Домой Россельхозбанк Калькулятор индекса потребительских цен росстат. О емисс

Калькулятор индекса потребительских цен росстат. О емисс

Гедонизм – это философское течение, суть которого заключается в том, что удовольствие является наиболее важным стремлением человечества. Термин происходит от греческого «Hedone » и в прямом смысле значит – удовольствие.

Что такое ГЕДОНИЗМ — значение, определение простыми словами.

Простыми словами, гедонисты считают, что смысл жизни и величайшее благо для человека заключается в получении удовольствия. А злом являются любые проявления боли и страданий.

Гедонизм и общество.

Как правило, гедонизм предполагает индивидуальную позицию человека, неразрывно связанную с эгоизмом. Что означает стремление каждого человека искать свое собственное благо во всех сферах жизнедеятельности.

Более развитой и формой гедонизма является – утилитаризм . В данной концепции заложены принципы всеобщего блага. ценность любого действия, определяется вкладом в общую полезность по отношению к умножению блага для всего общества.

Гедонизм с точки зрения психологии.

С точки зрения психологии, люди изначально построены таким образом, что бы желать исключительно удовольствие во всех проявлениях. Это является абсолютно нормальной и здоровой чертой любого индивидуума.

Словарь Ефремовой

Гедонизм

м.
Направление в этике, признающее наслаждение высшим благом, целью жизни;
стремление к удовольствиям, наслаждениям.

Современный экономический словарь. 1999

ГЕДОНИЗМ

(от греч. hedone - наслаждение)

Словарь экономических терминов

Гедонизм

(от греч. hedone - наслаждение)

стремление индивидуума к росту своего благосостояния во имя максимизации получаемого от жизни удовольствия.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Гедонизм

или идонизм (от греч. ηδονή - удовольствие) - этическое учение, признающее высшим благом и целью жизни чувственные удовольствия. См. Киринейская школа.

Словарь Ушакова

Гедонизм

гедони зм , гедонизма, мн. нет, муж. (от греч. hedone - наслаждение) (филос. ). Этическое учение, наиболее резко выраженное в древней Греции, исходящее из того положения, что человек всегда стремится к наслаждениям и избегает страданий.

Энциклопедический словарь

Гедонизм

(от греч. hedone - удовольствие), направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. В античности развит Аристиппом и киренской школой; у Эпикура и его последователей сближается с эвдемонизмом. В новое время характерен для утилитаризма.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Гедонизм

♦ (ENG hedonism)

(от греч. hedone - удовольствие, наслаждение)

направление в этике, приверженцы к-рого считают, что удовольствие есть высшее благо, цель человеческой жизни и стимул поведения. Может быть индивидуалистичным или эгоистичным, утверждая, что каждому индивиду следует поступать в соответствии с его собственным максимальным удовольствием.

Термины Киносемиотики

ГЕДОНИЗМ

(греч. hedone - наслаждение) - принцип обоснования моральных требований, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло - как то, что влечет за собой страдание… В Греции гедониками называли последователей этики Аристиппа. Наиболее развитой формы ГЕДОНИЗМ достиг в учении Эпикура. Идеи ГЕДОНИЗМА занимают центральное место в утилитаризме Джона Стюарта Милля (1806-1873) и Иеремии Бентама (1748-1832) (Филос. словарь).

Культурология. Словарь-справочник

Гедонизм

(греч. hedone – наслаждение)

этическое учение, первоначально развитое древнегреческой киренской философской школой и Эпикуром; целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяет как то, что приносит наслаждение, а зло как то, что влечет за собой страдания.

этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему все многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в нем от природы и предопределяющее все его действия. Как нормативный принцип гедонизм противоположен аскетизму.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Гедонизм

Гедонизм

♦ Hedonisme

Учение, рассматривающее в качестве высшего блага или принципа морали удовольствие (hedone). Находит отражение во взглядах Аристиппа (***), Эпикура (хотя его гедонизм сопровождается эвдемонизмом), среди новейших исследователей – во взглядах Мишеля Онфре (***). Гедонизм не обязательно связан с эгоизмом, потому что способен принимать во внимание и удовольствие других людей, и с материализмом, потому что существуют и духовные удовольствия. Собственно говоря, в этом и заключается слабое место гедонизма. Как теория он приемлем лишь при условии столь широкого толкования термина «удовольствие», что оно теряет ясный смысл. Конечно, мне бы очень хотелось думать, что человек, гибнущий под пыткой, но не выдавший своих товарищей, действует из удовольствия (стремясь избежать еще более жестокого страдания от сознания своей измены, которая привела бы к пытке его товарищей, или от сознания поражения). Но тогда придется признать гедонизм теорией, подходящей ко всем случаям жизни и не имеющей в качестве добродетели собственных различительных признаков. Если все на свете объясняется гедонизмом, зачем выделять гедонизм как отдельное учение?

Девиз гедонизма наиболее точно сформулировал Шамфор (***): «Наслаждайся и дари наслаждение; не причиняй зла ни себе, ни другим – в этом, на мой взгляд, заключена вся суть нравственности» («Максимы», глава V). Весьма привлекательная формула и даже, по большей части, верная, жаль только, слишком краткая. Принцип удовольствия (исключительно описательный) она возводит в нравственный принцип (который является нормативным). Но разве принципа удовольствия, при всей его универсальной простоте, достаточно? Необходимо ответить на вопрос, какие именно удовольствия и для кого способны оправдать страдания, и какие. Нам приходится выбирать между удовольствиями, по выражению Эпикура, и очень сомнительно, чтобы для этого выбора хватило нравственного содержания самого удовольствия. Разве мало на свете наслаждающихся жизнью мерзавцев? А страданий, достойных восхищения? Или, например, рассмотрим обман, никому не приносящий вреда и даже доставляющий окружающим приятные минуты. Допустим, вы хвалитесь подвигом, которого никогда не совершали, и ваши слушатели, слушая ваш рассказ, испытывают почти такое же удовольствие, как и вы сами. Но разве ваш обман от этого заслуживает меньшего презрения? Мне возразят, что презрение – это разновидность неудовольствия, следовательно, приведенный пример говорит не против, а в пользу гедонизма. Пусть так, но тогда мне хочется относиться к гедонизму с еще большей осторожностью. Гедонизм так же неопровержим, как и неудовлетворителен – избегая ловушки парадокса, он тут же впадает в тавтологию.

Аристипп (2-я пол. V в. до н. э. – нач. IV в. до н. э.) – древнегреческий философ из Кирены в Северной Африке, ученик Сократа, основатель киренской школы, один из родоначальников гедонизма.

Мишель Онфре (род. в 1959 г.) – французский писатель и философ, автор одной из теорий гедонизма, исследовавший вопросы соотношения этики и эстетики, нравственного гедонизма и политического анархизма, создания философской мифологии, влиянии современных естественных наук на человеческое мировоззрение. Автор трудов «Чрево философии. Критика диетического разума», «Искусство наслаждения для материалиста и гедониста», «Формы времени. Теория сотерна» и «Здравомыслие гурмана. Философия вкуса».

Себастьен-Рош-Никола Шамфор (1741–1794) – французский писатель-моралист, драматург, автор сборника «Максимы и мысли, характеры и анекдоты». Шамфора часто называют одним из самых остроумных людей самого остроумного века.

Педагогический терминологический словарь

Гедонизм

(от греч. hedone - наслаждение)

1. тип этических учений, в которых все моральные определения (понятия добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). Как тип этического учения Г. берёт начало от Аристиппа Киренского. В учениях киренаиков Г. складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу. Именно у киренаиков обнаруживается двойственность Г. как практического учения: с одной стороны, в той мере, в какой Г. утверждал самоценность личности, в нём очевидны гуманистические черты (вполне проявившиеся в учениях эпикуреизма, эвдемонизма, утилитаризма), с другой стороны, в той мере, в какой предполагалось, что удовольствие является высшей ценностью и его получение допустимо любыми средствами, Г. оказывался возможной основой для апологии зла и аморализма. Критикуя Г., Аристотель высказал следующие аргументы:

а) удовольствие само по себе не есть собственно благо,

б) не всякое удовольствие достойно избрания,

в) существуют некоторые удовольствия, достойные избрания сами по себе, различающиеся при этом видом или источником.

Это положение предопределило ту модуляцию в аргументации Г., которая получила развитие в эвдемонизме. Таков Г. Эпикура, который считал действительным благом не чувственные удовольствия тела, а подлинные и возвышенные наслаждения души (см. ). В христианской средневековой традиции идеям Г. не было места; и лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников. В новоевропейской мысли 17-18 вв. идеи Г., с одной стороны, оказываются воплощёнными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Юм, К.А. Гельвеций), и эта традиция находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, а с другой - со временем перемещаются в контексты рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности, в другом, которые, в конечном счёте, привели к кризису Г. как философского мировоззрения. К. Маркс, З. Фрейд и другие с разных позиций сформулировали относительно наслаждения как практически-поведенческого и объяснительно-теоретического принципа положения, концептуально оформившие этот кризис. В марксизме - в порядке социально-философской критики Г. - было показано, что не наслаждения и страдания определяют деятельность человека, которая носит социальный характер, а, наоборот, социальные связи человека, в рамках которых разворачивается его деятельность, задают способ и содержание наслаждений. Фрейд с психологической точки зрения показал, что удовольствие, будучи исходным, не может быть универсальным принципом поведения общественного индивида. В свете такой критики Г. уже не мог восприниматься как теоретически серьёзный и достоверный этический принцип. Удовольствие становится предметом специального рассмотрения частных наук, например психологии или теории потребления.

2. Система нравственных установок, согласно которым добро есть наслаждение, а зло - страдание.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 50)

этико-психологическое учение, возникшее в античности, утверждающее, что наслаждение является высшим благом, целью личности, критерием истинности и целесообразности, основным мотивом ее поведения. Преобладание гедонистских наклонностей человека является нежелательным при профессиональном отборе в пед. учебные заведения.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 27)

Инфляция это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Обратный процесс - снижение общего уровня цен - называют дефляцией.

Индекс потребительских цен как показатель инфляции

Об изменении цен в экономике дают представление различные показатели ценовой динамики – индексы цен производителей, дефлятор валового внутреннего продукта, индекс потребительских цен. Когда говорят об инфляции, обычно имеют в виду индекс потребительских цен (ИПЦ), который измеряет изменение во времени стоимости набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством (т.е. стоимости «потребительской корзины»). Выбор ИПЦ в качестве основного индикатора инфляции связан с его ролью как важного показателя динамики стоимости жизни населения. Кроме того, ИПЦ обладает рядом характеристик, которые делают его удобным для широкого применения – простота и понятность методологии построения, месячная периодичность расчета, оперативность публикации.

Периоды, за которые измеряется ИПЦ, могут быть различными. Наиболее распространены сравнения уровня потребительских цен в определенном месяце года с их уровнем в предыдущем месяце, соответствующем месяце предыдущего года, декабре предыдущего года.

Статистическое наблюдение за ценами, необходимые расчеты и публикацию данных об ИПЦ в России осуществляет Федеральная служба государственной статистики.

Особенности российской потребительской корзины

В России, как и в целом в странах с формирующимися рынками, характерной чертой потребительской корзины является достаточно высокая доля в ней продовольственных товаров (в 2014 г. - 36,5%). Цены на них отличаются достаточно высокой изменчивостью. В значительной степени колебания инфляции на рынке продовольствия определяется изменениями объемов предложения, в первую очередь – урожая сельскохозяйственных культур в нашей стране и в мире, который существенно зависит от погодных условий. Поскольку доля продовольственных товаров в потребительской корзине высока, колебания цен на них могут оказывать значительное влияние на инфляцию в целом.

Другой особенностью российской потребительской корзины, используемой для расчета ИПЦ, является наличие в ней товаров и услуг, цены и тарифы на которые подвержены административному воздействию. Так, государством регулируются тарифы на ряд услуг коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, связи, некоторые другие. Кроме того, цены на табачные изделия, алкогольную продукцию существенно зависят от ставок акцизов.

Потребительский спрос удовлетворяется за счет товаров и услуг как отечественного, так и иностранного производства. Статистические данные о доле импорта в ИПЦ отсутствуют, но представление о ней в части товаров может дать удельный вес импорта в структуре товарных ресурсов розничной торговли (в последние годы – около 44%). Заметная доля товарного импорта в потребительской корзине обусловливает значимость влияния на инфляцию изменений обменного курса рубля.

Факторы инфляции

Цены могут расти быстрее или медленнее. В первом случае говорят о повышении инфляции, во втором – о ее снижении. Существуют различные причины изменения инфляции. Рассмотрим их на примере ускорения роста цен. Если уровень спроса на товары и услуги превышает возможности предложения по его удовлетворению, говорят о проинфляционном влиянии факторов со стороны спроса . В отдельных случаях на опережающий рост спроса могут повлиять слишком доступные кредиты, ускоренный рост номинальных доходов экономических субъектов. Часто эти источники избыточного спроса называют «монетарными факторами инфляции» - давлением на цены в связи с созданием излишнего количества денег.

Инфляция может расти и тогда, когда дисбаланс на рынке товара или услуги возникает по причине недостаточного предложения, например, из-за неурожая, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа, действий монополиста.

Инфляция может быть вызвана ростом издержек на производство и реализацию единицы продукции – из-за удорожания сырья, материалов, комплектующих, повышения расходов предприятий на заработную плату, налоги, процентные платежи и других затрат. Повышение издержек может привести также и к снижению объемов производства и, далее, к формированию дополнительного проинфляционного давления из-за недостаточного предложения.

Рост цен на импортируемые компоненты затрат может быть обусловлен как повышением мировых цен, так и снижением курса национальной валюты. Кроме того, ослабление национальной валюты может напрямую влиять на цены конечной ввозимой из-за рубежа продукции. Общее воздействие изменения обменного курса на динамику цен называют «эффектом переноса» и часто рассматривают как отдельный фактор инфляции.

Экономическая теория выделяет как особый фактор инфляционные ожидания – предположения относительно уровня будущей инфляции, формируемые субъектами экономики. Ожидаемый уровень инфляции учитывается производителями при принятии решений, касающихся установления цен на их собственную продукцию, ставок заработной платы, определения объемов производства и инвестиций. Инфляционные ожидания домохозяйств влияют на их решения о том, какую часть средств, имеющихся в их распоряжении, направить на сбережение, а какую – на потребление. Решения экономических субъектов влияют на спрос и предложение товаров и услуг и, в конечном счете, на инфляцию.

Негативные последствия высокой инфляции

Высокая инфляция означает понижение покупательной способности доходов всех экономических субъектов, что негативно отражается на спросе, экономическом росте, уровне жизни населения, настроениях в обществе. Обесценение доходов сужает возможности и подрывает стимулы к сбережению, что препятствует формированию устойчивой финансовой основы для инвестирования. Кроме того, высокой инфляции сопутствует повышенная неопределенность, которая затрудняет принятие решений экономическими субъектами. Все вместе это отрицательно влияет на сбережения, потребление, производство, инвестиции и в целом – на условия для устойчивого развития экономики.

Преимущества ценовой стабильности

Ценовая стабильность означает сохранение низких тем­пов роста потребительских цен, таких, которыми экономические субъекты пренебрегают при принятии решений. В условиях низкой и предсказуемой инфляции население не боится сберегать в национальной валюте на длительные сроки, поскольку уверено, что инфляция не обесценит их вклады. Долгосрочные сбережения, в свою очередь, являются источником финансирования инвестиций. В условиях ценовой стабильности банки готовы предоставлять ресурсы заемщикам на длительные сроки по сравнительно низким ставкам. Таким образом, ценовая стабильность создает условия для роста инвестиций и, в конечном счете, - для устойчивого экономического развития.

Новое на сайте

>

Самое популярное