Домой Микрозаймы Что такое инфраструктура и какие существуют объекты инфраструктуры.

Что такое инфраструктура и какие существуют объекты инфраструктуры.

(информационно-аналитическая записка)

Текст предоставлен Агентством корпоративного развития "Да-Стратегия",
специализирующееся по разработке проектов в области управления
нефинансовыми рисками. Авторы - К.Ю. Зендриков и М.Г. Флямер.

1. Регулирование как системное условие коммерциализации общественных инфраструктур

Понятие общественной инфраструктуры

Понятие общественной инфраструктуры предполагает, что на определенной территории существует сеть точек доступа, в которых любому и каждому пользователю за определенную и общественно приемлемую цену оказывается услуга, признаваемая данным местным сообществом значимой для жизнеобеспечения.

Многие экономисты склонны рассматривать «общественные инфраструктуры» (public utilities) как «естественные монополии» (natural monopolies) и сводить проблематику регулирования в общественных инфраструктурах к антимонопольному регулированию.

В экономической школе теория естественных монополий широко развита и имеет долгую историю противоборства концептов:

В частности, с точки зрения некоторых современных экономистов (например, Томаса Ди Лоренцо)

«теория естественной монополии - это экономическая фикция. Никогда не существовало никакой "естественной монополии". История так называемой "общественной инфраструктуры" сводится к тому, что в конце XIX и начале XX столетий в инфраструктурных отраслях имела место ожесточенная конкуренция, которая, разумеется, не нравилась самим производителям. Сперва они добились от правительства предоставления им монопольного статуса, а затем , при поддержке ряда видных экономистов, было задним числом сконструировано обоснование этой монополизации. Это было одним из величайших достижений корпоративных пиарщиков всех времен и народов».

Вместе с тем, на наш взгляд, сегодня в России нерв обсуждения регуляторных рисков в энергетике связан именно с особым статусом общественной инфраструктуры, а само обсуждение выходит за рамки теории естественных монополий и характеризуется не дилеммой «конкуренция - монополия», а дилеммой «инфраструктура - предприятие» или «инфраструктура - бизнес».

Другим словами, это вопрос о коммерциализации общественных инфраструктур: на каких условиях частный бизнес может оказывать инфраструктурные услуги, участвовать в воспроизводстве материальных активов общественной инфраструктуры и как при этом его деятельность будет регулироваться.

Итак, можно выделить следующие ключевыми элементы общественной инфраструктуры:

доступность (территориальная, ценовая, организационная); мощность (или способность обслужить имеющийся поток заявок); надежность и критичность , под которой понимается безусловная необходимость для жизнеобеспечения.

Например, теплоснабжение в условиях континентального климата - критически важная услуга, а в условиях субтропического климата - нет, электроснабжение мегаполисов является критической услугой, а малых городов и сельских территорий - нет.

Территориальная доступность - общественные инфраструктуры должны быть развернуты в населенных пунктах и промзонах, наличие или отсутствие в населенном пункте общественной инфраструктуры и ее качество делает его пригодным для жизни и ведения бизнеса, позволяет территориям конкурировать за население.

Ценовая доступность - пользоваться данной инфраструктурой должно быть посильно абсолютному большинству жителей и хозяйствующих субъектов территории (для тех, кому эта услуга оказывается экономически непосильна, - должны действовать механизмы компенсации).

Организационная доступность подразумевает, что правила подключения или получения права на доступ к инфраструктурным услугам общеизвестны и выполнимы и что в случае их выполнения любому и каждому пользователю не может быть отказано в подключении или предоставлении услуги.

Понятие общественной инфраструктуры непосредственно связано с понятиями общественного блага и товаров и услуг первой необходимости - то есть товаров и услуг, потребляемых коллективно и значимых для всего местного сообщества.

Традиционно в экономической и политэкономической науке производство общественных благ трактовалось как одна из ключевых функций государства, а основная часть платы за пользование общественным благом взималась с сообщества в виде налогов.

Соответственно, общественные инфраструктуры производят и распространяют общественные блага и услуги первой необходимости на инфраструктурной основе.

В общественных инфраструктурах, как и любом предприятии, осуществляются три базовых процесса - функционирование (то есть непосредственное оказание услуг), воспроизводство (поддержание в рабочем состоянии всех систем, замена и реконструкция оборудования и др.) и рост и развитие (строительство новых мощностей, расширение сетей и расширение спектра и объема услуг). Если общественные инфраструктуры принадлежат государству, то общество в виде налогов или платы за пользование и подключение должно оплачивать только расходы, связанные с этим тремя процессами - функционированием, воспроизводством и развитием.

Вместе с тем, при необходимости повышения эффективности (снижения издержек, повышения качества и мобильности) либо для привлечения инвестиций к формированию общественных инфраструктур или деятельности по производству общественных благ привлекался и привлекается частный бизнес и частный капитал.

Однако даже в самых либеральных экономиках деятельность частного капитала по оказанию общественных услуг была и остается подверженной публичному регулированию (осуществляемому государством).

Привлекая частный бизнес к оказанию инфраструктурных услуг, общество должно признать право частного бизнеса на получение премии за эффективность и дохода на вложенный капитал.

В самом общем виде формы коммерциализации общественных инфраструктур включают:

Разделение на конкурентные и монопольные виды деятельности в рамках функционирования общественной инфраструктуры;

В рамках монопольных видов деятельности при сохранении госсобственности - различные возможные контракты государственно-частного партнерства, в том числе предполагающие передачу общественного ресурса для коммерческой эксплуатации активов;

Акционирование и приватизацию (в рамках конкурентных видов деятельности);

Формы тарифного регулирования естественно-монопольных видов деятельности;

Использование рыночного способа ценообразования на общественные услуги.

Формы коммерциализации направлены на осуществления различных функций частного бизнеса в рамках общественных инфраструктур - оказание услуг и/или инвестирование.

Цели и предметы государственного регулирования в общественных инфраструктурах

Цели государственного регулирования в общественных инфраструктурах ставятся в условиях их коммерциализации и определяются требованием сохранения статуса общественной инфраструктуры и достижения целей коммерциализации.

Это значит, что регулирование призвано обеспечить доступность инфраструктуры:

Территориальную - что может выражаться в требовании поддерживать как коммерчески выгодные, так и не окупающиеся территориальные подразделения (невыгодные маршруты, офисы и/или сети) за счет «выгодных» подразделений - территориальное перекрестное субсидирование или субсидирование услуг из бюджета или какие-либо еще механизмы.

Ценовую - что может выражаться как в прямом регулировании тарифов, установлении предельных величин тарифов или размеров торговой наценки, так и косвенном, связанном с налоговыми режимами, правилами конкурирования и др.

Организационную - что может выражаться в требовании обеспечивать услугами даже коммерчески невыгодных (например, из-за малого объема потребляемых услуг), но платежеспособных клиентов.

Регулирование должно обеспечить необходимую мощность инфраструктур. То есть регулятор обязан отслеживать соответствие потребности территории и совокупной мощности инфраструктур как в текущий момент, так и в соответствии со стратегиями и перспективами регионального развития.

Регулирование должно обеспечивать надежность критических элементов общественных инфраструктур - например, за счет создания запасов, систем резервирования и установления различных технических регламентов и др. При этом могут использоваться как механизмы создания государственных резервов, так и механизмы установления требований по резервированию для коммерческих компаний, оказывающих инфраструктурные услуги.

В условиях коммерциализации общественной инфраструктуры, когда частный бизнес участвует в оказании общественных инфраструктурных услуг, появляется дополнительная цель регулирования - недопущение получения отдельными бизнес-предприятиями сверхприбыли за счет монопольного положения. Эту задачу решает антимонопольное регулирование и регулирование деятельности «естественных монополий».

Объекты социальной инфраструктуры характеризуют существующую реальность, посредством которой обозначается устойчивая совокупность вещественных элементов, обеспечивающих условия для рациональной деятельности человека во всех сферах общественной жизни. Однако подход к классификации этих объектов различен, что имеет не просто эвристическое, но и серьезное практическое значение. Во-первых, социальная инфраструктура может быть представлена и как «линейная», и как «точечная». Под «линейной» понимается сеть железных, автомобильных дорог, связи, линии электропередачи и т.д. В понятие «точечная инфраструктура» включаются непосредственно сами объекты (в том числе школы, театры, вузы и т.д.). Применение этой классификации возможно на различных уровнях социальной организации общества. Так, на уровне производственной организации речь в большей степени идет о точечной инфраструктуре (хотя здесь не исключены отдельные элементы линейной). На уровне экономического региона в равной мере присутствует как линейная, так и точечная инфраструктура, а также их взаимодействие. Такое деление инфраструктуры вычленяет скорее форму ее организации, чем содержательную сторону. Во-вторых, при изучении проблем региональной экономики употребляются понятия «общерайонная инфраструктура», «элементы инфраструктуры межрайонного значения» и т.п. Такое деление имеет право на существование. Однако специфическая определенность, присущая социальной инфраструктуре, в данном случае упускается (С.А.Дебабов). В-третьих, к объектам социальной инфраструктуры часто относят комплекс учреждений культуры, образования, здравоохранения, предприятия торговли и общественного питания, пассажирский транспорт, водообеспечение и канализацию, почтово-телеграфные и финансовые учреждения, спортивные и оздоровительные сооружения (стадионы, дворцы спорта, плавательные бассейны, парки, дома отдыха) и другие организации социально-бытового назначения (В.А.Жамин). Общим недостатком такой поэлементной характеристики социальной инфраструктуры является простой перечислительный ряд отдельных институтов, учреждений, организаций. Кроме того, при подобном подходе нередко преобладает социально-бытовой аспект, слабо учитывающий другие виды жизнедеятельности человека. В-четвертых, вполне правомерно рассматривать социальную инфраструктуру и по уровням социальной организации общества. Обычно анализ начинается с социальной инфраструктуры всего общества. В практике управления широко используются как общие, так и расчетные показатели, характеризующие состояние, обеспеченность и тенденции развития отдельных элементов инфраструктуры. При этом ее состояние интересует не само по себе, а как показатель и уровень общественных изменений. Поэтому разработка показателей социальной инфраструктуры дает возможность постоянного изучения взаимосвязи и взаимовлияния материальной базы и сущностных (содержательных) процессов в развитии общества. Не менее важен и уровень крупного экономического района, когда социальная инфраструктура исследуется в рамках относительно замкнутой экономической системы. Появляется возможность сравнить показатели данной инфраструктуры с показателями развития других экономических единиц и на этой основе получить богатую информацию о достижении, опережении и отставании анализируемого объекта для принятия действенных мер. На этом уровне уже вводятся определенные поправки к коэффициентам ее развития в зависимости от природно-климатических и национальных особенностей региона. Социальная инфраструктура административного деления (республик, областей, краев, городов, районов) является необходимым элементом конкретизации общих проблем. Примечательно, что здесь уже могут отсутствовать те или иные элементы социальной инфраструктуры: чем ниже уровень социальной организации, тем ограниченнее набор элементов. Главным критерием наличия или отсутствия элементов инфраструктуры выступает удовлетворение потребностей повседневной жизни всего населения. Социальная инфраструктура особо может быть представлена и на уровне производственной организации, трудового коллектива. Хотя эта точка зрения еще не нашла своего глубокого обоснования в научной литературе, все же данный уровень социальной инфраструктуры нуждается в большем внимании и теории, и практики. При этом необходимо видеть три ограничения. Во-первых, не все элементы социальной инфраструктуры развиваются на уровне коллектива: предполагается, что удовлетворение потребностей и интересов людей осуществляется на уровне районной и городской инфраструктуры. Во-вторых, подлинно научное выражение состояния социальной инфраструктуры на предприятии ограничено самими возможностями коллектива, отсутствием разработанных нормативных показателей на уровне региона, что затрудняет сравнение вещественных элементов с аналогичными объектами на других уровнях социальной организации общества. И, наконец, на уровне коллектива вносится немало поправок к коэффициентам при учете особенностей труда, социально-демографических данных и т.д. В-пятых, социальная инфраструктура исследуется с позиций удовлетворения потребностей людей, т.е. имеется в виду набор элементов социальной инфраструктуры, который необходим для организации жизни населения как на работе, так и по месту жительства. Такие элементы не могут быть ничем заменены. Нельзя, например, хорошей столовой заменить отсутствующие учреждения здравоохранения или наличием клуба, дома культуры оправдать отсутствие детских учреждений. Но есть потребности и более высокого порядка: получение высшего образования, занятия определенными видами спорта, художественным творчеством и т.п. Применительно к ним стоит задача более равномерного распределения этих элементов социальной инфраструктуры по территории в зависимости от количества проживающего населения. Так, считается нецелесообразным открывать государственный театр в городе, где менее 250 тыс. населения. Предполагается, что населенные пункты с небольшим количеством жителей могут обслуживаться театрами, филармониями и любыми формами приобщения людей к искусству необязательно путем строительства соответствующих учреждений в каждом из этих пунктов: их можно заменить организацией поездок театральных и других творческих коллективов или поддержкой самодеятельных объединений. И, наконец, различные формы жизнедеятельности человека выступают тем единым основанием, по которому также осуществляется выделение элементов социальной инфраструктуры. Это, однако, не означает, что эти компоненты полностью изолированы (независимы) друг от друга. Наоборот, анализ условий деятельности, например, в сфере культуры может частично охватить и условия деятельности в сфере труда, так же как характеристика социальной активности возможна по всем без исключения компонентам социальной инфраструктуры. Анализируя объекты социальной инфраструктуры в связи со сферами деятельности человека, можно выделить ее составные элементы: инфраструктура трудовой деятельности; инфраструктура охраны окружающей среды и здоровья человека; инфраструктура общественно-политической деятельности; социально-культурная инфраструктура; социально-бытовая инфраструктура; инфраструктура межличностного и социального общения. Условия, обеспечивающие жизнедеятельность населения, и лежат в основе классификации социальной инфраструктуры: она в целом и ее элементы обслуживают не какие-то отдельные, а совокупность всех видов деятельности человека.

Еще по теме § 2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ:

  1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИИ КАК КОМПЛЕКНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЕСТЕСТВЕННОЙ НАУКИ О ВЗВАМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНИЗМОВ. СОДЕРЖАНИЕ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ.

Социальная инфраструктура

Социальная инфраструктура

Социальная инфраструктура - группа обслуживающих отраслей и видов деятельности, призванных:
- удовлетворять потребности людей;
- гарантировать необходимый уровень и качество жизни;
- обеспечивать воспроизводство человеческих ресурсов и профессионально подготовленных кадров для всех сфер национальной экономики.
Социальную инфраструктуру образуют: жилищное и коммунальное хозяйство, здравоохранение, физкультура и спорт, розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, система образования, учреждения культуры, наука и т.д.

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Социальная инфраструктура" в других словарях:

    Социальная инфраструктура совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально культурного назначения, вся сфера жилищно… … Википедия

    Социальная инфраструктура - см. Инфраструктура … Энциклопедия права

    Комплекс объектов обслуживания и взаимосвязей между ними, наземных и дистанционных, в пределах градостроительного образования (территории, поселения, группы поселений и др.) (Смотри: СП 30 102 99. Планировка и застройка территорий малоэтажного… … Строительный словарь

    Социальная инфраструктура - система объектов образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания, торговли, культуры, спорта, досуга, иных социально значимых объектов обслуживания населения... Источник: ЗАКОН г. Москвы от… … Официальная терминология

    социальная инфраструктура - Сочетание на данной территории предприятий здравоохранения, просвещения, культуры, бытового обслуживания … Словарь по географии

    Социальная инфраструктура - см. Инфраструктура … Большой юридический словарь

    Система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и… … Официальная терминология

    Социальная инфраструктура для молодежи - система необходимых для жизнеобеспечения молодежи объектов (зданий, строений, сооружений), а также организаций независимо от организационно правовых форм и форм собственности, которые осуществляют деятельность по охране здоровья, образованию,… … Официальная терминология

    Социальная инфраструктура для детей Энциклопедия права

    Социальная инфраструктура для детей - (англ. social infrastructure for children) по законодательству РФ о гарантиях прав ребенка система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно правовых форм и… … Большой юридический словарь

Книги

  • Социальная инфраструктура Сибири. Вопросы исследования и развития , Ратьковская Т.Г.. В монографии исследуются условия развития социальной инфраструктуры Сибири. Социальная инфраструктура рассматривается в составе более широких социально-экономических категорий - социальное…

Термин инфраструктура появился в конце 1940-х гг. и был заимствован из военного лексикона, в котором он означал комплекс вспомогательных сооружений, обеспечивающих взаимодействие различных родов войск.

В 1^50-х гг. ученые обратились к этому понятию для объяснения процессов экономической жизни Одно из первых определений инфраструктуры принадлежит американскому экономисту П. Розенштейн-Родану: «совокупность условий, способствующих благоприятному развитию частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности населения». Особенно популярным он стал среди эконом географов.

Постепенно данный термин стал употреблятся при изучении социальной жизни. Важным моментом в социологической трактовке является не просто материально-техническое содержание, но и оценка людьми, населением его качества, степени удовлетворения их потребностей.

В аспекте исторического развития инфраструктура общества формировалась постепенно. Первоначально функционирование производства и сельского хозяйства не включали в себя эти элементы. Затем объективное развитие общества заставило создавать и поддерживать элементы инфраструктуры, такие как дороги, транспорт, складное хозяйство и т.д. По сути, это были материальные условия для функционирования производства, которые «не входят в него, но без них он или совсем не возможен, или будет происходить лишь в несовершенном виде. Примером этого рода средств труда... могут служить рабочие здания, каналы, дороги и т.д.» (К. Маркс). Такой анализ предполагает разделение материальных условий на внешние (созданные самой природой, климатом, географической средой) и общие, которые созданы человеком и входят в качестве важнейшего компонента в так называемую вторую природу. Материально-вещественные элементы второй природы создают общие условия, обеспечивающие рациональную организацию всех видов общественной и прежде всего трудовой деятельности людей. Они органически связывают воедино различные сферы общественного производства, а также многообразные подразделения внутри каждой из них. Именно эти элементы образуют то, что называют инфраструктурой.

Постепенно в XX в. наука и практика стали обращать внимание на материальные условия, обеспечивающие процесс труда, т.е. выполняющие социальные функции (жилье, питание, медицинское обслуживание). Затем было признано насущной потребностью создание необходимых условий для жизнедеятельности не только самого работника, но и его семьи. При проектировании производства начали делать расчет соотношения между занятыми на производстве и жителями. В соответствии с этим формировалась социальная инфраструктура района или города.

Следующий шаг в развитии инфраструктуры общество пережило в период распространения массового образований, прежде всего среднего и профессиол- нального. С постепенным сокращением рабочего дня возникла возможность более рациональной организации свободного времени, более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей. Было признано, что создание этих условий прямо влияет на эффективность производства, на рациональную организацию повседневной жизни людей.

Социальная инфраструктура изучается специалистами разных научных направлений - демографами, экономистами, социологами и архитекторами. Поиск разных направлений призван ответить на насущные вопросы общественного развития.

В 1950-1970-е гг. использовались понятия производственной и бытовой инфраструктуры, употребление которых было связано с необходимостью создания условий для функционирования производственной и непроизводственной сфер. Такое разделение имело как положительные, так и отрицательные последствия. На практике производственная сфера часто выдвигалась на первое, ведущее место, а быту придавалось второстепенное значение. Про изошло механическое соединение понятий «социальные факторы» и «бытовая инфраструктура», при этом последняя стала восприниматься как часть непроизводственной сферы.

Сегодня это деление признается не вполне корректным. Понятие «бытовая инфраструктура» стало замещаться социальной инфраструктурой. Условия социальной деятельности связывают воедино как производственные, так и непроизводственные проблемы, не противопоставляя их, а, наоборот, органически соединяя в единое целое. Поэтому сегодня устоялось деление инфраструктуры на производственную и социальную (Б.С. Хорев, Д.В. Белоусов, И. И. Панфилов, В.А. Сенников, Ж.Т. Тощенко и др.). Иногда выделяют институциональную инфраструктуру.

Основные элементы социальной инфраструктуры:

учреждения и организации;

техническая обеспеченность, технологические принципы их функционирования;

социальная оценка этих материальновещественных условий.

Социальная инфраструктура состоит

из социально-экономической, социально- политической, социально-культурной, со- циально-бытовой.

Эти виды можно подразделить на отдельные подвиды. Так, в социально-культурной есть инфраструктура дошкольного, среднего и высшего образования, учреждений культуры, СМИ. Она может рассматриваться также по уровням социальной организации - на уровне общества, региона, отрасли экономики, предприятия (объединения). Возможен анализ социальной инфраструктуры экономических зон, промышленных узлов, малых поселений, производственных объединений территориально-рассредоточенного типа. Важным аспектом рассмотрения социальной инфраструктуры является ее анализ в рамках макросреды (всего общества), мезосреды (города или другого населенного пункта) и микросреды (непосредственных условий жизни людей).

Социальная инфраструктура может быть представлена как линейная или как точечная. Под линейной понимается сеть железных, автомобильных дорог, связи, линии электропередачи и т.д. Точечная инфраструктура включает непосредственно сами объекты (в том числе школы, театры, вузы и т.д.).

Также может быть предложена типология инфраструктуры в зависимости от субъекта социальной сферы, т.е. той социально-демографической группы, на реализацию потребностей которой она направлена. В такой типологии могут быть выделены детская, молодежная, семейная инфраструктура, инфраструктура инвалидов, пожилых людей и т.п.

Так как социальная инфраструктура решает задачи социального развития, то в количественном выражении она определяется как разность между величинами нормы и достигнутым уровнем. Чем ближе эта разность к нулевому значению, тем больше возможностей для развития общества дает инфраструктура. Для определения нормы применяют особый расчет: сколько благ приходится на одного человека, на 10 тыс. или 100 тыс. населения. Применяемые нормативы потребностей населения в коммунальных и бытовых услугах, а также физиологические нормы питания, рациональные нормы потребления обуви, тканей, важнейших товаров длительного пользования не всегда согласуются с требованиями, предъявляемыми реальной жизнью.

Показатели инфраструктуры одной организации, населенного пункта, регионов возможно сравнивать с показателями развития аналогичных образований и на этой основе получить более полную информацию о достижении, опережении и отставании анализируемого объекта для принятия действенных мер.

Совершенствование социальной инфраструктуры происходит на основе анализа, желаний, потребностей и ценностных ориентаций людей. Поскольку она рассматривается с позиций удовлетворения всех потребностей людей, т.е. совершенно исключается, что одни элементы могут «заменить» другие. Хотя сегодня существует практика закрытия в сельских регионах здравпунктов, школ, маршрутов транспорта как экономически невыгодных.

С точки зрения социологии социальная инфраструктура обслуживает не отдельные стороны, а всю совокупность деятельности людей. Только при целостном подходе к условиям, обеспечивающим рациональную организацию труда и повседневную жизнь людей, возможно эффективное или оптимальное развитие всего социального организма и отдельных его составных частей.

В современных условиях социальная инфраструктура - важная характеристика степени экономической и социальной развитости общества, показатель широты и глубины использования материальных возможностей для рациональной жизнедеятельности людей. Основная роль ее в современном обществе в том, что социальная инфраструктура может повышать или уменьшать эффективность действующей хозяйственной структуры.

Таким образом, социальная инфраструктура представляет собой устойчивую совокупность вещественных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые создают условия для рациональной организации всех основных видов его деятельности - трудовой, общественно-политической, культурной и семейно-бытовой. Условия обеспечивают эффективную жизнедеятельность человека не только на производстве, но и во всех основных сферах общества. Все элементы инфраструктуры функционируют только в комплексе, взаимодействуя и дополняя друг друга.

Основная литература

Сыдорына Т.К). Социальная политика. М., 2004.

Социальная инфраструктура // Социологичео кая энциклопедия. Т. 2. М., 2003.

Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. Гл. «Социальная инфраструктура». М., 1998-2003.

Дополнительная литература

Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. М., 2001.

Денисов H.A. Социальная инфраструктура России: состояние, проблемы, пути развития. М., 1988.

Кураков B.J1. Ресурсное обеспечение социальной сферы. М., 1999.

Тенденции и перспективы развития социальной инфраструктуры. М., 1989.

Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М., 1980.

Юферов О.В. Планирование социально-бытовой инфраструктуры: социологический подход. М., 1990.

С.Н. Майорова-Щеглова

ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Рубрика (тематическая категория) Социология

Объекты социальной инфраструктуры характеризуют существующую реальность, посредством которой обозначается устойчивая совокупность вещественных элементов, обеспечивающих условия для рациональной деятельности человека во всœех сферах общественной жизни. При этом подход к классификации этих объектов различен, что имеет не просто эвристическое, но и серьезное практическое значение.

В первую очередь, социальная инфраструктура должна быть представлена и как ʼʼлинœейнаяʼʼ, и как ʼʼточечнаяʼʼ. Под ʼʼлинœейнойʼʼ принято понимать сеть желœезных, автомобильных дорог, связи, линии электропередачи и т.д. В понятие ʼʼточечная инфраструктураʼʼ включаются непосредственно сами объекты (в том числе школы, театры, вузы и т.д.). Применение этой классификации возможно на различных уровнях социальной организации общества. Так, на уровне производственной организации речь в большей степени идет о точечной инфраструктуре (хотя здесь не исключены отдельные элементы линœейной). На уровне экономического региона в равной мере присутствует как линœейная, так и точечная инфраструктура, а также их взаимодействие. Такое делœение инфраструктуры вычленяет скорее форму ее организации, чем содержательную сторону.

Во-вторых, при изучении проблем региональной экономики употребляются понятия ʼʼобщерайонная инфраструктураʼʼ, ʼʼэлементы инфраструктуры межрайонного значенияʼʼ и т.п. Такое делœение вправе на существование. При этом специфическая определœенность, присущая социальной инфраструктуре, в данном случае упускается (С.А.Дебабов).

В-третьих, к объектам социальной инфраструктуры часто относят комплекс учреждений культуры, образования, здравоохранения, предприятия торговли и общественного питания, пассажирский транспорт, водообеспечение и канализацию, почтово-телœеграфные и финансовые учреждения, спортивные и оздоровительные сооружения (стадионы, дворцы спорта͵ плавательные бассейны, парки, дома отдыха) и другие организации социально-бытового назначения (В.А.Жамин).

Общим недостатком такой поэлементной характеристики социальной инфраструктуры является простой перечислительный ряд отдельных институтов, учреждений, организаций. Вместе с тем, при подобном подходе нередко преобладает социально-бытовой аспект, слабо учитывающий другие виды жизнедеятельности человека.

В-четвертых, вполне правомерно рассматривать социальную инфраструктуру и по уровням социальной организации общества.

Обычно анализ начинается с социальной инфраструктуры всœего общества. В практике управления широко используются как общие, так и расчетные показатели, характеризующие состояние, обеспеченность и тенденции развития отдельных элементов инфраструктуры. При этом ее состояние интересует не само по себе, а как показатель и уровень общественных изменений. По этой причине выработка показателœей социальной инфраструктуры дает возможность постоянного изучения взаимосвязи и взаимовлияния материальной базы и сущностных (содержательных) процессов в развитии общества.

Не менее важен и уровень крупного экономического района, когда социальная инфраструктура исследуется в рамках относительно замкнутой экономической системы. Появляется возможность сравнить показатели данной инфраструктуры с показателями развития других экономических единиц и на этой базе получить богатую информацию о достижении, опережении и отставании анализируемого объекта для принятия действенных мер.
Размещено на реф.рф
На этом уровне уже вводятся определœенные поправки к коэффициентам ее развития исходя из природно-климатических и национальных особенностей региона.

Социальная инфраструктура административного делœения (республик, областей, краев, городов, районов) является необходимым элементом конкретизации общих проблем. Примечательно, что здесь уже могут отсутствовать те или иные элементы социальной инфраструктуры: чем ниже уровень социальной организации, тем ограниченнее набор элементов. Главным критерием наличия или отсутствия элементов инфраструктуры выступает удовлетворение потребностей повсœедневной жизни всœего населœения.

Социальная инфраструктура особо должна быть представлена и на уровне производственной организации, трудового коллектива. Хотя эта точка зрения еще не нашла своего глубокого обоснования в научной литературе, всœе же данный уровень социальной инфраструктуры нуждается в большем внимании и теории, и практики. При этом крайне важно видеть три ограничения. В первую очередь, не всœе элементы социальной инфраструктуры развиваются на уровне коллектива: предполагается, что удовлетворение потребностей и интересов людей осуществляется на уровне районной и городской инфраструктуры. Во-вторых, подлинно научное выражение состояния социальной инфраструктуры на предприятии ограничено самими возможностями коллектива, отсутствием разработанных нормативных показателœей на уровне региона, что затрудняет сравнение вещественных элементов с аналогичными объектами на других уровнях социальной организации общества. И, наконец, на уровне коллектива вносится немало поправок к коэффициентам при учете особенностей труда, социально-демографических данных и т.д.

В-пятых, социальная инфраструктура исследуется с позиций удовлетворения потребностей людей, ᴛ.ᴇ. имеется в виду набор элементов социальной инфраструктуры, который необходим для организации жизни населœения как на работе, так и по месту жительства. Такие элементы не бывают ничем заменены. Нельзя, к примеру, хорошей столовой заменить отсутствующие учреждения здравоохранения или наличием клуба, дома культуры оправдать отсутствие детских учреждений.

Но есть потребности и более высокого порядка: получение высшего образования, занятия определœенными видами спорта͵ художественным творчеством и т.п. Применительно к ним стоит задача более равномерного распределœения этих элементов социальной инфраструктуры по территории исходя из количества проживающего населœения. Так, считается нецелœесообразным открывать государственный театр в городе, где менее 250 тыс. населœения. Предполагается, что населœенные пункты с небольшим количеством жителœей могут обслуживаться театрами, филармониями и любыми формами приобщения людей к искусству необязательно путем строительства соответствующих учреждений в каждом из этих пунктов: их можно заменить организацией поездок театральных и других творческих коллективов или поддержкой самодеятельных объединœений.

И, наконец, различные формы жизнедеятельности человека выступают тем единым основанием, по которому также осуществляется выделœение элементов социальной инфраструктуры. Это, однако, не означает, что эти компоненты полностью изолированы (независимы) друг от друга. Наоборот, анализ условий деятельности, к примеру, в сфере культуры может частично охватить и условия деятельности в сфере труда, так же как характеристика социальной активности возможна по всœем без исключения компонентам социальной инфраструктуры.

Анализируя объекты социальной инфраструктуры в связи со сферами деятельности человека, можно выделить ее составные элементы: инфраструктура трудовой деятельности; инфраструктура охраны окружающей среды и здоровья человека; инфраструктура общественно-политической деятельности; социально-культурная инфраструктура; социально-бытовая инфраструктура; инфраструктура межличностного и социального общения.

Условия, обеспечивающие жизнедеятельность населœения, и лежат в базе классификации социальной инфраструктуры: она в целом и ее элементы обслуживают не какие-то отдельные, а совокупность всœех видов деятельности человека.

ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ" 2017, 2018.

Новое на сайте

>

Самое популярное