Домой Банки Глобал-эхо: экономика монголии - сельское хозяйство, промышленность, металлургия, транспортная инфраструктура, связь, внешняя торговля монголии. Сельское хозяйсво Монголии

Глобал-эхо: экономика монголии - сельское хозяйство, промышленность, металлургия, транспортная инфраструктура, связь, внешняя торговля монголии. Сельское хозяйсво Монголии

ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ

ЭКОНОМИКА МОНГОЛИИ

Монголия - аграрно-индустриальная страна. Монголия на сегодняшний день ведет торговлю с более 80 странами мира. Товарооборот составляет более 2 млрд. долларов США. Если до 90-х годов во внешней торговле Монголии 90% занимала торговля с СССР, то сегодня более 40 % составляет торговля с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а оставшуюся часть занимает торговля с такими высокоразвитыми странами, как Япония, США, Южная Корея, Швейцария.

По итогам III квартала 2005 г. общий товарооборот внешней торговли Монголии составляет 1,27 млрд. долларов США, что на 11.6% больше чем за аналогичный период 2004 г. Импорт возрос на 150.6 млн. долларов США.
Монголия экспортирует товары и сырье в 60 стран мира, из них 50.8% - в КНР, 13.8% –в Канаду, 10.1% - в США. 45.2% всего экспорта занимают полезные ископаемые и продукция горнорудной промышленности, 21.5% составляют швейные и трикотажные изделия, 25.6% - драгоценные и полудрагоценные металлы, 3.7 %- кожсырье и изделия из него.
Монголия импортирует более 90 % нефтепродуктов из России, а оставшуюся часть - из Китая и Казахстана.

Монголия как член Всемирной Торговой Организации в марте 2005 года представила на обсуждение членам этой организации свою торговую политику, которая является довольно либеральной. В 2002 году Правительство Монголии установило единые пятипроцентные таможенные ставки на большинство импортируемых товаров. Для дальнейшего развития внешней торговли Монголии важное значение имеет решение Евросоюза о включении Монголии, как развивающейся страны с уязвимой экономикой и как страны, не имеющей выхода к морю, в программу GSP+. Таким образом, с 1 июля 2005 года монгольские товары стали ввозиться на европейский рынок без таможенных пошлин.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКИ МОНГОЛИИ

Экономическая деятельность Монголии традиционно основывалась на сельском хозяйстве и животноводстве. В Монголии также имеются обширные месторождения минерального сырья - добыча меди, каменного угля, молибдена, олова, вольфрама и золота составляет значительную часть промышленного производства. Советская помощь, ранее составлявшая до трети ВВП, прекратилась после распада СССР. В монгольской экономике наступил длительный спад, усугубляемый нежеланием Монгольской народно-революционной партии (МНРП) проводить кардинальные экономические реформы. Правительство Демократической коалиции встало на путь рыночной экономики, ослабило контроль над ценами, осуществило либерализации внутренней и внешней торговли и предприняло попытки перестройки банковской системы в энергетического сектора. Были предпринято крупные программы приватизации, реализованы меры стимулирования иностранных инвестиций (международные тендеры на продажу компании по торговле нефтепродуктами, крупнейшей компании по производству кашемира и банков). Ход реформ был замедлен в результате сопротивления бывшей коммунистической МНРП и политически нестабильности, порожденной частой сменой правительств Демократической коалиции (сменилось четыре правительства). За кризисом в 1996 г., вызванным рядом природных бедствий и снижением мировых цен на медь и кашемир, в 1997-99 гг. последовал экономический рост. В августе и сентябре 1999 г. экономика Монголии пострадала от временного запрета России на экспорт нефти и нефтепродуктов. В 1997 г. Монголия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). На последней встрече Консультативной группы в Улан-Баторе в июне 1999 г. зарубежные доноры приняли решение выделять Монголии $300 млн в год.

Тем временем эксперты Renaissance Capital назвали экономику Монголии самой быстрорастущей в мире. Благодаря огромным запасам минерального сырья, разработка которых только начинается, и развитию банковской системы. ВВП Монголии в долларовом выражении удвоится к 2014 году, полагают аналитики. Они отметили, что Монголия готовится к тому, чтобы стать новым азиатским тигром, а не очередным источником сырья в Центральной Азии" об этом пишет Информационное агентство СА NEWS. (22.12.2009)

Природные ресурсы Монголии. Несмотря на изобилие месторождений полезных ископаемых, их разработка по-прежнему ограничена. В Монголии имеются 4 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур). На юге страны в районе горного массива Табан-Толгой обнаружен каменный уголь, геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт. Нефть в Монголии была обнаружена в 1951, после чего в Сайн-Шанда – городе к юго-востоку от Улан-Батора, недалеко от границы с Китаем, был построен нефтеперерабатывающий завод (в 1970-е годы добыча нефти прекратилась). Возле озера Хубсугул обнаружены гигантские залежи фосфоритов и даже началась их добыча, однако вскоре, из-за соображения экологии все работы были сведены к минимуму. Еще до начала реформ в Монголии с помощью СССР небезуспешно велись поиски цеолитов – минералов алюмосиликатной группы, которые находят применение в животноводстве и земледелии в качестве адсорбентов и биостимуляторов.

Трудовые ресурсы Монголии. Трудоспособного населения в 2003 году - 1,488 млн человек. Структура занятости: сельское хозяйство/животноводство - 42 %, горно-добывающая - 4 %, производство - 6 %, торговля - 14 %, услуги - 29 %, частный сектор - 5 %, иное -3,7 %.

На ноябрь 2009 года в Монголии зарегистрировано около 40 тысяч безработных. Это на 10 тысяч больше, чем в прошлом году. И рекордная цифра для последних 5-ти лет. Эти данные озвучили сотрудники Управления трудоустройства и социальных услуг Монголии. По данным Управления, на биржу труда работодателями было выставлено более 50-ти тысяч рабочих мест, из них - 57 процентов, вакансии, не требующие специализации, в основном вспомогательного рода.

Рыночные преобразования в экономике в 1990–2000–х годах

Экономическая система Монголии накануне начала рыночных реформ. Выбор «шоковой» модели реформирования. Основные направления экономических преобразований. Либерализация хозяйственной деятельности, освобождение цен. Институциональные преобразования; приватизация государственной и кооперативной собственности. Финансовая стабилизация. Роль государства в экономике современной Монголии. Первые результаты реформ, их воздействие на экономику и социальную сферу. Перспективы углубления рыночных реформ.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО МОНГОЛИИ

Сельское хозяйство всегда составляло основу экономики Монголии. В условиях перехода к рынку его значение увеличилось. В нем занято 50% населения страны (в 1950 г. – около 80%), оно дает более 40% ВВП. По поголовью скота на душу населения мы занимаем 3-е место в мире, уступая только Австралии и Новой Зеландии.

До начала 40-х годов, когда промышленность сформировалась в самостоятельную сферу, сельское хозяйство являлось единственной отраслью материального производства в стране. Еще в 1950 г. в нем производилось 60% национального дохода. Далее его доля сокращалась: в 1970 г. – до 25%, в 1975 г. – до 22,4% . В настоящее время она несколько выросла – почти до 30%. При этом свыше 50% экспортной продукции приходится на сельскохозяйственное сырье, а с учетом изделий из него – свыше 70%.

Уровень и темпы развития сельского хозяйства во многом определяют важнейшие народнохозяйственные пропорции. От его состояния полностью зависят такие традиционные отрасли промышленности, как легкая и пищевая, поскольку затраты на сельскохозяйственное сырье составляют основную часть их издержек производства.

Пастбищное животноводство по-прежнему остаётся главным видом хозяйственной деятельности. На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчёте на душу населения (приблизительно 12 голов на одного человека).

В экономической жизни Монголии земледелие играет второстепенную роль. Для исправления создавшегося положения правительство разработало и начало реализацию программ “Возрождение земледельческого производства” (Целина-3) и “Зеленая революция”.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МОНГОЛИИ

Общая характеристика промышленности. Специфические особенности индустриализации Монголии. Этапы развития промышленности. Кадры промышленности. Соотношение добывающей и обрабатывающей промышленности. Динамика основных показателей развития промышленности. Эффективность промышленного производства.
Отраслевая структура промышленности. Нынешнее состояние и тенденции развития основных отраслей.
Воздействие рыночных реформ на промышленность Монголии. Роль внешней помощи в развитии промышленности. Перспективы развития промышленности.

Промышленный рост - 4,1 % в 2002 году.

Производство электроэнергии в 2005 году - 3,24 млрд кВт·ч.
Потребление электроэнергии - 3,37 млрд кВт·ч.
Экспорт электроэнергии - 18 млн кВт·ч.
Импорт электроэнергии - 130 млн кВт·ч.

Значительное число предприятий обрабатывающей промышленности сосредоточено в Улан-Баторе, а в городе Дархан к северу от столицы расположен угледобывающий, чугунолитейный и сталеплавильный комплекс. Первоначально в основе местной промышленности лежала почти исключительно переработка животноводческого сырья, и главными видами выпускаемой продукции были шерстяные ткани, войлок, изделия из кожи, пищевые продукты. Множество новых промышленных предприятий появилось в Монголии после окончания Второй мировой войны – особенно в 1950-е годы и начале 1960-х годов, когда страна получала значительную финансовую помощь от Советского Союза и Китая. В 1980-е годы местная промышленность обеспечивала примерно 1/3 национального продукта Монголии, тогда как в 1940 – лишь 17%. После окончания Второй мировой войны в общем объеме промышленного производства существенно возросла доля тяжелой промышленности. Городов с предприятиями общегосударственного значения насчитывается свыше двух десятков: кроме уже названных Улан-Батора и Дархана, самые крупные – Эрдэнэт , Сухэ-Батор, Баганур , Чойбалсан . Монголия производит более тысячи наименований промышленных и сельскохозяйственных продуктов, большая часть которых потребляется внутри страны, на экспорт идут меха, шерсть, кожа, кожаные и меховые изделия, скот и продукты животноводства, фосфориты, флюориты, молибденовая руда.

КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Динамика капиталовложений в экономику Монголии. Структура капиталовложений по отраслям экономики. Материальная база и кадры строительства. Роль внешней помощи в развитии капитального строительства. Основные формы помощи.

ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ

В 1915 году монгольский император Богд VIII Жавзандамба впервые издал указ, обращённый министру Великого Хурала и членам Хурала, о развитии горно-добывающей промышленности и строительстве железной дороги.

Создание современных видов транспорта после революции 1921 г. Динамика грузооборота и пассажирооборота транспорта. Состояние и тенденции развития основных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного). Перспективы развития транспорта. «Дорога тысячелетия». Основные виды связи в современной Монголии (почтовая, телефонная, телеграфная, радио– и телевизионная связь). Развитие мобильной связи и Интернета.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА МОНГОЛИИ

Основные звенья финансовой системы современной Монголии и ее роль в развитии экономки. Государственный бюджет, соотношение центрального и местных бюджетов. Структура доходов и расходов бюджета.
Валютно–денежная система. Национальная валюта – тугрик – и ее курс по отношению к другим валютам. Валютное регулирование.
Кредитная система. Формирование и развитие двухуровневой банковской системы. Роль и функции Центрального банка. Развитие сети коммерческих банков. Кредитные и депозитные операции банков. Формирование страховой системы. Проблемы и трудности в развитии кредитной системы в период рыночных реформ.

ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ

Основные формы внутренней торговли. Государственная, кооперативная и частная торговля, их соотношение. Оптовая и розничная торговля. Цены внутренней торговли, проблема инфляции. Динамика и структура внутреннего товарооборота.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ

Разнообразие подходов к экономическому районированию Монголии. Концепция зонального развития Монголии (2002 г.). Основные экономические зоны и их производственная специализация. Взаимосвязь отраслевой и территориальной структуры экономики.

ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ

Жизненный уровень и социальное обеспечение в социалистической Монголии. Резкое падение жизненного уровня в начальный период рыночных реформ. Динамика реальных доходов населения в последние годы. Социальная дифференциация населения. Проблема бедности и попытки ее решения. Проблема занятости; динамика и структура безработицы. Роль государства в решении социальных проблем.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Общий товарооборот во внешней торговле за первое полугодие 2008 года составил 2 971.3 млн. долларов США, в том числе экспорт 1 276.3 млн. долларов, импорт - 1 695.0 млн. долларов. Дефицит составил 418.7 млн. долларов США, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 386.5 млн.долларов США. Общий товарооборот по сравнению с аналогичным периодом 2007 года вырос на 74.3%, экспорт - на 52.6%, импорт - на 95.2%. На отрицательное сальдо внешней торговли существенно повлиял рост импорта, который больше на 42.6 пункта от объема экспорта.

Главный импорт. Импорт в основном составляют нефтепродукты, оборудование и запчасти, транспортные средства, металлы, химикаты, строительные материалы, продукты питания и потребления.

В 2004 году импорт составлял $1 млрд.
В 2005 году импортные товары поступали из: Россия - 34,5 %, Китай - 27,4 %, Япония- 7,1 %, Южная Корея - 5,3 %.

В общем объеме импорта минеральная продукция выросла на 196.4 млн.долларов, целлюлоза, бумага, картон и изделия из них - на 189.2 млн. долларов, транспортные средства - на 133.7 млн.долларов, автомобили, электрооборудование, телевизоры, запчасти - на 92.3 млн.долларов, металлургические изделия - на 68.1 млн.долларов, продовольственные товары - на 37.2 млн.долларов.

Главный экспорт. Главный монгольский экспорт составляют: минералы (медь, молибден, олово, шпатовый концентрат), сырьевые материалы животного происхождения (шерсть, кашемир, кожа, мех), товары потребления (кожа, овчина, кожаные изделия, ковры, кашемир, верблюжий трикотаж, одеяла из шерсти и кашемира). Недра страны богаты минеральными ресурсами, включая обширные залежи угля, железной руды, олова, меди, урана, нефти, цинка, молибдена, фосфора, вольфрама, золота, флюорита и полудрагоценных камней.

В 2004 году экспорт составил $853 млн.
В 2005 году экспорт направлялся в: Китай - 48,1 %, США - 14,2 %, Канада - 11,6 %, Великобритания- 8,3 %, Южная Корея - 6,2 %.

Экспорт минерального сырья, составляющего основную экспортную статью, по сравнению с аналогичным периодом 2007 года возрос на 245.9 млн. долларов США, драгоценных и полудрагоценных камней, металлов и украшений - на 175.4 млн.долларов, продукции химических предприятий - на 22.1 млн.долларов США, сырья, переработанных кожи, пушнины и изделий из них - на 1.9 млн.долларов. Однако экспортные поставки трикотажной продукции уменьшились на 7.8 млн. долларов, металлургической продукции - на 3.4 млн.долларов.

Фактический объем экспорта медного концентрата по сравнению с 2007 годом снизился на 0.6 процента или на 8.2 тыс. тонн, а в ценах возрос на 27.1 %.

Основные формы внешнеэкономических связей современной Монголии. Динамика, структура и география внешней торговли. Экспорт и импорт отдельных товаров. Организация внешней торговли.

Кредитная и безвозмездная помощь внешнего мира Монголии. Распределение внешней помощи по отраслям экономики. Организация стран–доноров Монголии и ее деятельность. Роль внешней помощи в развитии экономики и социальной сферы.

Сотрудничество Монголии с основными внешнеэкономическими партнерами. Важнейшие направления монголо–российского экономического сотрудничества и его роль в развитии монгольской экономики. Участие Монголии в международных экономических организациях (МВФ, Всемирный банк, АзБР и др.).

  • Улаанбаатар, Монголия, /МОНЦАМЭ/ За 11 месяцев с начала 2010 года Монголия осуществила внешнеторговые операции со 130 странами мира. Общий товарооборот составил 5 421.8 млн. ам. долларов, из этого объем экспорта составляет 2 550.6 млн. долларов, импорта - 2 871.1 млн. долларов.
    По сравнению с тем же периодом прошлого года объем внешнеторгового оборота вырос на 1 831.4 млн. долларов, или на 51.0%, из этого объем экспорта увеличился на 872.3 млн. долларов, или на 52.0%, а объем импорта - на 959.0 млн. долларов, то есть на 50.2%.
    Отрицательное сальдо баланса внешней торговли за январь-ноябрь 2010 достигло 320.5 млн. долларов, что против аналогичного периода прошлого года есть увеличение на 86.8 млн.долларов, или на 37.1%.
    94.8 процента всех видов экспортной продукции составляют минресурсы, трикотаж и трикотажные изделия, драгоценные и полудрагоценные металлы и ювелирные изделия.
    Г.Батцэцэг
ВВП

По паритету покупательной способности $5,781 млрд в 2006 году. Прирост ВВП 7,5 %.

Сельское хозяйство - 20,6 %.
Промышленность - 21,4 %.
Услуги - 58 %.
Инфляция - 9,5 % (2005).

БЮДЖЕТ 2010 ГОДА

Бюджет Монголии на 2010-й год принят. Доходы бюджета составят 2 триллиона 426,8 миллиарда тугриков. Расходы - 2 триллиона 785,4 миллиарда тугриков. Дефицит главного финансового документа страны - более 385-ти миллиардов тугриков. Убытков не удалось избежать, несмотря на сокращение социальных затрат. (27.11.2009)

В прошлом 2009 году валовой национальный продукт Монголии сократился на 1,6%

Как передало МОНЦАМЭ, по предварительным данным 2009 года, валовой национальный продукт страны составил 6055.8 млрд. тугриков (47-50 тугриков = 1 рублю) в годовом исчислении или 3564.3 млрд. тугриков в ценах 2005 года. По сравнению с прошлым годом данный показатель сократился в сопоставимых ценах на 1,6%.

Официальный индекс потребительских товаров и услуг в конце 2009 увеличился по сравнению с концом 2008 годом - на 4,2%.

В 2009 году в ходе 255 торговых сессий на фондовой бирже Монголии оборот торговли ценными бумагами составил 23,2 млрд. тугриков. По сравнению с предыдущим 2008 годом объём торговли уменьшился на 62,8% или на 39.2 млрд. тугриков, отмечается в сообщении.

В годы широкого сотрудничества двух стран российские геологи, совместно с монгольскими коллегами, искали руду и воды, нефть и уголь, то есть все то, что позднее нашло свое отражение на карте "Природные ресурсы Монголии. Полезные ископаемые".

Исследования нефтеносных районов Монголии в 1922-1923 годах вели американские геологи H. Беркли и С. Моррис в Гоби. Другой американский геолог Д. Теннер в 1931 году предположил существование нефти в Монголии. Планомерная геологоразведка нефтяных месторождений в Монголии началась с 1934 года. Были разведаны два месторождения нефти на юге и на юге-востоке с запасом около 6.2 млн. тонн.

Американский геолог Д. Теннер в 1931 году предположил существование нефти в Монголии

До 1941 года в юго-восточной Монголии были проведены геологические съемки, в результате которых была дана достаточно полная стратиграфическая схема меловых и третичных отложений, с которыми связаны нефтяные месторождения, с участием монгольского геолога Ж. Дугэрсурена и советского геолога Ю. Желубовского. Важным результатом этих работ было открытие поверхностных признаков нефтеносности в районе Дзунбаяна, что привело впоследствии к открытию Дзунбаянского нефтяного месторождения в Восточной Гоби у г. Дзунбаян, которое было доразведано, оконтурено, как выражаются геологи, и сдано в эксплуатацию к 1948 году. Также были установлены структуры, благоприятные для скоплений нефти и газа. За двадцать лет эксплуатации на Дзунбаянском месторождении пробурено свыше 260 скважин глубиной до 3 км. каждая. Между 1947 и 1963 годами советскими геологами были обнаружены два небольших нефтяных месторождения, и 80, предположительно, нефтеносных структур в южной, юго-восточной и восточной частях страны.

После окончания Второй мировой войны в 1947 году был создан трест "Монголнефть" и в 1950 году в г. Дзунбаян был построен нефтеперерабатывающий завод мощностью около 0.4 млн баррелей в год, что эквивалентно тысячам тонн. В период с 1950 по 1969 годы более 4 млн баррелей (около 0.6 млн тонн) нефти было добыто на месторождении Дзунбаян, и в общей сложности 7 млн баррелей нефти (538.7 тысяч тонн сырой нефти, в том числе легкой нефти, импортируемой из России для смешивания с местной нефтью) были переработаны на НПЗ, что обеспечивало 20 процентов потребления страны в тот исторический период.

В 1969 году работу завода приостановили по нескольким причинам: уменьшение давления в скважинах Дзунбаянского месторождения и следующие из этого проблемы бесперебойного снабжения сырьем, пожар на НПЗ, и открытие нефтяных месторождений в советской Западной Сибири. Как следствие этого компания "Монголнефть" была реорганизована.

Сегодня восстановлены до 100 скважин Дзунбаянского месторождения, нефть дают 5 скважин с дебитом от 30-100 баррелей в сутки. Добытая нефть (объемом 550 тыс. баррелей в месяц) транспортируется в Китай на переработку.

Добытая на Дзунбаянском месторождении монгольская нефть - 550 тыс. баррелей в месяц - перерабатывается в Китае

Запас Дзунбаянского месторождения оценивается в 22 млн тонн, здесь выделяется три нефтяных района или пачки песчаников, из которых первая пачка приручена к битуминозной подсвите, а вторая и третья - к Цаганцабской свите. Вторая пачка содержит 4 нефтеносных горизонта, а третья пачка - 12 нефтеносных горизонтов. Наиболее продуктивными являются 13-й горизонт мощностью 7-8 м, 11-ый горизонт - 9-10 м и 7-8 горизонт -10-12 метров. Глубина эксплуатационных горизонтов третьей пачки составляет в среднем 700-800 м. Запасы нефти Дзунбаянского месторождения категории А + В составляют 2158.3 тыс. тонн.

Нефтепроявления в Восточно-Гобийской депрессии были установлены также при бурении на Ухинском, Хамарин-хуральском, Цаганэлском поднятиях. Все эти нефтепроявления до сих пор детально не разведаны и окончательно не оконтурены.

Поисково-разведочные работы были организованы и в других районах Восточной Монголии: Нялгинской, Чойбалсанской, Тамсагбулагской. В первых двух, помимо битумопроявлений, выявленных в процессе геологического картирования, отмечены проявления жидкой нефти, но промышленные притоки в скважинах получены не были. Тамсагская впадина расположена на крайнем востоке страны и занимает в пределах страны около 30 тысяч км. Однако геолого-геофизические исследования проводились недостаточно. В отношении нефтеносности она представляет большой интерес. В погруженной части палеозоя, например, северо-восточной пос. Тамсагбулак, мощность мезозойских отложений превышает 3000 м. Однако здесь пройдена только одна скважина на глубину 2500 м.

Последние разведочные работы на месторождении нефти Тамсаг-Булак в сомоне Матад аймака Дорнод потвердили установленные ранее запасы нефти в 19 млн баррелей и показали, что предположительные запасы здесь с учетом риска могут составить 58 млн баррелей.

Предположительные запасы нефти в аймаке Дорнод составляют 58 млн баррелей

В марте 2010 года руководитель службы снабжения управления по делам нефти и полезных ископаемых Монголии Амарсайхан Дамдины сообщил, что Совет по минеральным ресурсам официально зарегистрировал совокупные достоверные запасы нефти в Монголии, оценив их в 1.6 миллиарда тонн. В бассейне Тамсаг, в частности, обнаружены запасы сырой нефти в 119.2 миллиона тонн. Таким образом, по объему запасов нефти Монголия заняла 33-е место среди более чем ста нефтедобывающих стран мира. Выявленные к настоящему моменту запасы сырой нефти могут обеспечить потребности страны в топливе на 40-50 лет.

Выявленные к настоящему моменту запасы сырой нефти могут обеспечить собственные потребности Монголии в топливе на 40-50 лет

По подсчётам экспертов, в месторождении Тамсаг запасы нефти, которые могут быть извлечены из недр с наименьшими затратами, составляют 13 миллионов тонн, что равняется потребностям страны на период до 10 лет. В настоящее время, нефтеразведочные работы на территории страны ведут 11 компаний. Большинство этих компаний являются китайскими, российские компании пока еще не проявляли интереса к разработке нефтяных месторождений Монголии.

Российские компании пока еще не проявляли интереса к разработке нефтяных месторождений Монголии

С 2005 года китайцы в монгольском приграничном аймаке Дорнод (Восточный) пробурили 300 скважин, 70 из которых дали приток нефти.

В 2006 году компания "Петро Матад лимитед" с целью разведки нефти в Матад заключила с правительством Монголии договор о разделе продукции. В мае этого года она была зарегистрирована на Лондонской фондовой бирже. Хозяином мажоритарной доли этой компании является монгольская компания "Петровис". Последняя провела исследование месторождения нефти в местности Давсан толгой в августе и сентябре 2012 года. Проведённая до этого разведка установила, что запасы нефти в этой местности предположительно составляют 19 млн баррелей. Запас Тамсагского месторождения оценивается в 37 млн тонн. Добычу ведет китайская компания «Петрочайна Дацин Тамсаг», добываемая нефть идет в Китай, где перерабатывается, и продукты переработки поставляются обратно в Монголию по соглашению о разделе продукции.

В целом по Монголии такие запасы оцениваются американской компанией Exploration Associates international - Texas в 4-5 млрд тонн. Монгольская нефть расположена на глубинах в 700-1000 и 2200-3000 м.

В 2010 году монгольская компании Mongolsekiyu Co., Ltd. и японская корпорация Тоёо инжениринг подписали соглашение по строительству нефтеперерабатывающего завода на территории Дарханского аймака, с мощностями по переработке до 44 тыс баррелей нефти в сутки, то есть до двух млн тонн в год. Проект является крупнейшим мероприятием в рамках "10-летней Основной программы монголо-японского сотрудничества". Построение этого завода позволит Монголии полностью обеспечивать себя нефтепродуктами, при этом в бюджет страны ежегодно будут перечисляться около 200 млн.долларов. После ввода в строй завода сырье будет сначала поставляться из-за рубежа, а в дальнейшем планируется перейти на отечественную нефть. Японская сторона выделит все необходимые для строительства средства - US 600 млн. Открытие предприятия создаст 600 новых рабочих мест. В проекте принимает участие японская компания Марубени. По утверждению г-на Намжим, директора компании Mongolsekiyu, потребление топлива в год составляет около 850000 тонн. С развитием добычи и развития инфраструктуры составит более 1.5 млн тонн к 2015 году и продолжит расти. Строящийся НПЗ должен, таким образом, производить два миллиона тонн в год.

Работы по разведке и добыче нефти в Монголии осуществляли также австралийская, канадская и французские компании. Открыто представительство российской компании «Татнефть» в Улан-Баторе. Нефтепроявления, связанные с мезозойскими отложениями известны не только в Монголии, но и в граничащих с нами районах России, Китая. Ближайшие нефтепроявления на территории России находятся в районе Гусиного озера и в Боргойской котловине. На территории Китая месторождения нефти известны ближе к Монголии: в Джунгарской, Ордосской, Сунляоской впадинах. Нефтепроявления с давних времен известны также в Далайнорской впадине, являющейся северным продолжением Тамсагбулакской депрессии. Совокупность рассмотренных нефтепроявлений и месторождений, разбросанных на огромной площади от оз. Байкала до центральной части Китая, свидетельствует о региональном развитии здесь мезокайнозовых процессов нефтегазонакопления.

Ближайшие к монгольским нефтепроявления на территории России находятся в районе Гусиного озера и в Боргойской котловине

В течение 1990-1993 годов компания "Бритиш Петролиум" разведала осадочные бассейны и с американской компанией "Эксплорейшн Ассошиейтс Интернейшнл" выполнила обработку информаций предыдущих исследований, а также с компанией "Сибнефтегеофизика" сделали сейсмическое исследование Монголии.

С января 2001 года на 7 из 22 блоков иностранные нефтяные компании заключили контракты "Соглашения о разделе продукции" производственно разделяющие контракты на проведениеразведки, разработку нефтяных месторождений и добычу. Компания "Соко" работает на областях контракта Тосон Уул - XIX, и Матад-ХХ, Тамсаг-XXI, и Буйр-ХХП, в то время как австралийская "Рок-ойл" является подрядчиком для областей контракта Цагаан Элс-ХШ и Зуун-баян-XIV.

С 1993 по 2004 подрядчики пробурили в Монголии 47 скважин, с полными расходами, превышающими US214 млн. С 1998 по 2000 год компаниями-подрядчиками экспортировано в Китай около 33 тыс. тонн сырой нефти, накопленной в течение испытательного производства. Начиная с июля 2000 года, китайская компания "Дезерт Ойл" начала действия исследования на блоке Хар-Ус II, однако из-за финансовых трудностей она отложила разведку. Кроме того, несколько компаний из России и Китая интересовались исследованием нефти в некоторых блоках контракта. В настоящее время в Монголии работает американская компания "Соко", китайская "Доншенг" и канадские компании "Сторм Кат энерджи" и "Айвэнхоу Майнз".

Нефтеразведочные работы на территории Монголии ведут 11 компаний, в том числе американская компания Mongolian Soco International PLC, китайская Dongsheng и канадские компании Storm Cat Energy и Ivanhoe Mines .

Разведка с последующей стадией добычи нефти стала весьма интенсивно развивающейся отраслью в экономике страны, привлекающей пристальное внимание иностранных инвесторов. Ресурсная база Монголии на сегодняшний день: запасы нефти на 01.01.2004 по категориям А+В+С1+С2 составляют более 20 млн тонн нефти, что позволяет поддерживать уровень добычи нефти для внутреннего спроса на нефтепродукты.

Исследование и разработка австралийской компаней "Рок-ойл" физических свойств нефти из месторождений Зуунбаян-XIV и Цагаан элс-ХШ показало, что отсутствие соответствующей инфраструктуры и производственных мощностей не позволяет переработать нефть. В настоящее время на территории Монголии работают 2 малотоннажные установки (МТУ) по переработке нефти, производственный потенциал комплексов может составить до 50-100 тыс. т /год.

МТУ отличаются неглубокой переработкой сырья и поэтому не должны рассматриваться как альтернатива НПЗ и НХК. Максимальная потребность в МТУ в Восточном аймаке оценивается в 1-2 шт, что составит не более 50-100 тыс. т/год суммарной мощности. Поэтому их применение может существенно улучшить обеспечение региона топливом. С позиций долгосрочного развития целесообразна ориентация на преимущественное использование средств частных компаний в сочетании с мерами господдержки при разведке и добыче нефти в месторождениях восточного аймака.

В настоящее время на территории Монголии работают 2 малотоннажные установки по неглубокой переработке нефти

Анализ ситуации в Монголии свидетельствует о том, что внутреннее потребление моторных топлив, снизившееся с 440 тыс. тонн в 1990 году до 359 тыс. тонн в 1994 году, даже к 2010 году может не возрасти до масштабов 1990 г. Это значит, что в восточном аймаке необходима нефтеперерабатывающая промышленность, которая ориентировалась бы на внутренний рынок, мощностью 200-300 тыс тонн. Недостаточность этих нефтеперерабатывающих мощностей в Монголии может обнаружиться только в следующих ситуациях:

  • существенного увеличения потребности нефтепродуктов, что может случиться в основном за счет "экономического чуда";
  • непредвиденно быстрого развития регионального автопарка и/или кардинального улучшения региональной сети автодорог;
  • непредвиденно быстрой активизации региональных авиаперевозок.

Некоторые соображения "за" и "против" строительства малых НПЗ можно проследить на примере анализа наличия объективных предпосылок для строительства такого МТУ в городе Эрдэнэт. Годовая потребность города в автобензине составляет около 40 тыс. т, дизтопливе - 100 тыс тонн, топливном мазуте - 5 тыс тонн, итого - около 145 млн тонн нефтепродуктов в год. Построенный МТУ в городе обеспечивает 30-50 процентов спроса, остальное производится путем их завоза из Российской Федерации в основном из ближайшего НПЗ, находящегося в российских городах Ангарске и Омске.

70 процентов всех нефтепродуктов в г. Эрдэнэт завозится из Ангарска и Омска. Годовая потребность города в нефти и ее продуктах составляет около 145 млн тонн

При грамотном проектировании и учете местных условий малотоннажные установки могут обладать достаточной универсальностью. "Эрденетский проект", например, может включать автономную энергоустановку, производство дизельных и котельных топлив, битумов, высокооктанового бензина, сжиженных газов. Это позволяет обеспечивать близлежащие районы электроэнергией, бытовым газом, печным топливом, а также основной продукцией МТУ - моторным топливом.

Сравнительно крупные МТУ, мощностью 200 - 500 тыс. тонн в год, способны решать проблемы переработки сырья целой группы месторождений. Так, например, переработка нефти в Восточном аймаке вблизи месторождения Тамсаг с потенциальной добычей 10-50 тыс. т/год может осуществляться на МТУ. Она может быть и специально ориентированной, например, на решение вопроса устойчивого снабжения восточных аймаков Монголии.

При реализации гипотезы о низких уровнях энергопотребления в стране, откладывании строительства транспортной магистрали Чойбалсан -Улан-Батор, внедрении новых технологий и проведении государством политики сдерживания цен, отказе от дотирования железнодорожных перевозок и ускоренном прекращении поддержки нефтяной промышленности отрасль попадает в наиболее сложное положение: возможные объемы добычи нефти в Монголии к 2010 г. оцениваются на уровне 1-2 тыс. т. при реализации этого сценария иностранные компании вынуждены сокращать разработку и/или добычу на всех блоках исследования, открытые блоки останутся без каких либо геолого-разведывательных работ, и исключается какая-либо возможность экспорта нефти из Монголии. Развитие нефтяной промышленности по этому минимальному сценарию нежелательно по соображениям энергетической безопасности страны.

В настоящее время специалисты РАО "Роснефтегазстрой" вновь вернулись в Монголию, вооруженные идеей (пока - идеей) взаимовыгодного освоения ранее разведанных там ресурсов. Они привезли совершенно новую электронную карту полезных ископаемых и выступили в Улан-Баторе со своей оценкой ресурсного потенциала страны перед членами правительства, хурала и представителями частного капитала. Однако российские компании, в отличие от китайских или южнокорейских, не связаны в единую команду, почти не поддерживаются государством и действуют исключительно на свой страх и риск.

Российские компании, в отличие от китайских или южнокорейских, не связаны в единую команду, почти не поддерживаются государством и действуют на монгольском рынке исключительно на свой страх и риск

В процессе деловых контактов правительственные структуры Монголии предложили РАО "Роснефтегазстрой" стать генеральным подрядчиком крупнейшего за всю историю Монголии проекта строительства трансмонгольской автомагистрали, которая не должна будет уступать, а в чем-то должна и превосходить лучшие автомагистрали США и Европы. Проект предполагал, что новая дорога сыграет роль станового хребта, с которым будет увязана транспортная сеть страны, главная магистраль соединит проверенным веками торговым путем Россию, Монголию, Китай и Казахстан. Будет ликвидирован анклавный тип хозяйствования, не позволяющий стране встать в один ряд с экономическими лидерами паназиатского рынка.

Речь идет не просто о дороге. Монголии необходима современная транспортная сеть, состоящая из дорог разного класса, включающая магистральные трубопроводы, обеспечивающие страну энергоресурсами, транспортирующие углеводороды за ее пределы, при этом интересы российских компаний не будут ущемлены. В этой связи небольшое отступление. Сегодня существуют два варианта транспортировки углеводородов в Китай: минуя Монголию из Ангарска в Дацин, протяженностью в 2488 км, и через Монголию: Ангарск-Улан-Батор-Пекин в 2437 км. Имеется трехстороннее соглашение, подписанное Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК), "Транснефтью" и бывшим "ЮКОСом" по транспортировке до 2010 года в Китай по 20 млн тонн нефти в год, а после - по 30 млн тонн.

Пекин жестко противодействует монгольскому варианту трассы, хотя тот имеет существенные преимущества перед альтернативным вариантом. Не останавливаясь на всех минусах и плюсах этих вариантов, можно сказать с уверенностью, что они оба несут реальную экологическую угрозу - угрозу загрязнения Байкала. Рядом с ней меркнут все преимущества этих проектов.

Оба варианта транспортировки нефти в Китай через Монголию или в обход Монголии несут реальную экологическую угрозу - угрозу загрязнения Байкала

Однако есть сообщение о том, что в России разработан оптимальный, экологически безупречный вариант трассы нефтегазопровода Россия-Китай через Западную Монголию, учитывающий энергоресурсы Западной и Восточной Сибири и Казахстана. Этот вариант не только экологически безопасен, но и идет к тому же через природные ловушки-накопители углеводородов и обеспечивает энергосырьем остро нуждающиеся в нем слабозаселенные районы Китая. Широко распространенное мнение, что территория Китая густо заселена, глубоко ошибочно, и чтобы это понять, достаточно взглянуть на административную карту страны. Транспортная сеть должна быть обеспечена нефтезаправочными станциями, для чего планируется строительство нефтеперерабатывающего завода под Улан-Батором. На востоке Монголии американцы уже качают нефть. Совсем недавно открыто нефтяное месторождение и в южной части "нефтяного пояса" с извлекаемыми запасами в 2 млн. тонн. Рядом наметились еще четыре аналогичных месторождения.

На сегодня потребность Монголии в углеводородах, в нефтяном эквиваленте, около 560-580 тысяч тонн в год. Это нормально для сельскохозяйственной страны, но крайне мало для перехода в ряды промышленно развитых стран. Нефть импортируется из России (Ангарск, Ачинск, Омск), хотя своя нефть у Монголии имеется. Как выше сказано разведаны Дзунбаянский (Южная Монголия) и Тамсагский (Восточная Монголия) нефтяные блоки, где, по сведениям англичан и американцев, запасы нефти около 22 и 37 млн. В целом по Монголии такие запасы оцениваются американской компанией Exploration Associates international - Texas в 4-5 млрд. тонн. Не исключено, что эти цифры завышены, но надо признать, что и другие компании называют близкие цифры.

Потребность Монголии в углеводородах, в нефтяном эквиваленте, около 560-580 тысяч тонн в год

Все вышесказанное свидетельствует о том, что Монголия имеет немалые ресурсы энергетического сырья и вполне может удовлетворять не только свои внутренние потребности в нем, но и войти в число импортеров энергетиков. Возвращение России в Монголию, взаимовыручка и дружба двух стран выгодны и России, и Монголии. Обе стороны хотят этого. Однако хотеть недостаточно, надо действовать. И в этом главная скрепляющая, цементирующая роль должна принадлежать правительствам двух стран. Для Монголии, как показывает весь опыт ее истории, иного пути нет.

Др многих СХО Гоби созданы отары каракульских овец и пуховых коз из пород, выведенных Гобийской опытной сельскохозяйственной станцией и доказавших их разведения в этой самой бескормной части страны.

Монгольскому животноводству заметную оказывают промышленность и земледелие. Разнообразные биопрепараты выпускает биокомбинат в Улан-Баторе. Все больше в разных уголках страны появляется заводов, занимающихся производством комбинированных кормов, сырьем для которых служат продукты земледелия.

Земледелие на территории Монголии известно давно, но занималось им на западе страны преимущественно небольшое число монгольских семей, которых называли тарячинами (хлебопашцами). В монголы относились к земледелию с предубеждением. С образованием МНР государство стало поощрять тарячинское земледелие, затем были созданы земледельческие госхозы на крайнем западе, Кобдо, и в долине р. Хары, севернее Улан-Батора. Тогда вся в стране не превышала 25 тыс. га.

Земледелие стало шириться и крепнуть в годы второй мировой войны. Определился тип земледельческого хозяйства - госхоз, и установилась структура посевов - зерновые на богаре. Еще несколько лет в стране распахиваются уже сотни тысяч гектаров целины; хозяйства обеспечиваются техникой, удобрениями, строится мощных мельниц и мелькомбинатов. К началу 70-х годов в Монголии сформировалась новая сельского хозяйства - растениеводство.

Земледелие Монголии преимущественно неполивное и распространено в обеспеченных атмосферными осадками районах. Это степные Хангай, Хэнтэй и район развивающегося земледелия на востоке - в долине р. Халхин-Гол. На крайнем западе, в полупустынных условиях Котловины озер (там пашни немного), посевы приходится . В богарных зонах поливают огороды, местами культуры и сады.

Земледелие имеет в основном зерновое направление. Земледельческие госхозы выращивают преимущественно пшеницу, а СХО, занимающиеся земледелием, - фуражное зерно ( , ). Под зерновыми в стране занята большая часть площади пашни, которая ныне достигла 1 млн. га.

Промышленность. Сельскохозяйственное сырье - главная промышленного развития республики; важное место занимают лесные и в последние годы все больше и больше полезные ископаемые.

С годами беспрерывно увеличивается монгольских в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи. Сейчас эти отрасли народного хозяйства дают республике более % ее национального дохода.

В стране развиты такие отрасли промышленности, как электроэнергетическая, топливная, горнорудная, строительных материалов, металлообрабатывающая, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевкусовая; две последние отрасли включают ряд подотраслей - текстильную, швейную, мясную, молочную и т. д. В настоящее время больше половины общей стоимости промышленной продукции приходится на легкую и пищевкусовую отрасли, У4 - на деревообрабатывающую и электроэнергетическую. В Монголии пока не представлены такие отрасли, как и машиностроение, обычные в индустриальных странах.

Но структура промышленности Монголии постепенно изменяется: доля легкой и пищевкусовой сокращается, доля же большинства других отраслей возрастает. Этот процесс закономерен. Страна индустриализируется, развертывается строительство крупных предприятий, увеличивается производство электроэнергии. Вследствие этого возрастает в строительных материалах, древесине, рудном ; появляется необходимость налаживать ремонтное дело, производить оборудование и детали к машинам, электростанции, добычу угля.

Государственная промышленность местного подчинения представлена в основном пищевыми комбинатами, находящимися в аймачных центрах; это сепараторные пункты, маслозаводы, хлебопекарни, кондитерские, мыловаренные производства, рыбные промыслы, местные. скотобойни и пр. Созданием таких комбинатов на базе местного сырья в начале 40-х годов решалась проблема размещения пищевой промышленности по территории республики; доля ее в продукции всей государственной промышленности снижается, но остается еще заметной.

Промысловые артели в свое время сыграли большую роль в формировании государственных предприятий и подготовке кадров. В начале 30-х годов кооперативной промышленности почти не уступала государственной, затем в многих лет давала примерно четвертую часть, теперь ее доля в общей промышленной продукции страны очень небольшая. Разнообразнейшие изделия (из дерева и железа, швейные, кожевенные, фаянсовые и пр.), изготовляемые артелями преимущественно из местного сырья, дают то, что еще не производят или производят недостаточно государственные предприятия.

В Монголии при недостаточно развитом транспорте очень важно, чтобы источники топлива находились от строящихся и быстро развивающихся промышленных центров. этого источников топлива с помощью специалистов из стран содружества ведутся интенсивно. Разведано большое месторождений угля, из которых -два осваиваются, в том числе несколько значительных.

Месторождение Налайха находится вблизи Улан-Батора. Промышленные - 50 млн. т, годовая - более 1 млн. т. , сред некалорийные, высокозольные добывают шахтным способом с глубины нескольких десятков метров. В Улан-Батор доставляется по железнодорожной ветке.

В стране добывается свыше 4 млн. т угля в год. По углю на душу населения Монголия не уступает ряду стран содружества. Намечается добычу угля путем прироста мощностей угольных бассейнов Шарын-Гол и Баганур (в первом - до 2 млн. т и во втором - до 6 млн. т) уже в ближайшее время.

Крупные электростанции, базирующиеся на , вырабатывают свыше 1 млрд. кВт-ч в год. Самые мощные электростанции находятся в -Баторе (три ТЭЦ образуют электрокомбинат общей мощностью свыше 100 тыс. кВт) и Дар-хане (около 100 тыс. кВт). В Улэгэе и Сухэ-Баторе мощность электростанций пока невелика. В середине 60-х годов в центральной части страны станции были закольцованы в единую энергосистему по линии Улан-Батор - Дархан - Сухэ-Батор; протянули ЛЭП на отрезках Дархан - Эрдэнэт и Улан-Батор - новый Баганур. Кроме названных станций страна широко пользуется для выработки электроэнергии дизельными установками, работающими на привозном жидком топливе.

Из добываемых в стране в особо крупных масштабах рудных полезных ископаемых следует выделить флюорит, вольфрам, и молибден. Флюорит (плавиковый ) добывают во многих месторождениях. Самые крупные горнорудные - Бэрхэинский на востоке, вблизи Хэнтэйского аймачного центра, и Хара-Айрагский в Восточно-Гобийском аймаке. Ведется медно-молибде-нового месторождения Эрдэнтий-Обо на западе от Дархана. Здесь совместно с Советским Союзом монголы построили самый большой в Азии комбинат по производству медно-молибденового концентрата. Уже в ближайшее комбината составит 16 млн. т перерабатываемой руды в год. Заслуживают внимания залежи свинцово-цинко-вых руд в местечке Салхит на востоке.

Поиску, разработке и обогащению минеральных ресурсов в Монголии уделяется большое . При участии геологов ряда стран работают совместные экспедиции. Ценное минеральное сырье может стать одним из крупных и постоянных источников получения иностранной валюты. Уже в ближайшее время только минеральное сырье составит до трети стоимости национального экспорта.

Многие годы промышленные предприятия республиканского значения строились почти исключительно в Улан-Баторе. Сейчас такие предприятия имеются во многих аймаках, преимущественно в северной части республики. Создаются новые промышленые центры, формируются промышленные узлы. Но Улан-Батор и теперь них самый крупный и : на него приходится до половины промышленного производства всей страны.

Столица с пригородами Найлайха и Сонгино имеет многоотраслевую промышленность, где представлены почти все , известные в стране. Ведущее место занимают легкая и пищевая, затем топливно-энергетическая, обеспечивающая работу других отраслей.

Городов с предприятиями республиканского значения в стране насчитывается свыше десятков. Наиболее значительные находятся в северной и центральной частях республики (Дархан, Эрдэнэт, Сухэ-Батор, растущий Баганур), крупный промышленный центр сформировался на востоке (Чойбалсан), и небольших центров рассредоточено по всему обширному западу страны. Характеристика промышленности этих городов дана в разделе «Внутренние различия и города».

Нынешняя Монголия производит несколько сот наименований промышленных продуктов и изделий. Подавляющее их потребляется в самой стране, а часть (главным образом продукты и изделия животноводства и несколько видов рудного сырья) предназначается на .

Кроме названных выше отраслей тяжелой индустрии выделяются производство стройматериалов и деревообрабатывающая. Действуют два крупных цементных завода (строится третий - хутуль-ский), по нескольку заводов домостроительных, деревообрабатывающих, железобетонных изделий; имеются заводы силикатного кирпича, керамзитовый, керамических изделий и т. д. Все это в разных городах страны.

Металлообрабатывающая и химическая отрасли представлены: первая - тремя авторемонтными заводами и многими мастерскими по ремонту сельскохозяйственных машин и механизмов, вторая - биокомбинатом и фармацевтической фабрикой.

Отрасли легкой промышленности - шерстомойная, шерстяная, кожевенная, обувная.

Вся заготавливаемая государством мелкого рогатого скота проходит фабричную мойку. Некоторое количество мытой шерсти (в основном она экспортируется) используется отечественными предприятиями, вырабатывающими шерстяные ткани, ковры, войлок, валяную обувь и другие изделия.

Чего) и магистраль самолетов телевизор .

Игорь Николаев

Время на чтение: 4 минуты

А А

Для ответа на этот вопрос обратимся к географическим особенностям этой страны. Так как большая часть ее территории – это степи, каменистые степи и пустыни, а климатические условия подразумевают длительный засушливый период, заниматься земледелием в Монголии довольно проблематично и затратно. Распахать каменистую почву, организовать ее полив и удобрение, при этом зная, что урожай все равно, скорее всего, будет невелик – энтузиазма не вызывает. Однако на территории этого государства достаточно степей с разнотравьем, что создает хорошие условия для ведения животноводства (есть кормовая база).

При минимальных затратах труда, человеческих и материальных ресурсов скотоводы получают большое количество животноводческой продукции. Вот почему животноводство стало главной отраслью хозяйства в Монголии.

Как было уже сказано выше, основу монгольского сельского хозяйства составляет пастбищное животноводство. Эта система сформировалась еще три тысячи лет назад.

75 процентов продукции сельского хозяйства этой страны – животноводческая, и лишь 25 процентов – растениеводческая. Животноводством занимаются 64 процента от общего количества населения. Кроме того, продукция этой отрасли и продукты ее переработки составляют львиную долю экспорта Монголии (74 процента). На первое месте по экспортной выручке стоит шерсть, на втором – скот.

На сегодняшний момент по величине поголовья скота на душу населения эта страна находится на первом месте в мире (около 30 голов на одного человека).

Основную часть всего животноводческого поголовья в МНР составляют овцы – 52 процента. На втором месте по численности стоят козы – 25 процентов, на третьем – лошади (11 процентов). Поголовье КРС составляет 8.3 процента, верблюдов – 3.7 процента.

Такой состав выращиваемых животных обусловлен постоянным высоким мировым спросом на шерсть и продукты ее переработки (например, кашемир). Кроме того, баранье мясо издавна считается в Монголии более полезным, чем говядина или свинина.

География животноводства Монголии

Основное поголовье овец сосредоточено в степных и лесостепных зонах, где наряду с грубошерстными местными породами разводят тонко- и полутонкорунных овец. Во всех пригодных для этого районах МНР выращивают короткожирнохвостых овец местной породы, которые составляют значительную часть овечьего поголовья. Они преимущественно сосредоточены на западе и юго-западе страны, а также в гобийских районах. Овец местной курдючной породы в основном растят в Баян-Улэгэйском аймаке и в некоторых районах Кобдоского и Убсунурского аймаков. В южногобийских аймаках также разводят и смушковых овец.

Козье поголовье сосредоточено в основном на западе Монголии. Наибольшая плотность крупного рогатого скота распределена в лесостепных районах восточных и центральных аймаков, а лошадиное поголовье сосредоточено в центральной области зоны степей. Больше всего верблюдов географически расположено в зонах пустынь и полупустынь. Яки сосредоточены в горных районах севера МНР. По количеству яков Монголия находится на втором месте в мире (поголовье – 615 тысяч).

В этом секторе экономики страны работают не только крупные и средние сельскохозяйственные предприятия, но и мелкие частные семейные хозяйства. Если крупные и средние предприятия ориентированы в основном на экспорт, то мелкие семейные фермы являются основными поставщиками животноводческой продукции на внутренний рынок. В Монголии работают 38 крупных предприятий, из которых 85 процентов составляют компании по первичной обработке сырья. Среди них наиболее известны «Говь», «Буян», «Санширо», «Эармэл» и «Амикал», которые поставляют на мировой рынок кашемировую продукцию. Кашемир – это национальная монгольская гордость.

В животноводческом сектора насчитывается более 32 тысяч частных предприятий, большая часть которых сосредоточена в Улан-Баторе.

По данным Минсельхоза МНР, в 2009 году было зарегистрировано 523 фермы по производству молока, 94 фермы по производству мяса, 107 предприятий по первичной переработке шерсти, 135 свиноферм, 105 ферм по производству куриного мяса, 58 пчелиных и 23 кролиководческих предприятия. Если сравнивать с 2008-м годом, то количество зарегистрированных предприятий выросло на 65.

Особенностями животноводческого комплекса Монголии является наличие в нем аратов – скотоводов, которые по сей день ведут кочевой и полукочевой образ жизни.

Их основным источником получения средств к существованию является разведение скота. По разным данным, кочевники составляют более трети от всего работоспособного населения МНР. В кочевых населенных пунктах до сих пор проживает 60 процентов сельского населения страны. Живут араты в юртах, которые весьма комфортабельны и почти у всех есть спутниковое телевидение, а у многих даже интернет.

При выращивании скота в Монголии в основном используется пастбищно-отгонный метод, так как подножный корм гораздо дешевле, чем покупные корма при стойловом содержании скота. Однако у этого метода есть и свои существенные недостатки. Дефицит кормов в зимний период значительно снижает продуктивность, и его приходится подкармливать. Очень важное значение в засушливых условиях монгольского климата приобретает водоснабжение.

Особенно эта проблема актуальна для южных районов страны. Однако правительство МНР решает эту задачу с помощью шахтных и буровых колодцев, при помощи устройства обводнительных каналов, организации прудов и прочих искусственных водоемов. В настоящее время большая часть пастбищ имеет источники водоснабжения.

В зимний период скот не переводят на стойловое содержание. Овцы и козы в самое холодное время (ночью и рано утром) содержаться в хашанах, где согреваются за счет большой скученности. Неприхотливые вообще никогда не загоняются под крышу.

Помимо уже описанного овцеводства, важную роль в животноводстве Монголии играет коневодство.

Конина как мясо является чистым с экологической точки зрения продуктом и легко усваивается в человеческом организме. Лошади так же широко используются в качестве транспорта. Широко используется в рационе монголов и кобылье молоко. Из него делают кумыс, творог, масло, сыр и прочие молочные продукты. Конский волос также является весьма востребованным сырьём для изготовления всевозможных щеток, кистей и смычков для струнных музыкальных инструментов.

В условиях отсутствия в стране лесов необходимым побочным продуктом животноводства является аргал – сухой коровий и конский помет. Только эти два вида отходов жизнедеятельности животных подходят для использования в качестве топлива, а в зимний период – как подстилка для скота (в измельченном виде). Особенно аргал необходим кочевникам-аратам.

В основном животноводство в Монголии развивается экстенсивным путем, то есть увеличение объема продукции происходит за счет количественного повышения поголовья. Однако в настоящее время в МНР активно ведутся работы по подбору более продуктивных пород скота, созданию специфических систем кормления и организации культурно-пастбищного содержания скота. Все это позволит отрасли перейти на интенсивный путь развития.

Исторически и географически сложившееся значение животноводства для всей монгольской экономики подразумевает ориентированность на него всего сельского хозяйства страны.

· Отрасли экономики · Транспорт · Внешняя торговля · Телекоммуникации · Финансовый сектор · Официальный сайт · Примечания · Видео «Экономика Монголии»

Промышленность

Промышленный рост составил 4,1 % в 2002 году. Основные отрасли промышленности - производство строительных материалов, текстильная, шерстяная, суконная, овчинно-шубная, кожевенная, мясоперерабатывающая. Монголия занимает 2-е место в мире по производству кашемировой шерсти в мире.

Машиностроение

Машиностроение в Монголии появилось сравнительно не так давно, в 2006 году, когда в Улан-Баторе начал обслуживать пассажиров первый троллейбус, произведенный монгольской компанией «Цахалгаан теевер» - это был первый троллейбус в стране, созданный монгольскими инженерами, и с тех пор значительно продвинулось.

С 2009 года компанией «Электротранспорт» производятся дуобусы JEA800-E разработанные монгольскими конструкторами. Машины экспортируются в Киргизию и Казахстан. Заказы на это транспортное средство также поступили из Чехии, Узбекистана и нескольких стран Азии.

В 2012 году инженеры Ё.Энхтр, Ж.Адилбиш, О.Энхбаатар из национального авиаперевозчика MIAT Mongolian Airlines собрали первый монгольский самолет. Этот одноместный самолет называется «Сон-1». В настоящее время на нем производятся испытательные полеты.

Однако преподаватель Монгольского университета науки и техники С. Манас заметил, что, построение пилотируемых летательных аппаратов - это очень дорого - и он специализируется на беспилотных самолетах. Его «Giant Club» насчитывает более 80 активистов, и они работают над проектом БЛА, который может летать на высоте от 200 до 400 километров и следить за безопасностью окружающей среды и экологии. Он считает, что массовое производство таких ЛА может принести большой вклад в экономику Монголии. Финансированием проекта занимается государство.

В 2013 году Белоруссия и Монголия договорились о создании совместное предприятие по производству тракторной техники.

Также в Монголии есть предприятие, занимающееся разработкой автожиров и дельталётов.

Производство трамваев на резиновых колесах к 2018 году планирует запустить монгольская компания «Электротранспорт». Новый вид общественного транспорта будет называться «Система BRT». Такой автопоезд за одну поездку сможет перевозить от 300 до 450 пассажиров. На производство нового вида пассажирского транспорта запланировано выделить 212 млн. долларов, которые готов предоставить Азиатский банк развития.

Энергетика

  • Производство электроэнергии в 2005 году - 3,24 млрд кВт·ч.
  • Потребление электроэнергии - 3,37 млрд кВт·ч.
  • Экспорт электроэнергии - 18 млн кВт·ч.
  • Импорт электроэнергии - 130 млн кВт·ч.


Производство электроэнергии в Монголии в млн. кВт·ч

Сельское хозяйство

Из-за сурового континентального климата Монголии, сельское хозяйство остаётся уязвимым к стихийным бедствиям в виде сильной засухи или холода. В стране мало пахотных земель, но зато около 80 % территории используется как пастбища. Большинство сельского населения занято выпасом домашнего скота, состоящего из овец, коз, крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов. Это единственное в современном мире государство, в котором основная отрасль - кочевое животноводство. Разводят овец, крупный рогатый скот, лошадей и верблюдов; в высокогорных и таежных районах - яков и оленей. Монголия имеет большее количество скота на душу населения, чем любая другая страна в мире. Также выращивается пшеница, картофель и прочие овощи, кроме того, помидоры и арбузы.

Пастбищное животноводство

Пастбищное животноводство по-прежнему остаётся важным видом хозяйственной деятельности. На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчёте на душу населения (приблизительно 12 голов на одного человека).

На основании принятого в 1990 закона об иностранных инвестициях граждане других государств получили возможность владеть акциями различного типа предприятий - от фирм со 100-процентным иностранным капиталом до совместных компаний. Были приняты новые законы, касающиеся налогообложения и банковских операций, кредита и долговых обязательств. В мае 1991 вступил в действие закон о приватизации, по которому государственная собственность могла переходить в руки «законопослушных» граждан (то есть тех, кто ранее не совершал серьёзных преступлений), постоянно проживающих в стране. Каждому гражданину был выдан особый инвестиционный купон, который можно было купить, продать или вручить любому другому лицу. Держатели подобных купонов становились активными участниками специальных аукционов, с помощью которых приватизировалась государственная собственность. Позднее в 1991 были ликвидированы «госхозы» и кооперативные животноводческие объединения, началась передача в частную собственность земли и скота.

Земледелие

Количество пахотных земель в стране крайне мало. В основном эти территории сосредоточены вокруг крупных городов на севере страны.

Тур в Монголию Улан Батор

Город Улан-Батор Ulaanbaatar - столица Монголии. Это главный экономический, политический, а также культурный...
2:21 мин.

Новое на сайте

>

Самое популярное