Домой Россельхозбанк Где был построен первый небоскреб. Краткая история небоскребов «С чего все начиналось

Где был построен первый небоскреб. Краткая история небоскребов «С чего все начиналось

Какое здание самое высокое в мире?
Можно с уверенностью сказать, что первенство вернулось на Ближний Восток и надолго. Всем известная пирамида Хеопса высотой 146,5 м почти 3800 лет (до 1311 года) была самым высоким сооружением в мире. Сколько продержится на первом месте нынешний фаворит покажет время.

1. Бурдж-Халифа (Burj Khalifa) – самый высокий небоскреб в мире построен в Дубае, Объединенные Арабские Эмираты. Высота со шпилем 829,8 м, количество этажей 163. Грандиозная стройка века началась в 2004 и закончилась 2010 году. Общая стоимость проекта составила около 1,5 миллиарда долларов США. По своей высоте башня Бурдж-Халифа почти в 1,5 раза превышает остальные небоскребы мира.

Разработчиком проекта небоскреба Бурдж-Халифа является американская архитектурная фирма “Skidmore, Owings и Merrill”, которая еще в 1973 году спроектировала легендарный Уиллис-Тауэр (Willis Tower) в Чикаго. Строительство велось Южнокорейской компанией Samsung Engineering & Construction, которая также построила башни-близнецы Петронас и Taipei 101. Дизайн небоскреба Бурдж-Халифа объединяет в себе арабские структурные элементы и футуристические фантастичные масштабы.Это гигантская башня вознеслась в высь, к небесам, и масштабы ее невозможно передать ни словами, ни фотографиями.

Кадр из кинофильма “Миссии невыполнима 4: Тайный протокол”. Помните, как отчаянно Том Круз бился о стеклянный фасад небоскреба Бурдж-Халифа?

По завершению своего строительства небоскреб Бурдж-Халифа занял первые позиции по многим техническим критериям. Одно из них – самый скоростной лифт в мире. Третья по высоте и вторая по величине в мире открытая смотровая площадка на 124 этаже (452 м). Второй по величине в мире бассейн на семьдесят шестом этаже. Самый высокий в мире Ночной клуб на 144 этаже. Самый высокий в мире ресторан на 122 этаже. У подножья башни находится фонтан рекордный по своей стоимости (217 млн. долларов США): освещенный 6600 огнями и 50 цветными прожекторами, 275 м в длину, высота фонтана достигает 150 м. Самый высокий небоскреб Бурдж-Халифа в Дубае стал мировой достопримечательностью и чудом современного строительства.

2. Abraj Al-Bait Towers , также известный как Мекка Royal Tower Clock отель является строительным комплексом в Мекке, Саудовская Аравия, открытие которой состоялось в 2012 году. Строительство велось с 2004 года. Второй по высоте в мире небоскреб Abraj Al-Bait Towers (601 м, 120 этажей) был возведен в нескольких метрах от главной святыни ислама Масджид аль-Харам, самой большой мечети в мире, главным образом, для модернизации обслуживания паломников. Однако, строительство вызвало большой резонанс мировой культурной общественности. Так как была снесена древняя Османская крепость 18-ого века, стоявшая на вершине холма с видом на Большую мечеть.

Abraj Al-Bait Towers вмещает в себя 20 торговых центров, отель, квартиры для постоянного проживания, гараж более чем на 1000 автомобилей, два вертодрома. В общей сложности, до 100.000 человек могут быть размещены внутри башни. Комплекс Abraj Al-Bait Towers имеет несколько рекордов: самая высокая башня с часами в мире, крупнейший циферблат мира и здание с большей площадью пола в мире. Таким образом в 2012 году список самых высоких небоскребов в мире пополнился еще одной “жемчужиной” востока.

3. Тайбэй 101 (Taipei 101) – третий по высоте небоскреб (509 м) находится на острове Тайвань, в центральном городе Тайбэй. Строительство велось Samsung C&T Corporation с 1999 года по 2004 год. Открытие произошло 31 декабря 2004 года под новогодний красочный фейерверк с башни. До 2010 года Тайбэй 101 был самым высоким небоскребом в мире и первым построенным в 21 веке. Тайбэй 101 – это 101 этажей над землей и 5 этажей под землей. Дизайн здания олицетворяет единение эволюции технологий и азиатских традиций, согласно философии фэн-шуй. Неслучайно число 101 – это постоянный цикл времени, повторяющийся с 1 января 1-01, это традиционное число совершенства 100 больше на 1, это также двоичная система исчисления, используемая в цифровых технологиях. Башня имеет серию из восьми сегментов, по восемь этажей в каждом. В китайской культуре число восемь ассоциируется с изобилием, процветанием и счастьем. в цифровых технологиях 8 бит. является основной (минимальной) единицей информации. Оригинальный дизайн башни напоминает Азиатские пагоды (связь земли и неба), или стебель бамбука (символ обучения и быстрого роста). На пьедестале башни с трех сторон над входом установлены “старинные монеты”, как символ богатства.

Но не только символы защищают самый высокий небоскреб, расположенный в сейсмически нестабильном Азиатско-Тихоокеанском регионе. Разработчики CY Lee & partners, утверждают, что здание способно выдержать штормовые ветра до 60 м/с и сильные землетрясения. Высокопроизводительные стальные конструкций и супер прочная основа башни делает небоскреб Тайбэй 101 одним из самых стабильных зданий, когда-либо построенных. Кроме того, в 2011 году Тайбэй 101 получил звание “самое высокое зеленое здание в мире”, благодаря своим экологичным энергосберегающим инновациям.

4. Shanghai World Financial Center – изящный современный небоскреб высотой 492 м был построен в Шанхайе с 1997 по 2008 год. Это многофункциональное здание, где расположены офисы, гостиницы, конференц-залы, смотровые площадки и торговые центры на нижних этажах. Разработчиком является американская архитектурная фирма Kohn Pedersen Fox и строительная японская компания Japanese Mori Building Company. Небоскреб Shanghai World Financial Center стал лучшим завершенным небоскребом в 2008 году за красивейший дизайн здания.

Отличительная особенность небоскреба – это трапециевидное отверстие на пике, которое способствует уменьшению давления ветра. Первоначальный дизайн отверстия был круглым, как символ Земли и небесного круга (согласно Китайской мифологии) или “китайские ворота Луны” (круглое отверстие в стене сада). Но высокопоставленным чиновникам, и в том числе меру города Шанхай, это больше напомнило символ Японии – восходящее солнце. Поэтому проект изменили на более простой в реализации и менее затратный вариант. Теперь же здание получило неофициальное название “открывалка для бутылок”. Пока это самый высокий небоскреб в Китае, но рядом строится Шанхайская башня (Shanghai Tower) высотой 632 м, окончание строительства которой планируется в 2014 году.

5. Международный коммерческий центр (сокращенно ICC Tower) в Гонконге. Это 118-этажный небоскреб высотой 484 м. Строительство велось совместно MTR Corporation Limited и Sun Hung Kai Properties с 2002 по 2010 год. Разработчик американская архитектурная фирма Kohn Pedersen Fox Associates. В настоящее время это пятый самый высокий небоскреб в мире и третье здание по количеству этажей. На 118 этаже находится закрытый бассейн и бар (OZONE), это рекордный по высоте расположения бассейн в мире.




Смотровая площадка на 100 этаже называется Sky100. Отсюда открывается прекрасный панорамный вид города.

6. Petronas Towers , также известного как башни-близнецы Петронас, находится в Куала-Лумпур, столице Малайзии. Высота небоскреба 451,9 метров, 88 этажей и 5 цокольных. Башни-близнецы Петронас были самыми высокими небоскребами с 1998 по 2004 год, пока их не превзошел тайваньский небоскреб Taipei 101. Грандиозное строительство начатое в 1992 году, должно было завершиться за шесть лет. Столь короткие сроки строительства потребовали привлечения двух строительных консорциума: японский консорциум во главе с Hazama Corporation и Южнокорейский консорциум во главе с Samsung C&T Corporation. Одновременно три завода производили высокопрочный железобетон, на случай, если одна из партий бетона не соответствует качеству.

Аргентинский архитектор Сезар Пелли (разработчик дизайна башен Petronas Towers) успешно отразил в постмодернистском дизайне небоскреба исламские мотивы. Так горизонтальное сечение башни напоминает мусульманский символ Руб-эль-Хизб (пересечение двух квадратов). На 41-м и 42-м этажах башни соединены двухэтажным мостом Skybridge, который является самым высоким двухэтажным мостом в мире. Кроме своего технического предназначения (уменьшение отклонений от сильных порывов ветра), “небесный мост” символизирует “портал в небо … дверь в бесконечность”.

Одна из башен-близнецов Petronas полностью занята крупнейшей нефтяной корпорацией Petronas и ее дочерними компаниями. Другая башня сдается под офисы.

7. Zifeng башня – небоскреб высотой 450 м находится в Китае город Нанкине. Совсем чуть-чуть не дотянул до башен-близнецов. 89-этажное здание было открыто в 2010 году (начало строительства 2005 год). Разработчиком является американская архитектурная фирма Skidmore, Owings and Merril во главе с Адриан Смит, который спроектировал также самый высокий небоскреб в мире Бурдж-Халифа. На нижних этажах Zifeng башни находятся торговые центры и офисы, а на верхних отели, рестораны и обсерватория у вершины. Здание нестандартной архитектуры, имеет совершенно разный вид в зависимости от точки просмотра. Фасад из стекла и стали, словно броня, сверкает на солнце.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

8. Уиллис-Тауэр (Willis Tower) – 108 этажное здание высотой 442 м (без антенны) находится в Чикаго. Строительство началось 1970 году и завершилось уже в 1973. Главный архитектор – Брюс Грэм, главный проектировщик (инженер проекта) – Фазлур Хан.С момента своего открытия небоскреб Уиллис-Тауэр стал самым высоким небоскребом в мире на 25 лет, совсем немного превышая башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. В 1998 году башни-близнецы «Петронас» в Куала-Лумпуре высотой 452 м, включая декоративные шпили, были объявлены самыми высокими зданиями в мире. По этому поводу возник спор: считаются ли шпили и антенны архитектурной высотой? Пришли к соглашению, что антенны не входят в конечную высоту здания, а шпили входят.

Присмотритесь к символичному дизайну небоскреба Уиллис-Тауэр – это 9 квадратных труб, словно вырастают из единого основания. Все 9 труб едины до 50-го этажа, затем 7 труб возвышаются до 66-го этажа, 5 поднимаются до 90-го и лишь 2 достигают 110-го этажа. На крыше установлены две телевизионные антенны. Облицовка из черного алюминия и темного стекла, выделяется на фоне других небоскребов. Несмотря на свой солидный возраст, Уиллис-Тауэр остается красивейшим небоскребом в мире.

На 103 этаже небоскреба находится уникальная в своем роде смотровая площадка. После недавней реконструкции она стала полностью прозрачной. Не каждый решится ступить на такой “хрупкий” балкончик на высоте 412 метров, но находятся все-таки желающие пощекотать себе нервы и получить исторический снимок на фоне Чикаго.

9. Kingkey 100 – небоскреб высотой 441,8 м находится в Китае, город Шэньчжэнь (строительство с 2007 по 2011 год). 100 этажей небоскреба занимают торговый центр KK Mall , офисные помещения (68 этажей), отель St. Regis Hotel (22 этажа) и четыре этажа верхушки купола занимает “небесный сад” и рестораны. Футуристичный обтекаемый небоскреб спроектировал британский архитектор Терри Фаррелл. Внутренний дизайн здания также впечатляет плавными линиями, обилием света и фантастичным ощущение будущего. На сегодняшний день Kingkey 100 является 4-ым по высоте в Китае и 9-ым самым высоким небоскребом в мире.

10. Guangzhou International Finance Centre (более известный как West Tower Гуанчжоу ) – небоскреб высотой 438,6 м имеет 103 этажа и 4 цокольных. Находится в Гуанчжоу, который является крупнейшим торговым портом и третьим по численности (12780 тысяч.) городе Китая. Строительство шло с 2005 по 2010 год. Разработчик проекта международная архитектурная фирма Wilkinson Eyre Architects, базирующаяся в Лондоне. (Другой известный ее проект “Мост тысячелетия в Гейтсхеде”.) 66 этажей используется, как офисы, 67 и 68 – технические этажи, с 69 по 98 – отель Four Seasons Hotel, а 99 и 100 этажи используются как смотровая площадка. Это западная башня проекта “Гуанчжоу башни-близнецы”. Восточная башня-близнец “Guangzhou East Tower” находится пока в стадии строительства.


Зачастую у людей возникают определенные ассоциации при упоминании слова "небоскреб" - высокое, остекленное здание прямоугольной формы с потрясающими видами на город. Большинство из них действительно таковыми и являются, однако есть и исключения из правил, о которых вы узнаете из нашего обзора 14 самых необычных небоскребов в мире.

1. Башня Генекс в Белграде, Сербия




Находящаяся на третьем месте в , башня Генекс, напоминает огромные ворота, встречающие туристов с запада. Внешний вид комплекса формируют бетонные башни-близнецы, объединенные рестораном на самых верхних этажах. Изначально белградский гигант должен был стать новым символом Сербии, однако вопреки этому, стал одной из самых странных построек Восточной Европы и одним из самых худших примеров архитектуры брутализма.

2. Гостиница Рюгён в Пхеньяне, КНДР




Северокорейский небоскреб Рюгён считается одним из самых противоречивых зданий в мире. Строительство 105-этажного отеля началось еще в 1987 году, в последствии много раз замораживалось и окончательно завершилось лишь в 2014 году. Треугольная структура здания из сырого бетона стала поводом для постоянных насмешек со стороны профессиональных архитекторов. Небоскрёб регулярно критикуется - так, в 2008 году журнал Esquire назвал отель «самым некрасивым зданием в истории человечества».

3. Башня Слон в Бангкоке, Тайланд




Строительство 32-этажной бангкокской башни, достигающей 102 метров в высоту, было закончено в 1997 году. Три бетонных корпуса, соединенных между собой на последних 8 этажах, по форме напоминают силуэт слона. Это здание заняло 4 место в списке "20 самых оригинальных небоскребов в мире".

4. Здание-робот в Бангкоке, Тайланд




Здание-робот в Бангкоке сразу бросается в глаза туристам благодаря очевидному сходству со своим прототипом. Поводом для строительства здания Банка Азии было желание привлечь внимание общественности к проблеме компьютеризации банковской сферы. Автор проекта Сумет Джумсай черпал вдохновение в игрушечном роботе сына. Архитектор расценивает свой небоскреб как протест против постмодернистской архитектуры, охватившей мир в начале 1980-х годов.

5. Штаб-квартира китайского центрального телевидения CCTV в Пекине, Китай




44-этажный небоскреб, служащий штаб-квартирой китайского центрального телевидения, получил прозвище "штанишки" вскоре после введения в эксплуатацию в 2009 году. Здание построено в необычном стиле и представляет собой кольцевую структуру из пяти горизонтальных и вертикальных секций, которые образуют неправильную решётку на фасаде здания с пустым центром.

6. Башня Торре Веласка в Милане, Италия




Башня, похожая на гриб, расположена в самом центре Милана. Торре Веласка определенно контрастирует с окружающей архитектурой, несмотря на то, что эта башня была разработана в стиле итальянских средневековых замков. С момента строительства в 1954 году она вызывает у горожан широкий спектр эмоций - некоторые восхищаются этим зданием, а другие - критикуют за слишком большие для здешних мест размеры.

7. Башня Королевства в Эр-Рияде, Саудовская Аравия




Башня-мечеть, выполненная в форме замочной скважины, располагается в арабском городе Эр-Рияд. Она является самым высоким зданием в Саудовской Аравии и второй по высоте мечетью в мире. Башня Королевства, также известная как Бурдж Аль-Мамлака, была отмечена престижной премией Emporis Skyscraper Awards как "самый стильный небоскреб". Интересно отметить, что архитекторы создали замочную скважину в верхней части здания из-за местных законов, запрещающих возведение крупных объектов выше определенной высоты.

8. Здание Lloyd"s в Лондоне, Великобритания


Здание Lloyd"s в Лондоне


Здание Lloyd"s в Лондоне


Здание Lloyd"s в Лондоне



Здание Llloyd"s, расположенное в английской столице, стало классикой архитектурного стиля хай-тек. Этот необычный комплекс привлекает внимание прохожих вынесенными наружу трубами, кабелями, лифтами, лестницами и прочими инженерными элементами. Все это было сделано с целью максимального увеличения внутреннего пространства.




Гонконгский офисный комплекс Липпо, состоящий из двух башен (48 и 44 этажа), был построен в 1988 году. Автор этого небоскреба - американский архитектор Пол Рудольф. Ему и принадлежит первоначальная идея создания крупного объекта из двух башен, отдаленно напоминающего обнявших стволы деревьев коал.

10. Деревянный небоскреб в Архангельске, Россия





Самое высокое деревянное здание в мире, 13-этажный "небоскреб" в Архангельске, было построено русским бандитом Николаем Сутягиным. Кажется невероятным то, что он строил дом в одиночку в течение 15 лет, ежегодно достраивая новые этажи. Однако после его очередного тюремного заключения, наконец-то достроенный дом оказался никому ненужным и был снесен в 2012 году.

11. Башни Уоттса в Лос-Анджелесе, США





Достигающие более 30 метров в высоту башни Уоттса были возведены итальянским иммигрантом Саймоном Родиа за 33 года. Простой итальянец, ничего не смысливший в строительстве, использовал груды металлолома, пластмассы, морских раковин, пустых стеклянных бутылок и другого мусора чтобы создать этот шедевр. Сегодня невероятный комплекс считается одним из символов Лос-Анджелеса и причислен к Национальному историческому памятнику.

12. Небоскреб Умеда в Осаке, Япония

Расположенный среди южных тропиков Китая Центр Ванке, который спроектировал американский архитектор Стивен Холл, считается первым в мире "горизонтальным небоскребом". Построенный в 2009 году комплекс представляет собой замысловатую структуру из башен, буквально лежащих на боку. Центр Ванке считается одним из самых значимых экологичных сооружений в истории человечества.

Строительство небоскребов - это своего рода соревнование между архитекторами, и высота здания играет весьма значимую роль. Самые масштабные небоскребы европейского континента вошли в наш обзор . Однако стоит заметить, что сегодня небоскребы должны не только поражать людей своими габаритами, но и создавать для них благоприятную экологию, с чем успешно справляются

С началом бурного развития промышленности, концентрации населения в городах появилась необходимость возведения больших объемов многоэтажных и высотных зданий. Первым городом, в ко-тором стали строиться высотные здания, был Чикаго, в конце XIX в. игравший заметную роль в развитии США.

В этом городе впервые стали возводиться здания в 12-16 эта-жей, что привело к трудностям при их эксплуатации. Во-первых, водяные насосы того времени могли подавать воду только на высоту 15 м, во-вторых, подъем выше 5-7 этажей также не способствовал возведению высоких зданий в 10-12 этажей, и только применение каркасной системы, изобретение безопасного лифта, разработка бо-лее мощных насосов создали возможность увеличивать высоту зда-ний до 100 и более метров.

Первые многоэтажные и высотные здания строились из кир-пича, всю несостоятельность такого строительства показало возве-дение здания «Монаднок» в 1891 г. 16-этажное здание с несущими наружными и внутренними стенами имело толщину наружной стены 1,8 м (рисунок ниже), что не позволяло в силу конструктивных особен-ностей иметь помещения с большими площадями и большеразмер-ными витринными окнами.

Наружная стена здания «Монаднок» (Чикаго, США)

Одним из первых теоретиков высотного строительства был Луис Салливан, сформулировавший пять основных принципов воз-ведения высотных зданий, которые используют все современные архитекторы. Первый - небоскребу необходим подземный этаж, в котором размещаются бойлерные, силовые установки и инженерное оборудование, обеспечивающее здание энергией и теплом. Второй - первый этаж должен быть отдан в распоряжение банков, магазинов и иным заведениям, которым необходимо большое пространство, много света, яркие витрины и легкий доступ с улицы. Третий - вто-рой этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый, поскольку он легко достижим с помощью лестниц. Четвертый - ме-жду вторым и самым верхним этажом должны располагаться офис-ные помещения, которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке. Пятый - самый верхний этаж, так же как и подземный, должен быть техническим. В нем должны находиться система вентиляции и другое оборудование. Свои принципы Салливан совместно с Адлером подтвердил в проекте «Гаранти Траст билдинг» в Буффало (рисунок ниже), где магазины и банк разместились на первом и втором этажах, верхний этаж отведен для установки необходимого оборудования, а десять этажей между ними заняты офисными помещениями с одинаковым планировочным решением.

Здание «Гаранти Траст билдинг» (Буффало, США)

По мере развития проектирования и строительства высотных зданий их архитектура, конструкции и инженерное оборудование постоянно претерпевали изменения. Изобретения в области строительства, технологии, различные влияния, оказываемые законодательством, архитектурные теории и стили оставили свой след в высотном строительстве.

На основе опыта проектирования и строительства развития архитектурных стилей проведено деление этапов развития высотного строительства.

Чикагская школа (1890-1915)

В США была возведена первая серия высотных офисных блочных зданий, на основании которых Луис Салливан и Джон Велборн Рут провозгласили архитекгурный принцип «Форма определяется функцией» . Новый стиль стал известен всему миру как стиль так называемой Чикагской школы, который положил начало современному направлению проектирования высотных зданий.

Вначале при строительстве многоэтажных зданий, по аналогии с фабриками Англии, были применены чугунные колонны по проекту инженера-архитектора Уильяма ле Барона Дженни - одного из основоположников Чикагской школы. В здании впервые был применен навесной фасад. Построенное в 1895 г. здание «Хоум Иншуренс билдинг» является типичным примером стиля Чикагской архитектурной школы, которое на многие десятилетия определило направление развития высотного строительства. У. Дженни был первым, кто сформулировал принцип разделения функции несущих конструкций и оболочки здания, предвосхищая систему навесной наружной стены. Чикагская школа, объединяя в своих работах в единое целое архитектуру и конструкции, конструкции и формы, впервые преодолела разрыв между ними.

Одним из первых высотных зданий с применением стальной каркаса стало 30-этажное здание «Парк Роу билдинг» (арх. Р. Робертсон, рисунок ниже), построенное в 1899 г. Хотя наружные стены были кирпичными, горизонтально разделенный поясками и балконами различной длины фасад завершался верхним декоративным поясом и двумя башнями.

Общий вид каркаса

Несмотря на прогрессивность конструктивных ре-шений, архитектура здания не претерпела существенных из-менений (рисунок ниже). В его объемно-пространственных решениях повторялись мотивы каменных строений - массив-ные нижние этажи, тяжелые горизонтальные поэтажные пояса.

Здание «Парк Роу билдинг» (Нью-Йорк, США)

а) б)

а - общий вид; б - башня здания

Применение металли-ческого каркаса выдвинуло перед архитекторами новые тектонические задачи, заклю-чающиеся в отказе от обли-цовки каркаса массивными каменными стенами и, напротив, в выяв-лении его на фасаде и заполнении пространств между каркасом ос-текленными поверхностями. Так, при проектировании восьмиэтаж-ного магазина фирмы «Лейтер» фасад здания имел длину 120 м. Дженни применил крупные и простые пропорции, разбив фасад на секции. Каркас здания подчеркивал выразительность сооружения. Крупные остекленные поверхности были отделены друг от друга огнестойкими металлическими колоннами, разделяя фасад на круп-ные квадраты. Такое членение фасадов было присуще практически всем строящимся в то время зданиям, одним из таких примеров мо-жет служить здание «Маргиэтте билдинг», построенное в 1895 г. В этом же году было возведено 14-этажное здание «Релайнс билдинг» (рисунок ниже). Характерными особенностями возведенного здания бы-ли: стальной каркас так называемой чикагской структуры и значи-тельные площади окон. Здание благодаря широким эркерным ок-нам и горизонтальным пояскам, приобрело стройность и легкость. Большие эркерные окна, не открывающиеся в центральной части, выступали вперед, обеспечивая необходимый световой фронт. Для проветривания служили расположенные по разным сторонам эркера узкие окна. Само здание было разделено на два функциональных объема - первые два этажа с большими окнами-витринами универ-мага облицованы темным камнем, почти без украшений, а фасад верхних 12 этажей офисов был разработан в необычной для того времени открытой и прозрачной манере. Это здание стало предшественником небоскребов из стекла и стали, пропагандируемых в 20-40-е гг. XX столетия всемирно известным архитектором Мис ван дер Роэ.

Общий вид здания "Релайнс билдинг" (Чикаго, США)

Одним из первых жилых зданий с применением в структуре стального каркаса стало 87-метровое «Флэтайрон билдинг» (рисунок ниже), построенное в 1902 г. в Нью- Йорке, которое по высоте более чем в два раза превышало окружающую застройку. Спроекти-рованное Д. Бернемом и Д.Э. Рутом треугольное по форме высотное здание прекрасно разместилось на перекрестке улиц Манхэттена. Оно повторяет классические каноны трехчастного деления - первые три этажа основания с большими пролетами выложены из массивно-го тесаного камня, средняя часть, придающая зданию стройность и легкость, облицована светлым камнем, а верхняя часть - пентхаус - украшена аркадами и резным карнизом.

Общий вид здания «Флэтайрон билдинг» (Нью-Йорк, США)

В первых высотных зданиях «Хоум Иншуренс билдинг», «Масоник темпл», «Флэтайрон билдинг» и других использование легких каркасных конструкций в силу инерционности мышления никак не сказалось на их архитектурной выразительности, внешне они отра-жали модные в то время стили: романский, викторианский, фран-цузского или классического Возрождения. Горизонтальные структу-ры кирпичей и фасадов из натурального камня придавали зданию тяжеловесность и громоздкость. Тем не менее развитие технологии производства легких и мощных каркасных конструкций вскоре зна-чительно изменило классический внешний вид высотных архитек-турных объектов.

Период эклектики

Период эклектики - неоготика, арт-деко, «свадебный пирог». Построенные в этот период высотные здания во многом повторяют стили различных сооружений. В 1908 г. архитектор Эрнст Флэг спроектировал башню для уже существующего 14-этажного «Син-гер тауэр». Форма башен имитирует угловые башни парижского Лувра, а построенный в 1909 г. «Метрополитен Лайф тауэр» (арх. Ле Бран) явно напоминает башню в Венеции на площади Св. Марка. В этот период произошел переход от высоких офисных блоков к офисным башням.

Попытки разнообразить архитектуру высотных зданий выли-ваются в эклектику, когда разные стилевые направления присутст-вуют в одном здании одновременно. Неоготику и романский стиль, неоклассику и ренессансное Возрождение архитекторы пытались использовать для связи нового со старым. Наиболее яркими представителями неоготического стиля стали высотные здания «Вулворт билдинг», (1913 г., арх. Г. Гилберт), «Враглей билдинг» (1921 г., арх. Г. Андерсон и др.), «Трибьюн тауэр» (1925 г., арх. Р. Худ, Дж. Хоуэлс), в которых легкие, вздымающиеся к небу вертикальные элемен-ты и готические башенки визуально подчеркивали высотность зда-ний.

В 1922 г., в период проведения международного архитектур-ного конкурса за право проектировать здание газеты «Чикаго Трибьюн тауэр» (рисунок ниже), были сформулированы новые архитек-турные идеи.

Здание «Чикаго Трибьюн тауэр» (Чикаго, США)

Это и продемонстрировали на практике архитекторы, построив в начале 1930 г. два всемирно известных небоскреба: «Крайслер билдинг» и «Эмпайр Стейт билдинг» (арх. Уильям ван Аллен) построен в театральном стиле арт-деко (рисунок ниже). 77-этажное здание «Крайслер билдинг» стало первым зданием, ставшим выше Эйфелевой башни, и представляет собой переходный тип от уступчатого здания к башне.

Здание «Крайслер билдинг» (Нью-Йорк, США)

Нижняя часть имеет сложный П-образный план, а верхняя часть приобретает характер башни. Стремление архитектора обога-тить ритмику фасада комбинацией вертикальных и горизонтальных элементов привело к компоновке различных по стилю деталей. За-вершение здания напоминает стилизованные автомобильные обода колес, что придает зданию символический образ фирмы «Крайслер». Вскоре первенство по высоте переходит к «Эмпайр Стейт билдинг» (арх. Шреве, Лэм и Хармон) с мачтой для дирижаблей, которая бы сломалась при первом же причаливании воздушного судна. Тем не менее это был первый случай, когда идею футуристов о том, что не-боскребы будут доступны с воздуха, действительно попытались пре-творить в жизнь. 381-метровое здание «Эмпайр Стейт билдинг» бо-лее 40 лет (с 1931 по 1972 г.) оставалось самым высоким в мире.

В 1972 г. пальма первенства перешла к зданию «Сирс тауэр» высотой 442 м, построенному в Чикаго.

Международный стиль

В период между войной и экономи-ческим кризисом в стиле модерн были возведены два здания: «PSFS билдинг» в Филадельфии (1932 г., арх. Ноу и Лескейз) и «RCA бил-динг» Рокфеллер центра (1940 г., арх. Худ и Фулоу, Хофмейстер, Корбет, Харрисон и Мак Мюррей). «PSFS билдинг» в Филадельфии с его плоскими крышами, выразительными вертикальными линиями и ассиметричными подсекциями ознаменовало наступление нового этапа развития стиля - это была одна из первых попыток применить принципы интернационального (международного) стиля к строительству американских небоскребов. Здание было единственным высотным зданием, учавствовавшим в 1932 г. выставке «Современная архитектура» - международной выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке, организованной Филипом Джонсоном и Генри-Расселом Хичкоком. В сопутствующей публикации «Международный стиль» впервые в литературе и в истории архитектуры отражен триумф небоскребов.

Начиная с 1919 г. Мис ван дер Роэ начал активно заниматься исследованиями проблем современной архитектурной формы. В основу изучения архитектурных форм Мис положил три важнейшие на его взгляд проблемы формирующие архитектуру зданий: горизон тальное членение здания как выражение его внутренней структуры расчленение объема здания по функциональному признаку, а также использование складчатых или гладких поверхностей остекления как элементов архитектуры.

Если Ле Корбюзье за основу плана принимал геометрической формы здания и подчинял ей функциональное решение, то Мис ван дер Роэ, наоборот, при разработке внешнего облика здания исходил из взаимного расположения отдельных его частей в зависимости о их назначения. Начиная с 40-х гг. XX столетия Мис ван дер Роэ стал инициатором строительства нового поколения высотных зданий, так называемого «международного стиля». Он сумел объединить архитектурную и конструктивную форму, максимально упрощая структуру функционального пространства. Характерным примером могут служить высотные 82-метровые жилые дома «Лэйк Шор Драйв» (рисунок ниже), построенные в 1951 г. в Чикаго. Между 1948 и 1969 гг. Мис ван дер Роэ спроектировал четырнадцать высотных зданий в Чикаго. В основе всех их лежала простая кубическая форма. «Сигрем билдинг», построенное в 1958 г., спроектированное совместно с Филиппом Джонсоном, стало прототипом современного офисного здания. Это здание явилось новацией в градостроительном отношении. Впервые был применен прием в застройке, когда здание сдвигалось вглубь, перед его входом образовывалась просторная площадь. Такой прием застройки повлек за собой принятие новых градостроительных законодательных актов 1961 г., которые регламентировали организацию общественных зон. Офисные высотки в стиле Мис ван дер Роэ стали одними из самых распространенных, которье возводились по всему миру. Тем не менее копии не всегда соответствовали по качеству оригиналу, и востребованность таких небоскребов в мире постепенно снизилась. После широкого распространения такого приема акценты здания переместились с верхней части на его основание, где располагались зоны публичного пользования. Начался бум строительства зданий с площадью перед ними, так называемых плаза. Вследствие чего при строительстве нескольких зданий рядом друг с другом пропадала линия улицы, создавая не-прерывную площадь, что заставило архитекторов отойти от такого решения во всех высотных зданиях и применять этот прием дис-персно.

Здание «Лэйк Шор Драйв» (Чикаго, США)

В подражание Мис ван дер Роэ по всему миру были по-строены высотные здания в международном стиле. В России - зда-ние института «Гидропроект» (арх. Г. Яковлев, рисунок ниже), в Бель-гии - это здание «Тур Мартини», в Швеции - здание фирмы «САС» и много других.

Зда-ние института «Гидропроект» (Москва, Россия)

Модернизм (постмодернизм, футуризм)

До середины 60-х гг. в мировой архитектуре превалировал стиль модерн, давший миру большое количество великолепных зданий. Однако уже во второй половине 60-х гг. возникли новые теоретические и практиче-ские подходы, что способствовало отходу от архитектурных прин-ципов модернизма. Это, в свою очередь, повлияло и на высотное строительство. Публикации Р. Вентури и Д.С. Браун определили направление постмодернизма. Внешний вид зданий значительно ус-ложнился. Первым значительным зданием эпохи постмодернизма стало AT&T Headquarter по проекту Филипа Джонсона (1984 г.), ра-ботавшего с Мис ван дер Роэ над проектом «Сигрем билдинг».

Основная идея его здания заключалась в демонстративном возвращении к историческим корням архитектуры небоскребов. Вместо стеклянных навесных стен опять был применен тяжелый каменный фасад, в котором смешались различные архитектурные стили и вновь появилась структура из трех частей, декларируемых Салливаном (база, ствол, капитель). Быстрое развитие рынка таких зданий происходило совместно с массовым производством большо-го числа архитектурных форм и деталей. В архитектуре зданий постмодернизма была использована одна схема - исторический тип башни, заканчивающейся верхушкой в форме пирамиды. В 1985 г. Цезарь Пелли построил World Financial Center в Нью-Йорке, повто-рив свой проект в «Кенери Верф тауэр» в Лондоне в 1991 г.

В 90-х гг. прошлого столетия продолжились поиски альтерна-тивы прямоугольным кубическим зданиям международного стиля, которые зачастую не вписывались в существующую структурную застройку. Четкие формы этого стиля стали заменяться на более пластические, скульптурные. Объемно-пространственное решение рассматривалось не только как чисто функциональное, но и как архитектоническое выражение здания.

В Европе высотные здания вначале строились не для решения каких-то конкретных практических потребностей, а скорее как дань техническому прогрессу и как выражение силы общества, одним из таких зданий стало офисное здание «Тур ди Миди» в Бельгии (рисунок ниже).

Здание «Тур ди Миди» (Брюссель, Бельгия)

В исторически сложившихся европейских городах со средне-вековыми центрами, доминирующими историческими зданиями требовался новый подход к высотному строительству. Модель концентрированного размещения высотных зданий в центре города, как это было принято в американских городах, не могла быть использо-вана в Европе. В различных европейских странах этот подход был сформулирован по-своему. Французские архитекторы Огюст Перре и Ле Корбюзье были главными разработчиками концепции возведе-ния высотных зданий для создания совершенно новых городских пейзажей. Концентрируя высотные здания в жилых районах, они пытались выровнять сжатый план и освободить больше места для света и воздуха. Их высотки, спроектированные как элементы пер-спективного городского развития, достигали 200-метровой высоты и располагались на значительном расстоянии друг от друга, оставляя территорию для транспортных развязок и зеленых зон.

Высотные здания в Западной и Восточной Европе служили символами государственной и экономической силы. Если в Запад-ной Европе пошли по пути копирования американских небоскребов, то в Восточной Европе выработался собственный стиль, выражаю-щий идеологические позиции социализма.

Первые высотные здания, возведенные в Советском Союзе, по своей архитектурной выразительности и художественной композиции во многом повторяют черты русской архитектуры и, в частности, Мос-ковского Кремля (шатровые окончания, шпили, башенки и другие эле-менты). Одним из примеров может служить здание МГУ на Воробье-вых горах. Работы, проводимые в послевоенные годы по восстановле-нию и реконструкции городов, поиск новых городских моделей за-стройки привели к необходимости возведения высотных зданий и ком-плексов в мегаполисах. Такие здания в застройке крупных городов служили для выделения центра или становились доминантами на пере-сечениях основных городских транспортных магистралей. В отличие от американских моделей, где было принято концентрированное разме-щение высотных зданий, в Европе высотные застройки располагались в специально отведенных зонах вне границы городов, например район Дефанс под Парижем, или путем дисперсного размещения в структуре городских районов. Только во Франкфурте-на-Майне (Германия) высотное строительство велось в самом центре города. Это было обусловлено несколькими причинами - значительным разрушением города после Второй мировой войны, желанием привлечь финансовые струк-туры и значительным их давлением по размещению банковских офис-ных и других финансовых организаций в одном месте. Стереотипные модернистские формы сменились разнообразными вариациями по-стмодернизма. Одним из таких зданий стало «Андромеда тауэр» в Вене (рисунок ниже). Построенное в 1998 г. 113-метровое 29-этажное здание имеет остекленный фасад с поясными ограждениями, а выступающие объемы придают зданию динамический эффект.

Здание «Андромеда тауэр» (Вена, Австрия)

Желание создать интересные объемно-пространственные формы и попытка гуманизации жилых районов привели к возникно-вению новых типов высотных зданий. Высочайшие спаренные баш-ни «Петронас тауэр» (рисунок ниже) в Куала-Лумпуре (Малайзия) вы-сотой 452 м, возведенные в 1998 г. по проекту ассоциации Ц. Пелли, отразили национальные архитектурные черты традиционных зданий Юго-Восточной Азии - минаретов и пагод, а железобетонная конст-рукция позволила сделать башни в духе постмодернизма - пластич-ными и многогранными.

Башни «Петронас тауэр» (Куала-Лумпур, Малайзия)

Структурный экспрессионизм

Поиски новых формообра-зующих возможностей в проектировании и строительстве, стремле-ние отойти от простых геометрических объемно-пространственных решений привели к повышению выразительности разных по назна-чению зданий. Определение стиля «структурный экспрессионизм» выявилось из так называемого технического модернизма, когда структурные элементы высотного здания показываются снаружи, на фасаде здания. При этом здания структурного экспрессионизма имеют различные объемно-пространственные решения.

Футуристическую архитектурную форму имеет Банк Китая (рисунок ниже), расположенный в Гонконге и построенный по проекту И. Пея в 1990 г. Полигональная объемно-пространственная структу-ра здания высотой 367 м напоминает черты национальной китайской архитектуры - уменьшающийся уступами вверх объем по форме напоминает стебель бамбука, а диагональные конструкции, выстав-ленные наружу, подчеркивают элегантность объема.

Здание Банка Китая (Гонконг)

Необычной объемно-пространственной формой в виде паруса (рисунок ниже) отличается единственный в мире семизвездочный отель «Бурдж аль-Араб» (арх. Д. Спирз) высотой 321 м, построенный в 1999 г. в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты).

Гостиница «Бурдж аль-Араб» (Дубай, ОАЭ)

В стиле структурного экспрессионизма возведено в 1986 г. здание «Ллойд билдинг» в Лондоне (компания Р. Роджерс). Выходящие на фасад конструктивные элементы - стойки и горизонтальные пояса - размещены вокруг здания, на фасад же выходят вентиляцион-ные трубы, подчеркивая высотность и придавая изящество всему объ-емно-пространственному решению здания, а нарочито выставленные лестницы придают ему скульптурность (рисунок ниже).

Здание «Ллойд билдинг»: а - общий вид; б - ночное освещение здания

а) б)

Биоэкологический стиль (1990 г. и далее)

Зарождающийся с 1990 г. биоэкологический стиль, включающий не только архитек-турно-конструктивные новации, но и в большей степени достижения в области инженерии, используемый для создания интеллектуаль-ных самодостаточных и саморегулирующихся зданий. Биологический стиль - это не только использование ресурсов, но и новый подход к архитектуре высотных зданий - естественная вен-тиляция и естественное освещение, применение интеллектуальных систем управления зданием, а также регулирующих фасадных сис-тем, возобновляемых систем энергии (солнечные батареи, ветряные двигатели и т.п.), современный вертикальный транспорт и т.д.

Рассмотренные этапы развития показывают пройденный путь, дают возможность оценить его и определить направления дальней-шего развития высотного строительства.

Высота небоскребов и других сооружений растет с каждым годом. Разрабатываются все новые и новые проекты, количество этажей в которых неуклонно увеличивается. Сегодня мы рассмотрим самые высокие и интересные сооружения мира, а также коснемся будущих проектов, которые побьют нынешний "высотный" рекорд.

Выше Эйфелевой башни

Бурдж-Халифа на сегодняшний день - самый большой в мире небоскреб. Его высота составляет 838 м. Здание находится в Дубае. Проект разработали американцы, а реализацию его доверили южнокорейской компании.

Небоскреб в три раза выше Эйфелевой башни, по форме напоминает сталагмит. Изящное и аккуратное здание высотой в 838 м включает в себя 164 этажа. Первый является подземным. Здесь есть все - отели, рестораны, магазины, смотровые площадки и даже квартиры. Небоскреб также может похвастаться самой высотной смотровой площадкой, расположенной на высоте 452 м.

Работают 58 лифтов. В первые месяцы после открытия в здании были проблемы с электричеством и лифтами. Но вскоре они были решены. "Башню Халифа" активно посещают любопытные туристы. Сегодня она является одним из самых известных небоскребов.

Шанхайская башня

Шанхайская башня - вторая в списке самых больших небоскребов мира. Ее высота - 632 м. Она соседствует в еще одним небоскребом, Шанхайским всемирным финансовым центром, который возвышается над землей на 492 м.

Башня имеет интересную закрученную конструкцию. Это видно на фото. Подобная форма добавляет ей устойчивости. На вершине расположен желоб для сбора дождевой воды и использования ее для отопления и кондиционирования. Башня оснащена самыми быстрыми в мире лифтами - 69 км/час.

Однако полюбоваться красотой города с высоты строения невозможно - стены здания имеют второй слой, который сохраняет в нем оптимальную температуру.

Королевская часовая башня

Это сооружение находится в Мекке (Саудовская Аравия) и входит в комплекс Абраж-Аль-Баит, состоящий из 7 башен. Однако часовая башня - самая высокая из них. Ее высота составляет 601 метр и вмещает 120 этажей. Небоскреб также уникален самым большим циферблатом часов с диаметром 43 м. Ночью, когда включают освещение, их можно увидеть с расстояния 30 км.

Верхушку шпиля украшает полумесяц - один из основных символов ислама. Его вес - 35 тонн. В ночное время башня являет собой потрясающее зрелище, привлекающее внимание огромного количества людей.

Примечательно, что комплекс является жилым. В нем помимо квартир также расположен пятизвездочный отель. И, конечно, есть все, что необходимо для комфортной жизни - магазины, рестораны, конференц-залы и даже 2 вертолетных площадки.

Taipei 101

Этот уникальный небоскреб находится в столице острова Тайвань - Танбэй. Его высота по шпилю составляет 509 м. Форма здания поистине уникальна и даже слегка напоминает ствол пальмы. На 87-88 этажах находится необычный шар-маятник весом в 660 тонн. Он не только придает интерьеру колоритности. Дело в том, что шар компенсирует порывы ветра. Стальной каркас и фундамент из свай, уходящих на 80 метров вглубь земли, выдерживают сильнейшие землетрясения. Это позволяет причислять здание к одному из самых безопасных в мире во время природных катаклизмов. В 2002 году произошло землетрясение, магнитуда которого составила почти 7 баллов. Здание выстояло. Но при этом существует мнение, что именно строительство небоскреба спровоцировало подземные толчки.

Башни Нью-Йорка

В 1931 году в Нью-Йорке самый высокий небоскреб был построен всего за 13 месяцев. Это Эмпайр-стейт Билдинг. Высота его составляет 441 м (по шпилю) и 381 м - по крыше. Здесь 102 этажа. Эмпайр-стейт Билдинг до 1972 года оставался самым большим небоскребом в мире.

В 2012 году в Нью-Йорке, в нижнем Манхэттене, был построен Всемирный Международный центр 1 (или Башня Свободы). Его высота - 541 м. Сегодня Башня Свободы - не только самый высокий небоскреб в Нью-Йорке, но и во всей Америке.

Небоскребы Москвы

В столице России сегодня возвышаются десятки небоскребов. То и дело появляются слухи о новых, еще более масштабных проектах. В 2014 году был возведен комплекс «Башня Федерация» - самый высокий небоскреб Москвы. Он состоит из двух башен с названиями «Восток» и «Запад». «Восток», высота которого составляет 374 м, насчитывает 97 этажей, а «Запад» - 63 (242 м) этажа. Оба сооружения снабжены скоростными лифтами.

Именно «Восток» до сих пор остается «высотным» лидером среди небоскребов Москвы.

Финансовый центр Пинань

Международный финансовый центр Пинань представляет собой комплекс небоскребов. Он находится в Китае, в городе Шэньчжэнь. Высота одной из башен от пика составляет 599 м. Центр открыли в 2017 году. На возведение этого небоскреба ушло 8 лет. Рядом с ним соседствует башня, также входящая в состав комплекса. Ее размеры более скромны - 307 метров в высоту.

Сверхвысокий небоскреб в Сеуле

В апреле 2017 года был открыт один из самых больших небоскребов в мире. Сооружение находится в столице Южной Кореи, в районе развлекательного комплекса Lotte World Tower. Строительство его началось в 2005 году. Высота здания составляет 555 м. 123 этажа этого величественного строения разделены на магазины, офисы и апартаменты, гостиница. На трех последних этажах находится высочайшая смотровая площадка в Корее.

В мае 2017 года на вершину этого небоскреба взобралась альпинистка Джейн Ким. При этом девушка не использовала специального сооружения. Покорить вершину ей удалось за 2 часа 30 минут.

Самый дорогой небоскреб в мире

На строительство одного небоскреба уходит более 1 000 000 000$. Однако на Всемирный Международный центр 1 правительство страны потратило 3 900 000 000$. Башня Свободы (второе название центра) была построена на месте башен-близнецов, рухнувших в 2001 году. Эта трагедия коснулась многих американских семей, члены которых погибли во время теракта.

Самым дорогостоящим небоскребом, который продали за 5,15 млрд долларов, стало здание в Гонконге. Сделка состоялась совсем недавно, в ноябре 2017 года. За всю историю купли-продажи небоскребов этот стал самым дорогим. Ранее многоэтажка принадлежала CK Asset - компании, владелец которой признан богатейшим человеком в Китае. Ли Кашин продал здание крупному консорциуму.

Небоскребы будущего

Несмотря на то что Будж Халифа до сих пор сохраняет статус самого высокого небоскреба в мире (сколько этажей в сооружении, указано выше), проекты будущего обещают стать еще масштабнее.

Уже в 2020 году должны быть готовы несколько внушительных небоскребов, высота которых будет превышать километр.

Проект Башни в Дубай-Крит Харбор обещает создать сооружение, которое значительно превысит высоту знаменитой Башни Халифа. Название этого сооружения пока неизвестно, однако журналисты уже разведали ее приблизительные параметры.

Высота по шпилю будет составлять 1014 м, а высота по крыше - 928 м. Однако эти цифры неточны, ведь проект держится в секрете. Строительство оценивается в 1 млрд долларов.

В октябре 2016 года заложили фундамент. Открытие башни должно состояться перед выставкой "Эксмо-2020", которая пройдет в Дубае. Возможно, небоскреб сможет стать символом столицы ОАЭ, подобно Эйфелевой башне в Париже. Так ли это, мы узнаем через несколько лет.

Башня Джидда - еще один масштабный проект. Ее также планируют достроить к 2020 году. Однако строительство идет достаточно медленно - фундамент заложили еще в 2013, а к 2016 были готовы только 47 этажей. Высота отстроенного небоскреба составит 1007 м.

Башня строится в пустыне Саудовской Аравии. Оценочная стоимость - около 1 млрд долларов. В будущем территория пустыни будет отведена деловому району Kingdom Center, в состав которого и войдет Джидда.

Небесное дерево Токио

Tokyo Skytree - самая высокая телебашня мира. Находится сооружение в районе Сумида. Высота башни - 634 м. Сооружение было возведено для передачи цифрового телевизионного сигнала на верхние этажи небоскребов города. В здании также находятся ресторан и площадка обозрения.

Tokyo Skytree считается вторым самым большим строением в мире. Оно построено в футуристическом стиле. Особое внимание во время строительства уделялось надежности конструкции во время стихийных бедствий. По словам архитекторов, специальная система компенсирует до 50% подземных толчков.

Человечество стремится ввысь. Строительство небоскребов с каждым годом становится все масштабнее, а их дизайн - привлекательнее.

Новое на сайте

>

Самое популярное