Домой Связной Налогообложение и бухучет полученных субсидий. Субсидии от государства

Налогообложение и бухучет полученных субсидий. Субсидии от государства

Итак, начнем с норм Налогового кодекса. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Реализацией товаров (работ, услуг) является также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. А в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, реализацией товаров (работ, услуг) является также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица (оказание услуг одним лицом другому лицу) на безвозмездной основе. Таким образом, реализация товаров (работ, услуг) происходит в том случае, когда налогоплательщик и другое лицо совершают сделку, являющуюся основанием для передачи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В силу ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Двух- и многосторонние сделки об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей являются договорами (п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 420 ГК РФ). Договоры могут быть возмездными, когда сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, и безвозмездными, когда одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. Следовательно, реализация товаров, работ, услуг и, соответственно, объект обложения НДС возникают в случае исполнения налогоплательщиком обязательств по гражданско-правовому договору (например, договору подряда, оказания услуг, заключенному с заказчиком, для которого выполняются соответствующие работы (оказываются услуги)) .

Являются ли отношения между учредителем и АУ сделкой?

Согласно п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях АУ создается публично-правовым образованием (РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в определенных сферах. Деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых АУ создано, является его основной (п. 1 ст. 4 Закона об автономных учреждениях). В соответствии с этой основной деятельностью учредитель выдает АУ задание, в рамках реализации которого учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. Речь идет о государственном (муниципальном) задании, которым в соответствии со ст. 6 БК РФ признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). В свою очередь, государственными (муниципальными) являются услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами. Задание должно содержать:

Выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;

Показатели, характеризующие состав, качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

Порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

Требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

А задание на оказание услуг физическим и юридическим лицам дополнительно должно содержать:

Порядок оказания соответствующих услуг;

Предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).

Таким образом, учредитель выдает АУ задание на то, чтобы оно выполнило отдельные работы (оказало услуги). При этом категории потребителей (физических и юридических лиц) могут быть как определены, так и не определены в задании. Это связано с тем, что в некоторых случаях услуги оказываются не конкретным потребителям (физическим или юридическим лицам), а обществу (государству) в целом.

Финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления автономному учреждению субсидий на основании соглашения, заключаемого между учредителем и АУ о порядке и условиях предоставления субсидий. Соглашение, как правило, является приложением к заданию. Субсидии предоставляются АУ на основе сводной бюджетной росписи в пределах бюджетных ассигнований, доведенных до учредителя, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, для исполнения бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году. Бюджетными обязательствами согласно ст. 6 БК РФ являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В свою очередь, расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Таким образом, учредитель (либо орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя), выделяя АУ субсидии, тем самым исполняет бюджетное обязательство в целях эффективной реализации соответствующей публично-правовой функции государства. Получается, соглашение, заключаемое между учредителем и АУ о порядке и условиях предоставления субсидий с целью выполнения государственного (муниципального) задания, не является договором (двухсторонней сделкой), в рамках которого выполняются работы (оказываются услуги), следовательно, субсидии не признаются оплатой работ (услуг).

Что такое субсидия?

Убедиться в том, что субсидии не являются оплатой работ (услуг), можно еще и таким образом. На основании ст. 69.1 БК РФ ассигнования на предоставление субсидий АУ, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам, относятся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Субсидии выделяются на возмещение нормативных затрат:

На оказание АУ услуг (выполнение работ);

На содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных для этих целей (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Кроме того, субсидии могут быть выделены на приобретение недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Автономное учреждение расходование субсидий осуществляет самостоятельно, главное для него - выполнить задание, то есть затраты, производимые за счет субсидий, должны быть прямо или косвенно связаны с выполнением задания. Изложенное не касается субсидий, выделенных на приобретение имущества. Эти субсидии должны быть израсходованы исключительно на приобретение соответствующего имущества. Следовательно, субсидии в рамках финансового обеспечения выполнения задания выделяются не на оплату оказанных услуг (выполненных работ), а на компенсацию расходов.

Налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено ст. 154 НК РФ, представляет собой стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). При этом налоговая база увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Следовательно, полученные денежные средства (субсидии), не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС, в налоговую базу по НДС не включаются.

Подтверждение изложенному можно найти и у Минфина. По его мнению, денежные средства в виде субсидий, получаемые муниципальным АУ из муниципального бюджета на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по предоставлению спортивных сооружений и помещений для спортивных занятий, в налоговую базу по НДС не включаются (Письмо от 27.04.2010 N 03-07-11/150).

К сведению. Чиновники финансового ведомства уже не раз подчеркивали: денежные средства, выделенные АУ из бюджета бюджетной системы РФ на компенсацию расходов по оплате приобретаемых им товаров (работ, услуг), не включаются в налоговую базу по НДС (Письма от 26.07.2010 N 03-07-11/309, от 29.04.2010 N 03-07-11/156, от 11.03.2009 N 03-07-11/57, от 22.01.2009 N 03-07-11/15, от 30.01.2009 N 03-07-11/27).

Что говорят судьи?

Наше внимание привлекло Постановление ФАС МО от 12.09.2008 N КА-А41/8491-08, в котором речь шла о субсидиях, выделенных заявителю из бюджета на покрытие расходов, связанных с выполнением работ по благоустройству города. Арбитры посчитали, что муниципальное унитарное предприятие правомерно не включило в налоговую базу по НДС указанные субсидии. Обоснование такое: при исполнении бюджета по расходам не создается новых экономических благ (добавленной стоимости), не приводит к получению лицом доходов, имеет место властное перераспределение национального дохода, при котором распорядитель бюджетных средств, предоставляя субсидии, действует во исполнение публично-правовой обязанности в рамках исполнения бюджета по расходам на основании решения об утверждении бюджета на год, утверждения бюджетной росписи органом, исполняющим бюджет, доведения лимитов бюджетных ассигнований.

Аналогичные выводы сделаны судьями ФАС ПО в Постановлении от 28.04.2009 по делу N А57-3519/2008. Предоставляемые налогоплательщику субсидии на покрытие убытков, возникших в связи с реализацией услуг по льготным ценам, не связаны с оплатой жилищно-коммунальных услуг. Соответствующий распорядитель бюджетных средств не выступает стороной по договору оказания жилищно-коммунальных услуг, между ним и налогоплательщиком не возникает взаимных договорных обязательств, в силу которых распорядитель бюджетных средств должен перечислить денежные средства в оплату услуг. Налогоплательщик не оказывает распорядителю денежных средств какие-либо услуги, а последний их не потребляет. Распорядитель бюджетных средств, выделяя субсидии, лишь исполняет бюджетное обязательство в целях эффективной реализации соответствующей публично-правовой функции государства.

На то, что распорядитель бюджетных средств, выделяя субсидии, лишь исполняет бюджетное обязательство в целях эффективной реализации соответствующей публично-правовой функции государства, судьи ФАС ПО обратили внимание и в Постановлении от 18.06.2009 по делу N А72-8645/2008. При этом они добавили: получение субсидий не является самостоятельной экономической операцией (реализацией по смыслу ст. 146 НК РФ), следовательно, НДС бюджету не предъявляется (отсутствует). Кроме того, ни одна из статей (подстатей) экономической Классификации расходов бюджетов не содержит такого вида расходов, как налог на добавленную стоимость.

Выполнение работ (оказание услуг) в рамках реализации задания

Как указано выше, дабы выполнить задание учредителя, АУ может оказывать услуги (выполнять работы) физическим или юридическим лицам. Именно с этими лицами АУ и заключает договоры (двухсторонние сделки) на оказание услуг (выполнение работы) на бесплатной или частично платной основе, поэтому возникает объект обложения НДС. Кстати, пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ установлено: не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления. Вспомним, АУ создаются с целью выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в определенных сферах. Несмотря на это, поскольку АУ не является органом государственной власти или органом местного самоуправления, приведенная норма Налогового кодекса на него не распространяется. Как отметил КС РФ в Определении от 01.11.2007 N 719-О-О, в тех случаях, когда законодатель имеет намерение вывести из-под налогообложения те или иные субъекты либо объекты, он прямо на это указывает. Примером этого является выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности.

В связи с изложенным операции по реализации работ (услуг) в рамках выполнения государственного (муниципального) задания в соответствии с полномочиями органов государственной власти (органов местного самоуправления) подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 28.04.2009 N 03-07-11/118), причем независимо от источника оплаты этих работ (услуг), в том числе выполненных (оказанных) безвозмездно (Письма Минфина России от 15.04.2010 N 03-07-11/120, от 25.12.2009 N 03-07-11/331). Таким образом, в случае реализации товаров (работ, услуг), в том числе на безвозмездной основе, у автономного учреждения возникает объект обложения НДС, если только данная реализация не включена в список операций, не подлежащих обложению (освобожденных от обложения) данным налогом, приведенный в ст. 149 НК РФ.

Частичная оплата услуг

В соответствии с заданием учредителя автономное учреждение может оказывать услуги (выполнять работы) частично за плату. Другими словами, потребители оплачивают услуги (работы) частично (часть затрат компенсируется за счет соответствующего бюджета). При этом заданием определяется предельная цена (тариф) на оплату соответствующих услуг (работ) в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе либо порядок установления указанных цен (тарифов).

Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. При этом в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Напомним, налоговая база по НДС зависит от цен, определяемых на основании ст. 40 НК РФ. Пунктом 1 этой статьи предусмотрено: для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки (если только иное не установлено ст. 40 НК РФ). Согласно п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). Именно поэтому в п. 2 ст. 154 НК РФ зафиксировано: при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. В этом случае суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ, при формировании налоговой базы по НДС не учитываются.

В каких случаях речь может идти о государственных регулируемых ценах (тарифах)? В соответствии с Указом Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" государственное регулирование цен (тарифов) должно осуществляться в основном на продукцию естественных монополий. Здесь же Правительству РФ дано поручение утвердить перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке РФ подлежат государственному регулированию. Эти Перечни были утверждены Постановлением от 07.03.1995 N 239. Причем в п. 7 данного Постановления подчеркнуто, что к остальным продуктам, товарам, услугам, не включенным в Перечни, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности не применяется. Следовательно, п. 2 ст. 154 НК РФ в части, касающейся государственных регулируемых цен (тарифов), применяется только в том случае, если АУ оказывает услуги, включенные в Перечни, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 239. Так, в один из Перечней, в котором перечислены продукция, товары, услуги, государственное регулирование цен (тарифов) на которые осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, включены:

Перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

Социальные услуги, предоставляемые населению РФ государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Таким образом, если АУ в рамках выполнения задания оказывает услуги, включенные в соответствующий Перечень, налоговая база по НДС формируется исходя из государственных регулируемых цен (тарифов).

Теперь что касается льгот. О льготе можно рассуждать только в том случае, если по установленной предельной цене услуги оказываются определенным потребителям (определенной категории потребителей), например: ветеранам, пенсионерам, малообеспеченным гражданам. Если же предельная цена установлена для всех потребителей без исключения, говорить о льготе в целях применения п. 2 ст. 154 НК РФ не приходится. В этом случае цена сделки - то, о чем договорятся стороны, но не выше предельной цены, установленной учредителем. Исходя из данной цены в этом случае и определяется налоговая база по НДС.

Услуги на бесплатной основе

На основании абз. 1 п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база по НДС представляет собой стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. Если АУ те же услуги, оказываемые в соответствии с заданием учредителя на бесплатной основе, предоставляет на платной основе, при определении налоговой базы по НДС по бесплатным услугам можно ориентироваться на цены, установленные для аналогичных услуг, оказываемых на платной основе.

Минфин России про бесплатные услуги высказался следующим образом (см. Письма от 02.04.2010 N 03-07-11/84, от 28.04.2009 N 03-07-11/116): операции по реализации товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) автономным учреждением заказчикам на безвозмездной основе, расходы на которые компенсируются за счет средств бюджета, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.

А может, субсидия и НДС - вещи совместимые?

Не исключена другая точка зрения, противоположная вышеизложенной: субсидии связаны с оплатой оказываемых автономным учреждением услуг (выполняемых им работ), поэтому включаются в налоговую базу по НДС. Считает ли так Минфин, сказать сложно. Судите сами. К финансистам обратилось АУ, цель деятельности которого - эффективное обслуживание с помощью специального санитарного автотранспорта и транспорта общего назначения государственных учреждений, подведомственных учредителю, с таким вопросом. Надо ли включать в налоговую базу по НДС субсидии, выделенные учреждению в рамках финансового обеспечения выполнения государственного задания, установленного для АУ? Ответ чиновников представлен в Письме от 06.05.2010 N 03-07-11/164: согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ облагается НДС независимо от источника финансирования. В связи с этим вышеуказанные услуги подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке. Согласитесь, однозначным ответ назвать сложно.

Предположим, субсидии являются оплатой оказываемых АУ услуг (выполняемых работ). В этом случае они на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ увеличивают налоговую базу по НДС, за исключением ситуации, когда субсидия не участвует в расчете налоговой базы согласно абз. 3 п. 2 ст. 154 НК РФ.

По нашему мнению, субсидии, выделенные автономному учреждению в качестве финансового обеспечения выполнения задания учредителя, не включаются в налоговую базу по НДС, поскольку не связаны с оплатой товаров (работ, услуг). В то же время в соответствии с государственным (муниципальным) заданием АУ осуществляет деятельность, связанную с оказанием услуг (выполнением работ). В рамках ведения этой деятельности у автономного учреждения возникает объект обложения НДС. Если оказываемые услуги (выполняемые работы) не включены в перечень операций, освобожденных от налогообложения по ст. 149 НК РФ, АУ придется начислить НДС: при частичной оплате потребителем услуг (работ) налоговая база формируется исходя из фактических цен реализации, при оказании услуг (выполнении работ) на безвозмездной основе ориентироваться нужно на рыночные цены .

Нужно ли вести раздельный учет входного НДС, уплаченного за счет бюджетной субсидии. Как восстановить входной НДС при получении субсидий из бюджета.

Вопрос: Во второй половине 2018 года организация (МУП) планирует получение субсидий на проведение капитальных ремонтов основных средств (сети водоснабжения и канализации). Ремонт предполагается проводить хозяйственным способом. Закупки материалов в целом для обеспечения деятельности организации проводятся в соответствии с положениями закона 44-ФЗ о госзакупках. Соответственно материалы (инертные материалы, трубы, задвижки, колодцы, люки и прочие материалы для обеспечения деятельности организации в целом, ГСМ для работы техники) закуплены в соответствии с графиком закупок, приняты на учет в составе МПЗ, заявлен налоговый вычет по НДС из бюджета. Заранее не известно какие именно, из каких партий материалы будут использованы для проведения ремонтных работ за счет бюджетных субсидий. Поясните как в описанном случае соблюсти вновь введенное правило о соблюдении раздельного учета сумм НДС по МПЗ, "приобретаемым" за счет средств бюджета. Ведь по факту сначала МПЗ приобретены за счет собственных средств, и стоимость МПЗ лишь часть субсидии, так как субсидия выделяется на стоимость работ по ремонту в целом.

Ответ: В данной ситуации можно говорить о возмещении уже понесенных расходов, в том числе на приобретение материалов.

С 2018 года организации обязаны вести раздельный учет входного НДС по покупкам, которые оплачиваются за счет бюджетных средств. При этом раздельный учет - одно из условий, при котором организация может уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы входного НДС по активам, приобретенным за счет бюджетных субсидий. Такой порядок установлен пунктом 2.1 статьи 170 НК. Из этого пункта следует, что с 2018 года надо вести раздельный учет входного НДС при покупках за счет субсидий - полученных на возмещение затрат как до 1 января 2018 года, так и после этой даты.

Таким образом, если Вы уже приобрели материалы и с них приняли НДС к вычету, то Вам необходимо определить часть материалов (справками-расчетами, акты и пр. документами), которая использовалась в строительстве, осуществляемом за счет бюджетных средств (конкретной методики ведения раздельного учета нет, организация ее разрабатывает самостоятельно и закрепляет в учетной политике). И с этих материалов восстановить входной НДС. Только в этом случае восстановленный входной НДС Вы спишите в расходы в НУ (в БУ относите на прочие расходы на 91 счет).

Обоснование

Нужно ли вести раздельный учет входного НДС, уплаченного за счет бюджетной субсидии. Субсидия получена в 2017 году, товары за счет нее приобрели в 2018 году

Да, нужно, если субсидия выделена на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг).

Если в 2018 году организация совершала покупки за счет такой субсидии, она обязана вести раздельный учет входного НДС. Не важно, когда получена субсидия: в 2017-м или в 2018 году. Если раздельного учета нет, не включайте входной НДС в расходы при расчете налога на прибыль.

Входной НДС нельзя принимать к вычету, если организация оплатила товары (работы, услуги), основные средства, нематериальные активы или имущественные права за счетсубсидии. С 2018 года организации обязаны вести раздельный учет входного НДС по таким покупкам. При этом раздельный учет - одно из условий, при котором организация может уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы входного НДС по активам, приобретенным за счет бюджетных субсидий.

Как восстановить входной НДС при получении субсидий из бюджета

Организация может получить субсидию или инвестицию из бюджета любого уровня. Налог восстанавливайте, если субсидию выделили на возмещение:
- затрат по оплате приобретенных товаров (работ, услуг), включая основные средства, нематериальные активы и имущественные права;
- суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров в Россию.
Покрывает ли сумма субсидии или бюджетной инвестиции затраты на входной НДС - неважно.

Если затраты на покупки возместили из бюджета частично, восстановите ту долю НДС, которая приходится на эти затраты. Определите эту долю по формуле:

Пример восстановления входного НДС по оборудованию. Организация получила субсидию из бюджета на полное возмещение затрат на его приобретение

В июле «Альфа» получила из регионального бюджета субсидию с НДС на полное возмещение затрат на его приобретение. В платежном поручении на перечислениесубсидии указана сумма 118 000 руб. (в т. ч. НДС - 18 000 руб.)

В III квартале бухгалтер восстановил всю сумму входного НДС - 18 000 руб.

Пример восстановления входного НДС по оборудованию. Организация получила субсидию из бюджета на частичное возмещение затрат на его приобретение

В июне ООО «Альфа» приобрело оборудование (основное средство) по цене 118 000 руб. (в т. ч. НДС - 18 000 руб.). Организация является плательщиком НДС.Входной НДС по приобретенному оборудованию был принят к вычету. Переоценка стоимости основного средства не производилась.

В июле «Альфа» получила из местного бюджета субсидию с НДС на частичное возмещение затрат на его приобретение. В платежном поручении на перечислениесубсидии указана сумма 59 000 руб. (в т. ч. НДС - 9000 руб.)

В III квартале бухгалтер восстановил часть суммы входного НДС - 9000 руб.

Отвечает Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

«Состав бухгалтерской отчетности в Росстат такой же, как и в налоговую инспекцию. Единственное отличие – дополнительно сдайте в статистику аудиторское заключение, если обязаны проводить аудит. Напомним, что в Росстат не надо будет сдавать бухотчетность только с 2020 года, а за 2018 год отчеты сдайте не позднее 1 апреля 2019 года. Подробнее, какие формы включить в состав бухотчетности, смотрите в рекомендации.»

Субсидия - помощь, оказываемая государством в форме передачи организациям и предпринимателям денежных средств в обмен на соблюдение ими определенных условий.

Налогообложение полученных субсидий различается в зависимости от их целевого назначения. А назначение субсидий может быть разное - на возмещение части недополученных доходов, на частичное возмещение затрат, на погашение убытков прошлых лет, на развитие собственного дела по государственным программам поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Если вы получали субсидии, то ищите свою ситуацию и рекомендации, как надо поступать.

С полученных субсидий НДС платить не надо

С.В. Крутских, г. Калининград

Муниципальное казенное предприятие (МКП) перевозит пассажиров по городу транспортом общего пользования и не платит с этих услуг НДСподп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ . При этом МКП получает из городского бюджета следующие виды субсидий на:

  • компенсацию разницы в цене билетов для льготников;
  • частичное возмещение затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров электрическим и автомобильным транспортом;
  • погашение убытков прошлых лет.

Какие из этих субсидий включаются в облагаемую базу по НДС?

: Все указанные в вопросе субсидии не облагаются НДС.

Первая субсидия представляет собой компенсацию недополученных МКП доходов, которые возникают из-за оказания услуг по льготным тарифа мп. 1.2 Порядка предоставления субсидий, утв. Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 06.02.2012 № 153 ; п. 2.1 Порядка предоставления субсидий, утв. Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 16.04.2012 № 554 . И в НК прямо сказано, что не учитываются при определении налоговой базы субсидии, которые организация получает из бюджета (в том числе и городского) в связи с тем, что она оказывает отдельным потребителям услуги по льготным цена мп. 2 ст. 154 НК РФ .

Две другие субсидии - на возмещение затрат и на погашение убытков, возникших из-за применения льготных цен, также не включаются в базу по НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг)подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ .

Такой позиции придерживаются и Минфи нПисьма Минфина от 06.03.2012 № 03-07-11/64 , от 07.05.2008 № 03-07-11/175 , и суд ыПостановления Президиума ВАС от 08.02.2005 № 11708/04 ; ФАС ДВО от 03.03.2011 № Ф03-15/2011 ; ФАС УО от 18.09.2012 № Ф09-8226/2012 ; ФАС СКО от 17.02.2012 № А22-933/2011 , от 15.02.2012 № А22-926/2011 ; ФАС ЦО от 30.05.2012 № 36-3283/2011 ; ФАС ВВО от 11.02.2010 № А29-4039/2009 ; ФАС ПО от 28.06.2010 № А55-30676/2009 .

А представитель ФНС предлагает другое обоснование для невключения всех указанных вами субсидий в объект обложения НДС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“ Поскольку предприятие оказывает услуги по перевозке пассажиров и использует льготу по подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, все средства, поступающие из городского бюджета в виде компенсаций и частичного возмещения затрат, НДС не облагаются. Ведь предприятие получает их в рамках своей деятельности - перевозки пассажиров по установленным тарифа м” .

По субсидиям на проценты НДС восстанавливать не нужно

О.Г. Володкина, г. Ростов-на-Дону

Организация на основании Постановления администрации Ростовской области от 13.05.2009 № 220 получала из федерального бюджета субсидию на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для закупки сельхозсырья для первичной и промышленной переработки.
Нужно ли восстанавливать НДС и если да, то как это сделать?

: Восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по сельхозсырью, вы не должны. Ведь эта обязанность возникает только при получении из федерального бюджета субсидий «на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров »подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ .

Если бы вы получали из бюджета субсидию на возмещение затрат по погашению самого кредита (основного долга), тогда у вас была бы обязанность восстановить НДС по сельхозсырью, приобретенному за счет этого кредита. Ведь в этом случае это сырье было бы оплачено за счет бюджетных средств.

Вы же получаете из бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредит уприложение № 4 к Постановлению администрации Ростовской области от 13.05.2009 № 220 (утратило силу) ; Постановление Правительства Ростовской области от 13.01.2012 № 9 . А кредит вы гасите из своих средств. Так что на приобретение сельхозсырья вы потратили свои деньги, а не бюджетные.

С субсидии на компенсацию недополученных доходов нужно платить налог на прибыль

Ю.А. Барышникова, г. Тула

Наша транспортная организация получает из бюджета Тульской области субсидии на возмещение части недополученных доходов в связи с перевозкой по регулярным маршрутам (с посадкой и высадкой только в установленных остановочных пунктах) льготных категорий пассажиров (пенсионеров, студентов, детей-сирот и др.).
Надо ли полученную субсидию отражать на счете 86 «Целевое финансирование»? Какая сумма дохода учитывается в целях налогообложения прибыли?

: Из действующего в вашей области Порядка предоставления субсидий следует, что ваша организация получает субсидию из областного бюджета в месяце, следующем за месяцем оказания услуг. Для этого вы ежемесячно представляете в министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области отчеты о количестве реализованных единых месячных проездных билетов льготным категориям жителей Тульской области и детям-сирота мпп. 5- 8 Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям... - приложение № 2 к Постановлению Правительства Тульской области от 05.05.2012 № 173 . На основании этих данных вы и определяете сумму недополученных доходов.

Тексты нормативно-правовых актов, принятых региональными и местными властями, можно найти: раздел «Сводное региональное законодательство» системы КонсультантПлюс

В бухгалтерском учете операции, связанные с получением субсидии и ее расходованием, не нужно отражать по счету 86 «Целевое финансирование». Более того, это даже неправильно, поскольку в ПБУ 13/2000 прямо написано, что оно не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с госрегулированием цен и тарифо вп. 3 ПБУ 13/2000 .

Полученная из бюджета субсидия - это оплата за оказанные услуги по перевозке с той лишь разницей, что деньги вы получаете не от пассажиров-льготников, а от государства. А выручка - это стоимость перевозки всех пассажиров (и обычных, и льготников) за каждый меся цпп. 5, 6 ПБУ 9/99 ; Письмо Минфина от 06.09.2007 № 03-07-11/389 . И отражается выручка в бухучете по методу начислени япп. 6 , 12 ПБУ 9/99 .

Для наглядности приведем пример. Допустим, что общая выручка от перевозки всех пассажиров по регулярным маршрутам - 250 000 руб., в том числе от льготников - 100 000 руб. Из бюджета получена субсидия 100 000 руб. В бухучете надо сделать такие записи.

В налоговом учете в составе выручки надо отразить стоимость услуг по перевозке всех пассажиров (и обычных, и льготников) по регулярным маршрутам (в нашем примере - 250 000 руб.)пп. 1, 2 ст. 249 НК РФ .

Возмещение прошлогодних затрат надо включить в доходы

Г.М. Ахазова, г. Новочебоксарск

Организация, занимающаяся инновационной деятельностью, получила субсидию как субъект малого предпринимательства в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 24.09.2010 № 320. Эта субсидия получена из регионального бюджета на возмещение части затрат (в том числе и на приобретение амортизируемого имущества), произведенных за 2 предыдущих года.
Организация применяет общий режим налогообложения. Включается ли субсидия в налогооблагаемый доход? Надо ли восстанавливать НДС по возмещенным затратам?

: Для субсидий, полученных на развитие бизнес астатьи 17 , 22 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ , гл. 25 НК предусмотрен льготный порядок налогообложения. Он заключается в том, что полученная субсидия в течение 2 календарных лет со дня получения включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии и в сумме этих расходо вп. 4.3 ст. 271 НК РФ . Двухлетнее ограничение не распространяется на случаи приобретения амортизируемого имущества. Потраченную на его покупку субсидию надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу - ежемесячно в сумме начисленной амортизаци ип. 4.3 ст. 271 , пп. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ . В то же время рассмотренный льготный порядок налогообложения работает, только если субсидия получена на предстоящие расходы. То есть сначала получили субсидию, а потом стали ее тратить.

В вашем же случае вы сначала израсходовали свои деньги, а потом вам бюджет частично возместил расходы. Как указано в Порядке, на основании которого вам предоставлена субсидия, деньги из бюджета предоставляются единовременно на основании документов, подтверждающих расходы, за 2 предыдущих год ап. 6 , подп. 13 п. 9 Порядка, утв. Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 24.09.2010 № 320 . Так что вам придется включить во внереализационные доходы субсидию в полной сумме на дату получени яст. 250 , п. 4 ст. 271 НК РФ . По сути, налог с этой операции у вас получается нулевой. Ведь в предыдущих годах вы уже учли эти расходы в целях налогообложения.

А вот входной НДС, относящийся к затратам, частично возмещенным вашей организации из республиканского бюджета, восстанавливать не нужно. Ведь в гл. 21 НК четко сказано, что восстанавливать НДС надо при получении субсидии только из федерального бюджет аподп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ . И Минфин уже выпустил несколько Писем на этот сче тПисьма Минфина от 30.10.2012 № 03-07-11/462 , от 23.03.2012 № 03-07-11/78 .

Субсидия учитывается при расчете минимального налога

С.Г. Сафронов, г. Ульяновск

В сентябре зарегистрировался предпринимателем, применяю 15%-ю упрощенку. В октябре получил от центра занятости субсидию на себя (58 800 руб.) и на создание трех рабочих мест (176 400 руб.) - всего 235 200 руб. Сейчас я только все трачу (оплатил аренду за 3 месяца, купил оборудование и др.). Доходов пока нет.
Я правильно понимаю, что, если у меня по итогам года будет убыток, я не буду платить налог в бюджет? Я ведь потратил субсидию только на то, что согласовано с центром занятости.

: Нет, вы понимаете неправильно. Дело в том, что упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» платят минимальный налог, есл ип. 6 ст. 346.18 НК РФ :

  • <или> по итогам года получен убыток;
  • <или> сумма исчисленного за год налога при УСНО ((доход – расход) х 15%) окажется меньше суммы минимального налога.

Сумма минимального налога рассчитывается так: доходы за год х 1%.

При этом доходами у упрощенца являются как выручка от реализации, так и внереализационные доходы, к которым как раз и относится полученная субсиди яст. 250 , п. 1 ст. 346.15 НК РФ ; Письмо ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@ . И тот факт, что вы ее тратите строго по согласованию с центром занятости, значения не имеет.

Так что если вы всю субсидию до конца года израсходуете, а доходов у вас не будет, вам придется заплатить в бюджет 2352 руб. (235 200 руб. х x 1%). Причем эту сумму вы сможете включить в расходы по итогам следующего, 2013 г.пп. 6, 7 ст. 346.18 НК РФ

При получении субсидии вмененщику надо подать декларацию по ОСНО

И.Н. Плотников, г. Щербинка, Московская обл.

Я предприниматель, оказываю населению фотоуслуги, поэтому плачу ЕНВД. В сентябре получил субсидию от центра занятости на открытие своего дела. Сейчас уже всю потратил.
За III квартал представил в налоговую инспекцию декларацию по ЕНВД и заплатил налог. Но там меня предупредили, что когда буду сдавать декларацию по ЕНВД за IV квартал, то нужно сдать еще и декларацию по НДФЛ. Потому что им пришла информация из центра занятости, что я получал субсидию. А это уже доход не по «вмененной» деятельности.
Я ничего не понимаю, вот это помощь малому бизнесу? Мне что, еще и НДФЛ придется платить?

: Не переживайте, НДФЛ вам платить не придется. Проблема в том, что ФНС и Минфин считают: в рамках «вмененной» деятельности можно учесть только субсидии, полученные на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам. Если же плательщик ЕНВД получает субсидию на развитие бизнеса, то, по мнению контролирующих органов, ее нельзя учесть как доход от «вмененной» деятельности, даже если она полностью израсходована на эту деятельность. А значит, эта субсидия должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНОПисьма Минфина от 17.01.2012 № 03-11-11/3 ; ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@ .

Тексты упоминаемых в статье Писем Минфина можно найти: раздел «Финансовые и кадровые консультации» системы КонсультантПлюс

Но при этом по нормам гл. 23 НК РФ доход в виде субсидии облагается в особом порядке: по мере использования субсидия одновременно отражается в доходах и расходах на дату произведения расход ап. 3 ст. 223 НК РФ . А при приобретении амортизируемого имущества израсходованную на его покупку субсидию надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу - ежемесячно в сумме начисленной амортизаци ип. 3 ст. 223 , пп. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ . Так что если вы всю субсидию в 2012 г. истратили, то НДФЛ вам платить не нужн оПисьмо Минфина от 17.01.2012 № 03-11-11/3 .

Таким образом, по итогам 2012 г. вам, кроме декларации по ЕНВД за IV квартал, придется подать декларацию 3-НДФЛ и отразить в ней потраченную сумму субсидии и в расходах, и в доходах. В результате налоговая база будет равна нулю и НДФЛ не нужно будет платить.

Но учтите один момент. Чтобы доказать целевое использование субсидии, вам необходимо вести учет расходов, произведенных за счет субсидии. При этом записывать расходы, оплаченные за счет субсидии, вы можете в любой удобной форме. Если хотите, то можете это делать в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций, разработанной Минфином для предпринимателей, применяющих общий режим налогообложени яутв. Приказом Минфина № 86н, МНС № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 .

Субсидирование – это финансовая поддержка государства, выделяемая из бюджетов или внебюджетных фондов разных уровней. Государство субсидирует организации, осуществляющие деятельность в наиболее важных, с точки зрения необходимости развития, областях экономики. Например, в настоящее время действуют субсидии сельхозпроизводителям, винодельческим компаниям (на выращивание винограда), предприятиям малого и среднего бизнеса и другие.

Кроме того, государство оказывает поддержку организациям социально значимых сфер: ЖКХ, общественного транспорта, производства и реализации лекарственных средств. Они отпускают свою продукцию не по рыночным, а по регулируемым тарифам и ценам, а также предоставляют установленные законодательством льготы незащищенным слоям населения. Все это зачастую приводит к существенному снижению прибыли таких организаций либо к возникновению убытка. Субсидии выделяются государством на покрытие расходов либо убытков, которые возникли из-за применения регулируемых цен и предоставления льгот.

Что такое субсидия и откуда они берутся

Субсидии - это средства, выделяемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ или услуг. Они выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения недополученных доходов или затрат, которые связаны с производством товаров, оказанием услуг, выполнением работ. Такое определение субсидии дает статья 78 Бюджетного кодекса России.

Субсидии выделяются из федерального, регионального и местного бюджетов, а также федеральных и территориальных государственных внебюджетных фондов. Случаи и порядок предоставления субсидий устанавливаются законодательными и подзаконными актами соответствующего уровня - федерального, регионального и местного:

  • федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о государственных внебюджетных фондах, нормативно-правовыми актами Правительства РФ и федеральных государственных органов,
  • законами субъектов РФ о бюджете субъекта и бюджетах территориальных внебюджетных фондов, нормативно-правовыми актами правительства региона или органов государственной власти региона,
  • решениями руководящих органов муниципального образования о местном бюджете, муниципальными правовыми актами, актами органов местного самоуправления.

Обложение НДС субсидируемых операций

Если затраты компании так или иначе компенсируются из бюджета, должна ли она платить с субсидируемой деятельности НДС? Обратимся к главе 21 Налогового кодекса. В соответствии со статьей 146, этим налогом облагается реализация товаров, работ или услуг. При этом источник их оплаты не принимается во внимание. Причем база по НДС возникает даже тогда, когда реализация происходит на безвозмездной основе. Следовательно, получение субсидий от государства никоим образом не влияет на обязанность компании исчислить и уплатить НДС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, доходы от субсидируемых видов деятельности в целях исчисления НДС учитываются по фактической цене реализации. Как следует формировать базу по НДС - с учетом полученной государственной поддержки или нет? Ответ на этот вопрос зависит от того, на что конкретно выделены субсидии.

Если субсидии получены на компенсацию расходов или на покрытие убытка от реализации субсидируемых товаров, работ либо услуг, то их не следует включать в налогооблагаемую базу по НДС. Это общее мнение Минфина, ФНС и арбитражных судов (разъяснения Минфина в письмах от 03.06.13 № 03-03-06/4/20240, от 26.07.11 № 03-03-06/4/83 и других, письмо УФНС России по г. Москве от 23.06.09 № 16–15/63905, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 07.03.13 по делу № А38-6048/2011).

Совершенно иная ситуация возникает тогда, когда субсидии имеют другие цели, например, покрытие разницы в ценах. В таком случае они представляют собой суммы, связанные с расчетами за товары, и на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, включаются в базу по НДС. Разъяснение этой позиции есть в письме Минфина от 17.08.11 № 03-07-11/227, а также в письме УФНС России по г. Москве от 18.12.07 № 19–11/120978.

Обязанность восстановления НДС при получении субсидии

Как было упомянуто выше, субсидии могут быть направлены на компенсацию затрат налогоплательщика, связанных с осуществлением субсидируемых операций. Средства, полученные из бюджета, он может направить, например, на закупку материальных ценностей, оплату услуг или работ, которые понадобятся в ходе попадающей под субсидии деятельности. Может ли налогоплательщик заявить к вычету НДС с этих расходов?

Ранее у контролирующих органов не было единой позиции по этому вопросу: ФНС допускала вычет НДС в указанном случае (поддерживали инспекцию и арбитражные суды), а Минфин выступал против и указывал на возникновение ситуации двойного возмещения налога из бюджета.

С 01.10.2011 все изменилось - теперь подпункт 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ требует от налогоплательщика восстановить НДС, принятый ранее к вычету по товарам, работам или услугам, имуществу и имущественным правам, если на их приобретение он получил субсидию из федерального бюджета. Налог следует восстановить в том периоде, когда была получена государственная поддержка, в размере, принятом к вычету. В стоимость приобретенных товаров, иного имущества, работ или услуг восстановленные суммы не включаются - их следует отнести к прочим расходам, учитывающимся при налогообложении прибыли.

Поясним на примере. Компания закупила во II квартале товары, которые необходимы для осуществления субсидируемой деятельности. На эти цели было потрачено 118 тыс. рублей, в том числе 18 тыс. рублей НДС, который в том же периоде был принят к вычету. В III квартале из федерального бюджета была получена субсидия на компенсацию затрат в размере 500 тыс. рублей. Это значит, что в III квартале компания должна восстановить вычтенный ранее налог в сумме 18 тыс. рублей и отразить это в декларации по НДС. Восстановленную сумму организация учитывает в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ.

Особенностью нормы подпункт 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ является ввод обязанности по восстановлению НДС лишь в случае получения субсидий из федерального бюджета. То есть если субсидия получена из бюджета субъекта РФ или муниципального образования, то восстанавливать НДС, вычтенный при приобретении товаров и прочего имущества, работ либо услуг, не нужно (письмо Минфина от 30.10.12 № 03-07-11/462).

Новое на сайте

>

Самое популярное