Домой Проценты по кредитам Развитые менее крупные страны. Развитые страны: понятие, примеры

Развитые менее крупные страны. Развитые страны: понятие, примеры

Разделение мирового хозяйства на сферы экономической деятельности и определение основных экономических взаимосвязей между ними позволяют не только проанализировать тенденции развития отдельных стран, но и сравнить их между собой. Однако в мире в целом примерно 200 стран, которые очень различны по уровню экономического развития. И знание классификаций чрезвычайно важно для взаимного изучения и обмена опытом экономического развития.

В качестве экономически развитых стран Международный валютный фонд выделяет государства: 1. Страны, квалифицирующиеся ВБ и МВФ как страны с развитой экономикой в конце XX - начале XXI вв.: Австралия, Австрия, Бельгия, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Швейцария, .

2. В более полную группу развитых стран включаются также Андорра, Бермудские острова, Фарерские острова, Ватикан, Гонконг, Тайвань, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино.

Среди основных признаков развитых стран целесообразно выделить следующие:

5. Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству и либеральной организацией внешнеторгового режима. Лидерство в мировом производстве определяет их ведущую роль в мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях. В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона.

Страны с переходной экономикой

К странам с переходной экономикой обычно относят 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно – планируемой к рыночной экономике, а также, в ряде случаев, Монголию, Китай и Вьетнам. В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости обычно отдельно, вне связи с другими группами, рассматривается Россия (2% мирового ВВП и 1% экспорта). Отдельной группой выделяются некогда входившие в социалистический лагерь страны Центральной и Восточной Европы, а также страны бывшего СССР, которые называют странами бывшей «рублевой зоны».

К странам с переходной экономикой относятся:

1. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии - Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

2. Бывшие советские республики - ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

3. Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

Особую сложность представляет классификация , поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры - Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 года объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год.

Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

Если говорить о термине «переходная экономика», то он используется для характеристики преобразований экономики социалистических стран в рыночную. Переход к рынку требовал проведения ряда существенных преобразований, к которым относятся:

1) разгосударствление экономики, требующее приватизации и стимулирования развития негосударственных предприятий;

2) развитие негосударственных форм собственности, в том числе частной собственности на средства производства; 3) формирование потребительского рынка и насыщение его товарами.

Первые программы реформ состояли из наборов стабилизационных мер и приватизации. Монетарные и фискальные ограничения должны были сбить инфляцию и восстановить финансовое равновесие, а либерализация внешних связей – привнести на внутренний рынок необходимую конкуренцию.

Экономические и социальные издержки перехода оказались выше, чем ожидалось. Затянувшийся экономический спад, высокий уровень безработицы, упадок системы социального обеспечения, углубление дифференциации доходов и снижение благосостояния населения стали первыми результатами реформ.

Практика реформирования в различных странах может быть сведена к двум основным альтернативным путям:

1) пути быстрых радикальных реформ («шоковая терапия»), принятому за основу во многих странах, в том числе и в России. Стратегия исторически была сформирована еще в 1980-е годы МВФ для стран-должников. Ее чертами стала обвальная либерализация цен, доходов и хозяйственной деятельности. Макроэкономическая стабилизация достигалась за счет сокращения денежной массы и огромной инфляции как следствия.

Срочные системные преобразования включали приватизацию. Во внешнеэкономической деятельности целью стало вовлечение национальной экономики в мировое хозяйство. Результаты «шоковой терапии» скорее негативные, чем позитивные;

2) пути постепенного эволюционного преобразования экономики, взятому за основу в Китае.

Уже с середины 1990-х годов и с началом стадии оживления страны с переходной экономикой демонстрировали неплохие в целом показатели хозяйственного развития и рыночной экономики. Показатели ВВП постепенно пошли вверх. Однако высоким остается пока уровень безработицы. С учетом неодинаковых стартовых условий разного времени начала преобразований их результаты получились разные. Наибольших успехов добились Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Словакия.

Во многих странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) велика доля государственных расходов в ВВП: не менее 30–50 %. В процессе рыночного реформирования снизился уровень жизни населения и увеличилось неравенство в распределении доходов: примерно 1/5 часть населения смогла поднять уровень жизни, а около 30% превратились в неимущих. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в СНГ. Их экономики демонстрируют различную скорость рыночных преобразований.

Развивающиеся страны

Развивающиеся страны – 132 государства Азии, Африки, Латинской Америки, характеризующиеся низким и средним уровнем доходов. В силу большого разнообразия развивающихся стран международной экономике их принято классифицировать как по географическим признакам, так и по различным аналитическим критериям.

Существуют определенные основания для выделения вчерашних зависимых и колониальных стран, отставших в своем экономическом и социальном развитии и условно объединенных термином «развивающиеся», в особую группу государств. В этих странах проживает 80% населения мира, и судьба этого региона всегда будет в существенной степени влиять на мировые процессы.

Важнейшие критерии выделения развивающихся стран – это особое место в системе экономических и политических связей, уровень экономического развития и специфические черты воспроизводства и особенности социально-экономической структуры.

Первой и наиболее существенной чертой развивающихся стран является их место в мировой экономике и политике. Сегодня они являются частью мировой капиталистической системы и в большей или меньшей степени подвержены действию господствующих экономических законов и мировых хозяйственных тенденций. Оставаясь звеном мировой экономики, в этих странах продолжает действовать тенденция к углублению экономической и политической зависимости от экономик развитых стран.

Развивающиеся страны по-прежнему являются крупными поставщиками сырья и топлива на мировой рынок, несмотря на то, что доля развивающихся стран в импорте странами Запада топлива за последние годы несколько уменьшилась. Являясь поставщиками сырья, они зависят от импорта готовой продукции, поэтому сегодня удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте составляет только около 30%, в том числе в поставках промышленных изделий – 21,4%.

Велика зависимость экономики этой группы стран от ТНК, а также финансовая зависимость. ТНК с самой передовой технологией не идут на ее передачу при создании в развивающихся странах совместных предприятий, предпочитая размещать там свои филиалы. В развивающихся странах сосредоточено не менее 1/4 зарубежных вложений ТНК. Частный капитал сегодня стал главным элементом иностранных поступлений в развивающиеся страны. На долю прямых иностранных инвестиций сегодня приходится более половины всех средств, поступающих из частных источников.

Уровень экономического развития развивающихся стран можно охарактеризовать как экономическую отсталость от наиболее развитой части мира. Низкий уровень развития производительных сил, отсталость технической оснащенности промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры – основные черты экономики этих стран в целом. Наиболее характерный признак отсталости – аграрный профиль экономики и доля населения, занятого в сельском хозяйстве. Индустриально-аграрный профиль экономики не типичен для развивающихся стран. Он сложился лишь в наиболее развитых странах Латинской Америки и нескольких азиатских государствах. В подавляющем большинстве стран сельскохозяйственная занятость и поныне в 2,5 раза, а иногда и в 10 раз превышает индустриальную. В этом отношении многие нефтедобывающие страны стоят ближе к развивающимся странам, чем к развитым.

Особенности социально-экономической структуры развивающихся стран связаны с многоукладностью экономики. Развивающимся странам присущ значительный набор форм производства: от патриархально-общинной и мелкотоварной до монополистической и кооперативной. Хозяйственные связи между укладами ограничены. Уклады характеризуются своей системой ценностей и образом жизни населения. Патриархальный уклад характерен для сельского хозяйства. Частнокапиталистический уклад включает различные формы собственности и существует в торговле, сфере услуг.

Возникновение капиталистического уклада имеет здесь свои особенности. Во-первых, часто он связан с экспортом капитала из более развитых стран, и в условиях неподготовленной экономики носит «анклавный» характер.

Во-вторых, капиталистический уклад, развиваясь как зависимый, не может ликвидировать многоукладность и даже ведет к ее расширению. В-третьих, не наблюдается последовательного развития одной формы собственности из другой. Например, монополистическая собственность, чаще всего представленная филиалами ТНК, не является продуктом развития акционерной собственности и т.п.

Социальная структура общества отражает многоукладность экономики. Общинный тип доминирует в общественных отношениях, гражданское общество только формируется. Для развивающихся стран характерны бедность, перенаселение, высокий уровень безработицы.

Экономическая роль государства в развивающихся странах весьма велика и наряду с традиционными функциями включает: осуществление национального суверенитета над природными ресурсами; контроль над иностранной финансовой помощью, чтобы ее использовать для осуществления проектов, предусмотренных в программах социального и экономического развития государства; аграрные преобразования, связанные с увеличением производства сельскохозяйственной продукции, созданием кооперативов и т.п.; подготовку национальных кадров.

Существует классификация развивающихся стран в зависимости от уровня экономического развития, измеряемая показателем ВВП на душу населения:

1) cтраны с высокими доходами на душу населения, сопоставимыми с доходами в развитых странах (Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур);

2) cтраны со средними показателями ВВП на душу населения (Ливия, Уругвай, Тунис и т.п.);

3) бедные страны мира. В эту группу входит большинство стран тропической Африки, страны Южной Азии и Океании, ряд стран Латинской Америки.

Другая классификация развивающихся стран связана с уровнем развития капитализма как хозяйственного уклада. С этой точки зрения можно выделить следующие группы развивающихся стран:

1) это государства, где государственный, иностранный и местный капитал преобладает. Экономическая активность государства является госкапиталистической по содержанию. В этих странах высока включенность иностранного капитала в местный. К таким странам относятся Мексика, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, а также ряд небольших государств Азиатско-Тихоокенского региона.

2) вторая группа государств – самая большая. Их особенность в том, что здесь капитализм представлен «анклавами», причем иногда весьма изолированными. К данной группе относятся такие страны как Индия, Пакистан, страны Ближнего Востока, Персидского залива, Северной Африки, нескоторые страны Юго-Восточной Азии (Филиппины, Тайланд, Индонезия).

3) третья группа – наименее развитые государства мира, примерно 30 стран с населением около 15% населения развивающегося мира. Капиталистический уклад в них существует в виде фрагментов. Эти капиталистические «анклавы», в основном, представлены иностранным капиталом. 2/3 наименее развитых стран находится в Африке. В докапиталистическом секторе преобладают натуральные связи. Почти все сфер занятости населения – традиционные уклады. Единственная моторная сила развития в большинстве из них – государство. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП не более 10%, ВВП на душу населения не более 300 долл., а уровень грамотности – не более 20% взрослого населения. У этих стран мало шансов улучшить свое положение самостоятельно, опираясь лишь на внутренние силы.

Источник - Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с.

Развитые страны характеризуются высоким уровнем жизни населения. Развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. В этой группе стран проживает около 15% населения мира. Развитые страны называют также индустриальными странами или индустриально развитыми.
К развитым странам обычно относят 24 промышленно развитые страны Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского бассейна с высоким уровнем доходов. Среди индустриальных наиболее существенную роль играют страны так называемой Группы 7 Большая «7»: США, Япония, Германия, Канада, Великобритания, Италия, Франция

В качестве экономически развитых стран Международный валютный фонд выделяет государства:

Страны, квалифицирующиеся ВБ и МВФ как страны с развитой экономикой в конце XX - начале XXI вв.: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия,Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США.

В более полную группу развитых стран включаются также Андорра, Бермудские острова, Фарерские острова, Ватикан, Гонконг, Тайвань, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино.

Среди основных признаков развитых стран целесообразно выделить следующие:

1.ВВП на душу населения в среднем составляет примерно 20 тыс. долл. и постоянно растет. Это определяет высокий уровень потребления и инвестиций и уровень жизни населения в целом. Социальная опора – «средний класс», разделяющий ценности и основные устои общества.
2. Отраслевая структура экономики развитых стран эволюционизирует в сторону доминирования промышленности и ярко выраженной тенденции превращения индустриальной экономики в постиндустриальную. Бурно развивается сфера услуг, и по доле населения, занятой в ней, она лидирует. Научно-технический прогресс оказывает значительное влияние на экономический рост и структуру экономики.
3. Структура бизнеса развитых стран неоднородна. Ведущая роль в экономике принадлежит мощным концернам – ТНК (транснациональным корпорациям). Исключение составляет группа некоторых малых стран Европы, где нет ТНК мирового уровня. Однако для экономик развитых стран характерно также широкое распространение среднего и мелкого бизнеса как фактора экономической и социальной стабильности. В этом бизнесе занято до 2/3 экономически активного населения. Во многих странах малый бизнес обеспечивает до 80% новых рабочих мест и воздействует на отраслевую структуру экономики.
Хозяйственный механизм развитых стран включает три уровня: спонтанно-рыночный, корпоративный и государственный. Ему соответствуют развитая система рыночных отношений и диверсифицированные методы государственного регулирования. Их сочетание обусловливает гибкость, быструю приспособляемость к меняющимся условиям воспроизводства и в целом высокую эффективность хозяйственной деятельности.
4. Государство развитых стран – активный участник хозяйственной деятельности. Целями государственного регулирования являются формирование наиболее благоприятных условий для самовозрастания капитала и поддержание социально-экономической стабильности общества. Важнейшие средства госрегулирования – административно-правовые (развитые системы хозяйственного права), налогово-бюджетные (средства госбюджета и фондов социального страхования), денежно-кредитные и государственная собственность. Общей тенденцией с начала 60-х годов является снижение роли госсобственности в среднем с 9 до 7% в ВВП. Причем она концентрируется, в основном, в сфере инфраструктуры. Различия между странами по степени госрегулирования определяются интенсивностью перераспределительных функций государства через его финансы: наиболее интенсивно – в Западной Европе, в меньшей степени – в США и мЯпонии.


5.Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству и либеральной организацией внешнеторгового режима. Лидерство в мировом производстве определяет их ведущую роль в мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях. В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона.

Всевозможные рейтинги - производные современной аналитики и экономики, они призваны показать уровень жизни и развития человечества. Создатели рейтингов используют для этого разные инструменты, в том числе результаты опросов общественного мнения. Чтобы выявить лидеров и отстающих на международной арене, необходимо знать особенности рейтинга самых экономически развитых стран мира.

Рейтинги экономического развития стран

Рейтинг по уровню валового внутреннего продукта (ВВП)

Валовой внутренний продукт (ВВП) – показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых за год и непосредственно потребляемых на территории государства, а также экспортируемых и накопленных. В англоязычной транскрипции обозначается - GDP.

Видео: десять самых богатых стран мира

Валовой внутренний продукт обычно представлен в национальной валюте . Однако в определённых случаях он может быть пересчитан с учётом показателя в иностранной резервной валюте. Пересчёт ведётся по курсу валютной биржи. Также ВВП, с целью более точного представления и международного сравнения, может рассматриваться как показатель паритета покупательной способности (ППС).

Что такое ППС - показатель покупательной способности

Паритет покупательной способности (ППС) или в английской транскрипции Purchasing Power Parity (PPP) – это показатель соотношения двух или более валют, который устанавливает покупательную способность этих валют по отношению к набору определённых товаров или услуг.

Теория ППС гласит, что одна и та же сумма финансовых средств, пересчитанная с учётом текущего курса национальной валюты конкретных стран, позволяет купить одинаковое количество товаров или услуг. При этом в расчёт не берутся транспортные издержки и какие-либо ограничения перевозок.

Если курсы валют двух разных стран выходят за рамки паритета, открывается возможность выгодной покупки товаров и услуг в одной стране с последующим экспортом в другую страну. В результате поднимается спрос на одну из валют, которая имеет лучшие показатели. Хороший пример использования ППС - индекс Биг-Мака.

Индекс Биг-Мака (Big Mac Index)

Способом неофициального определения ППС - паритета покупательной способности - является «Индекс Биг-Мака». Расчёт прост до банальности. Здесь не используется продуктовая корзина. Вместо этого аналитики берут для исследования простой бутерброд - продукт известной в мире компании McDonald’s.

Видео: показатель курса рубля по Биг-Маку

Задача - определить реальные обменные курсы валют разных стран. Продукция «Макдональдса» продаётся на рынках многих государств. Компонентами бутербродов являются широко распространённые пищевые продукты. Таким образом, если сравнивать цену бутерброда в разных государствах, можно получить реальную картину стоимости национальной валюты. В России в 2015 году Биг-Мак продавали по цене $1,88.

Известные мировые эксперты выдвигают интересные определения . По их мнению, российский рубль недооценён почти на 70%, если судить по Индексу Биг-Мака.

Как рассчитывается ВВП в экономике?

На практике используют три способа расчёта - исходя из полученных доходов, по имеющимся расходам или на основании добавленной стоимости. Для расчёта в каждом конкретном случае применяются формулы, где в качестве расчётных данных используются разные экономические показатели.

США - неоспоримый лидер по уровню ВВП в мире

Таблица рейтинга стран по ВВП в текущих ценах за 2015 год (ТОП-5)

Таблица рейтинга стран по ВВП на основе оценки ППС за 2015 год (ТОП-5)

Рейтинг по уровню экономической свободы

Показатель индекса экономической свободы (IEF - Index of Economic Freedom) выстраивается на основе расчётов, сделанных группой специалистов центра Heritage Foundation и популярной в США газетой Wall Street Journal. Принцип расчёта индекса экономической свободы построен на таких показателях, как минимальное вмешательство государственных органов управления в дела бизнеса, поддержка свободы производителей и защита потребителей. Общий индексный показатель формируется из 10 отдельных факторов, измеряемых шкалой от 0 (минимальная свобода) до 100 (максимальная свобода).

Факторы экономической свободы:


Общий индексный показатель экономической свободы рассчитывается как среднее арифметическое от суммы показателей всех 10 факторов. Авторы методики заявляют, что динамика индекса с высокой точностью показывает уровень экономической свободы стран . При расчётах учитывается разделение стран на 5 групп:

  1. Полностью свободные (80–100).
  2. Свободные в целом (70–79,9).
  3. Умеренно свободные (60–69,9).
  4. Минимально свободные (50–59,9).
  5. Ограниченные в свободе (0–49,9).

Таблица: 5 лучших стран по уровню экономической свободы за 2015 год

Таблица: 5 худших стран по уровню экономической свободы за 2015 год

Уровень процветания

Индекс процветания (LPI - Legatum Prosperity Index) является аналитическим продуктом британской компании Legatum Institute. Исследования в этом направлении проводятся начиная с 2006 года. Основная цель исследований заключается в получении достоверной информации относительно благополучия общества всего мира .

  1. Экономическое благополучие.
  2. Успехи в бизнесе.
  3. Эффективность управления.
  4. Качество образования.
  5. Качество здравоохранения.
  6. Безопасность жизни.
  7. Гражданские свободы.
  8. Капитализация социума.

Значения факторов категорий получают методом социологических исследований и опросов. Вычисление для каждой категории делается путём расчёта среднеарифметического значения. На основе вычислений каждой категории присваивается цифровое значение в диапазоне 0 – 110. Чем выше цифра, тем ниже рейтинг .

Таблица рейтинга: 5 лучших стран по уровню процветания за 2015 год

Таблица рейтинга: 5 худших стран по уровню процветания за 2015 год

Страна

Центральная Африка

Афганистан

ТОП-10 стран на основе трёх верхних рейтингов (GDP, IEF, LPI)

Исходя из лучших показателей трёх главных рейтингов, можно выстроить ТОП-10 стран:

  1. Канада.
  2. Швейцария.
  3. Новая Зеландия.
  4. Ирландия.
  5. Швеция.
  6. Дания.
  7. Нидерланды.
  8. Финляндия.

Канада - экономически благополучное государство, которое по совокупности всех показателей вырвалось на первую строчку рейтинга самых экономически развитых стран мира

Рейтинг стран по уровню коррупции

Правильное название рейтинга - индекс восприятия коррупции (CPI - Corruption Perceptions Index). Показатель отражает оценку уровня коррупции с точки зрения восприятия этого негативного явления представителями бизнеса и аналитическими организациями.

Составлением рейтинга занимается известная компания Transparency International, которая после 1995 года традиционно публикует полученные результаты на обозрение мировому сообществу. Результат выдаётся по 100-балльной шкале, где 0 баллов - очень сильная коррупция, 100 баллов - нет коррупции. Главными источниками расчётных данных являются независимые опросы .

Таблица рейтинга: 5 лучших стран по уровню коррупции за 2015 год

Таблица рейтинга: 5 худших стран по уровню коррупции за 2015 год

Между тем относительно вычисления и составления рейтинга уровня коррупции имеется немало нареканий.

…Георгий Дерлугян, профессор социологии Северо-Западного университета отмечает, что коррупцию замерять крайне сложно, и что рейтингам не следует доверять полностью: «По всем рейтингам от Transparency International Исландия, к примеру, занимала первые места, пока мы не выяснили, как там на самом деле работают банки» - отмечает профессор…

http://www.bbc.com/russian/russia/2014/12/141202_transparency_corruption_index

Финансовые рейтинги стран

Кредитным рейтингом формируется показатель кредитоспособности страны (кредитный скоринг). Кредитные рейтинги (FR - Foreign Rating) вычисляются исходя из показателей текущей и прошлой финансовой истории. Также критериями для вычислений являются объёмы собственности и финансовых обязательств.

Видео: о кредитном рейтинге России

  • финансовой истории государства,
  • размеров его собственности,
  • желания выплачивать долги.

Такой индекс нужен для того, чтобы дать понять потенциальным кредиторам или инвесторам, насколько безопасно иметь дело со страной. Государства с высокой степенью обязательности обозначаются буквой А, среднего и ниже - Ва, рискованные - В, с высоким риском и близкие к дефолту - С.


Развивающиеся страны
, или страны третьего мира - это большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки. Они представляют собой особую группу государств, отличающихся своеобразием исторического развития, социально-экономической и политической спецификой.

Говоря об их сходстве, необходимо отметить колониальное прошлое и связанные с этим многоукладность хозяйства, быстрый рост численности населения, его нищету, неграмотность. Им свойственны аграрная минерально-сырьевая специализация экономики и соответственно слабое развитие обрабатывающей промышленности, узость внутреннего рынка, подчиненное место в системе мирового хозяйства. Вместе с тем страны эти разные.

При типологии важно учитывать уровень развития и структуру производительных сил государств и те черты социально-экономической действительности, которые наиболее точно отражают и сегодняшнее положение, и ближайшие перспективы стран. Используя эти критерии, можно выделить пять групп развивающихся стран.

К первой группе целесообразно отнести наиболее развитые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Уругвай и др.), а также некоторые из «новых индустриальных стран» Азии (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг).

Вторую группу образуют нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникальными ресурсами, образно говоря, «набившие карманы» нефтедолларами (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ, Ирак и другие). Их характерные признаки: высокий доход на душу населения, солидный природно-ресурсный потенциал развития, важная роль на рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгодное экономико-географическое положение.

Соотношение между доходами от нефти и численностью населения создает специфические условия, позволяющие накапливать гигантские богатства.

Третья группа , наиболее многочисленная, объединяет страны со средним для освободившихся стран уровнем общеэкономического развития, средним размером ВВП на душу населения (около 1 тысячи долларов). Сюда входят Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.

В четвертую группу стоит выделить Индию, Пакистан и Индонезию - страны с огромными территориями и населением, природно-ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития. Эти государства заняли видное место в системе международных экономических связей, вызвали мощный приток внешних ресурсов в виде вложений иностранного капитала. Но низкие величины производства и потребления на душу населения (ВВП на душу населения - около 300 долл.) заметно тормозят их социально-экономическое развитие.

Пятая группа - наименее развитые страны мира (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Сомали, Чад и др.). Некоторые из них не имеют выхода к морю и слабо связаны с внешним миром. В этих странах чрезвычайно низкий доход на душу населения (например, в Эфиопии - 120 долларов), повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, а в экономике господствующие позиции занимает сельское хозяйство. Именно эти страны составляют основу утвержденного ООН списка наименее развитых стран.

  • 1. Сущность и формы международного движения капитала
  • 2. Мировой рынок капиталов. Понятие. Сущность
  • 3. Евро и доллары (евродоллары)
  • 4. Основные участники мирового финансового рынка
  • 5. Мировые финансовые центры
  • 6. Международный кредит. Сущность, основные функции и формы международного кредита
  • 1. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства. Сущность
  • 2. Земельные ресурсы
  • 3. Водные ресурсы
  • 4. Лесные ресурсы
  • 5. Трудовые ресурсы мирового хозяйства. Сущность. Население. Экономически активное население. Проблемы занятости
  • 1. Мировая валютная система. Ее сущность
  • 2. Основные понятия мировой валютной cистемы: валюта, валютный курс, валютные паритеты, конвертируемость валюты, валютные рынки, валютные биржи
  • 3. Становление и развитие мвс
  • 4. Платежный баланс. Структура платежного баланса. Неравновесие платежного баланса, причины возникновения и проблемы урегулирования
  • 5. Проблемы внешней задолженности
  • 6. Валютная политика государства. Формы и инструменты валютной политики
  • 1. Сущность международной экономической интеграции
  • 2. Формы международной экономической интеграции
  • 3. Развитие интеграционных процессов в Западной Европе
  • 4. Североамериканская ассоциация свободной торговли (нафта)
  • 5. Интеграционные процессы в Азии
  • 6. Интеграционные процессы в Южной Америке
  • 7. Интеграционные процессы в Африке
  • 1. Сущность и понятия международных экономических организаций
  • 2. Классификация международных экономических организаций
  • 1. Азия в мировом хозяйстве. Основные показатели экономического и социального развития
  • 2. Африка. Основные показатели экономического и социального развития
    • 1. Три группы стран: развитые, развивающиеся и с переходной экономикой

    • На основании разнообразных критериев в мировом хозяйстве выделяется определенное количество подсистем. Наиболее крупными подсистемами, или мегасистемами, являются три группы национальных экономик:

      1) промышленно развитые страны;

      2) страны переходного периода;

      3) развивающиеся страны.

    • 2. Группа развитых стран

    • В группу развитых (промышленно развитых стран, индустриальных) входят государства, имеющие высокий уровень социально-экономического развития, преимущественное преобладание рыночной экономики. ВВП на душу населения по ППС составляет не менее 12 тыс. долларов по ППС.

      В число развитых стран и территорий, по мнению Международного валютного фонда, входят США, все страны Западной Европы, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань, Израиль. ООН присоединяет к ним Южно-Африканскую Республику. Организация экономического сотрудничества и развития добавляет к их числу Турцию и Мексику, хотя это скорее всего развивающиеся страны, но они вошли в это число по территориальному признаку.

      Таким образом, около 30 стран и территорий включают в число развитых стран. Возможно, после официального присоединения к Европейскому союзу Венгрии, Польши, Чехии, Словении, Кипра и Эстонии эти страны также будут включены в число развитых стран.

      Существует мнение, что в ближайшем будущем в группу развитых стран войдет и Россия. Но ей для этого необходимо пройти долгий путь преобразования своей экономики в рыночную, увеличить ВВП хотя бы до дореформенного уровня.

      Развитые страны – это главная группа стран в мировом хозяйстве. В этой группе стран выделяют «семерку» с наибольшим объемом ВВП (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада). Более 44 % мирового ВВП приходится на эти страны, в том числе на США – 21, Японию – 7, Германию – 5 %. Большинство развитых стран являются членами интеграционных объединений, из которых наиболее мощными являются Европейский союз (ЕС) и Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).

    • 3. Группа развивающихся стран

    • Группа развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) – это самая многочисленная группа (около 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании). Это государства с низким уровнем экономического развития, но с рыночной экономикой. Несмотря на довольно значительное число этих стран, а для многих из них характерны большая численность населения и немалая территория, на них приходится всего лишь 28 % мирового ВВП.

      Нередко группу развивающихся стран называют третьим миром, и она неоднородна. Основу развивающихся стран составляют государства со сравнительно современной структурой экономики (например, некоторые страны Азии, особенно Юго-Восточной, и страны Латинской Америки), большим ВВП на душу населения, высоким индексом человеческого развития. Из них выделяют подгруппу новых индустриальных стран, которые в последнее время демонстрируют очень высокие темпы экономического роста.

      Они смогли сильно сократить свое отставание от развитых стран. К сегодняшним новым индустриальным странам можно отнести: в Азии – Индонезию, Малайзию, Таиланд и другие, в Латинской Америке – Чили и другие Южно– и Центральноамериканские страны.

      В особую подгруппу выделяют страны, являющиеся экспортерами нефти. Костяк этой группы составляют 12 участников Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК).

      Отсталость, отсутствие богатых запасов полезных ископаемых, а в некоторых странах и выхода к морю, неблагоприятная внутриполитическая и социальная обстановка, военные действия и просто засушливый климат определяют в последние десятилетия рост числа стран, относимых к подгруппе наименее развитых. В настоящее время их 47, в том числе 32 расположены в Тропической Африке, 10 – в Азии, 4 – в Океании, 1 – в Латинской Америке (Гаити). Главная проблема этих стран – не столько в отсталости и бедности, сколько в отсутствии ощутимых экономических ресурсов для их преодоления.

    • 4. Группа стран с переходной экономикой

    • К этой группе относят государства, осуществляющие переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Такой переход происходит с 1980-1990-х гг.

      Такими являются 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран бывших советских республик, а также Монголия, Китай и Вьетнам (две последние страны формально продолжают строить социализм)

      На страны с переходной экономикой приходится около 17–18 % мирового ВВП, в том числе на страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) – менее 2 %, бывшие советские республики – более 4 % (в том числе на Россию – около 3 %), Китай – около 12 %. В этой самой молодой группе стран можно выделить подгруппы.

      В одну подгруппу можно объединить бывшие советские республики, которые сейчас объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Таким образом, такое объединение приводит к реформированию экономики этих стран.

      В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы, страны Балтии. Для этих стран свойствен радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, относительно высокий уровень развития большинства из них.

      Но из-за сильного отставания от лидеров этой подгруппы Албании, Болгарии, Румынии и республик бывшей Югославии их целесообразно включать в первую подгруппу.

      Китай и Вьетнам можно выделить в отдельную подгруппу. Низкий уровень социально-экономического развития в настоящее время быстро повышается.

      Из многочисленной группы стран с административно-командной экономикой к концу 1990-х гг. остались только две страны: Северная Корея и Куба.

    ЛЕКЦИЯ № 4. Новые индустриальные страны, нефтедобывающие страны, наименее развитые страны. Особое место группы\ лидеров развивающегося мира: новых индустриальных стран и стран – членов ОПЕК

      В структуре развивающихся стран 1960-80-е гг. XX в. являются периодом глобальных изменений. Из их среды выделяются так называемые «новые индустриальные страны (НИС)». НИС на основании определенных признаков отличают из основной массы развивающихся стран. Особенности, отличающие «новые индустриальные страны» от развивающихся стран, разрешают говорить о появлении особой «новоиндустрильной модели» развития. Эти страны являются своеобразными примерами развития для многих государств как в отношении внутренней динамики народного хозяйства, так и в отношении внешнеэкономической экспансии. К НИС относят четыре азиатские страны, так называемые «малые драконы Азии» – Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также НИС Латинской Америки – Аргентину, Бразилию, Мексику. Все эти страны – это НИС первой волны или первого поколения.

      Затем за ними идут НИС последующих поколений:

      1) Малайзия, Таиланд, индия, Чили – второе поколение;

      2) Кипр, Тунис, Турция, Индонезия – третье поколение;

      3) Филиппины, южные провинции Китая – четвертое поколение.

      В результате возникают целые зоны новоиндустриальности, полюса экономического роста, распространяющие свое влияние прежде всего на близлежащие регионы.

      Организация Объединенных Наций выделяет критерии, по которым те или иные государства относятся к НИС:

      1) размер ВВП на душу населения;

      2) среднегодовые темпы его прироста;

      3) удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть более 20 %);

      4) объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;

      5) объем прямых инвестиций за рубежом.

      По всем этим показателям НИС не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но и зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран.

      Значительное повышение благосостояния населения определяет высокие темпы роста НИС. Низкий уровень безработицы является одним из достижении НИС Юго-Восточной Азии. В середине 1990-х г. четыре «малых дракона», а также Таиланд и Малайзия являлись странам с самой низкой безработицей в мире. Они показали отстающий уровень производительности труда по сравнению с промышленно развитыми странами. В 1960-е г. по такому пути пошли некоторые страны Восточной Азии и Латинской Америки – НИС.

      Эти страны активно использовали внешние источники экономического роста. К ним прежде всего можно отнести свободное привлечение иностранных капиталов, техники и технологии из промышленно развитых стран.

      Основные причины выделения НИС из остальных стран:

      1) в силу ряда причин некоторые НИС оказались в сфере особых политических и экономических интересов промышленно развитых стран;

      2) на развитие современной структуры экономики НИС большое влияние оказали прямые инвестиции. Прямые инвестиции в экономику НИС занимают 42 % прямых капиталистических вложений в развивающиеся страны. Основным инвестором является США, а потом Япония. Японские инвестиции содействовали индустриализации НИС и увеличению конкурентоспособности их экспорта. Особенно заметную роль они сыграли в метаморфозе НИС в крупных экспортеров продукции обрабатывающей промышленности. Для НИС Азии характерно то, что капитал устремлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В свою очередь капитал латиноамериканских НИС направлялся в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Свободная экспансия зарубежного частного капитала привела к тому, что в НИС фактически нет ни одной отрасли экономики, где не было бы иностранного капитала. Доходность инвестиций в азиатские НИС заметно превосходит подобные возможности в латиноамериканских странах;

      3) «азиатские» драконы были намерены принимать эти изменения международной экономической конъюнктуры и употреблять их в своих целях.

      Значительную роль в привлечении транснациональных корпораций сыграли следующие факторы:

      1) удобное географическое положение НИС;

      2) формирование почти во всех НИС автократических или близких к таковым политических режимов, лояльных к промышленно развитым странам. Иностранным инвесторам обеспечивалась высокая степень гарантий безопасности их инвестиций;

      3) такие неэкономические факторы, как трудолюбие, старательность, дисциплинированность населения НИС Азии сыграли значительную роль.

      Все страны по уровню экрнрмического развития можно распределить на три категории. Особо выделяют страны импортеры и экспортеры нефти.

      В группу стран с высокими доходами на душу населения, которые характерны для промышленно развитых стран, входят Бруней, Катар, Кувейт, Эмираты.

      В группу стран со средними показателями ВВП на душу населения объединяют в основном страны-нефтеэкспортеры и новые индустриальные страны (к ним относятся страны, доля обрабатывающей промышленности в ВВП которых составляет не менее 20 %)

      Группа нефтеэкспортеров имеет подгруппу, состоящую из 19 государств, экспорт нефтепродуктов которых превышает 50 %.

      В этих странах первоначально была создана материальная основа, а только потом дан простор для развития капиталистических производственных отношений. В них сформировался так называемый рентный капитализм.

      Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) была основана в сентябре 1960 г. на конференции в Багдаде (Ирак). ОПЕК учредили пять богатых нефтью развивающихся государств: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла.

      К этим странам впоследствии присоединились восемь других: Катар (1961 г.), Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.), и Габон (1975 г.). Однако два незначительных производителя – Эквадор и Габон – отказались от членства в этой организации в 1992 и 1994 гг. соответственно. Таким образом, настоящий ОПЕК объединяет 11 стран-участниц. Штаб-квартира ОПЕК находится в Вене. Устав Организации был принят в 1961 г. на январской конференции в Каракасе (Венесуэла). В соответствии с 1-й и 2-й статьями Устава Опек представляет собой «постоянную межправительственную организацию», основными задачами которой являются:

      1) координация и унификация нефтяной политики стран-участниц и определение оптимальных способов (индивидуальных и коллективных) по защите их интересов;

      2) изыскание путей и способов, обеспечивающих стабильность цен на мировых нефтяных рынках с целью исключения пагубных и нежелательных ценовых колебаний;

      3) соблюдение интересов стран-производителей и обеспечение им устойчивых доходов;

      4) эффективное, экономически целесообразное и регулярное снабжение нефтью стран-потребителей;

      5) обеспечение инвесторам, направляющим свои средства в нефтяную промышленность, справедливого дохода на вложенный капитал.

      ОПЕК контролирует около половины мирового объема торговли нефтью, устанавливает официальную цену на сырую нефть, что во многом определяет мировой уровень цен.

      Конференция является высшим органом ОПЕК и состоит из делегаций, обычно возглавляемых министрами. Обычно она собирается на очередные сессии дважды в год (в марте и сентябре) и на внеочередные – по мере необходимости.

      На Конференции формируется общая политическая линия Организации, определяются соответствующие меры по ее претворению в жизнь; принимаются решения о приеме новых членов; проверяется и координируется деятельность Совета Управляющих, назначаются члены Совета, в т. ч. Председатель Совета Управляющих и его заместитель, а также Генеральный Секретарь ОПЕК; утверждается бюджет и изменения в Уставе и пр.

      Генеральный секретарь Организации является и секретарем Конференции. Все решения, за исключением процедурных вопросов, принимаются единогласно.

      Конференция в своей деятельности опирается на несколько комитетов и комиссий, важнейшей из которых является экономическая комиссия. Она призвана оказывать содействие Организации в поддержании стабильности на мировом нефтяном рынке.

      Совет Управляющих является руководящим органом ОПЕК и по характеру выполняемых им функций сопоставим с советом директоров коммерческой организации. Он состоит из управляющих, назначаемых государствами-членами и утверждаемых Конференцией на двухлетний срок.

      Совет исполняет руководство Организацией, осуществляет решения высшего органа ОПЕК, формирует годовой бюджет и представляет его на утверждение Конференции. Он также анализирует доклады, представляемые Генсеком, составляет отчеты и рекомендации Конференции по текущим делам и подготавливает повестки дня Конференций.

      Секретариат ОПЕК действует как штаб-квартира Организации и (по сути) является исполнительным органом, отвечающим за ее функционирование в соответствии с положениями Устава и директивами Совета Управляющих. Секретариат возглавляется Генеральным Секретарем и состоит из Отдела исследований, руководимого директором, департамента по информации и связям с общественностью, департамента администрации и персонала, а также офиса Генерального Секретаря.

      Устав определяет три категории членства в Организации:

      1) участник-учредитель;

      2) полный участник;

      3) ассоциативный участник.

      Участниками-учредителями являются пять стран, которые основали ОПЕК в сентябре 1960 г. в Багдаде. Полные участники – это страны-учредители плюс те страны, членство которых было утверждено Конференцией. Ассоциативные участники – это те страны, которые по тем или иным причинам не соответствуют критериям для полного участия, но тем не менее были приняты Конференцией на особых отдельно оговоренных условиях.

      Максимизация прибылей от нефтеэкспорта для участников – это основная цель ОПЕК. В основном достижение этой цели объединено с необходимостью выбора между повышением производства в надежде продать большее количество нефти или же с его сокращением с целью выиграть на более высоких ценах. ОПЕК периодически изменяла эти стратегии, но ее доля на мировом рынке с 1970-х гг. довольно снизилась. В то время в среднем реальные цены не претерпели существенных изменений.

      Вместе с тем в последние годы появились другие задачи, порой противоречащие вышеуказанной. Так, например, Саудовская Аравия усиленно лоббировала идею поддержания долговременного и стабильного уровня нефтяных цен, который был бы не слишком высоким, чтобы побудить развитые страны разрабатывать и внедрять альтернативные виды топлива.

      Цели тактического характера, решаемые на встречах ОПЕК, заключаются в регулировании добычи нефти. И все же на данный момент странам ОПЕК так и не удалось развить эффективный механизм регулирования производства главным образом потому, что участники этой организации являются суверенными государствами, которые имеют право проводить независимую политику в области добычи нефти и ее экспорта.

      Другой тактической целью Организации в последние годы стало стремление «не спугнуть» нефтяные рынки, т. е. забота об их стабильности и устойчивости. Например, прежде чем объявить о результатах своих совещаний министры ОПЕК ждут окончания торговой сессии по нефтяным фьючерсам в Нью-Йорке. А так же уделяют особое внимание тому, чтобы в очередной раз заверить страны Запада и азиатские НИС в намерении ОПЕК вести конструктивный диалог.

      По своей сути ОПЕК представляет не что иное, как международный картель богатых нефтью развивающихся стран. Это следует как из задач, сформулированных в ее Уставе (например, соблюдение интересов стран-производителей и обеспечение им устойчивых доходов; координация и унификация нефтяной политики стран-участниц и определение оптимальных способов (индивидуальных и коллективных) по защите их интересов), так и из специфики членства в Организации. Согласно Уставу ОПЕК «любая другая страна со значительным нетто-экспортом сырой нефти, имеющая принципиально схожие интересы со странами-участницами, может стать полным участником организации, если получит согласие на вступление от? ее полных участников, включая единодушное согласие участников-учредителей.

    ЛЕКЦИЯ № 5. Открытость национальной экономики. Экономическая безопасность

      Характерным признаком глобализации является открытость экономики. Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился переход от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа.

      Впервые определение открытости дал французский экономист М. Пербо. По его мнению, «открытость, свобода торговли – это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики».

      Для нормального функционирования мирового хозяйства необходимо в конечном счете достичь полной свободы торговли между странами, такой же, какая ныне характерна для торговых отношений внутри каждого государства.

      Экономика открытая – экономическая система, ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в международном разделении труда. Противостоит автаркическим экономическим системам, развивающимся обособленно на основе самообеспеченности.

      Степень открытости экономики характеризуется такими показателями, как экспортная квота – отношение стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), объем экспорта на душу населения и др.

      Отличительная особенность современного экономического развития – опережающий рост мировой торговли по отношению к мировому производству. Международная специализация не только выгодна национальной экономике, но и способствует увеличению объемов мирового производства.

      Вместе с тем открытость экономики не устраняет двух тенденций в развитии всемирного хозяйства: усиление ориентации национально-государственных экономических образований на свободную торговлю (фритредерство), с одной стороны, и стремление к защите внутреннего рынка (протекционизм) – с другой. Их сочетание в той или иной пропорции лежит в основе внешнеэкономической политики государства. Общество, признающее как интересы потребителей, так и свою ответственность за тех, кому оно создает трудности в своем стремлении к более открытой торговой политике, должно выработать компромисс, который позволяет избежать дорогостоящего протекционизма.

      Преимуществами открытой экономики являются:

      1) углубление специализации и кооперации производства;

      2) рациональное распространение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

      3) распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

      4) рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

      Открытая экономика – это устранение государством монополии внешней торговли, действенное применение принципа сравнительных преимуществ и международного разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

      Один из важных критериев открытой экономики – благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологии, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью.

      Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, информации и рабочей силы.

      Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

      Для характеристики степени участия той или иной страны в системе международных экономических связей или степени открытости национальной экономики используется целый ряд показателей. Среди них следует назвать прежде всего экспортную (Кэксп ) и импортную (Кимп ) квоты, удельный вес стоимости экспорта (импорта) в стоимости ВВП (ВНП):

      где Q эксп. – стоимость экспорта;

      Q имп. – стоимость соответственно экспорта и импорта.

      Другим показателем является объем экспорта, приходящийся на душу населения (Q эксп. / д. н. ):

      где Ч н. – численность населения страны.

      Экспортный потенциал страны оценивается той долей произведенной продукции, которую может продать страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики, внутреннего потребления:

      где Э п. – экспортный потенциал (коэффициент имеет только положительные значения, нулевое значение указывает на границу экспортного потенциала);

      Д д. н. – предельно допустимый доход на душу населения.

      Вся совокупность внешнеторговых операций по экспорту получила название «внешнеторговый баланс страны», операции по экспорту в котором относятся к активным статьям, а операции по импорту – к пассивным. Общая сумма экспорта и импорта создаст сальдо внешнеторгового оборота страны.

      Сальдо внешнеторгового оборота образует разность между суммой экспорта и суммой импорта. Сальдо торгового баланса является положительным, если экспорт превышает импорт и, наоборот, отрицательным – при превышении импорта над экспортом. В экономической литературе Запада вместо сальдо внешнеторгового оборота используется другой термин – «экспорт». Он может быть также положительным или, отрицательным в зависимости от того, преобладает экспорт или напротив.

    ЛЕКЦИЯ № 6. Международное разделение труда – основа развития современного мирового хозяйства

      Международное разделение труда – важнейшая базовая категория, которая выражает сущность, содержание международных отношений. Так как все страны мира так или иначе включены в это разделение, то его углубление определяется развитием производительных сил, испытывающих воздействие новейшей технической революции. Участие в международном разделении труда приносит странам дополнительный экономический эффект, позволяющий полнее и с наименьшими издержками удовлетворять свои потребности.

      Международное разделение труда (МРТ) – это устойчивая концентрация производства за определенными странами отдельных видов товаров, работ, услуг. МРТ определяет:

      1) обмен товарами и услугами между странами;

      2) движение капитала между странами;

      3) миграцию рабочей силы;

      4) интеграцию.

      Специализация, связанная с производством товаров и услуг, повышает конкурентоспособность.

      Для развития МРТ важное значение имеют:

      1) сравнительные преимущества – способность производить товар с более низкой стоимостью;

      2) государственная политика , в зависимости от которой может меняться не только характер производства, но и характер потребления;

      3) концентрация производства – создание крупной промышленности, развитие массового производства (ориентация на внешний рынок при создании производства);

      4) растущий импорт страны – формирование массового потребления сырья, топлива. Обычно массовое производство не совпадает с месторождениями ресурсов – страны организуют ресурсный импорт;

      5) развитие транспортной инфраструктуры.

      Международное разделение труда – важная ступень развития общественного территориального разделения труда между странами. Оно опирается на экономически выгодную специализацию производства стран на тех или иных видах продукции, ведущую к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных соотношениях (количественных и качественных). В современную эпоху международное разделение труда способствует развитию мировых интеграционных процессов.

      МРТ играет все возрастающую роль в осуществлении процессов расширенного воспроизводства в странах мира, обеспечивает взаимосвязь этих процессов, формирует соответствующие международные пропорции в отраслевом и территориально-страновом аспектах. МРТ не существует без обмена, занимающего особое место в интернационализации общественного производства.

      В принятых ООН документах признается, что международное разделение труда и международные экономические отношения не могут складываться стихийно, только под влиянием законов конкурентной борьбы. Рыночный механизм не может автоматически обеспечить рациональное развитие и использование ресурсов в масштабах мировой экономики.

    ЛЕКЦИЯ № 7. Международная миграция рабочей силы

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное