Обязательные страховые взносы начисляются в три внебюджетных фонда: Пенсионный (ПФР), Медицинский (ФФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). Суть обязательного страхования в следующем.
Отчисления в ПФ РФ, ФФОМС и ФСС (первые три взноса) регулируются Федеральным законом от 24.07.09 № 212 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее -- Закон № 212-ФЗ). Начисление и уплата взносов «на травматизм» регулируется Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ (далее -- Закон № 125-ФЗ).
Плательщик осуществляет регулярные платежи, а фонд при наступлении страхового случая производит установленные законом выплаты. Например, при достижении человеком пенсионного возраста ПФР начисляет ему пенсию, в случае болезни ФСС выплачивает пособие по больничному листу и прочие выплаты.
Взносы во внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по страховым тарифам, размеры которых установлены федеральным законом №212-ФЗ. В 2014 году они составляют:
- 1. В Фонд социального страхования к оплате труда, начисленной по всем основаниям (обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) - 2,9%;
- 2. В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -5,1%;
- 3. В Пенсионный фонд - 22% (с 2016 года - 26%).
Рассмотрим на примере расчет и уплату страховых взносов во внебюджетные фонды.
На нашем примере мы видим, что взносы осуществляет работодатель (налоговый агент), начисленные на выплаты, сделанные в адрес работников в рамках трудовых договоров. К таким выплатам относится, прежде всего, заработная плата, премии по итогам работы за месяц, квартал или год (в соответствии п.1 ст. 7 Закона № 212 - ФЗ).
Исходные данные даны нам за 1 квартал отчетного года, следовательно, дальнейшие расчеты и оформление необходимых документов для перечисления всех страховых взносов во внебюджетные фонды будем вести за 3 месяца. налог федеральный внебюджетный прибыль
В течение расчетного периода (календарного года) компании должны уплачивать взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Сумму ежемесячных платежей рассчитывают исходя из дохода, полученного каждым работником организации. Формула расчета суммы ежемесячных платежей представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Расчет суммы ежемесячных платежей
Расчет страховых взносов во внебюджетные фонды представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Расчет страховых взносов во внебюджетные фонды
Показатели |
Примечания |
|
|
|
п.1 ст.7 Закона № 212 - ФЗ |
2) Численность работников всего |
исходные данные |
|
3) Численность без работников по договорам гражданско - правого характера |
исходные данные |
|
|
3 200 000/ 25/3 = 42 667 руб/мес |
|
|
Предельная база 624 000 руб. |
|
5) Доходы не входящие в налоговую базу для расчета отчислений в ФСС (выплаты по договорам гражданско - правового характера) |
||
6) Налоговая база для расчета отчислений в ФСС |
Ст. 8 ФЗ № 212-ФЗ |
|
2. Всего отчислений во внебюджетные фонды: в том числе:
|
|
п.2 ст.12 Закона № 212 - ФЗ |
3. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
ФЗ № 125-ФЗ |
Рассчитаем облагаемую базу по страховым взносам:
3 000 000 + 200 000 = 3 200 000 рублей;
Рассчитаем сумму подлежащую перечислению во внебюджетные фонды:
ПФР = 3 200 000 * 22 % = 704 000 рублей;
ФСС = 3 200 000 * 2,9 % = 92 800 рублей;
ФФОМС = 3 200 000 * 5,1 % = 163 200 рублей.
Общая сумма платежей, перечисляемых во внебюджетные фонды, составит:
704 000 + 92 800 + 163 200 = 960 000 рублей.
Рассчитаем страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
3 200 000 * 0,2 % = 6 400 рублей.
Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: РСВ -1 не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Также не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование по форме 4 - ФСС. Заполненная отчетность по выплате страховых взносов во внебюджетные фонды представлена в Приложении
Бухгалтерский учет расчетов с внебюджетными фондами — одно из направлений взаимодействия с контролирующими органами. Рассмотрим его правила.
Внебюджетные фонды в учете организации
Над любой организацией всегда есть надзор контролирующих органов. Одни смотрят на корректность уплаты налогов, другие — на правильность перечисления взносов с зарплаты сотрудников. Пока взносы интересуют именно внебюджетные фонды. Но с 2017 года контроль над ними перейдет к ФНС.
В 2016 году контролирующими органами — фондами для нас являются Пенсионный Фонд и ФСС. В первый мы отчитываемся по рассчитанным и уплаченным страховым взносам, взносам на ОМС и ОПС, во второй — сдаем расчет по начислению взносов в соцстрах.
Страховые взносы, которые уплачиваются работодателями во внебюджетные фонды, призваны обеспечить социальную поддержку населению страны — как трудоспособному, так и пенсионерам. Поэтому контроль над этими платежами достаточно высок. Соответственно, высок и риск начисления штрафов за неполное перечисление денежных средств либо несвоевременное предоставление документов для осуществления данного контроля. Поэтому бухгалтерский учет на этом участке так важен.
Есть несколько видов начислений:
- пенсионные;
- медицинские (взносы в ФФОМС);
- взносы на обязательное соцстрахование на случай больничного и в связи с материнством;
- взносы по страхованию от несчастных случаев.
Взносы уплачивают организации и ИП, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам (зарплату работникам, плату за оказание услуг физлицам).
ВАЖНО! Если работодателем выступает ИП, то он обязан уплатить взносы отдельно за себя и отдельно за своих сотрудников!
Какие выплаты облагаются взносами:
- Выплаты сотрудникам по заключенным трудовым договорам (зарплата, премии, отпускные и т. д.)
- Выплаты по гражданско-правовым договорам. Это могут быть заключенные договора на выполнение каких-либо работ, оказание услуг и т. д.
Также существует закрытый перечень выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами и взносами на «травматизм». Например, это выплаты физическому лицу, не связанные с его трудовой деятельностью, — то есть выплаты вне трудовых отношений либо в рамках контракта ГПХ — возвращаемый заем или материальная помощь членам семьи умершего сотрудника.
Страховые тарифы и база для расчета взносов
Для каждого физического лица организация или ИП рассчитывают взносы индивидуально в зависимости от получаемого дохода. База для обложения взносами считается нарастающим итогом в течение календарного года. По некоторым видам дохода облагаемая база лимитируется. Действующие в 2016 году лимиты смотрите .
Итоговая величина взносов — это облагаемая база, умноженная на соответствующий страховой тариф (ставку).
На данный момент действуют следующие ставки:
Тарифы по взносам «на травматизм» зависят от класса профессионального риска, присвоенного организации или предприятию.
Об этих тарифах подробно рассказано в этом .
Бухучет расчетов с внебюджетными фондами
Для бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами предусмотрен счет 69 «Расчеты по соцстрахованию и обеспечению». К нему открываются субсчета для каждого вида расчетов.
Рассмотрим типовые проводки по начислению взносов в фонды:
Наименование счета |
|||
«Основное производство» |
69.01 «Расчеты с ФСС по взносам на случай временной нетрудоспособности и материнства» 69.02 «ОПС» 69.03 «Расчеты с федеральным ФОМС» 69.11 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» |
Начисление взносов в зависимости от вида на производственном предприятии |
|
«Расходы на продажу» |
Начисление взносов в торговой организации |
||
«Внеоборотные активы» |
Начисление взносов при строительстве, когда зарплата работников формирует первоначальную стоимость объекта |
||
51 «Расчетный счет» |
Уплата взносов (по субчетам) |
||
51 «Расчетный счет» |
Уплата пени |
||
70 «Зарплата работников» |
Пособие, возмещаемое из ФСС |
Как правило, ежемесячно мы уплачиваем все начисленные по указанной выше формуле взносы. Но если у вас были начислены больничные или сотрудница ушла в декретный отпуск — ситуация изменится.
Проводкой Дт 69 «Взносы» Кт 70 «Расчеты по оплате труда» вы начислите больничный (за те дни, которые оплачивает ФСС) — соответственно, к уплате по итогам месяца сформируется не рассчитанный с зарплаты страховой взнос, а сальдо счета 69 на конец месяца. Здесь у вас два варианта действий:
- Вы оплачиваете полностью рассчитанные взносы, подаете документы в ФСС и после поступления денег на расчетный счет оформляете это проводкой Дт 51 Кт 69.
- Либо вы сразу, в пределах одного календарного года, уменьшаете сумму начисленных страховых взносов на сумму рассчитанного больничного.
Пример бухгалтерских проводок по расчетам с внебюджетными фондами
Рассмотрим учет страховых взносов в бухгалтерии на примере.
ООО «Книги» продает печатную продукцию. Заработная плата за август составила 120 000 руб. Сотрудница предоставила больничный лист на сумму 5 600 руб. (из них за счет работодателя 2 300, за счет ФСС — 3 300). Отразим все операции бухгалтерскими проводками:
Дт 44 Кт 70 — 120 000 руб. — начислена заработная плата.
Дт 70 Кт 68.01 «НДФЛ» — 15 600 руб. — удержан НДФЛ с зарплаты.
Дт 44 Кт 69.01 — 3 480 руб. (120 000 × 2,9%) — начислен страховой взнос в ФСС.
Дт 44 Кт 69.02 — 26 400 руб. (120 000 × 22%) — начислен страховой взнос в ПФР.
Дт 44 Кт 69.03 — 6 120 руб. (120 000 × 5,1%) — отражен страховой взнос в ФФОМС.
Дт 44 Кт 69.11 — 240 руб. (120 000 × 0,2%) — начислен взнос на «травматизм».
Дт 44 Кт 70 — 2 300 руб. — отражено начисление по больничному листу.
Дт 69 Кт 70 — 3 300 руб. — начислен расчет по больничному листу в части, возмещаемой ФСС.
Дт 69.01 Кт 51 — 180 руб. (3480 - 3300) — уплачены взносы в ФСС.
Дт 69.02 Кт 51 — 26 400 руб. — уплачены взносы в ПФР.
Дт 69.03 Кт 51 — 6 120 руб. — уплачены взносы в ФФОМС.
Дт 69.11 Кт 51 — 240 руб. — уплачен взнос «на травматизм».
Итоги
Для корректного учета бухгалтеру необходимо быть в курсе актуальных на данный момент налоговых ставок, тарифов и лимитов доходов. Правильный учет страховых взносов, как и любых других обязательных платежей, позволит избежать начислений штрафов и пени.
Виды обязательных страховых взносов
Существует четыре вида страховых взносов.
Первый вид - пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на две части: взносы на страховую часть пенсии и взносы на накопительную часть пенсии.
Второй вид - медицинские взносы (взносы в ФФОМС).
Третий вид - взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.
Четвертый вид - взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Неофициальное их название - взносы «на травматизм».
В данную группу отчислений включены взносы в следующие внебюджетные фонды:
Государственный фонд социального страхования;
Пенсионный фонд РФ;
Государственный фонд занятости;
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Внебюджетные фонды имеют одинаковый механизм образования доходов за счет обязательных страховых платежей, уплачиваемых предприятиями и организациями всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, а также непосредственно работающими гражданами.
Плательщиками взносов во внебюджетные социальные фонды являются:
Юридические лица по российскому законодательству;
Филиалы юридических лиц, имеющие самостоятельный баланс и расчетный (текущий счет);
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
Граждане, использующие труд наемных работников;
Работающие граждане (в части взносов в Пенсионный фонд РФ).
Все вновь созданные юридические лица обязаны в 30-дневный срок со дня их государственной регистрации встать на учет в территориальном органе каждого фонда.
Объектом обложения для взносов во все внебюджетные фонды является сумма начисленной оплаты труда работников предприятия по всем основаниям.
Удержания юридическими лицами взносов в Пенсионный фонд РФ с работающих граждан производятся с заработка, определяемого аналогично оплате труда, на которую начисляют взносы юридические лица. Подачи заявления от работников об удержании с него взноса в Пенсионный фонд РФ не требуется.
За счет части взносов, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, налогоплательщики вправе осуществить расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму соответствующих расходов.
Уплата взносов во внебюджетные фонды производится путем безналичных расчетов с расчетного (текущего) счета плательщика ежемесячно в сроки, установленные для выплаты заработной платы (кроме ПФ РФ). Отчисления в ПФ РФ производятся в сроки, установленные для выплаты заработной платы, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены взносы.
Платежные поручения на перечисление взносов представляются в банк одновременно с истребованием средств на оплату труда за истекший месяц.
Предприниматели, а также физические лица творческих профессий уплачивают взносы в порядке и сроки, установленные для уплаты этой категорией налогоплательщиков федерального подоходного налога с физических лиц.
Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования) формируются за счет различных источников, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюджета. Однако основным и постоянным источником финансовых ресурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные платежи, именуемые в действующем законодательстве «страховые платежи» либо «страховые взносы».
Денежные средства государственных социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы (ст. 37,39,41).
Таким образом, именно общегосударственная значимость названных социальных внебюджетных фондов позволяет законодателю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов * , в том числе и в целях погашения бюджетного дефицита.
Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов работодателями (страхователями), а в определенных случаях - гражданами (застрахованными) либо органами управления* (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в России государственные социальные внебюджетные фонды формируются страховым методом, предусматривающим обязанность всех страхователей - работодателей (организаций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимающихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и органов управления вносить обязательные страховые платежи (взносы) в фонды.
Страховой метод образования финансовых ресурсов государственных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».
В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюджетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Уплата страховых взносов производится по страховым тарифам - ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых тарифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным Собранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования».
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования в первоначальном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть объединены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном варианте первой части Налогового кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо «социального налога» в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включены «взносы в государственные социальные внебюджетные фонды», предусматривающие сохранение действующих в настоящее время обязательных платежей в каждый из этих внебюджетных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов.*
С учетом анализа норм действующего финансового законодательства, страховые платежи (взносы) в государственные социальные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закрепленные в нормативно-правовых актах, в целях финансового обеспечения гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов.
Таким образом, страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы) платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение государственных социальных программ и обеспечивающих рентабельную деятельность самих фондов.
В законодательстве не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Данное положение констатировано даже Конституционным Судом РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г.
Следовательно, страховые взносы по своему социально-правовому содержанию относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а с другой стороны, законодатель установил публичные цели взимания этих платежей, что является сущностным признаком налогов;
в-седьмых, законодатель при установлении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как одного из видов обязательных платежей закрепляет такие элементы обложения страховыми взносами, как
Субъект страховых взносов(т.е. определяет плательщика-страховщика);
Объект (т.е. выплаты, на которые начисляются страховые взносы);
Ставка (т.е. тариф - размер страхового платежа с определенного вида доходов или выплат);
Льготы (т.е. выплаты, на которые страховые взносы не начисляются);
Сроки и порядок уплаты;
Ответственность плательщиков и банков за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов в фонды и порядок защиты прав плательщиков этих взносов;
в-восьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносоввовнебюджетные социальные фонды на стадии их исполнения аналогично, как и при уплате налогов, участвуют банковские кредитные организации. Банки обязаны обеспечить перечисление страховых платежей в соответствующие внебюджетные фонды. За несвоевременное зачисление или перечисление по вине кредитных организаций страховых взносов на счета органов фондов банки несут финансовую ответственность в виде начисления пени за каждый день просрочки;
в-девятых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как правовые идеи,т.е. без закрепления в нормах права. Другая же часть принципов закреплена в налоговом и бюджетном законодательстве.
На основе анализа финансово-правовой литературы и действующего финансового законодательства можно выделить следующие принципы, установления, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:
принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, гарантированный установлением мер финансово-правовой ответственности как к плательщикам-страховщикам (за неуплату и несвоевременное внесение страховых взносов), так и к банковским и иным кредитным организациям (за несвоевременное зачисление или перечисление сумм страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов фонда);
принцип законности и публичности, связанный с установлением страховых взносов на основе закона. Это, в свою очередь, обусловлено общегосударственными целями образования самих социальных внебюджетных фондов;
принцип единства и федерального характера платежей, означающий, что страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взимаются на всей территории России по единым правилам, установленным федеральными законодательными актами, что денежные средства фондов являются федеральной собственностью. Отнесение взносов в государственные внебюджетные социальные фонды в Налоговом кодексе к числу федеральных платежей (ст. 13) не означает, что поступления от их сбора будут зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Это означает лишь то, что эти обязательные платежи ко всем плательщикам-страховщикам независимо от форм собственности применяются единообразно и подлежат уплате на всей территории Российской Федерации;
принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков, означающий соразмерность (нечрезмерность) ограничений прав и свобод граждан социально значимым интересам и целям их введения. Другими словами, введение таких обязательных платежей не должно лишать лиц реализовывать конституционные права на собственность и достойное существование. Несоразмерными такие платежи будут признаны в том случае, если они фактически «парализуют реализацию конституционных прав и свобод» юридических и физических лиц;*
принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями;
принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном, общественную возмездность. Однако, с учетом последних изменений пенсионного законодательства и перехода к индивидуальному (персонифицированному) учету в целях назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и размера их страховых взносов, можно говорить и об индивидуальной возмездности и возвратности страховых платежей (взносов) их плательщикам;
принцип целевого использования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды в соответствии с задачами формирования конкретных фондов. Этот принцип обусловливает запрет на изъятие средств одного государственного социального внебюджетного фонда для передачи в другой аналогичный внебюджетный фонд, за исключением случаев, прямо установленных в законодательном порядке. Например, в числе средств, используемых для формирования Пенсионного фонда РФ, предусмотрены средства Государственного фонда занятости населения РФ, идущие на возмещение досрочно назначенных пенсий безработным.** Кроме того, в соответствии с этим принципом устанавливается запрет на изъятие средств внебюджетных фондов в бюджет. Это особенно важно в условиях хронического бюджетного дефицита, когда требуются не только дополнительные финансовые ресурсы для его покрытия, но и мобильность в перераспределении бюджетных средств на осуществление конкретных особо важных статей расходов. Однако от подобного перераспределения бюджетных средств могут страдать другие статьи расходов бюджета. Чтобы этого не случилось с наиболее важными социальными потребностями членов общества, государство и создает социальные внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы этих фондов как раз и служат гарантией обеспечения наиболее значимых социальных нужд (пенсии, пособия и т.п.), так как на перераспределение и изъятия денежных средств этих фондов наложен запрет, а сами страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды относятся к специальным обязательным (целевым) платежам.
Все предприятия и предприниматели обязаны начислять страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Тарифы таких платежей регулирует государство в зависимости от вида деятельности субъекта, его правовой формы, территориального расположения и других условий. Разберемся, как необходимо отчислять взносы в государственные внебюджетные фонды в 2018 году.
Что такое – страховые взносы в государственные внебюджетные фонды?
Общее понятие страховых взносов (СВ) включает в себя три вида отчислений. Это суммы по обязательному пенсионному, медицинскому, социальному страхованию. Отдельно начисляются взносы по травматизму и профзаболеваниям (о них вы можете узнать в отдельной статье). Обязанность по исчислению и уплате таких платежей лежит на работодателях, включая предпринимателей с наемными сотрудниками. При ведении деятельности ИП самостоятельно, бизнесмен платит только фиксированные суммы «за себя» (подробнее в этом материале).
Тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
С 01.01.17 г. законодательное регулирование страховых взносов осуществляется согласно главе 34 НК. Здесь определены в том числе и тарифы – основные (отдельно для 2017-2020 гг.), пониженные, дополнительные , а также для отдельных категорий налогоплательщиков (ст. 429 НК РФ). Поскольку теперь страховые взносы в государственные внебюджетные фонды курируются налоговыми инспекциями, уплата всех сумм, кроме травматизма, производится в ИФНС.
Общие тарифы СВ на 2018 г.:
- Пенсионные платежи – в пределах лимита облагаемой базы – 22 %, сверх лимита – 10 %.
- Медицинские платежи – лимиты не установлены: тариф единый – 5,1 %.
- Социальные платежи – в пределах лимита облагаемой базы – 2,9 %, сверх лимита – не платятся.
Обратите внимание! Размер предельного лимита базы для пенсионных отчислений на 2018 г. равен 1 021 000 руб., для социальных – 815 000 руб. (постановление № 1378 от 15.11.17 г.). Определение величины базы производится по каждому сотруднику отдельно.
Как выполняются отчисления в государственные внебюджетные фонды
Чтобы бухгалтер правильно рассчитал и начислил в учете СВ, необходимо делать вычисления по каждому работнику отдельно. Такие расчеты выполняются ежемесячно, а для контроля предельных величин лимитов налогооблагаемая база рассчитывается нарастающим способом. Если у работодателя возникает право по применению уменьшенных (не льготных) процентных ставок, с суммы, превышающей лимит, необходимо отчислить на ОПС/ОСС не 22 %/2,9 %, а 10 %/0 % соответственно.
Выполненные отчисления в государственные внебюджетные фонды относятся на себестоимость производимой продукции. Проводки имеют запись по кредиту сч. 69 (с разбивкой по субсчетам видов страхования) и дебету затратных счетов – 20, 44, 25, 26, 23 и т.д. Группировка сч. 69 на субсчета второго и третьего порядка помогает отследить, по какому виду начислены СВ – социальному (69.1), медицинскому (69.3) или пенсионному (69.2) страхованию. Нормативный срок уплаты сумм установлен, как 15-ое число последующего за расчетным месяца (п. 3 стат. 431 НК РФ).
Во внебюджетные фонды исчисляются работодателем и выплачиваются из его бюджета. С 2017 года принимается к действию гл.34 НК РФ, в которой конкретно прописаны виды страх. взносов, базы и для их исчисления. Юридические лица обязаны производить расчет страх. взносов и перечислять их в бюджет государства, а также составлять соответствующую отчетность.
Общие сведения про страховые взносы во внебюджетные фонды
Понятие и суть
Страх. платежи во внебюджетные фонды представляют собой перечисления работодателя по сотрудникам, числящимся у него в штате либо работающим по гражданско-правовым соглашениям. Такие отчисления направляются в ПФР, ФОМС и ФСС для реализации задач, ради которых эти фонды созданы. Иными словами, денежные средства, представляющие собой страховые взносы, могут быть потрачены получателем только по строго оговоренному направлению, к примеру, Пенсионный фонд — на выплаты пенсий гражданам или Фонд соц. страхования — на выплату пособий социального характера.
Страховые взносы перечисляются только во внебюджетные фонды, а платежи в бюджет — это, как правило, налоги, которые не имеют строгой направленности использования. Иными словами, налоги перечисляются в бюджет, а государственные органы используют их по назначению. Это одно из главных отличий платежей в бюджетные и внебюджетные фонды.
До 2017 года расчет и перечисление страх. взносов регламентировались Федеральным законом «О страх. взносах» от 24 июля 2009 года №212-ФЗ. Этот нормативно-правовой акт был отменен, когда полномочия по были переданы от внебюджетных фондов в налоговую инспекцию. Начиная с 2017 года работает гл.34 НК РФ «Страх. взносы», введенная Законом от 03.07.2016 №243-ФЗ. На данный момент все операции, связанные со страховыми взносами, в том числе по операциям их начисления, перечисления и сдачи отчетности, контролируются налоговыми органами. Единственный момент — ФСС продолжает контролировать страх. , и отчеты передаются именно туда.
Страховые взносы во внебюджетные фонды и их суть — тема видео ниже:
Типы платежей и их плательщики
На сегодняшний момент страх. взносы делятся на:
- пенс. страхование;
- мед. страхование;
- соц. страхование на время болезни и в период материнства;
- соц. страхование от несчастных случаев на производствах и проф. заболеваний.
Являются , которые выплачивают заработную плату своим сотрудникам. Налогооблагаемой базой по расчетным показателям являются выплаты или иные суммы физ. лицам, выполняющим определенные операции для работодателя по трудовым или гражданско-правовым соглашениям.
В базу для расчета взносов не входят выплаты социального характера, к примеру, пособие по болезни, пособие по уходу до 1,5 лет, выходные пособия при сокращении штата.
Отдельно отметим, что выплаты по гражданско-правовым соглашениям не облагаются взносами по обязательному соц. страхованию.
Отчисления во внебюджетные фонды и их расчет рассмотрены видео ниже:
Правила вычисления страховых взносов
Рассмотрим более детально, как рассчитываются страх. взносы по каждому типу обязательного страхования.
- взносы на обязательное пенс. страхование рассчитываются как 22% от базы для вычисления взносов в пределах установленного законом лимита на одного сотрудника (876 тыс. руб.), 10% от базы сверх установленного лимита на одного сотрудника.
- взносы на обязательное мед. страхование рассчитываются как 5,1% от базы для исчисления взносов на одного сотрудника.
- взносы на обязательное соц. страхование на период болезни или в связи с материнством рассчитываются как 2,9% от базы для вычисления в пределах определенной законом границы на каждого сотрудника (755 тыс. руб.), 0% от базы свыше установленной границы на каждого сотрудника;
- взносы по соц. страхованию от несч. случаев на производстве и проф. заболеваний рассчитываются как %-ная ставка от базы для расчета взносов. Процент колеблется в зависимости от класса проф. риска (с I по XXXII) и может иметь значения от 0,2 до 8,5.
Пример исчисления страховых взносов по одному сотруднику с учетом установленного законом лимита представим в таблице:
Месяц | База для расчета | ПФР 22% (в пределах лимита) | ПФР 10% (сверх лимита) | Итого | ОМС 5,1% | ФСС 2,9% | ФСС 0,2% (несч. случ.) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Январь | 73 000 | 16 060 | 0 | 16 060 | 3 723 | 2 117 | 146 |
Февраль | 64 000 | 14 080 | 0 | 14 080 | 3 264 | 1 856 | 128 |
Март | 99 000 | 21 780 | 0 | 21 780 | 5 049 | 2 871 | 198 |
Апрель | 55 000 | 12 100 | 0 | 12 100 | 2 805 | 1 595 | 110 |
Май | 78 000 | 17 160 | 0 | 17 160 | 3 978 | 2 262 | 156 |
Июнь | 79 000 | 17 380 | 0 | 17 380 | 4 029 | 2 291 | 158 |
Июль | 83 000 | 18 260 | 0 | 18 260 | 4 233 | 2 407 | 166 |
Август | 86 000 | 18 920 | 0 | 18 920 | 4 386 | 2 494 | 172 |
Сентябрь | 67 000 | 14 740 | 0 | 14 740 | 3 417 | 1 943 | 134 |
Октябрь | 94 000 | 20 680 | 0 | 20 680 | 4 794 | 2 059 | 188 |
Ноябрь | 59 000 | 12 980 | 0 | 12 980 | 3 009 | 0 | 118 |
Декабрь | 61 000 | 8 580 | 2 200 | 10 780 | 3 111 | 0 | 122 |
ИТОГО | 898 000 | 192 720 | 2 200 | 194 920 | 45 798 | 21 895 | 1 796 |
Все расчеты представлены на одного сотрудника с учетом, что в его базу для расчета не входят различные виды пособий. Если они имеются, их нужно в обязательном порядке исключать из расчета. Аналогичный расчет проводится по всем сотрудникам, и полученные результаты суммируются по каждому виду взносов для получения конечного результата по предприятию.