Домой Проценты по кредитам Кекушев архитектор биография. Архитектор кекушев лев николаевич

Кекушев архитектор биография. Архитектор кекушев лев николаевич

Имя Льва Николаевича Кекушева — «архитектора-энциклопедиста», как его называли современники, — занимает в истории архитектуры русского модерна одно из ключевых мест. До сих пор в Москве и ее окрестностях сохраняется более 50 его произведений — особняки, доходные дома, больницы, богадельни, железнодорожные сооружения и дачи. Многие из них стали знаковыми для своего времени и образцами для других зодчих.

Жизнь и творчество

Это он построил одно из популярнейших и интереснейших зданий

в Москве для Г. И. Хлудова. ...

Это он старое, никуда не годное здание на Арбате превратил

в уютнейший и любимейший ресторан Москвы — «Прагу».

Это он построил особняк «со львами» на Остоженке. ...

Это его особняки выделяются на Поварской...

Архитектурная Москва

Наследие Кекушева выглядит ярким, стилистически цельным и очень «московским» по характеру, хотя его постройки есть в Тамбове, Рязани, Архангельской, Вологодской и Калужской областях. Положив начало развитию модерна в архитектуре старой столицы, его творения и поныне украшают московские улицы. С годами они становятся все более заметными в соседстве с геометричными современными постройками, остро оттеняющими богатство фасадной пластики и затейливого декора кекушевских домов.

Лев Николаевич Кекушев родился 7 (19) февраля 1862 года в небогатой дворянской семье подполковника военно-инженерной службы Николая Григорьевича Кекушева и провел детские годы в Вильно (Вильнюсе). Окончив Виленское реальное училище, где, по-видимому, уже проявлял художественные способности, в 1883 году он поступил в Институт гражданских инженеров (ИГИ) в Санкт-Петербурге. Это учебное заведение позволяло выпускникам соединять наклонности к художествам с респектабельной и востребованной во все времена профессией архитектора строителя. Выпускники ИГИ успешно конкурировали с выпускниками Императорской Академии художеств и активно строили по всей стране. Лев Николаевич учился с удовольствием, представлял на институтских выставках свои превосходные акварели и получал курсовые награды «за успехи в архитектуре». В 1888 году он окончил институт с серебряной медалью и званием гражданского инженера. Талантливого молодого человека определили на службу в Петербург, но уже в 1890 году он вышел в отставку и переехал в Москву. В конце XIX века Москва больше, чем Северная столица, тяготела к новизне и современности, а энергичному молодому зодчему здесь легче было начать самостоятельную творческую жизнь. Насколько верным был выбор Кекушева, показало время.

По приезде в Первопрестольную Лев Николаевич поступил помощником к известному архитектору С. С. Эйбушицу, занятому тогда возведением Центральных бань. Проведя на стройке почти четыре года, Кекушев сумел стать не только полноценным соавтором этого сооружения, но и установить прочные отношения с именитой московской купеческой фамилией Хлудовых. Вскоре ему был заказан грандиозный доходный дом наследниц Г. И. Хлудова (1894-1896), в котором воплотились самые современные представления тех лет о торгово-развлекательном комплексе. Дом эффектно дополнил ансамбль центра Москвы и положил начало наиболее успешному периоду в жизни Кекушева, став пропуском архитектора в среду состоятельных заказчиков — Кузнецовых, Носовых, Грачёвых, Лыжиных.

Как и многие его сверстники, Кекушев начал самостоятельный творческий путь с нарядных построек в стиле поздней эклектики, таких как упомянутый доходный дом наследниц Хлудовых в Театральном проезде, особняк Т. И. Коробкова (1894-1896, 1899) на Пятницкой и особенно загородный дом М. С. Грачёва в подмосковной усадьбе Грачёвка (Ховрино-Знаменское) (1897-1900). Однако чуткие современники сразу оценили яркую индивидуальность мастера и увидели в его работах черты нового. Названные сооружения были выполнены в популярном тогда «пышном стиле французского ренессанса», или «стиле Наполеона III», созданном Шарлем Гарнье (1825-1898) — автором роскошного здания парижской Оперы. Более того, по желанию заказчика усадебный дом М. С. Грачёва в Ховрине отчетливо напоминал знаменитое казино в Монте-Карло, выстроенное Гарнье. Кекушев блестяще интерпретировал прототип, создав эффектное усадебное сооружение, наделенное особым архитектурным шармом. Сложные силуэты зданий с грузными или небольшими чешуйчатыми куполами, множество изящных металлических элементов и щедрое использование скульптуры и лепного декора (ваз, рельефных масок, путти, женских фигур и растительных завитков) — все это присутствует в наиболее значимых постройках зодчего 1890-х годов. Тогда же родился и его коронный прием — использование в оформлении львиных масок в качестве собственной шутливо-символической подписи.

В Москве к Кекушеву быстро пришел успех. За короткое время — чуть больше пяти лет — начинающий архитектор превратится в маститого зодчего, одного из самых именитых в старой столице, обремененного множеством престижных заказов. Неудивительно, что в 1896 году в числе лучших московских мастеров он украшал город к торжеству по случаю коронации Николая II. Как прекрасный рисовальщик, он много работал для художественной промышленности — делал рисунки бронзовых, деревянных и цинковых предметов. К сожалению, эти произведения не подписывались, поэтому его декоративное творчество представлено только в его постройках: нарисованные им решетки балконов в доходном доме Григорие-Богословской церкви (1893-1894) на Б. Дмитровке, или Царские врата в церкви московской богадельни им. И. Н. Геера (1892-1899), известные по фотографии, — очень красивы!

Первой железнодорожной постройкой Л. Н. Кекушева, возведенной к коронации Николая II, был специальный павильон для приема царского поезда на пути в Троице-Сергиеву лавру на Брестском (Смоленском) вокзале.

К приему царской четы было построено и станционное здание в Мытищах, бывшее частью работ по дальнейшему строительству Северной железной дороги по заказу С. И. Мамонтова.

Поистине судьбоносной для Льва Николаевича стала встреча в середине 1890-х годов с самым успешным и ярким предпринимателем Москвы — Саввой Ивановичем Мамонтовым. С знаменитым меценатом будут связаны наиболее грандиозные замыслы и архитектурные работы Кекушева, оставившие заметный след в истории русской культуры. Энергичный и обаятельный, Савва Великолепный как магнитом притягивал к себе интересных, деятельных и одаренных людей, поэтому появление в его окружении Кекушева было по-своему закономерно. Занятый строительством и благоустройством Северной железной дороги, Мамонтов в 1894 году заказал ему летний вокзал «Сергиево» («Сергиевский посад») — легкое, нарядное деревянное здание, к сожалению не сохранившееся. В 1895 году Лев Николаевич спроектировал водонапорную башню при Ярославском вокзале (1895-1897) и вокзал в Мытищах (строился к коронации 1896 года). Тогда же началась его широкомасштабная планировочная работа над типовыми сооружениями новой грандиозной стройки Мамонтова — линии Вологодско-Архангельской железной дороги, выполненная совместно с однокурсником по ИГИ И. А. Ивановым-Шицем. Гражданские и железнодорожные здания вдоль дороги (вокзалы, водонапорные башни, дома для служащих железной дороги, паровозные депо, казармы, бани и т. д.), будучи деревянными, получили запоминающийся облик. В нем соединились мотивы зарождавшегося стиля модерн с характерными чертами добротных северных домов. Благодаря таланту молодых гражданских инженеров и, прежде всего, Кекушева, Северная дорога от Вологды до Архангельска стала огромным по протяженности выразительным архитектурным ансамблем, частично сохранившимся до сих пор. Окончание этого грандиозного проекта совпало со знаменательным событием в жизни зодчего: в 1897 году он женился на очаровательной девятнадцатилетней провинциальной дворянке из Кременчуга Анне Ионовне Болотовой.

Завершала ряд железнодорожных сооружений Льва Николаевича по заказам Мамонтова реконструкция главного вокзала Северной железной дороги на Каланчевской площади. С восточной стороны старого здания он пристроил новый крытый перрон первого класса с оригинальной аркадой невысоких колонн под массивным каменным антаблементом, кардинально отличавшихся от типовых металлических стоек перронов остальных московских вокзалов.

В 1890-е годы Савва Иванович привлекал Кекушева и к другим работам: возведению павильона «Крайний Север» на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде, перестройкам в собственном московском доме и, наконец, к своему самому грандиозному архитектурному замыслу, оказавшемуся — увы! — последним в его бурной и насыщенной творческими планами жизни, — сооружению в центре Москвы гостиницы «Метрополь». По инициативе Саввы Ивановича в комплекс кроме зимнего сада, многочисленных залов для выставок, маскарадов и танцевальных вечеров, ресторанов и магазинов должен был входить и шести ярусный оперный театр на 3100 зрителей («чуть больше Венской оперы!»), в котором меценат хотел разместить свою Частную оперу, скитавшуюся по съемным театральным помещениям. Стройка началась с характерным мамонтовским размахом. Пресса сообщала: «Архитектор Л. Н. Кекушев и инженер С. П. Чоколов на днях выехали за границу для осмотра в Вене, Берлине, Париже и Лондоне больших гостиниц, чтобы при окончательной выработке плана перестройки гостиницы “Метрополь” и сооружения здесь большого театра, применить все новейшие усовершенствования, которые введены в Западной Европе».

В 1898 году Кекушев закончил проектировать гостиницу и начал строительство. Однако задуманный им внешний облик сооружения, видимо, не полностью удовлетворял заказчиков, и в январе 1899 года был объявлен специальный международный конкурс на фасады «Метрополя». Несмотря на то что проект Льва Николаевича и его помощников был удостоен первой премии, в два главных фасада гостиницы вскоре были внесены некоторые детали проекта московского архитектора В. Ф. Валькота, занявшего на конкурсе лишь четвертое место. Скорее всего, изменения сделал сам Кекушев, и на его высокий статус главного архитектора это не повлияло, поскольку не имевший строительного опыта 24-летний Валькот не мог рассматриваться в качестве руководителя огромной стройки.

В конце 1899 года, с началом громкого судебного дела против Мамонтова, на стройке произошли неизбежные изменения. Хотя присяжные в 1900 году полностью оправдали Савву Ивановича, он был разорен дотла и к предпринимательской деятельности больше не вернулся. Однако его влияние на облик «Метрополя» сохранилось, поскольку верхнюю часть новых фасадов вскоре заняла вереница керамических панно: «Принцесса Грёза» М. А. Врубеля и панно по рисункам А. Я. Головина, произведенные на керамическом заводе мецената «Абрамцево». Кекушев, по-видимому, продолжал участвовать в проектировании гостиницы, но строившая ее команда архитекторов поменялась. И несмотря на то что он в итоге оказался не единственным автором «Метрополя», его роль в выработке образа и стиля этого сооружения, которому суждено было стать своеобразным манифестом московского модерна, все же осталась основополагающей. План комплекса и фасады, обращенные к Китайгородской стене, полностью соответствуют первоначальным чертежам, а внешний вид здания, включая его силуэт с характерными арочными субструкциями, и оформление интерьеров вестибюля и поэтажных холлов находят близкие аналогии именно в творчестве Кекушева.

Одновременно с началом строительства «Метрополя» Лев Николаевич начал возводить собственный особняк в Глазовском переулке. Этому дому суждено было стать первым произведением «кекушевского» модерна и ознаменовать ключевой этап в развитии нового стиля в Москве. Уже в этом небольшом сооружении зодчий уверенно использовал те особые приемы, которые стали характерными для всех его последующих построек в стиле модерн и очень благожелательно были приняты публикой и профессионалами. Перипетии ли с «Метрополем» заставили Кекушева сразу продать здание или дом изначально строился для продажи, но семья архитектора (в 1898 году родился его первенец Николай) в него так и не переехала.

Творческое кредо зодчего парадоксальным образом сочетало композиционное новаторство с традиционным подчеркиванием главного фасада, гораздо более разработанного и насыщенного декором. Подобная двойственность — отличительная черта именно московского модерна, о чем свидетельствует и следующее кекушевское сооружение в новом стиле — особняк М. С. Саарбекова (1899-1900) на Поварской, поражающий изысканной фасадной пластикой. Особенно изобретательно автор подчеркнул вход: он предложил свою трактовку перспективного портала, в силуэте обозначив его аттиками и тремя рядами мелких, последовательно убывающих по высоте фигурных нишек.

На редкость выразительная композиция главного фасада привлекает и в проекте Никольских торговых рядов (1899-1900): огромные оконные проемы с массивными дубовыми рамами занимали все пространство между пилястрами, образующими рациональную И В ТО же время нарядную структуру фасада, который очерчен плавно изгибающимся карнизом и дополнен крупными, превосходно выполненными лепными деталями. Остроумие, находчивость, эффектность в решении зданий — особенности кекушевских проектов, как нельзя лучше отвечавшие эстетике нового стиля. Более всего они проявляются в скульптурном декоре модерна, который отличался от декора предыдущих исторических стилей нарочитой неканоничностью, легкостью и динамизмом. К характерным приемам зодчего относится щедрое использование настенных рельефов и круглых скульптур, представлявших собой аллегорию или символ. Неудивительно, что в оформлении Никольских рядов, как и в большинстве произведений Кекушева, обращали на себя внимание вмонтированные в карниз львиные маски — аллегорическая «подпись» Льва Николаевича.

На рубеже веков архитектор много работал в разных жанрах и не только в Москве. Среди его построек: загородный дом Г. П. Воронина у станции Степаново под Москвой (1897), усадебный дом С. П. Федорова в Воробьеве под Калугой (1897-1898), станция Одинцово Московско-Брестской железной дороги (1898-1899), дачи в имении И. И. Некрасова Райки под Москвой (1897-1901), перестройка особняка И. И. Некрасова (1899) на Гоголевском бульваре и корпуса Императорского высшего технического училища в Москве (1899-1902), доходный дом М. Л. Шоршорова в Тамбове (1900), деревянный особняк В. Д. Носова (1903) на Электрозаводской улице, дача и фабрика В. А. Лыжина в Ивантеевке (1905-1906), роскошно отделанный особняк М. В. Асеева в Тамбове (1906-1907) и т. д. Особенно привлекательно и современно выглядели отделанные им особняки и деревянные дачи с башенками, обширными террасами, фигурными козырьками и многообразными резными деталями. Одной из общепризнанных работ Кекушева начала века стала также перестройка и внутренняя отделка ресторана С. П. Тарарыкина «Прага» (1906) на Арбатской площади — одно из любимых мест литературно-художественной Москвы.

Успешные заказы позволили зодчему заняться строительством дома для своей разросшейся семьи — в 1900 году у него родилась дочь Татьяна, а вскоре после появления на свет младшей Екатерины (в 1901-м) Кекушевы переехали в собственный дом на Остоженке (1900-1903). Этот особняк был, как бы сейчас сказали, «эксклюзивным»: просторный, великолепно меблированный по чертежам хозяина, с участком и службами, к тому же один из самых заметных и красивых в Москве 1900-х годов. Роскошное семейное гнездо говорило о взлете профессиональной карьеры Кекушева и высоком общественном положении, достигнутом им всего за десять лет работы в городе. Далеко не все московские архитекторы имели в то время свое городское жилье, особняками же, тем более новыми, выстроенными по собственным проектам, владели единицы. Это была привилегия только самых популярных зодчих, востребованных в кругах московских толстосумов.

Дом Кекушева — воплощение проекта, разработанного зодчим еще в 1899 году для С. И. Мамонтова; заказанный меценатом особняк должно было возвести Северное домостроительное общество в районе Тверского бульвара. Тогда из-за банкротства Мамонтова строительство не состоялось, поэтому через два года архитектор осуществил проект с некоторыми изменениями в качестве собственного особняка. В этом здании язык модерна Кекушева предстал уже в своем зрелом прочтении. Все ранее намеченные приемы были здесь доведены до совершенства. Это подчеркивала и гордая поза скульптурного льва на аттике, откровенно обозначавшая творческие амбиции владельца — Льва Кекушева!

Незаурядным произведением зодчего стал и доходный дом А. И. Кекушевой, возведенный по соседству почти одновременно с особняком. Решение его фасада основывалось на очень своеобразной и мастерски прорисованной пластике оконных проемов. Их графически отточенные абрисы и светотеневая разработка просто завораживали, недаром современники отмечали в этом сооружении «талантливые шаблоны». Не менее стильным получился у Кекушева и близлежащий дом В. И. Грязнова, где продемонстрирован также пластичный, но иной по характеру вариант отделки фасада. Три соседние постройки на Остоженке вместе с оформленным зодчим особняком В. А. Лыжина (1904), расположенным напротив его собственного дома, представляют собой кусочек воображаемой кекушевской Москвы. Несмотря на отличия в композиции, цвете и отделке, их объединяет совершенно неповторимое пластическое своеобразие, тонкая режиссура света и тени, рафинированность декора и высокое качество исполнения. Как вспоминала жена архитектора, он часто увлекался, превышал сметы и делал многое за собственный счет, чтобы увидеть в натуре более полное и точное воплощение своих идей, поэтому ничего, кроме долгов, после себя не оставил.

Возможно, именно благодаря столь редкому для профессии авторскому бескорыстию лучшие творения Кекушева и обладают таким необычным для Москвы качеством и архитектурным совершенством.

К лучшим произведениям зодчего, несомненно, относятся особняки И. А. Миндовского и М. Г. Понизовского на Поварской, построенные на средства Московского торгово-строительного акционерного общества Я. А. Рекка с целью последующей продажи. Первое здание, с сохранившейся великолепной отделкой фасада, с наибольшей полнотой представляет кекушевский синтез архитектуры и декоративных искусств. Неслучайно над архивольтом трехчастного окна, что на втором этаже, помещено рельефное панно с аллегориями искусств в виде очаровательных путти — один играет на дудочке, другой высекает вазу, третий с циркулем размышляет над листом бумаги. Второй особняк (М. Г. Понизовского) был перестроен в стиле неоклассицизма, но сохранил в интерьерах множество великолепных витражей, созданных по рисункам архитектора.

Период конца 1890-х — середины 1900-х годов был самым счастливым в жизни Льва Николаевича: он много и увлеченно работал, рисовал плакаты и шаблоны для художественной промышленности, в том числе для изделий из металла, участвовал и побеждал во многих архитектурных конкурсах. Его известность стала всероссийской, он немало проектировал для губернских городов и провинциальных усадеб. Столичным качеством отделки отличались созданные им особняки М. В. Асеева в Тамбове и В. Т. Асеева в Рассказове.

Своеобразным апофеозом модернистского творчества Кекушева стал московский доходный дом И. П. Исакова (1904-1906) на Пречистенке, входящий в число лучших памятников московского модерна. Эффектный волнообразный силуэт, продуманная фасадная пластика, выразительные формы и декор оконных проемов, кружево балконов в сочетании с традиционным для произведений Кекушева скульптурным декором до сих пор неизменно привлекают внимание.

Лебединой песней «кекушевского» модерна мог стать ресторан И. А. Скалкина «Эльдорадо» в Петровском парке (1907) — его уникальный пространственный замысел демонстрировал первоначальный авторский проект здания, к сожалению, осуществленный другим зодчим со значительными изменениями.

Исчезновение модерна из архитектурной практики Москвы конца 1900-1910-х годов повлияло на сокращение профессиональной деятельности Кекушева.

Самыми заметными и удачными поздними работами Льва Николаевича стали две знаменательные перестройки московских зданий, в которых предполагалось разместить частные художественные коллекции: это реконструкция и отделка интерьеров в особняке И. А. Морозова на Пречистенке и в особняке С. И. Щукина в Большом Знаменском переулке. Поразительно, что оба великих московских коллекционера, подаривших отечеству одну из лучших коллекций западноевропейского искусства своего времени, поручили создание музейных помещений для своих сокровищ именно Кекушеву. Он полностью подчинил свою индивидуальность будущей экспозиции, создав строгие, светлые, подлинно музейные залы. Достаточно сказать, что Морис Дени писал свой знаменитый античный цикл «История Психеи» для стен Белого зала особняка И. А. Морозова, оформленного Кекушевым. Жаль, что теперь картины Дени находятся в Санкт-Петербурге, и мы не можем воочию представить себе этот ансамбль — союз архитектуры и живописи, созданный двумя равновеликими по таланту художниками.

Последующие произведения зодчего принципиально почти ничего не добавили к уже сложившимся приемам «кекушевского» модерна, хотя даже в самых проходных и не вполне удавшихся поздних постройках он оставался незаурядным мастером с характерным, легко узнаваемым в городской среде почерком. Соединение модерна с входившим в моду неоклассицизмом удавалось зодчему меньше (например, в корпусе хирургической лечебницы С. М. Руднева (левая часть) в Серебряном переулке, 1910-1911). Последние известные нам работы Кекушева датированы 1912-1913 годами, дальнейшая жизнь выдающегося зодчего, видимо, была омрачена тяжелой болезнью. Именно из-за болезни ему, вероятно, пришлось отказаться от профессиональной деятельности, именно она стала причиной преждевременной смерти Льва Николаевича в 1917 году, в возрасте 55 лет, в московской психиатрической больнице.

Сегодня очевидно, что архитектурное наследие Льва Николаевича Кекушева стало подлинным украшением Москвы. Яркое архитектурное дарование позволило ему создать свой собственный, легко узнаваемый стилистический язык модерна, поэтому его постройки в отличие от сооружений большинства московских архитекторов того времени можно сразу узнать по характерным архитектурным и декоративным чертам.

Основные этапы творчества Льва Николаевича Кекушева

Особняк А. И. Обуховой 1890-1893 Москва,
Доходный дом и хозяйственная постройка при Григорие-Богословской церкви 1892-1893 Москва, Россия
Особняк Пантелеева 1893-1898 Москва, Россия
Богадельня им. И. Н. Геер (при участии И. А. Иванова-Шица) 1894-1899 Москва, Россия
Особняк Т. И. Коробкова 1894-1896 Москва, Россия
Доходный дом наследниц Хлудовых (капитально перестроен) 1894-1896 Москва, Россия
Станция Мытищи Северной железной дороги 1895-1896 Мытищи, Московская область, Россия
Комплекс железнодорожных, технических сооружений и жилых построек для Вологодско-Архангельской железной дороги. Совместно с И. А. Ивановым-Шицем (сохр. частично) 1895-1897
Восточное крыло и новый перрон в здании Ярославского вокзала (правое крыло здания; перрон встроен в современный зал ожидания) 1895-1896 Москва, Россия
Доходный дом князя Оболенского-Нелидовского 1896 Москва, Россия
Доходный дом А. Я. Бабушкина 1897 Москва, Россия
Химическая лаборатория императорского Московского технического училища 1898-1899 Москва, Россия
1898-1899 Москва, Россия
Станция Московско-Брестской железной дороги Одинцово 1898-1899
Перестройка особняка И. И. Некрасова 1899 Москва, Россия
Особняк М. С. Саарбекова (при участии С. С. Шуцмана) 1899-1900 Москва, Россия
Никольские (Иверские) торговые ряды (при участии С. С. Шуцмана) 1899-1900 Москва, Россия
Гостиница «Метрополь» (проектирование и общее руководство строительством до пожара 1901 г.; при участии В. В. Воейкова, Н. Л. Шевякова,
С. С. Шуцмана; идея оформления фасада В. Валькота)
1899-1901 Москва, Россия
Загородный дом М. С. Грачёва в усадьбе «Грачёвка» 1897-1900 Москва, Россия
Дома И. И. Некрасова в имении «Райки» 1897-1900 Московская область, Россия
Особняк А. И. Кекушевой 1900-1903 Москва, Россия
Хирургическая лечебница С. М. Руднева 1902 Москва, Россия
Ювелирная фабрика О. Ф. Курлюкова с конторой и магазином 1902 Москва, Россия
Доходный дом Е. Е. Кокорина 1902 Москва, Россия
Проект доходного дома М. А. Франка (при участии С. С. Шуцмана) 1902 Москва, Россия
Перестройка ресторана «Прага» С. Тарарыкина 1902, 1906 Москва, Россия
Особняк И. А. Миндовского с флигелем и конюшней 1903-1904 Москва, Россия
Особняк Торгово-строительного общества (М. Г. Понизовского) 1903-1904 Москва, Россия
Дача В. А. Лыжина 1905 Ивантеевка, Московская область, Россия
Доходный дом И. П. Исакова 1904-1906 Москва, Россия
Перестройка особняка И. А. Морозова 1905-1908 Москва, Россия
Особняк М. В. Асеева 1906-1907 Тамбов, Россия
Перестройка особняка С. И. Щукина для размещении коллекции современной французской живописи 1907-1909 Москва, Россия
Деревянная дача и флигель А. И. Ермакова 1900-е Поселок Мамонтовка, г. Пушкино Московской области, Россия
Убежище престарелых сестер милосердия 1910-1913 Сергиев Посад. Московская область, Россия
Больница и склад при Преображенской старообрядческой общине 1912-1914 Москва, Россия
Архитектурный стиль Важнейшие постройки

Особняк и доходный дом А. И. Кекушевой на Остоженке
Дом Носова на Электрозаводской улице
Гостиница «Метрополь» (проект В. Ф. Валькота)

Градостроительные проекты

Инфраструктура Вологодско-Архангельской железной дороги (совместно с И. А. Ивановым-Шицем
Застройка северной стороны Поварской улицы в Москве

Нереализованные проекты

Ресторан «Эльдорадо» (проект) на Петербургском шоссе

Лев Николаевич Кекушев на Викискладе

Лев Никола́евич Ке́кушев (7 февраля [19 февраля ] , Вильно , по другим источникам Саратов - дата и место смерти точно не известны, 1917/1919 ?, по другим данным - не позднее 1914 ) - российский архитектор и преподаватель. Первый по времени и один из крупнейших мастеров стиля модерн в Москве. Практиковал ранний, франко-бельгийский вариант модерна. Профессиональный почерк - высочайшее качество проработки интерьеров, подпись в виде статуи или барельефa льва в замке свода.

Биография

Начало карьеры

По приезде в Москву посвятил себя, главным образом, частной архитектурной практике. С 1890 по 1893 годы работал помощником архитектора С. С. Эйбушица , участвовал в постройке по его проектам здания Центральных бань Хлудовых и Охотного ряда. За время стажировки у Эйбушица, Л. Н. Кекушев стал мастером многих прикладных технологий - ковки , гальванопластики , травления металлов и стекла. В 1893 году основал собственную архитектурную фирму и с этого времени начал работать самостоятельно. В 1893-1898 годах состоял московским участковым архитектором.

Помимо архитектурной практики, Лев Николаевич в течение двух лет (1898-1899 гг.) преподавал в Императорском Московском Техническом училище , с этого же времени и вплоть до 1901 года вёл занятия в Строгановском училище . В 1901-1904 годах преподавал в Московском инженерном училище путей сообщения .

Кекушевский модерн

Фронтон собственного дома на Остоженке был увенчан трёхметровой статуей льва

Отход от дел и смерть

После революции 1905 года общественное мнение отвернулось от роскоши раннего модерна в сторону неоклассики и сдержанного «северного модерна ». Кекушев оказался не способным изменить свой стиль, или не пожелал сделать это. Его крупнейший проект - ресторан «Эльдорадо» () - был построен другим архитектором со значительными отступлениями от кекушевских чертежей. В 1910-е гг. творчество Кекушева быстро угасает; исключая Больницу при Преображенской старообрядческой общине (ныне Противотуберкулёзный диспансер № 8) в Преображенском (1912), его постройки 1910-х годов невыразительны.

М. B. Нащокина предполагает, что самоустранение Кекушева - последствие болезни, вероятно, психической. Смерть архитектора остаётся тайной - не известны ни год смерти, ни место погребения.

Проекты и постройки

  • Проект комплекса скотобоен ( , Санкт-Петербург), не осуществлён;
  • Доходный дом Григорие-Богословской церкви, совместно с архитектором С. И. Тихомировым ( -1893, Москва, Большая Дмитровка , 30);
  • Дом Пантелеева ( -1892, Москва, Олсуфьевский переулок , 2), не сохранился;
  • Намогильная часовня наследников Хлудовых в Покровском монастыре (1890-1892, Москва, Абельмановская застава);
  • Намогильная часовня Прохоровой в Ново-Алексеевском монастыре (1890-1892, Москва, Второй Красносельский переулок), не сохранилась;
  • Перестройка барского дома, постройка школы, служб и церковной ограды а имении Боборыкина (1890-1892, Орловская губерния);
  • Доходный дом Гагарина (1890-1893, 1896, Москва, Варсонофьевский переулок , 6);
  • Проект особняка А. И. Обуховой ( , Москва, Малый Козловский переулок , 4), был осуществлён со значительными отклонениями от проекта, позднее частично перестроен;
  • Каменный павильон для копытных животных в Московском Зоологическом саду ( -1893, Москва, Волков переулок , 12);
  • Перестройка торгового дома М. С. Кузнецова, совместно с С. С. Шуцманом ( -1895, Москва, Мясницкая улица , 8), не сохранился;
  • Богадельня имени И. Н. Геер с храмом Святого Иосифа Обручника, при участии И. А. Иванова-Шица (1894-1899, Москва, Верхняя Красносельская улица , 15), объект культурного наследия регионального значения ;
  • Отделка дома Спиридонова (до 1895, ?);
  • Доходный дом наследниц Хлудовых (1894-1896, Москва, Театральный проезд , 3/1 - Рождественка , 1/3), капитально перестроен по проекту С. Е. Чернышёва (1934), М. М. Посохина (2001) ;
  • Особняк Т. И. Коробкова, совместно с С. С. Шуцманом (1894-1896, 1899, Москва, Пятницкая улица , 33);
  • Водоподъёмное здание в комплексе Ярославского вокзала ( -1897, Москва, Комсомольская площадь , 5);
  • Здание станции «Мытищи » Московско-Ярославской железной дороги (1895-1898, Мытищи);
  • Проект особняка М. С. Кузнецова ( , Москва, Пятницкая улица, 8), не осуществлён;
  • Проект павильона Крайнего Севера на Всероссийской художественной и промышленной выставке по эскизам К. Коровина (1896, Нижний Новгород , Канавино)
  • Оформление Тверской улицы (от Дома генерал-губернатора до Кремля), Воскресенской площади и здания Городской думы к празднествам коронации императора Николая II (1896, Москва), не сохранилось;
  • Павильон-галерея для приёма гостей в период коронационных торжеств при вокзале Московско-Брестской железной дороги (1896, Москва), не сохранился;
  • Проект усыпальницы Кузнецовых ( , Москва), не осуществлён;
  • Проект загородного дома Воронина (1897, ?), не осуществлён;
  • Проект доходного дома Раевской (1897, Москва, Спиридоновка), неосуществлён (?);
  • Доходный дом (1897, Москва, Покровка , 29);
  • Особняк Т. С. Любатович со службами (1897, Москва, Долгоруковская улица , 36);
  • Дом М. С. Грачёва в усадьбе «Грачёвка», при участии архитектора Г. А. Кайзера (1897-1900, Москва, Зеленоградская улица , 13);
  • Пристройка к дому Н. А. Лукутина ( , Москва, Тверская улица, 18), не сохранилась;
  • Конкурсный проект фасадов гостиницы «Метрополь» , совместно с архитекторами В. В. Воейковым , Н. Л. Шевяковым , С. С. Шуцманом (1-я премия) (1898, Москва, Театральная площадь , 1/14), построена по другому проекту при участии Л. Н. Кекушева;
  • Особняк Л. Н. Кекушева (О. Листа, Н. Кусевицкого) (1898-1899, Москва, Глазовский переулок , 8), объект культурного наследия регионального значения ;
  • Станция «Одинцово» Московско-Брестской железной дороги (1898-1899, Одинцово);
  • Химическая лаборатория Императорского Технического училища (1898-1899, Москва, 2-я Бауманская улица , 10);
  • Проект особняка Санкт-Петербургского Общества Страхований ( , Москва, Тверской бульвар), не осуществлён;
  • Перестройка особняка И. И. Некрасова (1899, Москва, Гоголевский бульвар , 4);
  • Особняк М. С. Саарбекова, при участии С. С. Шуцмана (1899, Москва, Поварская улица , 24), объект культурного наследия регионального значения ;
  • Перестройка конюшен А. А. Портман (1899, Москва, Нарышкинская аллея), не сохранились;
  • Никольские (Иверские) торговые ряды, при участии С. С. Шуцмана (1899-1900, Москва, Никольская улица , 5);
  • Гостиница «Метрополь» (проектирование и строительство до пожара 1901 года), при участии С. С. Шуцмана, фасады архитектора В. Ф. Валькота (1899-1901, Москва, Театральная площадь, 1/14);
  • Павильон для встречи Императора Александра III (1890-е , ?);
  • Проект перестройки Императорского Технического училища (постройки, перестройка, надстройка галерей, изменение планировки и отделки интерьеров) (1890-е - 1900-е, Москва);
  • Отделка интерьеров Московской Городской думы ( , Москва);
  • Дом в имении И. И. Некрасова «Райки» («Американский дом») (до 1900-го, Московская губерния);
  • Проект доходного дома Раевской (1900-1902, Москва, Спиридоновка), не осуществлён;
  • Особняк А. И. Кекушевой, при участии архитектора В. С. Кузнецова (1900-1903, Москва, Остоженка , 21);
  • Конкурсный проект доходного дома наследников Папудовой, совместно с С. С. Шуцманом и Н. С. Шуцманом (2-я премия) ( , Одесса), не осуществлён;
  • Доходный дом (1901, Москва, Остоженка, 17);
  • Конкурсный проект Суворовского музея (3-я премия) (1901, Санкт-Петербург), не осуществлён;
  • Конкурсный проект вокзала Московско-Виндавско-Рыбинской железной дороги (4-я премия) (1901, Москва), не осуществлён;
  • Хирургическая лечебница С. М. Руднева ( , Москва, Серебрянический переулок , 4);
  • Флигель и жилой дом во владении О. Ф. Курлюкова (1902, Москва, Колпачный переулок , 2);
  • Доходный дом (1902, Москва, Колпачный переулок, 6);
  • Проект доходного дома М. А. Фонка, при участии С. С. Шуцмана (1902, Москва, Уланский переулок , 5), не осуществлён;
  • Перестройка доходного дома М. А. Франка, совместно с С. С. Шуцманом (1902, Москва, Большой Кисельный переулок , 11);
  • Доходный дом А. Ф. и Н. Ф. Бочаровых (1902, Москва, Гоголевский бульвар, 21);
  • Доходный дом А. И. Кекушевой (1902-1903, Москва, Остоженка, 19);
  • Особняк В. Д. Носова ( , Москва, Электрозаводская улица , 12);
  • Конюшня в имении коннозаводчика Н. П. Малютина (1903, ?);
  • Конкурсный проект женской гимназии (1903, Иваново-Вознесенск);
  • Особняк И. А. Миндовского (1903, Москва, Поварская улица, 44/2);
  • Особняк М. Г. Понизовского (1903, Москва, Поварская улица, 42/1), фасад изменён в 1914-1915 гг. по проекту архитектора В. И. Мотылёва ; объект культурного наследия регионального значения ;
  • Конкурсный проект женской гимназии М. Н. Гарелина (3-я премия) (1903, Иваново-Вознесенск), не осуществлён;
  • Доходный дом К. Т. Толоконникова (К. В. Исаева) (1903, Москва, Пятницкая улица, 49, к. 2, во дворе);
  • Доходный дом И. П. Исакова (Московского Торгово-Строительного Акционерного общества) ( -1906, Москва, Пречистенка , 28), объект культурного наследия федерального значения ;
  • Надстройка дома Лыжиных (1904, Москва, Остоженка, 26/2), не сохранился;
  • Дача В. А. Лыжина ( , Московская область, Ивантеевка);
  • Особняк (?) (1905, Рязань , Улица Полонского, 13);
  • Перестройки и отделка интерьеров особняка И. А. Морозова (включая отделку зала для панно М. Дени) (1905-1908, Москва, Пречистенка, 21);
  • Конкурсный проект ресторана «Яр» (1905-1907, Москва), не осуществлён;
  • Перестройки, устройство нового входа в ресторан «Прага» ( , Москва, Арбат , 2/1);
  • Особняк М. В. Асеева, при участии архитектора Л. М. Кугушева (1906, Тамбов);
  • Фабричный корпус на Тонкосуконной фабрике В. А Лыжина (1906, Ивантеева);
  • Конкурсный проект ресторана И. А. Скалкина «Эльдорадо» ( , Москва, Красноармейская улица , 1), осуществлён архитектором Н. Д. Поликарповым по измененённому проекту; объект культурного наследия регионального значения ;
  • Особняк А. А. Пантелеева ( , Москва, Олсуфьевский переулок , 2);
  • Перестройка особняка С. И. Щукина (1909, Москва, Большой Знаменский переулок , 8);
  • Городская усадьба В. В. Аносова (1909-1910, Тамбов);
  • Доходный дом БЫкова (1909-1910, Вторая Брестская улица , 19/18);
  • Дворовые постройки и изменения в торговом доме В. Д. Носова (1909, 1911-1912, Москва, Большой Черкасский переулок , 11);
  • Конторское здание («дом для служащих»), конюшня, каретный сарай, жилая казарма для рабочих, фабричная плотина при Тонкосуконной фабрике В. А. Лыжина (1900-е , Ивантеевка);
  • Новый перрон в здании Ярославского вокзала (встроен в существующий зал ожидания) (1900-е, Москва, Комсомольская площадь, 5);
  • Дача в имении Н. И. Некрасова «Райки» (1900-е, Московская область);
  • Деревянная дача и флигель Ермакова (Московская область, пос.

Архитектор Лев Николаевич Кекушев родился в 1859 году в городе Вильно. В 1883 году закончил реальное училище в родных местах и тогда же поступил в Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров, в котором обучался до 1888 года. Учебное заведение закончил с Серебрянной медалью и присвоением звания «гражданского инженера», а также права на чин десятого класса.

Интересно, что Кекушев учился вместе с такими известными в будущем архитекторами, как Виктор Андреевич , Илларион Александрович и Николай Евгеньевич Марков.

Сразу после окончания своей альма-матер Лев Николаевич поступил на службу в Техническо-строительный комитет МВД, который в то время располагался в городе на Неве. Помимо государственной службы архитектор и инженер Кекушев работал в Санкт-Петербурге в качестве помощника архитектора, занимаясь строительством различных зданий, а также водонапорной башни при местной скотобойне.

В 1890 году Кекушев выходит в отставку и переезжает в город Москву, где и занялся частной архитектурной практикой.

В период с 1890 по 1893 году являлся помощником известного московского архитектора Семена Семеновича Эйбушица во время строительства по его проектам зданий Охотного ряда и . Это сотрудничество позволило мастеру получить навыки в таких технологиях, как травление различных металлов и стекла, ковке и гальванопластике.

В 1893 году Лев Николаевич Кекушев основал уже личную архитектурную фирму и далее исполнял проекты самостоятельно. С этого же года и вплоть до 1898 являлся участковым архитектором города Москвы.

Помимо основной профессиональной деятельности, архитектор занимался преподавательской работой. Он читал лекции в Императорском Техническом училище (1898-1899), Строгановском училище (1898-1901) и в Инженерном училище ведомства путей сообщения (1901-1904).

Здание в городе Москве, которое впервые построили в новом тогда стиле модерн, архитектор Кекушев спроектировал в 1896 году. Это был дом в Варсонофьевском переулке, 6, который частично сохранился до настоящего времени.

Модерновский стиль Кекушева был наиболее близок к стилю Виктора Орта, к его франко-бельгийскому модерну, и завоевал большую популярность среди богатых заказчиков, среди которых были Якоб Рекк, семьи Хлудовых и Морозовых.

Интересно, что дом в , 8 архитектор начал строить в своей стилистике для себя, но переуступил его промышленнику Густаву Ивановичу Листу за баснословные по тем временам деньги.

В 1899 году архитектор Лев Кекушев становится победителем в конкурсе проектов фешенебельной гостиницы «Метрополь», но заказчик - Савва Иванович Мамонтов - передает работу . Только после ареста предпринимателя новые владельцы вновь привлекают Кекушева для управления строительством.

Расцвет архитектурной деятельности Кекушева пришелся на период с 1900 по 1903 годы. Именно тогда он построил Иверские ряды на улице Никольской, особняк Носова по нынешней Электрозаводской, здание железнодорожной станции «Царицыно» и на Поварской улице особняк Миндовского.

После 1905 года стиль раннего модерна сменили неоклассика и «северный модерн», более сдержанные по форме и менее роскошные. Архитектор Лев Николаевич Кекушев не захотел или не смог подстроиться под новые веяния и к 1910 году совсем отошел от дел.

Дальнейшая его судьба, как и место, и время смерти, не известно. Это до сей поры остается неразгаданной тайной.

Ревекка Фрумкина Если вы не очень интересуетесь архитектурой московского модерна, то имя архитектора Льва Николаевича Кекушева, скорее всего, вам ничего не говорит. С модерном в архитектуре у москвичей ассоциируется прежде всего Шехтель, что объяснимо.

Кекушев, однако, был первым, кто построил в Москве здания в стиле модерн. И профессионалам он хорошо известен — есть обширные труды о нем, прежде всего обстоятельная монография М. В. Нащокиной; она же писала о Кекушеве для широкого читателя. Фактическая сторона жизни и профессиональной деятельности Льва Кекушева описана в «Википедии», поэтому я лишь напомню некоторые аспекты, представляющиеся мне существенными. Л. Н. Кекушев (1907 год) Лев Николаевич Кекушев родился в Вильно в 1863 году в семье бывшего военного. В 1888 году он окончил в Петербурге Институт гражданских инженеров со званием гражданского инженера, правом на чин X класса и серебряной медалью «За успехи в архитектуре». Еще до окончания института в феврале 1888 года он поступил на государственную службу в техническо-строительный комитет Министерства внутренних дел, однако уже в ноябре того же года вышел в отставку и переехал в Москву.

В Москве Кекушев устроился помощником видного московского архитектора Семёна Семёновича Эйбушица на строительстве Центральных бань и доходного дома Хлудовых в Театральном проезде (1890−1893-е годы). За это время Лев Николаевич овладел разными прикладными технологиями, в том числе ковкой, травлением металлов и стекла — и составил себе имя в среде московского купечества, откуда вышли и первые его заказчики. Первая постройка Кекушева в стиле модерн, воспроизведенная во всех изданиях, так или иначе связанных с архитектурой московского модерна, — это особняк, известный как дом Листа в Глазовском переулке (1898).
Дом Листа Густав Иванович Лист, крупный московский предприниматель, предложил Кекушеву за этот дом такую сумму, что Лев Николаевич, строивший этот особняк для своей семьи, не устоял и дом продал. Для себя Кекушев на Остоженке, 21 построил другой дом, не менее, с моей точки зрения, замечательный; он известен как дом Кекушевой, поскольку при разводе архитектор оставил его своей жене Анне Ионовне. Дом Листа считается первым в Москве зданием в стиле модерн. При асимметрии композиции дом обладает свойством всефасадности — т.е. его конфигурация сохраняет эстетическую цельность во всех ракурсах. Архитектор использовал новые для того времени строительные материалы — керамическую плитку, кованый металл. Среди декоративных элементов — мозаичное панно, изображающее подводный мир (автор В. Валькот).

При всей нарядности дома Листа вы не увидите там деталей, которые можно было бы уподобить «вишенке на торте». Идея что-либо украсить — это вообще не о Кекушеве.
Дом Листа, мозаичное панно То же можно сказать и о другой известной постройке Кекушева — упомянутом выше доме Кекушевой на Остоженке, 21. Меж тем рядом, на Остоженке, 19 находится многоэтажный жилой дом, также спроектированный Кекушевым. Оформление скромное, но гармоничное; никакого уныния — картуши с листьями каштана, балкончик над входом. Это уже типичный для Льва Николаевича образец рядового строительства в стиле московского модерна: гармоническая сдержанность.
Особняк Миндовского на Поварской Ну, а самая замечательная, с моей точки зрения, постройка Льва Кекушева — это особняк Миндовского на Поварской (1903−1904). Стиль модерн в трактовке Кекушева ближе всего к постройкам Виктора Ортá, родоначальника франко-бельгийского варианта модерна. И наконец, великолепный многоэтажный дом Исакова (Пречистенка, 28). Все окна некогда имели разные переплеты.
Особняк Миндовского, деталь Далее я отсылаю читателя к книгам М. В. Нащокиной, а для начала — к статье о Льве Николаевиче Кекушеве в «Википедии». Лев Кекушев проектировал и построил многое, и не только непосредственно в Москве. С учетом неосуществленных проектов количество его работ приближается к сотне.

Жизнь мастера, увы, завершилась печально. Мы не знаем точно, где и при каких обстоятельствах Лев Николаевич ушел в лучший мир; есть несколько версий: то ли он умер от алкоголизма, то ли был помещен в 1913 году в психиатрическую клинику, где умер в 1917 году, не дожив до своего 55-летия.

P.S. Замечательный сайт о московском модерне и о модерне вообще: www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post197882453/

От редакции. В «Википедии» отмечается, что жена архитектора, Анна Ионовна, начиная с 1910-х годов фактически вычеркнула мужа из жизни семьи и установила табу на любые разговоры о нем. Сын архитектора, Николай Львович (1898- 1978), стал известным авиатором. 5 мая 1937 года самолет П. Г. Головина, в экипаже которого Кекушев служил бортмехаником, впервые пролетел над Северным полюсом в ходе подготовки к высадке полярной экспедиции Ивана Папанина. В 1937—1938 годах участвовал в поисках летчика Леваневского. В годы Великой Отечественной войны Николай совершил 59 полетов на невооруженном Ли-2 в осажденный Ленинград, вывозя блокадников на Большую землю, служил в ВВС Северного флота. В 1948 году был арестован, сидел в джезказганских лагерях. После освобождения написал книгу воспоминаний «Звериада» (М., 1991), однако в ней он практически не касается обстоятельств жизни и смерти Л. Н. Кекушева .

Лев Николаевич Кекушев был первым выдающимся московским архитектором, который работал в стиле модерн. Архитектор придерживался раннего франко-бельгийского варианта модерна, его профессиональной особенностью стала скрупулезная проработка внутренних интерьеров. Авторским знаком Кекушева, своеобразным автографом, были статуя или барельеф льва в своде здания.

Биография Льва Николаевича Кекушева полна темных пятен. По одной версии он родился в 1863 году в Вильно (Варшавская губерния), по другой - в Саратове Симбирской губернии. Точная дата смерти также не установлена, предположительно это произошло в 1916-1919 годы.

Получив среднее образование в Вильно, Кекушев в 1883 году поступил в Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. По окончании института (1889 г.) с правом на чин 10 класса по табели о рангах, Кекушева зачислили в Техническо-Строительный комитет МВД. Вначале он работал помощником при строительстве зданий и водонапорной башни на скотобойнях Санкт-Петербурга, а спустя год, в 1890 г., молодой специалист переехал в Москву, и поступил на стажировку к С.С. Эйбушицу (Эйбушитцу) - известному в Москве архитектору и художнику. За время обучения Кекушев овладел различными прикладными декоративными техниками: ковкой, гальванопластикой, травлением по стеклу и металлу. В качестве помощника Эйбушица в эти годы Кекушев участвует в постройке Центральных бань и Охотного ряда.

В 1893 году, закончив стажировку, Кекушев открывает собственную архитектурную фирму и отдает предпочтение преимущественно частной практике и преподаванию. С 1898 по 1899 г.г. Кекушев работал преподавателем в московском Техническом училище, именно для нужд училища он построил химическую лабораторию на ул. 2-й Бауманской. В это же время он преподавал серебрение, железную ковку и композицию и в Строгановском художественно-промышленном училище (до 1901 г.), а затем, по 1904 г. Лев Николаевич работал в Московском инженерном училище путей сообщения. В период с 1893 по 1897 годы он находился на посту участкового архитектора, и уже самостоятельно построил здание с элементами мавританского стиля (почти исключительный случай в его практике) для богадельни имени Гера на Верхней Красносельской улице.

В 90-х годах начался постепенный переход Кекушева к модерну. Вначале это касалось декоративных деталей, что можно проследить на примере балконных решеток доходного дома Григорие-Богословской церкви, который Кекушев построил совместно с С.И. Тихомировым на ул. Большой Дмитровке (1888-1893 г.г.) и по некоторым другим его работам. В 1894-1896 годах Кекушев вместе с другим московским архитектором, С.С. Шуцманом, занимался перестройкой особняка Т. Коробкова. В результате, этот дом, расположенный на ул. Пятницкой был выполнен уже ближе к стилю модерн, но сохранял отчетливые черты эклектики. Следующая работа архитектора - доходный дом Хлудовых является еще более ярким образцом модерна в архитектуре. Это здание принадлежит к числу наиболее известных московских памятников архитектуры 19 века.

Первое свое здание в стиле модерн Лев Николаевич Кекушев построил в 1893 году. Это был доходный дом в Варсонофьевском переулке. В наши дни дом был перестроен. Фасад здания при перестройке сохранили, а внутренние интерьеры были полностью утрачены. Новую манеру поддержали основные московские застройщики (Якоб Рекк) и меценаты, в числе которых были Кузнецовы, Носовы, Хлудовы, Морозовы. К архитектору приходит известность и финансовый успех, он становится одним из самых популярных специалистов в этой сфере.

В 1898 году Лев Николаевич построил для своей семьи дом в Глазовском переулке (дом №8). В отделке дома отчетливо прослеживались традиции романской строительной школы: растительные орнаменты, каменный цоколь и редкие ордерные фрагменты. Это здание так понравилось промышленнику А.Г. Листу, что он предложил архитектору продать ему дом за небывало большую сумму. Лев Николаевич согласился, и у здания появился новый хозяин.

В дальнейшем развивая вариант романского модерна, Кекушев не остановился на создании особняков, напротив, он старался проектировать сооружения различного функционального назначения. Так, в 1898 году Кекушев занимался строительством железнодорожной станции Одинцово (Московско-Брестская ж/д), здание вокзала в Царицыне, а в 1899-1900 годах совместно с С.С. Щуцманом построил Никольские (Иверские) торговые ряды. Также вместе с Шуцманом Кекушев перестраивал особняк М.С. Саарбекова, расположенный на Поварской улице. В это же время архитектор перестроил еще один особняк - это был дом И.И. Некрасова на Гоголевском бульваре.

В 1898 году Льва Николаевича Кекушева назначили на пост главного архитектора Московского Домостроительного Общества, занимавшегося строительством гостиницы Метрополь, а также он был выбран главным архитектором Санкт-Петербургского Общества Страхования, планировавшего начать в Москве строительство фешенебельных особняков в новом стиле модерн.

Спустя год после назначения Кекушева на пост главного архитектора Домостроительного общества, был объявлен конкурс на лучший проект для гостиницы Метрополь, победу в котором одержали Л. Н. Кекушев и Н.Л. Шевяков. Но Савва Морозов, владелец строящейся гостиницы, отдал подряд архитектору Вильяму Валькоту, занявшему четвертое место в конкурсе. Не теряя времени, знаменитый меценат и промышленник начал строительство, но осуществить свой проект Мамонтов не смог. Его обвинили в крупных растратах и арестовали. Несмотря на то, что суд признал невиновность Саввы Мамонтова, он был разорен. Новые владельцы Метрополя пригласили Кекушева в качестве соавтора гостиничного комплекса, и он занялся переработкой проекта своего предшественника. Многие профессионалы считают, что именно участие Кекушева в разработке проекта гостиницы Метрополь обеспечило небывалый успех предприятия.

Так, постепенно Кекушев стал довольно состоятельным человеком, и смог построить собственные доходные дома в Хамовниках и на Остоженке. После его развода с женой, дом на Остоженке отошел в ее владение. Сейчас в этом здании располагается бюро военного атташе Египта.

К числу лучших образцов московского модерна относится особняк И.А. Миндовского, построенный Кекушевым по адресу ул. Поварская, 44. Этот дом располагался в элитном квартале, спроектированном по заказу компании известного московского застройщика Якоба Рекка. Сейчас в этом здании располагается посольство Новой Зеландии. Здесь художник использует различные вариации своих любимых франко-бельгийских декоративных мотивов в камне и металле.

К произведениям архитектурного искусства принадлежит и особняк В.Д. Носова, который Кекушев возвел в 1903 году на Электрозаводской улице. Дом был построен в стиле загородной дачи. Просторные террасы, фигурные козырьки и резные обрамления являли собой уникальный пример использования франко-бельгийского стиля ар нуво в деревянном строении.

Если сравнить все творения Кекушева, нельзя не заметить, что на стыке веков этот архитектор проявил себя не только как родоначальник московского модерна, но и как его верный последователь на протяжении многих лет. Отличительной особенностью манеры Кекушева можно назвать щедрое применение таких элементов декора как настенные рельефы и круглые скульптуры.

Помимо, собственно, строительства. Кекушев прославился и как талантливый оформитель интерьеров. В частности, по его эскизам был оформлен вход со стороны Арбата и некоторые помещения в ресторане Прага в 1906 года. А в 1905-1908 годах Л.Н. Кекушев занимался оформлением залов в особняке И.А. Морозова на Пречистенке.

Уже в 1905 году, после революции общественные вкусы стали склоняться от роскошного раннего модерна к лаконичному и сдержанному северному модерну. Л.Н. Кекушев либо не захотел, либо не смог работать в новом стиле, и его популярность стала уменьшаться. Строительство ресторана Эльдорадо (1907 г.) должно было стать одним из самых крупных проектов архитектора, но его передали другому специалисту, в результате чего здание построили с большими отклонениями от чертежей Кекушева. Последним ярким творением Льва Николаевича стала больница в Преображенском (1912 г.), остальные его работы, созданные в это время, не отличались индивидуальностью и выразительностью.

В последние годы жизни Л.Н. Кекушев отошел от дел. Некоторые биографы архитектора считают, что такое самоустранение было вызвано психической болезнью Кекушева. Известно лишь, что после 1912 года он отказывается от любых проектов, изредка публикуя в журналах свои разработки. В годы Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны Л.Н. Кекушев бесследно исчез. Неизвестна ни дата его смерти, ни место погребения.

Сын Льва Николаевича, Николай Львович, стал авиатором. За боевые действия в Средней Азии в 1924 году он был награжден орденом Красного Знамени. В 1930 году служил бортмехаником полярной авиации, входил в состав экипажа П.Г. Головина, который впервые высадился на Северном полюсе в ходе подготовки к высадке экспедиции И. Папанина. Во время Великой Отечественной войны на его счету было 59 полетов на невооруженном Ли-2 в блокадный Ленинград, откуда вывозили блокадников на большую землю. В послевоенные годы был арестован, пережил джезказганские лагеря, освободившись, написал книгу воспоминаний, но подробностей о жизни и смерти отца в ней нет.


Историческая справка:


1862(3) г. – родился Лев Николаевич Кекушев
1883 г.- поступил в Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге
1889 г. – окончил институт с правом на чин 10 класса по табели о рангах, затем был зачислен в Техническо-Строительный комитет МВД
1890 г. - молодой специалист переехал в Москву, и поступил на стажировку к С.С. Эйбушицу (Эйбушитцу) – известному в Москве архитектору и художнику
1893 г. - закончив стажировку, Л.Н. Кекушев открывает собственную архитектурную фирму и отдает предпочтение преимущественно частной практике и преподаванию
1898-1899 г.г. - Кекушев работал преподавателем в московском Техническом училище, в Строгановском художественно-промышленном училище (до 1901 г.)
1904 г. - Кекушев работал в Московском инженерном училище путей сообщения
1893- 1897 г.г. - он находился на посту участкового архитектора
1888-1893 г.г. – совместно с Тихомировым занимается строительством доходного дома Григорие-Богословской церкви
1894-1896 г.г. - Кекушев вместе с другим московским архитектором, С.С. Шуцманом, занимался перестройкой особняка Т. Коробкова
1898 г. - Кекушев построил для своей семьи дом в Глазовском переулке (дом №8)
1898 г. - Л.Н. Кекушев занимался строительством железнодорожной станции Одинцово (Московско-Брестская ж/д), здание вокзала в Царицыном
1899-1900 г.г. - совместно с С.С. Щуцманом построил Никольские (Иверские) торговые ряды
1898 г. - Л.Н. Кекушева назначили на пост главного архитектора Московского Домостроительного Общества, занимавшегося строительством гостиницы Метрополь, а также он был выбран главным архитектором Санкт-Петербургского Общества Страхования
1899 г. - был объявлен конкурс на лучший проект для гостиницы Метрополь, победу в котором одержали Л. Н. Кекушев и Н.Л. Шевяков. Но Савва Морозов, владелец строящейся гостиницы, отдал подряд архитектору Вильяму Валькоту
Начало 20 в. – новые владельцы проекта пригласили Кекушева в соавторы для строительства гостиницы Метрополь
1903 г. – был построен особняк В.Д. Носова, который на Электрозаводской улице
1906 г. – Ккушевым оформлен вход со стороны Арбата и некоторые помещения в ресторане Прага
1905-1908 г.г. - Л.Н. Кекушев занимался оформлением залов в особняке И.А. Морозова на Перчистенке
1912 г. – строитеся последнее выдающееся здание Кекушева - больница в Преображенском
1912 г. и далее - Кекушев отказывается от любых проектов, изредка публикуя в журналах свои разработки
1916 г. - и гражданской войны Л.Н. Кекушев бесследно исчез

Новое на сайте

>

Самое популярное