Домой Хоум Кредит Банк Бюджетно налоговая политика основной целью. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика, ее цели, инструменты, виды, эффективность

Бюджетно налоговая политика основной целью. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика, ее цели, инструменты, виды, эффективность

Для обеспечения макроэкономической стабильности, возможности проведения эффективной экономической политики используются два основных направления регулирования экономики:

1) Денежно-кредитная (монетарная) политика проводится Центральным Банком. Основными инструментами выступают:

Учетная ставка (ставка рефинансирования);

Операции на открытом рынке;

Норма обязательных резервов.

2) Бюджетно-налоговая (фискальная) политика проводится Правительством РФ с целью обеспечения сбалансированности экономической системы страны, проведения антициклического регулирования.

Инструментами бюджетно-налоговой политики выступают налоги и государственные расходы.

Фискальная (от лат. fiscalis – относящийся к казне) или бюджетно-налоговая политика представляет собой меры, которые пре дпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов или расходов государственного бюджета. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика, наряду с денежно-кредитной политикой, являются основными инструментами макроэкономического регулирования.

Целями бюджетно-налоговой политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

· стабильного экономического роста;

· полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

· стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Бюджетно-налоговая политика – это политика регулирования правительством, прежде всего, совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов . Однако некоторые инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.

Инструментами бюджетно-налоговой политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

· государственные закупки;

· налоги;

· трансферты.

Воздействие инструментов бюджетно-налоговой политики
на совокупный спрос
оказывается разное. Из формулы совокупного спроса (AD = C + I + G + Xn) следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос , налоги же и трансферты оказывают на совокупный спрос косвенное воздействие , изменяя величину потребительских (С) и инвестиционных (I) расходов.

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, поскольку государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос, поскольку увеличение социальных трансфертных выплат увеличивает личный доход домохозяйств, а, следовательно, и их потребительские расходы, а увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает их возможности расширения производства, то есть инвестиционные расходы. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) а, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос, что обусловливает рост реального ВНП.

Из простой кейнсианской модели («кейнсианского креста») следует, что все инструменты бюджетно-налоговой политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику , поэтому, по мнению кейнсианцев, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно бюджетно-налоговой политики, прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, поскольку они имеют наибольший мультипликативный эффект.


В зависимости от фазы экономического цикла, в которой находится экономика, инструменты бюджетно-налоговой политики используются по-разному. Выделяют следующие виды бюджетно-налоговой политики:

· стимулирующую (экспансионистскую);

· сдерживающую (рестрикционную).

· Стимулирующая бюджетно-налоговая политикаприменяется при экономическом спаде (рис. 4.5-а), нацелена на сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов).
Ее инструментами являются:

· увеличение государственных закупок;

· снижение налогов;

· увеличение трансфертов.

· Сдерживающая бюджетно-налоговая политикаиспользуется при буме (перегреве экономики) (рис. 4.5-б), и имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов).
Ее инструментами являются:

· сокращение государственных закупок;

· увеличение налогов;

· сокращение трансфертов.

Кроме того, различают дискреционную (гибкую) и автоматическую (недискреционную) бюджетно-налоговую политику.

· Дискреционная бюджетно-налоговая политикапредставляет собой законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

· Автоматическая бюджетно-налоговая политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов, представляющих собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (их встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

· подоходные налоги (включающие в себя налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций);

· косвенные налоги (в первую очередь, НДС);

· социальные трансферты (пособия по безработице, по бедности, по потере кормильца и т. д.).

Механизм воздействия встроенных стабилизаторов
на экономику следующий.

При спаде уровня деловой активности объем выпуска в экономике сокращается и величина налоговых поступлений уменьшается, при перегреве же экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. При этом наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог .

Действие НДС как встроенного стабилизатора следующее: при рецессии в экономики объемы продаж падают, поступления от косвенных налогов (к числу которых относится НДС) сокращаются. При перегреве в экономике, наоборот, растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, увеличивают и поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Увеличение числа получающих пособия по безработице и другие социальные трансферты для малоимущих в период экономического спада, в свою очередь, позволяет затормозить снижение совокупного спроса в стране, что отразится меньшим сокращением величины объема продаж и совокупной прибыли фирм. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной бюджетно-налоговой политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов .

Воздействие инструментов бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение происходит посредством таких инструментов бюджетно-налоговой политики как налоги и трансферты .

Сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р 1 до Р 2 на рис. 7.6-а), то есть провоцирует инфляцию. Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис. 7.6-б), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р 1 до Р 2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

В целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) А. Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного и на прибыль корпораций), поскольку, в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис. 4.6), то есть рост производства (от Y 1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р 1 до Р 2).

Важнейшим недостатком бюджетно-налоговой политики является, связанный с ней, дефицит государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, предложенные Дж. М. Кейнс, получили название «дефицитного финансирования». Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в середине 1970-х гг. в большинстве развитых стран, использовавших после Второй мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики. В США, например, возник так называемый «двойной дефицит », при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.


Действие внешних эффектов (экстерналий), проблема неполноты информации и несовершенства конкуренции было рассмотрено в главах 2, 4 и 5 настоящего учебника.

North, D. C. Structure and Change in Economic History / D. С. North. – New York: Northon, 1981. – P. 21.

Олейник, А. Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие / А. Н. Олейник. – М.: Инфра-М, 2000. – С. 345.

См. Дьюи, Дж. Общество и его проблемы / Дж. Дьюи. – М.: Идея-Пресс, 2002. - 160 с.

См., например: Мизес, Л. Индивид, рынок и правовое государство / Л. Мизес. – СПб.: Пневма, 1999; Фридман, М. Фридман и Хайек о свободе: Сборник. – [Вашингтон]: Cato Institute, 1985. – 135 c.

Chang, Ha-Joon . The political economy of industrial policy / Ha-Joon Chang. – Great Britain, Macmillan press LTD, 1996. – P. 15–17.

Chang Ha-Joon. The political economy of industrial policy. – Great Britain, Macmillan press LTD, 1996. – P. 18–25.

См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2 / М.: Государственное издательство политической литературы, 1955-1981 гг., Т. 8. - С. 115-217.

Eggertsson, T. Economic Behavior and Institutions /T. Eggertsson. – Cambridge, Cambridge University Press, 1995. – P. 317-358.

Олсон, М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция, социальный склероз / М. Олсон. – Новосибирск: ЭКОР, 1998.

Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. – М.: Фонд экон. книги «Начала», 1997.

Олейник, А. Н. Указ соч. – С. 344-345.

Тамбовцев, В. Л. Государство и экономика. – М.: Магистр, 1997. – С. 9–12; Umbeck, J. The California Gold Rush: A Study of Emerging Property Rights / J. Umbeck // Explorations in Economic History. – 1977. – № 14. – P. 197–226.

Олейник, А. Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие / А. Н. Олейник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 356–357.

Олейник, А. Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие / А. Н. Олейник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 362.

Нельсон, Р. Эволюционная теория экономических изменений / Р. Нельсон, С. Уинтер. – М.: Финстатинформ, 2000. – С. 407.

Бетелл, Т . Собственность и процветание / Т. Бетелл. - М.: ИРИСЭН, 2008. – 474 с.

Jeremy Cooper, Poverty and Constitutional Justice, in «Philosophy of Law: Classic and Contemporary Readings» / Edited by Larry May and Jeff Brown. - Wiley-Blackwell, UK, 2010 .

Van den Hauwe, Ludwig. Constitutional Economics II / Ludwig Van den Hauwe. - The Elgar Companion to Law and Economics, 2005. - pp. 223-224.

Краткая биография и Нобелевская лекция // Лауреаты Нобелевской премии по экономике: Автобиографии, лекции, комментарии. – Т. 2. 1983-1996. – СПб: Наука, 2009. – С. 92-106.

Философия права в начале 21-го столетия через призму конституционализма и конституционной экономики / Сост. П. Д. Баренбойм, А. В. Захаров. – М.: Летний сад, 2010. – 321 с.

Зорькин, В. Д. Современный мир, право и Конституция / В. Д. Зорькин. - М.: Норма, 2010. – 543 с.

Очерки конституционной экономики. 23 октября 2009 года / Под ред. Г. А. Гаджиева. - М.: Юстицинформ, 2009. – 279 с.

О влиянии коррупции на снижение конкурентоспособности страны см.: Нисневич, Ю. А. Коррупция как фактор снижения конкурентоспособности государства: сопоставительно-институциональный анализ / Ю. А. Нисневич // XII международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества / Под ред. Е. Г. Ясина. В 4-х книгах. Книга 1. – М.: ИД НИУ ВШЭ, 2012. - С. 511-520.

Милгром, П., Экономика, организация и менеджмент: В 2 т. Т. 1 / П. Милгром, Дж. Робертс. – СПб.: Экономическая школа, 1999. – С. 402-405.

См.: Парвоз, А. В. Бюрократия: экономический анализ деятельности и логика современных административных реформ / А. В. Парвоз // Режим доступа: http://www.politex.info/content/view/534/30.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2012 г.) // Российская газета от 12.08.1998 г. № 153-154.

Подробнее см.: Мутушев, Р. М. Неналоговые доходы федерального бюджета: проблемы правового регулирования: Автореферат … канд. юрид. наук / Р. М. Мутушев – Саратов: СарГАП, 2009. – 30 с.; Пауль, А. Г. Доходы бюджетов (бюджетно-правовое исследование): Автореферат … д-ра юрид. наук / А. Г. Пауль – Воронеж: ВоронежГУ, 2012. – 48 с.

Подробнее про финансово-правовое регулирования осуществления публичных расходов см.: Черноверхский, А. М. Финансово-правовое регулирование публичных расходов в Российской Федерации: Автореферат … канд. юрид. наук / А. М. Черноверхский. – М.: МГЮА им. О. Е. Кутафина, 2010. – 34 с.

Налоговый кодекс Российской Федерации , часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) // Российская газета от 06.08.1998 г. № 148-149; часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 03.12.2012 г.) // Парламентская газета от 10.08.2000 г. № 151-152.

Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС 27.11.2009 г. № 17) // Собрание законодательства РФ от 13.12.2010 г. № 50. – Ст. 6615.

Важнейшим инструментом макроэкономического регулирования, наряду с кредитно-денежной политикой, является бюджетно-налоговая политика государства. Часто вместо термина "бюджетно-налоговый" используют его синоним "фискальный" (от лат. fiscus -- государственная казна и fiscalis - относящийся к казне). С английского языка термин fiscal policy переводится на русский язык по-разному. В одних случаях -- как фискальная политика , в других -- как бюджетно-налоговая политика, .

Для лучшего понимания сути бюджетно-налоговой политики необходимо иметь чёткое представление о том, что такое государственный бюджет и налоги.

Государственный бюджет можно определить как финансовый счёт, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определённый период времени (обычно за год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов.

Бюджет выполняет следующие функции:

ь распределительную (через государственный бюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);

ь контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);

ь регулирующую (изменения расходов и доходов государственного бюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы).

Используя функциональный принцип, государственные расходы можно классифицировать по целевому назначению:

ь военные;

ь экономические;

ь на социальные цели;

ь на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;

Но расходная часть государственного бюджета невозможна без формирования государственных доходов.

Под государственными доходами принято понимать текущие денежные и имущественные переводы средств частного сектора государству. Среди разнообразных государственных доходов наиболее распространённой формой являются налоги.

Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций . Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.

Таким образом, бюджетно-налоговая политика - это такая политика, которая направлена на стабилизацию экономики с помощью государственного бюджета и налоговой системы.

Бюджетно-налоговая политика представляет собой совокупность мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на обеспечение полной занятости и инфляционного роста ВВП.

Бюджетно-налоговая политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объёма производства и занятости, а так же на уровень цен; она направлена против нежелательных изменения экономической конъюнктуры, связанных как безработицей, так и с инфляцией.

Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.

Бюджетно-налоговая политика направлена на разрешение многочисленных задач, стоящих перед обществом, которые образуют так называемое дерево целей. Основными из них являются:

1) в краткосрочном периоде:

ь эффективное формирование доходной части бюджета;

ь реализация бюджетной политики государства;

ь принятие мер по снижению бюджетного дефицита;

ь управление государственным долгом;

ь сглаживание циклических колебаний экономики.

2) в долгосрочном периоде:

ь поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);

ь поддержание полной занятости ресурсов;

ь поддержание стабильного уровня цен.

Вышеназванные цели достигаются с помощью инструментов фискальной политики, которые включают в себя:

  • 1) налоговые регуляторы: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, их структуру, объекты обложения, источники налогов, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения.
  • 2) бюджетные регуляторы: уровень централизации средств государством, соотношение между республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Налоги являются инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

А. Лаффер считал, что, по мере роста ставки налога от 0% до 100%, налоговые поступления сначала увеличиваются и достигают максимума в точке А при t=a, а затем падают, несмотря на рост налоговой ставки. Падение налоговых поступлений, по предположению Лаффера, связано с тем, что более высокие ставки сдерживают экономическую активность (падают инвестиции, потребление, сбережения и пр.), а, следовательно, сокращают налоговую базу, поэтому даже при росте налоговой ставки поступления от налогов падают (рис. 1.1). Как известно, кейнсианцы трактуют рост налогов как снижение покупательной способности, а, следовательно, как антиинфляционный феномен. Сторонники "экономики предложения" считают, что большинство налогов переходят в издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен ("налоговый клин"), т.е. дают эффект ускорения инфляции издержек.

Снижение налоговых ставок, по мнению Лаффера и его сторонников, может создать дополнительные стимулы к труду, инвестициям, сбережениям, расширению производства и, соответственно, налоговой базы. Сократится и уклонение от налогов. Все это благоприятно отразится на состоянии бюджета: рост занятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост дохода увеличит суммарные налоговые поступления в бюджет даже при более низкой налоговой ставке (рис. 1.1).

Рис. 1.1.

Назначение налогов проявляется в их функциях - фискальной и экономической. Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства. Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения (больниц, школ, детских садов, библиотек), на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, защиту здоровья матери и ребенка, проведение медицинских исследований. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка.

Функции налогов находятся в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет (фискальная функция).

Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня.

Основными задачами бюджетно-налоговой политики являются снижение налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках.

В этой связи в последние годы в работе по совершенствованию действующей налоговой системы Республики Беларусь большое внимание уделяется вопросам снижения ставок налогов, сокращения количества налогов и других обязательных платежей, а также объединения ряда из них, имеющих сходную налогооблагаемую базу, при одновременном упрощении порядка их взимания.

Однако, следует отметить, что такие налоги как НДС, налог но прибыль и доходы, акцизы, таможенные пошлины, налог на недвижимость являются основными доходными источниками бюджета большинства стран мира и доказали свою эффективность как в фискальном плане, так и в качестве стимулирующего инструмента коммерческой и инвестиционной деятельности.

Таким образом, фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Понятие и виды бюджетно-налоговой политики

Государственный аппарат не имеет возможности организовывать собственную хозяйственную деятельность. Однако, он требует определенных затрат на содержание. С момента возникновения государственности появилось налогообложение, которое представляет собой систему безвозмездной выплаты части имущества налогоплательщиком в пользу властвующего субъекта. В настоящее время налоговая система представляет собой совокупность налоговых инструментов, институтов и методов их начисления и сбора. Налоговые поступления в государственную казну формируют бюджет страны.

Бюджет является концентрацией денежных средств, находящихся в государственном управлении. Он выполняет ряд функций, среди которых можно выделить:

  • финансирование государственных нужд и расходов;
  • регулирование экономической системы страны, а так же ее подсистем;
  • влияние на социальную стабильность в стране.

Фискальная политика или политика в сфере налогообложения выполняет функции регулирования расходов, доходов государственного бюджета, а так же по стабилизации хозяйственной системы страны. Через механизм фискальной политики реализуется управление таким макроэкономическим показателем, как совокупный спрос. При этом она может влиять на макроэкономическое предложение через воздействие на уровень деловой активности.

Определение 1

Бюджетно-фискальная политика представляет собой инструмент государственного регулирования доходов, формируемых из налоговых отчислений, расходов, а так же управление государственным бюджетом.

Фискально-бюджетная политика имеет два вида – дискреционный и автоматический. Дискреционная политика подразумевает искусственное управление налогами и расходами государственного аппарата. При этом она может быть стимулирующей, либо сдерживающей. Если наблюдается экономический спад, то налоговые ставки снижают и увеличивают государственные расходы. Происходит увеличение дефицита бюджета.

Сдерживающая политика направлена на стабилизацию во время инфляции. Налоги повышаются, а госрасходы уменьшаются, что формирует профицит бюджета.

Автоматическая регуляция хозяйственной системы страны реализуется при циклическом колебании совокупного дохода. То есть, экономический рост влияет на увеличение налоговых отчислений в бюджет естественным путем.

Задачи и цели бюджетно-налоговой политики

Бюджетно-фискальная политика формируется на следующий год и оглашается Бюджетным посланием Президента к Федеральному собранию не позже марта года, предшествующего планируемому. В направления деятельности бюджетной политики входит управление бюджетом, расходами и доходами, выполнением бюджетных обязательств, а так же государственным долгом.

Можно выделить основные цели бюджетно-налоговой политики:

  • создание условий для стабильного экономического роста;
  • обеспечение полной занятости всех возможных экономических ресурсов и рациональности их использования;
  • стабилизация цен (борьба с инфляцией).

Налогово-бюджетное регулирование обеспечивает баланс бюджета, который обеспечивает условия, предотвращающие нежелательные тенденции в экономике, такие как безработица и инфляция.

Роль данного политического направления возрастает в моменты экономических кризисов. Реализация государственных решений через бюджетно-налоговую систему позволяет поддержать финансовый рынок, стимулировать экономический рост, а так же защитить социально не защищенные слои населения от последствий кризиса.

Цели бюджетной политики реализуются через решение поставленных задач, в зависимости от экономического состояния страны. Можно выделить следующие из них:

  • обеспечение высокого уровня собираемости налогов и сборов;
  • создание условий для своевременного выполнения бюджетных обязательств;
  • сдерживание и оказание воздействия на бюджетный дефицит и рост государственной задолженности;
  • управление финансами, направленными на стабилизацию госбюджета;
  • повышение уровня монетизации и валютной обеспеченности, создающих резерв для пополнения бюджета;
  • оказание влияние на положительную динамику роста ВВП;
  • сдерживание безработицы;
  • надзор за выполнением законодательных и правовых норм в области бюджетно-налоговой политики.

Замечание 1

Обычно, в моменты кризиса бюджетный дефицит повышается. Однако, некоторые страны, обладающие стабильной экономической системой, могут позволить себе иметь определенный размер дефицита. Связанно это с тем, что они пользуются высокой степенью доверия кредиторов. Последние рассчитывают на возврат средств в долгосрочной перспективе. При положительных тенденция ростах дефицита доверие к стране может снизиться.

Инструменты управления налогово-бюджетной политикой

Основная цель бюджетной политики – это управление совокупным спросом, который представляет собой макроэкономический показатель, характеризующий общий спрос на товары и услуги в конкретный промежуток времени.

Воздействие на совокупный спрос происходит через налоги, трансферты и госзакупки.

Трансферты представляют собой повышение социальных выплат населению, что влияет на уровень дохода домашнего хозяйства. Денежный резерв помогает больше покупать, что в конечном итоге увеличивает общий совокупный спрос. Господдержка реального сектора позволяет предприятиям расширять производство. Если выплаты по трансфертам снизить, то снизится и спрос.

Налогообложение имеет обратную направленность трансфертам. Повышение налоговых ставок и бремени ведет к снижению совокупного спроса. Если ставки снижаются, что спрос растет.

Замечание 2

Госзакупки влияют на увеличение государственных расходов, то есть, на повышение бюджетного дефицита. Однако, макроэкономический показатель спроса возрастает.Разнообразие инструментов позволяет правительству более гибко воздействовать на экономику на различных этапах развития хозяйственной жизни страны. При этом наибольшее влияние на совокупный спрос оказывает увеличение государственных закупок.

Стоит отметить, что инструменты фискально-бюджетной политики оказывают общее положительное влияние на всю экономическую систему. Автоматические стабилизаторы сглаживают циклические колебания экономических показателей. Кроме того, налогово-бюджетная политика позволяет воздействовать на хозяйственные процессы в короткие сроки.

Курсовая работа

По дисциплине

Макроэкономика

Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации


Введение


Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике. Иногда вместо термина бюджетно-налоговый используется его синоним фискальный (от лат. fiscus государственная казна и fiscalis относящийся к казне). Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровней деловой активности, решения различный социальных задач. Основными рычагами бюджетно-налоговой политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики задача законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что реформирование бюджетно-налоговых отношений является важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований. От создания оптимального механизма бюджетно-налоговых отношений, обеспечения действительного сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового равноправия всех органов власти в значительной мере зависит успех экономической стабилизации в стране.

Целью данной темы курсовой работы является теоретическое описание типов и основных инструментов фискальной политики, раскрытие разных точек зрения на способы ее проведения, рассмотрение видов бюджетного дефицита и возможностей его покрытия. Большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике России, а именно: выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы.

Для раскрытия поставленной цели необходимо решение следующих задач:

во-первых бюджетно-налоговая политика Р.Ф. как залог экономического роста страны;

во-вторых, современное состояние бюджетно-налоговой политики в России и перспектива ее развития.

В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. Она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса.

Внешние факторы оказывают серьёзное воздействие на российскую экономику. Это обусловлено тем обстоятельством, что, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура российской экономики еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.


Основная часть


Понятие, цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики


Под фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства понимается система регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами.

Выделяют следующие цели фискальной политики:

сглаживание колебаний экономического цикла;

обеспечение устойчивого экономического роста;

достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику. что касается методов этой политики, то они определяются в зависимости от того, какая цель государственного развития признается авторитетной - стабилизация в краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном.

Если экономическая система находится в состоянииспада, возникает необходимость в стимулирующей фискальной политике, для обеспечения которой правительство прибегает к поощрению расходов и повышению реального обьема выпуска ВВП. Для этого используется модель сбалансирования совокупного спроса и совокупного предложения.

В механизм равновесного состояния между ними вклинивается государство, стимулируя либо совокупный спрос, либо совокупное предложение посредством активизации государственных расходов. Благодаря этому, развивается спрос и растет национальный доход, а значит, увеличиваются сбережения и активизируются инвестиции. Такая стимулирующая политика эффективна в период спада экономики.

Свои подходы к стимулирующей роли фискальной политики имеют монетаристы. В отличие от кейнсианцев, придающих особое значение количеству находящихся в обращении денег, монетаристы отдают предпочтение портфельным активам, при этом к последним они причисляют не только акции, облигации и другие ценные бумаги, но и реальный капитал: предметы потребления длительного пользования, человеческий капитал, научные идеи, изобретения и т.д.

Механизм воздействия портфельных активов на рыночную конъюнктуру строится следующим образом. Допустим, что для покрытия дефицита государственного бюджета государство прибегает к эмиссии облигаций. Получив их в свое распоряжение, субъекты хозяйствования воспринимают их, во-первых, как собственное дополнительное имущество; во-вторых, как внешний элемент, нарушающий ранее сложившуюся оптимальную структуру портфельных активов. Это двоякое восприятие государственных долговых средств вызывает у предпринимателей двоякого рода ответные действия, проявляющиеся как эффект имущества и эффект субституции.

Эффект имущества состоит в том, что хозяйствующие субъекты воспринимают государственные облигации как собственное дополнительное имущество, начинают увеличивать свои потребительские расходы, ориентируясь на совокупную величину своего имущества, а это приводит к росту совокупного спроса и национального дохода. Таким образом, эффект имущества оказывает положительное стимулирующее воздействие не только на отдельные структурные звенья, но и на всю экономику страны.

Обратим внимание на эффект субституции. К моменту выпуска в обращение государственных облигаций на рынке уже имеют хождение ранее выпущенные облигации, поэтому вновь выпущенные будут положительно восприняты только в том случае, если процентные выплаты по ним окажутся выше выплат по ранее выпущенным облигациям. Значит, рост процентной ставки по вновь выпущенным облигациям становится объективной необходимостью. Но в доходах субъектов хозяйствования все взаимоувязывается: рост процентной ставки по облигациям неизбежно повлечет за собой повышение доходности по акциям (дивидендов), что равносильно снижению спроса на реальный (физический) капитал и, следовательно, сократится спрос на инвестиции. Значит, эффект субституции приводит к понижающему воздействию на совокупный спрос и национальный доход общества. С точки зрения практика дополнительного выпуска облигаций нежелательна.

Можно сделать заключение, что эффект субституции действуют в противоположных направлениях. При их оценке следует исходить из того, какое из указанных действий окажется сильнее и как будет строиться взаимосвязь внутри портфельных активов, между облигациями и акциями. От этого будет зависеть эффективность фискальной политики.

Общая фискальная политика подразделяется на два типа: дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика.

Под дискреционной фискальной политикой понимается целенаправленная деятельность государства, связанная с изменением политики государственных расходов в связи с необходимостью осуществления крупномасштабных программ занятости населения, решения социальных вопросов жизнедеятельности общества, подвижек в пенсионном обеспечении, преобразования механизма налоговой системы и т.д. Здесь присутствуют государственные расходы, которые делятся на государственные трансфертные закупки (G) и государственные трансфертные платежи (tr).

К государственным трансфертным закупкам обычно относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, заработную плату работников бюджетной сферы, заготовки неприкосновенных государственных запасов на случай военных действий, стихийных бедствий, оказания гуманитарной помощи другим странам.

В состав трансфертных платежей входят субсидии, пособия домашним хозяйствам, социальное обеспечение (финансирование начального и среднего образования, медицинская помощь бедным слоям населения, детям и престарелым, противоэпидемические мероприятия, расходы на культуру и т.д.)

Дискреционная фискальная политика, осуществляемая в целях сглаживания экономического цикла, бывает двух видов:

экспансионистская (стимулирующая) - связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов или сочетанием этих мер (так как мультипликационный эффект от государственных расходов больше, чем от снижения налогов). В краткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства за счет дефицитного финансирования;

рестрикционная (контрактивная) - связана с увеличением налогов и снижением государственных расходов или сочетает эти меры, чтобы ограничить инфляционный рост экономики.

Под недискреционной (автоматической) понимается фискальная политика, направленная на регулирование государственных расходов, неналоговых поступлений и сальдо государственного бюджета с помощью автоматического механизма, поэтому она, называется еще и политикой "встроенных стабилизаторов". Недискреционная политика позволяет снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и объема производства, не прибегая к частым изменениям экономической политики.

К числу "встроенных стабилизаторов" обычно относят подоходный налог, косвенные налоги (налог на добавленную стоимость и др.), пособия по безработице и социальные выплаты. Они автоматически регулируют размеры отчислений в виде налогов или поступлений в виде трансфертных платежей в зависимости от доходов или циклических колебаний в экономике. Их не следует смешивать с такими элементами функционирования механизма рыночной экономики, как гибкость продовольственных цен, формирование рыночного спроса, политика индексации доходов и т.д. Вследствие действия такой политики налоговые поступления государству, как и доход домашних хозяйств, увеличиваются во время экономического роста, но ограничиваются или стабилизируются в период спада, роста инфляции и безработицы. С помощью "стабилизаторов" на стабильном уровне поддерживаются социальные выплаты.

Недостаток автоматической фискальной политики состоит в том, что она позволяет лишь сглаживать последствия циклических колебаний в экономике и политике доходов, но не устраняет их причины. Поэтому "встроенные стабилизаторы", как правило, применяются в сочетании с мерами дискреционной фискальной политики, тогда они являются более действенными.


1 Налогообложение. Дефицит бюджета и бюджетный излишек


Налогообложение выступает одним из действенных инструментов государственной фискальной политики. Налоги представляют собой вид обязательных платежей, взимаемых государством с физических и юридических лиц, и расходуемых на нужды общества. Свод законов, которые используются при налогообложении, в совокупности с механизмом изъятия налогов, образуют понятие налоговой системы. в основе ее построения заложены два принципа: функциональный и территориальный. Первый регламентирует порядок взимания налогов; второй определяет характер распределения налоговых поступлений.

Существует три основных функции налогов: фискальная, регулирующая и социальная. Фискальная (распределительная) функция обеспечивает поступление налоговых средств в государственный бюджет и во внебюджетные фонды и функционирование государственных расходов в соответствии с утвержденным законодательным органом регламентом. Регулирующая функция осуществляется через систему дифференцированных налоговых льгот. Она направлена либо на стимулирование, либо на сдерживание развития отдельных отраслей и видов деятельности. Таким образом, налоги регулируют предложение товаров и услуг. Социальная функция направлена на сглаживание неравенства между доходами различных социальных групп населения и регулируется посредством дифференцированного налогообложения физических и юридических лиц. Налоги выполняют также контрольную функцию, связанную с порядком их распределения.

Элементами налоговой системы являются налоговые ставки, налоговая база и налоговые льготы. Налоговые ставки - это система показателей долевого налогового отчисления от доходов предприятий и организаций в зависимости от величины этих доходов. По мере возрастания доходов кратность обычно увеличивается более высокими темпами. предельным считается отчисление, когда весь доход в виде налогов перечисляется в распоряжение государственного бюджета. Налоговая база - это размер имущества (доходов), который подлежит налогообложению. Общая величина налоговых поступлений может возрастать либо за счет роста налоговых ставок, либо за счет расширения налоговой базы. Расширенное воспроизводство обеспечивает постоянное расширение налоговой базы. Налоговые льготы могут предоставляться физическим и юридическим лицам в различных формах. Они могут проявляться посредством более низких налоговых ставок, например, для малого и среднего бизнеса; вновь открываемые производства на определенный срок могут освобождаться от уплаты налогов. Пониженные ставки налогов платят предприятия, использующие труд инвалидов и т.д.

В макроэкономике налоги делятся на два вида: автономные и аккордные, которые не зависят от уровня доходности производства, и подоходные налоги, которые находятся в подобной зависимости. Их величина определяется умножением предельной налоговой ставки (t) на величину получаемого дохода (g). Что касается предельной налоговой ставки, то она исчисляется как отношение прироста налоговых поступлений за какой то период (DT) к величине прироста дохода за этот период (Dg):t=DT/ Dg.

Налоги оказывают положительное или отрицательное воздействие на объем национального производства, причем оно происходит с мультипликационным эффектом. Мультипликатор налогов имеет отрицательное значение. Это связано с тем, что оказывает на величину дохода обратное воздействие. Можно при этом вести как расчет мультипликатора комплексного воздействия налоговых вычетов, так и отдельно мультипликатора автономных налогов и мультипликатора подоходных налогов. Принцип расчета одинаковый, разнятся лишь исходные данные. Рассмотрим действие мультипликатора автономных налогов с помощью графика и алгебраического выражения. [Приложение Б]. Автономный налоговый мультипликатор есть отношение изменения объема производимой продукции (дохода) к вызвавшему его изменения к вызвавшему его изменению автономных налогов.

Налогообложение выступает основным средством формирования доходной части государственного бюджета. Для нормального функционирования экономики необходимо, чтобы расходы государства ежегодно балансировались с доходной частью бюджета, а через нее - с налоговой системой государства. На практике добиваться абсолютного соответствия весьма проблематично, вследствие чего часто возникает бюджетный дефицит, представляющий собой превышение государственных расходов над объемом доходной части бюджета. Такое состояние обычно, ибо доходная часть - это ее будущее состояние, которое меняется не в ежегодном (по итогам года) режиме, а ежедневно и ежечасно. По установленным международным стандартам размер бюджетного дефицита не должен превышать 5% суммы производимого страной ВВП. Цифра 5% взята исходя из того, что нормально функционирующая рыночная экономика в состоянии в течении одного года обеспечить прирост ВВП в объеме 5%, что позволит покрыть за год ранее сложившийся дефицит, в противном случае он будет накапливаться, образуя государственный долг.

Государственный долг - это суммарная стоимость бюджетных дефицитов за ряд лет. Если взять отдельный год, то государственный долг может оказаться равным бюджетному дефициту. Государственный долг бывает внутренним (задолженность собственным физическим и юридическим лицам через облигации займа) и внешним (задолженность иностранным государствам, их физическим и юридическим лицам).

Различают структурный и циклический дефицит госбюджета. Структурный дефицит определяется как разница между доходами и расходами государства для случая, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости населения, обеспечивая максимальный объем производства и при условии стабильности используемой систему налогов. Циклический дефицит - это дефицит, вызванный сокращением налоговых поступлений в доход государства вследствие спада деловой активности и образующего при этом превышения запланированных ранее расходов над поступающими в доход государствами средствами.

В случае, если реально складывающийся в этом году дефицит бюджета меньше расчетного структурного дефицита, тогда говорят о наличии бюджетного излишка. Если же при формировании бюджета закладывается превышение доходной части государственного бюджета над расходной, в данном случае речь пойдет об излишке доходов бюджете или профиците государственного бюджета. Если государственные расходы возрастают (DК) на ту величину, что и прирост налоговых поступлений (DТ), тогда имеем дело со сбалансированным бюджетом, а отношение этих величин есть мультипликатор сбалансированного бюджета:



где Мсб - мультипликатор.


1.2 Мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета


Фискальная (бюджетно-налоговая политика) государства в коротком периоде может сопровождаться эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета. В конечном итоге результат этой политики выражается в приросте дохода, производства продукции. Поэтому мультипликативные эффекты играют важную роль при выборе мероприятий бюджетно-налоговой политики.

Бюджетный мультипликатор (мультипликатор государственных расходов) - отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов.

Налоговый мультипликатор - отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета - равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов; численный коэффициент, равный единице.

Норвежский экономист Т. Хаавельмо доказал, что при кейнсианской функции потребления даже при сохранении сбалансированного бюджета возникает мультипликационный эффект, при этом мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице, DY=DG=DT. Этот вывод получил название теоремы Хаавельмо и объясняется тем, что мультипликатор государственных расходов больше налогового.

Кривая Лаффера - кривая, отражающая взаимосвязь между величиной ставки налогов и поступлением за их счет средств в государственный бюджет.

Основная идея кривой Лаффера заключается в том, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращаются объем производства и доход. Сокращение налоговых ставок вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличатся производство и доходы, подлежащие налогообложению, что увеличит налоговые поступления в государственный бюджет. Такой подход выдвигали сторонники теории "экономики предложения".

Американский экономист Артур Б. Лаффер теоретически обосновал программу администрации президента Рейгана на период 1980-х гг., которая была направлена на стимулирование экономической активности в США.

А. Лаффер считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, снижает трудовую активность и вызывает переход легальной экономики в теневую. Обоснованием этому послужил так называемый "эффект Лаффера", графическим отражение которого служит "кривая Лаффера", с обоснованием которой он выступил в 1974г.

Кривая Лаффера показывает зависимость получаемых государством сумм подоходного налога от ставок налога. [Приложение В]

Смысл "эффекта Лаффера" состоит в том, что уменьшение налоговых ставок вызовет сокращение доходов государства, но это сокращение будет носить кратковременный характер, в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости.

И хотя бесспорным является тот факт, что изменение налоговых ставок оказывает стимулирующее или тормозящее воздействие на экономику, на практике теоретические построения Лаффера оказались ошибочными: не увеличились доля сбережений и предложение труда.

Практическое использование кривой Лаффера оказалось весьма проблематичным, так как, во-первых, сложно было определить, на левой или правой стороне кривой находится экономика страны в данный период времени; во-вторых, на объем инвестиций в экономике страны оказывают влияние множество факторов помимо налоговых ставок.

Таким образом, можно сказать, что эффект Лаффера не принес ожидаемых результатов.

бюджет налог политика расход

2. Современное состояние бюджетно-налоговой политики в России и перспектива ее развития


В бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах были определены стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу - содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. Исследование проблемы бюджетно-налогового администрирования позволяет раскрыть многие сложные и специфические аспекты деятельности налоговых и финансовых органов, государственных и ведомственных структур, законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

В бюджетной классификации Российской Федерации содержится новое определение - администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации к Федеральному закону "О Бюджетной классификации РФ". Администраторами поступлений в бюджеты РФ в 2007г. являются 62 ведомства, министерства, службы, агентства, а также Центральный банк РФ, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и др. Таким образом, в нормативно-правовом отношении в понятии "администратор поступлений в бюджет" объеденены как налоговые органы Федеральной налоговой службы, так и органы исполнительной власти принципиально иного функционального назначения, но которым также вменена функция администрирования бюджетных доходов.

Так, Управление делами Президента РФ администрировало в 2007 г. доходы от использования федерального имущества, расположенного за пределами страны; доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных предприятий.

Следование этим стратегическим ориентирам позволило существенно продвинуться в достижении определенных на среднесрочную перспективу целей бюджетной политики - улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

В системе приоритетов бюджетно-налоговой политики все более существенное значение приобретает эффективность администрирования бюджетных доходов как функции государства и его институтов власти и управления. Бюджетно-налоговое администрирование является более широким и более многообразным понятием, чем налоговое администрирование. Во-первых, бюджетно-налоговое администрирование отражает взаимодействие категории налогов и категории бюджета; во-вторых, указанное понятие расширяет сферу администрирования на всю доходную часть бюджетов, как федерального, так4 и территориального; в-третьих, бюджетно-налоговое администрирование расширяет и конкретизирует целевую функцию, поскольку отражает не только задачу эффективного функционирования налоговых органов, но и эффективное функционирование всего механизма формирования бюджетно-налогового потенциала государства; в-четвертых, в понятии "бюджетно-налоговое администрирование" более содержательно раскрывается социальная направленность государственного администрирования доходов, поскольку налоги и доходы администрируются с целью формирования бюджета государства как социально-политического и экономического института гражданского общества, выражающего его интересы в их концентрированном, общем содержании. Таким образом, бюджетно-налоговое администрирование обеспечивает ресурсами реализацию всего комплекса функций государства, включая функции государственного управления и регулирования, обороны и безопасности, развития национальной экономики, социальные функции.

Финансово-экономическое содержание бюджетно-налогового администрирования является исходной основой раскрытия приоритетов и соответственно принципов бюджетно-налогового администрирования.

В результате внесения комплексных поправок в Бюджетный кодекс РФ была создана законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора. Законодательно определен новый механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

Действовавший в 2004-2007 годах Стабилизационный фонд РФ выполнил возложенные на него задачи поддержания макроэкономической стабильности, защиты экономики и бюджетной системы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижения долговой нагрузки.

Сформированы Резервный фонд, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых расходных обязательств в случае недостаточности нефтегазовых доходов, и фонд национального благосостояния, ориентированный, прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.

В целях обеспечения преемственности и предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров для бизнеса осуществляется переход всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются и утверждается на 3-летний период.

В 2007 году федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации впервые были приняты на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов, что позволило заложить основу для формирования в текущем году бюджетных проектировок на 2009-2011 годы в формате "скользящей трёхлетке". Многие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также утвердили свои первые 3-летние бюджеты. Дальнейшее совершенствование системы среднесрочного финансового планирования сдерживается, в частности, отсутствием утвержденного правительством Российской Федерации порядка разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Законодательно установлены нормы, направленные на повышение результативности бюджетных расходов.

В качестве новых бюджетных инструментов введены долгосрочные и ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные контракты, упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.

Однако практическое внедрение этих инструментов и механизмов неоправданно затянулось. правительство Российской Федерации в установленные сроки не утвердило порядки формирования, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ, формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, формирования и финансового обеспечения государственного задания федеральным государственным учреждениям. Не создана в полном объёме нормативная и методическая база формирования и финансового обеспечения государственных заданий автономных учреждениям.

Поправками к бюджетному кодексу Российской Федерации более четко определены состав и полномочия участников бюджетного процесса, расширена самостоятельность и повышена ответственность главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов, формировании и представлении бюджетной отчетности.

С 2008 года внедрена система мониторинга качества финансового управления, осуществляемая главными распорядителями средств федерального бюджета. В то же время переход к новой организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы сдерживается устаревшими законодательными нормами, регламентирующими осуществление государственного и муниципального финансового контроля, ответственность за нарушение бюджетного законодательства, а также сложившейся практикой внесения изменений в утвержденные бюджеты, особенно в конце финансового года.


1 Основные приоритеты бюджетных расходов


Федеральным законом "О федеральном бюджеты на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусмотрен существенный рост бюджетных расходов на реализацию приоритетных направлений государственной политики.

При этом определены и условно утвержденные расходы на 2009 и на 2010 годы. Указанные средства, а также дополнительные доходы бюджетной системы, возникающие в связи с уточнением прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, являются ресурсом для принятия новых бюджетных обязательств.

Безусловное исполнение действующих расходных обязательств, реализации уже принятых решений - базовый принцип ответственный бюджетной политики, который также требует проведение на постоянной основе анализа эффективности действующих расходных обязательств с принятием в случае необходимости решений по их прекращению или реструктуризации. Если необходимость или целесообразность таких обязательств утрачена, то изменения в акты, определяющие эти обязательства и их объем, должны вноситься своевременно, до представления проекта федерального закона о федеральном бюджете в Государственную Думу.

Для полноценного использования преимуществ 3-летнего бюджета следует минимизировать внесение поправок в утвержденный бюджет, что позволит не только эффективно использовать уже запланированные бюджетные ассигнования, но и сохранить ресурсы для принятия в очередном бюджетном цикле новых расходных обязательств.

Решения по увеличению действующих обязательств или установлению новых должны приниматься только в пределах имеющихся для их реализации финансовых ресурсов в рамках установленных бюджетным законодательством ограничений.

Часть этих ресурсов в 2009-2011 годах необходимо направить на финансовое обеспечение расходных обязательств, учтенных при внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов".

При составлении и рассмотрении проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов необходимо обеспечить его социальную и инновационную направленность, обратив особое внимание на необходимость финансового обеспечения решения следующих приоритетных задач.

Приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, модернизация транспортной инфраструктуры.

Одним из компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы является реформирование оплаты труда, которая рассматривается в современных условиях инновационного социально-экономического развития Российской Федерации как эффективный инструмент обеспечения выполнения государственных обязательств по повышению качества оказываемых бесплатных социальных услуг.

В 2008 году необходимо реализовывать принятое Правительством Российской Федерации в конце 2007 года решение о переходе федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда с соответствующим финансовым обеспечением этого решения за счет средств федерального бюджета.

Следует предусмотреть бюджетные ассигнования на регулярную индексацию пособий гражданам, имеющим детей, на увеличение компенсационных выплат по уходу за инвалидами I группы, детьми-инвалидами, престарелыми гражданами.

С учетом позитивно складывающейся динамики рождаемости следует ожидать увеличения потребности в средствах материнского капитала.

Должны быть предусмотрены ассигнования для решения задачи обеспечения военнослужащих и ветеранов Вооруженных Сил постоянным жильем к 2010 году, а к концу 2012 года должен быть полностью сформирован фонд служебного жилья для военнослужащих.

Увеличение расходов на реализацию действующих и принятия новых федеральных целевых программ предлагается сосредоточить на следующих приоритетных направлениях.

Прежде всего, это развитие транспортной инфраструктуры. в 2009 году следует увеличить расходы на реализацию федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", а с 2010 года предусмотреть ассигнования на новую крупномасштабную федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы Российской Федерации в 2010-2015 годах".

Кроме того, начиная с 2010 года необходимо увеличивать расходы на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения, имея в виду период с 2011 года на полное финансирование исходя из установленных нормативов.

С 2009 года в рамках этого направления должна начаться реализация федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации (2009-2015 годы)", а также должны быть увеличены ассигнования на реализацию федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система".

Второе направление - поддержка современных технологий и инноваций. В его рамках должны быть реализованы федеральные целевые программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы и "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы, а также увеличены ассигнования на реализацию Федеральной космической программы.

В системе приоритетов бюджетно-налоговой политики все более существенное значение приобретает эффективность администрирования бюджетных доходов как функции государства и его институтов власти и управления. Между тем не только проблема эффективности администрирования, но и само содержание этой категории еще не достаточно определены ни в финансовой теории, ни в финансово-налоговом законодательстве. Устранение этих пробелов необходимо как для формирования нормативно-инструментальной системы администрирования, так и для практики, в которой участвует большая совокупность субъектов администрирования, наделенных теми или иными полномочиями.

Основные национальные приоритеты бюджетно-налогового администрирования определяются условиями рыночной трансформации, экономическим ростом и необходимостью решать стратегические задачи обеспечения конкурентоспособности страны в условиях глобализации экономических, финансовых, торговых, демографических, политических отношений. К основным национальным приоритетам бюджетно-налогового администрирования, учитывая обозначенные объективные условия и стратегические задачи, относятся:

повышение эффективности бюджетно-налогового администрирования в формировании централизованного фонда финансовых ресурсов, аккумулируемых в казне государства и муниципальной бюджетной системе местного самоуправления;

сокращение масштабов уклонения от налогов субъектами хозяйствования так называемой ненаблюдаемой экономики;

достижение усиления стимулирующих эффектов налоговой политики в отношении законопослушных налогоплательщиков и содействие общему повышению согласования интересов государства и отечественного предпринимательства;

обеспечение в процессе администрирования эффективной реализации функций финансов, особенно контрольной, и соответственно эффективности;

бюджетного и налогового контроля на стадии формирования ресурсов государства;

реализация инструментами бюджетно-налогового администрирования социальной функции налогов в отношении физических лиц, активное содействие получения населением законодательно установленных налоговых льгот и социальных вычетов из налогооблагаемой базы с учетом социального положения, дифференциации, имущественного состояния и доходов граждан, новых направлений демографической политики;

защита средствами и инструментами бюджетно-налогового администрирования экспортно-импортных интересов государства, внутреннего рынка, отечественного производителя с учетом факторов и условий вступления России в ВТО;

выявление и обобщение в процессе практики бюджетно-налогового администрирования возможностей и конкретных рекомендаций по устранению недостатков и совершенствованию налогового и в целом бюджетно-финансового законодательства, правового механизма функционирования конкретных налогов, сборов, таможенных платежей, деятельности налоговых органов, администраторов бюджетных доходов, судебной системы.

Исследование проблемы бюджетно-налогового администрирования позволяет раскрыть многие сложные и специфические аспекты деятельности налоговых и финансовых органов, государственных и ведомственных структур, законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления.


2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 годы и дальнейшую перспективу


При определении целей и задач бюджетной политики следует исходить из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределенность на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедления темпов роста мировой экономики.

Внешние факторы оказывают серьезное воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и тем обстоятельством, что, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура российской экономики еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования ее структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

В этих целях бюджетная политика должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать все возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в тоже время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности. Наиболее острой проблемой в настоящее время является рост цен.

Необходимость замедления роста цен - одновременно макроэкономическая и социальная проблема.

Инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования.

Обеспечение сбалансированности пенсионной системы является одной из наиболее серьезных проблем экономической политики.

Для повышения эффективности и результативности бюджетной политики Правительству Российской Федерации надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач.

Первое - бюджетная политика должна сохранить свое значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования. Она должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции. Одной из базовых предпосылок решения этой задачи является безусловное соблюдение установленных в 2007 году Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы, использованию нефтегазовых доходов и ограничению дефицита федерального бюджета.

Второе - необходимо усилить роль бюджета в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу. Начиная с 2009 года проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной 3-летний период должны формироваться с учетом основных параметров бюджетных прогнозов на 15-летний период, а по отдельным направлениям - на более отдаленную перспективу.

В этом году необходимо разработать долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2023 года. Она должна включать в себя основные параметры бюджетной системы, выявить долгосрочные риски и установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики и адресности социальной политики.

В целях обеспечения в полной мере реализация принципа достоверности экономического прогнозирования как одной из основополагающих предпосылок для улучшения качества бюджетного планирования необходимо существенно повысить надежность и расширить горизонт прогноза социально-экономического развития страны.

Третье - необходимо сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем.

Четвертое - эффективное расходование бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования. При этом должны предусматриваться стимулы для обеспечения соответствия качества и объема предоставляемых услуг установленным в задании требованиям.

Пятое - завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления.

Шестое - практический переход на современные принципы осуществления государственных инвестиций т реализации долгосрочных программ за счет бюджетных средств.

Седьмое - дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты. В рамках бюджетного планирования следует обеспечить корреляцию докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных программ и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований.

Восьмое - повышение эффективности управления средствами Резервного Фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами. Обеспечение надежности размещения средств этих фондов остается безусловным приоритетом.

Девятое - повышение качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора. Следует в ближайшие годы завершить процесс акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных полномочий. Должна быть создана правовая база для приватизации имущества государственных и муниципальных учреждений, а также для обеспечения возможности изъятия по решению собственника и последующей приватизации части имущества унитарного предприятия. Необходимо расширить практику представления интересов государства в органах управления акционерных обществ независимыми директорами вместо государственных служащих.

Десятое - расширение практики учета результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета. Расширение межбюджетных отношений на основе последовательной реализации принципа взаимных обязательств участвующих в них органов публичной власти, прежде всего при осуществлении инвестиционных и социальных расходов.

Одиннадцатое - совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере.

Заключение


Итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, пришли к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платежеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги, или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъеме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применятся, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъем.

Бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит.

В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным. Таким образом, можно считать, что необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения. Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования. Концепция ее построения базировалась на отказе от идеи отмены налогов, на формировании целостной системы, охватывающей обложение доходов, имущества и потребления и способствующей становлению рыночных отношений. Вместе с тем она базировалась в основном на зарубежном опыте налогообложения в условиях перехода от государственной экономики к рыночной не было. Поэтому к настоящему времени в Российской Федерации сложилась налоговая система, которая не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития.

Подводя итоги, можно отметить, что проблема налогообложения, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному, процветающему образу жизни всех субъектов государства.


Глоссарий


№ п/пПонятиеОпределение1Денежное обращение- движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг2Денежный оборот- проявление сущности денег в их движении3Деньги- особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров4Денежная масса- совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих юридическим и физическим лицам, а также государству5Меновая стоимость- это способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях6Общий спрос на деньги- сумма спроса на деньги со стороны сделок и со стороны активов7Оборот денег- непрерывно возобновляющийся кругооборот как акт повторения процесса обращения денежных средств и товаров для воспроизводства и получения прибыли8Предложение денег- денежная масса в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент9Платежный оборот- движение денег, в процессе которого они выполняют функцию средств платежа10Сущность денег- это специфический товар, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента

Бюджетный дефицит и государственный долг. Бюджетный профицит.

Расходы гос бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом . Пртовоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, наз бюджетным профицитом(излишком). Принято различатьпервичный и общий дифицит гос-го бюджета. Первичный дефицит – общий дефицит гос бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по гос долгу.По аналогии опред и первичный профицит.

Принято различать фактический, структурный и циклический дефицит гос бюджета. Фактический- отрицательн разница м\д фактическими(действительными)доходами и расходами правительства. Структурный – разность м\д доходами и расходами гос бюджета, рассчитанная для уровня национ дохода, соотв полной занятости. Др.словами это та занятость кот существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью гос-ых расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость. Циклический- разница м\д фактическим и структурным дефицитом гос.бюджета.Он представл собой следствие колебаний эконом активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и гос расходах происходят автоматически.Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка(профицита):

Налгово-бюджетную политику принято подразделять на 2 типа: дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).Дискреционная налогово-бюджетная политика- сознательное манипулирование законодательной властью налогооблажением и гос расходами с целью взаимодействия на уровень экономической активности. Речь идет о воздействии, оказыв влияние на изменение объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. В этом поределении важно отметить то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соотв законы,касающиеся объема гос расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов.Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы. Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, гос расходы, чистый экспорт повлекут за собой мультипликативные эффекты, приводящие к соответствующему изменению дохода.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост гос расходов и\или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение гос расходов и\или рост ставок налогов. Стимулирующая политика может сопровождаться бюджетным дефицитом, т.е.превышением текущих расходов гос-ва над доходами. Она проводится с целью борьбы со спадами, и соответственно, циклической безработицей. Это - главная цель. Правительство, принимая решение о проведении дискреционной фискальной политики должно ясно представлять, на каком из отрезков траектории циклического развития находится экономика. Действительно ли в экономике начался спад, и такое нежелательное изменение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей налогово-бюджетной политикой?



Автоматическая налогово-бюджетная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Ведь законодательный орган определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений. АНБП явл результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов в экономике, кот уменьшают реакцию реального ВВП на изменение совокупного спроса. Главные из них-пособия по безработице и прогрессивное налогооблажение.

41. Деньги: сущность и функции. Денежная масса и ее основные агрегаты. Регултирование денежной массы в обращении.

Деньги представляют собой неотъемлемый элемент повседневного бытия. Современный человек не может представить себе рыночную экономику без денежного обращения. Деньги возникли на определенном этапе хозяйственной жизни общества, и появление их стало огромным шагом вперед по преодолению узости бартерного обмена. В процессе исторического развития формы денег претерпели серьезную эволюцию.

Деньги, по определению, обладают абсолютной ликвидностью. На языке экономической теории это означает, что издержки обмена денег на какие-либо др блага = 0.

Гос-во выпускает в обращение деньги как законное средство платежа в экономике. Предложение денег (денежную массу) обеспечивает по согласованию с правительством Центральный банк страны. Т.О. современные деньги представляют собой декретные деньги кот правительство провозгалшает обязательными для приема при обмене и в качестве законного способа уплаты долгов.

В экономике страны население предъявляет спрос на деньги , поскольку они выполняют важные функции :1). Счетная единица в бартерной экономике торговля ведется по относительным ценам товаров. Чем больше товаров вовлекается в обмен, тем больше кол-во относительных денег. Поэтому объективно требуется своеобразная единая мера ценности, роль кот выполняют деньги. С появлением денег цены всех товаров получают денежное выражение. 2).Средство обмена – В бартерной экономике необх двойное совпадение потребностей для заключения сделок. Деньги становятся посредниками в товарообменных сделках (товар-деньги-товар). 3). Средство сохранения ценности –деньги позволяют сохранить ценность богатства, служат его накоплению, хотя их ценность может со временем меняться. 4).Средство платежа- в денежной форме может фиксироваться величина обязательств и долгов; поэтому деньги служат средством платежа. В этой роли деньги используются, когда наблюдается несовпадение по времени покупок и продаж, т.е.товары продаются в кредит. ВЕКСЕЛЬ - безусловное долговое обязательство. Имея в своих активах векселя различных фирм, банки могли на их основе выпускать собственные векселя – БАНКНОТЫ, кот превращали банки в должников.

Денежная масса -совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающ обращение товаров и услуг, кот располаг частн лица, институциональные собственники, гос-во. В структуре денежной массы выделяется активн часть и пассивн часть. Наличные средства - бумажные деньги, мелкая разменная монета. «Квази-деньги» -наиболее весомая и быстро растущая часть в структуре денежной массы. Экономисты наз «квази-деньги » ликвидными ативами. Расположив компоненты денежной массы по степени убывании я ликвидности, можно выделить неск денежных агрегатов – показателей денежной массы.

Новое на сайте

>

Самое популярное