Домой Микрозаймы Формы кредита классифицируются. Классификация форм кредита в зависимости от характера стоимости

Формы кредита классифицируются. Классификация форм кредита в зависимости от характера стоимости

Отечественная система налогообложения характеризуется как многоуровневая, и представлена в виде федеральных, региональных и местных налогов. Самые значимые и трудоемкие бюджетные платежи, которыми являются федеральные налоги и сборы, устанавливаются в соответствии со ст. 12 НК РФ на территории всей нашей страны.

Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет устанавливается на основании раздела VIII ч. 2 НК РФ. Положения этого нормативного документа определяют налоги в федеральный бюджет (список представлен ниже).

Организация расчетов с бюджетом по федеральным налогам

Первым и наиболее значимым уровнем бюджетной системы России является федеральный бюджет. Одним из источников его пополнения выступают федеральные налоги и сборы. Вследствие этого, значимость платежей этого уровня нельзя недооценивать. Какие налоги идут в федеральный бюджет?

Федеральные налоги (перечень) в большинстве своем обязательны к уплате. Тем не менее, в ряде случаев физические и юридические лица могут быть освобождены от перечисления налогов федерального бюджета. К примеру, освобождены от уплаты группы федеральных налогов компании и предприниматели, ведущие свою деятельность на одном из утвержденных разделом VIII 1 Налогового кодекса специальных режимов.

Большая часть федеральных налогов и сборов зачисляется именно в федеральный бюджет. Однако есть и нюансы. Так, к федеральным налогам и сборам относят налог на прибыль, который в России установлен в размере 20% от полученной прибыли. Однако распределение этого платежа осуществляется следующим образом: федеральный бюджет получит лишь 2% от перечисленной суммы, тогда как в бюджет региона будет зачислено 18% налогового платежа.

Федеральные налоги: перечень 2017

В соответствии с налоговым законодательством к федеральным налогам и сборам относятся перечисления, финансирующие федеральный бюджет страны. Рассмотрим, общие характеристики федеральных налогов и сборов в виде таблицы:

Виды федеральных налогов

Продажа товаров, работ и услуг; передача товаров для своих нужд; выполнение СМР; ввоз товаров в РФ (ст.146);

Плательщик

Компании и физические лица (в т.ч. ИП), а также лица, перемещающие товар через границу РФ (ст.143);

0%, 10%, 18% (ст.164);

Акцизы

Реализация подакцизных товаров и иные операции с подакцизными товарами (ст.182);

Плательщик

Компании и физлица, а также лица, перемещающие товар через границу ЕЭС (ст.179);

Различаются в зависимости от вида реализуемых товаров (ст.193);

НДФЛ

Доходы, полученные в России (ст.209);

Плательщик

Физлица, которые получили доход в России (ст.207);

13%, 30%, 35% (ст.224);

Налог на прибыль

Прибыль, которая получена организацией (ст.247);

Плательщик

Отечественные и зарубежные компании, ведущие свою деятельность на территории России (ст.246);

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Животный и водный мир и его объекты (ст.333 2);

Плательщик

Компании и физлица (в т.ч. ИП), получившие согласие госорганов на добычу объектов животного и водного мира (ст.333 1);

Ставка зависит от принятого объекта (ст.333 3);

Водный налог

Забор воды, использование акватории (ст.333 9);

Плательщик

Организации и физлица (в т.ч. ИП), осуществляющие пользование водными ресурсами страны (ст.333 8);

Ставка определяется в зависимости от принятого объекта (ст.333 12);

Государственная пошлина

Обращение плательщика в госорганы всех уровней с целью совершения ими юридически значимых действий (ст.333 16);

Плательщик

Компании и физлица (ст.333 17);

Размер госпошлины зависит от вида совершаемых операций (ст. 333 19 , 333 21 , 333 23 , 333 24 , 333 26 , 333 28 , 333 30 , 333 31 , 333 32.1 , 333 32.2 , 333 33);

Налог на добычу полезных ископаемых

Полезные ископаемые, добытые из недр (ст.336);

Плательщик

Юридические лица и ИП – пользователи недр (ст.334);

Ставка зависит от объекта обложения (ст.342).

Таким образом, к федеральным налогам и сборам относятся бюджетные платежи, прямо поименованные в разделе VIII ч. 2 Налогового кодекса.

Устанавливая налог, законодательные органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. Кроме того, законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования.

Налогоплательщиками являются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в России через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Объект налогообложения имеет свои особенности в зависимости от того, кто является налогоплательщиком. Так, для российских организаций объектом признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление , внесенное в совместную деятельность), учитывав- мое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета ; для налогоплательщиков — иностранных организаций — движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств; для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, — находящееся на территории России недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности .

Закон устанавливает перечень объектов, не признаваемых объектами налогообложения: 1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); 2) имущество, принадлежащее федеральным органам исполнительной власти , в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. В этих целях имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается, по общему правилу, по его остаточной стоимости. Налоговой базой для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов инвентаризации . Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в ствии с НК РФ.

НК РФ регламентированы особенности определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) (ст. 377), особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление (ст. 378).

Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами — квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При этом законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговые льготы устанавливаются на двух уровнях: федеральном (ст. НК РФ) и региональном (законами субъектов РФ).

Налоговые льготы подразделяются: по налогоплательщикам (организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; религиозные организации); по имуществу (имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий; имущество коллегий адвокатов , ских бюро и юридических консультаций; имущество государственных научных центров). Некоторые виды льгот носят временно-ограниченный характер.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Уплата налога предполагает внесение авансовых платежей, сумма которых исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. При этом законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Налог и авансовые подлежат уплате в и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые деклараций по итогам налогового периода представляются не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог на игорный бизнес . С 1 января 2004 г. налог на игорный бизнес регулируется гл. 29 НК РФ. До этого на территории РФ действовал Федеральный закон от 31 июля 1998 г. «О налоге на игорный бизнес». До вступления в силу гл. 29 НК РФ указанный налог относился к числу федеральных. В настоящее время он включен и Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», и ст. 14 НК РФ в группу региональных налогов.

НК РФ определяет основные понятия, применяемые взимании этого платежа. В соответствии с НК РФ (ст. 364) игорный бизнес — это предпринимательская деятельность , связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг. Организатор игорного заведения, в том числе букмекерской конторы — это организация или индивидуальный предприниматель, которые осуще-ствляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе. Организатор тотализатора — это организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша.

Налогоплательщиками налога признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпри-нимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. К объектам налогообложения отнесены: 1) игровой стол; 2) игровой автомат; 3) касса тотализатора; 4) касса букмекерской конторы. Налогоплательщик обязан зарегистрировать в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый из указанных объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом с обязательной выдачей свидетельства о регистрации в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об из-менении количества объектов налогообложения). Налоговая база определяется по каждому из объектов налогообложения отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения. Налоговым периодом признается календарный месяц. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах: 1) за один игровой стол — от 25 тыс. до 125 тыс. руб.; 2) за один игровой автомат — от 1500 до 7500 руб.; 3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — от 25 тыс. до 125 тыс. руб.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно. Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту его учета в качестве налогоплательщика ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

НК РФ урегулирован порядок исчисления налога в зависимости от даты установления нового объекта налогообложения (ст. 370).

Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, в соответствии с НК РФ.

Транспортный налог . Транспортный налог, установленный НК РФ (гл. 28), вводится в действие законами субъектов РФ. Законодательные органы субъекта РФ, вводя налог, определяют ставку налога в пределах, установленных НКРФ, порядок и сроки его уплаты и форму отчетности. Кроме того, законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками являются физические лица и организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с НК РФ (ст. 358). Объектом налогообложения являются следующие транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда , катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с российским законодательством. В НК РФ устанавливается исчерпывающий перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения. Это: 1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 л. с; 2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), приобретенные через органы социальной защиты населения; 3) промысловые морские и речные суда; 4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; 5) тракторы, самоходные комбайны,всех марок, специальные автомашины (ветеринарной помощи, технического обслуживания, молоковозы, машины для перевозки скота и птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений); 6) транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти , где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; 7) транспортные средства, находящиеся в розыске; 8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Налоговая база определяется дифференцированно для разных видов транспортных средств: как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (автомобили и др.); в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах; в отношении других водных и воздушных транспортных средств — как единица транспортного средства. С 1 января 2005 г. особо определяется налоговая база транспортных средств, имеющих реактивные двигатели. Налоговый период — календарный год. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ, исходя из ставок, закрепленных НК РФ. Так, в НК РФ установлены ставки на автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. — 5 руб. с каждой лошадиной силы; на автобусы — 10 руб. с 1 л. с. при мощности двигателя до 200 л. с; на самолеты и вертолеты — 25 руб. с 1 л. с, а на другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей, — 200 руб. с единицы транспортного средства и т. д. Налоговые ставки, указанные в НК РФ (ст. 362), могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 5 раз. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования.

Порядок исчисления: налогоплательщики — организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Кроме того, в срок, ус-тановленный законами субъектов РФ, они представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию. В отношении физических лиц сумму налога исчисляют налоговые органы на основании сведений, которые представляются им органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основе налогового уведомления, которое вручается налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода. Уплата налога производится по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Лесной доход . Лесной доход включен Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в перечень региональных налогов сборов. Указанный платеж взимается за лесные пользования и установлен в целях рациональной эксплуатации и воспроизводства лесных ресурсов. Его взимание регулируется Лесным кодексом РФ (разделом V «Платежи за пользование лесным фондом и финансирование расходов на ведение лесного хозяйства»); Инструкцией Госналогслужбы РФ от 19 апреля 1994 г. № 25 «О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на где устанавливаются плательщики лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, а та^е (Объект, ставки, порядок и сроки уплаты указанных податей; постановлением Правительства РФ от февраля 2001 г. «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» ; Основными положениями о порядке и условиях взимания лесных податей, утвержденными Госналогслужбой России, Минфином России и Рослесхозом 14 декабря 1993 г.

Платежи за пользование лесным фондом установлены в двух видах: лесных податей и арендной платы. Лесные подати являются платой, взимаемой за древесину, отпускаемую на корню, заготовку живицы, второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и за другие виды побочных лесных пользований, пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях. В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда. Лесные подати взимаются за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата — при аренде участков лесного фонда. Плательщиками лесных податей за древесину, на корню, являются лесопользователи, осуществляющие заготовку древесины в лесном фонде РФ, а также в лесных насаждениях, не входящих в лесной фонд.

Объектом обложения лесными податями является объем древесины на корню, отпускаемый лесопользователям. В соответ-ствии с упомянутыми Основными положениями о порядке и условиях взимания лесных податей размеры лесных податей при отпуске древесины на корню рассчитываются, исходя из за 1 кубический метр отпускаемой древесины. Ставки лесных податей устанавливаются и за единицу лесного ресурса, по от-дельным видам лесопользования — за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей. Правительством РФ устанавливаются минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню. Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах РФ или определяются по результатам лесных аукционов. При этом Кодексом закреплены случаи освобождения от уплаты лесных податей. Так, лесные подати не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохо- зяйственных работ, лесоустройстве, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства и др. Арендная плата уплачивается при аренде участков лесного фонда арендаторами. Ее размер, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда. Кодексом уста-новлены льготы по платежам за пользование лесным фондом (ст. 107). От платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд освобождаются: участники Великой Отечественной войны , а также граждане , на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны; инвалиды I и II групп; пенсионеры, проживающие в сельской местности; лица, пострадавшие от стихийных бедствий; вынужденные переселенцы; крестьянские (фер-мерские) хозяйства; представители коренных малочисленных народов. Лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством освобождаются от внесения платы за землю.

Лесные подати вносятся в виде разовых и (или)регулярных платежей в течение всего срока действия документа, разрешающего пользование лесным фондом. В случае заготовки древесины инвесторами, осуществляющими вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являю-щимися пользователями недр на условиях соглашения, внесение в бюджет лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, производится ими на договорной основе в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции» и другими законодательными актами РФ.

Лесные подати, суммы неустоек и ущерба за лесонарушения поступают в районные бюджеты районов (городские бюджеты городов), на территории которых осуществляется пользование лесным фондом, а в городах Москве и Санкт-Петербурге соответственно в бюджеты этих городов.

К РФ (ст. установлен следующий порядок распределения и использования средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом: часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет (40%), в бюджеты субъектов РФ (60%). Часть указанных средств, поступивших в бюджет субъекта РФ, соответствующему территориальному органу федерального органа управления лесным хозяйством на финансирование расходов на воспроизводство лесов в соответствии с нормативами, определяемыми федеральным органом управления лесным хозяйством. Лесные подати и арендная плата в оставшейся части поступают лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством, приравниваются к бюджетным средствам и используются для нужд лесного хозяйства.

Как уже было отмечено, с 1 января 2005 г. лесной доход не входит в систему налогов и сборов, регулируемую ст. 13—15 НК РФ.

Местные налоги и сборы

Налог на имущество физических лиц . Налог на имущество физических лиц относится в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» к группе местных налогов. Источником его правового регулирования является Закон РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц». В новой редакции ст. 15 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2005 г.) он также включен в состав местных налогов.

Его плательщики — физические лица — собственники иму-щества, признаваемого объектом налогообложения. К последнему относят: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. До 1 января 2003 г. к объектам обложения относились также вертолеты, самолеты, моторные лодки и другие воднотранспортные средства (теперь они — объекты налогообложения по транспортному налогу). Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления . Они могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах: при стоимости имущества до 300 тыс. руб. ставка составляет до 0,1%; и соответственно при стоимости от 300 тыс. до 500 тыс. руб. — от 0,1 до 0,3%, а свыше 500 тыс. руб. — от 0,3 до 2%. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Законом установлены льготы по налогу. Так, от уплаты его освобождаются: Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; участники гражданской и Великой Отечественной войн , других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих ; лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан , подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и приравненные к ним лица; военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более. Кроме того, налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается: пенсионерами; гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия; родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих , погибших при исполнении обязанностей, и др.

Представительные органы власти субъектов РФ имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по налогу как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков. местного самоуправления могут предоставлять льготы по налогам только отдельным плательщикам. Исчисление налогов производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы налоговые органы. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года.

Земельный налог . Земельный налог в соответствии со ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и ст. 15 НК РФ относится к группе местных налогов. В настоящее время регулируется Законом РФ от октября 1991 г. «О плате за землю», а также нормативными субъектов РФ и органов местного самоуправления. Указанный налог введен с целью стимулирования рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечения развития инфра-структуры в населенных пунктах, формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Налогоплательщиками являются юридические и физические лица, в том числе иностранцы , которым земля в собственность , владение или пользование. Арендаторы уплачивают арендную плату. Плательщики земельного налога подразделяются Законом на следующие группы: а) сельскохозяйственные предприятия (колхозы, совхозы, крестьянские кие) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие); б) сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ; в) иные организации и физические лица, уплачивающие налог по иным основаниям, чем организации, указанные в п. «б». Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности , вла-дения или пользования (аренды) земельным участком.

Законом установлен перечень льгот, касающихся как видов земельных участков, так и конкретных категорий лиц (юридических и физических), освобождаемых от уплаты земельного налога. Например, от уплаты земельного налога освобождаются (ст. 12):

  • земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы РФ , и земли общего пользования населенных пунктов и др.;
  • заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и пр.; 3) участники Великой Отечественной войны; инвалиды I и II групп и др.

Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Он не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников землевладельцев, землепользователей. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. В случае неиспользования земельных участков либо использования не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере. Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков повышать ставки зе-мельного но не более чем в два раза.

Законом определены особенности установления земельного налога с сельскохозяйственных угодий с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. В данном случае самим Законом установлены средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам РФ. Органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ, исходя из средних размеров налога с гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ. Кроме того, для налогоплательщиков вводятся коррективы с учетом местоположения их земельных участков. Особо урегулирован порядок взимания земельного налога за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота. Он взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.

Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных выше) целей, взимается со всей площади земельного участка в размере 5 руб. за квадратный метр.

Размер налога зависит также от таких обстоятельств, как нахождение земель в границах городской (поселковой) черты либо за ее пределами; уплачивается налог за земли в пределах либо сверх установленных норм их отвода и т. п. С 1 января 2005 г. предусмотрено применение увеличенных ставок земельного налога за земельные участки, приобретенные в собственность для индивидуального жилищного строительства.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, нахо-дящейся в распоряжении соответствующего субъекта. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

Юридические лица исчисляют земельный налог самостоятельно, представляя не позднее 1 июля в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Физические лица уплачивают налог на основании налоговых извещений. Сумму земельного налога в данном случае рассчитывают налоговые органы.

Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.

В отличие от других местных налогов, земельный налог характеризуется несколькими особенностями: во-первых, несмотря на то, что земельный налог является местным налогом, согласно ст. 18 Закона установлено особое распределение сумм земельного налога между бюджетами разного уровня. Однако на протяжении нескольких лет (в том числе в 2004 г.) действие указанной статьи приостанавливается законами о федеральном бюджете текущий год.

Во-вторых, земельный налог установлен как налог целевой — средства от его поступлений должны быть использованы на финансирование мероприятий по зелеустройству, охране земель, повышению их плодородия и т. п. Однако Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» действие данной нормы Закона (ст. 24) приостановлено.

Этим же Федеральным законом установлено, что в 2004 г. плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями РФ по следующим нормативам: в бюджеты субъектов РФ (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) — 50%; в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты закрытых административно-территориальных образований — 100%; в бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав городов Москвы и Санкт-Петербурга) — 50%.

Законодатель проводит классификацию налогов по территориальному принципу.

Так, на основании ст. 13-15 НК РФ налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральными налогами признаются налоги, которые установлены Н К РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

В соответствии со ст. 13 НК РФ федеральными являются следующие налоги и сборы:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог па добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

Региональными признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (п. 3 ст. 12 ПК РФ).

Региональными являются следующие налоги:

  • налог на имущество организаций;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес (ст. 14 НК РФ).

Местными признаются налоги, установленные НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 4 ст. 12 НК РФ).

К местным относятся следующие налоги:

  • земельный налог;
  • налог па имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ).

Налоги прямые и косвенные. В налоговом законодательстве РФ отсутствует деление налогов на виды и соответственно не закреплено понятие прямых и косвенных налогов. Конструкции прямых и косвенных налогов, взимаемых на территории РФ, усматриваются лишь исходя из системного толкования положений НК РФ, а также при использовании правовых позиций высших судебных инстанций .

Интересными представляются позиции о правовой природе налогов, выработанные Экономическим судом СНГ при рассмотрении дел о применении международных договоров. Так, при толковании международных договоров, когда в тексте этих договоров, а также в рамках национальных законодательств государств не содержится четкого разделения налогов на виды, Суд исходил из понятий косвенных и прямых налогов, выработанных в рамках экономических и правовых доктрин. Например, Экономический суд СНГ указывает, что прямыми налогами признаются налоги, уменьшающие доходы (прибыль) налогоплательщика. Таковыми, учитывая действующее налоговое законодательство, являются налоги на доходы, прибыль, имущество (и их большинство).

Косвенными налогами являются налоги, экономическое бремя которых возлагается на покупателя при приобретении им продукции (товаров, работ, услуг), так как они устанавливаются в виде надбавки к цене товара. Например, в консультативном заключении по запросу Совета министров Республики Беларусь о применении положений п. 1 ст. 3 соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. Экономический суд СНГ указывает па двойственную правовую природу косвенных налогов. В соответствии с указанным заключением Суда косвенные налоги, с одной стороны, являются внутренними, основным назначением которых служит получение государством доходов на основе учета товарного спроса, возникающего на его территории, а с другой - имеют ряд общих с таможенными платежами признаков .

Следует отметить, что несмотря на двойственную природу НДС и акцизов, указанные платежи не могут рассматриваться как имеющие эквивалентное действие с таможенными пошлинами, поскольку НДС и акциз, выступая в качестве таможенных платежей, не преследуют целей таможенных пошлин, так как не утрачивают своего основного назначения - получения государством

  • - их уплата производится плательщиком непосредственно на границе;
  • - объектом обложения является таможенная стоимость;
  • - контроль за платежами возложен на таможенные органы и их уплата является одним из необходимых условий принятия таможенными органами решения о выпуске товаров для свободного обращения при их ввозе и, соответственно, вывозе с территории государств доходов на основе учета товарного спроса, возникающего на его территории.
  • Например, Конституционный Суд РФ неоднократно обращался к вопросу о правовой природе косвенных налогов. Учитывая правовые позиции Конституционного Суда РФ, НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения (См.: Постановления Конституционного Суда РФ от 28.03.2000 № 5-11 и от 20.02.2001 З-П, Определения Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 № 169-0 и от 04.11.2004 № 324-0).
  • В соответствии с консультативным заключением Экономического суда СНГ по запросу Совета министров Республики Беларусь о применении положений и. 1 ст. 3 соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. НДС и акцизы имеют следующие общие с таможенными пошлинами признаки:

444. Формы кредита классифицируются в зависимости от характера:

A. Отраслевой направленности, объектов кредитования, обеспеченности кредита.

B. Срочности и платности кредита, а также стадий воспроизводства, обслуживаемых ссудой.

C. Кредитора и заемщика, отраслевой направленности кредита и его обеспеченности.

D. Ссуженной стоимости, кредитора и заемщика, целевых потребностей заемщика.

445. В... форме кредита ссуда предоставляется и погашается в форме товарных стоимостей.

A. Смешанной.

B. Товарной.

C. Денежной.

D. Товарно-денежной.

446. Преобладающей формой кредита в современной экономике является... форма.

A. Товарная.

B. Смешанная.

C. Товарно-денежная.

D. Денежная.

447. В... форме кредита ссуда предоставляется в виде товарных (денежных) стоимостей, а погашается в виде денежных (товарных) стоимостей.

A. Финансовой.

B. Товарной.

C. Смешанной.

D. Денежной.

448. В... форме кредита ссуда предоставляется и погашается в форме денежных стоимостей.

A. Товарной.

B. Смешанной.

C. Товарно-денежной.

D. Денежной.

449. В зависимости от целевых потребностей заемщика выделяются две формы кредита:

A. Обеспеченная и необеспеченная.

B. Производительная и потребительская.

C. Срочная и бессрочная.

D. Скрытая и явная.

450. В... форме кредит непосредственно выдается заемщику без опосредствующих звеньев.

A. Скрытой.

C. Прямой.

D. Косвенной.

451. Под... формой кредита понимается кредит на заранее оговоренные цели.

A. Прямой.

B. Косвенной.

C. Скрытой.

452. ... кредита - это его более детальная характеристика по организационно-экономическим признакам, используемая для классификации кредитов.

A. Функция.

C. Граница.

453. В... форме кредита ссуда используется заемщиком для авансирования (кредитования) других субъектов.

A. Прямой.

C. Скрытой.

D. Косвенной.

454. В... форме кредита ссуда используется на ц|ли, не предусмотренные взаимными обязательствами сторон..

B. Прямой.

C. Косвенной.

D. Скрытой.

455. Субъектами коммерческого кредита выступают:

A. Коммерческие банки и физические лица.

B. Юридические и физические лица и государство.

C. Хозяйствующие субъекты.

D. Торговые организации и физические лица.

456. Коммерческий кредит, как правило, носит... характер.

A. Краткосрочный.

B. Долгосрочный.

C. Бессрочный.

D. Средне- и долгосрочный.

457. Объектом сделки коммерческого кредита выступают:

A. Валютные ценности.

B. Денежные средства.

C. Ценные бумаги.

D. Товары и услуги.

458. Объектом сделки коммерческого кредита выступают ресурсы:

A. Коммерческого банка.

B. Предприятия-продавца.

C. Центрального банка.

D. Предприятия-потребителя.

459. В современной экономике наиболее распространенной является... форма кредита.

A. Коммерческая.

B. Банковская.

C. Гражданская.

D. Лизинговая.

460. ... - это разновидность коммерческого кредита, связанная с обязательством заемщика оплатить в определенный срок всю сумму продукции, поставленной ему за определенный период.

A. Открытый счет.

Консигнация.

C. Сезонный кредит.

D. Вексельный способ.

461. Сделка коммерческого кредита оформляется в основном:

A. Аккредитивом.

B. Векселем.

C. Инкассо.

D. Устной договоренностью.

462. ... - это разновидность коммерческого кредита, предполагающая определенные обязательства заемщика перед кредитором (если товары продаются, то обязательства погашаются; в противном случае товар возвращается без уплаты неустойки).

A. Сезонный кредит.

B. Открытый счет.

C. Франчайзинг.

D. Консигнация.

463. ... - это система договорных кредитных отношений между крупными промышленными и торговыми фирмами и мелкими розничными магазинами.

A. Франчайзинг.

B. Консигнация.

C. Сезонный кредит.

D. Открытый счет.

464. Заемщиками в банковском кредите выступают:

A. Только юридические лица.

B. Только физические лица.

C. Только государство в лице представляющих его органов.

D. Юридические и физические лица.

465. Для... кредита характерно движение ссуженной стоимости в следующих формах: предоставление кредита в товарной форме - погашение кредита в денежной форме.

A. Банковского.

B. Коммерческого.

C. Гражданского.

D. Государственного.

466. В банковском кредите в качестве кредиторов могут выступать:

A. Любые кредитно-финансовые учреждения, располагающие временно свободными денежными средствами.

B. Только коммерческие банки.

C. Только страховые и инвестиционные компании.

D. Кредитно-финансовые учреждения, имеющие лицензию на право совершения кредитных операций.

467. Процент по... кредиту входит в цену товара.

A. Банковскому.

B. Гражданскому.

C. Коммерческому.

D. Государственному.

468. Объектом сделки банковского кредита является процесс передачи в ссуду:

A. Денежных средств.

B. Средств производства.

C. Драгоценных металлов.

D. Товарно-материальных ценностей.

469. ... банковские ссуды используются, как правило, для инвестиционных целей.

A. Краткосрочные.

B. Среднесрочные.

C. Долгосрочные.

D. Бессрочные.

470. ... банковские ссуды подлежат возврату в фиксированный срок после поступления официального уведомления от кредитора.

A. Бланковые.

B. Онкольные.

C. Обеспеченные.

D. Гарантированные.

471. Бланковые ссуды обеспечиваются:

A. Гарантиями и поручительствами.

B. Страхованием риска непогашения кредита.

C. Только кредитным договором.

D. Цессией.

472. Доход по банковскому кредиту поступает в виде:

A. Ссудного процента.

B. Факторного процента.

C. Лизингового процента.

D. Наценки к стоимости товара.

473. ... банковские ссуды предоставляются, как правило, для восполнения временного недостатка собственных оборотных средств заемщика.

A. Долгосрочные.

B. Бессрочные.

C. Бланковые.

D. Краткосрочные.

474. В банковском кредите уплата ссудного процента производится:

A. В момент погашения ссуды.

B. Равномерными взносами заемщика.

C. Путем удержания банком процентов из выдаваемой суммы кредита.

D. Любым способом по согласованию кредитора и заемщика.

475. Потребительский кредит выдается для оплаты... стоимости товаров или услуг.

A. Полной.

B. Всей или части.

D. Не более 1/10.

476. В потребительских кредитах на неотложные нужды ссуда может быть использована заемщиком:

A. Только на производственные цели.

B. На любые цели.

C. Только на строительство садовых домиков и капитальный ремонт жилых помещений.

D. Только для финансирования затрат по приобретению жилья и созданию подсобного домашнего хозяйства.

477. Потребительское кредитование населения в РФ в основном осуществляет:

A. Сбербанк РФ.

B. Внешторгбанк РФ.

C. Центральный банк РФ.

D. Россельхозбанк.

478. ... кредиты обычно предоставляются кредиторами при наличии достаточного доверия к заемщику.

A. Онкольные.

B. Бланковые.

C. Скрытые.

D. Дорогие.

479. ... форма кредита основана на участии в кредитной сделке в качестве кредитора физических лиц.

A. Коммерческая.

B. Банковская.

C. Лизинговая.

D. Гражданская.

480. Государственные займы могут быть:

A. Как внутренними, так и внешними.

B. Только внутренними.

C. Только региональными.

D. Только внешними.

481. По способу размещения государственные займы могут быть:

A. Выигрышными, процентными и товарными.

B. Краткосрочными и долгосрочными.

C. Принудительными, размещаемыми по подписке и свободно обращающимися.

D. Облигационными и безоблигационными.

482. По характеру выплачиваемого дохода государственные займы могут быть:

A. Выигрышными, процентными и облигационными.

B. Выигрышными, процентными и товарными.

C. Процентными, товарными и внешними.

D. Товарными, выигрышными и необращающимися.

483. По способу оформления государственные займы делятся на:

A. Облигационные и безоблигационные.

B. Рыночные и нерыночные.

C. Обращающиеся и необращающиеся.

D. Региональные и межрегиональные.

484. В лизинговом кредите лессор выступает в качестве:

A. Лизингополучателя.

B. Производителя продукции.

C. Гаранта обеспечения сделки.

D. Лизингодателя.

485. Лизор - сторона лизингового кредита, выступающая в качестве:

A. Лизингодателя.

B. Производителя продукции.

C. Лизингополучателя.

D. Гаранта обеспечения сделки.

486. Объектом лизингового кредита выступают:

A. Товарные ценности.

B. Денежные средства.

C. Товарные и денежные средства.

D. Валютные ценности.

487. При... лизинге договор не может быть расторгнут ранее установленного срока.

A. Финансовом.

B. Оперативном.

C. Оперативно-финансовом.

D. Факультативном.

488. В отличие от коммерческого кредита лизинговый кредит погашается:

A. Только товарами.

B. Товарами и деньгами.

C. Только деньгами.

D. Только средствами производства.

489. При... лизинге договор может быть расторгнут в любое время.

A. Финансовом.

B. Оперативно-финансовом.

C. Оперативном.

D. Эксцедентном.

490. ... кредит - это форма кредита, в которой заемщиками являются физические лица, а кредиторами - кредитные учреждения и торговые организации.

A. Ипотечный.

B. Гражданский.

C. Потребительский.

D. Коммерческий.

491. Значение... кредита заключается в том, что он способствует модернизации производства и широкому внедрению в нем достижений научно-технического прогресса.

A. Лизингового.

B. Государственного.

C. Потребительского.

D. Ипотечного.

492. ... кредит носит единичный характер и используется при кредитовании инсайдеров и при гражданской (личной) форме кредита.

A. Инвестиционный.

B. Налоговый.

C. Бесплатный.

D. Фондовый.

493. Значение... кредита заключается в том, что с его помощью происходит перелив капиталов из одних отраслей экономики в другие и осуществляется финансирование воспроизводственного процесса.

A. Гражданского.

B. Потребительского.

C. Ипотечного.

D. Банковского.

494. ... кредит - это кредит, который предоставляется в виде отсрочки платежа за проданные товары.

A. Банковский.

B. Коммерческий.

C. Государственный.

D. Гражданский (дружеский).

495. Главное назначение... кредита состоит в том, что с его помощью обеспечивается удовлетворение потребностей населения.

A. Коммерческого.

B. Банковского.

C. Лизингового.

D. Потребительского.

496. ... кредит базируется на арендной сделке с правом выкупа оборудования по остаточной стоимости.

A. Лизинговый.

B. Коммерческий.

C. Ипотечный.

D. Хозяйственный.

497. Значение... кредита заключается в том, что с его помощью укрепляются производственные связи между предприятиями и происходит перераспределение между ними товарно-материальных ценностей.

A. Государственного.

B. Коммерческого.

C. Банковского.

D. Гражданского.

498. Установите соответствие указанных в правой колонке характеристик форм кредита обозначенным в левой колонке.

499. Установите соответствие форм кредита, указанных в правой колонке, их характеристикам, обозначенным в девой колонке.


Еще по теме Формы и виды кредита:

  1. Формы и виды кредита по различным классификационным признакам

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право -

Формы кредита — это разновидности , вытекающие из сущности кредитных отношений.

Классификация кредита осуществляется по таким базовым признакам, как характер ссуженной стоимости, категории кредиторов и заемщиков, по форме предоставления, направлениям потребностей заемщиков.

Рис. 5.1. Классификация форм кредита

Формы кредита по характеру ссуженной стоимости

По характеру ссуженной стоимости кредит делится на три формы:

Товарная форма кредита исторически предшествует денежной форме. В данной форме кредита товары передаются взаймы. При этом товары, являющиеся объектом кредита, обеспечивают его возврат. Товары используются в экономическом обороте, а погашаются чаще всего деньгами. Товары переходят в собственность заемщика лишь после погашения кредита и уплаты процентов.

Первыми кредиторами были субъекты, которые обладали излишками предметов потребления. В настоящее время товарная форма кредита применяется при продаже товаров в рассрочку, лизинге и прокате и зачастую сопровождается денежной формой.

Денежная форма кредита - классическая форма кредита, означающая, что взаймы предоставляются временно свободные денежные средства.Денежная форма является наиболее типичной ввиду того, что деньги являются всеобщим эквивалентом при обмене товарных стоимостей, универсальным средством обращения и платежа. Данная форма кредита во многом зависит от ситуации в экономике, уровня инфляции, безработицы и т.д. Данная форма кредита используется как государством, так и физическими лицами как внутри страны, так и во внешнеэкономическом обороте.

Смешанная (товарно-денежная) форма кредита. В этом случае кредит предоставляется в форме товара, а возвращается деньгами или наоборот.Широко распространен в развивающихся странах, когда заемные средства на международном уровне возвращаются посредством товарных поставок.

Банковский кредит

При данной форме кредита используется лишь денежный капитал. Данный кредит предоставляется исключительно финансово-кредитными учреждениями, имеющими лицензию ЦБ РФ на ведение такого вида операций. Сфера применения этого кредита значительно шире коммерческого.

Банковская форма кредита имеет следующие особенности:

  • банк, как правило, оперирует не столько своим капиталом, сколько привлеченными ресурсами;
  • банк ссужает незанятый капитал;
  • банк ссужает не просто денежные средства, а деньги как капитал.

В качестве цены за пользование банковскими кредитами выступает ссудный процент, определяемый на взаимовыгодной основе между субъектами кредитных отношений и фиксируемый в кредитном договоре.

Коммерческий кредит

Коммерческий кредит означает, что кредитором является не кредитная организация, а кредит предоставляется в ходе торговой сделки, поэтому его называют еше и торговым. Кредит может предоставить любой субъект, имеющий в своем распоряжении временно свободные денежные средства.

Коммерческий кредит — одна из первых форм кредитных отношений в экономике, породившая вексельное обращение и тем самым активно способствовавшая развитию безналичного денежного оборота, находя практическое выражение финансово-хозяйственных отношений между юридическими лицами в форме реализации продукции или услуге отсрочкой платежа. Основная цель этой формы кредита — ускорение процесса реализации товаров и, следовательно, извлечение заложенной в них прибыли.

Инструментом коммерческого кредита традиционно является вексель , выражающий финансовые обязательства заемщика по отношению к кредитору. Наибольшее распространение получили две формы векселя — простой вексель, содержащий прямое обязательство заемщика на выплату установленной суммы непосредственно кредитору, и переводной (тратта), представляющий письменный приказ заемщику со стороны кредитора о выплате установленной суммы третьему лицу либо предъявителю векселя. В современных условиях функции векселя часто принимает на себя стандартный договор между поставщиком и потребителем, регламентирующий порядок оплаты реализуемой продукции на условиях коммерческого кредита. Коммерческий кредит принципиально отличается от банковского:

  • в роли кредитора выступают не специализированные кредитно-финансовые организации, а любые юридические лица, связанные с производством либо реализацией товаров или услуг;
  • предоставляется исключительно в товарной форме;
  • ссудный капитал интегрирован с промышленным или торговым, что в современных условиях нашло практическое выражение в создании финансовых компаний, холдингов и других аналогичных структур, включающих в себя предприятия различной специализации и направлений деятельности;
  • средняя стоимость коммерческого кредита всегда ниже средней ставки банковского процента на данный период времени;
  • при юридическом оформлении сделки между кредитором и заемщиком плата за этот кредит включается в цену товара, а не определяется специально, например, через фиксированный процент от базовой суммы.

В зарубежной практике коммерческий кредит получил исключительно широкое распространение. Например, в Италии до 85% от суммы сделок в оптовой торговле осуществляется на условиях коммерческого кредита, причем средний срок по нему составляет около 60 дней, что существенно превышает срок фактической реализации товаров непосредственным потребителям. В России эта форма кредитования до последнего времени была ограничена сферой обращения. В других отраслях се распространению объективно препятствовали такие факторы, как высокие темпы инфляции, кризис неплатежей, ненадежность партнерских связей, недостатки конкретного права.

В современных условиях на практике применяются в основном три разновидности коммерческого кредита:

  • кредите фиксированным сроком погашения;
  • кредит с возвратом лишь после фактической реализации заемщиком поставленных в рассрочку товаров;
  • кредитование по открытому счету, когда поставка следующей партии товаров на условиях коммерческого кредита осуществляется до момента погашения задолженности по предыдущей поставке.

Государственный кредит

Основной признак — участие государства или местных органов власти различных уровней. Государственный кредит предоставляется за счет бюджетных средств.

Осуществляя функции кредитора, государство через центральный банк производит кредитование:

  • конкретных отраслей или регионов, испытывающих особую потребность в финансовых ресурсах, если возможности бюджетного финансирования уже исчерпаны, а ссуды коммерческих банков не могут быть привлечены вследствие действия факторов конъюнктурного характера;
  • коммерческих банков в процессе аукционной или прямой продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов;
  • целевых программ международных отношений.

Государство выступает в роли заемщика в процессе размещения государственных займов или при осуществлении операций на рынке государственных краткосрочных ценных бумаг. Основной формой кредитных отношений при государственном кредите являются такие отношения, при которых государство выступает заемщиком средств. Следует отметить, что в условиях переходного периода он должен использоваться не только в качестве источника привлечения финансовых ресурсов, но и эффективного инструмента централизованного кредитного регулирования экономики.

Международный кредит

Международный кредит - совокупность кредитных отношений, функционирующих на международном уровне, непосредственными участниками которых являются государство и международные финансовые институты (МВФ, МБРР и др.). Отличительным признаком является принадлежность одного из участников кредитных отношений к другой стране.

В отношениях с участием государств в целом и международных институтов кредит всегда выступает в денежной форме, во внешнеторговой деятельности — также и в товарной (как разновидность коммерческого кредита импортеру). Классифицируется по нескольким базовым признакам:

  • по характеру кредитов — межгосударственный, частный;
  • по форме — государственный, банковский, коммерческий;
  • по месту в системе внешней торговли — кредитование экспорта, кредитование импорта.

Характерным признаком международного кредита выступает его дополнительная правовая или экономическая защищенность в форме частного страхования и государственных гарантий.

При смене режимов новые власти не всегда признают обязательства своих предшественников. Дня содействия государствам и коммерческим кредиторам в решении данной проблемы созданы клубы международных кредиторов: Парижский клуб объединяет государства-кредиторы, в Лондонский клуб входят международные коммерческие кредиторы.

Гражданская форма кредита

Гражданская форма кредита (частная, личная, ростовщическая). Данная форма кредита была первой в истории кредита и существовала в товарной форме, затем получила развитие и в денежной форме. Она носит ростовщический характер. Этот кредит реализуется путем выдачи ссуд физическими лицами, а также хозяйствующими субъектами, не имеющими соответствующей лицензии от центрального банка. Характеризуется сверхвысокими ставками ссудного процента и зачастую криминальными методами взыскания с неплательщика.

Данная форма кредита может носить и дружеский характер. Он основан на взаимном доверии и не сопровождается заключением договора. Используются долговые расписки, имеющие нотариальные удостоверения.

Потребительский и производственный кредит

Производственный кредит предоставляется на предпринимательские цели: расширение объема производства, работ, услуг, активов. Производственный кредит напрямую воздействует на увеличение предложения товаров, работ, услуг, активов, факторов производства, повышение уровня жизни населения.

Потребительский кредит. Характерной чертой потребительского кредита являются отношения как денежного, так и товарного капитала, причем потенциальными заемщиками выступают физические лица.

В отличие от производственной формы этот кредит используется населением на цели потребления, он не направлен на создание новой стоимости.

В роли кредитора могут выступать как специализированные кредитные организации, так и любые юридические лица, осуществляющие реализацию товаров или услуг. В денежной форме потребительский кредит предоставляется как банковская ссуда физическому лицу для приобретения недвижимости, оплаты дорогостоящего лечения и т.п., в товарной — в процессе розничной продажи товаров с отсрочкой платежа. В России этот вид кредита только получает распространение, ограниченно используется при кредитовании под залог недвижимости (чаще всего — жилья). В зарубежной же практике потребительский кредит охватывает все слои трудоспособного населения, в основном через различные системы кредитных карточек.

Другие формы кредита

Кроме того, кредит можно классифицировать и по другим признакам. Так, имеется финансовая форма кредита, прямая и косвенная, явная и скрытая, основная и дополнительная, развитая и неразвитая.

Финансовый кредит используется для проведения операций с финансовыми активами: ценными бумагами, валютой, различными инструментами рынка ссудных капиталов. Он способствует удовлетворению спроса на спекулятивный капитал.

Прямая форма кредита отражает непосредственную выдачу ссуды се пользователю без посредников.

Косвенная форма кредита предусматривает взятие ссуды для кредитования других субъектов. Обычно используется при кредитовании покупки сельскохозяйственных продуктов.

Под явной формой кредита понимается кредит с заранее оговоренной целью. К новым формам кредита относятся лизинговый кредит и ряд других.

Основная форма кредита - это денежный кредит, в то время как товарный кредит является дополнительной его формой.

Развитая и неразвитая формы кредита характеризуют степень его развития. К неразвитой форме кредита можно отнести ломбардный кредит.

Рассмотрев формы кредита, можно проанализировать и их виды.

Виды кредита

В результате взаимоотношений кредитора и заемщика можно выделить шесть самостоятельных общих форм кредита.

Банковский кредит - одна из наиболее распространенных форм кредитных отношений в экономике, объектом сделки выступают денежные средства. Операции осуществляются специализированными кредитными организациями, которые имеют лицензию от центрального банка. Банк оперирует не столько своим капиталом, сколько заемными ресурсами. Он распоряжается незанятыми капиталами, временно свободными денежными средствами, размещенными на банковских счетах. Банк предоставляет кредит на платной основе (ссуженная стоимость выступает как капитал: деньги приносят прибыль заемщику, которой должно быть достаточно по крайней мере для уплаты ссудного процента). В роли заемщика выступают юридические и физические лица, заключающие с кредитным учреждением соответствующий договор. Ставка банковского процента определяется по соглашению сторон с учетом ставки рефинансирования, стоимости кредитных ресурсов и условий кредитования.

По срокам исполнения кредиты подразделяются на:

  • онкольные — кредит подлежит погашению в фиксированный срок после уведомления кредитора, в настоящее время используется достаточно редко;
  • краткосрочные кредиты предоставляются на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств (обычно до одного года). Краткосрочные кредиты наиболее активно используются на фондовом рынке, в торговле и сфере услуг, в режиме межбанковского кредитования. В отечественной банковской практике такие кредиты являются наиболее распространенной формой и характеризуются тем, что предоставляются обычно на срок до 6 месяцев и обслуживают сферу обращения;
  • среднесрочные кредиты предоставляются на срок от одного года до трех лет. В условиях России кредиты до одного года помимо торгово-коммерческого характера имеют производственное направление;
  • долгосрочные кредиты предоставляются на срок свыше одного года, в отдельных странах — свыше трех лет и используются, как правило, в инвестиционных целях, обслуживают движение основных средств. Особенно распространены для кредитования капитального строительства, топливно-энергетического комплекса, сырьевых отраслей. В России практически не используются из-за экономической нестабильности, отсутствия долгосрочных кредитных ресурсов.

По способам погашения банковские кредиты подразделяются на:

  • кредиты с единовременным взносом со стороны заемщика , не требующие использования механизма дифференцированного процента;
  • кредиты в рассрочку в течение всего срока действия договора используются при погашении среднесрочных и долгосрочных ссуд. В договоре предусматриваются антиинфляционные меры для кредитора.

По способу удержания ссудного процента:

  • процент выплачивается в момент общего погашения кредита (краткосрочные);
  • процент выплачивается равномерными взносами в течение всего срока действия договора;
  • процент выплачивается в момент выдачи кредита , встречается очень редко при сверхкоротких ссудах до пяти дней.

По наличию обеспечения:

  • доверительные кредиты - кредитный договор является единственной формой обеспечения. Используются для кредитования постоянных и надежных клиентов. Таким образом банки могут кредитовать друг друга; при среднесрочном кредитовании обязательно страхование кредита за счет средств заемщика;
  • обеспеченные кредиты - в качестве обеспечения выступает любое имущество, принадлежащее заемщику на правах собственности, чаше всего недвижимость, ликвидный товар, ценные бумаги. При нарушении заемщиком условий договора обеспечение переходит банку. При заключении договора очень важно оценить залог;
  • кредиты под гарантии других лиц — гарант оформляет обязательство о возмещении банку понесенного ущерба при нарушении заемщиком условий кредитного договора.

По целевому назначению:

  • кредиты общего характера, используемые заемщиком по своему усмотрению;
  • целевые кредиты используются на цели, предусмотренные условиями кредитного договора, нарушение которых влечет применение финансовых санкций.

По категориям потенциальных заемщиков : на развитие сельского хозяйства; коммерческие кредиты для сферы обращения; кредиты посредникам на фондовой бирже; ипотечные кредиты для владельцев недвижимости; межбанковские кредиты (текущая ставка по межбанковским кредитам является важным фактором определения кредитной политики по другим видам кредитов).

Коммерческий кредит - одна из первых исторических форм кредита, которая породила вексельное обращение. Сторонами сделки выступают юридические лица — хозяйственные субъекты. Способствует развитию безналичного оборота. Ссуженная стоимость обращается между юридическими лицами в форме реализации продукции, оказания услуге отсрочкой платежа.

Вексель - это традиционный инструмент коммерческого кредита, который бывает простым — прямое обязательство заемщика о выплате кредитору определенной суммы, переводным - приказ кредитора заемщику о выплате долга третьему лицу или предъявителю векселя. Отличия коммерческого кредита от банковского заключаются в следующем: в роли кредитора выступает юридическое лицо; если кредит предоставляется в товарной форме, то ссужается не временно свободная стоимость, а обычный товар; собственность как объект передачи переходит от кредитора к заемщику; если кредит выдается в денежной форме, то его источником служат временно свободные денежные средства; право собственности на ссуженную стоимость соответственно остается у кредитора. Средняя ставка по коммерческому кредиту, выданному в товарной форме, ниже ставки банковского кредита, потому что плата за кредит включается в цену товара. В настоящее время применяются три формы коммерческого кредита: кредит с фиксированным сроком погашения; кредите возвратом после фактической реализации поставленных в рассрочку товаров; поставка следующей партии товара осуществляется до момента погашения задолженности по предыдущей партии.

Государственный кредит - государство выступает кредитором в лице органов государственной власти и осуществляет кредитование через ЦБ РФ конкретных отраслей и регионов, коммерческих банков при продаже кредитных ресурсов на межбанковском рынке, а также на международном уровне. В роли заемщика государство выступает в процессе размещения государственных займов или при осуществлении операций с государственными ценными бумагами.

Международный кредит - это совокупность кредитных отношений на мировом уровне. Участниками сделок являются международные финансово-кредитные институты, правительства, банки, монополии. Выступает преимущественно в денежной форме, по внешнеторговым операциям — в товарной форме. Кредиты подлежат частному страхованию (в зависимости от характера кредита) и государственному гарантированию.

Частный кредит - кредитная сделка между частными лицами, основанная преимущественно на долговых расписках. Срок сделки зачастую не является строго оговоренным, проценты устанавливаются в меньшем размере, чем в банке; носит дружеский характер, выступает как в денежной, гак и в товарной формах.

Ростовщический кредит - в настоящее время имеет нелегальный характер, характеризуется сверхвысокими ставками процента и зачастую криминальными методами взыскания долга.

В зависимости от целевых потребностей заемщика различают производительную (ссуда используется на цели производства и обращения) и потребительскую формы кредита (это форма кредитования физических лиц, предоставляется в виде денег или товара, ограниченно используется под залог недвижимости, за рубежом широко распространена через систему кредитных карточек; не используется для создания новой стоимости, преследует цели удовлетворить потребительские нужды заемщика).

Формы кредита не изолированы друг от друга.

Новое на сайте

>

Самое популярное