Домой Связной Протекционизм политика государства направленная. Что такое

Протекционизм политика государства направленная. Что такое

Внешнеторговая политика государств

Внешнеторговая политика – это комплекс мер со стороны государства по регулированию торговых отношений и связей с другими странами, оптимизирующих участие страны в международном разделении труда. Основными направлениями внешнеторговой политики госу­дарства являются протекционизм и фритредерство (Рис. 3.3).

Рис 3.3. Внешнеторговая политика и ее инструменты


Традиционный протекционизм – это теория и практика ре­гулирования внешней торговли, направленные на защиту эко­номических субъектов национальной экономики от иностран­ной конкуренции.

На практике протекционизм развивается и применяется с периода возникновения международных торговых отношений. В XX в. особенно сильное влияние протекционизма наблюдалось в период между двумя мировыми войнами. Сохранится такая практика, надо полагать, и в XXI в., как специфическая мера защиты экономических субъектов национальной экономики.

Внешним проявлением протекционизма является положи­тельное сальдо торгового баланса, т.е. превышение стоимости экспорта над стоимостью импорта, что и служит основой для сохранения протекциони­стских тенденций.

В развивающейся национальной экономике протекционист­ские меры необходимы для защиты только возникших и форми­рующихся под влиянием научно–технического прогресса отрас­лей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функ­ционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выражен­ный социальный характер в периоды формирования или струк­турной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные катего­рии занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий.

В периоды серьезных обострении отношений между государ­ствами и усиления международной напряженности, протекцио­нистские меры используются для сохранения национальной безо­пасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

Основными аргументами, выдвигаемыми противниками про­текционизма против этой теории, являются следующие.

1. Протекционизму присуща определенная нелогичность: ставя целью достижение положительного сальдо торгового ба­ланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций, и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса.

2. В условиях протекционизма секторы национальной эко­номики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к разви­тию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями со­хранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии.


3. Протекционизм обладает определенным мультиплици­рующим эффектом: технологическая взаимосвязь между отрас­лями ведет к тому, что если для одних отраслей технологиче­ской цепочки введена протекционистская защита, то ее потре­буют также и технологически связанные с ними отрасли. В итоге возникает новый протекционизм, или неопротекционизм.

4. Протекционизм наносит ущерб экономическим интересам потребителей: отечественный потребитель дороже платит за то­вар, причем, не только за импортный, облагаемый таможенной пошлиной, но и за товары национальной промышленности.

5. В условиях протекционизма национальная экономика не может оптимально использовать преимущества международной специализации, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями.

Определяемые спецификой применения выделяются сле­дующие виды протекционизма.

1. Отраслевой протекционизм, направленный на защиту воз­никающих и оформляющихся отраслей промышленности и аг­рарного сектора (отрасли ВКП, молодые отрасли НТР и сель­ского хозяйства).

2. Скрытый протекционизм, для осуществления которого ис­пользуются механизмы внутренней экономической политики.

3. Селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является «эмбарго» – запрет на поставки.

4. Интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционное объединение в отношении всех остальных мегасубъектов.

Основными и наиболее распространенными протекционист­скими мерами являются тарифные (тарифы на экспорт и им­порт) и нетарифные барьеры.

Тарифы на импорт, или импортная пошлина, – это мера про­текционизма, в условиях которой отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, и к мировой цене при­бавляется величина тарифа на импорт. В результате получается величина, равная мировой цене, умноженной на ставку тарифа.

Фактический уровень тарифа на импорт в отрасли вели­чина, отражающая уровень возрастания добавленной стоимости единицы продукции в отрасли в условиях функционирования всей тарифной системы. Когда конечная продукция отрасли бу­дет защищена более высоким таможенным тарифом на импорт, чем ее промежуточная продукция, то фактический уровень та­рифа превысит его номинальный уровень, а именно, уровень ставки, указанной в таможенном тарифе.

Механизмтарифов на экспорт является зеркальным отраже­нием механизма тарифов на импорт.

Таможенные тарифы конкретизируются совокупностью ста­вок таможенных пошлин. Таможенная пошлина – это налог, которым облагаются импорт и экспорт товаров и услуг, начис­ляемый либо с количества, либо со стоимости. В соответствии со спецификой начисления различают следующие пошлины.

1. Специфические таможенные пошлины: (налог начисляется на единицу обложения).

2. Адвалорные таможенные пошлины: (налог начисляется в процентах к таможенной стоимости объекта обложения).

3. Комбинированные таможенные пошлины, размер налога устанавливается при сочетании методов обложения.

В практике мировой торговли и международных отношений выделяются особые конъюнктурные таможенные пошлины, к числу которых относятся следующие:

1. Антидемпинговые таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам. Демпинг – прак­тика экспорта товаров по ценам, значительно ниже тех, по ко­торым товар реализуется на внутреннем рынке. Демпинг при­меняется в периоды циклических спадов, когда на внутреннем рынке невозможна реализация произведенной продукции в связи с сокращением отечественного спроса. Отрицательный эффект демпинга испытывают производители страны–экспор­тера, поскольку он серьезно затрудняет развитие импортоконкурирующих отраслей.

2. Компенсационные таможенные пошлины. Такие пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии, предоставляе­мые экспортирующими странами отечественным производителям.

3. Сезонные таможенные пошлины. К ним относятся пошли­ны, налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства. Срок их действия ограничен Сроками движения подобных товаров.

По характеру оформления различают автономные, конвен­ционные и преференциальные таможенные пошлины.

Введение автономных пошлин является результатом односто­ронних решений законодательных органов государственной вла­сти. Конкретизация их ставок осуществляется соответствующи­ми министерствами (министерствами экономики, финансов, торговли) с последующим утверждением в правительстве.

Введение конвенционных пошлин – результат двусторонних или многосторонних соглашений. Классическим примером яв­ляется Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

Специфическими в ряду таможенных пошлин являются пре­ференциальные пошлины. Их отличают и количественные, и каче­ственные характеристики. Преференциальные пошлины всегда имеют более низкие ставки в рамках единой тарифной системы. Такими пошлинами облагаются товары и услуги, экспортируе­мые из развивающихся стран.

Основными видами нетарифных торговых ограничений яв­ляются антидемпинговые меры, экспортно–импортные квоты, добровольные экспортные ограничения (ДЭО).

Введение антидемпинговой пошлины должно быть обосновано протоколом специальной комиссии по установлению факта демпинга и определению ущерба от него, который грозит отечествен­ным производителям.

Экспортно–импортные квоты (контингент) – наиболее рас­пространенный вид нетарифных торговых ограничений. Квоти­рование (контингентирование) – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. В связи с этим различают импорт­ные квоты и экспортные квоты.

В условиях тарифных ограничений количества ввозимых и вы­возимых товаров не регламентируются, требуется проплатить став­ку тарифа по количеству, таможенной стоимости или их сочета­нию. Квотирование ограничивает объемы внешней торговли опре­деленным количеством тонн, штук, литров. Государство выдает лицензии на экспорт или импорт ограниченного объема продук­ции и накладывает запрет на нелицензированную торговлю.

Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) – это разновидность экспортной квоты. В рамках добро­вольных экспортных ограничений страны–экспортеры прини­мают на себя обязательства по ограничению экспорта в кон­кретную страну. Видимость добровольности покрывает стремле­ние избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений. По существу ДЭО являются вынужденной мерой.

Кроме трех основных к нетарифным торговым ограничени­ям относятся также разновидности скрытого протекционизма, в условиях которых контролируется дотаможенное движение то­варов, т.е. сама возможность участия товаров в импорте и экс­порте. К ним относятся санитарно–технические и валютные ог­раничения импорта товаров.

К санитарно–техническим ограничениям относятся следующие их виды:

Обязательное соблюдение национальных стандартов;

Сертификаты качества импортной продукции;

Требования к специфической маркировке и упаковке товаров;

Требования к экологическим характеристикам товаров по­требительского назначения и товаров производственного назначения.

Санитарно–технические стандарты являются выражением стремления государств в рамках преодоления таможенных огра­ничений оградить нацию от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию ее граждан.

Протекционизм — экономическое покровительство государства, проявляющееся в ограждении внутреннего рынка своей страны от проникновения на него иностранных товаров, а также в поощрении экспорта на внешних рынках.

Ставит своей задачей стимулирование развития и ее защиту от иностранной конкуренции путем тарифного и нетарифного регулирования.

В условиях усиливающегося процесса исключительно важной становится задача по выработке адекватной политики протекционизма в целях повышения конкурентоспособности российских товаров на международном и национальном рынках. Активизация государственной политики в определенных сферах позволит отечественным предприятиям быстрее и эффективнее адаптироваться к посткризисным условиям развития глобальной экономики.

В разные периоды истории государственная экономическая политика склонялась то в сторону свободы торговли, то в сторону протекционизма, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. Однако абсолютно открытой экономики , в процессе функционирования которой без ограничений происходило бы движение товаров, труда, технологий и через национальные границы, не имело и не имеет ни одно государство . В любой стране правительство регулирует международный оборот ресурсов. Открытость экономики предполагает приоритетный учет национальных экономических интересов.

Дилемма, что лучше — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовековой дискуссии экономистов и политиков. В 1950-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону усиления либерализации и свободы внешней торговли. С начала 1970-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции .

Политика протекционизма преследует следующие цели:
  • постоянная защита от иностранной конкуренции стратегических отраслей отечественной экономики (например, сельского хозяйства), в случае ущерба которым страна оказалась бы уязвимой в условиях войны;
  • временная защита относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они не окрепнут настолько, чтобы успешно конкурировать с аналогичными отраслями других стран;
  • принятие ответных мер при проведении политики протекционизма торговыми партнерами.
Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить следующие формы протекционизма:
  • селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или защита от конкретного государства;
  • отраслевой протекционизм — защита определенной отрасли (прежде всего сельского хозяйства в рамках аграрного протекционизма);
  • коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  • скрытый протекционизм — защита с использованием нетаможенных методов, в том числе методов внутренней экономической политики.

Современная политика протекционизма

Государства, проводя протекционистскую политику, используют таможенно-тарифные и нетарифные ограничения. Основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции , сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, понизив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке . Часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и относится прежде всего к импорту. Другая группа методов соответственно имеет своей целью форсирование экспорта.

Классификация тарифных и нетарифных инструментов политики протекционизма представлена в табл. 1.

Таблица 1. Классификация инструментов торговой политики.

Методы

Инструмент торговой политики

Регулируют преимущественно

Тарифные

Таможенные пошлины

Тарифная квота

количественные

Квотирование

Лицензирование

Добровольные ограничения

Государственные закупки

Требование к содержанию

местных компонентов

Технические барьеры

Налоги и сборы

финансовые

Субсидии экспорта

Кредитование экспорта

В соответствии с решением Комиссии таможенного союза ЕврАзЭс с 1 января 2010 г. в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации введены единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый Таможенный тариф.

Между тем с тарифами связан ряд специфических проблем. Так, ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что вообще может перекрыть импорт. Отсюда проблема нахождения оптимального уровня тарифа , обеспечивающего максимизацию национального экономического благосостояния. Средний уровень ставок тарифа в настоящее время составляет 11%. Мало это или много? Средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в снизился с 40-50% в конце 1940-х гг. до 3-5% в настоящее время. В силу того что Россия собирается вступать в ВТО, 11% — лишь первый шаг на пути снижения тарифного регулирования.

За последние десятилетия роль таможенных тарифов заметно ослабла . Однако степень воздействия государства на международную торговлю не снизилась, а наоборот, возросла в силу расширения использования нетарифных ограничений . Наиболее эффективно работает система нетарифного регулирования, принятая в развитых странах. По мнению специалистов, используется более 50 способов нетарифного регулирования . К ним относят технические нормы, санитарные стандарты, сложную систему , государственные закупки и т. д.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. записано: «Целью государственной политики является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики». Решаемые правительством РФ задачи по ключевым вопросам развития, включая повышение национальной конкурентоспособности, могут быть дополнены и уточнены на основе анализа положения страны в мировых рейтингах. Изучение мнения международных экспертов позволяет выявить существующие возможности и ограничения для , взглянуть на основные проблемы развития страны с разных точек зрения.

низкий правительственный долг (во многом это обеспечено благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой на сырьевых рынках)

Широкий диапазон по банковским кредитам

Высшее образование и тренинг , 45

Качество образования в области математики и науки, качество системы образования, число лиц, имеющих дополнительное образование

Тренинг работников, доступность специализированных научно- исследовательских услуг, качество школы менеджеров, доступность Интернета

Инновации , 57

Численность научных работников и инженеров, качество разработок научно- исследовательских институтов, затраты компаний на исследования и развитие (R&D)

Использование на правительственном уровне продвинутых технологий, сотрудничество высшей школы и производства, возможности для развития и внедрения инноваций

Здравоохранение и начальное образование , 60

Уровень влияния ВИЧ / СПИД и малярии на бизнес, качество начального образования

Продолжительность жизни, заболеваемость туберкулезом, затраты на начальное образование, доля школьников среди детей школьного возраста, детская смертность

Инфраструктура , 65

Количество мест ж/д транспорта, качество ж/д инфраструктуры, протяженность телефонных линий

Качество дорог , качество инфраструктуры, качество авиаинфраструктуры, качество электроснабжения, качество портов

Конкурентоспособность экономики Российской Федерации на данном этапе развития ниже, чем у экономик развитых и даже у ряда . В связи с этим возникает опасность, что в глобальном Россия может занять место, не отражающее ее истинного потенциала, причем как , так и , и превратиться в поставщика ресурсов для промышленно развитых стран. Между тем на данный процесс можно повлиять путем защиты отечественного производства и конкурентной среды при помощи проведения политики протекционизма.

Итак, для государственного политики и государственной поддержки в настоящее время актуальны следующие направления:

  • . В 2009 г. Госдума одобрила в третьем чтении законопроекты, составляющие второй антимонопольный пакет законов. Поправки к ФЗ «О конкуренции» нацелены на дальнейшую защиту национального производителя и развитие конкуренции в России, ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства, а также доработку существующих положений. Антимонопольное регулирование должно быть направлено на совершенствование законодательства в отношении естественных монополий, а также на повышение эффективности работы Федеральной антимонопольной службы.
  • Таможенно-тарифное регулирование : внедрение новых технологий таможенного администрирования в рамках Таможенного союза-2010, ориентация на снижение средневзвешенного таможенного тарифа.
  • Нетарифное регулирование : расширение использования нетарифных методов регулирования, которые реализуются в рамках административного управления, в частности, поддержка экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и технологий.
  • Инновационное развитие . В долгосрочной перспективе, особенно в условиях исчерпания потенциала эффективности другими факторами, инновации приобретут исключительное значение для повышения стандартов и качества жизни населения. Инновационная политика предполагает создание условий для повышения инновационной активности российских компаний и доли инвестиций, направляемых на внедрение качественно новых продуктов и технологических процессов.
  • Поддержка среднего и малого бизнеса . В рамках проведения административной реформы предполагается снижение административных барьеров, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, упрощение порядка регистрации.
  • Формирование инвестиционно-привлекательной среды , снижение совокупной налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов. В долгосрочной перспективе (2020 г.) налоговая политика направлена на снижение налоговых доходов РФ до 33% ВВП .

В условиях включения России в мирохозяйственные процессы регулирующая функция государства приобретает особое значение для решения задач, связанных с формированием конкурентной среды, со структурной перестройкой, созданием условий для экономического роста и повышением конкурентоспособности национальной экономики.

Важнейшими направлениями протекционизма в настоящее время должно стать повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер : защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим изменениям во всемирном хозяйстве.

Роль и значение протекционизма в современных экономических условиях продолжают оставаться значительными. Государственная защитная политика позволит национальной экономике быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям глобальной экономики.

Современный протекционистский механизм представляет собой комплекс взаимодополняющих средств, которые постоянно меняются под воздействием, прежде всего объективных процессов развития производительных сил и интересов основных групп отечественных компаний. Среди протекционистских средств есть традиционные и сравнительно новые, явные и завуалированные, более или менее эффективные с точки зрения международного сообщества и главное - признаваемые им как допустимые, так и недопустимые, причем последнее относится и к способам применения этих средств.

Протекционизм -- это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой -- может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики.

Политика протекционизма (protection - защита) - это теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX веке и стал противоположностью политики фритредерства .

Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается:

  • 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений;
  • 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье;3)при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30%, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта);
  • 4)при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).

Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено, или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только новых отраслей, возникших как результат научно-технического прогресса, от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Именно под такой защитой проходило становление и развитие национальных экономик современных развитых стран.

Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.

В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения безопасности государства, чему способствует производство на его территории всех необходимой, жизненно важной продукции.

В современных условиях протекционизм существует в различных формах. Он может быть односторонним - направленным на регулирование элементов внешней торговли без согласования с партнерами; двусторонним, предполагающим согласование выдвигаемых мер с партнерами; многосторонним, когда при выработке торговой политики учитываются мнения многих стран.

В XVII в. существовали многочисленные торговые и таможенные пошлины и сборы, которые создавали немалые трудности в торговле, вызывали недовольство торговых людей, порождали народные волнения.

Особенно большое недовольство у отечественного купечества вызывало преобладание иностранных торговцев на внутренних рынках, наличие у них значительных льгот. Лучше организованное и более богатое западноевропейское купечество составляло русским торговцам сильную конкуренцию. Иностранцы заводили в Россию промышленные предприятия, торговые фактории, вели беспошлинную торговлю и имели другие привилегии, которые они получили ещё при Иване IV. Начиная с 1627 года крупные представители торгового мира в своих коллективных челобитных царю выступали с осуждением практики выдач льготных грамот западноевропейцам и обращали внимание правительства на необходимость защиты их от конкуренции иностранцев, особенно англичан, на русском рынке. Кроме того, они просили упростить и облегчить таможенную систему в стране, которая весьма разнилась в зависимости от местности.

В свою очередь, английские купцы, опасаясь ограничения льгот, предприняли ответные шаги: они пригрозили порвать торговые отношения с Россией, если с них будут брать пошлины. Однако, правительство отвергло демарш англичан и пошло навстречу пожеланиям русского купечества.

В разработке нового торгового законодательства принял активное участие видный государственный деятель и дипломат А.Л. Ордин-Нащокин, который был активным сторонником политики протекционизма и меркантилизма и хорошо понимал значение развития торговли и промышленности для России.

Протекционизм -- система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары .

Благодаря протекционизму поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран -- торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Первым шагом на пути к протекционизму стала Уставная таможенная грамота, принятая в 1653 г. В соответствии с ней прежние дробные таможенные сборы, (мыто, гостиное, мостовое и т.д.) были заменены единой десятой пошлинной. Она составила 10 денег с рубля или 5% с покупной цены товара, причём платили её и продавец и покупатель. Это значительно упрощало всю систему определения и порядок взыскания казённых сборов с купли-продажи и заявленных денежных сумм. Если ранее местные торговцы имели преимущество перед иногородними в размерах пошлин (иногда в двое), то теперь такая практика упразднялась. Перед государством торговцы стали все равны. В пределах европейской части России отменялись многократные взыскания таможенных пошлин, уплатив её единожды, купец освобождался от платы в других районах.

Эти положения нашли подтверждение в Новоторговом уставе 1667 г., где были отражены вопросы внешней торговли, имевшие ярко выраженный протекционистский характер. Иностранные коммерсанты были лишены права беспошлинной торговли. Они платили 6% от цены товаров и 2% при отправлении с пограничного пункта. Им был разрешён торг оптом лишь в Архангельске и порубежных городах. Розничная торговля внутри России иностранцам была запрещена.

Устав рекомендовал противостоять чужестранным купцам путём организации складничества русских торговых людей, т.е. своего рода компаний с объединенным капиталом. По мнению правительства, такие компании позволят удержать достойные цены на русские товары и оградить русских торговцев от денежных займов у иностранцев. Правительство так же пыталось учредить Приказ купецких дел - как высший орган управления торговлей, но это намерение осталось на бумаге.

Указанные меры означали становление не только российской протекционистской политики, но и переход к формированию меркантильной системы. В соответствии с новым внешнеторговым курсом учреждались высокие пошлины на ввоз, запрещался или ограничивался вывоз драгоценных металлов, поощрялся вывоз товаров отечественных мануфактур, что способствовало становлению положительного торгового баланса, накоплению доходных средств в бюджете страны. Рижский купец Д. Родес, посетивший Москву в 1653 г. отмечал: что «все постановления этой страны направлены на коммерцию и на торг; все здесь, от высшего до низшего, только и думают, только и стараются, как бы чем либо нажиться. В этом отношении русская нация гораздо деятельнее всех остальных вместе взятых» .

В целом, для XVII в., особенно для второй половины, были характерны некоторые принципиально новые моменты предпринимательства, переход его на качественно новый уровень, связанный с зарождением ране буржуазных черт. И проявлением был рост мелкотоварного и зарождение крупного мануфактурного производств, углубление и расширение общественного разделения труда, формирование всероссийского рынка, появление нового типа предпринимателя - богатого купца и промышленника, пытающегося сочетать торговую сферу с промышленностью и противостоять иностранному капиталу. Но, не взирая на все эти «ростки буржуазности», предпринимательское сословие России в XVII в. не оформилось в европейское «третье сословие» и она не стала буржуазной страной.

Существует много причин, в том числе объективного характера, для проведения правительством протекционистской политики. Рассмотрим основные из них.

Во-первых, причиной протекционистских мер правительств может стать недостаточная конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей данной страны по сравнению товаропроизводителями в других странах вследствие неравномерности экономического развития. В условиях рыночной стихии возникает необходимость в государственной поддержке и защите части отечественных поставщиков от иностранных, чтобы противодействовать росту безработицы и социальной напряженности, особенно в период структурной перестройки производства в целях повышения его эффективности.

Доля 28 развитых стран, вместе взятых, в мировом ВВП почти в 3,6 раза, а в экспорте - в 5 раз выше, чем их доля в совокупном населении мира.

Среди развитых стран по соотношению приведенных показателей также имеются различия. Доля 128 развивающихся стран, вместе взятых, в мировом ВВП и в экспорте, наоборот, значительно меньше, чем в совокупном населении, соответственно почти в 2 раза и в 4 раза. Это различие было бы еще большим, если из числа развивающихся стран исключить ряд стран по уровню экономического развития приближающихся к развитым странам. Доля Китая в мировом ВВП также почти в 2 раза меньше, чем в совокупном населении, а его экспорт соответственно в 8 раз меньше.

Неравномерность развития присуща рыночной экономике, как национальным хозяйствам в целом, так и особенно отдельным отраслям. Поэтому протекционизм в определенной степени является неотъемлемым элементом экономической политики правительств. Важно, чтобы протекционизм, который таким образом объективно необходим, не становился тормозом развития экономики и обновления ее структуры.

Во-вторых, составной частью промышленной политики стимулирования развития зарождающихся перспективных отраслей производства часто также является временное ограничение ввоза конкурирующей продукции .

Характерно, что из традиционной терминологии Международного валютного фонда (МВФ) в конце 90-х годов исчезло привычное понятие "промышленно развитые страны". Теперь в отчетах МВФ фигурирует понятие "страны с развитой экономикой", к которым, помимо прежних промышленно развитых стран, относятся Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань и Израиль. Перечисленные страны сравнялись с ведущей группой держав по доходу на душу населения и ряду других основных экономических показателей.

Фактически это ограничение вполне оправдано, поскольку оно содействует росту и повышению эффективности национального производства. Таким путем, например, успешно восстанавливался и модернизировался промышленный потенциал Японии в первые послевоенные десятилетия. Средний уровень таможенных пошлин в Японии еще в 1964 г. превышал 16 % и был выше, чем в остальных экономически развитых странах, как вместе взятых (соответственно 11 %), так и в каждой из них в отдельности.

В-третьих, периодическое ухудшение общехозяйственной конъюнктуры в стране вследствие циклического развития рыночной экономики требует принятия правительством мер по ограничению доступа на внутренний рынок иностранных товаров и услуг в интересах скорейшего преодоления временного сокращения спроса. Поэтому протекционизм в периоды экономического спада обычно усиливается.

Напомним, что в середине 70-х разразился самый глубокий и затяжной послевоенный экономический кризис в мире, сопровождавшийся значительным ростом безработицы в развитых странах. По официальным данным, безработица за 1972-1976 гг. увеличилась (в %) в США с 5,6 до 7,7, ФРГ - 1,1 до 4,6, Великобритании - с 3,7 до 5,4 и т.д. В результате началось массовое применение протекционистских мер: возросло число стран, прибегавших к таким мерам, количество товаров, на которые распространялись последние, более многообразными стали их формы.

В-четвертых, эпизодические затруднения стран с платежным балансом требуют оперативного ограничения импорта, также как и чрезмерное повышение доли импорта в потреблении важных товаров с точки зрения соображений национальной безопасности. Характерно, что высокий уровень самообеспеченности страны в основных продуктах питания давно стал общепризнанным в мире показателем ее внешнеполитической независимости.

Наконец, противодействующих импорту мер требует недобросовестная коммерческая практика иностранных поставщиков (иногда осуществляется при прямой или завуалированной финансовой поддержке национальных правительств стран-экспортеров) для обеспечения справедливой конкуренции на внутреннем рынка .

Все перечисленные причины казалось бы, оправдывают протекционистскую политику, поскольку она направлена на поддержание нормального функционирования рыночного механизма внутри страны в условиях, когда на мировом рынке сосуществуют и тесно взаимодействуют национальные хозяйства с разной эффективностью, когда по разным обстоятельствам происходят сбои в этом механизме или когда внутренний рынок становится объектом агрессии со стороны недобросовестных предпринимателей, пользующихся бюджетными средствами.

Анализ причин протекционистской политики показывает, что между их позитивным и негативным характером нет четкой грани. Заинтересованность предпринимателей в том или ином торгово-политическом курсе позволяет изменить его в направлении, благоприятном для себя и в неблагоприятном для отечественных потребителей и иностранных предпринимателей.

Аргументами сторонников протекционистской доктрины являются: рост и развитие национального производства, занятость населения и как следствие улучшение демографической ситуации в стране. Оппоненты протекционизма, поддерживающие доктрину свободной торговли – фритредерство, подвергают его критике с позиций защиты прав потребителей и предпринимательской свободы.

Виды протекционизма

В зависимости от поставленных задач и предъявляемых условий протекционистская политика разделяется на несколько отдельных форм:

Протекционизм отраслевой – защита одной отрасли производства;
- протекционизм селективный – защита от одного государства или одного из видов товара;
- протекционизм коллективный – защита нескольких союзных государств;
- местный протекционизм, под него подпадают продукция и услуги местных компаний;
- протекционизм скрытый, проводится при помощи нетаможенных методов;
- зеленый протекционизм, использует нормы экологического права;
- коррупционный протекционизм, проводится нечистыми на руку политиками в интересах определенных финансовых групп.

Экономические кризисы – движущая сила протекционизма

Затяжные мировые экономические депрессии конца XVIII начала XIX века постепенно привели многие мировые державы к переходу на политику жесткого протекционизма, под лозунгом «Поддержим отечественного производителя». В континентальной Европе этот переход произошел после затяжной экономической депрессии 1870-1880-х годов. После окончания депрессии во всех странах проводивших эту политику начался активный промышленный рост. В Америке переход к протекционизму произошел в 1865 году, после окончания Гражданской войны, активно эта политика проводилась до конца Второй мировой войны в 1945 году, после чего до конца 1960-х годов она продолжала действовать в неявной форме. В Западной Европе жесткая протекционистская политика начала действовать повсеместно в 1929-1930 годах, в начале Великой депрессии. В конце 1960-х годов западноевропейские страны и США приняли совместные решения и осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли, активное повсеместное действие протекционизма закончилось.

Сторонники протекционизма утверждают, что именно протекционистская политика проводимая странами Европы и Северной Америки в XVII-XIX веках позволила им провести индустриализацию и совершить экономический рывок. В своих утверждениях они указывают на то, что периоды бурного промышленного роста данных государств совпадают с периодами жесткого протекционизма, включая и самый последний экономический рывок в западных странах в середине XX века.

Критики протекционизма в свою очередь указывают на основные его недостатки. Увеличение таможенных пошлин приводит к повышению стоимости импортных товаров внутри страны, от чего страдают конечные потребители. Угроза монополизации промышленности и захвата монополистами контроля над внутренним рынком в условиях защиты от внешней конкуренции, что и произошло в США Германии и России в конце XIX начале XX веков.

Протекционизм - государственная экономическая политика, сутью которой яв ляется защита отечественных произ водителей товаров от конкуренции со стороны фирм других стран с помощью установления различного рода огра ничений на импорт.

Дилемма, что лучше - протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, - предмет многовековой дискуссии экономистов и политиков.

Типы торговой политики: протекционизм и свободная торговля.

Протекционизм: Суть политики в сдержании ввоза в страну высоко конкурентной иностранной продукции и стимулирование экспорта национальной продукции.

Защита национального производства от конкуренции со стороны зарубежных производителей (демпинг);+развитие производства; +защита молодых отраслей национальной экономики; +стимулирует рост собственного производства;

Уравновешивание внешнеторгового баланса.

Ослабление конкуренции в экономике; стимулы совершенствования производства;

Сужаются возможности выбора для потребителей;

Лишение возможности использования международного разделения труда;

Подрывает возможности для экспорта товаров.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить следующие виды протекционизма:

селективный протекционизм - защита от конкретного товара, или защита от конкретного государства;

отраслевой протекционизм - защита определенной отрасли (прежде всего сельского хозяйства в рамках аграрного протекционизма);

коллективный протекционизм - взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;

скрытый протекционизм - защита с использованием нетаможенных методов, в том числе методов внутренней экономической политики.

Причины существования протекционизма:

1. Для развитых стран - это стремление поощрить собственных производителей и защитить их от международной конкуренции.

2. В развивающихся странах (в виде ограничений на ввоз промышленных товаров из-за рубежа) для защиты развивающейся национальной промышленности для проведения индустриализации (было успешно осуществлено в Индии). Если большой внешний долг - то для экономии валюты страны.

Формы протекционизма:

1. тарифный протекционизм - это установление высоких ставок таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары. Взимание тарифных пошлин в виде процента от цены товара или твердых ставок за единицу товара увеличивает цену импортируемых товаров и делает их менее конкурентоспособными. Таким образом ведут торговые войны США и Япония. Увеличение таможенных пошлин на 20% увеличивает цену импортного продовольствия с 20000 руб. до 27000 руб. В результате спрос снижается с 01 до 02. Производство отечественного продовольствия должно вырасти с 03 до 04, а импорт соответственно уменьшиться.



2. нетарифные ограничения -установление квот на ввоз и вывоз товаров в количественном или стоимостном выражении. Эта формы вводится обычно на определенный срок в связи с каким -либо событием (ярмарка) или для защиты интересов национальной промышленности в связи с необходимостью улучшить платежный баланс. Лицензии на экспорт вводятся на товары, дефицитные на местном рынке. Торговля в таком случае осуществляется по лицензиям, выдаваемым уполномоченными на то организациями. Для второй половины ХХ-го века характерно снижение таможенных пошлин и усиление нетарифных ограничении. Нетарифные ограничения широко используются в торговой конкуренции США. Японией, странами ЕС из-за несбалансированности расчетов между ними для защиты не всей национальной экономики в целом. А лишь от дельных отраслей. Эта политика получила название "селективного протекционизма" Существует и "коллективный протекционизм", когда ряд стран защищают совместно свои рынки от третьих стран (страны ЕС). По-разному используют нетарифные ограничения Япония и США. Япония их использует очень активно, чтобы дать возможность окрепнуть высокотехнологичным отраслям для конкурентной борьбы. США, напротив, в развитии наукоемких отраслей придерживаются мнения. что окрепнуть можно лишь в ходе конкурентной борьбы.

3. субсидирование экспорта - государственное стимулирование экспорта за счет бюджета. Такое субсидирование возможно в виде: - прямого финансирования научно - исследовательских и опытно -конструкторских работ, которые ведутся для экспортного производства; - пред оставление льготных кредитов; - предоставление экспортных премий за вывоз товаров за рубеж (в США -за вывоз зерна); - освобождение фирм - экспортеров от налогов.



Беларусь

На лондонском саммите G20 страны-участницы подтвердили свое стремление бороться с протекционизмом. Как отметил посол Великобритании в Беларуси Найджел Гулд-Дэвис, "все экономисты ссылаются на печальный опыт "Великой депрессии". Одним из факторов, который осложнил ситуацию в 30-х годах, были протекционистские меры отдельных стран. Это нанесло серьезный ущерб глобальной системе инвестирования и торговли. Сейчас все понимают, что сегодня нельзя повторить печальный опыт". В связи с этим “Большая двадцатка” поручила Всемирному банку и Всемирной торговой организации заниматься мониторингом ситуации в области международной торговли и составлять "списки стыда" стран, которые не брезгуют протекционизмом и воздвигают торговые барьеры, чтобы защитить собственных производителей. которые ведутся для экспортного производства; - пред оставление льготных кредитов; - предоставление экспортных премий за вывоз товаров за рубеж (в США -за вывоз зерна); - освобождение фирм - экспортеров от налогов.

Важнейшими направлениями протекционизма в настоящее время должно стать повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер: защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим изменениям во всемирном хозяйстве.

Роль и значение протекционизма в современных экономических условиях продолжают оставаться значительными. Государственная защитная политика позволит национальной экономике быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям глобальной экономики.

Беларусь

Самый наглядный пример протекционистских мер в Беларуси - Указ Президента №214 от 21 апреля, которым в Беларуси введены временные повышенные ставки таможенных пошлин на ряд потребительских товаров в целях защиты отечественных производителей. Согласно указу, установлены повышенные пошлины для двух списков товаров. В первый список, в частности, вошли телевизоры, холодильники, СВЧ-печи, пылесосы, часы, мебель, нижнее белье, виноградное вино. Второй список составили овощи - картофель, лук, капуста, морковь и свекла.

Другой громкий белорусский пример - это запрет региональных чиновников пускать товар из одной области в другую. Их главный аргумент - поддержка местных бюджетов и сохранение рабочих мест. Однако когда на дворе разразился кризис, Минэкономики Беларуси наконец-то решило положить конец таким "торговым войнам" и разработало проект указа, который снимет ограничения на свободное перемещение товаров внутри страны. Теперь окончательный ответ за Совмином и Администрацией Президента.

На лондонском саммите G20 страны-участницы подтвердили свое стремление бороться с протекционизмом. Как отметил посол Великобритании в Беларуси Найджел Гулд-Дэвис, "все экономисты ссылаются на печальный опыт "Великой депрессии". Одним из факторов, который осложнил ситуацию в 30-х годах, были протекционистские меры отдельных стран. Это нанесло серьезный ущерб глобальной системе инвестирования и торговли. Сейчас все понимают, что сегодня нельзя повторить печальный опыт". В связи с этим “Большая двадцатка” поручила Всемирному банку и Всемирной торговой организации заниматься мониторингом ситуации в области международной торговли и составлять "списки стыда" стран, которые не брезгуют протекционизмом и воздвигают торговые барьеры, чтобы защитить собственных производителей.

Новое на сайте

>

Самое популярное