Домой Россельхозбанк Налогообложение в швеции. Налоги швеции

Налогообложение в швеции. Налоги швеции

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Налоговая система России. Налог на прибыль предприятий и организаций. Подоходный налог с физических лиц. Налог на добавленную стоимость. Налог на имущество. Налог на землю. Акцизы. Таможенные пошлины.

    доклад , добавлен 28.03.2007

    Сущность и принципы налогообложения. Способы взимания и элементы налога, его функции. Виды налоговой системы: шедулярная и глобальная. Действующий порядок налогообложения подоходным налогом физических лиц. Плательщики налога на добавленную стоимость.

    контрольная работа , добавлен 26.05.2015

    Система формирования государственных доходов, распределения и использования денежных средств. Налоговая реформа в России. Реорганизация системы налогообложения доходов физических лиц. Подоходный налог с физических лиц, перспективы его развития.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2013

    Налоговая база подоходного налога с физических лиц в Республике Беларусь. Особенности налогообложения доходов, полученных в виде дивидендов. Применение социальных налоговых вычетов. Имущественные и профессиональные вычеты. Уплата подоходного налога.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Особенности налоговой системы Германии. Налоговая система Германии – принципы и построение. Подоходный налог. Налог с корпораций. Налог на добавленную стоимость. Промысловый налог. Земельный налог. Налог на имущество. Акцизы. Социальные отчисления.

    эссе , добавлен 07.05.2003

    Сущность, основные функции и виды налогов. Налоговая система РФ, ее структура и основные принципы построения. Проблемы и перспективы развития налоговой системы в Российской Федерации. Реформирование налоговой системы. Подоходный налог с физических лиц.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Налоговая система Германии - принципы и построение. Подоходный налог. Налог с корпораций. Налог на добавленную стоимость. Промысловый налог. Земельный налог. Налог на имущество. Налог на наследство и дарение. Акцизы. Социальные отчисления.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2002

    Общая характеристика налоговой системы Франции. Структура налоговой службы. Индивидуальный подоходный налог. Налог с наследств и дарений, на недвижимость (на земельные участки и на жилье), на бизнес, на добавленную стоимость, косвенные пошлины.

    контрольная работа , добавлен 24.05.2014

"Финансы", N 3, 2001

Очередной этап проведения налоговой реформы в Российской Федерации, связанный с постепенным введением в действие Налогового кодекса РФ, стимулирует интерес к налоговым системам развитых зарубежных стран. Швеция с ее давними традициями организации налогообложения, действенной системой учета налогоплательщиков, высоким уровнем социальной защиты населения, где давно введены идентификационные номера налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц, автоматизирован учет доходов, безусловно, является одной из них.

Единая налоговая служба Швеции, созданная в 1971 г., помимо сугубо фискальных функций ведет полный учет не только налогоплательщиков, но и всего населения страны. Уровень компьютеризации и методы контроля за доходами позволяют составлять декларации о доходах большинства населения непосредственно в налоговой службе и рассылать их гражданам. Последним остается только поставить свою подпись и лишь в случае несогласия прийти разбираться в налоговый орган. Сведения о доходах физических лиц не являются налоговой тайной.

Налоговая служба постоянно и на высоком уровне проводит широкую разъяснительную и консультационную работу с налогоплательщиками.

Кратко рассмотрим основные налоги Швеции.

Налог на прибыль корпораций составляет 28%. В сравнении с другими развитыми странами это не высокий показатель. Но до 1991 г. он доходил до уровня 52%, т.е. был одним из самых высоких в Европе, а затем до 1994 г. составлял 30%.

При исчислении прибыли применяется метод ускоренной амортизации оборудования: в первый год списывается 30% его стоимости, во второй - 35% остаточной стоимости, в третий и последующие годы - по 30% остаточной стоимости. Это действительно ускоренный метод, особенно в первые годы. Но не трудно заметить, что так до полной амортизации дело никогда не дойдет, поэтому после пяти лет может происходить списание оборудования.

Налог на добавленную стоимость взимается по ставке 25%, что выше среднеевропейского. Помимо основной ставки действуют насколько льготных: для продовольственных товаров - 21%; для туристических услуг, гостиничных услуг, экскурсий - 12%; для товаров культурного обихода, газет, журналов - 7%. От уплаты НДС, помимо экспортных товаров, освобождаются медицинские услуги, банковские операции, патентное дело, услуги учреждений культуры. Льготы так же распространяются на некоторые виды оборудования.

Налог на доход с капитала уплачивается по ставке 30%. В понятие капитала включается, кроме ценных бумаг, процентов по вкладам, также владение землей.

Акцизами облагается ограниченная группа товаров: алкоголь, табак, бензин, энергия. Несколько раньше в круг подакцизных товаров входили ковры русской работы.

Налог с личного дохода в качестве временной меры впервые ввел король Карл XII. В 1902 г. была введена система прогрессивного подоходного налога с обязательным представлением налоговой декларации. В настоящее время подоходный налог с физических лиц состоит из двух частей: федерального налога и муниципального налога. Федеральный подоходный налог имеет необлагаемый минимум в размере 245 000 крон (к его уплате привлекается только одна треть из числа работающих на полной ставке). Граждане с доходом от 245 000 до 389 000 крон платят федеральный налог по ставке 20%, а с доходов свыше 389 000 крон - 25%. До 1991 г. федеральный налог имел градуированную шкалу ставок от 5% до 45%.

Подоходный налог коммун колеблется в пределах от 27% до 34%. Необлагаемый минимум составляет 8,7 тыс. крон. Но по пенсиям необлагаемый минимум - 50 000 крон, т.е. на уровне минимальной пенсии. Из суммы налогов 19% идет в бюджеты коммун, остальная часть направляется лэнам (Швеция состоит из 24 лэнов и 289 коммун). На местном уровне решаются вопросы финансирования школ, больниц, органов социального обеспечения.

Налог на наследство и дарение ступенчатый - от 10% до 60%. Наследство (дарение) до 200 000 крон для супругов и по 50 000 крон для каждого ребенка не облагается налогом. Высшая ставка применяется для дальних родственников и при стоимости, превышающей 8 млн крон.

Большой интерес для нас, особенно в связи с введением в Российской Федерации единого социального налога (гл.24 Налогового кодекса РФ), представляют социальные платежи. Кстати, их уровень один из наиболее высоких среди развитых государств. Социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда составляют одну из крупнейших доходных частей бюджета. Приведем пример начислений на заработную плату работников наемного труда.

Начисления на заработную плату

Общая сумма начислений составляет 38%. Если речь идет не о наемном работнике, а о владельце фирмы, то несколько меняется структура социальных платежей, но общий удельный вес их даже выше, а именно 39,3%.

Данные цифры уточняются при формировании бюджета. Социальные платежи уплачивают как работодатели, так и наемные работники. Но не в одинаковой мере. Обычно работодатели платят 33%, наемный работник - остальное.

Острой и пока нерешенной проблемой в России является налогообложение имущества. Поэтому остановимся на этом вопросе поподробнее.

В Швеции налогом на имущество облагаются только физические лица, поскольку преобладает точка зрения, что обложение данным налогом юридических лиц нецелесообразно, т.к. это будет сдерживать развитие производства. В России это мнение высказывал еще в 1818 г. Николай Тургенев.

Налог на имущество в Швеции основывается на оценочной стоимости, которая равна 75% рыночной стоимости. Ставка налога составляет 1,5% от оценочной стоимости для жилых домов, 1% для коммерческой недвижимости и 0,5% для промышленной недвижимости. В отличие от большинства стран налог на собственность в Швеции является государственным налогом. Оценка недвижимости регулируется Законом об оценке недвижимости от 1979 г. Стандарт оценки представляет собой истинное значение рыночной стоимости, получаемой при наилучшем использовании объекта недвижимости.

Стоимость земли и стоимость зданий, строений и сооружений устанавливается отдельно друг от друга. Освобождаются от налога такие объекты, как здания оборонных учреждений, общественного транспорта, больницы, школы, здания, используемые для отдыха и спорта, здания представляющие культурный интерес, административные здания государства, графства, муниципалитета и т.д.

Ежегодно проводится индексация оценочной стоимости. Это означает, что базовая стоимость пересчитывается с учетом коэффициента, основанного на тенденциях изменения цен и данных об уровне цен на определенный тип недвижимости в данном регионе. Объект недвижимости идентичен единице оценки. Иногда он может состоять из двух или более единиц оценки. Например , объект недвижимости, который включает в себя жилой дом и мастерскую, где владелец занимается каким-либо бизнесом, делится на две, а иногда и более единицы оценки в зависимости от использования различных частей собственности. Когда речь идет о здании, построенном на арендуемом участке земли, то здание будет составлять одну единицу оценки, а участок земли - другую единицу оценки.

Швеция поделена на стоимостные зоны, где стоимость аналогичной собственности приблизительно одинакова. Общее число стоимостных зон для одно- и двусемейных домов приблизительно равно 7500, для коммерческой недвижимости зон - около 1000. Для объектов недвижимости, которые имеют особенно хорошее местоположение, существуют поправочные коэффициенты. Например , коэффициент для объекта недвижимости, расположенного на берегу озера или моря, составляет 2,0. Участок с красивым видом будет иметь поправочный коэффициент 1,5. Существует коэффициент для участков, которые не имеют инфраструктуры, как водоснабжение и канализация. Стоимость участка без водоснабжения будет на 8000 крон меньше.

Оценочная стоимость строений зависит от их размера, возраста и качества.

Размер определяется как жилая площадь с прибавлением 20% вспомогательной площади, которой считается полуподвальный этаж или гараж. Качество определяется как сумма характеристик, например оборудование и строительные материалы, которые использовались для строительства. Если на одном участке земли находятся два дома, стоимость второго уменьшается на 50%.

Оценочная стоимость сравнивается с ценой реальных продаж объектов собственности.

Основным фактором при определении стоимости земли является разрешение на строительство. В центральных районах города больше ценится возможность строить магазины и офисы по сравнению с возможностью строить жилые дома. В других районах города больше может цениться возможность строить жилые дома.

Строения оцениваются или методом доходности (чаще всего), или методом строительных затрат.

Сельскохозяйственная недвижимость классифицируется по следующим группам: обрабатываемые земли и пастбища, земли лесного фонда и непродуктивные земли, сельскохозяйственные постройки, жилые дома и земля под этими домами.

Изменения на рынке недвижимости как на местном, так и на региональном уровне происходят регулярно и меняют оценочные стоимости, что вызывает необходимость их постоянного отслеживания и актуализации банка данных, а также пересмотра границ стоимостных зон.

Информация о недвижимости внесена в кадастровую систему и хранится и используется как база данных. Каждая единица недвижимости получает обозначение стоимостной зоны, к которой она принадлежит. В каждую декларацию недвижимости впечатывается это обозначение стоимостной зоны и другая информация. Налоговой службой определяется и сообщается владельцу недвижимости ее оценочная стоимость.

Остается добавить, что имущество стоимостью менее 900 тыс. крон от налога освобождено. При налогообложении учитывается суммарное имущество семьи в отличие от подоходного налога, где каждый подает налоговую декларацию.

В России мы вплотную подошли к необходимости создания государственного реестра недвижимости и единой методики оценки собственности, в чем нам может оказаться чрезвычайно полезным шведский опыт.

Виды начислений % к заработной плате
На пенсионное обеспечение 13,0
На медицинское страхование 8,43
На народную пенсию (для обеспечения тех, у
кого нет выслуги лет)
5,86
На пенсионную страховку 0,2
На страхование от производственного травма-
тизма
1,38
На превентивную защиту сотрудников 0,17
На выплату пособий по безработице, финанси-
рование переквалификации потерявших работу
2,12
На гарантию заработной платы при банкротст-
ве компании
0,2
На страхование жизни 0,61
На групповую страховку 0,95
На пособия при увольнении 0,28
На дополнительную пенсию 3,1
На страховку от травматизма 1,0
В гарантийный фонд 0,06
Налог на пенсионные платежи 0,6

Вопреки сложившемуся мнению, налоговая нагрузка на шведские компании не столь высока, как кажется. Более того, законодательство этой страны предусматривает ряд интересных возможностей для холдинговых структур.

Королевство Швеция - член Европейского союза, однако не входит в зону евро и продолжает использовать свою стабильную национальную валюту - шведскую крону. Налоговая система страны включает в себя в основном привычные для россиян виды налогов - корпоративный подоходный налог, НДС, а также социальные налоги, подлежащие уплате работодателями.

Преимуществом Швеции является возможность получения от Шведского налогового агентства (Skatteverket) предварительных заключений (skatterattsnamnden) в отношении той или иной сделки, операции или целой структуры взаимоотношений. Однако процесс его получения может занять от четырех до шести месяцев. Кроме того, услуга эта платная - сбор составит от 1 до 20 тыс. шведских крон (порядка 4500-90 600 руб.). В случае необходимости полученное предварительное заключение может быть обжаловано в Верховном административном суде Швеции, что обычно занимает до 12 месяцев.

Ставка корпоративного налога сопоставима с европейским уровнем

Корпоративным подоходным налогом (statlig inkomstskatt) облагается весь доход организации независимо от того, на территории какого государства он получен. В отношении нерезидентных компаний налогообложению подлежат только доходы от источников в Швеции.

С 2009 года ставка налога составляет 26,3 процента. То есть находится на среднем европейском уровне. Для сравнения: в Австрии - 25 процентов, Бельгии - 33 процента, Великобритании - 28 процентов, Испании - 30 процентов, Люксембурге - 28,59 процента, Нидерландах - 25,5 процента.

База по корпоративному налогу - прибыль, определяемая по правилам международных стандартов финансовой отчетности. Но есть ряд особенностей, которые позволяют снижать ставку.

Особый резерв позволяет переносить убытки на прошлые периоды

Законодательство позволяет шведским обществам относить в резерв распределения налогов (periodiseringsfond) до четверти прибыли. Зарезервированные средства используются на покрытие убытков, возникших в последующих налоговых периодах. То есть фактически общество получает возможность переносить отрицательный финансовый результат не только на будущие, но и на прошлые периоды. Остаток резерва учитывается в доходах по истечении шести лет с момента его формирования.

Но такая возможность предоставляется тоже не бесплатно. Так, в 2010 году размер платы за создание резерва составляет 2,304 процента годовых от его текущей суммы. Таким образом, для организаций, формирующих резерв в размере валовой прибыли (при отсутствии сумм резерва с истекшим шестилетним сроком), эффективная ставка налога составит 20,301% (26,3% × 3/4 + 2,304% × 1/4).

Что же касается переноса убытков в будущее, то его срок не ограничен. Исключение из этого правила сделано лишь для организаций, у которых поменялся собственник - владелец контрольного пакета. Такие общества учитывать убытки прошлых лет уже не могут.

Безвозмездная передача денег может учитываться в расходах компании

Еще одна удобная налоговая норма - перераспределение прибыли внутри группы компаний. И это несмотря на то, что понятия консолидированного налогоплательщика в Швеции не существует.

Для этого прибыльное общество перечисляет деньги другому участнику группы. Такой платеж учитывается в налоговых расходах первой организации и в налоговых доходах второй. Получается, что в Швеции официально разрешена безвозмездная передача денег, уменьшающая налоговую базу. Но использование такого механизма возможно лишь между организациями с долей взаимного участия в капитале более 90 процентов в течение всего финансового года.

Налога с дивидендов можно избежать

Шведское законодательство содержит ряд положений, которые направлены на привлечение в страну головных компаний транснациональных корпораций. Для этого в стране особым образом облагаются налогом дивиденды, проценты и роялти.

Полученные дивиденды. Эти суммы могут быть освобождены от корпоративного налога, если они поступили от резидента ЕС, государства, с которыми Швеция подписала налоговое соглашение, или государства с сопоставимой ставкой корпоративного налога. Таковой считается ставка не ниже 55 процентов от ставки налога в Швеции, то есть не ниже 14,465% (26,3% × 55%). Этот порядок относится, в том числе, и к России, так как между нашими странами заключено налоговое соглашение. Но для освобождения необходимо выполнить одно из следующих условий:

  • акции дочерней компании не котируются на фондовой бирже;
  • доля участия материнского общества в уставном капитале «дочки» - не менее 10 процентов, а продолжительность владения акциями - не менее 12 месяцев.

Выплаченные дивиденды. Обычная ставка налога у источника при перечислении дивидендов из Швеции составляет 30 процентов. Удержания налога можно избежать, если получатель денег является резидентом государства, с которым Швеция имеет налоговое соглашение, либо дивиденды в стране получателя облагаются по ставке не менее 10 процентов. Кроме того, акции, по которым выплачивает дивиденды шведская организация, должны отвечать упомянутым выше условиям освобождения от участия: респектабельность юрисдикции, а также некотируемость на бирже или условие о доле и сроке ее владения.

Доход от продажи акций и долей дочерних компаний. Если по таким «дочкам» выполняются все те же упомянутые условия, то прибыль от продажи долей и акций освобождена от налога с прибыли от реализации долей и акций. Если же эти условия не соблюдаются, то прибыль облагается в общем порядке, хотя убытки по такой сделке не учитываются.

Выплаченные проценты по долговым обязательствам. Такие суммы полностью признаются расходом заемщика вне зависимости от цели привлечения денег. Но только если ставка по ним соответствует рыночному уровню. Этот принцип подтвержден недавним решением Верховного административного суда Швеции от 28.06.10 № 2483-2485-09 по делу Diligentia AB. При этом в Швеции отсутствуют ограничения по учету процентов по займам, полученным от аффилированных лиц (правило «тонкой капитализации»). Нет и налога у источника при выплате процентов за рубеж. Последнее очень часто используется в международном планировании.

Выплаченные роялти. Налог у источника при выплате роялти за рубеж формально также отсутствует. Но для нерезидента получение таких лицензионных платежей от шведской компании признается извлечением дохода от источника в Швеции. То есть у него возникает постоянное представительство, что обязывает его самостоятельно платить налоги в этой стране.

Полученные проценты и роялти. Включаются в общую налоговую базу.

Офшорные компании могут быть признаны контролируемыми из Швеции

Что касается экономии шведских налогов с помощью низконалоговых юрисдикций, то здесь законодательство Швеции установило ряд препятствий. В частности, это касается прибыли контролируемых «дочек», в которых шведские организации прямо или косвенно владеют более чем 25 процентами капитала и обладают управленческими правами в том же объеме. Доход такой компании в соответствующей доле включается в налоговую базу шведского учредителя и облагается корпоративным налогом по общей ставке.

При этом низконалоговой считается компания из юрисдикции, которая одновременно соответствует двум условиям:

  • ставка корпоративного налога не превышает 55 процентов от ставки корпоративного налога Швеции (на текущий момент - 14,465%);
  • со Швецией не заключено налоговое соглашение.

Для этих целей к закону Швеции прилагается «белый» список юрисдикций, дочерние компании в которых не являются контролируемыми. Также контролируемыми иностранными компаниями не могут считаться резиденты стран - членов ЕС и Европейского экономического пространства.

В Швеции установлено четыре ставки НДС

Общая ставка НДС (moms) в Швеции равна 25 процентам. Также существуют пониженные ставки:

  • 12 процентов - реализация ряда продуктов питания, гостиничных услуг, деятельность в области культуры и спорта;
  • 6 процентов - продажа печатной продукции, услуги общественного транспорта;
  • 0 процентов - экспорт.

Медицинские, социальные, банковские и финансовые услуги освобождены от НДС.

На уплату налога может уйти половина дохода физлица

В отличие от корпоративных налогов, налоговая нагрузка на физлиц в Швеции достаточно высока.

Так, работодатель обязан уплачивать взнос на социальное обеспечение в размере 31,42 процента от фонда оплаты труда. Кроме того, он удерживает у работника подоходный налог. Его ставка является прогрессивной и составляет от 31 до 57 процентов. Самозанятые уплачивают социальные взносы (по пониженной ставке) и налог на свои доходы самостоятельно.

Дивидендный и процентный доходы физлица, а также доход от прироста капитала облагаются по ставке 30 процентов.

Однако для ключевых иностранных сотрудников, альтернативу которым трудно найти в Швеции, установлены налоговые льготы. В частности, они могут получать 25-процентный вычет из доходов от источников в Швеции в течение первых трех лет их трудовой деятельности. Такое же освобождение на тот же срок может получить и работодатель в отношении взносов на социальное обеспечение за этого работника.

Налоговое соглашение России со Швецией во многом сходно с кипрским

Швеция заключила более 80 налоговых соглашений, в том числе и с такими интересными в смысле международного налогового планирования странами, как Австрия, Болгария, Ирландия, Кипр, Люксембург, Мальта и Нидерланды. Между правительствами РФ и Королевства Швеции 15.06.93 была подписана Конвенция об избежании двойного налогообложения (ратифицирована Федеральным законом от 24.04.95 № 55-ФЗ). Она во многом похожа на соглашение России с Кипром. А с учетом нового российско-кипрского протокола содержит даже более мягкие условия.

Так, налог у источника выплаты дивидендов не должен превышать 5 процентов, если получатель (кроме партнерства) непосредственно владеет 100 процентами капитала общества, выплачивающего дивиденды. А в случае совместного предприятия - не менее чем 30 процентами капитала. Но в обоих случаях сумма инвестиций на момент фактического распределения прибыли должна составлять не менее чем 100 тыс. долларов (около 3 млн рублей). Во всех остальных ситуациях налог у источника не должен превышать 15 процентов (п. 2 ст. 10 Конвенции).При этом под совместным предприятием понимаются российские АО с участием иностранных инвесторов (). А под суммой инвестиций - как вклад в уставный капитал, так и покупка акций на рынке ценных бумаг. При этом срок владения акциями не важен.

Таким образом, при соблюдении ряда условий, при выплате дивидендов шведскому учредителю российская «дочка» удержит налог у источника по ставке 5 процентов, при этом в Швеции налога не возникнет вовсе. При перечислении же дивидендов в Россию уплаты налога можно избежать в полном объеме, если помимо шведских условий освобождения от участия будут выполняться требования для применения российской нулевой ставки (п. 3 в ред. с 1 января 2011 года). Тем более, что требование о стоимости доли дороже 500 млн рублей на выплаты дивидендов за 2010 год уже не распространяется.

Что касается процентов и роялти, то Конвенция предусматривает освобождение от налога у источника выплаты. То есть они облагаются налогом лишь в стране получателя.

Через шведские компании выгодно платить дивиденды

Шведские компании выгодно используют для безналогового аккумулирования прибыли «дочек», расположенных в странах ЕС, и ее дальнейшего перераспределения в Россию (см. схему).

Предположим, производственные и торговые организации, расположенные в государствах, с которыми Швеция имеет налоговое соглашение, а также в самой Швеции, выплачивают шведской материнской компании дивиденды. При соблюдении ряда требований налога у источника не возникает.

В Швеции также можно создать условия, чтобы полученные дивиденды налогом не облагались. Как и для того, чтобы избежать налога у источника (в отличие от других респектабельных юрисдикций) при последующей их выплате в Россию. В нашей же стране полученные доходы, начиная с прибыли за 2010 год, также могут не облагаться налогом, если соблюдаются условия .

Введение

Скандинавия (норв. и фин. Skandinavia, дат. и швед. Skandinavien) -историко-культурный регион на севере Европы, центром которого является Скандинавский полуостров. Он охватывает территории Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии.

Уровень налогообложения в Скандинавских странах традиционно один из наивысших среди промышленно развитых стран. Например, часть налогов в ВВП Швеции на начало 90-х годов составляла 61% (максимальный показатель среди этих стран). Сегодня она снизилась до 51%, однако все равно Швеция продолжает занимать по этому показателю первое место. Приблизительно такой же уровень налогообложения в Дании, в Финляндии он составляет 47% (третье место среди развитых стран). В данном реферате рассматриваются налоговые системы Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции. Приведены данные о некоторых налоговых органах и процедурах налогообложения, а так же о предметах налогообложения и процентных ставках.

Общая характеристика налоговой системы Швеции. Структура и основные виды налогов

Шведская налоговая система находится под руководством Министерства финансов Швеции, третьим по величине министерством после Министерства иностранных дел и Министерства промышленности. В Налогово-таможенном управлении министерства работает около 75 человек, что довольно мало по сравнению с другими странами. Однако в агентстве, отвечающем за сбор налогов, т.е. в Государственной налоговой службе, работает гораздо больше сотрудников - 1100 в Главном офисе и ок. 9500 человек в региональных управлениях. Такое соотношение количества сотрудников в министерствах и агентствах существует во всем государственном аппарате, насчитывающем примерно 250 агентств. Эта большая разница объясняется тем, как правительство и министерства управляют различными агентствами. Государственная налоговая служба выпускает предписания и рекомендации по толкованию законодательства, которыми должны пользоваться налоговые инспекторы. Управление также отвечает за выработку направлений деятельности, отслеживает ее и распределяет средства между региональными налоговыми органами, инспекциями и органами Службы судебных приставов.

Государственная налоговая служба Швеции - главный орган по начислению, сбору и принудительному взысканию налогов и ведению регистрации населения. До 2004 года функцию общего руководство осуществляло Государственное налоговое управление, а вся оперативная и контрольная работа по сбору налогов и регистрации населения осуществлялась независимыми региональными налоговыми управлениями, тогда как независимые региональные службы судебных приставов занимались взысканием долгов. Региональные налоговые управления вели всю сложную работу по таксированию объектов недвижимости, а с 2001 года регистрировали открывшиеся наследства. Но 1 января 2004 года все налоговые органы были слиты в единую организацию - Государственная налоговая служба. Региональные службы налоговых приставов пока сохраняют самостоятельность, хотя их будущее является предметом рассмотрения. Целью объединения Государственного налогового управления и региональных налоговых управлений было стремление к большей гибкости в оргструктуре и организации работы. Генеральный директор ГНС вместе с руководителями региональных управлений ежегодно утверждают т.н. национальный план, который и определяет направления работы. В нем указываются краткосрочные и долгосрочные цели, контрольные мероприятия, проводимые в масштабах всей страны, а также региональные мероприятия, соответствующие общим целям. Помимо национального плана существует возможность проводить и отдельные мероприятия в рамках регионов. Контрольная работа осуществляется всеми инспекциями, но некоторые из них являются специализированными. Так, несколько инспекций работают с крупнейшими налогоплательщиками, несколько инспекций занимаются экономическими преступлениями, несколько других контролируют иностранные предприятия. Кроме того, осуществляются и отдельные национальные проекты, например, контроль за электронной торговлей.

Все акцизы администрируются особой налоговой инспекцией в г. Людвика, а проверки по ним осуществляют четыре региональных управления в крупнейших городах. Шведская налоговая нагрузка является одной из самых высоких в мире, это связано с тем, что в Швеции очень много видов деятельности осуществляется за счет общественных средств. Конкуренция за налоговую базу между разными странами, особенно в ЕС, требует, чтобы ставки налогов были относительно низкими. Чтобы добиться этого, не снижая доходов общества, Швеция была вынуждена в последние годы расширять налоговые базы - были введены налоги на большее количество видов доходов и собственности - что позволило снизить ставки налогов. Шведские налоги можно разделять двумя способами: с одной стороны - прямые и косвенные налоги, с другой стороны - налоги на труд и на капитал. Прямые налоги взимаются с доходов и имущества физических и юридических лиц, а косвенные налоги являются косвенными до тех пор, пока они не направлены на конкретного налогоплательщика. Объектом налогообложения здесь является оборот товаров и услуг. Многие налоги являются прямыми, это подоходный налог, налог на прибыль предприятия и налог на недвижимость.

Примером косвенных налогов является НДС и акцизы. Прямые налоги берутся с домохозяйств, а косвенные, как правило, с предприятий. Налоги можно также разделить на категории в зависимости от того, что является источником происхождения налогооблагаемого дохода - труд или капитал. Налоги на труд берутся с тех доходов, которые за выполненную работу. В Швеции налоги на труд дают около 85% всех налоговых поступлений, а налоги на капитал - всего 15%. Налог на доходы от трудовой деятельности, большая часть которого идет муниципалитетам (коммунам), составляет значительную часть налоговых поступлений. Ставка налога прогрессивная, она начинается с примерно 30 процентов и заканчивается 55 процентами.

Это единственный налог, который попадает в распоряжение коммун. Муниципальный налог, который определяется самими коммунами, имеет ставку от 28 до 33 процентов. С доходов от трудовой деятельности, превышающих прим. 36 000 долл. США, взимается также государственный подоходный налог по ставке 20 процентов, а на доход свыше 55 000 долл. США ставка уже 25 процентов. Все налоги собираются Государственным налоговым управлением и ежедневно через систему счетов по типу концерна переводятся на центральный расчетный счет государства. Коммуны имеют право списывать с этого счета сумму, соответствующую подоходному налогу с их жителей. Существует также система выравнивания доходов, когда самые богатые коммуны отдают часть своих налоговых поступлений самым бедным коммунам. Социальные отчисления также высоки - почти 30 процентов - в то время, как налог на прибыль предприятий в 28 процентов не отличается от международного уровня. Налог на доходы физических лиц от капитала берется по ставке 30 процентов. Высшая ставка НДС составляет 25 процентов, акцизы также берутся со значительной группы товаров.

Если налогоплательщик в Швеции нарушит налоговое законодательство, он может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден за налоговое преступление. Налоговые преступления, за которые в Швеции можно получить от штрафа до 6 лет лишения свободы, раньше составляли подавляющую часть всех дел, рассматриваемых административными судами. Для квалификации деяния как налогового преступление необходим субъективный фактор - наличие злого умысла, а при наложении налогового штрафа учитываются лишь объективные обстоятельства. Проще говоря, достаточно указать неверные данные, чтобы встал вопрос о налоговом штрафе. То есть неверными должны быть именно указанные данные - неверное заявление о вычете не является налоговым преступлением, если сами цифры верные. Добровольное внесение исправлений в данные освобождает от налогового штрафа, если это исправление не стало результатом личного контакта инспектора с плательщиком или объявленной налоговым органом кампании по проверке именно таких деклараций. Налоговый штраф не налагается, если неверные данные стали результатом явной описки или ошибки в расчетах, если данные можно исправить с помощью контрольных данных, если данные исправлены добровольно или речь идет о незначительной сумме (по НДС 2500 крон, по прибыли 5000 крон). Штраф рассчитывается, исходя из укрытой от налога суммы, на которую начисляется 20 процентов по НДС и 40 процентов по всем остальным налогам. В каждом налоговом регионе есть отдел расследования налоговых преступлений со специально обученными технике допросов сотрудниками, но они не имеют права принимать решения о принудительных мерах.

  1. Прибыль частных лиц облагается пошлиной 55%.
  2. Доход юридических лиц облагается сбором 26,3%.
  3. Налог на прирост капитала составляет 30% (детали ниже).
  4. Уровень НДС: основной - 25%, сниженные - 12 и 6%.
  5. Государственная пошлина отсутствует, гербовый сбор взимается только для некоторых операций.

Налог на прибыль в Швеции для физических лиц

Пошлинами облагаются три категории граждан : резиденты (постоянно проживающие на территории страны), бывшие резиденты в случае, если в государстве осталось их недвижимое имущество, а также иностранные граждане, проживающие в пределах границ республики не менее 183 дней в году. Налоговая база состоит из сборов за предпринимательскую деятельность, заработной платы и прибыль от иных капиталов.

Система налогов в Швеции подразумевает наличие прогрессивной ставки в размере от 30 до 55%. Сбор состоит из двух пошлин: национальной и муниципальной . Муниципальный налог колеблется от 28,9 до 34,2% в зависимости от конкретной местности проживания плательщика. Национальный сбор полагается только тем лицам, чей уровень годового дохода составляет не менее 400100 крон. Общий размер подоходного налога в Швеции составляет:

Доход, шведская крона

Ставка, %

574301 и выше

Налоговый отчетный период приравнивается к календарному году. Подача декларации в уполномоченные органы является обязательной. Налог с зарплаты в Швеции перечисляется работодателем, с остальных источников - самим плательщиком. При просрочке передачи отчета с физического лица взыскивается штраф в размере 1000 крон или 120 евро. Если обнаружится факт сокрытия прибыли или предоставления недостоверных данных, к сумме сбора на все скрытые доходы будет прибавлено еще 40% в качестве наказания.

Налоги в Швеции для юридических лиц

В качестве плательщиков выступают местные компании и нерезиденты. Если фирма прошла регистрацию в Реестре предприятий юрисдикции, она считается резидентом и оплачивает налоги с общемирового дохода. Те, кто не состоит на учете, подают в декларации сумму, заработанную от контрагентов на территории страны. Стандартная ставка налогов в Швеции для предпринимателей составляет 26,3%. Допускается снижение уровня налогообложения до 19,7% в случае, если корпорация использует перераспределение прибыли в фонд периодизации.

Налоговый период для организаций приравнивается к финансовому году. Его протяженность составляет 12 месяцев, однако начинается он с первого числа любого месяца в году. Завершение периода обычно происходит в конце апреля, августа или декабря. Штрафы за просрочку подачи документации, оплаты и предоставление недостоверных данных аналогичны степени наказания, применяемой к физическим лицам.

  1. Допускается уменьшение налоговый базы последующих отчетных периодов при наличии убытков в предыдущем.
  2. В законодательство не включены требования к соотношению акционерного и заемного финансирования, что дает возможность для создания структур по получению процентов в качестве дохода от дивидендов.
  3. Прирост капитала не облагается налоговой ставкой если прибыль получена юридическим лицом от акций другого юридического лица, действующего в пределах границ государства или за рубежом. Физические лица оплачивают пошлину за прирост капитала в размере 30%.

От налога для предприятий освобождаются нелистингованные акции. Листингованные должны быть выпущены не менее года назад и составлять в совокупности более 10% от размера уставного капитала принимающей компании.

Налогообложение дивидендов в Швеции

При передаче прибыли юридическим лицам возможно освобождение дивидендов от ставок в перечисленных случаях:

  1. Акционер является резидентом ЕС, содержит не менее 10% от уставного капитала ООО, оплачивает налоги в государстве учреждения собственного бизнеса.
  2. Акционер находится под защитой регламента соглашения об избежании двойного налогообложения.
  3. Получатель дивидендов зарегистрирован в юрисдикции с аналогичной системой налогообложения, где ставка равна 10-15%.

При выплате финансов физическим лицам уровень обложения составляет 30% , если частное лицо является нерезидентом и на него распространяется действие соглашения о пресечении двойного налогообложения допускается снижение ставки до 15% . В некоторых случаях налог может быть отменен.

НДС в Швеции

Сбор обязаны оплачивать все физические и юридические лица, реализующие товары и услуги на территории государства. Регистрация в налоговом органе обязательна при любом уровне годового товарооборота. Пошлины взимаются на всех уровнях производства и реализации. Существует 4 основные ставки:

  1. 25% - распространяется на большую часть сервиса и продукции.
  2. 12% - для продовольствия, произведений искусства, гостиничных и ресторанных услуг.
  3. 6% - актуальна для транспортных маршрутных перевозок и печатной продукции.
  4. 0% - для финансовых, образовательных, банковских, социальных и медицинских услуг.

Для предприятий с товарооборотом менее 1 миллиона крон налоговый период приравнивается к календарному году. При превышении суммы отчетность требуется сдавать раз в квартал или месяц.

Другие виды пошлин

  1. Налог на собак в Швеции . Оплачивается всеми владельцами. Сумма рассчитывается исходя из роста пса в холке. В среднем налоги на животных в Швеции составляют 50-100 евро в переводе на местную валюту.
  2. Налог на имена в Швеции . Сбор относится к одним из самых комичных в мире. Пошлиной облагаются только те имена, которые при произношении могут создавать дискомфорт другим людям. Взимается с родителей младенца.
  3. Церковный налог в Швеции . Взыскивается с каждого гражданина, который относит себя к какому-либо вероисповеданию. Религия не имеет значения - с каждого верующего требуется оплата в размере 1-2% от годовой суммы дохода.

Историческая справка : как и сегодня, в средние века были актуальны подушные сборы. Чем только не брали с крестьян налог в Швеции: продуктами, непосильным трудом, землей, скотом и прочими ценностями. Тех, кто был не способен оплачивать дань, наказывали длительной военной службой. В этом плане современность радует несколько больше.

Новое на сайте

>

Самое популярное