Домой Микрозаймы От чего богатеют государства по мнению физиократов. Понятие физиократы

От чего богатеют государства по мнению физиократов. Понятие физиократы

  • 3. Возникновение утопического социализма
  • 4. Средневековая экономическая мысль России
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • 2. Этапы развития меркантилизма
  • 3. Основные теоретические положения меркантилизма
  • 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
  • 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
  • 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
  • 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
  • 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
  • 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
  • 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
  • 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
  • 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
  • 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
  • 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
  • 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
  • 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
  • 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
  • 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
  • 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
  • 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
  • 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
  • 2. Экономическая теория к. Маркса
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
  • 1. Экономическое учение с. Сисмонди
  • 2. Экономическая концепция Прудона
  • 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
  • 3. Экономические концепции новой исторической школы
  • 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 11. Маржинализм
  • 1. Методологические принципы маржинализма
  • 2. Австрийская школа предельной полезности
  • 3. Лозаннская школа маржинализма.
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
  • 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
  • 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Раздел 3
  • 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
  • 20-30-Е гг. XX в.
  • 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
  • 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
  • Вопросы для обсуждения
  • Тестовые задания
  • Рекомендуемая литература
  • Тема 14. Теория регулируемого капитализма
  • 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
  • 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
  • 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
  • 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
  • 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
  • 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
  • 1. Общая характеристика неолиберализма
  • 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
  • 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
  • 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
  • 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
  • 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
  • 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
  • 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
  • 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
  • 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Список рекомендуемой литературы
  • Заключение
  • Учебно-методические материалы
  • Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
  • Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
  • Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
  • Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
  • Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
  • Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
  • Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
  • Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
  • 2. Планы семинарских занятий
  • 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
  • 5. Тестовые вопросы по дисциплине
  • Рекомендуемая основная и дополнительная литература
  • 1. Основная учебная литература
  • 2. Дополнительная литература
  • Именной указатель
  • 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ

    Особым течением в рамках классической политической экономии во Франции стала школа физиократов , возникшая в 1750-70-е гг. Слово «физиократия» («физио» - земля, природа, «крат» - власть) означает власть земли, власть природы. Появлению теории физиократов способствовал расцвет в середине XVIII в. французской философии (Вольтер, Руссо, Дидро, д΄Аламбер, Монтескье, Гольбах, Гельвеций), которая развивала идеи «естественного порядка ». Согласно этой концепции, общество представлялось как часть мироздания, подчиненное законам природы иразвивающееся по независимым от воли людей «естественным», объективным законам . Физиократы стали применять эти идеи по отношению к экономике.

    Признанным лидером и основоположником направления физиократии был Франсуа Кенэ (1694-1774). Франсуа Кенэ родился недалеко от Версаля в семье крестьянина, занимавшегося мелкой торговлей. Благодаря своим природным дарованиям получил профессию врача. Медицинская практика принесла ему известность. С 1734 г. он работает в Париже и в 1752 г. получает должность лейб-медика французского короля Людовика XV. Имея расположение короля, Франсуа Кенэ получил дворянство, жил в Версале и приобрел крупное земельное поместье.

    По мере улучшения и упрочения своего материального положения Ф. Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Кенэ начинает изучать философскую науку, куда привнес свой опыт естествоиспытателя. Позже интересы Франсуа Кенэ распространяются и на экономическую науку, в которой онвыступает как приверженец теории естественного порядка. С 1756 г. Ф. Кенэ участвует в «Энциклопедии», издававшейся философами-просветителями Дидро и д`Аламбером, и пишет свои первые экономические статьи «Население», «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1756), затем издает важнейшие свои работы - «Экономическая таблица» (1758) и «Естественное право» (1765).

    Экономические идеи Кенэ имели большой успех, у него появились ученики, которые приняли имя «экономистов». Однако поскольку позже это название стало термином, имеющим боле широкое значение, школу Кенэ стали называть «физиократы».

    Предмет исследования . Физиократы выступили с резкой критикой монетаризма (монетарной системы меркантилизма) – они отвергали его концепцию о том, что единственной формой богатства является золото, а его источник – внешняя торговля. В отличие от меркантилистов физиократы перенесли предмет исследования из сферы обращения в сферу производства, хотя и в специфической узкоотраслевой форме. Физиократы объявили сельское хозяйство единственно производительной отраслью, создающей богатство страны, и начали исследование этой отрасли, которую вообще «можно мыслить обособленно, независимо от обращения и обмена».

    Борясь с меркантилизмом, физиократы критиковали тезис о том, что богатство порождается обменом, и первыми выдвинули идею эквивалентности обмена . В природе и обществе обмен осуществляется по принципу эквивалентности. Они считали, что покупки уравновешиваются с обеих сторон. Обмен сводится к обмену одинаковых ценностей, обмен ничего не производит , так как товары поступают в обращение с заранее заданной ценой. Деньги трактовались физиократами как бесполезное богатство и считались скромными посредниками в обмене.

    Методология учения физиократов. Основой теоретических изысканий физиократов было учение о «естественном порядке ». Физиократы признавали объективную реальность окружающего мира, само существование которого объяснялось соответствием«естественному порядку» и«естественному праву». Законы«естественного порядка» устанавливаются Богом для воспроизводства и распределения материальных благ. Они выражают высшую справедливость и выгодны человеческому обществу. Опираясь на теорию «естественного порядка», физиократы дали обоснование требованиюневмешательства правительства в хозяйственную жизнь общества.Богатство - это производимая на данной территории продукция. А производство той или иной продукции в государстве объясняется наличием данных от Бога природных, прежде всего, сельскохозяйственных ресурсов. Бо льшая производительность создается самой природой и не зависит от желания и действий правительства.

    Учение о «естественном порядке» было изложено Франсуа Кенэ в его работе «Естественное право», вышедшей в 1765 г. Своеобразие методологии Кенэ проявлялось в том, что он, исходя из концепции «естественного порядка» и опираясь на опыт врача, сравнивал экономику с живым организмом. Другими словами, экономика независимо от воли и желания людей живет по своим «естественным» (объективным) законам. Отсюда и термин «физиократия», то есть власть природы. Если же люди, прежде всего политики, действуют вопреки «естественным» законам экономики, это разрушительно влияет на ее состояние, она «заболевает». Поэтому свою главную задачу Кенэ и его последователи видели в выявлении этих законов и доведении сведений о них до правительства.

    Право собственности физиократы рассматривали как основу «естественного права» , определяющего нормы поведения людей согласно естественным законам, которые не зависят от людей и политической власти. По-существу, естественный порядок – это буржуазный порядок , так как он обеспечивает защиту частной собственности и конкуренции.

    Идея о саморегулировании экономической системы и обращение кпроизводству , хотя только в сфере сельскохозяйственного производства, в качестве предмета исследования, дают основаниеотносить физиократов к классическому направлению в экономической мысли , пусть даже и с определенными ссылками на специфичность этой школы.

    Основные теоретические положения . Центральное место в экономическом учении Ф. Кенэ занимает учение о чистом продукте , что изложено в его знаменитой работе «Экономическая таблица» (1758). Под «чистым продуктом» имелся в виду прибавочный продукт, исчисляемый как разность между валовым национальным продуктом и израсходованными в течение года на его создание материальными затратами. Кенэ полагал, что богатство нации или «чистый продукт» - это дар природы и производится только в земледелии . Источником чистого продукта является земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. Кенэ, по сути, логически завершает положение У. Петти о том, что труд – отец богатства, земля – его мать. Единственной формой чистого продукта, как продукта созданного в сельском хозяйстве, является земельная рента .

    В промышленности чистый продукт не создается, здесь происходит только смена первоначальной формы поступившего из сельского хозяйства продукта. Таким образом, труд в сельском хозяйстве производителен , поскольку именно здесь создается богатство нации – чистый продукт; труд в промышленности с этой точки зрения он называет бесплодным , но не бесполезным. Здесь не производится чистый продукт, но придается новая форма сырому материалу. Занятые в промышленности зарабатывают средства к существованию , но не производят их . Труд в торговле , по мнению Ф. Кенэ, также не порождает богатства, но необходим для перемещения созданного продукта. Ф. Кенэ утверждал, что необходима только «абсолютная свобода торговли» как условие расширения торговли, устранения монополии и сокращения торговых издержек.

    Капитал . Кенэ впервые проанализировал понятие «капитал », но такого термина у него еще не было. Он применил термин «авансы ». Величина чистого продукта ставилась Ф. Кенэ в зависимость от вложения капитала и фактически являлась продуктом движения капитала.

    Меркантилисты отождествляли капитал, как правило, с деньгами. Кенэ считал, что деньги сами по себе ничего не производят. Впервые в истории экономической мысли он дает анализ вещественной формы капитала и разграничивает его составные части. Сельскохозяйственные орудия, постройки и все, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют собой «первоначальные авансы »; затраты на семена, оплату труда работников, корма и другие издержки, осуществляемые в течение одного производственного цикла - это «ежегодные авансы ». Фактически Кенэ разделил авансированный в сельское хозяйство капитал на основной и оборотный по производственному признаку. Он доказал, что в движении находится не только оборотный, но и основной капитал. И хотя чистый продукт сводится к благам, которые производятся единственным фактором - землей, но зато не без участия труда и капитала.

    Классы . Впервые в истории экономической мысли физиократы провели деление общества на классы с чисто экономической точки зрения. Основными признаками класса было участие в создании общественного богатства (чистого продукта) и участие в распределении созданного богатства. В соответствии с учением о «чистом продукте» физиократы выделили три основных класса : производительный, бесплодный и земельных собственников. К производительному классу были отнесены все, кто авансирует капитал в сельское хозяйство и непосредственно обрабатывает землю (фермеры и крестьяне). К бесплодному классу была отнесена та часть населения, которая осуществляет инвестиции в промышленное производство и непосредственно в нем трудится (промышленники и наемные работники). Земельные собственники - это монарх, церковь и дворяне. Они выполняют, по мнению физиократов, очень важную функцию - содействуют реализации продукции как производительного, так и бесплодного класса, поэтому выделены в особый класс. Налоги, по мнению Кенэ, должны взиматься только с земельных собственников.

    Анализ общественного воспроизводства. Экономическая таблица . Важнейшим достижением Ф. Кенэ стал анализ общественного воспроизводства , который был представлен в его «Экономической таблице». Термин «воспроизводство » как постоянное повторение производства и сбыта впервые в экономическую науку ввели физиократы. В экономической системе, по мнению Ф. Кенэ, постоянно осуществляется кругооборот общественного продукта, который опосредуется встречным круговым потоком доходов, причем оба потока движутся без участия государства .

    В «Экономической таблице» Ф. Кенэ показывает, как происходит реализация годового продукта общества, и как формируются предпосылки воспроизводства. «Экономическая таблица» - это схема, сильно упрощающая объективную реальность, для того чтобы были видны важнейшие экономические закономерности. Кенэ абстрагируется от процесса накопления и рассматривает только простое воспроизводство. Он предполагает стабильность денег, исключает колебание товарных цен, влияние внешней торговли. Движение товаров и денег рассматривается как одномоментный акт купли-продажи между основными классами общества. Покупки и продажи внутри каждого класса не принимаются во внимание.

    По статистическим данным тех лет Кенэ определяет стоимость валового продукта земледелия Франции. Он равен 5 миллиардам ливров в денежном выражении. Из них 4 млрд. ливров - это продовольствие и 1 млрд. ливров - это сырье. Кроме того, у фермеров или земледельцев за реализацию прошлогоднего урожая имеется 2 млрд. ливров в виде денег, которые выплачиваются собственникам в виде земельной ренты.Бесплодный класс создает промышленной продукции на 2 млрд. ливров.

    Начало реализации (рис. 1) дают землевладельцы, которые, получив земельную ренту (2 млрд. ливров), приобретают продукты питания на 1 млрд. ливров и промышленной продукции на 1 млрд. На этом их роль завершается. Они создали условия собственного воспроизводства как класса. Деньги (1 млрд. ливров) оседают у фермеров. Последующий обмен осуществляется между землевладельцами и бесплодным классом. Бесплодный класс на 1 млрд. ливров, полученных от землевладельцев, покупает у фермеров продукты питания, а фермеры на этот же миллиард ливров необходимые промышленные товары. Вернувшийся миллиард ливров промышленники тратят на необходимое им сырье. Второй миллиард ливров возвращается к землевладельцам.

    На этом процесс реализации заканчивается, так как созданы все необходимые условия для воспроизводства. Землевладельцы обеспечены продовольствием и промышленными товарами на 2 млрд. ливров, фермеры реализовали свою продукцию на 3 млрд. ливров (1 млрд. - собственникам и 2 млрд. - бесплодному классу). У них из 5 млрд. валовой продукции осталось 2 млрд. для собственного потребления и на осуществление «ежегодных авансов».

    Кроме того, к фермерам вернулись 2 млрд. ливров денег, которые они выплатят землевладельцам за аренду земли в виде ренты в следующем году. Промышленники тоже полностью реализовали свою продукцию и обеспечили себя сырьем и продовольствием. В результате, произошла полная реализация и созданы все предпосылки воспроизводства валового продукта в прежнем объеме.

    Земледельцы Собственники Бесплодный

    (фермеры) класс

    2 млрд. на собственное

    пропитание и ежегодные авансы

    Всего: 5 млрд. ливров

    Рис. 4.1. Экономическая таблица Ф. Кенэ

    Таким образом, Ф. Кенэ впервые в истории экономической мысли в «Экономической таблице» предпринял попытку показать основные пути реализации национального продукта и определить основные народнохозяйственные пропорции . Так, в валовом продукте, произведенном в сельском хозяйстве на сумму 5 млрд. ливров, 3 млрд. приходится на издержки по возделыванию земли. В натуральном выражении пропорции складываются следующим образом: фермеры используют 2/5 произведенной продукции на оборотный капитал (собственное пропитание и ежегодные авансы), 1/5 продается «бесплодному» классу в обмен на изделия, требуемые для замены изношенного основного капитала. 2 млрд. ливров идет землевладельцам в качестве денежной ренты. Землевладельцы в свою очередь обменивают 1/2 своего дохода на продукты питания и 1/2 на промышленные товары, а «бесплодный класс» уже на 2 млрд. ливров покупают сырье и продукты питания.

    «Экономическая таблица» - это первый опыт макроэкономического анализа , в котором центральное место занимает понятие валового национального продукта. Это первая в истории сетканатуральных (товарных) иденежных потоков материальных ценностей. Фактически - это начало будущих экономико-математических моделей. Ф. Кенэ, по сути, заложил основу построениябалансов «затраты – выпуск» и межотраслевых балансов производства и распределения продукции, которые через 200 лет получили самое широкое распространение. Создателем балансовых моделей «затраты – выпуск» стал американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев - лауреат Нобелевской премии 1973 года. Используя идею Ф. Кенэ и современные экономико-математические методы, В. Леонтьев построил межотраслевые балансы экономики США. В последующем межотраслевые балансы, построенные по схеме Леонтьева, стали широко применяться в других странах в качестве инструмента прогнозирования, так как они позволяют наглядно увидеть,сколько каждая из отраслей производит продукции для других отраслей и потребляет их продукции в свою очередь . «Экономическая таблица» Франсуа Кенэ воплотила в себе все основные положения физиократов, которые в дальнейшем были переосмыслены, но идея воспроизводства сохранила свое значение и породила целые направления в науке.

    Значение «Экономической таблицы» также в том, что впервые в экономической науке Ф. Кенэ создает схему (модель) воспроизводства, согласно которой в экономической системе постоянно осуществляется кругооборот общественного продукта, как процесс обмена продуктами производства между важнейшими отраслями народного хозяйства (промышленностью и сельским хозяйством) и основными классами общества. Это обращение годового продукта, без всякого вмешательства государства , обеспечивает возмещение использованных фондов сельского хозяйства и промышленности как предпосылку возобновления производства.

    Министерство образования и науки РФ

    Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

    Всероссийский заочный финансово-экономический институт

    РЕФЕРАТ

    по истории экономических учений на тему:

    Экономическая теория физиократов

    1. Введение..................................................................................................3

    2. Понятие физиократии………………………………………………....4

    3. Экономические теории физиократов………………………………...5

    4. Физиократия в России……………………………………………….13

    5. Заключение…………………………………………………………...14

    6. Используемая литература…………………………………………....15

    Введение

    История экономической мысли - история попыток понять действие экономики, основанной на рыночных операциях. Именно исследование проблемы рыночного обмена дало начало именуемое экономической наукой (вспомним взгляды Аристотеля). Если каждая из этих попыток, воплощенная в экономической теории, помогает уяснить характер определенных причинно-следственных связей в экономике, то знание различных экономических теорий помогает понять сложность и взаимозависимость всех экономических перемен и избежать так свойственной человеку склонности искать простые и ясные, но неправильные решения сложных проблем.

    И трудно спорить с М. Блаугом, который пишет: “Гораздо лучше знать интеллектуальное наследие, чем договариваться, что оно хранится в неизвестном нам месте и написано на незнакомом языке”.

    Понятие физиократии

    Во Франции в середине XVIII В., вошедшего в историю человечества как век Просвещения, хотя и зародился класс капиталистических фермеров, положение крестьянства оставалось тяжелым. Страна в ходе бесконечных войн теряла свои колонии, сократилась ее внешняя торговля, ослабли позиции на Европейском континенте. Промышленность обслуживала в основном двор и аристократию.

    Oтpаслью экономики, которая привлекала внимание ученых-практиков, оставалось земледелие. Возникали общества поощрения агрикультуры, стремившиеся к внедрению английских методов хозяйствования как более прогрессивных. Публиковались агрономические сочинения.

    В это время в стране складывается школа физиократов. Название «физиократизм» происходит от греческих слов «физио» - природа и «кратос» - власть; таким образом, физиократизм означает «власть природы».

    Физиократия – направление политической экономии во Франции, которая центральную роль в экономике отводила сельскохозяйственному производству.

    Физиократы сами себя называли экономистами. Это название получили в дальнейшем.

    Крупнейшими представителями этой школы являлись Ф. Кен и А. Тюрго. Они - создатели классической французской политической экономии.

    Экономические теории физиократов

    Франсуа Кенэ

    1. Франсуа Кенэ (1694-1774) родился в деревне Мерэ, вблизи Версаля, в многодетной крестьянской семье. Оставшись в 13 лет без отца, выполнял тяжелую работу и в поле, и дома. Поэтому научился грамоте поздно и ВСЮ свою жизнь испытывал к чтению подлинную страсть.

    В 17 лет он принял решение стать хирургом. С 1711 по 1717 г. жил в Париже, практиковал в госпитале, одновременно работал гpавером в мастерской. В 23 года женился, получил диплом врача и начал работать в городе Манте недалеко от Парижа. Прожил здесь 17 лет, стал популярнейшим врачом в окpyгe. Выпустил несколько медицинских сочинений.

    В 30-е годы XVIII в. переселился в Париж, стал домашним врачом герцога Виллеруа, а в 1749 г. перешел к маркизе Помпадур в Версальский дворец. Здесь, на антресолях, он прожил 25 лет. Квартира Ф. Кенэ, состоявшая из одной большой комнаты, стала местом сборищ «литературной республики». Здесь встречались ученые, философы, писатели, сплотившиеся вокруг «Энциклопедии» Д. Дидро. Именно здесь Ф. Кенэ, как пишет Мармонтель, «…ycepдно трудился над своими аксиомами и расчетами по экономике земледелия... мы рассуждали о земледелии и исчисляли чистый продукт...».

    Произведения Ф. Кенэ публиковались в период 1756-1768 гг. в разной форме и часто анонимно. Некоторые из них остались в рукописном виде, но были разысканы и увидели свет только в ХХ в. Многие идеи Ф. Кенэ рассеяны в многочисленных, небольших по объему, сочинениях и в работах его учеников. В 1756 г. Д. Дидро привлек Ф. Кенэ к работе в «Энциклопедии», что имело очень важное значение для ученого. Он хорошо знал тяготы и нужды крестьян, видел их бедственное положение. В то же время, живя при королевском дворе, он был свидетелем расточительной роскоши аристократов.

    Наиболее известными экономическими статьями Ф. Кенэ по сельскому хозяйству, написанными для «Энциклопедии», являются «Фермеры», «Зерно», «Население», «Налоги».

    В обобщенном виде экономическая программа Ф. Кенэ была изложена в работе «Общие принципы экономической политики земледельческого государства» (1758). Концепция «естественного порядка» стала предметом исследования в работе «Естественное право» (1765), а также «Китайский деспотизм» (1767). Его мысль о том, что промышленность - бесплодная отрасль, развита в сочинении «О ремесленном труде» (1766). Самое знаменитое произведение Кенэ ­ «Экономическая таблица» (1758), которая неоднократно потом комментировалась. Ученик Ф. Кенэ Дюпон де Немур в 1768 г. опубликовал сочинение «О происхождении и прогрессе новой науки». В нем подведены итоги развития учения физиократов. Дюпон отметил, что трудами Ф. Кенэ была создана новая наука - политическая экономия в ее классическом французском варианте.

    Ф. Кенэ разработал концепцию «естественного порядка» , согласно которой капиталистический способ производства есть естественная форма хозяйства, освобожденная от пережитков феодализма и развивающаяся на основе принципов свободной конкуренции. Ф. Кенэ создал учение об эквивалентности обмена, о деньгах, о цене . Здесь важны выводы об отношении обмена, торговли к процессу создания стоимости. По мнению физиократов, обмен ничего не производит, покупки удовлетворяются с обеих сторон, ценность обменивается на ценность. Деньги сами по себе являются бесплодным богатством, признается только их функция как средства обращения. В этом состояло отрицание меркантилистической политики, основанной на принципе: покупать дешевле - продавать дороже. Однако отрицание Ф. Кенэ значения торговой прибыли было неправомерным.

    Прогрессивность взглядов физиократов заключалась в том, что они перенесли предмет исследования из сферы обращения в сферу производства. Ф. Кенэ создал учение о чистом продукте, о труде производительном и «бесплодном», хотя единственной отраслью, в которой создается богатство страны, он ошибочно считал только сельское хозяйство. В прибавочной стоимости, которую Ф. Кенэ называл «чистым продуктом» , он видел избыток земледельческой продукции над продуктами, затраченными в процессе производства. В его учении анализировался генезис прибавочной стоимости, хотя последняя и воспринималась только в форме земельной peнты.

    К. Маркс, исследуя учение физиократов, писал: «Существенная заслуга физиократов состоит в том, что они в пределах буржуазного кругозора дали анализ капитала. Эта-то заслуга и делает их настоящими отцами современной политической экономии». Слово «капитал не встречается в трудах Ф. Кенэ. Но он выделял такие затраты фермера , как затраты на осушение земли, строения, лошадей, плуги, бороны. Такие затраты делаются один раз в несколько лет и окупаются постепенно. Их Ф. Кенэ назвал первоначальными авансами (мы их называем основным капиталом). Кроме того, он выделял затраты на семена и содержание батраков, которые осуществляются ежегодно и должны окупаться урожаем текущего года. Такие авансы Ф. Кенэ называл ежегодными (в современной терминологии - оборотный капитал). Для времен Ф. Кенэ такой анализ был огpoмным достижением - им создана основа для анализа оборота и воспроизводства капитала, которое представляет постоянное возобновление и повторение процессов производства и сбыта. Именно Ф. Кенэ впервые использовал термин «воспроизводство», играющий в экономической науке исключительно важную роль.

    Франсуа Кенэ один из первых попытался вскрыть экономические основы разделения общества на классы. Согласно его учению в обществе существуют три класса: производительный класс, класс собственников и класс непроизводительный. Ф. Кенэ первым встал на путь научного анализа воспроизводства и распределения общественного продукта при капитализме, разработав знаменитую «Экономическую таблицу». С помощью числового примера и графика он изобразил, как создаваемый в земледелии валовой и чистый продукт страны обращается в натуральной и денежной форме между тремя классами общества. Это был первый опыт макроэкономического анализа, первая модель общественного воспроизводства. Экономическая таблица Ф. Кенэ, как известно, послужила одной из точек опоры, использованных К. Марксом в его схемах воспроизводства.

    Недостаток таблицы определялся ошибочностью теории «чистого продукта», неправильным делением общества на три класса, неумением вскpыть противоречия капиталистического способа производства.

    Анн Роббер Жак Тюрго

    2. Продолжателем исследований физиократов стал государственный деятель Франции, генеральный контролер финансов Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781). А. Тюрго происходил из старинной дворянской семьи. По традиции семьи, как третий сын он должен был стать служителем церкви. Однако, получив блестящее образование, будучи гордостью Сорбонны, 23-летний аббат оставил духовную карьеру. На такое решение его подвигли занятия философией, изучение трудов английских мыслителей и других наук. А. Тюрго обладал феноменальной памятью, хорошо знал несколько языков.

    Физиократия (с греч. - «власть природы») - направление классической политической экономии во Франции, которое центральную роль в экономике отводило сельскохозяйственному производству. Физиократы подвергали критике меркантилизм, считая, что внимание производства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на создание изобилия «произведений земли», в чем, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации.

    Физиократизм выражал интересы крупного капиталистического фермерства. Центральные идеи теории физиократии таковы – экономические законы носят естественный характер (то есть понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства.

    Источник богатства есть сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля.

    Промышленность считалась физиократами сферой бесплодной, непроизводящей. Под чистым продуктом они понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта. Бесплодной считалась и торговая деятельность.

    Физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяй­ственное производство) - оборотному капиталу.

    Деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиокра­тов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из «обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

    Физиократы дали определение «первоначальным авансам» (основной капитал) - затраты на земледельческое оборудование и «ежегодным авансам» (оборотный капитал) - ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство.

    Налогообложение физиократы сводили к трем принципам: · налогообложение является источником дохода; наличие соотношения между налогами и доходами; · издержки взимания налогов не должны обременять. Основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694- 1774) был придворным медиком Людовика XV, а проблемами экономики занялся в 60 лет.

    Ф. Кенэ - автор «Экономической таблицы» , в котброй показано, как совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распределяется между классами: производительным (лица, занятые в сельском хозяйстве, - фермеры и сельские наемные рабочие), бесплодным (лица, занятые в промышленности, а также купцы) и собственниками (лица, получающие ренту, - землевладельцы и король). В этом произведении Ф. Кенэ представил основные пути реализации общественного продукта в виде направленного графа с тремя вершинами (классами), объединив все акты обмена в массовое движение денег и товаров, но при этом исключив процесс накопления.

    Само обращение годового продукта состоит из пяти актов:

    1. класс землевладельцев покупает у класса фермеров средства питания на 1 миллиард ливров. Вследствие этого к классу фермеров возвращается один миллиард ливров и одна треть годового продукта выходит из обращения

    2. класс землевладельцев на второй миллиард ливров полученной ренты покупает у «бесплодного» класса промышленные изделия;

    3. класс «бесплодных» на полученный за свои товары миллиард ливров покупает у класса фермеров продукты питания. Следовательно, к клас­су фермеров возвращается второй миллиард ливров и две третьи части продукта выходят из обращения

    4. класс фермеров покупает у «бесплодного» класса на миллиард ливров промышленные изделия, идущие на восстановление инструментов и материалов, стоимость которых вошла в стоимость произведенного годового продукта

    5. класс «бесплодных» на этот миллиард ливров закупает сырье у класса ферме­ров. Таким образом, обращение годового продукта обеспечивает возмещение использованных фондов сельского хозяйства и промышленности как предпосылку возобновления производства.

    Налоги, по мнению Ф. Кенэ, должны взиматься только с земельных собственников в размере 1/3 чистого продукта.

    Ф. Кенэ разработал концепцию естественного порядка , в основе которой лежат моральные законы государства, то есть интересы отдельного лица не могут идти вразрез с общими интересами общества.

    Он представил "Экономическую таблицу" королю Людовику и умолял его предпринять реформу экономической политики, чтобы таким образом уберечься от неминуемого бунта голодных крестьян. Ответ короля было легко предугадать. "Врач? Так лечи. И не лезь не в свое дело!" Неудивительно, что после этого Людовик XVI нашел бесславный конец на гильотине.

    Тем не менее, есть еще одна причина, по которой Кенэ и его учение важны для нас сегодня. Именно Кенэ ввел в обиход термин, который стал лозунгом экономической науки. По мнению Кенэ, наилучшая экономическая политика определяется принципом laissez faire ("лэйзэ фэр"). В вольном переводе с французского это выражение означает "оставьте как есть" или "не мешайте". В экономической науке этот принцип принято понимать как невмешательство государства в коммерческую деятельность.

    Итак, все было готово для появления классической политической экономии, включая лозунг. И классическая политэкономия появилась.

    Все экономисты-классики внесли огромный вклад в развитие не только экономики, но и многих других наук.

    Первым из экономистов-классиков принято считать Дэвида Юма. Юм был ипохондриком. Ему были свойственны частые перемены настроения. Иногда ему казалось, что он очень болен. В таких случаях он писал своему лучшему другу: "Приезжай повидать меня, я скоро умру". Иногда ему приходили в голову странные идеи, о которых он писал все тому же другу. В одном из писем Юм упомянул об одной очень странной идее. Ему показалось, что благосостояние состоит вовсе не в золоте, а в товарах и услугах.

    Его друг поначалу не придал этому внимания, но потом, видя, что идея не проходит сама собой, решил переубедить Юма. Переубедить его оказалось не просто - потребовалось написать целую книгу.

    Книга эта называлась "Исследование о природе и причинах богатства народов", а человека, который ее написал, звали Адам Смит. Однако в процессе написания книги Смит все яснее и яснее осознавал, что Юм прав - благосостояние и в самом деле состоит в товарах и услугах.

    Задача руководства страной, таким образом, оказывалась отнюдь не в накоплении золота. Хороший правитель должен руководить страной так, чтобы ее граждане потребляли товары и услуги, а не продавали их за рубеж в обмен на золото, которое оседает мертвым грузом в подвалах Казначейства.

    Как же этого добиться? Очень просто, говорил Смит. Не мешайте (laissez faire ). Люди сами разберутся, что им нужно для того, чтобы их жизнь стала лучше. Чем лучше жизнь каждого отдельного человека, тем лучше жизнь общества в целом:

    Всякий человек стремится использовать капитал свой так, чтобы продукт его наивысшую ценность имел. Не намеревается он обычно содействовать интересу общественному, да и не знает, насколько ему содействует. Стремится он только к собственной обеспеченности, собственной выгоде. И ведет его в этом некая невидимая рука к результату, коего у него и в мыслях нет. В погоне за своим интересом часто содействует он интересу общественному более, чем если бы в самом деле намеревался ему содействовать.

    Этот экономический закон, открытый Смитом, впоследствии стали называть принципом невидимой руки.

    Правительству остается только защищать права частной собственности. Поддерживать закон, полицию и суд, чтобы преступник не смог безнаказанно отнять собственность у законного владельца. Содержать армию и флот, чтобы этого не смогли сделать чужеземные властители. Может быть, нанять пожарных, чтобы собственность не гибла в огне.

    И никаких тарифов! Установление тарифов, говорил Смит, неминуемо вызовет бунты в колониях.

    "Богатство народов" вышло в свет в 1776 году. Король Георг III, однако, оставил книгу без внимания. Пророчество Смита тем не менее не заставило себя ждать. В том же 1776 году североамериканские колонии начали войну за независимость и, выиграв ее, отделились от Британской империи. Поводом к войне, как теперь известно даже школьникам, послужило. установление тарифа на чай.

    Итак, Смит полагал, что, если правительство оставит торговлю и промышленность в покое, они будут производить все возрастающие количества товаров и услуг. Как же это возможно? У Смита был ответ и на этот вопрос.

    Однажды Смит зашел в мастерскую, где несколько рабочих делали булавки. И вот какой разговор случился у него с одним из них:

    - Сколько булавок Вы один можете сделать за день?

    Примерно двадцать пять, сэр.

    - А сколько здесь работает людей?

    Двенадцать, сэр.

    - И сколько булавок вы делаете за день все вместе?

    Четырнадцать тысяч, сэр.

    Смит не мог поверить своим ушам. Помножьте двадцать пять на двенадцать, и получите триста, но никак не четырнадцать тысяч. Чудо, однако, объяснялось просто. Один рабочий резал проволоку, второй заострял один конец будущей булавки, третий выполнял головку на другом конце. Каждый умел делать всего одну операцию, но очень быстро. Смит назвал это явление разделением труда . По мнению Смита, разделение труда будет способствовать бесконечному экономическому росту - ведь специализироваться могут не только отдельные люди или фирмы, но и целые страны.

    "Богатство народов" давало ответ на многие вопросы. Был, однако, один вопрос, на который Смит не мог дать ответа. Этот вопрос казался ему настолько важным, что он задал его будущим поколениям исследователей в последней главе своей книги:

    И я думаю - почему получается так, что алмазы, не имеющие никакой очевидной полезности за исключением сверкающего блеска драгоценностей, заслуживают такой высокой цены, тогда как вода, необходимая для нашего существования, бесплатна?

    Другими словами, Смит задал вопрос: "Что есть цена?"

    Именно поэтому многие и называют Смита отцом классической экономической науки. Наконец-то после тысячелетий блуждания во тьме кто-то поставил правильный вопрос.

    И напоследок, стоит упамянуть еще одного выдающегося экономиста того времени. Анн Робер Жак Тюрго. Он родился во Франции и согласно семейной традиции окончил теологический факультет Сорбонны, но увлекся экономикой.

    Людовик ХV вступив на престол, назначил Тюрго генеральным контролером финансов (август 1774). Убежденный сторонник сильной монархической власти, Тюрго был уверен, что при поддержке короля сумеет провести свои идеи в жизнь. Он немедленно выпустил эдикт о свободе торговли зерном (13 сентября 1774), упразднявший ограничения в этой области. Тюрго настаивал на отмене монополии и привилегий в важной для Франции торговле вином. Он ликвидировал цеха, объединения ремесленников, сковывавшие развитие производства; одновременно запрещались и союзы подмастерьев и рабочих. Была создана система регулярной почтовой связи и перевозок. Он также реформировал налогообложение: дорожная барщина была заменена денежным сбором, раскладывавшимся на все сословия. Тюрго планировал ввести взамен старых налогов всеобщий поземельный налог. Для распределения налогов на местах он собирался создать систему выборных провинциальных собраний.

    Однако новшества Тюрго затрагивали интересы всех сословий Франции. Их отвергли дворянство и духовенство (Тюрго покушался на их привилегии), а также беднота, пострадавшая от спекуляций и вздорожания хлеба.

    Главный труд А. Тюрго - «Размышления о создании и распределении богатств», в этой книге вслед за Кенэ и другими физиократами он отстаивал принцип свободы экономической деятельности и разделял их взгляд на земледелие как единственный источник прибавочного продукта. Впервые выделил внутри «земледельческого класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наемных работников.

    А. Р. Ж. Тюрго впервые сформулировал так называемый закон убывающего плодородия почвы , который гласит: «Каждое дополнительное вложение капитала и труда в землю дает меньший по сравнению с предыдущим вложением эффект, а после некоего предела всякий дополнительный эффект становится невозможным».

    В целом учение А. Тюрго совпадает с учением физиократов, но при этом стоит отметить следующие идеи:

    · доход от капитала делится на издержки для создания продуктов и прибыль на капитал (заработная плата владельца капитала, предпринимательский доход и земельная рента);

    · обмен взаимовыгоден обоим товаровладельцам, и поэтому происходит уравнивание ценностей обмениваемых благ;

    · уплата ссудного процента оправдывается потерей дохода заимодавца при предоставлении ссуды;

    · текущие цены на рынке, с точки зрения А. Тюрго, формируются с учетом спроса и предложения, являясь критерием, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов.

    Физиократов , именно постоянное воспроизводство богатства... Н. Кондратьев отмечал, что физиократы не проводили методологической грани... принципам экономического либерализма. Подобно физиократам , Тюрго утверждал, что...

    Положения

    Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические отношения между людьми при свободном действии естественного порядка и каковы будут принципы этих отношений. Подобно школе А. Смита и при том раньше неё, физиократы высказывали убеждение, что предоставление полной свободы действию естественных законов одно только способно осуществить общее благо. В связи с этим находятся и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих беспрепятственное проявление естественного порядка, и требование невмешательства государственной власти в экономические отношения - желания, одинаково характеризующие и физиократов, и «классическую» школу. Наконец, в обоих случаях мы имеем дело с реакцией против меркантилизма , который (в своем французском варианте) односторонне покровительствовал только торговле и обрабатывающей промышленности; но физиократы впали в другую односторонность, которой избежала теория, созданная А. Смитом.

    Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом с этим фактором поставил два других, труд и капитал - понятия, играющие такую же важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии, как чистой науки. В этом последнем отношении физиократов скорее можно считать предшественниками, чем основателями политической экономии.

    Термин «физиократия» употребляется в двояком смысле, а именно чаще всего в более узком значении известной экономической доктрины, реже - в более широком смысле целой теории общества, с социальными и политическими выводами. Первый взгляд на физиократов господствует у иностранцев, второй свойственен французам. Нет сомнения, что главное значение физиократы имеют в истории политической экономии, но из-за этого не следует забывать их политические взгляды, делающие их наиболее видными представителями просвещённого абсолютизма во Франции .

    Происхождение теории

    Английские, а за ними немецкие и русские историки политической экономии считают обыкновенно родоначальником этой науки Адама Смита , но французские и ряд других историков видит её начало в учении физиократов, которые создали первую систематическую теорию политической экономии. В своей специальной работе «О Тюрго как экономисте» немецкий учёный Шеель считает физиократов истинными родоначальниками политической экономии, называя «смитианизм» лишь «английским видом физиократизма». Такого же мнения придерживается историк С.Каплан в своем труде о политике и политической экономии Франции эпохи Людовика XV: он фактически ставит знак равенства между физиократами и либеральными экономистами - последователями А.Смита . Сам Адам Смит был вхож в кружок физиократов Франсуа Кёнэ и собирался посвятить последнему свою главную работу «Богатство народов », но изменил свое намерение после смерти французского политэконома, произошедшей незадолго до публикации . Это прямо указывает на связь основных положений А. Смита с учением Франсуа Кёнэ и физиократов.

    Появлению физиократии предшествовал так называемый меркантилизм , который был скорее системой экономической политики, чем политико-экономической теорией: меркантилисты не дали цельной научной доктрины - она в цельном виде сложилась в виде доктрины протекционизма лишь в XIX в. В этом смысле физиократы заслуживают предпочтения в том, чтобы считаться действительными основателями политической экономии, тем более, что они оказали большое влияние и на учение А. Смита. Они первые провозгласили тот принцип, что в хозяйственной жизни общества господствует известный естественный порядок и что наука может и должна его открыть и сформулировать. Стоит только, думали они, узнать, какие законы управляют явлениями экономической жизни - и этого будет совершенно достаточно для создания полной теории производства и распределения богатств. Отсюда их дедуктивный метод, весьма сходный с методом А. Смита и других представителей «классической школы» политической экономии.

    Предшественники

    У физиократов были предшественники двоякого рода: одни уже давно выдвигали на первый план важное значение сельского хозяйства, другие высказывались за предоставление естественному течению экономической жизни большей свободы. Уже Сюлли , министр склонявшегося к меркантилизму Генриха IV, говорил, что «земледелие и скотоводство - два сосца, питающие Францию» и что эти два занятия - настоящие золотоносные жилы, превосходящие все сокровища Перу. На той же точке зрения стояли в начале XVIII века Буагильбер, автор сочинения «Le détail de la France sous Louis XIV», и маршал Вобан , к которым позднее примкнул Кантильон , оказавший большое влияние на физиократов через Виктора Мирабо , комментировавшего идеи этого английского экономиста в своём «Друге людей». С другой стороны, Локк положил основание всей школе естественного права XVIII в., под влиянием которой сложилась физиократическая идея естественного порядка, и высказывался за свободу торговли; на той же точке зрения стоял Кантильон, идеями которого пользовался и А. Смит. Непосредственной причиной возникновения новой экономической школы было материальное оскудение Франции, указывавшее на ошибочность всей прежней экономической политики. «В конце 1750 г., - говорит Вольтер, - нация, пресытившись стихами, комедиями, трагедиями, романами, моральными рассуждениями и богословскими диспутами, принялась, наконец, рассуждать о хлебе. Можно было предположить, выходя из театра комической оперы, что Франции предстояло продавать хлеб в небывалых размерах». Действительно, около этого времени французское общество обратило внимание на печальное положение сельского хозяйства, и даже образовалась своего рода «агрономическая мода».

    К числу лиц, занявшихся ранее других экономическими вопросами в аграрном направлении, принадлежал Виктор Мирабо , который в своём «Друге людей», издававшемся с 1756 г., уже высказывал мысли о земледелии как единственном источнике благосостояния государств и об экономической свободе как лучшей правительственной политике. Отдельные положения Мирабо, касавшиеся этих вопросов, не отличались, однако, ясностью и не были приведены в систему. Впервые сам Мирабо постиг значение собственных идей, когда познакомился с теорией Кене, первое экономическое сочинение которого («Tableau économique») вышло в свет в 1758 г. Мирабо одним из первых примкнул к новому учению и стал ревностным его глашатаем в целом ряде сочинений. Одновременно возникли периодические издания, ставшие органами новой школы, «Gazette du Commerce», «Journal de l’agriculture, du commerce et des finances» Дюпон де Немура и «Ephémérides du citoyen», основанный им же вместе с аб. Бодо, автором «Введения в экономическую философию» (1771). Тот же Дюпон де Немур издал в 1767-68 гг. сочинения Кене под общим заглавием «Physiocratie», после чего последователи Кене и получили название «физиократы».

    К ним примкнули и другие видные экономисты, как то: Мерсье де ла Ривьер и Тюрго . Первый из них, приняв сначала участие в «Журнале земледелия, торговли и финансов», издал в 1767 г. книгу «L’ordre naturel et essentiel des sociétés politiques», из которой впервые большая публика познакомилась с идеями Кене. В ней рассматривались не только экономические, но и политические вопросы с физиократической точки зрения. По учению Мерсье, государственный строй должен основываться на природе человека; вся его задача - в охране свободы и собственности людей, а это лучше всего может сделать абсолютная монархия, в которой совпадают интересы правителя с интересами всей страны. Эта политическая идея Мерсье де ла Ривьера была принята и другими физиократами. Тогда же вышла в свет книга Тюрго «Réflexions sur la formation et la distribution des richesses» (1766), представляющая собой уже систематическое изложение теории образования и распределения богатств с физиократической точки зрения. Особое значение Тюрго заключается в том, что в начале царствования Людовика XVI он в течение двадцати месяцев занимал пост первого (фактически) министра и сделал попытку - впрочем, не удавшуюся, - провести на практике физиократическую программу реформ. Менее важными сторонниками физиократов были Клико-Блерваш и Летрон. Главное сочинение последнего («De l’intérêt social par rapport а la valeur, а la circulation, а l’industrie et au commerce», 1777) считается одним из наиболее ясных и систематических изложений доктрины физиократов, во многих вопросах предвосхитившим положения новейшей науки. По частному вопросу о свободе хлебной торговли в ряды физиократов стал и аббат Морелле.

    Сочувственно относились к физиократам или только отчасти разделяли их взгляды Кондильяк , Кондорсе , Мальзерб, Лавуазье . Из видных экономистов той эпохи лишь Неккер и Форбонне продолжали держаться принципов меркантилизма. Некоторые причисляют к физиократам и Гурне , который действительно пользовался большим уважением среди последователей школы; но он далеко не разделял мнения о непроизводительности торговли и обрабатывающей промышленности. С физиократами его роднит, главным образом, убеждение в благодетельности свободной конкуренции; ему принадлежит знаменитый «принцип невмешательства» - «laissez-faire ». Значение Гурне в истории школы физиократов заключается в том, что у него главным образом последователи Кене заимствовали аргументы в пользу экономической свободы. Иногда во всей физиократии видят не что иное, как слияние идей Гурне и Кене, но чаще в зависимость от Гурне ставят одного только Тюрго. Новейшие исследования (Oncken) показали, что гораздо раньше Гурне идею экономической свободы высказал маркиз д’Аржансон .

    Основные положения

    Все главные основания физиократической теории как политико-экономического учения были изложены уже основателем школы, а потому о них вполне достаточное понятие даёт учение Кене.

    В главной работе Кёне «Экономическая таблица» (1758) проведён анализ общественного воспроизводства с позиции установления определённых балансовых пропорций между натуральными (вещественными) и стоимостными элементами общественного продукта. Фактически, сгруппировав всех хозяйствующих экономических субъектов Франции XVIII века на классы: земледельцев (фермеры и сельские наёмные рабочие), собственников (землевладельцы и король) и «бесплодный класс» (промышленники, купцы, ремесленники и наёмные рабочие в промышленности) - Кёне составил первый вариант схемы-таблицы межотраслевого баланса «затрат-выпуска», являющейся прототипом для последующих моделей экономического баланса Л.Вальраса и В.Леонтьева .

    В оценке их общественной роли историки не вполне сходятся между собой, неодинаково понимая их отношение к отдельным социальным классам. Несомненно, что физиократы враждебно относились к сословному строю общества, к привилегиям дворянства и к сеньориальным правам. Некоторые историки особенно подчеркивают народолюбие физиократов. Издатель сочинений физиократов в XIX в., Дэр, ставит им в заслугу, что они «формулировали великую проблему справедливого и несправедливого» в общественных отношениях и в этом смысле «основали школу социальной морали, которой раньше не существовало». Новейший историк социализма (Lichtenberger, «Le socialisme du XVIII siècle») говорит, что «в известном смысле физиократы играли роль, имеющую некоторую аналогию с ролью современных социалистов, так как они стремились эманципировать труд и защищали права социальной справедливости». Не так далеко идут в своих отзывах немецкие писатели (Кауц, Шеель, Кон и др.), но и они подчеркивают симпатию к трудящимся и обременённым. В сущности, однако, физиократы были, как полагал Луи Блан, бессознательными представителями интересов буржуазии; Маркс заметил, что «физиократическая система была первой систематической концепцией капиталистического производства».

    Вместе с тем, никто из физиократов не принадлежал к французской буржуазии, почти все они были представителями крупной французской аристократии или высшего католического духовенства: Виктор Рикети маркиз де Мирабо , Пьер дю Пон де Немур , Анн Робер Тюрго , Мерсье де ла Ривьер , аббат Бодо, аббат Рубо и т. д. Сам Франсуа Кенэ был личным врачом и доверенным лицом мадам де Помпадур , богатой аристократки и фаворитки короля Людовика XV , которая покровительствовала экономическому кружку Кёнэ в Версале и познакомила его с королём, который оказался под сильным влиянием либеральных идей физиократов .

    Не случайно поэтому физиократы были проповедниками крупного хозяйства: уже Кёнэ считал наиболее нормальным, чтобы земли, обрабатываемые под посевы, соединялись в большие фермы, которые находились бы в руках богатых землевладельцев (riches cultivateurs). Только богатые фермеры составляют, по его мнению, силу и могущество нации, только они могут дать занятие рабочим рукам и удержать в деревне жителей. При этом Кёнэ объяснял, что под словами «богатый фермер» не следует понимать работника, который сам пашет, а хозяина, имеющего наёмных рабочих. Все мелкие фермеры должны были превратиться в батраков, работающих на крупных фермеров, которые и суть «истинные земледельцы». По словам аббата Бодо, «в обществе, истинно благоустроенном на основах экономических принципов», должны существовать простые земледельческие рабочие, которые жили бы только своим трудом. Отождествляя нередко землю и землевладельца, интересы земледелия и интересы сельских хозяев, физиократы очень часто, когда говорят об интересах производительного класса, имеют в виду именно только фермеров. Отсюда недалеко было до особенной заботливости о последних - и действительно, Кене советует правительству наградить фермеров всякими привилегиями, так как в противном случае благодаря своему богатству они могут приняться за другие занятия. Заботясь об увеличении национального дохода, заключавшемся, с точки зрения физиократов, в сумме доходов отдельных сельских хозяев, они признавали необходимость благосостояния рабочих едва ли не потому только, что в интересах нации продукты должны потребляться в возможно большем количестве.

    Содействовать увеличению рабочей платы физиократы вовсе не были намерены: Кене советует для жатвы брать пришлых савойских рабочих, которые довольствуются меньшей платой, чем французские, ибо от этого уменьшаются расходы производства и увеличиваются доходы собственников и государя, а вместе с ними возрастает могущество нации и фонд рабочей платы (le revenu disponible), который доставит рабочим возможность лучшего существования. Таким образом, физиократы не умели отделить накопление капиталов от обогащения землевладельцев и крупных фермеров: наблюдая вокруг себя одну бедность, желая поднять национальное богатство, они обращали внимание исключительно на количество предметов, находящихся в стране, без всякого отношения к их распределению. Необходимость капиталов на их языке переводилась в необходимость капиталистов. Крестьянин рисовался им либо в виде мелкого собственника, едва существующего доходами со своей землицы, либо в виде половника , вечно находящегося в долгу у помещика, либо в виде безземельного батрака, которому ни тот, ни другой не могут доставить работы. По мнению физиократов, крупное фермерство, обогащая государство, могло занять свободные руки безземельного крестьянства. В этом отношении физиократы сходились с весьма многими агрономическими писателями, указывавшими, что мелкое хозяйство крестьян-собственников и половников, невежественных и бедных, не в состоянии служить основой для тех улучшений в способах обработки земли, которые требуются для подъёма её производительности.

    Между теорией физиократов, благоприятной для крупной буржуазии и аристократии, и их народолюбивыми чувствами было, таким образом, довольно значительное противоречие. Раньше всего оно было отмечено Луи Бланом, когда он, например, говорил о Тюрго: «он не всегда отличался последовательностью по отношению к своим принципам; не будем его за это упрекать, ибо в этом его слава».

    Некоторые современные историки полагают, что попытки применить во Франции либеральные идеи, проповедуемые физиократами, привели к массовому голоду во Франции в 1770-1771 и 1788-1789 гг. и экономическому кризису 1786-1789 гг., приведшему к массовой безработице, что вызвало социальный взрыв, обостривший события и эксцессы первого этапа Великой Французской революции

    В политическом отношении физиократы стояли на точке зрения просвещённого абсолютизма. Уже Кене, мечтая о реализации своей экономической системы, считал необходимой такую силу, которая могла бы совершить эту реализацию. Он требовал поэтому полного единства и безусловного господства верховной власти, возвышающейся во имя общего блага над противоположными интересами частных лиц. Мерсье де ла Ривьер в главном своём сочинении развивал ту мысль, что «законный деспотизм» (despotisme légal) один в состоянии осуществить общее благо, установить естественный общественный порядок, чем вызвал резкие возражения со стороны Мабли. Нападая на теорию разделения и равновесия властей или теорию политических противовесов, Мерсье рассуждал так: если основы хорошего правления очевидны для власти и она захочет поступать сообразно с ними на благо общества, то «контрафорсы» могут лишь помешать ей - и наоборот, в таких противовесах нет надобности, раз основы хорошего правления остаются неизвестными власти. Напрасно из боязни, что правитель может быть невежественным, ему противопоставляют людей, едва умеющих управлять самими собой. Впрочем, роль абсолютной власти понималась скорее в смысле силы, которая должна устранить все, что мешает «естественному порядку», чем в смысле силы, которая должна созидать нечто новое.

    В последнем отношении интересен разговор Екатерины II с Мерсье де ла Ривьером, которого она пригласила в Петербург для совета с ним о законодательстве «Каких правил, - спросила она, - следует держаться, чтобы дать наиболее подходящие законы для народа?» - «Давать или создавать законы - такая задача, государыня, которой Бог никому не предоставлял», - отвечал, Мерсье де ла Ривьер, вызвав новый вопрос Екатерины о том, к чему же, в таком случае, он сводит науку правления. «Наука правления, - сказал он, - сводится к признанию и проявлению законов, начертанных Богом в организации людей; желать идти дальше было бы большим несчастьем и чересчур смелым предприятием». Учение физиократов оказало влияние на французскую революцию . «Из их среды, - говорит Бланки в своей „Истории политической экономии“, - был дан сигнал ко всем общественным реформам, какие только были совершены или предприняты в Европе в течение 80 лет; можно даже сказать, что, за немногими исключениями, французская революция была не чем иным, как их теорией в действии». Луи Блан, видевший в физиократах представителей интересов буржуазии, хотевших заменить одну аристократию другой, и потому называвший их учение «ложным и опасным», тем не менее прославлял их как проповедников новых идей, из которых вышли все преобразования революционной эпохи. «Экономисты, - говорит о Ф. Токвиль в „Старом порядке и революции“, - играли в истории менее блестящую роль, чем философы; быть может, они и меньше, нежели последние, оказали влияния на возникновение революции - и тем не менее я думаю, что истинный её характер лучше всего познается именно в их сочинениях. Одни высказывали то, что можно было себе вообразить; другие иногда указывали на то, что нужно было делать. Все учреждения, которые революция должна была безвозвратно уничтожить, были особенным предметом их нападок; ни одно не имело права на пощаду в их глазах. Наоборот, все те учреждения, которые могут рассматриваться как настоящие создания революции, были заранее возвещены физиократами и с жаром ими прославлены. С трудом можно было бы назвать хотя бы одно, зародыш которого уже не существовал бы в каких-либо их сочинениях; в них мы находим все, что было наиболее существенного в революции». В сочинениях Ф. Токвиль отмечает и будущий «революционный и демократический темперамент» деятелей конца XVIII в., и «безграничное презрение к прошлому», и веру во всемогущество государства в деле устранения всех зол.

    Оценивая общее значение физиократов, один из самых последних исследователей их учения (Мархлевский) называет отдельные случаи влияния физиократов на жизнь «революционными бациллами физиократизма». Несколько иначе относится большинство историков к чисто научной стороне этого учения.

    После появления «Богатства народов» Ад. Смита школа Кене пришла в полный упадок, хотя у неё были ещё сторонники даже в XIX в.: Дюпон де Немур - до самой своей смерти (1817), в тридцатых годах - Ж. М. Дютан и др. В классической школе полит. экономии установилось, в общем, самое отрицательное отношение к физиократам, не всегда справедливое. В своём «Капитале » Маркс довольно часто говорит о физиократах (в примечаниях) с сочувствием; одно количество цитат указывает на то, как высоко ставил он иногда этих предшественников классической школы. В отдельных случаях он даже находил понимание тех или других вопросов более глубоким и более последовательным у физиократов, нежели у А. Смита. Сам вопрос о зависимости последнего от физиократов был подвергнут внимательному пересмотру, результаты которого оказались благоприятными для физиократов Сочинения физиократов изданы Дэром в «Collection des principaux économistes»; «Друг людей» Мирабо переиздан Rouxel’ем в 1883 г., а сочинения Кене перепечатал Онкен.

    Физиократия вне Франции

    Физиократы нашли многочисленных последователей за пределами Франции. Особенно много было их в Германии , в которой наиболее замечательными физиократами были Шлеттвейн, советник маркграфа баденского Карла-Фридриха Фюрстенау, Шпрингер, в особенности же Мовильон и швейцарец Изелин. Самым замечательным представителем немецкого физиократизма считается маркграф Карл-Фридрих, написавший «Abrégé de l’economie politique» () и сделавший попытку реформы налогов в духе системы: в нескольких деревнях он, вместо всех прежних налогов, ввёл «единый налог» (impôt unique) в виде 1 / 5 «чистого дохода» (produit net) от произведений почвы; но этого частного опыта, продолжавшегося более двадцати лет (1770-1792), он не обобщил. Как теоретики, немецкие физиократы ничего не прибавили к учению своих французских собратьев. В Германии ещё в XIX веке встречались сторонники физиократии: например, в г. Шмальц во втором издании своей «Энциклопедии камеральных наук» продолжает называть себя физиократом. Противниками физиократов среди немцев выступили Юстус Мёзер (который, как защитник старины, вооружился и против учения А. Смита), И. Мозер, Дом и Штрелин.

    Физиократы в России

    Чистых представителей физиократической теории в России не было, но влияние прикладных выводов их учения сказалось в первой половине царствования Екатерины II. Идеи физиократов распространялись у нас при помощи французской просветительной литературы: Екатерина могла познакомиться с ними из Вольтера и Энциклопедии. В Наказе отголоском этих идей является возвеличение земледелия над промышленностью и торговлей и взгляд на свободу торговли. Но и тут уже эти мнения обставлены оговорками и ограничениями. Тем не менее, с первых годов царствования Екатерины уничтожаются привилегии, данные фабрикам в прежнее время, уничтожаются монополии на заведение фабрик того или другого рода, в том числе и казенных, отменяются льготы от разных повинностей; наконец, манифестом 17-го марта 1775 г. устанавливается принцип свободной конкуренции, уничтожается концессионный порядок устройства промышленных заведений и система специальных сборов с фабрик и заводов. В тот же период издается сравнительно более льготный для ввоза тариф 1766 г. Наконец, интерес окружающих императрицу лиц к физиократическим учениям выражается в создании - по образцу европейских учреждений, основанных сторонниками физиократов, - Вольного экономического общества (1765). На вопрос, поставленный Обществом по желанию императрицы для соискания премии, - о собственности крестьян, прислано было несколько ответов, написанных в духе физиократов, и эти ответы были одобрены Обществом. При участии кн. Д. А. Голицына, русского посла в Париже, переписывавшегося в 60-х годах с Екатериной по крестьянскому вопросу, выписан был даже рекомендованный Дидро представитель школы физиократов, Мерсье де ла Ривьер, неприятно поразивший императрицу своим самомнением и слишком высоким представлением о той роли, которую он готовил себе в России в качестве законодателя. После 8-месячного пребывания в Петербурге (1767-68) он был отослан назад во Францию, и с этих пор начинается быстрое охлаждение Екатерины к физиократам. В своей частной переписке она жалуется (середина 70-х годов), что «экономисты» её осаждают навязчивыми советами, называет их «дурачьем» и «крикунами» и не упускает случая посмеяться над ними. «Я не сторонница запрещений, - говорит она теперь, - но полагаю, что некоторые из них введены с целью устранения неудобств и было бы неблагоразумно и опрометчиво до них касаться». Она возражает против полной свободы хлебной торговли и даже против отмены внутренних городских сборов, последовавшей при имп. Елизавете. В 80-х годах политика Екатерины относительно торговли и промышленности окончательно изменяется в духе, противоположном принципам физиократов. В русском обществе идеи физиократов как известное политико-экономическое учение не имели сколько-нибудь заметного влияния: занятое политическими и философскими идеями, оно мало обращало внимания на политическую экономию. Когда такой интерес явился в начале XIX в., в политической экономии уже господствовали идеи Адама Смита, которые и проникли в Россию.

    Во второй половине XVIII в. под влиянием идей Просвещения во Франции сформировалось французское учение физиократов (от лат. physis – природа и kratos – сила, власть). Имеются разные предположения о том, кто придумал название этой экономической школе – Ф. Кенэ или герцог де Немур.

    В основе мироздания, по мнению физиократов, лежит внутренний порядок. Он определяется действием вечных и непреложных, установленных Богом физических и моральных законов, образуя естественное право: неизменный и из возможного – наилучший порядок вещей. "Все подчинено в этом мире законам природы, – писал Ф. Кенэ, – люди одарены достаточным разумом, чтобы постигнуть эти законы и соблюдать их..."

    Физиократы считали, что каждому человеку позволено действовать, используя свои способности, ум, имущество. Свобода труда, обмена, конкуренции отрицает существование монополий и привилегий. Помимо физических и моральных законов в человеческом обществе действуют положительные законы, т.е. принудительные правила, издаваемые верховной властью для того, чтобы установить порядок, наиболее выгодный людям, обеспечить соблюдение естественных законов и т.п. Законы государства нужны для охраны частной собственности, частных интересов, т. е. для того, чтобы никто не употреблял свою свободу во вред другим.

    С естественным правом должны сообразовывать свои действия, как отдельные лица, так и правительства, если они желают, чтобы их практические меры достигали поставленных целей.

    Максимальное удовлетворение потребностей всех членов общества, по мысли физиократов, будет иметь место, если каждому человеку позволят свободно действовать в своих эгоистических интересах. Поэтому главным их требованием являлось предоставление индивиду полной свободы действий: laissez faire, laissez passer ("позволяйте делать, что хотят, позволяйте идти, куда хотят"). Общественное развитие и благосостояние достигается, таким образом, в результате разрозненных, разнонаправленных эгоистических действий отдельных его членов.

    Поэтому задача науки, в том числе экономической, заключается в изучении и научном объяснении господствующего порядка. Взгляды физиократов способствовали утверждению принципов экономического либерализма . Его суть можно сформулировать следующим образом: "Только при естественном, не стесняемом государственной властью, течении экономических явлений отдельные индивиды и общество в целом извлекают из них максимальную пользу".

    Расцвет школы физиократов пришелся на 50–70-е гг. XVIII в. Основными ее представителями являются: Франсуа Кенэ (1694–1774); Жан-Клод де Гурнэ (1712–1759); Дюпон де Немур (1739–1817); Мерсье де ла Ривьер (1720– 1793); Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781).

    Идеи физиократов получили наиболее полное выражение в трудах Франсуа Кенэ и Анна Робера Жака Тюрго. Ф. Кенэ написал для "Энциклопедии", издававшейся Дидро и д"Аламбером, ряд статей: "Зерно", "Фермеры", "Налоги", "Население". Наибольшую известность получили его работы "Общие принципы экономической политики земледельческого государства" (1758), "Экономическая таблица" (1758), "Естественное право" (1765) и "Китайский деспотизм " (1767).

    Основные экономические труды А. Тюрго – это "Размышления о создании и распределении богатств" (1766), "Ценности и деньги" (1769) и др.

    Предмет . Физиократы перенесли экономические исследования из сферы торговли и денежного обращения в материальное производство. Основным предметом изучения экономической науки стало сельскохозяйственное производство, которое они объявили единственной производительной отраслью. "Земледелец является первой движущей силой в ходе (всех) работ; это он производит на своей земле заработок всех ремесленников. Труд земледельца – единственный труд, производящий больше того, что составляет оплату труда. Поэтому он единственный источник всякого богатства" . Такая постановка вопроса демонстрирует влияние древнегреческих мыслителей, в частности Ксенофонта, на базовый тезис учения физиократов. Ксенофонт писал, что земледелие – мать и кормилица всех профессий. Земля учит справедливости, ибо дает больше тому, кто усерднее трудится.

    Интерес физиократов к сельскому хозяйству был обусловлен тем, что в тот период Франция была аграрной страной, и сельское хозяйство являлось центром экономических противоречий. Причину отсталости французской экономики они связывали с неразвитостью капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Отстаивая идеи свободы, они противостояли воззрениям меркантилистов, за исключением Т. Мана, предложившего режим фритредерства. Физиократы, например, выступали за свободную, ничем не ограниченную торговлю.

    Методология . В своих исследованиях физиократы опирались на концепцию "естественного порядка", понимая под ней господство непреходящих законов природы над законами общества. Идею подчинения общества принципам "естественного порядка", например, Ф. Кенэ объяснял возможной выгодой, которую получат экономические агенты, избавившись от препятствий на пути к экономике свободной конкуренции, основанной на сельскохозяйственном производстве. Следуя идеям французских просветителей, он не разделял частных и общественных интересов в условиях либеральной экономики.

    Особенность методологии Ф. Кенэ заключалась в построении системы функционирования хозяйства на основе врачебного опыта. Экономика рассматривалась им как живой организм, развивающийся но объективным законам. Противодействие этим законам вызывает болезнь, вылечить которую можно, зная лишь ее особенности. Законы должны быть известны экономическому регулятору – просвещенному государству.

    Ф. Кенэ объяснял экономические явления с позиции обмена продукции между общественными группами – классами . Он уточнил понятие "политическая экономия", понимая под ним взаимодействие классов в процессе производства и распределения богатства .

    В работах А. Тюрго связь между теорией классов и теорией доходов проявляется даже больше, чем в экономическом учении Ф. Кенэ. Это объясняется его стремлением к детализации структуры классов и доходов с последующим обособлением прибыли как самостоятельной категории. Новаторство анализа Л. Тюрго состояло в том, что он объяснял особенности функционирования хозяйственной системы с позиции "общего экономического равновесия" , представляющего собой одновременное равновесие на рынках различных факторов производства, и, в первую очередь, на рынке земли.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное