Домой Хоум Кредит Банк ВТО (Всемирная Торговая Организация). Пятилетие членства в вто Вто страны участницы

ВТО (Всемирная Торговая Организация). Пятилетие членства в вто Вто страны участницы

(ВТО) ‑ международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово‑политических отношений государств‑членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Образована 1 января 1995 года на основании системы взаимных договоренностей (т.н. Уругвайского раунда) между странами‑членами ГАТТ.

Статус наблюдателей в ВТО имеют более 20 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк, региональные группировки, товарные ассоциации.

Среди стран-наблюдателей — Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Сербия, Узбекистан и др. Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Процедура присоединения к ВТО состоит из нескольких этапов . Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами ‑ членами Рабочей группы.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

‑ доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

‑ список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

‑ перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

‑ протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух‑ и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Высшим органом является Министерская конференция , объединяющая представителей всех стран-членов ВТО. Сессии собираются каждые два года. В период между сессиями ее функции осуществляются Генеральным советом (ГС), состоящим также из представителей всех членов ВТО. Кроме того, ГС исполняет обязанности Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством ГС работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Министерская конференция создает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, связанным с платежным балансом, и Комитет по бюджету, финансам и административным вопросам. Членство в советах и комитетах открыто для всех стран-членов ВТО.
Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО.

Гендиректор назначает сотрудников Секретариата ВТО, определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.

В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах‑участницах, прием новых членов.

(ВТО) ‑ международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово‑политических отношений государств‑членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Образована 1 января 1995 года на основании системы взаимных договоренностей (т.н. Уругвайского раунда) между странами‑членами ГАТТ.

Статус наблюдателей в ВТО имеют более 20 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк, региональные группировки, товарные ассоциации.

Среди стран-наблюдателей — Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Сербия, Узбекистан и др. Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Процедура присоединения к ВТО состоит из нескольких этапов . Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами ‑ членами Рабочей группы.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

‑ доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

‑ список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

‑ перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

‑ протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух‑ и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Высшим органом является Министерская конференция , объединяющая представителей всех стран-членов ВТО. Сессии собираются каждые два года. В период между сессиями ее функции осуществляются Генеральным советом (ГС), состоящим также из представителей всех членов ВТО. Кроме того, ГС исполняет обязанности Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством ГС работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Министерская конференция создает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, связанным с платежным балансом, и Комитет по бюджету, финансам и административным вопросам. Членство в советах и комитетах открыто для всех стран-членов ВТО.
Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО.

Гендиректор назначает сотрудников Секретариата ВТО, определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.

В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах‑участницах, прием новых членов.

Рост объема мировой торговли товарами, как ожидается восстановится в этом году от «прохладных» значений в 2016 году, но только в том случае восстановления мировой экономики и при правильном сочетании правительствами политики и экономических мер.

Всемирная торговая организация (ВТО) прогнозирует, что мировая торговля вырастет на 2,4 процента в 2017 году, однако, т.к. глубокая неуверенность в краткосрочной перспективе в экономических и политических событиях повышает риск прогнозирования, этот показатель может находиться в диапазоне от 1,8 процента до 3,6 процента. В 2018 году, ВТО прогнозирует рост торговли в интервале между 2,1 процента и 4,0 процента.

Непредсказуемое направление мировой экономики в ближайшем будущем, а также отсутствие ясности в отношении действий правительств по денежно-кредитной, фискальной и торговой политике повышают риск того, что торговая деятельность будет задушена. Всплеск инфляции приведет к росту процентных ставок, ужесточение налогово-бюджетной политики и введение мер по ограничению торговли может подорвать все более высокие темпы роста торговли в течение следующих двух лет.

«Слабый рост международной торговли в последние годы в значительной степени отражает сохраняющуюся слабость в мировой экономике. Торговля имеет потенциал для укрепления глобального роста, если движение товаров и предоставление услуг через границы будет по-прежнему в значительной степени свободным. Тем не менее, если политики попытаются решить проблему потери рабочих мест внутри страны серьезными ограничениями на импорт, торговля не может помочь стимулировать рост и даже может представлять собой сопротивление на восстановление», - сказал генеральный директор ВТО Роберто Азеведо.

«Хотя торговля действительно вызывает некоторые нарушения в экономике в некоторых общинах, ее побочные эффекты не следует переоценивать. Они не должны заслонять преимущества, с точки зрения роста, развития и создания новых рабочих мест мы должны видеть торговлю в рамках решения экономических трудностей, а не частью проблемы.

«На самом деле, инновации, автоматизация и новые технологии отвечают примерно за 80 процентов производственных рабочих мест, которые были потеряны, и не возникает никаких вопросов, что технологические достижения выгодны большинству людей большую часть времени. Ответ поэтому в том, чтобы проводить политику, пожинать выгоды от торговли, а также применять горизонтальные решения в плане борьбы с безработицей, которая охватывает все более высокий уровень образования и профессиональной подготовки, и социальные программы, которые могут быстро помочь получить рабочие места и готовность конкурировать за рабочие места будущего", - он сказал.

Более перспективные прогнозы ВТО на 2017 год и 2018 год основываются на определенных предположениях, но существует значительный риск, что расширение будет отставать от этих оценок. Достижение этих темпов роста зависит в значительной степени от глобального роста ВВП, который в соответствии с прогнозами, составит 2,7 процента в этом году и 2,8 процента в следующем году. Хотя есть разумные основания полагать, что такой рост может быть достигнут, расширение вдоль этих линий будет представлять собой значительное улучшение относительно роста ВВП на 2,3 процента в 2016 году.

В 2016 годе рост торговли был самым слабым всего 1,3 процента отчасти из-за циклических факторов, таких как замедление экономической активности по всем направлениям, но это также отражает глубокие структурные изменения в отношениях между торговлей и экономическим производством. Большинство торговых ресурсоемких компонентов глобального спроса были особенно слабы в прошлом году. Инвестиционные расходы упали в США, а Китай по-прежнему не может сбалансировать экономику при переходе от инвестиций к потреблению, снижая спрос на импорт.

Глобальный экономический рост был несбалансированным после финансового кризиса, но в первый раз за несколько лет все регионы мировой экономики должны испытывать синхронизированный подъем в 2017 году. Это может усилить рост и обеспечить дополнительный импульс к торговле, говорится в прогнозе ВТО.

Прогнозные показатели, в том числе Показатель перспективы мировой торговли ВТО, указывают на более сильный рост торговли в первой половине 2017 года, но политические потрясения могут легко подорвать позитивные тенденции последних времени. Неожиданная инфляция может вынудить центральные банки ужесточить денежно-кредитную политику быстрее, чем они хотели бы, подрывая экономический рост и торговлю в краткосрочной перспективе.

Другие факторы, такие как неопределенность, спровоцированная выходом Соединенного Королевства из Европейского Союза, потенциально могут иметь эффект. В то же время, возможность роста применения ограничительной торговой политики может повлиять на спрос и инвестиционные потоки и сократить экономический рост в средне и долгосрочной перспективе. Эти факторы указывают на существование значительного риска того, что темпы роста торговли в 2017 году упадут к нижней границе диапазона.

Исторически сложилось, что объем мировой торговли товарами имеет тенденцию расти примерно в 1,5 раза быстрее, чем мировой ВВП, хотя в 1990-е годы он рос более чем в два раза быстрее. Однако после финансового кризиса, соотношение роста торговли и роста ВВП упало до примерно 1: 1. В прошлом году был первый раз с 2001 года, когда этот показатель упал ниже 1, в соотношении 0,6: 1. Отношение, как ожидается, частично восстановится в 2017 году.

Более подробная информация о торговых событиях в 2016 году

Необычно низкий рост 1,3 процента мирового объема торговли товарами в 2016 году стал результатом нескольких факторов риска, сошедшихся в течение года. Развивающиеся страны пострадали от резкого снижения на три процента импорта в первом квартале, что эквивалентно годовому падению на 11,6 процента, рост возобновился во втором квартале и потери были восстановлены к концу года.

В то же время импорт развитых экономических систем продолжил расти, но более медленными темпами. Слабость импорта отразилась на стороне экспорта в медленном росте поставок как из развитых, так и развивающихся стран.

За год импорт развитых стран увеличился 2,0 процента, а в развивающихся странах застыл на уровне 0,2 процента. Экспорт записал скромный рост в развитых и развивающихся странах - 1,4 процента в первом случае и 1,3 процента в последнем.

Перспективы торговли в 2017 и 2018 годах

Опережающие индикаторы реального роста торговли выросли в первые месяцы 2017 года, что указывает на усиление торговли в начале этого года. Контейнерооборот основных портов оправился от спада 2015-16 гг. и достиг рекордно высокого уровня, с ростом в годовом исчислении на 5,2 процента в течение первых двух месяцев 2017 года.

Балансируют против положительных показателей четкие и значительные риски. Рост антиглобалистких настроений и популистских политических движений увеличил вероятность того, что ограничительные торговые меры будут применяться более широко. Узконаправленные меры, вероятно, не окажут существенного влияния на мировую торговлю и производство, но заградительные меры или отказ от существующих торговых соглашений могут привести к повреждению потребительской и деловой уверенности и подорвать международную торговлю и инвестиции.

В связи с нарастанием инфляционных давлений в развитых странах, центральные банки могут также ускорить темпы ужесточения монетарной политики, с негативными последствиями для экономического роста и торговли в краткосрочной перспективе. Изменения в фискальной политике могут также иметь непредсказуемые международные последствия, которые могут снизить глобальную экономическую деятельность и торговлю.

В Европе сложные переговоры между Соединенным Королевством и остальными странами Европейского союза увеличат неопределенность относительно формы торговых отношений в будущем. Государственный долг в странах ЕС с высокой задолженностью по-прежнему является нерешенной проблемой, которая может выйти на первый план еще раз в течение следующих двух лет.

Источник - Maritime-executive.com

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Эксперты оценивают последствия вступления России в ВТО как нейтральные

В этот вторник исполнилось пять лет со дня вступления России во Всемирную торговую организацию. 22 августа 2012 года Россия после 18 лет переговоров стала 156-ой страной - членом ВТО.

Москва тогда взяла на себя ряд обязательств , которые должна была постепенно выполнять в последующие годы. Среди них - снижение таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, промышленные товары, иностранные лекарства и медоборудование, химическую продукцию, автомобили и другие товары.

В ответ страны, входящие в ВТО, должны были снять или снизить ограничения на импорт российской продукции.

Пять лет назад у чиновников были довольно позитивные ожидания относительно последствий вступления России в ВТО. Минэкономразвития прогнозировало снижение цен на многие продукты питания, лекарства, одежду, мебель, автомобили и другие товары. Андрей Белоусов, который тогда занимал пост министра экономического развития, рассуждал о том, что вступление в организацию улучшит деловые отношения России со многими странами, например, с Китаем.

Глава Комитета гражданских инициатив и бывший министр финансов России Алексей Кудрин объяснял, что вступление в организацию поможет повысить конкурентоспособность экономики страны и стимулировать ее развитие.

Русская служба Би-би-си попросила экспертов рассказать, как пять лет членства России в ВТО повлияли на российскую экономику. Эксперты в большинстве своем отмечают, что эффект был не очень заметен, так как пересилили другие факторы - война санкций со странами Запада, падение цен на нефть и девальвация рубля.

Это мнение подтверждают и в министерстве экономического развития России. "В среднесрочной перспективе никакие серьезные изменения, негативные последствия для отраслей в связи с членством в ВТО не прогнозировались. Что и произошло. Ситуация в экономике определялась иными факторами, так будет и в дальнейшем", - рассказал в интервью РИА Новости директор департамента торговых переговоров минэкономразвития Максим Медведков.

Алексей Портанский, профессор НИУ ВШЭ и ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН:

"Вопрос о последствиях присоединения России к ВТО невозможно рассматривать вне вопроса о нынешнем состоянии экономики России. Это состояние, как мы знаем, довольно тяжелое.

Когда Россия присоединялась к ВТО, у переговорной делегации было ощущение, что вот-вот начнутся серьезные экономические реформы, а прежняя экономическая модель, основанная главным образом на эксплуатации природных ресурсов, себя изжила. Для экспорта нефти и газа не нужно быть членом ВТО.

После кризиса 2008-2009 годов у нас было самое серьезное падение внешнеторгового оборота среди стран двадцатки. Потребление углеводородов в мире уменьшилось, и мы очень сильно просели в экспорте.

Тогдашняя глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина сказала, что если мы хотим иметь положительное сальдо торгового баланса, нам нужно производить и экспортировать товары с высокой добавленной стоимостью.

То есть нужно изменение модели экономики, развитие хайтека. Только в таком случае можно было получить выгоду от членства в ВТО. Тогда говорили, что значительные позитивные последствия для экспорта можно будет ощутить уже через 7-10 лет после вступления. Но пока, к сожалению, этого эффекта мы даже не предвидим.

Пока мы ощутили лишь небольшие выгоды. В частности, от исчезновения ограничений для отдельных статей экспорта (например, стали или транспортных услуг) на внешних рынках: в Евросоюзе, в Китае, в США. Но основной эффект ощущается, когда страна начинает экспортировать и осваивать новые рынки.

Также мы стали участвовать в многосторонних переговорах Дохийского раунда в рамках ВТО. На последних министерских конференциях - на Бали в 2013 году и в Найроби в 2015 году - мы вели себя достаточно продуктивно и способствовали достижению компромисса между участниками.

О негативных последствиях присоединения к организации вряд ли можно говорить, поскольку все причины нынешнего состояния экономики России находятся внутри, и ВТО не оказывает никакого эффекта.

Торговые споры с Россией, которые были начаты после вступления, - это обычный рабочий процесс для членов ВТО. Одновременно идут десятки споров между ЕС и Соединенными Штатами на миллиарды долларов: например, по гражданскому авиапрому. Это обычная рутинная вещь, никакой политики здесь нет".

Александр Кнобель, научный руководитель Лаборатории исследований международной торговли РАНХиГС

"Последствия от вступления в ВТО - минимальные: ни большого плюса, ни большого минуса. Само по себе присоединение не сильно меняло обязательства России, которые она и так на себя взяла.

Подготовка к ВТО растянулась на 20 лет и уже подразумевала большое количество изменений в торговой политике. При непосредственном присоединении они были частично дополнены. Поэтому никаких значительных эффектов от этого ожидать было нельзя, хотя в целом эффект положительный. Его можно оценить в несколько десятых долей процентного пункта ВВП.

В условиях санкций ВТО стало ограничением для партнеров по введению более значительных защитных мер, поскольку теперь Россия может оспаривать меры, явно противоречащие нормам организации. Если бы Россия не была членом ВТО, то торговых ограничений было бы, на мой взгляд, намного больше.

Санкции западных стран и контрсанкции России сделаны с поправкой на статью генерального соглашения о тарифах и торговле, где говорится, что по соображениям национальной безопасности государства вправе вводить ограничения. Просто обычно этой статьей не злоупотребляют. Но в данном случае именно на нее ссылаются и Европа, и Россия, и никто эти санкции даже не оспаривает. То есть ВТО говорит, что если некоторые вещи вызваны политическими вопросами, то она в это дело не вмешивается".

Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара

"Итоги подвести достаточно сложно. За последние годы случились события существенно более важные, чем вступление России в ВТО, а именно санкции, падение цен на нефть и так далее. В сумме это больше, чем положительная или отрицательная оценка вступления России в ВТО.

Я бы оценил вступление России в ВТО нейтрально - ни положительно, ни отрицательно. Действительно вступление в ВТО дает плюсы металлургам, которые составляют порядка 10% российского экспорта, что, в общем, немало. Это позволяет им лучше отстаивать свои интересы, избегать произвольных санкций, любые претензии к ним по квотам можно годами затягивать в судах.

С другой стороны, Россия теряет по сельскому хозяйству, потому что она вступила в очень невыгодных для себя условиях. На условиях, что возможная поддержка Россией сельского хозяйства ниже, чем в какой-нибудь Швейцарии при существенной разнице в населении.

Тем не менее, надо понять, что для России как экспортера сырья проблема ВТО второстепенна. Она важна для стран, которые продают на внешний рынок что-то вещественное - продукцию машиностроения, станки, металлы. У России 70% экспорта - это сырая нефть и газ.

В этом смысле, если бы мы усиленно конкурировали с Германией по экспорту машин и станков, то членство в ВТО могло бы быть серьезно для нас важно. Но так как мы продаем сырую нефть и газ, то это особо неинтересно.

Я не хочу сказать, что членство в ВТО не нужно. Я хочу сказать, что это фактор глубоко второстепенный".

Пятилетие сомнительного членства в ВТО Россия отметила в августе этого года. Ответ на вопрос, насколько России нужно было стать членом Всемирной Торговой Организации, был очевиден еще в 1994 году, когда заявку подавали. Не оставлял он сомнений в 2012 году, когда нас приняли. И совершенно уже нет иллюзий насчет целесообразности членства в ВТО через пятилетие.

НАДО ЛИ БЫЛО?

С 1994 год по 2011 Россия ждала, когда мир сжалится, а ВТО примет ее в свои объятия. В 2012 году мы стали полноправными членами этой организации. Путин, рассуждая о целесообразности этого решения, тогда заявил, что от вступления в ВТО у России больше плюсов, чем минусов. Признавая, что минусы есть, он всеми силами стремился в ВТО, членство в которой, по его мнению, несло ряд положительных моментов:

Оно должно было содействовать созданию благоприятного инвестиционного климата: «для иностранного потенциального инвестора очень важно знать, является страна членом ВТО или нет»;

Неприменение к российским экспортерам нерыночных методов регулирования и ограничения деятельности на рынке третьих стран. Россия получала правовые инструменты защиты. Если перевести на простой язык - ВТО должно было изменить к лучшему состояние экспортных отраслей, то есть нефтегазовой сферы.

На этом, по мнению президента, плюсы закончились и пошли минусы, которых оказалось не так уж и мало, да еще и связаны они с отечественной обрабатывающей промышленностью, которая на фоне снижения таможенных пошлин должна была столкнуться с ростом конкуренции: «их не так много, но они есть. Это, например, автомобилестроение, где у нас достаточно быстро снижается уровень таможенной защиты, и в том числе в сфере производства легковых автомобилей», производство обуви, сельхозмашиностроения и т.д. Он также указывал, что после вступления в ВТО в наиболее рискованном положении окажутся животноводство, машиностроение, пищевая и легкая промышленность. Тогда же президент признал, что вступление в ВТО - серьезный вызов. Почти дословная цитата такова - «принесет ли ВТО пользу или вред России - это фифти-фифти». Иными словами, оценив вероятность нанесения вреда стране в 50% Путин пошел на это. Интересно, полетел ли бы он на самолете, если бы ему сказали, что вероятность аварии 50%?

Пустили ли бы дочку в парк поздней порой, если бы знали, что там с вероятностью 50% маньяк? Конечно, эта история скорее не о злодействе, а о полной профессиональной непригодности.

Он пошел тогда на этот шаг, несмотря на то, что экспортные отрасли и без ВТО не нуждались в защите, в отличие от отечественного производства. Символично, что, рассуждая о членстве в ВТО, Путин оговорился и вместо отстаивания национальных интересов сказал «мы отставали и будем отставать». Сложно с этим не согласиться, пока во главе государства стоит Путин и его команда. Уж он точно знает, какой при нем будет Россия.

Однако никаких мер защиты через институты ВТО Россия не увидела. В итоге в 2015 году Путин признал, что с ВТО «нас обманули», структура политизирована: «Введенные в отношении нас ограничения - отказ от базовых принципов ВТО, нарушается принцип равенства условий доступа к рынкам товаров и услуг, игнорируется принцип свободной конкуренции. Делается это политизировано». Неужели для осознания столь очевидной истины потребовалось 18 лет подготовки к ВТО и еще 5 лет членства?

ПЯТИЛЕТИЕ ЧЛЕНСТВА В ВТО

Россия находится еще в стадии переходного периода и постепенно движется к исполнению всех взятых на себя обязательств. Но даже сейчас можно констатировать, что членство в ВТО внесло свои коррективы в состояние отечественной экономики.

ИНВЕСТОРЫ

Вопреки чаяниям Кремля, членство России в ВТО не принесло желаемого притока иностранных инвестиций. И дело даже не в санкциях. Баланс иностранных инвестиций, в том числе прямых, был отрицательным уже в 2013 году, что говорит о системных проблемах в экономике, при которых даже в качестве страны-члена ВТО Россия не слишком прельщала иностранного инвестора (рис. 1).

Рис. 1. Прямые инвестиции РФ (сальдо платежного баланса), по данным ЦБ

Санкции 2014 года и ограничение инвестирования в российскую экономику только ускорили тренд ухода иностранных инвесторов из страны. Главная причина «страха» иностранного инвестора кроется в непредсказуемых правилах игры, когда силовики могут попросту бизнес отжать. Или, например, не силовики, а непосредственно государство пересмотрит итоги сделки приватизации и затем отдаст возвращенный актив на приватизацию компании, близкой к президенту, как это было с Евтушенковым и его активом «Башнефть». Или путинская Россия затеется воевать и как воюющая страна уж точно не объект для инвестиций.

Привлечение иностранных инвестиций в Россию было главным аргументом сторонников членства в ВТО. Прошло пять лет, и можно смело констатировать, что этот плюс был только гипотетическим. А провал планов либералов - реальность.

ИМПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ

Согласно обязательствам, взятым при вступлении в ВТО, Россия в течение переходного периода должна была снизить ставки импортных пошлин, что в свою очередь давало преференции иностранному производителю. Формула была проста и очевидна: превратим Россию в рынок сбыта для стран мира, прежде всего Запада. Переходный период в среднем составлял три года, но на наиболее чувствительные товары - легковые автомобили, вертолеты, самолеты гражданского назначения, а также некоторые продукты питания, в том числе на рыбу и свинину, этот срок установлен в пять-семь лет.

Снижение пошлин должно было составить в среднем 5–10%. Например, на импорт легковых товаров они должны снизиться с 25% до 15%, на бытовую электротехнику и электронику с 15% до 7–9%.

ВТО ограничивает возможности России защищать внутреннего производителя через импортные пошлины и другие инструменты, которые в рамках ВТО признаются дискриминационными. Это уже ударило по некоторым отраслям в 2013 году, когда пошлины стали снижаться. Но с 2014 года постепенное снижение импортных пошлин было нивелировано девальвацией рубля, из-за чего импортные товары стали стоить дороже, даже несмотря на снижение пошлин. В результате этого к 2017 году импорт сократился на 43% в сравнении с уровнем 2012 года. Таким образом, эффект от членства в ВТО в части снижения ввозных пошлин будет заметен позднее. Когда рынок адаптируется к новому курсу, эффект от снижения пошлин проявится в снижении конкурентоспособности отечественной продукции.

ЭКСПОРТНЫЕ ВОПРОСЫ

Россия пошла на снижение экспортных пошлин на ряд товаров, однако для нефтегазовой сферы условия игры остались неизменными. Вывозная пошлина на газ осталась на уровне 30%, а для нефти и нефтепродуктов сохраняется механизм определения пошлины правительством на основании средней цены на нефть марки Urals на мировых рынках. Ожидалось, что ВТО сыграет в пользу экспортных отраслей, так как по правилам организации снижаются и вывозные пошлины, что открывает больше возможностей для отечественных производителей за рубежом. Но неужели снизить экспортные пошлины нельзя было без ВТО? Неужели для этого обязательно понадобились предписания некой организации?

С 2012 года Россия действительно нарастила поставки продовольствия и продукции машиностроения. Проанализируем несколько товарных позиций, которые рядом экспертов выдвигаются в качестве примера наращивания экспорта благодаря инструментам ВТО (табл. 1).

Таблица 1. Физический объем экспорта, по данным ФТС

Как видно из таблицы 1 экспорт тракторов и автомобилей в страны дальнего зарубежья с 2014 на 2015 годы вырос более чем в два раза.

Рост экспорта был обусловлен собственной девальвацией рубля, которая началась в 2014 году и не имела отношения к ВТО. Экспорт свинины также вырос в 10 раз в момент девальвации, увеличившись в следующем году в 4 раза. Хотя экспорт мяса птицы и свинины вырос сразу после вступления в ВТО, но не в таких масштабах, как при девальвации. Сказать, что ВТО помогло отечественному производителю освоить новые рынки однозначно нельзя, поскольку главным определяющим фактором стало снижение стоимости экспортируемых товаров из России на фоне девальвации. Нужно было продавать все, что можно для притока в Россию валюты. Эффект типа последних лет горбачевского СССР. Потому, что никакого серьезного импортозамещения при валовых накоплениях меньше 15% ВВП и не могло быть и не случилось.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

В рамках взятых Россией обязательств к 2018 году допустимый размер субсидий селу на 2018 год должен составить 4,4 млрд долларов США. Когда правительство это решение одобрило, оно означало существенное сокращение даже тех недопустимо низких субсидий на сельское хозяйство. Например, в 2012 году они составляли 9,1 млрд долл. США. Однако после девальвации, когда рубль обесценился почти в два раза, объем государственной поддержки сельского хозяйства почти вписался в это «прокрустово ложе» обязательств ВТО (рис. 2).

Рис. 2. Государственные расходы на сельское хозяйство, по данным Росстата

В 2016 году совокупные затраты на сельское хозяйство составили около 5,4 млрд долларов США, хотя при курсе уровня 2012 года они бы равнялись 10,9 млрд. В следующем году либо Россия будет вынуждена уменьшить расходы на сельское хозяйство, либо же в очередной раз девальвировать рубль. В любом случае удар по сельскому хозяйству будет нанесен, поскольку в будущем объемы поддержки аграриев будут определяться обязательством перед ВТО, а не потребностью отрасли и страны. Да и обязательство это предусматривает в следующем году сокращение финансовой поддержки сектору, который должен бы быть приоритетным в программе импортозамещения. Ну что тут скажешь!

ТОРГОВЫЕ СПОРЫ

Когда Россия вступала в ВТО, Кремль утверждал, что членство поможет нам отстаивать интересы в судебном порядке, что, кстати, отметим, процедура затратная. На текущую дату Россия является участницей четырех исков против ЕС и Украины:

В связи с использованием в ЕС методики «энергетических корректировок» в антидемпинговых расследованиях против российских товаров;

В связи с европейским Третьим энергетическим пакетом, который обязывает компании разделять бизнес по добыче и транспортировке энергоносителей, что не устраивает Газпром;

В связи со значительным повышением пошлины на ввоз нитрата аммония на территории Евросоюза и Украины из РФ;

В связи с отменой Еврокомиссией пошлин на импорт украинских сварных труб и введением пошлин для производителей из России, Китая и Белоруссии.

Однако и сама Россия стала ответчиком по четырем делам:

Иск ЕС и Япония в ответ на российский утилизационный сбор на автомобили, введенный федеральным законом 1 сентября 2012 г.;

Иск ЕС из-за пошлин на ввоз коммерческих автомобилей, введенных Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) 14 мая 2013 г.;

Иск Украины в связи с ограничениями на поставку украинских вагонов и стрелочных переводов.

Как завершатся иски - покажет время, но в настоящий момент Россия уже проиграла несколько дел в рамках торговых споров ВТО. В 2016 году суд ВТО признал, что пошлины России на ввоз бумаги, холодильников и пальмового масла не реализует обязательства в рамках ВТО. В итоге Россия на часть указанных товаров полностью привела пошлины в соответствии с обязательствами.

Второй проигрыш был в отношении иска ЕС от 8 апреля 2014 г., в котором от России требовалось отменить запрет на ввоз свинины, введенный в январе 2014 г. Россельхознадзором из-за обнаруженной на территории Литвы и других европейских стран эпидемии африканской чумы свиней (АЧС). Суд признал запрет несоответствующим соглашениям ВТО.

Российское законодательное право по ВТО еще очень молодо. У России нет специалистов такого уровня, чтобы выигрывать споры в ВТО. Да и момент политизации структуры не сможет преодолеть ни один высокопрофессиональный юрист. Поэтому в части торговых споров ВТО для России - это институт добровольного отказа от своих национальных интересов без возможности на деле их отстаивать.

РОССИЯ И САНКЦИИ

Вопреки надеждам Кремля ВТО не защитило страну от санкций. Организация не стала признавать эти действия противозаконными, не наложила ограничений на ЕС. Напротив, была попытка рассмотреть именно российское продовольственное самоэмбарго как нарушающее нормы ВТО. Таким образом, защиты, на которую надеялась путинская Россия, она не получила.

ВЫВОДЫ

Навредило ли России членство в ВТО за последние пять лет? Оно могло бы навредить еще больше, если бы не вмешалась девальвация и санкции, которые за ВТО нанесли удар по отечественному сектору промышленности. Однако уже в 2018 году сельское хозяйство испытает на себе все последствия диверсии-вступления в ВТО, когда государство в рамках взятых на себя обязательств пойдет на сокращение помощи аграриям. Позже, когда рынок привыкнет к курсу рубля, и когда все пошлины будут доведены до своих зафиксированных значений, отечественная промышленность ощутит на себе рост внешней конкуренции, особенно на фоне высоких ставок по кредитам. Но если минусов не оказалось столько, сколько могло быть, да и то лишь в силу того, что были предприняты еще более травмирующие экономику решения, то достигли ли мы плюсов, о которых говорил президент, его команда и эксперты?

Во-первых, Россия еще ни разу не отстояла свою правоту в суде ВТО, то есть защита национального производителя через суд пока провалена.

Во-вторых, иностранный инвестор не пришел в Россию, а напротив на фоне санкций и ухудшения экономической ситуации предпочел сократить вложения.

В-третьих, наш товар действительно стал более конкурентоспособным. Но произошло это на фоне девальвации рубля, что снизило его себестоимость для иностранного покупателя, но ударило по населению, по критическим импортозависимым отраслям, включая оборонную.

В-четвертых, обещанного роста конкуренции на финансовом рынке не произошло. Ставки кредитования, что прогнозировали эксперты, не снизились. Напротив, ЦБ увеличил процентную ставку, и сейчас она выше(!) уровня, когда Россия вступила в ВТО. Не говоря уже о том, что доступ к зарубежному кредитованию для России в минувшее пятилетие закрыт.

В-пятых, ВТО не спасло Россию от ограничительных мер. Если в ноябре 2012 года 18 стран применяли защитные меры в отношении российских товаров, а всего действовало 73 меры, то уже на 1 августа 2015 года число стран, использующих ограничительные меры в отношении российских товаров, увеличилось до 27, а число принятых мер - до 112. С 5 до 22 возросло число проводимых расследований.

В-шестых, для россиян импортная продукция не стала дешевле на фоне снижения импортных пошлин, а напротив подорожала из-за девальвации. Зато, по мнению аналитиков, именно вступление в ВТО спровоцировало рост внутренних цен на газ.

В-седьмых, членством в ВТО правительство значительно усложнило жизнь, пытаясь теперь обойти принятые на себя обязательства. Например, в целях ограничения импорта в автомобильной промышленности Министерство промышленности и торговли страны установило ставки утилизационного сбора; для защиты аграрного сектора введен запрет на импорт живого круп­ного и мелкого рогатого скота из Европы; применяются защитные меры против недобросовестных конкурентов и меры технического регулирования в химической промышленности.

В-восьмых, ВТО не обеспечило положительную динамику экспортно-импортных операций (рис. 3). Впрочем, это вина девальвации и падения цен на энергоресурсы.

Рис. 3. Объемы экспорта и импорта России, по данным Росстата

Если членство в ВТО нам не принесло плюсов, зачем же дальше исполнять обязательства перед организацией и платить при этом еще и взносы в размере 4,6 млн долларов США в год? Но первичен конечно вопрос, а зачем нам вообще с сырьевой экономикой нужно было двигаться в ВТО? На что там в Кремле рассчитывали? Рассчитывали ли вообще? И, в принципе способны ли рассчитывать последствия своего правления?

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Новое на сайте

>

Самое популярное