Домой Кредиты онлайн Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций - мига, его цели и задачи. условия страхования инвестиций в мига

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций - мига, его цели и задачи. условия страхования инвестиций в мига

Писарькова А.А. гр. С1502мб


Цель: выявить, что представляет собой Многостороннее Агентство Гарантирования Инвестиций, для этого нужно решить следующие задачи.

дать определение МАГИ;

изучить историю образования и этапы формирования МАГИ;

определить сферы деятельности МАГИ;

дать характеристику МАГИ на современном этапе.

многостороннее агентство гарантирование инвестиция

Многостороннее агентство гарантирования инвестиций


МАГИ - Многостороннее агентство по гарантии (гарантиям) инвестиций, также МИГА - Многостороннее инвестиционное гарантийное агентство, также МАИГ - Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (англ. Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA) - одно из автономных международных учреждений, которое, наряду с Международной финансовой корпорацией (МФК), Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и самим Всемирным банком входит в Группу организаций Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединённых Наций. Целью МИГА является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование от политических рисков и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

Конвенция об учреждении МИГА подписана в Сеуле 11 октября 1985 года. Основанное в 1988 году, МАГИ имеет более ограниченную сферу деятельности и мандат в сравнении с МФК. МАГИ представляет собой страховую компанию, финансируемую из общественных фондов. Оно содержится на взносы стран-участниц. В настоящее время (по состоянию на 1 сентября 2008 года) в МАГИ представлена 172 страна, в том числе Российская Федерация. Уставный капитал МАГИ превышает 1 млрд долларов США. К Штаб-квартира МАГИ, также как и других организаций группы Всемирного банка находится в Вашингтоне. МАГИ распределяет политические риски по следующим категориям:

Военные конфликты и гражданские волнения, в том числе акты саботажа и терроризма, способные оказать влияние на частные операции.

Расторжение контракта в случае, если правительство страны не придерживается или изменяет "правила игры", нанося материальный ущерб проекту.

Неконвертируемость валюты в случае отказа правительства разрешить кредиторам, инвесторам и спонсорам проекта переводить местную валюту согласно курсу обмена.

Экспроприация в случае, если правительство является причиной потери спонсором проекта собственности или контроля над капиталом и имуществом.

Претендовать на гарантии МАГИ могут частные фирмы и граждане, не зарегистрированные в стране, в которую направляются инвестиции. Гарантии предоставляются на срок от 3 до 15-20 лет.

Подобно МФК, МАГИ привлекательно для частных инвесторов своими связями в правительстве благодаря членству в Группе Всемирного Банка. МАГИ не обеспечивает субсидии для развития частного бизнеса: услуги предоставляются по рыночным ценам. Независимо от повышения или снижения политического риска в конкретной стране, клиенты МАГИ не имеют права отменить свои обязательства по страхованию до окончания действия контракта.

МАГИ действует только с получения разрешения от правительства страны; так некоторые страны отказываются признать существование политического риска в стране и, следовательно, подписать Конвенцию МАГИ. Агентство требует встречных гарантий от стран, подписавших Конвенцию. В случае гражданских волнений в государстве, МАГИ обязано выплатить определенную сумму пострадавшей компании, а государство, в свою очередь, обязано выплатить страховую компенсацию МАГИ. Максимальный размер гарантий составляет в настоящее время 110 млн долл. США на один инвестиционный проект и 440 млн долл. США на одну страну. Путем совместного страхования и перестрахования лимит может быть значительно превышен.

Как и МФК, МАГИ обеспечивает набор инвестиционных и консалтинговых услуг, за предоставление которых взимается оплата на рыночной основе.

При предоставлении гарантий предпочтение предоставляется инвестициям в страны с низким доходом, в страны с политическим риском или затронутые конфликтами, в экологически и социально значимые проекты, в развитие инфраструктуры. МИГА осуществляет также страхование инвестиций, проводимых между развивающимися странами.

МАГИ является сравнительно небольшой организацией, включающей приблизительно 100 или менее служащих в Вашингтоне. Агентство активно привлекает персонал МФК и внешних консультантов при выполнении операций, особенно в случае экспертовэкологической и социальной сферы. Юридически МАГИ, МФК и Всемирный Банк являются различными структурами, МАГИ имеет собственный Совет Директоров, хотя и состоящий из членов Совета Всемирного Банка. Президент МАГИ, Роберт Зеллик, выполняет функции президента Группы Всемирного Банка. С 1988 года МИГА выдало более 900 гарантий на общую сумму 17,4 млрд долл. США. При этом оно помогло разместить более 50 млрд долл. США прямых иностранных инвестиций в 96 развивающихся странах.

Выводы: Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций - международная организация, главной задачей которой является поощрение иностранного прямого инвестирования в развивающиеся государства-члены для ускорения их экономического роста, предоставление страхования (гарантий) иностранным частным инвесторам от некоммерческих (т. е. политических) рисков, связанных с переводом валюты, экспроприацией, военными действиями и гражданскими беспорядками. Оно также оказывает техническую помощь странам в распространении информации об инвестиционных возможностях. Председателем Совета Директоров МАГИ является Президент Всемирного Банка. МАГИ создана в 1988г.

Принцип суброгации является основополагающим для такой универсальной организации, как Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ - МИГА) - Multilateral Investment Guarantee Agency (MIGA), учрежденной в соответствии с Сеульской конвенцией 1965 г. Термин guarantee в данном случае, как и в нормативных документах, регулирующих деятельность МИГА, переводится как "страхование" (insurance), а вовсе не гарантия как таковая. Английские слова guarantee (гарантия) и insurance (страхование) относительно к проблематике международного страхования инвестиций рассматриваются как синонимы.

Обсуждение целесообразности создания международной организации, занимающейся страхованием инвестиций стран-участников началось еще в конце 1950-х гг. Под эгидой Международного банка реконструкции и развития был разработан проект учреждения Международного агентства по страхованию инвестиций. Но в 60-70-е гг. XX в. этот проект не нашел поддержки у развивающихся стран и в 1973 г. работы по нему были приостановлены. Возобновленные в 1981 г., они завершились разработкой текста Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, который был одобрен Советом управляющих МБРР 11 октября 1985 г. на ежегодной сессии в Сеуле (отсюда ее второе название - Сеульская конвенция) и передан правительствам стран - членов МБРР и Швейцарии для подписания.

Учреждение МИГА наряду с продолжающейся тогда активной практикой заключения международных двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений ознаменовало собой начало нового этапа в развитии международного инвестиционного права, этап формирования единой комплексной системы страхования иностранных инвестиций.

Сеульская конвенция вступила в силу 12 апреля 1988 г., и 12 июня того же года МИГА начала свою деятельность . В Конвенции участвуют 20 промышленно развитых стран, включая США, Канаду, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Японию. Из числа развивающихся государств полноправными участниками являются 127.

Сеульская конвенция 1985 г. впервые сформулировала понятие международно-правовой суброгации, ввела унифицированные понятия и раскрыла их содержание.

Россия подписала Сеульскую конвенцию 15 сентября 1992 г. и с 29 декабря 1992 г. является ее полноправной участницей .

Данная конвенция как часть российской правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ) регулирует не только обязательства Российской Федерации, связанные с суброгацией, но и весь комплекс норм, правил в международной страховой системе: стороны договора страхования, инвестиции, подпадающие под условия страхования, страховые риски, страховое возмещение, урегулирование спора инвестора со страховщиком и страховщика с государством - реципиентом инвестиций. Особенно важным является то, что этот многосторонний международный договор регламентирует именно те вопросы, которые не закреплены в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений как относящиеся к исключительной компетенции государства - экспортера капитала, учредившего соответствующее агентство .

Задачей Международного агентства по гарантиям инвестиций в соответствии со ст. 2 Конвенции является стимулирование потока инвестиций в производительных целях между странами-членами, особенно в развивающиеся государства, дополняя тем самым деятельность МБРР, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых учреждений развития .

Правовой статус МИГА весьма своеобразен. С одной стороны, это международная межправительственная организация, обладающая юридической правосубъектностью, с привилегиями и иммунитетом, присущим субъекту международного права. Например, МИГА пользуется судебным иммунитетом против исков, возбужденных против него государствами-членами или от их имени, а также по вопросам персонала, а его имущество - иммунитетом от предварительного обеспечения иска. Активы МИГА не подлежат реквизиции, конфискации, экспроприации или какой-либо иной форме ареста по решению исполнительных или законодательных органов того или иного государства. Его архивы неприкосновенны, имущество, доходы и операции освобождаются от любых налогов и таможенных пошлин. Иммунитет высших должностных лиц МИГА приравнен к дипломатическому.

Но в то же время основной предмет деятельности МИГА - страхование инвестиций от политических рисков - носит чисто коммерческий характер, поэтому оно обладает признаками, характерными для коммерческой организации. Прежде всего это выражается в том, что оно располагает акционерным капиталом. Первоначальный капитал МИГА составляет 1 млрд. долл., а специальных прав заимствования - 1082 млн. долл. США. По своим страховым обязательствам МИГА несет самостоятельную имущественную ответственность перед страхователями. Поэтому ему всегда надлежит поддерживать баланс между своими задачами как международной организации и своей финансовой устойчивостью как учреждения, занимающегося страховыми операциями.

Основу международно-правовой системы страхования, предлагаемой МИГА, составляет договор страхования, сторонами в котором выступает МИГА (страховщик, суброгат) и иностранный инвестор (страхователь, держатель гарантий). Несмотря на то что МИГА имеет международную правосубъектность, в отношении иностранного инвестора, каковыми, как правило, являются юридические лица, оно выступает в роли страховой компании. В соответствии с заключенным контрактом одна сторона - Международное агентство по гарантиям инвестиций обязуется выплатить другой стороне - держателю гарантий определенную в договоре сумму, составляющую обычно процент от суммы убытков, которые понес держатель гарантии и которые возникли в результате наступления одного из перечисленных в контракте случаев. В свою очередь, держатель гарантии обязуется в соответствии с заключенным с МИГА договором ежегодно выплачивать страховой взнос в размере устанавливаемого в договоре процента от суммы гарантии (Amount Guarantee).

Право международно-правовой суброгации по Сеульской конвенции в отличие от суброгации в гражданском праве характеризуется тремя аспектами:

Во-первых, права и обязанности иностранного инвестора (страхователя) переходят к страховщику - МИГА;

Во-вторых, отношения из частноправовой сферы, к которой относятся все отношения с участием иностранных частных инвесторов, переходят в международно-правовую сферу, сторонами в которых выступают два субъекта международного права (международная организация и государство-реципиент);

В-третьих, обязательной предпосылкой международно-правовой суброгации является наличие международного договора .

Предыдущая


Введение

Одно из важнейших направлений развития процессов глобализации в мировой экономике - международное движение капиталов, которое находит свое выражение в виде разного рода иностранных инвестиций, объем которых постоянно растет. Хозяйственная, предпринимательская деятельность иностранных инвесторов на территории принимающей стороны, в большей степени, чем в собственной стране, сопряжена с различного рода рисками, приводящими к убыткам инвесторов, и, прежде всего, с так называемыми политическими рисками. Это - риски, связанные с незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, с экспроприацией иностранной собственности, с изменениями законодательства принимающей стороны, резко ухудшающими положение иностранных инвесторов, а также риски, связанные с гражданскими беспорядками, вооруженными столкновениями и другими подобными действиями. Поэтому иностранные инвесторы стремятся защитить свои интересы, в том числе с помощью различных правовых средств.

Страхования иностранных инвестиций, занимает важное место в международном частном праве, достаточно широко применяется на практике зарубежными странами.

Между тем проблему страхования инвестиций нельзя решить только на национальном уровне. В результате потребовалось создание организации, которое дополняло бы эти структуры и улучшало бы инвестиционный климат путем предоставления гарантий и участия в другой деятельности по содействию инвестициям. Таким учреждением и стало Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, правовому статусу которого и посвящена настоящая работа.

Основной целью контрольной работы является, комплексное исследование правового статуса Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

Цели и задачи агентства

Осуществляя капиталовложения на территории иностранных государств, инвесторы несут целый набор специфических рисков, которые принято называть некоммерческими или политическими: риск экспроприации (национализации) капиталовложений со стороны принимающего государства, риск войны и гражданских беспорядков, риск введения ограничений или полного запрета на конвертацию и перевод за рубеж местной валюты и т.п. Естественно стремление инвесторов свести к минимуму эти существенные риски путем их страхования 1 .

Конечно, ничто не мешает традиционным частным страховым компаниям принимать на себя страхование такого рода рисков. Преимуществом данного вида страхования является возможность осуществлять одновременно страхование как от обычных коммерческих рисков, так и от специфических инвестиционных некоммерческих или политических рисков. Однако сложности с расчетом вероятности наступления страхового случая, большие суммы потенциального страхового возмещения, а также нерешенность проблемы получения конечного возмещения в порядке суброгации от причинителя вреда, каковым выступает суверенное принимающее государство, приводят к тому, что традиционные частные страховые компании не предоставляют услуг по страхованию от некоммерческих рисков или предлагают такой размер страховых взносов (премий), который делает страхование неэффективным для инвестора.

Практическое решение данного вопроса получило свое развитие начиная с середины XX в. благодаря заинтересованности развитых стран, экспортирующих капитал, в расширении капиталовложений национальных юридических лиц в экономику развивающихся принимающих стран. Становление национальных систем страхования от некоммерческих рисков происходило именно в рамках национальных программ поощрения инвестиций на территориях иностранных государств.

В мае 1984 года был представлен документ, озаглавленный "Основные характеристики предлагаемого Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций". В документе был изложен ряд ключевых особенностей, отличающих это предложение от структур, ранее обсуждавшихся в Банке. Это предложение с изменениями, внесенными в него в результате обсуждений, проведенных с Исполнительными директорами, впоследствии нашло свое отражение в "Проекте основных положений Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций", распространенного в октябре 1984 года. На основе этого документа были проведены консультации с правительствами государств - членов Банка. В результате этих консультаций был разработан пересмотренный проект Конвенции, распространенный среди правительств государств - членов в марте 1985 года. В период с июня по сентябрь 1985 года Исполнительные директора при помощи экспертов правительств государств - членов работали в рамках Комитета полного состава, созванного для обсуждения данного проекта Конвенции. В сентябре 1985 года Исполнительные директора завершили работу над проектом Конвенции и рекомендовали Совету управляющих принять резолюцию, открывающую Конвенцию для подписания.

По состоянию на 31 января 2008 г. в Конвенции участвуют 172 страны, включая США, Канаду, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Японию 2 .

Россия подписала Сеульскую конвенцию 15 сентября 1992 г. и с 29 декабря 1992 г. является ее полноправной участницей.

Данная конвенция как часть российской правовой системы (п. 4 cт. 15 Конституции РФ) регулирует не только обязательства РФ, связанные с суброгацией, но и весь комплекс норм, правил в международной страховой системе: стороны договора страхования, инвестиции, подпадающие под условия страхования, страховые риски, страховое возмещение, урегулирование спора инвестора со страховщиком и страховщика с государством - реципиентом инвестиций. Особенно важным является то, что этот многосторонний международный договор регламентирует именно те вопросы, которые не закреплены в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений как относящиеся к исключительной компетенции государства экспортера капитала, учредившего соответствующее агентство 3 .

Задачей Международного агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) в соответствии со ст. 2 Конвенции является стимулирование потока инвестиций в производительных целях между странами-членами и особенно в развивающиеся государства, дополняя тем самым деятельность МБРР, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых учреждений развития 4 .

МАГИ является членом Группы Всемирного банка, и её задача – содействовать привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в развивающиеся страны для обеспечения экономического роста, сокращения бедности и улучшения уровня жизни людей.

Главная цель МАГИ заинтересовать инвесторов и частных страховщиков в работе в сложных условиях.

МАГИ обладает сравнительным преимуществом во всех областях, - от уникального набора продуктов и способности восстанавливать уверенность представителей деловых кругов до текущего сотрудничества с государственным и частным страховым рынком, направленного на увеличение объемов страхования для инвесторов.

МАГИ даёт частным инвесторам уверенность и удобство, которые нужны для устойчивой работы в развивающихся странах. Будучи членом Группы Всемирного банка, и имея среди акционеров и страны-реципиенты, и страны-инвесторы, МАГИ обеспечивает инвестициям беспрецедентный уровень защищённости и убедительности. Участие МАГИ в потенциальных инвестициях способно буквально «оживить» проект, превратив его из «невозможного» в «реализуемый». МАГИ выступает в качестве мощного фактора сдерживания действий государства, которые могли бы негативно сказаться на инвестициях. Даже если возникает спор, вес организации при общении с правительством страны-реципиента часто позволяет снять все вопросы ко взаимному удовлетворению сторон.

МАГИ – лидер в оценке и управлении политических рисков, создании новых продуктов и услуг и поиске инновационных способов удовлетворения потребностей клиентов.

Присутствие МАГИ может стать решающим, - мы служим тем связующим звеном, благодаря которому принимаются решения о проведении сложных операций. МАГИ предлагает новые подходы к покрытию нетрадиционных рисков на региональном уровне, которые часто присутствуют в проектах, связанных с водоснабжением и другими инфраструктурными системами. Также предоставляются хеджинговые инструменты в отношении риска процентной ставки и предоставлять гарантии при работе на рынке капитала.

МАГИ дополняет действия других страховщиков инвестиций и работает с партнёрами в рамках своих программ совместного страхования и перестрахования. При этом расширяется возможности структур, занимающихся страхованием от политических рисков, и обеспечивается страхование инвестиций, а также заинтересовать частных страховщиков в участии в таких проектах, которые в противном случае ими бы не рассматривались.

С момента своего создания в 1988 году, МАГИ было предоставлено почти 800 гарантий на общую сумму свыше 14,7 млрд. долл. США по проектам в 91 развивающейся стране. МАГИ готова содействовать осуществлению социально, экономически и экологически устойчивых проектов, которые, прежде всего, отвечают интересам развития. Такие проекты обеспечивают широкие выгоды: они дают рабочие места и налоговые поступления, передают знания и ноу-хау.

МАГИ специализируется в содействии инвестициям в высокорискованные страны с низким уровнем дохода (напр., страны Африки и страны, подверженные конфликтам), - операции в таких странах составляют 42% процента портфеля. Благодаря партнёрству со Всемирным банком и другими структурами, МАГИ может привлекать средства для гарантийных целевых фондов, находящихся в доверительном управлении, для работы на этих непростых, «пограничных» рынках. Агентство также поддерживает сложные инфраструктурные проекты и стимулирует инвестиции между развивающимися странами.

Агентство привлекает свою юридическую службу, что позволяет устранять возможные препятствия для инвестиций. В рамках своей программы посредничества при рассмотрении споров МАГИ помогает правительствам стран и инвесторам разрешить противоречия и, в конечном итоге, улучшать инвестиционный климат в странах.

Структура и управления многостороннего агентства по гарантиям инвестиций

В основном структура Агентства соответствует структурам других международных финансовых учреждений и особенно Банка и Международной финансовой корпорации. Агентство имеет трехъярусную структуру, состоящую из Совета управляющих, Совета директоров, а также из Президента и персонала 5 .

172 государства – члена Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям управляют его программами и деятельностью в лице Совета управляющих и Совета директоров. Каждое государство назначает одного управляющего и его заместителя. Полномочия корпоративного управления МИГА принадлежат Совету управляющих, который делегирует значительную часть этих полномочий Совету директоров, состоящему из 24 человек. Число голосов распределяется в зависимости от доли акционерного капитала, которую представляет каждый директор. Совет директоров регулярно собирается на заседания в штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне; в ходе этих заседаний проводится анализ инвестиционных проектов, принимаются решения по ним и осуществляется надзор за управлением деятельностью Агентства в целом.

Каждый директор также является членом одного или нескольких из пяти постоянных комитетов, оказывающих Совету директоров помощь в осуществлении его надзорных полномочий посредством углубленного анализа стратегии и методов деятельности Агентства.

Ревизионный комитет дает Совету директоров рекомендации по вопросам финансового управления и другим управленческим вопросам в целях облегчения процесса принятия Советом решений по вопросам финансовой политики и контроля.

Комитет по бюджету рассматривает отдельные аспекты операционной деятельности, административной политики, норм и статей бюджета, оказывающие существенное влияние на экономическую эффективность деятельности Группы организаций Всемирного банка.

Комитет по вопросам эффективности развития (КЭР) дает Совету директоров рекомендации по вопросам оценки операционной деятельности и эффективности развития в целях контроля за выполнением задачи Банка по сокращению бедности.

Комитет по кадрам дает Совету директоров рекомендации по вопросам оплаты труда и другим существенным аспектам кадровой политики.

Президент Агентства назначается Советом директоров. Совет директоров принимает решение о назначении на этот пост кандидата, выдвинутого Председателем (пункт "b" статьи 33). Президент отвечает за проведение под общим контролем Совета директоров обычной деятельности Агентства, а также за организацию, назначение и увольнение персонала (пункт "a" статьи 33). Предполагается, что численность персонала будет ограниченной с тем, чтобы повысить эффективность и жизнеспособность Агентства. Размер оклада и условия контракта Президента определяются Советом управляющих (пункт "b" статьи 33). Это соответствует практике, принятой в Банке.

МИГА - Многостороннее инвестиционное гарантийное агентство, также МАГИ - Многостороннее агентство по гарантии (гарантиям) инвестиций, также МАИГ -- Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям-- одно из автономных международных учреждений, которое, наряду с Международной финансовой корпорацией (МФК), Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и самим Всемирным банком входит в Группу организаций Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединённых Наций. Целью МАГИ является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование от политических рисков и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

МАГИ основано в 1988 году. Оно содержится на взносы стран-участниц. В настоящее время (по сост. на 1 сентября 2008 г.) в МАГИ представлена 172 страна, в том числе Российская Федерация. Уставный капитал МАГИ превышает 1 млрд долл. США. Конвенция об учреждении МАГИ подписана в Сеуле 11 октября 1985 г. Штаб-квартира МАГИ, также как и других организаций группы Всемирного банка находится в Вашингтоне.

Гарантии МАГИ защищают инвесторов от рисков ограничения перемещения средств, конфискации, военных и гражданских волнений, нарушения условий контракта. Однако страхование от коммерческих рисков, например, от риска банкротства, не проводится. При предоставлении гарантий предпочтение предоставляется инвестициям в страны с низким доходом, в страны с политическим риском или затронутые конфликтами, в экологически и социально значимые проекты, в развитие инфраструктуры. МАГИ осуществляет также страхование инвестиций, проводимых между развивающимися странами.

Претендовать на гарантии МАГИ могут частные фирмы и граждане, не зарегистрированные в стране, в которую направляются инвестиции. Гарантии предоставляются на срок от 3 до 15-20 лет. В отличие от гарантий Всемирного банка, встречных гарантий от правительства страны инвестирования не требуется.

В то же время МАГИ не предоставляет кредиты и не является самостоятельным инвестором. Гарантии не выделяются для инвестиций в производство табака и алкоголя, в организацию азартных игр. Максимальный размер гарантий составляет в настоящее время 110 млн долл. США на один инвестиционный проект и 440 млн долл. США на одну страну. Путем совместного страхования и перестрахования лимит может быть значительно превышен.

С 1988 года МАГИ выдало более 900 гарантий на общую сумму 17,4 млрд долл. США. При этом оно помогло разместить более 50 млрд долл. США прямых иностранных инвестиций в 96 развивающихся странах.

Международная ассоциация развития

Международная ассоциация развития (МАР) - это межправительственная организация, филиал (в административном отношении) Международного банка реконструкции и развития (МБРР), но в юридическом и финансовом отношении независимая от него. МАР начала функционировать в 1960 г. Все страны, входящие в МБРР, имеют право быть членами ассоциации. В зависимости от их экономического положения страны - члены МАР делятся на две категории. К первой относятся индустриальные государства, а также Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Во вторую входят развивающиеся государства.

Ассоциация преследует те же цели, что и МБРР, но ее помощь предоставляется беднейшим странам на более льготных условиях. Задачи, которые ставит перед собой МАР, заключаются в развитии производительных сил и стимулировании экономического роста соответствующих стран.

Ассоциация формирует свои ресурсы из пяти источников: подписной капитал и членские взносы (30 млрд дол.), перевод части чистой прибыли МБРР (1,6 млрд дол.), платежи по ранее предоставленным кредитам и чистые доходы МАР (280 млн дол.), швейцарские займы (51 млн дол.) и операции по совместному финансированию.

Средства, получаемые из первого источника, составляют 90% всех ресурсов МАР и поступают из 33 государств, в большинстве своем индустриальных. Члены МАР, относящиеся к этой категории, полностью вносят подписной капитал и предоставляют ассоциации дополнительные средства в неконвертируемых валютах. Те же страны, которые входят во вторую категорию, платят 10% своего первоначального взноса в свободно-конвертируемой валюте и остающиеся 90% и все дополнительные взносы и платежи - в национальной валюте.

Средства, выделяемые МАР, обычно именуются кредитами, чтобы отличить их от займов, предоставляемых МБРР. Кредитование по линии ассоциации чаще всего осуществляется в форме долгосрочных кредитов с совместным финансированием или без него. Срок погашения - 50 лет с 10-летним льготным периодом, после которого выплачивается по 1% суммы долга в год в течение 10 лет и по 3% в год в течение последних 30 лет. Проценты по кредитам не начисляются, но при нарушении сроков платежей взимается 0,75% просроченной суммы. С 1982 г. дополнительно взимается 0,5% с суммы неиспользованного остатка кредитной линии.

Резюме. Кредиты по линии МАР предоставляются на весьма льготных условиях с чрезвычайно длительным сроком погашения. В свете основных целей развития, которые пятый президент Всемирного банка, ныне уже находящийся в отставке, определил как ускорение экономичексого роста и искоренение абсолютной нищеты, шестому главе ассоциации пока еще далеко не удалось удовлетворить растущие потребности стран с низкими доходами.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАГИ) - структура, в задачу которой входит оказание помощи в привлечении инвестиций из-за рубежа в развивающиеся государства. Суть работы Multilateral Investment Guarantee Agency (сокращенное - MIGA) - предоставление гарантий (оказание услуг страхования) инвесторам из-за рубежа от политических (некоммерческих) рисков, а именно военных действий, экспроприации, потерь при переводе валюты, беспорядков в гражданском обществе и так далее.

В ряде случаев МАГИ оказывает техническую поддержку государствам в распространении сообщений (информации) в отношении инвестиционных возможностей. С момента начала своей деятельности агентство предоставило более девятисот гарантий на общую сумму превышающую 17 миллиардов долларов. При этом почти в сотне развивающихся стран было размещено около 50 миллиардов долларов.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям: история, цели, участники

Известная в мире структура Multilateral Investment Guarantee Agency появилась на свет еще весной 1988 года, но реально выполнять свои функции МАГИ начало только через два года (с 1990-го). MIGA - самостоятельная ветвь (отдельный член) Всемирного банка. Российская Федерация вступила в многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям почти сразу после развала Советского Союза (в 1992 году).

Штаб-квартира организации (место базирования) в столице США - Вашингтоне. Высшим органом является президент. Первое лицо МАГИ - исполнительный вице-президент. На сегодняшний день MIGA может похвастаться международным статусом специального учреждения ООН.

Главная цель Multilateral Investment Guarantee Agency - оказание помощи развивающимся странам в привлечении инвестиций с целью дальнейшего развития. Структура играет роль стимулятора потоков средств между государствами-членами. Своей деятельностью МАГИ дополняет работу таких структур как , МБРР и ряда других международных финансовых организаций.


Уже к 2003 году в качестве участников МАГИ выступало более 160 стран мира, в число которых входили все бывшие страны СССР. При подаче заявки одно из главных требований - принятие в МБРР (Международный банк реконструкции и развития).

Основа стабильной работы структуры - уставной . На сегодня он составляет более двух миллиардов долларов США или около 200 миллионов акций. Каждая ценная бумага эквивалентна 10 тысячам СПЗ. При условии, что фиксированный курс 1 СПЗ = 1.082 американских долларов. Существует еще и такое понятие, как подписной капитал. Его размер - около двух миллиардов долларов, из которых выплачено более трехсот миллионов долларов США,

В свое время деятельность Multilateral Investment Guarantee Agency была осложнена нехваткой денежных средств, что существенно тормозило финансовый поток между странами-членами. По этой причине еще в 1997 году было принято решение поднять планку уставного капитала еще на миллиард долларов (на тот момент уровень уставного капитала составлял 1.1 миллиарда). Процесс притока уставного капитала планировалось закончить к 28 марта 2003 года, но многие страны не смогли справиться со своими обязательствами. Это, в свою очередь, привело к необходимости объявления новой подписки.

Что касается РФ, то подписка страны в капитале Многостороннего Агентства на 30 июня 2003 года - более 5,5 тысяч акций на сумму около шестидесяти миллионнов долларов США. В руках у России почти 3% (5705) от общего числа голосов, что позволяет делать существенный вклад в принятие общих решений.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям: организационная структура, виды рисков

MIGA имеет простую организационную структуру. К высшему органу власти в организации относится Совет управляющих. При этом у каждой страны-участницы есть свой представитель в данном совете (как правило, это человек из министерства, министр).

Исполняющие функции берет на себя другой орган власти - . В его задачи входит принятие решений в отношении дальнейшей политики. Именно Совет Директоров решает, как будет развиваться MIGA и дает «добро» на предоставление кредитов. В составе исполнительного звена находится 24 члена. При этом шесть из них должны быть назначены от государств, имеющих на руках максимальный объем акций. Все остальные члены набираются по особому алгоритму.


Главное лицо - Президент МАГИ и МБРР, который председательствует в Совете Директоров МАГИ.

MIGA ставит своей задачей оказание помощи странам-участницам. Эта задача реализуется посредством предоставления гарантий иностранным инвесторам. Период предоставляемых гарантий может достигать 15-20 лет. К основным видам рисков, которые покрывает МАГИ, относится :

1. Перевод валюты. Структура защищает от вероятных рисков, связанных с блокированием валютных переводов, направляемых за территорию инвестирующей страны (к примеру, по решению правительства). По сути, структура гарантирует защиту от убытков в том случае, когда инвесторы не способны выполнить конвертацию местной валюты (процентов, капитала, дохода, долга, и прочих поступлений) в другую (иностранную) валюту для ее перевода в принимающее государство.

Такая страховка является надежной защитой от действия (бездействия) руководящих органов государства в законодательной сфере по отношению к валютному контролю, а также ухудшения общих условий, упрощающих процедуру перевода и конвертируемости местной валюты. При этом валюты не компенсируется. В случае блокировки поступления средств, МАГИ осуществляет выплату компенсации, которая предусмотрена гарантиями.

2. Экспроприация - защита от действий руководства страны, которое принимает инвестиции. Сюда могут быть отнесены такие риски, как прекращение (ограничение) права собственности, контроль и прочие риски в отношении гарантированных вложений. Предоставление такой гарантии - возможность защититься не только от национализации имущества или его конфискации, но и покрыть так называемую «ползучую» экспроприацию, предотвратив тем самым возникновение ее фактического аналога.

Частичная экспроприация покрывается не полностью. К примеру, это возможно в случае конфискации материальных активов. Если правительство страны работает добросовестно и не принимает дискриминационных мер в отношении поступающих инвестиций, то в гарантии нет необходимости.

В ситуации, когда происходит полная экспроприация, MIGA берет на себя выплату чистой балансовой цены акционерного капитала. Если же реализован сценарий экспроприации денежных средств, то выплачивается застрахованная доля капитала. Что касается кредитного обеспечения и самих займов, то Многостороннее агентство страхует непокрытую часть суммы и несвоевременно оплаченные проценты.

3. Нарушение договора. Задача такой гарантии - надежно защитить инвестора от убытков в случае, когда принимающая сторона (точнее, правительство страны, в которую поступают средства) нарушает или аннулирует условия сделки. В таком случае иностранный имеет право прибегнуть к активации процесса разрешения споров и обратиться в арбитражную судебную инстанцию с целью компенсации убытков. Если в определенные законодательством сроки инвестирующая сторона не получила компенсаций или же механизм арбитражного урегулирования по причине определенных действий принимающей стороны не работает, то МАГИ обеспечивает своевременную выплату компенсации.

4. Война и гражданское неповиновение (терроризм, акты саботажа и так далее). Главная цель MIGA в этом случае - защитить от потенциальных убытков, которые нанесены материальным активам, а также обеспечить компенсацию в случае исчезновения (уничтожения) инвестиционного капитала при возникновении военных действий, гражданских волнений, террористических актов, восстаний внутри страны, революций, саботажа, государственного переворота и прочих событий.


При возникновении негативной ситуации МАГИ осуществляет выплату части инвестора в форме балансовой стоимости активов. Таким способом покрываются , которые имели место на ремонт разрушенных (поврежденных) активов. Кроме этого, многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям берет на себя функцию выплаты компенсации в случае гражданских беспорядков или войны, которая привела к остановке проектных операций, имеющих ключевое значение для развития государства и его жизнеспособности. В свою очередь, MIGA берет на себя осуществление платежа по балансовой стоимости всех застрахованных вложений в виде акционерного капитала.

Структура Multilateral Investment Guarantee Agency предоставляет гарантии в форме самых разных вложений. В ряде случаев это могут быть вложения, имеющие самую различную форму - натуральную, денежную, интеллектуальной собственности и так далее. Кроме этого, МАГИ может обеспечивать инвестиционные соглашения, касающиеся лицензирования, управленческой деятельности, раздела прибыли, договоров франчайзинга и так далее.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Новое на сайте

>

Самое популярное