Домой Кредиты онлайн Беседа "экономика и мы". Введение экономических знаний в обучение младших школьников

Беседа "экономика и мы". Введение экономических знаний в обучение младших школьников

УМК «Азбука финансовой грамотности.
Экономика для младших школьников», 1-4 классы
(факультативный курс)

Как известно, экономика - это одна из основных общественных дисциплин, в которой в концентрированном виде ставятся и решаются вопросы социального устройства, хозяйствования, механизмов и главных рычагов существования, взаимодействия и развития человеческого общества.

Знание объективных экономических законов необходимо современному человеку. И чем раньше произойдет первое знакомство с их содержанием и инструментарием, чем раньше состоится встреча с ними ребенка, тем активнее пойдет процесс его общего развития.

О.С. Письменюк - 1 класс;
. Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова - 2, 3 классы;
. Т.В. Смирнова - 4 класс.

В УМК входят учебные пособия:

. «Дом в Обычном переулке»;
. «Вокруг денег. Рабочая тетрадь для 1 класса»;
. «Белка и Компания»;
. Задачник - рабочая тетрадь «Путешествие в компании Белки и ее друзей» (в 2 частях);
. «Новые приключения Белки и ее друзей»;
. справочное пособие «Экономический сказочный словарь»;
. методические рекомендации к курсу экономики для младших школьников;
. методические рекомендации, ответы и пояснения к Задачнику - рабочей тетради по экономике «Путешествие в компании Белки и ее друзей».

Цели курса:

С помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;

Способствовать общему развитию ребенка.

Занятия по курсу не только решают задачи экономического образования, но и развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок - это неповторимая индивидуальность со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Решение нравственных и экономических проблем помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Одним из важнейших направлений программы курса является духовно-нравственное воспитание младших школьников. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

Патриотизма через активное познание истории, первичное освоение понятия «меценатство» и понимание значимости достижений экономического развития своего и других народов;
. трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
. ценностного отношения к природе, окружающей среде;
. нравственных отношений в экономическом поведении.

Курс экономики дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.

Справочное пособие «Экономический сказочный словарь» дает представление об основных экономических понятиях, наиболее интересных и доступных для детского восприятия. Автор в привлекательной для ребенка сказочной форме объясняет основные экономические категории. Сказки-малютки расположены в алфавитном порядке. Каждому экономическому термину посвящена своя сказка, где на одном игровом поле встречаются герои известных литературных произведений и новые, придуманные сказочные персонажи. Этот литературный прием позволяет включить детей в процесс решения реальных экономических задач, помогает маленьким читателям понять действие экономических законов и усвоить сложные экономические категории.

Задачник-рабочая тетрадь по экономике (в 2 частях) «Путешествие в компании Белки и ее друзей» предлагает различные задачи и задания экономического содержания к учебному пособию «Белка и компания» . Дети знакомятся с историей экономических явлений, с основами этикета делового человека, учатся считать затраты, анализировать и моделировать различные экономические ситуации. Представлены ребусы, головоломки, загадки на экономические темы.

ПРОГРАММА курса «Экономика и мы» (автор Е.А. Мухина)

Вариант КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ курса по экономике (автор
С.В. Бржезинская), в котором выделены предметные и метапредметные результаты, а также намечены возможные формы организации деятельности учащихся. Ознакомившись с этим вариантом, вы сможете составить свой, учитывая индивидуальные особенности детей вашего класса.

Посмотреть запись обучающего вебинара О.С. Письменюк «РАБОТАЕМ ПО КУРСУ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (ЭКОНОМИКА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ)».

Тема 1. Экономика для всех

Цель: ознакомить детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности.

Ключевое слово: «экономика».

Материалы для проведения занятия: изображение мышонка Экономика, мячик. Карточки с изображением различных предметов: копилка, касса, завод, касса, цветок, банк, деньги, игрушки, мороженное, телевизор и др.. Карточки с большими красочными буквами: «Э», «К», «О», «Н»,«О», «М», «И», «К»,«А».

Ход занятия

Вводная часть

(Направлена на позитивное восприятие материала)

Приветствие ладошками.

– Дети, обычно мы здороваемся с вами с помощью нашего голоса. Мы говорим друг другу «Здравствуйте!», «Добрый день!», «Привет!», «Доброе утро!». А сейчас давайте попробуем поздороваться с помощью наших ладошек, как будто они умеют разговаривать хлопками.

1. Терминологическая часть.

Беседа – размышление .

– Дети, кто-нибудь знает, что означает слово «экономика».

– Где и от кого вы слышали это слово?

– Как вы считаете, это наука о разных развлечениях (сладостях, игрушках, качелях) или это серьёзная наука (о деньгах, различных товарах, заводах и фабриках)?

– Подумайте и попробуйте определить, что же изучает эта серьезная наука «экономика».

Воспитатель знакомит детей с персонажем рассказа.

– Сегодня у нас в гостях необычный герой. Это мышонок Экономик. Он поможет нам познакомиться со сложной наукой экономикой. Но сначала, давайте послушаем историю, которая с ним произошла.

(Воспитатель зачитывает детям рассказ.)

Беседа по рассказу.

– Подумайте и скажите, с помощью какой науки решил помочь дядюшке Клоуну мышонок Экономик?

– Как вы считаете, что должен делать дядюшка Клоун, чтобы добиться успеха и стать обеспеченным человеком?

– Посоветуйте дядюшке Клоуну, какую науку он должен изучить с мышонком.

– Дети, так как же называется наука, которая изучает правила ведения своего хозяйства?

Воспитатель рассматривает с детьми понятие «экономика».

– Как мы уже определили вместе с вами, экономика – это наука о ведении хозяйства по правилам. Эту науку должны изучать и взрослые и дети. Ребенок – для того, чтобы следить за своими вещами (игрушками, одеждой, книжками).

– Скажите, а у вас есть собственные вещи?

– Как вы обращаетесь со своими вещами?

– Экономика нужна взрослым для того, чтобы знать, сколько нужно изготавливать различных товаров (еды, одежды, игрушек), чтобы всего хватало каждому человеку и не оставалось лишнего.

Физкультурная минутка.

Беседа – размышление.

– Закройте глазки и представьте, что в нашем городе исчезла наука экономика. И вот на хлебном заводе не знают, что изготавливать. По просьбе детей, вместо хлеба изготовили игрушки. Как вы думаете, что случиться, если в хлебном магазине будут продавать только игрушки?

– Выходит, что экономика помогает узнать взрослым, что именно нужно производить и для кого.

– А теперь представьте, что на молокозаводе не знают сколько, в нашем городе детей. И вот на детский праздник изготовили по 100 кг мороженного на каждого ребенка. Конечно же, дети объелись и заболели. А всё из-за того, что взрослые не учили экономику и не знали, сколько изготавливать мороженного.

– Выходит, что экономика помогает найти ответы на вопросы: «Что изготавливать?», «Для кого изготавливать?» и «Сколько изготавливать?».

2. Игровая апробация материала.

Дидактические игры.

Одну игру за выбором воспитатель проводить во время занятия, остальные – на протяжении недели.

Игра – обобщение «Всё это экономика».

Правила игры. Воспитатель предлагает детям устно определить, являются ли названные понятия предметом изучения экономики. Отвечает ребенок, получивший мячик от воспитателя.

Деньги – да

Профессии – да

Мяч – нет

Арбуз – нет

Цена – да

Производство – да

Завод – да

Стул – нет

Фабрика – да

Кошка – нет …

Игра – диалог «Экономика или нет?».

Правила игры. Воспитатель предлагает детям ответить на предложенные вопросы, а затем самим придумать и задать какой-нибудь вопрос. Отвечая, дети должны определить, можно ли решить этот вопрос с помощью экономики. Вопросы можно задавать друг другу или по кругу.

Кто такой Микки Маус? – нет

Что такое цена? – да

Как следует вести хозяйство? – да

Кто ходит в детский садик? – нет

Зачем нужны налоги? – да

Что нужно производить? – да …

Экономические пазлы «Составные экономики».

Правила игры. Воспитатель показывает карточки с изображением различных предметов. А дети должны определить, относится ли предмет к изучению экономики.

Копилка – да

Деньги – да

Цветок – нет …

3. Вариативная часть.

(Эту часть занятия воспитатель проводит по собственному усмотрению.)

Развитие речи.

Работа над пословицами.

Воспитатель предлагает детям вспомнить пословицы о труде и его значении для человека.

Работа над словообразованием.

Детям предлагается всем вместе составить слово «экономика» из красочных букв «Э», «К», «О», «Н», «О», «М», «И», «К», «А».

Изобразительная деятельность.

Изображение предметов.

Детям предлагаться нарисовать предметы, которые изучает экономика. В дальнейшем рисунки и заметки детей собираются и оформляются в детский экономический словарь.

Математика.

Воспитатель показывает детям изображение завода, банка, денег и предлагает ответить на следующие вопросы:

1) Сколько изображено монет?

2) Сравните размер изображенных монет? Какая монета самая большая?

3) Назовите количество труб расположенных на заводе?

4) Какое количество окон находиться на здании банка?

5) Сравните количество окон и труб? Чего больше? На какое количество больше / меньше?

Заключительная часть.

Прощание ладошками.

Прощание происходит аналогично приветствию.

Приложение к занятию

Рассказ о мышонке Экономике

Жил у одного не очень аккуратного дядюшки Клоуна в его цирковой каморке мышонок Экономик. В комнате Клоуна всегда царил беспорядок: разбросанные, поломанные игрушки, не мытая посуда, грязные окна и пол. Каждую неделю дядюшка Клоун вымазывал или разрывал свои туфли для выступления, и поэтому ему приходилось постоянно покупать новые туфли.

И вот когда денег почти не осталось, а комнате во царил беспорядок и мусор, дядюшка Клоун сел и горько заплакал.

Вдруг из норки появилась голова мышонка Экономика.

– Не плачь. Я знаю, как тебе помочь!

Дядюшка Клоун удивился и спросил:

– Кто ты? И как ты можешь мне помочь?

– Я мышонок Экономик! Живу в норке у тебя в каморке. Я помогу тебе правильно вести хозяйство, чтобы у тебя в доме всегда был достаток и порядок. Но для этого ты должен изучить науку, которая называется Экономика.

– Конечно же, я согласен! – закричал дядюшка Клоун, – давай с тобой дружить!

И с тех пор мышонок Экономик помогает дядюшке Клоуну вести хозяйство с помощью науки экономики.

Пословицы для обсуждения

Тяжело тому, кто от работы бежит.

Кто ленится, тот не цениться.

Где охота и труд, там поля цветут.

Делу время – потехе час.

По твоим делам о тебе судят.

и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Экономическое воспитание младших школьников

Сегодня много разговоров о рынке, рыночных отношениях. Они охватили все общество, в том числе семью и школу. Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в Республике Беларусь ставит перед школой серьезную задачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подрастающего поколения, от решения которой зависит будущее нашего государства.


Рынок предъявляет к человеку большие требования: своеобразного трудового образца жизни, сформированности таких качеств личности, как самостоятельность, деловитость, организованность, добросовестность др.
Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п. Исходя из этого в своей работе классного руководителя, я отвожу особое место экономическому воспитанию младших школьников.
Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники.
И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.
С учетом возрастных особенностей учеников, выделила несколько разделов, на которые было обращено внимание в работе с учениками начальной школы:
Подготовительный – 1 классы:
I. Деньги в семье: доходы и расходы
1. Деньги: что это такое?
2. Деньги в твоей семье.
3. Что сколько стоит?
4-5. Доходы и расходы семьи.
6-7. Мы идем в магазин

2 класс
II. Богатство и люди.
1-2. Что такое богатство?
3-4. Богатство и культура.
5-6. Как люди относятся к богатству?
7. Если б ты стал богатым?
8-9. Встреча с успешными людьми.

3 класс
III. Школьная экономика.
1-2. Экономика школьной библиотеки.
3-4. Школьная столовая: доходы и расходы.
5-6. Экономика школьной мастерской.
7-8. Учебно-опытный участок.
9-10. Стоимость коммунальных услуг.
11-12. Главный экономист школы.
13-14. Наш вклад в школьную экономику.

Ребята на протяжении 4-х лет обучения составляют познавательный, экономический словарь – азбуку.
Технология «Алфавит»
Тема «Экономика»
А – акция, аукцион
Б – банк, банкрот
В – вето, виза
Г – гарантия
Д – доход, депозит и т.д.

На занятии, посвященном определенной букве ученики знакомились с экономическими терминами, начинающимися на данную букву, узнавали их лексическое значение, этимологию слова и сферу применения экономического понятия. На занятии обобщения закреплялись знания при работе по всему алфавиту. Составление экономических кроссвордов и ребусов, сочинение стихотворений, использование игр со словами стимулировало интерес детей к экономике.
В подготовительном – 1 классах большое место отводилось сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Почта», «Торговый центр» и т.д. В гости к ребятам приходили сказочные герои (Кот в сапогах, Соловей-разбойник, Золушка, известный Диснеевский утенок). Широкое использование на данном этапе получили пословицы, поговорки, сказки.
На занятии о доходах и расходах семьи ученики разбивались на 5 групп – лесных семей: «Ежики», «Зайцы», «Барсуки», «Лоси», «Белочки». Каждая группа высчитывала месячный доход семьи. Узнавали, могут ли маленькие члены семьи помочь своим семьям сделать необходимые покупки. Ученики обсуждали эти вопросы и приходили к выводу, что ежата могут собрать для продажи на базаре дикие яблоки, груши, грибы. Зайчата могут разносить лесную почту, доставлять телеграммы и т.д. в конце занятия ребята подвели итог, что тоже могут приумножить богатство своей семьи:
- помощь семье в проведении режима экономии, мелком ремонте вещей;
- участие в продуктивном труде со взрослыми (труд в саду, на огороде и т.д.)
При планировании своей работы использую технологию сотрудничества. Работает связь «учитель – ученик – родители». И частыми участниками воспитательных занятий были родители.
Во 2 классе мы работали по разделу «Богатство и люди». Ребята пришли к ответу на вопрос: «Каким путем достигается богатство?», «Что бы ты сделал, если бы стал богатым?». Было проведено путешествие по Стране Увлечений, где ребята показали, что и увлечения могут стать источником их доходом в будущем. Учениками были составлены «свод правил дружной работы», «Кодекс бережливых во время труда», «Азбука организованности».
В классе «Клуб деловых людей», в состав которого входили ученики и родители. Клубом был разработан и принят Устав:
1. Профессиональная подготовка человека – бизнесмена.
2. Честность и порядочность.
3. Умение умно рисковать.
4. Здоровый образ жизни.
5. Умелое следование правилам этикета (настроение, внешний вид и т.п.)
6. Обязательной этической нормой является меценатство.

4-й год занятий показал, что дети неплохо ориентируются в вопросах школьной экономии. Ребята работали в группах, брали интервью у библиотекаря школы (узнавали о цене книг, журналов, газет, оборудования и инвентаря, зарплате библиотекаря, перспективах технического оснащения библиотеки. Может ли библиотека приносить доход), у заведующей столовой (познакомились с понятиями «дотация», доходами и расходами столовой, условиями работы работников столовой), с учителями трудового обучения совершили экскурсию по школьным мастерским, обсудили стоимость оборудования, инструментов, материалов.
А директор школы рассказал, из чего складывается бюджет школы, его использование, о перспективах развития школы. Итогом занятий стал отчет о проделанных корреспондентских рейдах.
Проведенная работа по экономическому воспитанию показала, что ребята интересуются миром экономики. Владеют экономическими понятиями, знакомы с этимологией экономических терминов. Итогом работы были представленные учениками экономические проекты: «Как экономить воду, тепло, электроэнергию и т.д.». участие в школьных ярмарках.
Счастливый случай по вопросам экономики (3 класс).

Задачи игры: дать детям возможность показать знания по вопросам экономики, воспитывать культуру взаимоотношений.

Класс оформлен плакатами, ребусами по теме: «Экономика», организована выставка настольных экономических игр.
Игре предшествовала подготовительная работа – ребята составляли кроссворды на экономическую тематику. В зале находятся зрители.
Звучит музыка
. Ведущий:
Спросите вы у школьника;
Что значит экономика?
Ответит он, что правит бал
Там биржа, банк и капитал.
Нам знанья эти всем нужны
И этим знаньям нет цены.
Итак, начинаем игру «Счастливый случай». (Представление команд. Ведущий представляет членов команд. Ребята рассказывают о том, чем они любят заниматься и кем они думают стать в будущем)
1 гейм
Дальше - дальше
(за 30 сек. Ответить на большее количество вопросов)

1 команда.

1. Вещи, сделанные на продажу (товар).
2. Денежная единица Англии (фунт).
3. Плата за пользование кредитом или денежной ссудой (процент).
4. Вклад в банке (депозит).
5. Выдача в долг денег или товара (кредит).
6. Денежная единица Японии (иена).
7. Учреждение, где заключается сделки (биржа).
8. Разорившийся предприниматель (банкрот).
9. Лицо или учреждение, которые дают в долг деньги или товары (кредитор).
10. Основная единица какой-либо страны (валюта).

2 команда

1. Изменение цены валюты или акции на бирже (курс).
2. Ценная бумага (акция).
3. Посредник по заключению сделок на бирже (брокер).
4. Денежная единица Беларуси (рубль).
5. Денежное выражение стоимости товара (цена).
6. Информация о товарах и видах услуг с целью привлечения к ним внимания (реклама).
7. Денежная единица европейских стран (евро).
8. Публичная продажа (аукцион).
9. Учреждение, где хранятся деньги и осуществляются операции с ними (банк).
10. Занятие, которое приносит доход (бизнес).

2 гейм
«Темная лошадка»
(Вопросы задают литературные герои)

1. Буратино: Каким бы словом вы назвали процесс описанный мною в считалочке?
1,2,3,4,5 – начинаю я менять.
Гимнастическую палку
Поменяю на скакалку,
А скакалку на машинку,
А машинку на картинку,
А картинку на стекляшку,
А стекляшку на бумажку,
Ну а с нею, так и быть,
Полагается водить.
(Бартер).

2. Золушка: Как вы думаете, кто быстрее станет безработным, я или мачехины дочки? Почему?
3. Король из сказки «Бременские музыканты»: Какой закон экономики и государства нарушили разбойники? (не платили налоги).


(Звучит «Песня Разбойников» из мультфильма «Бременские музыканты»)
4. Молодой паренек: Благодаря чему пошел мой успешный торг?
Фрагмент из мультфильма «как старик корову продавал?» по стихотворению С. Михалкову.
Ведущий:
Кто хочет свой товар продать,
тот с нею должен подружиться.
И будут так товар хвалить,
Что долго он не залежится.
Вы, конечно, догадались, что речь идет о рекламе.
(Инсценирование – реклама школьных принадлежностей).

3 гейм
«Ты – мне, я - тебе»
(Члены команд задают вопросы друг другу)

Это: а) ребусы
б) закончи пословицу (тема труда, бережливости и т.п.)
в) замени букву в слове, чтобы получилось слово на экономическую тематику
танк – банк поход – доход
Лиза – виза повар – товар
4 гейм
«Золотой бочонок»
Выиграет тот, кто даст первый и правильный ответ.

В семье Белок отец работает лесным электриком, его зарплата 120 тыс. рублей, мама – медсестра, получает 95 тыс. рублей. Дедушке платят пенсию 73 тыс. рублей. Старший брат учиться в лесной академии и получает стипендию 37 тыс. рублей. Ну и на двоих малышей выплачивается пособие в размере 25 тыс. рублей.
- Какой месячный доход семьи?
- Какова сумма расходов семьи, если на продукты питания тратиться – 60 тыс. рублей на обновки – 45 тыс. рублей на лесной трамвай – 10 тыс. рублей на оплату дупла – 15 тыс. рублей
- Может ли семья в этом месяце купить маме новую шубку за 200 тыс. рублей?
Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Путешествие в Страну Увлечений (2 класс).
Задачи:
- стимулировать желание учеников рассказывать взрослым, сверстникам о своих интересах, увлечениях;
- повышать интерес к экономике;
- формировать умение мастерить, прививать трудолюбие;
- учить организованности, слаженности в работе;
- воспитывать культуру взаимоотношений.

Этому занятию предшествовала подготовительная работа. Ребята с помощью учителя, родителей, старших товарищей организовали выставку «Мир увлечений».
Работали с энциклопедической литературой. Писали сочинение на тему: «Мое любимое занятие».
В классе ребята сидят по группам.
Звучит музыка (фонограмма «маленькая страна»)
(На доске изображение ворот со словами ХОББИ и ДОСУГ. Также записаны пословицы:

Без дела жить –
Только небо коптить.
Маленькое дело – лучше большого
Безделья.
Умелые руки не знают скуки).

Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательной стране – стране Увлечений. Мы познакомимся с жителями этой страны, их интересами. Узнаем какой же он, увлеченный человек? А чтобы попасть нам в эту страну, нужно открыть замок, ключом к которому будут ответы на вопрос: Что такое хобби? Что такое досуг?
(Ребята отвечают – замок открывается).
- Жители страны Увлечений живут под такими девизами: (чтение и объяснение смысла пословиц)
- Итак, чем же может быть увлечен человек? Ответом на этот вопрос является наша выставка «Мир увлечений».
Ученица – экскурсовод: Вашему вниманию представлена выставка, которая рассказывает о наших увлечениях, увлечениях наших родителей, друзей и знакомых.
(Представлены работы: поделки из дерева, изделия из соломки, глиняные игрушки, мягкие игрушки, сделанные своими руками, игрушки из бумаги, куклы, машинки, большое место отведено коллекциям открыток, марок, значков).
Во время экскурсии по выставке отмечалась польза занятием тем или иным делом. Ребята показали, что они не только имеют любимое занятие, но и стараются узнать как можно больше о предмете своих увлечений. (Откуда пришли куклы? Почему футбол так называется? И т.п.). мальчик из 6 класса рассказал, как он собирал коллекцию автомобилей.
В нашем городе Дружбы есть:
Ул. Кукольная
Ул. Спортивная Ребята рассказывают о своих интересах.
Ул. Коллекционеров Задают вопросы друг другу.
Ул. Гурманов - жители этой улицы предложили игру «Здоровое питание» (разложить картинки с изображением продуктов питания в 3 конверта в зависимости от пользы организму в их употреблении.)
На ул. Словесной ребята играли в разнообразные игры со словами.
Бульвар Художников.
Так как наш класс с художественным уклоном, большинство ребят увлечены рисованием. И они знают, что можно сделать с простым листом бумаги. (стихотворение «Вот бумаги листок…»)
В своем путешествии мы попали на площадь «Танцевальную». В классе есть ребята, посещающие хореографический кружок. (Дети танцуют вальс).
Наш город Дружбы – город умелых, трудолюбивых жителей, готовых заинтересовать своим делом других. Сейчас мы в этом убедимся.
(Работа в группах).
1 группа – Вязальный цех
2 группа – Конструкторское бюро
3 группа – Фабрика народных промыслов
4 группа – кафе «Веселый звонок»

проводиться практическая работа в группах.ребята изготовили аппликацию, игрушки из яичной скорлупы, кисточки для шарфа и шапки, бутерброды.

Цели урока:

– знакомство детей с экономическими понятиями: собственности, капитала, себестоимости, прибыли;

– повторение основных понятий, связанных с деньгами;

– развитие логического мышления, смекалки;

– воспитание уверенности в себе, деловых качеств личности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: доска, мел, плакат-игра “Успех”, кроссворд, ребус на листочках, тест..

Ход занятия.

I. Организационный момент. Приветствие гостей и деловой настрой на работу.

II. Проверка основных понятий, пройденных на предыдущих занятиях по экономике. На доске дан кроссворд:

По горизонтали:

  1. Финансовое учреждение, собирающее и дающее в долг денежные средства.
  2. Металлический денежный знак.
  3. Всеобщее средство расчёта платежа и накопления.
  4. Долговое обязательство.
  5. Процесс повышения уровня цен в стране.
  6. Плата за пользование денежными средствами, ссужаемые банком %.
  7. Ссуда, предоставляемая на условиях возврата.

По вертикали:

  1. Бумажный денежный знак.

III. Логическая минутка

– Деньги присутствуют ребята и на страницах любимых произведений,

– установить соответствие:

  • “Малыш и Карлосон” – эро
  • “Приключение Буратино” – сольдо
  • “Али-Баба и 40 разбойников” – динар

IV. Тестирование

– Как вы себя чувствовали, когда отвечали на вопросы?

– Боялись ошибиться?

– Были уверены в себе?

– Сегодня мы побываем в городе Деловых людей – Бизнес Сити и прежде, чем туда отправиться, мы проверим, а как же мы знаем самих себя. Посмотрите внимательно на фигуры и выберите ту, которая больше всего вам нравится.

– Из 4 символов (круги, квадраты, треугольники, линии) выберите тот, который подходит вам больше всего и запишите его буквой, потом подпишем цифры и подсчитаем результат.

Деятельный
Спокойный
Уверенный
Неуверенный

От 8 до 13 баллов: ваше поведение зависит от окружающих, легко падаете духом, нельзя сказать, что вы хозяева своего слова, слишком эмоциональны.

От 14 до 20 баллов: вы практически относитесь к себе, стремитесь найти свой стиль. Если чувствуете, что не правы, вы отказываетесь от неправильной позиции.

От 21 до 27 баллов: считаете себя непогрешимым, но всё же подвержены внешнему влиянию. Стремитесь во всём найти золотую середину.

От 28 до 34 баллов: вы нелегко отказываетесь от своих взглядов. Чем больше на вас влияют, тем больше вы сопротивляетесь. Вы боитесь попасть в неприятную ситуацию.

От 35 до 40 баллов: если вам что-то придёт в голову, то вас никто не переубедит. Всегда идёте к выбранной цели. Вам надо поменьше упрямиться.

V. Физкультпауза (под музыку).

VI. Ну, а сейчас мы отправимся в путешествие:

Оля и папа взяли напрокат машину и поехали осматривать город, дорога привела их к громадной стене посредине города, на обочине высился дорожный указатель “стена собственности”. Такой серьёзной охраны в стране Экономика мы с вами не встречали.

– здесь хранятся документы, которые подтверждают право жителей Бизнес – Сити владеть, пользоваться и распоряжаться землёй, машинами, фабриками, магазинами, права жителей на частную собственность.

Экономика: – станки, машины, заводские корпуса, портовые краны, железные дороги – т.е. то, что создали сами люди и что помогает им создавать всё необходимое.

Нет капитала и трудиться не на чем!

Заработать много может тот, кто обладает большим капиталом (и для людей и для стран). Многие страны Африки и Азии живут в нищете – у них мало капитала. Поэтому в богатых странах живут более 70 лет, а в Бангладеш – 50 лет.

Проспект – дорога уперлась в решётку, за ней были фонтаны разноцветных денег, стены из мрамора, украшенные золотыми знаками, а в самом центре находился бассейн, в котором плавали люди с экскурсантами.

– Как вы думаете, что захотели сделать Оля с папой?

– Конечно же оказаться внутри.

А для этого надо разгадать ребус-пословицу делового человека:

– разгадывание ребуса,

– решение задачи,

фирма изготавливает кроссовки, она несёт следующие затраты:

– зарплата работникам,

– материал,

– электроэнергия,

– износ оборудования,

– налоги,

на одни кроссовки уходит 250 рублей.

По какой цене ей лучше продать кроссовки оптовикам:

– 200 рублей,

– 250 рублей,

– 300 рублей.

250 рублей – это себестоимость товара, т.е. то, во что обходится производство товара самому производителю.

Если 200 рублей – то разорится.

50 рублей – прибыль – это выручка от продаж минус себестоимость.

ПРИБЫЛЬ – источник дохода деловых людей.

VII. Подведение итогов

– Что мы повстречали во время путешествия?

– С какими понятиями мы сегодня ознакомились.

VIII. Путь к успеху – игра (форзац книги Т.В.Смирновой “Белка и компания”)

Класс делится на 2 группы, дети по очереди выбрасывают кубик и передвигаются по кружочкам к финишу со словом “Успех”.

– Кто быстрее достигнет успеха.

IX. Домашнее задание

– повторить ключевые слова.

Ты познакомился с чудной страной
Не признающей застой и покой.
В этой стране крепко помни о том
Можешь всегда ты добиться трудом.

Литература:

  1. И.В.Липсиц “Удивительные приключения в стране Экономика”;
  2. Детская энциклопедия “Я познаю мир”;
  3. Т.В.Смирнова “Белка и компания”;
  4. Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б.Стародубцева “Современный экономический словарь”.

Хотим мы это признавать или не хотим, но мы - дети административно - командной системы. Сейчас идёт процесс расширения сети возможных фирм, предприятий, ООО и т.д. Я считаю, что надежды отечественного бизнеса надо связывать не с теми, кому 10,20,30 лет, а с теми, кто ходит в детский сад, начальную школу. Если вспомнить, что формированию административно - командного мышления в школах нашего детства уделялось достаточно много внимания. Звёздочки, отряды, звенья и т.д. А что сегодня? Сегодняшним детям выпало нелёгкое испытание. Дети на каждом шагу встречаются с новыми словами, с новыми отношениями. Кем бы ни стали дети, где бы они ни жили (город, село), они сталкиваются с законами экономики. Если они будут их знать, понимать - это пойдёт им только на пользу. Они смогут строить свою жизнь интересно и разумно.

Сегодня в сложных условиях нашей страны, которая осваивает новые рыночные отношения, чрезмерно велика доля криминальной коммерции. Она приносит в нашу жизнь свои неписаные законы, свой язык - жаргон, свой “кодекс бесчестия”. Дети сталкиваются с негативной стороной экономики. В незрелом сознании ребёнка велика опасность замещения объективных экономических понятий правилами “чёрного рынка”, дикого предпринимательства.

Экономика - (с греч. дом, хозяйство, учение, закон) - термин, ввёл в научный оборот величайший мыслитель Древнего мира Аристотель. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей. Под благом принято понимать то, что удовлетворяет потребности людей, отвечая их целям и устремлениям. Производство имеет решающее значение для экономики. Если не создан продукт, то тогда нечего и распределять, обменивать, потреблять. Естественно, жизненный уровень людей в любой стране зависит от того, сколько благ создаётся в ней для каждого жителя. Человеческие запросы обгоняют производство и толкают его вперёд. Читая К.Маркса, мы видим, что он рассматривает рыночную экономику, как мощное средство накопления капитала и богатства. Однако он описывает этот процесс (том II “Капитал”) совсем не так, как Адам Смит (род. в Шотландии). Смит подчёркивает саморегулируемость процесса экономического роста, его равномерный ход. А Маркс утверждает, что процесс полон ловушек, кризисов, неполадок.

Многие экономисты не приемлют диагноза Маркса о том, что классовая борьба - вот великий двигатель перемен в обществе. Этот вопрос мы оставим экономистам, а сами ещё коснёмся другого вопроса. Другой важный элемент экономического ландшафта - семьи: чем нас могут интересовать семьи? Прежде всего, семья - это источник рабочей силы. И ещё мы получаем представление о картине богатства и бедности. Я буду описывать способ распределения доходов, как огромный пирог. Почему доход одного человека больше, чем другого? Экономисты объясняют это по-своему, народ - по-своему. Реформирование экономики в России сопровождается возникновением новых явлений, тенденций в сфере занятости. В любой стране найдутся те, кто не хочет, и не будет никогда работать, чью иждивенческую психологию никакими законами и приказами не изменить. Есть люди, которые оказались выбитыми из привычной среды: растерявшиеся перед наступающим рынком и его жестокими требованиями. Теперь понятно, что рынок - неэффективный инструмент обеспечения общества, даже очень богатых людей, теми товарами и услугами, на которых нет ярлычков с ценами: образование, здравоохранение, культура. Рыночное общество покупает эти товары, направляя на подобные нужды часть налоговых поступлений. Граждане, однако, часто воспринимают эти налоги, как насильственные поборы, в противоположность тому, что они покупают добровольно. Рыночное общество слишком обделяет образование, здравоохранение, муниципалитеты, поскольку нет средств.. Переход страны к рыночной экономике обострил проблему-безработицы. На первый взгляд ребенку младшего школьного возраста трудно осилить экономические понятия, но если использовать игровые ситуации, путешествия в удивительный мир, где правит царица “ Экономика”, он осилит. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребёнок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовлетворение от самого учения. Поддерживать интерес ребёнка к учёбе помогут яркие наглядные пособия и приглашение в удивительную страну, где хозяйка - царица Экономика.

Я считаю, что, начиная с 1 дня 1 класса нужно знакомить детей с новыми словами, с новыми простейшими профессиями, связанными с бизнесом, с экономикой, а главное, чтобы дети понимали, что деловому человеку мало быть целеустремлённым, честным. Порядочным, способным к общению с самыми разными людьми, ещё очень важно быть образованным. В первом классе читаем русские народные сказки (заметила, что с каждым годом дети хуже знают наши сказки). Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях (автор Т.А. Попова, О.И. Меньшикова 1993г., случайно попала ко мне в руки). Я рассказывала своей дочери, играла с ней, придумывала интересные сюжеты, иллюстрации про царицу Экономику, её помощников. Теперь многие вещи, о которых мы слышали в 1994 году, можно теперь, в 2009 году почувствовать “на ощупь”: пойти на собрание акционеров, купить собственный магазинчик, почувствовать себя собственником, хозяином, открыть своё дело. Ведь от этих маленьких несмышлёнышей зависит, какой будет Россия - богатой, сильной, или нищей, слабой. Учителю начальной школы самому надо разбираться в мудрёных, заморских словах - “инфляция”, “маркетинг”, “спонсор”, и т.д. и помочь детям больше узнавать про скучную экономику, про спрос и предложение, через увлекательную игру, зная, что, все игры имеют строгие правила, и ходы просчитываются наперёд. Не зная, не соблюдая правил, не умея предвидеть - успеха не жди.

Я 4 года работала над темой “Экономического мышление младших школьников” в классе коррекции. Работала над этой темой 4 года и в классе по традиционной программе. Образовательная программа “Школа 2100” даёт большие возможности для формирования экономического мышления младших школьников. Предлагаю детям проверить себя в тестах, поразгадывать тематические кроссворды, принять участие в бизнес - игре (4кл.), экономической викторине. Родители стали относиться с пониманием, т.к. являются акционерами (СУЭК), играют с нами на семейных экономических уроках. И я считаю, что эта тема является актуальной в наши дни. Сама информацию собираю по крупинкам, перерабатываю. Очень жаль, что мало печатается материалов для детей про рыночные отношения. В основном литература выходит для предпринимателей. Нам взрослым пора понять, что запад, про который нашему поколению твердили, что он “загнивает”, а мы, “впереди планеты всей”, показывает другое.

Очень трудно объяснить про экономику первокласснику. С первых дней мы с детьми решаем: “ В каких условиях, с какими партнёрами нам комфортно, с какой целью мы пришли в школу?” Придумываем правила делового человека.

День рабочий начинаем со слов:

  • Мы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться, Слушаем внимательно, Работаем старательно.
  • Стихи подбираем, переделываем. Придумываю много игр на уроках, переменах, в группе продленного дня.

Настольная игра на большом плакате в первом классе вначале требует присутствия учителя, а затем дети самостоятельно играют. Новые слова заучиваются детьми быстро и с удовольствием. По - моему, я правильно постаралась объяснить заграничные, а, в общем-то, обычные слова, которые льются на нас с экранов телевизоров. Урок риторики по теме: “Знакомые незнакомцы” III четверть 1 класс (стр. 27. Детская риторика Ладыженская Т.А.) показал, что дети любят играть в эту игру, т.к. они активно объяснили значение незнакомцев.

Игра “Маркетинг”.

В этой игре принимают участие группы детей и ведущий. Каждая группа выбирает менеджера (управляющего) 3 открытки (1-е пейзажем, 2- животные, 3- цветы.)

Менеджеры и ведущий выходят за дверь или в другую комнату. Ведущий показывает 1 менеджеру, например, 1 открытку, 2-2-ю, З-му-З-ю. Менеджеры, внимательно изучив изображение на своих открытках, входят туда, где группы детей. Каждый менеджер рассказывает 1-му игроку из своей группы, что изображено на открытке. Первый игрок передает эту информацию 2- му, 2- ой- 3-му и т.д. Последний игрок может устно передать информацию менеджеру или попробовать нарисовать эту открытку. Выигрывает та группа, у которой изображение на рисунке будет наиболее похожим на оригинал или информация устная будет тоже соответствовать информации, которую менеджер “доверил” первому игроку.

Зная, что маркетинг- это наука, изучающая спрос и предложение на товары, услуги, я на уроках трудового обучения, изобразительного искусства провожу игру. Играет весь класс.

Одна группа - рекламные агенты, другая - покупатели. Рекламные агенты за 5-10 минут на альбомном листе сделают рекламу тому или иному предмету и дают текст- рекламу. Каждый покупатель в это время готовит визитную карточку и на ней пишет свои данные. Когда рекламные агенты начинают предлагать рекламу предмету, покупатель, оценив ее, отдает свою визитку тому или иному агенту, чья реклама понравилась. Лучшим рекламным агентом считается тот, кто больше всех собрал визиток.

Изготовляя коробочки, кубы, мы тем самым изготовляем упаковку для сувениров, подарков. И здесь очень необходима реклама. В процессе игр я знакомлю детей, как в жизни формируется спрос, предложение. И почему важно знать, сколько и какого товара нужно больше произвести. Как эффективно использовать время, бросовой материал. Например, предлагаю такие задания. Закройщик, выкраивая платье или другое изделие, всегда старается потратить как можно меньше ткани. Сделать отходы производства минимальными - главная цель производителей любой продукции. Попробуй из листа бумаги размером 20 на 20 вырезать как можно больше треугольников, ромбов, прямоугольников и других фигур. Используем бросовой материал (обрезки, газеты и т.д.).

Затем с детьми выводим алгоритм:

  1. Изготовить шаблоны каждой фигуры, положить на квадрат, обрисовать и вырезать.
  2. Начертить фигуры на квадрате, вырезать. Дети предлагают свои способы, позволяющие быстро, экономно, качественно выполнить задание.

В 4 классе дети свободно владеют экономическими понятиями, понимают, что в фирме, в обществе с ограниченной ответственностью и т.д. всегда ладится работа. Бывает, что люди ссорятся, но общее дело требует принятия компромиссного решения. Коллектив должен работать дружно, нужно пойти друг другу на уступки и решить все проблемы. Мы уже не играем, а живем своим коллективом в новых экономических условиях. Проводим и с родителями совместные уроки, называя семейные уроки, где присутствуют бабушки, дедушки, мамы, папы. Наблюдая за детьми в 5-6-7-8 кл. и т.д. делаю вывод, что детям наши уроки очень помогают в будущем. В 8 А классе (училось 27 человек, прибывшие чувствуют себя комфортно.) Нет группировок, склок, унижений. Ребята “болеют” друг за друга, советуются со мной, поддерживают тех, кому тяжело с учебой.

Фрагмент семейного урока:

1. Школьник, школьник,
Что так рано
Ты пришел сегодня в класс?
Ты всегда приходишь в 8,
А сейчас 10-й час?

Обсуждаем, почему нужно приходить вовремя, без опозданий. Родители приводят примеры, дети свои прогнозы. Затем вывод делают дети.

2. Учим родителей решать задачи.

1) Два мальчика разбили 8 стекол, первый- 3, а сколько разбил другой?

Текст можно усложнить: Два мальчика разбили 8 стекол, один-3, сколько разбил другой? Сколько денег потратят родители, чтобы вставить стекла, если 1стекло стоит --- у. е.?

2). Коля забыл дома деньги, а так хотелось купить мороженое. Он одолжил у Толи 4 рубля. Завтра Коля должен Толе еще 2 %. Сколько денег должен вернуть Коля?

(Дети решают, доказывают.) Звучит вопрос: “ Есть ли цена у дружбы?”

Очень часто задаю ребятам вопрос: “Есть ли цена у времени, у здоровья?”

3). Мама обещала купить дочери куклу, если дочь закончит четверть на 4 и 5. Кукла куплена. Мать верит дочери. Но, а, как бы Вы, родители, поступили? Как называется заранее отданный подарок? (кредит)

4). Вспомним “Морозко”. Ленивая, радивая. Кто из героев: дочь старика или дочь старухи станет безработной? Что нужно сейчас делать детям, чтобы не стать безработным?

Перед родителями разыгрываем сцены:

1. Сын: “Папа, ты помнишь, что обещал мне 50 руб., если я перейду в....кл?”

Папа: “Да, сынок, помню!”

Сын: “Папа поздравляю тебя, ты сэкономил деньги!”

“Желание работать усердно, настойчиво и целеустремленно - вот непременные черты большинства людей, добившихся успеха”,- так пишет американский миллионер Харри Роузер. Я часто рассказываю детям о богатых людях мира (использую энциклопедии, и др. литературу) о том, что ни у одного путь не был усеян розами. Эти люди не бояться спрашивать, искать, добиваться успеха.

Волк услышал, что “собирают анализы”, “лихорадит”, “доктор”. Решил тоже принять участие, собрал анализы и ждет. Дети “помогают” Волку - выполняют задания.

Лиса Хитроумовна занимается бартером. Выполняя задания лисы (хитроумные задачи), дети повторяют русские народные сказки: “Лисичка со скалочкой”, “Волк и Лиса” и др. и рассуждают, знакомятся с новыми экономическими понятиями.

Лиса и Волк играют в игру “Кто хочет стать богатым?”. Им предлагают вопросы:

1. Как можно назвать Лису и Волка в сказке “Лиса и Волк”

а) друзья
б) партнеры
в) враги
г) акционеры

2. Кем притворялся Карабас Барабас, когда дал Буратино 5 золотых монет?

а) спонсор
б) инвестор
в) менеджер
г),поставщик

3. В сказке “Приключения Буратино” Дуремар ловил и продавал в аптеке пиявок, как его можно назвать?

а) спонсор
б) инвестор
в) поставщик
г) предприниматель

4. Помните, как Буратино на Поле чудес в Стране дураков ждал, когда у него вырастет из 5 монет дерево с целой кучей денег? А куда Буратино должен был положить свои денежки, чтоб они выросли?

а) земля- почва
б) банка
в) банк
г) сумка

Итак, сколько сказок, сколько героев, столько и вопросов, столько и сюжетов можно задумать.

Главное не заиграться. Продумывать задачи урока, выводы, чтобы, материал по экономике сливался в единое целое с основным материалом. На любом уроке можно использовать экономические понятия, приучить детей добывать самостоятельно информацию (т.е. читать, искать, объяснять) работать творчески, работать над собой, помогать своему партнеру. Часто использую групповые, парные формы работы.

Жизнь не стоит на месте. Многие семьи имеют компьютеры, дети свободно с машиной на “ты”.

Поговаривают, что, будто злые духи, заимели власть над царицей Экономикой. Самая страшная колдунья Инфляция заколдовала все деньги в государстве, помощников чем-то опоила.

Кто поможет? Экономика издала указ: “ Кто из ребят найдет в себе силы и поможет ей и жителям Большой земли?”

Тема: “Возвышающее искусство”

Вспомните, с какими зданиями вы познакомились на первом уроке?

(рассуждения строятся с опорой на репродукции)

Можно ли эти здания назвать прекрасными?

Здания должны быть прочными, удобными, красивыми. Вы - предприниматели. Вам

необходимо произвести не только качественное строительство здания, но и сделать как можно быстрее, чтобы опередить своих конкурентов. Разработайте свой бизнес-план.

Используя бумагу, фольгу, лоскут, изготовьте аппликацию-коллаж - “Здание”

Программа “Школа России”. Плешаков А.А.”Мир вокруг нас”.

Что такое экономика? (страница 100) – отведено 1 урок.

Как учителю доступно объяснить за столь короткое время то, что многие взрослые-то не могут понять? А ведь экономика для детей – это осмысление жизненных ситуаций и поэтому я перед собой и ставлю задачи:

  1. С помощью изучения экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения.
  2. Развивать экономическое мышление, эмоционально- волевую сферу, формировать нравственные качества.

Сегодняшний деловой мир нуждается в людях, способных принимать экономически грамотные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь. Для того чтобы добиться успеха в жизни, необходимы “готовность к нововведениям”, к совместной работе.

Математика. 1 класс

Тема: “Сложение и вычитание в пределах 10”.

Цели: Закреплять знание таблицы сложения и вычитания в пределах 10, продолжить формировать умение решать задачи, развивать навыки счета, логическое мышление, внимание, речь, воспитывать качества делового партнера.

Учебные материалы: Иллюстрации ярмарки, Муравья, Стрекозы, Мухи, посуда(с росписью Хохломы, Гжели), матрешки, монеты, шары, музыкальный ряд, ауди.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель (На фоне песни “Это ярмарки краски…” ). Добрый день гости званые, желанные. Собрались мы на ярмарку, на веселую. На людей посмотрим и себя покажем. Чтобы не потеряться, нужно посчитаться.

  1. Счет двойками.
  2. Посмотрим на часы: 10 часов, через 45минут вернемся. Какое время будут показывать часы? (Ответы детей)

2. На доске иллюстрации ярмарки

Учитель. Ну и товар! И этот хорош! И другой хорош! Выбирай который хошь! Народные умельцы привезли свой товар. (Посуда из Хохломы, Гжели )

Иллюстрация нарядной Мухи.

О! Кого мы видим!
Муха, муха-цокотуха!
Позолоченное брюхо!
Она по ярмарке пошла
И 5 у.е. нашла!
Вот какая внимательная!

1) Чистописание.

По дорожке мы пойдем и мухину монетку понесем. (запись в тетрадях 5 5 5 5 5)

2) Муха 5у.е. нашла. Самовар стоит 3 у.е. Сколько сдачи получит она?

(Ученик ведет класс – комментирует.)

3) Синее небо, словно в апреле. Вы, увидите на этой Гжели!

Муха пригласила на чай 3 букашек, 2 тараканов, 4 жуков. Сколько гостей она пригласила?

Ученик комментирует решение.

4) Устно (показываю пакетик заварки)

Пакетик заварки для одной чашки чая стоит 2 у.е. Хватит Мухе Денег?

Физкультминутка (танцуем все) Звучит “Мани-мани”

Учитель. А вот мячи и шары! Все для детворы! Потрудимся и мы! Обменяем на бартер шары на знания свои.(К нитке привязан листок)

2 + 5
10 – 4
3 + 6
10 – 6
7 – 4
9 – 5
8 + 2
7 + 3
8 – 6
6 + 4
6 – 5
8 – 5

Ученик. Первое слагаемое-2, второе слагаемое-5, сумма равна-7

(За правильный ответ получают шар.)

Иллюстрация нарядной Стрекозы

Учитель.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима уже пришла.
Злой тоской удручена,
К Муравью пришла она:
“Накорми и обогрей,
Хоть до теплых только дней”.

Муравей. Кумушка, мне странно это? Где работала, ты летом?

(Диалог Муравья и Стрекозы записан на ауди.)

– Поможем выполнить задания Стрекозе:

  1. Ты, да, я, да мы с тобой. Сколько нас будет питаться зимой?
  2. Сколько ушей у 3-х мышей?

Учитель. Ни трудиться, ни учиться нет желания у Стрекозы. Вот и будет злиться, завидовать. А ведь желание трудиться усердно, дружно - вот первый шаг к успехам!

Муравей решил и нас проверить.

В одном кошельке у него 10 рублей, в другом столько, сколько в первом, в третьем столько, сколько в первом и во втором вместе. Поставь вопрос и реши задачу.

Толя решил купить на ярмарке шарик, а денег нет. Занял у друга 5рублей. А отдать надо завтра на 2 рубля больше. Сколько нужно отдать?

Правильно поступил друг, требуя проценты? Есть ли цена у дружбы?

Учитель. Ой! Что мы видим на ярмарке? Ростом разные подружки, не похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Деревянные матрешки с заданиями)

Прочти те числовые выражения, ответы которых равны 10

Учитель. Вот и пришло время прощаться. Гости и царица Экономика увидели, что вы усвоили материал по теме. Благодарим за желание трудиться, помогать другим. С такими смекалистыми, трудолюбивыми, старательными в ее кошельке зазвенит веселая копейка, которая и рубль сбережет.

Новое на сайте

>

Самое популярное