Домой Кредиты онлайн Порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Налоговое

Порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Налоговое

Нормативные правовые акты о налогах и сборах имеют оп­ределенные особенности вступления в законную силу. Согласно общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии следующих двух условий процедурного характера:

не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;

не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

С учетом соблюдения двух названных условий в самом акте о налогах или сборах устанавливается конкретная дата вступле­ния в законную силу. Официальными источниками опублико­вания нормативных актов о налогах или сборах служат «Собра­ние законодательства РФ», «Российская газе­та» или «Парламентская газета».

Свойства источников налогового права (как и любого другого):

формальная определенность;

общеобязательность, охраняемая возможностью государст­венного принуждения;

законность, заключающаяся в наличии юридической си­лы (источник налогового права должен быть издан в пределах компетенции соответствующим государственным или муниципальным органом, соответствовать актам выше­стоящих органов, надлежащим образом опубликован (обна­родован).

Харак­терные черты источников налогового права

Источники налогового права регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права.

Источники налогового права принимаются только теми ор­ганами государства или местного самоуправления, правотворче­ская компетенция которых прямо предусмотрена НК РФ. Во­просы, регулирующие налогообложение, не могут выноситься на референдум.

Налоговое право, являясь кодифицированной подотраслью финансового права, регулируется не только НК РФ. Источники налогового права характеризуются множественностью, обуслов­ленной принципом разделения властей и федеративной приро­дой российского государства. Согласно п. «и» ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении федерального центра и субъек­тов РФ.

    Особенности введения в действие актов законодательства о налогах и сборах.

Порядок вступления в силу актов налогового законодательства имеет значительную специфику по сравнению с источниками других отраслей права. Согласно ст. 5 НК различаются две группы актов налогового законодательства.

1. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы. Такие акты вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования, причем требуется одновременное соблюдение обоих условий. При этом решающим является условие, наступающее позднее по времени.

2. Иные акты, вносящие изменения и дополнения в действующее налоговое законодательство. Акты этой группы вступают в силу следующим образом: в отношении налогов - не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; в отношении сборов - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Указание на налоговый период применительно к сборам отсутствует не случайно. Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. Поэтому важнейшим элементом налога является налоговый период, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Сборы же носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях, когда у плательщика возникает потребность в получении от государства некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован.

Согласно ст. 55 НК под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.Изменение режима налогообложения в течение налогового периода фактически означает придание акту обратной силы, то есть распространение его на правоотношения, возникшие с начала текущего налогового периода, что по общему правилу недопустимо. В таком случае акту фактически придается обратная сила, хотя бы и без прямого указания об этом в самом акте.

КС РФ разъяснил, что установить налог или сбор - не значит только дать ему название, необходимо определение в законе существенных элементов налоговых обязательств, которые исчерпывающе перечислены в ст. 17 НК РФ. К последним помимо налогоплательщика относятся объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а в необходимых случаях и налоговые льготы. Как следует из Постановления КС РФ от 18.02.97 N 3-П, одно лишь перечисление налогов и сборов в федеральных законах нельзя рассматривать как их установление, поскольку эти законы не содержат существенных элементов налоговых обязательств.

Обратная сила актов налогового законодательства. По общему правилу законы и иные нормативно-правовые акты имеют перспективное действие, то есть распространяют силу на правоотношения, возникшие уже после вступления акта в законную силу. Общим для всех правовых отраслей является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно, и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет.

Статья 57 Конституции РФ,возлагая на налогоплательщиков одну из важнейших конституционных обязанностей, а именно обязанность платить законно установленные налоги и сборы, вместе с тем гарантирует гражданам защиту в тех случаях, когда налоги не являются законно установленными либо когда законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, придана обратная сила.

Перспективное действие актов налогового законодательства (то есть запрет придавать им обратную силу) связано с тем, что условия уплаты налогов (размеры, сроки, порядок и т.д.) должны быть известны субъектам предпринимательской деятельности заранее, то есть до того, как они своими действиями приобрели обязанность по уплате налогов <*>. Как отмечается в Постановлении КС РФ от 08.10.97 N 13-П, конституционная норма о запрете придавать обратную силу актам налогового законодательства призвана обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения.

1) акты, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение участников налоговых отношений, обратной силы не имеют;

2) акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу;

3) акты, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющиеобязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образомулучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

По правонарушениям. В случаях, когда вновь принятый закон устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение, чем было установлено действовавшим ранее законодательством, то за правонарушение, совершенное до вступления в силу нового закона, применяется ответственность, установленная этим законом. Взыскание ранее наложенных налоговых санкций за данное правонарушение после вступления в силу нового закона может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных этим законом за такое правонарушение. Налоговая санкция за правонарушение, совершенное до вступления в силу нового закона, не взыскивается, если ответственность за данное правонарушение новым законом устраняется.

Важным является вывод КС РФ о том, что недопустимо издание законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы и без особого указания об этом в тексте закона (Постановление КС РФ от 24.10.96 N 17-П).

    Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.

ДЕЙСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ АКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ - акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в НК России в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах:

Устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют;

Устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу;

Отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Указанные положения распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, за исключением нормативных правовых актов об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, порядок вступления в силу которых определен статьей 3 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе”.

    Принятие и введение в действие законов о налогах и сборах.

Порядок введения в действие законов о налогах и сборах имеет свои особенности. В соответствии со ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой же статьей. При этом федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Что касается иных нормативных правовых актов, то их введение в действие подчинено общему порядку, предусмотренному Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"1. В соответствии с ним акты Президента РФ и акты Правительства РФ должны быть опубликованы не позднее 10 дней после их подписания и вступают в силу по истечении 7 дней после этого, если в них не установлено иное. Нормативные же акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней с момента опубликования, а те из них, которые затрагивают права и интересы граждан, должны, кроме того, пройти предварительную регистрацию в Минюсте РФ.

    Налоговые правоотношения, понятие и структура.

Налоговые правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами налогового права, носящие властно-иму­щественный характер и выражающие публичные интересы.

Будучи урегулированными нормами права , налоговые отно­шения систематизируются, приобретают устойчивость и начи­нают развиваться в векторе, заданном государством. Опосредуя процесс налогообложения нормами права, государство получает возможность контролировать финансово-хозяйственную деятель­ность частных собственников и при необходимости управлять ею. Под воздействием правовых норм участники налоговых пра­воотношений наделяютсяправосубъектностью , юридическими правами и обязанностями в налоговой сфере.

Таким образом, налоговые правоотношения - это централь­ное звено механизма налогово-правового регулирования, основ­ной канал реализации налогового права.

Важно обратить внимание, что налоговые отношения сами по себе в обществе не складываются, они не возникают в каче­стве фактических. Напротив, отчисление части своего дохода в пользу государства противоречит природе предпринимательской деятельности и не свойственно человеческой природе. Однако без этих отчислений государство не сможет функционировать. Поэтому изъятие части дохода с частной собственности возможно только через правовые предписания, обеспеченные государствен­ным принуждением. С этих позиций правовое регулирование на­логообложения является социально необходимым. Налоговые пра­воотношения возникают только как правовые и в другом каче­стве существовать не могут.

Налоговые правоотношения наряду с уголовными, процессу­альными, административными представляют собой классический пример общественных отношений, вызванных к жизни нормой права. Вместе с тем норма налогового права сама по себе, «в оди­ночку», не может вызвать к жизни налоговое правоотношение. Наряду с ней предпосылками возникновения налоговых право­отношений являются юридические факты и налоговая право­субъектность.

Признаки налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения являются разновидностью фи­нансовых правоотношений, поэтому им присущи все признаки последних, но они имеют и характерные черты.

Обще­правовые признаки:

формальная определенность;

связь участников налоговых правоотношений юридическими правами и обязанностями;

устанавливаются только между самостоятельными и равными (с точ­ки зрения закона) сторонами;

волевой характер (воз­никают только на основе нормы налогового права, которая уста­навливается по воле государства);

индивидуализация субъектов (отличаются определенностью прав и обязанностей субъектов, координацией их взаимного поведения);

охрана налоговых правоотношений государством.

Характерные черты на­логовых правоотношений:

возникновение и функционирование в процессе налоговой дея­тельности государства (деятельности по образованию за счет налоговых поступлений государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных целях);

имущественный характер (яв­ляются разновидностью финансовых отношений, в основе которых лежат имущественные и связанные с ними неимущественные от­ношения, носящие публичный характер);

направленность на образование государственных и муниципальных фондов денежных средств;

участие в налоговых правоотношениях государства или му­ниципальных образований (обязательным участником и воздейст­вующим субъектом является государство или муниципальное образование непосредственно или в лице компетентных органов);

наличие третьей стороны при исполнении налоговой обязанности (НК РФ допускает возможность участия в налоговых правоотношениях лиц, не являющихся налогоплательщиками, но обязанных исчислить налог, удержать его из дохода налого­плательщика и перечислить в соответствующий бюджет).

Вышеперечисленные признаки не являются исчерпывающи­ми, но позволяют отграничить налоговые правоотношения от иных общественных отношений, более четко определить их ме­сто и роль в финансовой деятельности государства и правовой системе общества.

Структура налоговых правоотношений

Существуют разнообразные типы (виды, подвиды) налоговых правоотношений (по установлению и введению налогов, кон­трольные, обеспечительные, по применению налоговых льгот и т.д.), каждый из которых обладает не только общими, но и спе­цифическими признаками, элементами структуры, содержания, формы, составом участников и т.д.

Налоговое правоотношение имеет свою структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов:

субъектов;

Объектом налоговых правоотношений является все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений формируется опреде­ленная правовая связь.

    Понятие и основные параметры налоговой системы.

В действующем законодательстве понятие налоговой системы отсутствует, ранее же в Законе от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы" налоговая система определялась как совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке. Подобное определение, представляется, слишком узким, так как в нем все сведено к простой совокупности налогов, взимаемых на территории Российской Федерации. В широком же смысле налоговая система может быть определена, как основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. Элементами этой системы являются не только налоги и сборы, но и налогооблагающие субъекты, действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы налоговой полиции, налогоплательщики и налоговые агенты, их права и обязанности. Кроме того, налоговая система включает в себя принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права. Все эти элементы неразрывно взаимосвязаны.

В структуре налоговой системы выделяются отдельные подсистемы (составы). К их числу относятся:

Система принципов налогообложения;

Налогооблагающий состав;

Система налогов и сборов (налоговый состав);

Состав налогоплательщиков (податный состав);

Система налогового контроля;

Система налоговой безопасности.

Система налогового права;

Состав прав и обязанностей субъектов налогового права.

Важнейшими параметрами, позволяющими охарактеризовать налоговую систему, в первую очередь являются:

Налоговый потенциал государства и его территорий;

Доля налогов и сборов в доходах бюджетов;

Общее количество налогов и сборов;

Стабильность налогового состава;

Соотношение прямых и косвенных налогов;

Уровень налогообложения (налоговое бремя);

Собираемость налогов и сборов;

Налоговая способность физических лиц и организаций;

Уровень налоговой культуры населения;

Состояние налоговой дисциплины.

    Принципы организации и функционирования налоговой системы.

Налоговая система - это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом .

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией иНалоговым кодексом . В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая изфедеральных ,региональных иместных налогов , что соответствует мировому опыту федеративных государств.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса , третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Система налогов и сборов.

Система налогов и сборов РФ – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.

В соответствии с гл. 2 Налогового кодекса РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 15 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.

В систему налогов и сборов в РФ в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемые специальными федеральными законами, которые ранее в нее входили.

Налоговый кодекс РФ разделяет налоги и сборы на три вида в зависимости от их территориального уровня:

федеральные налоги и сборы;

региональные налоги и сборы;

местные налоги и сборы. Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

единый социальный налог;

налог на прибыль организаций;

водный налог;

осударственная пошлина (ст. 13 Налогового кодекса РФ ).

налог на игорный бизнес:

транспортный налог (ст. 14 Налогового кодекса РФ ).

К местным налогам относятся:

земельный налог;

налог на имущество физических лиц (ст. 15 Налогового кодекса РФ ).

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Налогового кодекса РФ . Налоговым кодексом РФ определяется порядок установления таких налогов, порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

К специальным налоговым режимам относятся:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 2 ст. 18 Налогового кодекса РФ ).

    Федеральные налоги.

К федеральным налогам и сборам отнесены:

налог на добавленную стоимость;

налог на доходы физических лиц;

единый социальный налог;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

водный налог;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

осударственная пошлина (ст. 13 Налогового кодекса РФ ).

    Региональные налоги.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях данных субъектов РФ.

К региональным налогам относятся:

налог на имущество организаций;

налог на игорный бизнес:

транспортный налог (ст. 14 Налогового кодекса РФ ).

    Местные налоги.

Местными налогами являются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Большинство нормативных правовых актов вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении установленного количества дней после дня их официального опубликования. Именно с подсчетом этих дней, а также с определением даты первой официальной публикации нормативного акта и возникает больше всего проблем.

Таблица. Порядок вступления в силу некоторых видов

нормативных правовых актов

Вид нормативного правового
акта
Порядок вступления
в силу
Официальный источник
опубликования
Федеральные
конституционные законы
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ по
истечении 10 дней после
дня их официального
опубликования
(ст. 6 Закона N 5-ФЗ)
«Российская газета»,
«Парламентская
газета»,
Собрание
законодательства
Российской Федерации
или размещение
на официальном
интернет-портале
правовой информации
www.pravo.gov.ru
(ст. 4 Закона
N 5-ФЗ)
Федеральные законы
Акты палат Федерального
Собрания
Акты законодательства
о налогах (за исключением
актов, вносящих изменения
в НК РФ в части
установления новых
налогов)
Вступают в силу не ранее
чем по истечении одного
месяца со дня их
официального
опубликования и не ранее
1-го числа очередного
налогового периода по
соответствующему налогу
(абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ)
Акты законодательства
о сборах (за исключением
актов, вносящих изменения
в НК РФ в части
установления новых сборов)
Вступают в силу не ранее
чем по истечении одного
месяца со дня их
официального
опубликования (абз. 2
п. 1 ст. 5 НК РФ)
Федеральные законы,
вносящие изменения в НК РФ
в части установления
новых налогов или сборов
Вступают в силу не ранее
1 января года, следующего
за годом их принятия,
но не ранее одного месяца
со дня их официального
опубликования (абз. 3
п. 1 ст. 5 НК РФ)
Федеральные законы
о федеральном бюджете
Вступают в силу с
1 января и действуют
по 31 декабря
соответствующего
финансового года, если
иное не предусмотрено
Бюджетным кодексом или
самим законом о бюджете
(п. 1 ст. 5 Бюджетного
кодекса)
Акты законодательства
о таможенном деле
Вступают в силу не ранее
чем по истечении 30 дней
после дня их официального
опубликования, если иное
не установлено таможенным
законодательством
Таможенного союза (п. 3
ст. 6 Федерального закона
от 27.11.2010 N 311-ФЗ
«О таможенном
регулировании в
Российской Федерации»)
Указы и распоряжения
Президента РФ, имеющие
нормативный характер
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ по
истечении 7 дней после
дня их первого
официального
опубликования (абз. 1
п. 5 Указа N 763)
«Российская газета»,
Собрание
законодательства
Российской Федерации
или размещение
на официальном
интернет-портале
правовой информации
www.pravo.gov.ru
(п. п. 2 и 2.1 Указа
N 763)
Иные указы и распоряжения
Президента РФ (в том числе
акты, содержащие сведения,
составляющие
государственную тайну, или
сведения конфиденциального
характера)
Вступают в силу со дня
их подписания (абз. 2
п. 5 Указа N 763)
Не подлежат
официальному
опубликованию
(п. 1 Указа N 763)
Постановления и
распоряжения Правительства
РФ, затрагивающие права,
свободы и обязанности
человека и гражданина,
устанавливающие правовой
статус федеральных органов
исполнительной власти,
а также организаций
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ по
истечении 7 дней после
дня их первого
официального
опубликования (абз. 1
п. 6 Указа N 763)
«Российская газета»
или Собрание
законодательства
Российской Федерации
(п. 2 Указа N 763)
Иные постановления и
распоряжения Правительства
РФ (в том числе акты,
содержащие сведения,
составляющие
государственную тайну,
или сведения
конфиденциального
характера)
Вступают в силу со дня
их подписания (абз. 2
п. 6 Указа N 763)
Не подлежат
официальному
опубликованию
(п. 1 Указа N 763)
Приказы, распоряжения и
иные нормативные правовые
акты федеральных органов
исполнительной власти
(министерств РФ,
федеральных служб,
агентств и других
ведомств), признанные
Минюстом России
не нуждающимися
в государственной
регистрации
Вступают в силу
в порядке, определяемом
самим федеральным органом
исполнительной власти,
который утвердил этот
нормативный акт (абз. 5
п. 17 Правил подготовки
нормативных правовых
актов федеральных органов
исполнительной власти
и их государственной
регистрации,
утв. Постановлением
Правительства РФ
от 13.08.1997 N 1009)
Порядок их
официального
опубликования
устанавливается
самим федеральным
органом
исполнительной
власти, который
утвердил этот
нормативный акт
(абз. 5 п. 17
Правил подготовки
нормативных правовых
актов федеральных
органов
исполнительной
власти и их
государственной
регистрации)
Приказы, распоряжения
и иные нормативные акты
федеральных органов
исполнительной власти,
прошедшие государственную
регистрацию в Минюсте
России и затрагивающие
права, свободы и
обязанности человека
и гражданина,
устанавливающие правовой
статус организаций или
имеющие межведомственный
характер
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ
по истечении 10 дней
после дня их официального
опубликования (абз. 1
п. 12 Указа N 763)
«Российская газета»
или Бюллетень
нормативных актов
федеральных органов
исполнительной
власти (п. 9 Указа
N 763)
Приказы, распоряжения и
иные нормативные правовые
акты федеральных органов
исполнительной власти,
прошедшие государственную
регистрацию в Минюсте
России, но содержащие
сведения, составляющие
государственную тайну,
или сведения
конфиденциального
характера, не подлежащие
в связи с этим
официальному опубликованию
Вступают в силу со дня
их государственной
регистрации в Минюсте
России и присвоения им
номера (абз. 2 п. 12
Указа N 763)
Не подлежат
официальному
опубликованию
(п. 8 Указа N 763)
———————————
<*> Приведенный в таблице порядок применяется, если в самом
нормативном правовом акте не установлена точная дата, с которой он
начинает действовать, либо не указан другой порядок вступления этого акта
в силу (ст. 6 Закона N 5-ФЗ, п. п. 7 и Указа N 763).

Кроме того, в тексте самих нормативных актов могут использоваться различные формулировки, касающиеся сроков вступления их в силу. Например, может быть указано, что документ вступает в силу со дня или после дня его официального опубликования либо через определенный срок или по истечении какого-то периода. На первый взгляд разницы между этими фразами нет. Но это не так. Ведь в зависимости от того, какая именно формулировка использована, дата вступления в силу нормативного акта определяется по-разному.

Размещение некоторых видов нормативных актов

на специальном интернет-портале теперь приравнивается

Все законы подлежат официальному опубликованию для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Неопубликованные законы не применяются и не влекут правовых последствий. Также не подлежат применению любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не были опубликованы официально.

Официальным опубликованием для большинства нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ, далее — Закон N 5-ФЗ, и п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763, далее — Указ N 763).

В отношении актов палат Федерального Собрания, федеральных и федеральных конституционных законов официальным также является их размещение в «Парламентской газете» (ст. 4 Закона N 5-ФЗ).

Начиная с 10 ноября 2011 г. появился еще один официальный источник опубликования — размещение текста нормативного акта на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (см. врезку ниже). Но этот ресурс считается местом официальной публикации лишь для федеральных и федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания, а также указов и распоряжений Президента РФ (ст. 4 Закона N 5-ФЗ, п. 2.1 Указа Президента РФ от 05.04.1994 N 662 и п. 2.1 Указа N 763).

Алгоритм действий. Как узнать дату размещения документа на официальном интернет-портале

Чтобы найти, когда именно нормативный акт был размещен на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, необходимо:

— на главной странице этого сайта с помощью меню в верхней части экрана открыть раздел «Опубликование»;

— в открывшемся окне в подменю выбрать подраздел «Поиск»;

— указать в карточке поиска известные реквизиты интересующего нормативного акта (достаточно, например, ввести только его номер) и нажать кнопку «Найти». В карточке можно также выбрать, как выводить результаты поиска, в частности указать количество документов, информация о которых отображается на экране (10, 30, 100 или 200 штук), параметры их сортировки (по дате подписания или опубликования, виду документа, принявшему органу, номеру и др.) и упорядочивания (по возрастанию или убыванию).

Под карточкой поиска появится список найденных документов с их полными реквизитами, ссылка на текст документа (файл в формате PDF), дата и номер его опубликования на сайте.

Вместе с тем на указанном интернет-портале могут размещаться и иные нормативные правовые акты, например постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы министерств и ведомств, в частности Минфина и ФНС России (абз. 3 ст. 9.1 Закона N 5-ФЗ). Но это не считается их официальной публикацией.

Отметим, что появление нового источника официального опубликования снимает многие проблемы, связанные с определением даты вступления в силу нормативного акта. Ведь, как правило, документ на интернет-портале размещается раньше, чем в печатных изданиях. Поэтому больше не должно возникать сложностей с определением даты его первой официальной публикации, даже если документ будет опубликован еще и в «Российской газете», и в Собрании законодательства Российской Федерации, но в разные дни.

Однако это положительное изменение распространяется только на федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания, а также указы и распоряжения Президента РФ. Для остальных нормативных актов проблема с определением даты их первой официальной публикации по-прежнему остается актуальной.

Если документ размещен в нескольких официальных источниках

в разные дни, дату его первой публикации

можно определять по-разному

Нередко один и тот же новый нормативный акт публикуется сразу в нескольких печатных изданиях, причем обычно в разные дни. Как в этом случае определять дату его первой официальной публикации?

Указанный вопрос очень актуален, ведь «Российская газета» выходит каждый день, кроме субботы и воскресенья, а Собрание законодательства Российской Федерации и «Парламентская газета» — раз в неделю по понедельникам и пятницам соответственно. Причем на Собрании законодательства Российской Федерации ставится дата подписания номера в печать, она и считается датой его выхода. На еженедельнике же «Парламентская газета» указывается интервал дат, например 20 — 26 июля 2012 г. Проанализировав судебную практику, можно выделить два варианта.

Исходя из того, когда издание фактически доходит до читателей. Конституционный Суд РФ еще в 1996 г. указал, что дату первой публикации нормативного акта следует определять с учетом того, в какой момент то или иное печатное издание, в котором он размещен, реально доходит до адресатов, то есть читателей и подписчиков (п. 6 мотивировочной части Постановления КС РФ от 24.10.1996 N 17-П). Ведь цель официальной публикации как раз и заключается в обнародовании нормативного акта для всеобщего сведения.

Очевидно, что в момент подписания еженедельника в печать эта цель не может быть достигнута, поскольку издание поступит в розничную продажу или будет доставлено по подписке значительно позже.

Таким образом, если документ сначала был размещен в Собрании законодательства Российской Федерации, а в течение нескольких дней после этого опубликован в «Российской газете», датой первой его официальной публикации следует считать дату размещения именно в «Российской газете».

Аналогичные разъяснения, касающиеся даты вступления в силу конкретных нормативных актов, содержатся в Письмах ФСС РФ от 03.10.2006 N 02-18/06-10588 и Минздравсоцразвития России от 25.07.2006 N 1556-12 . Такими же принципами руководствовались Президиум ВАС РФ и Конституционный Суд РФ при определении даты первой публикации конкретных федеральных законов (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 11263/06 и Определение КС РФ от 01.12.1999 N 218-О).

Аналогичным образом рассуждает и большинство арбитражных судов (Постановления ФАС Уральского от 04.08.2011 N Ф09-4592/11 и от 02.03.2011 N Ф09-638/11-С1 , Западно-Сибирского от 28.12.2011 N А03-6749/2011 и от 28.11.2006 N Ф04-7774/2006(28627-А03-9) , Московского от 06.12.2010 N КА-А40/15328-10 , Северо-Кавказского от 22.11.2010 N А32-7082/2010 и от 23.03.2009 N А32-1067/2008-12/24 , Поволжского от 03.06.2008 N А65-28895/07-СА3-43 и от 25.03.2008 N А65-29468/2007-СА3-43 , Дальневосточного от 18.12.2007 N Ф03-А37/07-1/5517 и от 08.11.2006, 01.11.2006 N Ф03-А73/06-2/3955 , Северо-Западного от 16.11.2007 N А56-59517/2005 округов).

Однако в подобной ситуации необходимо учитывать разницу между датами выхода «Российской газеты» и Собрания законодательства Российской Федерации или «Парламентской газеты». Так, если разница в датах составляет более семи дней, датой первой официальной публикации нормативного акта безопаснее считать дату размещения его в Собрании законодательства Российской Федерации или «Парламентской газете», а не в «Российской газете». Ведь при такой значительной разнице в датах неизвестно, какое из указанных изданий дошло до своих адресатов раньше.

Формально, исходя из норм Закона N 5-ФЗ и Указа N 763. Суды некоторых федеральных округов подходят к определению даты первой официальной публикации нормативного акта достаточно формально. Они исходят из того, какое из печатных изданий, в которых был размещен нормативный акт, имеет наиболее раннюю дату.

В тех случаях, когда таким источником опубликования оказалось Собрание законодательства Российской Федерации, суды определяют дату вступления в силу нормативного акта, взяв за точку отсчета дату его размещения именно в этом издании (Постановления ФАС Московского от 09.08.2012 N А40-111323/11-149-715 , Северо-Кавказского от 25.05.2005 N Ф08-2159/05-882А и Восточно-Сибирского от 12.05.2005 N А74-3716/04-Ф02-2008/05-С2 округов). И это даже несмотря на то, что в рассмотренных делах разница в датах публикации нормативного акта в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации составляла всего один-два дня.

Аналогичным образом поступили Пленум Верховного Суда РФ и Пленум ВАС РФ, решая вопрос о начале действия конкретного федерального конституционного закона (п. 2 совместного Постановления от 04.02.2010 N 3/2).

Ключевым словом во фразе о вступлении нормативного акта

в силу является предлог «с» или «после»

По общим правилам федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (ст. 6 Закона N 5-ФЗ). Большинство постановлений и распоряжений Правительства РФ, указов и распоряжений Президента РФ начинают действовать по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п. п. 5 и Указа N 763).

Во всех приведенных формулировках использована фраза: «После дня официального опубликования». Вместе с тем в самом нормативном акте может быть предусмотрен иной порядок вступления его в силу. Нередко в этом случае указывается, что документ вступает в силу:

— по истечении определенного количества дней, месяцев или иного периода со дня или после дня его официального опубликования;

— через определенный период со дня или после дня его официального опубликования.

Казалось бы, формулировки практически одинаковые. Но все-таки в зависимости от того, какая именно фраза использована в документе, дата его вступления в силу определяется по-разному.

Документ вступает в силу со дня (после дня) его опубликования. Допустим, в нормативном акте указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Это означает, что он начинает действовать непосредственно в день его первой официальной публикации.

Если же в документе использована фраза: «После дня официального опубликования», то он вступит в силу на следующий день после даты его первой официальной публикации.

Аналогичным образом определяется дата начала действия документа, который вступает в силу по истечении определенного периода со дня или после дня его официального опубликования. Если указана фраза: «Со дня опубликования», то датой, от которой отсчитывается установленный срок, является день его первой официальной публикации. То есть день опубликования также включается в расчет.

Примечание. Если в порядке вступления нормативного акта в силу использована фраза: «Со дня опубликования», то отправной точкой для подсчета срока, когда он начнет действовать, является день его официального опубликования.

Например, в тексте федерального закона указано, что он вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования. Предположим, что текст федерального закона размещен на официальном интернет-портале www.pravo.gov.ru 10 сентября 2012 г. Значит, эта дата является началом 30-дневного срока, по истечении которого закон вступит в силу. Указанный срок истечет 9 октября 2012 г. Следовательно, федеральный закон начнет действовать с 10 октября 2012 г.

Если в нормативном акте использована фраза: «После дня опубликования», то срок, по окончании которого он вступит в силу, исчисляется со дня, следующего за днем его официальной публикации.

Так, если изменить формулировку в рассмотренном примере, то началом течения 30-дневного срока будет считаться следующий день после размещения текста федерального закона на официальном интернет-портале, то есть 11 сентября 2012 г. Установленный 30-дневный срок истечет в этом случае на день позже — 10 октября 2012 г. Значит, федеральный закон вступит в силу с 11 октября 2012 г.

Однако некоторые специалисты считают, что независимо от использованного в формулировке предлога первым днем для отсчета соответствующего срока всегда считается следующий день после даты официальной публикации нормативного акта. Ведь течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало (ст. 191 ГК РФ и п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Именно такой подход применил, например, Пленум ВАС РФ при определении даты вступления в силу Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Постановление от 08.04.2003 N 4).

Кроме того, в отношении нормативных правовых актов г. Москвы установлено, что день официального опубликования документа не учитывается при подсчете срока, по истечении которого он вступает в силу (п. 2 ст. 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 «О правовых актах города Москвы»). Однако в федеральном законодательстве аналогичной нормы не предусмотрено. Поэтому при подсчете срока, по истечении которого тот или иной документ федерального уровня вступает в силу, целесообразно исходить из специфики русского языка и учитывать смысловую нагрузку предлога, использованного в формулировке.

Документ вступает в силу по истечении (через) определенного срока после его опубликования. Чаще всего в тексте нормативных актов указывается, что они вступают в силу по истечении какого-то срока со дня или после дня официального опубликования. Но бывает и так, что используется такая формулировка: «Через определенный период», то есть через один или три месяца либо через год или даже несколько лет после опубликования.

Для определения последнего дня такого срока неважно, какая из этих фраз использована — «По истечении определенного срока» или «Через определенный период». Однако сложности возникают, если срок, по окончании которого нормативный акт вступает в силу, установлен в месяцах или годах.

Примечание. Для определения последнего дня срока, по окончании которого нормативный акт вступает в силу, не имеет значения, какая из возможных формулировок использована — «По истечении определенного срока» или «Через определенный период».

Документ вступает в силу по истечении нескольких месяцев или лет со дня (после дня) его опубликования. Нередко не только организации или налоговики, но даже и арбитражные суды по-разному исчисляют сроки, установленные в месяцах или годах. Чтобы разобраться с этим вопросом, обратимся к нормам гражданского и налогового законодательства.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание установленного срока приходится на месяц, в котором нет такого числа, например на февраль, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 3 ст. 192 ГК РФ и п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 192 ГК РФ и п. 3 ст. 6.1 НК РФ). При этом годом, за исключением календарного года, признается любой период времени, состоящий из 12 следующих подряд месяцев.

Предположим, в федеральном законе указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования. Его текст был размещен на официальном интернет-портале www.pravo.gov.ru 14 сентября 2012 г. Значит, он вступит в силу в такое же число третьего по счету месяца, то есть 14 декабря 2012 г.

Отметим, что если бы в этом федеральном законе было указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования, то он бы начал действовать на день позже, то есть с 15 декабря 2012 г.

Однако Минфин России в похожей ситуации пришел к иному выводу. Специалисты этого ведомства разъяснили некоторые вопросы, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ <1> . В тексте самого Закона оговорено, что одна из его статей вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Текст Федерального закона был опубликован в «Российской газете» 22 июля 2009 г. Значит, в соответствии с нормами Гражданского РФ и др. Поскольку эти поправки затронули многие компании, часто возникал вопрос о дате вступления их в силу.

Не обошлось без разногласий и с определением даты, с которой начал действовать сам Федеральный закон от 19.07.2009 N 205-ФЗ. Подробнее об этом читайте во врезке ниже.

Случай из практики. Перипетии с датой вступления в силу одного Федерального закона

Вайтман Е.В. Как не ошибиться при определении даты вступления в силу нормативного акта // Российский налоговый курьер. 2012. N 19. С. 80 — 88.

Официальный текст :

Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.

2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

4.1. Положения актов законодательства о налогах и сборах, изменяющие для налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов и ухудшающие положение указанных налогоплательщиков в части правоотношений, связанных с выполнением специального инвестиционного контракта, не применяются до наступления наиболее ранней из следующих дат:

1) даты окончания срока действия специального инвестиционного контракта;

2) даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта.

5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.

Комментарий юриста :

Положения данной статьи гарантируют действие таких конституционных принципов, как правовое государство, обеспечение стабильности условий хозяйствования. Принцип правового государства по своему содержанию предусматривает ряд запретов и ограничений для законодателя. В частности, из этого принципа следует необходимость обеспечения юридической безопасности плательщиков налогов и сборов от таких изменений налогового законодательства, которые не позволяют приспособиться к изменяющимся финансовым условиям хозяйственной деятельности, связанным с новым правовым регулированием.

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Данная конституционная норма является основой нормативного положения, содержащегося в пункте 2 данной статьи. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, призвано обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения. Это требование распространяется как на федеральные законы, так и на законы субъектов Федерации.

Статья 57 Конституции РФ запрещает законодательным органам принимать законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, придавая им обратную силу. Это означает, что недопустимо не только придание таким законам обратной силы путем прямого указания об этом в самом законе, но и принятие законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы и без особого указания об этом в тексте закона. В равной степени недопустимо придание таким законам обратной силы в актах официального или иного толкования либо правоприменительной практикой.

В пунктах 3 и 4 статьи 5 Налогового кодекса оговаривается возможность придания актам законодательства о налогах и сборах обратной силы. Эти положения конкретизируют норму статьи 54 Конституции РФ, в соответствии с которой, если после совершения правонарушения ответственность за него смягчена, применяется новый закон.

Правовое регулирование в области налогов и сборов самым тесным образом связано с фактором времени. Поэтому очевидно важное практическое значение имеет вопрос о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени, пространстве и по кругу лиц, участвующих в налоговых правоотношениях.

Юридический инструментарий введения в действие актов законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации регламентируется ст. 5 НК РФ и имеет ряд отличительных особенностей от общего порядка вступления в силу иных финансово-правовых актов.

По общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Эти правила распространяются по всей территории РФ и действуют за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ.

Законодательное указание на термин "не ранее", предполагает установление самой ранней даты вступления в силу нормативного акта. При этом допускается установление иной, более поздней даты вступления акта в законную силу. Если в принимаемом акте дата его вступления в силу не установлена, она будет рассчитываться в соответствии с правилами ст. 5 НК РФ. Для этого необходимо установить: 1) дату принятия акта законодательства о налогах и сборах; 2) дату его официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

При определении даты вступления в законную силу акта о налогах и сборах необходимо помнить о том, что НК РФ – это федеральный закон. Внесение изменений, дополнений, изъятий из федерального закона возможно лишь принятием нового федерального закона. Общий порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции (ст. 3). Законы подлежат обязательному опубликованию (п. 3 ст. 15 Конституции РФ). Датой опубликования федерального закона считается первая публикация его полного текста в официальных изданиях государства: Российской газете, Парламентской газете или Собрании законодательства Российской Федерации. В случае расхождения даты публикации федерального закона в бюллетене Собрание законодательства Российской Федерации и Российской газете днем официального опубликования закона признается день его публикации в Российской газете.

Общий порядок принятия и вступления в силу законов субъектов РФ установлен в ст. 7 и 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательства представительных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации". Общий порядок принятия, обнародования и вступления в силу актов муниципальных органов установлен в гл. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с п. 1 ст. 47 указанного Закона муниципальные правовые акты о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с НК РФ.

Из установленного законодателем порядка вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах существует исключение, основанное на положениях Конституции РФ. Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы нс имеют. В развитие данного конституционного положения в п. 2 и 5 ст. 5 НК РФ установлен запрет на придание обратной силы актам законодательства о налогах и сборах, ухудшающим положение налогоплательщика, который распространяется и на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления . Установленное Конституцией РФ правило нашло дальнейшее отражение в правоприменительной практике Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определениях от 01.07.1999 № 111-0 и от 07.02.2002 № 37-0, а также в Постановлении от 19.06.2003 № 11-П и Определении от 04.12.2003 № 445-0, согласно которым новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщиков, не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.

В п. 3 и 4 ст. 5 НК РФ законодатель вводит дополнительные гарантии применительно к отношениям, возникшим до момента вступления нормативного правового акта, в силу направленные на защиту прав налогоплательщика. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Согласно правилам действия нормативных правовых актов во времени, придание акту обратной силы означает распространение его действия на отношения, которые возникли до момента вступления его в силу. Акты, улучшающие положение налогоплательщиков, могут вступать в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но нс ранее даты их официального опубликования.

Вступление нормативного правового акта в законную силу означает, что с этого момента им должны руководствоваться, исполнять и соблюдать его требования все участники налоговых правоотношений.

Весьма важным на практике является вопрос о пределах действия нормативных правовых актов о налогах и сборах.

Введенный в действие акт законодательства о налогах и сборах обладает юридической силой впредь вплоть до его отмены. Различают три варианта пределов действия такого акта во времени: а) перспективное действие – когда действие акта распространяется на юридические факты и отношения, возникшие после вступления его в силу; б) немедленное действие – по вновь возникшим и ранее возникшим правоотношениям; в) действие с обратной силой.

Сроки в налоговом праве имеют важное юридическое значение. "Способствуя своевременной реализации прав и исполнению обязанностей, дисциплинируя субъектов налоговых правоотношений, сроки вносят определенность и упорядоченность в налоговые правоотношения, повышают их стабильность и устойчивость" .

В теории права под сроками понимают моменты или периоды времени, наступление или истечение которых влечет определенные правовые последствия. Различают абсолютно определенные, относительно определенные и неопределенные сроки.

Абсолютно определенные сроки устанавливают точную дату, момент или период времени, с которым связаны юридические факты в налоговых правоотношениях (например, сроки, обозначенные календарной датой или конкретным отрезком времени). Например, ежемесячные авансовые платежи но налогу па прибыль организаций, подлежащие оплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода (ст. 287 НК РФ).

Относительно определенные или неопределенные сроки в налоговом праве характеризуются меньшей точностью, однако также связаны с каким-либо конкретным периодом или моментом времени. Например, указание на "разумные сроки" содержится в ст. 333.19, 333.21 НК РФ и др. В актах подзаконного характера имеют место "кратчайшие сроки", "необходимые сроки" и т.п. Статья 3 НК РФ закрепляет принципы определенности, четкости и ясности норм налогового права. Однако до сих пор в актах законодательства о налогах и сборах можно встретить такие фразы, как "сроки, устанавливаемые законодательством", "установленные сроки" и т.п.

Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют функциональную направленность. Они призваны обеспечить защиту прав и законных интересов участников налоговых правоотношений, имеют предупредительные и пресекательные функции.

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах (ст. 6.1 НК РФ), определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Если срок в налоговом праве определяется периодом времени, действие может быть совершено в течение всего периода времени. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 календарных месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

При определении срока путем указания на событие, которое неизбежно должно наступить, участники налоговых правоотношений не знают заранее точной даты его наступления.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

ПРИМЕР

Например, в п. 4 ст. 89 НК РФ установлено правило о том, что выездной налоговой проверкой может быть охвачен только период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ. Статья 139 НК РФ закрепляет процессуальные гарантии налогоплательщиков на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), которая может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушениях своих прав.

Для целей правоохранения и предупреждения правонарушений в налоговом праве предусмотрены сроки давности:

  • 1) срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 113 НК РФ);
  • 2) сроки давности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в судебном порядке (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 48, ст. 115 НК РФ) .

Действие актов законодательства о налогах и сборах по кругу лиц, участвующих в налоговых правоотношениях основано на принципе резидентства. Согласно этому принципу для целей налогообложения налогоплательщиков подразделяют на лиц:

  • – имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);
  • – не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Минфин России в письме от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157 разъяснил, что при определении налогового статуса налогоплательщика имеют значение фактические дни нахождения физического лица на территории РФ. То есть для целей налогообложения необходимо учитывать все дни, когда физическое лицо фактически находилось на территории РФ, включая день приезда и выезда за ее пределы. Исчисление сроков осуществляется путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации, в течение 12 следующих подряд месяцев. До момента, пока время нахождения физического лица на территории РФ за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, такое лицо не будет являться налоговым резидентом РФ.

НК РФ не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Налоговый статус физических лиц определяется на основании фактического времени их нахождения на территории РФ, которое должно быть документально подтверждено. Отнесение лица к резиденту (нерезиденту) напрямую влияет на применении ставки обложения НДФЛ. Например, вознаграждение нерезидента за выполнение трудовых обязанностей на территории РФ в соответствии с п. 3 ст. 225 НК РФ подлежит обложению НДФЛ по ставке 30%. Если на дату получения дохода физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, указанные доходы в соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ подлежат налогообложению по ставке 13%.

Внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства РФ о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты РФ или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования (п. 7 ст. 1 НК РФ).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что территория РФ одновременно является территорией ее субъектов, следовательно, акты РФ имеют прямое действие на территории ее субъектов, равно как и на территории муниципальных образований. Действие актов законодательства о налогах и сборах в пространстве основано на компетенции органа государственной власти, издавшего нормативный правовой акт. Действие нормативных правовых актов о налогах, принятых органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления ограничивается соответственно пределами их территорий. Пределы действия нормативных правовых актов о налогах и сборах установлены НК РФ и отражены в сроках, которые могут быть абсолютно и относительно определены. Действие актов законодательства о налогах и сборах по кругу лиц, участвующих в налоговых правоотношениях, обусловлено статусом лица и основано на принципе резидентства.

  • См. п. 2 и 5 ст. 5 НК РФ. См. также Определение КС РФ от 18.10.2012 № 1998-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью “Айсберг-норд” на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 2 и 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации".
  • Архипов А. А. Сроки в налоговом праве: монография. М.: Статут, 2011. С. 4.
  • См. подробнее о сроках давности: Архипов А. А. Сроки в налоговом праве: монография. М.: Статут, 2011. Гл. III.

1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.


Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.


Акты законодательства о налогах и сборах в части регулирования страховых взносов вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.


Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.


Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.


2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.


3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.


4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.


4.1. Положения актов законодательства о налогах и сборах, изменяющие для налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов и ухудшающие положение указанных налогоплательщиков в части правоотношений, связанных с выполнением специального инвестиционного контракта, не применяются до наступления наиболее ранней из следующих дат:


1) даты окончания срока действия специального инвестиционного контракта;


2) даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта.


5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.


Нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.

Новое на сайте

>

Самое популярное