточения правил их выдачи, повышения ставок по кредитам, изменениям на валютном рынке и снижением активности на рынке жилья. Выплатив кредит, заемщики не берут новые, что сокращает задолженность населения банкам в целом, но доля просроченных кредитов растет .

В России сохраняются диспропорции регионального развития, которые складывались еще в советские времена и до сих пор проявляются на всех уровнях, от федеральных округов до муниципальных образований. Регионы Российской федерации можно разделить на пять групп (Белькина, 2015):

  • 1. Крупные города с развитыми современными отраслями экономики, включая постиндустриальные. Для данных городов характерна высокая степень развития сферы услуг и человеческого капитала, а также развитая инфраструктура. Города данной группы являются политическими и финансовыми центрами страны. Примерами таких городов являются Москва и Санкт-Петербург.
  • 2. Регионы с развитым промышленным производством. Данные регионы характеризуются наличием машиностроительных производств, химической промышленности, высокотехнологичного приборостроения и так далее. В данной группе, так же, как и в первой, существует высокая степень развития инфраструктуры и человеческого капитала. Примерами регионов из данной группы являются Московская и Ленинградская области, а также некоторые города Урала
  • 3. Особые экономические зоны, в которых созданы благоприятные условия для ведения экономической деятельности. Данные регионы характеризуются выгодным географическим положением, что проявляется в наличии в них портов, пересечений транспортных сообщений, пограничного положения с развитыми странами и благоприятный климат. Выделяют четыре типа особых экономических зон: промышленно-производственные, туристско-рекреационные, технико-внедренческие и портовые. Примерами данных регионов являются Мурманская область, Республика Татарстан и Ставропольский край.
  • 4. Регионы, специализирующиеся на добыче, переработке и экспорте сырья. К данной группе относятся регионы, которые производят продукцию с низкой добавленной стоимостью, востребованную на мировом рынке. Примерами регионов из данной группы являются Тюменская и Сахалинская области, районы Урала и Сибири.
  • 5. Регионы, удаленные от центра (периферия). Данные регионы характеризуются низким уровнем человеческого капитала и/или плотности населения. Инфраструктура в них достаточно слабо развита. В них преобладают слабо механизированные и аграрные производства. Существуют и моно отраслевые регионы. Примерами являются регионы северной части страны, Восточной Сибири, Дальнего Востока, Нижнее Поволжье, Северный Кавказ и другие.

Первые четыре группы регионов принято считать регионами опережающего развития, все они характеризуются высоким для страны качеством человеческого капитала и развитой инфраструктурой, что позволяет поддерживать относительно высокий уровень жизни населения. Регионы пятой группы считаются регионами отстающего развития. В советский период в ряде из них создавались крупные производственные и научные центры, но в дальнейшем они были разорены и закрыты. В настоящее время данные регионы являются дотационными, характеризуются низким уровнем жизни по сравнению с другими регионами РФ и высокой мобильностью населения, которое предпочитает переезд в более привлекательные регионы.

В первой половине 2000-х годов в России постепенно сокращалось неравенство между регионами. По-прежнему выделялись явные лидеры, Москва и Санкт-Петербург, которые оставались центрами экономической и политической жизни страны, но разрыв между всеми регионами России из года в год сокращался.

Данный процесс замедлился и практически остановился в 2008 г. Из-за финансового кризиса множество крупных проектов в регионах было отменено и заморожено, что способствовало ухудшению экономического климата как в них, так и в стране в целом. Для данного периода характерен отказ от инвестиций в проекты с большим сроком окупаемости, вывод инвестиций из страны и повышение мобильности населения. Впоследствии, по мере улучшения экономической ситуации, диспропорции между регионами вновь начали уменьшаться, но новая волна экономического кризиса и примененные к России санкции вновь могут остановить данный процесс (Кузнецова, 2015).

Подобное развитие ситуации не могло не отразиться на состоянии и возможностях развития в региональных системах школьного образования. Следует подробнее рассмотреть изменения в школьном образовании в стране в целом.

Финансирование образования в 2015 г. в стране резко до 405,54 млрд. рублей. Для сравнения в 2014 г. на образование было потрачено 3 037,29 млрд. рублей . Таким образом, за год даже без пересчета в сопоставимые цены государственное финансирование снизилось более чем в 7 раз.

Сокращение финансирования, в частности, связано с вступившим в силу с законом о нормативном подушевом финансировании учебных заведений . Бюджет образовательных учреждений стал напрямую зависеть от числа обучающихся. Однако размер выплаты на одного ученика существенно различается в разных регионах страны, так как зависит от регионального расчетного подушевого норматива, который определяется согласно бюджету региона. Данная ситуация приводит к разрыву между регионами в плане такого важного с точки зрения мотивации показателя, как соотношение затраченных преподавателем усилий и полученной им заработной платой. Это благоприятствует переезду педагогов в более привлекательные регионы.

Существенной разницы в восприятии родителями учащихся школьной ситуации в разных регионах, несмотря на значительные объективные различия в уровне жизни, не выявлено (Клячко, Авраамова, Логинов, 2014). Вне зависимости от региона России родители предъявляют преподавателям одинаковые требования и ждут схожих результатов. Разница в заработной плате преподавателей разных регионов слабо стимулирует сокращение дифференциации школ по качеству образования.

В стране существует тенденция к уменьшению количества средних учебных заведений. Так за период с 2012 по 2015 г. их число сократилось с 46,2 тыс. средних образовательных учреждений до 42,6 тыс. При этом число обучающихся за аналогичный период увеличилось с 13 713 тыс. человек до 14 666 тыс. учеников (по данным Росстат) . Следовательно, учитывая данную тенденцию, можно говорить о том, что число учеников, обучающихся в одном учебном заведении, будет возрастать. А в связи в подушевым финансированием учебных заведений, размер финансирования отдельного среднеобразовательного учреждения будет возрастать прямо пропорционально увеличению числа учеников.

С введением в РФ обязательного ЕГЭ сформировался универсальный критерий оценки деятельности преподавателей и школы в целом. По мере развития страны постепенно изменяется отношение к деятельности преподавателей со стороны руководства и родителей учеников (Авраамова, Беляков, Клячко, 2015).

В результате исследование образовательных учреждений в четырех регионах России показало, что конкуренция между школами усилилась, причем не только за привлечение новых учеников, но и учителей. Благодаря результатам ЕГЭ и доступности информации в открытых источниках, большинство родителей стараются отдать своих детей в те школы, которые имеют лучшие показатели. Соответственно, школы заинтересованы в привлечении педагогов, которые в большей степени ориентированы на подготовку к ЕГЭ.

При этом лишь 25% родителей считает, что школьной подготовки для сдачи ЕГЭ будет достаточно. Большинство предпочитает обращаться за дополнительным образованием к репетиторам по всем интересующим предметам. Преподаватели во многом согласны с мнением родителей. Так, лишь 33% опрошенных педагогов считают, что большинство школ может дать ученикам знания и умения для сдачи ГИА и ЕГЭ на высокие баллы без дополнительной подготовки.

В результате требования родителей к школе сводятся к трем основным направлениям: дать детям знания, необходимые в дальнейшей жизни и работе; обеспечить социализацию; привить склонность к спорту и продуктивным досуговым занятиям. Причем, специализированные школы лучше справляются с данной задачей (Клячко, Авраамова, Логинов, 2014). Однако оценки реализации данных задач остаются на невысоком уровне. Лишь 45% опрошенных родителей считают, что данные задачи реализуются хотя бы в некоторой степени.

Таким образом, происходит изменение восприятия целей школы и школьного образования со стороны родителей учеников, являющихся одной из важнейших категорий стейкхолдеров, в значительной мере определяющей и собственные цели организаций среднего образования. Соответственно, постепенно может меняться и система мотивации у педагогов, на которых неизбежно начинает давить мнение о том, что важнейшей функцией школы является социализация детей, в то время как знания для поступления в высшие учебные заведения «приобретаются» у репетиторов или у них самих, выступающих в этом качестве, но на частной основе.

В 2013 г. в школах России перешли на оплату труда преподавателей в зависимости от успехов их учеников. Прибавка к заработной плате происходит в виде увеличения бонусной части при достижении учениками определенных успехов. Критерии успешности выражаются в призовых местах на различных конференциях и конкурсах, а также результатах ЕГЭ, ГИА и различных мониторингов.

Данная система оплаты на протяжении нескольких лет существует в европейских странах. По результатам исследований, успеваемость учеников после внедрения оплаты труда в зависимости от успехов учеников улучшает успеваемость последних на 25% по математике и литературе, и на 15,4% по остальным предметам (Woessmann, 2011). При этом прямой связи между размером зависимой части заработной платы педагога и успеваемостью учеников выявлено не было. То есть, размер вознаграждения преподавателя в случае успеха его учеников не оказывает существенного влияния на успеваемость учащихся, важен лишь сам факт, что заработная плата напрямую связана с оценками учеников.

Численность населения страны в 2015 г. составляло 146,3 млн. человек (увеличилась на 2,6 млн. человек по сравнению с 2014 г.), что говорит о том, что демографический подъем внутри страны продолжается. Для обеспечения населения средним образованием функционируют 42,6 тыс. общеобразовательных организаций, в которых в начале 2015 г. обучалось 14666 тыс. человек и работало 1054 тыс. педагогов (по данным Росстат) .

Следует отметить, что число обучающихся в общеобразовательных учреждениях с 2008-го г. находилось в среднем на уровне 137 тыс. человек, в то время как число учителей в 2009 г. сократилось на 304 тыс. и продолжало снижаться до 2014 г. Следовательно, среднее число учеников, приходящихся на одного учителя, увеличилось. Так, в 2008 г. оно составляло 9,77 учеников, а в настоящее составляет 13,91 человек (по данным Росстат) .

Проходящая в России реформа образования объединяет общеобразовательные и дошкольные учреждения в единые центры, что способствует сокращению финансирования образования в целом. Следствием является то, что часть преподавателей в связи с возникающими изменениями вынуждена искать новое место работы.

Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2014 году

Некоторые методологические пояснения

Индекс производства - относительный показатель, характеризующий изменение масштабов производства в сравниваемых периодах. Различают индивидуальные и сводные индексы производства. Индивидуальные индексы отражают изменение выпуска одного продукта и исчисляются как отношение объемов производства данного вида продукта в натурально-вещественном выражении в сравниваемых периодах. Сводный индекс производства характеризует совокупные изменения всех видов продукции и отражает изменение создаваемой в процессе производства стоимости в результате изменения только физического объема производимой продукции. Для исчисления сводного индекса производства индивидуальные индексы по конкретным видам продукции поэтапно агрегируются в индексы по видам деятельности, подгруппам, группам, подклассам, классам, подразделам и разделам ОКВЭД. Индекс промышленного производства - агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". По Российской Федерации данные приведены с учетом поправки на неформальную деятельность.

Объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" - это строительные работы, выполненные организациями собственными силами на основании договоров и (или) контрактов, заключаемых с заказчиками. В стоимость этих работ включаются работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, модернизации жилых и нежилых зданий и инженерных сооружений.

Данные приводятся с учетом объемов, выполненных субъектами малого предпринимательства, организациями министерств и ведомств, имеющих воинские подразделения, и объема работ, не наблюдаемых прямыми статистическими методами в строительстве.

И ндекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" - относительный показатель, характеризующий изменение объема работ в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах.

Оборот розничной торговли - представляет собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Стоимость товаров, проданных (отпущенных) отдельным категориям населения со скидкой или полностью оплаченных органами социальной защиты, включается в оборот розничной торговли в полном объеме. В оборот розничной торговли не включается стоимость товаров, проданных (отпущенных) из розничной торговой сети юридическим лицам (в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям, а также оборот общественного питания.

Оборот розничной торговли включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу товаров собственного производства населению через торговые заведения, находящиеся на их балансе, или с оплатой через свою кассу. Оборот розничной торговли включает также продажу товаров индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на розничных рынках и ярмарках.

Оборот розничной торговли формируется по данным сплошного федерального статистического наблюдения за организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, выборочного обследования малых предприятий розничной торговли (за исключением микропредприятий), которые проводятся с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований розничных рынков, ежегодных выборочных обследований индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения. Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот розничной торговли торгующих организаций досчитывается на объемы деятельности, не наблюдаемой прямыми статистическими методами.

Индекс физического объема оборота розничной торговли - относительный показатель, характеризующий изменение оборота розничной торговли в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах.

Объем платных услуг населению представляет собой денежный эквивалент объема услуг, оказанных резидентами российской экономики (юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) гражданам Российской Федерации, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации. Этот показатель формируется в соответствии с методологией формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению, утвержденной приказом Росстата от 26 июня 2013 г. N 234 и введенной в действие с 1 января 2014 г. (далее - новая Методология) на основании данных форм федерального статистического наблюдения и оценки ненаблюдаемой деятельности на рынке услуг.

Динамику объема платных услуг характеризует индекс физического объема, исчисленный путем сопоставления его величины за отчетный и базисный периоды в сопоставимых ценах. В целях обеспечения сопоставимости в динамике расчет индексов физического объема произведен по отношению к данным 2013 года, пересчитанным по новой Методологии.

Инвестиции в основной капитал - совокупность затрат, направленных на строительство, реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, на формирование рабочего, продуктивного и племенного стада, насаждение и выращивание многолетних культур, инвестиции в объекты интеллектуальной собственности: произведения науки, литературы и искусства; программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, произведенные нематериальные поисковые затраты, затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы и т.д.

Данные об инвестициях в основной капитал приведены с учетом инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства и досчетов объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.

В состав инвестиций в основной капитал включены затраты, осуществленные за счет денежных средств граждан и юридических лиц, привлеченных организациями-застройщиками для долевого строительства.

Затраты на приобретение объектов незавершенного строительства и основных средств на вторичном рынке в объеме инвестиций в основной капитал не учитываются.

Инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал - относительный показатель, характеризующий изменение объема инвестиций в сравниваемых периодах. Рассчитывается в сопоставимых ценах. В качестве сопоставимых цен приняты среднегодовые цены предыдущего года.

Индекс производства продукции сельского хозяйства - относительный показатель, характеризующий изменение объема производства сельскохозяйственной продукции всеми сельхозпроизводителями (сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, хозяйствами населения) в сравниваемых периодах. Индекс производства продукции сельского хозяйства - агрегированный индекс производства продукции растениеводства и животноводства. Для исчисления индекса производства продукции сельского хозяйства используется показатель ее объема в сопоставимых ценах предыдущего года.

Общая площадь жилых домов определяется как сумма площадей всех частей жилых помещений, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, площадей лоджий, балконов, веранд, террас, подсчитываемых с соответствующими понижающими коэффициентами, а также жилых и подсобных помещений в построенных населением индивидуальных жилых домах. К помещениям вспомогательного использования относятся кухни, передние, холлы, внутриквартирные коридоры, ванные или душевые, туалеты, кладовые или хозяйственные встроенные шкафы. В домах-интернатах для престарелых и инвалидов, ветеранов, специальных домах для одиноких престарелых, детских домах к подсобным помещениям относятся столовые, буфеты, клубы, читальни, спортивные залы, приемные пункты бытового обслуживания и медицинского обслуживания.

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения исчисляется на основе единых объемов потребления, а также средних цен по России и ее субъектам. В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг. Данные о стоимости набора приведены в расчете на месяц.

Стоимость минимального набора продуктов питания , рассчитываемая Росстатом, отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен и не является составляющим элементом величины прожиточного минимума. При ее расчете, в отличие от величины прожиточного минимума, используются единые, установленные в целом по Российской Федерации, условные объемы потребления продуктов питания и средние потребительские цены на них по субъектам Российской Федерации.

Индекс потребительских цен - характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего периода.

Индекс потребительских цен в 2014 г. рассчитывался на базе данных регистрации цен на 506 видов товаров (услуг)-представителей, которая осуществляется 21-25 числа каждого месяца более чем в 66 тыс. организаций торговли и сферы услуг в 272 городах на территории всех субъектов Российской Федерации.

Индекс цен на первичном и вторичном рынках жилья рассчитываются на основе зарегистрированных цен на вновь построенные квартиры и на квартиры функционирующего жилого фонда, находящиеся в собственности, если они являются объектами совершения рыночных сделок.

Наблюдение ведется по выборочному кругу организаций, осуществляющих операции с недвижимостью в территориальных центрах и отдельных городах субъектов Российской Федерации. При регистрации цен на квартиры учитываются их количественные и качественные характеристики. Средние цены по Российской Федерации рассчитываются из средних цен, сложившихся в ее субъектах. В качестве весов используются данные о количестве проданной общей площади квартир отдельно на первичном и вторичном рынках жилья, накопленном за предыдущий год.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за период исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

Данные по среднемесячной начисленной заработной плате предварительные.

Реальная начисленная заработная плата характеризует покупательную способность заработной платы в отчетном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Для этого рассчитывается индекс реальной начисленной заработной платы путем деления индекса номинальной начисленной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

Реальные денежные доходы населения - характеризуют изменение денежных доходов населения в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах (с корректировкой на индекс потребительских цен). Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение задолженности) наемных работников, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.

Просроченной задолженностью по заработной плате считаются фактически начисленные работникам суммы заработной платы, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком. Число дней задержки считается со следующего дня после истечения этого срока.

Безработные (в соответствии со стандартами Международной Организации Труда - МОТ) - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

не имели работы (доходного занятия);

занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в СМИ, Интернет, непосредственно обращались к администрации организации или работодателю, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела (поиск земли, зданий, машин и оборудования, сырья, финансовых ресурсов, обращение за разрешениями, лицензиями и т.п.);

были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

Обучающиеся в образовательных учреждениях, пенсионеры и инвалиды учитывались в качестве безработных, если они не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Информация об общей численности безработных приведена по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости. Отношение численности безработных к численности экономически активного населения (занятых и безработных), рассчитанное в процентах, характеризует уровень безработицы .

Безработные, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Информация о численности безработных, получивших официальный статус в государственных учреждениях службы занятости населения, разрабатывается Федеральной службой по труду и занятости населения.

Потребность работодателей в работниках, заявленная в государственные учреждения службы занятости - число вакансий (требуемых работников), сообщенных работодателями в государственные учреждения службы занятости населения.

Сведения о рождениях, смертях получаются на основании статистической разработки данных, содержащихся в записях актов о рождении, смерти, составляемых органами записи актов гражданского состояния. В число родившихся включены только родившиеся живыми.

Естественное движение населения - обобщенное название совокупности рождений и смертей, изменяющих численность населения так называемым естественным путем. К естественному движению населения относят также браки и разводы, хотя они не меняют численность населения, но учитываются в том же порядке, что и рождения и смерти.

В целях статистической сопоставимости данные по Российской Федерации за 2013 г. пересчитаны с учетом сведений по Республике Крым и г. Севастополю.

Показатели предварительные, по данным помесячной регистрации за январь-декабрь соответствующего года.

Данные о миграции населения получены в результате разработки поступающих от территориальных органов Федеральной миграционной службы документов статистического учета прибытий и выбытий. Листки статистического учета мигрантов составляются при регистрации и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства, а также (с 2011 г.) при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Снятие с регистрационного учета осуществляется автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции населения при перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по истечении срока пребывания у мигрантов независимо от места прежнего жительства.

В целях обеспечения статистической сопоставимости миграционный прирост по Российской Федерации за 2013 год рассчитан с учетом данных по Республике Крым и г. Севастополю. За январь-декабрь 2014 года данные предварительные.

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации установлена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", в субъектах Российской Федерации она устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается: в целом по России - Правительством Российской Федерации, в субъектах России - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

На основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" с 2013 г. изменен порядок расчета величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, кроме Самарской области.

Данные по Архангельской и Тюменской областям (с учетом автономных округов) органами исполнительной власти не устанавливаются.

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации - бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Статистические показатели по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю . Для формирования официальной статистической информации по Российской Федерации с учетом новых субъектов Российской Федерации статистическое наблюдение в Республике Крым и городе Севастополе должно быть интегрировано в систему российской государственной статистики с тем, чтобы показатели и данные по ним формировались на основе российской статистической методологии.

В течение переходного периода - до конца 2014 года - формирование официальной статистической информации по Республике Крым и городу Севастополю осуществлялось на основе утвержденных Росстатом временных методологических указаний по организации статистических наблюдений, расчету показателей и порядку предоставления данных по отдельным направлениям статистического учета.

Более подробную информацию о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации можно получить в открытом доступе на официальном сайте Росстата www.gks.ru .

Федеральная служба государственной статистики

Мнения экспертов по поводу развития экономической ситуации в России в 2018 году кардинально отличаются. Оптимисты разделяют точку зрения чиновников и рассчитывают на возобновление роста. Пессимисты подчеркивают уязвимость отечественной экономической модели перед внешними вызовами, что может привести к новому периоду турбулентности.

Российская экономика восстанавливается после кризиса, что отражается на улучшении макроэкономических показателей. Согласно прогнозам экспертов МВФ, экономическая ситуация в России в 2018 году сохранит положительные тенденции. Рост отечественного ВВП ускорится до 1,44%, а инфляция приблизится к отметке 4%. Кроме того, показатели безработицы будут сохраняться на уровне 5,5%. Подобные оценки совпадают с прогнозами Минэкономразвития, где ожидают возобновление устойчивого роста экономики.

Глава ведомства Максим Орешкин ожидает рост ВВП на уровне 1,5-1,7%. При этом реальные доходы населения вырастут до 2%, а рост инвестиций достигнет 2,2-3,9%. Несмотря на возобновление роста, Орешкин отмечает отставание темпов роста российской экономики, что связано с отсутствием необходимых реформ.

Также эксперты отмечают другие факторы, которые будут сдерживать развитие отечественной экономики.

Преграды отечественной экономики

Глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин отмечает факторы, которые могут ухудшить экономическую ситуацию в России в 2018 году:

  1. Российская экономика сохраняет зависимость от нефтяных котировок, что остается основным фактором нестабильности. Фактически продолжает действовать старая экономическая модель, которая продемонстрировала свою неэффективность в период кризиса.
  2. Низкая эффективность институтов государственного управления, что негативно отражается на экономических стимулах.
  3. Демографические факторы создают дисбалансы для системы пенсионного обеспечения. Количество пенсионеров на одного работающего продолжает увеличиваться, что приводит к росту дефицита Пенсионного фонда.
  4. Действующие санкции ограничивают доступ к зарубежным финансовым рынкам. В результате российская экономика лишается ресурсов для развития.

Кроме того, эксперты отмечают отток капитала, который будет ухудшать динамику отечественной экономики в среднесрочной перспективе. За первые 4 месяца 2017 года данный показатель достиг 21 млрд долл., что вдвое превышает динамику прошлого года.

В таких условиях ухудшение внешней конъюнктуры чревато новыми потрясениями для отечественной экономической модели. Без структурных реформ российская экономика не выйдет на устойчивую траекторию роста.

Структурные реформы

Представители Минфина отмечают ряд реформ, которые помогут улучшить экономическую ситуацию в 2018 году. Эксперты ведомства намерены снизить зависимость российской экономики от колебаний нефтяного рынка. Кроме того, Минфин намерен оздоровить финансовую систему и пересмотреть административную нагрузку на представителей бизнеса.

Основная цель Минфина – обеспечить устойчивый ежегодный рост экономики на уровне 3,0-3,5%. Для этого ведомство планирует изменить действующие бюджетные правила, что поможет избавить экономику от нефтяной зависимости. Ранее львиная доля поступлений от экспорта энергоресурсов направлялась на финансирование расходной части, что создавало предпосылки для экономических кризисов. Представители Минфина предлагают концентрировать данные ресурсы для ускорения экономического роста.

Кроме того, для устойчивого роста российской экономики необходимо модернизировать администрирование бизнеса и налоговую политику. При этом в Минфине планируют уменьшить нагрузку на добросовестных участников рынка и повысить собираемость налогов. Основным приоритетом Минфина остается снижение объемов теневой экономики, что значительно увеличит бюджетные поступления.

Чиновники рассчитывают значительно улучшить инвестиционный климат, что обеспечит экономику необходимыми ресурсами для развития. Также в ведомстве обеспокоены недостаточной эффективностью госуправления, что приводит к дополнительным финансовым потерям.

Несмотря на восстановление положительной динамики, эксперты не исключают возобновления кризисных явлений. Пессимистичный прогноз на 2018 год предполагает значительное ухудшение экономической ситуации.

Новое падение

Основным фактором, который может привести к реализации пессимистичного сценария, остается резкое снижение цен на нефть. Эксперты допускают обвал котировок до 40 долл./барр., что станет новым потрясением для отечественной экономики.

Несмотря на улучшение макроэкономических показателей, экономическая ситуация остается крайне уязвимой. Власти не создали фундамент для новой экономической модели, что может привести к повторению кризисных явлений. Более того, за 2015-2016 гг. чиновники использовали большую часть финансовых резервов, что существенно ограничит возможности правительства при очередном снижении цен на «черное золото».

Будущий экономический рост зависит от продления условий по сокращению нефтедобычи, подчеркивают аналитики. Кроме того, намерение Китая и Индии активнее использовать электромобили приводит к снижению спроса на нефть, что будет препятствовать восстановлению баланса на рынке. В таких условиях стоимость барреля может обвалиться до 40 долларов и сохраняться на данном уровне в течение 2018 года.

Экономическая ситуация в 2018 году будет сохранять положительную динамику. Рост ВВП достигнет 1,5%, уверены в правительстве, а инфляция замедлится до 4%. Для ускорения экономического роста необходима имплементация структурных реформ, что позволит снизить зависимость экономики России от внешних факторов.

Новый обвал цен на нефть может спровоцировать реализацию пессимистичного сценария, который предполагает новый период кризиса.

Продолжение анализа социально-экономическое положение России последних двух десятилетий, как и в предыдущей части, иллюстрировано обильным статистическим материалом и приводит к не менее печальным выводам.

Михаил Бочаров
Социально-экономическое положение Российской Федерации в 1990-2006 годах

"Экономические стратегии", №05-06-2007, стр. 130-139

Окончание.
Начало см. в № 4/2007.

Экономическая ситуация в Российской Федерации

Россия, как правопреемница Советского Союза, в процессе перехода к рынку утеряла многие из ранее наработанных преимуществ и предпосылок. Ее производственный потенциал резко снизился из-за преступных методов приватизации, проблем финансирования, а также в связи с накапливающимся физическим и моральным износом основных фондов практически во всех отраслях производства. По данным Госкомстата РФ, около 30% основных фондов страны находятся в эксплуатации уже более 40 лет, а свыше 90% производственного оборудования – более 15 лет. Что касается технического уровня, то только 15% основных фондов в России соответствует мировому уровню, около трети подлежит немедленной замене, а более 55% требует модернизации в самое ближайшее время. Резкое сокращение объемов финансирования фундаментальных и прикладных исследований обескровило научное обеспечение экономического развития страны.

"Суммарные экономические потери страны за годы "ельцинских" реформ (1992-2000 гг.) в 2,5 раза превысили потери СССР в годы Великой Отечественной войны. По внутреннему производству, т.е. по реальному богатству населения, Россия скатилась к уровню 1960 г. Накануне реформ РСФСР уступала по валовому продукту США в 4 раза, Японии – в 2 раза, а к 2000 г. Россия стала уступать США в 17 раз, Японии – в 5 раз" (1).

Мы живем почти исключительно за счет материальных фондов, созданных в советское время, которое ежедневно хаем и осуждаем. Откуда же возникли и за счет чего появились сотни миллиардеров и тысячи миллионеров в России? Ответ на этот вопрос, конечно, есть.

Главный итог 2005 г. – богатые стали еще богаче. Совокупное состояние 100 самых богатых людей РФ выросло на 107 млрд долл. и составило 248 млрд долл. Количество миллиардеров составило 44 – на 14 человек больше, чем годом ранее. В 2006 г. этот рост продолжился (стало 53 миллиардера).

Депутат Госдумы О.Г. Дмитриева в интервью журналу "Российская Федерация сегодня" сказала: "Команда, возглавляющая социально-экономический блок, Греф, Кудрин и Зурабов, вряд ли что-то может изменить. Ее ошибки уже очень дорого обходятся стране. Их "стоимость" – 1,5 трлн руб. Это больше, чем наши расходы на национальную оборону, безопасность, социальную политику, вместе взятые. Исправить можно отдельные недостатки. А здесь не ошибки, а неправильная концепция экономического курса, вопиющая некомпетентность в условиях абсолютной безответственности власти. Она совершает одну ошибку за другой и ни за что не отвечает" (2).

Реальное участие Российского государства в экономике страны с каждым годом уменьшается. Президент Всероссийской организации качества, председатель Госстандарта России, профессор Г.П. Воронин в декабре 2005 г. привел следующие цифры: "Доля государственной собственности в ВВП США – 32%, Японии – 35%, Англии – 40%, Канады – 43%, Германии – 48%, Италии – 51%, Швеции – 62%, Китая – 66%, в России – 10%". Китай за те же 15 лет реформ достиг огромных успехов в развитии экономики.
Если в России основной причиной роста ВВП является благоприятная для нас конъюнктура цен на нефть и газ, то в Китае увеличение ВВП происходит за счет развития всех отраслей народного хозяйства, включая стремительный рост малого и среднего бизнеса.

Еще более высокие показатели развития экономики за последние 15 лет демонстрирует Малайзия, где, кстати, нефть и газ находятся под абсолютным контролем государства. За период с 1988 по 1996 г. ВВП страны увеличился почти в 3,5 раза, доход на душу населения возрос в 2,8 раза. За десятилетие с небольшим производство электротехнической и электронной промышленности возросло в 32 раза, изделий из каучука – в 13 раз, химической промышленности – в 10 раз, производство нефтепродуктов и металла – в 7 раз, тканей и готовой одежды – в 6 раз, обработанной древесины – в 5 раз и т.д.

Если в 1957 г. население Малайзии составляло 4,7 млн человек, то в 1995 г. – уже 21 млн, а к 2004 г. оно возросло до 25 млн человек. Бывший премьер Махатхир Мохамад считал, что для освоения всей территории страны и создания емкого внутреннего рынка необходимо иметь достаточно высокие темпы прироста населения (не менее 2,6% в год), с тем чтобы его численность достигла к 2095 г. 70 млн человек. Уже сегодня средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 72 года, а у женщин – 75 лет. Расходы государства на социальные цели постоянно растут. Так, в 1979 г. они составляли 19,66%, а в 1996 г. – уже 25,1% всех расходов государства. При этом расходы на образование составляли 70% всех социальных расходов или 20% всех текущих расходов. В своей книге "Путь вперед" Мохамад, в частности, замечает: "В Малайзии сегодня нет безработных. Это позволило покончить с нищетой. Если принять во внимание ту минимальную помощь, которую оказывает правительство, и помощь со стороны семей, то бедности в стране нет вообще. И уже совершенно определенно в Малайзии никто не голодает, никто не вынужден рыться в мусорных ящиках, как это происходит во многих других странах" (3).
Возрождение российской экономики невозможно без массированных капиталовложений. Большие внутренние финансовые источники для этого имеются, уровень сбережений в России достаточно высок, но и довольно большие деньги (десятки миллиардов долларов) ежегодно вывозятся за рубеж.

По словам министра финансов РФ А.Л. Кудрина, произнесенным в апреле 2006 г., увеличивать бюджетные расходы в 2007 г. нельзя, т.к., если вычесть из бюджета доходы от сверхвысоких цен на нефть, дефицит лишь за первое полугодие 2006 г. составит 4,7%. Но из средств массовой информации, а также из уст членов Правительства РФ мы ежедневно слышим совсем другое: что ежегодный рост экономики страны составляет 7%, что экономическая конъюнктура весьма благоприятна, и т.д., и т.п.

В самых больших масштабах вывоз капитала у нас осуществляют отнюдь не Абрамович и подобные ему миллиардеры и миллионеры, а Кудрин и Греф. Они главные организаторы утечки российских денег. Даже те средства, что они отняли от сверхвысоких цен в нефтяном и газовом секторах российской экономики, поступают в Стабилизационный фонд, а затем вкладываются в иностранные ценные бумаги. Т.е. государство изымает сегодня деньги из экономики страны и вкладывает их в экономику других стран, прежде всего США.
Президент США Джордж Буш направил в конгресс проект бюджета на 2007 г. (финансовый год начинается с 1 октября 2006 г.) с дефицитом в 354 млрд долл. Наше Правительство сформировало бюджет на 2007 г. с профицитом около 1,5 трлн руб., т.е. США, понимая, что необходимо развитие государства, планирует увеличение внутреннего долга, а также дополнительно берет у России колоссальные финансовые ресурсы. (Кроме средств Стабилизационного фонда Россия покупает американские ценные бумаги и за счет золотовалютного резерва страны.)

"Россия сидит на сундуке с золотом, который в последние годы уже переполняется благодаря экспорту важнейших ресурсов страны – нефти и газа. Недавний скачок цен на энергоносители позволил России настолько увеличить свои золотовалютные резервы, что эта бывшая коммунистическая страна может жить вполне сносно, даже богато. Аналитики считают, что для того, чтобы избавиться наконец от практически полной зависимости от экспорта нефти и газа с помощью диверсификации – от совершенствования транспортной системы до поддержки малого бизнеса, – у России сейчас идеальное время, поскольку после обвала рубля, вызвавшего финансовый кризис в 1998 г., экономика уже значительно продвинулась вперед" (4).

"В условиях рекордных нефтяных доходов Президент Путин упускает благоприятную возможность диверсифицировать экономику и провести столь необходимые стране структурные реформы. Позиции Путина очень прочны, поэтому тот факт, что он не осуществляет реформы, позволяющие увеличить потенциал роста в стране, вызывает грусть и разочарование" (5).

В зарубежных и частично в российских СМИ говорят и пишут о России как о государстве с не-эффективной и некомпетентной властью, заведшей страну в тупик. Часть публикаций и выступлений прямо указывает на системный кризис власти: идеологический, интеллектуальный, кадровый, организационный и т.д. Однако необходимо вернуться к публикуемым Госкомстатом РФ цифрам, свидетельствующим об экономическом развитии государства за последние 16 лет (см. табл. 1).

Таблица 1. Некоторые итоги экономических реформ в промышленности России за 1991–2006 гг.

Как видно из таблицы, многие отрасли народного хозяйства за годы "реформ" прекратили свое существование. Разумеется, представленная таблица является только маленькой иллюстрацией положения дел в экономике. Спектр выпускаемых товаров, конечно, значительно шире и их перечисление займет не один десяток страниц, но о некоторых отраслях необходимо сказать особо. Так, можно вкратце изложить положение дел в авиастроении.

В середине 2006 г. на одном из заседаний Правительства РФ прозвучало мнение: "Российского авиапрома больше не существует". Конечно, это был крик души специалиста в надежде, что его услышат. Но тем не менее положение в авиапроме действительно катастрофическое. В сентябре 2006 г., выступая на заседании Комитета Государственной думы по энергетике, транспорту и связи, заместитель министра транспорта РФ С.А. Аристов сделал заявление, которое лишь отчасти можно считать сенсационным. Он сообщил, что в настоящее время существует реальная угроза обвального сокращения авиаперевозок, поскольку из эксплуатации вот-вот начнут выводиться воздушные суда, выработавшие свой ресурс. А таких лайнеров, по словам замминистра, около 70%.

По данным высокопоставленного чиновника Правительства, за истекшие 15 лет в российские авиакомпании поступило только 36 отечественных самолетов I-III классов. Именно по этой причине компании эксплуатируют зарубежные машины вторичного рынка. Впрочем, не только из-за этого. Тот же новый ТУ-154 имеет одну цену, а купленный где-нибудь в Китае – совершенно другую. Китай благоразумно избавляется от морально устаревших самолетов, которые уже не пускают в Европу из-за грохочущих двигателей. Но и импортные машины далеко не панацея: иностранные самолеты мало адаптированы к нашим условиям. Так, например, при сертификации одной из моделей "Боинга" ресурс по посадкам из-за наших "великолепных" взлетно-посадочных полос уменьшен. О полосах говорил и заместитель министра. По его словам, износ взлетно-посадочных полос сейчас составляет до 80%. И денег на ремонт выделяется крайне мало. Аристов сообщил, что за период с 2002 по 2006 г. на ремонт взлетно-посадочных полос поступило 20,9 млрд руб., в то время как ежегодно требуется от 25 до 30 млрд в течение 5-7 лет.

Из книги "Авиация в России": "В 1914-1918 гг. Россия произвела 5565 самолетов. Уже на тот момент в России было 12 авиастроительных предприятий" (6). До 1989 г. в СССР выпускалось ежегодно свыше 1500 крылатых машин. Из выступления на заседании коллегии ФАВТ 6 марта с.г. тогдашнего главы Росавиации А.А. Юрчика: в 2005 г. со стапелей всех авиастроительных предприятий России сошло 17 воздушных судов. Жуткий рост по сравнению с 2004 г. – 6 самолетов. Примерно такая же ситуация в российском судостроении. В России 3/4 границ – морские. Чем для нас является отечественное судостроение, понятно без слов.

На судостроительных заводах СССР было построено свыше 50% тоннажа морского транспортного флота страны, занимавшего шестое место в мире, 60% флота рыбопромысловых судов, являвшегося крупнейшим в мире, а также 80% речного флота. Строились научно-исследовательские суда, плавучие и стационарные платформы для добычи нефти и газа на морском шельфе, а также разнообразные суда для их обслуживания. По большинству направлений морской техники наша страна была на уровне ведущих морских держав, а по ряду направлений опережала их. Мы имели ряд признанных в мире приоритетных достижений. Это атомные ледоколы, корабли и суда на подводных крыльях и воздушной подушке, корабли-экранопланы и т.п. За последние годы в судостроении, гражданском и Военно-морском флоте России произошли большие изменения. Объем государственного оборонного заказа сократился в 20 раз, а гражданского судостроения – более чем в 5 раз. Уровень использования мощностей на судостроительных предприятиях снизился до 20-25%. Из-за резкого сокращения объемов строительства гражданских судов в России не обеспечивается восполнение естественного старения отечественного флота. Так, в 2002 г. было построено всего 4 морских транспортных судна (ранее – 35-40 морских судов ежегодно).

Аналогичное положение со строительством судов смешанного и речного плавания. Количество грузовых судов в речном флоте сократилось за последние восемь лет на одну треть. Средний возраст судов превысил 20 лет. В 2002 г. было построено всего 8 судов смешанного и речного плавания (ранее – примерно 25 судов ежегодно).

Еще хуже обстоит дело с пополнением промыслового флота. В рыбопромысловом флоте России резко сократилось количество судов, уменьшились годовые объемы вылова рыбы с 7 до 4,5 млн т в год. Свыше половины судов этого флота из-за превышения сроков эксплуатации требует замены.

В 2002 г. было построено всего 9 промысловых судов. В годы, предшествовавшие распаду СССР, их ежегодно строилось свыше 100. Утвержденные ранее Правительством Российской Федерации долгосрочные программы по развитию торгового и промыслового флотов не выполнены. Так, программой "Возрождение торгового флота России" предусматривалась поставка морскому флоту в 1993-2000 гг. 589 судов общим дедвейтом 8427 тыс. т. Пополнение же составило всего около 25% по количеству судов и 5% по дедвейту от намеченного в программе. Программой развития рыбного хозяйства намечалось строительство рыбопромысловых судов на предприятиях Российской Федерации в 1996-2000 гг. в количестве 301 единицы. Фактически поставлено только 14.

Весь мир строит суда в кредит, который составляет примерно 80% от цены судна, т.е. дается рассрочка платежа на 10-12 лет под 5-6% годовых, а 20% вносит будущий судовладелец. В России этого нет. Отечественные судостроители проигрывают в конкурентной борьбе с зарубежными производителями судов, поскольку находятся с ними в неравных условиях. Наши высокие налоги, в том числе НДС, таможенные пошлины и др. повышают стоимость строящихся судов на 20-25%. Но главная угроза конкурентоспособности отечественного судостроения другая. Все без исключения судостроительные предприятия страны уступают в два-три раза ведущим компаниям Европы и Азии по продолжительности и трудоемкости постройки кораблей всех классов и назначений. По данным Федерального агентства морского и речного транспорта, износ оборудования механических цехов судостроительных заводов составляет 85%, литейных – 73-75%, комплексных доковых – 65%. Из-за устаревшей материально-технической базы российские судостроители строят дорого и медленно. Например, строительство танкера дедвейтом 47 тыс. т на "Адмиралтейских верфях" занимает в среднем 19 месяцев. Затраты на обработку 1 т металла составляют 105 человеко-часов. По международным стандартам длительность строительства такого судна – 7-8 месяцев, а затраты на обработку 1 т металла – 29 человеко-часов. Если в ближайшие два-три года не провести техническое перевооружение, то в обозримой перспективе выдержать конкуренцию с зарубежными предприятиями, оснащенными передовым технологическим оборудованием, будет невозможно. Необходимо привести хотя бы один пример отношения государства к проблеме судостроения. В 1993 г. по инициативе администрации Клинтона, в США принимается Закон "Национальная судостроительная инициатива". Этот документ дает возможность американским судовладельцам получить при постройке судов на верфях США правительственные гарантии кредита в размере 87,5% от стоимости судна с рассрочкой на 25 лет.
Именно масштабная государственная поддержка лежит в основе и южнокорейского, и китайского чуда.

Ни для кого не секрет, что автомобилестроение, как и авиастроение, и судостроение, является локомотивом развития экономики страны, в том числе металлургических переделов, машиностроительной базы, резинотехнической и стекольной промышленности, электроники и многого другого. Никто не отрицает необходимости привлечения западных инвесторов для строительства в России (в основном сборочных) автопредприятий. Но по большому счету мы отдаем свой рынок американскому, южнокорейскому, итальянскому бизнесу (а скоро к ним присоединится и китайский), которые, поставляя нам как готовые машины, так и комплектующие на сборочные заводы, развивают свою экономику, создают тысячи рабочих мест у себя на родине, вывозят полученную прибыль и т.д.

Китай недавно принял решение о строительстве у себя 100 отечественных автозаводов. Эта страна в течение ближайших 10 лет намерена значительно увеличить объем экспорта автомобильной продукции на мировые рынки, в стоимостном выражении экспорт достигнет в год уровня 120 млрд долл. Почему Россия, имея на сегодня значительные финансовые ресурсы, мощнейшую сырьевую базу, человеческий потенциал, не может создать свои автопредприятия, выпуская для населения дешевые "народные" автомобили?
Объектом пристального внимания в данной статье является деятельность строительного комплекса страны, и в том числе производство строительных материалов. Фактическое производство строительных материалов в 2006 г. к уровню производства 1990 г. составляет: цемент – 66%, кирпич строительный – 46,9%, материалы строительные нерудные – 41,5%, сборные железобетонные изделия – 30,9%, материалы мягкие, кровельные и изоляционные – 50,1%. Соответственно, происходит и значительное сокращение объемов строительства во всех сферах экономической деятельности.

Почти на каждой девятой стройке, предусмотренной инвестиционной программой, в 2006 г. строительство не велось. Из 1234 строек, запланированных к вводу в 2006 г. за счет федерального бюджета, введено полностью только 317, т.е. 25,7% и частично – 145 строек. Причем по объектам социального комплекса должна быть введена в эксплуатацию 771 стройка, а фактически построено только 174 объекта, т.е. 22,6%. И такое положение повторяется из года в год. Если рассматривать удельный вес убыточных предприятий и организаций в РФ по основным отраслям экономики в процентах, то получим еще более безрадостную картину. Так, если в 1990 г. в промышленности страны было 7% убыточных предприятий, то в 2006 г. – около 40%; в сельском хозяйстве было 2,8%, в 2006 г. – 38,2%; в строительстве было 7,2%, в 2006 г. – 31%; в жилищно-коммунальном хозяйстве было 22,5%, в 2006 г. – 58% и т.д.

Заслуживает внимания динамика в финансовой сфере, особенно за последние 7 лет.

При незначительном увеличении объемов производства кредиторская задолженность увеличилась за 7 лет в 2,6 раза, а дебиторская задолженность – в 3,9 раза, что свидетельствует о явном ухудшении финансового состояния всех отраслей народного хозяйства и конкретных предприятий со всеми вытекающими последствиями.

Таблица 2. Некоторые итоги экономических реформ в промышленности России за 1991–2006 гг.

Таблица 3. Кредиторская и дебиторская задолженности предприятий и организаций РФ (млрд руб.)

Таблица 4. Суммарная задолженность предприятий и организаций РФ

Табл. 4 показывает реальную ситуацию в экономике Российской Федерации. Суммарная задолженность за 7 лет возросла в 4 раза, хотя реальное производство возросло не столь значительно. Кредиты банков и займы для предприятий страны возросли в 9,7 раза, что при годовой процентной ставке в 15-20% повлекло очень большое удорожание выпускаемой продукции и снижение ее рентабельности.

Импорт не просто вырос с 45 млрд долл. до 140 млрд. Главное, не в лучшую сторону изменилась его структура. Она становится все более и более потребительской. Резко выросли закупки за рубежом товаров ширпотреба, бытовой техники и автомобилей. Импорт продовольствия ежегодно растет, а отечественные предприятия тем временем приходят в упадок и не выдерживают конкуренции с наплывом дешевых зарубежных товаров.

Если долги государства худо-бедно сокращаются, то коммерческие обязательства российских компаний растут. И в этом – главная проблема. В принципе, нет ничего страшного в том, что частные компании берут в долг на международном рынке. Они взяли – им и расплачиваться. Беда в том, что основные заемщики нашего как бы коммерческого сектора – компании, которые либо принадлежат государству полностью, либо – контрольным пакетом. А раз так, то по их обязательствам, в конце концов, опять будет отвечать государство.
Если в 2000 г. наши "коммерческие" структуры были должны иностранцам 31,4 млрд долл., то к началу нынешнего – уже более 180 млрд. Получается, что за последние 5 лет долги российских корпораций западным кредиторам выросли более чем в 6 раз.

В счет будущих поставок нефти и газа кредиты берутся на строительство различных объектов, газо- и нефтепроводов, на покупку других компаний, рекламу и т.д. Вдумайтесь в эти цифры: за последние 6 лет задолженность российских банков перед иностранцами выросла на 41,2 млрд долл., а долги корпораций – на 103,6 млрд! Только за 2005 г. внешние заимствования предприятий, в основном принадлежащих государству, составили почти 50 млрд долл. Получается, что за прошедшие шесть лет (без 2006 г.) долговая нагрузка на каждого россиянина увеличилась с 1000 долл. до 1800, а совокупный внешний долг государства – со 160 млрд до 260 млрд долл. Делая анализ социально-экономического положения в стране, невозможно не сказать о ценах. За все 16 лет "реформ" цены буквально на все стремительно растут. Уже сегодня цены на продукты питания и товары повседневного спроса сравнялись, а иногда и превышают цены в Европе и США.

Зарубежный опыт в решении проблем ценообразования, в частности в сельском хозяйстве, достаточно богат и эффективен. Так в США для государственной поддержки агропрома принят ряд специальных законов, которые предусматривают прямые выплаты и уменьшенные проценты по кредитам, льготное налогообложение и страхование сельхозкультур, ограничение роста тарифов на электроэнергию и другие меры. В результате на 1га пашни в США приходится 800 долл. субсидий; в Европейском союзе – 900 долл. различных субсидий и льгот. А у нас в России – от 12,5 до 15 долл. за 1 га.

В той же Малайзии существует схема предоставления субсидий мелким фермерам, но ее целью является не борьба с бедностью, а поддержание цен на основные продукты питания на низком уровне, чтобы население страны не страдало от постоянного роста цен на продовольствие. Рыбаки также получают подобные субсидии, целью которых является контроль цен на рыбу.

Особую тревогу вызывает систематический рост цен и тарифов на отдельные группы платных услуг населению. Табл. 5 показывает этот рост только за последние 7 лет.

Таблица 5. Индексы цен и тарифов на отдельные группы платных услуг населению в РФ в 2000–2006 гг.



Заключение

С 1991 г. в России начались "реформы", результаты которых можно было проследить по таблицам, представленным в данной статье. Преступная деятельность первого Президента России Б.Н. Ельцина в течение 9 лет ничему не научила политиков, депутатов, общественных деятелей страны. В декабре 1999 г. полномочия Президента были переданы преемнику В.В. Путину, который немедленно заявил, что он продолжит курс "реформ", начатых его предшественником и даже наградил его в 2001 г. вторым высшим орденом Российской Федерации – орденом "За заслуги перед Отечеством I степени" и пакетом льгот как для него лично, так и для членов его семьи. За последние 7 лет ситуация в стране не претерпела серьезных изменений. Курс "реформ" продолжился. Хуже стало со свободой слова, с правами человека, с преступностью. В обществе стремительно растет расслоение на сверхбогатых, богатых, бедных и нищих.

Одновременно за эти 16 лет были разрушены государственное управление, фундаментальная наука, системы здравоохранения и образования, в том числе профтехобразования, служба лесного хозяйства, геологоразведка, практически ликвидирована некогда мощная и эффективная структура водного хозяйства и мелиорации и многое-многое другое.
Президент страны ежегодно обращается к парламенту и обществу вроде бы с вполне разумными предложениями. Телеканалы практически ежедневно показывают высших должностных лиц государства, говорящих об успехах в экономике и грандиозных национальных проектах. Правящая партия "Единая Россия" считает выбранный курс абсолютно правильным. Т.е. в стране все развивается нормально, Правительство справляется с поставленными задачами, хотя иногда есть упоминания о некоторых недостатках.

Однако цифры и фактическое положение дел в социально-экономической сфере говорят совсем о другом. В небольшой статье невозможно осветить все проблемы, накопившиеся за последние 16 лет. Ясно одно: Россия не может слепо копировать методы рыночной экономики, систему здравоохранения, образования, работу топливно-энергетического комплекса, транспорта и систему управления в том виде, в каком они существуют в странах Европы и особенно в США. Тем не менее в мире есть у кого поучиться, да и сами мы имеем немалый опыт, испробовали все. Предложений по коренному изменению положения дел в лучшую сторону множество. К сожалению, все 16 лет, и особенно последние 7 лет, они полностью игнорируются властью. Но надежда всегда остается. Миллионы россиян верят, что в конце концов здравый смысл восторжествует.

ПЭС 84/20.04.2007

Примечания
1. Сидоров В. Куда идет Россия? Аргументы и факты. 2005. № 40.
2. Дмитриева О. Россия спонсирует развитые страны. Российская Федерация сегодня. 2005. № 7.
3. Dr Mahathir bin Mohamad. The Way Forward. Wiedenfeld & Nicolson, London, UK, 1998.
4. J. Dempsey. And what now, Mr. Putin? The International Herald Tribune. August, 8, 2005.
5. The Times. September, 2, 2005.
6. Авиация в России. М.: Машиностроение, 1988.

Новое на сайте

>

Самое популярное