Домой Кредит на бизнес Продовольственные карточки поддержат не только бедных, но и богатых. По талонам: История продуктовых карточек

Продовольственные карточки поддержат не только бедных, но и богатых. По талонам: История продуктовых карточек

1 декабря 1990 года, впервые после Великой Отечественной войны, в Ленинграде ввели талоны. Что такое продовольственные карточки, для чего была введена данная мера и грозит ли России вновь пережить талонную систему, - в нашем материале.

1. Что такое карточная система

Карточная система (талоны) — способ обеспечения населения товарами в условиях дефицита. При данной системе для приобретения товара нужно не только заплатить за него деньги, но и предъявить талон, дающий право на его приобретение. Кроме того, талоны устанавливают определенные нормы потребления товаров на человека в месяц.

Впервые в России продовольственные карточки были введены в 1916 году для преодоления продовольственного кризиса, вызванного Первой мировой войной. Карточная система была распространена в странах социалистического лагеря. Применялась она для борьбы с товарным дефицитом. При этом в странах капиталистического лагеря талоны служили формой поддержки социально незащищенных групп граждан.

2. Для чего она нужна

Карточная система широко применялась для борьбы с товарным дефицитом. Такие карточки, они же талоны, определяли норму потребления товаров на человека в месяц. Именно поэтому такая система также называлась нормированным распределением. Помимо продуктов, по талонам начали продавать также непродовольственные продукты, однако люди всё равно приобретали преимущественно продовольствие.

Как правило, талоны вручались по месту прописки в ЖЭК или в общежитии для студентов, по месту работы или в профкоме. Характерно, что изначально талоны вводились как элемент системы мотивации: отличившемуся сотруднику выдавали талон на покупку дефицитного товара - например, телевизора или женских сапог, - который редко появлялся на прилавках магазинов.


3. Когда в последний раз вводилась

1 декабря 1990 года - впервые после Великой Отечественной войны в Ленинграде - ввели талоны. Причиной возникновения карточной системы был дефицит товаров широкого потребления. Без талона купить данные товары было практически невозможно, так как в магазинах он появлялся крайне редко. Однако некоторые товары, производимые государством в избытке, продавались, как правило, без талонов, несмотря на то, что карточки на них выдавались. Примером тому может послужить продажа соли.

Всё закончилось в 1992 году в связи с "отпуском" цен, сократившим платёжеспособный спрос, и распространением свободной торговли, пришедшей после падения "железного занавеса".


4. В каких странах существует в наши дни

Для рыночной экономики, давно существующей в США, талоны имеют несколько другое значение. Как правило, это карточки на товары первой необходимости для социально незащищённых слоёв населения. Подобного рода товары выдаются либо совершенно бесплатно, либо по сниженным ценам.

Такой инструмент социальной поддержки уже давно существует для неимущих американских граждан. Вместе с тем, продуктовый талон в Штатах имеет современный вид: малоимущий гражданин получает пластиковую электронную карточку, которая ежемесячно пополняется из средств государства. Сумма ежемесячного платежа по данной социальной поддержке составляет в среднем 115 долларов на человека, а для семьи - 255 долларов.


5. Повторится ли в России сегодня

С вопросом, может ли карточная система вернуться в наши дни, мы обратились к советнику института современного развития, экономисту и политологу Никите Ивановичу Масленникову . И вот какой ответ получили:

"В одну воду дважды не входят. С учетом ошибок 1980-х - 1990-х годов, возвращение к данной практике не состоится. Тем не менее, нужно иметь в виду, что во многих станах мира такие инструменты существуют и успешно работают. Они, как правило, являются одной из форм поддержки уязвимых слоев населения. В США имеются уже несколько десятилетий так называемые продуктовые талоны.

У нас тоже существует проект внедрения такого инструмента. Он прописан достаточно подробно в стратегии развития сельского хозяйства до 2020 года. Были предприняты некоторые пилотные проекты в ряде регионов России, но пока как массовое явление, подобного рода вещи, как талоны, отсутствуют. Тем не менее, не исключаю, что их введение возможно.

Такого рода инструмент может представлять из себя пластиковую карточку, по которой можно будет в магазине получить дисконтно тот или иной продукт, который будет соответствовать законодательно установленному перечню. Но данные проекты не получили развития из-за нехватки средств в бюджете регионов. Для осуществления подобной программы потребуется политическое решение на уровне федеральных властей.

На сегодняшний день можно констатировать, что это, во-первых, не повторение опыта 1980-х-1990-х годов, а совершенно другая история. Это форма целевой поддержки социально-уязвимых групп. Во-вторых, уже наработаны нормальные технологии применения. В-третьих, имеются бюджетные ограничения, так как потребуются компенсации ритейлерам. В-четвертых, для применения такого инструмента в общероссийском масштабе необходимо волевое решение".

Подводя итог, эксперт ещё раз уточнил: в общем и целом, такая же ситуация, как и в "перестроечный" период, повториться вряд ли сможет. А вот система, уже давно и прочно существующая в США, вполне может претвориться в жизнь и в России.

Причина заключалась в росте цен на продук­ты питания и их остром дефиците, вызванном усиленным спросом на предметы продовольствия со стороны армии и их масштабными государственными заготовками (см. Заготовки сельскохозяйственной продукции государственные). Появлению карточной системы предшествовало введение регулирования губерна­торами и городскими управами цен на предметы первой необхо­димости в соответствии с циркуляром Министерства внутренних дел от 31 июля 1914. В 1915 в городах возникли комиссии по регу­лированию цен и продовольственные отделы. Органы городского самоуправления развернули самостоятельные заготовки с целью сдержать рост дороговизны. Заготовленные товары продавались насе­лению с минимальными наценками. Это не принесло ожидаемого эффекта, а только усилило ажиотаж на рынке. Во второй половине 1915-16 продовольственные управы городов начали нормирован­ное распределение товаров по продовольственным карточкам. По мере увеличения набора товаров, отпускаемых по карточкам, в большинстве городов появились целые продовольственные книжки, удостоверявшие право горожан на ежемесячное получе­ние в городских лавках определенного количества различных товаров.

В 1917 карточная система охватывала широкую номенклатуру товаров - сахар, мука, крупа, соль, мыло, спички и другое. Круг то­варов, распределяемых по карточкам, и нормы снабжения со временем могли меняться. В 1917 сельское население стало получать по карточкам сахар и некоторые другие товары через кооперативные продовольственные лавки. В сельской местности карточная система в годы Граж­данской войны не получила широкого распространения. В городском снабжении она, напротив, укрепилась. К нормиро­ванным товарам добавились водка, ткани, обувь. Во многих городах снабжали по карточкам мануфактурой, рыбой, мясом, овощами, керосином, дровами и др. Но выдача нормированных товаров осуществлялась крайне нерегу­лярно. Часто карточки не отоваривали из-за отсутствия запасов, выдавали товары по сниженным нормам, взамен одних товаров выдавали другие. Карточная система открывала широ­кие возможности для злоупотреблений. По сообщениям прессы, не только работники городских лавок, но и руководи­тели продовольственных управ, отвечающие за организацию закупок продо­вольствия, оказывались причастны к спекуляции. Населе­ние возмущали факты, когда карточки не отоваривались, а отсутствующие в городских лавках товары свободно продава­лись на рынке по спекулятивным ценам. Другим поводом для недовольства становилась сама организация распределения. До потребителей многие товары доходили ненадлежащего качест­ва, их получение часто было связано с простаиванием в больших очередях. Тем не менее подавляющая часть на­селения требовала ужесточения карточной системы.

В 1929 в городах СССР, в том числе расположенных в восточных регионах, введена нормированная продажа хлеба и других продовольственных товаров. Государство, искусственно поддерживая закупочные цены на зерно и другие виды сельскохозяйственной продукции на низком уровне, спровоцировало в 1927/28 хозяйственном году хлебный кризис. Перебои в снабжении хлебом в городских поселениях Урала, Сибири и Дальнего Востока возникли уже в 1928.

С введением карточек городское население разделялось на 4 категории: в 1-ю входили рабочие, пайщики пот­ребительской кооперации ; во 2-ю - рабочие, не состоявшие ее членами; в 3-ю - служащие, члены потребительской коопера­ции ; в 4-ю - дети, иждивенцы и все остальные. По по­вышенным нормам и в первую очередь снабжались те, кто имел карточки 1-й категории. Лишенные избирательных прав, не получали карточек. С 1931 было введено обес­печение населения по спискам (особый список, списки № 1, 2, 3), в которые местные власти включали различные ка­тегории населения. Деление осуществлялось не только по социальной принадлежности людей, но и по степени при­оритетности, важности их труда в общем народнохозяйственном комплексе, в жизни общества. Установленные нормы полу­чения продуктов по карточкам должны были обеспечи­вать необходимый минимум потребления. По карточке рабочего, включенного в список № 1, можно было ку­пить 800 г хлеба в день, 4,4 кг мяса, 2,5 кг рыбы, 3 кг крупы, 1,5 кг сахара, 400 г масла, 10 шт. яиц в месяц. Но «отоварить» карточки, т. е. выкупить продукты по этим нормам, удавалось далеко не всегда. Поступавших в сибирские города товарных ресурсов, как правило, не хватало, нормы выдачи сокращались, в магазинах необходимо было выстоять огромные очереди. Часто срок действия карточки оканчивался раньше, чем ее удавалось «отова­рить». В 1929-30 были введены карточки не только на продовольствие, но и на промышленные изделия повседневного спроса. Свободно купить любые товары в системе государственной торговли стало невозможно.

Данные о структуре розничного товарооборота отражают низкий уровень жизни городского населения Сибири в 1930-е гг. Покупки продовольствия составляли в общем товаро­обороте в 1933-37 56-60%, в том числе около 1/3 всех затрат на продовольственные товары шло на водку и другие алкогольные напитки. Из промышленных товаров, составлявших 40-44% розничного то­варооборота, покупались в основном готовая одежда, обувь, ткани, на покупки мебели приходилось только 0,5%, культтоваров - 4%.

Нормированное распределение товаров породило осо­бую систему торговли : закрытые рабочие кооперативы (ЗРК), снабжавшие коллективы крупных предприятий или нескольких мелких. Рабочие и служащие по месту работы при­креплялись к ЗРК, где могли покупать товары народного потребления по так называемым заборным книжкам. Карточная система создала благодатную почву для различных махинаций, хищений и спекуляции. Постоянные проверки выявляли расхож­дения в числе прикрепленных к ЗРК и реально рабо­тающих на предприятии, количестве проданных продуктов и карточек, включение в особый и 1-й список лиц, не имевших на это права. Похищенные из нормированной тор­говли товары продавались на «черном» рынке. Помимо него существовала система коммерческой торговли , в которой товары народного потребления можно было купить свобод­но, но по высоким (в 2-3 раза выше обычных) ценам. В ряде сибирских городов открылись и магазины «Торгсин» (система торговли с иностранцами, где товары прода­вались за валюту или золото).

Дефицит товаров вызывал массовое недовольство, тормозил развитие экономики из-за снижения материальных сти­мулов, что заставило руководство страны принять меры по улучшению снабжения населения. С 1 января 1935 были отменены карточки на хлеб, с 1 октября 1935 - на мясо, рыбу, картофель, жиры, сахар. В 1936 постепенно от­меняются карточки на промышленные товары. Вместо разделения торговых заведений на коммерческие и торгующие по карточкам вновь создается единая система торговли.

Карточная система в годы ВОВ

С начала Великой Отечественной войны продовольственные ре­сурсы страны резко сократились, что обусловило введе­ние жесткой системы нормированного распределения. С сентября 1941 в Омске , Новосибирске , Красноярске , Иркутске и других крупных городах стали продаваться по карточкам хлеб и сахар. В ноябре карточная система распространилась на мяс­ные и рыбные продукты, жиры, крупу, макаронные изделия и др. Продовольственное снабжение горожан производи­лось дифференцированно. Устанавливались 4 группы карточек: для рабочих и ИТР, служащих, иждивенцев, детей до 12 лет. Кроме того, все работающие распреде­лялись по 2 категориям в зависимости от значимости их предприятий для обороны страны. Норма на хлеб была дневной, на остальные продукты - месячной. Рабочим, снабжавшимся по 1-й категории, ежедневно полагалось 800 г хлеба, по 2-й - 600 г, детям и иждивенцам - по 400 г. Более резко различались нормы на другие продтовары. Трудящиеся крупных оборонных заво­дов могли приобрести в месяц 2,2 кг мяса или рыбы, 1,5 кг крупы и макаронных изделий, 600 г жиров. На других предприятиях рабочий паек весил гораздо меньше. Из-за нехватки продовольственных ресурсов одни продукты заменялись другими, худшего качества. Вместо мяса выдавались субпродукты, сахар заменялся низкосортной караме­лью, росло использование на пищевые цели отходов производства мясо-молочной промышленности: сыворотки, обрата, пахты, потрохов и костей. В целях экономии муки до­пускалось повышение влажности хлеба, разрешались различные примеси. С апреля 1942 были уменьшены нор­мы на сахар, и до конца войны для рабочих они не пре­вышали 400 г. в месяц. Осенью 1943 полегчала хлебная пайка. Трудящиеся, снабжавшиеся по 1-й категории, стали получать 600-650 г хлеба в день, по 2-й - 500 г. Вместе с тем с осени 1942 руководству предприятий предо­ставлялось право премировать ударников и стаханов­цев дополнительным пайком. Напротив, для тех, кто не выполнил производственное задание, допустил опоздание на работу или иное нарушение трудовой дисциплины, хлебная норма уменьшалась на 200 г.

Несмотря на суровые законы военного времени, рас­пространились различного рода злоупотребления с вы­дачей и отовариванием карточек. Часть хлебных ресурсов разворовывалась, реализовывалась по запискам руко­водителей. В начале 1942 контрольные органы отмечали отсутствие должного порядка в расходовании хлеба в Новосибирской области , и особенно в Новосибирске. Толь­ко в январе 1942 перерасход хлеба в областном центре составил 1 тыс. т, в феврале - 800 т. Большие масштабы злоупот­реблений проявились и в других городах страны, что вы­нудило правительство создать особые контрольно-учетные бю­ро, которые принимали от торговых организаций талоны и купоны продовольственных карточек в подтверждение реализации нормированных продуктов, а также ежемесячно проверяли контингенты, подлежащие снабжению.

По мере накопления продовольственных ресурсов у государства появи­лась возможность улучшать централизованное обеспечение населения продуктами питания. В годы войны это до­стигалось не повышением норм, а переводом потребите­лей с одних, низких норм на другие, более высокие. В середине 1942 только 2 /5 городского населения получали хлеб по карто­чкам для рабочих и служащих, остальные - по нормам для иждивенцев и детей. К концу 1944 уже половина горожан снабжалась по нормам для рабочих и служащих. Если в I квартале 1943 дополнительное питание получили 12% всех рабо­чих, то в I квартале 1945 - около 50%. При этом удельный вес трудящихся, снабжавшихся по повышенным нормам, в городах Урала и Сибири был одним из самых высоких в стране. В ходе голода 1946 количество населения, снаб­жавшегося по карточкам, было сокращено с 87,8 млн до 60 млн человек в конце 1946. Для отдельных групп городского населения, главным образом для иждивенцев, были урезаны нормы выдачи хлеба. Одновременно уменьшались фонды коммерческой торговли хлебом. Это решение сталинского руководства стало причи­ной резкого роста смертности в ходе голода .

Отмена карточек

Карточная система была отменена специальным постановлением Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 одновременно с прове­дением денежной реформы конфискационного типа. Некоторые элементы нормированного распределения товаров народного по­требления сохранялись на протяжении всего советского пери­ода. Периодически вводились нормы отпуска дефицитных товаров в одни руки, списки на предприятиях и в уч­реждениях на приобретение товаров. Последним прояв­лением нормированного распределения в конце 1980-х гг. стала система талонов на приобретение дефицитных товаров, в том числе продуктов питания.

Лит.: Букин С.С. Продовольственная проблема в городах За­падной Сибири в годы Великой Отечественной войны // Проблемы труда и быта городского населения Сибири (1940-1990-е гг.). Ново­сибирск, 1992; Исаев В.И. Коммуна или коммуналка? Изменения быта рабочих Сибири в годы индустриализации. Новосибирск, 1996; Косых Е.Н. Цены в Томске в 1917 году // Вопросы экономической истории России XVIII-XX вв. Томск , 1996; Осокина Е.А. За фаса­дом «сталинского изобилия»: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941. М., 1998.

Когда введут продуктовые карточки для малоимущих в России в 2019 году. Основные понятия по теме, выделяемая сумма, перечень доступных продуктов, механизм оформления льготы – данные аспекты затронуты в предложенной статье.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Неблагоприятная экономическая ситуация в стране оказывает влияние на благополучие россиян. На сегодняшний день большое количество людей и семей считаются малоимущими. В связи с этим государством предпринимаются различные меры по улучшению качества жизни граждан.

Одной из перспективных нововведений является предоставление населению социальных продуктовых карточек. Как считают эксперты, данное новшество улучшит экономическое состояние в стране.

Общая информация

Идея ведения в обиход продуктовых карточек для малоимущих граждан России была выдвинута Минпромторгом в 2015 году. Сегодня распространение данного вида помощи уже не кажется нереализуемым.

Продуктовые карточки предполагаются для граждан, которые не могут в полной мере обеспечить свою жизнь. Малоимущими людьми в России признано более 22 млн человек.

Это официальная цифра, на практике их гораздо больше. Предполагается, что около 15% населения нуждается в дополнительной поддержке государства.

  • помощь малоимущим гражданам РФ, многодетным семьям и другим уязвимым категориям людей;
  • поддержка отечественных производителей, укрепление экономики России;
  • повышение качества питания населения.

Главные понятия

Основные понятия по теме статьи представлены в таблице:

Малоимущие граждане Это граждане РФ, чей ежемесячный доход ниже размера прожиточного минимума, установленного в конкретном регионе
Продуктовые карточки Это талоны для приобретения продуктов питания, выдаваемые малообеспеченным категориям граждан
Минпромторг Это министерство торговли и промышленности Российской Федерации
Прожиточный минимум Это сумма, достаточная для нормальной жизнедеятельности человека, обеспечения его здоровья, основных потребностей в питании, непродовольственных товаров, минимального набора услуг

Кто имеет право на них

Продовольственные карточки будут предоставлены малоимущим семьям и гражданам в ближайшее время.

Для этого им нужно будет подтвердить свое затруднительное финансовое положение, а именно доказать факт того, что их ежемесячный доход является ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте проживания гражданина.

Для этого лицу необходимо произвести подсчет своих доходов следующим образом:

  • малоимущие граждане;
  • многодетные семьи;
  • матери-одиночки;
  • безработные (лица, состоящие на учете на бирже труда).

Правовая база

Основной документ, регламентирующий порядок присвоения и оформления продовольственных карточек — Документ Минпромторга «Стратегия развития торговли РФ на 2014-2016 гг. и период до 2020 года».

В нем рассматриваются следующие вопросы:

  • сельскохозяйственные рынки;
  • развитие торговли в России;
  • продовольственная поддержка населения, считающегося малообеспеченным.

Вопросами продовольственных карточек также занимается Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Основная цель – регулирование агропромышленного комплекса и рынка сельскохозяйственной продукции.

Программа введения продовольственных карточек все еще находится на стадии разработки, однако она уже близится к завершению и осуществлению в ближайший год.

Интересующие вопросы

Специалисты считают, что введение продуктовых карточек заметно улучшит положение граждан Российской Федерации, а также поддержит отечественную экономику.

Данные цели будут достигаться за счет того, что средства из бюджета государства можно будет тратить только на продукты российского производства.

В 2019-19 годах планируется введение в России электронных продуктовых карточек или сертификатов на покупку товаров.

На них ежемесячно будут перечисляться средства (различные в каждом регионе России), которые будут сгорать при неиспользовании. Такими картами можно будет расплачиваться в любом продуктовом магазине за товары первой необходимости.

Какая сумма будет выделяться

Старт программы Минпромторга в тестовом режиме назначен на вторую половину 2019 года. В полную силу нововведение вступит в 2019 году.

Размер выплат на одного участника программы составит около 10 тысяч рублей в год. Средства будут начисляться на электронные карты каждый месяц. Картой можно расплачиваться в продуктовых магазинах как обычной банковской картой.

Однако с нее нельзя переводить средства и снимать наличные, поскольку система обслуживается будет бальной.

Система поддержки будет заключаться в начислении баллов, при этом один балл будет эквивалентен одному рублю.

Гражданам будут предоставлены специальные пластиковые карты, на которые ежемесячно будут поступать баллы (от 850 до 1200 рублей в зависимости от региона проживания граждан). Не потраченные средства будут сгорать в конце месяца.

Пополнение карты может осуществляться и самим держателем, при этом около 40% от суммы собственного пополнения будет начисляться в качестве бонуса. А вывод наличных с карты будет невозможен во избежание траты средств на иные нужды.

Перечень продуктов, которые можно приобрести

Предоставляемые продуктовые карточки можно будет потратить только на определенные виды товаров, без которых нельзя составить сбалансированный рацион человека.

Минпромторг пока не представил точный перечень продуктов, однако известны товары, которые точно будут в него входить.

К ним относятся:

  • мясные и рыбные продукты;
  • хлебные изделия, мука;
  • яйца, молочные продукты;
  • соль, сахар, специи;
  • свежие овощи и фрукты;
  • сухофрукты;
  • вода;
  • растительное масло.

Также к числу предоставляемых продуктов могут добавиться корма для домашних питомцев, средства гигиены человека (мыло, стиральный порошок), семена и саженцы для дачников.

Рассматривается вопрос о внесении в список предоставляемых продуктов лекарственных препаратов. Безусловно, на алкогольную и табачную продукцию льгота распространяться не будет.

Важным моментом здесь является то, что на продуктовые карточки можно будет приобрести исключительно товары российского производства. Данное правило ввели для поддержки отечественных производителей и укреплении российской экономики.

Механизм оформления продуктовых карточек для малоимущих

Точный механизм оформления продуктовых талонов пока не известен. Однако, бесспорно то, что карта будет предоставлена только после официального подтверждения гражданином своего малообеспеченного состояния.

Основной требуемый документ при этом – справки, которые подтверждают низкий уровень доходов семьи. Также потребуется написать заявление и пройти собеседование со специалистом.

Документы на оформление продовольственных карточек необходимо будет предоставлять в органы социальной защиты населения по месту жительства.

Поддержка будет исключительно адресной, то есть ее смогут получить люди, которые официально признаны малоимущими.

После получения продовольственной карты, ей можно расплачиваться за покупки в продуктовых магазинах как обычной банковской картой.

Отличие лишь в том, что деньги нельзя переводить и снимать, а оплачивать можно только товары, находящиеся в перечне допустимых.

В конце месяца неиспользованные баллы будут сгорать. Данная функция введена во избежание накопления средств и стимулирования населения покупать свежие продукты.

Для тех, кто рожден в Советском Союзе, воспоминания о жизни в этой стране отнюдь не ограничиваются светлой ностальгией. Были там и минусы, особенно заметные на закате советской эпохи. И один из них – унизительные талоны на продукты и предметы первой необходимости. Граждане бывшего СССР прекрасно помнят эти маленькие, но такие важные для каждого кусочки бумаги, на которых было отпечатано название товара, количество, положенное на один талон, и штамп или печать выдавшей их организации.

Впрочем, талонная система, введенная в середине 80-х, – не первый опыт ограниченной выдачи населению жизненно важных продуктов. До этого талоны в СССР вводились, как минимум, трижды.

Немного истории

Впервые талонная система в СССР была введена в 1917 году в связи с проведением политики «военного коммунизма». Молодое советское государство, являясь, к тому же, участником Первой мировой войны, не в состоянии было обеспечить народ необходимым количеством продуктов. Отменили талоны на хлеб, крупы, сахар и подсолнечное масло (тогда они назывались продуктовыми карточками) лишь в 1921 году, когда страна перешла к НЭПу.

Повторно карточная система была введена в 1929 году: тогда ввели карточки только на хлеб. А двумя годами
позже, в 1931-м, Наркомат снабжения СССР по решению Политбюро ЦК ВКП(б) ввел карточную систему распределения продуктов и промтоваров первой необходимости для лиц, работающих в госсекторе, и их иждивенцев. Эти карточки были отменены 1 января 1935 года. Правда, на другой день после отмены продуктовых карточек цены на хлеб и муку поднялись вдвое.

Следующее введение карточек на основные продовольственные товары совпало с началом Великой Отечественной войны и продлилось до 1947 года. Отменялись продуктовые карточки постепенно, начиная с 1945 года. Последними были отменены карточки на сахар.

Талонная система «развитого» социализма


Многие непопулярные у народа решения партии и правительства преподносились в СССР как отклик на просьбы трудового советского народа. Вот и продуктовые талоны в середине 80-х годов были массово введены по всей стране «от имени народа» и «по просьбам трудящихся» в связи с дефицитом основных продуктовых и промышленных товаров. Такая формулировка кого-то веселила, но большинство – раздражала. Действительно, кто по доброй воле захочет потреблять меньше, чем привык? Но открыто спорить и возражать с «руководящей и направляющей» было не принято – себе дороже.

Надо сказать, что в некоторых регионах талоны на мясо, масло и сахар были введены раньше, в конце 70-х. А в 80-х их ввели уже повсеместно. Причем не всегда эти кусочки бумаги назывались талонами: часто на них было написано «Карточка покупателя», «Заказ», «Приглашение на получение» того или иного продукта с указанием полагающегося количества (в граммах, литрах или штуках в зависимости от вида товара). Это попахивало некоторым лицемерием, ведь никто ничего не заказывал, никто никого не приглашал купить мясо, сахар или крупу, да еще в строго обозначенном количестве – больше все равно бы не дали. Видимо, государство таким образом пыталось завуалировать свою неловкость перед гражданами и придать талонной системе хоть сколь-нибудь приличный вид.

Сначала давали по талонам мясо, колбасу, сливочное масло. Затем этот список пополнился сахаром и гречкой, а к 90-м в него добавились растительное масло, яйца, чай, соль и все крупы. С введением в СССР сухого закона к талонам на продукты добавились и карточки на спиртное: на одного взрослого человека в месяц полагалась бутылка водки и две бутылки вина. Причем покупали водку и вино не только пьяницы – они-то как раз не слишком горевали по поводу ограничений, с удовольствием вспомнив древнее искусство самогоноварения. Покупали спиртное и те, кто вообще не пил – так, на всякий случай: вдруг гости придут или сантехника вызвать придется. Были и такие трезвенники, кто ежемесячно отоваривался водкой для ее дальнейшей перепродажи втридорога – мелкие спекулянты, то есть. Привилегии существовали только в двух случаях: когда люди покупали спиртное для свадьбы или похорон. Да и то более двух ящиков водки не давали. То есть, чтобы купить спиртное в том количестве, в котором хочется, нужно было либо жениться, либо умереть.

Пик талонной системы пришелся на последние годы существования Советского Союза, когда инфляция проявилась во всей красе на пустых магазинных полках. В это время агонизирующее государство ввело талоны и на непродовольственные товары первой необходимости: хозяйственное и туалетное мыло, стиральный порошок, спички. Несколько лет по талонам выдавались и табачные изделия.


Талоны выдавались в домоуправлении в начале каждого месяца; обычно их получал на всю семью кто-то из домочадцев. Иногородние студенты получали продуктовые талоны у коменданта общежития. Кроме того, к концу 80-х, когда за неимением у предприятий денег стал практиковаться бартер (по-другому – натуральный обмен), профкомы ввели талоны на дефицитные товары, полученные заводом или фабрикой в качестве оплаты за свою продукцию. На одних предприятиях такие талоны выдавались лучшим работникам в качестве поощрения, на других разыгрывались в виде лотереи.

Талоны и «базарная» экономика

Поскольку не всем и не всегда был необходим гарантируемый государством продуктово-промтоварный набор, а талонов было жалко, смекалистый советский народ быстро сообразил, что из этой ситуации можно извлечь выгоду. Водку и вино, например, покупали все, включая молодых трезвенников и стареньких бабушек. Покупали, чтобы потом перепродать втридорога. Точно так же перепродавали на стихийных рынках и остальные товары, купленные по талонам. А часто продавали и сами талоны, не желая заморачиваться с покупками в магазине.

Предшествуя так называемой рыночной «базарная» экономика, спонтанно возникшая в конце 80-х – начале 90-х, была уникальным явлением. При тотальном дефиците на расплодившихся повсюду «блошиных» рынках можно было купить практически все: от отечественных мясных консервов и импортного нижнего белья до спортивных костюмов, дубленок и ковров.

После развала СССР, начиная с 1992 года, талонная система распределения товаров постепенно сошла на нет. Стихийный «отпуск» цен, которые буквально взбесились, почувствовав свободу, резкое падение уровня доходов у населения и распространение свободной торговли сделали свое дело: людям просто не на что стало покупать даже самое необходимое. Какие уж тут талоны…

Продуктовые карточки для малоимущих в 2019 году вводить в обиход не планируют, несмотря на неоднократное предложение стимулировать продовольственными талонами потребительский спрос и поддерживать малоимущие слои населения. Об этом сообщил член думского комитета по аграрным вопросам Аркадий Пономарев на Агрохолдингах России-2018.

Кто имеет право претендовать на льготу?

Запуск программы продуктового субсидирования планировался сначала в 2018, а потом в 2019 году. Несколько лет назад Минпромторг предложил создать в России систему дополнительного питания для малообеспеченного населения. На специальные банковские карты граждан этой категории предлагалось зачисляться средства, которые можно будет тратить на определенные отечественные продукты - свежие, скоропортящиеся. По мнению Пономарева, реализация этого предложения будет стимулировать внутренний спрос и развитие перерабатывающих отраслей.

Важное уточнение: Минпромторг собирался выдавать продуктовые карточки только тем гражданам, которые оказались за чертой бедности по воле внешних обстоятельств и могут это доказать. Тунеядцев, способных работать, но не желающих, государство точно содержать не станет. Рассчитывать на помощь также не следует россиянам, скрывающим свой реальный размер дохода и только притворяющимся бедными – фрилансерам, предпринимателям, владельцам подсобных хозяйств.

Если в 2020 году программа будет запущена, то как гражданину понять, может ли он принять участие в программе продуктовых карточек? Для этого ему нужно произвести некоторые простые расчёты.

    Сложить все доходы, которые получила его семья за последние 3 месяца. Льготы, субсидии, стипендии тоже нужно учитывать.

    Получившуюся сумму поделить на 3 – вывести среднее арифметическое.

    Поделить результат на количество членов семьи (включая детей и пенсионеров).

Если итоговое значение окажется ниже планки прожиточного минимума, можно смело претендовать на получение продуктовой карточки для малоимущих в 2020 году (при условии, что программу запустят).

Какие документы нужны для получения продуктовой карточки, Минпромторг не уточняет. Известно, что контроль за распространением карт будет вменён в обязанности органов социального обеспечения – у малоимущего гражданина не должно возникать вопроса, где получить продуктовую карточку, ведь с адресом местного отдела соцзащиты он наверняка знаком. Для оформления льготы придётся не только принести обязательные бумаги, но и пройти собеседование – своеобразную «проверку на вшивость». Каждого, кто получит продуктовую карточку в России, обяжут предпринять всевозможные усилия для поиска работы (при её отсутствии) – во избежание распространения тунеядства.

Ожидается, что перечень граждан, имеющих право на льготу, будет пересматриваться раз в 6 месяцев. Малоимущему гражданину придётся каждые полгода носить в соцзащиту документы, подтверждающие его льготный статус.

Что можно купить?

Обладатель продуктовой карты, увы, не сможет приобрести с её помощью любые продукты, которые бросятся в глаза – ему будет доступно только то, без чего ежедневный рацион россиянина невозможно представить. Точный перечень доступных продуктов Минпромторг предоставит при запуске программы. В список будут входить:

    Мясо и рыба.

    Яйца и молоко.

    Соль, сахар, специи.

    Овощи, фрукты, сухофрукты.

Кроме того, к числу «соцпродуктов» относятся корма для домашних животных, средства гигиены (мыло, стиральные порошок и прочее), семена и саженцы.

Льгота не будет распространяться на алкоголь и сигареты. Минпромторг категорично заявляет, что не собирается поддерживать вредные привычки россиян.

Обладатели карт также не смогут расходовать льготные средства на продукты-излишки – скажем, на конфеты. Малоимущему гражданину, желающему порадовать своего ребёнка сладостями, придётся тратить на это собственные деньги. Самой спорной позицией пока являются лекарства – Минпромторг не решил, стоит ли вводить их в перечень «соцпродуктов».

Тем россиянам, кому будут выдавать продуктовые карточки, следует обратить внимание на ещё одно ограничение: льготными средствами удастся оплатить только российскую продукцию. За счёт этого ограничения Минпромторг попытается «догнать и второго зайца» - а именно поддержать отечественных производителей и дать им преимущество в конкуренции с импортёрами.

Бальная система оплаты – что это?

Продовольственные сертификаты будут выпускаться в платёжной системе «Мир». На карточки государство станет перечислять вовсе не рубли, а бонусные баллы – ежемесячно в размере, эквивалентном сумме в 1200 или 1400 рублей. Обладателю продовольственного сертификата придётся мириться с рядом ограничений.

    Баллы нельзя накапливать. Если до конца месяца малоимущий гражданин не израсходует бонусные рубли целиком, остаток суммы сгорит.

    Баллы нельзя обналичить. Расплатиться бонусными рублями получится только в магазинах, участвующих в госпрограмме. Ожидается, что с 2019 года карточки будут принимать в некоторых столовых и кафе.

Минпромторг уточняет, что держатели карт смогут вносить на бонусные счета и личные средства. Зачем же продуктовые карточки малоимущим гражданам пополнять «своими кровными»? Хотя бы по следующей причине: государство обещает, что гражданин сможет получать от 30% до 50% от пополняемой суммы ежемесячно – это довольно солидный профит. Вот только что будет с личными средствами по истечении месяца и не сгорят ли они вместе с бонусными рублями, Минпромторг, видимо, сам ещё не решил.

Опыт СССР и зарубежных стран

Распространение «карточек для бедняков» – вовсе не инновационное решение для кризисной экономики. Можно говорить, что в Россию продуктовые карточки возвращаются – подобная система уже действовала в СССР.

Продуктовые карточки в СССР появились вместе с самим СССР – в 1917 году. Талонная система оплаты вводилась периодически, но связано это было вовсе не с повальной нищетой россиян (как сейчас), а с постоянными кризисами снабжения. Многие из продуктов в Советском Союзе признавались дефицитными – получить их удавалось только при наличии специального талона и только в ограниченном количестве (во избежание спекуляции). Пика талонная система в СССР достигла в период 1988 - 1991 гг., когда граждане не могли приобрести ни сахар, ни подсолнечное масло. С 1992 года продовольственные сертификаты стали исчезать ввиду распространения свободной торговли.

Но талонная система – отнюдь не пережиток прошлого. В нынешние времена практика предоставления малоимущим гражданам продовольственных сертификатов применяется во всём мире – в том числе в развитых странах.

    В США малообеспеченные граждане платят талонами за еду вот уже 50 лет, ежемесячно получая примерно по 115 долларов на человека. Американцы считают такую систему справедливой и отказываться от неё не собираются.

    В Великобритании талонная система вводилась после Второй Мировой войны из-за дефицита продовольствия. Программа была возобновлена в 2014 году.

    На Кубе продовольственные карты беднякам выдают уже свыше 50 лет, однако сейчас талонная система на Острове Свободы «дышит на ладан». Интересно то, что сигареты из числа «льготных» товаров на Кубе исключили только в 2016 году.

Продовольственные сертификаты внедряли и в современной России – на региональном уровне. Например, в 2013 году в Кировской области выпустили 3 тыс. продуктовых карточек для многодетных семей.

И эксперты рынка, и рядовые граждане в большинстве своём относятся к идее возродить в России систему продуктовых карточек для пенсионеров и других граждан, нуждающихся в материальной поддержке, положительно. Это подтвердил опрос, организованный ВЦИОМ: почти 80% респондентов высказались «за». Но если идея внедрить в экономику аналог талонной системы так хороша, с какой стороны ни посмотри, почему же Минпромторг медлит с её реализацией? Ответ на этот вопрос прост: государство пока не может найти деньги в количестве, достаточном для воплощения идеи в жизнь. По предварительной оценке, понадобится почти 70 млрд. рублей – отыскать такую сумму в стране с кризисной экономикой, увы, крайне проблематично.

Новое на сайте

>

Самое популярное