Домой Кредит на бизнес Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Унитарные предприятия на праве хозяйственного веденья

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Унитарные предприятия на праве хозяйственного веденья

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" в соответствии с Федеральным законом "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского". От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" в соответствии с Федеральным законом "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт".

(см. текст в предыдущей редакции)

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения - это предприятие, которое создается по решению государственного органа или органа местного самоуправления.

Отличительной чертой хозяйственного ведения и права оперативного управления является то, что они могут возникнуть на основании односторонних действий субъекта «вышестоящего» вещного права (вещное право учредителя). Так, по общему правилу, субъект права оперативного управления или права хозяйственного ведения может быть создан и собственником имущества, и другим субъектом права хозяйственного ведения или оперативного управления.

В Гражданском кодексе определение унитарного предприятия указаны два основных признака:

Первый признак: унитарное предприятие - это коммерческая организация, т. е. основной целью данного юридического лица закладывается извлечение прибыли. Унитарное предприятие является субъектом гражданского права, и в этом оно принципиально отличается от понятия предприятия как имущественного комплекса (ст. 152 ГК), являющегося объектом права. Предприятие как имущественный комплекс продолжает свое существование и при создании унитарного предприятия. Но в этом случае оно одновременно становится объектом двух вещных прав: права собственности субъекта, создавшего унитарное предприятие, и производного от него вещного права, принадлежащего самому унитарному предприятию. Юридическая грань, отделяющая государственное или муниципальное унитарное предприятие как субъект, от предприятия как объекта гражданского права, весьма трудно определима. Это обусловлено тем, что предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, само является действующим "организмом", самостоятельно участвующим в экономических отношениях, несущим собственные права и обязанности, предполагающим наличие коллектива работников.

Второй признак: унитарное предприятие не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником такового остается субъект, создавший унитарное предприятие. И в этом состоит отличие унитарного предприятия от иных хозяйствующих субъектов. Так, муниципальное унитарное предприятие представляет собой сложный имущественный комплекс. Сложность заключается в том, что муниципальное предприятие не обладает правом собственника в отношении имущества, закрепленного за ним, но обладает правом хозяйственного ведения в отношении муниципального имущества. В этом случае предприятие, выступающее в гражданских правоотношениях, наделяется муниципалитетом полномочиями собственника в отношении переданного имущества.

Обеспечение стабильного, долговременного исполнения унитарными предприятиями и учреждениями функций, возложенных собственником, достигается посредством следующего кардинального отличия права хозяйственного ведения и права оперативного управления от других вещных прав. Они предоставляют для своих субъектов, как право собственности для собственника, максимально возможный для данного субъекта объем правомочий на конкретный объект права. Возможность быть носителем указанных прав, как и права собственности, является в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ неотъемлемым элементом правосубъектности юридического лица. Следует признать, что фактически (с экономической точки зрения) хозяйственное ведение и оперативное управление - это собственность соответствующих лиц, так как данные институты есть вещные права на собственное имущество организации.

Устав унитарного предприятия должен также содержать сведения о размере его уставного фонда (если таковой подлежит созданию), о порядке и источниках его формирования, о направлениях использования прибыли, получаемой унитарным предприятием, и иные предусмотренные законом сведения. Как и для хозяйственных обществ, для унитарных предприятий установлено правило о том, что при уменьшении стоимости чистых активов ниже размера его уставного фонда собственник должен принять решение о соответствующем уменьшении уставного фонда. Если же их стоимость окажется ниже минимального размера уставного фонда, установленного законом, учредитель должен ликвидировать предприятие. При уменьшении уставного фонда учредитель обязан письменно уведомить об этом кредиторов предприятия. Права кредиторов, как и в хозяйственных товариществах и обществах, обеспечены возможностью требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения убытков. ГК и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях предусмотрена возможность создания унитарных предприятий двух видов. В зависимости от того, на каком вещном праве за унитарным предприятием закрепляется имущество собственника, выделяют предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в соответствии с содержанием этого права самостоятельно распоряжается произведенной им продукцией, а также движимым имуществом, находящимся в его хозяйственном ведении, если иное не установлено законодательством. Недвижимым имуществом предприятие может распоряжаться лишь с согласия собственника. При этом сделки по распоряжению закрепленным за предприятием имуществом не должны лишать его возможности осуществлять уставную деятельность. Собственник имущества такого предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение. Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. Исключением является субсидиарная ответственность собственника в случае несостоятельности (банкротства) унитарного предприятия, наступившей вследствие выполнения указаний собственника. Минимальный размер уставного фонда таких унитарных предприятий определен Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. К моменту государственной регистрации унитарного предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен учредителем.

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Также унитарное предприятие не имеет права без согласия собственника заключать договоры простого товарищества.

В последнем абзаце пункта 4 статьи 18 Закона об унитарных предприятиях говорится о том, что перечень сделок, совершение которых без согласия собственника имущества прямо запрещено законодательством, может быть расширен посредством включения дополнительных условий в устав государственного или муниципального предприятия. Закон об унитарных предприятиях никак не ограничивает виды этих сделок и их размер. Не установлены и какие-либо обстоятельства, при наступлении которых в устав унитарного предприятия могут быть включены дополнительные условия. На практике это, по-видимому, будет означать, что контроль за осуществлением сделок с имуществом будет ужесточен в отношении тех унитарных предприятий, деятельность которых является недостаточно эффективной. Причем, условия будут жестче там, где руководство предприятия проявляет некомпетентность или создает условия для того, чтобы у собственника имущества создалось мнение о личной заинтересованности руководства предприятия в ухудшении финансовых показателей его деятельности.

Унитарные предприятия, а также учреждения в силу ст. 299 ГК РФ могут устанавливать и прекращать соответствующие их организационно-правовой форме права обособления собственного имущества теми же способами, что и субъекты права собственности. В связи с этим должна быть обеспечена законодательная возможность для учреждений и унитарных предприятий выступать в качестве покупателей государственного и муниципального имущества в процессе приватизации.

Унитарные предприятия и учреждения, так же как и собственник, действуют по своему усмотрению и в своих интересах (п. 2 ст. 1, ст. 9, ст. 209 ГК), но, в отличие от собственника, ограничены не только законом, правами и интересами других лиц, но и волей самого собственника в пределах, указанных в законе.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения – это предприятие, которое создается по решению государственного органа или органа местного самоуправления.

Особенности унитарного предприятия:

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, который утверждается собственниками предприятия.

Имущество, переданное унитарному предприятию, зачисляется на его баланс, и собственник не имеет в отношении этого имущества прав владения и пользования.

Движимое имущество (оборудование, готовая продукция) находятся в полном распоряжении унитарного предприятия.

Действия, которые должен совершить собственник-учредитель

Назначить директора;

Утвердить устав унитарного предприятия;

Реорганизовать или ликвидировать унитарное предприятие в случае его убыточной деятельности;

Осуществлять контроль за использованием и сохранностью имущества;

Получать часть прибыли от использования переданного унитарному предприятию имущества.

Действия, которые унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника-учредителя:

Продавать недвижимое имущество;

Сдавать его в аренду;

Вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный капитал других обществ и товариществ.

Унитарное предприятие на праве оперативного управления

Унитарное предприятие на праве оперативного управления – это федеральное казенное предприятие, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Особенности унитарного предприятии на праве оперативного управления:

Учредительный документ – устав, утверждаемый Правительством РФ;

Собственник-учредитель вправе изъять излишнее имущество, неиспользуемое имущество, а также имущество, используемое не по назначению;

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника;

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления (состоят в содержании и объеме полномочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущества):

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, то есть предприятие функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении, чем предприятие, основанное на праве оперативного управления;

Учредители унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не отвечают по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда в банкротстве предприятия виноват сам учредитель. При несостоятельности казенных предприятий Правительство РФ несет субсидарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества. Из этого вытекает, что унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, в принципе не может быть банкротом.

Также выделяют некоммерческие организационно-правовые формы предприятий:

Потребительские кооперативы;

Общественные и религиозные организации;

Учреждения;

Ассоциации.

Наименование предприятия Особенность формы Ответственность по обязательствам
Потребительский кооператив Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами и имущественных паевых взносов. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах внесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
Общественные и религиозные организации (объединения) Общественные и религиозные организации - добровольные объединения граждан, объединяющихся на основе общественности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Члены этих организаций не отвечают по обязательствам общественных и религиозных, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
Фонды Это некоммерческие организации, учрежденные гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующих социальные, благотворительные, культурные, образовательные и или иные общественно-полезные цели. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Может заниматься предпринимательской деятельностью, для достижения общественно полезных целей.
Учреждения Организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, финансируемые им полностью или частично. Учредители отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по их обязательствам несет собственник.
Общественные и некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организации Они сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам а размере и порядке, предусмотренным учредительными документами ассоциации.

Объединения предприятий

В современной экономике превалируют такие формы корпоративных отношений, как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы, консорциумы. Каждая из названных форм имеет как общие черты, свойственные всякому объединению, так и свои особенности. Все они направлены на использование преимуществ крупного капитала, но отличаются друг от друга:

Конкретными стратегическими целями и текущими задачами, которые ставятся объединением;

Структурой участников;

Существующими имущественными и правовыми отношениями.

Процесс объединения предприятий на временной или постоянной основе принимает форму кооперации или концентрации.

Кооперация предполагает принятие предприятиями совместных решений для достижения совместных целей, без создания при этом общего органа управления. Обычно этот процесс проходит на договорной основе без потери предприятиями своей хозяйственной и юридической самостоятельности. Объединение предприятий на основе кооперации может быть представлено в виде различных организационных форм, таких как картели, синдикаты, пулы, холдинги.

Интеграция предприятий на основе концентрации проводится на основе централизации и концентрации их хозяйственных средств или капиталов. Этот процесс связан с отказом предприятий частично или полностью от своей финансово-хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприятия или вновь создаваемого общего органа управления.

На основе принципа концентрации образуются такие объединения, как синдикаты, тресты, концерны и другие разновидности.

Ассоциации и союзы предприятий

В экономической деятельности, то есть объединения предприятий разного вида в ассоциации (союзы).

Ассоциации или союзы создаются на договорной основе для координации предпринимательской деятельности, а также в целях представительства и качестве основной цели своей деятельности извлечения прибыли. Поэтому ассоциации (союзы) не являются коммерческими организациями. Если же у участников возникает решение возложить на ассоциацию ведение какой-либо хозяйственной деятельности, у них существуют следующие альтернативы:

§ Преобразовать ассоциацию в хозяйственное общество или товарищество;

§ Создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Ассоциации и союзы разного вида, создаются на договорной основе. Главный принцип их образования - добровольность вложения предприятий. Предприятия при этом сохраняют права юридических лиц и могут по своему желанию выходить из ассоциации (союза) на условиях, предусмотренных уставом. При этом сохраняется их ответственность по обязательствам перед партнерами по ранее заключенным договорам.

Цель создания ассоциативных структур состоит в осуществлении совместных дорогостоящих инвестиционных проектов, взаимном обслуживании участников ассоциации.

Хозяйственные ассоциации могут включать предприятия не только одной, но и нескольких разных отраслей промышленности, иметь региональное или местное значение.

Значительное место в функционировании хозяйственных ассоциаций занимают разработка общей политики развития, отстаивание общих позиций и интересов членов ассоциаций в законодательных и исполнительных органах власти всех уровней, подготовка кадров, организация конференции и выставок, конкурсов. По желанию участников хозяйственные ассоциации могут представлять их интересы в отношениях с государственными и местными органами, министерствами ведомствами, другими организациями и учреждениями.

Имущество ассоциации является совместным для её членов. В целях образования ассоциативного объединения более чем двух предприятий, организаций, решивших создать ассоциацию, формирует учредительную комиссию. Она рассматривает заявки юридических лиц, желающих вступить в ассоциацию, готовит проекты устава ассоциации и учредительного договора. Устав такого объединения предприятий утверждается её учредителями.

В рыночной капиталистической экономике укоренились различные виды ассоциативных организационных структур (Рис.2.1.)

Рис.2.1. Виды ассоциативных организаций.

Предприятия могут объединяться в консорциум во имя осуществления заманчивого, сулящего высокую прибыль проекта, но требующего для своей реализации крупных капиталовложений, отвлекаемых на длительный срок при высокой степени риска.

Предполагающее создание синдиката позволяет устранить конкуренцию между участниками в области закупок сырья и сбыта товаров. Для осуществления перечисленных управленческих функций создается (в форме, например, общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества) специальный орган в качестве дирекции синдиката. Другой вариант организации синдиката предполагает передачу этих функций одному из участников договорного объединения.

Орган, производящий сбыт и закупки, собирает все заказы на продукцию предприятий синдиката и распределяет их в соответствии с квотами, зафиксированными в договоре. Коммерческая самостоятельность членов синдиката утрачивается полностью, а производственная - частично. Предприятия синдиката юридически самостоятельны. Участниками синдиката могут быть не только предприятия, но и объединения, концерны, тресты.

Следует отметить, что классическое определение треста не соответствует сложившейся практике использования этой организационно-хозяйственной формы в нашей стране, например строительные тресты.

Концерн как форма обычно монопольного типа, позволяющая использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования. В нашей стране концерны чаще всего создаются на базе крупных государственных предприятий и

объединений.

Эти организационно-хозяйственные структуры благодаря масштабам концентрации капитала, производственным мощностям, широким возможностям диверсификации производства в принципе способны выгодно перераспределять инвестиционные ресурсы, концентрировать их в наиболее рентабельных, окупаемых направлениях.

Итак, в определении концерна основополагающими являются две черты:

1. Концерн включает несколько юридически самостоятельных предприятий.

2. Предприятия объединяются под общим руководством.

Отдельные общества, входящие в концерн, несмотря на их юридическую самостоятельность в рамках концерна, проводят единую хозяйственную политику, исходящую от руководства концерна. Хотя юридическое единство отсутствует, достигается экономическое единство.

Виды концернов

По направленности слияния предприятий можно различать горизонтальные, вертикальные и конгломеративные концерны. При горизонтальном слиянии происходит объединение предприятий, специализирующихся на одной и той же стадии производства или сбыта (например, объединяются две пивоварни). При вертикальном слиянии объединяются предприятия, специализирующихся на предшествующих и последующих стадиях (например, сеть ресторанов приобретает пивоварню). Если слияние охватывает предприятия разных сфер и отраслей, то говорят о конгламеративном слиянии (например, банк приобретает пивоварню).

По отношению к предприятиям, входящим в концерн, различают следующие виды концернов (рис.2.2.)

Рис.2.2. Виды концернов.

1. Концерны подчинения. В этом случае ведущее и одно или несколько зависимых предприятий объединяются под общим руководством ведущего предприятия.

2. Координирующие концерны. В этом случае под общим руководством находятся несколько юридических самостоятельных предприятий, так что каждое предприятие не зависимо от других. Единое руководство при этом выражается в том, что независимые предприятия в целях соблюдения общих интересов подчиняются совместному органу.

3. Концерны подчинения на практике встречаются значительно чаще, чем координирующие концерны. Организационный вид концерна подчинения может привести к возникновению их различных вариантов.

· Концерн присоединения. Главенствующие и зависимые предприятия экономически полностью интегрированы, но юридическая самостоятельность зависимого предприятия при этом не утрачивается.

· Договорный концерн. Он возникает в силу заключения договора о фактическом владении одного предприятия другим. Этот договор регулирует организационные отношения между головной компанией и дочерним обществом, таким образом, что в нем определяются полномочия руководства головного предприятия. По договору дочернее общество обязуется делать отчисления из своей прибыли головному предприятию.

· Фактический концерн. Он образуется в результате фактического главенствования в делах другого предприятия. Договорных отношений не существует, однако имеется единое руководство, которое осуществляется благодаря тому, что руководство концерна проводит свои интересы через личное участие в наблюдательном совете и правлении дочернего предприятия.

Долевое участие в паевом капитале является основным инструментом основания концерна подчинения. Участие в паевом капитале имеет место в том случае, если, например, какое-либо общество имеет долю в основном капитале акционерного общества.

Объединения в СССР и в России

В СССР в 70-х годах была проведена реформа управления в промышленности, в результате стали по решению правительства создаваться производственные и научно-производственные объединения.

Предполагалось, что они станут основой ускоренного научно-технического развития. Эти производственные объединения представляли собой единый производственно-хозяйственный комплекс, в состав которого входили предприятия, научно-исследовательские, конструкторские, технологические организации и другие производственные объединения, имеющие технологическую общность процессов производства и территориальную близость. Целью таких объединений являлось повышение общей эффективности производства всех подразделений.

Практически каждое такое объединение было монополистом в своей сфере. Предприятия, вошедшие в объединение, в одних случаях теряла свою самостоятельность, в других - сохраняла.

При переходе России к рынку многие объединения распались, произошла ликвидация частей монополий, разделение их на ряд самостоятельных предприятий. Но во второй половине 90-х годов в промышленности стали возникать новые крупные рыночные организации - добровольные объединения в форме концернов. Создавались они преимущественно "сверху", т.е. включение в состав концерна предприятий, полностью охватывающих целые отрасли, например, в газовой промышленности ("Газпром"), энергетическом машиностроении ("Энергомаш"), химическом машиностроении ("Технохим") и т.д.

Современные формы финансово-промышленной интеграции.

На Западе финансово-промышленная интеграция развивалась в течении

всего ХХ века. Это объяснялось ростом концентрации и централизации производства, необходимостью постоянного осуществления крупных капиталовложений в науку и технические преобразования предприятий, потребностью усиления рыночных позиций и устойчивости при циклических колебаниях. С другой стороны, банки, накапливая значительные финансовые средства, нуждались в усилении взаимосвязей с промышленными компаниями для снижения риска в предоставлении своих кредитов.

В России в ходе приватизации было прекращено государственное финансирование предприятий. Своих финансовых ресурсов у предприятий не хватало, поэтому они первыми ощутили острую потребность в объединении усилий производственных и финансовых структур.

Финансово-промышленные объединения получали возможность расширять производство, осуществлять научно-технические программы, обновлять номенклатуру выпускаемой продукции, снизить вероятность банкротства, усилить позиции на международном рынке. Объединение промышленного и финансового капитала является насущной проблемой России, так как при переходе к рынку проявилось негативная тенденция обособления оборота финансового капитала от производственного, широкого распространения бартерного обмена. Это затрудняло переход к росту промышленности, ослабляло денежный капитал, банки.

В мировой практике объединения финансового и промышленного капиталов происходит в форме конгломератов.

Конгломерат - разновидность концерна, возникшая в результате поглощения большого количества компаний, организационно не связанных между собой. От обычного концерна конгломерат отличается большими масштабами диверсификации производства и большим объемом финансовых операций. Диверсификация (разнообразие) - проникновение специализированных фирм в другие отрасли производства, сферу услуг и т.п., в результатах чего возникают многоотраслевые комплексы.

В состав конгломерата входят промышленные, страховые, инвестиционные компании и крупные банки, которые осуществляют покупку контрольных пакетов акций промышленных компаний. В качестве материнской компании конгломерата могут выступать концерн, банк или холдинговая компания.

Холдинг - держательная компания (hold-держать), владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления.

Контрольный пакет акций - основная форма участия в капитале предприятия, обеспечивающая безусловное право принятия или отклонение определенных решений на общем собрании акционеров, пайщиков и органов управления. Контрольный пакет акций дает холдинговой компании преимущественное право голоса. Благодаря этому она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших конгломератов.

Холдинговая компания - это вершина пирамиды, состоящая из дочерних компаний (их контрольные пакеты акций входят в состав холдинговой компании). Дочерние компании являются юридически самостоятельными.

Существует два типа холдингов: финансовый и управленческий.

1. Финансовый холдинг.

Политика участия финансовой холдинговой компании в делах другого предприятия имеет характер помещения капитала и служит в первую очередь для финансирования дочерних обществ. Доля участия в паевом капитале других предприятий не играет роли. Решающим является скорее то, что основное общество предоставляет юридически самостоятельным участникам существенную автономию в отношении принятия предпринимательских решений. Дополнительными функциями холдинговой компании является административная деятельность и контроль.

2. Холдинг управления.

В этом случае холдинговая компания дополнительно к вышеописанным задачам берет на себя единое руководство юридически самостоятельными предприятиями, входящими в конгломерат. Руководство осуществляет основное общество. Заключается договор о фактическом владении главенствующей организации другими предприятиями и договор об отчислениях из прибыли.

Холдинги могут быть рассмотрены и с точки зрения их состава. Тогда выделяют чистые и смешанные холдинги. Чистый холдинг состоит из головной компании и дочерних предприятий, контрольные пакеты акций которых сосредоточены у руководства головной компании. Смешанный холдинг в головной системе может иметь крупный банк, промышленную и инвестиционную компании, которые занимаются не только финансовыми функциями, но и предпринимательской деятельностью.

Финансово-промышленные группы (ФПГ).

В экономике стран с развитым рыночным механизмом эти группы активно образовались с середины хх в. Они представляют собой совокупность крупных банков, промышленных компаний, страховых обществ и других организаций, охватывающих своим влиянием значительные сферы хозяйственной деятельности. ФПГ может включать в свой состав несколько концернов, которые имеют взаимные экономические интересы. Обычно такая группа компаний образуется вокруг мощного банка, который сосредоточивает в своих руках пакеты акций различных компаний. Последние также владеют пакетами акций друг друга и банков, возникает перекрестное владение акциями.

В США, например, существуют также ФПГ, как Морчановская, Рокфеллеровская, Меллоновская и др., в Японии - "Мицубиси", "Мицун", "Сумитомо", и т.д., в Германии - группа Флика и др.

Благодаря соглашениям о разделении труда и сфер деятельности, кооперации усилий в отраслях хозяйства, кредитованию обмена, приобретению акций члены ФПГ экономически и финансово взаимосвязаны. Нахождение в составе группы не является препятствием для самостоятельного развития компаний, что и является основой для возникновения конкурентных отношений между ними. Таким образом, взаимоотношения участников даже наиболее централизованных и консолидированных групп характеризуются как сотрудничество плюс конкуренция.

Гигантские масштабы деятельности ФПГ не позволяют применять внутри них централизованные методы регулирования. Участники ФПГ координируют свои действия с целью ограничения конкуренции между ними, добиваются надежности поставок и сбыта, стремятся к эффективному использованию капитала. Важное место в деятельности групп занимает взаимопомощь. Эталоном в этой области являются японские фирмы "Мицубиси" и Сумитомо". За последние десятилетия ни одна из основных компаний, входящих в эти объединения, не потерпела банкротства.

В России в соответствии с законом о ФПГ, введенным 30 ноября 1995г под ФПГ понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора об организации группы в целях технологической или экономической интеграции для повышения эффективности производства создания новых рабочих мест.

Насущная необходимость создания ФПГ в России заключается в следующем.

1. В период приватизации и акционирования предприятий были разработаны многие производственные объединения и разрушены взаимосвязи между предприятиями.

2. Резко ослабел инновационный и инвестиционный процесс на предприятий в силу нехватки капитала.

3. Снизились возможности получения банковского кредита для развития производства.

Создание ФПГ позволяет ускорить научно-технический прогресс на предприятиях; замедлить рост цен на продукцию, уменьшить инфляционные ожидания предприятий; обеспечить предприятиям возможность перехода к оптимальной схеме кредитования по всей технологической цепочке. Создание ФПГ выгодно и финансовым кругом. Длительное время финансовые организации, прежде всего коммерческие банки, функционировали на основе краткосрочных кредитов (коротких денег). Снижение темпов инфляции и доходности краткосрочных операций заставляет банки более внимательно рассматривать перспективу долгосрочного сотрудничества с промышленными предприятиями.

На современном этапе возможны следующие направления формирования ФПГ:

1. Приобретение банками крупных пакетов акций предприятий.

2. Предоставление банками долгосрочных кредитов предприятиям.

3. Покупка долгов предприятий финансовыми организациями.

4. Передача акций предприятий в трастовое управление банкам. Это выгодно предприятиям в том случае, если оно испытывает затруднения в привлечении инвестиций, но не решается или не желает продать свои акции, но перекладывает ответственность за привлечение инвестиций на банк. Передача акций в управление банку создает предпосылки для льготного кредитования предприятия, так как переданные в управление акции могут рассматриваться банком как залоговое обеспечение кредита.

Получение акций в трастовое управление выгодно и банку, так как сфера контроля над предприятием расширяется и одновременно увеличивается гарантия возвратности кредитов, полученных предприятием.

В настоящее время в экономике России действует ряд ФПГ, такие, как "Интеррос", "Магнитогорская сталь", "Нижегородские автомобили", "Уральские заводы", "Еврозолото", "Газпром", "Каскол".

Например, группа компаний "Каскол", владеющая акциями авиастроительного завода "Сокол" (производитель самолетов МиГ), завода "Росвертол" (транспортные вертолеты Ми 26), нижегородского завода "Гидромаш", единственного в России производителя шасси для авиационной техники, в 1999г приобрела также имущество Дукатского ГОКа, а в 2000г - акции ульяновской компании "Волга-Днепр", крупнейшего в мире авиа перевозчика сверхтяжелых и крупногабаритных грузов. Кроме того, что группа получила в управлении 80% акций Северо-западного морского пароходства и разрабатывает и разрабатывает программу строительства 12 танкеров для российских нефтяных компаний.

К 1999г в стране было зарегистрировано 75 ФПГ, включающих 1212 компаний, более 160 финансово-кредитных учреждений, занято 4 млн. человек из 13 млн. человек, работающих в промышленности, произведено было 10% ВВП. В дополнение к зарегистрированным возникло множество неформальных ФПГ, которые базируются на перекрестном владении акций. Зарегистрированные группы строятся на координации производственной деятельности и долгосрочных контактах.

Создание ФПГ в России оказало положительное влияние на рост производства, позволило выжить предприятиям в сложных условиях экономического и финансового кризиса. Прежде всего это происходило благодаря большей доступности кредитных ресурсов по более низким, чем рыночные, ценам, кроме того, в рамках ФПГ действовала достаточно эффективная контрактная система хозяйствования.

Однако надежды, возлагавшиеся на ФПГ, оправдались не полностью. Во-первых, государство рассматривало ФПГ в роли "двойных коров", используя их финансы в качестве источника поступлений в государственный бюджет за счет покупки ими ГКО и налогов. Во-вторых, ФПГ, формировавшиеся вокруг крупнейших банков, оказались крайне уязвимы от финансового кризиса.

Российские ФПГ имеют функциональную структуру, включающие три уровня:

I. - управляющая материнская компания - "мозговой", контролирующий и координирующий центр ФПГ, где определяется стратегия развития, финансовая и бюджетная политика группы;

II. - компании, образующие финансовую инфраструктуру группы, которая необходима для реализации выбранной стратегии и финансовой политики ФПГ, для аккумуляции и распределения в заданном направлении финансовых средств компаний, входящих в группу.

III. - производственные предприятия торговли материальная база любой ФПГ, где создаются основные материальные ценности.

В качестве управляющей материнской компании может выступать банк, концерн, холдинговая компания, производственное предприятие.

Если в качестве таковой выступает банк, то он обычно концентрирует акции деловых компаний, образуя контрольный пакет акций, контролирует их финансовые потоки, т.к. расчетные счета компаний находятся в данном банке. Если управляющая компания - производственное предприятие, то владение контрольным пакетом акций недостаточно для управления финансовыми потоками. Необходимо для этого использовать подконтрольный концерну банк или финансовую компанию.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предприятие – основное звено рыночной экономики. Виды, организационно – правовые формы организаций предприятий

Предприятие самостоятельный хозяйственный субъект экономики производящий продукцию выполняющий работы и..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:


[Гражданский кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 114]

1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

2. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

3. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4. Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

5. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

6. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

7. Исключен.

7. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.


1 комментарий к записи “Статья 114 ГК РФ. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения”

    Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

    Комментарий к статье 114

    1. Как уже отмечалось в комментарии к ст. 113 ГК РФ, нормы Кодекса являются базовыми, основополагающими, но не единственными, посредством которых регулируется деятельность унитарных предприятий. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» содержит значительное количество требований к деятельности унитарных предприятий, многие из которых даже не упомянуты в ГК РФ. Кроме того, важные нормы, касающиеся унитарных предприятий, расположены в гл. 19 ГК РФ.
    2. В качестве единственно возможного собственника имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, может выступать либо Российская Федерация, либо субъект Федерации, либо муниципальное образование соответственно. Сам термин «унитарное» означает, что имущество едино, неделимо ни между сособственниками, ни между членами трудового коллектива.
    3. В качестве органа, принимающего решение о создании предприятия, как правило, выступает орган, уполномоченный управлять государственным или муниципальным имуществом: министерство по управлению имуществом либо комитет по управлению имуществом соответственно. Указанные функции могут быть переданы и иным государственным органам или органам местного самоуправления. Указанные органы, кроме того, утверждают уставы предприятий.
    4. Минимальный размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определен в настоящее время Законом об унитарных предприятиях. Он должен быть не менее суммы, равной 5000-кратному МРОТ, установленному законодательством на дату государственной регистрации государственного унитарного предприятия. Для муниципального унитарного предприятия требования к размеру уставного фонда меньше — он должен быть не менее 1000 МРОТ.
    Порядок формирования уставного фонда предприятия также определен Законом об унитарных предприятиях. В ст. 13 Закона сказано, что уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Причем уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.
    При этом кредиторы или иные заинтересованные лица не могут требовать от собственника имущества оплаты уставного фонда. По одному из судебных дел конкурсный управляющий обратился с иском к субъекту Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, правительству области о взыскании за счет казны долга по оплате уставного фонда государственного унитарного предприятия. В судебном акте было отмечено, что поскольку законодательством не предусмотрена возможность понуждения к оплате уставного фонда, следует отказать в удовлетворении заявленного иска.
    ———————————
    Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 декабря 2005 г. N А28-6014/2005-226/17.

    5. Закон конкретизирует основания и порядок действия собственника имущества предприятия в том случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше установленного этим законом минимального размера уставного фонда (сегодня он равен 5000-кратному и 1000-кратному МРОТ) и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда. В этом случае собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия. При этом требования относительно стоимости чистых активов предприятия определяются применительно к дате его государственной регистрации в качестве юридического лица, а сама стоимость чистых активов — на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Применительно к унитарным предприятиям понятие «чистые активы» нормативно не установлено. В то же время существует Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. N 10н/03-6/пз. Исходя из анализа нормативного акта можно предположить, что по аналогии стоимость чистых активов предприятия — это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов предприятия, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.
    6. В комментируемой статье предусмотрены важные гарантии прав кредиторов в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятия.
    Во-первых, предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. В случае отсутствия таких уведомлений кредитор может поставить вопрос о признании ликвидации предприятия недействительной.
    Во-вторых, любой из кредиторов вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.
    7. В п. 7 комментируемой статьи изложено общее для большинства юридических лиц правило: учредитель или собственник имущества юридического лица не отвечает по его обязательствам, что в равной мере справедливо и для ответственности самого предприятия по обязательствам дочернего предприятия, которое было им учреждено.
    В соответствии со ст. 37 Закона об унитарных предприятиях созданные унитарными предприятиями до вступления его в силу дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в срок не более шести месяцев с даты вступления в законную силу. При этом указание в статье на ограничение ответственности по обязательствам дочернего общества нельзя рассматривать как разрешение на его создание в настоящее время. Очевидно, речь может идти только о том периоде, пока такие дочерние предприятия еще не были присоединены к основным предприятиям, поскольку после присоединения все обязательства дочернего предприятия переходят к основному.

Унитарное предприятие- коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).

Гражданский кодекс Российской Федерации ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Подраздел 2. ЛИЦА Глава 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА § 4. Государственные и муниципальные унитарные

Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

2. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

3. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4. Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ)

5. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

6. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

До принятия Закона об унитарных предприятиях на праве оперативного ведения могли создаваться только федеральные казенные предприятия. Теперь это могут быть и иные государственные, а также муниципальные предприятия.

Согласно Закону об унитарных предприятиях казенные предприятия учреждаются лишь в ограниченном числе случаев, указанных в п. 4 ст. 8 этого закона, в частности: если значительная или преобладающая часть производимой ими продукции (работ, услуг) предназначена для государственных или муниципальных нужд; при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности государства, стратегических интересов России.

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятие субъекта РФ и муниципальное казенное предприятие - органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, притом необязательно в связи с ликвидацией предприятий с правом хозяйственного ведения (как это было до принятия Закона об унитарных предприятиях). По смыслу Закона об унитарных предприятиях казенное предприятие может быть создано на базе имущества унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения:

В результате его преобразования в казенное предприятие, т.е. путем изменения вида предприятия в рамках одной организационно-правовой формы унитарного предприятия (изменение вида предприятия не является его реорганизацией);

Путем реорганизации предприятий в форме слияния, разделения, выделения и созданием в результате этого казенных предприятий;

В результате ликвидации предприятия с правом хозяйственного ведения и создания на базе оставшегося после ликвидации имущества казенного предприятия.

Учредительным документом казенного предприятия является его Устав, утвержденный уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления.

Казенное предприятие, как и любая другая коммерческая организация, имеет фирменное наименование. Его полное фирменное наименование на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание собственника его имущества - РФ, субъект РФ или муниципальное образование.

Казенное предприятие может быть преобразовано по решению собственника в государственное или муниципальное учреждение. В отличие от преобразования его в предприятие с правом хозяйственного ведения, влекущего лишь изменение вида предприятия в рамках одной организационно-правовой формы унитарного предприятия, преобразование в учреждение является формой реорганизации предприятия.

Казенное предприятие, включенное в Прогнозный план (программу) приватизации, может быть преобразовано в открытое акционерное общество. В таком случае реорганизация осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. В настоящее время вопросы приватизации регулируются, в частности, такими законодательными актами, как Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред.

От 31.12.2005) «О приватизации государственного и муниципального имущества», ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. От 05.01.2006) «Об акционерных обществах», ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. От 03.06.2006) «Об иностранных инвестициях в РФ», Письмо Минимущества РФ от 06.06.2002 № АБ-2/10099 «О приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий».

Казенное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника, если оно не включено в прогнозный план (программу) приватизации. Ликвидация казенного предприятия может последовать также по решению суда - по основаниям, предусмотренным ГК РФ и другими федеральными законами.

Производственный кооператив (ст.107-112), подобно Т и О, представляет собой коммерческую организацию, основанную на началах членства. Но в отличии от Т и О кооперативы рассчитаны не только и не столько на объединение имущества участников, сколько на их совместное личное участие в деятельности созданной ими организации. Отсюда и распределение полученного дохода между участниками главным и исключительным образом по труду, не пропорционально имущественным вкладам, а также наличие у каждого участника 1 голоса при решении всех общих вопросов (принцип полного равенства в управление общими делами).

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение не являющихся предпринимателями граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом (или ином) участии и объединении определенных имущественных (паевых) взносов при их личной ограниченной субсидиарной ответственности по обязательствам этой коммерческой организации.

Учитывая, что в современном имущественном обороте ПК, основанные исключительно на личном труде, неизбежно были бы оттеснены более мощными экономическими объединениями капиталов, закон в ограниченных размерах допускает участие в них и исключительно имущественными вкладами, возможное и для ЮЛ. Такие «финансовые участники» должны способствовать укреплению имущественной базы ПК, получая взамен доход на вложенный капитал, а их число не может превышать 25 %.

В ПК может состоять любое число участников, но по своей экономико-правовой природе он не может быть «компанией одного лица», поэтому закон предусматривает минимум учредителей и участников ПК - не менее 5 человек. Необходимость личного трудового участия в делах ПК исключает для его участника возможность одновременного членства в нескольких ПК. ПК создается на основании Устава, являющегося единственным УД. В У помимо общих сведений должны быть указаны условия: а) о размере и порядке внесения паевых взносов членами ПК; б) характер и порядок их трудового участия в его деятельности; г) о размерах и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам ПК; и некоторые другие (п.1 и 2 ст.108).

Структура управления ПК определяется его корпоративной природой (отношения членства). Высшим органом управления является общее собрание (в с/х ПК имеющих более 300 членов - собрание уполномоченных). Общее собрание имеет исключительную компетенцию, которая установлена законом и может быть расширена У ПК. К ней относятся: вопросы изменения У; вопросы образования и прекращения полномочий других его органов и РК (ревизора); прием и исключение членов ПК; утверждение его годовых отчетов и ББ, а также распределение прибыли; решение о

реорганизации и ликвидации ПК; и некоторые другие (п.3 ст.110). Вопросы исключительной компетенции общего собрания не могут быть переданы на решение ИО, даже по его собственному решению.

Так как отчуждение пая 3 лицам влечет обязанность их приема в ПК и личного трудового участия в его деятельности, закон ограничивает эту возможность требованием обязательного согласия ПК на прием нового члена и правом других членов ПК на преимущественную покупку отчуждаемого пая или его части. Уставом ПК может быть установлен запрет на отчуждение пая или его части даже другому члену ПК. Наследники умершего члена ПК могут быть приняты в ПК, только если его У прямо это предусматривает, в противном случае они вправе претендовать на компенсацию стоимости пая.

Обязанность участника является внесение как паевого, так и вступительного и иных дополнительных взносов. Члены ПК, кроме «ФУ», обязаны личным трудом участвовать в его деятельности, соблюдая трудовую и производственную дисциплину. Они несут и иные обязанности установленные законом или У. В субсидиарном порядке они несут ограниченную ответственность по его долгам частью своего личного имущества.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей член ПК может быть исключен из него по решению общего собрания. А члены наблюдательного совета или правления ПК могут быть исключены за участие в другом ПК. Исключенный член имеет право на получение своего пая и других выплат или выдач, предусмотренных У ПК для выходящих из него членов.

Новое на сайте

>

Самое популярное