Домой Кредит на бизнес Государственный долг. Государственный долг, его виды Государственный долг и его

Государственный долг. Государственный долг, его виды Государственный долг и его

Если в стране существует бюджетный дефицит, правительство вынуждено искать способы, чтобы его покрыть. В большинстве случаев оно занимает средства у населения, фирм, у других государств. Используя этот метод (долговое финансирование), правительство формирует государственный долг. Следовательно, государственный долг это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам.

Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг – это задолженность государства предприятиям, организациям и населению своей страны. Он выступает в форме кредитов, государственных займов и других долговых обязательств.

Внешний долг представляет собой задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам других стран. Он появляется в основном по двум причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний, а также путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Оба вида государственного долга негативно сказываются на экономике данной страны. Однако, по мнению экономистов, внешний долг более обременителен. Негативные последствия внешнего долга проявляются в том, что:

    страна вынуждена отдавать другим странам в счет погашения долга ценные товары, сырье, оказывать услуги. Чаще всего погашение долга осуществляется за счет золотовалютных резервов. Кроме того, долг сопровождается уплатой по нему процентов, что значительно увеличивает первоначальную сумму долга;

    Страна-кредитор диктует ряд условий не всегда приемлемых для страны-заемщика;

    большой внешний долг подрывает международный авторитет страны.

При внутреннем долге, во-первых, происходит перераспределение национального дохода в пользу богатых слоев населения, ибо государственные ценные бумаги покупают в основном наиболее обеспеченные граждане страны. Налоги же, за счет которых обеспечивается выплата процентов по ценным бумагам, платят все. Таким образом, выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах населения. Во-вторых, процентные платежи обременительны для населения в целом, так как покрываются за счет увеличения налоговых платежей. Увеличение налоговых ставок вызывает социальную напряженность в обществе, снижает стимулы к трудовой деятельности, рождает неуверенность населения в завтрашнем дне. В-третьих, внутренний долг может вызвать сокращение запаса капитала в экономике. Покупка населением, субъектами хозяйствования ценных бумаг сокращает возможность инвестирования денежных средств в производство, что в будущем приведет к уменьшению производственного потенциала.

Государственный долг и бюджетный дефицит взаимосвязаны, так как государственные займы являются важнейшим источником покрытия дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, т.к. правительство вынуждено брать кредит, чтобы возместить свои расходы. Следует отметить, что сегодня практически во всех странах наблюдается рост государственного долга. Объясняется это постоянной дефицитностью госбюджета.

Госуда́рственный долг - результат финансовых заимствований государства , осуществляемых для покрытия дефицита бюджета . Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

При рассмотрении государственного долга, как правило, не учитываются встречные требования этого государства к другим, то есть задолженность других государств или физических и юридических лиц этому государству не рассматривается. Также не учитываются обязательства государства в сфере социального и пенсионного обеспечений.

Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте.
Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП) .

В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Значение государственного долга в экономике противоречиво: от «одно из самых страшных бедствий, которое когда-либо было изобретено человечеством» по мнению известного английского экономиста Давида Рикардо до оправдательного «повышенная задолженность стимулирует экономический рост» с точки зрения кейнсианства .

    Экономические ограничения

    Государство не может безгранично увеличивать свой долг, так как по достижении определённого уровня инвесторы и кредиторы начинают сомневаться в платежеспособности государства (пониженный бонитет ). Оценка платежеспособности в свою очередь зависит от ставки рефинансирования и темпа экономического роста страны. То есть если ставка рефинансирования значительно ниже темпа роста ВВП, то возможны долгосрочные заимствования государства.

    Для стран с высоким уровнем госдолга при новых заимствованиях повышаются не только процентные ставки по кредитам, но также уменьшается количество самих инвесторов, готовых предоставить свой капитал. Существует реальная опасность для страны с высокой задолженностью, попасть в замкнутый круг : с одной стороны - всё время растущие проценты по погашению существующей задолженности, а с другой стороны - всё более ограниченный доступ к финансовому рынку. Это может привести к потере платежеспособности и даже банкротству, особенно если долг в иностранной валюте.

    Если государство имеет свою собственную национальную валюту, и его центральный банк в какой-то степени зависим от государства, то у правительства данного государства может возникнуть соблазн просто напечатать побольше денег и тем самым способствовать погашению своих долгов. Тем не менее, эти действия приводят к дальнейшей потере доверия и кредитоспособности и (за счет инфляции) к девальвации всех финансовых активов в этой валюте.

    Последствия накопления государственного долга

    • Переложение налогового бремени на будущие поколения.
    • Перераспределение доходов среди населения.
    • Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг .

    Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5 % ВВП).

    Для сравнения госдолг других стран-экспортеров углеводородов (МВФ, 2011), % ВВП:

    Кувейт - 7,4% Саудовская Аравия - 7,5% Узбекистан - 9,1% Казахстан - 11% Азербайджан - 10% Норвегия - 30%

    Государственный долг по странам Европейского союза в процентах от ВВП в 2013 году( :

    Франция - 93,5 % Германия - 78,4 % Португалия - 129,0 % Италия - 132,6 % Греция - 175,1 %

    Для сравнения: США - 116,4 % ВВП (2016 г.) Япония - 239,2 % ВВП (2016 г.)

    Государственный долг по странам

    Государственный долг
    ≤30% 30% ÷ 60% 60% ÷ 90% >90%
    в нац. валюте, млрд. в % к ВВП в нац. валюте, млрд. в % к ВВП на человека Государство 2011 2012 2013 2011 2012 2013 2011 2012 2013 2011 2012 2013 2011 2012 2013 2011 2012 2013 США (USD) 15534 16245 16800 -1427 -1300 -951 −8,7 −7,7 −5,4 15379 16627 17559 99,0 102,4 104,5 49302 52927 55499 Китай (RMB) 47310 51947 56885 -336 -766 -586 −0,7 −1,4 −1,0 13588 13547 12740 28,8 26,1 22,4 10085 10005 9363 Япония (JPY) 471311 473777 478368 -40772 -36961 -38025 -8,3 −7,6 −7,8 1083243 1124489 1163497 229,8 237,3 243,2 8469718 8811847 9136865 Бразилия (BRL) 4143 4392 4838 -124,7 -119,9 -159,3 -3,0 -2,7 −3,3 2679 2995 3209 64,7 68,2 66,3 13740 15238 16184 Россия (RUB) 55644 61811 67260 879 -115 -930 1,6 0,0 −1,4 6515 7875 9018 11,7 12,7 13,4 45590 55070 63094 Индия (INR) 90097 101133 113215 -7469 -7614 -8132 −8,5 −7,6 −7,1 60143 67374 75534 66,7 66,6 66,7 49665 54901 60751 Еврозона (ЕЗ 18) 8617,4 8560,9 8524,2 -389,2 -351,7 -292,8 −4,1 −3,7 −3,0 8251,4 8619,8 8890,4 87,4 90,7 92,6 24728 25892 26689 Германия 2454,8 2471,8 2482,4 -22,0 2,4 190,0 −0,8 0,1 0,0 2087,7 2160,9 2147,0 80,0 81,0 78,4 25526 26892 26663 Франция 1808,6 1808,8 1812,7 -103,1 -98,7 -87,6 −5,2 −4,9 −4,3 1724,9 1841,0 1925,3 86,2 90,6 93,5 26422 27963 29358 Италия 1424,8 1391,0 1365,2 -59,1 -47,4 -47,3 −3,7 −3,0 −3,0 1907,6 1989,4 2069,2 120,7 127,0 132,6 32134 33495 34669 Испания 948,7 933,1 921,7 -100,1 -109,5 -72,6 −9,6 −10,6 −7,1 737,4 884,7 960,7 70,5 86,0 93,9 15800 18895 20559 Нидерланды 554,5 547,5 543,0 -26,0 -24,3 -15,2 −4,3 −4,1 −2,5 393,7 427,1 443,0 65,7 71,3 73,5 23636 25529 26401 Бельгия 327,6 327,2 328,0 -14,2 -15,2 -9,9 −3,8 −4,1 −2,6 366,2 380,2 387,2 99,2 101,1 101,5 32880 33608 34687 Австрия 269,2 271,5 273,0* -7,3 -7,9 -4,8 −2,5 −2,6 −1,5 218,6 228,4 233,3 73,1 74,4 74,5 25910 27018 27604 Греция 180,0 167,4 161,0 (-20,0) (-17,2) (-23,1) −9,6 −8,9 −12,7 355,1 303,9 318,7 170,3 157,2 175,1 31927 27324 28809 Ирландия 167,0 167,3 167,5* -21,3 -13,4 -11,8 −13,1 −8,2 −7,2 169,2 192,5 202,9 104,1 117,4 123,7 37023 41997 44199 Финляндия 168,8 167,1 164,8 -1,4 -3,5 -4,1 −0,7 −1,8 −2,1 93,1 103,2 110,2 49,3 53,6 57,0 17273 19096 20306 Португалия 156,6 151,5 149,4 -7,4 -10,6 -8,1 −4,3 −6,4 −4,9 185,2 204,9 213,6 108,2 124,1 129,0 17521 19430 20370 Словакия 49,8 50,7 51,2 −3,3 −3,2 -2,0 −4,8 −4,5 −2,8 30,1 37,4 40,0 43,6 52,7 55,4 5547 6892 7388 Люксембург 33,3 33,3 34,0 0,072 0,020 0,0026 0,2 0,0 0,1 7,8 9,3 10,5 18,7 21,7 23,1 15247 17743 19573 Словения 31,6 30,8 30,4 −2,3 −1,4 -5,2 −6,4 −4,0 −14,7 17,0 19,2 25,3 47,1 54,4 71,7 8300 9343 12292 Республика Кипр 15,4 15,0 14,2 -1,1 -1,1 -0,9 −6,3 −6,4 −5,4 12,8 15,3 18,4 71,5 86,6 111,7 15217 17807 21299 Латвия 13,1 13,8 14,4 −0,712 −0,296 -0,224 −3,5 −1,3 −1,0 8,5 9,0 8,8 42,0 40,8 38,1 4117 4420 4384 Эстония 12,2 12,7 12,8 0,179 0,041 -0,034 1,1 -0,2 -0,2 1,0 1,7 1,8 6,1 9,8 10,0 739 1292 1397 Мальта 5,6 5,7 5,8 −0,184 −0,224 -0,203 −2,7 −3,3 −2,8 4,6 4,9 5,2 68,8 70,8 73,0 11102 11666 12443

    Примечание: Государства расположены в порядке убывания размеров ВВП. Государства Еврозоны объединены в группу одного цвета.


    Государственный долг - сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты). В зависимости от рынка размещения валюты займа и других характеристик подразделяется на внутренний и внешний государственный до лг.
    Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.
    Наличие государственного долга требует ежегодных расходов по уплате процентов и погашению (амортизации) долговых обязательств по наступившим срокам, которые называются расходами по управлению государственным долгом.
    Причиной возникновения и нарастания внутреннего государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета, который составил в 1991 г. 20,4% (к расходной части бюджета), в 1992-м - 8,6, в 1993-м - 11,9, в 1994-м - 10,4, в 1995-м - 17,4, в 1996 г. - 14,6% (прогноз).
    Наличие внутреннего государственного долга является не исключением в экономике, а в большей степени - правилом: экономически развитые страны имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вцда долга. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые взаймы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия внутреннего долга в виде необходимости уплаты процентов по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развития экономики страны. Утечек национального дохода и богатства при нарастании внутреннего долга не происходит, что, конечно, не исключает рада негативных последствий, связанных с перераспределением доходов, которые сводятся к следующим.
    1. Погашение задолженности и выплата процентов производятся за счет бюджетных средств, то есть за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества.
    2. При действиях государства по уменьшению госдолга путем увеличения налогов включаются макроэкономические зависимости: сокращение совокупного спроса ведет к уменьшению равновесного чистого национального продукта (ЧИП); снижаются стимулы к вложению средств со стороны предпринимателей, сокращается инвестирование средств в экономику.
    3. Действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Данное явление вызвано тем, что государство, выходя на ссудный рынок с целью покрытия дефицита бюджета или долга, усиливает конкуренцию на денежном рынке, в результате чего увеличиваются процентные ставки на денежный капитал. Это лишает частный сектор части инвестиций, а снижение инвестиционных расходов уменьшает равновесный ЧНП.
    Негативный эффект подобных действий может быть ограничен, если государство направит отвлеченные с денежного рынка средства в инвестиционные товары, а нс на потребительские цели, если экономика функционировала нс при полной занятости.
    В практике Казахстана дефициты бюджетов и государственный долг существенно отличаются по методам финансирования и вызываемым последствиям. Значительная часть государственного долга представлена в форме кредита государственного банка, имеет следствием эмиссию денег. Эмиссия для покрытия бюджетных дефицитов углубляет инфляцию и вызываемые ею кризисные процессы.
    Следующая форма долга - списанная задолженность бюджета по возмещению разниц в ценах на сельскохозяйственную продукцию, сырье для легкой промышленности и выплатам дифференцированных надбавок к закупочным ценам на эту продукцию в определяющей степени явилась результатом ценовых диспропорций в условиях административных методов распределения. Списанная задолженность сельскохозяйственных предприятий и организаций водного хозяйства по ссудам банкам - следствие бесхозяйственности, нарушения принципов кредитования и хозрасчетных методов хозяйствования.
    Займы у сберегательного банка являются косвенными займами у населения и не относятся к современным рациональным методам финансирования потребностей государства, хотя и не имеют эмиссионного характера.
    Сумма долга в виде прямых займов у населения, у предприятий и организаций, оформленная в виде облигаций и других ценных бумаг, не имеет эмиссионного характера, так как образовалась в результате перераспределения денежных средств между их владельцами и бюджетом. Это нормальный метод покрытия бюджетного дефицита.
    В Казахстане образовалась накопленная задолженность в форме так называемых «директивных» кредитов, а также по обслуживанию и погашению обязательств внутриреспуб- ликанского зачета. Директивные кредиты выдавались Национальным банком под гарантии Министерства финансов предприятиям и отраслям для поддержания их хозяи-

    ственной деятельности в условиях кризиса. Внутрирес- публиканский зачет проводился для погашения взаимных долгов предприятий и организаций по дебиторской и кредиторской задолженностям. В связи с негативными последствиями по результатам использования директивных кредитов и взаимозачетов эти формы внутреннего кредитования в дальнейшем не используются.
    Управлением государственным долгом называется деятельность государства в лице уполномоченных им органов по обеспечению рационального и эффективного заимствования и оптимизации стоимости обслуживания государственного кредита; оно осуществляется в целях избежания макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем. При этом проводится мониторинг государственного долга как деятельность уполномоченных государственных органов по отслеживанию и контролю процессов формирования, изменения и обслуживания долга.
    Обслуживание государственного долга представляет собой совокупные выплаты в погашение основной суммы долга, процентов, комиссионных и штрафов по государственному долгу за определенный период.
    Законодательно устанавливается лимит государственного долга Казахстана - фиксированная сумма получаемых Правительством Республики Казахстан на внешнем и внутреннем рынках заемного капитала и непогашенных займов, ежегодно утверждаемая в республиканском бюджете, которую не должен превышать государственный долг на конец финансового года.
    Управление государственным долгом включает также такие методы, как: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения займа, отказ (аннулирование) от государственного долга.
    Рефинансирование означает погашение имеющейся государственной задолженности за счет выпуска нового займа. При этом облигации нового займа выдаются взамен ранее выпущенных в одинаковом стоимостном соотношении без учета курсовой разницы.
    Конверсией называется изменение условий ранее выпущенного займа по доходности, как в меньшую сторону, так и в большую. В первом случае правительство поступает при значительных расходах по долгу, во втором - при наличии инфляции или с целью усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа.
    Консолидацией является изменение первоначальных условий займа по срокам - с их продлением или сокращением.
    Унификация означает объединение нескольких займов в один, что упрощает управление государственным долгом.
    Обмен облигаций по регрессивному соотношению проводится в случае дефляции национальной денежной единицы, и государству невыгодно рассчитываться по займам более «дорогими деньгами», чем они были при выпуске займа.
    Отсрочка погашения займов применяется при значительной государственной задолженности, а также при связанных с ними финансовых затруднениях, и правительство объявляет о перенесении сроков погашения займов и выплаты доходов по ним на более поздние сроки.
    Отказ от уплаты государственного долга (аннулирование) происходит при смене политического режима в стране и непризнании нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности. Отказ может быть следствием банкротства государства.
    Перечисленные методы управления государственным долгом могут применяться в различных сочетаниях одновременно, например, конверсия, консолидация и унификация или конверсия и унификация и т. д.

    Еще по теме Государственный долг:

    1. Государственный долг России и его структура. Управление государственным долгом на современном этапе.
    2. § 3. Рост государственного долга в разных странах в связи с последней войной,-Государственный долг Соед. Штатов, Англии, Франции, Италии. - Государственный долг и обесценение валют. - Междусоюзнические долги.
    3. 62. Государственный долг. Методы управления государственным долгом.
    4. Государственный долг содержание и структура. Управление государственным долгом.

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

    Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях снижения государственных доходов государство вынужденно привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.

    Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

    Государственный долг - это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты.

    Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения.

    Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течении данного периода.

    Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

    В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований существенно возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний.

    Значительные размеры государственного долга отражают кризисное состояние экономики России. Обслуживание государственного внутреннего долга возложено на Центральный банк РФ. Ведущими методами финансирования государственного долга являются денежно- кредитная эмиссия и выпуск государственных займов.

    Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные отличия: Внешний долг - это совокупный объем финансовых средств, взятый в долг у кредитно-финансовых организаций других стран.

    Внутренний долг - финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

    Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

    Рассмотрим некоторые инструменты погашения государственного долга:

    1. Рефинансирование - это выпуск новых займов, принятие новых долговых обязательств в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств;


    2. Конверсия - превращение долговых обязательств в новые обязательства, изменение размера доходной части принятых обязательств;

    3. Консолидация - это изменение сроков действия ранее выпущенных долговых обязательств;

    4. Унификация - это замена двух и более ранее выпущенных государственных и муниципальных займов на один новый.

    5. Аннулирование - это отказ от принятых долговых обязательств в части либо полностью.

    6. Реструктуризацией долга - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

    Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы Российской Федерации. Долговые обязательства перед Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями как кредиторами составляют внутренний и внешний долг заемщиков.

    Размеры и структура долга по видам долговых обязательств и заемщикам рассматриваются вместе с законом о бюджете на очередной финансовый год.

    Законом о бюджете утверждаются:

    Суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;

    Предельный размер долга иностранных государств на конец финансового года;

    Предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом Федерации иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям;

    Программа предоставления Российской Федерацией, субъектом Федерации государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

    Государственные кредиты государствам - участникам СНГ по межправительственным договорам предоставляются, как правило, при условии выполнения ими обязательств по уплате процентных платежей и сумм в погашение основной суммы долга по ранее предоставленным кредитам.

    Государственные кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям Российская Федерация предоставляет в рамках соответствующих долгосрочных программ, в которых учтены ее геополитические интересы. Программы предоставления таких кредитов за счет средств федерального бюджета включают перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели их предоставления, наименования получателей, общего объема, а также кредитов, предоставляемых в очередном финансовом году. Договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных кредитов, выполнение которых влечет за собой увеличение их предельных объемов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, заключаются только после внесения соответствующих изменений в закон о федеральном бюджете.

    В современных условиях государственный долг становится важным элементом экономического механизма, при помощи которого правительство реализует свои цели. В современной экономической теории выделяются следующие цели государственного долга:

    Фискальная;

    Экономической стабилизации;

    Распределения.


    Фискальная цель состоит в том, что, осуществляя долговую политику, правительство стремится к займу наиболее дешевых финансовых ресурсов (насколько позволяет экономическая ситуация в стране). В принципе для этих же целей создается и поддерживается рынок государственных долговых обязательств, которые позволяют государству привлекать новые финансовые средства для своих нужд.

    Цель экономической стабилизации заключается в том, что государство с помощью мероприятий, финансируемых за счет кредитов и займов, воздействует на макроэкономические параметры: производство, безработицу, уровень цен и т.д. Однако политика стимулирования экономики посредством дефицитов в последние годы находится под критикой ввиду роста государственного долга. Неуправляемый государственный долг оказывает дестабилизирующее воздействие на экономику. Критический размер долга и рост процентных платежей, как правило, оказывают сильное сдерживающее влияние на экономику и, более того, могут стать причиной финансовых кризисов.

    Цель оптимального распределения ресурсов является одной из важных и давно известных целей государства и его экономической политики. Правительство с помощью кредитов и займов привлекает дополнительные ресурсы для финансирования своих расходов, если доходов бюджета недостаточно для покрытия этих расходов. Использование государственного долга как рычага распределительного воздействия на экономику объясняется, прежде всего, возможностью отсрочки налоговых платежей на будущее, т.е. государственный долг является средством перераспределения богатства будущего поколения, которому придется платить повышенные налоги. И с помощью государственных займов государство привлекает фонды будущего поколения для финансирования программ и проектов, необходимых как нынешнему поколению, так и следующему.

    Более глубокое раскрытие сущности любой категории осуществляется через определение ее функций.

    Так как долг является порождением государственного кредита, то, соответственно, ему присущи те же функции, что и кредиту, а именно регулирующая и распределительная.

    Через распределительную функцию государственного долга осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственный долг является основным источником финансирования бюджетного дефицита.

    Распределительная функция государственного внутреннего долга заключается в том, что временно свободные денежные средства населения аккумулируются в бюджетный фонд на условиях платности и возвратности и используются государством, что представляет собой вторичное распределение стоимости ВВП и части национального богатства в денежной форме.

    Регулирующая функция государственного внутреннего долга предусматривает обеспечение экономической стабилизации страны, которая является одной из важнейших целей государства. В странах с рыночно ориентированной экономикой это регулирование происходит при ограниченном вмешательстве государства на основе действия законов рынка. В странах с планово-распределительным типом экономики регулирование ресурсов преимущественно осуществляется государственными органами разных уровней. Однако, несмотря на то, что государственное участие в рыночной экономике имеет свои ограничения, нельзя отрицать тот факт, что государство оказывает немалое по значению воздействие как на экономическую сферу в целом, так и на распределение ресурсов в частности. И определяющую роль при этом играет государственный долг. Осуществляя долговую политику, государство может регулировать объем своего участия в производстве валового общественного продукта.

    При определении экономических границ государственного внутреннего долга важно учитывать, что долг - это метод возвратного предоставления денежных средств, и предоставление средств возможно, исходя из наличия необходимых условий возврата заемных средств. Поэтому при определении экономических границ государственного долга необходимо учитывать:

    Необходимость участия заемных средств в решении задач обеспечения бесперебойности и развития процессов производства в экономике;

    «правильное» использование заемных средств;

    Вопросы повышения благосостояния населения.

    Экономические границы государственного долга определяются состоянием источников пополнения финансовых ресурсов государства, размерами сбережений, инвестиционных ресурсов хозяйствующих субъектов, состоянием денежного обращения в стране.

    Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета, погашения долговых обязательств РФ и обслуживания госдолга РФ.

    Рассмотрим классификацию государственного долга.

    1. Государственный долг России бывает капитальный и текущий.

    Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (включая начисленные проценты), а под текущим долгом - расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил.

    2. По форме государственный долг делится на:

    Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, заемщика с банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

    Государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

    Договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

    Договоры о предоставлении России гарантии;

    Соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

    3. По срокам долговые обязательства РФ могут быть:

    Краткосрочные (до 1 года);

    Среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

    Долгосрочные (от 5 до 30 лет).

    Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превысить 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

    Внутренний долг РФ складывается из:

    а) основной номинальной суммы долга по ценным бумагам РФ;

    б) объема основного долга по кредитам, полученным РФ;

    в) объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

    г) объема обязательств по гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

    В зависимости от рынка заимствований и валюты государственный долг подразделяется на внутренний и внешний

    Задолженность государства резидентам образует государственный внутренний долг, соответственно, нерезидентам - государственный внешний долг.

    Внешний долг РФскладывается из:

    а) объема обязательств по гарантиям, предоставленным Россией;

    б) объема основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций.

    Государственный долг субъекта РФ - это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Этот долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

    Долговые обязательства субъекта РФ приобретают форму:

    2) государственных займов субъектов РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

    3) договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

    4) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекту РФ;

    5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта РФ принятых лет.

    Иные формы долговых обязательств субъекта РФ не предусмотрены, а потому они неправомерны.

    Государственный долг субъектов РФ складывается из:

    а) основной номинальной суммы долга по ценным бумагам субъектов РФ;

    6) объема основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;

    в) объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;

    г) объема обязательства по гарантиям, предоставленным субъектам РФ.

    Законодательные и исполнительные органы власти субъекта РФ используют все полномочия по формированию доходов регионального (бюджета для погашения долговых обязательств и обслуживания долга.

    Муниципальныйдолг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью, без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

    Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

    1) кредитных соглашений и договоров;

    2) займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

    3) договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней;

    4) договоров о предоставлении муниципальных гарантий. Другие формы муниципальных долговых обязательств не предусмотрены, а потому они неправомерны.

    Муниципальный долг складывается из:

    1) основной номинальной суммы долга по муниципальным ценным бумагам;

    2) объема основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

    3) объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

    4) объема обязательств по гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

    Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения долговых обязательств и обслуживания долга. Муниципальные долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствования и не могут превышать 10 лет.

    Законодательство разграничивает ответственность по долговым обязательствам РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Так, Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и местных бюджетов, если указанные обязательства не гарантированы РФ. Равным же образом субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

    Государственные ценные бумаги, т. е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг ­- облигации.

    Облигация - это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу.

    Государственные облигации признаются наиболее надежными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства.

    Муниципальные ценные бумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются к государственным ценным бумагам наряду с субфедеральными обязательствами. Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные. По облигациям общего долга выплата процентов и погашение обеспечивается сбором местных налогов.

    Казначейский вексель - основной вид краткосрочных государственных обязательств, выпускаются обычно на срок 3, 6, и 12 месяцев. Эмиссия и погашение осуществляются Центральным банком по поручению Казначейства или Министерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом.

    Казначейские ноты - среднесрочные рыночные ценные бумаги. Выпускаются министерством финансов или специальными государственными финансовыми органами.

Новое на сайте

>

Самое популярное