Домой ОТП банк Разновидности переходной экономики. Переходная экономика россии Рыночные преобразования в России

Разновидности переходной экономики. Переходная экономика россии Рыночные преобразования в России

Термин "переходная экономика" впервые был введен в литературу Марксом и Энгельсом в середине ХIХ века и характеризовал трансформацию от капитализма к социализму. Применяемый сегодня термин принадлежит новейшей истории и характеризует экономическое состояние трансформации из командно-административной в рыночную систему. Проблемы переходной экономики, иначе трансформационной экономики изучает наука транзитология. Сам термин "транзитология" был предложен в 1992 г. М. Бэравуа.

В целом, трансформационная (переходная) экономика - это совокупность общественных экономических отношений, возникших в среде эволюционного исторического процесса перехода от старой к новой социальной системе.

Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Переходный период может быть вызван объективными и субъективными причинами. К объективным причинам следует отнести эволюционное развитие экономики и общества, научный прогресс, историческое движение, несоответствие другим системам (окружающая среда и пр.), которые создают естественные противоречия, требующие идейного и материального переустройства окружающей системы. Субъективными причинами являются политическое, экономическое вмешательство государства, крупных частных компаний, профсоюзов, церкви или иных сил в развитие общества. Это вмешательство может не соответствовать естественному ходу событий и сопровождаться революциями и войнами. Очевидно, что только объективные причины могут оправдать существование переходного периода.

По специализации причины, вызывающие переходный период, могут быть:

  • - социальными - увеличение разрыва между доходами населения падение общего уровня благосостояния, снижение продолжительности жизни населения, падение нравственности, рост преступности увеличение смертности, снижение рождаемости и др.;
  • - экономическими - противоречия внутренних и внешних экономических отношений, снижающие эффективность последних, т. е. приводящие в итоге к падению благосостояния и порождающие социальные проблемы;
  • - технологическими - моральный и материальный износ технического обеспечения социально-экономической системы, старение технологий, техники, приводящее к снижению конкурентоспособности;
  • - управленческими - рост управленческого аппарата, бюрократии, коррупции, снижение общей эффективности организационно-управленческой системы;
  • - мотивационными - снижение заинтересованности в труде, изменение ценностных ориентиров, ослабление иных сил, движущих социально-экономическое, технологическое и управленческое развитие;
  • - идеологическими - нарушение внутреннего психологического индивидуального и общественного равновесия, связанного с потерей доверия к основам проводимой социально-экономической политики.

Переходный период включает три этапа:

  • 1) деформация старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что нередко связано с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;
  • 2) становление нового экономического порядка, целью которого является создание необходимых условий и зарождение новых структур и механизмов. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка;
  • 3) структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям.

Таким образом, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития, который требует довольно продолжительного периода. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в её недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми внутри старой системы. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов новой системы и ослабление отношений и элементов старой системы.

На основе этого можно выделить следующие основные черты переходной экономики, отличающие её от других сложившихся систем:

  • 1) Переходный период - это длительная историческая полоса ввиду сложности и многогранности преобразований.
  • 2) Наличие двух линий развития: восходящей, знаменующей становление новой системы экономических отношений, и нисходящей, выражающейся в отмирании прежней.
  • 3) Если для устойчивых экономик и систем (командной, рыночной и т.д.) характерна определённая целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеет свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является её самосохранение, то для переходной экономики - трансформация в другую систему. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений - необратимость, неповторяемость, а с другой - рост неопределенности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.
  • 4) Переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы. Но эти элементы функционируют в качестве иной, преобразующейся экономической системы, и поэтому изменяют как своё содержание, так и свои функции, связанные с зарождением принципиально новой экономики. Вместе с тем в экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы. Например, для рыночной экономики характерно наличие предпринимательских структур различных форм собственности, негосударственных предприятий, бирж, коммерческих банков, негосударственных пенсионных, страховых и других фондов, фермерских хозяйств.
  • 5) При равенстве исходного и конечного пунктов преобразований в тех или иных странах неизбежна в наиболее существенных моментах общность способов, методов, последовательности, темпов преобразований, хотя национальные особенности и уж тем более различия исторических эпох придают им весьма существенную специфику.

Характерным признаком переходной экономики также является институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка (рынка земли, фондового рынка и т.д.). Рассмотрим эти явления на примере перехода от административно-командной к рыночной экономике. Основной трудностью переходного периода является создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Наглядно общие закономерности могут быть представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 Ї Общие закономерности перехода к рыночной экономике

Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.). Рассмотрим основные задачи переходной экономики и пути их решения.

Особенности переходной экономики в России

В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза Россия с середины 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики. Эти критерии в основном сводятся к соотношению централизованных и рыночных методов управления экономикой. Когда стало ясно, что элементы рынка и рыночной инфраструктуры в России возникли и стали неуничтожимы, Европейский Союз признал переходный характер экономики России.

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Первый фактор: такая экономика она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их противоречиями и по-разному функционирующими элементами.

Второй фактор: если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики - трансформация в другую систему.

Третий фактор: переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои "функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

Четвёртый фактор: в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят "переходный" неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.

Следует отметить, что понятие "переходная экономика" является не новым в истории развития нашей страны. Она существовала в 20-е годы нашего столетия и насчитывала 5 общественно-экономических укладов: социалистический, частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Однако ее цели и направленность трансформационных процессов были прямо противоположны современной переходной экономике. Тогда главная задача заключалась в переходе от многоукладной экономики к единоукладной - социалистической. Теперь же стоит прямо противоположная задача - заменить единоукладную экономику государственного социализма на многоукладное народное хозяйство, выступающее базой современного рыночного хозяйства.

Целью преобразований при переходной экономике, является рыночная модель рыночной экономики.

Основная трудность переходного периода - это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Характерный признак переходной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом.

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования - коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и других систем.

Основная особенность экономики в переходный период - инерционность воспроизводства связана с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей развитие по принципу первоначального «разрушения до основания» всего старого, а затем создания на этом основании всего нового. Эта непрерывность предопределяет и невозможность быстрой замены существующих форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно вносят хаос в производственный процесс, деформируют его, ведут к спаду производства. Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике - и на достаточный длительный период - старых экономических форм.

Это, прежде всего, проявляется в сохранении в течение какого-то времени структуры производства, преобразование которой требует сравнительно большого срока. Не может быстро измениться сложившаяся социально-экономическая структура общества.

Инерционность воспроизводственного процесса порождает ряд следствий, которые важно иметь в виду в экономической политике. Во-первых, она обусловливает глубокую преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода. Во-вторых, она обусловливает относительно длительные сроки переходной экономики. В-третьих, инерционность усиливает сохранение сложившегося в прошлом общественного менталитета.

Игнорирование инерционности воспроизводственного процесса - недооценка объективного характера общественной эволюции, преклонение перед якобы особой ролью сознательного начала в развитии общества.

Ещё одна особенность - интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений. Эта особенность подчеркивает механизм перехода от одной ступени к другой. Это проявление необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций.

Задачи переходной экономики в России

Первая задача переходной экономики – борьба с чертами централизованно управляемой экономики.

Основные черты централизованно управляемой экономики следующие:

1. Супермонополизм – сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения – стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот.

2. Милитаризованная производственная структура, главной составляющей которой является ВПК – основной потребитель ресурсов, квалифицированной рабочей силы (рабочей аристократии).

3. Затратная система цен, не позволяющая реально оценивать экономическую эффективность.

4. Отсутствие механизма экономической защиты природных ресурсов, ориентация производства на максимальное использование ресурсов, а не на их рациональное использование, в т.ч. и при экспорте.

5. Низкий жизненный уровень: в РФ – 2% богатых, 87% бедных; в США – 2% богатых, 80% – средний класс.

6. Коллективистская психология, препятствующая преобразованиям.

Экономической основой плановой экономики выступает государственная собственность, способом ее движения является планомерность, банковская система ограничивается единым государственным банком, ценообразование осуществляется единым экономическим центром.

Переходный период от централизованно управляемой к рыночной экономике продлится десятилетия, как это было в Германии и Японии после войны. Сегодня стоит задача обеспечения эффективного функционирования переходной экономики.

В определении причин краха тоталитарных режимов сложились две противоположные позиции. Первая исходит из того, что до прихода Горбачева трудности социалистической системы не свидетельствовали о её нежизнеспособности. Политически и экономически она была стабильна с 30-х годов, т.е. 55 лет. Неумелая политика перестройки привела к ее разрушению.

С позиций второй точки зрения, командная экономика нежизнеспособна, она существовала за счет высоких темпов введения новых факторов производства на основе репрессивного режима и низкого уровня жизни, ее недостатки системны.

К числу внешних причин падения централизованно управляемой экономики относятся: программа перевооружений США, расходы и поражение в афганской войне, падение цен на нефть, повышение уровня жизни в развитых странах. В целом, считается, что социалистическая система могла просуществовать до 2000 г. при 2% росте национального дохода.

Безусловно, создание рынка не самоцель, а средство формирования эффективной экономической системы. Она характеризуется следующими чертами:

экономическая основа – частная собственность в многообразных формах;

форма движения – регулируемый рынок;

банковская система – коммерческие банки во главе с Центральным банком;

ценообразование – свободное с рядом фиксированных цен.

Главные задачи а период переходной экономики:

1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.

Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.

4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.

5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

Практика показывает, что в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем, в них можно выделить несколько общих, "обязательных" направлений:

1. либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги -- освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;

2. реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;

3. стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний освобожденных цен и формирование устойчивых финансовых отношений;

4. реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;

5. интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого нужно осуществить либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля.

Важнейшую роль в переходной экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства в торговле. 3начимость либерализации заключается в ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности в тех или иных товарах Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики.

Макроэкономическая стабилизация народного хозяйства означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов она обычно включает в себя такие меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие, жесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно усиливает социальную напряженность и даже чревато социальным взрывом. В таких условиях более результативными являются мягкие методы финансового регулирования.

После завершения макроэкономической стабилизации и либерализации первоочередными проблемами становятся вопросы, связанные с созданием рыночных институтов, бюджетно-налоговой политики.

К числу методов решения задач переходного периода относятся:

1. Стабилизация – экономическая политика, направленная на ограничение инфляции и насыщение рынка, которая включает:

Либерализацию цен;

Минимизацию госбюджета (коммерциализация деятельности госпредприятий);

Удорожание кредита (максимально до 210% ставки ЦБ);

Введение внутренней конвертируемости национальной валюты;

Сдерживание роста доходов.

2. Преобразование форм собственности:

Приватизация (реституция – возвращение собственности бывшим собственникам в ряде европейских стран);

Снятие ограничения для развития частного сектора.

3. Изменение структуры экономики:

Антимонопольная политика;

Конверсия;

Механизм банкротства;

Интеграция в мировой рынок.

1.2 Основные черты и противоречия экономики переходного периода в России

Специфика переходной экономики проявляется в ее особенных чертах:

1. Перманентное реформирование, т.е. проведение экономической реформы. Экономическая реформа – сознательно проводимое преобразование, направленное на изменение существующих экономических отношений. Причины экономических реформ в разных странах различны – изменение объективных условий, политических сил у власти, неэффективность ранее используемых инструментов достижения хозяйственных или социальных целей. Их необходимость возникает регулярно, они обычно не затрагивают глубинных основ системы. Другой характер носят реформы, стремящиеся к преобразованию системы в целом, они более длительны.

Первая треть 20 века характеризовалась усилением государственного вмешательства в экономику, разброс форм которого изменялся от планового хозяйства в СССР до нового курса Рузвельта. В экономической теории этот период характеризуется как кейнсианская революция. Теория государственного вмешательства Кейнса господствовала в теории и на практике в течение нескольких десятилетий и исходила из того, что рынок неэффективен, его надо ограничивать. С последней четверти 20 века начался период экономических реформ, смысл которых можно охарактеризовать как ренессанс рынка. С начала 80-х в США, Англии, СССР, Восточной Европы, Азии началось усиление рыночных начал в экономике.

2. Экономический кризис – трансформационный спад (Корнаи), его особенности:

кризис носит всеобщий характер, затронул все сферы и отрасли экономики, его уровень критический, причем, кризис становится самоуглубляющимся;

долговременный (девять лет);

рабочая сила и капитал только начинают высвобождаться из устаревших отраслей;

его степень не соответствует трансформационному спаду, а является следствием ряда отклонений российской экономической политики от мировых рыночных стандартов:

Боязнь рынка корпораций и направленность на формирование рынка предприятий (сейчас исправляется через ФПГ);

Установление ссудного процента на уровне, ниже инфляционного роста цен с целью снабжения частного сектора средствами для скупки госсектора;

Распродажа госимущества по символическим ценам, что блокирует инвестиционную активность;

Установление цен на энергоносители в несколько раз превышающих средний уровень цен (доведение до мировых);

Введение внутренней конвертируемости рубля в условиях разрыва между курсом доллара и реальной покупательной способностью рубля, что дает инфляционный эффект;

Нестабильность экономической и политической системы.

Стабильность (устойчивость) экономической системы определяется:

1. Нагрузкой – оптимальным удовлетворением потребностей через использование ограниченных ресурсов. Исторически сложившийся уровень потребления инерционен, поэтому в условиях кризиса нагрузка на ослабленную экономическую систему увеличивается.

2. Структурой системы – т.е. системой производственных отношений – ломается старая – плановая экономика и строится новая – рыночная.

3. Жесткостью – способностью сопротивляться деформациям. Она характеризует консерватизм экономической системы, ее способность к развитию в рамках определенного хозяйственного механизма.

4. Несовершенствами системы – отклонениями от нормы, ослабляющими устойчивость, но легко устраняемыми.

Степень неустойчивости переходной экономики, как уже отмечалось, объективно высока, что обусловлено тем, что уровень потребления (нагрузка) уменьшается (потребление мяса снизилось на 42%), но стабильность не восстанавливается, поскольку состояние экономической системы можно охарактеризовать как запредельное. Уменьшение объемов сельскохозяйственного производства и доходов большинства российских семей привели к сокращению и ухудшению структуры потребления продуктов питания. За 1990-1996 гг. увеличилось только потребление картофеля, остальных продуктов - снизилось. Причем, если накануне реформы (в 1990 г.) семьи рабочих и служащих (в основном городские семьи) потребляли молока и особенно мяса больше, чем семьи колхозников (сельские семьи), то к 1996 г. ситуация изменилась на противоположную, что объясняется большой ролью в продовольственном снабжении сельских семей личных подсобных хозяйств, потенциал которых возрос.

Дефицит отечественного продовольствия приходится восполнять за счет ввоза продуктов питания из-за рубежа. Доля продовольственного импорта, достигшая в СССР в 1980 г. 24% и снизившаяся до 16% в 1990 г., в России вновь стала расти. В 1991-1994 гг. она составила 28%. В последующие годы она немного снизилась. Стране приходится тратить на защиту продовольствия значительные валютные ресурсы.

Анализируя характер противоречий современной экономики переходного периода, следует учесть, что на смену диалектики двойственности приходит диалектика множественности. Поэтому по аналогии с диалектикой двойственности Гегеля, основным противоречием переходной к рынку экономики следовало бы считать противоречие между государственным и частным (частно-корпоративным) секторами, которое разрешается в процессе борьбы между ними. Однако, отказываясь от политического понятия борьбы, можно сказать, что эти сектора экономики должны не бороться за расширение своего масштаба, а занимать соответствующую экономической природе каждого из этих секторов экономическую нишу, т.е. охватывать те отрасли производства материальных благ и услуг, для нормального функционирования которых они обеспечивают наиболее благоприятные условия.

Основные противоречия переходной экономики обусловлены существованием следующих главных препятствий на пути становления рыночной экономики:

1. Господство групповых интересов. В централизованно-управляемой экономике правящую элиту составляли директора предприятий, партийные и государственные чиновники (высшие) – 5,9 млн. человек (с клерками и членами семей). С ликвидацией госсобственности они теряют контроль над экономикой и их сопротивление наглядно видно на примере аграрной реформы, которая всячески тормозится.

2. Антикапиталистическая ментальность: подчинение индивида государству надо заменить новой экономической психологией, совместимой с принципом свободы предпринимательства, глубокой дифференциацией доходов, верой в личные силы.

3. Отсутствие доверия к правительству, к власти, которое является одним из препятствий либерализации экономики. Оно обусловлено постоянными изменениями экономического курса (сначала пытались реформировать социалистическую систему), несовершенством законодательства. Но главное все-таки достигнуто – конституционно оформлена частная собственность.

4. Синдром рыночного социализма, в соответствии с которым считается возможным переход к рыночной (т.е. эффективной) экономике без частной собственности, лишь на основе изменения форм хозяйствования. Популяризируется переход к регулируемому рынку, т.е. к рыночному социализму. Но источником всех перераспределительных процессов является лишь производство, увеличение налогов на которое (т.е. на предпринимателей) подрывает само производство. Стремление к социальной справедливости приводит к ее нарушению и переходу к старому распределению государством нищенских доходов.

5. Мафиозные структуры и коррупция. Число зарегистрированных преступлений в России в 90е годы (выявленных и взятых на учет органами внутренних дел общественно опасных деяний), предусмотренных уголовным законодательством, - выросло в России с 1,8 миллиона в 1990 году до 2,8 миллиона в 1992-1993 годах, а затем, после некоторого снижения в 1997-1998 годах, - почти до 3,0 миллиона в 1999-2001 годах.

6. Регионализм и сепаратизм – претензии регионов на все имеющиеся у них природные ресурсы (Чеченская республика, Якутия, Тюмень…).

Собственником всех своих природных ресурсов может быть лишь территориальное образование, способное к самостоятельному выживанию в экономическом, политическом и военном отношениях. Если этого нет, то регион не может рассчитывать на безнаказанность сепаратистских устремлений (отделение, обособление). Экономический сепаратизм исключает организацию рентной системы налогообложения, в которой рента с природных ресурсов, равным совладельцем которых является каждый гражданин России, выступает оптимальным источником пенсионных и других социальных выплат гражданам.

При подготовке статьи использовались материалы:

1. Анисимов А. Истинный масштаб спада производства и смена модели российской экономической политики // Российский экономический журнал. 2003. №9.

2. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М., 2003.

3. Белокрылова О.С. Курс лекций по теории переходной экономики Ростов: РГУ, 2001. Ч. 1., Тема 1.

4. Белокрылова О.С. Концептуальные основы переходной экономики // Буткевич В. Между прошлым и будущим // Экономика и жизнь. 2005. №5.

5. Белокрылова О.С., Вольчик В.В., Мурадов А.А. Институциональные особенности распределения доходов в переходной экономике. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2000.

6. Бузгалин А.В. Переходная экономика. Курс лекций. М., 2006.

7. Григорьев Л.К. новому этапу трансформации. // Вопросы экономики. №4. 2006

8. Гайдар Е. Государство и эволюция. М., 2005.

9. Кузык Б. Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели // РЭЖ. №3. 2000.

10. Куликов В. Социальные императивы продолжения экономического реформирования. // РЭЖ. №1. 2000.

Экономическое развитие общества неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Общим для всех переходных экономических отношений и состояний экономики является то, что на период перехода они соединяют в себе некоторые черты и свойства прежних и новых экономических отношений. Эти переходы могут носить и локальный , и всеобщий характер. Примеры изменений первого рода постоянно происходят на наших глазах - изменяется форма собственности предприятий, за последние годы появились совершенно новые формы доходов, изменяются отношения между людьми по поводу собственности на жилье и т.д. и ранее, в прежней системе, постоянно происходили подобные изменения.

От локальных изменений в экономике следует отличать всеобщее изменения, которые характеризуют переход всей системы экономическихотношений в новое качество, когда преобразуются основные свойства и исходные отношения системы, или формируются новая экономическая система вместо прежней.

Переходная экономика – это переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В этом случае происходит изменение основ данной системы, которые приводят к ее радикальным изменениям. Из сказанного вытекают основные черты переходные черты и ее отличия от сложившихся экономических систем.

Во-первых, если сложившаяся экономика воспроизводится на своей собственной экономической и институциональной основе, то переходная призвана сформировать основу новой экономической системы. Понятие основа экономической системы относится к числу ключевых в экономической теории. Оно включает установившиеся в экономике формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики, а также присущий системе господствующий тип собственности. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то можно говорить о завершении переходного состояния экономики и о вступлении ее в стадию развития на собственной основе.

Во-вторых, многоукладность экономики – свойство переходной экономики. Экономический уклад – это особый тип экономических отношений, существующий наряду с другими отношениями. В любой экономике, в том числе и развитой, существуют различные типы экономических отношений, уклады, характеризующиеся различными типами собственности, интересами, способами ведения хозяйства. Например, современная экономика Запада характеризуется большим слоем малых предприятий, имеющих источником своего развития и существования собственный труд их владельцев. Однако этот слой производителей существует на базе, господствующего типа координации и капиталистической формы собственности. Иное дело переходная экономика. Многоукладность здесь существует как элемент основы.


В переходной экономике существует и старая и новая основа и ещё только формируется новая система связей. Применительно к переходной экономике наряду с формирующейся рыночной системой соседствуют различные типы регуляторов хозяйственных связей, включая неэкономические и незаконные, и т.д. преодоление многоукладность в основе экономики – одна из целей переходной экономики.

В-третьих, переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство. Стабильных переходных экономик не существует. В силу того, что происходят постоянные изменения старых отношений при отсутствии новых институтов, норм и правил, возникают новые отношения, которые имеют своих субъектов; происходит столкновение старых и новых экономических интересов, тенденция к постоянному обострению экономических и политических отношений – внутреннее свойство переходных экономик. Это требует создание особых способов поддержания стабильности в устранении экстремальных условий перехода.

В–четвертых, относительная длительность преобразований в переходной экономике. Она объясняется не только сложностью и противоречивостью процессов. Это прежде всего следствие естественных, не зависящих от политической власти факторов, - известной инерционности прежних подходов, невозможности единовременно изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру народного хозяйства, создать новые политические и экономические институты. Все это требует создания для всего периода переходной экономики особого механизма согласований интересов, а также государственной поддержки тем субъектам экономики, которые оказались в трудном положении по независящим от них причинам.

Понятие и сущность переходной экономики

Определение 1

Переходная экономика представляет собой период, когда идет смена экономической системы в стране.

Так, например, самым последним таким переходом экономики в нашей стране стало время перехода на рыночные отношения, то есть конец 20 века. На сегодняшний день в России господствует рыночная экономика и рыночные отношения. Более наглядно основные черты переходной экономики представлены на рисунке:

Рисунок 1. Черты переходной экономики. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Основные направления изменений к переходу на новую экономику:

  1. Меняются все экономические и социальные отношения внутри государства, то есть вся система экономики претерпевает глобальные перемены в своей основе и структуре;
  2. Полностью подлежат изменениям принципы, а также методы, способы хозяйствования в стране. По-другому организовывается производственный процесс, меняются условия экономических взаимодействий, распределение ресурсов начинает происходить по другим направлениям;
  3. Меняется законодательство страны, из-за глобальных изменений экономической структуры и системы в целом, где-то вносятся дополнения в законы, а в некоторые законодательные документы подлежат полному пересмотру.

Суть переходной экономике также отображена на рисунке:

Особенности переходной экономики

Переходная экономика, то есть переход к другой системе подразумевает ряд особенностей, которые характерны для всех стран и их экономик:

  • Главной особенностью переходной экономики ученые всего мира признают то, что в данном случае реализуется переход к совершенно другому типу экономической системы, но не как не способу регулирования этой системы;
  • Другая особенность заключается в том, что новая система переходной экономики сочетает в себе также и элементы старой системы, тем самым получается плавный переход, а не резкий, также большая часть нововведений переходной экономики строится на старых методах и опыте;
  • Неустойчивость новой экономической системы, что подразумевает хаос, а также кризисные процессы в период самого перехода, то есть когда новая система еще не полноценно вошла в свои права, а старая система не потеряла полностью свою власть. Данный период считается не самым лучшим для страны, так как чаще всего из-за этого страдают многие секторы экономики: торговля, производство, сельское хозяйство и т.д. Для налаживания новой экономической системы, как правило, требуется достаточно много времени, обычно от года до нескольких лет;
  • Значительные изменения в производственной сфере. Так как экономика в большей своей степени держится и зависит от производственных процессов в стране, от их развития и качества, то именно этот сектор претерпевает большие изменения, а именно, иначе начинает работать распределительная функция, меняются группы потребителей, новшества с поставщиками сырья, по-другому организован обмен и т.д.;
  • В связи с переходом на новую экономическую систему меняется сам уклад экономики. Сектор экономики страны, где рассматривается сама форма собственности в зависимости от средств производства называется укладом экономики. В экономическом укладе реализуется свой тип всех экономических отношений. Так, известны следующие уклады в экономике: муниципальный, частная собственность (мелкое производство), капиталистический, а также государственный и т.д.;
  • Длительный переход от одной системы к другой. Если переход осуществляется старой системой в совершенно новую, несхожую с ней, то этот процесс может длиться не несколько лет, а несколько десятков лет, чтобы перестроить все процессы (торговые, налоговые, законодательные, социальные и др.).

Как правило, время, в течение которого и происходит переход, называется переходной экономикой.

Типы переходной экономики

В переходной экономике есть выделяют несколько ее типов:

  • Первый тип переходной экономики называется естественным или еще в некоторых экономических документах естественно – эволюционный. Само название типа экономики говорит о том, что он формируется сам по себе под влиянием определенных факторов. Такими факторами могут быть глобальное развитие научно – технического прогресса (скачек в области информационных, инновационных технологий), социальное и культурное развитие общества (повышение качества знаний, умений, навыков, обмен опытом и т.д.), совершенствование законодательной базы и т.п. Естественный тип переходной экономики проходит достаточно спокойно, без лишних проблем для страны, так как к нему страна готовится, как бы заранее осознавая, что плавно перейдет из одной экономической системы в другую;
  • Другой тип переходной экономики – это реформаторский. Он предполагает заранее спланированный правительством сценарий, в основу которого положен переход от одной системы к другой. Реформирование общества, социальной среды, в том числе и экономики страны, начинается в одночасье, то есть все меняется одним днем. Такая переходная экономика сложно адаптируется в обществе, так как подразумевает множество проблем, которые, хоть и были заранее определены, но их разрешение на практике требует множество усилий и времени. Надо отметить, что к такому типу переходной экономики государства готовится за несколько лет, проблемы также пытаются решить прогрессивными методами и способами, и выбирать такой тип нужно только в случае, если общество имеет высокоразвитую структуру и возможности.

Замечание 1

Данные типы экономики определяют дальнейшее развитие экономической системы, которую выбрало для себя государство. Какие - то страны подвержены естественным процессам эволюции, а другие, наоборот, используют реформаторские пути.

Каждая страна, в зависимости от своих ресурсов, возможностей, выбирает для себя путь, но в эру высоких технологий предпочтительнее использовать все, же путь реформ, только необходимо заранее готовится к этому, создавать программы и систематизировать развитие экономических отношений.

Таким образом, переходная экономика представляет собой время перехода от одной экономической системы к другой. Она имеет ряд особенностей, учитывая которые, можно сделать этот переход менее болезненный. Также есть два типа переходных экономик, предпочтительнее для современного времени использовать реформаторский путь.

Существует переходная экономическая система, характерная для стран, которые освобождаются от недостатков командно-административной системы.

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других, пост социалистических стран, имеет одно избранное направление - социально ориентированная рыночная экономика.

Переходная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем.

Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами.

Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики -- трансформация в другую систему.

В-третьих, переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои "функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят "переходный" неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.

Следует отметить, что понятие "переходная экономика" является не новым в истории развития нашей страны. Она существовала в 20-е годы нашего столетия и насчитывала 5 общественно-экономических укладов: социалистический, частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Однако ее цели и направленность трансформационных процессов были прямо противоположны современной переходной экономике. Тогда главная задача заключалась в переходе от многоукладной экономики к одноукладной социалистической. Теперь же стоит прямо противоположная задача - заменить одноукладную экономику государственного социализма на многоукладное народное хозяйство, выступающее базой современного рыночного хозяйства.

Основная трудность переходного периода - это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Характерный признак переходной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом. Значительно замедляют рыночные преобразования недейственность законов о "несостоятельности и банкротстве предприятий. Объективные причины этого - глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночных преобразований. Он обусловил массовую финансовую несостоятельность и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких условиях закона о банкротстве, без учета объективных причин, приведет к закрытию большинства предприятий и вызовет массовую безработицу.

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Возникший как результат краха командно-административной системы, этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Ему способствовали такие факторы, как деформация структуры народного хозяйства (прежде всего преобладание производства средств производства над производством предметов потребления), совпавший по времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство.

Новое на сайте

>

Самое популярное