Домой Кредит на бизнес Можно ли применять ККТ при оказании услуг эвакуатора и выдавать клиентам БСО? Применение кассового аппарата. ИП

Можно ли применять ККТ при оказании услуг эвакуатора и выдавать клиентам БСО? Применение кассового аппарата. ИП

Владельцы автотранспорта несут затраты на эксплуатацию автомобилей, а владельцы грузов - на расчеты с перевозчиками. Кроме того, подлежат учету перевозимые товарно-материальные ценности. У грузоотправителя они подлежат списанию, у грузополучателя - оприходованию. Разберем, как правильно оформлять первичные документы при автомобильных грузоперевозках.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Грузоперевозки и ведение учета

Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

Владелец транспорта

Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.

Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.

В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:

  1. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).
  2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).

Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.

Переход права собственности

Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

Учет грузоперевозок: признание расходов

Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…

Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы

Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

Законодательство о бухгалтерском учете включает:

В чем же именно проявляется разница?

Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс. В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования. Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.

К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР. Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.

По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.

Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.

Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов. В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии. До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.

Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения

В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них - письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ). Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ). Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ. Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.

А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).

Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст. 3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтер — профессия творческая

В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:

  1. «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом » (по правилам, действовавшим до 1 января 2013 г.).
  2. « » (начиная с 1 января 2013 г.).

Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

В данной статье мы рассмотрим ЕНВД для грузоперевозок. Разберем пример расчета для транспортных услуг и узнаем о таблице ставок.

В Российской Федерации такая деятельность, как грузоперевозки, попадает по такую систему налогообложения, как единый доход на вменённый доход (ЕНВД). В данной статье будут рассмотрены все самые актуальные вопросы, касающиеся особенностей налогообложения грузоперевозчиков в РФ.

ВНИМАНИЕ! Начиная с отчетности за IV квартал 2018 года, будет применяться новая форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход, утвержденная Приказом ФНС России от 26.06.2018 N ММВ-7-3/414@. Сформировать декларацию ЕНВД без ошибок можно через , в котором есть бесплатный пробный период.

ЕНВД для грузоперевозок в Российской Федерации

Применять единый налог на вменённый доход могут индивидуальные предприниматели или организации, осуществляющие автоперевозки и имеющие в своём ведении (собственность или аренда) не более 20 транспортных средств, используемых по целевому назначению (п.2 ст.346.26 НК РФ). Необходимо чётко понимать, что данный вид налогообложения может распространяться лишь на предоставление услуги по транспортировке груза на возмездной основе.

В соответствие со ст.346.27 НК под транспортными средствами подразумеваются:

  • автобусы;
  • легковые автомобили;
  • грузовые автомобили.

К транспортным средствам не относятся:

  • прицепы;
  • полуприцепы;
  • прицепы-роспуски.

В случае, если у предпринимателя или организации на праве собственности или другом праве (пользования, владения и (или) распоряжения) находится более 20 транспортных средств, то в данном случае ЕНВД применять нельзя. Об этом даёт разъяснение Минфин России в своём Письме от 06.07.2015 г. № 03-11-11/38756.

В случае, если транспортные средства находятся в ремонте, в запасе и т.д., т.е. не участвуют в принесении дохода – такие транспортные средства не участвуют в расчёте ЕНВД (п.20 Методических указаний по бухгалтерскому учёту основных средств, утверждённых Приказом Минфина России от 13.10.2003 г. № 91н).

Когда нельзя применять ЕНВД при грузоперевозках?

Есть случаи, когда ЕНВД применять нельзя даже при условии использовании автомобильного транспорта:

Таким образом, правом работать на ЕНВД могут воспользоваться лишь предприниматели, получающие за перевозку товара денежное вознаграждение с сопровождением соответствующими документами.

Расчет налога ЕНВД для грузоперевозок

Для проведения расчёта ЕНВД для грузоперевозок необходимо определить:

  • Объект налогообложения – вменённый доход налогоплательщика
  • Налоговую базу – величина вменённого налога.
  • Физический показатель – количество автотранспортных средств, используемых для перевозки груза.
  • Базовая доходность – 6000 рублей.

Для начала необходимо определить налоговую базу за отчётный период:

Если муниципальными образованиями не применяется пониженная ставка ЕНВД, то используется налоговая ставка ЕНВД 15%.

После расчёта налоговой базы ЕНВД можно получить сумму налога, подлежащего уплате в бюджет по следующей формуле:

ЕНВД = Налоговая база по ЕНВД за квартал * 15% – Страховые взносы

Индивидуальные предприниматели или организации вправе уменьшать налоговые выплаты на сумму страховых взносов (ст.346.32 НК РФ):

Налогоплательщики Комментарий
Индивидуальные предприниматели · При уплате страховых взносов за работников, участвующих в деятельности, регламентирующей ЕНВД. Сумма исчисления может оказаться больше 50% уплаченного налога.

· При уплате страховых взносов на себя (нет сотрудников по найму) – уменьшить сумму ЕНВД на выплаты ОПС и ОМС без 50% порога.

Юридические лица · При уплате страховых взносов за работников, участвующих в деятельности, регламентирующей ЕНВД. Сумма исчисления не может оказаться больше 50% уплаченного налога.


Уплату налога необходимо производить до 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом
(ст.346.30 НК РФ):

Пример расчета ЕНВД для транспортных услуг

Физический показатель: 6 + 3 = 9 автомобилей

Базовая доходность: 6000 рублей

Налоговая ставка ЕНВД: 15%

Налоговая база ЕНВД за 1 кв.2017 г. = 6000 * (9 + 9 + 9) = 162000 рублей

Сумма ЕНВД = 162000 * 15% = 24300 рублей.

Сумму ЕНВД индивидуальный предприниматель Грузовозов Г.Г. вправе уменьшить на сумму выплат ОПС, ОМС.

Ответственность за нарушение налогового законодательства

В случае нарушения налогового законодательства предусмотрены штрафные санкции:

Использование онлайн-касс

Онлайн-кассы, несомненно, займут достойное место в ведении бизнеса. Данное нововведение позволит налоговым органам в режиме online получать актуальную информацию о совершённой торговой операции. Для онлайн-кассы требуется несколько иное оснащение:

  • нет необходимости в ЭКЛЗ;
  • нет нужды в фискальной памяти;
  • обязателен фискальный накопитель.

Разработчики онлайн-касс заявляют о несомненных преимуществах их использования:

  • налоговые органы в режиме онлайн видят деятельность организации или индивидуального предпринимателя и, если актуальная информация подаётся достоверно – вероятность проведения проверок сведена к минимуму;
  • онлайн-кассы по совокупным затратам на приобретение и обслуживание имеют преимущество перед ККТ, использующейся в настоящее время.

Когда отменят спецрежим?

Для предпринимателей и организаций, ведущих свою деятельность в соответствие с ЕНВД, спец.режим будет отменён 30 июня 2017 года. Именно с 01 июля 2018 года они будут обязаны начать использовать онлайн-кассы.

До 01 июля 2018 года налогоплательщики ЕНВД имеют право по своей инициативе начать работу с онлайн-кассами – никаких санкций налоговыми органами в отношении данной инициативы применяться не будет.

Прежде, чем начать использовать онлайн-кассу, предпринимателям необходимо провести подготовительные работы:

  • приобрести непосредственно кассовое оборудование;
  • организовать подключение кассы к сети «Интернет»;
  • определить с оператором фискальных данных и оформить с ним договорные отношения (в кассе указывается указать IP оператора);
  • осуществить регистрацию онлайн-кассы в ИФНС и получить карточку регистрации.

После проведённой подготовительной работы онлайн-касса будет готова к использованию.

За несоблюдение законодательства и отсутствие онлайн-кассы предусмотрены значительные штрафы (для юридических лиц не менее 30000 рублей, для физических лиц не менее 10000 рублей).

Распространённые ошибки ведения ЕНВД

В таблице рассмотрены распространённые ошибки ведения ЕНВД:

Типичные ошибки Пояснение
Неверно определён срок начала хозяйственной деятельности Заявление в налоговую инспекцию необходимо подавать в течение 5 дней с момента начала деятельности, попадающей под ЕНВД. В случае подачи заявления в более ранний срок – предпринимателям придётся производить уплату налога за тот период, когда фактически деятельность не велась. Дату первого хозяйственного факта можно считать началом деятельности и лишь от него вести 5-дневный отчёт, когда необходимо подать заявление в налоговые органы.
Грузоперевозчики учитывают в качестве физического показателя весь автотранспорт В качестве физического показателя необходимо учитывать лишь тот автотранспорт, который непосредственно участвует в получении дохода. Те транспортные средства, которые на момент расчёта налога находились на ремонте, на консервации и т.д. в качестве физического показателя не учитываются. Следствием этой ошибки является неверный расчёт налоговой базы.
Неверный расчёт для уменьшения суммы ЕНВД Индивидуальные предприниматели, работающие самостоятельно, имеют право уменьшить ЕНВД на фиксированные взносы, оплаченные за себя. Но если индивидуальный предприниматель нанимает работников, то это право утрачивается, но при этом размер налога возможно уменьшить за счёт страховых выплат на сотрудников даже если эти выплаты превысили 50% суммы налога.

Юридические лица так же могут уменьшить размер ЕНВД за счёт страховых выплат на сотрудников, но не более, чем на 50%.

Отсутствие деятельности при применении ЕНВД ЕНВД – это налог, который не зависит от полученного дохода, поэтому даже при фактическом отсутствии деятельности компании или предпринимателя налог все равно придётся платить. Этим и объясняется отсутствие смысла переходить на ЕНВД заранее. Если деятельность, попадающая под ЕНВД по какой-либо причине будет приостановлена, то лучше сняться с учёта в налоговой инспекции. В этом случае налог будет начислен на то количество дней квартала, когда деятельность велась.

Вопросы и ответы

Вопрос №1. Я являюсь индивидуальным предпринимателем и веду деятельность, связанную с грузоперевозками. В ближайшее время планирую прекратить данный вид деятельности. Какие шаги мне необходимо предпринять?

Ответ: Вам необходимо написать заявление в налоговый орган, сообщив о своём намерении. Заявление необходимо предоставить не позднее пяти дней с момента прекращения деятельности. Дата, указанная Вами в документе, будет считаться датой снятия с налогового учёта.

Вопрос №2. Наша организация планирует открыть деятельность, позволяющую использовать ЕНВД в качестве системы налогообложения. Должны ли мы вести бухгалтерский учёт в данном случае?

Ответ: Ведение деятельности, попадающей под ЕНВД, не освобождает Вашу организацию от ведения бухгалтерского учёта и предоставления бухгалтерской отчётности.

Вопрос №3. Наше предприятие планирует завершить деятельность, позволяющую применять ЕНВД, и перейти на УСН. Возможно ли этот переход осуществить в середине года или ждать его окончания?

Ответ: В случае, если Ваша организация прекратила деятельность, попадающую под ЕНВД, Вы вправе перейти на УСН с того месяца, когда были приостановлены обязательства по уплате ЕНВД.

ИП занимается перевозкой пассажиров (маршрутные такси) ОКВЭД 60.21.11. Находится на УСНО. Должен ли ИП применять ККМ при расчетах с физическими лицами и выдавать чек или достаточно взамен выдавать им билет на проезд? Спасибо.

При оказании услуг соответствующих коду ОКВЭД 60.21.11: внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию, перевозчик обязан выдать билет. Кассовый чек можно не выдавать.

Подробный порядок применения кассового аппарата приведен ниже в рекомендациях «Системы Главбух»

Кто должен применять ККТ

Организации, осуществляющие деятельность по приему платежей от граждан в адрес третьих лиц (платежные агенты, банковские платежные агенты) обязаны применять ККТ в любом случае ().

Применять ККТ организации обязаны вне зависимости от того, направлена их деятельность на извлечение прибыли или нет (письмо ФНС России от 30 июля 2012 г. № АС-4-2/12617).

Кто вправе не применять ККТ

Организации и предприниматели вправе не применять ККТ:

  • при оказании услуг населению, если они вместо чека ККТ выдают бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ);*
  • при ведении отдельных видов деятельности, перечень которых приведен в пункте 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. При этом выдавать покупателю какие-либо платежные документы продавец не обязан.

Кроме того, ККТ можно не применять при ведении деятельности, в отношении которой:
– организации и предприниматели применяют ЕНВД;
– предприниматели применяют патентную систему налогообложения.

При этом должно соблюдаться условие: по требованию покупателя вместо чека ККТ ему нужно выдать товарный чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Однако это правило не распространяется на общие случаи, когда применение ККТ не обязательно . Об этом сказано в пункте 2.1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Ситуация: можно ли в такси вместо ККТ применять бланки строгой отчетности

Да, можно. При этом в ряде случаев при осуществлении перевозок применение бланков строгой отчетности (БСО) – обязанность организации.

Деятельность такси может быть признана:

  • регулярными перевозками пассажиров и багажа;*
  • перевозками пассажиров и багажа легковым такси;
  • перевозками пассажиров и багажа по заказам.

Если использование транспортных средств (например, маршрутное такси) отвечает этим критериям, при получении оплаты от пассажира в обязательном порядке (независимо от факта применения ККТ) выдайте ему билет ( , п. 42 Правил, утвержденных ). Обязательные реквизиты билетов (в зависимости от срока пользования и типа сообщения) установлены приложением 1 к постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (п. 43 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112). Формировать билет можно как типографским способом, так и с помощью автоматизированных средств (п. 11 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). Например, кассовый чек, содержащий реквизиты билета, приравнивается к билету (п. 3 ст. 20 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ). Заменить билет чеком ККТ, который не содержит все обязательные реквизиты билета, нельзя.*

Деятельность такси также может быть признана перевозкой пассажиров и багажа легковым такси. При условии, что транспортное средство, используемое для перевозок, вмещает помимо водителя не более восьми пассажиров (при соблюдении других требований, установленных

С 1 февраля 2017 года вступает в силу закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов», который обяжет всех участников рынка такси и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдавать пассажирам чеки или бланки строгой отчетности, установленной формы.

Как службы такси работают сейчас

На сегодняшний день юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги по перевозке, могли не выдавать пассажирам чеки в двух случаях.

  • В случае если в качестве одного из вариантов налогообложения был выбран ЕНВД (единый налог на вмененный доход), а также при использовании патентной системы, применяемой в качестве альтернативы ЕНВД в ряде регионов (например в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, где использование ЕНВД запрещено). Патент приобретается на определенный срок и на него накладываются ограничения на количество работников - их не может быть более 15 человек.
  • В случае если организация оказывает услуги по перевозке и автопарк насчитывает менее 20 автомобилей. Кстати, по данным аналитического центра при Правительстве РФ в 2015 году 3% от общего числа зарегистрированных ИП относили себя по виду деятельности к такси.

Типичные схемы организации работы служб такси в настоящее время

1 случай.

Служба такси, работающая по ОСНО (общей системе налогообложения). Эта система устанавливается по умолчанию при регистрации ИП, если предприниматель не подал заявление на использование иной системы. На ОСНО не распространяются никакие виды ограничений по количеству работников и полученным доходам. Как правило предприниматели, не имеющие больших объемов выручки, стараются избежать ОСНО, потому что при выборе данной системы приходится уплачивать все общие налоги - НДС, на доходы и имущество физических лиц и вести полноценную бухгалтерию. Службы такси, работающие на ОСНО, обязаны выдавать своим клиентам кассовые чеки.

2 случай.

Служба такси с автопарком более 20 машин. Независимо от выбранной системы налогообложения обязана использовать контрольно-кассовую машину (ККМ). Перевозчик проводит платежи через кассовый аппарат, соединенный с таксометром.

3 случай.

Служба такси, насчитывающая менее 20 машин, работающая по следующим схемам налогообложения - ЕНВД, либо на основе патента (данный вариант доступен лишь для ИП). В этом случае применять контрольно-кассовую технику (ККТ) служба такси не обязана и водители могут ограничиться выдачей бланка строгой отчетности (БСО) по первому требованию пассажира. БСО в настоящее время является альтернативой кассовому чеку. При расчетах с помощью БСО службы такси обязаны использовать таксометры. Поскольку нигде в законе не указано, каким именно должен быть таксометр, это может быть и самая простенькая модель с несколькими режимами, и просто программа на смартфоне. Важно понимать, что установка таксометра обязательна для всех случаев, когда стоимость поездки зависит от фактического километража поездки или времени и не является фиксированной величиной, установленной тарифом.

Что поменяется в 2017 году

С 1 февраля 2017 года в силу вступают поправки о возможности регистрации ККМ только нового типа. В отличие от касс, использующихся в настоящее время, новые ККМ передают данные в ФНС сразу после факта совершения оплаты. Следовательно, все новые кассовые аппараты должны оснащаться возможностью подключения к интернету через интернет-порт, встроенный GPRS или wifi-модем. По этой причине новая ККМ получила название «онлайн-кассы». Функция передачи данных становится обязательной для всех видов ККТ. Владельцам старых ККМ придется либо модернизировать старую технику, либо приобретать новую.

Впрочем, до 1 июля 2018 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие на ЕНВД и по патентной системе налогообложения, смогут выдавать бланк строгой отчетности. Но по новому закону с 1 июля 2018 года его придется формировать с помощью нового устройства - «автоматизированной системы для БСО», установленной в ККТ и пересылающей данные о каждой покупке через интернет оператору фискальных данных. Это означает, что если сейчас ваша служба такси не применяет контрольно-кассовую технику, то согласно закону, через полтора года вы лишитесь этой привилегии, и во всех экипажах вашей службы должны будут появиться ККМ нового типа.

Некоторые предприниматели все же будут освобождены от использования чеков и «онлайн-касс». Но эти случаи не относятся к работе служб такси, так как характерны либо для оказания услуг в экстремальных ситуациях, например, если речь идет о случаях, когда нет уверенного приема интернет-сигнала - в стойбищах или горах - местах, где и служб такси то никаких нет. Либо относятся к специфическим видам деятельности таким, как ремонт и окраска обуви, реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов и тд. и тп.

Зачем это нужно государству?

Если раньше информация о совершенных операциях хранилась в фискальной памяти ККМ, то теперь информация о каждой продаже будет в передаваться в налоговые органы через интернет. Государство собирается контролировать все факты продажи товаров и оказания услуг в режиме реального времени. При этом, разумеется, оправдывая подобные меры заботой о покупателе, которому в онлайн-режиме станут доступны все собственные чеки.В том случае, если доступа к сети по какой-либо причине не будет, касса сможет работать в оффлайн режиме до 3-х суток (72 часа). После того, как связь восстановится, данные будут автоматически переданы в налоговую службу.

Причем данные в налоговые органы будут передаться не сразу, а через посредника - оператора фискальных данных (ОФД), специальной организации, которая будет заниматься сбором данных о продажах и чеках и передачей этих данных в налоговую службу. Специалисты оценивают стоимость услуг ОФД примерно в 3 000 рублей с каждого кассового аппарата ежегодно. Каждому предпринимателю придется заключать договор с операторами фискальных данных. Далее на сайте налоговой службы необходимо будет завести личный кабинет. Через него можно будет зарегистрировать свою кассу. Таким образом отпадает необходимость возить ККМ в налоговую, а весь процесс регистрации будет происходить удалённо.

Для регистрации понадобится квалифицированная электронная подпись, которую можно будет получить в удостоверяющем центре, имеющем аккредитацию Министерства коммуникаций и связи России. Для этого понадобятся следующие документы:

  • Для юридических лиц - учредительные документы (устав, учредительный договор), выписку из ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет в налоговую службу.
  • Для ИП достаточно будет предоставить паспорт и СНИЛС.

Процесс не выглядит слишком сложным, тем не менее для многих служб такси организация полноценного обслуживания клиентов в машинах с применением контрольно-кассовой техники станет неподъемной задачей: не только из-за стоимости аппаратов и бюрократической волокиты, но и потому, что многие службы такси работают с частными водителями на непостоянной основе.

Новое на сайте

>

Самое популярное