Домой Проценты по кредитам Предпроверочный анализ актуальные проблемы. Предпроверочный анализ компании

Предпроверочный анализ актуальные проблемы. Предпроверочный анализ компании

Александр Тарасов — управляющий партнер и генеральный директор юридической компании «АВТ Консалтинг»

Секреты предпроверочного анализа хранятся в специальных отделах территориальных налоговых инспекций и управлений ФНС России по субъектам РФ. Алгоритм действий сотрудников этих отделов в законе четко не прописан. При выборе претендентов на выездную налоговую проверку они в большей степени руководствуются внутренними регламентами, программным обеспечением ФНС России и отработанной практикой поиска проблемных налогоплательщиков.

От результата предпроверочного анализа зависит налоговая безопасность компании. Так как если проверку назначат, то «негласный» план доначислений будет известен заранее. Поэтому одним из способов минимизации налоговых рисков является создание условий, при которых компания по результатам предпроверочного анализа в план выездных налоговых проверок не попадет. Чтобы это сработало, достаточно заранее предпринять некоторые меры безопасности.

Предпроверочные мероприятия сейчас в почете

Именно предварительный анализ финансово-хозяйственной деятельности компании повышает качество и результативность налоговых проверок. Так, за 2015 и 2016 годы качество налоговых проверок существенно возросло. Глава ФНС России Михаил Мишустин с 2014 года выделяет среди прочих цель по повышению эффективности системы налогового администрирования. Руководство налоговой службы уже отмечает, что снижение количества и повышение качества проводимых налоговых проверок дает свои плоды («Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»). По официальным данным ФНС России, количество выездных проверок снизилось на 10% (14,6 в 2015 году и 13,1 в 2016 году). Число камеральных проверок выросло на 3% (16617,3 в 2015 году и 17156,5 в 2016 году).

В 2016 году сумма дополнительных начислений по камеральным проверкам по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 87% (33549,8 тыс. руб. в 2015 году и 62320,3 тыс. руб. в 2016 году). Из них 74% налоговых доначислений. По выездным проверкам картина такова — количество проверок уменьшилось примерно на 10%. А сумма начислений выросла почти на 33% (140404,2 тыс. руб. в 2015 году и 184377, 3 в 2016 году).

Учитывая такие тенденции и планы ФНС России, возражать по поводу сути нарушений нужно основательно. Для этого в первую очередь важно знать, на основании какой информации и по каким критериям налоговики будут искать нарушителей, а также кого включат в ежеквартальный план выездных проверок.

Действия налоговых разведчиков помогают сформировать предварительные суммы доначислений

Самая главная тайна предпроверочных мероприятий налоговиков кроется в сумме — сколько по итогам их проведения будет доначислено компании предварительно. То есть когда инспекторы приходят в офис с проверкой, они уже знают, на какую сумму у компании есть нарушения. В каждом субъекте РФ «свой» негласный план доначислений. Например, в Москве сейчас эта сумма составляет около 10 млн рублей. В Московской области — примерно 4 млн рублей. Именно таких результатов ждет руководство налоговых служб от сотрудников территориальных инспекций. И компаниям нужно быть к этому готовым.

Как сейчас налоговики анализируют финансово-хозяйственную деятельность

Основной алгоритм сотрудников предпроверочного анализа сводится к хорошо всем известным и общедоступным критериям оценки рисков. Так, по результатам предварительного анализа компанию обвинят в связях с однодневками, если у нее нет:

  • личных контактов руководства компании-контрагента;
  • документов, подтверждающих полномочия руководителя компании-контрагента, копии его паспорта;
  • сведений о том, как нашли партнера (интернет, знакомства);
  • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Минусом для компании будет, если сотрудники предпроверочного анализа установят следующие факты:

  • контрагент с признаками однодневки выступает в роли посредника;
  • условия договоров отличаются от обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты);
  • есть доказательства, что контрагент не мог исполнить договор с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
  • товар приобретался через посредников товаров, которые традиционно производятся физлицами, не являющимися ИП (сельхозпродукция, вторичное сырье, продукция промысла);
  • существует рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
  • контрагент выпускает или продает векселя, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдает или получает займы без обеспечения;
  • присутствует существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика (при этом спорная сделки экономически нецелесообразна).

Анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках — действенный способ обнаружить в учете схемы

Практика показывает, что в последнее время инспекторы все чаще исследуют данные бухгалтерской отчетности. Это помогает им собрать доказательства отсутствия реальности взаимоотношений. В поле пристального внимания проверяющих — бухгалтерский баланс (разделы: основные средства; оборотные активы; дебиторская задолженность), отчет о прибылях и убытках (разделы: выручка; управленческие расходы; себестоимость продаж) и отчет о движении денежных средств (разделы: денежные потоки от текущих операций; арендные платежи; платежи поставщикам за сырье, материалы, работы, услуги).

Вот пример, как налоговики «по-своему» читают бухгалтерскую отчетность с целью выявления претендентов для включения в план выездных налоговых проверок.

Форма документа Показатели Примечание
Бухгалтерский баланс Основные средства — 0 руб.

Оборотные активы — 0 руб.

Дебиторская задолженность — 10 000 руб.

В разделе бухгалтерского баланса «Оборотные активы» показываются остатки материально-производственных запасов, предназначенных для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, управленческих нужд организации (сырье, материалы и другие аналогичные ценности), для продажи или перепродажи (готовая продукция, товары).

Нулевой показатель данного раздела свидетельствует об отсутствии у предприятия активов, необходимых для ведения соответствующей финансово-хозяйственной деятельности.

Налогоплательщик, проводя по состоянию на последнюю дату отчетного (налогового) периода инвентаризацию, по ее итогам должен определить сумму дебиторской задолженности и отразить ее на счетах бухгалтерского учета.

Если в акте сверки у одной компании числится кредиторская задолженность в размере 1 000 000 руб., у ее контрагента — по аналогии сумма дебиторской задолженности в размере 1 000 000 руб., и она не отражена в бухгалтерском балансе, то это свидетельствует о фиктивности акта сверки, отсутствии задолженности и реальных договорных отношений между этими юридическими лицами.

Выручка — 100 000 руб.

Управленческие расходы — 0 руб.

Себестоимость продаж — 0 руб.

Выручка, отраженная в размере 100 000 руб., не соответствует фактически поступившим на расчетный счет организации денежным средствам за спорный период. Так как, например, только ООО «Ромашка» перечислило за поставку оборудования денежные средства в размере 5 000 000 рублей.

Нулевой показатель в графе «Управленческие расходы» свидетельствует об отсутствии расходов, связанных с содержанием административно-управленческого аппарата, содержанием общехозяйственного персонала и др.

Нулевой показатель себестоимости продаж свидетельствует об отсутствии реализации товаров, работ, услуг.

Отчет о движении денежных средств (форма 4) Денежные потоки от текущих операций – 500 000 руб. (прочие поступления) в том числе от продажи продукции, товаров, работ и услуг — 0 руб.

Арендные платежи, лицензионные платежи, роялти, комиссионные и иные аналогичные платежи — 0 руб.

Платежи всего — 20 000 руб. Поставщикам за сырье и материалы, работы услуги — 10.000 руб.

Нулевой показатель выручки от продажи продукции, товаров, работ и услуг свидетельствует об отсутствии реализации имущества по договору купли-продажи оборудования, что соответствует форме 2 (отчет о прибылях и убытках), где себестоимость продаж имеет 0 показатель, и форме 1 (бухгалтерский баланс), в которой отсутствует отражение дебиторской задолженности по договору купли-продажи на сумму 1 000 000 руб.

Нулевой показатель свидетельствует о том, что спорный поставщик не осуществлял арендных платежей: за офисное помещение, оборудование, транспорт и др.

Например, платежи в размере 20 000 руб. осуществленные в течение 2013 г., из которых только 10 000 руб. было направлено поставщикам за сырье, материалы, работы и услуги, не соответствуют хозяйственной деятельности спорного поставщика отраженной в первичных учетных документах и счетах-фактурах выставленных в адрес проверяемого налогоплательщика.

По мнению налоговиков, нулевые показатели бухгалтерской отчетности свидетельствует об отсутствии реальной хозяйственной деятельности экономического субъекта. Логично, ведь, к примеру, компания, осуществляющая реализацию приобретенных товаров, должна отразить в бухгалтерском учете их себестоимость (форма 1), а в отчете о движении денежных средств (форма 4) должна быть отражена выручка, полученная от их реализации (конечно, при условии их оплаты покупателем). В декларации по налогу на прибыль подлежат отражению прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам; стоимость реализованных товаров; выручка от реализации покупных товаров. Разделы бухгалтерской и налоговой отчетности, имеющие нулевые показатели, свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект не приобретал имущество (товар) и не реализовывал его третьим лицам. Позицию налоговых органов поддерживают и суды.

Что ФНС России сейчас рекомендует делать сотрудникам предпроверочного анализа

В недавнем ДСП одного из региональных ведомств в рамках предпроверочного анализа рекомендовано делать следующее. Во-первых, заранее оценивать достаточность доказательств — чтобы их хватило для опровержения реальности или обвинений в связях с однодневками. Не ограничиваться стандартными признаками, а проявлять больше творчества и устанавливать причинно-следственные связи. Во-вторых, заранее проверять не только налогоплательщика «в разработке», но и его контрагентов. Как они сдают отчетность, сколько у них сотрудников, по какому адресу располагаются и т.п. В-третьих, уже в рамках предварительного анализа обратить внимание на перемещение товара, если есть подозрения в том, что он фиктивный. Продумать, какие доказательства подкрепят соответствующие доводы. В-четвертых, сотрудникам предпроверочного анализа рекомендовано не замыкаться на отчетности налогоплательщиков, а активнее использовать другие источники для получения сведений, которые могут доказать налоговые нарушения. В частности, интернет-сайты контрагентов, банки, справочные системы, базы госорганов и т.п.

Избегайте попадания в «черный список» СУР АСК НДС-2

Помимо стандартного способа поиска компаний с высоким налоговым риском на основе предпроверочного анализа, у налоговиков появился новый действенный инструмент. В 2016 году в инспекциях появилась СУР АСК НДС-2 (автоматическая система контроля налога на добавленную стоимость в версии № 2). СУР — система управления рисками.

Этот программный комплекс в автоматическом режиме анализирует информацию в отчетности налогоплательщика и сопоставляет ее со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками. В единой системе содержится информация от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, ведущих журналы учета счетов-фактур. Теперь инспекторы могут в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров, работ и услуг и отследить возникновение базы по НДС.

В соответствии с СУР АСК НДС-2 все налогоплательщики делятся на три категории:

  1. Налогоплательщики, которые работают только в соответствии с законом. У них никаких проблем с контрагентами, с оформлением счетов-фактур и уплатой НДС.
  2. Налогоплательщики, которые в целом работают легально, но у них есть разрывы в отчетности и неточности в документах.
  3. Налогоплательщики, которые обладают признаками несамостоятельного и недобросовестного юридического лица.

Вот так налоговики теперь группируют всех плательщиков НДС. Соответственно, третья группа компаний с высоким налоговым риском привлечет внимание налоговиков. Но организации из второй группы также могут попасть в список претендентов на проверку. Так как часто эти налогоплательщики связаны с третьей группой.

При этом если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», то для оценки налогоплательщика будут использовать уровень риска новой «СУР АСК НДС-2».

Чтобы не попасть в «черный список» этой программы, компании целесообразно предпринять следующие действия:

  1. Проверить, есть ли у нее документы о правоспособности юридических лиц (своих контрагентов) и правомочности лиц на подписание документов. В ином случае эти бумаги нужно запросить.
  2. Выяснить, отражены ли в отчетности контрагента основные средства, нематериальные активы и иные активы, наличие которых обусловлено условиями сделок.
  3. Сверить документы по сделке с аналогичными бумагами партнера. Особое внимание уделите обязательным реквизитам счетов-фактур. Подпишите акты сверки.
  4. Посмотрите интернет-сайт партнера. Сделайте скриншот страницы. Поищите отзывы об организации в интернете на других сайтах. Практика показывает, что скрины таких страниц часто срабатывают в пользу налогоплательщиков еще на этапе подачи возражений на акт проверки.
  5. Убедитесь, что у контрагента на самом деле есть офис или склад. Сделайте фотографии, сохраните заявки на пропуск в эти помещения при визите к партнеру.
  6. Проверьте, не судится ли ваш контрагент. Для этого зайдите в справочную систему или на сайт http://www.arbitr.ru/ в картотеку арбитражных дел. Введите наименование юрлица в поисковую строку и просмотрите судебные дела.

Такие меры позволят избежать несоответствий в налоговой отчетности. А также оперативно представить пояснения в случае предъявления претензий со стороны проверяющих — и тем самым избежать попадания в план выездных проверок.

Подписывайтесь на канал « » в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «

Поговорим о налоговых рисках в разрезе методологии налогового контроля и подготовки к проверкам.

Как я уже говорил, налоговый контроль характеризуется двумя акцентами - повышением избирательности и повышением результативности. У сотрудников налоговых органов есть такие же KPI, как у ваших работников. Ключевые показатели результативности - доначисления и собираемость (первый без второго не работает).

Низкорезультативной считается проверка, принесшая до 1 млн руб. доначислений. Ожидаемый минимальный результат - от 5 млн руб. (для Москвы - 11 млн руб.).

Если посмотреть статистику выездных налоговых проверок (ВНП) в динамике, то окажется, что в 2001 году под них подпадало примерно 11% налогоплательщиков, а сейчас - около 1%. При этом средние доначисления на одну проверку растут галопирующими темпами, и на текущий момент они заведомо превышают минимальный порог привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК - уклонение от уплаты налогов (в этой связи популяризируемые через СМИ шаги по декриминализации налоговых преступлений - не более чем PR).

Что позволяет налоговому органу так прицельно «пальнуть» именно в того, в кого нужно? В интернете есть картинка, показывающая модельный ряд ВАЗ-2107 с 1978 года по 2011 год, когда последний автомобиль сошел с конвейера, и модельный ряд за это же время. И если в этом смысле посмотреть на эволюцию налогового контроля за последние пять лет, то налоговая - это BMW, а налогоплательщики больше смахивают на ВАЗ-2107. IT-технологии и автоматизация делают свое дело.

По этой же причине юристы не хотят с вами идти в суд по налоговым спорам. Они работают за «гонорар успеха», а при статистике, когда 84% таких дел решается в пользу налогового органа, какой смысл браться за защиту налогоплательщика?

Поступательная смена акцентов и роботизация налогового контроля привели к массовому уклонению налогового органа от выездных налоговых проверок. В массе своей налоговый контроль ориентирован на камеральные проверки - именно с этим связано внедрение системы АСК-НДС, которая строит цепочки и контролирует вас в части уплаты налога на добавленную стоимость. ВНП, с точки зрения ментальности налогового органа, являются крайней мерой - только если нужно точечно выявить того, с кем необходимо поработать. Огромный пласт работы приходится на предпроверочный анализ. Давайте разберемся, как он устроен.

С организационной точки зрения, в налоговой есть отделы предпроверочного анализа. В свое время они образовывались из сотрудников отделов ВНП и юридических подразделений. Если взять среднюю налоговую инспекцию города-миллионника, пропорция может выглядеть примерно так: три-четыре человека отдела предпроверочного анализа роют информацию для двадцати выездников. По средней компании с оборотом 300-500 млн руб. собирается документ страниц на 100. Сотрудники предпроверочного анализа считают, что после столь объемной работы на самом выезде нужно будет только закрепиться доказательствами и на этом проверку можно закончить. «Выездники» в свою очередь считают, что с таким некачественным анализом приходится все делать практически с нуля.

Само заключение по результатам предпроверочного анализа состоит из шести разделов.

Первый - это основные сведения о налогоплательщике : дата регистрации, постановка на учет, основной вид деятельности, кто, когда и зачем компанию учредил; адреса, телефоны, e-mail, сайт. И это интересно, когда вы, например, решаете участвовать в госзаказах и, чтобы не примешивать это к основной операционной деятельности, регистрируете новую компанию «не на себя», но юристу этого не объясняете. Вот он и вбивает в регистрационную форму ваш городской номер телефона. Для налогового органа такое совпадение дает подсказку: эти компании потенциально могут оказаться взаимозависимыми. Это не доказательство, но дает инспектору почву для размышлений.

Указываются основные сведения об участниках и руководстве: должностные лица, учредители и акционеры (с историей), их участие в других юридических лицах, источники выплат, состав личного имущества учредителей, директоров и (!) членов их семей.

Спрошу как налоговый инспектор: если я вижу, что у налогоплательщика есть доли в компаниях, доход из трех источников, плюс еще наследство он недавно получил, но совокупно регулярный доход у него невысокий, что мне это дает?

С учетом новых правил субсидиарной ответственности при налоговой задолженности нам нужен круг потенциального имущества - не только компании, но и конкретных физлиц. С другой стороны, если источников дохода мало, а имущества много, значит, эти черти что-то выносят - осталось понять, что.

Обратите внимание: данные по участию в компаниях и источниках выплат предоставляются инспектору в графическом виде. За это отвечает производственный комплекс «ВАИ» (визуальный анализ информации) - роботы спешат на помощь налоговому контролю. С данными по составу имущества работают в табличном представлении.

Во втором разделе проводится общая оценка финансово-хозяйственной деятельности. Как говорится, все познается в сравнении. Поэтому смотрим не только показатели бухгалтерской отчетности и налоговой декларации (что очевидно), но сравниваем налоговую нагрузку данного налогоплательщика со среднеотраслевой. Нам хочется понять, как вы выглядите на фоне остальных похожих налогоплательщиков. Другое дело, что статистику в нашей стране формирует крупный бизнес, поэтому неизбежно вас сравнивают именно с ним.

Что еще сделать? Можно подключить информационный комплекс ВНП-Отбор (подсистема глобальной системы АИС-Налог) и посмотреть, как ваши данные работают в корреспонденции друг с другом, с данными прошлых периодов и с показателями подобных вашей компаний. Это не налоговая нагрузка, а данные вашей хозяйственной деятельности (рентабельность, прибыльность) на фоне похожих по масштабу и локализации компаний.

Система ВНП-Отбор выставляет баллы - черт знает, как она это делает. За каждый факт нестыковки вам дается черный камешек в мешочек ваших добрых дел. И когда таких камешков становится достаточно много, система рекомендует вас к налоговой проверке. Эта часть также роботизирована.

Здесь же проводится оценка платежеспособности компании, директоров и учредителей.

Третий раздел - оценка по 12 критериям риска. Соответствующие критерии прописаны в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» 2007 года. Здесь и показатель рекомендуемой налоговой нагрузки (по отрасли), доля налоговых вычетов, ненормально низкий уровень рентабельности, создание «цепочки контрагентов» без наличия деловой цели.

Четвертый раздел - дополнительная фактура из внешних и служебных источников информации. Это результаты камеральных проверок и предшествующей ВНП, финансовые данные по аналогичным налогоплательщикам в регионе и анализ данных дополнительных поисковых комплексов (наиболее популярные: ПИК Доход, ПИК Однодневка, ПИК Таможня, ПИК Схемы и прочие). Объяснения должностных лиц, которые давались в разные периоды относительно одних и тех же фактов хозяйственной деятельности.

Обратите внимание: когда бухгалтеры и финансовые руководители дают какие-то пояснения, хорошо бы, чтобы ответы совпадали с тем, что говорили вы или ваши предшественники.

Сюда же относятся сведения об использовании адреса и телефона иными компаниями. Налоговая смотрит, что о вас есть на сайте госсзакупок, изучает данные ресурсов арбитражных судов (реально действующая компания хоть раз с кем-нибудь да судилась, а раз информации о налогоплательщике или его контрагенте на arbitr.ru нет, то, скорее всего, в руки попала анонимная структура) и иные сведения (например, в системах СПАРК и FIRA Pro).

Пятый раздел - данные о финансовых потоках. Запрашивается информация о движении денежных средств по расчетным счетам (в том числе по уже закрытым), соответствие оборотов по задекларированным счетам. Анализируются сведения о поставщиках, покупателях, проблемных контрагентах. Также изучается схема движения товарных и финансовых потоков. Если необходимо, приводятся в графическом виде потоки на три-пять звеньев в сторону поставщиков налогоплательщика, устанавливаются размеры «обналичивания» и способы, если таковые были. Все это дополнено информацией по проведенным допросам должностных лиц и работников (сначала проводятся с уволенными сотрудниками), банков, госорганов и прочих организаций.

Например, компания заявляет, что отдает в передел металлическую заготовку. Налоговая живо интересуется: «А где же стружка? Наверное, получали разрешение на ее вывоз? Надо проверить».

Заключительный шестой раздел - это выводы о возможных нарушениях и целесообразности проверки. Так он и начинается: «Исходя из вышеизложенного, предполагаются доначисления по налогу на прибыль столько-то, налога на добавленную стоимость столько-то». Указывается, нужно ли включать в проверку сотрудников правоохранительных органов, перечень основных вопросов для ВНП и необходимые мероприятия (чаще всего это осмотр помещений, фото и видеофиксация). Имейте в виду, что в ваших офисах можно найти много интересного и помимо документов. К примеру, бизнес использует новую юридическую оболочку, от старой ментально отстраняясь. Но зайдешь на территорию - стоит грузовичок с логотипом старой компании, в офисе висят фирменные часы, а за плечами главного человека в компании - секретаря гендиректора - стоят папочки с документами убывшей компании.

Также в заключительном разделе указывается предполагаемый состав проверяющей группы и сроки проведения. На этом предпроверочный анализ заканчивается.

Конечно, конкретное исполнение в каждой отдельно взятой инспекции различается. И то, как в реальности пройдет ВНП в вашей компании, во многом зависит от человеческого фактора.

К примеру, с 2013 года инспекторы обязаны запрашивать IP и MAC-адреса доступа к интернет-банку. Раньше эти данные просто подшивались в проверку - некоторые инспектора не знали, что с ними делать. А теперь это - повсеместное основание для выявления взаимозависимости и подконтрольности нескольких налогоплательщиков.

На основе предпроверочного анализа рождается предварительный план налоговых проверок. Качество анализа инспектируется региональным управлением - часть компаний отбраковывается, часть заключений дорабатывается. На выходе - утвержденный квартальный план ВНП. При этом инспекторы загружаются не на 100% - есть еще показатель нагрузки на одного налогового инспектора. «Окно» оставляется на случай срочного выхода на проверку. В частности, по запросам правоохранительных органов.

Подводя краткий итог. Когда вы получаете на руки решение о проведении выездной проверки, вопроса «а найдут ли что-то?» не стоит - уже нашли.

Второе - ФНС этого не признает, но существуют показатели эффективности выездных проверок. И это разумно. Ресурсы фискальных органов должны расходоваться результативно. Третье - наличие показателей собираемости (а не только доначислений) требует анализа платежеспособности не только компании, но и собственников, и директоров и даже членов их семей.

Последнее обстоятельство добавляет еще одну болевую точку, если в бизнесе несколько собственников, и у одного из них есть компании «на стороне».

Если вы щепетильный владелец - читаете специализированную литературу, ездите по всей стране на семинары, скрупулезно выстраиваете все в компании с точки зрения налоговой безопасности, откуда известно, что ваш партнер делает то же самое?

И что завтра к нему не придут, не доначислят его стороннему бизнесу, не привлекут к субсидиарной ответственности, не включат в процедуру личного банкротства и не взыщут его долю в вашем бизнесе? Такие «мостики собственника» мы тоже должны научиться разрезать.

Текст подготовила Анна Асташкина, специально для сайт

Предпроверочный анализ финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в отношении налогоплательщиков, отобранных для включения их в план ВНП. По своей сути предпроверочный анализ является, с одной стороны, одним из этапов подготовки и проведения выездных налоговых проверок, а с другой стороны, он имеет относительно самостоятельное значение как разновидность налогового мониторинга рисков налогоплательщиков , встроенную в общую систему и процедуру налогового контроля.

В этой связи налоговый мониторинг в форме предпроверочного анализа представляет собой комплекс контрольных процедур и мероприятий налогового контроля, направленных на подготовку максимально эффективной ВНП путем сбора сведений о налогоплательщике, всестороннего анализа его финансово-хозяйственной деятельности и выявления на этой основе «проблемных» вопросов предстоящей налоговой проверки.

Основной целью предпроверочного анализа является разработка оптимальной стратегии выездной налоговой проверки, а основной его задачей - выявление наиболее вероятных нарушений налогового законодательства, которые будут исследоваться в ходе проведения контрольных мероприятий ВНП.

Процесс проведения предпроверочного анализа включает в себя следующие три этапа:

  • 1) анализ информации о налогоплательщике, имеющейся в распоряжении налогового органа, оценка ее полноты, сбор и анализ недостающих сведений;
  • 2) выявление «критических» точек, «проблемных» вопросов налогового контроля;
  • 3) определение перспективных направлений (методов и мероприятий) налогового контроля в рамках проведения ВНП и определение сумм предполагаемых доначислений налоговых платежей в пределах возможностей предпроверочного анализа.

На первом этапе предпроверочного анализа исследуется вся информация о налогоплательщике, имеющаяся в распоряжении налогового органа (из внутренних и внешних источников), а именно:

  • - сведения о налогоплательщике, содержащиеся в различных информационных ресурсах налоговых органов (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ПИК «НДС, ПИК «Недействительные паспорта», ПК «Банковские счета», ПК - «Однодневка» и др.);
  • - сведения о налогоплательщике, полученные на основе заключенных межведомственных соглашений или по запросам в государственные органы и иные сторонние организации, располагающие такой информацией (органы внутренних дел, таможенные органы, лицензирующие и регистрирующие органы и др.);
  • - информация о налогоплательщике, полученная из внешних источников в инициативном порядке (от других контролирующих органов, от сотрудников, акционеров и участников, клиентов и т.д.);
  • - сведения о налогоплательщике, его взаимозависимых лицах и основных контрагентах, содержащиеся в средствах массовой информации и сети Интернет;
  • - выписки банков по счетам налогоплательщика, полученные в соответствии с п.2 ст. 86 НК РФ;
  • - результаты и документы предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщика и его контрагентов;
  • - решения судебных органов по налогоплательщику и его контрагентам;

Анализ информации о налогоплательщике, находящейся в распоряжении налогового органа, осуществляется по следующим направлениям.

  • 1. Проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, в том числе:
    • - анализ динамики сумм, исчисленных и уплаченных налоговых платежей (изменения сумм исчисленных налогов, своевременности и полноты уплаты, причин неуплат);
    • - анализ динамики показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (платежеспособности, налоговой нагрузки, среднемесячной заработной платы на одного работника, уровня рентабельности, доли вычетов по НДС, соотношения доходов и расходов, темпов их роста и др.);
    • - сравнение показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с показателями аналогичных налогоплательщика по отраслевому признаку.
  • 2. Осуществляется повторный анализ соответствия налогоплательщика «Общедоступным критериям» в порядке, предусмотренном Концепцией, в том числе путем сравнения показателей налоговой нагрузки и рентабельности со среднеотраслевыми показателями, сопоставления среднемесячной заработной платы на одного работника с данными Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
  • 3. Проводится сопоставление налоговых баз и объектов налогообложения по различным видам налогов по данным налоговой и бухгалтерской отчетности, в том числе:
    • - сумм доходов и расходов, отраженных в декларации по налогу на прибыль организаций и Отчете о прибылях и убытках (форма № 2);
    • - выручки от реализации, отраженной в декларации по налогу на прибыль организаций, в Отчете и прибылях и убытках (форма №2) и декларации по НДС (для индивидуальных предпринимателей - дохода в декларациях по НДС и НДФЛ);
    • - остаточной стоимости основных средств, отраженной в бухгалтерском балансе (форма №1) и в декларации по налогу на имущество организаций;
    • - суммы удержанного НДФЛ по форме 2-НДФЛ и суммы перечисленного налога и т.д.
  • 4. Проверяется наличие у налогоплательщика объектов собственности (земельных участков, транспортных средств, недвижимого имущества) на предмет:
    • - превышения площади земельных участков по данным земельного комитета над данными декларации по земельному налогу;
    • - превышения количества транспортных средств по данным ГИБДД над данными декларации по транспортному налогу;
    • - полноты обложения налогом на имущество объектов недвижимого имущества;

Кроме того, отдельно проводится анализ в отношении каждого уплачиваемого налогоплательщиком имущественного налога.

5. Проводится анализ выписок банков по счетам налогоплательщика, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. Он позволяет налоговым органам составить схему движения финансовых потоков организации, выявить ее основных контрагентов (поставщиков и покупателей), оценить характер финансово-хозяйственных операций на предмет соответствия осуществляемым видам деятельности, установить разовые и непрофильные сделки, определить источники финансирования, а также выявить сделки и их контрагентов, по которым необходимо истребовать документы и информацию.

Второй этап предпроверочного анализа предполагает выявление «критических точек» (проблемных вопросов) налогового контроля. «Критические точки» налогового контроля («точки контроля») - это финансово-хозяйственные операции налогоплательщика, при реализации которых велик риск совершения налогоплательщиком сделок, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. В качестве «критических» потенциально могут рассматриваться следующие операции по счетам и сделки налогоплательщика:

  • 1) расчеты по сделкам между взаимозависимыми лицами;
  • 2) сделки с организацией, имеющей признаки фирмы-однодневки;
  • 3) сделки с посредником между фирмой-однодневкой и налогоплательщиком;
  • 4) сделки с организацией, имеющей признаки «анонимных» структур (регистрация организаций по несуществующим адресам или адресам массовой регистрации; регистрация бизнеса или имущества на физических лиц, умерших либо утерявших паспорт; учредитель и руководитель являются лицами, зарегистрированными в другом регионе; наличие массовых учредителя или руководителя);
  • 5) сделки с организацией, участником (учредителем) которой выступает оффшорная компания, или сделки с самой оффшорной организацией;
  • 6) транзитный характер расчетов, например, если денежные средства, зачисленные на счет, в течении одного-двух дней перечисляются налогоплательщиком в сопоставимой сумме другому контрагенту; имеет место быстрое и частое проведение встречных расчетов (особенно с контрагентами, у которых счета открыты в том же банке); один покупатель и один поставщик налогоплательщика являются его единственными контрагентами;
  • 7) сделки между формально не связанными между собой контрагентами, по которым операции безналичной оплаты произведены через «Клиент-банк» с одних и тех же 1Р-адресов;
  • 8) разовые расчетные операции на крупные и округленные суммы (риск вывода или обналичивания средств);
  • 9) сделки с контрагентами, созданными незадолго до их совершения (особенно, если операции по сделке носили разовый характер);
  • 10) непрофильные сделки, когда операции приобретения или реализации товаров не соответствуют фактическому виду финансовохозяйственной деятельности налогоплательщика (риск фиктивного характера сделки);
  • 11) сделки, экономическая целесообразность и обоснованность которых вызывает сомнения в силу их притворности, отсутствия реальной деловой цели (риск фиктивного характера деятельности или сделки);
  • 12) выдачи (погашения) займов, особенно на суммы, несопоставимо большие, по сравнению с суммой их погашения (выдачи), либо выдача беспроцентных займов (риск вывода или обналичивания средств);
  • 13) сделки с векселями;
  • 14) отсутствие сообразных с деловой целью затрат на приобретение сырья, материалов, комплектующих, запчастей, оборудования, МБП и прочих расходов на ведение основной деятельности;
  • 15) отсутствие платежей, необходимых для ведения нормальной финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (выплаты заработной платы, платежей по аренде, оплаты коммунальных услуг, услуг связи и т.д.).

На третьем этапе предпроверочного анализа налоговые органы определяют направления, методы и мероприятия налогового контроля в порядке проведения ВНП в соответствии с возможностями такого анализа с целью подтверждения выявленных «точек контроля» (предполагаемых налоговых правонарушений и сделок налогоплательщика, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды). Неуплаченные или неправомерно уменьшенные по ним суммы налогов составят суммы их к доначислению, что и является результатом предпроверочного анализа. Тем самым, обеспечиваются точечность и эффективность мероприятий налогового контроля, то есть сопоставимость конкретных трудозатрат на их проведение с потенциальной суммой доначисленных налогов.

Важной задачей и результатом предпроверочного анализа является также достижение высокой степени изученности условий финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, что позволяет аналитику четко ответить на следующие вопросы: может ли организация при декларируемых финансовых результатах осуществлять свою деятельность в нормальном режиме; каким образом реализуется налогоплательщиком основная цель предпринимательской деятельности - получение прибыли; в чем заключается выгода учредителей от существования организации, если ее деятельность является убыточной или низкорентабельной

После определения необходимых мероприятий налогового контроля, налоговый орган запрашивает у третьих лиц документы и сведения по выявленным «точкам контроля» и предполагаемым налоговым правонарушениям для последующего проведения встречных налоговых проверок.

  • На последний аспект в свое время обращал внимание А.С. Кизимов (Указ. соч. С.31).42
1

На современном этапе развития российской экономики органами государственной власти Российской Федерации объявлен курс на снижение налоговой нагрузки, сокращение числа налогов, уменьшение налоговых ставок. В этих условиях одним из важнейших способов пополнения государственного бюджета является применение эффективных приемов и методов налогового контроля, дальнейшее совершенствование всего механизма его осуществления. Для решения данной задачи представляется целесообразным разработка действенной системы показателей оценки финансового состояния налогоплательщиков, деятельность которых подлежит детальному изучению посредством проведения выездной налоговой проверки. Статья отражает видение автора по вопросу структурирования сбалансированной методики финансового анализа проверяемых налогоплательщиков. Является полезным материалом для налоговых инспекторов, налоговых адвокатов и консультантов в сфере налогообложения.

выездные налоговые проверки

рентабельность

деловая активность

финансовая устойчивость

ликвидность

анализ финансового состояния

Предпроверочный анализ

1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. (действующая редакция от 12.03.2014)

2. Приказ Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@)

3. Приказ Минэкономразвития РФ от 21.04.2006 № 104 (ред. от 13.12.2011) «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций».

4. Макарова Л.Г., Макаров А.С. Экономический анализ в управлении финансами фирмы. Учебное пособие. – Нижний Новгород: Издательство ННГУ, 2000.- 323 стр.

5. Налоговый контроль в Российской Федерации: учебное пособие / А.З. Дадашев, И.Р. Пайзулаев. М.: КНОРУС, 2009. - 128 с.

6. Нестеров Г.Г., Попонова Н.А., Терзиди А.В. Налоговый контроль: учебное пособие. Москва: Эксмо, 2009. – 379 с.

7. Прогнозирование и планирование в налогообложении: Учебник / И.И. Бабленкова, JI.C. Кирина, Г.Н. Карпова, H.A. Горохова; науч. ред. И.И. Бабленкова. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2009. - 351 с.

8. Мизиковский И.Е., Милосердова А.Н., Софьин А.А. Формирование процесса принятия решения об организации выполнения вспомогательных работ// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.сайт/119-14276

9. Мизиковский Е.А., Мизиковский И.Е., Софьин Н.А. Применение методики калькулирования выполнения складских работ для повышения транспарентности информационного пространства принятия управленческих решений // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: http://www.сайт/118-14306

Предпроверочный анализ деятельности экономических субъектов производится на этапе подготовки выездной налоговой проверки, позволяющий осуществить ранжирование налогоплательщиков по степени эффективности выездной налоговой проверки. Безусловно, предпроверочный анализ играет значительную роль в системе налогового контроля (рис. 1).

В процессе анализа на этапе подготовки производится оценка ключевых показателей деятельности экономического субъекта за три календарных года, предшествующих году проведения контрольных мероприятий. Вместе с тем, при наличии выездных налоговых проверок в предшествующие периоды, аналитические исследования производятся только за периоды, следующие за периодом предыдущей проверки (4,8).

Этап подготовки и предпроверочного анализа включает следующие элементы:

  • структурирование информационного досье о налогоплательщике;
  • осуществление предпроверочных мероприятий;
  • формирование выводов и рекомендаций по проведению выездной проверки;
  • оформление результатов аналитических исследований (7, 9).

Рис. 1. Предпроверочный анализ в системе налогового контроля

Следует отметить, что на практике налоговые органы игнорируют проведение детальных аналитических исследований в отношении налогоплательщиков, не относящихся к крупнейшим. В результате значительно снижается эффективность отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки, и, соответственно, снижается их результативность.

Анализ финансового состояния и платежеспособности налогоплательщиков производится в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 21.04.2006 № 104 (ред. от 13.12.2011) «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций» (3).

Следует отметить, что существует ряд недостатков данной методики, которые не позволяют сделать качественные выводы о финансовом состоянии и платежеспособности налогоплательщика.

Прежде всего, данная методика разработана лишь для оценки финансово-хозяйственной деятельности стратегических предприятий и организаций и не предполагает расчет ключевых показателей финансового состояния как показатели финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности (1, 2).

Возникает объективная необходимость разработки методики анализа финансового состояния налогоплательщиков, позволяющая структурировать релевантные информационные массивы оценке фактического состояния бизнеса хозяйствующего субъекта.

Нам представляется целесообразным финансовое состояние организации оценивать по следующим группам показателей:

  1. коэффициенты ликвидности;
  2. показатели финансовой устойчивости;
  3. коэффициенты рентабельности;
  4. показатели экономического потенциала.

До осуществления расчета показателей финансового состояния экономического субъекта возникает необходимость реструктурирования бухгалтерского баланса, обусловленная некорректным формированием отдельных его разделов. Для решения данной задачи должны быть произведены следующие корректировки:

  • на суммы задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (раздел II актива баланса) должна быть уменьшена сумма собственного капитала и обо-ротных активов. Данная корректировка необходима, поскольку для обеспечения адекватности оценки финансового состояния организации целесообразно учитывать величину собственного капитала, фактически имеющуюся в распоряжении экономического субъекта;
  • на сумму долгосрочной дебиторской задолженности (погаше-ние которой ожидается более чем через 12 месяцев) уменьшается сумма оборотных активов и увеличиваются внеоборотные активы. Необходимость данной корректировки обусловлена тем, что оборотные активы должны содержать только статьи, период оборота которых превышает 12 месяцев;
  • «НДС по приобретенным ценностям» необходимо отражать в составе краткосрочной дебиторской задолженности, в связи с тем, что суммы НДС по указанной строке представляют собой отвлеченные средства организации, возвращающиеся в оборот в течение налогового периода, составляющего квартал;
  • из V раздела «Краткосрочные обязательства» должны быть перенесены статьи «Доходы будущих периодов» и «Оценочные обязательства» в III раздел «Капитал и резервы», поскольку данные статьи отражают информацию о собственных средствах организации, зарезервированных на определенные цели, и не являются, по своей сущности, кредиторской задолженностью.

Следует отметить, что первые две корректировки возможны лишь в случае структурирования организацией Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, представляющих необходимую детальную информацию о соответствующих объектах бухгалтерского учета.

Получение достоверной и полной информации о ликвидности активов экономического субъекта по нашему мнению позволяют обеспечить следующие показатели:

1. Коэффициент текущей ликвидности (4):

(1)

где: ОА - сумма оборотных активов;

КО - краткосрочные обязательства.

Необходимо отметить, что нам представляется необходимым вариативный подход к установлению рекомендуемого значения коэффициента текущей ликвидности в зависимости от особенностей обычных видов деятельности экономического субъекта.

Отличие данного показателя от коэффициента срочной ликвидности заключается во включении в числитель суммы запасов, необходимая величина которых для обеспечения бесперебойности текущих видов деятельности организации различна в различных отраслях. Например, доля запасов в общей сумме активов сельскохозяйственных организаций будет значительна, а для деятельности гостиниц данная величина будет незначительной.

2. Степень платежеспособности (4):

(2)

где: ДО - долгосрочные обязательства;

Среднемесячная сумма выручки.

Для расчета среднемесячной выручки, нам представляется целесообразным основываться на показателе выручке-брутто с учетом НДС, акцизами и другими обязательными платежами, поскольку платежеспособность должна отражать фактическую возможность экономического субъекта расплачиваться по своим долгам.

Вместе с тем, выручку необходимо, на наш взгляд, для обеспечения адекватности расчетов принимать в размере фактически полученной суммы, а не начисленной за отчетный период.

В случае, когда организация применяет метод начисления для определения суммы доходов в отчетном периоде, возникает объективная необходимость корректировки полученного показателя с учетом формирования денежных потоков, т.е. на изменение дебиторской задолженности.

При увеличении дебиторской задолженности сумма выручки должна быть уменьшена на полученную величину, и наоборот. Среднемесячную выручку также целесообразно рассматривать в сравнении с аналогичным показателем предприятий-конкурентов для выявления фактов занижения налогооблагаемых доходов.

3. Степень платежеспособности по текущим обязательствам (4):

(3)

Рекомендуемое значение данного показателя будет ограничено 3,0, поскольку в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» экономический субъект должен в течение трех месяцев погасить свои текущие обязательства. В обратном случае экономический субъект будет позиционироваться как потенциальный банкрот (1).

Для обеспечения возможности получения адекватной оценки финансового состояния налогоплательщика необходимо разработать систему показателей, позволяющей эффективно решить поставленную задачу. На наш взгляд, ключевыми показателями для решения данной задачи могут выступать:

1. коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами (4):

(4)

где: СОС - собственные оборотные средства.

2. коэффициент маневренности собственного капитала (4):

(5)

где: КР - капиталы и резервы.

3. коэффициент автономии (4):

(6)

где: ВБ - валюта бухгалтерского баланса (стр. 1600 или 1700 бухгалтерского баланса).

4. плечо финансового рычага (4):

(7)

5. коэффициенты исполнения текущих обязательств по уплате налоговых платежей в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации:

(8)

где: НПу - налоговые платежи, уплаченные в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

НПн - налоговые платежи, начисленные налогоплательщику по данным налоговых деклараций и налоговых проверок.

Комплексная оценка финансового состояния налогоплательщика невозможна без анализа скорости превращения активов экономического субъекта в денежные средства. Наиболее адекватными для решения поставленной задачи, по нашему мнению, будут следующие оценочные параметры:

1. коэффициент оборачиваемости активов (4):

(9)

где: - средняя за период сумма валюты бухгалтерского баланса.

Высокое значение данного показателя будет свидетельствовать о значительном количестве оборотов, совершаемых активами за исследуемый период.

Для расчета данного показателя представляется необходимым основываться на выручке-брутто с учетом фактических денежных потоков, т.е. изменения дебиторской задолженности.

2. коэффициент оборачиваемости запасов (4):

(10)

где: - средняя за период сумма запасов.

3. коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (4):

(11)

где: - средняя за период сумма дебиторской задолженности (среднеарифметическая величина, рассчитанная за отчетный период по стр. 1230 бухгалтерского баланса).

4. период оборота активов (4):

(12)

где: t - календарное количество дней исследуемого периода.

5. период оборота запасов (4):

(13)

6. период оборота дебиторской задолженности (4):

(14)

7. Среднемесячная выручка (выработка) на одного работника (4):

(15)

где: ч - среднесписочная численность сотрудников в отчетном периоде.

В заключение финансового анализа необходимо произвести оценку эффективности деятельности налогоплательщика на основе расчета показателей рентабельности и экономического потенциала.

Ключевыми показателями рентабельности выступают:

1. общая экономическая рентабельность (4):

(16)

где: Prно - прибыль до налогообложения (стр. 2300 отчета о прибылях и убытках).

2. рентабельность активов (4):

(17)

3. рентабельность обычных видов деятельности:

(18)

где: Prпрод - прибыль от продаж (стр. 2200 отчета о прибылях и убытках).

4. рентабельность производства:

(19)

где: С - себестоимость продаж (стр. 2120 отчета о финансовых результатах).

5. рентабельность продаж (6):

(20)

6. предельная рентабельность:

(21)

где: ПС - полная себестоимость продаж (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 отчета о прибылях и убытках).

Представляется необходимым для расчета данного показателя в расчет принимать показатель полная себестоимость с целью получения суммы чистой прибыли, приходящейся на один рубль расходов организации по обычным видам деятельности в отчетном периоде.

7. экономический потенциал (4):

Тр prв > Тр TR>Tpc> 100%, (22)

где: Тр - темп роста;

prв - валовая прибыль (стр. 2100 отчета о прибылях и убытках)

или Тр pr прод> Тр TR>Tp пc> 100%. (23)

Разработанная авторами методика финансового анализа позволит обеспечить получение адекватной оценки финансового состояния налогоплательщиков, необходимой для обеспечения эффективного отбора экономических субъектов для проведения выездных налоговых проверок в концепции повышения их результативности.

По результатам произведенных расчетов финансового состояния налоговые инспекторы должны производить ранжирование налогоплательщиков по критерию вероятности обнаружения налоговых правонарушений для обоснования необходимости проведения выездных налоговых проверок в отношении экономических субъектов.

Целесообразным представляется подход, предполагающий осуществление градации налогоплательщиков, основанный на ранжирование экономических субъектов с высоким, средним и низким уровнем вероятности обнаружения налоговых правонарушений.

Высокая вероятность может признаваться в отношении налогоплательщиков, расчетные значения показателей которых значительно отличаются от рекомендуемых значений показателей или показателей аналогичных организаций. Под высокой вероятностью могут признаваться отклонения в диапазоне от 100% до 70%.

Вероятность обнаружения налоговых правонарушений, ранжируемая как средняя, будет присвоена организациям, отчетные значения рассчитанных показателей которых отличаются от оценочных критериев на 69 - 30%.

Низкая вероятность должна признаваться в отношении налогоплательщиков, имеющих отклонение фактических показателей от рекомендуемых либо среднеотраслевых на 29 - 1%.

Заключительным этапом предпроверочного анализа выступает оформление результатов аналитических исследований. Для обеспечения высокой информативности результатов предпроверочных мероприятий представляется необходимой разработка единых подходов к структурированию выходной формы учетного документа «Реестр проверяемых налогоплательщиков», представленного в таблице.

Таблица

Реестр проверяемых налогоплательщиков

Наименование организации

Основание включения в план проверки

Вероятность обнаружения налоговых правонарушений

ООО «Автоком»

низкое значение коэффициента абсолютной ликвидности, неоптимальный тип финансовой устойчивости, неоптимальность показателей структуры капитала, оборачиваемости

ОАО «НижегородЭлектро Транс»

низкий уровень показателей структуры капитала и экономического потенциала, снижение показателей рентабельности в исследуемом периоде

ООО «Сильва»

По результатам произведенных расчетов финансового состояния произведем ранжирование налогоплательщиков по критерию вероятности обнаружения налоговых правонарушений для обоснования необходимости проведения выездных налоговых проверок в отношении экономических субъектов.

Разработанные автором концептуальные подходы к проведению предпроверочного анализа позволят обеспечить «качество» информационной базы выездных налоговых проверок, тем самым способствуя повышению результативности контрольных мероприятий и сумм налоговых доначислений.

Рецензенты:

Мизиковский Е.А., д.э.н., профессор кафедры «Бухгалтерский учет» Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород;

Мизиковский И.Е., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Бухгалтерского учета» Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Полазнова Т.В., Софьин А.А., Софьин Н.А. ПРЕДПРОВЕРОЧНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16344 (дата обращения: 25.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» МРОТ станет равен прожиточному минимуму

Президент РФ предлагает установить с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда в сумме 11 163 рубля в месяц

Соответствующий законопроект внесен в Госдуму.

Согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Федеральным законом от 28.12.2017 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 9489 рублей в месяц, что составляет 85 процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2017 года.

Настоящим законопроектом предлагается уже с 1 мая 2018 года довести минимальный размер оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения, установив его в сумме 11 163 рублей в месяц, что в том числе будет соответствовать требованиям Трудового кодекса РФ.

Документ: Проект Федерального закона N 374313-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"

Источник: www.consultant.ru

Как получить сведения из реестра дисквалифицированных лиц

Минфин предлагает воспользоваться сервисом на сайте ФНС. Зная Ф.И.О. и дату рождения гражданина, можно проверить, находятся ли данные о нем в реестре. На сайте в том числе отражается, когда начался срок дисквалификации и когда он завершится.

Альтернативный способ - получить сведения из реестра по запросу. За это придется заплатить 100 руб.

Напомним, дисквалификация лишает права управлять организацией. Прежде чем принять на работу нового руководителя, нужно проверить, не дисквалифицирован ли он. Если заключить договор с дисквалифицированным гражданином, компанию ждет штраф до 100 тыс. руб.

Документы: Письмо Минфина России от 27.12.2017 N 03-12-13/87273

Источник: www.consultant.ru

Какой штраф грозит за неиндексацию зарплаты

В организации в связи с тяжелым материальным положением не проводилась индексация заработной платы работников в порядке и в сроки, установленные в коллективном договоре. Какой штраф за это предусмотрен?

Согласно статье 134 ТК обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Работодатель обязан производить индексацию заработной платы в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

За нарушение указанных положений работодатель несет административную ответственность согласно КоАП.

В Минтруда считают, что непроведение индексации оплаты труда работников организации, повлекшее выплату заработной платы в неполном объеме, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП.

Напомним, в соответствии со ст. 5.27 КоАП нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юрлиц - от 30 до 50 тысяч рублей.

Документ: Письмо Минтруда от 26.12.2017 № 14-3/В-1135 от 26.12.2017.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру".

Исключение юрлица из ЕГРЮЛ

Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством.

При наличии одновременно всех вышеуказанных признаков недействующего юридического лица, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях:

  • невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей;
  • наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Решение о предстоящем исключении публикуется в органах печати. Одновременно с решением о предстоящем исключении публикуются сведения о порядке, сроках и адресе направления возражения заинтересованного лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Возражение должно быть мотивированным, то есть из него должно быть понятно, как исключение юридического лица из ЕГРЮЛ затрагивает права и законные интересы лица, направившего возражение.

Заинтересованное лицо вправе представить в регистрирующий орган возражение относительно предстоящей государственной регистрации, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Возражение, представленное в срок превышающий три месяца, не учитывается при принятии решения о предстоящем исключении.

Тысячи компаний исключены из ЕГРЮЛ

Налоговые органы Московской области в 2017 году исключили из ЕГРЮЛ почти 21 тысячу компаний, фактически прекративших свою деятельность, сообщает пресс-служба подмосковного УФНС.

Кроме того, за истекший год в ЕГРЮЛ внесено более 33 тысяч записей о недостоверности сведений, касающихся данных о местонахождении юридического лица, о руководителях и учредителях компаний. Такая запись сделает организацию мало привлекательной для потенциальных партнеров по бизнесу и станет сигналом для контролирующих органов, считают налоговики. То, что это может разрушить вполне законный бизнес, их явно не волнует.

С 1 сентября 2017 года в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», организация, у которой в ЕГРЮЛ имеется запись о недостоверности сведений, может быть исключена из реестра в административном порядке по истечения шести месяцев с момента внесения такой записи.

Источник:Отдел новостей ИА "Клерк.Ру".

Предпроверочный анализа для налоговой проверки

За 9 месяцев 2017 года в России проведено 13 516 выездных налоговых проверок (ВНП) юридических лиц. Лишь 128 из них закончились «без выявленных нарушений». Несложно посчитать, что точность выхода инспекторов на проверку составляет 99 %.

Данный показатель эффективности налогового контроля остаётся неизменным на протяжении нескольких лет, при этом количество ВНП постоянно сокращается. Например, в далёком 2012 году было проведено свыше 45 тыс. выездных проверки юридических лиц, то есть в 3 раза больше.

Что касается размера доначисленных налогов, то в в том же 2012 году средняя сумма на одну ВНП составляла 6,5 млн. рублей, а в 2017 — уже 12,5 млн. Эти факты свидетельствуют о том, что ФНС с каждым годом всё избирательнее подходит к проведению проверок.

Что же позволяет добиваться более высокой эффективности? На официальном языке это звучит так: «общее количество проверок сократилось..., что обусловлено „точечным“ подходом к отбору объектов контроля и усилением аналитической составляющей при подготовке проверок...».

Переводя на «русский», это значит, что инспекторы смогли воспользоваться техническим потенциалом ФНС, заложенным еще несколько лет назад. Большая часть работы (70-80 %), необходимой для налогового контроля, проводится именно в процессе предпроверочного анализа и ложится в основу акта налоговой проверки.

Предпроверочный анализ — это своего рода негласное исследование информации о налогоплательщике, посредством которого налоговая определяет для себя целесообразность выхода на ВНП. Налоговый аналитик с помощью специальных технологий и инструментов собирает и обобщает информацию которая позволяет ещё до назначения проверки составить представление о деятельности налогоплательщика и обнаружить «проблемные места». При этом предпроверочный анализ направлен не только на выявление нарушений законодательства. Важно понять, не является ли потенциальный проверяемый анонимной структурой и есть ли перспектива реального взыскания доначисленных налогов и штрафов.

1. Заключение по результатам предпроверочного анализа

Начнем с конца. Предпроверочный анализ, не смотря на негласность, имеет и формализованную часть — письменный документ, заключение.

Такой документ состоит из 6 разделов:

  • Основные сведения о налогоплательщике (кроме формальных данных типа даты и адреса регистрации, здесь приводятся сведения об учредителях и их участии в других юр.лицах, их доходах и источниках таких доходов, круга выявленных взаимозависимых лиц, составе имущества как руководителей и учредителей, так и самой компании);
  • Общая оценка финансово-хозяйственной деятельности (анализ и оценка данных бухгалтерской и налоговой отчетности, их положительная или отрицательная динамика, анализ состава кредиторской задолженности, правильность формирования затрат, сопоставляются налоговые базы по прямым и косвенным налогам, отдельно анализируются имущественный и транспортный налог);
  • Оценка по критериям риска (табличная форма, основана на 12-ти критериях риска в соответствии с приказом ФНС России от 30.05.07г. №ММ-3-06/333, эти критерии вы можете найти на сайте www.nalog.ru);
  • Сведения из информационных ресурсов и прочих источников (почти два десятка ПИК — поисково-информационных комплексов, специальные инструменты анализа информации и открытые источники...но об этом ниже);
  • Сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля (на самом деле в этом разделе не только данные о результативности камеральных и выездных проверках налогоплательщика в предыдущие периоды, но и данные из банков. Именно информация по движению денежных средств по счетам ложится в основу построения блок-схемы участников группы компаний, выявления источников изъятия наличных денежных средств. Кроме того компании из блок-схемы анализируются на предмет анонимности и транзитности деятельности с приведением данных их налоговой отчётности. Здесь же приводится информация о встречных проверках контрагентов и контрагентов контрагентов);
  • Выводы (разумеется речь идет о выводах целесообразности проведения ВНП, составе проверяющих, мероприятиях, которые необходимо провести в рамках ВНП, сумме потенциальных доначислений, реальности их взыскания, а также о необходимости включения в состав проверяющих оперативных сотрудников органов внутренних дел).

Теперь разберём процесс предпроверочного анализа на примере некой организации, попавшей под прицел налогового органа. Назовём её — ООО «А».

2. Первичный отбор

То, о чём мечтали герои фильма «Приключения электроника», давно входит в нашу жизнь. Автоматизация, роботы, снижение человеческого фактора не остались в стороне и от системы налоговых органов.

Первичный отбор кандидатов для ВНП проводят программы.

ВНП-отбор. Основной фильтр. Работает с данными налоговой и бухгалтерской отчётности. Её задача — проанализировать компанию по ряду критериев. Интересно, что компании сравниваются с другими налогоплательщиками, имеющими такой же ОКВЭД. Таким образом, если в качестве основного вида деятельности указана оптовая торговля, а в реальности организация занимается производством, её показатели всё равно будут сопоставляться с другими оптовиками, по сравнению с которыми налоговая нагрузка производственников выгодно отличается. Но, зачастую, бывает всё с точностью до наоборот.

ВНП-Отбор проставляет баллы. Своего рода чёрные камушки в мешочке добрых дел налогоплательщика. При определенном количестве набранных баллов система рекомендует налогоплательщика к проверке.

Среди других программных комплексов назовём: СУР АСК НДС-2 и АСК НДС-2 . Аббревиатура СУР означает: система управления рисками (налоговыми).

Суть работы программ сводится к выявлению налогоплательщиков, которые не платят НДС (потенциальные фирмы-однодневки), и анализу связей других организаций с таковыми.

Первая программа автоматически делит всех налогоплательщиков на три категории:

а) низкий налоговый риск (платят НДС, не взаимодействуют с потенциальными однодневками, имеют средства/ресурсы для ведения деятельности);

б) высокий налоговый риск (не платят НДС либо платят его в минимальном размере, в составе контрагентов имеются потенциальные однодневки, отсутствуют ресурсы для реальной деятельности);

в) средний налоговый риск (не попали в вышеуказанные категории).

Знаменитая АСК НДС-2 ищет разрывы в цепочках уплаты НДС. Сведения из отчётности налогоплательщика автоматически сопоставляются с данными его контрагентов. Если в цепочке есть расхождение, программа сигнализирует об этом компании (направляет требование дать пояснения). Иными словами, АСК НДС-2 ищет так называемые «чёрные дыры» — некие структуры (связанные между собой организаций), внутри которых отсутствует источник возмещения НДС, и определяет, насколько близок потенциальный проверяемый к такой «чёрной дыре».

По результатам работы этих двух программ выявляется, что ООО «А» имеет связь с цепочкой «проблемных» контрагентов. Произошло это случайно или же компания реально использует их для целей агрессивной оптимизации НДС — неважно. СУР в любом случае подсветит ООО «А» жёлтым или красным цветом (средний или высокий уровень налогового риска). Представим, что так и произошло. АСК определил средний уровень риска, а ВНП-отбор предложила проверить ООО «А». Что происходит дальше?

Налоговые инспекторы анализируют досье компании, которое содержится в АИС «Налог 3». В том числе рассматривают движение средств по счетам, наличие имущества у компании, состав руководителей и учредителей (участников) их доходы, а также личное имущество и имущество членов их семей.

В данном случае задача понять, есть ли смысл выходить на проверку, ведь доначислить налог — это пол дела, его ещё нужно взыскать за счёт чего-то. В рассматриваемой ситуации, поскольку компания реально ведёт деятельность, потенциал для взыскания есть.

Отдельно упомянем ПК «ВАИ» (визуальный анализ информации) — роботизированный помощник, позволяющий наглядно отследить данные по взаимозависимости, участию учредителей в других юр.лицах, источникам доходов и т.д.

Однако «сито» программных комплексов остается слишком широким, чтобы довериться только ему. Получив заключение о наличии перспективы для проведения выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика, сотрудники отдела предпроверочного анализа переходят к «ручной» его части.

3. «Ручной» анализ

На этом этапе налоговый орган должен выявить операции, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. Основные направления:

  • поиск связей с «проблемными» контрагентами (в целях агрессивной оптимизации НДС и получения наличных);
  • выявление подконтрольных субъектов на УСН и признаков искусственного дробления (в целях минимизации налога на прибыль и получения наличных).

И здесь на помощь опять приходят информационные базы, например, ПИК «Однодневка» — специальный реестр организаций, имеющих признаки анонимных структур. С их помощью инспектор с пристрастием анализирует конкретных контрагентов ООО «А» и сделки с ними, разыскивая потенциальные «компании-однодневки». Предположим, что инспектор такого нашёл. После он принимается за контрагентов «проблемного» поставщика, а затем контрагентов контрагента и так далее. Размотав цепочку до конца, перед налоговой откроется вся разветвлённая сеть «проблемных» контрагентов с которой связан проверяемый. А после анализа сделок с такими «партнёрами» инспектор подсчитает минимальную сумму налога к доначислению.

Имея на руках такие сведения, очевидными становятся два момента: основания для доначисления налогов ООО «А» точно есть; двигаться налоговой во время ВНП нужно в направлении выявленных «однодневок» и сделок с ними.

Специальные системы

Системы Fira.Pro и СПАРК . С их помощью устанавливаются связи субъектов через учредителей, руководителей, адреса, интернет сайты и номера телефонов. Используя данные из этих систем, налоговый орган выстраивает схему группы взаимосвязанных лиц. Так становится понятно, в какую сторону двигаться.

Открытые источники

Выявив связи, инспектор принимается за анализ открытых источников информации: сайт компании, социальные сети, статьи и публикации в интернет-изданиях. Здесь проверяющий хочет найти фразы «Группа компаний...», «Президент группы компаний...», «Холдинг...» и другую информацию, которая прямо или косвенно указывает на взаимозависимость субъектов и/или их подконтрольность одному лицу.

Собственники бизнеса в большинстве своем люди амбициозные, поэтому большие развернутые статьи в ключе «я вложил последние 10 тыс. долларов, а теперь это группа компаний с оборотом в 1 млрд.» не редкость. Опасной может стать информация, например, о размере выручки удачливого бизнесмена, о статусе «официального представителя в РФ такого-то бренда» при отсутствии прямого импорта, а также перечне сотрудников компании, крупных контрактах и т.п.. Фотографии с корпоративов тоже смотрят. Поэтому есть смысл сопоставить для себя ваш официальный статус в бизнесе и позирование на фоне шумной компании сотрудников.

Отдельного упоминания заслуживает сайт www.arbitr.ru . Редко кто из налогоплательщиков правильно отвечает на вопрос, что именно ищет инспектор в картотеке арбитражных дел. А ответ на поверхности. Задайте себе вопрос: участвовали ли компании вашего бизнеса хоть раз в арбитражном процессе (неважно в каком статусе)? Лишь 5% никогда не бывали в арбитражном суде. Таким образом, если контрагенты проверяемого налогоплательщика отсутствуют в базе данных арбитража, вывод напрашивается сам собой. Скорее всего это анонимная структура.

Запрос информации

Определив потенциальных взаимозависимых лиц, проверяющий запросит у банка информацию по расчётным счетам ООО «А» (как действующим, так и закрытым) и посмотрит, проходили ли какие-либо платежи между такими субъектами.

Предположим, что в данном плане к ООО «А» не подкопаться. Однако, после внимательного изучения выписки по счёту, налоговый инспектор обнаружил периодические платежи в адрес некого ИП. Запросив вписку с расчётного счёта предпринимателя, инспектор видит, что полученные от ООО «А» средства тот сразу же переводит на свой счёт физ лица в полном объёме. Такое поведение свидетельствует о транзитном характере операций между ООО «А» и ИП.

Инспектор не останавливается на достигнутом и направляет новый запрос в банк с просьбой предоставить информацию по IP и MAC адресам ООО «А» и ИП, которые фиксируются кредитной организацией при каждом входе клиента в интернет-банк. Банк запрашиваемую информацию предоставляет и тут открывается новый любопытный факт: IP и MAC адреса ООО «А» и ИП совпадают, а значит управление расчётными счетами этих субъектов осуществляется с одного компьютера (из одного места).

Подобные совпадения свидетельствуют о том, что ИП контролируется компанией, следовательно, есть возможность исключить платежи в адрес ИП из расходов ООО «А» и доначислить налог на прибыль.

Обращаем ваше внимание и на то, что такие данные запрашиваются не только по действующим, но и уже закрытым счетам. Поэтому если вдруг пришло озарение, что несколько счетов управляются с одного IP-адреса, то закрывать их и открывать новые бессмысленно в большинстве случаев. Лучше найти этому логичное объяснение. Либо перейти к более кардинальным действиям.

Помимо запросов в банк, проверяющий обратится в другие органы: Росреестр и ГИБДД. Делается это для того, чтобы выявить конкретный состав имущества компании, а также имущества её руководителей, учредителей и их супругов. В данном случае преследуются две цели. О первой мы говорили ранее — нужно окончательно установить за счёт чего будут взысканы доначисленные налоги.

Вторая направлена на соотнесение доходов руководства и их уровня жизни. Если инспектор выявит, что руководитель компании имеет в собственности Rolls-Royce и особняк в 500 м2, при этом его доходы составляют 150 000 рублей, вывод будет однозначным: деньги из компании «А» выводятся. Остается понять как именно.

Встречаются и вовсе нетривиальные запросы. Есть практика предпроверочных анализов производственных компаний, где инспектор соотнёс данные заявленных объемов производства в бухгалтерской и налоговой отчётности с аналогичными данными, поданными налогоплательщиком при согласовании зоны отчуждения с природоохранными органами.

Архив

Дополнительно, в рамках предпроверочного анализа, будут подняты все пояснения и ответы на требования налогоплательщика. Напомним, что порядок работы с архивной документацией в ФНС также изменился. Ранее пояснения налогоплательщиков складывали в большую пыльную коробку и отправляли в архив, откуда поднять их было практически нереально. Сейчас же они хранятся в электронном виде в АИС «Налог-3» , так что достать их не составит большого труда.

Проделав вышеописанную работу, отдел предпроверочного анализа резюмирует:

  • рекомендуем провести выездную налоговую проверку;
  • по результатам ВНП минимальное доначисление налога на добавленную стоимость составит X рублей; минимальное доначисление налога на прибыль составит Y рублей;
  • в рамках подготовки к ВНП провести следующие мероприятия: ...
  • в рамках ВНП запросить документы по сделкам с контрагентами... ; провести следующие мероприятия: ...

4. Особенности выхода на ВНП

Критерий «Три года»

Многие до сих пор всерьёз думают, что налоговая выходит на ВНП раз в три года, поэтому придерживаются принципа: «Мы три года поработаем, а потом компанию поменяем».

Такая «политика» обречена на провал. Во-первых, налоговая служба не будет выжидать три года, чтобы выйти на проверку. НДС сдаётся поквартально, если есть основания провести ВНП, придут, проверят, доначислят. Во-вторых, на сегодняшний день судебная практика имеет достаточно прецедентов привлечения к ответственности компаний-клонов проверенных налогоплательщиков. Соответственно, меняя компанию на новую, в том числе переводя сотрудников, передавая активы и перезаключая контракты с покупателями и поставщиками, мы даём налоговому органу железобетонное основание привлечь её по долгам старой как взаимозависимую структуру.

Показатели эффективности

Налоговые инспекторы, проводящие ВНП, имеют свой KPI, что на первый взгляд может показаться странным. Более того, любой причастный к проверкам сотрудник налоговой будет отрицать существование каких-либо показателей эффективности. Однако мы с вами понимаем, что проведение проверки чего-то стоит бюджету и, как минимум, должно окупаться.

KPI налогового инспектора при ВНП определяется как сумма доначисленного и, внимание, взысканного налога. Для городов-миллионников минимальный показатель составляет 5 млн. руб. (для Москвы 11 млн.). Таким образом, если по результатам предпроверочного анализа сумма к доначислению оставит менее 5 млн., проведение ВНП скорее всего отложат «до лучших времён».

«Портрет» проверяемого

Пожалуй, основным критерием, по которому налоговый орган отбирает проверяемых — это размер бизнеса (для ФНС — это размер выручки). Малый бизнес (с выручкой до 100 млн.) менее интересен с точки зрения проверяющих. В этой связи для среднего бизнеса есть оптимальная стратегия — стать малым (в глазах ИФНС). Хотя и из этого правила встречаются исключения.

Нечего взять

Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. Для этого на этапе предпроверочного анализа анализируется имущественное положение компании, её учредителей и руководителей, а также членов их семей, включая наличие долей в иных компаниях, недвижимого имущества и автомобилей. Если по результатам предпроверочного анализа инспекторы придут к выводу, что перспективы взыскать доначисленный налог нет, вероятность назначения ВНП существенно снижается.

Ну, и напоследок. Выводы, так сказать.

Первое , что надо уяснить для себя. Если вы получили решение о назначении ВНП, то вопроса о том, найдут ли у вас нарушения, не стоит. Их уже нашли.

Второе . Размер потенциальных доначислений в 99% случаев выше минимального порога привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов по ст.ст. 198, 199 УК РФ, чтобы там СМИ не писали про либерализацию в сфере предпринимательской деятельности.

Третье . У налоговых органов в арсенале есть специальные средства взыскания выявленной недоимки не только с налогоплательщика, но и с иных взаимозависимых лиц. А также в процедуре банкротства. Сами доначисления никого не интересуют, главное — реальность взыскания. Этот постулат должен лежать в основе проектирования имущественной безопасности вашего бизнеса (группы компаний).

И последнее . Проверка раз в три года — просто миф. Причем очень старый. Весь комплекс камеральных мероприятий (и предпроверочного анализа и камеральных проверок) направлен на скорость. На скорость реакции ФНС относительно возможных налоговых нарушений со стороны налогоплательщиков.

Новое на сайте

>

Самое популярное