Домой Кредитные учереждения Что означают специальные налоговые режимы и что к ним относят? Режим налогообложения: действующие понятия и виды спецрежимов Общий и специальный режим налогообложения.

Что означают специальные налоговые режимы и что к ним относят? Режим налогообложения: действующие понятия и виды спецрежимов Общий и специальный режим налогообложения.

Система налогообложения РФ предусматривает различные формы уплаты налогов. Согласно законодательству некоторые категории налогоплательщиков России могут пользоваться специальными режимами.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В отдельных случаях они помогают уменьшить налоговые выплаты или упростить процедуру налоговых начислений и отчетности по налогам. Особенно актуальны специальные режимы для предпринимателей, создающих объекты малого и среднего бизнеса.

В чем суть ситуации?

Особые режимы в системе налогообложения могут использоваться для некоторых категорий предпринимателей.

Это могут быть:

  • производители сельскохозяйственной продукции могут выплачивать единый сельскохозяйственный налог (сокращенно ЕСХН);
  • предприниматели и компании, имеющие соответствие определенным правилам пользуются упрощенной системой налогообложения (УСН);
  • предприятия и организации, занимающиеся определенными видами бизнеса, выплачивают единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • выполняющие все условия по разделу продукции инвесторы имеют преимущества льготного налогообложения;
  • индивидуальные предприниматели, деятельность которых соответствует установленным правилам, пользуются патентами и платят налоги согласно особым правилам (ПСН).

Специальные режимы, в отличие от общего режима налогообложения, предоставляют некоторые послабления физическим и юридическим лицам, занятым в сфере малого бизнеса. Это входит в рамки государственной поддержки малому предпринимательству в России.

Виды специальных налогов

Приведём схему уплаты специальных режимов налогообложения в таблице:

Название специального налога Вид уплачиваемых налогов Объект налогообложения Ставка налога Сроки уплаты налога
УСН Единый налог
  1. Общая сумма доходов
  2. доходы, уменьшенные на понесенные расходы
  1. От 5 до 15% (может устанавливаться региональными органами власти)
Авансовые или итоговые платежи, 1 раз в квартал — до 25 числа после окончания квартала или раз в год — до 31 марта (для организаций)и до 30 апреля – для ИП
ЕНВД Единый налог Вмененный доход 15% Не позже 25 суток со дня окончания налогового периода — платежи авансом
ПСН Оплата патента Потенциально возможный доход по определенному виду деятельности, на которые выдан патент 6% Зависят от срока действия патента
ЕСХН Единый налог Доходы, уменьшенные на понесенные расходы 6% Авансовые платежи – не позже 25 дней после даты окончания налогового периода, до 31 – марта по итогам года

Применение специального режима налогообложения не освобождает предпринимателей от обязанности платить налоги по доходам за своих работников.

Выплаты осуществляются работодателем и вычитаются из ежемесячного вознаграждения работников.

Срок выплаты – в день получения доходов или до последнего дня месяца, за который начислена заработная плата.

Сумма налога на доход физического лица составляет:

  • 13% — для лиц, которые считаются налоговыми резидентами;
  • 30% — для тех, кто не является налоговым резидентом.

Режим льготного налогообложения

В случаях, когда выполняется соглашение о разделе продукции между инвестором и государством, применяются льготные правила налогообложения. При этом некоторое количество налогов, уплаченных предпринимателем, возвращаются.

Льготное налогообложение компания может получить только при строгом выполнении следующих условий:

  • Перед заключением соглашения о разделе продукции был проведен аукцион на право пользования недрами;
  • Государство должно иметь право собственности на 32% или более от всей продукции, произведенной данным предприятием;
  • При улучшении показателей привлекательности инвестиций в данное предприятие предусматривается еще большее увеличение доли государства.

Как применять специальные режимы налогообложения?

У специальных режимов начисления налогов имеются следующие особенности:

  • УСН – численность работников должна быть менее 100 человек , доход – меньше 60 млн. рублей , у предприятия не должно быть филиалов и представительств.
  • ЕНДВ – применяется только для некоторых видов деятельности, приведенных в специальном списке, не может сочетаться с другими видами налогообложения.
  • ЕСНХ – применяется для предпринимателей, занятых в сфере производства сельскохозяйственной продукции и в рыбохозяйствах.
  • ПСН – применяется для видов деятельности, входящих в определенный список, не предполагает сдачу налоговых деклараций, на каждый вид деятельности требуется оформление отдельного патента, сумма налога устанавливается в зависимости от вида деятельности и не зависит от полученных доходов.

Правила применения специальных режимов в общей системе налогообложения несколько отличается для разных групп налогоплательщиков. Это зависит от того, является предприниматель юридическим или физическим лицом.

Для ИП

Преимуществом для предпринимателя – физического лица является возможность замены одним из специальных режимов каждого из налогов.

Заменить таковым можно налог:

  • на доходы физических лиц (когда доходы являются прибылью от деятельности, облагаемой налогом);
  • на имущество физических лиц (если оно служит для работы);
  • на добавленную стоимость — НДС (если она получена при операциях, проводимых в ходе предпринимательской деятельности).

Сумма налогов при уплате ЕНВД, может уменьшаться при определенных условиях. Индивидуальные предприниматели, которые не нанимают работников, имеют право уменьшать налог на сумму, уплаченную на счета Пенсионного Фонда — обязательные страховые взносы. Данные взносы должны быть уже перечислены к моменту оплаты налога.

Те ИП, у которых есть наемные работники, тоже могут некоторую сумму вычесть из налога ЕНВД. При этом учитываются уплаченные за работников страховые взносы, но не больше, чем на 50%.

При использовании УСН декларация подается индивидуальными предпринимателями до 30 апреля того года, который следует за отчетным.

Уведомление о применении ЕСНХ подается индивидуальными предпринимателями по месту их жительства в течение 30 дней после даты постановки на учет в налоговом органе. Декларация подается до 31 марта следующего за отчетным года.

ПСН применяется только для индивидуальных предпринимателей, причем количество наемных работников у них должно быть не больше 15 человек. Для ИП существует возможность совмещать другие формы налогообложения с патентной системой.

Для юрлиц

Юридические лица при применении специальных режимов имеют возможность не осуществлять выплаты по некоторым видам налогов так же, как и индивидуальные предприниматели.

В список входят:

  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на имущество организаций;
  • Налог на добавленную стоимость (НДС).

Юридические лица должны подавать уведомления и осуществлять выплаты по месту нахождения организаций. В этом состоит одно из отличий с физическими лицами, которые платят налоги по месту своего жительства.

Составление деклараций по доходам и оплата налогов (кроме ЕНВД) производятся юридическими лицами не позже 31 марта года, который наступает после отчетного.

Отчеты по ЕНВД должны выполняться ежеквартально, не позже 20 числа наступающего после отчетного квартала месяца, выплаты – не позже 25 числа.

Особенности перехода на специальные режимы

Переход на специальные режимы с осуществляется предпринимателями добровольно. Возможность дается один раз за год. Нужно подать соответствующее заявление налоговым работникам до 31 декабря.

Оно должно быть зарегистрировано по месту регистрации предпринимателя (для ИП) или по месту нахождения организации (для юридических лиц).

Исключением является переход на патентную систему. Желающие должны написать заявление за 10 дней или раньше до того, как начнет действовать патент. Виды предпринимательской деятельности с возможностью оформления патента приводятся в специальном списке. Сроки действия этого вида специального налогового режима могут быть различными, но не больше одного года. Сроки налоговых выплат зависят от того, на какое время выдан патент.

Патентная система предполагает выполнение предпринимателем определенных условий. При их невыполнении он может утратить право на ее использование.

Право на патент утрачивается, если:

  • во время его действия сумма доходов предпринимателя от начала года достигла или превысила 60 млн. рублей ;
  • общее количество наемных работников стало больше 15 .

Оформление нового патента не разрешается и тем ИП, которые пропускали сроки налоговых выплат.

Если право на патент утрачено по любой из этих причин, заявление о его возобновлении не может быть подано до окончания текущего года.

Налоговые выплаты по ПСН зависят от срока действия полученного патента:

  • патент действует до 6 месяцев – сразу после начала действия в течение 25 дней ;
  • действие продлится больше 6 месяцев – есть возможность разделить платежи: одна часть, не меньше трети всей суммы, должна быть уплачена не позднее 25 дней после открытия, остальное не позже, чем 30 дней до его окончания.

Переход на ЕНВД возможен, если численность работников меньше 100 человек и данный вид налога употребляется в этом регионе. При этом должны выполняться еще некоторые условия, позволяющие пользоваться этим видом налогообложения.

На УСН можно перейти сразу во время регистрации налогоплательщика как организации или в качестве индивидуального предпринимателя. Если заявление не было написано при подаче документов, на принятие решения о выборе системы налогообложения дается еще 30 дней.

Плюсы и минусы специальных режимов

Явное преимущество специальных режимов начисления налогов очевидно. Это упрощение налоговой и бухгалтерской отчетности. Отпадает необходимость отдельных выплат налогов на доходы, на имущество и НДС. Они заменяются единым налогом.Для новых предпринимателей и для занимающихся малым бизнесом это означает меньшие расходы на бухгалтерские услуги.

Ставки налога в специальных режимах вполне по силам даже начинающим бизнесменам, поэтому их своевременная оплата не представляет трудности.

Применение специальных режимов будет наиболее выгодным для тех предпринимателей, которые имеют дело с конечным потребителем, — в сфере торговли, оказания услуг, в производстве и собственной переработке сельскохозяйственных продуктов.

Нужно отметить, что специальные режимы начисления и уплаты налогов имеют и свои минусы:

  • Применение специальных режимов имеет существенные ограничения, при невыполнении определенных условий их использовать нельзя.
  • Расходы, понесенные предпринимателем, учитываются только в одном из названных режимов, — в УСН.
  • Специальные режимы не предусматривают уплату НДС, и это ведет к тому, что крупные организации часто предпочитают ограничивать сотрудничество с такими налогоплательщиками.
  • Ставки налогов уравнены для разных регионов. Практически не учитывается разница в уровне доходов в местностях с различным количеством потребителей и с разным уровнем дохода клиентов.
  • Специальные режимы не предусматривают никаких льгот для налогоплательщиков.

НК РФ. Они предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кто может применять спецрежимы

УСН, ЕНВД и ЕСХ могут применять как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а вот патент предназначен только для предпринимателей. Если общая система налогообложения (ОСНО) распространяется на всех налогоплательщиков, то для применения спецрежимов должны соблюдаться определенные критерии.

Спецрежимы ориентированы в основном . Относится ли компания к малым или микропредприятиям, зависит от ряда параметров: структуры уставного капитала, средней численности персонала, некоторых показателей (основные фонды, выручка, размер помещений и пр.).

УСН

Организация может применять УСН, если выполняются следующие условия:

  • Компания не является бюджетным или казенным учреждением, участником соглашения о разделе продукции, банком, страховщиком, ломбардом, профучастником рынка ценных бумаг, инвестиционным фондом или НПФ.
  • Компания не занимается игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, а также добычей полезных ископаемых.
  • Доля участия других организаций в ее уставном капитале в совокупности не превышает 25 %, бухгалтерская остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн рублей.
  • Средняя численность сотрудников за год не превышает 100 человек.
  • Доходы за 9 месяцев года, предшествующего году, с которого организация собирается начать применять УСН, не превышают 45 млн рублей без НДС с учетом , в 2015 году — 51,615 млн рублей (45 млн × 1,147). Общая сумма доходов за каждый год, в котором организация применяет УСН, не должна превышать 60 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора. За весь период применения УСН в 2015 году это 68,82 млн рублей, а в течение 2016 года выручка компании (предпринимателя) не должна превысить 79,74 млн рублей (60 млн × 1,329).

ЕСХН

ЕСХН предъявляет особые требования к выручке предприятий: доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации должна быть не менее 70 %. При этом пределов ни по выручке, ни по численности нет. Исключение — рыбохозяйственные организации, для которых численность работников не должна превышать 300 человек.

ЕНВД

При использовании ЕНВД, в отличие от УСН, нет ограничений по величине выручки. Но есть другие условия:

  • Если компания занимается розничной торговлей через магазин или павильон, площадь торгового зала не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Средняя численность за предшествующий календарный год не может превышать 100 человек.

Кроме того, ЕНВД, в отличие от УСН, применим к строго ограниченному перечню видов деятельности (см. п. 2 ст. НК РФ).

От чего зависит ставка УСН?

Налогоплательщики на УСН вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения и ставку:

  • доходы по ставке 6 %;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов, по ставке 15 %.

Первый вариант отличается простотой учета. Датой получения доходов считается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Во втором варианте доходы определяются также по кассовому методу. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы должны быть документально подтверждены и строго соответствовать закрытому перечню согласно ст. НК РФ.

При применении УСН 15 % учитывается минимальный налог 1 % от суммы поступивших доходов. Он уплачивается в том случае, когда рассчитанная сумма налога 15 % в итоге получается меньше суммы рассчитанного минимального налога 1 % от суммы доходов.

Бухгалтеру на заметку

Низкая ставка с оборота выгодна при высокорентабельной деятельности. Ставка же 15 % с разницы между доходами и расходами предпочтительна для менее рентабельных видов деятельности. Целесообразность применения спецрежимов также зависит от количества наемных сотрудников и их фонда оплаты труда.

Особенности перехода на спецрежимы

Перейти на УСН либо ЕСХН можно с начала календарного года, для вновь созданных налогоплательщиков — с даты постановки на учет. ЕНВД можно начать применять с любого момента.

Предприятия могут вести одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, комбинируя при этом разные налоговые режимы. Нормами разрешено совмещение общей системы налогообложения с ЕНВД (п. 7 ст. НК РФ). При этом если организация применяет УСН, перейти по некоторым видам своей деятельности на ЕНВД она может только с начала календарного года. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения.

А вот совмещение общей системы и УСН запрещено нормой (п. 2 ст. НК РФ). Нельзя также одновременно применять общую систему и ЕСХН (п. 3 ст. НК РФ), а также совмещать УСН и ЕСХН (пп. 13 п. 3 ст. НК РФ).

Объект налогообложения УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет изменить объект налогообложения (п. 2 ст. НК РФ).

Региональные особенности

Практически все спецрежимы имеют свои региональные особенности. Так, для севастопольских налогоплательщиков Законом города Севастополя на 2015-2016 годы установлены налоговые ставки УСН в размере 3 и 7 % соответственно, для плательщиков ЕСХН — в размере 0,5 %.

Для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с 01.01.2015 установлена налоговая ставка в размере 5 % (Закон г. Севастополя ), для патентной системы налогообложения — в размере 1 % (Закон г. Севастополя ). Ставки для спецрежима в виде ЕНВД прописаны в Законе г. Севастополя .

Все вышеперечисленные законы можно найти в региональном блоке сайта ФНС. Информация управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации является составной частью разделов федерального уровня. Чтобы ознакомиться с информацией по своему региону, необходимо выбрать его в «шапке» официального интернет-сайта «Ваш регион», например, «92 город Севастополь». После этого на главной странице сайта в адресной строке отразится www.nalog.ru/r92/ . В этом случае налогоплательщику будет доступна к просмотру не только информация федерального уровня, но и информация, имеющая региональные особенности.

В соответствующих разделах сайта можно ознакомиться с новостями, региональными особенностями налогового законодательства, с графиками проведения семинаров, а также справочной информацией, касающейся работы районных инспекций, и найти много другой полезной информации. На сайте функционирует 39 электронных сервисов — как информационных, так и интерактивных и транзакционных. Обратившись к ним, можно не только ознакомиться с действующим налоговым законодательством, но и проверить надежность контрагентов, получить доступ к «Личному кабинету», подать отчетность, задать вопрос, относящийся к компетенции службы, провести сверку по налоговым обязательствам.

Предпочтения севастопольских налогоплательщиков при выборе системы налогообложения

По состоянию на 1 сентября 2015 года в ЕГРЮЛ по г. Севастополю включено 8,8 тысячи юридических лиц. Среди них соотношение предпочитающих общую систему налогообложения и спецрежимы — примерно 50 на 50. А вот «спецрежимники» в основном выбирают для себя УСН. ЕНВД в Севастополе не пользуется популярностью, на сегодняшний день эту систему налогообложения применяют 166 юридических лиц. Из общего числа организаций, перешедших на спецрежимы, ЕСХН выбрали только 19.

Универсального способа для определения самого выгодного налогового режима нет. Каждый налогоплательщик самостоятельно делает выбор и просчитывает экономический эффект с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому прежде чем перейти на спецрежим с общей системы налогообложения либо избрать специальный налоговый режим с даты постановки на учет, я рекомендую ознакомиться с положениями НК РФ, а также использовать информацию, размещенную на официальном

В России действует трехуровневая система налогов и сборов. Налоги и сборы могут быть федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). А что понимается под спецрежимом? В нашей консультации приведем понятие и виды специальных налоговых режимов, а также уточним правовое регулирование специальных налоговых режимов в 2017 году.

Специальные налоговые режимы: общая характеристика

Специальный режим - это устанавливаемый Налоговым кодексом РФ федеральный налог, не указанный в ст. 13 НК РФ (п. 7 ст. 12 НК РФ). Применение специальных режимов налогообложения может освобождать налогоплательщиков от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Несмотря на то, что специальный налоговый режим - это система налогообложения федерального уровня, органы власти субъектов РФ и муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ для конкретного режима, вправе определять по специальным налоговым режимам:

  • виды предпринимательской деятельности, по которым может применяться соответствующий специальный налоговый режим;
  • ограничения на переход и применение специального налогового режима по НК РФ;
  • налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
  • особенности определения налоговой базы;
  • налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К примеру, перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться спецрежим, устанавливается региональными и местными органами власти в отношении ЕНВД, а дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков могут устанавливаться законами субъектов РФ применительно к УСН.

К специальным налоговым режимам относятся…

Перечень спецрежимов налогообложения поименован в п. 2 ст. 18 НК РФ .

К специальным налоговым режимам относятся системы налогообложения:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН) - гл. 26.1 НК РФ ;
  • упрощенная система налогообложения (УСН) - гл. 26.2 НК РФ ;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) —
  • 7. Контролируемые сделки. Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
  • 8. Методы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.
  • 9. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.
  • 10. Формы изменения сроков уплаты налогов.
  • 11. Субъекты налоговых отношений, их права и обязанности.
  • 12. Виды налоговых правонарушений и меры ответственности за них.
  • Обстоятельства, смягчающие ответственность
  • 14. Экономическое содержание ндс. Методы определения добавленной стоимости.
  • 15. Плательщики ндс. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
  • 16. Объект обложения и ндс. Операции, не подлежащие обложению ндс.
  • 17. Порядок определения налоговой базы ндс.
  • 18. Ставки ндс. Порядок применения нулевой ставки при экспорте товаров.
  • 19 . Налоговые вычеты по ндс.
  • 20. Порядок исчисления и сроки уплаты ндс в бюджет. Порядок возмещения ндс.
  • 21. Экономическая природа акцизов. Перечень подакцизных товаров.
  • 22. Плательщики акцизов и объект налогообложения.
  • 23. Ставки и налоговая база акцизов. Порядок исчисления и уплаты акцизов в бюджет.
  • 24. Содержание налога на прибыль организаций и его роль в налоговой системе рф.
  • 25. Плательщики налога на прибыль организаций и объект налогообложения.
  • 26. Порядок определения доходов и их классификация для целей налогообложения прибыли.
  • 27. Расходы организации и их классификация для целей налогообложения прибыли.
  • 28. Порядок начисления амортизации для целей налогообложения прибыли.
  • 29. Порядок определения налогооблагаемой прибыли.
  • 30. Ставки налога на прибыль. Налогообложение отдельных видов доходов.
  • 31. Порядок и сроки уплаты налога на прибыль в бюджет.
  • 32. Налог на имущество организаций: плательщики, объект обложения, налоговая база.
  • 33. Налог на имущество организаций: ставка, льготы, порядок исчисления и уплаты в бюджет.
  • 34. Налог на доходы физических лиц: плательщики и объект обложения.
  • 35. Порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Доходы, не подлежащие налогообложению.
  • 36. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц.
  • 37. Ставки налога на доходы физических лиц.
  • 38. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами.
  • 39. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями. Декларирование доходов.
  • 40. Налогообложение имущества физических лиц в рф.
  • 41. Транспортный налог.
  • 42. Состав и назначение платежей за природные ресурсы.
  • 43. Налог на добычу полезных ископаемых.
  • 44. Земельный налог.
  • 45. Водный налог.
  • 46. Налог на игорный бизнес.
  • 47. Государственная пошлина.
  • 48. Общая характеристика специальных налоговых режимов.
  • 49. Порядок применения упрощенной системы налогообложения (усн).
  • 50. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
  • 51. Патентная система налогообложения
  • 52. Налоговые новации в 2013 году.
  • 48. Общая характеристика специальных налоговых режимов.

    Специальный налоговый режим – это особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов. (Специальный налоговый режим налогообложения предполагает замену отдельных налогов и сборовединым налогом ).

    К специальным налоговым режимам относятся:

    1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей – вводится единый сельскохозяйственный налог;

    2) упрощенная система налогообложения (вопрос 49 ); - вводится Единый налог

    3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;(вопрос 50 ) – вводится Единый налог на вмененный доход

    4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;(СН СРП) – происходит Раздел произведенной продукции

    5) патентная система налогообложения (вопрос 51 ). (НОВЫЙ С 2013 года). Применять ПСН могут исключительно индивидуальные предприниматели. При этом, если средняя численность работников по всем видам деятельности за налоговый период (включая работников по договорам гражданско-правового характера) превышает 15 человек, ИП применять ПСН не имеет права.

    Режимы 1-3

    Налогоплательщиками при этих режимах являются организации и индивидуальные предприниматели;

    Указанные режимы предусматривают введение федеральных налогов, не предусмотренных ст.13 НК РФ: единого сельскохозяйственного налога; единого налога; единого налога на вмененный доход.

    Налогоплательщики, применяющие указанные режимы, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)

    Налогоплательщики, применяющие указанные режимы, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов.

    предусматривают освобождение от обязанностей по уплате отдельных налогов для организаций и индивидуальных предпринимателей:

    К списку вопросов

    49. Порядок применения упрощенной системы налогообложения (усн).

    Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Заявление о переходе – до 31 декабря. Для упрощенки позволительно не вести бух. учет, но если это ОАО – то надо вести.

    Налогоплательщик вправе перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев года, когда он подает заявление о переходе на УСН, ДОХОД ОТ РЕАЛИЗАЦИИ НЕ ПРЕВЫСИЛ 60 млн руб (с 2013 года). (без НДС). Данный размер подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации. На 2013 год в коэффициент-дефлятор устанавливается в размере, равном 1.

    Налогоплательщиками при этом режиме являются организации и индивидуальные предприниматели;

    Указанный режим предусматривают введение федерального налога, не предусмотренного ст.13 НК РФ: единого налога.

    Налогоплательщики, применяющие режим, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)

    Налогоплательщики не освобождаются от обязанностей налоговых агентов.

    Порог рентабельности – когда расходы равны 60% - то суммы налога равны.

    Организации учитывают доходы:

    1) доходы от реализации товаров, работ, услуг;

    2) внереализационные доходы;

    Индивидуальные предприниматели - учитывают

      доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

    Перечень расходов является закрытым (36 видов) и предусмотрен ст.346.16.

      Расходы на приобретение ОС и НМА – не амортизируем;

      Материальные – совпадают с теми, которые применяем для налогообл прибыли;

      Оплата труда, представительские, % ставки – нормируемые;

    Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках или в кассу (кассовый метод ).

    Налоговая база: денежное выражение доходов или денежное выражение доходов уменьшенные на величину расходов.

    Налоговый период : календарный год

    Отчетный период : первый квартал, полугодие и девять месяцев.

    Уплата налога и квартальных авансовых платежей производится по месту нахождения организации или месту жительства инд. предпр.

    Налог по итогу налогового периода уплачивается не позднее срока подачи налоговой декларации:орг . – не позднее31 марта след года;инд. пред – не позднее30 апреля след года.Квартальные авансовые платежи – не позднее 25 числа первого месяца, следующего за истекшим.

    Ограничения: не вправе применять:

      По видам деятельности:

      финансовые организации (банки, участники рцб, страховые компании, ПАИ, ломбарды, консалтинговые фирмы);

      организации с обособленными подразделениями – филиалы и представительства;

      организации и ИП, производящие подакцизную продукцию;

      добывающие и реализующие ПИ;

      игорный бизнес;

      нотариусы;

      участники соглашений по разделу продукции;

      применяющие СН СХТ;

      бюджетные и казенные учреждения;

      иностранные организации.

      По УК - не более 25% УК – доля других организаций; организации, в которых доля участия других организаций составляетболее 25 процентов . Данное ограничение не распространяется: на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.

      По среднесписочной численности – не более 100 человек

      По стоимости имущества – до 2012 был ограничитель по стоимости амортизируемому имуществу (ОС+НМА) <=100 млн руб, теперь только ОС

    Порядок принятия к налоговому учету расходов по приобретенным ОС и НМА до применения УСН

    Минимальный налог = Доходы * 1%

      Сумма уплаченного минимального налога включается в состав расходов следующего периода;

      Убытки переносятся на будущее сроком на 10 лет;

      Сумма налога по 1 вар-ту может быть уменьшена на сумму страх платежей в гос фонды и на сумму пособий временной нетрудоспособности, по материнству, но не может быть уменьшена более, чем на 50%.

    К списку вопросов 48: Специальные налоговые режимы

    "

    Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

    Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

    Принят Федеральный закон № 187ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах», на основе которого была введена в действие гл. 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей». Таким образом, был установлен специальный налоговый режим, предусматривающий уплату единого сельскохозяйственного налога. Важно добавить, что установлению налога способствовал эксперимент, который проводился в ряде регионов России, в том числе в Самарской области. Единый сельскохозяйственный налог (далее - ) был призван упростить правила налогообложения и снизить налоговое бремя для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

    Однако первые годы функционирования ЕСХН выявили целый ряд недоработок в его механизме, что предопределило необходимость совершенствования законодательства, причем было принято решение о новой редакции гл. 26.1. Изменения в законодательство были внесены Федеральным законом № 147ФЗ, который вступил в силу с, 1 января 2004 г.

    Действующий режим ЕСХН предусматривает добровольный его выбор плательщиками. Плательщиками налога являются сельскохозяйственные производители, к которым относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и/или выращивающие рыбу, осуществляющие их первичную и последующую (промышленную) переработку, реализующие эту продукцию. Однако не все сельскохозяйственные производители могут перейти на режим ЕСХН, а только при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

    Пример: ООО «Нива» за 9 месяцев реализовало товаров и выполнило работ на сумму 3 млн. 600 тыс. руб. Из них доходы от реализации собственной сельхозпродукции составили 3 млн руб., а доходы от выполнения строительных работ - 600 тыс. руб.

    Доля доходов от реализации сельхозпродукции в общем составляет:

    3 ООО ООО руб.: 3 600 ООО руб. х 100% = 83,3%.

    Поскольку доля превышает 70%, то организация вправе перейти на ЕСХН.

    Подобный расчет составляется за 9 месяцев того года, в котором налогоплательщик подает заявление о применении ЕСХН. В дальнейшем для подтверждения права на применение режима налогоплательщик определяет удельный вес доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства (в том числе прошедшей первичную переработку) ежегодно по итогам налогового периода.

    Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

    1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
    2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
    3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

    При выполнении вышеуказанных условий на уплату ЕСХН вправе перейти крестьянские (фермерские) хозяйства, а также любые сельскохозяйственные предприятия, в том числе относящиеся к индустриальному типу - птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы, которые до 2004 г. не могли быть плательщиками этого налога.

    Плательщики ЕСХН освобождаются от уплаты отдельных налогов и сборов, установленных общим режимом налогообложения. Как следует из таблицы, режим ЕСХН предусматривает замену уплаты налогов, указанных в 1 и 3 графах таблицы, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности плательщиков за налоговый период.

    Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговой базой является денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы определяются по правилам, установленным гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»; расходы поименованы в гл. 26.1 НК РФ и насчитывают 28 позиций. При этом перечень расходов является «закрытым». Для целей налогообложения и доходы, и расходы определяются «кассовым» методом, т. е. по факту их оплаты.

    Ставка ЕСХН составляет 6%. Для сравнения отметим, что сельскохозяйственные организации, работающие на общем режиме, пока налог на прибыль не платят.

    Налоговым периодом по ЕСХН признается календарный год, отчетным периодом - полугодие. По итогам отчетного периода плательщики исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. По итогам налогового периода организации уплачивают ЕСХН не позднее 31 марта следующего года, предприниматели - не позднее 30 апреля. И организации, и предприниматели, и фермерские хозяйства представляют декларации по ЕСХН за полугодие не позднее 25 июля отчетного года. Сроки представления налоговых деклараций по итогам налогового периода совпадают со сроками уплаты годовой суммы налога. Иначе говоря, организации должны подать декларацию не позднее 31 марта, а индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Суммы ЕСХН зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    ЕСХН как специальный режим повторяет концепцию упрощенной системы налогообложения (см. п. 11.2). Главное отличие в том, что ЕСХН предназначен не для широкого круга налогоплательщиков, как упрощенная система, а только для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Но существуют и другие отличия - в условиях перехода, порядке применения и отказа от режима, способах определения налоговой базы, порядке ведения бухучета и т. п. С этими особенностями мы рекомендуем читателю ознакомиться самостоятельно, изучив гл. 26.1 НК РФ.

    Федеральным законом № 68ФЗ внесены изменения в законодательство по ЕСХН, которые вступили в силу с 2006 г. Так, изменены условия перехода на данный режим. Сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставлено право переходить, на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% в общем объеме дохода, полученного по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату указанного налога. Ранее расчеты осуществлялись по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату ЕСХН.

    Перечень расходов, на которые плательщики единого сельскохозяйственного налога вправе уменьшить полученные ими доходы, дополнен новым видом расходов - на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов для налогоплательщиков. Данные расходы могут уменьшать налоговую базу по ЕСХН при условии, что с обучающимися специалистами заключен договор о том, что они после обучения проработают не менее трех лет по полученной специальности у налогоплательщика.

    С 2007 г. порядок уплаты ЕСХН изменяется. Для совершенствования налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и устранения недостатков в порядке применения ЕСХН был принят Федеральный закон № 39ФЗ «О внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй НК РФ и ст. 2.1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах"».

    Поправки, внесенные Законом, имеют весьма существенный характер:

    Введена норма, запрещающая переводить на уплату единого налога на вмененный доход налогоплательщиков ЕСХН, осуществляющих реализацию собственной сельскохозяйственной продукции или продукции ее переработки через собственные магазины, торговые точки, столовые и полевые кухни;
    запрещен переход на уплату ЕСХН налогоплательщикам налога на игорный бизнес и бюджетным учреждениям;
    закреплено положение, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут подавать заявление о переходе на уплату ЕСХН в течение 5 дней с момента их постановки на учет в налоговых органах;
    существенные изменения внесены в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, по ЕСХН в состав расходов теперь можно включать стоимость и , не только приобретенных за плату, но и сооруженных, изготовленных и созданных, в том числе самим налогоплательщиком, в перечень расходов включены также расходы на обязательную сертификацию продукции и услуг, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, расходы на бухгалтерские и аудиторские услуги и т. д.);
    уточнены порядок и сроки представления налоговых деклараций и уплаты ЕСХН;
    изменена ставка налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на ЕСХН и др.

    Упрощенная система налогообложения

    Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации (введения в правовое поле) субъектов малого предпринимательства являются необходимыми условиями для развития малого бизнеса в России и представляют эффективные меры по государственной поддержке этого сектора .

    Специальный налоговый режим, предназначенный для малого бизнеса, первоначально регулировался Федеральным законом № 122ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». На упрощенную систему налогообложения учета и отчетности добровольно (т. е. по выбору) имели право перейти индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работников (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

    На основании федерального закона субъектами Российской Федерации разрабатывались собственные законы, которыми определялись: объект налогообложения (валовая выручка или совокупный доход), конкретные ставки в установленных пределах, пропорции распределения сумм налога между региональным и . В целом семилетний (19962003 гг.) опыт работы упрощенной системы выявил ее «привлекательность» для малого бизнеса, фискальную значимость для бюджета. Однако нечеткость законодательства порождала перманентные налоговые споры по отдельным вопросам исчисления и уплаты налога, поэтому принятие нового закона явилось не только требованием НК РФ, но и велением времени и практики.

    Гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», введение в действие которой определено Федеральным законом РФ № 104ФЗ . Правилами применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) не предусмотрено принятие каких-либо законодательных актов на уровне субъектов РФ по данному вопросу; порядок применения УСН регулируется на федеральном уровне.

    Продолжено законодательное совершенствование УСН, для чего был принят Федеральный закон № 101ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Закон начал действовать, его нормы учтены при изложении материалов данного параграфа.

    Применение УСН предусматривает замену уплаты отдельных налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Как и в прежнем законодательстве, в гл. 26.2 установлено, что переход к УСН или возврат плательщиков к общему режиму осуществляется в добровольном порядке.

    Возможность применения УСН уже не увязана с наличием у организации статуса субъекта малого предпринимательства, как это было, что расширяет круг ее потенциальных плательщиков. При этом в законодательстве установлены ограничения по праву применения УСН. Итак, организация имела право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации не превысил 11 млн. руб. (без учета налога на ).

    Этот показатель составляет 15 млн. руб. Величина предельного размера дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый и официально публикуемый Правительством РФ ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год.

    Указан перечень организаций, не имеющих право применять УСН (например, банки, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг). Не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек; организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о , превышает 100 млн. руб.

    Условия, а также порядок перехода и прекращения применения УСН. Налогоплательщик, перешедший с УСН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

    Объектом налогообложения признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, при этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. В УСН применяется кассовый метод признания доходов и расходов (по дате поступления средств на счета в банках и/или в кассу). Объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиком в течение всего срока применения УСН.

    Существенная особенность УСН состоит в том, что порядок ее применения увязан с правилами исчисления налога на прибыль организаций, определенными гл. 25 НК РФ. Иными словами, при выборе любого объекта налогообложения плательщик формирует его на основании порядка, определенного в указанной главе НК РФ. При этом плательщик УСН обязан вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, иметь первичные документы и аналитические регистры налогового учета. Кроме того, налогоплательщики УСН не освобождаются от обязанностей ведения кассовых операций в соответствии с действующим порядком, они обязаны вести учет средней численности работников по установленным правилам.

    Ставки налога составляют: в случае если объектом налогообложения являются доходы - 6%; в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, - 15%. По действовавшему порядку ставки составляли соответственно 10 и 30%, т. е. произошло относительное снижение налогового бремени.

    Применение УСН вызывает наибольшие сложности при выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. Во-первых, установлены 34 позиции расходов (в их числе материальные расходы, оплата труда, суммы уплаченных налогов и т. д.), которые должны быть документально подтверждены, экономически оправданы и осуществлены только в рамках деятельности, направленной на получение дохода.

    Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов (НМА) принимаются в следующем порядке:

    1) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств во время применения УСН - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;
    2) в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) НМА в период применения УСН - с момента принятия этого объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет.

    В состав основных средств и НМА включается имущество, которое признается амортизируемым в соответствии с гл. 25 НК РФ.

    В отношении основных средств и НМА, приобретенных до перехода к УСН, действует отдельный порядок. При этом стоимость основных средств и НМА принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на УСН.

    Во-вторых, плательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивают минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1% доходов и уплачивается в том случае, если сумма налога, исчисленная по выбранному объекту налогообложения, оказалась ниже, чем сумма минимального налога. Разница между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленного в общем порядке, включается в расходы в следующие налоговые периоды либо увеличивает сумму убытка, которая может быть перенесена на будущее в установленном порядке. Таким образом, режим минимального налога позволяет в условиях значительной либерализации налогообложения по УСН обеспечить «интересы» бюджета.

    Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Указанный убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

    Налоговым периодом по УСН является календарный год, а отчетным периодом - первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и выбранного объекта налогообложения, рассчитанного нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

    Индивидуальные предприниматели, осуществляющие один из 58 указанных в гл. 26.2 видов , вправе перейти на УСН на основе патента. Это относится, например, к таким видам деятельности, как: изготовление изделий народных художественных промыслов; пошив и ремонт одежды, других швейных изделий; ремонт бытовой техники, радиотелевизионной аппаратуры, компьютеров и пр. При этом возможность применения патента относится к тем индивидуальным предпринимателям, которые не привлекают к своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера.

    Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов, начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, девять месяцев, год. Формы патента и заявления на его получение утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Размер такого дохода устанавливается законами субъектов РФ по каждому из установленных видов предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента, производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент.

    Для бюджетной системы РФ в целом значение УСН невелико. Однако для органов этот налог постепенно становится важным доходным источником, учитывая, что с 2006 г. почти вся его сумма будет зачисляться в местные бюджеты.

    К сожалению, налоговая практика по УСН содержит массу спорных моментов, и многочисленные вопросы плательщиков УСН в адрес компетентных органов тому подтверждение. Авторы учебника не могут не отметить следующий парадокс: для прежних плательщиков УСН новая версия оказалось гораздо сложнее, а для тех, кто переходит с общей системы, - несколько проще. Очевидно следующее: упрощенная система не является «простой» и «прозрачной» для плательщиков, поэтому совершенствование законодательства по УСН будет продолжаться.

    Итак, изучив п. 11.1 и 11.2, вы познакомились с двумя специальными режимами налогообложения - ЕСХН и УСН, сходными по своей конструкции и объединенными одним правилом - добровольным порядком применения. Поэтому на практике у потенциальных плательщиков возникает один и тот же вопрос: выгодно ли переходить на эти режимы? Однозначного ответа не существует, в любом случае рекомендуется сделать расчеты по фактическим и/или прогнозным данным, затем сравнить суммы налогов, которые уплачиваются при общей системе налогообложения и специальном режиме.

    Еще один фактор, который необходимо учитывать, связан с НДС. Получив освобождение от уплаты НДС, плательщики специальных режимов могут одновременно «потерять» своих покупателей, которые, осуществляя закупки у плательщиков специальных режимов, не имеют права на налоговый вычет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам). Поэтому в выигрыше оказываются те плательщики специальных режимов, которые продают продукцию конечным потребителям - населению. Участники производственных и оптово-закупочных цепочек, очевидно, должны учитывать этот фактор в процессе принятия решения о переходе на специальный режим.

    Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

    В России предпринимаются меры, направленные на усиление контроля и повышение собираемости налогов в сфере наличных расчетов. Отметим, прежде всего Федеральный закон РФ № 142ФЗ «О налоге на игорный бизнес», который ввел вмененное налогообложение для данного вида деятельности, когда ключевое значение для налогообложения имеют количественные характеристики бизнеса, например число игровых автоматов и т. д. На федеральном уровне принимается решение о введение единого налога на вмененный доход вначале для - для 13 видов деятельности. Взимание налога регулировалось Законом РФ № 148ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» с учетом изменений и дополнений.

    Вступила в силу гл. 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», введение в действие которой определено Федеральным законом № 104ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах». Законодательное регулирование вмененного налогообложения продолжалось особо отметим Федеральный закон № 101ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

    Особенностью единого налога на вмененный доход (в далее - ЕНВД), в отличие от УСН является то, что плательщик не имеет права выбора: если его деятельность подпадает под установленный перечень, он будет обязан платить ЕНВД.

    Система налогообложения в виде может применяться в отношении следующих 13 видов предпринимательской деятельности:

    1) оказания бытовых услуг;
    2) оказания ветеринарных услуг;
    3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
    4) оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
    5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и/ или распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
    6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м по каждому объекту организации торговли;
    7) розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
    8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м по каждому объекту организации общественного питания;
    9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
    10) распространения и/или размещения наружной рекламы;
    11) распространения и/или размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;
    12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 м;
    13) оказания услуг по передаче во временное владение и/или пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

    Если УСН предусмотрена преимущественно для малого бизнеса, то плательщиком вмененного налога может быть любая организация или предприниматель - физическое лицо (однако фактически ЕНВД тоже ориентирован на малый бизнес). Иными словами, ключевое значение здесь - вид деятельности. Для многопрофильных организаций требуется вести раздельный учет результатов деятельности. Общим же для двух систем является то, что, как и при УСН, ЕНВД заменяет собой целый ряд налогов, уплачиваемых по общей системе, но не всех.

    Важно еще раз подчеркнуть, что освобождение от уплаты общих налогов предусматривается только в части предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. При расчете данного налога оперируют не фактическими стоимостными данными по результатам деятельности хозяйствующего субъекта, а некоторыми физическими, легко проверяемыми показателями, отражающими потенциальные возможности получения дохода в данном виде деятельности.

    Основными понятиями режима ЕНВД являются:

    Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке;
    базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода;
    корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.

    Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика, рассчитываемый как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности на величину физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Для исчисления суммы ЕНВД в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности и базовую доходность в месяц.

    Пример: Индивидуальный предприниматель А.П. Соколов имеет 5 автомобилей марки «Газель», которыми осуществляются перевозки грузов. Базовая доходность для данного плательщика в месяц составит:

    6000 X 5 = 30 ООО руб.

    Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2, при этом: К2 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в форме приказа Минэкономразвития РФ. Напомним, что значения этого коэффициента применяются также в режиме УСН.

    К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, особенности места ведения предпринимательской деятельности, иные особенности.

    При определении величины базовой доходности субъекты РФ. А представительные органы муниципальных районов и городских округов, а также органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент Значения корректирующего коэффициента определяются для всех категорий плательщиков на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

    Ставка ЕНВД установлена в размере 15% величины вмененного дохода. Налоговым периодом является квартал. Уплата налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Сумма ЕНВД уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное , уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% .

    ЕНВД ранее называли региональным налогом, так как законами субъектов Российской Федерации определялись: порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД, в пределах установленного перечня; значения коэффициента К. Однако, с 2006 г. эти права переданы органам местного самоуправления, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, где в целях сохранения единства городского хозяйства решения по ЕНВД принимаются законами данных субъектов РФ.

    В совокупности с единым налогом по УСН этот налог призван играть важную роль в составе доходов местных бюджетов. Данное решение представляется справедливым, учитывая наличие значительных резервов повышения собираемости налогов по специальным режимам за счет лучшего налогового администрирования именно на местном уровне (организация рейдов, проверок полноты и своевременности уплаты налогов налогоплательщиками, находящимися и осуществляющими деятельность в конкретном муниципальном образовании).

    В заключение отметим, что вмененное налогообложение не является «изобретением» нашей страны, его применяют многие страны. Во Франции, например, подобный налог был введен сразу после Второй мировой войны и рассчитан на вовлечение малых организаций в цивилизованные рамки налогообложения, но при относительно низких ставках. Налог просуществовал до 1998 г., затем был отменен.

    Применение ЕНВД в России вряд ли определяется только фискальными целями. При этом методика налога не отличается гибкостью, т. е. не учитывает всей совокупности факторов, влияющих на результаты финансовой деятельности хозяйствующих лиц. Кроме того, налог не содержит стимулирующих элементов, правила его взимания противоречивы. Универсальным показателем для налогообложения является прибыль организации. Именно налог на прибыль отвечает требованиям либеральной рыночной экономики. Однако, коль скоро отдельные представители бизнеса в России «уходят» от налога на прибыль, а налоговые органы не в силах собрать его в полной мере, вводится ЕНВД, основная задача которого - перевести всех потенциальных плательщиков в легальный сектор. Поэтому ЕНВД должен иметь временный характер.

    Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

    Освоение месторождений минерального сырья на условиях раздела продукции является одним из методов привлечения крупных долгосрочных иностранных и отечественных инвестиций в минерально-сырьевой комплекс. Нормы и правила, необходимые для функционирования соглашения о разделе продукции (далее - СРП), определяются Федеральным законом № 225ФЗ «О соглашениях, о разделе продукции» с учетом изменений и дополнений. Согласно этому закону, СРП - это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. При этом инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями федерального закона.

    Существенные особенности СРП состоят в том, что при его осуществлении применяется специфический механизм налогообложения. Это определено гл. 26.4 НК РФ «Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции», которая вступила в силу. На основе Федерального закона № 65ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса РФ, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ».

    Предусмотренный гл. 26.4 НК РФ специальный налоговый режим при выполнении СРП предусматривает замену уплаты совокупности отдельных налогов и сборов разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. В этом заключается принципиальное отличие налогообложения при выполнении СРП от иных специальных режимов налогообложения.

    Налогоплательщиками признаются организации, являющиеся инвесторами СРП, причем не только юридические лица, но и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц. Инвестор вправе поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением специального налогового режима, оператору (с его согласия), который осуществляет предоставленные ему полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

    От условий раздела продукции зависит или уплата инвестором определенных налогов и сборов, или его освобождение от их уплаты. При этом в ряде случаев предусмотрено возмещение инвестору сумм уплаченных налогов (в том числе за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту Российской Федерации, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных налогов и сборов).

    Главой 26.4 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы по некоторым налогам, в частности - налогу на прибыль организаций, НДС и налогу на добычу полезных ископаемых. При выполнении соглашений о разделе продукции налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставленного инвестору, а если в качестве инвестора выступает объединение юридических лиц, каждое из них подлежит постановке на учет по месту нахождения участка недр. Данный специальный режим налогообложения призван обеспечить стабильность, неизменность и предсказуемость условий налогового законодательства на весь срок действия СРП, инвестиционную привлекательность СРП, уменьшение налогового бремени для инвесторов.

    В заключение отметим, что система специального налогообложения имеет широкий международный опыт применения. Назначение этих режимов - дать преимущество отдельным группам плательщиков как по отраслевому принципу (например, единый сельскохозяйственный налог), так и для стимулирования отдельных форм предпринимательства (например, упрощенная система налогообложения стимулирует развитие малого бизнеса). Сложность привлечения иностранных инвестиций на длительный срок в сырьевые отрасли также потребует серьезных изменений налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, направленных на обеспечение большей стабильности, прозрачности и соответственно привлекательности для инвесторов. Таким образом, специальные налоговые режимы осуществляют определенную дифференциацию налоговой системы в соответствии с конкретными условиями развития экономики.
    Вверх

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное