Домой Кредиты онлайн Социально экономические последствия безработицы и пути их решения. Экономические последствия безработицы

Социально экономические последствия безработицы и пути их решения. Экономические последствия безработицы

Экономические последствия безработицы

Экономические последствия безработицы и их структура весьма многообразны и сложны. При исследовании этой проблемы целесообразно выделить экономические последствия безработицы на национальном уровне и на уровне отдельного человека.

на национальном уровне :

1) Безработица снижает объем производ­ства валового внутреннего продукта (ВВП) . Взаимосвязь этих явлений выражена в законе Оукена : «Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВВП составляет 2,5%».

Это соотношение - 1:2,5 или 2:5 позволяет установить абсолютные потери производства ВВП из-за безработицы. Для этого необходимо определить разницу абсолютных значений фактического и естественного уровня безработицы и умножить её на коэффициент Оукена. Например, в 1998 г. расчетное значение естественного уровня безработицы в России составля­ло примерно 8% и превышало реальный уровень безработицы, который составил 13,3% - на 5,3%. Объем производства ВВП был равен 2684,5 млрд. руб. В этом случае отставание объема производства ВВП составило 1325 млрд. руб. и, следовательно, потери производства ВВП были равны 355,7 млрд. руб.

2) Безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к сокращению налогов, которые поступят государству . Это обусловлено, с одной стороны, снижением налогооблагаемой базы, образуемой юридическими лицами, а с другой – уменьшается поступление налогов от физических лиц.

3) Безработица, по мере её роста, увеличивает расходы государства, основная масса которых осуществляется за счет фонда занятости.

Источниками пополнения бюджета фонда занятости явля­ются, как известно, обязательные страховые взносы работодателей и ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц. В 1993 г. рас­ходы государственного фонда занятости составили 377 млрд. руб., в 1996 г. - 7284 млрд. руб., в 1998 г. - 8584 млрд. руб. (в ценах соответствующих лет), что соответствовало 0,22%, 0,34% и 0,32% от ВВП по этим годам. В результате, соответственно, уменьша­лась доля всех других участников распределения ВВП. С 2001 года государственная служба занятости финансируется только за счет бюджета, что предполагает еще большую долю от ВВП.

4) Безработица как фактор экономической дестабили­зации общества (как «мина замедленного действия»). Речь, в данном случае, идет о значительной безработице в некоторых отраслях, возникшей по разным обстоятельствам - наука и научное об­служивание, информационно-вычислительное обслуживание, предприятия обо­ронного комплекса, высокотехнологические предприятия обрабатывающей про­мышленности и другие. Безработица здесь сопровождается массовой дисквалифи­кацией и переквалификацией работников и даже их эмиграцией. Однако при на­ступлении фазы оживления и подъема экономики, спрос на этих работников дол­жен резко возрасти, но своевременно удовлетворить его вряд ли окажется возможным. Как следствие, это может привести к задержке экономического развития страны и к ее еще более глубокой дестабилизации.

Негативные экономические последствия безработицы

для отдельного человека :

1) Потеря человеком постоянного и регу­лярно получаемого дохода . Так, по официальным данным, за 1992-2002 гг. реальные доходы населения сократились на 49,6%, а реальная начисленная заработная плата - на 56,8%. Подобное положение резко снизило по­купательную способность населения, что привело к существенному сокращению объема производства товаров и услуг потребительского назначения, и, следова­тельно, к уменьшению занятости и росту безработицы практически по всем отраслям народного хозяйства. Эти процессы, в свою очередь предопределяют даль­нейшее сокращение занятости и рост безработицы и т.д. Таким образом, безработица приводит в действие механизм кумулятивного снижения деловой активности. Положение дел в России усугубляется и тем, что доходы большей части населения находятся на низком уровне, и человек не имеет возможности создать какие-либо денежные и другие накопления. В этом случае потеря работы и постоянного источника средств существования грозит для отдельного человека большой бедой.

2) Усиление конкуренции между ра­ботниками на рынке труда за наиболее престижные рабочие места . В результате отдель­ные и достаточно большие группы населения вынуждены занимать непристижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них носит «вынужденный» характер, а такой труд не может быть высокоэффективным и не обеспечивает необходимого качества работ. Более того, в этих усло­виях невозможно сформировать стабильные производственные коллективы. Как следствие, в случае вынужденного характера труда нельзя вести речь о достижении обществом полной занятости, так как значительная часть наемных работников будет постоянно стремиться к смене «вынужденной» работы.

3) Экономическая зависимость наемных работников от работодателей . Это связано с тем, что в предшествующий исторический период трудоспособное население в России практически не сталкивалось с безработицей. В этих условиях трудящиеся имели определенные преимущест­ва по сравнению с непосредственным работодателем. Они при определенных ус­ловиях могли «диктовать» ему более выгодные для них условия труда. Сегодня этостало практически невозможным.

4) Неуверенность человека в своем будущем . Если человек знает, что завтра онможет быть уволен и что устроиться на работу в данном и близлежащих населенных пунктах очень трудно, то он при всем желании не обеспечит необходимой эффек­тивности и качества труда. Все помыслы работника на таком предприятии будут направлены на поиск «надежного» места работы. Как следствие, безработица убивает инициативу человека, порождает неуверенность в завтрашнем дне, в своих силах и возможностях.

5) Диктат работодателя - т.е. наличие безработицы позволяют предпринимателям понижать цену рабочей силы, устанавливать более продолжительную, чем определено законом, рабочую неделю, изменять длительность отпуска, не оплачивать больничных листов, отказывать в приеме на работу женщинам и т.д.

Однако безработицу как сложное социально-экономи-ческое явление невозможно оце­нить однозначно. Она может иметь не только негативные, но и позитивные значения.

Позитивные экономические последствия безработицы :

1) Безработица является одним из важнейших условий нормального и бесперебойного функционирования эконо­мики - так как она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фак­тора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд. Комплектование предприятий кадрами не может быть обеспечено только за счет естественного прироста экономически активного населения. В этом случае при­шлось бы открывать многие новые предприятия, учреждения и организации только летом или осенью, т.е. когда молодежь закачивает обучение и начинает самостоятельную трудовую жизнь.



2) Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кад­ров. Однако следует отметить, что такие «переливы» кадров не всегда проходят безболезненно для отдельного человека. В этом случае велика роль государства, которое должно смягчить нега­тивную сторону этих позитивных для производства и общества в целом процессов.

3) Безработица, её рост, дают весьма эффективный «сигнал» работнику, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификаций не соответствует требованиям сегодняшнего дня - следовательно, она стиму­лирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства.

Из всех макроэкономических проблем, с которыми сталкиваются страны, безработица представляет наибольшую угрозу их социально- экономическому строю и благополучию.

Безработица оказывает влияние практически на все стороны общественной жизни:

  • экономику, которая сжимается в результате неэффективного использования ресурсного потенциала страны (безработные не участвуют в создании национального продукта и дохода);
  • социальную сферу, которая деградирует под давлением преступности, пьянства, падения общественной морали, кризиса семейных отношений, роста психосоматических расстройств и других социальных издержек — традиционных спутников высокой безработицы;
  • политику, которая может иод влиянием безработицы или даже ее угрозы претерпеть существенные изменения как в сторону усиления авторитаризма власти, так и в сторону безответственного популизма.

Социально-экономические последствия безработицы:

  • замедление темпов роста экономики в результате недоиспользования производственных возможностей;
  • лишение части населения заработков, а следовательно, средств к существованию;
  • сокращение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами государству, вследствие уменьшения объема ВВП;
  • устаревание знаний, потеря квалификации людьми, которые лишены возможности работать.

Кроме экономических безработица имеет весьма тяжелые социальные последствия.

Безработица приводит к потере людьми уверенности и уважения к себе. Она означает бездеятельность и может повлечь за собой деградацию личности. Безработная молодежь является именно тем источником, откуда криминальные круги черпают свои «кадры». Стресс, вызванный безработицей, ведет к ухудшению здоровья, возникновению различных заболеваний, на лечение которых у безработных часто не хватает денег. Если безработица превысит социально-допустимый уровень (такой критической величиной считают долю безработных в 10-12%), возможно серьезное обострение социальных конфликтов или даже социальный взрыв.

В России за годы реформ самый высокий уровень безработицы был зафиксирован в феврале 1999 года. Численность безработных тогда достигла 10,4 млн. человек или 14,6% экономически активного населения. Затем численность безработных начала сокращаться. В 2005 году она составила 5,2 млн. человек. Вместе с тем, за период 1992-2003 годы почти вдвое увеличилось среднее время поиска работы (с 4,4 до 8,5 месяцев).

К концу 2006 г. уровень безработицы составлял свыше 7% в РФ, 6% в США, 8% в странах ЕС.

Все это ставит безработицу в ряд центральных проблем макроэкономики. требующих особого внимания со стороны общества и государства.

Угроза массовой безработицы и темп экономических реформ в России

В России в начале 1990-х гг., когда принимались решения о либерализации рынков (их открытии для всех потенциальных участников — как отечественных, так и зарубежных) и либерализации цен (введения режима свободного ценообразования), оценивались возможные в связи с этим масштабы безработицы. Конкурентоспособность отечественной промышленности тогда была крайне низкой. По производительности труда российские предприятия отставали от аналогичных западных компаний в 2-3 и даже более раз. Поэтому ожидалось, что как только отечественные рынки станут доступными для иностранных компаний, начнется процесс массового вытеснения оттуда отечественных предприятий.

В этой ситуации необходимо было принять политическое решение: либо проводить жесткую структурную перестройку экономики через банкротство предприятий, которая вызовет всплеск массовой безработицы в стране, либо осуществлять поддержку неэффективных производств при сохранении высокого формального уровня занятости.

Правительство не решилось идти по первому пути, опасаясь открытого кризиса, способного положить конец реформам. Выл выбран второй путь, который вскоре обернулся высокой инфляцией и кризисом государственных финансов.

Экономические и социальные последствия безработицы

Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие:

  • недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП нашла выражение в законе Оуксна: превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию фактического объема ВНП на 2,5% от потенциальною;
  • значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;
  • снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;
  • увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.

Помимо чисто экономических издержек безработица имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:

  • усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;
  • обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлений совершается неработающими лицами;
  • повышение числа самоубийств, психических и сердечнососудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом случаев девиантного поведения;
  • деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений и распадах семей, сокращении внешних социальных связей безработного. Последствия безработицы носят долговременный характер. Бывший безработный и после трудоустройства характеризуется пониженной трудовой активностью, конформностью поведения, что требует значительных усилий по реабилитации безработных.

Экономические и социально-психологические последствия безработицы свидетельствуют о том, что это достаточно опасное для общества и личности явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня.

Вместе с тем, как было показано выше, именно безработное население составляет резерв, необходимый для нормального функционирования экономики страны. Поэтому регулирование безработицы, как часть государственной политики занятости, имеет целью, с одной стороны, создание мобильного потенциала рабочей силы, а с другой — предупреждение и устранение ее негативных последствий, создающих напряженность как на рынке труда, так и в обществе в целом.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Плюсы и минусы безработицы [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Безработица не может рассматриваться только односторонне, когда очевидны ее негативные последствия для социально-экономической обстановки в стране. В зависимости от характера безработицы, причин ее возникновения, сложившихся при этом обстоятельств и уровня безработицы – она может иметь и отрицательные, и положительные стороны. Рассмотрим плюсы и минусы безработицы.

Положительные и отрицательные стороны безработицы

Положительные последствия и стороны безработицы менее очевидны, так как субъективно безработица воспринимается людьми как исключительно негативное состояние экономики. Вместе с тем, данное явление сложнее, поэтому рассматривать его следует как естественный механизм в функционировании рыночной экономики.

Важное условие:

Безработица может иметь положительные последствия только при условии умеренного уровня безработицы (2-5%).

Следовательно, проявление положительных и отрицательных сторон безработицы выражается зависимостью из следующего неравенства:

Плюсы безработицы < 5% > Минусы безработицы

Как только уровень безработицы превышает 5%-ный рубеж, то за этим пределом все отчетливее начинают проявляться отрицательные стороны безработицы. При этом, когда уровень безработицы находится в пределах 2-5%, отрицательные стороны безработицы являются лишь потенциально возможными, а за верхним порогом они становятся суровой реальностью.

Таблица: Плюсы и минусы безработицы

Плюсы безработицы

Минусы безработицы

Условие проявления: уровень безработицы не превышает 5% от общего количества трудоспособного населения

Условие проявления: уровень безработицы превышает 5% от общего количества трудоспособного населения

1. Безработица представляет собой резерв свободной рабочей силы, который можно задействовать в экономике. Характерно при структурных изменениях экономической системы или сезонных колебаниях спроса на рабочую силу. В ситуации полной занятости возникает проблема замещения новых рабочих мест, а темп экономического роста будет замедляться.

1. Повышенный уровень безработицы снижает экономический потенциал общества, что приводит к следующим негативным последствиям:

снижение объема ВНП;

падение покупательского спроса;

сокращение сбережений;

торможение инвестиционного процесса;

снижение предложения;

спад производства;

утрата квалификации высвобожденной рабочей силы;

устойчивое снижение производительности труда.

2. С психологической точки зрения умеренный уровень безработицы повышает дисциплину труда, так как на людей действует отрицательный стимул в виде риска потерять работу. Умеренный уровень безработицы заставляет сотрудников вовремя и в надлежащем виде приходить на свое рабочее место, продуктивно трудиться и выдавать качественную продукцию, работы, услуги.

2. Чем выше уровень безработицы, тем больше это способствует криминализации общества.

3. Умеренная безработица содействует оптимизации структуры занятости по половозрастному критерию: если в структуре занятых преобладает женская рабочая сила, то это плохо сказывается на воспитании детей, рождаемости, что плохо для общества в целом. Умеренная безработица в большей степени включает женщин, что корректирует структуру занятости и способствует улучшению демографической ситуации в стране.

3. Рост безработицы приводит к ухудшению психического здоровья общества.

4. Умеренная безработица способствует повышению предпринимательской активности, так как охлаждает пыл наемных работников, которые выдвигают непомерно завышенные требования по оплате труде. На длительном отрезке времени это в некоторой степени способствует стабилизации общественно-политической обстановки в стране.

4. Высокий уровень безработицы может привести к социально-политическим потрясениям, социальным катаклизмам, политической нестабильности общества.


Причины безработицы многообразны: это и психологические, и коммуникативные, и целый ряд экономических причин. В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:

1) развитие современных технологий, появление нового оборудования, машин приводят к высвобождению части работников, которым требуется переподготовка или переквалификация;

2) сокращение управленческого аппарата;

3) экономический спад, в результате которого снижаются потребности экономики в ресурсах, в том числе и трудовых;

4) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновению устаревших отраслей и предприятий, и появление новых;

5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).

Безработица носит негативный характер и для экономики имеет множество последствий. Среди негативных последствий безработицы самым главным является недовыпуск продукции (сокращение производства), потеря части ВНП.

Для определения величины потери ВНП используется закон Оукена, выражающий математическую зависимость между уровнем безработицы и отставанием в росте ВНП. Он доказал, что соотношение 1: 2,5 определяет абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы. Это значит, что если безработица превышает естественный уровень на 1%, то уменьшение объема валового национального продукта составит 2,5%; если на 2% – то 5% и т. д.

Но существуют и другие негативные последствия безработицы :

1) снижение уровня жизни не только самого безработного, но и его семьи;

2) снижение поступлений от налогов в бюджеты всех уровней;

3) увеличение преступлений и количество психических заболеваний.

Вместе с тем у безработицы есть своеобразные положительные черты . Во-первых, безработные – это резерв рабочей силы для роста производства. Во-вторых , конкурентная борьба между работающими и безработными приводит к повышению эффективности труда.

4.Государственное регулирование рынка труда

Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в стране реформ.

По опыту многих развитых стран можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых , это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых , программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих , программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых , программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг - образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и ремонтно-восстановительных работах).

Все более важное значение приобретают также государственное содействие найму и программы подготовки и переподготовки кадров.

В качестве концептуальной основы деятельности государства на рынке труда многие годы (до конца 70-х гг.) служили воззрения сторонников активной государственной политики (кейнсианцы и институционалисты). В 80-90-х гг. в экономическом регулировании на Западе, в том числе и рынка труда, возобладали концепции сторонников «экономики предложения», исповедующих ограничение государственного вмешательства в экономику.

Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и инфляцией. Расширение совокупного спроса можно использовать для поддержания реального объема производства выше его естественного уровня, а безработицы – ниже ее естественной нормы лишь за счет нарастания инфляционных процессов.

Эту связь между низкой безработицей и инфляцией спроса можно представить в виде графика – кривой Филлипса (1958г.).

Рисунок 1 - Кривая Филлипса

В 60-е гг. XX в. ее рассматривали как набор альтернативных вариантов проведения экономической политики. Сторонники либерального направления советовали выбрать точку L, в которой полная занятость и процветание экономики достигаются ценой умеренной инфляции.

Сторонники консервативного направления выбирали точку С, в которой ценовая стабильность обеспечивается за счет уменьшения количества рабочих мест.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменений заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения заработной платы. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточно высокая занятость с максимальным экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Долгие годы кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существует однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разнонаправленное - в данных величинах и безработице. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. Так, в США действует около 15 тыс. таких фирм. Немало таких фирм действует уже и в России.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются: 1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи груда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Какова структура населения по трудовой активности рабочей силы?

2. Что в экономической статистике понимается под безработицей?

3. Уровень безработицы при полной занятости (естественный уровень безработицы) какую учитывает безработицу?

4. Как определить уровень безработицы?

5. Каковы основные направления государственного регулирования рынка труда?

6. Чем занимается биржа труда?

7. Перечислите негативные последствия безработицы.

8. Имеет ли положительные черты безработица? Если да, то приведите аргументы.

В современной экономике экономические потери от массо­вой безработицы значительно больше, чем потери, связанные, например, с монополизацией рынков. В целом негативные по­следствия существования безработицы можно разделить на эко­номические и социальные. Рассмотрим экономические издержки безработицы :

1) недоиспользование рабочей силы, а значит, и недопроиз­водство валового внутреннего продукта;

2) отставание реально произведенного ВВП от потенциаль­ного ВВП, который мог бы быть создан при отсутствии цикли­ческой безработицы, т. е. в условиях полной занятости;

3) неравномерное распределение издержек безработицы сре­ди различных групп: более высокий уровень безработицы у не­квалифицированных рабочих, среди молодежи, национальных меньшинств и женщин.

Наиболее серьезное следствие безработицы - снижение объ­ема производимого ВВП ниже потенциального уровня. Извест­ный исследователь макроэкономических проблем А. Оукен мате­матически выразил зависимость между уровнем безработицы и невыпущенным объемом продукции. Эта зависимость получила название закона Оукена : каждый процент безработицы сверх ес­тественного уровня приводит к отставанию фактического ВВП от ВВП потенциального на 2,5 % . Если предположить, что уро­вень безработицы в экономике составляет 8 %, тогда как естест­венный ее уровень 6 %, то потери ВВП будут составлять 5 %.

Социальные издержки безработицы :

1. Потеря работы является большой личной трагедией. Психологические исследования показывают, что увольнение обычно столь же пагубно Сказывается на психике, как смерть близкого друга.

2. Деквалификация лиц, потерявших работу, утрата чувства самоуважения, люди не могут проявить себя и профессионально самореализоваться.

3. Упадок моральных устоев в обществе. Безработица приводит к бездеятельности и может повлечь деградацию человека.

4. Чем выше уровень безработицы, тем выше уровень разводов, самоубийств, сердечно-сосудистых заболеваний.

5. Общественные и политические беспорядки. Массовая безработица может привести к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Последствием безработицы может быть социальный взрыв, если ее размеры превысят допустимый уровень.

Серьезные негативные социально-экономические последст­вия безработицы повышают ответственность государства за обеспечение занятости трудоспособного население. Эти задачи сопряжены с целью достижения полной занятости в экономике. Достижение полной занятости связано с обеспечением сбалан­сированности численности трудоспособного населения и коли­чества необходимых для него рабочих мест. Осуществляя поли­тику занятости, государство реализует программы:

По стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;

Направленные на подготовку, переподготовку, повышение квалификации безработных;

Содействия найму рабочей силы, предполагающие стиму­лирование работодателей по созданию новых рабочих мест;

По социальному страхованию безработицы, предусматри­вающие обеспечение социальных гарантий и компенсаций безработным и высвобожденным работникам.

Проведение этих программ предполагает конкретные дейст­вия государства: сокращение законодательно установленной продолжительности рабочего времени в периоды массовой без­работицы; создание новых рабочих мест и организацию общест­венных работ (например, в области инфраструктуры - для постройки дорог); ограничение предложения рабочей силы за счет ограничения въезда в страну иностранных рабочих, запрета детского труда и т. п. Немаловажное значение при реализации программ стимулирования занятости играют биржи труда, пред­ставляющие собой в большинстве своем государственные учреж­дения, которые выполняют функцию посредника между нанима­телями (предприятиями и фирмами), с одной стороны, и потен­циальными наемными работниками, с другой. Эти учреждения осуществляют учет безработных, содействуют их трудоустройст­ву, изучают спрос и предложение на рынке труда, содействуют желающим переменить занятие и т. п.

Выше речь шла преимущественно о прямом регулировании Занятости. Меры косвенного воздействия на ситуацию включают меры налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

Новое на сайте

>

Самое популярное