Домой Связной Полис cmr страхования. Страхование или CMR страхование

Полис cmr страхования. Страхование или CMR страхование

Одним из важнейших механизмов управления рисками в бизнесе, связанном с международными перевозками и импортными закупками, является страхование ответственности перевозчика или, как его иногда называют сами перевозчики, используя профессиональный жаргон, - СМР-страхование. Однако в общепринятом документальном варианте для полиса, защищающего права исполнителя в процессе международной перевозки, чаще используют не жаргонную фонему «страхование СМР», а полное название полиса или сокращение, произошедшее от французского названия Конвенции о договоре международной автомобильной грузоперевозки («Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route») - CMR.

Основание для CMR-страхования

О том, что по системе страхования рисков CMR-insurance страхуются практически все привозимые из Европы грузы, импортёрам, как правило, известно, но, тем не менее, далеко не всегда.

Конвенция, которая регламентирует большую часть вопросов, связанных с международными перевозками, определяет права и ответственность трёх сторон-участников процесса: отправителя, получателя и грузоперевозчика. В отношении грузоперевозчика в Конвенции говорится, что тот обязан возместить убытки, связанные с частичной или полной утратой перевозимого груза, если эти убытки возникли по его вине. Чтобы защитить перевозчика от финансовых потерь и обеспечить страховку рисков, было введено страхование гражданской ответственности на добровольной основе.

Чёткое разделение зоны ответственности между самим перевозчиком и третьими лицами, по вине которых могло произойти повреждение груза, вводит лимит ответственности для перевозчика и обнаруживает не только привлекательные стороны CMR-страхования.

Система CMR – это добровольное страхование, применяемое в международных перевозках, которое можно и не производить. Однако, даже несмотря на скептическое отношение ряда перевозчиков к этой категории страхования из-за сложностей с получением возмещения, на практике гражданская ответственность перевозчика страхуется почти всегда.

  • Во-первых, наличие такой страховки служит косвенным репутационным признаком для грузовладельца при выборе транспортной компании.
  • Во-вторых, благодаря этому полису при наступлении страхового случая страховая компания возмещает ущерб перевозчику, застраховавшему свои профессиональные риски, а владелец груза уже с перевозчика потом взыскивает ущерб. (Некоторые форматы страховки обуславливают гарантированное получение возмещения пострадавшей стороной, то есть, собственником груза).

Стоимость такого ущерба будет включать не только стоимость передаваемого для перевозок груза, но и стоимость услуг самого перевозчика, таможенные сборы, пошлины и прочие процессуальные расходы.

Таким образом, самые большие риски, связанные с международными перевозками, присутствуют в профессиональной деятельности грузоотправителя и грузоперевозчика, и каждый из них застраховывается от возможного ущерба по-своему:

  • грузоотправитель страхует груз,
  • грузоперевозчик оформляет CMR-полис.

Поскольку это два разных полиса, CMR-страхование не становится полноценной альтернативой страхованию груза, и поэтому часто CMR-полис дополняется классической страховкой груза.

При оформлении CMR-полиса грузоперевозчик, в случае повреждения груза не по своей вине, передаёт ответственность виноватому лицу. Если виновником повреждения был сам перевозчик, то покрытие причинённого ущерба берёт на себя страхования компания. Однако максимальная величина, доступная для покрытия страховой компанией, ограничена лимитом, регламентированным Конвенцией. В размере, большем указанной там величины, страховая компенсация выплачиваться не будет.

Размер суммы выплаты по страховке, согласно положениям Конвенции, рассчитывается, исходя из стоимости груза, но он не может быть больше 8,33 единицы SDR за килограмм или 920 единиц SDR за одно недостающее место груза.

SDR расшифровывается как Special Drawing Rights. На русский язык SDR переводится как Специальное Право Заимствования. SDR представляется собой резервное платёжное средство, указанное в Конвенции в качестве расчётной единицы. Банкноты, соответствующие ей, не выпускались – SDR существует только в безналичной форме. Процентная ставка SDR пересматривается каждую неделю в соответствии со средневзвешенной величиной процентных ставок, устанавливаемых на денежных рынках на краткосрочные займы. На официальном сайте МВФ можно посмотреть текущую стоимость SDR, что необходимо для произведения расчётов по определению максимального лимита ответственности. В Конвенции указано, что сумма должна быть переведена в национальную валюту той страны, суды которой будут рассматривать дело.

С учётом этого пошаговое вычисление лимита ответственности выглядит следующим образом:


Если фактическая стоимость перевозимого груза выше получившейся суммы, а снижение рисков приоритетно, то необходимо использовать другие дополнительные виды страхования.

Выплаты по CMR-полису: особенности и возможности

Договор гражданской ответственности перевозчика заключается между страховой компанией и грузоперевозчиком. В станах, подписавших международную Конвенцию о договоре дорожной перевозки, так страхуется ответственность перевозчика при выполнении заказа. Полис в большинстве случаев, покрывает ответственность:

  • за утрату и порчу груза (повреждения могут быть нанесены и автомобилем, и грузом самому себе),
  • за нарушение сроков доставки и понесённые в связи с этим потери владельца груза,
  • за неверную адресацию при доставке (с возмещением расходов на перемещение груза по верному адресу),
  • за выдачу груза неуполномоченному лицу,
  • за нарушение инструктажа отправителя и неверное оформление документации, произошедшее по вине грузоперевозчика,
  • за вред, причинённый третьим лицам (имуществу и здоровью),
  • за несоблюдение таможенных правил в ходе ввоза, транзита и вывоза груза (с учётом возможных штрафов и взысканий).

При этом страховка не выплачивается, если груз пострадал вследствие действия неподконтрольных факторов – например, при ограблении, пожаре, ДТП, намокании, опрокидывании транспорта, угона. Также в условиях ряда страховых компаний, предлагающих CMR-полисы, указано, что не покрывается ответственность перевозчика, если:

  • была допущена халатность в отношении перевозимого груза,
  • нарушены правила упаковки,
  • груз был отправлен в уже повреждённом состоянии,
  • при перевозке были использован транспорт с существенными техническими неисправностями (в том числе – рефрижераторных кузовов) или транспорт, не указанный в страховом полисе.

Важно также, чтобы стоимость товара в CMR-накладной и в CMR-полисе полностью совпадали.

Выплата страховки происходит после того, как подтверждается вина перевозчика. В связи с техническими сложностями (разнообразием характеристик доставляемых грузов, удалённостью транспортного средства и т.д.) сделать это иногда довольно сложно и на практике процесс занимает около полугода. Для облегчения процедуры установления виновного в случае происшествия нередко привлекаются экспертные организации. Однако полис CMR, на который европейский перевозчик тратит порядка 2000 евро в год, обходится значительно дешевле полного страхования груза, что в некоторых случаях делает эту категорию страхования целесообразной и выгодной.

Стоимость ЦМР страхования зависит от вида груза, территории действия договора, франшизы, порядка уплаты страховой премии и страховой суммы, а также от других факторов, которые влияют на степень риска.

Зачем страховаться?

Вы перевозчик и предоставляете услуги по перевозке грузов? Вы понимаете риск своей ответственности за груз? Страховая компания UTICO именно для Вас предлагает страховку ответственности перевозчика грузов. Всегда есть риск повреждения или нарушения сроков доставки груза, каждый раз Вы рискуете нанести перевозимым грузом вред другим лицам. Вам лишь нужно застраховать ответственность перевозчика грузов, и Вы избегаете всех расходов связанных с рисками при перевозке груза.

Какую CMR защиту Вы получите?

CMR страхование покрывает риски при возникновении ответственности страхователя:

  1. Перед владельцем груза за убытки при:
    • повреждении, уничтожении, недостачи или потере груза;
    • нарушении срока доставки груза (несвоевременная доставка груза установлена условиями FIATA-FBL, КДПГ, Уставом автотранспорта Украины, или другими изданиями);
    • возмещении заказчику платы за перевозку, таможенные пошлины, налогов и других сборов и расходов на выполнение таможенных процедур в случае повреждения, уничтожения, недостачи (согласно условиям междунар. конвенций, договора и законодательства страны регулирующей перевозки) или утраты груза;
  2. Перед другими лицами за убытки, которые причинены грузом имуществу, здоровью и жизни третьих лиц.
  3. Перед таможенными органами, возникшей при нарушении таможенного законодательства, связанной с:
    • конфискацией груза определенными ведомствами, которые имеют право на ее проведение в соответствии с законодательством страны где осуществилась конфискация;
    • оплатой штрафов, налаживаемые таможенными органами при нарушении правил страны, на территории которой случилось такое нарушение и таможенного законодательства (при условии выполнения застрахованным лицом всех требований и условий договора перевозки, процедуры таможенного оформления и инструкции доставки груза);
    • уплатой таможенных пошлин, сборов, платежей и процентов за просрочку, что накладываются на застрахованное или третье лицо, которое гарантирует таможни осуществление данных таможенных платежей при экспедировании (перевозке) груза в соответствии с условиями нормативных документов страны (на территории которой нарушилась таможенная процедура) и международных конвенций.

Предметом страхования по договору «Добровольного страхования ответственности перевозчика грузов и экспедитора» есть имущественные интересы страхователя, связанные с договорной обязанностью страхователя возместить убытки, связанные с:

  • ущербом, который может быть причинен грузу при перевозке транспортом страхователя;
  • ущербом, причиненным грузом, который перевозится, здоровью (жизни) и имуществу других лиц;
  • нарушением таможенных процедур, установленных законодательством страны, регулирующей экспедицию (перевозку) грузов, или международными конвенциями, и других нормативных актов, которые указанны в Договоре страхования.

Страховая компания UTICO возмещает расходы, относящиеся к страховому случаю:

  • на перенаправление груза на правильный адрес;
  • для уменьшения размера и предотвращения ущерба (согласовываются со страховой компанией);
  • по расследованию обстоятельств, при которых наступил страховой случай.

На какой срок и какую сумму оформляется страхование CMR?

Страховой договор заключается на срок продолжительностью от двух до 12-ти месяцев или на одну перевозку (до15 дней), с размером страховой суммы (выплаты), которая избирается страхователем и колеблется от 10 тыс. у.е. до 400 тыс. у.е.

Вы заключили договор и застраховали ответственность перевозчика (CMR) на сумму до 400 000 EUR, и наша компания гарантирует избежание ненужных Вам проблем и хлопот, в досадной ситуации, которая может возникнуть.

На какие ТС можно оформить страховку CMR?

Обеспеченное транспортное средство, согласно Договора ЦМР – это транспортное средство, полуприцеп, прицеп (что указан в этом договоре), с помощью которого страхователь осуществляет перевозку груза, принятого согласно договора транспортной перевозки.

Доставка и заказ договора CMR

Рассчитайте стоимость на калькуляторе ЦМР страхования и отправьте заявку на оформление договора, после чего мы свяжемся с вами для уточнения необходимых данных. Или позвоните нам и узнайте именно то что нужно для Вас.

После оформления договора мы вышлем на Ваш емейл скан-копию счета для оплаты договора. После подтверждения оплаты счета на Ваш e-mail мы высылаем скан-копию договора и подтверждение о страховании (Confirmation on acceptance for insurance), а также оригиналы документов направляются на нужный Вам адрес. Доставка бесплатная службой УкрПошта заказным письмом, доставка службой Новая Почта бесплатная при заказе договора стоимостью от 4500 грн.

Мы работаем с перевозчиками по всей Украине.

Вы желаете обезопасить свой груз во время перевозки?

Специально для Вас мы создали программу . Рассчитайте стоимость и закажите договор страхования онлайн.

Продукт предназначен для автомобильных перевозчиков, имеющих собственный, арендованный или лизинговый подвижной состав и осуществляющих коммерческую доставку грузов на любые расстояния по России или за рубежом.

Существует достаточно много подходов к определению гражданской ответственности автомобильного перевозчика грузов и, соответственно, ее страхованию. Как следствие, в настоящее время на рынке представлены различные предложения страховщиков, нередко кардинально отличающиеся набором страховых рисков и сервисных услуг, страховым покрытием, поэтому стоимость страхования не может быть одинаковой.

«Росгосстрах» обобщил имеющийся международный опыт, учел особенности российского законодательства и судебной практики, соединил их с применяемыми стандартами оказания транспортных услуг. Результатом этой работы стала линейка продуктов под названиями «Дальнобойщик» и «Грузович’ОК». Теперь гражданская ответственность автомобильного перевозчика грузов будет защищена с максимальным учетом специфики его деятельности.

Полный набор рисков
(согласно применяемым Правилам страхования)

  • Ответственность за груз вследствие (но не ограничиваясь): ДТП, пожара, взрыва, погрузо-разгрузочных работ, смещения, хищения (кража, разбой, грабеж, мошеннические действия);
  • Ответственность за причинение вреда окружающей среде (актуально для транспортировки опасных веществ);
  • Ответственность за финансовые убытки (например, вследствие просрочки в доставке груза);
  • Ответственность перед третьими лицами (за ущерб, причиненный грузом);
  • Ответственность за перевозимый контейнер;
  • Ответственность перед таможенными органами («таможенные риски») для международных грузоперевозчиков;
  • Расходы по спасению, установлению размера ущерба, судебные и юридические затраты;
  • Дополнительные расходы по уничтожению поврежденного груза и по спасанию транспортного средства.

Только реальные преимущества

  • Вы можете выбрать индивидуальную программу страхования для вашего предприятия (территория страхования, набор рисков, страховые суммы, франшизы, количество ТС).
  • Мы предоставим льготные корпоративные тарифы (в случае, если вы уже застрахованы в компании «Росгосстрах» или планируете оформить комплексное страхование).
  • Процедура заключения договора займет минимум времени (договор оформляется в течение 1 рабочего дня на все ТС, осуществляющие перевозки грузов).
  • Вы получаете не только страховую защиту, но и сервисную поддержку, предоставляемую специализированным управлением на всей территории России, вне зависимости от того, где был заключен договор страхования (возможность сдачи претензионных документов в ближайший офис «Росгосстраха»). Минимальный срок рассмотрения и оплаты убытка (20 дней).
  • Возможность оплаты страховой премии в рассрочку.

Каждый перевозчик найдет нужный вариант

Линейка «Грузович’ОК» . Страхование ответственности грузоперевозчиков, использующих легкий коммерческий транспорт. В нее входят «коробочные» предложения со страховой премией от 9 рублей в день за 1 грузовик и рассрочкой платежа.

Линейка «Дальнобойщик» . Для автоперевозчиков, использующих транспорт большей грузоподъемности (как правило, магистральные автопоезда).

Линейка «Дальнобойщик Эко» . Предназначен для перевозчиков опасных грузов. Предусматривает страхование рисков ответственности за груз, перед третьими лицами и за причинение вреда окружающей среде.

Вариант «Дальнобойщик Тендер» . Для перевозчиков, участвующих в тендерах. Отличается минимальной стартовой ценой.

Вы просто выбираете нужный вариант, набор рисков, страховых сумм и указываете их в заявлении вместе с другими параметрами:

1. «Дальнобойщик Стандарт»

Основные риски включены!

2. «Дальнобойщик CMR Плюс»

Расширенный вариант по набору рисков и объему страхового покрытия. Международные перевозчики могут включить в договор «таможенные риски».

3. «Дальнобойщик Премиум»

Для тех, кто хочет получить максимальную защиту (максимально полный набор рисков согласно применяемым Правилам страхования*).

4. Страховая премия для вариантов «Дальнобойщик»

Ставка страховой премии определяется в расчете на 1 автопоезд (грузовик) на основании заполненного заявления. Условия уплаты страховой премии - до 12 взносов.

Не определились с тем, что выбрать, хотите получить дополнительную информацию или договор нужен срочно? Получите дополнительную скидку в размере 5 %, связавшись с нами по реквизитам, указанным ниже.

Страхование - это необходимая процедура, которая позволяет получить гарантии сокращения убытков в случае возникновения реальных рисков во время выполнения обязательств между двумя сторонами сделки. Одним из наиболее традиционных способов защиты грузов является его страхование, им может воспользоваться как юридическое, так и физическое лицо, которое может быть грузоотправителем или грузополучателем, продавцом или покупателем. Классическое страхование грузов можно разделить на две основные группы:

  • с наложением ответственности на все возможные риски;
  • с погашением убытков, связанных только с перевозимым товаром.

Зачастую, решив застраховать груз , заинтересованное лицо выбирает наиболее оптимальный вариант, который будет подходить в экономическом плане или по основным предъявляемым параметрам.

Удобно то, что страхование груза может быть произведено сразу обеими сторонами. Но в случае защиты перевозчика от понесения материальных убытков стоит говорить о необходимости оформить полис CMR страхования.

CMR-страхование. Что это?

CMR-страхование - это добровольное страхование перевозки или страхование гражданской ответственности перевозчика , применяемое при международных перевозках. Его часто путают с обычным страхованием груза. Но главным отличием этих полисов является то, что последний вариант защищает права принимающей стороны, но никак не права перевозчика.

В реалиях нашей страны страхование перевозок производится в добровольном порядке, но обычно используется каждой компанией, занимающейся доставкой грузов по международным маршрутам. Дело в том, что существует так называемый "Договор о международной дорожной перевозке грузов", в котором говорится, что именно грузоперевозчик обязан возместить любые убытки, которые будут связаны с частичной или абсолютной потерей перевозимого товара. При этом стоимость ущерба будет рассчитываться по схеме: стоимость груза во время погрузки плюс цена предоставляемых услуг по его перевозке, все таможенные сборы, необходимые пошлины или иные расходы, которые были понесены в период выполнения заказа.

В итоге, грузоотправитель или перевозчик становится наиболее уязвимым звеном, права которого нужно защитить. Лучшим способом защиты своих финансов является страхование перевозки товара . Оформив CMR-страхование, перевозчик передает все претензии третьему лицу, которое несет вину за порчу груза.

Получается, что это совершенно разные полисы, которые зачастую невзаимозаменяемы. Полис CMR может стать альтернативой страхованию груза только в том случае, если перевозчик признается виновным в нанесении ущерба.

Какой тип страхования выбрать?

Страхование грузов и CMR - это два разных полиса, но последний защищает права исполнителей. Страхование перевозчика становится важным этапом сотрудничества, который нельзя упустить. Для того чтобы снизить риски и добиться абсолютной безопасности сделки, рекомендуется доверять только проверенным компаниям, зарекомендовавшим себя на рынке подобных услуг.

В договоре страхования обязательно будут указаны все возможные случаи, при которых полис начнет работать. Поэтому договор должен быть внимательно прочтен, в особенности те пункты, которые будут написаны мелким шрифтом или предполагают наличие сносок и уточнений.

Перевозка грузов - услуга, которая пользуется большой популярностью. Компании или частные лица зачастую нуждаются в доставке товара, имущественных или иных ценностей за пределы страны. Обычно поставщик товара и принимающая сторона страхуют товар, защищая себя от возможных убытков. Но перевозчик остается тем лицом, на которое возлагается вся ответственность, ведь именно он регулирует сроки доставки, безопасность товара и прочие моменты. Для сокращения рисков со стороны перевозчика используется полис CMR.

Особенности полиса, его цена и сроки

Страхование ответственности перевозчика обычно производится сроком от одного месяца до года, при этом размер страховой суммы во многом зависит от стоимости груза и его ценности. Дополнительно цена страхования грузов может зависеть от:

  • типа перевозимого груза;
  • зоны распространения договора (территории доставки);
  • страховой премии;
  • индивидуальных особенностей компании.

Перед заключением договора стоит узнать тариф на страхование грузов непосредственно в той компании, которая будет заниматься этим вопросом.

Что покрывает страховка CMR?

Произведя страхование транспортной компании , можно быть уверенным в том, что полис покроет все расходы, если:

  • произошла полная или частичная потеря груза;
  • доставка была просрочена или груз был получен не в полном объеме по вине погрузчиков;
  • во время доставки был нанесен ущерб третьим лицам или их имуществу и т. д.

Для удобства перевозчиков можно узнать примерную стоимость полиса, воспользовавшись услугой онлайн-страхования грузов . Также удобным инструментом станет калькулятор CMR, для работы с которым потребуется знать всего несколько параметров: вид товара, его ценность, маршрут доставки.

Кто может застраховать свои профессиональные обязательства?

Воспользоваться полисом CMR (застраховать перевозку иной тип оказываемых услуг) могут разные специалисты, в том числе непосредственно компания-перевозчик, брокеры или экспедиторы, занимающиеся растаможкой товара, сопровождением товара на всем пути следования.

Страхование ответственности экспедитора - важная процедура, которая позволит защитить права специалиста, а также снимет с него ответственность за:

  • ценный или опасный груз, если о нем не сообщалось в заключаемом договоре;
  • те убытки, которые были понесены из-за задержки груза, конечно, если иное не было обговорено дополнительно;
  • иные косвенные убытки, которые были понесены из-за изменений на рынке, смены тарифом или лимитов.

Страхование экспедитора поможет избежать множества проблем, а также свести к минимуму профессиональные риски, существующие в сфере.

2016-05-31 Linas Butkus 941 0

Ваш груз – небольшая коробка, которую вы планируете отправить на грузовом автомобиле в качестве сборного груза? Какие меры нужно предпринять для того, чтобы ваш груз был предохранён от повреждения или кражи? Достаточно ли убедиться, что у перевозчика есть CMR страховка, и она покроет возможный ущерб, или нужно подумать об отдельном страховании груза?

Во-первых, необходимо разобраться в сути этих видов страхования. CMR страхование охватывает ответственность перевозчика перед грузовладельцем. Иными словами, этот вид страхования защищает интересы перевозчика. Если во время перевозки груз будет повреждён или утрачен, и в связи с этим грузовладелец предъявит перевозчику претензию, то при наличии CMR страховки ущерб, причинённый грузовладельцу, покроет страховая компания. Без наличия CMR страховки ущерб придётся покрывать перевозчику из своего кармана.

Страхование груза, как следует из названия, охватывает страхование конкретного груза. Этот вид страхования защищает интересы грузовладельца. Кроме того, этот вид страхования обеспечивает гораздо более широкую страховую защиту, и позволяет избежать нежелательных ситуаций в разбирательстве гражданской ответственности между грузовладельцем с одной стороны, и перевозчиками, экспедиторами, складскими рабочими или, более того, с преступниками – с другой.

CMR страховка– в качестве альтернативы

Тем, кто не хочет иметь дополнительных хлопот, однозначно советуем страховать свой груз. Во-первых, не придётся тратить время на выяснение номера и содержания страхового полиса перевозчика или экспедитора. Во-вторых, не придётся участвовать в неприятных процедурах доказательства ущерба. Страховой брокер Вилюс Росинас, специализирующийся в области CMR страхования, подчеркнул, что недостаточно узнать лишь номер страхового полиса – его обязательно нужно проверить в страховой компании. Довольно часто выясняется, что владелец полиса не заплатил страховые взносы или не соблюдает других условий страховки. В таких случаях его страховой полис недействителен.

Однако, если грузовладелец не желает дополнительно застраховать свой груз, полис страхования гражданской ответственности перевозчика может быть альтернативным решением. Как уже говорилось, этот полис покроет ущерб грузовладельца, но только в том случае, если груз будет повреждён или утрачен в процессе перевозки (т.е. по вине перевозчика). К сожалению, если вину перевозчика доказать не удастся, страховой случай не попадёт под действие CMR страховки, и за возмещением ущерба придётся обращаться непосредственно к тому лицу, которое будет признано виновным в причинении ущерба. Определить виновное в причинении ущерба лицо может только суд.

CMR страховка будет недействительна также в том случае, если будет доказано, что ущерб возник вследствие преднамеренных действий перевозчика или его грубой неосторожности. Эти обстоятельства являются дополнительными причинами, из-за которых грузовладельцу не следует слепо полагаться на CMR страховку.

Дополнительное страхование груза удобно и в том смысле, что в случае причинения ущерба, грузовладелец напрямую получает компенсацию от страховой компании. В свою очередь, страховая компания в порядке регресса возвращает выплаченные по страховке средства у непосредственного виновника.

CMR страховка покроет ущерб, который был причинён грузу вследствие дорожно-транспортного происшествия, пожара, слишком низкой или слишком высокой температуры, повреждений от влаги, похищения транспортного средства вместе с грузом. Перевозчикам важно знать, что CMR страховка покрывает также тот ущерб, который третьим лицам причинил груз (например, разлившееся агрессивное химическое вещество, упавшие коробки и т.д.)

Как рассчитывается размер ущерба

При наличии CMR страховки, размер ущерба определяется по-разному. Как правило, расчёт ущерба производится на основании стоимости груза в момент его принятия к перевозке. Такой метод не позволяет искусственно увеличивать размер ущерба за счёт таможенных платежей или транспортных расходов.

Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки. Если такой информации нет – то на основании текущей рыночной цены. Если такая информация тоже отсутствует – то на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества. Стоимость груза также можно определить на основании документов, выданных на месте погрузки (по инвойсу). Этот метод используется не только в Литве, но и в международной практике.

Кроме того, в CMR конвенции предусмотрено, что максимальный размер ответственности перевозчика не может превышать 8,33 СПЗ (Специальных прав заимствования, англ. SDR) за каждый недостающий килограмм веса брутто (т.е. с упаковкой) или 920 СПЗ за одно недостающее грузовое место. СПЗ – это условная денежная единица, курс которой «привязан» к четырём основным валютам: евро, доллару США, фунту стерлингов и йене. На сегодняшний день 1 СПЗ составляет 1,26 евро. Это значит, что ответственность перевозчика за 1 кг повреждённого или утраченного груза не может превышать 10,50 евро, а за 1 единицу грузового места – 1 159,20 евро.

При определении размера ущерба необходимо учитывать одну немаловажную деталь: перевозчик обязан возместить лишь тот ущерб, который будет доказан грузовладельцем, но не максимальную сумму. Для того, чтобы получить компенсацию на основании CMR страховки, ущерб необходимо доказать. Это значит, что суд должен установить не только содержание и объём ущерба, но и виновника, который его причинил. Иными словами, перевозчик не должен брать на себя вину заранее, это должен определить суд.

Если ущерб превышает установленный CMR Конвенцией предел

Как быть в тех случаях, если установленного CMR Конвенцией предела для возмещения ущерба недостаточно? Напомним, что положение CMR Конвенции применяется тога, когда в CMR накладной стоимость груза не указана. Если же в накладной стоит отметка об «особо ценном грузе», и указана стоимость груза, страховая компания (с условием, что ущерб грузу был причинён по вине перевозчика) обязана выплатит компенсацию на основании стоимости груза – об этом говорится в 24-й статье CMR Конвенции. А 26-я статья гласит, что «отправитель может указать, вписав в накладную и при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате, объявленную ценность груза на случай потери или повреждения груза, а также недоставки груза в оговоренный срок. В случае объявления ценности груза при доставке может быть потребовано независимо от возмещений, предусмотренных в статьях 23, 24 и 25, и в пределах суммы заявленной ценности груза возмещение, соответствующее дополнительному ущербу, нанесение которого доказано.».

Страховой брокер В. Росинас отметил, что, например, немецкие компании требуют, чтобы у перевозчиков, работающих в Германии, были специальные страховые полисы, в которых размер ответственности превышает 8,33 СПЗ.

Возмещение ущерба по CMR страховке

Так что же делать, если ваш груз, который вы дополнительно не застраховали, прибыл на место назначения в повреждённом виде, или вообще не прибыл?

В. Росинас говорит, что в таких случаях в адрес перевозчика или экспедитора (в зависимости от того, у кого вы заказывали услугу перевозки) необходимо направить претензию. О полученной претензии ваш «обидчик» обязан сообщить страховой компании. Далее всё относительно просто – если ущерб попадёт в определение «страхового случая», страховая компания должна будет выплатить вам компенсацию.

Как определить, будет ли достаточно положиться на CMR страховку перевозчика, или всё же следует застраховать свой груз дополнительно? В. Росинас говорит, что такие моменты, как надёжность и многолетний опыт работы перевозчика, а также благоприятные условия страхования (перечень рисков, включённых в страховой полис, и размер страховых сумм) должны повысить доверие к CMR страхованию.

Следует отметить и некоторые другие нюансы – в частности, вопрос об ущербе, который был причинён грузу в момент погрузки. В некоторых случаях этот ущерб может не попадать в рамки ответственности перевозчика. Чисто формально, перевозка начинается с того момента, как груз был полностью погружен в транспортное средство, а заканчивается тогда, когда груз был полностью отделён от транспортного средства. С учётом этих нюансов, необходимо удостовериться, что условия CMR страховки распространяются в том числе и на процесс погрузки/разгрузки.

Скорее всего, наши читатели уже поняли, что на фоне тонкостей, касающихся CMR страхования, элементарное страхование груза выглядит более привлекательно. Собеседник CargoNews.lt отметил, что обычно этот вид страхования стоит недорого – от нескольких десятых долей процента до нескольких процентов от общей стоимости груза. Окончательная стоимость этого вида страховки зависит от маршрута перевозки, номенклатуры груза, типа транспортного средства, возможного количества перегрузов, суммы франшизы, общей стоимости груза и варианта страховой защиты. Например, одноразовая страховка груза весом в 50 кг и общей стоимостью в 1000 евро (допустим, что это детские игрушки), с условием, что из Вильнюса в Берлин груз поедет как сборный, может стоить 30 – 70 евро. Это сугубо ориентировочный пример – страховой брокер подчеркнул, что любая страховка носит индивидуальный характер, поэтому одной, универсальной для всех, стоимости страховки груза быть не может.

Так или иначе, но для тех, кто не хочет тратить время и нервы на доказательства и не всегда приятное общение с перевозчиками и экспедиторами, советуем выбирать страховку груза. Она, по крайней мере, защищает интересы грузовладельца. Правда, и в этом случае необходимо внимательно прочесть текст, написанный мелкими буквами!

Новое на сайте

>

Самое популярное