Домой Кредиты онлайн Инвестиционные цели пенсионного фонда. Инвестирование пенсионных накоплений

Инвестиционные цели пенсионного фонда. Инвестирование пенсионных накоплений

В данной статье речь пойдёт о достаточно новом и местами противоречивом методе инвестиций - это инвестиции в негосударственные пенсионные фонды (далее НПФ).
Сами НФП появились в России еще в 90-е годы, но большого распространения не имели. В настоящее время, после изменения законодательства в части пенсионных накоплений, НПФ получили высокое развитие и интерес среди населения.

Что такое НПФ?

Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая организация, которая принимает взносы от участников, осуществляет управление ими с целью сохранения денежных средств и их увеличения впоследствии. НПФ выступают альтернативой Пенсионному фонду РФ.
Взаимоотношения фонда и участников, строятся на подписании договоров, в котором оговорены все условия по осуществлению взносов и последующих выплатах, о сроках действия программы страхования и прочее. Деятельность НПФ строго регулируется законодательными актами РФ.

В чем смысл инвестирования в НПФ?

Программы накопительного страхования, которые сейчас предлагают крупнейшие игроки на рынке, имеют обширный характер, и цели страхования могут быть разнообразными. Например:
. Увеличение размера пенсии, за счет участия в НПФ (в идеале нескольких). При такой схеме человек при достижении пенсионного возраста будет получать пенсию сразу из нескольких источников, т.е. государственную пенсию и выплаты из НПФ;
. Страхование жизни от несчастных случаев, потери трудоспособности и других непредвиденных ситуаций;
. Накопление определенной суммы к конкретному сроку, например, необходимо сделать накопления к совершеннолетию ребенка с целью получения хорошего образования;
. Накопление денежных средств для дорогостоящих покупок, дома, квартиры, машины. Инвестирование в НПФ позволит обезопасить себя от инфляции и застрахует от несчастных случаев.

На какой доход можно рассчитывать?

Точного ответа здесь никто не даст, поскольку все НПФ инвестируют денежные средства участников в высоколиквидные финансовые инструменты (акции, облигации), стоимость которых сильно зависит от многих экономических и политических факторов. Тем не менее, ни один из фондов по результатам года, не может показать отрицательную доходность. Это запрещено законодательно. Ели фонд сработал в убыток, то в своих отчетах он покажет нулевую доходность, а потери будет компенсировать за счет собственных средств.
В среднем успешные фонды показывают доходность на уровне доходности банковского вклада +/- два процента.

Как выбрать надежный НПФ?

Стоит обратить внимание на рейтинг надежности НПФ, на доходность за прошлые периоды и общий срок работы фонда. В интернет можно найти много сервисов, которые предоставляют рейтинги фондов. Для примера, довольно удобный сервис . Здесь можно увидеть каким фондам удается обогнать инфляцию и получить доходность выше средней.

Преимущества инвестирования в НПФ.

Возможность самостоятельно принимать участие в формировании своих будущих пенсионных отчислений.
. Возможность получать пенсию не только от государственного ПФ. Как было сказано выше, инвестор может иметь несколько пенсионных программ в разных НПФ и при выходе на пенсию, получать ежемесячные платежи и от ПФР и от НПФ.
. Государственное регулирование деятельности НПФ. Несмотря на то, что НПФ могут инвестировать средства участников по своему усмотрению, они обязаны действовать в рамках законов, контролирующих их деятельность. Так, к примеру, список финансовых инструментов, в которые могут вкладываться НПФ, утвержден государством. Таким образом, участники фонда могут быть уверены, что их средства никогда не будут инвестированы в рисковые инструменты.
. Налоговые вычеты. Размер взносов в НПФ уменьшает налогооблагаемую базу, как участника фонда, так и его работодателя.
. Возможность защитится от реформирования пенсионной системы РФ. В последние годы регулярно приходится слышать о том, что может быть пересмотрен возраст выхода на пенсию, что пенсионные накопления могут быть заморожены и переданы для выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Никто не может дать гарантии, что сегодняшние молодые специалисты будут получать достойную государственную пенсию. НПФ дает хоть какой-то выбор в данной ситуации.
. Свобода выбора НПФ. Если выбранный фонд не устроил инвестора по тем или иным причинам, он всегда может свободно перевести свои пенсионные накопления в другой выбранный фонд, отвечающий его требованиям.
. Прозрачность деятельности НПФ. Участники фонда в любой момент могут получить доступ к результатам деятельности фонда и оценить их на приросте своего счета. В случае с ПФР узнать размер накопленного дохода и отчислений можно лишь раз в год.
. Наследуемость пенсионных накоплений.

Полезное видео

Тенденция инвестировать накопленные средства с перспективой роста капитала коснулась даже тех слоев населения, которые не обладают достаточно внушительными объемами денег. На фоне роста инвестиционного интереса в финансовой российской структуре стали образовываться объединения, дающие перспективу вкладывать деньги даже в небольшой сумме. Вероятно, некоторых потенциальных вкладчиков могут интересовать отличия этих структур, гарантии стабильности вложений в таких учреждениях и степень доходности.

Для представителей среднего класса имеет смысл рассматривать возможность инвестировать в ПИФы или вложить деньги в НПФ.

Общие характеристики паевых и пенсионных фондов

В обоих случаях целью вложений ставится доступность инвестирования в те инструменты, которые в одиночку приобретать недоступно. При коллективном инвестировании становится доступной покупка многих фондовых инструментов.

И негосударственные пенсионные фонды, и паевые инвестиционные фонды ориентированы в своей деятельности именно на такой метод инвестирования – суммарный объем денежных средств всех вкладчиков позволяет делать выгодные вложения в:

Облигации

Фьючерсы

Векселя

При этом в обеих структурах существует доступная для инвестирования классификация по форме собственности эмитентов и их отраслях деятельности:

1. Государственная казна, обеспечивающая выпуск и последующий выкуп облигаций государственного займа

2. Эмитенты государственной формы собственности, торгующие свои акции на отечественном фондовом рынке

3. Коммерческие организации, имеющий статус открытых акционерных обществ, предлагающих для инвестирования миноритарные, контрольные и блокирующие пакеты акций

4. Муниципальные и федеральные структуры, производящие выпуск ценных бумаг с долговыми обязательствами

5. Депозитные программы банковских учреждений

6. Облигации корпоративных объединений, являющихся субъектами РФ

7. Кредитные счета в учреждениях кредитной финансовой структуры

Общими для НПФ и паевых фондов признаками является период инвестирования в отдельных случаях. При вложении в одну их таких структур вкладчик имеет возможность получать доход в краткосрочной перспективе. Однако эта тенденция не есть обязательной и решение о выплате дивидендов или погашении акций и паев принимается советом директоров, акционеров, собранием вкладчиков.

А вот в отношении доходности и пенсионные фонды и ПИФы во многом схожи между собой – средняя доходность в обоих случаях может достигать 28-35,0 процентов годовых. Но и тут есть оговорка, что подобный уровень рентабельности инвестиций возможен только в случае повышенной волатильности фондового рынка, а также во времена нестабильности в экономике, отличающейся динамичностью котировок.

И еще один общий признак обеих структур инвестирования – порядок выплаты. Это обстоятельство регламентируется все теми же внутренними контролирующими органами, руководящим советом и общим собранием вкладчиков. Несмотря на разницу в общей концепции инвестирования и применяемых стратегиях и в НПФ, и в ПИФах допускается как одноразовая выплата заработанных процентов в конце инвестиционного периода, так и регулярное погашение инвестиционных инструментов с поквартальной или ежемесячной выплатой процентов вкладчикам.

Что же выгоднее – НПФ или паевые фонды?

Выяснять обстоятельства, связанные со степенью доходности, надо начинать с принципов инвестирования в обеих структурах и определением конечных целей.

В негосударственных пенсионных фондах, являющихся альтернативой пенсионному фонду России, главной целью является возможность открыть накопительную пенсию задолго до наступления пенсионного возраста.

Паевые фонды ставят целью получение прибыли в определенных отраслях и в установленные периоды.

По срокам вложений и получения прибыли ПИФ и НПФ тоже имеют некоторые отличия:

Паевые фонды обычно функционируют в среднесрочной перспективе, зарабатывая для своих инвесторов проценты на протяжении 5-7 лет.

Пенсионные негосударственные фонды рассчитаны на функционирование в долгосрочной перспективе.

Цели самих инвесторов и вкладчиков обоих типов фондов тоже имеют отличия, и часто именно эти цели формируют влияющие на выбор приоритеты:

1. При инвестировании в НПФ владелец капитала ставит своей целью обеспечение достойной пенсионной суммы с учетом накопленных процентов. Такие вложения рассчитаны на то, что начнут приносить результат через несколько лет, и во все последующие годы будут являться источником регулярного пенсионного дохода.

2. Цели инвестирования в паевые инвестиционные фонды ставят либо одноразовое получение прибыли при погашении пая, либо регулярную доходность по процентам в течение периода функционирования ПИФа.

Ограничение рисков и приоритеты выбора

Даже при многих схожих признаках и параметрах инвестирования паевыми и пенсионными фондами риски для вкладчиков в них тоже могут отличаться.

Несомненно, в отношении высоких рисков лидирующую позицию занимает паевой инвестиционный фонд. Его деятельность не настолько строго регламентируется законодательными инструментами и в большинстве случаев решения по выбору направлений инвестирования, управляющих компаний принимаются самими членами этого фонда. В отличие от ПИФов, деятельность негосударственных пенсионных фондов очень жестко контролируется государственными регулирующими органами на разных уровнях. Кроме того, такой НПФ не будет допущен к проведению своей деятельности, если он не обладает достаточной страховой суммой для возможных выплат вкладчикам в случае банкротства.

Таким образом, интересы инвесторов более застрахованы от рисков именно в НПФ.

Но не всегда приоритеты владельцев денежных средств сводятся к тому, чтобы минимизировать риски, и понятие диверсификации для них значит намного меньше, что уровень доходности ПИФов. Учитывая этот приоритет, для данной категории инвесторов более приемлем вариант вложений в паи таких фондов.

Аналогично главным критерием выбора может оказаться и формирование прибыли в разных временных интервалах. Не каждый инвестора рассчитывает на получение стабильной пенсии и начисленных процентов в очень отдаленном будущем. И предпочтения таких людей сводятся к более динамичным капиталовложениям. Именно такие перспективы предлагают паевые инвестиционные фонды.

Ну и, напоследок, – каждый инвестор, независимо от выбора фонда, должен провести собственный мониторинг деятельности выбранного учреждения, и что также немаловажно – проанализировать поле его деятельности на фондовом рынке. При этом желательно учесть перспективы тех отраслей и конкретных эмитентов, в активы которых планируется коллективное инвестирование средств выбранного фонда.

Финансовый рынок представляет собой сложноорганизо­ванный механизм с большим количеством участников и посред­ников, которые оперируя различными финансовыми инструмен­тами, обслуживают и управляют экономическими процессами.

К важнейшим финансовым инструментам, с помощью которых осуществляется распределение и перераспределение финансо­вых ресурсов, следует отнести банковские кредиты, корпоратив­ные и государственные займы, частное и государственное стра­хование. Одним из важнейших сегментов финансового рынка является рынок долевых и долговых ценных бумаг. Он позволяет государству и бизнесу значительно расширить источники фи­нансирования за рамками банковских кредитов и самофинан­сирования. С другой стороны, инвесторы благодаря существова­нию фондового рынка могут вложить свои накопленные средства в различные инвестиционные организации.

Основная задача финансового рынка привлечь инвести­ции в экономику страны. Для этого необходимо создать усло­вия для мобилизации активов и эффективной трансформации накоплений в инвестиции путем установления необходимых взаимосвязей между субъектами, которые, с одной стороны, нуждаются в финансовых средствах, и субъектами, желающи­ми инвестировать избыточные средства.

Но эффективная деятельность на рынке ценных бумаг требует от инвестора профессиональной финансовой подго­товки и немалых временных затрат на принятие обоснованных инвестиционных решений.

Таким решением является коллективное инвестирование, которое дает возможность объединить денежные средства частных инвесторов и профессиональное управление актива­ми. Из всех видов коллективного инвестирования здесь будут рассмотрены паевые инвестиционные фонды и негосудар­ственные пенсионные фонды, а также их различия в плане ре­гулирования и надзора за их деятельностью со стороны госу­дарства и общественных организаций.

Регулирование и надзор в сфере деятельности паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов

Опыт стран с развитыми финансовыми рынками показы­вает, что фонды коллективного инвестирования развиваются в двух направлениях:

Повышение надежности для вкладчиков;

Получение более высокой доходности по сравнению с другими инвестиционными организациями.

Паевые инвестиционные фонды имеют ряд преимуществ перед другими формами коллективного инвестирования:

Размер активов ПИФов законодательно не ограничен, а это позволяет управляющему фондом собрать в профессио­нальное управление неограниченную сумму активов;

Управляющий должен публиковать проспект эмиссии паев и правила фонда, что очень привлекательно для мелких инвесторов;

Инвестиции в паевой инвестиционный фонд имеют бес­срочный характер;

Пай фонда обладает статусом ценной бумаги;

Жесткие нормативные ограничения к структуре активов повышают надежность инвестирования в паевой инвестици­онный фонд;

Суммы вознаграждения и расходы регламентированы в предельных значениях.

Поэтому на сегодняшний день ПИФы - это самая пер­спективная форма организации коллективного инвестирова­ния, которая лучше всего решает вопросы сбережения и капи­тализации средств мелких инвесторов.

Закон «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года № 156-Ф3 определяет деятельность паевых инвестицион­ных фондов как «отношения, связанные с привлечением де­нежных средств и иного имущества путем размещения акций или путем заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты..., а также с управлением (доверительным управле­нием) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранени­ем инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом».

Паевые фонды

Основные отличия вложения средств в паевой инвестици­онный фонд от банковского вклада заключаются в следующем:

Кредитные организации, включая ПИФы, функциони­руют под строгим контролем Центробанка РФ;

Банковские вклады населения вместе с гарантиями их сохранности зависят от успешности функционирования Агентства по страхованию вкладов населения.

Для обеспечения защиты вкладов инвестора законода­тельство регулирует взаимодействия паевого инвестиционно­го фонда со всеми инфраструктурными звеньями, к которым относятся управляющая компания и все организации, в чьи обязанности входят управление и контроль за деятельностью ПИФа.

К таким инфраструктурным звеньям инвестиционного фонда относятся специализированные депозитарий и ре­гистратор, аудитор, оценщик. Очень важной формой адми­нистративно-правового регулирования деятельности ПИФа выступает лицензирование деятельности Управляющей ком­пании паевого инвестиционного фонда.

Важным моментом в регулировании деятельности паево­го инвестиционного фонда явилось разделение между различ­ными организациями функций контроля и управления фон­дом. В ведении управляющей компании находится портфель инвестиционного фонда, а надзор за имуществом и хранение активов осуществляет специализированный депозитарий. Функции управления и контроля осуществляют также специ­ализированный регистратор, аудитор и оценщик.

Специализированный депозитарий отвечает за хранение ценных бумаг фонда и осуществляет контроль за проведением операций со средствами ПИФа. Деятельность депозитария на­правлена на защиту интересов вкладчиков фонда.

Для инвесторов очень важной является функция контро­ля депозитария за деятельностью управляющей компании. Депозитарий контролирует следующие показатели:

Расчет стоимости чистых активов фонда и инвестици­онного пая;

Учет имущества паевого инвестиционного фонда;

Состав и структура ценных бумаг в имуществе фонда в соответствии с его Правилами.

В задачи специализированного регистратора входит веде­ние реестра вкладчиков, осуществление учета информации о владельцах паев, их долевое участие в фонде, регистрация всех приобретений, обмена, передачи и погашения паев. Реестр фонда представляет собой базу данных о фонде, о владельцах паев, о всех размещенных и выкупленных паях, о всей доку­ментации, отражающей движение и оформление всех паев инвестиционного фонда.

В функции аудитора входит независимая оценка отчетов управляющей компании.

Пенсионные негосударственные фонды

Если паевой инвестиционный фонд работает с имуще­ством, недвижимостью и некотируемыми ценными бумагами, то ему необходим независимый оценщик для представления независимого экспертного заключения о стоимости этих акти­вов.

Денежные средства паевого инвестиционного фонда, ко­торые были получены в результате деятельности управляю­щей компании, не становятся ее собственностью по той причине, что по законодательству предусмотрено разделение имущества пайщиков и имущества УК. Это повышает надеж­ность вложений пайщиков от возможных незаконных манипу­ляций с вложенными в паевой фонд средствами. К тому же ПИФ не является юридическим лицом и выступает как обосо­бленный имущественный комплекс, который управляется на договорной основе профессиональными менеджерами.

Управляющая компания по законодательству должна заключить договоры с аудиторскими компаниями о регуляр­ной и обязательной аудиторской проверке имущества фонда, бухгалтерской отчетности, стоимостей чистых активов и ин­вестиционного пая и законности сделок, совершенных с иму­ществом фонда. Ежегодный отчет о проведенных проверках управляющая компания должна направлять в ЦБ РФ.

Центробанк детально разработал нормативно-правовую базу деятельности паевых инвестиционных фондов, в частно­сти:

Установил государственный контроль за деятельностью ПИФов;

Создал многосторонний перекрестный контроль всех участников инвестиционной деятельности;

Узаконил разделение управления активами и их хране­ния;

Сформулировал требования к информации для инве­сторов для возможности - принятия ими грамотных решений;

Ликвидировал двойную налоговую нагрузку;

Усовершенствовал систему отчетности.

В настоящее время формирование нормативно-правовой базы деятельности паевых инвестиционных фондов в России практически завершено в полном объеме, что во многом опре­деляет растущую популярность данной формы инвестирова­ния.

В законе об обязательном пенсионном страховании от 01 января 2002 г. прописано введение накопительной части в пенсионную систему. Основным элементом накопительной части обязательной пенсионной системы служит инвестиро­вание средств, которые аккумулируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Это дает возможность защитить пенсионные накопления от инфляции и обеспечить такой доход от их размещения, который превышает внесенные страховые взносы. Именно поэтому очень важное значение имеют правила, которые должны соблюдаться при инвести­ровании пенсионных накоплений. Правила эти содержатся в Федеральных законах:

- «Об инвестировании средств для финансирования нако­пительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.02 № Ш-ФЗ;

- «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.98 № 75-ФЗ.

В законе №111-ФЗ прописано, что все пенсионные нако­пления находятся в собственности Российской Федерации. Поэтому он регулирует все отношения между субъектами, которые связаны с инвестированием пенсионных накоплений для осуществления выплат накопительной части страховой пенсии. Основное внимание в Законе уделяется обеспечению внутренней устойчивости системы накопительного финанси­рования пенсий и ее функционированию.

Основными субъектами, связанными с формированием и инвестированием пенсионных накоплений, являются Пенси­онный Фонд Российской Федерации, управляющие компании, специализированные депозитарии.

Участниками отношений выступают негосударственные пенсионные фонды, кредитные и иные организации, вовле­ченные в этот процесс.

По закону государственное регулирование осуществляет Министерство финансов. Контроль и надзор за инвестирова­нием пенсионных накоплений возложен на Центробанк РФ.

Законом предусматриваются меры общественного кон­троля за формированием и инвестированием пенсионных накоплений. Для этой цели создается Общественный совет. В него входят представители профсоюзов и работодателей, экс­перты рынка ценных бумаг и других общественных организа­ций и объединений.

Банком России были определены функции по норматив­но-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка. К основным направлениям деятельно­сти Банка России в сфере финансовых рынков были отнесены: улучшение регулирования и надзора, уменьшение системных рисков, содействие развитию финансового рынка, правовая за­щита мелких инвесторов и акционеров.

Таким образом, Банку России были переданы полномо­чия по защите вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов, лиц застрахованных по обязательному пенсионному страхованию.

Законодательство четко устанавливает требования к субъ­ектам и другим участникам отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений.

В первую очередь это относится к управляющим компа­ниям и депозитариям. Они не только выбираются на конкурс­ной основе на определенный срок, но и проходят регулярные аудиторские поверки.

Передача средств в Управляющие компании значительно расширяет число потенциальных объектов инвестирования, где могут быть размещены пенсионные накопления. Это дает возможность значительно повысить доходность от инвести­рования пенсионных накоплений. В то же время для защиты этих средств от возможных потерь устанавливаются ограниче­ния по объектам инвестирования, чтобы пенсионные накопле­ния размещались только в надежные активы. К таким объек­там относятся:

  1. Государственные ценные бумаги Российской Федера­ции.
  2. Акции и облигации российских эмитентов.
  3. Ипотечные ценные бумаги, выпущенные в России.
  4. Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях.
  5. Ценные бумаги международных финансовых органи­заций, допущенных к обращению на территории Российской Федерации.

Размещать пенсионные накопления в другие объекты ин­вестирования прямо запрещается. По законодательству Цен­тробанк РФ имеет право вводить дополнительные ограниче­ния по использованию перечисленных активов как объектов инвестирования. Например, размещать средства в российские ценные бумаги можно только в том случае, если они имеют обращение на организованном рынке ценных бумаг.

Инвестирование в ценные бумаги зарубежных эмитентов возможно только путем приобретения паев, долей, акций в индексных инвестиционных фондах. Этот способ инвестиро­вания является наиболее надежным и низкозатратным. Но даже в этом случае законодательство устанавливает серьезные ограничения по объемам средств, которые инвестируются в зарубежные активы, и жесткие требования к выбору инвести­ционных фондов.

По законодательству, пенсионные накопления в НПФ определяются как совокупность средств, находящихся в соб­ственности фонда и предназначенных для выполнения обяза­тельств перед застрахованным лицом в соответствии с догово­рами об обязательном пенсионном страховании.

К необходимым расходам на инвестирование пенсион­ных накоплений следует отнести оплату услуг Управляющих компаний, специализированного депозитария, аудиторов, страховых компаний и других участников. Оплата необходи­мых расходов Управляющей компании производится Пенси­онным Фондом с одновременной передачей средств пенсион­ных накоплений. Порядок расчетов определяется договором доверительного управления.

Законодательство регулирует основные положения и правила заключения Договоров, связанных с этими расхода­ми. Договор со специализированным депозитарием заключа­ется на 5 лет, договор доверительного управления с Управляю­щей компанией действует не более 15 лет, а с государственной управляющей компанией - не более 5 лет.

Специализированный депозитарий и управляющие ком­пании отбираются на конкурсной основе. По результатам кон­курсов выбираются один специализированный депозитарий и несколько управляющих компаний, что дает возможность выбора и создает стимулы для их более эффективной работы.

Повышение доходности от инвестирования средств пен­сионных накоплений во многом достигается за счет расши­рения списка инструментов, в которые законодательством разрешается вкладывать средства, а также проведения более активной инвестиционной политики.

Пенсионная система Российской Федерации испытывает в настоящее время значительные трудности в области раци­онального инвестирования средств пенсионного накопления. Причиной является отсутствие достаточного количества ин­струментов, которые могут гармонично подходить по всем трем параметрам: удовлетворение законодательству, обеспе­чение хорошей доходности и сохранение сформировавшегося уровня государственных пенсионных гарантий.

В то же время коллективные инвесторы НПФ должны играть более значительную роль на рынке вторичных ценных бумаг, поскольку имеют дело с «длинными деньгами», чей инвестиционный горизонт в развитых странах достигает не­скольких десятилетий. Долгосрочные инвестиции всех других игроков финансового рынка планируются на значительно бо­лее короткие сроки.

Операции с «длинными деньгами» имеют свои особен­ности. Они заключаются в долгосрочном периоде накопления денег, в консервативной политике инвестирования средств, в обеспечении надежности вложений в НПФ, в необходимости защиты интересов и прав участников фонда, которые являют­ся будущими пенсионерами.

Нормативно-правовое регулирование и контроль за дея­тельностью паевых инвестиционных фондов и негосударствен­ных пенсионных фондов в Российской Федерации определяет порядок организационно-финансовых отношений участников коллективного инвестирования и предусматривает строгий контроль за движением финансовых ресурсов, что повышает надежность и инвестиционную привлекательность рынка кол­лективных инвестиций.

ИПАТЬЕВ Иван Романович
студент, соискатель кафедры финансовых рынков и банков Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Как известно, большинство людей в любой стране и при любом состоянии экономики мечтает о спокойной и обеспеченной старости. Но не всегда эти желания, к сожалению, совпадают с возможностями, особенно при условии, если для этого нет соответствующих политических и экономических условий.

Тем не менее, во множестве современных стран вот уже порядка более полувека с разной степенью успеха работают свои пенсионные программы и системы. Основной задачей этих государственных и частных институтов является обеспечение приемлемого уровня жизни и потребления материальных и интеллектуальных благ на всем протяжении жизни человека, в зависимости от его непосредственного вклада в развитие экономического потенциала страны.

Естественно, что не всегда и везде эти системы работают безукоризненно, но сам факт того, что в странах с развитой финансовой инфраструктурой и продолжительность жизни выше и доступность для пожилых людей практически всех возможных благ цивилизации говорит о том, что правильное понимание существа пенсионной формы обеспечения не имеет предела совершенства.

Основой такой системы, кроме собственно состояния самой экономики и национальных финансов, определяется наличием и развитием таких важных финансовых институтов, как пенсионные фонды.

По своему принципу работы они ничем практически не отличаются от , работающих на своих учредителей или акционеров. Но главное отличие пенсионных фондов состоит в том, что и учредителями (в виде правительственных или коммерческих) структур и акционерами являются сами бенефициары, т.е. будущие и настоящие пенсионеры.

Пенсионные инвестиционные фонды России, основные виды и характеристики

В настоящее время в Российской Федерации законодательством предусмотрено и разрешено функционирование двух основных видов пенсионных фондов:

  1. Учрежденный государством и находящийся под его непосредственным контролем — Пенсионный фонд России (ПФР)
  2. Не государственные пенсионные фонды , учредителями которых являются различные коммерческие структуры или отдельные предприниматели, которые на основе специальных договорных отношений (с одной стороны государство, с другой — сами граждане) осуществляют за определенное вознаграждение управление пенсионными накоплениями будущих и существующих пенсионеров.

Деятельность как ПФР, так и НПФ регламентируется довольно обширным перечнем нормативных документов (для краткости изложения нормативные документы в данной статье будут упомянуты только при необходимости) и подлежит строгому надзору со стороны специальных надзорных органов в виде ЦБ, ФСФР, ФНС.

Инвестиционная деятельность Пенсионного фонда РФ строится на правовой базе, которую составляет — Федеральный закон № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». В соответствии с ним Государственная управляющая компания, функции которой в настоящее время выполняет «Внешэкономбанк» (ВЭБ), вкладывает пенсионные накопления граждан в два инвестиционных портфеля.

Эти портфели представлены следующими видами:

  • Базовый портфель инвестирования :
  1. — облигации федерального займа (ОФЗ), долговые обязательства регионов (например, облигации Правительства г. Москвы)
  2. Корпоративные облигации российских эмитентов , по которым имеется гарантия правительства страны (например, облигации Сбербанка или Газпрома)
  • Расширенный портфель инвестирования :
  1. государственные ценные бумаги Российской Федерации;
  2. российских эмитентов, гарантированные Российской Федерацией;
  3. банковские депозиты в рублях и иностранной валюте;
  4. ипотечные ценные бумаги (например, бонды АИЖК или девелоперских групп федерального значения);
  5. облигации международных финансовых организаций (например, Еврооблигации или казначейские бумаги ФРС США)

Главной особенностью работы ПФР и его управляющей компании ВЭБа являются несколько существенных моментов, на которые стоит обратить пристальное внимание, прежде, чем сделать окончательный выбор:

  1. ПФР не несет никакой ответственности за результаты работы с пенсионными накоплениями граждан, поскольку непосредственно договорных отношений застрахованного гражданина с организацией управляющей его деньгами (в данном случае с ВЭБ) не существует. Другими словами, все риски по управлению своими пенсионными капиталами несет на себе сам инвестор, т.е. пенсионер.
  2. Будущий пенсионер может изменить управляющую компанию (т.е. ПФР на не государственный фонд) только 1раз в году и до определенного срока (до 31 декабря), подав соответствующее заявление. Правда эта опция имеет только одно достоинство – такое заявление можно сейчас подать в электронном виде через портал «Госуслуги».
  3. Другим немаловажным фактором является доходность или эффективность работы ПФР и его УК по увеличению благосостояния добропорядочного гражданина, деньгами которого они пользуются не много ни мало — порядка 30-50 лет. Для этого стоит взглянуть на представленную таблицу, где показаны результаты работы всех пенсионных фондов России за 2015 год. Как видно из нее, УК ВЭБ всего на пару процентов перекрывает официальную инфляцию, при том, что ее реальный уровень как минимум в два раза выше.

Что касается НПФ, то здесь все таки ситуация немного лучше, поскольку принцип работы НПФ построен на конкуренции в получении от ПФР доступа к управлению пенсионными активами населения. Правда наилучшую доходность, как видно из таблицы, показали только четверть УК НПФ, что в принципе является неплохой альтернативой ПФР

№ п/п Формализованное наименование управляющей компании Наименование инвестиционного портфеля
доход средняя СЧА без учета вновь переданных
сумма отношение к средней СЧА
руб. % руб.
1 АГАНА УК КОНСЕРВАТИВНЫЙ 3 711 845,27 17,04 18 695 321,48
2 АГАНА УК СБАЛАНСИРОВАННЫЙ 39 569 934,64 14,82 232 190 652,87
3 АК БАРС КАПИТАЛ УК 374 560 811,83 14,20 2 354 811 878,47
4 АЛЬФА-КАПИТАЛ УК 190 255 566,53 19,43 899 543 380,43
5 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УК 5 912 603,44 19,00 28 287 758,00
6 АТОН-МЕНЕДЖМЕНТ УК 140 131 517,16 18,03 723 745 885,93
7 БИН ФИНАМ ГРУПП УК 65 367 954,69 13,85 444 001 151,72
8 БКС УК ДОХОДНЫЙ 140 951 916,96 21,31 613 078 753,45
9 БКС УК СБАЛАНСИРОВАННЫЙ 7 077 257,05 12,56 50 592 563,56
10 БФА УК 190 312 808,57 14,39 1 244 841 990,02
11 ВТБ КАПИТАЛ ПЕНСИОННЫЙ РЕЗЕРВ УК 1 289 354 054,05 18,16 6 594 337 773,65
12 ВТБ КАПИТАЛ УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ УК 188 969 723,97 19,77 755 847 244,01
13 ВЭБ УК РАСШИРЕННЫЙ 237 339 346 805,75 12,47 1 706 232 095 262,79
14 ВЭБ УК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 2 462 859 116,00 13,36 9 549 106 024,26
15 ИНВЕСТ ОФГ УК 17 232 395,05 16,95 95 709 078,84
16 ИНГОССТРАХ-ИНВЕСТИЦИИ УК 30 342 353,59 14,66 147 620 540,33
17 КАПИТАЛЪ УК 285 707 472,92 12,55 2 077 419 157,39
18 ЛИДЕР УК 79 947 485,41 16,75 427 873 408,38
19 МДМ УК 27 118 238,09 13,11 193 724 682,14
20 МЕТАЛЛИНВЕСТТРАСТ УК 85 231 194,31 15,09 501 162 060,31
21 МЕТРОПОЛЬ УК 5 377 207,53 5,28 95 434 180,15
22 МОНОМАХ УК 14 392 684,40 23,22 53 081 608,79
23 НАЦИОНАЛЬНАЯ УК 3 382 929,17 12,67 24 765 033,87
24 ОТКРЫТИЕ УК 64 401 463,93 13,67 383 407 232,98
25 ПАЛЛАДА УК 9 609 392,78 12,06 75 821 645,02
26 ПЕНСИОННАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ УК 27 463 688,66 16,72 144 133 334,34
27 ПРОМСВЯЗЬ УК 22 377 144,58 9,52 220 850 411,52
28 РЕГИОН ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ УК 77 493 518,72 16,89 418 621 676,44
29 РЕГИОН ТРАСТ УК 158 884 649,43 13,24 1 139 699 294,72
30 РЕГИОН ЭСМ УК 21 348 171,09 24,12 84 204 961,74
31 РФЦ-КАПИТАЛ УК 157 838 726,34 10,97 1 320 400 917,65
32 СБЕРБАНК УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ УК 1 069 082 755,09 14,94 6 274 545 218,96
33 СОЛИД МЕНЕДЖМЕНТ УК 306 306 824,46 13,01 1 702 135 018,02
34 ТКБ ИНВЕСТМЕНТ ПАРТНЕРС УК 110 198 018,69 17,66 565 942 117,72
35 ТРИНФИКО УК СБАЛАНСИРОВАННЫЙ 5 149 705,20 13,39 34 393 318,71
36 ТРИНФИКО УК ДОЛГОСРОЧНОГО РОСТА 10 604 029,01 11,44 75 791 501,31
37 ТРИНФИКО УК КОНСЕРВАТИВНОГО СОХРАНЕНИЯ КАПИТАЛА 1 948 588,90 10,48 15 777 112,67
38 УМ УК 81 610 018,25 19,07 382 972 014,50
39 УРАЛСИБ УК 792 306 429,35 16,19 4 566 151 077,31
40 ФИНАМ МЕНЕДЖМЕНТ УК 8 528 893,77 14,44 52 954 303,04
ИТОГО 245 912 265 894,63 15,16 1 750 815 766 547,49
в т.ч. без ГУК 6 110 059 972,88 15,68 35 034 565 260,44

Если же рассматривать саму деятельность НПФ и их УК, то следует принять во внимание следующие интересные аспекты:

  1. инвестиционная декларация для пенсионных фондов, работающих вне государственной системы страхования, включает в себя более широкий перечень финансовых инструментов, чем у ВЭБа. Подход к инвестированию у НПФ построен на принципе получения высокой доходности, так как вознаграждение УК напрямую зависит от ее уровня.
  2. негосударственный пенсионный фонд, инвестиционная политика которого определяется не закрытым перечнем нормативных требований, а следованию рыночной конъектуры финансового рынка, во многом более успешна, даже при существующих рисках работы с ценными бумагами
  3. негосударственные пенсионные фонды имеют договорные отношения с каждым из своих клиентов, ведут персональный учет застрахованных лиц и поступивших на их счета сумм, т.е. они работают вплотную с самими клиентами
  4. Правилами большинства негосударственных пенсионных фондов, кроме обязательного ежегодного публичного предоставления отчетности (в некоторых продвинутых фондах это можно делать в он-лайн режиме) и информирования о состоянии пенсионных счетов, предусмотрена обязанность своевременно информировать о состоянии пенсионного счета по запросу инвестора.
  5. Персонифицированный учет позволяет фонду доводить до сведения клиентов информацию о рыночной стоимости пенсионных накоплений практически ежемесячно, что невозможно в довольно примитивной и устаревшей системе «ПФР – клиент».
  6. Кроме того, крупнейшие негосударственные пенсионные фонды имеют развитую сеть представительств и фронт — офисов практически во всех регионах страны, что позволяет обеспечить непосредственный контакт с будущими и существующими пенсионерами.

Новое на сайте

>

Самое популярное