Домой Кредиты онлайн Современная европейская банковская система. Банковская система стран ес Банковская система евросоюза

Современная европейская банковская система. Банковская система стран ес Банковская система евросоюза

Рассмотрены основные европейские банковские системы, составляющие, несмотря на разнообразие уровней развитости, особенностей функционирования и управления, единый «организм». Интеграционные процессы, наблюдаемые в Западной Европе, нашли отражение в сближении банковских систем отдельных стран и тенденции к унификации банковского законодательства. Вместе с тем обусловленная требованиями современного рынка интеграция сталкивается с противоположным ей фактором - стремлением собственных производителей и финансовых институтов сохранить национальную принадлежность. В основе этого процесса могут лежать: желание защитить национальную безопасность, боязнь сравнительно слабых институтов быть поглощенными в ходе конкурентной борьбы более сильными иностранными и поэтому лоббирующих обособление внутреннего рынка, негативное общественное мнение, провоцируемое националистами и многое другое.

Каждая из банковских стран Европы совершила свой собственный путь развития, который начался в разные века. Они до сих пор сохранили в себе множество традиций, выражающихся в настоящее время в основном в структурном устройстве, системе взаимоотношений банков и государства, месте и роли центрального банка в иерархии государственной власти.

Многие из европейских систем прошли через этап их мобилизации к регулируемому государством финансированию реального сектора экономики. Выполнившие принудительную роль кредитора приоритетных направлений экономики, банки получили плохой кредитный портфель и неэффективную систему внутреннего управления, подстроенную под административную подчиненность правительственным органам. Поэтому в процессе либерализации механизмов управления экономикой такие банки из проводников финансовой политики государства превращались в тормоз экономических реформ, угрозу общего финансового кризиса, устранение которой требует или больших государственных расходов, или нахождения схем привлечения внешних инвестиций, в том числе и из-за границы. Причём финансовые институты из более благополучных стран вследствие неравномерного экономического развития получили лучшие возможности для своей иностранной экспансии, что, в числе других факторов, и ныне определяет расклад собственности на европейские банки, раздел национальных рынков с учётом привлекательности отдельных его сегментов. Как правило, причинами банковских кризисов являются политические просчёты государственных властей в выборе экономических моделей, ошибки в области финансового регулирования и банковского надзора и ряд других. Эту причинно-следственную связь можно кратко охарактеризовать следующим тезисом: «Проблемы финансово-кредитной системы сегодня - это отражение желания государства казаться лучше вчера».

Из анализа рассмотренных банковских систем Европы можно сделать следующие выводы:

Одним из самых важных вопросов, определяющих уровень и перспективы развития национальных банковских систем является независимость центрального банка страны в реализации денежно-кредитной политики. Нет государств, в которых власти не декларировали бы в качестве одной из своих целей финансовую и ценовую стабильность. Поэтому для определения их реальной политики следует обратить внимание на степень либерализации денежно-кредитной политики. Для реализации либеральной денежно-кредитной политики независимый от Правительства центральный банк попросту не нужен. В этом случае наличие двух противоборствующих центров приносит только вред, а центральный банк должен проводить политику технического агента правительства в области денежно-кредитной политики. Если же правительство реально выбирает в качестве цели - достижение или поддержание ценовой стабильности, то независимый от Минфина центральный банк просто необходим. Доминирующий над ЦБ Минфин, в задачу которого входит финансирование бюджетных расходов в случае образования бюджетного дефицита, использует центральный банк в качестве источника его покрытия. Приведенные в главе данные полностью подтверждают этот вывод. Поэтому в большинстве стран Западной Европы наблюдается тенденция к наделению ЦБ большей самостоятельностью.

Общий контроль органов власти, особенно законодательной, над деятельностью независимого ЦБ является одним из важнейших противовесов его широким полномочиям в вопросах управления финансово-кредитной системой страны, роль которой можно сравнить с кровеносной системой живого организма.

Законодательство стран Западной Европы позволяет центральным банкам иметь частную или смешанную государственно-частную форму собственности. Однако сохранение такого устройства ЦБ - дань традиции, и участие частных акционеров в управлении ими носит чисто формальный характер. Подавляющая часть прибылей центральных банков не выплачивается акционерам и не используется на нужды самих банков, а перечисляется в бюджет.

Центральные банки, проводящие жёсткую денежно-кредитную политику, должны иметь собственные исследовательские службы. Опыт Банка Франции и Австрийского национального банка подтверждает этот вывод. Названные банки не только обладают обширной информационной базой для разработки и принятия решений по денежно-кредитной политике и в области взаимодействия с банками, но и сами представляют интерес для деловых кругов, что способствует их полезному взаимодействию.

Страны, имеющие традиции банковского дела, развивавшегося эволюционно, естественным образом превратились в европейские и мировые финансовые центры. Исключение в данном случае представляет Германия, в которой банки многократно подвергались разрушительному воздействию в ходе известных исторических процессов. Но огромный экономический потенциал и последовательная, разумная политика германских властей позволили ей стать новым мировым финансовым центром.

Народная мудрость гласит: «Деньги идут к деньгам», также и развитая, надёжная и стабильная банковская система притягивает к себе иностранные финансово-кредитные институты и, главное, клиентов, средства которых вместо того, чтобы поступить в пользование национальных банков, способствуют дальнейшему укреплению позиций зарубежных лидеров.

Раздробленность банковской системы, отсутствие банков, вхолящих в число мировых лидеров, делают её легко уязвимой для внешних неблагоприятных воздействий, трудно регулируемой и плохо мобилизуемой для решения глобальных задач, способствуют отсутствию общенациональных стандартов банковской деятельности, замедляют освоение новых банковских технологий и приводят к прочим негативным последствиям.

Банковские системы успешнее развиваются в странах с высоким культурным уровнем населения и рациональным стилем мышления, преобладающим среди него.

Всеобщей европейской тенденцией является борьба с отмыванием денег. Страны, которые сдержанно подходят к вопросу ограничения прав клиентов на банковскую тайну, получают преимущество перед соседями и испытывают давление с их стороны.

Европейская система центральных банков - это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка и Национальных центральных банков государств - членов Европейского экономического сообщества. Она является одной из ключевых структур Европейского экономического и валютного союза.

Структура ЕСЦБ напоминает Федеральную резервную систему в США. Однако в отличие от ФРС, где каждый Федеральный резервный банк самостоятельно выполняет возложение на него функции и не имеет «вышестоящего органа» с банковскими функциями, в структуре ЕСЦБ организован Европейский центральный банк, выполняющий функции банка банков для центральных банков стран - участниц зоны евро. Тем самым банковская структура зоны евро скорее трёхуровневая и аналогов в мировой экономике не имеет.

Центральные банки Великобритании, Дании и Швеции являются членами Европейской системы центральных банков со специальным статусом: они не принимают участие в принятии решений по вопросам проведения единой денежной политики для зоны евро.

Европейская система центральных банков включает Европейский центральный банк и центральные банки стран - участниц зоны евро.

ЕСЦБ и ЕЦБ независимы от других органов Союза, от правительств стран - членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это соответствует общепринятому статусу центрального банка в рамках отдельной страны.

Существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава генеральный принцип, в соответствии с которым ЕСЦБ управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и прежде всего Советом управляющих.

Совет управляющих, верховный руководящий орган, включает всех членов Исполнительной дирекции и управляющих НЦБ стран - участниц Европейского экономического и валютного союза.

Основные функции Совета управляющих:

адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;

определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по её поведению;

утверждение правил внутренней организации ЕЦБ и его руководящих органов;

выполнение функции консультанта ЕЦБ;

определение порядка представления Европейской системы центральных банков в сфере международного сотрудничества.

Исполнительная дирекция включает Президента, Вице-президента и четырех членов из числа кандидатов, имеющих большой профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере. Они назначаются из граждан стран - членов ЕЭВС на встрече глав правительств этих стран по предложению Совета Европы после консультаций с Европейским парламентом и Советом управляющих ЕЦБ.

Исполнительная дирекция обязана проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом управляющих ЕЦБ, и тем самым руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции.

Генеральный Совет, третий руководящий орган Европейской системы центральных банков, включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского союза независимо от их участия в ЕЭВС.

Основные задачи Генерального Совета:

  • · осуществление консультационных функций ЕСЦБ;
  • · сбор и обработка статистической информации;
  • · подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;
  • · разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учёта и отчётности по операциям, проводимым НЦБ;
  • · принятие мер, относящихся к оплате уставного капитала Европейского центрального банка в части, не урегулированной Общим договором ЕС;
  • · разработка должностных инструкций и правил приёма на работу в ЕЦБ.

Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трёх его руководящих органов: Совета управляющих, Исполнительной дирекции и Генерального Совета. При этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях.

Национальные центральные банки стран-участниц являются составной частью Европейской системы центральных банков и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ.

Совет управляющих ЕЦБ уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная дирекция её проводит на практике. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, Европейский центральный банк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.

В структуре ЕСЦБ под руководством Совета управляющих работают тринадцать Комитетов:

  • · Комитет внутренних аудиторов;
  • · Комитет по банкнотам;
  • · Бюджетный комитет;
  • · Комитет внешней коммуникации;
  • · Комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;
  • · Юридический комитет;
  • · Комитет по рыночным операциям;
  • · Комитет по денежно-кредитной политике;
  • · Комитет международных отношений;
  • · Статистический комитет;
  • · Комитет банковского надзора;
  • · Комитет информационных систем;
  • · Комитет платёжно-расчётных систем.

Европейский центральный банк проводит единую денежно-кредитную политику через уполномоченных контрагентов.

Уполномоченные контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных банков только через Национальный центральный банк того государства - участника ЕЭВС, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки на участие в операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте-на-Майне. На основании собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и доводит соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов.

Европейский центральный банк может использовать валютные резервы для проведения валютных интервенций, причем ему дано право, самостоятельно принимать решения о проведении таких интервенций.

Создание Европейского Союза (ЕС) потребовало более тесной координации денежно-кредитной и валютной политики этих государств и создания коллективного механизма валютного регулирования, во-первых, с целью минимизации транзакционных издержек в процессе взаимного торгово-экономического сотрудничества и, во-вторых, для повышения эффективности выполнения деньгами на территории интегрируемого экономического пространства функций меры стоимости, средства обращения и средства платежа.
Обеспечение необходимых условий перехода к единой денежно-кредитной и валютной политике и единой валюте на основе сращивания национальных хозяйственных комплексов происходит в соответствии с определенными объективными закономерностями.
При этом наряду с общими закономерностями валютной интеграции, на каждой стадии действуют свои специфические закономерности. В современных условиях валютная интеграция, осуществляемая на основе единой европейской валюты, создает мощный стимул дальнейшему социально-экономическому единению стран ЕС. Она ускоряет процессы движения капиталов, делает банковско-кредитную систему более мобильной и эффективной.
Особо сильное влияние валютная интеграция в ЕС оказывает на банковскую систему стран-участниц. Здесь можно выделить такие последствия:
1) более четкое разделение сфер обслуживания между денежными системами различных типов;
2) изменение роли доминанты денежно-кредитной системы - Центрального
банка;
3) осуществление совместной борьбы с банковскими рисками на базе стандартизации методов распознавания факторов риска, их систематического нормированного учета, анализа, контроля и прогнозирования.
Структура банковских систем стран зоны евро начала меняться уже в первой половине 90-х гг. XX в. Эти изменения происходили не только под воздействием формирования общей валюты, но и под влиянием процессов глобализации экономики.
К основным направлениям изменений в банковских системах стран зоны евро можно отнести следующие:
унификация требований к участникам кредитно-финансового рынка;
унификация методов регулирования коммерческих банков и других участников кредитно-финансового рынка;
унификация отчетности и форм применяемых документов;
унификация условий деятельности коммерческих банков разных стран;
процессы слияний банков на национальном уровне и взаимопроникновение банков разных стран.
Рост капитализации европейских банков и увеличение потоков наличности создают благоприятные условия для развития операций по слиянию и поглощению банков. Анализ операций по слиянию и поглощению банков, осуществленный за пять последних лет в европейских странах, позволяет прийти к следующим выводам.
Реструктуризация банковских систем в европейских странах имела в основном «оборонительный» характер, т.е. была направлена скорее на предотвращение угроз, связанных с дерегулированием финансовой сферы и глобализацией, а не на использование открывающихся при этом возможностей.
Укрепление позиций банков на национальных рынках в большинстве европейских стран неизбежно требует усиления интернационализации их деятельности.
Международная деятельность европейских банков ориентируется и в том числе на США и быстро развивающиеся страны Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Одним из факторов, затрудняющих формирование единой «банковской Европы», является недостаточность развития правовых норм регулирования банковских систем и финансовых рынков. Европейский центральный банк, стремящийся проводить операции во всех европейских странах, вынужден сталкиваться с тридцатью национальными законодательствами и органами банковского регулирования. В таких условиях особенно трудно приходится розничным банкам, деятельность которых подвержена наиболее жесткому регулированию.
В настоящее время европейские банки представляют собой многофункциональные учреждения, которые осуществляют разные типы деятельности в самых различных сочетаниях. При этом перспективы интернационализации для одних видов деятельности более благоприятны, чем для других видов. По техническим и иным причинам (в том числе связанным с менее жестким регулированием таких банков) оптовые банки могут легче проводить международные операции по слиянию и поглощению, в то же время розничные банки сталкиваются со значительными трудностями при проведении таких операций.
В целом на стратегию банков в ближайшие годы окажет влияние введение новых правил игры, связанных с вступлением в действие нового соглашения о достаточности капитала («Базель-П»).
Европейская банковская система в процессе интеграции приобретает новые качественные черты. В условиях глобализации она все более обращена в мировое хозяйство. Для того, чтобы соответствовать новым реалиям, европейские банки ведут работу по повышению эффективности деятельности, увеличению капитальной базы, расширению финансового инструментария, укреплению ликвидности, концентрации банковского капитала.
Важной чертой развития европейских банков последних лет является лидерство сравнительно небольших банков по доле зарубежных активов, а также по доле прибыли, полученной за рубежом. Их лидерство, кроме всего прочего, объясняется стратегией, направленной на развитие деятельности за пределами национального рынка. Такая стратегия связана с тем, что эти банки не обладают конкурентными преимуществами по сравнению с банками-гигантами для развития внутри страны. Ярким примером является деятельность австрийских банков в странах Центральной и Восточной Европы. Стремительное наступление австрийских банков (Райффайзен Банк,
Банк Австрия Кредитанштальт и Эрсте Банк) в странах Центральной и восточной Европы объясняется относительной слабостью их на рынке ЕС, где они не могут составить конкуренцию банковским гигантам (Дойче Банк, Эйч Эс Би Си, Ю Би Эс, Сосьете Женераль и др.).
В рамках ЕС в последние годы ведется большая работа по формированию единого финансового пространства, в котором банки, инвестиционные фонды, финансовые компании могли бы свободно продавать свои услуги и продукты. Одной из мер по углублению и расширению банковско-финансовой интеграции явилась реализация Плана действий по развитию финансовых услуг (Financial Services Action Plan - FSAP). Он был принят в декабре 1998 г. в Вене министрами экономики и финансов ЕС, и был рассчитан на пять лет (2000-2005 гг.). Он содержал три основных направления:
1) меры по созданию интегрированного оптового рынка финансово-банковских
услуг;
2) создание единого розничного рынка финансовых услуг и эффективных платежных систем;
3) разработка общих правил и структур пруденциального надзора на уровне ЕС.
Европейские организации после реализации большинства мер, предусмотренных
FSAP, перед банковским сообществом ставят сегодня следующие задачи, направленные на дальнейшее углубление банковской интеграции стран ЕС:
завершение перехода к Международным стандартам финансовой отчетности (IFRS);
меры по гармонизации пострыночной деятельности, связанные с учетом поставок финансовых инструментов и окончательными расчетами по операциям с ценными бумагами;
меры по созданию единого розничного рынка банковских услуг в масштабе ЕС.
В течение ряда лет ведется работа, направленная на создание единой Европейской платежной системы (Single European Payment Area - SEPA). Данную работу координирует и направляет Европейский платежный совет. Уже разработан проект функционирования SEPA, который будет действовать на принципе саморегулирования.
Потребности развития ЕС обусловили необходимость создания качественно новой платежной системы с участием евро. В настоящее время проведение расчетов в евро осуществляют платежная система ТАРГЕТ (Трансъевропейская автоматизированная экспресс-система валовых расчетов в режиме реального времени), система оптовых расчетов EBPOl (EURO 1) и система розничных расчетов СТЕП1 (STEP1) Европейской банковской ассоциации (ЕБА).
Таким образом, трансграничная интеграция, с одной стороны, приводит к консолидации и переплетению национальных рынков банковских услуг, появлению новых формальных и неформальных институциональных форм на мезоэкономическом (региональном) и мегаэкономическом (международном) уровнях, а с другой - означает доминирование международных институтов над национальными.
Вопросы для самопроверки
Что такое Международный валютный фонд, когда и для каких целей он был создан?
Особенности современной организации МВФ.
Что такое Международный Банк Реконструкции и Развития, когда и для каких целей он был создан?
Особенности современной организации МБРР.
Чем отличается МВФ от МБРР?
В чем отличительные особенности банковской системы США?
Какими процессами характеризуется интеграция банковской системы ЕС?

Объединённая Европа пережила финансовый кризис 2007-2009 гг. тяжело и вышла из него ослабленной. Одним из слабых элементов конструкции Европейского союза стала банковская система. В целях дальнейшего укрепления экономики ЕС в 2012 году было предложено создать банковский союз. Целями были провозглашены разработка и внедрение общих норм деятельности для банков всех стран-членов ЕС, создание общеевропейского контроля над деятельностью банков, обеспечение функционирования банковской системы без поддержки со стороны государства.

Последнее было особенно важным, поскольку во время кризиса 2007-2009 гг. странам Запада пришлось бросить на спасение «тонущих» банков гигантские суммы из государственных бюджетов. Феномен государственной поддержки называли даже «банковским социализмом». Начиная с 2007 года государства ЕС выделили проблемным финансовым организациям более 675 млрд евро (757 млрд. долл.) в виде капиталов и кредитов, а также 1,3 трлн евро в виде гарантий. На саммитах G20, G8, G7 и других международных форумах в 2009-2011 гг. лидеры государств торжественно клялись, что такого больше не повторится, что спасать банки должен кто-то другой, а не государство и налогоплательщики.

Датой рождения банковского союза ЕС стало 15 апреля 2014 года. В тот день Европейским парламентом были приняты три закона (директивы): 1) о реструктуризации и реорганизации банков; 2) о создании единого механизма санации проблемных банков; 3) о создании единой системы гарантий банковских вкладов.

4 ноября 2014 года родился общеевропейский банковский надзор, функции которого стал выполнять Европейский центральный банк (ЕЦБ). Правда, на него была возложена задача осуществлять надзор лишь над крупнейшими банками Евросоюза, число которых было определено в 130. Остальные банки должны были оставаться (до поры до времени) под надзором своих национальных центробанков и иных финансовых регуляторов.

Апробация новых подходов к управлению банковским сектором началась ещё до официального рождения европейского банковского союза (ЕБС). Я имею в виду так называемый кипрский эксперимент. Напомню, что весной 2013 года на Кипре разразился банковский кризис. Одна из его главных причин - проведенная реструктуризация греческого суверенного долга. Банки Кипра в своих портфелях имели очень большое количество казначейских бумаг Греции. В результате произошло резкое обесценение активов кипрских банков и возникла реальная угроза банкротств. Европейская комиссия и ЕЦБ предложили кипрским банкам спасать самих себя, не прибегая к помощи государства. То есть изыскать необходимые для финансового оздоровления деньги у акционеров (инвесторов) и у клиентов. Тогда кипрские банки были спасены, но ценой частичной экспроприации средств вкладчиков. Как это соотносится с принципом неприкосновенности частной собственности, Брюссель и Франкфурт объяснять не стали. На профессиональном языке финансистов подобная операция называется bail-in (тонущий банк спасает сам себя). В отличие от традиционной схемы bail-out (когда государство бросает спасательный круг тонущему банку). Принцип bail-in стал после этого забиваться во все нормативные документы Европейского союза, регламентирующие создание и функционирование ЕБС.

За три года было сделано крайне мало из того, что планировалось в директивах Европарламента 15 апреля 2014 года. Было принято решение о создании Единого механизма санации европейских банков (Single resolution mechanism - SRM). Предусматривалось, что механизм начнёт работать 1 января 2016 года, но для того, чтобы он заработал, требовалось сформировать Единый фонд санации проблемных банков еврозоны (Single resolution fund - SRF). Предполагалось, что фонд будет создан за счёт отчислений банков-участников Единого механизма в размере 1% от средств на депозитах и величина его должна составить 55 млрд. евро. Однако до сих пор не удаётся договориться о квотах и других «технических» деталях. В итоге фонд до сих пор пуст. Ещё один элемент Единого механизма - Единый совет по санации банков (The Single Resolution Board - SRB). У SRB даже нет исполнительного органа, который занимался бы реализацией его решений, их вынуждены выполнять органы национальных государств.

Немало интересного можно рассказать также о реализации решений в части создания единой системы гарантирования банковских вкладов, формирования общеевропейского банковского надзора, реструктуризации европейских банков и т. п. Вывод один: ЕБС вроде бы родился, но признаков жизни не проявляет. И скоро может наступить смерть этого младенца.

Повод к таким размышлениям мне дали последние события в Италии. Банковская система этой страны в плохом состоянии. Объём просроченных кредитов итальянских банков в прошлом году оценивался в 360 млрд. евро, в том числе сумма безнадёжных кредитов - 200 млрд. евро (15% ВВП страны). Особенно в тяжёлом положении оказались восемь итальянских банков, которые надо было срочно спасать либо объявлять их банкротство. Рим неоднократно обращался и в Брюссель (Европейская комиссия), и во Франкфурт (ЕЦБ) с просьбой о помощи итальянским банкам, но вместо помощи получил предупреждение о том, чтобы для спасения банков Рим ни в коем случае не использовал бы схему bail-out. То есть чтобы не было никакой поддержки со стороны государства.

Однако Рим предупреждениям не внял. В июне стало известно о решении итальянского правительства по спасению двух венецианских банков: государство выплатит 5 миллиардов евро и даст гарантии на сумму до 12 миллиардов евро крупнейшему розничному банку страны Intesa Sanpaolo, чтобы он мог поглотить рухнувшие Popolare di Vicenza и Veneto Banca. Активы банков-банкротов будут разделены на две части: хорошие и плохие. Вторые будут переведены на баланс так называемого плохого банка (Bad Bank), а первые рассчитывает получить банк Intesa Sanpaolo. Около 600 отделений двух венецианских банков предполагается закрыть, 3900 человек ждёт увольнение. Вмешательство государства обезопасит остальные рабочие места и спасёт сбережения почти 2 млн вкладчиков, а также средства 200 тыс. предприятий и фирм. Уже 26 июня банки-банкроты возобновили свою работу, но под новой вывеской - Intesa Sanpaolo.

Данное решение правительства Италии контрастирует с недавним спасением крупнейшим банком страны Santander проблемного кредитора Banco Popular. Santander заплатил за поглощение 1 евро, но взял на себя проблемные кредиты стоявшего на пороге краха банка, в то время как бремя расходов легло на акционеров и розничных инвесторов (держателей облигаций банка). То есть имела место схема bail-in, причем не пришлось даже мобилизовать средства вкладчиков тонущего банка.

Решение правительства Италии по спасению банков Popolare di Vicenza и Veneto Banca вызвало сильное возмущение в Брюсселе. Депутат Европарламента Маркус Фербер (Германия) сказал, что Италия нарушила правила, предположив, что Германия после этого не будет стремиться к укреплению связей внутри еврозоны. «Это убьёт банковский союз. Это лишает смысла дальнейшую интеграцию», - заявил евродепутат. Событие бросают тень и на ЕЦБ как институт общеевропейского банковского надзора, который отслеживал деятельность Banca Popolare di Vicenza и Veneto Banca и до последнего времени считал их платёжеспособными. Были недовольные и в Италии. Ряд депутатов итальянского парламента назвали решение правительства посягательством на деньги налогоплательщиков. Возмутились также акционеры и держатели облигаций банка Banco Popular, считая, что с ними поступили несправедливо.

Итальянское правительство, кстати, в начале лета текущего года вело переговоры с Брюсселем по спасению посредством превентивной рекапитализации третьего по величине итальянского банка - Banca Monte dei Paschi di Siena SpA. Превентивная рекапитализация подразумевает сочетание государственных и частных фондов, а также списание долгов. Monte Paschi был основан в 1472 году в Сиене и считается старейшим банком в мире. Нехватка капитала банка оценена в 8,8 млрд. евро. В начале июля 2017 года стало известно, что упомянутый банк перешёл под контроль государства после вливания в него 5,4 млрд евро бюджетных средств. Он представил план реорганизации на ближайшие четыре года, который предусматривает сократить штат примерно на 5,5 тыс. человек, ограничить зарплаты топ-менеджерам, закрыть 600 отделений и продать невозвратные кредиты на общую сумму 28,6 млрд евро к 2021 году. Если верить пресс-релизу банка, то в 2021 году банк намерен получить чистую прибыль в размере более 1,2 млрд. евро и довести показатель доходности акционерного капитала до 10,7%.

В общем, Италия сегодня демонстрирует Европе «дурной пример» спасения банков. Брюссель и Франкфурт опасаются, что он станет заразительным для других стран-членов ЕС и ЕБС. К дестабилизации банковской системы Европы подтолкнёт и выход из Европейского союза Великобритании, которая играла не последнюю роль в формировании ЕБС. Ещё в 2011 году ЕС принял решение о создании банковского регулятора Европы - европейской службы банковского надзора (European Banking Authority - EBA). Офис ЕВА был открыт в Лондоне. Чёткого разграничения полномочий межу ЕВА, ЕЦБ и другими регуляторами Европейского союза не было. В настоящее время решается вопрос о перенесении офиса ЕВА на континент. За право принять ЕВА борются Париж, Франкфурт, Рим и другие города континентальной Европы. Скорее всего, офис все-таки получит прописку во Франкфурте.

Конкуренция европейских столиц за право принять на своей территории офис ЕВА выглядит мышиной вознёй на фоне реальных угроз банковским системам европейских государств. В настоящее время абсолютный объём «плохих» кредитов банков ЕС оценивается в 1 трлн. евро (примерно 1,1 трлн. долл. США). Помимо просроченных и безнадёжных кредитов в портфелях европейских банков имеется гигантское количество других «плохих» активов. В первую очередь это «токсичные» долговые бумаги - ипотечные, а также казначейские облигации Греции и ряда других неблагополучных стран. «Плохие» активы банковского сектора быстро росли после финансового кризиса 2007-2009 гг., но программа «количественных смягчений» ЕЦБ маскировала нарастающие риски. Сейчас программа пролонгирована до 31 декабря 2017 года, но объёмы скупки бумаг Европейским центральным банком с апреля сокращены на четверть, до 60 млрд. евро в месяц. До бесконечности накачивать Европу продукцией своего печатного станка ЕЦБ не может. И если печатный станок ЕЦБ остановится, банковская система Европы рухнет.

Валентин Катасонов , д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

Впервые опубликовано на сайте «Фонд стратегической культуры»

ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

БАНКОВСКИХ СЕКТОРОВ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Д.П. Валько

Академия труда и социальных отношений ул. Лобачевского, 90, Москва, Россия, 119454

Данная статья представляет в сравнительном анализе характеристики банковских систем России и Европы. Дана краткая предпосылка становления банковских систем России и Европы. Представлена структурная особенность банковских систем России и ЕС и показатели, отслеживающие различия в масштабах (количество финансовых организаций и их сотрудников; капитал и резервы, а так же активы банков в сравнении с ВВП), рентабельности банковских секторов (коэффициенты прибыльности капитала и активов, а так же маржинальная прибыль от сотрудника), качестве финансового механизма и банковского сервиса (качество кредитного механизма и количество обслуживаемых людей одним банком). В результате выявлено, что российский банковский сектор отстает по многим показателям от европейского банковского сектора.

Ключевые слова: Россия и Еврозона, Россия и ЕС, характеристика банковского сектора, количественные показатели, качественные показатели, структура банковского сектора, рентабельность банковского сектора.

Исторически профессия банкира была связана с обменом валют. В период с V по XI вв. менялы были очень важными игроками экономики из-за большого количества валют, существовавших в тот период. Банковская система Европы, такой как мы ее знаем, стала зарождаться в XII-XIII вв. С этого периода зарождаются юридические фикции, позволяющие совершать долговые операции. Но, безусловно, главным толчком к развитию банковской сферы послужила система Джона Лоу, созданная в XVIII в. и внедрившая в обращение бумажные деньги наряду с металлическими монетами. С тех пор банковская система всего мира пережила немало изменений. Более чем за три века во всем мире образовались банковские концерны, валютные союзы, у банков появились новые роли.

Банковская система России, в отличие от европейской банковской системы, имеет менее развитый характер. Основы российских банков были заложены лишь в XVIII в. В 1733 г. был создан первый государственный ссудный банк. Сегодня банковская система России имеет рыночный характер, но качественно отличается от банковской системы Европейского союза (ЕС) по многим показателям.

Исследование, представленное в данной статье, является качественно новым, так как многие источники дают только отдельные элементы, указывающие на характеристики банковских секторов и их состояние. Результаты исследования должны выявить, какие свойства финансовых систем России и ЕС качественно отличаются, чтобы указать на их пути развития.

Банковская система Европейского союза

На сегодняшний день банковская система ЕС включает в себя банки 27 стран ЕС (ЕС-27). Банковская система каждой страны имеет свою специфику. Например, в Германии существует система «трех столпов», которая заключается в разделении банков на частные, публичные и кооперативные . Во Франции существуют кредитные организации (КО) общего характера, специализированные кредитные организации и организации, предоставляющие инвестиционные услуги . Но все страны имеют свои Центральные банки (ЦБ), объединенные в Европейскую систему Центральных банков. Банки стран - членов Евросоюза, в свою очередь, объединены единым Европейским центральным банком (ЕЦБ), который устанавливает валютную политику.

Банковская система ЕС имеет различные типы банковских институтов. Закон Содружества различает несколько подгрупп банковских институтов .

1. Монетарные финансовые институты (МФИ) - кредитные институты и другие финансовые институты-резиденты ЕС, чья задача - получать депозиты и (или) иные вклады, которые по своим характеристикам выступают в роли депозитов от сущностей, отличных от МФИ, в свой счет; выдавать кредиты и (или) инвестировать в ценные бумаги.

МФИ включают в себя следующие институты: Центральные банки; банки-депозитарии (коммерческие банки); компании, выпускающие кредитные карты; финансовые компании; другие МФИ; институты электронных денег; фонды денежного рынка.

2. Кредитные институты - организации, получающие депозиты или иные возвращаемые фонды от населения и выдающие кредиты за свой счет, а также электронные денежные институты (согласно Директиве 2000/46/ЕС Европейского Парламента и Совета 18 сентября 2000).

Кредитные институты включают в себя следующие институты: банки-депозитарии (так называемые коммерческие банки); компании, выпускающие кредитные карты; финансовые компании; другие МФИ; институты электронных денег.

3. Центральные банки - включают в себя Национальные банки стран - членов ЕС и Европейский центральный банк.

4. Фонды денежного рынка - предприятия коллективного инвестирования, у которых ликвидность долей близка к депозитным. Цель фондов денежного рынка - инвестировать в инструменты денежного рынка и/или другие долговые инструменты со сроком погашения не больше года, и/или в банковские депозиты, и/или преследовать нормы прибыли, которая приближается к процентным ставкам по инструментам денежного рынка.

5. Другие институты - другие финансовые институты - резиденты ЕС, которые удовлетворяют определению МФИ, независимо от характера их деятельности.

Пеобладающая часть финансовых институтов ЕС - кредитные институты (84,1%), из которых 84,7% - коммерческие банки (рис. 1).

□ Центральные Банки: 0,3%

Фонды денежного рынка: 14,9%

Другие институты: 0,7%

Кредитные институты -Коммерческие банки: 84,7%

□ Кредитные институты - Другие кредитные институты: 15,3%

Источник: .

Банковская система Российской Федерации

Банковская система России состоит из кредитных организаций, небанковских кредитных организаций (организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции) и Центрального банка РФ. Небанковские КО могут быть организациями, осуществляющими расчетные операции (открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по поручению юридических лиц по их банковским счетам); осуществляющими депозитные и кредитные операции, предусмотренные законодательством; являться организациями инкассации (иметь право на осуществление инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов). Ведущую роль в банковской системе России играет Центральный банк РФ.

Помимо различий в организации банковских систем России и ЕС присутствуют различия в количественных и качественных характеристиках финансовых секторов.

Количество банков и их сотрудников

Первое различие между устройством банковских секторов России и ЕС - разница между количеством банков, существующих в России и в ЕС (Рис. 2). Как описано выше, в ЕС присутствует большее количество типов банковских организаций, чем в России. Это частично является причиной большого количества кредитных организаций в ЕС. На 1 декабря 2011 г. в ЕС было зарегистрировано 10.071 МФИ (из них 28 Центральных банков). В России - 982 банка.

Банки и Небанковские КО России

МФИ ЕС-27, за исключением ЦБ

Рис. 2. Количество МФИ за исключением ЦБ стран-членов и ЕЦБ, банков и небанковских КО России на 1 декабря Источник:

Главная причина того, что в ЕС-27 такое большое количество банков, вероятно, кроется в исторических особенностях региона и каждой страны в отдельности. Правовая база ЕС находится в стадии развития, и поэтому многие страны - члены ЕС еще не успели трансформировать свою экономику таким образом, чтобы приблизить количество банков в своей стране к оптимальному. Многие банки создавались и действовали только на территории своего государства, не открывая отделений за рубежом. Банковская сфера США сохраняла те же черты, что и банковская сфера ЕС-27 даже после принятия актов, которые смягчили процесс открытия отделений в разных штатах. Различие в количестве банков порождает разницу в количестве сотрудников банковской сферы (рис. 3).

сотрудников

□ Россия ЕС-27 3 264

Но, несмотря на десятикратную разницу в количестве банков, в финансовом секторе ЕС работает всего лишь втрое больше сотрудников, чем в финансовом секторе России (3.078.687 человек в финансовом секторе ЕС-27 и 1.020.700 человек в финансовом секторе России на 1 января 2010 г.).

□ Россия ШЕС-27

Рис. 4. Средняя прибыль от сотрудника, руб. в 2007 г. Источник: вычисления автора, .

Каждый сотрудник в среднем приносит 380 тыс. руб. в российских банках и 555 тыс. руб. в европейских банках. Меньший доход от сотрудников может быть связан как с территориальными особенностями России (площадь РФ почти в 4 раза больше площади ЕС-27, что требует большего количества сотрудников для обслуживания отделений банков), так и с общераспространенным электронным банкингом в ЕС, который снижает потребность в персонале.

Количественная разница в размерах финансовых секторов России и ЕС отражается и на коэффициентах, измеряющих прибыльность, стабильность, качество предприятий, уровень банковского сервиса, роль и масштабы банковского сектора в экономике страны/союза.

Масштабы банковского сектора

Чтобы определить, насколько велика банковская сфера в экономике, стоит сравнить некоторые характеристики банков с ВВП стран.

Величина российского финансового сектора заметно меньше европейского финансового сектора (рис. 5). В декабре 2011 г. величина активов МФИ ЕС-27 (не включающих ЦБ стран и ЕЦБ) составила 46,3 трлн евро. В России тот же показатель был равен 1 трлн евро . ВВП, в свою очередь, был равен 12,6 трлн евро в ЕС-27, а в России - 1,3 трлн евро. Даже в сравнении с активами кредитных институтов Еврозоны активы кредитных организаций России очень малы.

„ Россия ЕС-27 Еврозона В Кредитные институты Еврозоны

В процентах

2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 5. Активы финансовых институтов за исключением ЦБ в процентах от ВВП страны/региона Источник: вычисления автора, .

В процентах от ВВП

□ Россия Ш ЕС-27 □ Еврозона ■ Кредитные институты Еврозоны

20% 19% 19% 20% 19% 19%

Рис. 6. Капитал и резервы финансовых институтов за исключением ЦБ стран и ЕЦБ по отношению к ВВП Источник: вычисления автора, .

Капитал и резервы российских банков ниже, чем капитал и резервы европейских банков (см. Рис. 6). Низкий уровень активов и капитала в российском банковском секторе связан с низким уровнем предложения банковских услуг населению и организациям. Российский банковский сектор развивается преимущественно по экстенсивной модели.

Целью развития российской банковской системы является интенсивная модель, которая «характеризуется высоким уровнем конкуренции на банковском рынке; предоставлением разнообразных и современных банковских услуг; уровнем капитализации банковского сектора, соответствующим задачам развития, повышения конкурентоспособности и эффективности банковского бизнеса; развитостью системы корпоративного управления и управления рисками; высокой степенью транспарентности и рыночной дисциплины кредитных организаций; ответственностью руководителей и владельцев банков за сбалансированное ведение бизнеса, а также за достоверность публикуемой и представляемой в органы контроля и надзора информации» .

Качество банковского сервиса и его роль в экономике

Качество банковского сервиса в пределах страны/региона можно определить несколькими способами. Одним из показателей является количество банков на душу населения.

В 2011 г. один банк в России обслуживал среднем 144.598 человек. Тот же показатель в ЕС-27 и Еврозоне кратно отличался: один банк обслуживал в среднем в ЕС-27 62.326 человек, а в Еврозоне - 53.465 человек (Рис. 7). Приведенные цифры отражают лишь часть реальности. Как показано выше, показатель количества отделений также важен в измерении качества обслуживания населения банковским сектором. В 2009 г. в ЕС-27 одним отделением обслуживались 2.131 человек, а в России - 43.962 (вычисления автора, ).

□ Россия ЕС-27 Еврозона

Рис. 7. Количество человек, обслуживаемых одним банком (кредитным институтом) Источник: вычисления автора, .

Существует два мнения об оптимальном количестве банков на душу населения. С одной стороны, считается, что большее число банков способствует развитию экономики, так как некрупные кредитные организации чаще существуют там, где не присутствуют отделения банков-гигантов. Их главной задачей становится выдача микрокредитов населению, что, в свою очередь, способствует про-

движению мелкого и среднего предпринимательства. С другой стороны, руководители крупных банков утверждают, что уменьшение количества банков способствует концентрации информации у нескольких участников и, следовательно, большей точности и продуманности в принятии решений, например, о выдаче кредитов. К тому же меньшее количество банков снижает производственные затраты, что способствует развитию экономики в большей мере.

Российская действительность с троекратным превышением количества человек на обслуживаемый банк по сравнению с Еврозоной больше похожа на монополию в банковском секторе. Такой феномен может иметь ряд негативных последствий. Например, в случае дефолта кредитной организации клиент банка может потерять большую часть своего вклада, так как он не имел альтернативы в выборе между доступными ему кредитными организациями для совершения финансовых операций. В случае дефолта банка система страхования вкладов РФ гарантирует частным лицам возмещение средств в размере 700 000 руб. В 2012 г. более 75% вкладов всех физических лиц размещено в 30 самых крупных банках России .

Отношение количества выданных кредитов к ВВП позволяет судить об эффективности банковского сектора. Это отношение указывает на качество кредитного механизма. На Рис. 8 показано, сколько евроцентов выданных кредитов приходится на 1 евро произведенного ВВП. В 2011 г. 1 евро ВВП был профинансирован 0,32 центами в России и 0,46 центами в ЕС-27.

□ Россия ВЕС-27 0,47 0,46

Рис. 8. Качество кредитного механизма (евро). Отношение выданных кредитов нефинансовым корпорациям к ВВП страны/региона

Новое на сайте

>

Самое популярное