Домой Россельхозбанк Кто выдает государственный кредит. Понятие, виды и особенность

Кто выдает государственный кредит. Понятие, виды и особенность

Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.

В отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

Взятые в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

Афанасьева О.Н. Краткосрочное кредитование предприятий: проблемы и возможные пути решения // Банковское дело. 2002 г. 9. - с. 25 - 28.Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку 1 . Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-кредититных отношений попадают временно свободные средства населения и хозяйствующих субъектов, но не предназначенные для текущего потребления. Конечно при определенных условиях население может сознательно идти на ограничение потребления, как было в годы Великой отечественной войны. В условиях тоталитарного государства ограничение текущих расходов часто происходило принудительно, и население должно было подписываться на государственные займы в размере нескольких зарплат в ущерб себе.

В 1956 году поступления по займам составили около 33 млрд. рублей, которые в основном, были направлены на развитие тяжелой индустрии.

Деньги. Кредит. Банки. Учебник для ВУЗов.Изд.2 Лаврушин О.И.Следует отдельно рассмотреть Государственный 3%-ный внутренний выигрышный заем 1982 г. Это был свободно обращающийся заем. Он размещался в порядке индивидуальной покупки за наличный расчет. Продажа облигаций проводилась по установленному (несколько повышенному) курсу, а покупка - без ограничений по нарицательной стоимости облигаций.

Реальная доходность облигаций эмитента определяется курсовой разницей, которая зависит от многих причин, в том числе от величины номинального процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами, от состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения правительству. Применительно к настоящему моменту в сложившемуся нашей стране, практически при полном отсутствии доверия к правительству, облигации должны продаваться по цене ниже номинала.

Таким образом, кредитным ресурсом в области государственного кредита могут служить средства населения, юридических лиц, заемные средства других государств.

К государственным займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а также органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности. В государственной экономической деятельности все время возникает необходимость оказывать финансовую помощь для налаживания стабильной деятельности тех предприятий и отраслей промышленности, в которых государство заинтересованно и по этому использование казначейской ссуды в дальнейшем не исключено. Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для государства экономических или властных структур.

Иногда правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством финансов или Правительством РФ. Если эмитентом является не государственная а коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею денежных обязательств независимо от их названия - ценные это бумаги или нет, государство ответственности не несет, даже если на деятельность этих коммерческих структур ЦБ РФ выдана лицензия В этом случае лицензия только удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила разрешение на выпуск таких обязательств и государством проверены порядок ее образования, величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что является гарантией выплат по ценным бумага, но не более.

Правовые основы государственного кредита.

В настоящее время государственный кредит регулируется Законом “О государственном внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительств РФ, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяется Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не установлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента “О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР”, где предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим лицам осуществляется с 1 июля 2001 года по первому требованию клиентов без ограничения сумм выдачи в пределах средств, имеющихся на их счетах.

Для обеспечения выплаты задолженности физическим лицам - резидентам бывшего Союза ССР использовать: средства республиканского бюджета РФ; 100 процентов валютной выручки, направляемой в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ на погашение обязательств перед физическими лицами; средства от реализации активов бывшего СССР, как это предусмотрено пунктом 10 решения Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием внешнего долга и использованием активов Союза ССР от 28 мая 2000 года (протокол №11).

Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед российскими предприятиями, организациями, в том числе учреждениями банка, было поручено Минфину РФ совместно с Центральным банком РФ и Внешэкономбанком переоформить указанные обязательства путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте на следующих основных условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта облигационного займа - доллары США; процентная ставка - 3 процента годовых; срок погашения облигаций - от 1 до 15 лет.

Государство полностью берет на себя ответственность по погашению внутреннего валютного долга. Нужно иметь в виду, что государство ответственно относится и ко всем другим своим долгам. Так, уже принимались меры по восстановлению и защите вкладов населения в сберегательном банке, 51 процент акций которого принадлежит государству. Вопросы погашения внутреннего долга постоянно обсуждаются в Думе и в конце концов, надо надеяться, будут решены.

Основы классификации государственных займов.

Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и государственные краткосрочные обязательства (ГКО).

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органам местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом.

По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на:

а) реализуемые только среди населения. Так, специально для населения был выпущен от 19 февраля 2000 года, который назывался о государственном внутренним выигрышном займе 1982 года и выпуске российского выигрышного займа 2000 года”;

б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем;

в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения. Примером может служить широко обращающиеся сейчас ГКО о КО, которые государство намерено продавать не только коммерческим и государственным структурам, но и населению.

По форме выплаты доходов займы могут делиться на:

а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигации, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;

в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.

Займы могут делиться по методам размещения . Они делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.

Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, по этому также не применяются.

По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами. Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.

Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковским консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Сейчас используются займы всех сроков погашения. Так на срок 3 месяца был выпущен государственный заем краткосрочных бескупонных облигаций не основании Постановления Совета Министров РФ от 09.02.92., на 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 2000 года - с 1 октября 2000 года по 1 октября 2002 года.

На Министерство финансов РФ возложена обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств. Этот рынок так важен, что Указом Президента РФ от 27.02.2003 года. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ приравнивается по правовому статусу к федеральному министерству.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет федерального бюджета РФ.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется представительными и исполнительными органами государственной власти.

В соответствии с Законом “О государственном внутреннем долге РФ”. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведенья о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

Многие страны нуждаются в привлечении лишних наличных средств при маленьких объемах налоговых зачислений и других ресурсов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Так как кроме беспроцентных зачислений, государство привлекает еще и деньги на возмездных началах, применяя форму государственного займа.

Государство в данных связях может выступать в роли клиента, поручителя, заимодавца.

Важные аспекты

Есть такие основные принципы госкредита:

  1. Добровольности.
  2. Срочности.
  3. Платности.
  4. Возвратности.

От банковского или коммерческого займа государственный кредит отличается типом обеспечения. Банковский или рыночный займы обеспечиваются простыми ценностями.

Когда денежные средства берет государство, то в качестве займа выступает вся его состоятельность, все принадлежащее ему наследство и доходы.

Когда государство берет на себя возвратить кредит и выполнить необходимые обязательства, оно становится поручителем.

И когда заемщик свои обязательства выполняет своевременно и в полном объеме, то поручителю не нужно будет нести лишние расходы.

Но в большинстве случаев государственное поручительство необходимо клиентам малонадежным, а значит, централизованным финансовым фондам приходится нести затраты.

Причины, почему государству в собственной экономической занятости трудно обойтись без государственного займа:

  1. Отличие во времени между временем зачисления денег в кассу и их использованием.
  2. Присутствие бюджетного недостатка также может привести к надобности государственного займа.
  3. Повышение курса экономики на социальную сферу, повышение вложения в охрану окружающего мира, то есть процедуры, которые требуют повысить государственные затраты.

В обычных ситуациях государственный заем имеет добровольный характер. Но также имеются исключения.

К примеру, после второй мировой войны людей заставили подписаться на государственных бумагах, замыслом каких был сбор денег, которые предназначались для возобновления национальной экономики после войны.

Общие понятия

Кредит – сумма средств, которая передается одним участником соглашения другому участнику на условиях платности, срочности и возвратности.

Любой экономический объект может быть кредитором и заимополучателем в процессе работы экономической системы. Но главное место здесь занимают банковские организации.

Он выдается на условиях возвратности, платности. Госкредит связан с бюджетным дефицитом, будучи источником его покрытия.

В отдельных ситуациях при его помощи могут мобилизироваться средства в фонды целевого назначения либо елевые проекты.

Кроме того, в систему госкредита относят кредиты, которые предоставляются под госгарантии либо для пополнения валютных резервов ЦБ . Сейчас государство выступает в качестве заемщика и заимодателя.

Располагая большими деньгами, государство одновременно и берет в долг и предоставляет заем иным странам и клиентам в других странах (юридическим и физическим особам).

Необходимость государственного кредита заложена в несбалансированности доходов и затрат государства (недостаток государственного бюджета), которая возмещается привлечением кредитных средств.

Инфляция и государственный долг – это два метода погашения недостатка государственного бюджета.

В зависимости от положения клиента распознают такие виды госкредитов, как централизованный и децентрализованный государственный заем.

В первой ситуации государственные ценные бумаги (акции) выдаются правительством (МФ), в другой – районными органами власти.

Основные формы

Под формой займа подразумевается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, какие выражает заем.

Они могут быть нерыночными и рыночными. Госгарантии по займам организациям и учреждениям также входят в состав госкредита. Они не предусматривают трату госбюджета во время получения займов.

Но в ситуации невозврата гарантированных кредитов вовремя, оплата их должна делаться за счет средств госбюджета.

Но их разумное применение способствует стабилизации формирования предпринимательской деятельности и повышению поступлений в госбюджет.

По правовому утверждению подразделяются государственные кредиты, какие выдаются на основе правительских договоров и обеспечиваются оформлением ценных документов.

Договорами регистрируются, как правило, от правительств иных стран, международных компаний и материальных институтов. С помощью ценных документов привлекаются деньги на финансовом рынке.

Регистрация государственных кредитов может происходить двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими условиями (векселями).

В теории и на практике госкредит делится на внутренний и международный государственный заем.

При внутреннем госкредите государство обычно есть заемщиком денег, а ее заимодавцами есть банковские организации, страховые организации и т.д.

В ситуации международного госкредита одной из сторон кредитной сделки выступает государство, причем оно может быть и должником и кредитором.

Правовые основы

На данный момент государственный заем регламентируется .

По данному закону государственным внутренним долгом Российской Федерации есть кредитные обязательства правительства Российской Федерации, проявлены в государственной валюте.

Эти два закона следят за работой всех банков России, а также за деятельностью ЦБ России.

Особенности получения госзайма

В чем особенности отношений при государственном кредите? Государство может выступать как в роли заимодавца, так и в роли заемщика и поручителя.

После окончания времени займа государство должно выполнить свои условия и вернуть заимодавцу кредит и накопленные на него проценты.

Данные свойства госкредита, как оперативная, платная, возвратная основа, целевое назначение и наличие финансового обеспечения делают его похожим на банковский заем.


В отличие от коммерческого или банковского кредита, государственному характерны такие особенности:
  • он чаще всего предоставляется на возмещение недостатка в бюджете;
  • финансовым обеспечением выступает все, что принадлежит стране наследство, какое оформляет ее казну, что делает его более надежным в глазах кредиторов;
  • целевой характер данного вида кредита более строгий, чем в случае коммерческого займа;
  • источником возврата выступают налоги и иные займы, а не деньги, полученные в итоге ведения хозяйской деятельности;
  • приводит к понижению в обращении наличных.

Главные функции государственного кредита

  1. Распределительную.
  2. Регулирующую.
  3. Контрольную.

Данные функции займа тесно связаны между собой, устанавливая в своей группе назначенную экономическую роль заемных отношений.

Путем распределительной функции госкредита выполняется создание и использование централизованных финансовых фондов государства на нюансах возвратности, оперативности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых средств.

Регулирующая функция проявляется в том, что соответственные субъекты, вступающие в кредитные отношения, действуют на состояние финансового обращения, процесс производства, занятость населения, размер процентов и на финансовую политику.

Контрольной функцией является учет и контроль за целевым и разумным использованием денег, привлекаемых и выделяемых государством.

Выступая в качестве кредитного получателя, государство обеспечивает дополнительные наличные для финансирования собственных затрат.

Госкредит есть главным источником финансирования бюджетного недостатка.

Как показывает опыт иностранных государств с коммерческой экономикой, использование государственного займа для возврата недостатка в бюджете – более результативное и правильное средство по сравнению с кредитно-денежными приемами (к примеру, эмиссией средств).

Что понимается под управлением

Под государственным займом понимается сущность экономических отношений государства с физическими и юридическими особами, при каких государство выступает в качестве клиента, заимодавца и .

Управление государственным займом может анализироваться в тесном и широком смысле.

Под управлением государственным займом в огромном смысле понимается формирование одного из видов материальной политики государства, связанной с его деятельностью в качестве клиента, заимодавца и поручителя.

Управление государственным займом в огромном смысле как одно из направлений материальной политики находится во владении органов власти и управления государством.

Именно они устанавливают объем бюджетного недостатка и, после этого, и объем кредитов, нужных для их погашения, главные направления и цели воздействия на наличное обращение, заем производство, занятость.

Возможность оформления целевого

Государственный в целях обеспечения социальных гарантий и повышения контроля за точным и правильным использованием денег социальной защиты.

Есть самостоятельной кредитной организацией. Госкредит может быть охарактеризован как экономическая и правовая категория.

Государственный кредит (от лат. creditum –ссуда, долг)− представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство может выступать одновременно заемщиком и кредитором. Это одна из форм мобилизации денежных ресурсов государством с целью выполнения своих функций. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и в роли кредитора.

Государственный кредит предоставляется на принципах возвратности, срочности и платности.

Возвратность − необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком.

Срочность − необходимость возврата кредита точно в срок, зафиксированный договором или соглашением.

Платность − заемщик должен возвратить сумму полученных средств, а также уплатить проценты за пользование кредитом.

Государственный кредит направляется на покрытие бюджетного дефицита, на финансирование военных расходов, на социальные программы.

Государственный кредит выполняет следующиефункции:

1. Образование денежных доходов (распределительная). Через даннуюфункцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

3. Контрольная функция является продолжение контрольной функции финансов и заключается в учете и контроле за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством. Осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Государственные займы − основная форма государственного кредита. Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

1. По сроку заимствования:

· краткосрочные (до 1 года);

· среднесрочные (от 1 до 5 лет);

· долгосрочные (от 5 до 30 лет).

2. По месту размещения:

· внутренние (размещаемые внутри страны);

· внешние (реализуемые на иностранных денежных рынках).

3. В зависимости от эмитента:

· займы, выпускаемые центральным правительством;

· займы, выпускаемые республиканским правительством;

· займы, выпускаемые местными органами власти.

4. По форме выплаты дохода:

· выигрышные займы, выплата дохода по которым осуществляется на основе тиражей выигрышей;

· процентные займы, доход по которым выплачивается на основе начисленных процентов;

· дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока предоставления.

5. По способу обращения на рынке:

· рыночные, которые свободно продаются и покупаются;

· нерыночные, которые не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.

6. По способу обеспечения возвратности:

· закладные займы, обеспечиваются конкретным залогом, например, имуществом;

· беззакладные займы, их обеспечением служит платежеспособность эмитента в целом.

Под управлением государственным кредитом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве кредитора, заемщика и гаранта. Управление государственным кредитом осуществляется органами власти и управления. Они определяют общий объем бюджетного дефицита, объем займов, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство; осуществляют действия, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются задачи:

1) минимизации стоимости долга для заемщика;

2) недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

3) эффективного использования мобилизованных средств и контроля за целевым использованием выделенных кредитов;

4) обеспечения своевременного возврата кредитов;

5) максимального решения задач, определенных финансовой политикой, в частности сохранение иностранных капиталов, в стране и переориентировка инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства.

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Согласно ст. 6 БК РФ «государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)».

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный заём – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. Что и происходит в России уже не один год. В-третьих, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений.

Управление государственным долгом – это совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного долга, а также по привлечению новых заемных средств.

Государственным кредитом называется комплекс экономических взаимоотношений между государством от лица органов его власти и управления, с одной стороны, а также физ- и юрлицами — с другой стороны, при которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

Гарантом государство будет при взятии им ответственности за погашение займов либо выполнение иных обязательств (которые брали физлица и юрлица) на себя.

Будучи заемщиком, государство имеет влияние на объем централизованных денежных фондов. Но не все кредитные отношения, в которых государство является гарантом, будут изменяться в этом направлении. Если задолжник вовремя и полностью выплачивает необходимые суммы , то гаранту (государству) нет необходимости тратить средства сверх одолженных. Однако в большинстве случаев государственные гарантии относятся к ненадежным заемщикам и становятся причиной дополнительных расходов из централизованных денежных фондов.

У государственного, банковского и коммерческого кредита есть сходства, но и есть отличие - у них разное обеспечение. У банковского либо коммерческого кредита в роли обеспечения зачастую берутся различные ценности. Когда берутся в кредит государственные деньги, для них обеспечением будет вся платежеспособность государства, все имущество, которое находится на его балансе.

Можно выделить несколько причин обязательного присутствия государственного кредита в любом государстве:

1) наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, то есть разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2) дефицит государственного бюджета;

3) усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Цели и задачи государственного кредита.

Не важно, какую форму имеет государственный кредит , он зачастую имеет добровольный характер. Исключением была ситуация, когда после ВОВ в СССР была введена обязательная подписка на государственные облигации, которые предназначались для сбора средств на восстановление народного хозяйства.

Государственный кредит применяется государством для решения таких проблем:

  • нахождение финансовых ресурсов на финансирование государственных расходов, увязки доходов и расходов;
  • регулирование макро- и микроэкономических процессов;
  • влияние на социальную и денежно-кредитную политику станы.

Государственный кредит и государственный долг.

Государственный кредит очень связан с понятием государственного долга . Рост количества кредитований от лица государства становится причиной увеличения государственного долга. Государственный долг РФ - это долговые обязательства страны перед юр. и физлицами, нерезидентами страны, международными организациями и другими субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся во владении государства имуществом, которое составляет государственную казну.

Долговые обязательства РФ в рамках категории «государственный кредит » бывают в таких видах:

  • Кредитные соглашения и договоры, которые были заключены с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями от имени РФ в пользу этих кредиторов;
  • Государственные долговые ценные бумаги, которые выпускаются от имени РФ;
  • Договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • Соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства минувших лет;
  • Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства РФ, основываясь на действующем законодательстве.

Сроки погашения долговых обязательств РФ и ее субъектов не должны быть больше 30 лет.

Введение. 3

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу госкредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций.

Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет свободных денежных средств - это одна сторона госкредитных отношений. Второй стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством. Выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений. При этом круг налогоплательщика не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг .

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства: прежде всего в связи с неравномерным получением доходов, выплатой гонораров, премий, отпускных, получение наследства и т. п.

Аналогичные тенденции имеют место и в движении средств предприятий и организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции и услуг могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в виду неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды предприятий. С ростом эффективности общественного производства увеличиваются и возможности привлечения средств предприятий и организаций в сферу государственного кредита.

Отношения по линии государственного кредита нельзя смешивать с банковским кредитом . Ссудный фонд, выступающий материальной основой банковского кредитования, используется для предоставления заемных средств предприятиям и учреждениям в целях обеспечения бесперебойности и повышения эффективности процесса расширенного воспроизводства. Кредиты могут получать и частные лица. При государственном кредите происходит формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках политической надстройки. Поэтому государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества. Это обстоятельство не допускает вольного обращения с ссудным фондом страны и беспрепятственного привлечения части банковских ресурсов к финансированию правительственных расходов.

Государственный кредит может быть внешним и внутренним . Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте , поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - всё это обуславливает интенсивное развитие международного государственного кредита. В систему госкредитных отношений включается так же условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т. п.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты , которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам . Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего .

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершённых госкредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменения отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита: получение новых займов и условия их предоставления, с одной стороны, и размеры погашений и выплачиваемых процентов, с другой.

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов у держателей ценных бумаг и вкладчиков сбербанков. Это достигается посредством выплаты процентов и выигрышей по государственным займам и вкладам в сберегательных учреждениях. Это в полной мере относится и к трудовым коллективам . Вкладывая средства в ценные бумаги государства, трудовые коллективы не только организуют накопление средств для проведения крупных вложений в производство и социальную сферу, но и могут рассчитывать на значительную прибавку к вложенным в займы средствам ежегодно или во время погашений облигаций займов.

Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными , т. е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.

Следует иметь в виду, что положение об антиципации бюджетных доходов имеет ограниченное действие. При благополучном финансовом положении государство с помощью кредитных отношений мобилизует средства для производительного их использования или решения определенных социальных задач. В случае вложения средств в конкретные производственные объекты каждый заемный рубль будет существовать в виде реальных производственных фондов и способствовать созданию средств для погашения образовавшегося государственного долга, не отвлекая для этой налоговые платежи населения и предприятий.

1.2. Формы государственного кредита в системе кредитных отношений

В системе кредитных отношений государственный кредит выступает в следующих формах:

1. государственные займы;

2. обращение части вкладов населения в государственные займы;

3. заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;

4. казначейские ссуды;

5. гарантированные займы.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Она обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловленно тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумаги , привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг, состояние хозяйственной коньюнктуры, степень доверия населения правительству.

Свободная котировка облигаций государственных займов на фондовой бирже является механизмом учета всех факторов, отражающихся на курсовой цене процентных бумаг. Функционирование полноценного фондового рынка, который невозможен без высокой степени ликвидности доходных бумаг, способствует преодолению негативного психологического фактора. Последний состоит в настороженном отношении займодателей к государственным кредитным операциям; он порожден отходом от требований законов развития фондового рынка и нарушения государством своих обязательств; принудительным распределением займов, резким ограничением ликвидности ценных бумаг государства, замораживанием государственного долга и т. п.

Устранению известного недоверия займодателей к кредитным операциям государства способствует разнообразие условий выпуска займов по срокам. Если государство ориентируется только на длительные кредитные операции , то это затрудняет вовлечение в покупку облигаций свободных денежных средств краткосрочного и среднесрочного характера, а также заставляет подумать потенциального кредитора о целесообразности вложения и долгосрочных сбережений.

Другим видом государственных займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вообще. По казначейским обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения и реализации только среди населения.

Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:

а) центральным правительством;

б) республиканскими правительствами;

в) местными органами власти.

Широкое распостранение получила практика выпуска государственных займов центральным правительством. Задолженность республиканских и местных органов власти является как правило, незначительной.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения (например, Государственный внутренний выигрышный заем 1982 года), среди юридических лиц (государственный внутренний 5%-ный заем 1990 года) и универсальные, т. е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

В зависимости от формы выплаты доходов выделяют:

а) процентные займы;

б) выигрышные займы;

в) процентно-выигрышные займы;

г) беспроигрышные займы;

д) беспроцентные (целевые) займы.

Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат). Примером процентных долговых обязательств являются казначейские обязательства государства и облигации 5%-ного займа 1990 года. По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Примером выигрышного займа является Государственный заем 1982 года. Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются. Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который пока полностью не удовлетворяется. Примером беспроцентной государственной кредитной операции является государственный целевой заем 1990 года. Местные органы власти могут проводить целевые займы на строительство дорог, осуществление работ по охране окружающей среды , финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано население административно-территориальной единицы.

По срокам погашения займы делятся на:

а) краткосрочные займы - срок погашения до 1 года;

б) среднесрочные займы - срок погашения до 5 лет;

Помимо этого здесь появляются два важных новых элемента кредита: валюта займа и валюта платежа . При получении кредита и кредитор, и заемщик заинтересованы в том, чтобы валюта займа характеризовалась высокой степенью устойчивости. Поэтому, как правило, кредиты предоставляются в долларах, немецких марках, японских йенах, швейцарских франках и других свободно конвертируемых валютах. Погашение кредита осуществляется не обязательно в той же валюте, в которой был выдан кредит. Например, Россия получает кредиты в разных валютах, но валютой платежа, как правило, остается доллар.

Сумма кредита определяется либо в коммерческом контракте, либо в эмиссионном проспекте при выпуске международных облигаций. Срок международного кредита зависит от целого ряда факторов, к которым относятся: цели и масштабы кредита; аналогичная практика в предоставлении предыдущих кредитов на эти же цели; традиции; национальное законодательство; межгосударственные соглашения.

В современных условиях обострения конкуренции в международной торговле каждое государство стремится создать условия для повышения конкурентоспособности отечественных экспортеров. В этих целях государство во многих странах с развитой рыночной экономикой осуществляет операции по рефенансированию сделок промышленных компаний и банков, вовлеченных в экспортное кредитование. Происходит это в разнообразных формах. В одних странах созданы специальные государственные и полугосударственные (смешанные с участием частного капитала) банковские институты внешнеторгового кредитования, в других - банковские консорциумы , перед которыми становится задача создания благоприятных условий рефенансирования внешнекредитных операций коммерческих банков в центральном банке.

Типичным примером национального государственного института по стимулированию экспорта является Экспортно-импортный банк США (Эксимбанк), который был основан еще в 1934 году в целях предоставления прямых кредитов иностранным покупателям американских товаров. Ныне он предоставляет преимущественно гарантии американским промышленным и банковским компаниям против коммерческого и политического риска.

Подобные институты функционируют и в ряде других стран, в частности, в Японии и во Франции. Учрежденный в 1951 году Экспортно-импортный банк Японии в отличии от соответствующего в США имеет более широкие возможности кредитования: он кредитует и экспортные, и импортные, а также операции по иностранным капиталовловложениям японских компаний. Причем он кредитует преимущественно не иностранных импортеров, а японских экспортеров.

Во Франции государственный кредитный механизм для поддержания экспорта начал функционировать еще в 1946 году. В некоторых странах - Бельгии, Голландии, ФРГ, Швеции - государство участвует в кредитовании экспортных операций через внешнеторговые банки , созданные с консорциумами коммерческих банков.

Помимо участия в кредитовании экспортеров государство в странах с рыночной экономикой проводит активную политику по страхованию внешнеторговых кредитов от изменений курсов валют, политической неустойчивости, которые существенно увеличивают риск осуществления международного кредита. В этих целях в Великобритании, во Франции, в ФРГ, в США и в других странах сложилась целая система страхования и гарантированния экспортных операций.

Возрастающую роль в сфере международного кредита играют международные и региональные финансово-кредитные институты: Международный банк реконструкции и развития (Мировой банк), Межамериканский банк развития , Азиатский и Африканский банки развития, Европейский банк развития. Среди них главным является Мировой банк с его двумя филиалами - Международной финансовой корпорацией (МФК) и Международной ассоциацией развития (МАР). Все эти банки развития существенную часть своих ликвидных ресурсов формируют на рынках капитала: как на международном, так и на национальных. Некоторая же часть отчисляется из бюджетов стран-членов банков. Активные операции банков развития реализуется как кредиты различным, прежде всего развивающимся странам. Особенностью кредитования МБРР является так называемый проектный подход к предоставлению кредита. Это означает, что кредиты банка даются той или иной стране не под неопределенные программы ее развития, а под конкретные инвестиционные проекты, имеющие технико-экономическое обоснование и признанные экспертами МБРР целесообразными. При этом Мировой банк предоставляет кредиты двух видов: кредиты A и кредиты B. Кредиты A полностью осуществляются за счет ресурсов банка. Кредиты B предоставляются банком как участником международного банковского консорциума , создаваемого совместно с крупнейшими коммерческими банками. Доля средств МБРР в общих ресурсах консорциума может колебаться в пределах 10-25%.

Филиалы МБРР играют в международном кредитовании несколько иную роль. МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частных инвестиций в странах-заемщиках. Она является одной из немногих международных организаций, которые могут осуществлять инвестиции в акции, а так же кредитование без государственных гарантий. Это позволяет МФК предоставлять кредиты, необходимые для того или иного проекта, и в то же время обеспечить возможность для каждой местной фирмы использовать заемный капитал из других источников.

Другой филиал МБРР - МАР предоставляет наиболее мягкие кредиты только для экономически слаборазвитых стран сроком на десятилетия под проценты, значительно ниже рыночных. Средства для предоставления кредитов целиком формируются за счет взносов стран-доноров.

Россия в современных условиях выступает, как впрочем и любое современное государство, одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. Но особенность этих процессов состояла в том, что заимствование носило чисто коммерческий характер, а кредитование - преимущественно военнополитический. В результате, к настоящему времени, по отношению к развитым странам с рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступает чистым кредитором.

Такое состояние на первый взгляд легко решаемое - получить долги стран должников и за этот счет рассчитаться со странами с развитой рыночной экономикой и евробанками - на деле оказывается сложным и трудноразрешимом узлом противоречий. Долги развивающихся и постсоциалистических стран России по имеющимся оценкам достигают 145 миллиардов долларов. Но вернуть их трудно, поскольку кредиты под продажу оружия и чисто политические цели еще никогда и нигде не могли создать эквивалента для выплаты самой суммы долга и уплаты процентов. Например, из 14,2 миллиардов долларов, которые должны были быть выплачены России в счет погашении задолженности, в 1993 году было выплачено 2,1 миллиарда долларов или 15%.

Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 году составил около 70 миллиардов долларов (внешний долг СССР в 1987 году составил 40 миллиардов долларов). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия может ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 миллиардов долларов в год, что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней задолженности. В 1993 году Парижский клуб (объединяет всех государственных кредиторов на международном уровне) и Лондонский клуб (объединяют частных кредиторов, преимущественно транснациональные банки) отсрочили на несколько лет выплату основой части российского долга. Но отдавать его придется. На ближайшую перспективу погашение предыдущей задолженности будет происходить за счет ее рефенансирования. Это означает, что ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данному году, придется брать равный ей новый кредит и за его счет платить по старым долгам. В итоге в силу подобного метода погашения задолженности внешний государственный долг России останется скорее всего на уровне 1993 года. В то же время ряд российских коммерческих банков в обход государственного законодательства разместили на счетах иностранных банков около 20 миллиардов долларов к концу 1993 года и так называемое бегство капиталов из России не прекращается и вряд ли прекратится до тех пор, пока не будет преодолен кризис кредитно-денежной системы страны, подавлена инфляция и банковские процентные ставки из негативных не превратятся в позитивные.

Опыт других стран, переживавших менее чем десятилетие назад подобное же состояние своих внешних финансов (например, Мексика и др.) свидетельствует, что без решения проблемы упорядочения кредитно-денежной системы страны погашения внешнего государственного долга даже растянутое на многие годы становится весьма проблематичным.

Глава 2. Анализ государственного кредита и его роль в формировании бюджетных ресурсов РФ

2.1. Анализ динамики государственного внутреннего долга РФ

К лючевой задачей правительства России в среднесрочной перспективе сегодня выступает обеспечение поступательного развития национальной экономики. Темпы роста национального производства и их устойчивость определяются в настоящий момент как внешними факторами (уровнем цен внешнего рынка на энергоресурсы и развитием мировой экономики), так и внутренними – в первую очередь состоянием финансовой сферы (банковской системы и финансовых рынков), ее способностью стимулировать неуклонное развитие отечественной экономики и противодействовать внешним воздействиям (шокам).

Н аблюдаемое ныне развитие российского рынка внутреннего долга осуществляется в специфических условиях (отличных от тех, что имели место в переходный период, или в 1992–2002 гг.). Прежде всего национальная экономика испытывает внешний "шок", вызванный сохранением высоких цен на нефть и связанный со значительными поступлениями в страну иностранной валюты . С одной стороны, российские денежные власти не испытывают при этом потребности во внешних и внутренних заимствованиях, с другой – экономические агенты ощущают дефицит обращающихся на рынке финансовых инструментов. В результате доходность федеральных облигаций в начале данного этапа находится в резко отрицательной области.

Т екущие экономические реалии, определяемые наличием значительного объема свободных ресурсов, одновременно с сохраняющимся дефицитом финансовых инструментов, обусловливают высокий спрос на государственные облигации . Доминирующее положение на рынке госдолга ныне принадлежит Сбербанку РФ (около 70% от объема рынка). Оставшуюся долю рынка занимают российские коммерческие банки, испытывающие дефицит инструментов и ликвидности, доля же внешних инвесторов незначительна. Потенциально очень крупным инвестором здесь мог бы стать Пенсионный фонд России (ПФР), однако его участие на данном рынке административно ограничивается: спрос на федеральные облигации находится на столь высоком уровне, что доходность по ним снизилась до уровня -5 – -10% годовых в реальном исчислении.

В случае сохранения относительно высокого уровня цен на нефть в среднесрочной перспективе ключевые позиции на рынке внутреннего долга будут занимать подконтрольные государству структуры – Сбербанк РФ и ПФР. Напротив, резкое падение цен на нефть с высокой вероятностью приведет к проблемам с исполнением государственного бюджета – в этом случае структура участников рынка может несколько измениться – увеличится доля российских частных инвесторов и внешних финансовых институтов. Однако подобные изменения будут незначительны, поскольку аккумулированные ПФР и Сбербанком РФ финансовые ресурсы столь велики, что позволяют в течение двух-трех лет сохранять структуру рынка внутреннего долга неизменной, обеспечивая при этом его расширение.

В качестве основных ресурсов рынка будут задействованы "внутренние" средства – сбережения населения и предприятий. Средства населения, аккумулируемые в Сбербанке РФ и ПФР, представляют собой достаточный потенциал для дальнейшего расширения рынка внутреннего долга. Кроме того, в настоящий момент не находят применения банковские сбережения предприятий и населения: по состоянию на 01.04.2003 г. только остатки банковских средств на корреспондентских счетах в ЦБР составляли 137.5 млрд. руб. (или 4.4 млрд. долл. – средства с нулевой доходностью), а депозиты коммерческих банков в ЦБР – 61.4 млрд. руб. (или около 2 млрд. долл.) с учетом того, что большая часть средств размещалась на подобных депозитах в первой половине 2003 г. на один день по ставке 1% годовых.

И збыток свободных финансовых ресурсов наряду с сохраняющимся дефицитом финансовых инструментов привел к резкому снижению доходности последних. Так, процентные ставки по банковским депозитам в ЦБР в первой половине 2003 г. составили 1–3% годовых, а доходность ГКО/ОФЗ снизилась до 5–7% годовых в номинальном исчислении (при ожидающейся в 2003 г. инфляции в 12–15%).

В ысокие цены на нефть на мировом рынке и связанный с этим рост валютных резервов РФ одновременно с дефицитом обращающихся финансовых инструментов предопределяют сохранение избыточных денежных средств в экономике, прямыми следствиями которого выступают дисбаланс между спросом и предложением на рынке федеральных облигаций, резкое снижение доходности госбумаг (существенно ниже темпов текущей и ожидаемой инфляции) и возникновение ряда угроз/проблем с точки зрения поддержания финансовой стабильности. В частности, сохранение отрицательной (либо резко отрицательной) реальной доходности федеральных облигаций означает нарастание потенциальной угрозы для возникновения банковского и валютного кризиса , широкого разброса в значениях действующих в экономике процентных ставок, ускорения инфляции и, в конечном итоге, для формирования условий, способных дестабилизировать национальную финансовую систему. Выделим наиболее существенные факторы, влияющие на подобное положение:

Сохранение тенденции укрепления реального курса рубля в условиях снижения доходности федеральных облигаций инспирирует возникновение дисбаланса в банковской валютной позиции – рост пассивов в иностранной валюте и размещение их в российских рублях в ожидании получения дополнительной прибыли за счет укрепления реального курса рубля по отношению к иностранной валюте (прежде всего по отношению к доллару США и евро). В случае изменения тенденции в области валютных курсов , предшествующей росту доходности федеральных облигаций, национальные коммерческие банки столкнутся со значительными убытками и кризисом ликвидности, что также спровоцирует возникновение банковского кризиса.

Отрицательная доходность федеральных облигаций способствует усилению "разброса" действующих в экономике процентных ставок. Избыток свободных финансовых средств, с одной стороны, ведет к резкому снижению процентных ставок по наиболее ликвидным и надежным финансовым инструментам (прежде всего с точки зрения обеспечения ликвидности в банковской системе), но с другой стороны, оставляет по меньшей мере неизменными процентные ставки по прочим инструментам. В результате усиливается разрыв в уровне процентных ставок по отдельным финансовым инструментам, что приводит как к уменьшению (либо снижению прироста) банковских пассивов, так и к замедлению роста банковских активов, связанных с инвестированием в реальный сектор экономики.

Новое на сайте

>

Самое популярное