Домой Кредит на бизнес Ресурсообеспеченность железной руды в мире. Практическая работа "ресурсообеспеченность"

Ресурсообеспеченность железной руды в мире. Практическая работа "ресурсообеспеченность"

Предварительный просмотр:

Практическая работа

(Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс).

Пояснительная записка

Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН.

Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.

Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала.

Задачи , решаемые в ходе проведения практической работы:

  • обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме;
  • развивающая - способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности.
  • воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда.

В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность.

На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти.

В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов.

Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:

  • Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012.
  • В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
  • О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007
  • Интернет-ресурсы: www.priroda.su , www.rgo.ru

Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин.

Практическая работа

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

1 вариант

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Саудовская Аравия

35,8

Россия

Ирак

15,1

Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Россия

881,9

Бразилия

Австралия

Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади?

3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.

Регион

Коммунальные нужды, %

Промышленность, %

Сельское хозяйство, %

Европа

15,2

52, 4

32, 4

Россия

17,0

54,0

22,0

Африка

84,1

Азия и Тихоокеанский регион

11,4

81,3

Северная Америка

13,3

48,0

38.7

Латинская Америка и Карибский регион

19,0

10.3

70,7

Практическая работа

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

2 вариант

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Россия

США

25,4

Бразилия

49,3

Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

Страна

Площадь пашни, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Австралия

Канада

45,8

Бразилия

57,6

Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему?

3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему?

Выполнение практической работы

1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные:

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Саудовская Аравия

35,8

81,36

Россия

57,14

Ирак

15,1

116,15

Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = .

В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод - ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления .

2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран (по данным Приложения учебника) и вычислить обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = . Они получают следующие данные:

Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Россия

881,9

142,9

Бразилия

186,1

Австралия

20,3

Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.

3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий . В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира).

б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним - и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики.

Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.


Класс: 10

Презентация к уроку












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Изучение природных ресурсов и оценка ресурсообеспеченности стран минеральными ресурсами.

Ключевой вопрос. С чем связана неравномерность ресурсообеспеченности отдельных стран?

Задачи:

Образовательные:

  • дать понятие “ресурсообеспеченности”;
  • сформировать представление оклассификации природных ресурсов.
  • формировать умение определять степень ресурсообеспеченности стран, используя статистические данные с помощью программы Exsel/

Развивающие:

  • продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и делать выводы
  • развивать навыки принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство бережного отношения к природе;
  • способствовать проявлению интереса к совместной деятельности
  • вызвать заинтересованность к коллективной работе (работе в парах);

Оборудование: компьютеры по числу групп, мультимедийный проектор, учебник, презентация

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ, практикум

Формы работы на уроке:

  • групповые (в парах)
  • фронтальные

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Проверка присутствующих на уроке.

2. Проверка готовности к уроку.

1 СЛАЙД (Название темы урока)

ВВЕДЕНИЕ В УРОК (10 мин)

Сегодня на уроке перед нами стоит задача познакомиться с классификацией природных ресурсов и сформулировать определение “ресурсообеспеченность”, научиться определять ресурсообеспеченность стран ресурсами, используя таблицы Программы MicrosoftPowerPoint и Exsel. Нам предстоит выполнить практическую работу по вычислению ресурсообеспеченности стран нефтью, углем и железной рудой

2 СЛАЙД (План урока)

Природно-ресурсный потенциал территории (ПРП) – это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРП характеризуется размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие частные потенциалы.

Таким образом, когда мы говорим о природно-ресурсном потенциале территории, мы имеем в виду те природные ресурсы, которыми обладает данная территория. При оценке ПРП принято начинать с тех ресурсов, запасы которых особенно велики и имеют большое значение для экономики страны, региона или мира. Обычно сначала характеризуют минеральные ресурсы, затем – прочие виды: земельные, водные, лесные и т.д. Но что такое природные ресурсы?

3 СЛАЙД (Природные ресурсы)

Природные ресурсы – это компоненты природы, используемые человеком в процессе его хозяйственной деятельности.

Мини-исследование. Природные условия и природные ресурсы

Подумайте, в чем заключается различие понятий “природные условия” и “природные ресурсы”. Возможен ли переход из одной категории в другую?

Существует несколько подходов к классификации природных ресурсов. Ресурсы можно классифицировать по принципу их исчерпаемости, генезису, а также по способу хозяйственного использовании

4 СЛАЙД (Классификация ресурсов)

На основе генезиса, т.е. происхождения природных ресурсов выделяют минеральные, земельные, водные, биологические, космические, климатические и рекреационные ресурсы. В отдельную группу обычно выносят ресурсы Мирового океана, которые, в свою очередь, так же могут подразделяться на несколько групп. Эта классификация отображена на схеме

По способу хозяйственного использования ресурсы можно разделить на производственные и непроизводственные. Производственные ресурсы делятся на промышленные и сельскохозяйственные. К промышленным относят топливно-энергетические ресурсы, все виды промышленного сырья, а также водные, биологические и земельные ресурсы. Сельскохозяйственные ресурсы – это почвенные и агроклиматические. Ресурсы непроизводственной сферы – это рекреационные ресурсы, к которым относятся источники минеральных вод, благоприятные климатические условия, историко-культурные объекты и т.д. и т.п.

Более подробно остановимся на классификации по исчерпаемости

5 СЛАЙД(по исчерпаемости)

Рассмотрим Биологические ресурсы как исчерпаемыевозобновимые ресурсы.

6,7 СЛАЙД (Биологические ресурсы)

Лесистость – отношение лесопокрытой площади к общей площади. Процесс обезлесения, вырубка лесов,деградация лесных массивов, прежде всего тропических лесов,истончение озонового слоя, запылённость.Гибель лесов от пожара

Минеральные ресурсы по классификации относятся к исчерпаемым и невозобновымым, поэтому эти ресурсы рассматриваются на сколько лет их хватит.

8 СЛАЙД (минеральные ресурсы)

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Ресурсообеспеченность выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения формула

9 СЛАЙД (как вычислить ресурсообеспеченность)

Возьмите таблицу №1 и внимание на экран

10 СЛАЙД (Статистические данные по минеральным ресурсам)

В ней показано запасы, уровень добычи,можем ли мы судить сейчас о том,влияют ли данные богатство или показатели на бедность территории тем или иным видом ресурса.? Но таблице нетрудно подсчитать на сколько лет хватит данных запасов для каждой страны. При современном уровне добычи планета обеспечена данным видом ресурсов на срок примерно 50 лет. Но объемы добычи могут меняться, равно как и оценка разведанных запасов. Например, в начале 1980-х гг. разведенные запасы угля были оценены в 1,2 трлн т., а уже в конце 1990-х. выросли до 1,75 трлн т.

Расчет на душу населения обычно делают для земельных, водных и лесных ресурсов. Итак, мы познакомились с природными ресурсами и показателем “ресурсообеспеченность” и приступаем к практической работе.

Переходим к планированию работы.

ПЛАНИРОВАНИЕ (15 мин)

1. Выполняем в тетради схему классификации природных ресурсов по исчерпаемости.

2. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицы, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле: на листочках с таблицей №1

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;

  • выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
  • сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

После показа чернового варианта и проверке путем сравнения на слайде, можем приступать к работе на компьютере

ВЫПОЛНЕНИЕ (25 мин)

Задание 1. Создайте слайд со схемой природных ресурсов по исчерпаемости, посмотрев на пример в презентации учителя.

Подумайте над следующими вопросами после таблицы и обсудите их с партнером

Задание 2. Создайте слайд с диаграммой по ресурсообеспеченности стран нефтью, углем и железной рудой, предварительно рассчитав ресурсообеспеченность стран данными пр. ресурсами.

ВЫПОЛНЕНИЕ

  1. Запустите MicrosoftPowerPoint
  2. Создайте слайд “Пустой”
  3. Выбрать фигуру “Скругленный прямоугольник”
  4. Расположите его по центру сверху
  5. Копируйте прямоугольники столько раз сколько видов по исчерпаемости ресурсов
  6. Выбрать “надпись” и вписать название видов ресурсов в фигуры
  7. Создайте слайд “заголовок и объект”
  8. В центре слайда выберите добавление диаграммы, четвертую слева 1 ряда
  9. В таблице, что появилась справа от слайда с диаграммой запишите заголовки столбцов (в них записываете название ресурса)
  10. Запишите заголовки строк первого столбца (названия стран)
  11. Заполните ячейки полученных данных по ресурсообеспеченности.
  12. Закройте таблицу
  13. Сохраните презентацию в папке со своими именами на рабочий стол

Во время выполнения практической работы каждая группа создает 1-2 слайда

ПРОВЕРКА (5мин)

  1. Откройте презентацию и убедитесь, что в ней присутствуют все требуемые элементы
  2. Слайд со схемой природных ресурсов по исчерпаемости
  3. Слайд с диаграммой ресурсообеспеченности стран

ОБСУЖДЕНИЕ (10 мин)

  1. Приготовьтесь обсудить следующие вопросы:
  2. Что такое природные ресурсы, какие виды природных ресурсов вы знаете?
  3. Какие квалификации природных ресурсов вы знаете?
  4. Что такое ресурсообеспеченность. как ее вычислить?
  5. Помогла ли вам работа над диаграммой выявить ресурсообеспеченность стран?
  6. Что вам больше всего понравилось при работе на уроке? И почему?
  7. Как вы считаете справились ли вы сегодня с поставленными перед вами задачами?
  8. С какими трудностями вы столкнулись и почему?

Кто на первом месте по запасам? (США)

По добыче? (Китай)

Кому из стран на большее количество лет хватит? Почему? (У нее мало запасов, но и добыча небольшая)

  1. Если страна невелика по размерам, то означает ли это, что она слабо обеспечена природными ресурсами? Можно ли говорить о прямой зависимости между размерами территории страны и ресурсообеспеченностью?
  2. Какой расчет ресурсообеспеченности больше подходит к минеральным ресурсам и почему?
  3. Что такое ресурсообеспеченность и как ее вычислить?
  4. Общий вывод о размещении минеральных ресурсов и ресурсообеспеченности стран.

Вывод о роли ресурсообеспеченности в уровне экономического развития страны.

СИНКВЕЙН

  • Первая строка – тема урока, выраженная одним словом, обычно существительным.
  • Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными.
  • Третья строка – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.
  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
  • Пятая строка – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философской обобщение, повторяющее суть темы.

В ДНЕВНИК (2мин)

Оценки за урок и организационный конец урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Особенности урока по инновационной технологии международной программы Intel/

Девяносто процентов вашего времени на уроке должно быть посвящено фасилитации и только десять процентов – прямому обучению и инструктированию. В этом модуле вы познакомитесь с навыками фасилитатора, необходимыми для ведения этого курса.

Фасилитация(от англ. facilitate – помогать, облегчать) - способ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие-либо навыки.

Фасилитатором сейчас называют тренера (или любого другого “обучателя”), основная выполняемая задача которого, состоит в стимулировании и направлении процесса поиска информации. При традиционном же образовании учитель сам выдает ученику всю необходимую информацию. Самостоятельный поиск информации гораздо сильнее мотивирует ученика и обеспечивает гораздо более эффективное усвоение найденной информации и приобретенных навыков.

Фасилитация обучения включает множество навыков, таких, как умение слушать и говорить, задавать вопросы, наблюдать и контролировать процесс, поощрять, вдохновлять и вмешиваться в происходящее. Учитель должен овладеть всеми этими навыками. Ученикам они тоже пригодятся, поскольку им придется работать с другими ребятами.

Структура урока

В каждом уроке есть общие этапы, скажем, все они начинаются введением и заканчиваются заполнением дневника. А вот то, что происходит между ними, зависит от темы урока. Далее следует подробное описание типичного учебного занятия продолжительностью 150 минут. Указывается примерная продолжительность каждого этапа учебного занятия.

Введение (10 минут) Введение в урок (5 минут)

Обсуждение вопросов рефлексии прошлого занятия и домашнего задания по записям в дневнике

Знакомство с заданием (5 минут)

На этом этапе учитель дает учащимся прочитать вступительную главу к занятию, где, как правило, содержатся основные понятие и термины, связанные с заданием, над которым предстоит работать в течение урока. Учитель может прокомментировать наиболее важные моменты или сам сделать введение в урок. Однако, лучше ограничиться короткой обратной связью, чтобы проверить понимание прочитанного.

Планирование (30 минут)

Ученики обсуждают вопросы раздела “Планирование” и записывают ответы

Полезно вернуться к вступительной статье к заданию, чтобы уточнить, что требуется сделать и внимательно рассмотреть иллюстрацию. При этом ученики не должны копировать примеры в учебнике.

Учителю следует напомнить, где в справочном руководстве (Путеводителе) можно найти ответы на возникающие вопросы.

Прежде чем приступить к работе на компьютере ученики должны показать преподавателю эскиз, набросок на бумаге того, что они собираются выполнить.

Выполнение (75 минут)

Ученики работают над заданием, точно следуя шагам инструкции.

Учитель следит, чтобы ученики рационально использовали время, не задерживаясь слишком долго на украшательстве работы (выбор шрифтов, заливки и т.д.), оставив для этого время в конце занятия. Учитель не должен давать ответы на вопросы, связанные с технологией создания работы, он может лишь проверить, правильно ли ученик пользовался справочным руководством.

Проверка (5 минут)

Ученики сверяют выполненную работу с обязательными требованиями, перечисленными в разделе “Проверка”. В случае необходимости они могут внести все нужные дополнения или изменения.

Учитель должен заранее предупредить о том, что время предусмотренное на выполнение задания, заканчивается

Обсуждение (15 минут)

Ученики под руководством учителя обсуждают вопросы раздела “Обсуждение”. Учитель может предложить и свои вопросы, основываясь на своих наблюдениях за работой учеников или на ключевых моментах содержания или технологии выполнения задания.

Можно разрешить ученикам посмотреть работы друг друга. Как правило, один ученик остается у компьютера, а другой проходит по классу. Затем они меняются местами.

Дневник (15 минут)

Ученики обмениваются впечатлениями о прошедшем занятии, о том, какие трудности пришлось преодолеть, что показалось самым интересным и полезным.

Второй вопрос посвящен следующему занятию. Как правило, здесь же дается домашнее задание.

Все свои мысли ученики записывают в дневник. Это может быть блог, специальный файл в текстовом редакторе или электронный учебник.

Положение о выполнении практической работы

Практическая работа должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, красная строка 1,5 см, выравнивание по ширине, поля 3 – 2 – 1,5 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также, как и листы приложения.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги).

Структура работы

    Титульный лист.

    Задание, план.

    Ход работы.

    Список литературы.

Тема: « Оценка ресурсообеспеченности одной стран мира» (страна по выбору учащихся)

Цель работы: 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.

Задание : Пользуясь планом дать оценку ресурсообеспеченности отдельных стран мира.

План

    Минеральные ресурсы

    Земельные ресурсы

    Водные ресурсы

    Лесные ресурсы

    Ресурсы Мирового океана

    Агроклиматические ресурсы

    Космические ресурсы

    Рекреационные ресурсы

Ход работы:

1. Минеральные ресурсы

1) Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах),

З – запасы,

Д – добыча

Ресурсообеспеченность отдльных стран некоторыми видами минерального сырья

Таблица 1.

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Добыча

(млн. тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

(название выбранной страны)

Германия

Саудовская Аравия

Бразилия

Австралия

2) Сравните ресурсообеспеченность страны, отдельными видами минеральных ресурсов, с другими странами мира и сделайте вывод.

    Земельные ресурсы (типы почв; обрабатывающие земли в%; луга и пастбища в %; ресурсообеспеченность на душу населения).

    Водные ресурсы (названия рек, озёр; запасы водных ресурсов и их использование; ресурсообеспеченность на душу населения).

    Лесные ресурсы (площадь лесов; лесистость; лесной пояс; виды лесов).

    Ресурсы Мирового океана (биологические; минеральные).

    Агроклиматические ресурсы (характеристика по карте атласа стр. 6).

    Космические ресурсы (альтернативные источники энергии).

    Рекреационные ресурсы (природно-рекреационные и культурно-исторические).

а) Какими ресурсами наиболее и наименее обеспечена страна (оформить в виде таблицы)

б) Какие ресурсы отсутствуют, как пополняются или чем заменяются (оформить в виде таблицы)

Таблица 2.

Название ресурсов

Оценка ресурсов

Минеральные

Земельные

Мирового океана

Агроклиматические

Космические

Рекриационные

в) Экологическая политика

Таблица 3

Загрязнение окружающей среды

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа» №143

Практическая работа

Тема: «Оценка ресурсообеспеченности Индии»

Выполнила:

Ученица 10 м класса

Кузминова В. А.

Проверил:

учитель географии

Буркова О. Н.

г. Красноярск 2015 г.

Задание: Определить ресурсообеспеченность отдельных стран мира.

    Минеральные ресурсы.

    Земельные ресурсы.

    Водные ресурсы.

    Лесные ресурсы.

    Ресурсы Мирового океана.

    Агроклиматические ресурсы.

    Рекреационные ресурсы.

Таблица 1. Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

Страна

Запасы

(млрд.тонн)

Добыча

(млн.тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные

руды

нефть

уголь

железные

руды

нефть

уголь

железные

руды

Германия

Саудовская

Бразилия

Австралия

Индия по ресурсообеспеченности отдельных видов минеральных ресурсов таких, как нефть, газ и железные руды, уступает некоторым странам.

Таблица 2. География размещения минеральных ресурсов.

Виды минеральных ресурсов

Районы размещения

Природный газ

Ассамский бассейн, Камбейский бассейн, штат Гуджарат и шельф Аравийского моря в районе Бомбея

Каменный уголь

Штат Бихар, Западный Бенгал и штат Мадхья-Прадеш

Марганцевые руды

Штаты Мадхья-Прадеш и Махарашта

Железные руды

Кудремукх, Маюрб-хандж, Дург, Байладила, Гоа, Беллари-Хоспет, Бабабудан, Салем.

Титановые руды

Штаты Керала и Тамилнад, Бихар

Медные руды

Штат Бихар и штат Кхетри

Алюминиевые руды

Штаты Орисса и Андхра-Прадеш, также штаты Бихар, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Тамилнад и Гуджарат

Хромовые руды

Штаты Орисса

Полиметаллические руды

Раджпура-Дариба, Мохия-Магра, Завар, Борам-Магра

Бихарский-слюдоносный, Раджастханский и Неллурский районы

Штат Орисса, Раджастхан, Керала

Магнезит

Район Алморы и штат Тамилнад

Типы почв: красноземы, красные ферраллитные, черные глинистые, латериты. Обрабатываемые почвы – 57,1%(в общем земельном фонде); луга и пастбища – не более 5%. Ресурсообеспеченность – 0,2 га.

Наиболее значительные реки: Ганг, Инд, Брахмапутра, Годавари, Нармада, Маханади, Кришна, Кавери. Самое большое озеро – Вулар в Кашмирской равнине. Запасы водных ресурсов – 1880 км3. Подземные воды для Индии – это важный источник текущего потребления, прежде всего для сельскохозяйственных нужд, большая часть (80%) сточных вод используется для орошения. Ресурсообеспеченность 2.5-5 тыс.м3/на душу населения.

Площадь лесов составляет 78,4 млн. га. Лесистость страны – 24%. Леса Индии подразделяются на две группы – тропические леса в пределах Индостана и леса умеренного типа, покрывающие склоны Гималаев на высотах более 1500 м над у.м.

Использование биологических ресурсов мирового океана: добыча рыбы, моллюсков, ракообразных, некоторых видов водорослей. Индия – одна из крупных рыбопромысловых стран мира. Все большее развитие получает искусственное разведение на морских фермах и плантациях некоторых видов моллюсков и водорослей. Минеральные ресурсы добываются на морском дне Индийского океана (нефть, газ, фосфориты, строительные материалы, железомарганцевые конкреции). На побережье Индии распространены золотоносные и платиновые пески.

Агроклиматические условия на большей части Индии благоприятные и позволяют заниматься земледелием круглый год. Для большинства районов характерно обилие тепла (тропический пояс 8000 градусов). Обилие тепла в условиях муссонного субтропического и тропического климата позволяет собирать на значительной площади 2-3 урожая в год. На территории Индии присутствуют засушливая (слабозасушливая 0,55-1,0; засушливая 0,33-0,55), влажная (к.у.=более 1,0) и сухая (к.у.=менее 0,33). Также на территории страны теплая зима +15 - +5.

Индия страна слаборазвитая и она вынуждена стимулировать развитие солнечной и ветряной энергетики для удовлетворения своих постоянно растущих потребностей. Первая частная ветряная электростанция – Pandian Chemicals на химическом заводе в городе Мадурае. Индия начала строительство самой большой в мире солнечной электростанции. Также здесь имеется приливная электростанция. Атомный электростанции: АЭС «Кайга», АЭС «Какрапар», АЭС «Куданкулам», АЭС «Мадрас», АЭС «Нарора», АЭС «Раджастан».

Индия считается наиболее перспективным рекреационно-туристических стран. В целом в Индии можно выделить 4 туристическая области: Северную, Восточную, Западную и Южную. Они различаются всем комплексом рекреационных условий и ресурсов - от естественных до культурно-исторических. Каждая из этих областей привлекательна для туристов по-своему. Также сейчас в Индии развивается медицинский туризм. Индия - родина буддизма. Сюда приезжают на поклонение буддисты со всего мира. Но в самой Индии приверженцы буддизма составляют 1% населения. В музеях Индии собраны коллекции народной живописи, древнейшие рукописи на пальмовых листьях, астрологические таблицы, древние манускрипты. Каждая картина переносит в яркий своеобразный мир индийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата», или в обстановку пышных рад-жпурских приемов, королевских охот, сражений, или открывает сцены из жизни и работы крестьян в давно ушедшие времена. Богаты музеи коллекциями прикладного искусства Индии - резьбой по кости и дереву, ювелирными изделиями из бронзы, серебра и золота. Народы Индии сохранили памятники культового назначения - храмы, мавзолеи, мечети, дворцы, форты. Сохранившиеся древние мечети - Кутб-Минара в Дели, Накхода с филигранными минаретами в Калькутте; дворец Ветров в Джайпуре (штат Раджастан); мавзолей Тадж-Махал в Агре был построен в 1653 году по приказу султана Шах Джахана в память о его жене Мумтаз Махал. Эта гробница - вечная дань мужчины любимой женщине. Мавзолей Типу Султана в Картанаке - живописное украшение мусульманских мастеров. Индуистские храмы штата Картанаке в Белуре, Халебиде и Сомнаткуре относят к числу жемчужин индийской архитектуры, Шива-итский храм Кандарья Махадео - живое осязаемое воплощение «золотого века» Индии. Индийское искусство в своей основе религиозно. Две тысячи лет назад в Индии был создан трактат о танце. В Индии существует четыре школы классического народного танца, на основе народных традиций создан индийский балет. Блестящим литературным памятником является книга-наставление по вопросам этики, политики и любви «Тирику-рал», автор его - Тируваллувар, живший в IV - V в. Классиком индийской культуры признан писатель-гуманист Рабин-дранат Тагор, его произведения известны всему миру. Он создал в 1901 г. школу, которая с годами стала главным просветительским центром Индии.

Таблица 3. Ресурсообеспеченность.

Название ресурсов

Оценка ресурсов

Пополнение или замена ресурсов

Минеральные

Земельные

Пополнение

Мирового океана

Агроклиматические

Космические

Рекреационные

Таблица 4. Экологическая политика.

Загрязнение окружающей среды

Пути решения экологических проблем

Загрязнение атмосферы

Изгнание из города транспортных средств, работающих на природном газе; строительство метро; усиление выбросов для частных и коммерческих транспортных средств, запретить жечь костры в городе и начать использовать систему оповещения о смоге.

Загрязнение гидросферы

Постоянный мониторинг за качеством воды и состоянием канализационной системы.

Загрязнение литосферы

Использование очистных сооружений.

Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность - соотношение количества имеющихся на определённой территории природных ресурсов и того, насколько широко эти ресурсы используются. Измеряется количеством лет, за которые будут использованы природные ресурсы, имеющиеся на определённой территории. В Китае - на 52,2 года (114500: 2190 = 52,2). В Индии − на 217 лет, Украине - на 432 года.

Ответ: АБВ.

Ответ: АБВ

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2012 по географии.

Используя таблицу, сравните обеспеченность стран углём. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Пояснение.

А) Китай 114 500: 2190 = 52 лет

Б) Индия 92 445: 426 = 217 лет

В) Украина 32 153: 79 = 407 лет

Ответ: АБВ.

Ответ: АБВ

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2013 по географии.

Пояснение.

1) Россия 124,4 га: 143 чел = 0,9 га/чел.

2) Австралия 50,3: 23 = 2,2 га/чел.

3) Япония 4,4: 128= 0,03 га/чел.

Ответ: 312.

Ответ: 312

Источник: ЕГЭ по географии 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добыче.

1) Австралия 7644: 415 = 184 года

2) Германия 40 699: 189 = 215 лет

3) Украина 33 873: 87 = 389 лет

Ответ: 123.

Ответ: 123

Источник: ЕГЭ по географии 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность возобновимых ресурсов рассчитывается на душу населения.

1) Казахстан 22,7: 17 = 1,3 га/чел.

2) Украина 33,3: 46 = 0,7 га/чел.

Ответ: 321.

Ответ: 321

Источник: ЕГЭ по географии 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.

Используя данные таблицы, сравните обеспеченность стран пахотными землями. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность возобновимых ресурсов рассчитывается на душу населения.

1) Нигерия 30,2: 135 = 0,22 га/чел.

2) Индия 166,1: 1130 = о,15 га/чел.

3) Казахстан 34,8: 15,3 = 2,27 га/чел.

Ответ: 213.

Ответ: 213

Источник: ЕГЭ по географии 13.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 1.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

1) Украина 33 873: 87 = 389 лет

2) ЮАР 30 156: 255 = 118 лет

3) Польша 5709: 140 = 41 год

Ответ: 321.

Ответ: 321

Источник: ЕГЭ по географии 13.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.

Используя данные таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран природным газом. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность определяется делением запасов полезного ископаемого на его добычу.

1) Алжир 4500 млрд: 78 млрд = 58 лет

2) США 8500: 650 = 13 лет

3) Катар: 25 000: 147 = 171 год

Ответ: 213.

Ответ: 213

Источник: ЕГЭ по географии 13.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.

Используя таблицу, сравните ресурсообеспеченность стран углём. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добычи.

1) ЮАР 30 156: 255 = 118 лет

2) Казахстан 33 600: 166 = 202 года

3) Индонезия 5529: 325 = 17 лет

Ответ: 312.

Ответ: 312

Источник: ЕГЭ по географии 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.

Используя таблицу, сравните ресурсообеспеченность стран пахотными землями. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

1) Канада 45,4: 34,1 = 1,3 га/чел.

3) Индия 160,0: 1242 = 0,12 га/чел.

Ответ: 321.

Ответ: 321

Источник: ЕГЭ по географии 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.

Используя таблицу, сравните ресурсообеспеченность стран пахотными землями. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность возобновимых ресурсов рассчитывается на душу населения.

1) Индия 160,0: 1242 = 0,12 га/чел.

3) Бразилия 57,6: 197 = 0,29 га/чел.

Ответ: 132.

Ответ: 132

Источник: ЕГЭ по географии 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 3.

Используя данные таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран углём. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добычи.

2) Украина 33 873: 87 = 389 лет

3) Австралия 76 400: 415 = 184 года

Ответ: 132.

Ответ: 132

Источник: ЕГЭ по географии 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.

Используя дан­ные таблицы, срав­ни­те ре­сур­со­обес­пе­чен­ность стран углём. Рас­по­ло­жи­те стра­ны в по­ряд­ке уве­ли­че­ния по­ка­за­те­ля ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

1) Китай 114 500: 3520 = 33 года

2) Укра­и­на 33 873: 87 = 389 лет

3) Ав­стра­лия 76 400: 415 = 184 года

Ответ: 132.

Ответ: 132

Источник: ЕГЭ по географии 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 5.

Используя таблицу, срав­ни­те ре­сур­со­обес­пе­чен­ность стран углём. Рас­по­ло­жи­те стра­ны в по­ряд­ке уве­ли­че­ния по­ка­за­те­ля ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность опре­де­ля­ет­ся от­но­ше­ни­ем за­па­сов к добыче. По­лу­ча­ем ко­ли­че­ство лет, на ко­то­рые хва­тит сырья при таком уров­не за­па­сов и добычи.

1) ЮАР 30 156: 255 = 118 лет

2) Ка­зах­стан 33 600: 166 = 202 года

3) Ин­до­не­зия 5529: 325 = 17 лет

Ответ: 312.

Ответ: 312

Источник: ЕГЭ по географии 13.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1.

Используя дан­ные таблицы, срав­ни­те ресурсообеспеченность стран пашней. Рас­по­ло­жи­те страны в по­ряд­ке увеличения по­ка­за­те­ля ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ по­лу­чив­шу­ю­ся последовательность цифр.

Пояснение.

Ресурособеспеченность воз­об­но­ви­мых ресурсов рас­счи­ты­ва­ет­ся на душу населения.

1) Ка­на­да 45,4: 35 = 1,3 га/чел.

2) США 176,0: 312 = 0,6 га/чел.

3) Индия 160,0: 1242 = 0,1 га/чел.

Ответ: 321.

Ответ: 321

Источник: ЕГЭ по географии 13.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2.

Используя таблицу, сравните ресурсообеспеченность стран пахотными землями. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

Ресурособеспеченность возобновимых ресурсов рассчитывается на душу населения.

1) Индия 160,0: 1242 = 0,1 га/чел.

2) Казахстан 22,7: 17 = 1,3 га/чел.

3) Бразилия 57,6: 197 = 0,3 га/чел.

Ответ: 132.

Ответ: 132

Источник: ЕГЭ по географии 13.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.

Используя таблицу, сравните обеспеченность стран углём. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добычи.

1) Китай: 114 500: 2190 = 52 лет

2) Индия: 92 445: 426 = 217 лет

3) Украина: 32 153: 79 = 407 лет

Ответ: 123.

Ответ: 123

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2014 по географии.

Используя дан­ные таблицы, срав­ни­те обес­пе­чен­ность стран нефтью. Рас­по­ло­жи­те стра­ны в по­ряд­ке воз­рас­та­ния в них по­ка­за­те­ля ресурсообеспеченности, на­чи­ная со стра­ны с наи­мень­шим зна­че­ни­ем этого

показателя.

Запишите в таб­ли­цу по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

Пояснение.

Обеспеченность опре­де­ля­ет­ся де­ле­ни­ем за­па­сов на добычу.

1) Нор­ве­гия 1100: 128 = 8

2) Ни­ге­рия 4900: 120 = 40

3) Рос­сия 11 000: 480 = 22

Ответ: 132.

Ответ: 132

Источник: Демонстрационная вер­сия ЕГЭ-2015 по географии.

Используя дан­ные таблицы, срав­ни­те обес­пе­чен­ность стран при­род­ным газом. Ответ запишите в по­ряд­ке воз­рас­та­ния ре­сур­со­обес­пе­чен­но­сти.

Пояснение.

Обеспеченность опре­де­ля­ет­ся делением за­па­сов на добычу.

1) Ка­на­да 2100: 189 = 11 лет

2) Ни­дер­лан­ды 1770: 77 = 23 года

3) Ве­ли­ко­бри­та­ния 1300: 84 = 15 лет

Ответ: 132.

Ответ: 132

Используя дан­ные таблицы, срав­ни­те обес­пе­чен­ность стран при­род­ным газом.

Расположите стра­ны в по­ряд­ке воз­рас­та­ния ресурсообеспеченности, на­чи­ная со стра­ны с наи­мень­шим зна­че­ни­ем этого показателя. Запишите в ответ по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

Пояснение.

Обеспеченность определяется на количество лет делением запасов на добычу.

1) Алжир 3700: 89 = 41год

2) Индонезия 2100: 72 = 29 лет

3) Норвегия 1700: 92 = 18 лет

Ответ: 321.

Ответ: 321

Используя дан­ные из приведённой ниже таблицы, срав­ни­те ре­сур­со­обес­пе­чен­ность стран па­хот­ны­ми землями. Рас­по­ло­жи­те стра­ны в по­ряд­ке воз­рас­та­ния в них по­ка­за­те­ля ресурсообеспеченности, на­чи­ная со стра­ны с наи­мень­шим зна­че­ни­ем этого показателя.

Запишите в ответ по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

Пояснение.

1) США 160: 314 = 0,5

2) Китай 11: 1350 = 0,008

3) Нигерия 36: 170 = 0,2

Ответ: 231.

Ответ: 231

Ис-поль-зуя дан­ные из при-ведённой ниже таб-ли-цы, срав­ни­те ре­сур­со­обес­пе­чен­ность стран нефтью. Рас­по­ло­жи­те стра­ны в по­ряд­ке воз­рас­та­ния в них по­ка­за­те­ля ре-сур-со-обес-пе-чен-но-сти, на­чи­ная со стра­ны с наи­мень­шим зна­че­ни­ем этого по-ка-за-те-ля.

За-пи-ши-те в ответ по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

Пояснение.

Ре­сур­со­обес­пе­чен­ность опре­де­ля­ет­ся от­но­ше­ни­ем за­па­сов к до­бы­че. По­лу­ча­ем ко­ли­че­ство лет, на ко­то­рые хва­тит сырья при таком уров­не за­па­сов и до­бы­чи.

1) США 3,7: 352 = 0,01

2) Бразилия 2,2: 114 = 0,02

3) Ни­ге­рия 5,0: 117 = 0,04

Ответ: 123.

Ответ: 123

Используя дан­ные таблицы, срав­ни­те обес­пе­чен­ность стран вод­ны­ми ресурсами. Рас­по­ло­жи­те стра­ны в по­ряд­ке воз­рас­та­ния в них по­ка­за­те­ля ресурсообеспеченности, на­чи­ная со стра­ны с наи­мень­шим зна­че­ни­ем этого показателя.

Практические работы по географии для учащихся 10-11 классов

Кощина Елена Анатольевна

МОУ «Погореловская СОШ»

Пояснительная записка.

Практическая работа учащихся на уроках географии - один из важнейших элементов приобретения знаний, умений, навыков. Она во многом зависит от мастерства учителя: найти главное, выделить его, дать анализ –составные части самостоятельной работы старшеклассников.

Настоящее методическое пособие состоит из 12 практических работ по курсу «Экономическая и социальная география мира» под редакцией В.П. Максаковского для 10-11 классов. Каждая работа рассчитана на 1 урок.

В условиях модернизации образования встает сложная проблема содержания образования по каждому учебному предмету. Не обошла эта проблема и географию. Каждый творческий учитель решает ее по -своему.

Основываясь на дидактические принципы развития личностно- ориентированного обучения, представленный курс практических работ для 10-11 классов. подразумевает не только передачу ученикам определенной системы знаний и умений, но и приобретение ими навыков самостоятельной добычи информации.

Целью данного методического пособия является:


  • усиление практической направленности уроков школьной географии в старшей школе

  • развитие у учащихся навыка самостоятельной работы с различными источниками знаний.
При разработке пособия учтен собственный педагогический опыт. Апробация практических работ прошла в 2006-07 учебном году и дала положительные результаты в оценке качества знаний учащихся 10-11 классов.

Ценным считаю то, что на этих уроках ученики с большим удовольствием занимались практической исследовательской деятельностью, учились делать самостоятельно выводы, постигая такую многогранную и увлекательную науку как география.

Практическая работа № 1.

Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (ТЭК).


№ п\п

Страна

Нефть, млрд. т

Газ, трлн. м3

Уголь, млрд. т

Р

З

Д

Р

З

Д

Р

З

Д

1

Россия

6,7

0,3

4,8

0,5

202

0,1

2

США

3,8

0,3

4,5

0,5

445

0,9

3

Канада

1,5

0,1

2,2

0,1

15

0,03

4

Китай

4,0

4,0

1,6

0,3

296

1

* Примечание.

З- запасы; Д- добыча; Р- ресурсообеспеченность.

2. Сделать вывод о ресурсообеспеченности и развитии экономики страны.
Практическая работа №2.

Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира.


  1. Экономико-географическое положение страны.

  2. На основании данных атласа дай оценку минеральным ресурсам страны.

  3. На основании данных атласа дай оценку водным ресурсам страны.

  4. На основании данных атласа дай оценку лесным и земельным ресурсам страны.

  5. Сделай общий вывод о ресурсообеспеченности страны.
* Примечание.

1 вариант-США

2 вариант- Россия

3 вариант-Китай

Практическая работа № 3.

Тема: Характеристика политико- географического положения страны.



  1. Оценка ресурсной базы экономики страны:

    • Минеральные ресурсы

    • Лесные ресурсы

    • Водные ресурсы

    • Земельные ресурсы.

  2. Дай характеристику отраслей специализации страны.

  3. Сделай анализ политической ситуации в данной стране.

  4. * На контурную карту нанеси « горячие точки» планеты (опережающее домашнее задание).

Практическая работа №4.

Тема: Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй и основные формы административно –территориального устройства».

На основании материала учебника и данных атласа заполни следующую таблицу:

Практическая работа №5.

Тема:Объяснение процессов воспроизводства населения в странах мира.


  1. Экономико- географическое положение страны.

  2. Охарактеризовать процессы воспроизводства населения в данных странах.

  3. Объяснить причины различий и сходств в процессах воспроизводствах.

  4. Сделать вывод о связи воспроизводства населения с экономическим развитием этих стран.
* Примечание.

1 вариант- Россия и Китай

2 вариант-Италия и Корея

3 вариант-Швеция и Малайзия

4 вариант-США и Вьетнам

Практическая работа №6.

Тема: Объяснение региональных и отраслевых различий в структуре занятости населения

стран мира.


  1. Указать тип воспроизводства в каждой стране, по атласу определить среднюю плотность населения.

  2. Указать различия в структуре занятости населения представленных стран, используя данные таблицы.

  3. Объяснить причины различия занятости населения.

  4. Сделать общий вывод.
* Примечание.

1 вариант-США и Индонезия

2 вариант-Китай и Нигерия

Занятость населения (в%).


№ п\п

Страна

Аграрный сектор

Добыв. пром.

Обраб. пром.

Строитель

ство


торговля

Сфера услуг

1

США

8

4

5

17

19

47

2

Индонезия

54

3

2

5

11

25

3

Китай

7

12

56

6

11

8

4

Нигерия

42

4

6

3

26

19

Практическая работа №7.

Тема: Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран мира (в виде таблицы)


Страна

Страна

ЭГП

ЭГП



Численность населения и районы с большей плотностью.



Тип воспроизводства, есть ли прирост населения.



Возрастной и половой состав населения.



Занятость населения, доля городского и сельского населения.



Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами.

* Примечание.

1 вариант- Канада и Алжир

2 вариант- Германия и ОАЭ.
Практическая работа №8.

Тема: Объяснение причин миграционных процессов.


  1. Установить направления миграционных потоков в пределах указанной территории.

  2. Показать на контурной карте стрелками направление миграционных потоков.

  3. Объяснить причины миграционных потоков.
* Примечание.

1 вариант-Европа

2 вариант -Северная Америка

3 вариант- Азиатское пространство.
Практическая работа № 9.

Тема: Характеристика центров мирового хозяйства.


  1. Проведи анализ условиям (климатическими, географическими, природными), которые способствовали формированию этого экономического центра.

  2. Составь в виде круговой диаграммы структуру отраслей хозяйства этого экономического центра и сделай общий вывод о преимущественном направлении.

  3. Перечисли основные статьи экспорта и импорта данного экономического центра.

  4. К каким международным группировкам относится этот экономический центр.
* Примечание.

1 вариант-Европа

2 вариант-Азия

Практическая работа №10.

Тема: Составление картосхемы « Региональные и отраслевые группировки стран мира».


  1. Нанеси на контурную карту страны данной группы, обозначив их определенным цветом.

  2. Заполни таблицу и сделай вывод о наличии одинаковых отраслей экономики:

  1. Сформулируй основные причины формирования этих отраслей (ресурсы, население, транспорт).

  2. Сделай общий вывод о структуре экономики этой группы стран.
* Примечание.

1 вариант- страны доиндустриальной экономики

2 вариант- страны индустриальной экономики

3 вариант- страны постидустриальной экономики

Практическая работа №11.

Тема:Составление картосхемы «Угольная промышленность мира»


  1. На контурной карте обозначить 10 стран- лидеров по добыче угля.

  2. Обозначить основные направления международных грузопотоков угля.

  3. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче угля.

  4. Выделить главные угледобывающие страны, не являющиеся экспортёрами угля.

Практическая работа №12.

Тема: Составление картосхемы «Металлургия мира».


  1. На контурной карте обозначить 10 стран- лидеров по добыче железной руды.

  2. Указать основные направления международных грузопотоков железной руды.

  3. Обозначить 10 стран- лидеров по производству стали.

  4. Отметить 5 стран-лидеров по производству первичного алюминия (методом кардиограммы).

  5. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче железной руды и производству стали.

Новое на сайте

>

Самое популярное