Домой Россельхозбанк Что будет с Белоруссией после Лукашенко. Что ждет Беларусь? Вымирание или процветание

Что будет с Белоруссией после Лукашенко. Что ждет Беларусь? Вымирание или процветание

Видимо, в белорусском правительстве начинается паника. Последнее заявление премьер-министра Мясниковича о том, что экономике просто необходимы 3-5% безработных, чтобы люди стали ценить свою работу.

Тут два интересных момента.

Во-первых, опыт либерально-рыночных государств Запада говорит о том, что сама рыночная модель и конкуренция приводит к расслоению общества на более ушлых, подлых, напористых негодяев и остальных, которые не готовы идти по головам. Аморальные приспособленцы далеко не всегда трудолюбивые работники, а, как правило, талантливые имитаторы. Но именно они умеют угодить начальству и обеспечить себе карьерный рост. Менее подлым и ушлым уготована роль рабочей силы. А значит, расслоение по доходам идет по моральным установкам. В рыночных условиях, пройдоха живет лучше честного человека.

Во-вторых, миф об экономической эффективности рынка уже развенчан. Астрономические долги "развитых" экономик и это притом, что ресурсы они получают за резаную бумагу обеспеченную лишь блоком НАТО и своей наглостью, а значит совершенно бесплатно, говорят о крайней неэффективности рыночной экономической модели.

Становится непонятным, что имел в виду господин Мясникович, когда ратовал за рыночные механизмы в трудовых отношениях.

Вероятно, в белорусском правительстве назревает кризис идей дальнейшего развития страны.

Как известно идея или идеология это основа, точнее стержень развития государства. Западные страны идут по пути культивирования человеческих пороков. Ведь в рыночных условиях человеческая мораль мешает карабкаться по головам ближнего вверх, поэтому чем раньше либерал потеряет совесть, тем быстрей ему обеспечен успех. А значит идет моральная деградация общества.

Либеральные реформы начала 90-х, когда радость потребления заменила радость от рождения и воспитания детей, когда население бросилось в погоню за золотым тельцом, Беларусь получила демографический провал, который можно назвать национальной катастрофой. Экономика до сих пор не может оправиться, не получив сотни тысяч рабочих рук.

Рождаемость до сих пор находится на уровне, не восполняющем убыль населения. И уже сейчас понятно, что сорокалетним белорусам на пенсию можно не рассчитывать. Ни это не следующее правительство не может гарантировать того, что через 20 лет налогов от работающих хватит на пенсию для всех стариков. А как раз сегодняшние сороколетние самые бездетные среди разных возрастных групп. Это значит, что нет детей, которые могут поддержать в старости и не будет налогоплательщиков для пенсии.

Беларусь, хлебнув либеральной пропаганды человеческих пороков, вымирает. И власть не может этого не понимать.

Причин низкой рождаемости несколько. Первая причина это продолжающийся процесс урбанизации. Все больше молодежи ищет себе будущее в больших городах. Эта молодежь ютится в общежитиях, на съемных квартирах и если женится, то не торопится заводить детей. И часто это не материальные причина, а в первую очередь стесненные жилищные обстоятельства.

Белорусские власти много делают для молодых семей, выдавая льготные кредиты, помогая получать квартиры большей площади. Но квартиры остаются железобетонными клетками, разобщающие людей. Страхи больших городов делают людей злее, страх и ненависть расширяется среди населения вместе с увеличением городов. Родители и дети не могут ужиться под одной крышей. Идут войны за квадратные метры и за наследство стариков. Детей больше двух рожают крайне редко.

И как результат проникшей с Запада заразы либерализма и рынка, вымирание белорусской нации.

Что можно сделать в сложившейся ситуации?

Самый реальный способ спасения Беларуси это государственная программа расселения городов. Если не приступить к его воплощению уже сегодня, завтра наши земли захватят чужеземцы, и мы станем чужими на своей земле. Как это уже происходит в странах Евро Союза.

Как это может выглядеть?

Сегодня, в очереди на улучшение жилищных условий в очереди стоит более ста тысяч семей, которые ждут своей очереди многие годы. Семьи отказываются в стесненных условиях заводить детей. Дети в городских условиях растут болезненные и физически слабые.

Самая сложная ситуация с жильем традиционно у коренных жителей мегаполисов. Если приезжим из сельской местности удается закрепиться в городе, то и жилье они получают или приобретают быстрей, чем выросшие изначально.

А теперь представим, что белорусские власти решили расселять города и первым делом разработали проекты современных поселков из белорусских материалов по последнему слову техники и технологий.

Если начнется строительство ста поселков вокруг областных центров на тысячу семей каждый с перспективой роста, то это даст такой необходимый экономический рост, привлечет инвесторов и создаст точки роста населения страны. Механизм возмещения задолженности перед государством за полученную недвижимость, зависящий от количества детей позволит стимулировать семьи к росту и объединению. Возможность расширения жилой площади позволит воссоединяться семьям в нескольких поколениях.

Появится возможность в таких поселках организовать современные наукоемкие производства и развивать сельское хозяйство на современном уровне. Можно будет строить современные фермы и пищевые производства качественных экологически чистых продуктов, и сократить импорт химической отравы.

Самое главное, что люди вернутся на землю, их дети станут вести здоровый образ жизни, их воспитанием будут заниматься родные люди, а не подворотня и бары. Браки станут крепче.

Сегодня на уровне правительства обсуждается провал программы модернизации деревообрабатывающей промышленности. Неужели пылящуюся или проданную за бесценок продукцию нельзя использовать для строительства домов. Опыт Китая, когда, для стимулирования роста экономики строятся в голом поле огромные малоэтажные поселения, где крестьяне могут пользоваться всеми благами цивилизации и заниматься сельским хозяйством тоже не стоит сбрасывать со счетов.


Параллельно нужно создать национальную базу бизнес-планов, где экономически грамотно рассчитать потребность белорусов в той или иной продукции собственного производства. Это позволит целевыми инвестициями под коммерческие организации выигравшие конкурс на интересующий проект организовать современные малые производственные наукоемкие предприятия. Они могут стать подобием артелей сталинской эпохи, когда по государственному заказу частник не только занимался сферой услуг, но и производил телевизоры, швейные машинки, а также оружие.

Также пора признать, что ссудный процент рушит экономику страны. Богатеют только банки, высасывая ресурсы из реального сектора. Пора переводить финансовые институты на софинансирование коммерческих организаций под распределение части прибыли. Возврат инвестиций от части прибыли предприятия позволит банкам оценивать реальные риски бизнеса и приведет к сотрудничеству финансового сектора с производственным. Сегодня банки заинтересованы лишь в возврате кредитов и процентов по ним.

Когда финансовый сектор начнет сотрудничать с реальным и будут заинтересованы в успехе друг друга, каждый гражданин сможет стать инвестором, приобретая акции и получая прибыль от их деятельности. Также пропадет смысл ухода от налогов и серой зарплаты, потому, что производитель будет заинтересован в предоставлении реальной статистики предприятия для привлечения инвестиций. Финансовые институты, показывая, публикуя результаты своей деятельности, смогу привлекать инвестиции граждан. Работники, получая белую зарплату, смогут приобретать в рассрочку товары народного потребления, потому, что за них будет платить финансовая организация или работодатель, участвуя в распределении прибыли. Круг замкнулся, все заинтересованы в успехе всех и на место конкуренции разлагающей души, приходит сотрудничество и взаимопомощь.

Когда население страны в большинстве своем станет жить на земле в своих домах, работать по призванию, заводить большие семьи, то и проблема власти на местах решится сама собой. Вряд ли популист и грантоед получит на выборах большинство голосов, а скорее выберут лучшего из лучших из своей среда. Да и исполнительной власти станет трудно дурить людям голову отписками и лозунгами. Произойдет закономерный рост гражданской ответственности и улучшится качество государственного управления.

Таким образом, можно подвести итог. Для спасения Беларуси от демографической ямы и экономического кризиса необходимо сделать следующее.

1. Принять программу расселения городов

2. Создать национальную базу бизнес-планов по насыщению рынка продукцией белорусского производства.

3. Обеспечить внутренними инвестициями и заказами собственных производителей.

4. Запретить на территории Беларуси ссудный процент и перевести экономику на схему софинансирования и распределения ответственности финансового и реального сектора.

5. Обеспечить возможность выдвигать в органы власти своих представителей по морально деловым качествам.

Остается надеяться, что эти предложения будут замечены чиновниками и рассмотрены белорусскими властями, потому, что в государственных инстанциях они просто теряются, а потом по телевизору высшая власть растерянно разводят руками и жалуется на кризис идей дальнейшего развития страны.

Хватит чиновникам декларировать национальную идею поддержки многодетной традиционной семьи, пора создавать условия, чтобы они стали появляться в естественных природных условиях, в больших домах, на своей земел. Хватит нам дикого рынка и либерализма с толерантностью делающих людей моральными уродами. Опыт стран Западной Европы показал, что там, где есть рынок и либерализм население вымирает. Белорусы пойдут за вымирающими странами Запада, завезут и поселят на своих землях инородцев или выберут свой путь развития и процветания?

Неравнодушный к будущему своей страны и своих детей гражданин Беларуси, Петровский Андрей Анатольевич

В Беларуси прошли очередные выборы президента. Эксперты сделали прогноз, что ждет 9,5 миллионов белорусов в ближайшем будущем.

Болточко: Уровень жизни белорусов снизится

Ожидать коренных изменений простым белорусам, по мнению эксперта в экономике Либерального клуба Антона Болточко, не стоит.

– Нет никаких оснований полагать, что власти пойдут на очередное повышение заработных плат, опережающих производительность труда. Доходы населения если и будут расти, то лишь до 1% в реальном выражении, – отмечает эксперт.

Однако различные министерства намерены поработать над расходами белорусов: с тарифами ЖКХ и другими товарами и услугами, стоимость которых регулируется государством. Вместе с этим может уменьшиться контроль со стороны Минторга за ценообразованием в остальных сферах.

– Все это приведет к падению уровня жизни населения в реальном выражении, – считает Антон Болточко.

По его прогнозам, чтобы население не так сильно ощутило пагубные последствия, власть попытается раскрепостить предпринимательскую инициативу, возможно, даже даст определенные послабления для ведения малого и среднего бизнеса.

Эксперт считает: Александр Лукашенко подает неоднозначные сигналы о том, что власти планируют делать с реформами. Бросив бюллетень в урну для голосования, глава государства заявил, что готов к изменениям и реформам, но только в том случае, если население даст ему карт-бланш.

В любом случае, считает эксперт, предстоит еще научиться проводить реформы, понять, в какую сторону двигаться, балансируя между экономическими и политическими интересами официальной власти.

– Придется жить в стране, которая в ближайший год будет пытаться нащупать, какие реформы нужны. Де-факто реальных реформ не проводилось с момента обретения независимости, – отмечает экономист.

Карбалевич: Беларусь ждет медленная деградация

По мнению политолога Валерия Карбалевича, во внутренней политике после выборов ничего не изменится, и не стоит белорусам ожидать либерализации или намека на демократию.

– Это подтвердил Лукашенко во время выступления на избирательном участке, призвав оппозицию после 20:00 11 октября «соблюдать закон». Значит, ровно в 20:00 закончилась либерализация, которую власти допустили в предвыборный период. Теперь же любой выход оппозиции на улицу будет жестко преследоваться, – считает политолог.

Эксперт уверен, что Лукашенко никуда уходить не собирается, «он планирует руководить Беларусью до конца своих дней».

Надежды на реформы у Валерия Карбалевича небольшие. Белорусская социальная модель исчерпала весь свой ресурс. Чтобы страна могла развиваться, эту модель пришлось бы менять. Но власть не готова к таким переменам, считает олитолог. И это значит, что Беларусь будет деградировать: не будет ни экономического роста, ни роста уровня жизни и благосостояния людей.

У Александра Лукашенко есть комплекс Горбачева. Тот пытался осуществить реформы, чтобы укрепить свою систему, но в результате система развалилась, и он потерял власть. Лукашенко очень боится повторения этого сценария и всячески держится за существующую систему, – говорит Валерий Карбалевич.

Иосуб: Выборы не повлияют на экономику и финансы

Для экономики и финансовой системы сами выборы не принесут ничего нового, считает старший аналитик Альпари Вадим Иосуб. Изменения могут произойти позже. И в первую очередь они вероятны в связи с тем, что стране очень нужны деньги.

– После выборов продолжится активная фаза переговоров с Международным валютным фондом и Антикризисным фондом ЕАЭС. Во второй половине октября правительство обещало обнародовать программу структурных реформ, с которой мы и будем просить деньги у кредиторов, – говорит эксперт.

И только после озвучивания программы реформ, появится хоть какая-то ясность о тех изменениях, на которые готова пойти власть.

Мельянцов: Отчет ОБСЕ определит вектор отношений Беларуси и ЕС

Как будут развиваться отношения с Евросоюзом, по мнению старшего аналитика Белорусского института стратегических исследований (BISS) Дениса Мельянцова,будет зависеть от того, как оценит выборы Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Ее представители наблюдали в Минске за выборами.

– Евросоюз дал понять, что если к оппонентам политического режима не будет применено никакое насилие, то нормализация отношений, которая длится больше года, продолжится, – говорит Денис Мельянцов.

Эксперт уверен: если отчет ОБСЕ будет более или менее положительным, этого достаточно, чтобы были заморожены или сняты санкции, а также для продолжения курса политического сближения Беларуси с Европейским союзом.

Сложнее окажется ситуация внутри Евразийского союза (ЕАЭС). В связи с кризисом, который разразился в России, и с ситуацией в международных отношениях, будущее ЕАЭС достаточно туманно.

– Белорусские власти уже сейчас не стесняются говорить, что тех выгод, которые мы хотели получить от Евразийского союза, пока нет. И в связи с кризисом ситуация еще больше усугубляется, - считает эксперт. - Однако выходить из ЕАЭС никто не станет. Эта структура останется функционировать, потому что в ней заложен большой компонент политики и геополитики.

Однако эксперт не прогнозирует углубления интеграции из-за небольшой заинтересованности членов союза, по крайней мере, до тех пор, пока не закончится кризис в отношениях России и Запада.

Отдельно нужно подчеркнуть, что предсказание будущего любого персонализированного режима – неблагодарная задача, потому что перспектива всегда зависит от множества факторов: самого лидера, его физического состояния и непредвиденных событий. Поэтому эксперты, как правило, выделяют пути развития Белоруссии после Лукашенко с определённой долей условности. Так, в Центре Карнеги говорят о трёх общих среднесрочных и долгосрочных сценариях.

Первый – хаотическая и непредвиденная передача власти. При таком раскладе, уверены эксперты, поддерживаемые Кремлём политические силы, вероятно, будут признаны обществом легитимными, а у Запада не будет ни политической воли, ни ресурсов, которые могли бы существенно повлиять на ситуацию в стране.

«Внезапная и неожиданная передача власти в ближайшем будущем, скорее всего, приведёт к образованию ещё одного конституционного «супер-президентского» режима, но возглавит его кто-то с меньшей харизмой, чем Лукашенко», - считают в Центре Карнеги, поясняя, что в настоящее время номенклатура полностью очищена от людей с харизмой и при неожиданном транзите власти им просто неоткуда будет взяться.

Второй вариант развития событий, выделенный исследователями центра, заключается в постепенном переходе к «более мягкому авторитаризму». «Основанием для такого постепенного перехода, вероятно, будет экономика. Нервозность по поводу хронического экономического кризиса в стране уже приводит к ошибкам президента», - подчёркивают специалисты.

Параллельно с этим будут происходить и изменения в политике. К власти в течение пяти - пятнадцати лет, по прогнозам экспертов, придёт больше чиновников с рыночными взглядами, и в конце концов Белоруссия станет более олигархической – по аналогии с сегодняшней Арменией или Молдавией при президентстве Владимира Воронина.

Наконец, третий вариант – вынесение на референдум вопроса об изменении конституции. Ещё в начале 2017 года Лукашенко обсуждал с главой Центральной избирательной комиссии Белоруссии Лидией Ермошиной возможность перехода к смешанной избирательной системе, что означало бы увеличение роли политических партий.

В последний раз президент пообещал подумать над перераспределением своих властных полномочий в апреле, выступая с ежегодным обращением к парламенту. И произошло это на следующий день после того, как премьер-министр Армении Серж Сарксян ушёл в отставку после почти двухнедельных уличных протестов. Лукашенко заверил, что рекомендации относительно поправок уже разрабатываются конституционным судом.

Есть свои предложения и у общественности. Так, около года назад коллектив авторов во главе с идейным лидером национально-культурного возрождения страны Зеноном Позняком подготовил программу «Вольная Беларусь». Среди её предложений: вернуть конституцию 1994 года, которая ограничивала власть президента, перейти к парламентско-президентской форме правления, ввести местное самоуправление и смешанную избирательную систему, провести новое административно-территориальное деление страны, выйти из ЕАЭС, не стремиться в ЕС и НАТО, оставить государственным белорусский язык, а русскому придать статус языка межнационального общения.

Есть у Белоруссии и объективные причины надеяться на переход к либеральной демократии европейского образца, подчёркивает политолог Сергей Николюк. Например, в 1996 году 82% белорусов считали, что правительство должно нести ответственность за благосостояние людей, а 17% были уверены, что за это должны отвечать сами люди. К 2016 году соотношение стало уже 65 на 30, что само по себе говорит о большем интересе общественности к политике.

В своем ежегодном послании парламенту и народу президент Беларуси заявил, что негативные тенденции последних лет вроде бы преодолели, по росту валового внутреннего продукта выходим из двухлетней рецессии, а полученные результаты превосходят то, на что были настроены годом ранее .

Фото из архива Александра Готовского

При этом 2 марта на совещании по подведению итогов прошлого года главой государства был задан правительству вопрос о том, что скрывается за средними цифрами. Было озвучено, что, по мнению некоторых должностных лиц, чуда пока не произошло — на улучшении ситуации в стране сказались подросшие цены на нефть и оживление спроса в России.

Эти заявления, задания по повышению средней заработной платы до тысячи рублей оставили много вопросов о факторах и устойчивости экономического роста Беларуси, а также неприятный осадок, еще больше усилившийся в свете последних событий с российским рублем.

Факторы внутренние или же внешние

Наибольший вклад в экономический рост Беларуси в 2017-м и первом квартале 2018 года был сделан промышленностью. Это 1,5 п.п. из 2,4% увеличения ВВП в 2017 году и 2,4 п.п. из 5,1% в первом квартале 2018-го.

Определить, внутренние или же внешние факторы являются основными в промышленном росте , с ходу не так-то и просто. Росли почти все секторы, потребляющие белорусскую промышленную продукцию, начиная с внутреннего розничного рынка и инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства и заканчивая экспортом (все показатели на рис. 1 приведены в сопоставимых ценах, включая физические объемы экспорта и импорта товаров).

По одному лишь кварталу 2018 года расчеты делать пока преждевременно, его количественные показатели являются следствием сложившихся ранее тенденций и низкой базы начала прошлого года. Поэтому смотрим внимательно на 2017-й, когда маховик промышленного и экономического роста только-только набирал обороты, и можно проследить, как они зарождались.

Начнем с экспорта . Его доля в объемах реализации промышленной продукции республики составила в 2016 году 51,7%, в 2017-м — уже 55,4%.

Но это лишь отгрузка экспортерами своей продукции на внешние рынки. А еще есть предприятия, поставляющие экспортерам сырье, материалы, комплектующие, топливо и энергию. У этих поставщиков есть свои поставщики, а у тех — свои и т.д. Увеличивается реализация на экспорт — оживляется вся производственная цепочка.

Всего, если разворачивать всю цепочку до конца, в объемах промышленного производства Беларуси порядка 64% приходилось на экспортеров и связанных с ними поставщиков. Не так уж и мало, нужно признать.

Из этой цифры и темпов увеличения экспорта в 2017 году (8% прироста в сопоставимых ценах) несложно посчитать влияние на промышленную динамику. Это 5,1 процентного пункта из 6,1% прироста промышленного производства в 2017 году.

Таким образом, основной импульс промышленному росту, без сомнения, был оказан внешним сектором. Реализация на экспорт обеспечила 83,6% (соотносим 5,1 п.п. с 6,1%) промышленного роста страны в 2017 году.

Аналогичные расчеты дают нам цифры по влиянию внутренних факторов .

Наибольшее воздействие было оказано внутренними инвестициями в основной капитал — 8,2%.

О заработной плате как об обеспечившем промышленный рост факторе говорить не приходится. Внутренний потребительский рынок рос вяло, и его вклад в промышленную динамику был небольшим. В части покупок отечественных продуктов питания — 4,9%, в части покупок отечественных непродовольственных товаров — 3,3%.

Российский или нероссийский рынок

Российский рынок и мировой рынок нефти и продуктов ее переработки — два столпа, на которых стоит белорусский экспорт. В 2017 году на них приходилось 67,6% товарного экспорта, а до последнего кризиса в 2013 году — и вовсе 77,6%.

Из-за такой высокой доли два этих рынка способны оказывать наиболее сильное влияние на динамику внешней торговли республики (не только положительное, но и отрицательное). Так оно и было в предыдущие годы.

Неудивительно, что наши аналитики не только внимательно следят за ситуацией с нефтяными ценами в России, но и автоматически связывают с ними любые сколь-либо значимые изменения в белорусской экономике.

Однако 2017 год стал в этом отношении исключением.

Физические объемы экспорта в 2017 году выросли на 8%. Это 1,9 млрд долларов в ценах 2016 года. Вклад в этот прирост российского рынка, исходя из рассчитанных «Белстатом» индексов, составил чуть более 0,5 млрд долларов. Основное влияние обеспечено рынком стран вне СНГ — 1,1 млрд долларов.

Из этих цифр несложно рассчитать влияние внешних рынков на прирост промпроизводства (рис. 3). Получается, что в 2017 году российский рынок обеспечил лишь около четверти промышленного роста Беларуси. Более значимым было влияние рынков стран вне СНГ.

Законный вопрос, почему основной для страны внешний рынок сбыта не стал основным драйвером промышленного роста?

Если очень тезисно, то российский рынок внес наибольший вклад в прирост экспорта продукции машиностроения, металлопроката и иных изделий из металла; шин, пластмасс и различных изделий из них; керамической плитки, отечественного легпрома и мебельной промышленности.

Но этот прирост был легко перекрыт другими рынками за счет калийных удобрений, достаточно высокой динамики сбыта продукции машиностроения на рынки остальных стран СНГ, продукции деревообработки, причем по таким позициям, как ДСП и ДВП, а не только продольно распиленная древесина и тара, как было раньше; широкой номенклатуры строительных материалов, начиная с цемента, изделий из бетона и заканчивая утеплителями.

И, конечно же, нельзя не упомянуть о продовольственной группе. Серьезно просели в тоннаже поставки в Россию молочных продуктов (на 7,5%), сырого мяса (на 9,7%), сахара (на 19,6%), мукомольно-крупяной продукции (в 1,5 раза), свежих фруктов (в 2 раза). Эти объемы были переориентированы на другие рынки, в первую очередь остальных стран СНГ.

А что с ценами?

С ценами гораздо более интригующая ситуация. Если прирост физобъемов экспорта обеспечил увеличение валютной выручки на 1,9 млрд долларов, то за счет повышения цен долларовый поток увеличился на 3,8 млрд долларов.

Однако как через экономику Беларуси прошли эти деньги? Если увеличение физобъемов отразилось в приличном приросте статистических показателей, то почему мы не заметили более значимого объема за счет цен?

Перераспределение через обменный курс белорусского рубля

Укрепление обменного курса белорусского рубля было небольшим (с 1,9876 руб. за доллар в 2016 году до 1,9324 руб. за доллар в 2017-ом), но экспортеры, переводя валютную выручку в белорусские рубли, не досчитались приличных денег. В эквиваленте это 0,8 млрд долларов.

Эти деньги не были учтены белорусской статистикой в показателях в белорусских рублях, но никуда не пропали. На соответствующую сумму подешевел импорт. Неявно через обменный курс произошло перераспределение от экспортеров к импортерам.

Изменение цен на сырьевые товары

Основной прирост валютной выручки от повышения цен был обеспечен по экспорту промежуточных товаров — 2,6 млрд долларов. А на оплату подорожавших импортных промежуточных товаров экономика потратила те же 2,6 млрд долл.

Одной рукой экономика заработала, другой рукой столько же потратила. Эти деньги мы увидели лишь в увеличении издержек и номинальных показателей. Реальные остались на прежнем уровне.

Этот инфляционный рост мы ощутили тоже не в полной мере.

Во-первых, благодаря укреплению обменного курса, который на 3% компенсировал удорожание импортного сырья и материалов, что и способствовало достижению исторически низких показателей по инфляции.

Во-вторых, большая часть этого удорожания произошла по ценам импортируемых энергоресурсов, так называемой 27-й товарной группы «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки» и в основном была переложена на экспортные цены.

Стоимость импорта по этой статье увеличилась на 2,3 млрд долларов, экспорта — на 2,1 млрд долларов. Это включая импорт российской сырой нефти, природного газа, с одной стороны, и экспорт собственной сырой нефти, нефтепродуктов, битумных смесей, с другой.

Соответственно, как бы кому ни хотелось, но тезис о прямых выгодах белорусской экономики от роста мировых цен на нефть по 2017 году не подтверждается.

Здесь мы не обсуждаем договоренности Беларуси и России об изменениях в распределении вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты. Это больше вопросы балансировки государственного бюджета в условиях выплаты накопленных ранее долгов и поддержания золотовалютных резервов. Они не имеют прямого отношения к повышению мировых цен на нефть.

Изменение цен на готовые инвестиционные и потребительские товары

Стратегию Беларуси в 2017 году по торговле готовыми инвестиционными и потребительскими товарами можно сформулировать очень лаконично — свое продали подороже, себе на эти деньги купили по хорошим ценам и побольше.

Увеличение стоимости экспорта этих товаров (на 1,7 млрд долларов) было в основном обеспечено за счет цен (на 1 млрд долларов). А при покупке импорта лишь 0,2 млрд долларов было израсходовано на оплату удорожания и 1,7 млрд — на увеличение объемов.

Здесь нет никакого криминала. Просто больше всего в регионе дорожали продукты питания — традиционная наша экспортная позиция. На этом фоне даже проседание тоннажа в Россию осталось почти незамеченным (цены перекрыли падение объемов).

А закупала Беларусь в основном инвестиционные и непродовольственные потребительские товары. По ним конкуренция на мировом рынке более интенсивная и цены не так подвержены колебаниям.

Есть здесь и минусы. Рост импорта был спровоцирован не только повышением доходов, но и укреплением белорусского рубля. Импорт по многим позициям либо подешевел, либо имел минимальный рост цен на фоне продолжающейся внутренней инфляции.

Как следствие, прирост доходов белорусы тратили сперва на импорт. Его доля выросла в структуре потребительских расходов, а влияние розничного рынка на отечественное производство, как мы видели выше, было слабым.

А что в 2018-м?

Вся эта история с новой волной роста началась еще в 2016-м. Уже с начала года динамика сбыта на российский рынок демонстрировала увеличение реальных объемов.

Но одного лишь российского рынка оказалось недостаточно. Уверенный рост по экспорту в целом начался в третьем квартале после перелома тенденций на рынке вне СНГ.

Ситуация с ценами начала меняться чуть позже. К четвертому кварталу 2016 года российский рынок лишь остановил падение средних цен белорусского экспорта. И только в первом квартале 2017 года перелом тенденций на рынке вне СНГ вывел динамику в положительную плоскость.

Изменение ситуации с внешним спросом в III квартале 2016 года обеспечило положительные темпы в промышленности к IV кварталу (табл. 1).

В свою очередь, рост промышленного производства и положительные темпы внешнеторговых цен улучшили финансовое состояние предприятий. В I квартале 2017 года был зафиксирован резкий рост полученной предприятиями прибыли. И в этом же квартале реальная заработная плата после падения восстановила положительную динамику.

В следующем II квартале импульс перешел на внутренний рынок. На положительные темпы вышли розничный товарооборот и инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства. А спустя квартал (в III квартале 2017 года) — и сфера услуг в целом.

Таким образом, импульс от внешнего сектора через промышленность поэтапно распространился на всю экономику Беларуси и к I кварталу 2018 года был раскручен весь маховик экономического роста.

Собственно, этим объясняются наблюдаемые сейчас более высокие темпы в промышленности и экономике в целом. В 2017 году факторы внутреннего рынка действовали не весь год, подключались поэтапно. А в 2018 году уже все они работают в полной мере. В том числе строительство, которое по 2017 году в целом сохраняло отрицательное влияние.

И что дальше?

Экономика страны — это, как мы увидели, достаточно тяжелая инерционная машина. Ее сложно вытолкать из пропасти отрицательных темпов. Еще сложнее сделать так, чтобы она, покатившись и ускоряясь, не опрокинулась на ходу, двигалась в нужном направлении.

Передавишь с внутренними факторами — зарплатой, инвестициями — вылетишь в отрицательное внешнеторговое сальдо, рост внешнего долга и закончишь валютным кризисом образца 2011 года.


Стабильность — одна из главных целей экономической политики. Это базовое условие существования экономики, как и правила гигиены для каждого из нас. Здесь не может быть никаких сомнений, должна поддерживаться соответствующая культура. И знаний у нас уже хватает, чтобы это обеспечить, не только теоретических, но, к сожалению, и практических.

Однако у нас все время говорят только об этом. Понятно, обжегшись на молоке, дуют на воду. Складывается даже впечатление, что наши экономисты, как и военные, все время готовятся к «прошлой войне».

Но есть еще и вторая очень важная цель экономической политики — экономическое развитие как таковое. Тоже со своими рисками.

Не задействуешь весь потенциал экономического роста — отстанешь от соседей по темпам и качеству развития, по зарплате и станешь статистом в оттоке людей за рубеж и падении рождаемости в стране.

Сейчас не только Беларусь, но и весь мир выходит на новую волну промышленного и экономического роста. По итогам четвертого квартала 2017 года мировая обрабатывающая промышленность разогналась до 4,7% (по данным Организации Объединенных Наций по промышленному развитию).

Российская экономика пока запаздывает, но западные наши соседи демонстрируют хорошую динамику.

Промышленное производство в Литве выросло за 2017 год на 6,7%, в Польше — на 6,9%, в Латвии — на 8,5%.

В конце 2017-го Европейский союз обогнал среднемировые темпы (4,9%), чего не наблюдалось с первого квартала 2011 года.

Это, с одной стороны, стимулирование белорусской экономики, что прослеживается по росту экспорта промежуточных товаров. Но, с другой, новые вызовы для нас — усиление конкуренции за потребителя, за рабочую силу, что мы видим по активности наших граждан в поездках «на закупы», а в последнее время — и на работу в эти страны.

В нынешних обстоятельствах необходима новая дискуссия о путях нашего развития. Переход от тактики выживания к стратегии, ориентированной в будущее, в новое качество экономического роста.

Этот подробный рассказ о факторах, о рынках сбыта, о достаточно благоприятных для нас условиях был лишь для того, чтобы показать отличия сегодняшней ситуации, новые возможности и вызовы, расставить точки над нашим белорусским «i» и начать принципиальный разговор об экономическом развитии.

Приведенные выводы — лишь основные для начала широкой дискуссии. С более полным, ориентированным на специалистов описанием методики расчетов и полученных результатов можно будет ознакомиться во втором номере Белорусского экономического журнала.

До конца года остаются считанные недели, а по вопросу экономических перспектив Беларуси в 2018-м мнения расходятся. Всемирный банк предположил, что в будущем году сохранятся низкие темпы роста, а правительство, напротив, заявило, что экономика будет ускоряться. Впрочем, эксперты сомневаются, что в 2018 году Беларусь ждет светлое будущее.

Оптимизм правительства никто не разделяет

В конце ноября Центр развития Высшей школы экономики России провел опрос среди экономистов 11 авторитетных организаций, которые попытались оценить перспективы белорусской экономики. Консенсус-прогноз, с результатами которого ознакомился БелаПАН , показал редкое единодушие.

Экономисты банков Беларуси и России, а также девяти исследовательских организаций сошлись во мнении, что в 2018 году рост ВВП Беларуси будет находиться в районе 2%. Заметного ускорения белорусской экономики эксперты не ждут.

Так, например, эксперты Венского института международных экономических исследований ожидают, что рост ВВП Беларуси по итогам 2017-го составит 2%, по итогам 2018-го - 2,3%. Экономисты Центра макроэкономических исследований российского «Сбербанка» предполагают, что рост ВВП Беларуси в 2017-2018 годы сложится на уровне 1,9% и 2,1% соответственно.

Всемирный банк придерживается такого же мнения. Согласно базовому прогнозу Всемирного банка, который был представлен в Минске на прошлой неделе, рост белорусской экономики останется низким в ближайшие годы (в 2017-м -1,8%, в 2018-м - 2,1%, в 2019-м - 2,4%).

«Мы хотели бы, чтобы белорусская экономика росла быстрее. Это возможно в том случае, если будет проводиться осторожная макроэкономическая политика и будут реализовываться структурные реформы, которые позволят повысить эффективность белорусской экономики» , - заявила на прошлой неделе в Минске старший экономист Всемирного банка Галина Андронова-Винцелет , отвечая на вопросы БелаПАН.

Расширение частного сектора в экономике, повышение качества управления госпредприятиями, эффективное распределение финансовых и трудовых ресурсов внутри страны может позволить ускорить темпы экономического роста, считает страновой экономист Всемирного банка Кирилл Гайдук .

«Однако если перечисленные изменения будут происходить, положительный эффект от них мы увидим только в среднесрочном периоде. В краткосрочной перспективе, на 2018 год, наиболее вероятный сценарий, который мы ожидаем, предполагает рост ВВН Беларуси на 2,1% », - отметил Кирилл Гайдук в беседе с корреспондентом БелаПАН .

Обращает на себя внимание тот факт, что пока и долгосрочные ожидания экспертов практически не отличаются от краткосрочных. К слову, все 11 организаций, которые приняли участие в упомянутом опросе Центра развития Высшей школы экономики России, высказались в пользу того, что до 2021 года темпы роста ВВП Беларуси не превысят 2,5%.

Ранее эксперты неоднократно подчеркивали, что низкие темпы роста в долгосрочном периоде чреваты отставанием Беларуси от развитых и даже соседних европейских стран.

Однако белорусское правительство куда более оптимистично смотрит на перспективы страны. На прошлой неделе премьер-министр Андрей Кобяков заявил о том, что в нынешнем году власти ожидают рост ВВП на 2%, а уже в следующем - на 3,5%. Сбудутся ли планы властей?

Страховка от дурака

По мнению наблюдателей, существует несколько ограничителей, которые не позволяют экономике Беларуси расти быстрее 2% в год.

«Последние официальные и неофициальные прогнозы говорят о том, что темпы роста экономики России, которая является нашим основным торговым партнером, в 2018 году не превысят 2%. Поэтому верить в то, что Беларусь сможет расти в будущем году быстрее, чем основной торговый партнер, вряд ли стоит» , - считает экономист Антон Болточко .

По его мнению, известные внешние факторы и отсутствие серьезных изменений внутри страны указывают на то, что потенциал роста белорусской экономики в 2018 году будет явно ограничен.

«Принятый декрет о предпринимательстве и ожидаемый декрет о цифровизации экономики вряд ли окажут серьезное влияние на динамику ВВП» , - полагает Антон Болточко.

Рост ВВП Беларуси в 2018 году, прогнозируют эксперты, будет во многом зависить от динамики белорусского экспорта.

«При благоприятной внешней конъюнктуре мы будем видеть рост экономики на 2-2,5%. Если экспорт станет стагнировать, рост экономики будет приближаться к нулю» , - предполагает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук .

С учетом этого эксперты приходят к выводу, что заметного ускорения белорусской экономики в 2018 году можно будет добиться только искусственным образом.

«Искусственное стимулирование экономики в краткосрочном периоде может привести к ускорению темпов экономического роста. Однако такая политика чревата возникновением серьезных проблем в будущем», - полагает Кирилл Гайдук.

Впрочем, как считают экономисты, возможности использовать административный ресурс для ускорения экономики у властей крайне ограничены.

По мнению экспертов, главное отличие сегодняшних реалий от предыдущих лет, когда искусственно стимулировался рост экономики, состоит в том, что Беларусь теперь придерживается плавающего обменного курс. Действующий режим курсообразования экономисты неформально называют «страховкой от дурака».

«Административное стимулирование экономики за счет разогревания внутреннего спроса достаточно быстро приведет к росту цен и ослаблению обменного курса рубля. Естественно, этого допускать никто не хочет. Поэтому можно сказать, что нынешний режим курсообразования - это страховка от чрезмерного использования административного ресурса в экономике» , - отмечает Дмитрий Крук.

Белорусские экономисты предупреждают, что потенциальные угрозы для валютного рынка уже формируются, и лить масло в огонь точно не стоит.

Эксперты обращают внимание на тот факт, что по итогам трех кварталов 2017 года сложилось отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами. По итогам года с учетом наблюдаемой тенденции дефицит счета текущих операций может превысить показатель прошлого года, считают экономисты Исследовательского центра ИПМ.

«Если административно наращивать инвестиционную активность и зарплаты, это выльется в увеличение импорта и спроса на валюту, приведет к автоматической корректировке плавающего курса белорусского рубля. Поэтому никакого административного стимулирования инвестиций и зарплат быть не должно. Макроэкономическая стабильность, которую мы наблюдаем, сейчас достаточно хрупкая» , - резюмировал директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик .

Новое на сайте

>

Самое популярное