Домой Кредитные учереждения Государственный кредит и его сущность. Учебник: Финансы

Государственный кредит и его сущность. Учебник: Финансы

Тема 16. Государственный кредит

2. Функции государственного кредита

3. Классификация государственных займов

4. Российская Федерация как гарант и кредитор

5. Региональные и муниципальные займы

1. Сущность и значение государственного кредита

Государственный кредит - совокупность экономических от­ношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридиче­скими лицами - с другой, при которых государство высту­пает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Основная классическая форма кредитных отношений - го­сударство выступает в качестве заемщика средств.

Как экономическая категория государственный кредит нахо­дится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита - имеет особенности и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и ис­пользование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов: 1) добровольный характер; 2) возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма должна быть возвращена с процентами.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

1. Через распределительную функцию государственного кре­дита осуществляется формирование централизованных денеж­ных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве за­емщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется ре­финансированием (реструктуризацией) государственного долга.

2. Регулирующая функция государственного кредита: вступив в кредитные отношения, государство вольно или невольно воз­действует на состояние денежного обращения, уровень процент­ных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и за­нятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может про­водить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая зай­мы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства фи­зических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос.

3. Контрольная функция государственного кредита органиче­ски вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особен­ностями этой категории:

1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность по­лучения средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Функции государственного кредита : 1. фискальная (распределительная). 2. регулирующая. 3. контрольная.

Через фискальную функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства, выступая в качестве заемщика через выпуск и размещение государственных, ценных бумаг, государство обеспечивает себя дополнительными средствами для финансирования своих расходов. Это происходит при бюджетном дефиците. Таким образом государство увеличивает доходную часть бюджета и погашает дефицит,положительное воздействие государственного кредита в том, что с его помощью налоговое бремя более равномерно по времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственных займов, не увеличиваются, что пришлось бы сделать, не используя государственный кредит. Зато потом, когда взятый кредит должен быть погашен, налоги взимаются и для уплаты и для погашения процента по нему. Во всем мире широко применяется процедура рефинансирования для выплаты долгов по государственному кредиту (это выпуск и размещение новых государственных займов для погашения долгов по уже выпущенным).

Гос кредит – один из самых действенных инструментов регулирования экономики в руках у государства, и вступая в кредитные отношения, государство активно воздействует на состояние денежного обращения, на размер денежной массы, на уровень ставок на рынке ссудных капиталов. Сознательно используя государственный кредит, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Размещая свои ценные бумаги среди физических и юридических лиц, государство уменьшает их свободные денежные средства, таким образом, уменьшая денежную массу. Обычно государство поступает так, когда хочет уменьшить платёжеспособный спрос и таким образом сократить инфляцию. Когда государство хочет увеличить количество денег в обращении, оно скупает свои ценные бумаги. Кроме денежной массы государство забирает с рынка ссудных капиталов свободные финансовые ресурсы. Рынок ссудных капиталов включает часть рынка ценных бумаг и часть банковской системы. Когда государство выступает на рынке ссудных капиталов, оно уменьшает или увеличивает спрос на кредит и таким образом воздействует на цену кредита. Чем больше средств с этого рынка отвлекается на государственные нужды, тем меньше их остается для удовлетворения других потребностей и поэтому дороже становится кредит. При признаках инфляции государство стремится к рестрикции (уменьшение, сжатие кредита). За счет средств, полученных с помощью размещения государственных займов, государство может создать новые рабочие места. Государство может предоставить кредит тем предприятиям, в деятельности которых оно заинтересовано.

Контрольная функция государственного кредита связана с контрольной функцией финансов, а вытекает как из природы кредита, так из функций государства. Контрольная функция государственного кредита тесно связана с деятельностью государства и состоянием его централизованного фонда денежных средств. Эта функция контролирует движение стоимости в двустороннем порядке, так как государственный кредит основан на принципе возвратности. В контрольный механизм, кроме финансовых структур включены ещё и кредитные, если же говорят о том, что именно контролируется, то имеет место 3 момента :

В современном мире займом уже никого не напугаешь. Каждый третий человек хотя бы раз в своей жизни подавал документы на оформление банковского кредита, у каждого пятого существует кредитная карта с возобновляемым лимитом. А рынок ипотеки растет уверенно с каждым годом, несмотря на снижение стабильности российской экономики, которое было вызвано введением санкций.

Сущность и функции кредита сегодня вызывают к себе большой интерес. С экономической точки зрения кредит определяется как договор между кредитором (банком или иной организацией) и заемщиком (физическим или юридическим лицом).

Но далекий от экономической науки человек, пусть даже он и является активным пользователем кредитной линии определенного банка, редко задумывается о полезности займов, о том, какие же функции кредита существуют. Срок и условия предоставления такого займа описываются в специально создаваемом кредитном договоре. Обе стороны обязательно закрепляют его своими подписями, и только после этого он может считаться вступившим в силу.

Кредит в современном обществе

Сущность и функции кредита являются больше экономическими категориями. Не имеющему должного образования человеку трудно разобраться во всех тонкостях этих понятий.

Сущность кредита как раз и состоит в предоставлении денежной ссуды. Заемщик может выделять финансовые средства как на определенную цель (всем знакомо понятие автокредита или ипотеки - цель: приобретение автомобиля или квартиры соответственно) и на другие нужды (потребительский кредит). Заемщик (в данном случае физическое лицо) обязуется вернуть заем в оговоренные в кредитном договоре сроки с причисленными процентами.

Экономисты выделяют две основные функции кредита. Это перераспределительная и замещение денежных средств кредитными.

Перераспределительная функция

Полученная ссуда позволяет распределить денежные средства таким образом, что они по договорам займов передаются из пользования одной организации в другую. Таким образом, ведется непрерывное течение денежных потоков. Это позволяет вывести свободные средства из организации-кредитора и передать частному лицу для вложения на счет другой организации.

Примером, где демонстрируется перераспределительная функция кредита, может служить обычный потребительский займ: выданные банком средства передаются заемщику, а он, в свою очередь, приобретает на них корпусную мебель, и полученные деньги поступают в процессе покупки на счет мебельной организации.

Функция замещения

Денежные средства, выделенные посредством оформления кредита, позволяют заместить реальные денежные знаки безналичными средствами. Многие люди сейчас активно пользуются кредитными картами определенных банков - функция замещения в действии. Это приводит к уменьшению времени проведения сделки (безналичные денежные средства без дополнительной проверки подлинности поступают на счет практически мгновенно) и упрощает процесс перевода денежных средств.

Помимо перечисленных выше, экономисты выделяют еще три дополнительные функции кредита.

Экономия издержек

Банкноты со временем теряют свой первоначальный внешний вид, истираются, приходят в негодность. И возникает необходимость в выпуске новых банкнот в обращение, а значит, создаются затраты на их производство. Безналичные денежные средства позволяют эти затраты минимизировать или вовсе свести к нулю, так как для их пользования не нужно печатать новые банкноты.

По сути, это экономия не только средств на изготовление новых денежных знаков, но и времени: процесс печати с использованием современных средств защиты банкнот довольно трудоемкий. Он начинается с подготовки специальной основы - бумага определенного состава изготавливается на предприятиях из хлопкового волокна, в нее закладываются защитные нити, после чего она отправляется на пресс и должна высушиться. Далее уже производится печать в несколько этапов, нанесение водяных знаков, тиснение, делается голографическое изображение и прочее.

Функция усиления роста капитала

Даже несмотря на то, что кредит придется вернуть по истечении срока договора, использование заемных средств приводит к увеличению совокупной прибыли заемщика (частного лица или организации). Вместо того чтобы смиренно год за годом копить деньги на приобретение автомобиля, довольно просто оформить автокредит и купить машину уже сейчас.

Несмотря на начисление процентов, это окажется выгодным - инфляция год за годом будет обесценивать деньги, уменьшая фактически ваши накопления, и ждать возможности приобрести собственный автомобиль придется дольше.

Стимулирующая функция

Все озвученные функции кредита позволяют обосновать необходимость использования банковских займов и охарактеризовать их с положительной стороны для экономики страны в целом.

Получение кредита всегда стимулирует заемщика на развитие: получивший ссуду в банке человек может открыть собственный бизнес, пустить деньги на расширение существующей жилплощади, построить дачу и прочее. Если кредит предоставляется организации, то она расширяет производство, закупает новое оборудование, открывает дополнительные линии, что в целом ведет к росту.

Формы кредита

Функции и формы кредита условно разделяются на две категории в зависимости от характера: национальный кредит и международный. Эти формы, в свою очередь, подразделяются на денежные и товарные.

Денежными являются банковский, межбанковский, государственный, ипотечный, ломбардный, потребительский кредиты. Товарными - коммерческий, потребительский, лизинговый.

Все эти формы широко используются в современном мире на разных уровнях, начиная с простого (банк - клиент) и доходя до более сложных (государство - правительство).

Основные принципы кредитования

В чем заключаются принципы и функции кредита? У любого займа существуют следующие основы:

  • Срочность: срок действия кредита устанавливается четко и отражается в договоре. После подписания период возможно изменить только за счет заключения дополнительных договоров (некоторые банки позволяют уменьшить срок займа при досрочном погашении).
  • Возвратность: кредит необходимо вернуть по окончании срока полностью с причисленными процентами. Если возврат займа не будет произведен, то банки могут передать права на него другим организациям (коллекторским агентствам), которые будут взыскивать с должника кредитные средства.
  • Платность: за использование кредита с заемщика взимается определенный процент, указанный в договоре. После подписания процент по займу изменить уже нельзя. Если существует такая необходимость, то предыдущий кредит закрывается, и открывается другой - по новым процентам.
  • Надежность: проверка способности заемщика вернуть кредитные средства в прописанные договором сроки. Этим занимаются служба безопасности банка и специальная скоринговая система, которые отсеивают неплатежеспособных заемщиков.
  • Целевой характер: каждый кредит должен быть обусловлен определенной целью. Это может быть ипотека (цель - приобретение квартиры), автокредит (цель - приобретение автомобиля), товарный кредит (приобретение товара) и прочее.

Классификация кредитов по срокам

Россия и страны Европы выделяют следующие виды займов в зависимости от их срока:

Краткосрочные кредиты: до одного года (Европа), от трех до шести месяцев (Россия);

Среднесрочные кредиты: от одного до трех лет (редко пять лет) в Европе, от шести месяцев до одного года в России;

Долгосрочные кредиты: свыше пяти лет (Европа), свыше одного года (Россия).

Однако в РФ эту классификацию довольно часто упрощают, оставляя только два вида кредитов: краткосрочный (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года).

Государственный кредит

В чем же заключаются функции государственного кредита? В отличие от привычного для любого человека банковского займа, он представляет собой заемные отношения между государством (кредитором) и правительством или государственной властью (заемщиком).

Государственные кредиты могут быть как внутренними (денежные средства выделяются внутри какой-либо страны от государства для правительства) или внешними (от одного государства для другого государства).

Существуют две основные формы государственного кредита:

С выпуском облигаций;

Без выпуска облигаций: займ берется либо векселями, либо денежными средствами.

Государственный кредит по своей экономической сущности выполняет следующие функции:

Распределительная;

Регулирующая;

Контрольная.

Все функции государственного кредита направлены на поддержание экономики страны на достаточном для функционирования уровне.

  • Распределительная функция кредита помогает высвобожденные денежные средства направлять в те сферы экономики, где они наиболее необходимы, например в здравоохранение или социальные фонды.
  • Регулирующая функция кредита позволяет государству проводить ту финансовую политику, которую оно сочтет нужной. Во время регулирования ведется контроль над процентными ставками на рынке кредитования, осуществляется воздействие на обращение денежных средств.
  • Контрольная функция кредита позволяет государству контролировать цели использования заемных средств, сроки и своевременность их возврата.

Подводя итог, следует сказать, что функции кредита в экономике являются действительно значимыми. Посредством предоставления займов появляется возможность контролировать финансовые отношения участников рынка и проводить множество сделок с использованием денежных средств.

государственный кредит стоимость валовой

Сущность кредита как экономической категории проявляется в его функциях, раскрытие которых позволяет установить связь данной категории с системой экономических отношений. Потеря кредитом своих функций фактически означает исчезновение самой этой экономической категории. Государственный кредит как финансовая категория выполняет:

Распределительную;

Регулирующую;

Контрольную функции.

Эти функции кредита тесно связаны между собой, определяя в своей совокупности определенную экономическую роль кредитных отношений. Экономическая роль кредита заключается в перераспределении стоимости на основе платности, срочности, обеспечения и возврата.

1. Распределительная функция.

Посредством распределительной функции государственного кредита осуществляются формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых ресурсов. Выступая в качестве кредитополучателя, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Государственный кредит является основным источником финансирования бюджетного дефицита.

В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета -- более эффективное и разумное средство по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег). Объясняется это тем, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структурам, но совокупный спрос на деньги и их количество в обращении не меняются. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, из обращения изымается избыточная денежная масса.

Положительное значение государственного кредита для экономики состоит также в более равномерном распределении налогов во времени. Дело в том, что долгосрочные государственные займы представляют собой форму привлечения денежных средств будущих поколений для финансирования современных потребностей. Такой подход оправдан в финансировании создания крупных производственных объектов, путей сообщения, долговременных объектов инфраструктуры. Благодаря государственному кредиту удается избежать увеличения налоговой нагрузки на нынешнее поколение. Дополнительные доходные источники государству потребуются, когда наступят сроки погашения займов и уплаты процентов по ним. Однако будущие поколения не ощутят усиления налоговой нагрузки, если будет обеспечено производительное вложение мобилизованных с помощью государственного кредита финансовых ресурсов. Вновь введенные объекты начнут приносить прибыль, и государству не придется вводить новые налоги и другие обязательные платежи или увеличивать действующие.

Иное дело, если средства, мобилизованные с помощью государственных займов, направляются на финансирование военных расходов, выплату заработной платы, пенсий, иных текущих расходов -- т.е. на непроизводительное использование. В этом случае перед будущими поколениями встанет дилемма: вводить новые налоги и ужесточать механизм действующих платежей либо выпускать новые займы, чтобы рассчитаться по старым долгам.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Тяжесть налогового бремени, обусловленного государственными займами, зависит от их сроков и доходности для инвесторов. Длительные сроки заимствования средств государством и невысокий уровень дохода по государственным займам оказывают меньшее давление на налоговую нагрузку, и наоборот, краткосрочные займы со сравнительно высокой доходностью для инвесторов уменьшают финансовые возможности государства по снижению налогов. Кроме того, сокращение сроков заимствования способствует увеличению стоимости обслуживания дефицита государственного бюджета. В целом рост государственного долга обусловливает рост налоговых поступлений, направляемых на его погашение.

2. Регулирующая функция.

Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство снижает платёжеспособный спрос.

Выступая на финансовом рынке в качестве заёмщика, государство увеличивает спрос на заёмные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. До определённого момента этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счёт позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит оказывает регулирующее воздействие на объём производства и занятость, которое проявляется в следующем:

а) в поддержке среднего и малого бизнеса при их кредитовании коммерческими банками под государственные гарантии. Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

б) кредитование экспорта отечественных товаров;

в) выдаче кредитов другим государствам и зарубежным фирмам с условием закупки товаров у отечественных производителей или закупки товаров национального производства за счет государственных займов и др.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счёт бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определённых районов или необходимых направлений экономики.

3. Контрольная функция.

Данная функция связана с деятельностью государства по формированию и управлению централизованным фондом денежных средств. Государственный кредит в этой функции связывает в одно целое финансовые структуры и кредитные инструменты, которые контролируют целевое использование средств, сроки их возврата, своевременность уплаты процентов.

Таким образом, можно выделить ряд признаков, характеризующих контрольную функцию:

· государственный кредит тесно связан с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

· государственный кредит охватывает двухстороннее движение стоимости, то есть предполагает возвратность предоставляемых в кредит средств.

· контроль осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Существует отличие в выполнении контрольной функции кредита со стороны кредитора и со стороны заемщика. Кредитор имеет возможность осуществлять контроль как за объектом кредита (одолженные стоимости), так и за деятельностью заемщика. Заемщик не имеет возможности контролировать деятельность кредитора, он осуществляет контроль лишь за движением одолженной стоимости (т.е. контролирует лишь объект кредитных отношений).

В заключение отметим, что благодаря реализации своих функций, кредитные отношения активно влияют на процессы воспроизводства и накопления капитала как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях.

2. Регулирующую

3. Контрольную.

1) Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат тридцать - пятьдесят лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

2) Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996г.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в тоже время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовым рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитом, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

3) Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденными особенностями этой категории:

тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств.

охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств.

осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

В зависимости от целей, инструментов, методов осуществления государственный кредит может оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на общеэкономическое и социальное развитие государства.

Виды государственных займов

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

1. По субъектам заемных отношений - займы, размещаемые
центральными и территориальными органами управления.

2. По месту размещения - внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке - рыночные и нерыночные. Рыночные
займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного

дефицита они основные. Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

4. В зависимости от срока привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные. В Италии казначейские векселя выпускаются сроком на 3,6,12 месяцев, в Японии - 60 дней, Великобритании - 91 день. Исключением является Германия, где казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет. В некоторых странах для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком
погашения 2-3 года, в США - от 1 до 10 лет. Привлечение средств на более
длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.

5. По обеспеченности долговых обязательств - закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид - процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства

бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20 - 30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобную ситуацию позволяют два варианта:

1) покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвестор не проявит интереса ко второму займу;

2) систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Такие займы имеют большой недостаток - должник не в состоянии спланировать свои расходы. Но этот вариант решает все названные проблемы.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом в 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, то инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый займ и погасив старый.

Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и по частям. Если займ гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются 3 варианта: займ погашается равными частями в течение определенного срока, например, 4 лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США, ежегодно будет выплачиваться 2,5 млн. долл.; возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй - 2 млн. долл., в третий - 3 млн. долл., в четвертый - 4 млн. долл. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль; снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 4 млн. долл., во второй - на 3 млн. долл. и т.д. такая система предпочтительнее, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.

Новое на сайте

>

Самое популярное