Домой Хоум Кредит Банк Централизованные и децентрализованные финансы – основа эффективной экономики. Принципы функционирования института

Централизованные и децентрализованные финансы – основа эффективной экономики. Принципы функционирования института

Исторически исходной формой финансовых отношений являются государственные финансы, однако развитие финансовых отношений начинается в сфере предприятий материального производства, поэтому финансы предприятий сферы материального производства являются основным, базисным элементом финансовой системы, а государственные финансы играют ведущую роль в перераспределении финансовых ресурсов с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Особое место в составе финансовой системы занимает страхование. Эти отношения производны от финансовых, так как они всегда связаны с перераспределением уже распределенных при помощи государства и хозяйствующих субъектов конечных доходов всех участников общественного производства.

Состав финансовой системы РФ в настоящее время имеет следующий вид:

1. Государственные финансы:

· государственный бюджет, оформленный как бюджетная система;

· система государственных внебюджетных фондов;

· государственный кредит.

2. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, общественных объединений):

· финансы предприятий материального производства (сфера производства товарно-материальных ценностей);

· финансы предприятий, организаций и учреждений нематериального производства (сфера услуг);

· финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы (социальная сфера);

· финансы общественных объединений и организаций.

3. Страхование:

· самострахование;

· государственное страхование;

· страхование хозяйствующих субъектов от различных страховых случаев.

4. Финансы населения (домашних хозяйств).

Связь между различными элементами финансовой системы осуществляется при помощи различных финансовых потоков. Поэтому налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, оформленные в налоговую систему, страховые взносы и возмещения, ассигнования из госбюджета, финансовый рынок входят в состав финансовой системы. Структура финансовой системы РФ приведена на рисунке 2.

Несмотря на разграничение финансовой системы на отдельные звенья по особенностям формирования, использования денежных фондов, задачам и функциям деятельности каждого звена, финансовая система – единая система. Взаимосвязь и взаимозависимость ее элементов обусловлены единой базой ее финансовых ресурсов – национальным доходом, создаваемым в сфере материального производства.


Рис. 2. Финансовая система России

Государственным финансам принадлежит ведущая роль в организации финансовых отношений в государстве, в обеспечении развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, формами собственности, отдельными группами и слоями населения.



Государственные финансы находятся в собственности государства в соответствии с Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, включают в себя бюджетную систему, внебюджетные фонды и государственный кредит.

Основу государственных финансов составляет государственный бюджет оформленный как бюджетная система страны .

Государственные внебюджетные фонды в разное время могут быть созданы или ликвидированы в составе государственных финансов в зависимости от текущей потребности в дополнительных внебюджетных средств финансирования социально-экономической сферы.

В самостоятельное звено выделяется государственный кредит . По сути своей госкредит не является финансовой категорией, однако он представляет собой особую форму отношений между государством и юридическими и физическими лицами по привлечению денежных средств в централизованные фонды государства для финансирования дефицита бюджета. Специфика госкредита как элемента финансовой системы заключается в том, что он не решает проблему изыскания необходимых финансовых ресурсов, а лишь отдаляет ее на некоторое время, зачастую усложняя ее и углубляя.

Особое место в составе финансовой системы занимает страхование, т.к. страховые отношения присутствуют в каждом ее элементе.

Страхование представляет собой финансовые отношения, которые складываются при перераспределении конечных доходов государства, хозяйствующих субъектов и населения с целью формирования страховых и резервных фондов для возмещения возможного ущерба

При внутреннем перераспределении доходов хозяйствующих субъектов и государства на микро- и макроуровне с целью возмещения возможного ущерба и покрытия различных убытков создаются резервные фонды. Такие финансовые отношения называются самострахованием. Финансы страховых компаний попадают в систему "Финансы предприятий и организаций", а государственное страхование, осуществляемое с позиций общественной целесообразности – в систему "Государственные финансы".

Специфичность страхования как экономической категории выражается в:

Случайном характере наступления определенного события (страхового случая) и величины причиненного ущерба от этого случая;

Вероятностной оценке возможного ущерба и расчете страховых тарифов, с помощью которых формируются страховые фонды;

Неравномерной раскладке величины страховых взносов (платежей, премий) между заинтересованными лицами;

Частичном возврате страхователям поступивших в фонд страховщика взносов.

Сущность страхования проявляется в его функциях - рисковой и предупредительной.

Страхование внутри финансовой системы принимает следующие формы:

1. Самострахование – финансовые отношения, которые складываются при внутреннем перераспределении доходов хозяйствующих субъектов и государства с целью формирования резервных фондов для возмещения возможного ущерба. Все резервные фонды (предприятий и организаций, бюджетов разных уровней) всегда формируются за счет собственных финансовых ресурсов и поэтому выражают отношения, складывающиеся внутри того или иного элемента финансовой системы .

2. Государственное страхование (некоммерческое) осуществляется с позиции общественной целесообразности и является обязательным в силу закона. В случае обязательного страхования страховые объекты, риски и минимальные размеры страховых сумм регламентированы соответствующим законодательством. Все страховые отношения, в которых государство выступает одним из субъектов страхования, можно отнести к "государственным финансам". Существуют два вида государственных страховых отношений:

· Обязательное общее страхование (государство является страховщиком) распространяется на всех граждан общества с целью обеспечения социальных интересов всего населения страны. К обязательному общему социальному страхованию относится система государственных социальных внебюджетных фондов, которые являются страховыми по сути своей. Работодатели, начисляя за своих работников страховые взносы во внебюджетные фонды государства, выступают как страхователи, а государство, аккумулируя эти средства, – как страховщик.

· Обязательное государственное профессиональное страхование (государство является страхователем) осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, выделяемых министерством или иным федеральным органом исполнительной власти. Государство выступает в роли страхователя и заключает договор с выбранной или законодательно определенной страховой компанией. Например, обязательное государственное личное страхование военнослужащих производится путем договора Министерства обороны РФ с Военно-страховой компанией. Число видов государственного профессионального страхования в настоящее время приближается к пятидесяти.

3. Коммерческое страхование осуществляется согласно договору между страхователем и страховщиком. Страховые отношения между страховщиком (государственной или негосударственной страховой компанией) и страхователем (физическим или юридическим лицом) – это финансовые отношения подсистемы "финансы хозяйствующих субъектов". Коммерческое страхование обычно является добровольным , но может быть и обязательным . Несмотря на то, что обязательное коммерческое страхование регламентируется соответствующим законодательством, плательщиком премии обычно выступает сам страхователь. В РФ к обязательному страхованию на коммерческой основе относятся следующие виды страхования:

· страхование пассажиров воздушного, железнодорожного водного и др. видов транспорта,

· страхование гражданами принадлежащего им имущества (строений и сельскохозяйственных животных),

· страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств,

· страхование юридическими лицами имущества, находящегося в их хозяйственном ведении или оперативном управлении и являющегося государственной или муниципальной собственностью.

В отличие от обязательного добровольное страхование всегда носит выборочный охват.

Исходя из объектов страхования различают три отрасли страхования :

· личное страхование, с помощью которого осуществляется страховая защита семейных доходов граждан или укрепление достигнутого ими семейного благосостояния;

· имущественное страхование, в котором объектом страховых отношений выступают имущество различных видов и имущественные интересы;

· страхование ответственности, которое защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация так и третьих лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имущественного положения.

Из отраслей страхования выделяют подотрасли и виды страхования. Вид страхования – это часть отрасли страхования, которая отражает конкретные интересы страхователей, связанные со страховой защитой конкретных объектов. Вид страхования включает отдельные разновидности – страхование однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности.

Виды личного страхования :

· страхование жизни;

· страхование от несчастных случаев и болезни;

· медицинское страхование.

Виды имущественного страхования :

· страхование наземного транспорта;

· страхование воздушного транспорта;

· страхование средств водного транспорта;

· страхование грузов;

· страхование других видов имущества;

· страхование финансовых или предпринимательских рисков.

Виды страхования ответственности :

· страхование ответственности заемщиков за непогашение кредита;

· страхование ответственности владельцев автотранспортных средств;

· страхование гражданской ответственности предприятий;

· страхование профессиональной ответственности;

· страхование иных видов гражданской ответственности.

Все виды страхования могут осуществляться как в добровольной, так и в обязательной формах.

Финансы предприятий и организаций составляют основу финансов государства. Они являются составляющей экономического базиса государства, обслуживают процесс создания и распределения ВВП и НД и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь предприятия и организации активно используют финансовые средства бюджета, государственного кредита, страхования.

В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на основах коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют прибыль, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые средства для расширенного производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.

Финансы предприятий материального производства включают следующие группы финансовых отношений:

· отношения, связанные с первичным распределением стоимости ВВП, с формированием первичных доходов и образованием целевых фондов внутрихозяйственного назначения;

· отношения с вышестоящими управленческими структурами в рамках внутриотраслевого перераспределения финансовых ресурсов;

· отношения с государством при образовании бюджетных и внебюджетных фондов и их использовании;

· отношения между предприятиями, связанные с перераспределением чистой прибыли (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов и получение в результате этого прибыли, покупка акций и получение дивидендов и пр.);

· отношения со страховыми организациями;

· отношения с организациями непроизводственной сферы (спонсорство, благотворительность, предоставление дополнительных медицинских услуг членам трудового коллектива за счет прибыли, подготовка кадров и повышение их квалификации и пр.).

Специфика финансов предприятий, организаций и учреждений нематериального производства заключается в том, что появление этих отношений связано с процессом перераспределения стоимости, созданной ранее в материальном производстве. Предприятия и организации этой группы (жилищно-коммунальные, бытовые, торгово-сбытовые, финансово-кредитные и пр.) предоставляют услуги на основе коммерческого расчета. Полученный ими доход от продаж услуг распределяется аналогично распределению чистого дохода, созданного в материальном производстве. Однако источником доходов в этой сфере являются финансовые ресурсы, сформированные в процессе перераспределения чистого дохода, созданного в сфере материального производства. Поэтому в условиях рыночной экономики финансы предприятий и организаций и материального, и нематериального производства (всего общественного производства) объединяются в одну группу – финансы коммерческих предприятий и организаций.

Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы появились в связи с необходимостью социального развития общества. Финансы непроизводственной сферы складываются в результате конечного перераспределения национального дохода через систему государственных финансов. Их функционирование происходит за счет общегосударственных средств. В условиях рыночной экономики финансы этой сферы деятельности имеют свою специфику. При дефиците государственных финансовых ресурсов многие учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения оказывают платные услуги населению и, следовательно, зарабатывают собственные доходы согласно законодательству. Однако прибыль, полученная в результате этой деятельности, не является самоцелью и используется на осуществление основной цели и развитие учреждения, организации в строгом соответствии с уставными документами. Особенностью финансов этой сферы является и то, что в структуре затрат на осуществление уставной деятельности велика доля заработной платы, которая и является основным объектом финансовых отношений.

Финансы общественных объединений и организаций изначально создаются за счет вступительных, а функционируют за счет членских взносов. Расходуются на осуществление уставной деятельности, а не на получение доходов отдельными членами объединения. Эти организации объединяют людей по общим целям и интересам (политические партии, профессиональные союзы, научные, творческие или спортивные объединения, садово-огородные товарищества и пр.).

Финансы населения (домашних хозяйств) в условиях развития рыночных отношений и расширения потоков денежных средств выделены в самостоятельное звено финансовой системы, которое относится к сфере децентрализованных финансов. Это обусловлено все возрастающей экономической ролью и социальной значимостью домохозяйств в современном обществе.

Домохозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве.

Финансы домашнего хозяйства в условиях развитых рыночных отношений участвуют в кругообороте капитала и охватывают часть процесса производства. Однако в отличие от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающее значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости ВВП и национального дохода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.

Возникновение финансов домашнего хозяйства происходит на второй стадии процесса производства - распределения стоимости ВВП и НД, т.е. как и финансов в целом. Члены домашнего хозяйства участвуют в первичном распределении, поскольку, являясь собственником рабочей силы, получают первичные доходы в форме оплаты труда на предприятии или дохода при индивидуальном предпринимательстве. Уплачивая налоги государству, они имеют право на пенсии, пособия, трансфертные платежи и т.п. из бюджета и внебюджетных фондов; таким образом, домохозяйства принимают участие во вторичном распределении (перераспределении) ВВП и НД, т.е. приобретают право на вторичные доходы.

Финансы домашнего хозяйства выступают в денежной форме.

Они выполняют две базовые функции: обеспечения жизненных потребностей семьи и распределительную .

Финансовые ресурсы домохозяйства выступают в виде обособленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение:

фонд потребления, предназначенный для удовлетворения личных потребностей данного коллектива - семьи (приобретения продуктов питания, товаров промышленного производства, оплаты различных платных услуг и др.);

фонд сбережений (отложенных потребностей), который будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров либо как капитал для получения прибыли.

Состав финансовых ресурсов домохозяйств включает:

1) собственные средства, т.е. заработанные каждым членом семьи, - зарплату, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;

2) средства, мобилизованные на рынке в форме полученного кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения, - пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

Финансы домохозяйства взаимодействуют с централизованными (бюджетами - федеральным, региональными, местными и внебюджетными социальными фондами) и децентрализованными финансами - предприятиями разных форм собственности, а также с финансовым рынком.

ТЕМА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ .

    Сущность финансов.

    Функции финансов.

    Роль финансов в решении социально-экономических проблемах России.

    Понятие финансовых ресурсов. Централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы.

Сущность финансов.

Понятие «финансов» нельзя отождествлять с понятием «деньги». Деньги – категория более древняя, они возникли раньше финансов.

Не все денежные отношения являются финансами.

Появление финансов обусловлено возникновением гос-ва. С возникновением гос-ва появилась потребность в централизованных фондах гос-ва для содержания аппарата управления, для охраны границ, введения войн, для постройки общественных зданий и дорог и других объектов общественного назначения.

А, следовательно, возникли налоги. Гос-во стало развивать фин. отношения с плательщиками налогов. Эти факторы обусловили возникновение финансов. Стал формироваться гос-ый бюджет, а позднее возник и государственный кредит.

С усилением товарно-денежных отношений финансы способствуют первоначальному накоплению капитала.

Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных ср-в в целях обеспечения расширенного воспроизводства, выполнения функций и задач гос-ва.

Главное назначение финансов состоит в том, что чтобы путем создания денежных фондов обеспечить не только потребности гос-ва и организаций денежных средств, но и обеспечить контроль за эффективным использованием этих фондов.

В процессе расширенного воспроизводства у гос-ва возникают фин. отношения с хозяйствующими субъектами (организациями). Отношения по поводу уплаты налогов, формирования бюджетных средств, выплат средств организациям из бюджета.

Отношения с организациями возникают также при заимствовании ср-в у гос.организаций, а также в результате предоставления гос.кредитов организациям. Фин. отношения с организациями возникают также при формировании внебюджетных фондов.

Фин. отношения у гос-ва возникают с населением по поводу уплаты налогов и др. платежей в бюджет, а также при получении населением ср-в из бюджета и внебюджетных фондов.

Фин. отношения у гос-ва возникают с другими гос-вами при осуществлении внешнеэкономических связей, международной торговли, туризма.

Фин. отношения:

    всегда денежные;

    эти отношения вызваны фактом существования гос-ва и носят регламентированных характер.

Фин. отношения связаны с распределением и перераспределением ВВП и национального дохода.

Фин. отношения хозяйствующих субъектов возникают:

С гос-вом;

С партнерами по бизнему;

С банками;

Со страховыми организациями;

С внебюджетными фондами;

С вышестоящими организациями (корпорациями, фин.промышленными группами);

С персоналом.

У коммерческих организаций возникают фин.отношения с учредителями при формировании уставного капитала, а также при выплате дивидендов.

В понятие «финансы» включается также совокупность ср-в, находящихся в распоряжении гос-ва и предприятий.

К фин. отношениям относятся также отношения, связанные с кредитом, ценообразованием.

Финансы тесно связаны с деньгами, но имеют существенные отличия от денег.

    Всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты товаропроизводителей;

    Выполняют функции:

Меры стоимости;

Средства накопления;

Средства платежа;

Мировых денег.

3. Возникли раньше финансов

5. Охватывают широкие экономические отношения.

    Экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода и ВВП.

    Выполняют совершенно другие функции:

Распределения,

Регулирования,

Контроля.

3. Возникли позднее денег.

5. Охватывают более узкие отношения, связанные с формированием фондов денежных средств.

Функции финансов

Выделяют 2 функции финансов:

Распределительную;

Контрольную

Субъектами распределения выступают гос-во, юридические и физические лица.

Объектами распределения служат ВВП и национальный доход.

Национальный доход распределяется на фонд накопления, который используется для расширенного воспроизводства, и на фонд потребления.

При этом гос-во использует финансы в качестве орудия распределения с целью эффективного воздействия на результаты хозяйственной деятельности организации.

В дальнейшем осуществляется перераспределение национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, между отраслями экономики, между регионами страны.

Доходы, создаваемые в результате такого перераспределения должны обеспечить граждан не занятых в сфере материального производства и не трудоспособной части населения.

Подавляющая часть перераспределительных отношений осуществляется через государственный бюджет.

Распределительная функция финансов проявляется и в процессе формирования доходов и расходов организации.

Поступающая выручка от реализации продукции распределяется между гос-вом и организацией. Гос-ву передается НДС и акцизы, поступающие вместе с выручкой. Далее гос-ву выплачивается другие налоги, включаемые в себестоимость продукции.

Из общей суммы доходов вычитаются расходы на производство и реализацию продукции, получается балансовая прибыль. Из этой прибыли выплачивается налог на прибыль, оставшаяся часть в распоряжении гос-ва прибыль распределяется по фондам организации.

В результате распределения прибыли формируются фонды денежных средств для развития производства, для развития социальной инфраструктуры организации, для стимулирования оплаты труда рабочих, для выплаты дивидендов учредителям.

Контрольная функция финансов осуществляется двояко:

Через контроль рублем

Через контроль специальными финансовыми органами.

Контроль рублем осуществляется за:

Использованием денежных фондов;

Соблюдением режима экономии;

Использованием материальных и трудовых ресурсов;

Использованием основных и оборотных фондов;

Перераспределением и использованием прибыли;

Использованием средств по целевому назначению;

Соблюдением расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, с партнерами по бизнесу, с банками, страховыми организациями, покупателями продукции, ..

Контроль финансовыми органами осуществляется за эффективным и целевым использованием средств.

Его осуществляют администрация Президента, Совет Федерации и Гос. Дума, Правительство и ЦБ России.

Для осуществления финансового контроля создаются специальные органы, например, Счетная палата, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и др.

Роль финансов в решении социально-экономических ресурсов.

В условиях рыночной экономики возрастает необходимость в финансах, т.к. рыночные отношения находятся в тесной связи и единстве с денежным обращением и финансами.

    В условиях расширенного воспроизводства возрастает потребность гос-ва и хозяйствующих субъектов в денежных средствах. Эту потребность в денежных ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хоз-ого управления, ни в сфере гос-ого управления.

Финансы объективно необходимы, т.к. обусловлены потребностями

общественного развития.

    Финансы обеспечивают кругооборот производственных фондов на расширенной основе.

При помощи финансов гос-во регулирует отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулирует развитие производства.

В условиях экономики рыночного типа хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют сферы своей деятельности, источники финансирования, направления вложения своих средств, ... .

При этом гос-во осуществляет регулирование (вмешательство в деятельность организации) при помощи финансов путем:

Взимания налогов;

Финансирования из бюджета;

Применение повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет;

Организации денежного обращения и расчетов;

Установление ставки рефинансирования ЦБ;

Гос-ых займов и кредитов;

Правового финансового регулирования.

Понятие финансовых ресурсов.

Централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы.

По своему материальному содержанию финансовые ресурсы – это фонды денежных средств.

Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов.

Фин. наука изучает не фин. ресурсы, а экономические отношения, возникающие в результате формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Финансовые ресурсы – это совокупность всех денежных средств и других фин. активов, которыми располагает гос-во и хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

К другим фин. активам относятся дебиторская задолженность, средства вложенные в акции, облигации и др. ценные бумаги.

Финансовые ресурсы (денежные ср-ва) подразделяются на:

- централизованные (гос.бюджет, внебюджетные фонды);

- децентрализованные (денежные фонды организаций и предприятий).

Данные об объемах фин. ресурсов необходимы для определения оптимальной структуры производства, сбалансированности фин. ресурсов с капитальными и материальными затратами, для определения объемов инвестирования ср-в.

Основным источником формирования централизованных фин. ресурсов является национальный доход, который создается в основном в сфере материального производства.

На основе распределения и перераспределения нац. дохода гос-воформирует централизованные фонды для решения общегосударственных задач. Эти фонды создаются через формирования бюджета и внебюджетных фондов. Другая часть нац. дохода остается в распоряжении организации.

В наст. время хоз-щие субъекты в основном представлены коммерческими организациями. Следовательно, налоги и другие обязательные платежи, поступающие от коммерческих организаций, являются основным источником формирования гос-ых ресурсов.

Гос-ые фин. ресурсы формируются также за счет:

Внешнеэкономической деятельности гос-ва;

Использования гос-ой собственности;

Приватизации гос-ой имущества и передачи его в аренду;

Части национального богатства вовлекаемого в оборот (продажа золотовалютных запасов страны, а также энергетических ресурсов).

Фин. ресурсы хозяйствующих субъектов формируются за счет собственных, заемных и привлеченных ср-в.

Фин. ресурсы организации формируются в первую очередь за счет собственных источников. В момент учреждения организации поступают взносы в уставной капитал от учредителей. В дальнейшем собственные ср-ва (капитал) формируются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Важным источником формирования собственных ресурсов является амортизационный фонд, который формируется за счет амортизационных отчислений при использовании основных средств (зданий, сооружений, оборудований).

Ежемесячная начисляемая сумма амортизации включается в себестоимость продукции и в цену изделия (товаров, услуг). При реализации продукции эта сумма в составе выручки поступает на расчетный счет организации. Так постепенно формируется амортизационный фонд. Средства этого фонда в основном используются для простого воспроизводства основных фондов (для покупки нового оборудования, машин, капитального строительства).

Внешними источниками увеличения собственных фин. ресурсов являются:

Дополнительные взносы ср-в в уставный капитал учредителей;

Дополнительный выпуск и продажа акций и др. ценных бумаг.

Иногда фирмы получают ср-ва от вышестоящих организаций в порядке перераспределения ср-в.

Гос-ые и муниципальные организации, а иногда и коммерческие организации, выпускающие необходимую гос-ву продукцию или оказывающие населению услуги, могут получать ср-ва из бюджета.

Для хоз-ой деятельности собственных средств у организации бывает, как правило, недостаточно, тогда они привлекают их из заемных источников:

Для и инвестиций берут долгосрочные кредиты в банках;

Для текущих нужд используют краткосрочные кредиты в банках и др. организациях.

Одним из источников заемных ср-в является коммерческий (товарный) кредит. Организации порой испытывают трудности с реализацией продукции, другие организации нуждаются в этой продукции, но не имеют ср-в для оплаты. В этом случае, поставщики предоставляют товар в кредит с оплатой через определенный период времени или после реализации товаров.

Заемным источником фин. ресурсов являются также средства, полученные в результате выпуска и реализации облигаций и др. ценных бумаг.

В наст. время для многих организаций основным источником формирования фин. ресурсов является кредиторская задолженность. Это неоплаченные долги другим организациям за поставленные товары, выполненные работы и оказанными услугами.

ТЕМА: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ.

    Финансовая система РФ и ее структура.

    Гос.финансы и их роль в системе финансовых отношений.

    Финансы хозяйствующих субъектов и их роль в финансовой системе страны.

    Финансы населения и их влияние на экономическое развитие страны.

    Система гос-ых финансовых органов и их роль в финансовой системе.

    Финансовые посредники и финансовый рынок.

Финансовая система РФ и ее структура

В условиях рынка характерно большое разнообразие финансовых отношений. При этом общими чертами всех фин.отношений являются:

1. все фин.отношения осуществляют распределение и перераспределение ВВП и нац.дохода;

2. Все фин.отношения участвуют в формировании фондов денежных средств и в их использовании;

3. Все фин.отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.

В то же время каждая сфера фин.отношений имеет свои особенности, которые выделяют эту сферу из общего количества фин.отношений (налоги, бюджет, кредит, страхование, фондовый рынок и др.).

Все специфические признаки позволяют сгруппировать фин.отношения в определенные сферы и звенья, каждые из которых отличаются особыми формами образования и использования фондов денежных средств и выполняет важную роль в процессе расширения производства и имеет присущие ей функции.

Такие финансовые организации обслуживают материальное производство, они участвуют в создании ВВП и нац. дохода.

Через гос. бюджет мобилизуются фин.ресурсы в ост. централизованный фонд гос-ва и через ……….. происходит перераспределение этих фондов.

Внебюджетные соц.фонды (пенсионный, соц.страхования) имеют строго целевое назначение, через эти фонды мобилизуются фонды денежных ср-в для выплаты пенсий, соц. поддержки населения и обеспечения медицинского обслуживания.

Таким образом, каждое звено фин. системы представляет собой определенную сферу фин.отношений. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер звеньев фин.отношений посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование фондов денежных средств составляет фин. систему страны.

В общей совокупности фин. отношений, образующих фин. систему можно выделить 2 крупные сферы (подсистемы):

Гос-ые и местные финансы

Финансы хоз. системы (финансы предприятий и организаций).

Основным звеном в подсистеме гос-ых и местных финансов является бюджетная система . При помощи бюджетной системы формируются фин. ресурсы властных структур, которые используются для регулирования экономики и фин. распред. отношений на микро уровне. Это центральное звено финансов, управление которым осуществляет гос-во.

Бюджетная система включает в себя

Гос. бюджет, бюджет субъектов федерации (республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт -П.)

Местные бюджеты (бюджеты городов, районов, поселков).

Использование этих фондов осуществляется по решению органов местного самоуправления (муниципальных органов).

Муниципальные органы согласно конституции РФ не включаются в состав органов гос.власти.

Важнейшая роль в бюджетной системе у Фед.бюджета.

Бюджетные ср-ва – ресурсы фед.власти.

Бюджет – основной финансовый план формир. и использования фондов денежных ср-в.

Фед.бюджет – основной экономический закон гос-ва.

Фед.бюджет как фин.план гос-ва взаимосвязан с фин.организацией и с финансами населения, т.к. доходная часть бюджета в основном формируется за счет взимаемых с хоз.субъектов и населения налогов, кроме того бюджет связан с фин. организациий и населения в связи с выделением бюджетных ср-в организациям и выплатам ср-в населению за счет бюджета. Кроме налогов источником доходов федер-ого бюджета являются таможенные платежи, доходы от приватизации гос.имущества и передачи его в аренду, от продажи нац.богатств и др.

Расходы федер-ого бюджета – затраты, необходимые для функций и задач гос-ва (расходы на гос.управления, нац. Обороны, содержание судов, .. , финансирование экономику).

Бюджеты субъектов федераций – бюджеты регионов России, в составе расходов этих бюджетов преобладают расходы на социальные нужды (на содержание и эксплуатацию объектов жилищно-коммунальных хоз-в, здравоохранения, культуру).

Доходы этих бюджетов формируются за счет региональных налогов, а также трансфертов, поступающих из фед-ого бюджета.

Местные бюджеты формируются за счет местных налогов (налог на имущество физ.лиц, налог на землю), а также за счет др.поступлений, в том числе поступлений из бюджетов регионов.

Поступления за счет использования собственного имущества, а также прибыли организаций и предприятий, находящихся в ведении этих органов.

В расходах этих бюджетов наибольший удельный вес составляют затраты на социальные нужды (затраты на содержание жилищно-коммунального хоз-ва, на медицину, образование, культуру, на благоустройство районных центров), а также на содержание органов местного управления регионов и муниципалитетов.

Составным звеном фин.системы страны являются государственные внебюджетные фонды.

В основном на ур-не гос-ва создаются внебюджетные социальные органы. Средства этих фондов формируются за счет отчислений предприятий и организаций в виде единого социального налога, к-ый взимается в размере 26% от фонда заработной платы работника. Ср-ва этих фондов носят строго целевое назначение, поэтому они зачисляются не в бюджет гос-ва, а в бюджеты гос-ых внебюджетных фондов.

По размеру бюджета наибольшую долю в этих фондах занимает пенсионный фонд. Размер его бюджета занимает 2 место после федерального бюджета страны. Средства этого фонда используются на выплаты пенсии.

Следующий фонд – фонд социального страхования . Он предназначен для выплаты пособия работникам по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 года.

Фонд обязательного медицинского страхования . Ср-ва этого фонда также формируется за счет отчислений работодателей в размере 3,1% от фонда з/п каждого работника. Кроме того, в этот фонд поступают бюджетные ассигнования для оказания мед.услуг неработающему населению.

В состав гос-ых финансов включается также гос-ый кредит , к-ый отражает кредитные отношения по поводу привлечения гос-вом свободных денежных ср-в населения и организаций.

Гос-во выступает в качестве заемщика внутри страны, путем продажи цен.бумаг физическим и юр.лицам, тем самым пополняет доходную часть бюджета.

Кредиты гос-во также берет у др. гос-в, иностранных фирм, корпораций, фирм, банков.

Гос-во может выступать в качестве гаранта при получении иностранных кредитов российскими организациями.

Чаще всего гос-во выступает в качестве заемщика, вместе с тем правительство может предоставлять гос-ые кредиты отдельным отраслям экономики, организациям и регионам.

Например, в наст. время предоставляются льготные кредиты организациям, предприятиям, фермерам и личным крестьянским хозяйствам и с/х кооперативам, занимающихся производством, закупками и переработкой с/х продукции.

Кредиты предоставляются также другим организациям, занимающихся производством продукции необходимой для гос-ва и граждан.

Бюджетные кредиты предоставляются также предприятиям оборонной промышленности, атомной энергетике и др-им.

Финансы хоз. субъектов

Подсистема финансов хозяйствующих субъектов включает в себя:

Финансы коммерческих организаций;

Финансы некоммерческих организаций.

Цель и основная деятельность коммерческих организаций сводится к получению прибыли.

Коммерческие организации функционируют как хозяйственные общества и хозяйственные товарищества, акционерные общества, а также как частные и индивидуальные предприятия.

Основная часть фин. ресурсов в условиях рынка сконцентрирована в коммерческих организациях. Поэтому от их фин. устойчивости зависит стабильность фин. состояния страны, т.к. большая часть централизованных денежных ср-в гос-ва формируется за счет налогов и отчислений коммерческих организаций.

Финансы коммерческих организаций формируются за счет собственных ср-в и привлеченных заемных ресурсов.

В период формирования коммерческих организаций основным источником фин. ресурсов является уставный фонд, к-ый формируется за счет взносов учредителей.

В условиях рынка коммерческие организации обладают хозяйственной и фин. самостоятельностью, определяют виды деятельности, сами устанавливают цены на продукцию, самостоятельно реализуют товары и услуги, по своему усмотрению используют прибыль, оставшуюся после уплаты налога, самостоятельно формируют фонды денежных ср-в и изыскивают ср-ва для инвестиций.

Хозяйствен. организации выступают в качестве юр. лица. Основными признаками юр. лиц являются:

Прохождение гос-ой регистрации;

Наличие собственности, собственности в хоз-ой ведении или оперативном управлении обособленного имущества;

Самостоятельная ответственность по своим обязательствам, имеющимся в распоряжении имуществом.

Хоз-щие субъекты (юр. лица) являются основой фин. системы, т.к. в этом звене формируются ВВП и национальный доход.

Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, благотворительные организации, добровольные союзы) не ставят своей целью получение прибыли и их основная задача наиболее полное удовлетворение своих участников (членов) этих обществ в товарах и в разнообразных услугах.

Прибыль этим организациям нужна для того, чтобы выжить и оказывать поддержку своим участникам этих организаций.

Наибольшее распространение среди некоммер. организаций получили потребительские общества и кооперативы. Их капитал формируется за счет паевых и вступительных взносов членов этих кооперативов и обществ. Например, в системе потребительской кооперации России членами потребит-их обществ являются почти все сельское население, а также жители районных центров и рабочих поселков.

При вступлении в потребительское общество, они вносят паевой взнос. Размер паевого взноса утверждается собранием потребительского общ-ва. В наст. время он колеблется от 50 до 1000 и более руб. На ср-ва пайщиков кооперативов осуществляется на селе торговое и бытовое обслуживания, оказываются разнообразные социальные услуги сельскому населению, особенно престарелым и малоимущим гражданам.

Финансы населения и их влияние на экономическое развитие страны.

К децентрализованным финансам относятся также финансы домашних хоз-в (населения).

Финансы населения представляют собой экономические денежные отношения по поводу формирования и использования фондов денежных ср-в в целях обеспечения материальных и духовных потребностей, обеспечения социальных условий жизни членов общества и их воспроизводства.

В эк-кой литературе под финансами населения принимаются финансы домашних хоз-в и финансы семьи.

Домашн.хоз-во ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно с имеющими общий бюджет.

Сущность финансов дом. хоз-в находит проявление в ихфункциях :

1.Обеспечение жизненных потребностей семьи .

2.Распределительная функция.

Первая функция создает условия для членов данной семьи. В период натурального ведения хоз-ва домашние хоз-ва удовлетворяли свои потребности самостоятельно без широкого товарного обмена. С развитием товарно-денежных отношений расширились материальные, социальные и культурные потребности семьи. Произошел рост денежных ср-в у населения, возник семейный бюджет для обеспечения материалн. и духовн. Благами.

Распределительная функция финансов населения охватывает первоначальное распределение нац.дохода и формирование бюджета семьи.

Эта функция включает в себя 3 последовательные ступени:

Формирование;

Распределение:

Использование фондов денежных ср-в.

Фин. отношения у населения возникают со всеми звеньями фин.системы (бюджетом, внебюджетными фондами, с организациями, предприятиями).

В результате создаются первичные доходы в виде з/п, пенсий, пособий, стипендий.

Кроме того, фин. отношения возникают при уплате налогов, пошлин и др-их платежей.

Финансовые ресурсы населения – это совокупный фонд денежных ср-в, находящихся в распоряжении семьи. Он создается в результате производ-ой деятельности членов домохозяйств и является частью нац. дохода общ-ва.

В состав фин.ресурсов населения включаются:

Собственные ср-ва зарабатываемые каждым членом семьи (в виде з/п, доход от подсобных хоз-в, прибыль от коммерческой деятельности);

Ср-ва мобилизованные на фин. рынке (покупка акций и т.д.), полученных в форме кредита, дивиденды, % по вкладам;

Ср-ва, поступающие в порядке перераспределения нац. дохода – пенсии, пособия, субсидии и др. выплаты из бюджетов и внебюджетных фондов.

Фин. ресурсы населения выступают в виде 2-ух обособленных фондов:

Фонда потребления, предназначенного для удовлетворения личных потребностей семьи.

Фонд сбережений (отложенных потребностей), к-ый будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров, для медицин. обслуживания, достойной жизни в старости, для формирования первоначального капитала коммерческой деятельности.

О состоянии финансов дом.хоз-в зависит платежеспособность населения, его покупательская способность, поступление ср-в в бюджеты всех уровней и банки. Эти факторы во многом определяют темпы экономического развития страны.

За счет доходов населения образуется большая часть сбережений в обществе, в условиях рынка именно денежные сбережения населения становятся источником инвестиций, а гос-ые заимствования у населения – источником покрытия дефицитов бюджета.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права и доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий ит. п.).

Особое значение в системе дифференцированных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности местного самоуправления (муниципальной собственности).

В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальные кредиты.

Необходимо сразу отметить, что такое отнесение является условным.

Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория находятся на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита.

Соответственно она несет в себе черты обеих категорий.

Государственный и муниципальный кредиты отличаются от классических финансовых категорий. Прежде всего они носят, как правило, добровольный характер (в истории государств, в т.ч. СССР, известны случаи принудительного размещения государственных займов). Далее, для государственного муниципального кредита характерными являются возвратность и платность. В классических формах финансов движение финансовых ресурсов происходит в одном направлении.

В то же время муниципальные государственные кредиты существенно отличаются от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкретные ценности, то при государственном и муниципальном займах таким обеспечением выступает все имущество, находящееся в собственности того или иного уровня власти. Кроме того, федеральные заимствования не имеют конкретного целевого характера .

Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантий.

Государственные и муниципальные органы исполнительной власти преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта. Если предоставление кредита или получение займа сразу влияют на величину финансовых ресурсов централизованных денежных средств, то гарантия приводит к их изменению только в случает несвоевременного выполнения заемщиком своих обязательств.

Государственные муниципальные займы - это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства государства, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.

Государственные муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и в иностранных государств.

Способами обеспечениями исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита может осуществляется в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной и возмездной основах, на срок не более шести месяцев и в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило, предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов .

Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Структура финансовой системы:
1) централизованные финансы: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; фонды имущественного и личного страхования; фондовый рынок;
2) децентрализованные финансы: финансы коммерческих предприятий и организаций; финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов); некоммерческих организаций; 3) финансы домашних хозяйств.

Централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально.
Государственный бюджет – главное звено всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры. Основной источник формирования бюджета – налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников.
Внебюджетные фонды – это средства Правительства РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Они имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и т.д.
Государственный кредит – представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами. Главная форма экономических отношений в его рамках – когда государство выступает как заемщик средств. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства и выполняет две функции – фискальную и регулирующую.
Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.
Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрасли с высоким уровнем дохода, служит мобилизации и эффективному использованию временно свободных денежных средств. Участники фондового рынка ориентируются на получение более высокого дохода по сравнению с вложением средств в банки. В состав фондового рынка входят следующие относительно самостоятельные сегменты: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты. Финансы предприятий обслуживают материальное производство, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды.

Введение. 3

Глава1.Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации 6

1.1. Определение централизованных финансов, их сущность. 6

1.2. Основные функции и структура централизованных финансов. 8

1.3. Принципы и роль централизованных финансов. 23

Глава2.Закономерности развития централизованных финансов в России. 26

2.1. Основные исторические этапы развития финансов. 26

2.2. Современное состояние централизованных финансов в России. 41

Глава 3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России. 54

3.1.Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения 54

Заключение. 66

Список использованной литературы.. 81

Приложения. 83

Введение

Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.

Состав централизованных финансов включает в себя главные звенья, формирующие систему финансовой системы страны.

Сбалансированное развитие сфер централизованных финансов на сегодняшний день является достаточно актуальным вопросом.

Предметом исследования , закономерности развития централизованных финансов России.

Целью курсовой работы является анализ закономерностей развития централизованных финансов.

Цель работы позволила сформулировать следующие задачи , которые решались в данной работе:

· Определение централизованных финансов, их сущность

· Основные функции и структура централизованных финансов

· Принципы и роль централизованных финансов

· Основные исторические этапы развития финансов

· Современное состояние централизованных финансов в России

· Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения

Курсовая работа состоит из трех глав:

1. Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации

2. Закономерности развития централизованных финансов в России

3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России

Работа подлежит защите на кафедре «Финансы, бюджет и налогообложение «

Глава2. Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации

2.1. Определение централизованных финансов, их сущность

Для начала определим понятие Финансы (от лат. financia – доход, платеж при сделке) – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

По своему составу Финансы – совокупность целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.

Централизованные финансы также называются государственными финансами , которые включают в себя финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти (муниципальные финансы).

Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм, организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств.

В этой работе более подробно будут изучены централизованные (общегосударственные и муниципальные) финансы.

Сущность централизованных финансов

В связи с обоснованием сущности централизованных финансов дадим еще одно определение.

Централизованные финансы - это совокуп­ность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ре­сурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный обо­рот.

Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся пото­ком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денеж­ного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источ­никами финансирования расширенного воспроизводства.

Централизованные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизо­ванными государственного и му­ниципального секторов экономики, наиболее значимых про­грамм развития производства и общественного сектора, органи­заций и учреждений бюджетной сферы и т. п.

Их функциониро­вание направлено на достижение общих целей развития соци­ально ориентированной экономики.

Это относится прежде всего к взаимосвязям между фи­нансами макроуровня и финансами микроуровня.

Финансы макроуровня , и прежде всего государственный и муниципаль­ный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей эко­номического развития, поэтому требуется их оптимальная орга­низация. Способ организации устанавливает качественную оп­ределенность финансов. Распределение и использование финан­совых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегри­рованной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования централизованных финансов , позволяющее выявить направления воздейст­вия финансов на развитие государственного и муниципального сек­торов экономики, выработать критерии их функционирования.

Централизованные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения.

Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, догово­рах и соглашениях, расчетных документах и т. п.

Централизованные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение централизованных задач.

На рисунке 1.2. представлена общая схема финансовой системы Российской Федерации.

2.2. Основные функции и структура централизованных финансов

Централизованные финансы как экономиче­ская категория проявляются в выполняемых ими функциях.

Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и фи­нансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных ин­тересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Основные функции финансовой системы.

Для финансовой сис­темы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномо­чий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федера­ции и органами местного самоуправления . К функции планирова­ния обычно относят и распределение ограниченного объема фи­нансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюдже­том и бюджетами субъектов Федерации и органов местного само­управления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов фи­нансовых ресурсов, порядка налогообложения и т. п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство , бюджетную классификацию , предполагает необходимость опре­деления порядка составления, утверждения и исполнения бюд­жета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разгра­ничение полномочий законодательных и исполнительных орга­нов власти в бюджетном процессе , определения прав и обязан­ностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных по­токов и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятель­ность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации постав­ленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравне­ние достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота

1. Распределительная функция государственных и муници­пальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Централизованные финансы функциониру­ют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов.

С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках от­носительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполне­ния денежных обязательств предприятий перед бюджетом, бан­ками, контрагентами .

Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функ­ции финансов являются обязательные платежи в бюджет и вне­бюджетные фонды, а также источники финансирования бюд­жетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределе­ния доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция централизованных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является госу­дарство, формированием централизованных фондов денежных средств.

Контроль рублем имеет две формы:

Контроль за изменением финансовых показателей, со­стоянием платежей и расчетов;

Контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощре­ний, использующая меры принудительного или стимулирующего характера.

Во втором случае речь идет о реализации долгосроч­ной финансовой политики, в которой основное внимание обра­щается на предвидение изменений и заблаговременное приспо­собление к ним порядка и условий финансирования. Постоян­ные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет оп­ределенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или уч­реждение и т. п.

Контрольная функция централизованных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислени­ем средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров центра­лизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития ;

3) контроль за целенаправленным и эффективным исполь­зованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов .

Рассмотрим подробнее структуру централизованных финансов.

Рассмотрим структуру централизованных финансов, которые функциониру­ют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 1.2).

Рисунок 1.2. Состав централизованных финансов

Таким образом, в состав централизованных финансов входят следующие 3 подсистемы:

Государственный бюджет,

Рассмотрим подробнее каждую из подсистем.

Государственный бюджет

Государственный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходова­ния денежных средств, предназначенных для финансового обеспече­ния деятельности государства и местного самоуправления.

Через государственный бюджет происходит перераспределе­ние части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств, выделения и использования финансо­вых ресурсов.

Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы Российской Федерации. Он играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамич­ном развитии.

Бюджетная система Российской Федерации (рис. 1.3) состоит из бюджетов трех уровней:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд­жетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме феде­ральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территори­альных государственных внебюджетных фондов - в форме за­конов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и ут­верждаются правовыми актами представительных органов мест­ного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований .

Государственный внебюджетный Фонд - централизованный фонд де­нежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пен­сионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств: при составлении и исполнении бюджетов уполномо­ченные органы и получатели бюджетных средств должны исхо­дить из необходимости достижения заданных результатов с ис­пользованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюдже­том объема средств.

7. Общее или совокупное покрытие расходов: все расходы бюд­жета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений от источников финансирования его дефицита. До­ходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита могут быть направлены на финансирование опре­деленных расходов бюджета только при финансировании целе­вых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.

8. Гласность означает: 1) опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов; 2) открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюдже­тов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внут­ри законодательного или представительного органа государствен­ной власти, либо между законодательным или представительным и исполнительным органами государственной власти.

9. Достоверность бюджета: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей террито­рии и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств: бюд­жетные средства выделяются в распоряжение конкретным полу­чателям бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Таким образом в России бюджетная система состоит из 3-х звеньев:

1. Государственный, или федеральный бюджет;

2. Бюджеты членов федерации (субъектов в России);

3. Местные бюджеты.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации (который был принят для регулирования бюджетных отношений разных уровней власти) сформулированы основные принципы построения бюджетной системы Российской Федерации: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полнота отражения в них расходов и доходов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономичность использования бюджетных средств, гласность, достоверность бюджета, адресный и целевой характер бюджетных средств.

Система внебюджетных фондов

Одним из звеньев централизованных финансов являются внебюджетные фонды - средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда .

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти . Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возможность расходовать эти средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Динамику развития расходов на внебюджетные фонды можно проанализировать по доходным и расходным статьям государственного бюджета.

Внебюджетные фонды в финансовой системе Российской Федерации были созданы в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 01.01.01 г. Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечения их самостоятельными источниками доходов.

Внебюджетные фонды – важное звено финансовой системы, совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом . Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ.

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства , но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

Сейчас к доходам внебюджетных фондов относят: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом или юр. лицом; займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков .

На данное время существуют социальные (Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд соц. страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования, Фонд обязательной соц. поддержки населению) и экономические (Фонд воспроизводства минерально – сырьевой базы, фонды финансового регулирования).

Государственный и муниципальный кредит

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муници­пальными образованьями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим ли­цам и международным организациям в пределах полномочий соот­ветствующего уровня бюджета.

Государство кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.

Условиями кредитного договора являются:

Срок предоставления или получения кредита;

Обязанности сторон;

Условия обеспечения возврата ссуды;

Проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования регио­нальных экономик;

Поддержка муниципальных образований в решении неот­ложных социально-экономических задач;

Поддержка приоритетных для экономики секторов и ви­дов деятельности.

Законом о бюджете утверждаются:

Суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;

Размер долга иностранных государств на конец финансового года;

Предельный объем государственных кредитов, предостав­ляемых Российской Федерацией, субъектом РФ иностран­ным государствам, их юридическим лицам и международ­ным организациям, за исключением государственных креди­тов, предоставляемых государствам - участникам СНГ;

Предельный объем государственных кредитов, предостав­ляемых Российской Федерацией, субъектом РФ государ­ствам - участникам СНГ;

Программа предоставления Российской Федерацией, субъектом РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Классификацию государственного кредита иллюстрирует рис. 1.4.

В соответствии с экономической классификацией расходов бюджета, которая включает в себя три уровня статей (раздел, подраздел, параграф), структуру бюджетных средств можно представить следующей схемой (рис. 1.4).

2.3. Принципы и роль централизованных финансов

Состояние централизованных финансов - один из основных показателей устойчивости экономики и со­вершенства социальной системы.

Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ , эко­логии, обороны и пр.

Централизованные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

Единства законодательной и нормативной базы;

Открытости и прозрачности;

Разграничения полномочий и предметов ведения;

Целевой ориентированности;

Научного подхода к реализации намеченных целей;

Экономичности и рациональности;

Управляемости финансовыми потоками на централизо­ванной основе.

Достижение целей задается стратегией развития.

Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управле­ния стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Особое значение имеет определение роли финансов в рефор­мировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

1) экономической стабилизации;

2) адаптации к рыночным преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной активности.

1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мо­ниторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере.

Из макроэкономиче­ских показателей решающее значение имеют уровень бюджет­ного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженно­сти предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень ин­фляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность озна­чает наличие устойчивых источников финансирования, возмож­ность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ре­сурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

2. Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям вы­ражается в том, что государство и предприятия являются полно­правными участниками рынка капиталов, выступая в роли кре­диторов или заемщиков. Организация финансов позволяет бы­стро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосаб­ливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денеж­ные обязательства.

Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

Либерализацию цен;

Приватизацию;

Социальную трансформацию;

Интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы , внешнеэкономической сба­лансированности, благоприятной экологической среде и доста­точно высоком жизненном уровне. Цель трансформации - со­здание социально-ориентированной рыночной экономики.

3. Инвестиционная активность государства и каждого пред­приятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инве­стиций, создании благоприятных условий для функционирова­ния рынка капиталов. В отношении инвестиционной активно­сти принцип стратегической направленности является опреде­ляющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

Глава3. Закономерности развития централизованных финансов в России

3.1. Основные исторические этапы развития финансов

Финансы способствуют решению общеэкономических задач и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкрет­ном историческом этапе, которые мы и рассмотрим.

1. В первые годы социалистического строительства финансо­вая система была основана на налоговых формах и методах мо­билизации ресурсов и воздействия на производство и реализа­цию товаров. Налоги обеспечивали максимальную концентра­цию в бюджете финансовых ресурсов, регулировали платежеспо­собность предприятий и емкость рынка , ограничивали частный сектор . В этот период объективно возобладала концепция, со­гласно которой финансовые отношения вызываются существованием государства. В последующем эта концепция сохранила ряд сторонников.

2. В первые годы НЭПа широко распространенным был взгляд на финансовую науку, заключавшийся в том, что ни свободная конкуренция, ни закон спроса и предложения не имеют места, наоборот, здесь господствуют: принудительная власть, монопольный принцип, политические и социальные мотивы.

Считалось недопустимым применение форм и методов управления финансовой деятельностью, заимствованных от ка­питалистической системы. В качестве приоритета выдвигались интересы «народной казны», «укрепления финансовой мощи Советского государства».

3. Серьезные коррективы финансовая система претерпела в процессе реформы 1930 г., целью которой было изменение сис­темы распределения и направления в бюджет чистого дохода с учетом полной и своевременной мобилизации государственных ресурсов. До реформы насчитывалось около 70 налоговых и не­налоговых платежей в бюджет. Реформа способствовала центра­лизации, повышению концентрации финансовых ресурсов, расширению пере распределительных процессов, ограничению хоз­расчетной деятельности предприятий, их самостоятельности и ответственности.

Новое на сайте

>

Самое популярное