Домой Кредитные карты Специфические черты финансовых отношений как особой сферы денежных отношений. Экономическая сущность финансов и финансово-кредитной системы

Специфические черты финансовых отношений как особой сферы денежных отношений. Экономическая сущность финансов и финансово-кредитной системы

Финансы – совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), доходов от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые ими для решения социальных и экономических задач.

Термин финансы возник в 15 веке в торговых рядах Италии. И сначала обозначал любые денежные отношения. В дальнейшем этот термин получил международное распространение начал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондовых денежных средств(где нет денег там не может быть финансов). Сущность финансов как экономической категории в том, что они всегда имеют денежное выражение. Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах. Кроме того движение всех инвестиционных капиталов, других ценностей заменяющих в определённый момент времени денежные средства(драгоценные металлы, ценные бумаги, имущество и т.д.).

Финансы – это экономические отношения связанные с формированием, распределением и использованием фондом денежных у субъектов участвующих в создании совокупного общественного продукта. Финансы это многогранное экономическое явление. Денежные средства – это деньги которые находятся в полном распоряжении хозяйствующего объекта или частного лица и используются ими свободно без всякой цели и ограничений.

Денежные фонды – это обособившаяся часть денег имеющаяся целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. Финансовые ресурсы – это деньги задействованные реально функционирующие в экономике в качестве финансовых средств, обращения, платежа, измерения цен и сбережения.

Особенности:

1) денежный характер финансовых отношений;

2) распределительный характер финансовых отношений;

3) в процессе распределения у экономических субъектов формируются денежные доходы, поступления и накопления, которые используются для решения социальных и экономических задач.

Материальными носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

Финансы выполняют следующие функции:

  1. Распределительная или перераспределительная . Означает участие финансов в распределение и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферой материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д.
  2. Контрольная. Это контроль за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению.
  3. Регулирующая! . Связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства(это государственные расходы, налоги, государственный кредит).

Существует ряд определённых функций финансов:


  1. Образование публичных и частнохозяйственных денежных доходов.
  2. Использование публичных и частнохозяйствующих денежных доходов.
  3. Контрольная.

Существуют следующие принципы финансов:

  1. Принцип единства. Основан на том что существует единство законодательной и нормативно-правовой базы, денежной, кредитной и налоговой систем, единство форм финансовой документации и отчётности, единство порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учёте.
  2. Принцип сбалансированности. Означает, что стоимостная оценка имущества хозяйствующих субъектов имеет конкретные источники формирования, за счёт поступлений и доходов, в том числе собственных, заёмных и привлечённых средств. Если имущество формируется за счёт собственных доходов, то отсутствует обязательство и внешняя задолженность перед контрагентами, при этом всегда существуют обязательства перед бюджетом и внебюджетными фондами. Если имущество формируется за счёт банковского и коммерческого кредита, то возникают финансовые обязательства и образуется кредитная задолженность перед контрагентами. Принцип сбалансированности бюджета и государственных внебюджетных фондов означает что объём запланированных расходов должен соответствовать общему объёму доходов, формируемых из налоговых и неналоговых поступлений, а также заёмными средствами.
  3. Принцип целевой направленности. К традиционным целям предпринимательской относится - получение прибыли, повышение рентабельности производства, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточность материальных трудовых и финансовых ресурсов. К целям государственных финансов относятся – мобилизация доходов в форме налогов и сборов, перераспределение ресурсов с утверждёнными параметрами и направлениями развития в социальных сферах, государственных и муниципальных секторах экономики.
  4. Принцип диверсификации(проявляется двояко). 1. Инвестирование денег из различных источников в разные объекты имущества. 2. В создании многопрофильных предприятий, которые занимаются различными видами предпринимательской и некоммерческой деятельностью. Диверсификация обеспечивает общий рост доходов, позволяет снизить риск банкротства и повысить конкурентоспособность организации. Вмести с тем, она сопряжена со значительным отвлечением финансовых ресурсов, что требует высокой манёвренности в их использовании.
  5. Принцип стратегической ориентированности. Означает, что для достижения конкретных целей следует выработать чёткую стратегию мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающую оптимальное и эффективное функционирование сферой производства, услуг, включая не только покрытия текущих затрат, но и вложения инвестиционного капитала на долгосрочную перспективу.

· денежный характер;

· распределительный характер;

· императивность;

· безэквивалентность.

Понятие финансов и их состав.

Совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей. Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы состоят из:



Денежных фондов.

Инвестиций.

Коммуникативных финансовых отношений.

Взаимосвязь и отличия экономических категорий «деньги» и «финансы»

Важнейшее отличие между «Деньгами» и финансами – их функции:

1. Объем понятия финансы – понятие значительно шире, в состав которого входят и денежные отношения.

2. Происхождение «деньги» появилось на заре современной цивилизации и использовалось в качестве универсального товара. Финансы возникли вместе с централизацией государственной власти и развитием экономических институтов.

3. Деньги служат для накопления, платежа, определения стоимости, международных расчетов. Финансы призваны направлять и перераспределять денежные потоки, стабилизируя цены, контролируя доходы и расходы.

4. Деньги всегда можно подсчитать, подобрать эквивалент определенной сумме и найти ей выражение (камни, золото, металл и т.д.). Финансовые отношения представляют совокупность денежных потоков, поэтому выразить их в какой-либо форме можно далеко не всегда.

Характеристика объектов финансовых отношений.

Объектом данных отношенийявляется Национальное богатство и производственный ВВП.

С одной стороны распределение ВВП является законом, необходимостью, а с другой именно ВВП как объект финансовых отношений характеризует нормальную финансовую ситуацию: общество распределяет и соответственно потребляет или накапливает то, что оно создает.

В условиях, когда объектом является национальное богатство, для формирования доходов используется то, что создано предыдущими поколениями или дано природой.

Формирование финансовой системы рыночного типа в Российской Федерации.

Либерализация цен

В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни.



Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991-1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень жизни большинства населения резко снизился, инвестиции за 1991-1998 годы упали на 70 %.

Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, росту неплатежей, обесценению заработной платы, обесценению доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков.

Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств.

Либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие.

Приватизация

Летом 1992 года началось осуществление программы приватизации. К тому времени в результате проведённой либерализации цен российские предприятия остались практически без оборотных средств. Реформаторы стремились провести приватизацию максимально быстро, потому что главной целью приватизации они видели не создание эффективной системы хозяйствования, а формирование слоя собственников как социальной опоры реформ. «Обвальный» характер приватизации предопределил её практически бесплатный характер и массовые нарушения законодательства.

В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов». В то же время появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.

Одним из основных аргументов за приватизацию и ликвидацию структур хозяйственного управления в СССР и в России были слишком большие размеры предприятий, а также монополизация и централизация советской экономики. Ради демонополизации любому входящему в объединение предприятию было разрешено приватизироваться отдельно от этого объединения. Как правило, это приводило к тяжким негативным последствиям

Программа 500 дней

После выборов народных депутатов РСФСР (1990) повое российское руководство (Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. И. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, попыталось предпринять собственные шаги по экономическому реформированию. Летом 1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть центра. Но Горбачев отказался от поддержки этой программы.

В этих условиях руководство России заявило, что начнет осуществление предложенной программы в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада.

Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план не был даже обсужден из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991 г. Президентом России был избран Б. Н. Ельцин. Его избрание трактовалось как поддержка почти 60% участниками выборов курса на радикализацию и ускорение экономических реформ.

Образование в России Министерства финансов, его становление и роль в развитии финансовой системы государства.

Образовано: 8 сентября 1802 г. (кстати, наш профессиональный праздник). Манифестом Александра I

Первый министр: ВАСИЛЬЕВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ.

Задачи на тот период: управление доходами, расходами и план расходов на следующий год.

В состав минфина входило множество департаментов, в том числе: Внеш. торговли; Мануфактур и внутр. торговл; деп-т податей и сборов и т.д.; и управления: Монетной, Горной и Соляной части

Минфин Российской империи просуществовал до 1917 г. В 1917 Учреждён Наркомат финансов.

С 1946 г. Министерство финансов СССР

1992 г. – создание Министерства финансов РСФСР (в том же году переименовали РСФСР в РФ)

Во 2й половине 19 века роль Минфина возросла в связи с проводимыми в стране реформами. В том числе: Крестьянская реформа и связанной с ней выкупной операцией (которой руководил Минфин). Также увеличился гос аппарат, развивалась торговля и промышленность. Минфин управлял казенной промышленностью и вел надзор за частной промышленностью и торговлей. Руководил кредитно-банковской системой. Занимался акцизами и в целом «питейными делами».

Минфин СССР - обеспечивало проведение в жизнь финансовой политики СССР и осуществляло общее руководство организацией государственных финансов в стране

Минфин РФ- федеральное министерство, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, осуществляющее общее руководство в области организации финансов в РФ

48. «План финансов» М.М.Сперанского, его содержание и значение.

В первые годы царствования Александра I эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно.

Потребовали крупных расходов войны с Турцией (1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.). Инфляционный процесс в России обесценивал денежные накопления имущих слоев. Обесценение ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. И все это вместе взятое сдерживало развитие капиталистических отношений.

В этих условиях правительство Александра I предприняло мероприятия, способствовавшие стабилизации денежного обращения, в основу которых был положен «План финансов», подготовленный в 1809 г. известным государственным деятелем этой эпохи М.М. Сперанским при содействии профессора Н.С. Мордвинова

В соответствии с «Планом финансов» денежную реформу предполагалось провести путем изъятия и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций , а также учреждения нового эмиссионного банка , который должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, планировавшихся выпустить в обращение.

Помимо этого, по «Плану» предполагалось улучшить организацию монетной системы России, основой которой должен был стать серебряный рубль .

Сперанский отрицательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым ликвидировать их обращение в стране. Сперанский предложил меры по улучшению организации системы внутреннего государственного кредита, в основе которых лежала идея трансформации (консолидации) части текущего беспроцентного долга в виде выпущенных в обращение ассигнаций в долгосрочный долг с уплатой государством процентов кредиторам. Для этого Сперанский предлагал выпустить долговые процентные обязательства - облигации долгосрочного государственного займа и продать их всем желающим за ассигнации.

Из «Плана финансов» в жизнь были претворены только некоторые положения. В Манифесте 2 февраля 1810 г. все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской империи, говорилось о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций и о решении погасить указанный долг путем заключения внутреннего заема. Кроме того, этим же Манифестом увеличивались подати и налоги с целью повышения расходов в бюджет государства.

Однако этот заем был сразу же обречен на провал. Он был реализован лишь на 3,2 млн руб. из 100 млн ассигнационных рублей. Дефицит свободных денежных капиталов в стране стал одной из основных причин неудачи займа.

В результате в Российской империи получил развитие особенный вид государственного кредита, возникший при Екатерине II и получивший развитие в правление Александра I, - постоянные заимствования из казенных банков кредитных ресурсов, поступавших в качестве вкладов от частных лиц и учреждений.

Идеи М.М. Сперанского были забыты, а правительство не могло завершить реформы в связи с начавшейся войной в 1812 г.

49. Особенности финансовых отношений в ходе революционных преобразований России в 1917 году.

Временное правительство, управлявшее страной с марта по ноябрь 1917 года (по новому стилю), впервые в истории России ввело рационирование (карточное распределение) хлеба и некоторых других продуктов для городского населения. Оно выпустило собственные бумажные деньги, слившиеся с царскими деньгами в одну обесценивающуюся массу.

В рамках политики революционного насилия захват Государственного банка и национализация коммерческих банков были одними из первых мероприятий советской власти. Овладение Госбанком означало непосредственно, во-первых, переход в руки большевиков той части золотого запаса России, которая хранилась в Петрограде, во-вторых, контроль над эмиссией бумажных денег.

Все государственные займы царского и Временного правительств отменялись.

Хотя вклады в банках формально не были конфискованы или аннулированы, на деле использовать эти деньги стало невозможно.

Единственной формой «сбережений», доступной населению, оказались бумажные деньги. Реальности большой инфляции не сразу стали очевидны народу, особенно крестьянству.

Декретами в 1918 году владение драгоценными металлами и иностранной валютой было запрещено под угрозой жесточайших наказаний; эти ценности подлежали сдаче в учреждения Народного банка.

Советская власть продразверсткой изымала у крестьян всю продукцию сверх физически необходимой части (а часто и эту часть). Она пыталась дать мужику в порядке продуктообмена промышленные товары, но этих товаров катастрофически не хватало.

Карточное снабжение, дифференцированное по классовому признаку, производилось по искусственно низким твердым ценам, которые не имели ничего общего с ценами вольного рынка.

Специфические черты финансовых отношений как особой сферы денежных отношений.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

По мнению ученых Мельникова В.Д., Ильясова К.К. сущность финансов раскрывается с помощью следующих специфических признаков:

· денежный характер;

· распределительный характер;

· движение денежных фондов различного целевого назначения;

· императивность;

· безэквивалентность.

Первые два признака – денежный характер и распределительный характер – лишь ограничивают круг финансовых отношений, а свойственная финансам фондовая форма существования, обязательный, безэквивалентный характер движения стоимости в одностороннем порядке подчеркивают специфические особенности финансов как особой экономической категории.

Российский экономист Родионова В.М. отмечает, что финансам присущи денежная форма стоимости; распределительный характер; формирование денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Таким образом, выясняя сущность и специфику финансов, можно выделить три их признака: денежный характер, распределительный характер, а также формирование и использование финансовых ресурсов.

2. Финансовая система как совокупность форм денежных отношений.

Наиболее важной составляющей целостной системы государственного регулирования социально-экономического развития страны является финансовая система. Она отражает всю совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов. При этом под финансовыми ресурсами понимается совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия, учреждения, организации и государство.

Финансовая система в широким смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации.

В узком смысле слова – это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения государственной налоговой службы.

В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:

1. Функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи. Например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование - один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;

2. Территориальность - каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов.

3. Единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.

Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения.

Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему Республики Беларусь, выделяются три основные сферы:

¡ Финансы предприятий, учреждений, организаций. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

¡ Страхование. Значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между участниками страхования;

¡ Государственные финансы. Представляют собой денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

В настоящее время некоторыми экономистами сфера страхования заменяется более широкой – финансовый рынок. Финансовый рынок – рынок, где объектами купли-продажи являются деньги или ценные бумаги, их заменяющие. Тремя основными составляющими финансового рынка являются:

Рынок банковских ссуд (кредитный рынок);

Рынок ценных бумаг;

Валютный рынок.

Между ними нет четкой грани, все три сегмента тесно взаимосвязаны друг с другом. Многие институты финансового рынка функционируют на нескольких или всех его сегментах.

Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Схема финансовых связей в экономике

За каждой из указанной на схеме стрелок стоит множество разнообразных финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные, наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К ним относятся: "государство-предприятие" (ГП), "предприятие-государство" (ПГ), "государство-государство" (ГГ), "предприятие-население" (ПН), "население-государство" (НГ), "население-предприятие" (НП), "предприятие-предприятие" (ПП), "население-население" (НН), "государство-население" (ГН). Связь "государство-государство" характеризует перераспределение, переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в другие. Связь "предприятие-предприятие" отражает финансовые потоки между предприятиями, а связь "население-население" определяет движение денежных средств между отдельными группами населения.

Вся совокупность финансовых ресурсов подразделяется на централизованные (госбюджет, внебюджетные фонды) и нецентрализованные (финансовые ресурсы предприятий, домашних хозяйств).

В системе государственных финансовых ресурсов можно выделить 4 звена, призванных обеспечить выполнение государством его функций:

Республиканский бюджет;

Местные бюджеты;

Финансы государственных предприятий;

Специальные централизованные фонды (социальной защиты населения, занятости, дорожный, инвестиционный, НИОКР, конверсии и др.).

Значение финансовой системы заключается в том, что она является одним из важнейших инструментов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и перераспределения. Финансовая система осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозвратно и безвозмездно, кредитная система - за плату.

Финансовое регулирование осуществляется прямыми (субсидии, дотации) и косвенными (налоговая система) методами. В бывшем СССР (в том числе и БССР) в условиях централизованного планирования финансово-кредитная система обладала рядом недостатков:

1) высокий уровень централизации ресурсов;

2) чрезмерная регламентация финансовых ресурсов областей, городов, объединений и предприятий, что порождало иждивенчество у отдельных хозяйственников и снижение результатов деятельности регионов в целом;

3) фискальный характер действующей системы налогов с предприятий (налог с оборота, отчисления от прибыли), что не обеспечивало необходимого влияния государства на развитие производства и услуг в нужном направлении.

С распадом СССР в Республике Беларусь образовалась новая финансовая система: были образованы новые финансовые институты, введена национальная валюта. Но недостатки остались, что нашло отражение в неустойчивости системы, дефицитах госбюджетов, отрыве финансовых и кредитных ресурсов, денежных средств предприятий и населения от движения материальных ценностей. Денежная масса в обороте стала возрастать в большем размере по сравнению с материальными ценностями. Это явилось причиной инфляции, роста цен, обесценивания рубля. В настоящее время степень централизации финансовых ресурсов в госбюджете и общая налоговая нагрузка на экономику остаются высокими.

В соответствии с концепцией Программы социально-экономического развития Республики Беларусь для стабилизации финансовой системы, стимулирования инвестиционной активности и роста производства, концентрации ресурсов для развития ведущих звеньев экономики предусматривалось:

1) постепенное снижение уровня централизации финансовых ресурсов государства до 35–40% ВВП;

2) демократизация бюджетного процесса;

3) завершение формирования казначейства для более полного учета, контроля и управления государственными ресурсами;

4) ограничение дефицита, покрытие его большей доли за счет кредитов Национального и коммерческих банков, выпуска государственных ценных бумаг, привлечения внешних займов.

На сегодняшний день финансовые ресурсы Республики Беларусь образуются главным образом (80%) за счет прибыли, НДС, акцизов, отчислений в социальные фонды и около 80% расходуется на народное хозяйство.

Бюджетное регулирование.

Бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также для выполнения необходимых социальноэкономических функций. По сути, государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей и иных поступлений. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом страны, а по завершении года исполнительная власть отчитывается об его исполнении.

Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты. Государственный бюджет Республики Беларусь разрабатывается Министерством финансов и утверждается Национальным собранием в виде государственного закона. Отчеты об исполнении республиканского и местного бюджетов представляются на рассмотрение Парламента и местных Советов депутатов соответственно в определенный законодательством срок.

Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:

1. Налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ.

2. Прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры. К ним относятся крупные природоохранные, инвестиционные программы, программы приватизации, фундаментальных исследований, развития топливно-энергетического комплекса, создания новых рабочих мест на основе расширения малого бизнеса.

3. Субсидирование некоторых отраслей, предприятий для выравнивания экономических условий их хозяйствования (например, сельского хозяйства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства).

4. Выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных и других малых предприятий, предприятий топливного комплекса и др.).

5. Создание за счет бюджетных резервов особых фондов и резервов для поддержки предпринимательства (стабилизационный фонд и др.), предупреждения диспропорций в развитии экономики.

Построение бюджета основано на принципах единства (наличие в государстве единой бюджетной системы, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации), полноты (учет всех затрат и поступлений по каждой статье), реальности (правдивое отражение в бюджете доходов и расходов государства), гласности (информирование населения об основных расходах и источниках дохода бюджета).

Важнейшими регуляторами в рамках бюджетного регулирования являются:

Уровень централизации средств в бюджете;

Соотношение между республиканским и местными бюджетами;

Дефицит бюджета;

Соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами;

Структура государственного бюджета по источникам поступления и направлениям использования.

Чрезмерная централизация финансовых ресурсов в государственном бюджете Республики Беларусь является одной из основных проблем бюджетного регулирования. Если на начальной стадии проведения экономических реформ, когда государство нуждалось в значительном объеме централизованных ресурсов, высокий уровень их централизации можно было оправдать, то в дальнейшем это обусловило хронический недостаток финансовых ресурсов у предприятий и населения. Долгосрочной такая стратегия быть не может, ибо она сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций в экономику. В развитых странах уровень централизации средств в бюджете составляет: во Франции - 45%, Великобритании - 39%, Германии - 37%, США - 30% к ВВП. В перспективе ставится задача снижения уровня централизации финансовых ресурсов государства до 43% к 2015 г.

Что касается соотношения средств, аккумулированных в республиканском и местных бюджетах, то здесь сохраняется тенденция незначительного изменения соотношения в пользу местных бюджетов. Вместе с тем задачи, которые стоят перед властями областей, городов, районов и сельских поселений, требуют изменения этого соотношения в пользу последнего.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они зависят от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. Если проанализировать динамику изменения структуры доходной части бюджета, то можно отметить, что начиная с 1992 г. основным ее источником стала новая система налогов. К налогу на прибыль и подоходному налогу с населения добавились налог на добавленную стоимость, налог на землю, налог на недвижимость, налог за пользование природными ресурсами, косвенный налог с оборота. Начиная с 1992 г. основными источниками доходной части бюджета являлись налог на прибыль и доходы, НДС, акцизы

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. В Республике Беларусь в структуре расходной части бюджета основными направлениями использования средств являются социально-культурные мероприятия и народное хозяйство.

Наиболее сложной проблемой как в зарубежных странах, так и у нас, в республике, является сбалансированность бюджета, т.е. достижение равенства доходной и расходной частей. Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита. Для решения этой проблемы используются различные средства: государственные займы (внутренние и внешние), дополнительная эмиссия денег. Государственные займы осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов, получения кредитов в банках. Эмиссия денег чаще используется в кризисных ситуациях (в условиях войны, длительного кризиса).

Практически во всех странах с рыночной экономикой существуют бюджетные дефициты и государственный долг, но если государственный долг превышает ВВП более чем в 2,5 раза, появляется угроза стабильности экономики, устойчивости денежного обращения. Наиболее тяжелыми для страны являются краткосрочные долги, требующие соответствующих выплат с высокими процентами. Продление срока выплат ведет к увеличению процента, т.е. требуется выплата процентов на проценты. Государство, как правило, старается консолидировать краткосрочную и долгосрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, продлив срок выплаты основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

Внутренний государственный долг - это долг государства своему населению (он может иметь форму кредитов, государственных займов, долговых обязательств, гарантированных правительством). Внешний долг - это задолженность государства иностранным государствам, организациям, отдельным лицам. В соответствии с методикой Мирового банка к числу государств, имеющих низкий уровень кредитной безопасности, относятся те страны, у которых три показателя превышают расчетные уровни:

1) отношение общей суммы внешнего долга к ВНП - 50%;

2) отношение общей суммы внешнего долга к годовому объему экспорта - 50%;

3) отношение выплат по внешнему долгу в течение года к экспортной выручке - 30%.

В 2007 году макроэкономическая ситуация характеризовалась высокой деловой и инвестиционной активностью в большинстве отраслей экономики, замедлением инфляционных процессов, ростом уровня занятости и реальных денежных доходов населения, а также увеличением объемов внешней торговли. Высокие темпы экономического роста, превысившие прогнозные параметры, улучшение финансового состояния организаций и предприятий способствовали более высокому, чем планировалось, росту доходов консолидированного бюджета.

Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) по новой бюджетной классификации за 2006-2007 годы, таблица 2.1. Как видно из таблицы, в 2007 году выросли поступления, рассчитываемые от фонда заработной платы, – подоходный налог, налоги на фонд заработной платы, взносы на государственное социальное страхование. Налоги на товары и услуги увеличились на 2,5 п.п. в основном за счет роста акцизов (в реальном выражении акцизы выросли в 1,9 раза). Неналоговые доходы выросли на 1,9 п.п. по сравнению с 2006 годом за счет увеличения доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в 2,3 раза в реальном выражении.

Таблица 2.1

Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2006-2007 гг., %

Показатель январь-декабрь 2006

январь-декабрь

Налоговые доходы - всего 72,4 70,1
в том числе:
· Прямые налоги на доходы и прибыль 16,0 16,0
в т.ч. - подоходный налог 6,1 6,5
· Налоги на фонд заработной платы 1,7 1,8
· Налоги на собственность 3,7 3,3
· Налоги на товары и услуги 35,9 38,4
в т.ч. - НДС 19,2 19,2
- акцизы 4,4 7,4
· Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 5,5 5,4
Взносы на государственное социальное страхование 23,8 24,2
Неналоговые доходы 3,8 5,7

Итого доходов

100,0 100,0

Расходы бюджета в 2007 году были ориентированы на выполнение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и, прежде всего, на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Бюджетные ассигнования на выплату заработной платы увеличились по сравнению с 2006 годом на 15,3% (в реальном выражении). Их удельный вес в расходах консолидированного бюджета вырос с 17,3% в 2006 году до 17,5% в 2007 году.

В 2007 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 14% по сравнению с 2006 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 21,8%; национальную экономику – 18,7%, социальную политику – 14,1%; при сокращении расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 6,4%.

Это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. В 2007 году по сравнению с 2006 годом на 0,8 процентных пункта выросла доля расходов бюджета на поддержку национальной экономики при сокращении удельного веса расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 1 процентный пункт, на здравоохранение – на 0,3 п.п., рисунок 2.2.

Рисунок 2.2 – Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу

Основная часть расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилась на расходы по подразделам: "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 43,5% (в 2006 году – 47,3%) всех расходов на национальную экономику, "Дорожное хозяйство" – 22% (24,4% - в 2006 году), "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 19,1% (вместо 14% в предыдущем году).

Расходы социального характера по разделам: "Социальная политика", "Образование", "Здравоохранение", "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" составили 53,3% всех расходов консолидированного бюджета. В 2006 году доля этих расходов составляла 53,7%.

Денежно-кредитное регулирование.

Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют свои функции. Бумажные деньги вводятся государством, оно устанавливает их курс, но реальная стоимость, которую представляют бумажные деньги, не зависит от власти и определяется законами денежного обращения. В обязательствах погашения долгов деньги выступают как средство платежа. Не участвующие по каким-либо причинам в обращении деньги уходят в сокровище, обусловливая концентрацию хранения денег в банках, которые посредством кредитования находят им прибыльное применение.

Денежно-кредитная политика заключается в государственном воздействии на денежное обращение и денежную массу, рынок денежного капитала, цену денег. Механизм денежно-кредитного регулирования состоит в том, что, воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, государство влияет на производство общественного продукта, занятость, уровень цен и т.д.

Денежно-кредитная политика дополняет финансово-бюджетную политику, но не имеет фискального характера. Основной составляющей кредитно-денежного регулирования является кредит - движение ссуд капитала на условиях срочности, возвратности и платности. Эта система управляет развитием денежных рынков, формирует капитал, создает инвестиционный климат.

В регулировании денежного обращения государство опирается на банковскую систему. В Республике Беларусь сформирована двухуровневая банковская система: на верхнем уровне находится Национальный банк Республики Беларусь, на нижнем - коммерческие банки. Согласно Конституции Республики Беларусь, Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк контролирует практически все элементы системы безналичных и наличных расчетов. Он обслуживает коммерческие банки, бюджетные организации, а также представительные и исполнительные органы власти, государственные внебюджетные фонды. Главной клиентурой Национального банка являются Министерство финансов и коммерческие банки.

Национальный банк Республики Беларусь контролирует кредитные учреждения по нескольким направлениям: регистрирует новые учреждения; лицензирует их деятельность; устанавливает экономические нормативы, которые они должны соблюдать; разрабатывает и вводит регулирующие нормы в рамках административного права. Регулирование денежного обращения осуществляется на основе проводимой Национальным банком и согласованной с Правительством Республики Беларусь денежно-кредитной политики. Основные ее направления ежегодно представляются для рассмотрения Национальному собранию.

Основными инструментами денежно-кредитного регулирования являются:

Учетная ставка (процентная ставка или ставка рефинансирования) - процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Повышение этой ставки вынуждает коммерческие банки сокращать размеры кредитов, получаемых от центрального банка, и снижает кредитные вложения в экономику. Эта ставка должна быть выше текущего темпа инфляции (т.е. положительной), что означает вовлечение денежных ресурсов в народное хозяйство не бесплатно (не происходит инфляционная эмиссия денег);

Норма обязательных резервов (резервная норма) - минимальный процент депозитных обязательств, который банк должен держать в центральном банке. При повышении этой нормы сокращаются избыточные резервы банков и уменьшается денежное предложение;

Операции на открытом рынке - основной инструмент регулирования денежной массы, используемый в большинстве стран мира. Через покупку или продажу казначейских ценных бумаг обеспечивается пополнение или снижение банковских резервов кредитной системы государства. Операции проводятся центральным банком совместно с группой крупных банков.

На достижение этого же эффекта направлен выпуск государственных ценных бумаг. Эмиссия позволяет изъять излишнюю денежную массу у инвесторов, приобретающих ценные бумаги, и пополнить бюджет без выпуска в обращение новых денег. Особенно очевидны преимущества такого регулирования в периоды высокой инфляции. За счет продажи государственных ценных бумаг возможно обеспечивать и увеличение денежной массы, когда государственные органы (Министерство финансов, Национальный банк) скупают государственные ценные бумаги на рынке, высвобождая деньги.

От проведения денежно-кредитной политики во многом зависит поведение валютного курса: жесткая денежно-кредитная политика государства ограничивает рост денежной массы, что ведет к относительному сокращению предложения национальной валюты и соответственно к повышению ее курса; смягчение денежно-кредитной политики создает предпосылки для снижения курса национальной валюты.

Современная денежно-кредитная политика ведет начало с распада единого рублевого пространства. Либерализация экономики в 1992 г. вызвала одномоментный рост цен, который продолжался и в дальнейшем. С середины лета 1992 г. была прекращена выдача Банком России кредитов банкам бывших республик СССР. В 1993 г. обмен банкнот решил судьбу рублевой зоны.

Сколько-нибудь серьезные попытки использовать рыночные рычаги управления экономическими процессами впервые были предприняты Национальным банком Республики Беларусь в 1994 г. Анализируя сложившуюся в Республике Беларусь в 1995 г. ситуацию, можно отметить, что усилиями Правительства и Национального банка в республике была достигнута определенная финансовая стабильность. Однако монетарные средства укрощения инфляции имеют объективные пределы, к которым Республика Беларусь приблизилась в начале 1996 г.

В 1997–1998 гг. государство столкнулось с ростом неплатежей, вынужденным государственным финансированием убыточных предприятий, увеличивало денежную массу. Снижение темпов инфляции в 1995–1996 гг. не способствовало положительным изменениям, так как основывалось не на развитии экспорта, а на жестком валютном регулировании.

В последние годы в Республике Беларусь проявляется тенденция экономического роста. Однако эффективность производства низка. Инвестирование невыгодно белорусским банкам из-за низкой эффективности производственной сферы. Поэтому, разрабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, Национальный банк и правительство республики должны повысить привлекательность производственного сектора, преимущественно государственного, либо заменить его более эффективным - частным.

Сегодня в Республике Беларусь практически отсутствует специализация коммерческих банков. Российский опыт показал, что нужны банки двух типов: расчетные центры, обеспечивающие прозрачность перечислений средств клиентов, налоговые платежи и т.д., и инвестиционные, содействующие эффективному размещению вкладов, отбору максимально выгодных проектов. В частности, такую функцию может выполнять Белорусский банк развития, питаемый капиталами на инвестиционные цели по специальным каналам. Нужны и государственные банки с льготными условиями кредитования для выполнения специальных функций (обслуживание госдолга и т.д.).

Национальному банку следует однозначно заявить о таких приоритетах денежно-кредитной политики, как восстановление оборотных средств в производственной сфере, поддержка занятости населения, жесткий контроль за оттоком капитала, вытеснение денежных суррогатов из оборота, дедолларизация экономики, страхование вкладов, построение адекватной банковской системы.

Важно, чтобы названные атрибуты не только присутствовали в денежно-кредитной политике, но и обеспечивали реальный эффект.

В декабре 2005 г. создана Комиссия по оценке финансовой устойчивости банковской системы Республики Беларусь. Комиссия состоит из 9 человек, включая председателя Комиссии (первый заместитель Председателя Правления, курирующий вопросы банковского надзора).

Комиссия осуществляет рассмотрение ключевых тенденций в экономике и денежно–кредитной сфере и их значимости для обеспечения финансовой устойчивости банков, а также разрабатывает меры по недопущению дестабилизации банковской системы и поддержанию ее устойчивого функционирования. Кроме того, Комиссия осуществляет координацию действий структурных подразделений центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь по накоплению и обработке информации, характеризующей состояние и перспективы развития банковской системы.

Глобализация экономики порождает тенденцию интернационализации денежной политики, валютной консолидации. Международной валютой уже стал евро. Не исключено, что в XXI веке получат хождение в основном три валюты: для Европы - евро, Америки - доллар, Азии - иена. Для многих стран своя валюта стала дорогим удовольствием, вызывая инфляцию, девальвацию, финансовые кризисы. Присоединение к международной валюте снимает с государства ряд сложных проблем, но, с другой стороны, лишает государство экономической самостоятельности. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь определяется внешними факторами, зависит от международных финансовых организаций, перспектив рефинансирования и реструктуризации внешнего долга. Однако здесь еще достаточно широкое поле для проведения собственной денежно-кредитной политики в интересах развития национальной экономики.

Действующий финансово-кредитный механизм не в полной мере способствует становлению и развитию производств, эффективному использованию финансовых ресурсов. Кризис финансовой системы РБ, дефицит госбюджета обусловили снижение объемов финансовых ресурсов, направленных на развитие предприятий. Многие предприятия ощущают нехватку средств на финансирование производственной деятельности и инвестиций. Финансовые возможности предприятий сузились, достигнув критического уровня.

Программа оздоровления экономики и финансов предприятий, снижение их платежеспособности может быть решена только совместными усилиями предприятия и государства. Многое зависит от эффективности работы самих предприятий, т.е. наращивание объема производства дешевой и качественной продукции для завоевания рынка, применения интенсивных технологий. Внедрение высокоэффективных технологий позволяет повысить производительность труда, снизить затраты на единицу продукции, экономить материальные и энергетические ресурсы. Интенсификация производства должна обеспечит опережающий рост окупаемости инвестиций и затрат выхода продукции, т.к. при несоблюдении данного условия теряется ее смысл. В условиях рынка организация производственной деятельности субъектов хозяйствования осуществляется методом финансирования, т.е. за счет выручки от реализации продукции вносятся платежи в бюджет, возмещаются производственные затраты, погашаются ссуды, финансируется прирост оборотных средств и т.д., т.е. обеспечивается расширенное воспроизводство предприятия.

Можно назвать следующие основные направления использования финансов в оздоровлении экономики:

1) принята антикризисная программа в РБ – финансирование некоторых отраслей начинается на приоритетных началах. В РБ сформированы основные направления использования финансирования в оздоровлении экономики. Они базируются на комплексном взаимодействии ценообразования с прямым бюджетом финансирования, налоговой и таможенной политикой, кредитованием и др. финансовыми рычагами;

2) возрастает значение цены как основы осуществления предприятием хозрасчетной деятельности, поскольку большая часть финансовых ресурсов формируется за счет выручки;

3) реальное распределение средств централизованного финансирования в условиях их дефицита по направлениям использования осуществляется с учетом приоритетного развития отраслей производства;

4) важный финансовый регулятор рыночной экономики – налоговый механизм.

В заключение следует отметить, что Республика Беларусь переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества. Государственная власть - это направляющая и организующая сила, способная принимать решения и претворять их в жизнь. От того, какие критерии и приоритеты будут положены в основу оценки эффективности функционирования созданной системы, зависит будущий успех.


Список использованных источников.

1. Антоненко Ю.А. Банковская система: Надежность в крепкой и открытой струк­туре // Банковский вестник. – 2006. - №8, - С. 6-11

2. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. В 2-х частях. – Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 1999

3. Актуальные проблемы государственного строительства и управления: Сб. науч. трудов / Под ред. Н.И.Глазуновой. – Мн., 2007

4. Бирюкова О. Н. Дневник успеваемости белорусской экономики // Белорусский рынок. 2007. №2. С. 12-13

5. Бурносенко И.В. Нестандартная социальная ориентация. // Белорусский рынок. 2006. - № 41. С. 11-17

6. Введение в рыночную экономику. / Под ред. А.Я. Лившица. – М.: Высшая школа, 2002

7. Заико Л.Ф. Макроэкономические парадоксы Беларуси. // Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2007. №7. С. 17-22

8. Корбут Н.И. Финансовая система жива, специалисты реально оценивают проблемы и имеют программы последовательных действий. // Финансы. Учет. Аудит. 2007. - № 9. С. 4-9.

9. Никитенко П.Г., Комков В.Н. Долгосрочное прогнозирование экономического развития в условиях переходной экономики. // Белорус. экон. журнал. – 2007. – № 3. - С. 13-21

10. Образкова Т.В. Особенности прогнозирования бюджетно-налоговой сферы. // Белорусский экономический журнал. 2007. - № 9. С. 26-29.

11. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. – Мн.: Амалфея, 2001

12. Тенденции в денежно-кредитной сфере РБ. // Банковский вестник. – 2006, - №11, С.27-32

На объект рыночных отношений; во втором – на отношения, выражающие сущность категории «рынок». Можно выделить еще одно понимание рынка – как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов. Рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задание № 1

Приведите примеры финансовых отношений и сгруппируйте их по сферам и звеньям в соответствии со следующими критериями:

а) по роли в общественном производстве;

б) по отраслевому признаку;

в) исходя из финансовых различий на предприятиях разных организационно-правовых форм

Ответ на задание №1

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Не все денежные отношения могут быть отношениями финансовыми.

Критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

1. Реальное движение денежных средств.

2. Распределительный характер этих отношений.

3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса

Примерами финансовых отношений являются:

отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции);

отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями (наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;

отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров);

отношения между предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат);

отношения между предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);

отношения между государством и населением (уплата налогов и сборов, финансирование государством части социально - культурных потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов);

отношения между банками и населением (вклады населения в сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. Как было сказано выше, финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии могут быть выделены три крупные сферы финансовых отношений:

1) государственные финансы;

2) финансы организаций;

3) финансы населения.

Ведущая роль принадлежит государственным финансам.

Государственные финансы - система денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на удовлетворение общегосударственных нужд.

Укрупнённая подсистема государственных финансов, в свою очередь, делится на более частные подсистемы (звенья):

государственный бюджет;

внебюджетные фонды;

государственный кредит.

Государственная бюджетная система России включает в себя три автономных звена:

федеральный бюджет Российской Федерации;

бюджеты административно-территориальных образований;

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Федеральный бюджет является главным звеном государственных финансов в РФ. Он связан с финансами организаций, денежными доходам и расходами населения.

Другим крупным звеном государственных финансов являются внебюджетные фонды, необходимые для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых строго по целевому назначению. К их числу относятся:

Пенсионный фонд;

Фонд социального страхования;

Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

С помощью государственного кредита осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов за счёт мобилизации временно свободных денежных средств населения, организаций и иностранный государств.

Другой крупной сферой являются финансы предприятий. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов.

В зависимости от роли в общественном производстве сфера финансов предприятий делится на две взаимосвязанные подсферы:

Финансы предприятий материального производства непосредственно связаны со всеми фазами воспроизводственного процесса (производством, распределением, обменом, потреблением), что обуславливает их высокую потенциальную активность и возможность всесторонне воздействовать на экономику.

Финансы непроизводственной сферы - это финансы необходимые для предоставления услуг. Так как услуг нематериальны, то они не могут ни накапливаться, ни отчуждаться по мере создания, а значит, отсутствует фаза обмена. Это объясняет отсутствие производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ организации делятся на коммерческие и некоммерческие, что также обуславливает деление финансов предприятий на отдельные звенья.

Финансы некоммерческих организаций представляют собой доходы и расходы предприятий, которые не ставят целью получение прибыли. Состав и структура финансовых ресурсов некоммерческой организации существенно зависит от ее формы. Различают, например, потребительские кооперативы, учреждения культуры, образования и здравоохранения, благотворительные и религиозные организации, различные добровольные союзы, осуществляющие свою деятельность за счёт сбора взносов и других добровольных вложений.

Однако преобладающая часть финансовых ресурсов в условиях рыночных отношений сконцентрирована у коммерческих организаций, т.е. организаций, главной целью деятельности которых является получение прибыли. Поэтому от устойчивости финансового положения коммерческих предприятий во многом зависит и финансовая стабильность всей страны в целом. финансы бюджетный коммерческий хозяйственный

На организацию финансов предприятия, оказывает влияние такие факторы как организационно-правовая форма и отраслевые технико-экономические особенности. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источником формирования его финансовых ресурсов могут быть:

В зависимости от отраслевой принадлежности в подсистеме финансов материального производства выделяют такие подзвенья, как:

финансы транспортных предприятий и т.д.

Отраслевая принадлежность предприятий определяет специфику финансов материального производства. Они зависят от характера производства, технологии отрасли, длительности производственного цикла, природно-климатических и других условий производства.

Среди финансов предприятий непроизводственной сферы по отраслевой принадлежности различают такие подзвенья, как:

финансы образования,

финансы культуры и искусства,

Совсем новая для нашей страны сфера, обособившаяся в самостоятельный блок финансовых отношений - это финансы населения. Они связаны с формированием и использованием денежных доходов населения. Финансовые ресурсы населения формируются за счёт предпринимательской деятельности, кредитно-финансовых операций, выплат работодателем заработной платы, премии, надбавок, государственных выплат пенсий, пособий, стипендий и других социальных платежей.

Финансы населения тесно взаимосвязаны с государственными и муниципальными финансами через систему налогообложения и социальную политику государства, с финансами предприятий -- через систему финансово-кредитных отношений.

Таким образом, обобщая вышесказанное все финансы или финансовые отношения можно сгруппировать по следующим критериям:

а) по роли в общественном производстве:

финансы предприятий материального производства;

финансы организаций непроизводственной сферы.

б) по отраслевому признаку:

Финансы материального производства:

финансы промышленных предприятий,

финансы предприятий сельского хозяйства и агропромышленности,

финансы транспортных предприятий;

Финансы непроизводственной сферы:

финансы образования,

финансы культуры и искусства,

финансы здравоохранения и физической культуры,

финансы ЖКХ и бытового обслуживания и т.д.

в) исходя из финансовых различий на предприятиях разных организационно-правовых форм. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источником формирования его финансовых ресурсов могут быть:

бюджетные средства (государственные и муниципальные унитарные предприятия);

долевые средства учредителей (полные товарищества и товарищества на вере; общества с ограниченной и дополнительной ответственностью);

паевые взносы членов кооперативов (производственные и потребительские кооперативы);

средства акционеров (закрытые и открытые акционерные общества).

Задание № 2

Государство обязало ООО "Уют", занимающееся производством мебели, выпускать в год 200 единиц продукции. Является ли законным подобное требование государства? Ответ пояснить

Ответ на задание №2

Подобное требование государства является незаконным, то есть государство не вправе обязывать ООО "Уют" выпускать 200 единиц продукции в год, так как это не предусмотрено Федеральным Законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.98 г. №14-ФЗ, регулирующим деятельность ООО. Кроме того, одним из принципов осуществления хозяйственной деятельности коммерческих предприятий является принцип хозяйственной самостоятельности, который говорит о невмешательстве государства в деятельность предприятий, при условии, что она не противоречит действующему законодательству. Организации могут самостоятельно выбирать организационно - правовую форму, вид деятельность, разрабатывать учётную политику, распоряжаться финансовыми ресурсами после уплаты налогов, а также самостоятельно определять объемы производства.

Тестовое задание № 3

1. Централизованные денежные фонды:

А. страховые фонды компаний

Б. негосударственные пенсионные фонды

В. резервные фонды предприятий

Г. стабилизационный фонд государства

2. Специфические особенности финансов материального производства:

А. нормативный характер отношений

Б. безэквивалентность

В. связаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса

Г. не влияют на формирование доходов звеньев финансовой системы

3. Формами финансового обеспечения выступают:

А. кредитование

Б. государственное финансирование

В. стимулирование

Г. А и Б

4. К числу основных полномочий Федерального Казначейства РФ относится:

А. составление проекта федерального бюджета

Б. управление средствами Стабилизационного фонда РФ

В. ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета

Г. управление операциями на едином счете федерального бюджета

Е. В и Г

5. Финансовый контроль за соблюдением норм и требований финансового законодательства называется:

А. анализ

Б. надзор

В. ревизия

Г. обследование

6. В состав бюджетной системы РФ включается:

А. федеральный бюджет

Б. бюджеты государственных внебюджетных фондов

В. государственный кредит

Г. А и Б

7. Федеральными налогами являются:

А. налог на доходы физических лиц

Б. налог на игорный бизнес

В. транспортный налог

8. Источником формирования территориального фонда обязательного медицинского страхования являются:

А. часть единого социального налога

Б. средства пенсионного фонда

В. средства бюджетов субъектов РФ

Д. А, Б, В

9. Установление твердого соотношения между денежными единицами страны-заемщика и страны-кредитора на момент выпуска займа, называется:

А. валютной оговоркой

Б. валютной политикой

В. валютным паритетом

10. Как улучшить коэффициент оборачиваемости оборотных средств:

А. увеличить выручку

Б. увеличить величину оборотных средств

В. уменьшить величину оборотных средств

Д. А и В

Список литературы

1. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org

2. Финансы, финансовая система Российской федерации http://edu.dvgups.ru/METDOC/EKMEN/FK/FIN_D_KR/METOD/USH_POSF/frame/1.htm

3. Финансовые отношения. http://fingramm.ru/finans-otnohzeniya.html

4. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.98 г. №14-ФЗ. http://www.consultant.ru/popular/ooo/

5. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006 г.

6. Ковалев В.В. Финансы предприятий: Учебное пособие. - М.: ООО ВИТРЭМ, 2003 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Финансовые результаты предприятия и способы их улучшения. Общая сумма балансовой прибыли, отражаемая в бухгалтерском балансе. Основные факторы, влияющие на прибыль от реализации. Формы государственной финансовой поддержки предприятий Республики Беларусь.

    контрольная работа , добавлен 21.03.2009

    Сущность и особенности организации финансов коммерческих предприятий, принципы организации соответствующих отношений, а также главные факторы, влияющие на функционирование. Особенности финансов кредитных организаций. Организация и роль ссудного фонда.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Сущность, классификация, принципы организации и функции финансов предприятия. Сущность и структура финансового обеспечения предприятия. Методы обеспечения предприятия финансовыми ресурсами. Мероприятия по повышению оптимизации финансового обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    Финансы, их роль в хозяйственной деятельности организации. Основные принципы организации финансов. Финансовые отношения организации с банками, бюджетом, социальными фондами и страховыми организациями. Содержание финансового анализа.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2006

    Раскрытие экономической сущности и общая характеристика принципов организации финансов коммерческих предприятий, их основные функции. Определение источников финансирования коммерческих организаций. Значение собственного капитала в деятельности фирмы.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2013

    Факторы, влияющие на организацию финансов фирмы. Анализа организации финансов государственного предприятия на примере "Черепетского Хлебоприемного предприятия". Технико-экономические показатели деятельности завода и учет затрат в мельничном производстве.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Финансовые отношения предприятий. Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования. Денежные фонды предприятия. Анализ финансовых показателей предприятия на основе баланса.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2003

    Что такое финансы предприятий? Функции финансов предприятий. Основы и принципы организации финансов предприятий. Показатели финансовой деятельности предприятия. Ответственность предприятий. Система финансовых отношений.

    реферат , добавлен 06.09.2006

    Финансовые ресурсы коммерческих организаций. Финансовые отношения кредитных и страховых коммерческих организаций. Исследование выручки от реализации продукции на примере ТК "Глобус". Основные факторы, влияющие на выручку на розничных торговых точках.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2010

    Финансы как основа системы предпринимательства. Финансовые ресурсы предприятия. Основные факторы, влияющие на эффективность финансов предприятия. Характеристика ключевых показателей. Методы научного исследования эффективности финансов предприятия.

К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным — кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т. д.

Финансы выполняют четыре функции: обеспечивающую, распределительную, регулирующую и контрольную.

Обеспечивающая функция заключается в систематическом формировании в необходимом объеме денежных средств из различных альтернативных источников для обеспечения текущей деятельности организации или государства.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферой материального и нематериального производства, между отраслями, регионами, хозяйствующими субъектами.

Регулирующая функция связана с использование финансовых активов и инструментов для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации. Для государства реализация функции предполагает использование средств бюджетной системы для стимулирования или сдерживания экономического развития.

Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют: Министерство финансов РФ; Счетная палата РФ, Федеральное казначейство; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств; финансовые управления предприятий.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

  1. финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;
  2. финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
  3. финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансово-кредитная система Российской Федерации

Финансово-кредитная система — это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование фондов денежных средств .

Основные принципы выделения сфер и звеньев финансовой системы:

  • наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений;
  • функциональное назначение каждого звена, обеспечивающего финансирование затрат на достижение специфических целей, хозяйствующих субъектов (производство и реализация товаров и услуг с целью извлечения прибыли и умножения капитала), работающего населения (удовлетворение материальных и духовных потребностей индивида, семьи), государства (удовлетворение общественных потребностей, социальная поддержка и защита экономически неактивного населения и безработных);
  • единство и взаимодействие сфер и звеньев, предопределяемые общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, нацеленной на согласование интересов субъектов экономических отношений.

По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона .

По своему материальному содержанию государственный бюджет — это централизованный фонд денежных средств государства.

По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

Государственные внебюджетные фонды — это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд.

Звенья финансово-кредитной системы представлены на рис. 1.1.

Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов .

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий , организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов .

Кредитором выступают физические и юридические лица , заемщиком — государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг . Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования. При развитой системе страхования страховые компании специализируются на проведении отдельных видов страховых услуг.

Кредитная система представляет собой совокупность банковских и иных кредитных учреждений. В России данная система имеет двухуровневый вид, включая Центральный банк РФ , кредитные организации и их филиалы. В систему входят небанковские кредитные учреждения, которые имеют право осуществлять лишь отдельные банковские операции.

Финансы организаций (предприятий) различных форм собственности , являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Финансовый рынок — это рынок кратко-, средне-, и долгосрочных кредитов, инвестиций , ценных бумаг, вкладов. Фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате куплипродажи специфических финансовых активов — ценных бумаг. Его задача — обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

Международные финансы — это отношения между странами, возникающие в результате обмена в сфере торговли финансовыми активами, инвестиций, кредитной деятельности. В отличие от национального уровня эти отношения в большей степени подвержены контролю со стороны государства. Международные денежные потоки делятся на государственные займы, ссуды, помощь, дары, займы и кредиты международных организаций (МВФ) и частный капитал.

В 2000 г. в качестве основного был принят ориентир по уровню инфляции ;

7) прямые количественные ограничения. Это установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций, например выдача ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов Банком России коммерческим банкам в пределах установленного лимита.

ЦБ РФ выдает три типа лицензий. Генеральная лицензия дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках без ограничения их количества. Расширительная — дает право на открытие счетов в отдельных странах. Внутренняя лицензия позволяет работать только на внутреннем рынке;

8) эмиссия облигаций. Банк России имеет право осуществлять от своего имени эмиссию облигаций, которые размещаются среди кредитных организаций.

Помимо основных методов регулирования, существуют второстепенные методы.

9) предписываемая законом маржа. Это метод установления минимального процента первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупки ценных бумаг в кредит опасны, так как в них вовлекаются банки. Поэтому во всех странах сделки с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа составляет 50% общей стоимости приобретенных ценных бумаг;

10) потребительский кредит, то есть продажа товаров в кредит. Если она ограничивается, то уменьшается количество денег в обращении. Если она растет, то увеличивается масса денег в обращении;

Новое на сайте

>

Самое популярное